Применение метода фокальных объектов при принятии финансовых решений. Метод фокальных объектов (МФО) (Интуитивный метод поиска решений) Применяется на стадии поиска направлений решения задачи

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе установления ассоциативных связей со случайными объектами или их признаками.

Метод фокальных объектов впервые был предложен в 1926г. Ф.Кунце, профессором Берлинского университета, который назвал его «методом каталога». Впоследствии этими исследованиями заинтересовался Ч.Вайтинг, американский ученый, который в 1958г. применил термин «фокальные объекты». Название происходит от слова «фокус», так как совершенствуемый объект лежит в фокусе внимания. Подобную технологию предлагает и специалист в области латерального (нетрадиционного) мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».

Метод фокальных объектов — замечательное средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом зрения.

Алгоритм работы с фокальным объектом:

Действие 1: Выбрать объект для усовершенствования (фокальный объект) Например: кастрюля.

Действие 2: Выбрать 3-5 случайных объектов, «ткнув пальцем в небо» (можно из книжки, словаря, газеты) Например: окно, кошка, фонарик.

Действие 3: Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов. При выборе признаков объектов желательно исключать типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях «большой – маленький»; признака цвета в значении «белый – черный»; не употребляются такие определения, как «красивый – некрасивый». Окно — прозрачное, прямоугольное, с форточкой. Кошка — пушистая, ласковая, мяукающая. Фонарик – светящийся, карманный, электрический.

Действие 4: Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций. Кастрюля прозрачная – из термостойкого стекла; кастрюля прямоугольная – кубической формы; кастрюля с форточкой – имеется небольшое закрывающееся отверстие для выхода пара или для помешивания. Кастрюля пушистая – в комплекте термогрелка-чехол для сохранения тепла; кастрюля ласковая – покрытая приятным на ощупь материалом; кастрюля мяукающая – подающая сигнал о конце готовки. Кастрюля светящаяся – со световым индикатором температуры; кастрюля карманная – складывающаяся; кастрюля электрическая – работающая от электричества.

Действие 5: Поразмышлять, чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи. Некоторые характеристики могут быть скомбинированы для получения более совершенного объекта. Например: электрическая кастрюля, прозрачная, с небольшим отверстием в крышке для выхода пара, имеющая индикатор температуры и подающая сигнал в конце готовки, да еще и с теплоизоляционным чехлом в комплекте – отличный вариант!

Детям можно предлагать задания по МФО с 3 – 3,5 лет , конечно, в упрощенном варианте. Сначала делается подборка словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.

Например: Как, в каком случае, может быть «мыльная машинка»? – Когда машинку моют и она в мыльной пене. Или мыло сделано в форме машинки.

С 4 — 4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад одного объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.

Например: карандаш – острый, тонкий, сломанный. Если рассмотреть эти признаки применительно к столу: острый стол – может быть край острым, тонкий стол – сделан из тоненьких реечек, сломанный стол – поставили что-то очень тяжелое, стол и сломался.

Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.

По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность – рисование, конструирование, лепка, поделка.

С 6 лет можно придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО - это увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение и ребенка, и взрослого.

Например: как оформить детскую кроватку? Как необычно украсить комнату к празднику? Какой подарок сделать бабушке? И др.

Метод фокальных объектов замечательно подходит для создания сказочных, фантастических объектов.

Например: создаем сказочный цветок для Снежной Королевы. Для переноса признаков предлагаем приметы Нового года: мандарин, свеча, мишура. Подбираем характеристики: мандарин сочный, яркий, из долек; свеча – горящая, тающая, потрескивающая; мишура – блестящая, длинная, гибкая. Переносим признаки на Цветок: цветок сочный (сделан из воды, которая в царстве Снежной Королевы замерзнет, и получится цветок ледяной – эта характеристика, кстати, перекликается с «цветок тающий»). И так далее, по всем признакам. В конце выбираем наиболее подходящие характеристики: Цветок ледяной, сияющий изнутри, мелодично потрескивающий на морозе, имеющий гибкий длинный стебель (наподобие вьюнка).

Salvador Dalí. Slave Market with the Disappearing Bust of Voltaire. 1940 Сальвадор Дали. Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера

Метод фокальных объектов: сущность, основные этапы и примеры

Метод фокальных объектов (МФО) – метод поиска новых идей и характеристик объекта, путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков других объектов, выбранных случайным образом.
Этимология: Термин «фокальные объекты» происходит из того, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса на него признаков случайно выбранных объектов.
Другие названия: Метод каталога. Метод случайных объектов.

2. История. В 1926 году профессор Берлинского университета Ф. Кунце создал Метод каталога, который состоял в произвольном выборе из каталога (словаря, книги, журнала), любого случайного слова, соединения его с названием объекта и развитием полученных сочетаний с помощью ассоциаций. При этом данный метод предназначался преимущественно для решения технических задач. В 1958 году Чарльз Вайтинг (США) усовершенствовал данный метод и впервые назвал его «Методом фокальных объектов» (МФО). Впоследствии Эдвард де Боно, предложил модификацию метода — «Случайное слово».

3. Основные функции
1. Применяется с целью нахождения новых, оригинальных модификаций и новых сфер применения известных объектов и способов, их совершенствования, разработки новых товаров и открытии их неожиданных свойств, создании рекламы и написании статей.
2. Служит средством тренировки фантазии, развития воображения и ассоциативного, нестандартного мышления.
3. Является эффективным методом вхождения в творческое состояние.

4. Методологические основания и принципы
1. Принцип всеобщей связи объектов и явлений.
2. Понимание творчества как комбинирования и создание новых сочетаний признаков.
2. Творческий потенциал ассоциативного поиска и эвристические свойства случайности, радикально расширяющей поле поиска. Расширение пространства возможностей способствует рождению новых неординарных идей, последующее развитие которых, ведет к эффективным решениям проблемы.

5. Сущность метода
Сущность состоит в перенесении новых признаков и качеств случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, в развитии возникших необычных сочетаний с помощью «Метода свободных ассоциаций» и трансформации их в эвристически ценные решения.

6. Правила

1. Фокальным объектом может служить отдельный предмет, товар или услуга, система и организация.
2. При выборе фокального объекта необходимо установить цель его совершенствования, которая будет служить критерием отбора полученных сочетаний и идей.
3. Выбирать случайные объекты необходимо наугад, непреднамеренно, самым случайным образом.
4. Необходимо использовать случайные слова из разных, самых отдаленных и неожиданных областей, включающих искусство, фантастику, спорт, военное дело, явления природы.
5. Дать полную свободу воображению, расширять пространство и играть со словами. Выбирать уникальные, редкие, случайные признаки объектов, избегая абстрактные, подходящие всем объектам.
6. Составлять наиболее полные списки полученных сочетаний, включая неожиданные, дикие, «слабые» и абсурдные. Особое внимание обратить на внешне несовместимые сочетания, развитие которых, как правило, приводит к неожиданным и эффективным решениям. Не торопиться отбрасывать, на первый взгляд, неподходящие идеи до их развития.
7. Необходимо войти в творческое состояние и свободно развивать каждое сочетание с помощью свободных ассоциаций, интуитивно улавливая и фиксируя яркие, смешные и эмоционально влияющие идеи.

7. Процедура и основные этапы
1. Определить проблему, ключевое слово, содержащее ее сущность, выбрать объект и сформулировать цель его совершенствования.
2. Выбрать 3-5 случайных объектов (существительных), открыв наугад энциклопедию, словарь, книгу, газету. Их могут случайным образом по очереди назвать участники группы. Предпочтение отдается словам из областей, максимально далеких от фокального объекта.
3. Выписать для каждого из случайных объектов несколько (5-10) характерных уникальных свойств, функций и признаков (прилагательных).
4. Перенести поочередно полученные свойства и признаки на фокальный объект и записать новые сочетания.
5. Каждое из сочетаний развить путем свободных ассоциаций и зафиксировать все возникающие интересные идеи. Развитие полученных сочетаний приводит к решению исходной проблемы
6. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения новизны, оригинальности, эффективности и возможности реализации.

8. Варианты и модификации
1. Модификации метода фокальных объектов создаются путем замены частей речи при выборе признаков случайных объектов. Так вместо традиционно выбираемых прилагательных, можно выбирать и связывать с фокальным объектом: имена существительные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы, междометия и частицы.
2. На этапе выбора уникальных свойств и признаков случайных объектов возможно применение списков «вращающих», раскрывающих» случайный объект вопросов, а также применение метода мысленного эксперимента.
3.Существует ряд компьютерных программ, поддерживающих процедуру случайного ассоциативного поиска.
4. Метод фокальных объектов применяется как в группе, так и для индивидуального поиска новых идей.

9. Преимущества метода
1. Универсальность метода, инвариантность для решения самого широкого круга задач от усовершенствования объекта, до написания статей.
2. Простота техники и легкость освоения порождают неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
3. Использование эвристического потенциала случайности ведет к получению нешаблонных идей и нестандартных решений.
4. Свободный перенос на исследуемый объект отдаленных свойств других объектов, позволяет увидеть его в новом, неожиданном свете.
5. Метод выступает эффективным способом развития воображения и ассоциативного, нестандартного мышления.

10. Недостатки и ограничения
1. Метод неэффективен при решении сложных задач.
2. Метод не раскрывает причины и сути проблемы, а составление случайных сочетаний, не дают гарантии получения сильных решений.
3. В методе отсутствуют правила и критерии отбора и оценки получаемых идей.
4. Эффективность метода зависит от воображения участников, умения играть понятиями и чувствительностью к языку.

11. Пример применения.
Предложен изобретателем Н. М. Балезиным.

1. Фокальный объект – Кастрюля.
Цель — расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.
2. Выбираем случайные объекты : дерево, лампа, кошка, сигарета.
3. Выписываем признаки случайных объектов:
Дерево — высокое, зеленое, голое, срубленное, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа — электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка — живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
Сигарета — дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.
4. Присоединяем к фокальному объекту выбранные признаки случайных объектов:
Дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками;
Лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля;
Кошки: нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля;
Сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.
5. Развиваем полученные сочетания:
— кастрюля с корнями — кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой;
— разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд;
— нюхающая кастрюля — кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи;
— мяукающая кастрюля — подающая сигнал об окончании варки и т.д.
6. Отбираем наиболее сильные, реализуемые решения:
— разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд;
— мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.

  • Александров Александр Владимирович , кандидат наук, доцент
  • Жабунин Антон Юрьевич , кандидат наук, доцент
  • Мироседи Светлана Андреевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Мироседи Татьяна Геннадьевна , старший преподаватель
  • Волжский политехнический институт
  • МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
  • ПРИНЯТИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ

В статье проведено исследование теоретических и практических аспектов использования метода фокальных объектов и возможности его использования для принятия финансовых решений с учетом специфики данной области деятельности.

  • О некоторых особенностях расчёта средневзвешенной стоимости капитала в процессе оценки стоимости компаний
  • Роль классификации объектов основных средств в организации их учета
  • Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Метод фокальных объектов был разработан профессором Берлинского университета Эмилем Кунце в 1923 году и доработан Чарльзом Вайтингом в 1958 году. Распространенность метода обусловлена его простотой и существенными возможностями поиска новых, иногда нестандартных подходов к решению имеющейся проблемы.

Цель метода – преодоление косности мышления при решении различных задач, абстрагирование от второстепенных свойств объектов и активизации способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект. Совершенствуемый объект при этом лежит в фокусе переноса, что предопределяет его название – фокальный. Присоединение к фокальному объекту признаков случайных объектов позволяет становиться источником гипотез, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями: им дается экспертная оценка, они отбираются и рассматриваются с точки зрения возможностей и путей реализации. Большое значение имеет тот факт, что генерирование нестандартных гипотез происходит в любом случае, а их количество зависит от количества объектов, свойства которых переносятся на исследуемый объект.

Метод фокальных объектов эффективен при поиске новых идей, способов модернизации и совершенствования исследуемых объектов. В сравнении с классическими методами поиска решений (Метод «мозгового штурма», метод Дельфи и др.), метод фокальных объектов отличается существенно меньшими временными затратами на поиск и принятие решений.

Метод направлен на преодоление стереотипов мышления, чем и определяется сфера его возможного применения. Стереотипное мышление, в целом, имеет некоторые преимущества: позволяет тратить меньше усилий на решение повседневных, шаблонных задач. Однако в нестандартных ситуациях нередко парализует сознание и резко снижает эффективность деятельности. Для решения данной проблемы необходимо развитие творческой составляющей мышления, что успешно происходит в рамках метода.

Метод реализуется посредством следующего алгоритма действий.

  1. Определяется объект, который предстоит усовершенствовать.
  2. Произвольно определяются другие объекты. Для чистоты эксперимента слова должны выбираться произвольно из большого количества объектов. Случайно найденными объектами могут быть и названия объектов живой и неживой природы и части речи: прилагательные, существительные, местоимения, наречия, числительные и даже союзы. Для характеристики вспомогательных объектов чаще всего используются существительные. Как правило, на первом этапе достаточно 4-5 слов.
  3. У вспомогательных объектов выделяются характеристики.
  4. Выделенные характеристики применяются к исходному объекту, и на базе новых сочетаний ведется поиск нестандартного решения.
  5. В результате объединения исследуемого объекта и гипотез рождаются различные гипотезы, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями.
  6. Часть гипотез сразу исключается как невозможные или нежизнеспособные, остальным гипотезам дается экспертная оценка, анализируется реализуемость, эффективность.

Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности. Он обеспечивает также перегруппировку и смещение ценностных структур, в результате чего возникает новая ценностная конструкция.

Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и не эффективны при точном целеполагании. Также важно понимать, что метод имеет ограниченную область применения и практически не используется при работе со сложными техническими задачами.

Основными областями применения метода являются маркетинг, дизайн, обучение, публицистика, техника (обычно при создании новых объектов) и др.

В той или иной степени, метод фокальных объектов может применяться практически в любой области деятельности. Анализ возможностей использования метода фокальных объектов в области финансового предпринимательства и при принятии финансовых решений позволяет сделать следующие выводы:

  1. Метод фокальных объектов имеет ограниченные возможности применения в финансовой сфере, поскольку основным критерием выбора здесь является достижение оптимального соотношения между доходностью, риском и ликвидностью. Указанные параметры имеют количественную природу и определяются не экспертным путем, а системой показателей.
  2. Применение метода фокальных объектов при прогнозировании действий участников рынка также не имеет больших перспектив, поскольку в основе финансового прогнозирования лежат принципы экстраполяции имеющейся информации о действиях участников рынка на перспективу в рамках рассматриваемого горизонта планирования.
  3. Метод фокальных объектов может использоваться при поиске новых источников финансирования, при разработке новых финансовых продуктов и инструментов. В частности, появление финансовых пирамид и криптовалют во многом произошло благодаря неосознанному применению методов мозгового штурма и фокальных объектов.

Метод фокальных объектов раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать новые творческие идеи и решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне исключают кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, так как при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Некоторые существующие продукты/услуги своим появлением обязаны именно методу фокальных объектов. При этом иногда исследователи применяли этот метод инстинктивно за счет развитого творческого мышления.

Метод фокальных объектов может быть полезен как средство для развития творческого воображения, снятия психологической инерции, раскрепощения фантазии. Метод хорошо справляется с задачами обновления продукта/услуги, но малоэффективен при решении сложных организационных задач, поэтому для решения проблем он применятся только как инструмент снятия инерции мышления и страха перед проблемой.

Список литературы

  1. Благова, Т.Ю. Креативные методы дизайна в проектировании объектов декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие / Т.Ю. Благова. – Благовещенск, Изд-во: АмГУ, 2013 – 57 с.
  2. Ломакин Н.И. Теоретические основы управления денежными потоками в условиях рынка // Н.И. Ломакин, И.И. Томина. – Научные труды SWorld. 2011. Т. 12. № 3. С. 56-57.
  3. Луков, В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. – М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та: Флинта, 2010 – 240 с.
  4. Саати, Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях. Аналитические сети. / Т.Л. Саати. – М.: ЛКИ, 2008. – 360 с.

Дата публикации: 03.11.2010

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Суть - активизация ассоциативного мышления человека.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)
  2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)
  3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль
  4. Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются
  5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Внимание!
В приведенном алгоритме, в отличие от "классических схем", работа по МФО начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?
Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их "подходящие" свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.
Например, при работе по МФО с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч. "забор". Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства "дырявый, грязный". И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель.
В результате развития ассоциаций по словосочетаниям "грязный скальпель", "дырявый скальпель" он разработал несколько новых видов хирургического инструмента. "Грязный скальпель" - на него наносят нужное для операции покрытие из лекарств (т.н. "грязь") - для остановки крови, анестезии, обеззараживания и т.д. Один из вариантов "грязи" - заиндевевший скальпель, т.е. сильно замороженный. Им легко и безболезненно можно выполнять простые операции.
Если бы мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как "грязный" и "дырявый". А именно они дали самые сильные необычные решения.
Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если вы сделаете себе "домашнюю заготовку" из 50-100 слов и их свойств, то вы сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу по МФО по любым фокальным объектам.

  1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
  2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
  3. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
  4. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.
  5. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
    "Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?" поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет "ЭТО" покупать и платить за "ЭТО" деньги.
  6. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне "отсекают" кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Метод позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта.
Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии - и для школьников, и для взрослых.

Также читайте статьи Н. Козыревой по другим творческим методам.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

В центре внимания многих авторов стоит развитие познавательной деятельности детей, умственных способностей . Все большее место в решении этой задачи занимает технология Г.С. Альтшуллера ТРИЗ . Главная идея теории состоит в том, то технические решения возникают и развиваются не как попало, а по определенным законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Технология в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ творческая педагогика. В детский сад ТРИЗ пришла в 1987 г. Цель технологии ТРИЗ - развитие у детей гибкого, нестандартного, диалектического мышления, изобретательской смекалки, творческого воображения. Главное не просто развивать фантазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Исходным положением технологии по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Кроме того, она опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Тризовская технология подбор коллективных игр и занятий, где используются методы и приемы, разработанные еще М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом, адаптированные к работе с детьми В.Ф. Богат, А.М. Страунинг, М.Н. Шустерманом и др. .

Методы и приемы технологии ТРИЗ

Метод фокальных объектов;

- «тайна двойного» или выявление противоречивости в объекте;

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок;

- «метод маленьких человечков» и др.

Технология ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на исторические темы (история изобретения колеса, карандаша, и т.п.). Рассматривание объекта в его временном разнообразии позволяет понять причину постоянных совершенствований, дополнений. Дети начинают понимать, что изобретать это значит решать противоречия . Технология ТРИЗ успешно применяется и на прогулках детьми. Используются приемы, активизирующие детскую Фантазию: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объектов. О чем спорит ветер с солнцем? Давайте оживим ветер. его мама? Кто его друзья?



Характеристика методов и приемов технологий

Метод фокальных объектов.

Термин фокальный используются для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания. Данный метод позволяет ставить следующие задачи:

Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;

Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ране полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;

Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объект используя найденные определения;

Проанализировать художественное произведение или картину

В рамках методов фокальных объектов можно проводить различные занятия с детьми в разных возрастных группах детского сада.

Пример1: Занятие «Ознакомление с кошкой» (средняя группа)

Воспитатель. Учился в школе волшебников лентяй. Он баловался на занятиях, не слушал объяснений учителя. Как-то раз ему предложили домашнее задание сделать сказочную, необычную кошку. А как сделать он не слышал. Пришел домой и стал думать: из чего сделать кошку? Взял свою любимую тарелку (показывает детям фарфоровую тарелку), положил ее в кастрюлю с мотором и думает: что бы еще туда положить?

Воспитатель. Как вы думаете, что можно еще положить в кастрюлю?

Дети . Дети называют любой предмет (или несколько предметов) подбирают к нему определения.

Воспитатель. Закрыл лентяй крышку, включил мотор. Все перемешалось кастрюле. Выключил мотор, открыл крышку и видит совсем обыкновенных кошек, но они... Как вы думаете, какие они,

Дети . Объединяя определения придуманных предметов со словом кошка, дети называют, какими свойствами должна обладать эта реальная кошка. Например, фарфоровая кошка, статуэтка, игрушка.

Воспитатель. Долго лентяй любовался на своих кошек. Но вдруг вспомнил, что нужно сделать необычных кошек. Снова закрыл о крышку своей кастрюли, включил мотор и произнес волшебные слова. Открывает кастрюлю, а там... Как вы думаете, какие кошки на этот раз были в кастрюле?

Дети . Дети придумывают сказочных кошек, называют их качества отталкиваясь от полученных словосочетаний. Рассматривая или изменяя какой-то объект, например яблоко, дети произвольно выбирают другой предмет (или два-три), не имеющий к нему отношения. Для такого выбора предлагаются картинки, игрушки. Когда предмет выбран ему нужно дать 5-10 определений. Например, выбран пингвин. Какой пингвин? Бегущий, летящий, прыгающий, смеющий, плавающий, заботливый. Подобранные определения подставляются к предмету, находящемуся в фокусе, яблоко и рассматриваются полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко заботливое яблоко. Затем в понятие яблоко вводятся элементы, которые ему не свойственны. Летающее яблоко ему нужны крылья, или надуть его как шар, яблоко внутри пустое, осталась одна кожура, он легко, может летать. Бегущее яблоко - у него выросли ножки. Смеющееся яблоко - у него должны быть рот и глаза.

Пример 2. Рассматривание картин и составление описательных рассказов

Воспитатель. Выставляется картина «Собака щенятами» (из серии картин по развитию речи В.В. Гербовой). Сначала детям предлагают подобрать слова-помощники, которые подскажут, как рассказать о картине.

Дети . Затем нужно рассмотреть картину по наводящим вопросам воспитателя и, отвечая на них, использовать найденные определения.

Лев сильный, огромный, грозный, рыжий, пушистый, рычащий/пугающий, быстрый, ловкий,

крадущийся.

Свитер - новый, любимый, пушистый, колючий, легкий разноцветный.

Воспитатель . Кто на картине сильный, огромный?

Дети. Собака,

Воспитатель. А чем еще она похожа на льва?

Дет и. Она рыжая, пушистая и т.д.

В о с п и т а т е л ь. А кто на картине быстрый, ловкий?

Дети отвечают, затем самостоятельно дают описание картины, используя найденные определения.

Дети. Огромная, рыжая, пушистая собака лежала около конуры на траве. Рядом с ней лежал маленький

пушистый ребенок, ее любимый сыночек. Перед собакой и щенком стояла тарелка с едой.

2. Педагогический поиск. Это основное средство работы с детьми. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок о чем-то спрашивает, не надо тут же отвечать ему. Наоборот, следует спросить, что он сам об этом думает, пригласить его к рассуждению и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопроса, педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспитатель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было бы деревьев?» Дети предлагают варианты своих суждений. Затем спросить: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов, в которых могут повторяться, но вместе с тем раскрываться и новые свойства и качества деревьев. Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, ли из него можно сделать столько вещей, зачем человек пучился добывать металл, изобрел пластмассу? Какие свойства дерева не нравились человеку? Чем дерево неудобно? люди выращивают лес и создают парки? Качества всех деревьев одинаковые или отличаются? Чем могут лечиться деревья? Какие предметы из дерева можно назвать?» Затем проводятся опыты, во время которых выясняются свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит - не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др. Таким образом, занятия проводятся как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дают понять, что дерево можно заменять другими материалами, которые используются при изготовлении посуды, мебели.

3. «Тайна двойного», или выявление противоречий . Противоречия ищутся в объекте, явлении.

Солнце - это хорошо, потому что светит, греет, радует. Но солнце это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет. Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побуждать его находить противоречия в том или ином явлении. От противоречий не следует уходить, надо научиться их разрешать.

4. Разрешение противоречий . Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Г.С. Альтшуллер выявил 40 принципов разрешения противоречий. Перечитав многие народные и авторские сказки, мы обнаружили, что сказочные герои успешно пользовались ими при разрешении противоречий. Сделай заранее. Заранее выполняется требуемое изменение объекта. Отправляясь в дальнюю дорогу, герои разматывают ниточку клубка, разбрасывают камешки, которые потом помогут им вернуться. Обратить вред в пользу. Используются отрицательные факторы для получения положительного эффекта. В сказке братьев Гримм «Три пряхи» отрицательный фактор - уродства трех тетушек (отвисшая губа, длинный палец, огромная нога) избавили главную героиню от нелюбимой работы (положительный результат). Объединение разъединение. Ивану-царевичу и Серому Волку удалось найти молодильные яблоки только потому, что они действовали вместе, т.е. успешно объединили, согласовали свои усилия.

5. Прием копирования. Вместо настоящего объекта используется его оптическая копия. Чтобы поймать сбежавшую Людмилу, Черномор превращается в Руслана и легко добивается цели. А в «Молодильных яблоках» такой прием использует Волк, когда превращается сначала в коня, а затем царевича. Принцип дробления. Состоит в разделении объекта на независимые части. Мультфильм «Возвращение Капитошки» отлично иллюстрирует его. Капитошка рассыпался на мелкие брызги, чтобы спастись от злой тетки Волчихи, а затем снова соединился. Принцип матрешки. Основан на расположении одного предмета внутри другого. Кощей Бессмертный прячет свою смерть на кончике иглы, иглу - в яйце, яйцо - в утке, утку - в селезне, селезня - в хрустальном ларце. Принцип изменения окраски. Состоит в изменении окраски объекта или внешней среды, степени прозрачности. В мультфильме «Осьминожки» с помощью этого принципа маленькие плутишки решили массу противоречий/Например, как играть и не мыться одновременно. Для этого они просили более чистоплотного братишку поменять цвет и помыться сколько раз. А как спрятаться от папы, никуда не прячась? Для этого достаточно перекраситься в цвет ковра. Разрешение противоречий во времени. В сказке С.Я. «Двенадцать месяцев» одни месяцы появляются на новогодней поляне раньше своего срока, а другие - значительно позже. Принцип изменения агрегатного состояния. Объект переходит в другое агрегатное состояние, и от этого меняются свойства. Сердце Кая из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» превратилось в льдинку и изменило свои свойства: вместо доброго стало злым. Принцип посредника. Для выполнения действия используется промежуточный объект-переносчик. В сказке «Златовласка» муха-посредник помогла Ирижику отыскать среди шестнадцати принцесс Златовласку.

6 . Метод мозгового штурма. Он также способствует развитию познавательной деятельности. Вот так происходит мозговой штурм в старшей группе. Формирование цели занятия. Придумать новую мебель для кукол. Объявление проблемы. Мебель для кукол есть, но она очень большая, в группе для нее недостаточно места, необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы в ней помещались куклы, и в то же время должна быть маленькой, чтобы она сама помещалась в игровом уголке. Формирование ограничений. Использовать имеющийся материал для изготовления мебели; ограниченный ее размер. Сообщение воспитателя и детей о традиционном решении. Мебель бывает складная (раскладушка), раздвижная (полка, кресло-кровать и т.п.). Выявление элементов, подлежащих улучшению. Ножки и спинки у кровати и стульев; ножки у стола; высота и ширина шкафа и т.п. Выдвижение идей. Сделать: ножки складные, выкручивающиеся; кровать без ножек; столы и стулья раздвижные; мебель многоярусную, складную; в шкаф можно вкладывать кухонный стол, в стол тумбочку, в тумбочку полку, в полку стол и т.д.

7.Анализ выдвинутых идей. Отбор решений, встречающихся в художественной литературе. Гамак в «Золотом ключике», скорлупка грецкого ореха постель для Дюймовочки, отсутствие мебели у «Бременских

музыкантов». Отбор оригинальных решений, которые можно реализовать с детьми. Каждый вариант анализируется с разных сторон, выясняются качества хорошие и плохие, лучшие для данного момента. Практическое выполнение. Дети решают, что каждый из них будет делать на занятии по труду. Обсуждаются этапы коллективной работы. Итог. Из куска ткани дети сделали гамак, закрепляющийся на шкафах; стулья-подушки; шкаф-подушка для хранения кукольных вещей; постель-мех, ковер, теплая одежда; кровать перевернутый стол или сдвинутые стулья. Вся мебель разместилась в кузове грузовика. Развивать познавательную деятельность можно с использованием и задач на развитие воображения: сочинение сказок, продолжение известных сказок, «салат» из сказок, творческих заданий, занятий.

Например, «Каменное занятие». Камень выполняет роль ведущего и знакомит детей со способами

обработки и использования камней. Детям рассказывают, где и как используется камень. Затем предлагают пофантазировать: «Если все вокруг станет каменным, как они будут жить, чем питаться...».

«Сердечное занятие». В теплой, доброжелательной обстановке раскрыть природу такого нравственного качества, как сердечность, сердечное отношение к старшим, старикам, близким людям; сердечные тайны; любовь двух сердец. Затем предлагают детям как бы поговорить со своим сердцем, расспросить, что ему нужно для хорошей работы. «Дырявая прогулка». Путешествие в дырку в земле, знакомство с ее обитателями: насекомыми, корнями растений. Космическая прогулка через дырку в небе, прогулка по Млечному Пути. Прогулка по дереву, вхождение в дупло. «Дырка» на теле человека (ухо, нос, рот). Изучение человека - путешествие по его организму. «Вареная прогулка». В борщ к овощам, знакомство с ними. На стройку (кто такой сварщик, каковы свойства металла). Прогулка капельки воды, которая из тучи попадает сначала в реку, потом в водопровод, а потом в кастрюлю на плите. «Ледяная прогулка». На замерзшую реку (что произошло с рекой и ее жителями). На ледяную горку, в ледяной городок. Встреча с Ледяной королевой (соревнования или путешествие в ее царстве).

8. Использование аналогии. Особый вид работы по технологии ТРИЗ решение сказочных задач и

придумывание новых сказок с помощью специальных методов, в том числе аналогий.

Например, детям предлагают спасти колобка от лисы, выручить семерых козлят, самому спастись от Бабы Яги, придумать сказку о том, как вместо большой-пребольшой репка выросла маленькой-премаленькой и т.д. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности игровую, речевую* рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д. Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем шепчутся твои листочки?» «Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь есть?»

8.Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика (У.Дж. Гордон, США, 1950-е гг.). Синектика (греч.) объединение разнородных элементов. По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

Неоперативный (неуправляемый) - интуиция, вдохновение;

Операционный (управляемый) - использование различного вида аналогий.

Если ребенка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить ффективность творческого мышления. Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное, за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и,

следовательно, решаемое известными путями. Аналогия бывает разных видов: прямая и фантастическая.

9. Прямая аналогия. Объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений. Для знакомства детей с прямой аналогией можно прочитать стихи. На свете все похоже:

Змея - на ремешок из кожи;

Луна - на круглый глаз огромный;

Журавль - на тощий кран подъемный.

Различают несколько видов аналогий.

Компонентная (структурная) аналогия по сходству элементов, составляющих объект. Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры. Снег одеяло, вата облако, тополиный пух мука, пена сладкая вата. Функциональная аналогия. Надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект, что он делает? Затем в окружающем мире найти объект, который выполняет аналогичные функции. Искать следует в противоположных областях. Техника природа: машина лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листья на ветру. Ветер пылесос, вентилятор, движение. Аналогия по форме, когда рассматриваемые предметы похожи по внешнему виду. Сосулька карандаш, нож, ручка, нос; фонарный столб жираф, удочка, крючок, двойка, курица, ищущая цыплят. Аналогия по цвету. Солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса. Зеленый лист - огурец, виноград, танк, машина, ель. Аналогия по ситуации или по различным положениям и состояниям явления или предмета. Тихий час утро в лесу, закат, затишье перед бурей. Умывание весенний водопад, паводок. Аналогия по свойствам, требующим ответа на вопрос: Какой? Шарик (какой?) резиновый соска, калоша, купальная шапочка; упругий мяч, зонт, ветер, жвачка, струя. Комплексная аналогия при

рассматривании одного объекта. Например, обсуждается объект дверь.

По форме: плитка шоколада, картина, фантик.

По функции: веки, рот, крыша, зонт, чемодан.

По свойствам: деревянная сундук, шкаф, ветка; крашеная веки, ногти, обложка; легкая бабочка,

лепесток; скрипучая дерево, стул.

По цвету: облако, снег, вата, мороженое.

Развивая и комбинируя различные виды прямой аналогии, Г.Я. Буш предложила метод гирлянды ассоциации. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Отталкиваясь от исходного слова, составляют цепочку слов. Каждая новая ассоциация подбирается не по первому, а по последнему слову.

Например, дети много шумят, бегают, листопад, капли, фонтан, лед, зеркало, лужа, прогулка, дети. Цепочка ассоциаций может быть короткой или длинной, значения не имеет. Каждый находит ту аналогию, которая ближе ему по характеру, настроению, темпераменту.

10. Фантастическая аналогия. При решений различных задач и закреплении знаний фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство, фантастических зверей, насекомых, пришельцев из других миров для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации. Когда удается найти фантастическое решение задачи, необходимо понять, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие. Дети будут высказывать неожиданные идеи, если предложить им описать, как они представляют себе сказочные детский сад, занятие, прогулку, праздник, обед, выходной, игру и т.п. В таких рассказах дети интуитивно выражают свои потаенные мысли и желания. Обучение новому делу или закрепление навыков проходит более продуктивно, если ситуацию перенести в сказку. Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле, сложившейся ситуации. Например: «Каша сегодня волшебная. Она называется "попрыгунчик". Тот, кто съест всю кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соревнования, кто дальше прыгнет». Помимо перечисленных методов развития творческого мышления, ТРИЗ опирается на различные виды изобразительного творчества детей: рисование, аппликации, лепки, конструирование, моделирование и др., и таким образом эта технология способствует развитию воображения, фантазии детей. Итак, инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников характеризуют дошкольную педагогику как развивающуюся науку, направленную на изучение и познание реальных педагогических явлений. Профессионально образованному и компетентному педагогу знание педагогических инноваций поможет эффективно организовать жизнедеятельность ребенка-дошкольника.