В каком органе регистрируется устав автономного учреждения. Порядок создания автономного учреждения ау

Взаимоотношения между физическими и юридическими лицами строятся на взаимном обмене деньгами, услугами, материалами. В современной практике нередки ситуации, когда заемщик становится неспособным вовремя исполнить обязательство, установленное контрактом. Для должника и кредитора важно вступить в переговоры, найти компромисс, чтобы избежать судебных разбирательств, дополнительных расходов. В этой ситуации потребуется соглашение о погашении задолженности.

Сфера применения

Задолженность – величина неисполненного обязательства по условиям действующего договора, расписки. Долги формируются по услугам ЖКХ, кредитам, ипотеке, поставке материалов, выполнению работ. Взять взаймы организации могут у банка, контрагента, инвестора. Физлица получают деньги по ссуде, от друзей, родственников, а также накапливают долги по коммунальным платежам, алиментам, налогам.

Долговое обязательство имеет юридическую силу, если существует подписанный обеими сторонами документ, несколько бланков, подтверждающий взаимоотношения. Например, факт получения займа одним гражданином у другого может быть подтвержден рукописной распиской. Договор, акты, счет-фактуры, претензии заверяют действительность долга по оказанным услугам. В отношении алиментов основанием для взыскания является родственная связь. Перечислим обстоятельства, когда возникает необходимость оформления соглашения о погашении недоимки по сделке.

Нарушение сроков оплаты

Речь идет о просроченных дебиторских обязательствах. Условиями контракта прописаны конкретные сроки перечисления денежных средств, поставки материалов, выполнения работ. Если должник по определенным причинам не смог их исполнить до назначенного дня, возникает просрочка. Кредитор несет потери: неполученная прибыль, недостаточность свободных финансов, активов. Взыскатель приступает к досудебному урегулированию проблемы, направляет иск в суд.

Резкий спад платежеспособности дебитора

По причине высокой конкуренции, нерационального расходования ресурсов предприятия оказываются в финансовом кризисе, а порою на грани банкротства. Оптимальный вариант урегулирования спорной ситуации с контрагентом – написать письмо с предложением предоставления отсрочки. Перенос даты осуществления платежей позволит неплательщику подыскать варианты получения денег, избежать оплаты неустойки и штрафов.

Соглашение и погашении задолженности составляется при снижении доходов должника

Для любого конфликта важно вести диалог, не скрываться и не идти на ухищрения. Если должник не способен за короткие сроки найти денежные средства для возврата долга, лучше предложить вариант рассрочки, частичного перечисления. Соглашение о рассрочке задолженности между юридическими лицами предполагает деление суммы долга по пропорции или долями на определенный промежуток времени. Такая политика позволит юрлицу удержаться на плаву, сохранить деловые отношения с контрагентом. Применение рассрочки допустимо даже при наличии исполнительного листа от суда.

Соглашения о реструктуризации задолженности не всегда выгодны для заемщика. Как вариант возможно предоставление «кредитных каникул», то есть срока, на протяжении которого все санкции к неплательщику прекращаются, не нужно ничего платить. По контрактам в иностранной валюте возможен вариант пересчета в рубли, если курс постоянно возрастает. Особенно внимательно нужно отнестись к деталям реструктуризации по кредитам, поскольку с увеличением срока выплат пропорционально возрастает сумма обязательства. В итоге должнику придется вернуть в несколько раз больше, чем предполагалось изначально.

Изменение обстоятельств исполнения договора

Это основание используется для форс-мажорных ситуаций, по причине стихийных бедствий, непредвиденных обстоятельств. Например, из-за пожара организация вынуждена приостановить производство и не может вовремя осуществить поставку заказанной продукции контрагенту. Для решения проблемы должник просит внести корректировки в условия сделки.

Аналогичная картина на практике часто формируется у компаний, производящих продукцию из импортных материалов. Таможенный контроль может задержать поставку, и тогда срываются сроки по договору с заказчиком. Именно лояльное отношение контрагента позволит исполнителю освободиться от уплаты пеней и избежать судебных тяжб.

Списание долгов

Согласно ст. 415 ГК РФ кредитор вправе освободить должника от исполнения обязательств путем прощения. Займодавец в одностороннем порядке принимает решение о погашении долговой недоимки, направляет неплательщику уведомление. Если за десятидневный срок ответчик не предоставит возражений, соглашение считается вступившим в силу.

Приведем пример прощения задолженности: предприятие излишне выплатило физлицу 500 руб. по зарплате. Работник по собственной инициативе не захотел вернуть переплату, а для компании судебные издержки окажутся в несколько раз больше. Поэтому руководитель принимает решение простить долг и списать его за счет прибыли.

Кредитор может освободить должника от долга

Передача задолженности третьим лицам

Популярный вариант закрытия долгов – переуступка (цессия). Процедура регламентирована ст. 388-390 ГК РФ, предполагает передачу права требования от одного лица другому. Мероприятие может быть оформлено двухсторонним или трехсторонним соглашением. По первому случаю обязательно получение согласия неплательщика и направление уведомления.

Второй тип договоренности подписывается при участии должника. Фактически у первоначального кредитора обязательство полностью закрывается, а все последующие расчеты ведутся между заемщиком и новым взыскателем. Например, фирма задолжала собственнику по арендному договору за пользование помещением. Арендодатель нашел заинтересованное лицо и переуступил ему долг за вознаграждение. Операция выполнена с разрешения арендатора.

Регламент сделки

Действующее законодательство не определяет конкретных требований к порядку заключения соглашений о закрытии долгов, структуре и содержанию документа. Все моменты, отражаемые в документе, должны быть подобраны по взаимному согласию участников договоренности. Только добровольное решение должника позволит урегулировать спор в короткие сроки без потерь.

Например, гражданин накопил долг по алиментам после развода, по результатам переговоров супруги пришли к мировому соглашению о пропорциональных ежемесячных удержаниях из заработной платы плательщика. Образец соглашения о погашении задолженности по алиментам между физическими лицами составляет и заверят нотариус. После этого документ имеет силу исполнительного и позволяет взыскивать недоимку с доходов гражданина.

Первым шагом в рассмотрении варианта погашения задолженности становится подтверждение ее реального размера. Например, долг за электроэнергию подтверждается показаниями счетчика, платежными квитанциями. Расчеты по договорам поставки, оказания услуг закреплены первичными документами: акты, накладные, сверки и пр.

Отдельным моментом являются ситуации с существованием встречных требований. Например, компания поставила материал контрагенту, а тот, в свою очередь, предоставил имущество (недвижимость, транспорт) в аренду. Юрлица приходят к соглашению погасить долги взаимным зачетом.

Соглашение о погашении задолженности может быть составлено в свободной форме

Стороны назначают встречу, обсуждают тактику действий и график платежей. Кредитор вправе затребовать с должника дополнительные гарантии исполнительности, чтобы минимизировать риски. После достижения компромисса, контрагенты приступают к составлению бланка.

Форма составляется в произвольном виде либо используется готовый образец соглашение об урегулировании задолженности. Подготовку шаблона можно поручить квалифицированному юристу, который корректно заполнит графы и проконсультирует клиентов о последствиях. Если компании не заинтересованы нести дополнительные расходы, можно скачать форму из интернета. Юридические порталы предоставляют бесплатный доступ к большинству образцов типовых документов.

Процедура оформления

Участники соглашения добровольно подписывают документ, не допускается принуждение, давление. Например, физическое лицо накопило долг перед ТСЖ. Работники коммунального хозяйства угрожают отключением, привлечением коллекторов и вынуждают должника подписать соглашение о погашении просроченной задолженности с графиком платежей. Квартиросъемщик в дальнейшем сможет оспорить действия кредитора через суд.

Рассмотрим базовую структуру и приведем образец соглашения о рассрочке погашения текущей задолженности. В начале документа подписанты указывают контактные данные: полные ФИО для физлиц, наименование для организаций. Уполномоченные представители фиксируют должность и доверенность на право представления интересов.

В основной части бланка отражаются сведения о действующем договоре, предмете, размере долгового обязательства. При реструктуризации долгов путем предоставления рассрочки стороны согласовывают и прикладывают график погашения на отдельном листе. В соглашении отражается ссылка на приложение.

Если обязательство предполагает начисление пеней, процентов, то определяется порядок прекращения и возобновления применения штрафных санкций. Далее назначается ответственность сторон при нарушении условий сделки. Собственноручной подписью должник обязуется погасить задолженность в указанные сроки, а кредитор соглашается не подавать иски в суд. При оформлении документов можно использовать образец соглашения о выплате долга по ЖКХ в рассрочку с графиком платежей.

Заключение

Соглашение о погашении долговых обязательств позволяет участникам взаимоотношения урегулировать спор с минимальными потерями и рисками. В рамках договоренности возможно частичное исполнение требований кредитора, рассрочка, отсрочка. Если должник не имеет возражений, взыскатель вправе переуступить долг другому лицу за вознаграждение. По недоимкам, несоизмеримым с затратами на взыскание, возможна процедура прощения.

Об ошибках при взыскании задолженности пойдет речь в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

В ситуации финансовой нестабильности проблемы с погашением долга могут настичь и отдельных людей, и предприятия. Задолженности могут образоваться при несвоевременной оплате коммунальных услуг, выплате банковского кредита, исполнении обязательств по счетам и т. д. В таких ситуациях единственным выходом становится составление соглашения о погашении долга.

Причины, вызвавшие задолженность, могут быть разными:

  • обстоятельства, приводящие к дефолту;
  • просрочка по кредиту;
  • неожиданное изменение цены валюты;
  • задержки зарплаты;
  • несвоевременное исполнение налоговых обязательств;
  • банкротство;
  • безработица;
  • потеря трудоспособности и т. д.

В перечисленных обстоятельствах необходимо искать гибкие способы возмещения долга, предполагающие реструктуризацию обязательств. Физическое лицо или предприятие таким образом получает возможность исправить свое материальное положение и изыскать средства для погашения долга.

Долги образуются при финансовых взаимоотношениях:

  • государственного предприятия и частного лица;
  • предприятий государственной и частной форм собственности;
  • частного предприятия и физического лица.

Наиболее простая форма задолженности – несоблюдение условий договора с коммунальными предприятиями – с этой проблемой сталкивались многие. Еще один распространенный вид долга – несвоевременное погашение кредита. Объясняется проблема просто – кредитные отношения длятся долго, и за это время могут измениться обстоятельства, в том числе и экономические. При заключении кредитного договора невозможно предусмотреть перемены, но это не позволяет исключить их возможность. Долги в виде неуплаты налогов возникают при банкротстве или и других объективных сложностях на предприятии.

Способы погашения долга

В ситуации возникшего долга, прежде всего, следует найти возможность реструктурировать долг. Для этого бывает достаточно вступить в переговоры с представителями предприятия, перед которым есть задолженность. Погашать долг в судебном порядке всегда хлопотно и дорого, поэтому стоит попытаться составить соглашение о погашении долга в новых обстоятельствах.

Можно достичь взаимопонимания с кредитором, предложив уменьшить размеры платежей и продлив срок возврата долга. Нередко становится приемлемым вариант, при котором задолженность погашается оказанием услуг. Иногда подписывается соглашение о том, что долг будет погашать третье лицо. При этом у должника возникнут финансовые обязательства перед ним, но также появится время для решения финансовых проблем. Если существует некто, задолжавший перед должником, можно составить соглашение о взаимозачете.

При составлении соглашения о погашении долга рекомендуется прибегнуть к помощи опытного юриста, который квалифицированно определит оптимальное решение и составит договор, выгодный всем сторонам сделки. Важно, чтобы новые условия были грамотно оформлены в соответствии с действующими нормами закона. Заполнение образца соглашения требует профессионализма, иначе сложно избежать в будущем неприятных инцидентов.

При самостоятельном составлении соглашения обязательно изучите нормативные документы. Постарайтесь учесть обстоятельства, которые могут помешать исполнению вновь принятых обязательств. Если образец будет заполнен грамотно, вы сможете чувствовать себя уверенно. Обратите внимание на то, сколько экземпляров соглашения вы должны подписать в конкретном случае. Все экземпляры должны быть заверены в соответствии с нормативными документами. В любом случае, с помощью соглашения можно уладить вопрос погашения долга в досудебном порядке, что выгодно всем сторонам.

В бланке соглашение должны быть указаны:

  • Паспортные и контактные данные сторон.
  • Дата и номер договора, подтверждающие существование задолженности.
  • Новые правила погашения.

Приложение N 4
к Постановлению главы
городского округа Подольск
Московской области
от 2 ноября 2009 г. N 1829-п

ТИПОВОЙ УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ПОДОЛЬСКА 1. Общие положения 1.1. Муниципальное автономное учреждение города Подольска __________________________________________________________________________, (полное наименование учреждения) в дальнейшем именуемое "Автономное учреждение", создано в соответствии с ___________________________________________________________________________ (дата, номер и название распорядительного документа о создании автономного учреждения) 1.2. Наименование автономного учреждения: полное - муниципальное Автономное учреждение _____________________________________________________ сокращенное _______________________________________________________________ 1.3. Автономное учреждение является некоммерческой организацией. 1.4. Учредителем Автономного учреждения является ___________________________________________________________________________ (администрация города Подольска (отраслевой (функциональный) орган администрации) (далее - Учредитель). 1.5. Автономное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки. 1.6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним Учредителем или приобретенного Автономным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества Автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам Автономного учреждения. 1.7. Автономное учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 1.8. Место нахождения Автономного учреждения: ___________________________________________________________________________ (место государственной регистрации) Почтовый адрес: _______________________________________________________ 1.9. Автономное учреждение имеет (не имеет): а) филиалы ___________________________________________________________________________ (полное наименование, индекс и почтовый адрес) б) представительства ___________________________________________________________________________ (полное наименование, индекс, почтовый адрес) 1.10. Автономное учреждение создается на неопределенный срок. 1.11. В своей деятельности Автономное учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными правовыми актами, нормативно-правовыми актами Московской области, нормативно-правовыми актами муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области", а также настоящим Уставом. 2. Цели и виды деятельности Автономного учреждения 2.1. Автономное учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Подольска в сфере __________________________ 2.2. Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 настоящего Устава, Автономное учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности Автономного учреждения): ___________________________________________________________________________ (указать конкретные виды деятельности)

2.3. Автономное учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом.

2.4. Право Автономного учреждения осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение - лицензия, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Имущество и финансы Автономного учреждения

3.1. Имущество Автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в порядке, установленном законодательством. Собственником имущества является муниципальное образование "Городской округ Подольск Московской области".

Земельный участок, необходимый для выполнения Автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с действующим законодательством.

3.2. Автономное учреждение владеет и пользуется закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и решениями собственника в рамках действующего законодательства.

3.3. Автономное учреждение без согласия Учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение данного имущества. Данное имущество подлежит обособленному учету в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Остальным имуществом Автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

3.4. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:

Имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления;

Бюджетные поступления в виде субсидий;

Средства от оказания платных услуг;

Средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан;

Иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

3.5. Доходы Автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об автономных учреждениях". Собственник имущества Автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления Автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за ним имущества.

3.6. Учредителем Автономного учреждения может быть принято решение об отнесении части имущества к категории особо ценного движимого имущества. Данное решение принимается одновременно с решением о закреплении указанного имущества за Автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

3.7. Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество в уставной (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением случаев, установленных действующим законодательством).

3.8. Права Автономного учреждения на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Права и обязанности Автономного учреждения

4.1. Автономное учреждение строит свои отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах деятельности на основании договоров и контрактов.

4.2. Для выполнения уставных целей Автономное учреждение имеет право в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации:

Создавать филиалы, представительства;

Утверждать положения о филиалах, представительствах, назначать их руководителей, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

Заключать все виды договоров с физическими и юридическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и предмету деятельности Автономного учреждения;

Приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов;

Осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

Планировать и осуществлять свою деятельность исходя из уставных целей;

Реализовывать работы и услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам, по установленным в соответствии с действующим законодательством ценам и тарифам;

По согласованию с Учредителем определять штат Автономного учреждения, в соответствии с действующим законодательством определять нормы и условия оплаты труда его работников, а также устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с действующим законодательством;

Осуществлять материально-техническое обеспечение производства и развитие объектов социальной сферы;

Иные права, не противоречащие действующему законодательству, целям и видам деятельности Автономного учреждения, установленным настоящим Уставом.

4.3. Автономное учреждение обязано:

Выполнять установленное Учредителем задание;

Нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, а также за нарушение других обязательств;

Осуществлять свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством и настоящим Уставом;

Использовать по назначению переданное учреждению имущество и обеспечивать его сохранность;

Возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и др.;

Обеспечивать безопасные условия труда, осуществление мер социальной защиты работников и нести ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный работникам;

Обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы, необходимых налоговых отчислений, взносов и иных выплат;

Осуществлять страхование государственного имущества, а также личное страхование работников в порядке и в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

Обеспечивать условия для проведения органами или организациями, уполномоченными федеральным законодательством, областными законами или органами местного самоуправления городского округа Подольск Московской области, проверок деятельности Автономного учреждения, а также использования по назначению и сохранности переданного Автономному учреждению имущества собственника, представлять уполномоченным государственными органами лицам запрашиваемые документы и информацию, а также обеспечивать указанным лицам и иным лицам в соответствии с действующим законодательством право беспрепятственного доступа в Автономное учреждение для ознакомления с любыми документами учреждения для осуществления проверок его деятельности;

Ежегодно опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в определенных Учредителем средствах массовой информации;

Вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики, налоговым органам, иным органам и должностным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Московской области и муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области" и настоящим Уставом;

Представлять отчетность об осуществлении деятельности по проведению государственной экспертизы в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством и Учредителем;

Обеспечивать открытость и доступность следующих документов:

Устав Автономного учреждения, в том числе внесенные в него изменения;

Свидетельство о государственной регистрации Автономного учреждения;

Решение Учредителя о создании Автономного учреждения;

Решение Учредителя о назначении руководителя Автономного учреждения;

Положения о филиалах, представительствах Автономного учреждения;

Документы, содержащие сведения о составе Наблюдательного совета Автономного учреждения;

План финансово-хозяйственной деятельности Автономного учреждения;

Годовая бухгалтерская отчетность Автономного учреждения.

5. Компетенция Учредителя

К компетенции Учредителя в области управления Автономным учреждением относятся:

5.1. Утверждение устава Автономного учреждения, внесение в него изменений.

5.2. Формирование и утверждение муниципального задания для автономного учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными настоящим Уставом к основной деятельности.

5.3. Принятие решения о назначении членов Наблюдательного совета или досрочном прекращении их полномочий.

5.4. Рассмотрение и одобрение предложений руководителя Автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов Автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств.

5.5. Реорганизация и ликвидация Автономного учреждения, а также изменение его типа.

5.6. Утверждение передаточного акта или разделительного баланса.

5.7. Назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.

5.8. Назначение руководителя Автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним.

5.9. Рассмотрение и одобрение предложений руководителя Автономного учреждения о совершении сделок с имуществом Автономного учреждения в случаях, если в соответствии с действующим законодательством для совершения таких сделок требуется согласие Учредителя Автономного учреждения.

5.10. Решение иных вопросов, предусмотренных действующим законодательством.

6. Управление Автономным учреждением
Органами управления Автономного учреждения являются Наблюдательный совет Автономного учреждения, руководитель Автономного учреждения, а также: ___________________________________________________________________________ (общее собрание (конференция) работников Автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.)

7.1. Наблюдательный совет Автономного учреждения (далее - Наблюдательный совет) состоит из _______ человек.

7.2. В состав Наблюдательного совета входят представители Учредителя, общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Срок полномочий Наблюдательного совета Автономного учреждения составляет _______ лет.

Одно и то же лицо может быть членом Наблюдательного совета неограниченное число раз.

Руководитель Автономного учреждения и его заместители не могут быть членами Наблюдательного совета.

Членами Наблюдательного совета не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

Автономное учреждение не вправе выплачивать членам Наблюдательного совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе Наблюдательного совета.

Члены Наблюдательного совета Автономного учреждения могут пользоваться услугами Автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.

7.3. Решение о назначении членов Наблюдательного совета или досрочном прекращении их полномочий принимается Учредителем.

Решение о назначении представителя работников Автономного учреждения членом Наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается собранием трудового коллектива Автономного учреждения.

7.4. Наблюдательный совет Автономного учреждения возглавляет председатель Наблюдательного совета, который избирается на срок полномочий Наблюдательного совета Автономного учреждения членами Наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета.

Представитель работников Учреждения не может быть избран председателем Наблюдательного совета.

Председатель Наблюдательного совета Автономного учреждения организует работу Наблюдательного совета, созывает его заседание, председательствует на них и организует ведение протокола.

В отсутствие председателя Наблюдательного совета его функции осуществляет старший по возрасту член Наблюдательного совета, за исключением представителя работников Автономного учреждения.

Наблюдательный совет имеет право в любое время переизбрать своего председателя.

7.5. Полномочия члена Наблюдательного совета могут быть прекращены досрочно:

По просьбе члена Наблюдательного совета;

В случае невозможности исполнения членом Наблюдательного совета своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения Автономного учреждения в течение четырех месяцев;

В случае привлечения члена Наблюдательного совета к уголовной ответственности;

Полномочия члена Наблюдательного совета, являющегося представителем государственного органа и состоящего с ним в трудовых отношениях, могут быть также прекращены досрочно в случае прекращения трудовых отношений.

Вакантные места, образовавшиеся в Наблюдательном совете в связи со смертью или досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий Наблюдательного совета.

7.6. Наблюдательный совет учреждения рассматривает:

7.6.1. Предложения Учредителя или руководителя Автономного учреждения о внесении изменений в устав Автономного учреждения.

7.6.2. Предложения Учредителя или руководителя Автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов Автономного учреждения, об открытии или о закрытии его представительств.

7.6.3. Предложения Учредителя или руководителя Автономного учреждения о реорганизации Автономного учреждения или о его ликвидации.

7.6.4. Предложения Учредителя или руководителя Автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за Автономным учреждением на праве оперативного управления.

7.6.5. Предложения руководителя Автономного учреждения об участии Автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве Учредителя или участника.

7.6.6. Проект плана финансово-хозяйственной деятельности Автономного учреждения.

7.6.7. По представлению руководителя Автономного учреждения проекты отчетов о деятельности учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность Автономного учреждения.

7.6.8. Предложения руководителя Автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым Автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

7.6.9. Предложения руководителя Автономного учреждения о совершении крупных сделок.

7.6.10. Предложения руководителя Автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

7.6.11. Предложения руководителя Автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых учреждение может открыть банковские счета.

7.6.12. Вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности Автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

7.7. По вопросам, указанным в подпунктах 7.6.1-7.6.4 и 7.6.8 настоящего устава, Наблюдательный совет учреждения дает рекомендации. Учредитель принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций Наблюдательного совета.

По вопросу, указанному в подпункте 7.6.6 настоящего Устава, Наблюдательный совет дает заключение, копия которого направляется Учредителю. По вопросу, указанному в подпунктах 7.6.5 и 7.6.11 настоящего Устава, Наблюдательный совет дает заключение. Руководитель Автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключения Наблюдательного совета.

Документы, представляемые в соответствии с подпунктом 7.6.7 пункта настоящего Устава, утверждаются Наблюдательным советом. Копии указанных документов направляются Учредителю.

По вопросам, указанным в подпунктах 7.6.9, 7.6.10, 7.6.12 настоящего Устава, Наблюдательный совет принимает решения, обязательные для руководителя Автономного учреждения.

Рекомендации и заключения по вопросам, указанным в подпунктах 7.6.1-7.6.8 и 7.6.11 настоящего Устава, даются большинством голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета учреждения, присутствующих на заседании.

Решения по вопросам, указанным в подпунктах 7.6.9 и 7.6.12 настоящего Устава, принимаются Наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета, присутствующих на заседании.

Решение по вопросу, указанному в подпункте 7.6.10 настоящего Устава, принимается Наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета, присутствующих на заседании.

Вопросы, относящиеся к компетенции Наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение других органов Автономного учреждения.

По требованию Наблюдательного совета или любого из его членов другие органы Автономного учреждения обязаны представить информацию по вопросам, относящимся к компетенции Наблюдательного совета.

Заседания Наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание созывается председателем Наблюдательного совета по собственной инициативе, по требованию Учредителя, члена Наблюдательного совета или руководителя Автономного учреждения.

Заседание Наблюдательного совета является правомочным, если все члены Наблюдательного совета извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов Наблюдательного совета. Передача членом Наблюдательного совета своего голоса другому лицу не допускается. Каждый член Наблюдательного совета имеет при голосовании один голос. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Наблюдательного совета.

В заседании Наблюдательного совета вправе принимать участие руководитель Автономного учреждения. Иные приглашенные председателем Наблюдательного совета лица могут участвовать в заседании Наблюдательного совета, если против их присутствия не возражает более чем одна треть от общего числа членов Наблюдательного совета.

Первое заседание Наблюдательного совета после его создания, а также первое заседание нового состава Наблюдательного совета созывается по требованию Учредителя. До избрания председателя Наблюдательного совета на таком заседании председательствует старший по возрасту член Наблюдательного совета, за исключением представителя работников Автономного учреждения.

8. Руководитель Автономного учреждения

Автономное учреждение возглавляет руководитель.

Права и обязанности руководителя, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовым трудовым договором, утвержденным распоряжением главы города Подольска. Руководитель действует на основании настоящего Устава, законодательства Российской Федерации. В своей деятельности руководитель подчиняется Учредителю.

Руководитель Автономного учреждения без доверенности действует от имени Автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание Автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность Автономного учреждения внутренние документы, издает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Автономного учреждения.

Руководитель несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми Российской Федерации, настоящим Уставом и заключенным с ним трудовым договором.

Взаимоотношения работников и руководителя Автономного учреждения, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором.

Коллективные трудовые споры (конфликты) между администрацией Автономного учреждения и трудовым коллективом рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о разрешении коллективных трудовых споров.

Состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также порядок их защиты определяются руководителем Автономного учреждения в соответствии с действующим законодательством.

9. Филиалы и представительства Автономного учреждения

9.1. Автономное учреждение может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, законодательства иностранных государств по месту нахождения филиалов и представительств, международных договоров Российской Федерации.

Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени Автономного учреждения, которое несет ответственность за их деятельность.

9.2. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются Автономным учреждением имуществом и действуют в соответствии с положениями о них. Положения о филиалах и представительствах, а также изменения и дополнения указанных положений утверждаются Автономным учреждением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

9.3. Имущество филиалов и представительств учитывается на их отдельном балансе, являющемся частью баланса Автономного учреждения.

9.4. Руководители филиалов и представительств назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Автономного учреждения, наделяются полномочиями и действуют на основании доверенности, выданной им руководителем Автономного учреждения.

10. Порядок совершения крупных сделок

10.1. Крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества, которым Автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов Автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

10.2. Крупная сделка совершается с предварительного одобрения Наблюдательного совета. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований закона, может быть признана недействительной, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки Наблюдательным советом.

10.3. Руководитель несет перед Автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных Автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением закона, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

11. Порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность

11.1. Лицами, заинтересованными в совершении сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются при наличии условий, указанных в пункте 9.2 настоящего Устава, члены Наблюдательного совета, руководитель Автономного учреждения и его заместитель.

11.2. Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

Являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

Владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом Автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

Занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом Автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

11.3. Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя учреждения и Наблюдательный совет об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

11.4. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения Наблюдательного совета. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов Наблюдательного совета, присутствующих на его заседании, не заинтересованных в совершении сделки. В случае если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в Наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки принимается Учредителем.

11.5. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований закона, может быть признана недействительной, если другая сторона в сделке не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения.

11.6. Заинтересованное лицо, нарушившее предусмотренную законом обязанность, несет перед Автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении.

Такую же ответственность несет руководитель Автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.

В случае если за убытки, причиненные Автономному учреждению в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением закона, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной.

12. Реорганизация и ликвидация Автономного учреждения

12.1. Реорганизация и ликвидация Автономного учреждения осуществляются в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

12.2. Решение о реорганизации и ликвидации Автономного учреждения принимается главой города Подольска.

Чтобы увидеть комментарии вы должны включить JavaScript

3 ноября 2006 г. приняты Федеральные законы, регламентирующие вопросы создания и функционирования автономных учреждений:

Федеральный закон N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ);

Федеральный закон N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных (бюджетных) учреждений" (далее - Закон N 175-ФЗ).

Согласно Закону N 174-ФЗ , созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником.

Автономное учреждение распоряжается с согласия собственника недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником. Остальным своим имуществом (в том числе недвижимым) автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества. Субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения собственник имущества не несет.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности автономного учреждения. Автономные учреждения являются хозяйственно самостоятельными, в отличие от бюджетных, у которых доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ).

Автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов как бюджетное учреждение. Оно будет получать задание учредителя и осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ). Финансируется такая деятельность из соответствующего бюджета в форме субсидий, субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом.

Из анализа положений Закона можно сделать вывод, что автономное учреждение представляет собой сложную конструкцию - это не новая организационно-правовая форма, а новый тип юридического лица. Автономное учреждение, как и бюджетное, выполняет социально значимые функции (образование, наука, культура и др.), но в то же время наделяется по сравнению с бюджетным учреждением гораздо более широкой финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью. Это своего рода "гибрид", сочетающий в себе признаки некоммерческой и коммерческой организаций.

С чего начать?

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного либо муниципального учреждения. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативно-правовым актом Президента РФ. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования. Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

Учредителями автономного учреждения являются: Российская Федерация - в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; субъект РФ - в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; муниципальное образование - в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Автономное учреждение может иметь только одного учредителя.

В случае если иное не установлено федеральными законами или нормативно-правовым актом Президента РФ, функции и полномочия учредителя автономного учреждения, предусмотренные Законом N 174-ФЗ, осуществляются:

Федеральным органом исполнительной власти - в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом Правительством РФ;

Исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

Органом местного самоуправления - в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией.

Устав автономного учреждения

Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем. Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения: наименование автономного учреждения, включающее в себя слова "автономное учреждение" и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества; место нахождения автономного учреждения; сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения; предмет и цели деятельности автономного учреждения; исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения; структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов; иные предусмотренные федеральными законами сведения.

Документы для создания АУ

Документы, которые должны представить учредители при создании автономного учреждения:

Решение об инициативе учреждения автономного учреждения;

Перечень основных видов деятельности;

Количественный и кадровый состав специалистов и работников учреждения;

Трехлетний финансовый план учреждения;

Обоснование потребностей в дополнительном имуществе или средствах на его приобретение (создание);

План развития учреждения не менее чем на ближайшие три года.

Финансирование автономных учреждений

Автономные учреждения финансируются в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ: финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. В ст. 2 Закона N 174-ФЗ определено, что автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.

Как видно из приведенных статей Закона N 174-ФЗ, автономные учреждения (АУ) обладают существенно большей экономической и финансовой самостоятельностью по сравнению с бюджетными учреждениями. Для обеспечения финансовой стабильности работы образовательного учреждения при повышении его самостоятельности предполагается ежегодная разработка трехлетнего финансового плана (сквозное финансовое планирование).

Подготовку проекта трехлетнего финансового плана образовательного учреждения должна осуществлять планово-финансовая служба (ПФС). ПФС обобщает полученную информацию и представляет в установленный срок проект трехлетнего финансового плана финансовому директору, который последовательно направляет его на рассмотрение всем органам автономного учреждения, отвечающим за финансовую политику АУ, включая наблюдательный совет. Проект финансового плана подлежит одобрению на каждой стадии согласования. В случае наличия замечаний проект финансового плана должен возвращаться на доработку ПФС вместе с протоколом разногласий. После окончательного одобрения проекта финансового плана он направляется учредителю автономного учреждения. Финансовый план на первый год из трех плановых лет рассматривается как годовой финансовый план. В процессе ежегодного трехлетнего финансового планирования осуществляется корректировка плановых показателей на второй и третий годы предыдущего плана.

Возможные риски

Главный риск - риск "новизны": автономное учреждение является новой разновидностью юридических лиц, поэтому правовое регулирование его статуса в настоящий момент характеризуется рядом пробелов и противоречий. Например, практически отсутствует практика применения норм Закона об автономных учреждениях. Необходима детальная проработка вопросов финансирования, и сегодня федеральные министерства готовят методики формирования задания учредителя для автономного учреждения. Неясны до конца статус автономного учреждения в бюджетных правоотношениях, правовое положение его имущества и ряд других вопросов. Существует и риск утраты гарантированного бюджетно-сметного финансирования, заключающийся в том, что государство, по сути, предлагает автономным учреждениям попробовать себя "в свободном плавании" в рыночных условиях, конкурентной среде при сохранении минимального финансирования "по заказу" на основе задания учредителя. Основные опасения связаны с тем, что стержневой идеей такого преобразования является снятие с государства обязанности гарантированного финансирования автономных учреждений на основе сметы доходов и расходов и субсидиарной ответственности государства по их обязательствам. Это может, например, привести к реальному ухудшению ситуации с предоставлением доступных и качественных образовательных услуг, гарантированных Конституцией РФ, а также к нарушениям прав работников и обучающихся.

При применении Закона N 174-ФЗ необходимо иметь в виду, что создаваемые в системе образования государственные и муниципальные автономные образовательные учреждения с учетом ряда особенностей полностью будут подпадать под действие отраслевого законодательства, то есть законодательства РФ в области образования, а на работников и обучающихся этих учреждений должны распространяться те же социальные льготы и гарантии, что и на работников и обучающихся существующих государственных и муниципальных учреждений. Однако при этом не исключено, что на практике возможно возникновение проблем с реализацией этих льгот и гарантий в автономных учреждениях по различным причинам.

К числу обязательных требований к содержанию предложения о создании автономного учреждения отнесены, в частности: обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг.

Итоги и выводы

Итак, автономное учреждение - новый тип учреждений, введенный в законодательство в соответствии с Законом N 174-ФЗ. Автономное учреждение, как и бюджетное, остается государственным или муниципальным, то есть его форма собственности не изменяется. В то же время автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов, как бюджетное. Оно будет получать задание учредителя и осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ). Финансируется такая деятельность из соответствующего бюджета в форме субсидий, субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом.