Предметом регулирования земельного права являются. Объекты земельных отношений

Земля – основа жизни и деятельности любого человеческого общества. Она является главным объектом хозяйственной деятельности. Российское законодательство не содержит как такового определения «земли». При этом следует отметить, что земля используется в качестве природного ресурса в сельском и лесном хозяйстве. Земля является местом обитания животного мира. Земля – один из важнейших компонентов окружающей природной среды (природный объект). Также земля используется как пространственный территориальный базис для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов.

Земля относится к числу неуничтожимых природных объектов. Можно уничтожить плодородный почвенный слой, покрывающий землю, но землю как пространственный территориальный базис, как правило, уничтожить нельзя. В связи с этим земля, являющаяся местом существования человеческого общества, в обозримом будущем обладает признаком незаменимости.

Земля не обладает свойством возобновляемости, ее естественное плодородие может быть восстановлено только при применении специальных методов. При правильной, научно обоснованной обработке почва обладает уникальным свойством увеличивать свою продуктивность.

Очень важным обстоятельством является то, что земля ограничена в пространстве. Человеческое общество существует на определенной территории, обычно очерченной границами государства.

Земля как объект общественных отношений, даже в случаях, когда к ней прикладывается человеческий труд, продолжает оставаться природных объектов.

Земля выполняет три важнейшие функции:

  1. средство производства в сельском и лесном хозяйстве;
  2. пространственный территориальный базис;
  3. экологическая функция как элемента системы сложных взаимосвязей объектов природы – экологической системы.

Предметом права являются отношения, складывающиеся между людьми по поводу того или иного предмета, объекта.

Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по поводу обеспечения рационального использования и охраны земель в Российской Федерации.

  1. Методы правового регулирования и принципы земельного права

Метод правового регулирования представляет собой определенный способ воздействия на субъектов общественных отношений, цель которого заключается в том, чтобы добиться требуемого поведения указанных объектов.

В праве существуют два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Применение этих способов, одного из них или их сочетания выражает суть отраслевого метода правового регулирования.

Специфика методов правового регулирования, применяемых в земельном праве, обусловлена характером регулируемых отношений, т.е. самим предметом земельного права. В земельном праве применяется сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Так как земельное право относится преимущественно к системе публичного права, то в силу его природы в данной области доминируют способы обязываний, предписаний и запретов. В то же время есть и сфера земельных отношений, при регулировании которой применяется сочетание указанных методов с методами дозволения и правонаделения.

Правовой статус субъектов земельных правоотношений зависят от того, участниками какой сферы земельных отношений они являются. Так, в сфере имущественных отношений все субъекты равны, здесь доминируют диспозитивные методы. Однако и здесь применяются императивные методы, например, при продаже земельных участков необходимо, чтобы они предварительно прошли кадастровый учет. В сфере же отношении землепользователей с соответствующими органами власти и местного самоуправления (ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный контроль в сфере использования и охраны земель) доминирует императивный метод.

Земельные правоотношения имущественного характера могут возникать по различным основаниям: совершение различных сделок, на торгах и т.д. – в данных отношениях применяются диспозитивные методы регулирования. В случае предоставления земельного участка по решению органов государственной власти или местного самоуправления основанием возникновения права на землю будет являться административно-правовой акт. В некоторых ситуаций наблюдается соединение императивного и диспозитивного метода. Например, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, передается в аренду. Основаниями возникновения права аренды будут являться решение органа местного самоуправления о передаче участка и заключение самого договора аренды.

Земельные отношения организационного характера обычно регулируются путем применения императивного метода.

В основе правового регулирования земельных отношений лежит разрешительный тип правового регулирования, т.е. в земельном праве дозволено только то, что разрешено законом. Земельный участок может использоваться только в тех целях и только теми способами, которые установлены в законе, с соблюдением соответствующих условий и требований.

Таким образом, в земельном праве применяются как диспозитивный, так и императивный методы, они неразрывно связаны. Сочетание этих двух методов правового регулирования отражает специфику предмета земельного права – земельных отношений.

Статья 1 Земельного кодекса РФ формулирует следующие основные принципы :

  1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека , согласно которому регулирование отношений по использованию и охра­не земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природ­ном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части приро­ды, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяй­ственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собст­венности и иных прав на землю. Конституция РФ (ст. 9) придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российско­го общества.
  2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружаю­ щей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хо­ зяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуще­ствляются собственниками земельных участков свободно, если это не на­носит ущерб окружающей среде.

Подпункт 2 статьи, провозглашая как принцип земельного законода­тельства приоритет охраны земли, имеет в виду необходимое ограниче­ние хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окру­жающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собствен­ник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен, прежде всего, предусмот­реть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отра­жение в соответствующих статьях Земельного кодекса.

  1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды дея­тельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье челове­ка, даже если это потребует больших затрат.
  2. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, общественные организации (объедине­ния) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их исполь­зовании и охране, а органы государственной власти, органы местного са­моуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
  3. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участ­ками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением слу­чаев, установленных федеральными законами.
  4. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охра­няемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельско­хозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами пер­вой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объек­тов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральны­ми законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.
  5. Платность использования земли, согласно которому любое ис­пользование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, ус­тановленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим названием «Платность использования земли» понимает земельный налог и арендную плату за землю. Между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия. Земельный налог есть властное предписание го­сударства. От налога может освободить землепользователя только компе­тентный государственный орган, и то лишь на основании закона. Аренд­ная плата - предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы посту­пают арендодателю в соответствии с условиями договора. Земельный на­лог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены законом о плате за землю.
  6. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлеж­ности к той или иной категории и разрешенного использования в соот­ветствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Принадлежность земель к той или иной категории (их по Земельно­му кодексу семь - ст. 7) предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой кон­кретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использова­ния). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.

  1. Разграничение государственной собственности на землю на собст­венность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно кото­рому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. В настоя­щее время названное разграничение определяется Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собст­венности на землю».
  2. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
  3. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуще­ствляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение при­надлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип раз­ граничения действия норм гражданского законодательства и норм зе­мельного законодательства в части регулирования отношений по исполь­зованию земель, а также принцип государственного регулирования при­ ватизации земли. Суть этого разграничения состоит в том, что граж­данское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное зако­нодательство устанавливает специальные нормы регулирования земель­ных отношений. Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком-либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гра­жданского законодательства не может применяться.

Но пере­чень этих принципов не является исчерпывающим, как отмечено в п. 2 ст. 1.

Принципы земельного права, содержащиеся в ст. 1 Земельного кодекса РФ (от 25.10.2001г. № 136-ФЗ), подразделяются на несколько групп.

К первой группе относятся принципы, обеспечивающие баланс публичных и частных интересов в сфере регулирования земельных отношений:

принцип учета значения земли, являющейся природным объектом и природным ресурсом, и одновременно недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав на землю;

принцип участия граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю (публичный сервитут);

принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта (этот принцип конкретизируется в ст. 35 ЗК РФ);

принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель (в зависимости от целевого назначения земель);

принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан (земельное законодательство призвано обеспечить баланс общественных и частных интересов, с целью обеспечения общественных интересов законодательство определяет пределы реализации права собственности, т.е. установление ограничений прав лиц, использующих земельные участки ст. 56 ЗК РФ, регулирование оборота земельных участков ст. 27 ЗК РФ, установление публичных сервитутов ст. 23 ЗК РФ);

принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (см. ст. 9 Конституции, ст.ст. 13, 42 ЗК РФ);

принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека (см. п. 3 ст. 13, п. 2 ст. 31 ЗК РФ, ст. 42 ЗК РФ), приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых природных территорий.

Вторая группа принципов земельного права – принципы, обеспечивающие публичные экономические интересы в сфере регулирования земельных отношений:

принцип платности землепользования (ст. 65 ЗК РФ);

разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (ст.ст. 16-19 ЗК РФ).

К третьей группе относится принцип определения сферы земельного законодательства:

при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм земельного законодательства от норм гражданского законодательства (п. 3.ст. 3 ЗК РФ);

принцип государственного регулирования приватизации земель.

  1. Система земельного права

Современное земельное право – отрасль российского права, регулирующая земельные отношения, имеющие имущественный и организационный характер, связанные с использованием и охраной земель.

Как отрасль права земельное право обладает особым предметом правового регулирования и сочетанием методов правового регулирования.

Земельное право также обладает специальным кодифицированным источником правового регулирования, а также обширным комплексом нормативных правовых актов, составляющих систему земельного законодательства.

Земельное право как наука - более широ­кое понятие. Наука земельного права наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует фундаментальные понятия и категории земельного права, такие, как: предмет науки, понятие земельно-правовой нормы, субъект земельного права, земельных отношений - и все это в историче­ском развитии. Изучаются связи земельного права с другими отраслями права, выявляются перспективы его развития и как отрасли, и как зако­нодательства, и как учебной дисциплины. Используется при этом опыт государств - участников СНГ, иных развивающихся и развитых стран. Задача теории земельного права состоит в изучении практики и претво­рении в жизнь земельной реформы в сложных условиях перестройки управления всей экономикой страны, совершенствования ее хозяйствен­ных механизмов. Таким образом, содержание науки земельного права не ограничивается какими-либо жесткими пределами, хотя предмет ее имеет свою определенность и целенаправленность.

Наука земельного права – система взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экономическом, социальном, историческом и политическом аспектах, а также взаимодействие земельно-правовых норм с нормами иных отраслей. Земельное право как наука исследует пробелы в правовом регулировании, тенденции развития законодательства, имеющиеся в системе правового регулирования противоречия.

Анализ научных исследований по земельному праву позволяет выделить следующие этапы развития науки земельного права:

  1. 1917 – конец 30х гг. Декрет от 26.101917 «О земле», 1918г. Декрет «О социализации земли», ЗК РСФСР (1922г.) – земельно-колхозное право;
  2. 1940 – 1980гг. – земельное право, государственная собственность на землю, категории земель;
  3. начало экономических реформ, формирования рыночной экономики;
  4. 25 октября 2001г. (новый ЗК РФ, в разработке участвовали Г.А. Волков, А.К. Голиченков, О.М. Козырь).

Предметом науки зе­мельного права является учение о праве, разработка доктрины, концеп­ции земельного права, изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки. Развитие теории земельного пра­ва - необходимое условие эффективности земельного законодательства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

В качестве учебной дисциплины земельное право представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки земельного права. Целью изучения земельного права, как учебной дисциплины в ВУЗах является получение представления о действующих нормативных правовых актах, регулирующих предмет зе­мельного права, и применение данных знаний в практической деятельно­сти. Поскольку отправной точкой к изучению дисциплины «Земельное право» является действующее российское законодательство, система зе­мельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре сис­теме земельного права как отрасли права с привлечением сопутствующего правового материала гражданского, административного, экологического и другого законодательства с целью более углубленного изучения учебного курса программы обучения. Соответственно курс земельного права подраз­деляется на общую и особенную части, а лекционный материал сгруппи­рован в соответствии с основными правовыми институтами.

Под системой земельного права понимается совокупность взаимосвязанных земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Общая часть земельного права включает следующие правовые институты:

Право собственности на землю;

Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

Организационный механизм в сфере использования или охраны земель;

Правовая охрана земель;

Экономический механизм в сфере использования и охраны земель.

Особенная часть земельного права включает в себя:

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

Правовой режим земель населенных пунктов;

Правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения;

Правовой режим земель лесного фонда;

Правовой режим земель водного фонда;

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;

Правовой режим земель запаса.

  1. Соотношение земельного права с другими отраслями

Место земельного права в системе российского права определяется ролью и значением правового регулирования земельных отношений, составляющих предмет данной отрасли права, среди всех иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Земельное право взаимодействует со всеми отраслями права, составляющими в целом систему российского права.

Конституционное право, играющее ведущую роль в системе нашего права, непосредственно связано с земельным правом. Соотношение земельного права с конституционным правом заключается в том, что оно закрепляет основные приоритетные направления развития земельного законодательства и его основные принципы (ст. 9, 72 Конституции РФ).

Земельное право тесно связано с административным правом: административно-правовой акт является основанием возникновения и прекращения земельных отношений, административное регулирование порядка деятельности органов государственной власти.

Связь административного и земельного права выражается в первую очередь в применении одинаковых методов регулирования – императивных. Однако принципиальные различия между этими отраслями выражаются в предметах их правового регулирования. Предмет административного права – организация системы органов исполнительной власти, в том числе в сфере рационального использования и охраны земель. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, определяет их компетенцию по выполнению соответствующих функций управления. Земельное право в отличие от административного закрепляет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления по рациональному использованию и охране земель, осуществлению соответствующих управленческих функций. Земельное право определяет круг специфических функций управления земельными ресурсами.

При регулировании отношений по вовлечению земель в гражданский оборот действует принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. Общую сферу правового регулирования земельного и гражданского законодательства составляют вопросы права собственности на землю, иных прав на земельные участки, оборота земельных участков, совершения договоров с земельными участками и гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства.

Регулируя вопросы права собственности на землю и определяя правомочия собственников, обладателей иных вещных прав на земельные участки, гражданское законодательство не раскрывает их содержание. Регулирование особенностей оборота земель также относится к предмету земельного законодательства. Регулирование сделок с землей и гражданско-правовая ответственность - сфера гражданского законодательства. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных выше вопросов, а в земельном законодательстве отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностями земли как природного объекта и природного ресурса.

Особенности земли как объекта правового регулирования определяют содержание различий принципов правового регулирования, применяемых в гражданском и земельном праве. В гражданском праве доминирующее значение имеет свобода волеизъявления субъектов гражданских правоотношений. Применительно к регулированию земельных отношений закреплен принцип приоритета публичных интересов.

Соотношение земельного права с экологическим и природоресурсовым правом. Земельное право теснейшим образом связано с экологическим правом. Эта взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды. Использование природных ресурсов невозможно без использования земли, которая является пространственным базисом для эксплуатации всех природных ресурсов. Однако законодательство о природных ресурсах развивается по пути дифференцированного правового регулирования использования и охраны различных ресурсов природы. Поэтому земельное право регулирует земельные отношения, а иные отрасли – соответственно водные, лесные и другие отношения. Вместе с тем общие закономерности развития окружающей природной среды и взаимосвязь природных ресурсов ведет к тому, что природоресурсовое право учитывает не только различия, но и теснейшую взаимосвязь всей окружающей среды.

Использование природных ресурсов порождает экологические проблемы, которые носят комплексный характер, затрагивают общие взаимосвязи всех природных ресурсов. Такие проблемы нельзя решить в рамках только земельного, лесного или водного права в силу специфики предметов их правового регулирования, ограниченных отдельными природными ресурсами. Взаимосвязь земельного права и экологического права состоит в том, что в земельном праве содержатся нормы, предусматривающие специальные требования, обеспечивающие сохранение окружающей природной среды. В свою очередь, законодательство об охране окружающей среды содержит многочисленные нормы как общего, так и специального характера, реализация которых преследует цель обеспечения охраны земель от неблагоприятного воздействия.

Земельные отношения как предмет земельного права и их состав.
Земельное право, особенности его предмета, метода необходимо изучать, учитывая специфику отрасли. Правильно определить предмет земельного права важно для того, чтобы решить, какой конкретно нормативно-правовой акт применим в данном случае. Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут к значительным ошибкам в правоприменительной практике.
Широкое разнообразие регулируемых правом общественных отношений приводит к необходимости дифференциации национального права на внутренние структурные подразделения — отрасли права. Каждой отрасли права соответствует особая сфера общественных отношений, которая регулируется ею. Важнейшими материальными признаками разграничения отраслей права являются различия содержания общественных отношений, их особенности, на основе которых определяются их предметы правового регулирования. Значение предмета правового регулирования выражается в том, что именно он выступает главным объективным критерием разграничения норм права по отраслям. Характер общественных отношений, которые регулируются правом, определяет юридическое содержание отрасли права, выражающееся в применении особых правовых категорий, правил поведения, способов правового регулирования.
Земельное право как одна из основных отраслей российского права имеет собственный предмет правового регулирования. Сфера общественных отношений, регулируемая данной отраслью права, определяется на основании такого критерия, как особый объект этих отношений, которым выступает земля. В ст. 6 ЗК РФ указано, что объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков.
Земля — основа жизни и деятельности любого человеческого общества. Она представляет собой один из главных объектов хозяйственной деятельности человека. Почва — плодородный слой земли, используемый в сельскохозяйственном производстве и лесном хозяйстве. В недрах земли содержатся запасы полезных ископаемых, небходимые для экономического развития общества. Водные ресурсы — важнейшее условие существования людей, животного и растительного мира — также находятся на земле. Земля является местом обитания животного мира — возобновляемого природного ресурса; это один из важнейших компонентов окружающей природной среды.
Земля становится объектом земельных отношений не из-за того, что она — объект природы, природный ресурс или часть окружающей природной среды. Объективно существующие земельные отношения обусловлены конкретными волевыми актами людей, их поведением. Люди присваивают определенные части земли, приобретают права на землю, используют ее полезные свойства, воздействуют на нее различными способами. Соответственно, в этой сфере возникают особые общественные взаимодействия, отношения между людьми по поводу земли.
В истории человеческого общества земельные отношения всегда занимали особое место и играли большую роль в системе общественных отношений; земля была одним из объектов ожесточенной борьбы. Огромное экономическое, политическое и социальное значение земли в жизни общества обусловлено тем, что она в течение многих веков являлась первоначальным источником любого богатства. В современном мире земля отнюдь не утратила экономической и социальной роли. Значение земельных отношений постоянно возрастает.
С точки зрения права земля рассматривается в двух аспектах: как политическая и как экономическая категория. В первом случае она определяется как территория, т. е. пространственный предел осуществления государственной власти или власти, реализуемой в границах административно-территориальных образований. Регулирование данных отношений производится главным образом в рамках конституционного (государственного) и административного права. Во втором случае земля рассматривается как объект хозяйственной деятельности, как объект собственности, пользования, правовой охраны, что требует иного подхода к правовому регулированию, складывающихся в связи с этим отношений2.
В теории земельного права принято считать: принципиальным моментом является то, что земля — природный объект и природный ресурс. Природный объект — относительно условная правовая категория, применение которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей природной среды (в данном случае земли), с тем чтобы с позиций права было возможно признать процессы использования и охраны земель в качестве предмета правового регулирования, объекта правовой охраны.
Правовая категория «природный объект» отличается от категории «природный ресурс». Природный ресурс представляет собой определенную совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которые применяются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых. Характерными чертами земли как природного ресурса являются ее производительная способность, т. е. плодородие почв, наличие свободных земель, которые могут быть использованы для размещения каких-либо производственных и иных объектов, для застройки и т. п. Применение этой правовой категории дает возможность отразить в праве специфику правового регулирования эксплуатации природного ресурса (земель), обусловленные его природно-экономическими свойствами, закрепить и урегулировать особенности использования запасов веществ, энергии, иных полезных свойств, которыми обладает данный ресурс природы.
Наиболее важные юридически значимые признаки земли как природного объекта и природного ресурса заключаются в следующем. Земля существует без всякого содействия со стороны человека как всеобщее условие и предмет человеческого труда. Земля — территориальный базис жизни и деятельности людей, естественное средство производства. Это важное свойство земли отражено в ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля относится к числу вечных, неуничтожимых природных объектов. Можно уничтожить плодородный почвенный слой, покрывающий землю, однако землю как пространственный территориальный базис, как правило, уничтожить нельзя. В связи с этим земля, являющаяся местом существования человеческого общества, обладает и в обозримом будущем будет обладать признаком незаменимости.
В отличие от растительного и животного мира — возобновляемых ресурсов природы — земля не характеризуется таким свойством. Однако естественное плодородие почв может быть восстановлено при применении специальных методов. При рациональной, научно обоснованной обработке почвы приобретают уникальное свойство увеличивать продуктивную способность.
Очень важным обстоятельством является также то, что земля ограничена в пространстве. Человеческое общество существует на определенной территории, обычно очерченной границами соответствующего государства. Любой человек владеет земельным участком, площадь которого всегда ограничена, как бы велик он ни был.
Земля как объект общественных отношений даже в тех случаях, когда к ней применяется человеческий труд, когда в нее вкладываются денежные средства для производства каких-либо улучшений, остается объектом природы. Застроенный, заасфальтированный, забетонированный и т. п. земельный участок всегда будет оставаться природным объектом и природным ресурсом. В этом заключаются основные особенности земли — объекта общественных земельных отношений.
Какое значение имеет понятие «земля» в законодательстве? Юридического определения его нет. В ст. 9 Конституции РФ говорится о земле как природном ресурсе. В ч. 1, 2 ст. 36 Конституции РФ термин «земля» используется для обозначения объекта права собственности. В ч. 3 этой статьи данный термин применен для обозначения предмета правового регулирования земельного законодательства.
В ЗК РФ употребляются термины: «земля», когда речь идет о земле как природном объекте и природном ресурсе; «земельный участок», когда говорится об индивидуализированной части земли; «земли», когда речь идет о категориях земель. По смыслу подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ земля — это природный объект, природный ресурс и одновременно недвижимость, объект права собственности и иных прав на землю.
В ГК РФ термины «земля» и «земельный участок» используются как синонимы, без учета различия содержания этих понятий. В его п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209, п. 2 ст. 214 говорится о земле, хотя речь должна идти о земельном участке как объекте прав на землю с основой на доктрине гражданского права. Глава 17 называется «Право собственности и другие вещные права на землю»; ст. 260 посвящена общим положениям о праве собственности на землю; ст. 264 — правам на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; ст. 269 — владению и пользованию землей на праве постоянного (бессрочного) пользования. Это значит, что объектом имущественных прав признается не только земельный участок, но и земля. В иных статьях ГК РФ применяется термин «земельный участок», подразумевающий объект имущественных прав.
Таким образом, Конституция РФ, земельное и гражданское законодательство признают землю в качестве природного объекта, природного ресурса и объекта прав на землю.
Кроме того, из содержания п. 1 ст. 3 ЗК РФ, согласно которому земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель, следует вывод, что общим объектом земельных отношений выступают земли. Понятие «земля» является синонимом понятия «земли», которое используется в ЗК РФ для того, чтобы обозначить отдельные категории земель. Понятие «земли» — родовое по отношению к понятию «земельный участок», и, естественно, они взаимосвязаны. Поэтому земельными отношениями являются общественные отношения, возникающие по поводу земли (земель, земельных участков и их частей).
В странах европейского континентального права, так же как и в российском праве, нет законодательно определенного понятия «земля». Законодательство этих стран, как правило, делает акцент на дефиниции категории «недвижимость», не определяя при этом юридического понятия «земельный участок». «Земля» является синонимом «земельного участка».

Введение

Земельное право, особенности его предмета, метода необходимо изучать, учитывая специфику отрасли. Правильно определить предмет правового регулирования важно для того, чтобы решить, какой конкретно нормативно-правовой акт применим в данном случае. Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут к значительным ошибкам в правоприменительной практике.

В области земельных отношений бывает сложно определить предмет правового регулирования, когда они связаны с другими видами правоотношений, в первую очередь гражданскими, особенно после принятия нового ГК РФ, в котором изменены приоритеты в правовом регулировании земельных отношений и нормы гражданского законодательства выходят на первое место. Имущественные отношения, возникающие при распоряжении земельными участками, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Земельное право как отрасль представляет собой системно упоря-доченную совокупность норм, направленную на регулирование обще-ственных отношений по поводу рационального использования земель и сбережения земли как национального богатства.

Изучение земельного права должно начинаться с изучения в первую очередь особенностей его - предмета. Раскрыть предмет отрасли земельного права -- значит раскрыть содержание и характер всех тех земельных отношений, которые определяются формами собственности на землю. В предмет земельного права входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений из-за специфики объекта правового регулирования земельного права -- земли.

Предмет земельного права

Итак, предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли (земельных отношений).

Земельные отношения -- это отношения между органами го-сударственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.

Регулирование земельных отношений основывается на сочетании управления использованием земли в качестве природного ресурса, объекта недвижимости и основного средства производства; многообразия форм собственности на землю и другие природные ресурсы; широких правомочий субъектов РФ и органов местного самоуправления в регулировании земельных отношений на своих территориях; признания равенства участников земельных отношений в защите своих прав на землю; недопустимости противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей; государственном управлении землями независимо от форм собственности и иных прав на землю.

Участниками земельных отношений являются Российская Феде-рация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане Российской Федерации. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ.

Объектами земельных отношений являются земельные участки и права на них.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ст. 3 ЗК РФ).

Специфика земельных отношений. При определении предмета правового регулирования в области земельных общественных отношений необходимо помнить следующее.

1. В него входят лишь волевые общественные отношения, т.е. такие, которые зависят от воли людей и могут быть изменены ими

2. Предмет правового регулирования составляют не всякие волевые общественные отношения, а лишь те, которые возможно урегулировать правовыми нормами. Можно обязать исполнителей создать благоприятную окружающую среду, хотя это зависит не только от их воли, но и от многих факторов: состояния очистных сооружений, для которых не всегда можно приобрести необходимое оборудование; состояния окружающей среды соседних регионов, на которые не может распространяться юрисдикция органов данной административно-территориальной единицы; последствий деятельности предыдущих поколений и др. В этой связи ЗК РФ определяет лишь цель землеустройства -- улучшение (а не создание) природных ландшафтов.

3. К предмету правового регулирования относятся также волевые и поддающиеся правовому регулированию общественные отношения, которые нуждаются (с позиций государства и общества) в урегулировании правовыми средствами. Например, невозможно оставить без правового регулирования отношения по установлению нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, поэтому законодательство определяет обязанности для всех пользователей земли в интересах охраны плодородия почв, охраны здоровья человека и окружающей среды.

4. В предмет правового регулирования включены не всякие обще-ственные отношения, а лишь такие, которые могут быть урегулированы правовым путем. Эта допустимость регламентируется нормами международного права. Так, недопустимо применять российское законодательство, если оно противоречит международным договорам РФ, или законодательный орган РФ не вправе превысить свои полномочия, определенные Конституцией РФ.

5. Наконец, в предмет правового регулирования входят лишь те общественные отношения, которые подпадают под действие правовых норм. Например, правовой обязанностью всех пользователей землей является повышение плодородия почв, однако они не обязаны искусственно создавать почвенный гумус, поддерживать необходимые условия для жизнедеятельности почвенных организмов, создавать какой-то новый тепловой, воздушный, солевой, водный и иной режим почв. Это все -- средства, обеспечивающие предусмотренный законом уровень плодородия почв, и вопрос о том, как применять эти средства, законом не регламентируется.

Следовательно, предметом, правового регулирования земельного права являются волевые общественные отношения, которые нужно, возможно и допустимо урегулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм.

Предмет правового регулирования можно подразделить на фактически находящийся в сфере правового регулирования и потенциальный. Первый включает в себя земельные отношения, предусмотренные в действующем законодательстве; второй -- те общественные отно-шения, которые не урегулированы законом, хотя и остро в этом нуждаются. Например, законом следовало бы урегулировать критерии мелиоративных мероприятий, пределы воздействия на окружающую среду, ответственность за последствия неправильных мелиоративных мероприятий и т.п.

Перечисленные общие черты характерны для предмета регулирования любой отрасли права. Земельное право имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что объектом отношений является земля.

Для того чтобы определить предмет земельного права, необходимо раскрыть содержание термина «земля».

Широкое распространение имеет понятие «земля» -- поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, над которой осуществляется суверенитет Российской Федерации.

В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Однако объектом земельных отношений выступает не земля вообще, а конкретный земельный участок, часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражающиеся в земельном кадастре и документах государственной регистрации (ст. 6 ЗК РФ).

Выделение земельного права в самостоятельную отрасль права породило необходимость разъяснения в законодательстве различных терминов земельно-правового характера, что позволяет установить единообразие в толковании и правоприменительной практике. Часть земельного участка -- определенная, площадь соответствующего земельного участка, которая может быть отграничена на местности и превращена в самостоятельный объект земельных отношений и гражданского оборота, в котором может также участвовать земель-ная доля -- условная часть права на один и тот же земельный участок, принадлежащий нескольким лицам, не отграниченная на местности, имеющая целевое назначение, усредненное количественное и качественное выражение в праве общей собственности на землю.

Земельная доля (земельный пай) -- установленное законодатель-ством, должным образом оформленное и зарегистрированное право собственности гражданина на земельный участок.

Земельный строй РФ -- это совокупность земельных отношений, сложившихся в обществе на основе существующих в нем форм собственности на землю (частной, государственной, муниципальной и иных), и соответствующие им формы владения, пользования и распоряжения землей. Реформирование правового регулирования земельных отношений не сняло потребности в разработке понятия «земля», а, наоборот, аккумулировало эту потребность, так как принимаемые в последнее время федеральные законодательные акты имеют в качестве обязательной вступительной части систему понятий и их определений.

Особенности земли как объекта правового регулирования

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль. В экологическом понимании -- это природный объект, составная часть окружающей среды, взаимодействующая с другими объектами природы -- лесами, недрами, водами, а в широком смысле -- охватывающая все природные ресурсы.

С экономической стороны земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельности -- является материальной базой вся-кого производства. Она -- источник (ресурс) удовлетворения самых разнообразных потребностей человека.

В социальном отношении -- это объект собственности. При капитализме решающее значение земли для регулирования земельных отношений имеет социальная функция земли. При социализме земля является в одних странах исключительной собственностью государства, а в других -- наряду с государственной -- кооперативной, частной и личной собственностью.

В Российской Федерации вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.

Особенности правового регулирования земельных отношений:

а) земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами. Для каждого человека она составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе. В силу этого основными субъектами земельной собственности должны быть граждане Российской Федерации. В случае, когда земля выступает как важнейший природный ресурс, основа жизни и общенациональное достояние, речь о ней должна идти как о компоненте природы, биосферной категории. Когда же речь идет об отношениях, возникающих при хозяйственном использовании земли, то этот аспект требует рассмотрения понятия земли как пространственного операционного базиса для размещения производительных сил, основного средства производства в сельском хозяйстве, т.е. как экономической категории;

б) деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли осуществляется, как правило, с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений.

в) распоряжение землей на данной территории реализуется через органы местного самоуправления (их администрации), в результате чего должно пресекаться преобладание частных или ведомственных интересов над общенародными;

г) в земельном праве не полностью применяются сроки исковой давности, предусмотренные для гражданских, административных, уголовных и иных правоотношений. Так, если ранее самовольный захват земельного участка мог повлечь за собой уголовную ответственность, то теперь за это предусмотрена лишь административная. Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который необходимо осуществлять в целях:

Своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;

Оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;

Информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать: регулярные наблюдения за состоянием земель, количественными и качественными показателями; сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений; создание и ведение банков данных; оценку и прогнозирование изменения состояния земель.

2. Земля -- важнейший компонент окружающей среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что в свою очередь влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права. Они должны регулироваться нормами земельного права, а нормы гражданского права необходимо учитывать только в части, не урегулированной нормами земельного права.

3. Земля представляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере различных отраслей права:

* государственного, нормами которого регулируются админист-ративно-государственное устройство, государственные границы и су-веренитет народов. Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (местной администрацией) особый режим использования земель;

* административного, определяющего систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т.п.;

* гражданского, нормы которого особенно расширили сферу правового регулирования земельных отношений после принятия нового ГК РФ в 1994 г. В него включено большое количество норм, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права. Восстановление категории «недвижимое имущество», т.е. объектов, неразрывно связанных с землей (строений, сооружений, мелиоративных систем), введение купли-продажи земли, земельного рынка, ипотеки и др. -- все это должно способствовать возрастанию роли норм гражданского права в регулировании земельных отношений.

4. Земля является абсолютно недвижимой, а все остальные вещи -- относительно недвижимые, так как они в принципе переместимы при желании человека.

Представляется, что недвижимость -- земля, а все, что находится на земле, -- движимое имущество. Эти две составные части -- недвижимость и движимое имущество -- должны иметь каждая свой самостоятельный правовой статус, определенный в законодательном порядке. При этом не следует также забывать об особом объекте недвижимости как об особом роде имущества, где земля играет главенствующую роль.

Земельный участок и связанные с ним объекты образуют единый комплекс при единстве собственности на участок и здание, который находится в едином владении, пользовании, распоряжении и хозяйственном пользовании.

Все высказанные соображения по этому вопросу свидетельствуют о том, что ГК РФ регулирует имущественные отношения и не учитывает особенности земли как природного ресурса, которая не является в полной мере объектом имущественных отношений.

5. Горные, лесные и водные отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством РФ и ее субъектов.

Земельные отношения имеют имущественное содержание, но в силу своих уникальных и специфических особенностей земля не может стать в полном смысле имуществом, потому что является продуктом самой природы, не имеет и не может иметь имущественной основы. В условиях рынка земли ей придается конъюнктурная оценка и видимость имущественной ценности, следовательно, сделки с землей не должны определяться по правилам имущества, которое является объектом гражданского права.

Объявление в ГК РФ природных ресурсов имуществом противоречит ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36 и ст. 42 Конституции РФ, так как нарушает неотчуждаемые и принадлежащие всем от рождения права на природные ресурсы -- основу жизнедеятельности народов России, право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 2, 7, 17, 18, 41, 42, 58 Конституции РФ).

Гражданское право, таким образом, основывается на обеспечении свободы имущественных прав, а земельное -- на обеспечении рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности общества.

Указанные различия между гражданским и земельным законода-тельством в разных странах мира имеют свои особенности, но в целом они достаточно стабильны и существуют независимо от социального строя и форм собственности на землю.

6. Как уже отмечалось, земельные отношения имеют имущественное содержание, в силу своих специфических особенностей земля является имуществом особого рода. Она не имеет и не может иметь стоимости. Ей придается лишь видимость имущественной ценности. В условиях рыночных отношений цена земли определяется по закону спроса и предложения, она имеет тенденцию к увеличению, так как потребность в ней все время возрастает ввиду ограниченности плодородных и расположенных в более благоприятных условиях земельных участков, в которых постоянно нуждаются люди. Этот фактор активно используется любителями спекулятивных сделок. Для предупреждения негативных последствий земельный рынок должен регулироваться государством. Сделки с землей не должны определяться по тем же правилам, которые действуют при продаже различного имущества. Они должны регулироваться земельным законодательством, которое точнее отражает естественную природу и значимость земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Земля ограничена в пространстве, которое не может увеличиваться подобно тому, как увеличивается объем имущества. Это порождает потребность в рациональной эксплуатации земель: экономном использовании территории земель, но достигается совмещением располагаемых на ней объектов, нормировании отв./да земель в пользование и собственность; ограничении изъятия ценных угодий для несельскохозяйственных нужд; эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения.

Земля не может быть перенесена в другое место. Равным образом она не подлежит замене никакими другими средствами производства, как это происходит в отношении других орудий и средств производства (другого имущества).

При правильном использовании земли ее плодородие не только не ухудшается, а постоянно возрастает.

Земля обладает большей ценностью, чем обычное имущество. Если имущество изнашивается, быстро устаревает, то земля не подвержена таким изменениям. Более того, даже тогда, когда человечество создает невиданное по своим качествам и ценностям имущество, то и тогда земля будет ценнее его.

* Как отмечалось, земля является недвижимым объектом и в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве.

Подводя итог изложенному, можно охарактеризовать предмет земельного права следующим образом.

1. Предметом земельного права являются общественные земельные отношения, имеющие свое экономическое содержание.

2. Специфика данных общественных отношений обусловлена природными особенностями земли как уникального объекта общественных отношений.

3. Земельные отношения -- это общественные отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей, находящиеся в сфере действия преимущественно земельно-правовых и отчасти гражданско-правовых норм в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы нормами земельного права.

Итак, можно дать следующее определение земельного права как отрасли права.

Земельное право -- самостоятельная отрасль права, направленная на регулирование земельных отношений в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях, у юридических лив, и граждан и имеющая своей задачей закрепление, совершенствование и создание эффективного земельного строя в России, основанного на частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности на землю, который обеспечивает рациональное использование и охрану земель, надлежащие условия равноправного развития форм хозяйствования, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды и охраны земельных прав граждан и других пользователей землей.

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Утратил силу.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Комментарий к Ст. 6 ЗК РФ

1. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 1 Кодекса, земельное законодательство исходит из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Соответственно, и как объект земельных отношений земля выступает в этих двух качествах: в первом случае — это земля как природный объект и природный ресурс, и в этом качестве она выступает объектом регулирования, например, норм главы II Кодекса (при этом используется также термин «земли»); во втором случае — это земля как имущество и объект прав, и в этом качестве она выступает в виде конкретных земельных участков и частей земельных участков.

Земельный участок — одна из основных категорий, которыми оперируют земельное право и земельное законодательство. Его точное определение содержится в п. 2 комментируемой статьи. Что же касается части земельного участка, то правовая природа этого понятия нередко является предметом дискуссий, поскольку часть земельного участка, пока она не выделена в установленном порядке в отдельный участок, не может быть самостоятельным объектом имущественных прав и сделок. В ЗК часть земельного участка как объект земельных отношений упоминается только в ст. 35 в контексте части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.

В земельном законодательстве объектом прав выступают также земельные доли (см. комментарий к гл. XIV Кодекса). Комментируемая статья не рассматривает их в качестве отдельного объекта земельных отношений, поскольку земельная доля по существу представляет собой долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, т.е. объектом выступает опять же земельный участок. Однако отношения по поводу таких долей обладают существенной спецификой и являются предметом регулирования нескольких статей ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

2. ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 15.02.2008 согласно ФЗ от 13.05.2008 N 66-ФЗ) определял земельный участок как часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Земельный участок — недвижимая вещь, а вещи согласно ст. 133 ГК могут быть делимыми и неделимыми. Земельные участки бывают как делимыми, так и неделимыми — это зависит от их размера, конфигурации, целевого назначения и разрешенного использования. В отдельных случаях запрет раздела земельного участка установлен законом — например, в отношении земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Комментируемая статья конкретизирует и развивает применительно к земельным участкам норму ст. 133 ГК, согласно которой признается неделимой вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Делимость земельного участка имеет принципиальное значение в случае, когда предполагается его раздел — например, между собственниками, если участок находится в общей собственности. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь определяются правилами ст. ст. 252, 258 ГК.

Подробно регламентируют случаи, когда на неделимом земельном участке находится здание, которое принадлежит на праве собственности или на иных вещных правах нескольким разным лицам.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Земельное право – отрасль права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Предмет земельного права

Предметом земельного права как отрасли права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.

Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

Метод земельного права

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Система земельного права

Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

1) право собственности и иные вещные права на землю;

2) управление земельными ресурсами государства;

3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

4) правовую охрану земель;

5) управление в сфере использования и охраны земель;

6) правовое регулирование платы за землю;

7) ответственность за нарушение земельного законодательства;

Институты Особенной части включают: 1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2) правовой режим земель населенных пунктов;

3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;

4) правовой режим земель природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) правовой режим земель лесного фонда;

6) правовой режим земель водного фонда;

7) правовой режим земель запаса.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Принципы земельного права

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий государства, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность государства, субъектов государства и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются законами.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Понятие и общая характеристика источников земельного права

Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. Источники земельного права классифицируются: акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты.

Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция.

Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов. В них предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются и земельно-правовыми нормативными актами: указами Президента и постановлениями Правительства.

К источникам земельного права относятся акты других отраслей законодательства.

Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом – предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права.

Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.

Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом государства.

К этой же группе относятся типовые договоры, позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм, различные санитарные нормы и правила.

Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации).

Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.

Виды источников земельного права

Под источниками земельного права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. Источники земельного права – это юридические формы, действующие с разной эффективностью и выражающие признаки правоотношений.

Видами источников права могут являться следующие:

1) Конституция;

2) правовой обычай;

3) нормативный акт;

4) руководящие решения пленумов Верховного Суда, Конституционного Суда, которые учитываются нижестоящими судами;

5) религиозные тексты;

6) идеи и доктрины;

7) общие принципы;

8) договоры.

Наиболее характерным способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Под нормой права понимается общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права – не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различаются законы и подчиняющиеся им подзаконные акты. К последним относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного самоуправления.

Руководящие решения высших судов обязательны для нижестоящих судов. Постановления Конституционного Суда являются обязательными и окончательными для исполнения. Решения пленумов Верховного Суда, обязательно учитываются при принятии решения по делу нижестоящими судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.

Общие принципы права – это основополагающие начала, которые могут применяться и непосредственно в случаях пробелов в законодательстве, а также являются отправными при формировании правовых норм.

Договоры – это соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений.

Понятие и виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения – это отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), урегулированные нормами земельного права. Земельные правоотношения – это отношения между органами власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Видами земельных правоотношений являются: регулятивные; правоохранительные, материальные и процессуальные правоотношения.

Регулятивные правоотношения – это совершение участниками отношений позитивных действий. Данные отношения возникают при практической реализации земельных отношений.

Правоохранительные правоотношения возникают по поводу правонарушений, когда существует необходимость юридического воздействия в ответ на нарушение земельного законодательства либо при угрозе наступления правонарушения.

Материальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм земельного права, устанавливающие существенные права и обязанности участников земельных правоотношений.

Процессуальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм процессуального права, предусматривают порядок подачи заявлений, просьб о предоставлении прав на земельные участки, правила обжалования решений компетентных органов в области земельных отношений, процедуры разрешения земельных споров.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, т. е. обстоятельства, влекущие в соответствии с законом юридические последствия. Права на землю как объект недвижимого имущества подлежат государственной регистрации и соответственно возникают, изменяются и прекращаются с момента регистрации соответствующих прав.

Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в частную собственность граждан и юридических лиц. Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного органа.

Основания прекращения земельных правоотношений. Основания прекращения права собственности: при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя от принадлежащего им права.

Аренда земельного участка прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Безвозмездное срочное пользование прекращается по решению лица, предоставившего участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который он был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права.

Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

Основанием прекращения земельных правоотношений может быть принудительное изъятие земельного участка.

Объекты земельных правоотношений

Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными Земельным Кодексом, и содержанием земельных отношений.

Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка – объекта земельных правоотношений. Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и за-(репленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами Земельного Кодекса. Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены Земельным Кодексом.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных законами. Неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли населенных пунктов;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– земли запаса.

При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.

Субъекты и содержание земельных правоотношений

Субъектами земельных правоотношений являются граждане, юридические лица, муниципальные образования. Под гражданами, субъектами земельных отношений, в данном случае следует понимать как граждан государства, так и иностранных граждан и лиц без гражданства (т. е. физических лиц). Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным Кодексом, иными законами. На иностранных граждан и юридических лиц распространяются все нормы земельного законодательства, кроме случаев установления для них особого режима. Например, земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены иностранным субъектам только в аренду.

Субъектами земельных отношений являются: 1) собственники земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Содержание земельных правоотношений – это взаимосвязанные между собой права и обязанности участников земельных отношений, реализуемые ими путем совершения определенных действий или воздержания от совершения этих действий, указанных в законодательном акте. Зависят они от их правового статуса, особенностей объекта, вида, подвида отношений. Субъективные земельные права и юридические обязанности юридических лиц определяются в соответствии с уставом и являются специальными. Субъективные права и юридические обязанности иных участников земельных правоотношений – физических лиц – зависят от наличия либо отсутствия гражданства рФ. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.