Главный философский интерес. Термины и их значения

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010/2011. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС.

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите

ответы таблицу:

1.1. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть

это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе

1.2. Пример фрикционной безработицы: парикмахер, уволившийся по собственному

желанию в связи с переходом на работу в более модный салон - парикмахерскую.

1.3. Тип личности, характеризующийся признанием целей общества или группы и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей, называется конформистом.

1.4. Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.

1.5. Для монархических форм правления характерен традиционный тип легитимности власти.

1.6. Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти Российской Федерации.

1.7. Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.2. Повседневная ссора, развод супругов, забастовка, революция.

6 3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. Налог на прибыль, поимущественный налог, подоходный налог, налог на добавленную стоимость.



3.2. а) «Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо»; б) «Единственный способ не попасть в клетку контролируемой директивной экономики, куда нас загоняет постоянная инфляция, и тем самым спасти в конечном итоге цивилизацию, состоит в том, чтобы лишить правительства власти над предложением денег»; в) «При нынешней организации рынков, я делаю вывод, что регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках небезопасно»; г) «Самые большие экономические дьяволы нашего времени суть плоды риска, неопределенности и невежества».

4. Заполните пропуски в ряду.

4.1. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви - _____, избранное должностное лицо – легальное лидерство/

4.2. Средневековье – теоцентризм, Возрождение - _____, Просвещение – рационализм.

9 5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте.

Обратите внимание:

в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

В ______________ социальная структура трактуется в узком и широком смыслах. В ____________ смысле здесь понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление.

Однако получил распространение и развитие другой – более ____________ – подход, когда анализируется ___________ - все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

В социологию постепенно вошли новые понятия:

Определяется по демографическим, профессиональным, поселенческим, образовательным признакам и фактически является более дробным составным элементом классовой структуры (группа рабочих высшей квалификации, учителя, молодежь).

Что касается ___________, то сюда включаются также признаки, имеющие социальноэкономическую, социально-политическую, культурную и социально-психологическую природу и характеризующие общие черты внутри одной и нескольких групп.

Для характеристики социальной структуры на современном этапе широкое распространение получила теория ____________, предложенная ___________ в середине прошлого века. В свете этой теории, ____________ как элемент социальной структуры, включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

1. социология 2.социальна 3. сословие 4.социальная 5.П. Сорокин 6.широкий я группа стратификация

7.социальный 8.социальна 9.узкий 10.социальная 11.страта 12.К. Маркс слой я психология дифференциация 9 6. Соотнесите исторические типы человеческого сознания и иххарактеристики.

–  –  –

7.2. Губернатор Энского автономного округа, входящего в состав более крупной области России, издал указ о выходе из состава этого крупной области и непосредственном вхождении в состав Российской Федерации.

Правомерен ли указ губернатора?

8. Из предложенных слов и сочетаний слов составьте ряд экономических понятий. Составьте схему, отражающую соотношение между этими понятиями.

Денежно-кредитная, государственные расходы, налогообложение, установление, политика, экономические средства, регулирование, бюджетная, установление, политика, норма обязательных резервов, государственное регулирование экономики, учетная ставка процента, денежная эмиссия.

Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания.

Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний:

–  –  –

1. Девиантное поведение представляет угрозу стабильности общества. 2. Оно является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. 3. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. 4. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. 5. Отклоняющееся от старых, отживших, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. 6. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. 7. Принятие на себя роли девианта может привести человека к социальной изоляции. 8. Преодолевая традиции, девиантное поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. 9. Девиантное сознание не позволяет человеку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности. 10. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

–  –  –

12. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

–  –  –

13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010/2011. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

6 1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.

1.1. Президентство, парламентаризм, армия, суд, полиция, прокуратура.

1.2. Муж, сын, отец, брат.

1.3. Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий.

9 2. Что является ЛИШНИМ в ряду? Лишний элемент ряда ПОДЧЕРКНИТЕ и почему вы так решили.

ОБЪЯСНИТЕ,

2.1. а) Выплата пособий по безработице, субсидий фермерам. б) Повышение учетной ставки процента. в) регулирование правительственных расходов и доходов. г) Снижение налогов.

2.2. а) Предупреждение. б) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. в) Компенсация морального вреда. г) Дисквалификация.

2.3. а) Политические партии помещаются на правом фланге политического спектра. б) Партии находятся в оппозиции существующему правительству; в) Партии стремятся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований. г) Партии отличатся приверженностью к порядку, дисциплине, крепкой власти.

3. Заполните пропуски в рядах:

3.1. а) Романо-германская правовая семья – нормативно-правовой акт; англосаксонская правовая семья - _____; мусульманская правовая семья – шариат.

3.2. а) Аристотель – ______; Дж. Локк – договорная теория происхождения государства; К.

Маркс – классовая теория происхождения государства. Г. Спенсер – органическая теория происхождения государства.

3.3. а) Гносеология – теория познания; онтология - _____; аксиология – теория ценностей.

4. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

4.1 Художественный образ может носить как визуально определенный, так и визуально не определенный характер.

4.2 Согласно евразийской доктрине, Россия есть третий, срединный материк – особый исторический и этнографический мир.

4.3 Исследованием сущности человека занимается особая отрасль знания – социальная философия.

4.4 Отправляясь в туристическую поездку по странам Юго-Восточной Азии, М.

много времени посвятил изучению синтоизма, в надежде на месте лучше познакомиться с многочисленными памятниками этой религии. Его надежды будут оправданы.

4.5 Проведя сравнительный анализ мифологии различных народов, учащиеся пришли к выводу, что образ первоправителя для мифов не характерен. Этот вывод является верным.

4.6 К скрытой безработице можно отнести наличие таких рабочих мест в экономике, труд на которых в течение полного рабочего дня не обеспечивает работнику даже прожиточного минимума.

4.7 Студент вуза стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок-направления эстетическими нормами. Можно сказать, он оказался подвержен влиянию массовой культуры.

4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7.

5. Перед вами таблица, в правом столбце которой представлены фрагменты, характеризующие одно из основных обществоведческих понятий. Озаглавьте таблицу, вписав это понятие в первой строке.

Заполните левый столбец таблицы, вписав основные составляющие этого понятия в соответствие с представленными фрагментами.

–  –  –

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод 20 латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

–  –  –

Неработающий пенсионер (А), член клуба филателистов (В), министр (С), государственный служащий (D), член политической партии (Е).

9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Как для ____ нужна добродетель, а для монархии ____ так для ____ правительства нужен ____. В добродетели оно не нуждается, а ____ была бы для него опасна.

Безграничная власть ____ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве ____, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия.

Правительство ____ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою ____. Но если в ____ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ____ – единственное движущее начало этого образа ____ – исчез, и у народа нет более защитника». (Ш. Монтескье, французский философ.)

–  –  –

10. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров.

Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Одна из подобных форм названа в приводимой ниже таблице. Внесите названия остальных ранних форм религии в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

1. «Только промолвил это Кадм, как тело его вытянулось и покрылось чешуей, ноги срослись и стали длинным извивающимся змеиным хвостом. В ужасе простирает он к Гармонии руки и зовет ее. Но язык его раздваивается и уже колеблется во рту змеиное жало, и из уст его вылетает только шипение». (Мифы и легенды Древней Греции) 2. «Ей в приданое дано было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело;

Говорить оно умело;

С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») 3. «Но странная из солнца ясь струилась, - и степенность забыв, сижу, разговорясь с светилом постепенно.

Про то, про это говорю, Что- де заела РОСТа, а солнце:

«Ладно, не горюй, смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь, Светить легко?

Поди, попробуй! – А вот идешь – Взялось идти, Идешь – и светишь в оба!».

(В.В.Маяковский «Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче») 4. « - Береги себя. Возьми. Не знаю в какого бога ты веришь, но это всем помогало… На черном шнурке покачивалась каменная фигурка, вроде бы изображавшая человека, но настолько окатанная, словно бы оплавленная временем и прикосновениями бесчисленных рук, что не понять уже, кого она в незапамятные годы изображала.

Повесь на шею.» (А. Бушков «Рыцарь из ниоткуда») 5. «Царь-девица говорит:

«Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь.

Слушай: завтра на заре На широком на дворе Должен челядь ты заставить Три котла больших поставить И костры под них сложить.

Первый надобно налить До краев водой студеной, А второй – водой вареной, А последний молоком, Вскипятя его ключом.

Вот, коль хочешь ты жениться и красавцем учиниться – Ты без платья, налегке, Искупайся в молоке…»

(П. Ершов «Конек-горбунок») 6. «Василисе всегда помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою. Зато Василиса, сама бывало не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером как все улягутся, она запрется в чуланчике и потчевает ее приговаривая:

На, куколка, покушай, моего горя послушай!» («Василиса Прекрасная», русская народная сказка) 7. « И к бобрам с улыбкой хитрой

Обратился По-Пок-Кивис:

«О друзья мои! Покойно, Хорошо у вас в вигвамах!

Все вы опытны и мудры, Все на выдумки искусны, Превратите же скорее И меня в бобра, Амика!» (Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате») 8. «На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице. Ударился об пол и явился перед девицей прекрасным царевичем. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие.

Услыхали сестры и спрашивают:

С кем это ты сестрица разговариваешь? А ну отопрись!

Царевич ударился об пол – и сделался перышком». («Перышко Финиста ясна сокола», русская народная сказка) 9. «Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу». (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством») Магия

12 11. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Определите, какое обществоведческое понятие иллюстрируют слова У. Шекспира и какая философская позиция представлена в строках А.С. Пушкина.

Весь мир - театр.

В нём женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет _______. (У. Шекспир) 11.2.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним __________.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый. (А.С. Пушкин) 16 12. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил восемь. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да»

«Адам Смит был английским экономистом и философом семнадцатого века (1), одним из основателей классической политэкономии. В своем основополагающем труде «Опыт о народонаселении» (2) обобщил многолетнее развитие экономической мысли, рассмотрел экономическую историю Западной Европы, изложил свои взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. (3) Одно из ключевых положений теории Смита - необходимость расширения государственной регламентации экономики (4) для ускорения развития хозяйства. При этом Смит считается автором теории о «невидимой рукой рынка» (5), согласно которой экономика саморегулируется на основе свободно складывающихся под воздействием спроса и предложения, цен. Полемизируя с меркантилистами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии (6), Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Он утверждал, что труд выступает и в качестве мерила стоимости товара. (7) В соответствии с этой теорией Смит разделял общество на классы буржуазии и пролетариата – наемных работников. (8)

20 13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей:

признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)

2. Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)

3. Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)

4. Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010/2011. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1.1. Партия, выступающая за коренное преобразование существующего строя, называется

а) радикальная;

б) массовая;

в) революционная;

г) консервативная.

1.2. С точки зрения рационалистов, критерием истины является

а) теоретическое доказательство;

б) согласие с ранее полученными знаниями;

г) соглашения ученых.

1.3. Эмиссией называют:

а) политику распределения расходов;

б) политику установления налогов с населения;

в) выпуск денег;

г) политику регулирования экономики с помощью изменения государственных расходов и налогообложения

1.4. Какой правовой институт не входит в систему гражданского права:

а) наследственное право;

б) интеллектуальная собственность;

в) гражданство;

г) право собственности.

1.5. Какой источник богатства называл А.Смит

а) сельское хозяйство;

б) разделение труда;

в) накопление денежного запаса;

г) регулирование зарплаты во всех секторах экономики.

1.6. К отраслям публичного права относятся

а) конституционное право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) финансовое право;

д) гражданское право.

1.7. Голландский юрист Гуго Гроций обосновал идею:

а) имущественного и социального равенства;

б) разделения властей;

в) естественного права;

г) революционного переустройства общества.

1.8. К вербальному общению относятся (-ится):

а) беседа по телефону;

б) подбадривающая улыбка;

в) жест приветствия;

г) диалог драматических персонажей;

д) пантомима.

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

2.1. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.

2.2. Бедность – это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения.

2.3. Явка с повинной относится к обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность.

2.4. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решения.

2.5. У предпринимателей на первом месте находятся экономические интересы и распределение собственности.

2.6. Культура труда и производства составляет часть духовной культуры общества.

2.7. Только форма правления определяет механизм взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти.

–  –  –

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод 12 латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

–  –  –

8.2. В детскую поликлинику одного из районов г. Тамбова подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось.

А. Гражданином какого государства будет являться мальчик?

Б. Свой ответ обоснуйте.

–  –  –

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

Закон (А), подзаконный акт (В), Конституция Российской Федерации (С), распоряжения министра финансов(D), Уголовный кодекс Российской Федерации (Е), Нормативноправовые акты (G).

10. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний:

–  –  –

1. Сейчас без экзаменов в вузы зачисляются победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и призеры, вошедшие в состав международных сборных. При этом профиль олимпиады должен совпадать с профилем выбранной специальности.

http://www.ucheba.ru/vuz-article/2801.html

2. В Москве сейчас проживают люди 168 национальностей. Председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексей Александров сказал по этому поводу: "В Москве нет народов, а живут москвичи разных национальностей, имеющие безусловное право на свободу определения собственной национальной принадлежности. Свою задачу мы видим в обеспечении этих прав и в формировании в обществе атмосферы уважения к некоренному населению" http://www.jewish.ru/news/cis/2008/02/news994259385.php

3. После смерти родственника, на имущество которого он мог претендовать, гражданин Ф. не стал обращаться с заявление о вступлении в права наследства.

4. Рассказывает первый заместитель начальника Петрозаводской таможни по таможенному контролю Дмитрий Данилов.

Товары для личного пользования: это те товары, которые перемещаются гражданами через таможенную границу и предназначены для личных, семейных, домашних и иных нужд, которые не связаны с предпринимательской деятельностью. Эти товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, к ним не применяются запреты и ограничения экономического характера - статья 281 Таможенного кодекса РФ.

http://www.datsha.com/rus/uutiset/070806.shtml

5. Как рассказали «Новому Региону» в пресс-службе Свердловского областного суда, 19летний гражданин Франк, менеджер по продажам, в январе нынешнего года проник в компьютерную сеть сотового оператора МТС, узнал кодовое слово абонента и получил нужную ему информацию. Молодого человека интересовала личная информация о телефонных переговорах своего друга: какие звонки и СМС поступали на номер абонента.

http://www.nr2.ru/ekb/201697.html

6. Несовершеннолетнему подходит далеко не любая работа. Поэтому организациям с вредными и опасными условиями труда, ведущим подземные работы, осуществляющим производство, перевозку, торговлю спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами, ночным клубам, казино можно забыть об использовании детского труда.

http://www.klerk.ru/law/?42298

7. По факту незаконного проникновения в жилище, следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Липецкой области возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 139 УК РФ. В ходе предварительного следствия установлено, что 24 августа 2008 года, 24-летний житель Липецка находясь в состоянии алкогольного опьянения, чтобы выйти из своей закрытой квартиры на улицу, дважды использовал квартиру соседей.

Для этого, он перелазил через балкон своей квартиры на соседний балкон, после чего проникал в чужую квартиру, из которой выходил на улицу. При этом на замечания и возмущения проживающей там женщины не реагировал. http://www.lipetsknews.ru/today/?

8. Несмотря на все усилия политиков, американские избиратели все реже и реже посещают избирательные участки. На протяжении последних десятилетий в общенациональных выборах участвуют не более шести из каждых десяти избирателей.

Нетрудно сообразить, что к власти приходит представитель или политическая сила, которых в общенациональном масштабе поддерживает, в лучшем случае, - только 1/3 граждан, имеющих право избирательного голоса.

http://www.comstol.ru/Ak/105.html

9. Центры занятости Москвы реализуют программу по временному трудоустройству и материальной поддержке, которая нацелена на граждан, испытывающих трудности при поиске работы: инвалидов, молодежь, лиц предпенсионного возраста, одиноких или многодетных родителей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, беженцев и т.д.

Реализуют данную программу государственные Центры занятости, существующие в каждом административном округе города Москвы.

http://www.mostrud.ru/news.php?id

12. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них представлены четыре философские позиции.

13.1. Самостоятельно определите позиции.

13.2. Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках.

1. В показанный период наблюдается устойчивый дефицит и союзного, и местных бюджетов.

2. В показанный период в СССР наблюдается устойчивый рост доходов консолидированного бюджета.

3. Темпы роста союзных бюджетных расходов замедляются, а местных бюджетных расходов – увеличиваются.

4. Приведенные данные позволяют сделать вывод о нарастании центростремительных тенденций в экономике СССР.

14. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

5. Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей:

признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)

6. Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)

7. Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)

8. Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич)

–  –  –

1. По какому принципу созданы ряды? Что является лишним?

а) право, этикет, мораль, традиции, знаки дорожного движения, сетикет, обычай.

б) прокуратура, суд, Федеральная служба безопасности, Интерпол, таможня, милиция.

2. Ответьте «да» или «нет»:

а) Человек по своей природе существо биосоциальное.

б) Под общением понимают только обмен информацией.

в) Каждый человек индивидуален.

г) В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.

д) Каждый человек рождается личностью.

3. Дайте краткий ответ на вопрос:

а) Какое разрешение требуется человеку, чтобы беспрепятственно исповедовать религию?

б) Чем отличаются права мужчин и женщин?

в) Забота о детях и их воспитании – право или обязанность родителей?

г) Что, согласно Конституции РФ, является высшей ценностью для государства?

д) Какая партия имеет больше прав – «Единая Россия» или «ЛДПР»?

4. В одной развитой демократической стране журналистка опубликовала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фамилий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде случайной попутчицей. Попутчица подала в суд на журналистку и… Допишите текст, указав, выиграла или проиграла судебное дело случайная попутчица. Напишите, на какое понятие вы опирались в своем прогнозе.

5. Какие из перечисленных обязанностей являются обязанностями гражданина России?

а) соблюдать законы; б) защищать Отечество;

в) платить налоги; г) сохранять природу;

д) состоять в рядах какой-либо политической партии;

е) получить два высших образования.

6. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите названия групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу права занесите во вторую колонку таблицы, указывая в скобках порядковый номер изображения, обозначающего данное право.

–  –  –

7. В «Сказке о попе и работнике его Балде» рассказывается о своеобразном соглашении между попом и работником Балдой:

Поп: Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где найти мне такого, Служителя не очень дорогого?

Балда: Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелчка тебе по лбу, Есть же мне давай варёную полбу.

Как в наше время называется документ, заключаемый между работодателем и работником при найме на работу?

8. Установите соответствие между видами потребностей человека и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

–  –  –

9. Однажды Незнайка решил выступить с докладом «Почему куры денег не клюют». Готовясь к выступлению, он решил обратиться за консультациями к специалистам. Заранее он наметил список специалистов и примерное содержание вопросов к ним.

–  –  –

Всё ли учёл Незнайка? Каких ещё специалистов можно было привлечь? Нет ли лишнего в списке? О чём можно спросить лингвиста и математика?

10. Напишите мини-сочинение (несколько предложений)

2.1

2.2

2.3.

2.4.

2.5.

Расшифруйте акронимы. По какому принципу образован ряд? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их. Что является лишним в ряду? Лишнее подчеркните.

ГОУ, ЗАГС, МОУ, МДОУ

Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

4.1. Конституционное право, уголовное право, мусульманское право, административное право.

4.2. Картель, синдикат, холдинг, трест, концерн.

4.3. Гипотеза, диспозиция, санкция, экстраполяция.

4.4. Харизматическая власть, публичный характер власти, территориальная организация власти и населения, суверенная власть.



5.Вставьте понятие:

5.1. Если ситуация характеризуется высокой безработицей и высокой инфляцией, то мы имеем дело со ____________.

5.2. _____________ - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

5.3. _____________ - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни.

5.4. Суть ____________ теории происхождения государства состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ, связанных с расширением площади посевных площадей.

5.5. ____________ - отрасль права, которое не входит в систему права ни одного государства, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. К сожалению, автор не сумел разграничить отличительные признаки двух разных экономических систем. Ваши задачи:1) озаглавить колонки таблицы; 2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции.

1. Это экономическая система, основанная на традициях, зафиксировавшихся в сознании людей на основе опыта поколений. 2. Для нее характерно централизованное директивное планирование. 3. Экономическая власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. 4. Обычаи определяют использование редких ограниченных природных ресурсов. 5. Предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. 6. Такая система зачастую опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления. 7. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счёт собственных ресурсов и сил. 8. Главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам. 9. Эта система принципиально препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства. 10. Она функционирует на основе традиционных патриархальных, полуфеодальны отношенний.



7. Решите юридическую задачу:

14-летний И. Иванов, желая приобрести часы, пришел к магазину, который оказался закрытым. Тогда он разбил стекло витрины (стоимостью 12 тыс. руб.), проник в помещение магазина и взял часы, оставив на их месте деньги согласно лежавшему рядом ценнику.

Подлежит ли Иванов уголовной ответственности? И если да, то за какое преступление? Если нет, то что ему грозит в случае, если магазин предъявит иск за витрину?

8. Решите логическую задачу:

Логический закон исключения третьего гласит: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано».

«Что лучше: часы, правильно показывающие время лишь раз в год, или часы, правильно показывающие время дважды в сутки?» – «Разумеется, второе», – отвечаете вы. Хорошо. А теперь смотрите. У меня двое часов: одни вообще не идут, а другие каждый день отстают на минуту. Какие из двух вы предпочтете?

Обоснуйте свой ответ так, чтобы избежать логического противоречия.

9. Проанализируйте данное высказывание и ответьте на поставленные к нему вопросы.

«Впервые в человеческой истории все может быть сделано где угодно и продано кому угодно». (Л. Туроу)

9.1. Иллюстрацией какого мирового процесса служат слова экономиста?

9.2. Дайте определение этому процессу.

Соответствие элементов из двух перечней. Определенные науки об обществе и человеке прочно связаны с именами ученых, внесших большой вклад в их развитие. Приведите в соответствие разделы научного знания и имена ученых. Обратите внимание: имен ученых больше, чем сфер научного знания.

11. Распределите следующие блага в соответствующие колонки:

12. Одним из основных признаков демократической формы правления является принцип разделения властей. На основе имеющихся знаний по обществознанию и истории назовите не менее трех аргументов в пользу такой организации государственной власти, проиллюстрируйте их тремя примерами.

13. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

14. Перед Вами высказывания известных мыслителей. Выберите одно из них и напишите эссе:

14.1. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели». (Дж. Б. Шоу).

14.2. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить». (Л. Бернэ).

14.3. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей

природы». И.И. Мечников

14.4. Будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима. (И.С. Кон).

14.5. Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция. (Л.Эрхард).


Ответы и критерии оценок

1. За каждый правильный ответ 1 балл.

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10
Нет Да Да Нет Нет Да Нет Нет Нет Да

Класс

Установите верность или ложность утверждений. Впишите «да» или «нет» в соответствующие ячейки таблицы.

1.1. Экономический цикл включает в себя четыре фазы – кризис, депрессию, оживление и рецессию.

1.2. Определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории называется плебисцитом.

1.3. По мнению А. Сен-Симона критерием общественного прогресса является состояние общественной нравственности (идеал раннехристианские общины).

1.4. Представлениеоб идеальном государстве как о централизованной империи, в которой раздельно существуют и согласовано действуют светская и духовная власть (симфония) было характерно для обществ, где господствовала католическая религия.

1.5. Российская Федерация является членомОрганизации стран-экспортеров нефти.

1.6. Рассуждение, призванное установить истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже не вызывает сомнения называется доказательством.

1.7. Эффективность труда измеряется количеством продукции, произведенной за определенный промежуток времени.

1.8. Применение мер административной ответственности влечет за собой судимость для правонарушения.

1.9. Право ребенка свободно выражать свое мнение наступает с момента получения паспорта.

1.10. Войны и революционные потрясения относятся к факторам усиливающим социальную мобильность.

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10

2. По какому признаку образованы ряды? Назовите понятие, общее для данного ряда или объединяющее данный ряд:

2.1 . Экспорт, импорт, расчет торгового баланса.

2.2 . Институт права, отрасли права, подотрасли права.

2.3. Кооперация, конфликт, конкуренция.

2.4. Указы президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные акты.

2.5. Формально-определенный характер, систематичность, общеобязательный характер, гарантированность силой государства.

4. Соотнесите исторический тип общества с случаями, которые его характеризуют. Типы

общества

Характеристика общества

Аграрное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

А . Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Б . По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В . «Выборы через Интернет могут стать реальностью» - сообщает информационное агентство «Инерфакс».

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.

Е . Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.

Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.

З . «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)

5. Установите верность или ложность суждений («да» или «нет») , занесите ответы по принципу: цифра+ суждение («да» или «нет»).

1)Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.

2) При выборах в Национальное собрание Франции для победы в первом туре кандидатам в каждом избирательном округе необходимо набрать абсолютное большинство голосов. Если этого не происходит, то через неделю проходит второй тур, в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12, 5 % голосов от общего числа избирателей. Данная ситуация характеризует мажоритарный тип избирательной системы.

3) Гражданское право относится к отраслям частного права

4) Чем выше квалификации, тем ниже величина предложения на рынке труда.

5) Тип личности, характеризующийся признанием усилий общества или группы, и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей называется конформизмом.

6)Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти РФ

7) Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы

6. Прочтите текст и выполните задания к нему. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

«Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1) , основ его легитимности (2) и его символики (3) . Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6) , что создает или порождает нового человека».

1. _________________________________________________

2. _________________________________________________

3._________________________________________________

4. _________________________________________________

5. _________________________________________________ 6.__________________________________________________

7. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «МИГСиТ». Заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

Правомерно ли увольнение Петрова?

Свое мнение обоснуйте.

8. Процесс утраты церковью влияния на разнообразные сферы жизни общества называется:

а) Секуляризация

б) Модернизация

в) Демократизация

г) Экуменизм

9. Укажите, что относится к политическим правам и свободам личности?

а) право избирать и быть избранным в органы государственной власти

б) право объединяться в общественные организации

в) право проводить митинги, демонстрации, пикеты

г) право на справедливый суд

10. Продолжите цитату из Конституции РФ: «Основные права и свободы человека…

а) передаются по наследству от родителей

б) предоставляются с совершеннолетием

в) даруются Декларацией прав человека

г) принадлежат каждому от рождения

В1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг

1) экономическая

Б) отношения «отцов» и «детей»

2) социальная

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

В3. Найдите в приведённом ниже списке пути общественного развития и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

1) дифференциация

2) эволюция

3) мобильность

4) стратификация

5) революция

В4. Запишите слово, пропущенной в приведенной ниже схеме:

В5. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) политическая

А) Повышение налогов на бензин.

2) экономическая

Б) Выражение недоверия правительству.

3) социальная

В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

4) духовная

Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Прочтите текст и выполните задания С1-С4

Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, тради­ции. Социальные группы классифицируют по различным осно­ваниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на фор­мальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инст­рукциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определен­ным образом структуру. К неформальным группам относят сти­хийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.

В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десят­ков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой груп­пой можно называть объединение не более 5-7 человек). К ос­новным характеристикам малой группы относят: прямой кон­такт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распреде­ление функций и социальных ролей, общность интересов, соци­альных норм, традиции, определенную локализацию в про­странстве и устойчивость во времени. Главное же в малой груп­пе - это сила, с которой группа действует на своего члена.

(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Ис­пользуя содержание текста, укажите два отличия.

С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном до­ме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка заби­рает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.

Какие указанные в тексте признаки малой группы проявля­ются в данном примере?

I. Установите верность или ложность утверждений («Да» или «Нет») и занесите ответы в таблицу:

1. Социальное развитие современной России не характеризуется стабильностью социальных статусов людей.
2. Проведение ежегодных ярмарок вакансий для молодежи является примером функционирования рынка информации.
3. Уголовное право относится к отраслям публичного права.
4. Для традиционного общества характерно рациональное восприятие мира.
5. Регулирование экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов является основой фискальной политики государства.
6. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в сепаратизме.
7. Для философов эпохи Просвещения характерно представление об истории человечества как о непрерывном прогрессе всех сторон жизни общества.

Ответ:

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

II. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1. Д. Кейнс, Д. Риккардо, А. Смит, М. Фридман
2. Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг.

Ответ: 1. Ученые экономисты. 2. Черты элитарной культуры.

III. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1. Унитарное государство, светское государство, федеративное государство, конфедерация.
2. Искусство, наука, здравоохранение, образование.

Ответ: 1. Светское государство, остальное формы государственного устройства.
1. Здравоохранение, так как остальное – элементы духовной сферы.

IV. Заполните пропуски в ряду.

1. Партия, победившая в выборах и сформировавшая правительство – правящая партия; партия, выступающая за коренное и насильственное изменение существующего строя — ________________; партия, предлагающая альтернативную правительственную программу общественного развития — __________________.
2. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой — __________________; право на жилище – социальное право; право на проведение собраний, митингов, демонстраций — ______________.

Ответ: 1. Революционная. 2. Личное право.
Оппозиционная. Политическое право.

V. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, которые его характеризуют.

Типы общества

Характеристика общества

  1. Аграрное общество

А . Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

  1. Индустриальное общество

Б . По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

  1. Постиндустриальное общество

В . «Выборы через Интернет могут стать реальностью» — сообщает информационное агентство «Инерфакс».

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.

Е . Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.

Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.

З . «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)

Ответ:

Б, Д, З

А, Г, Ж

VI. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. В детскую поликлинику одного из районов Самары, подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить не удалось.
Гражданином какого государства будет являться мальчик?
Обоснуйте свой ответ.
2. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «Старт». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.
Правомерно ли увольнение Петрова?
Свое мнение обоснуйте.

Ответ: 1. Мальчик является гражданином РФ (1 балл.). По закону о гражданстве РФ «ребенок, родившийся на территории РФ, если оба родителя его неизвестны, является гражданином РФ. Т. Н. «принцип почвы».
2. Нет (1 балл). По трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается

VII. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание – в списке слов больше, чем пропусков!

Большое распространение в ______________ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения ________ членство ___________ и ____________ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________, а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно ___________ на базе различных ____________ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только вовремя ___________. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ___________ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются ___________, на основе профсоюзных и иных _________ движений, отражающих интересы различных социальных ___________.

Ответ: 9, 13, 21, 7, 18, 19, 14, 11, 16, 1, 2, 10

VIII. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них в образной форме отразились известные из курса обществознания социальные явления и научные понятия. Определите их и подпишите под каждым стихотворным отрывкам.

1. О, сколько нам открытый чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель.
(А. С. Пушкин)
А)______________________
Б) ______________________
В) _____________________

2. Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно
(Н. А. Заболоцкий)
Г) _______________________

Ответ: 1. А) Чувственное познание, Б) Рациональное сознание, В) Интуитивное познание
2. Г) Художественный образ

IX. Прочитайте текст и выполните задание к нему.
1. Дайте определение всем пронумерованным терминам.
2. О каких сферах (подсистемах) общественной жизни идет речь в тексте? Какой из них отводится определяющая роль?
3. Что входит в состав производительных сил общества кроме их материально-технической части?

Развитие экономической системы (1) является основой экономического прогресса (2). Его основу составляет развитие материальных производительных сил, которые ведут к росту, производительности труда (3). Обновление материально-технической базы порождает новые знания (4) и навыки работников, меняет существующее общественное разделение труда. Параллельно прогрессу техники и, опережая его, идет развитие науки (5), прикладные отрасли которой непосредственно ориентированы на применение результатов научного знания для решения производственных и социально-практических проблем. Одновременно увеличивается объем и структура потребностей (6), меняются способы их удовлетворения, существенно изменяется сам образ жизни.

Ответ: 1.1). Совокупность экономических процессов производства. Обмена, распределения, потребления, организационных форм и механизма хозяйственной деятельности.
2). Направление развития, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
3). Количество продукции, выпушенной в единицу времени.
4). Результат познания, процесса постижения действительности в ходе активного отражения сознанием человека объективных отношений и закономерностей реального мира.
5). Система знаний; форма духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.
6). Нужда, необходимость чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.
2. Экономической, социальной и духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.
2. Рабочая сила.

X. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Недавно состоявшаяся конференция была посвящена проблеме международной безопасности. (Б) Вызывает сожаление недооценка рядом стран значения этих проблем. (В) Тем не менее, нынешняя конференция собрала больше участников, чем прошлогодняя.
(Г) Это, скорее всего, результат успешного использования возможностей СМИ для освещения целей форума.
Определите, какие положения текста носят
1. Фактический характер
2. Характер оценочных суждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

Ответ:

XI. Ученые должны грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (буквы) вместо пропусков.

1. Экз…стенц…лизм – философия существования.
2. С…т…ит – исполнитель чужой воли.
3. М…нт…л…тет – образ мышления личность или общественной группы.
4. М…н…д…мент – управление производством.
5. КС…н…ф…бия – нетерпимое отношение ко всему непривычному, чужому.
6. И…п…ч…ент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц.
7. Пр…ц…дент – случай, имевший ранее место и служащий примером для последующих случаев подобного рода.
8. С…гр…гация – вид расовой дискриминации
9. Д…в…львация – официальное понижение стоимости денежной единицы
10. С…п…ратизм – стремление к отделению, обособлению.

Ответ: 1. Экзистенциализм. 2. Сателлит. 3. Менталитет. 4. Менеджмент. 5. Ксенофобия. 6. Импичмент. 7. Прецедент. 8. Сегрегация. 9. Девальвация. 10. Сепаратизм.

XII. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.

Высказывания

Имена

А. «В соответствии с общественным договором человек теряет собственную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает»

Б. «Рыночная экономика, основывается на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».

В. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни».

Г. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

Д. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Е. Человек есть не что иное, как ряд его поступков».

Ж. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

1. Г. Гегель

2. О. Конт

3. М Вебер

4. А. Смит

5. К. Маркс, Ф. Энгельс

6. Ж.Ж. Руссо

7. О. Шпенглер

8. Ж.П. Сартр

9. Вольтер

Ответ:

XIII. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10. Субъект. 11. Философское. 12. Теоретическое.

Ответ:

XIV. Прочитайте текст и назовите социальный процесс, который иллюстрирует приведенные в условии факты. Укажите две стороны социального статуса, упомянутые в условии задания. Как изменилась связь между этими показателями за два поколения?

Рожденный в низкой касте индиец Ганасет стал программистом и сейчас возглавляет фирму по производству компьютерных процессоров. Его дед был поденным рабочим и по своей кастовой принадлежности не мог стоять рядом с людьми из высших каст.

Ответ: 1. Социальный процесс: вертикальная социальная мобильность.
1. Два показателя социального статуса: а) кастовая принадлежность; б) профессия.
2. 3. Пояснение изменения связи: если раньше человек низкой касты мог выполнять только тяжелую и малооплачиваемую работу, то спустя десятилетия такая связь между кастовой принадлежностью и профессией, которой может владеть человек, была разрушена.

XV. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.
2. Предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.
3. Совокупность социально-экономических и правовых мер, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших прав и свобод.
4. Официальное провозглашение государством, партиями, международными, межгосударственными организациями основных принципов.
5. Максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций; действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны.
6. Денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, одна из форм материального обеспечения в старости при болезни и потери трудоспособности.
7. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.
8. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
9. Решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.
10. Возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, различных политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами.
11. Контроль официальных властей за содержанием произведений, предназначенных к печати, прокату, выпуску, постановке и т.д.
12. Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти.

Ответ: 1. Конституция. 2. Правомочие. 3. Гарантия. 4. Декларация. 5. Гласность. 6. Пособие. 7. Апатрид. 8. Образование. 9. Референдум. 10. Плюрализм. 11. Цензура. 12. Легитимность.
Слово по вертикали: тоталитаризм — политическая (государственная) система, осуществляющая или стремящаяся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества.

XVI. Установите соответствие между типами политических партий и их функциями; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

XVII. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опят.

1. Философия- « Наука- сила: она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия» (А.И Герцен);
2. Социальная психология-« С позиций гуманизма успех-это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества». (А. Радугин)
3. Экономика-«Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора»
(Ф. Хайек)
4. Социология — «Свобода –есть право на неравенство». (Н.Н. Бердяев)
5. Политология — «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». (Б.Чичерин)
6. Правоведение –«Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

Критерии оценивания ответа на эссе. 1) Раскрытие смысла высказывания.
а) Смысл высказывания раскрыт или содержание ответа даёт представление о его понимании.
б) Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не говорит о его понимании.
2) Представление и пояснение собственной позиции
а) Представлена и пояснена собственная позиция.
б) Собственная позиция не представлена.
3) Характер и уровень приводимых суждений и аргументов.
а) Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.
б) Раскрытие аспектов приведены без использования фактического материала.
в) Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.
г) Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. —

Вконтакте

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:10 баллов.

1.1.Согласно учению Маркса борьба классов является неопределимым злом, коренящемся в самой природе общества как организма;

1.2.Согласно учению Маркса борьба классов является позитивным фактором, обеспечивающим социальный прогресс до тех пор, пока существует классовое общество.

1.3. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом;

1.4.Согласно взглядам Руссо социальная революция – единственный надежный способ преобразования общества.

1.5. В "ноосферной" модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке 1.6.Общие черты, присущие людям, позволяют применять ко всем понятие – человек.

1.7.К характерным чертам рыночной экономики относится бережное использование сырья и материалов.

1.8. Ислам – это религия, которая одновременно является мировой и монотеистической да

1.9.Для формационного подхода общественного развития характерно утверждение о приоритете духовной сферы жизни общества.

1.10. Религиозное сообщество, отвергающее ценности доминирующей культуры может быть определено как субкультура.

2.По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже .(По 2 балла за каждую позицию, всего 8 баллов)

1.Опека, брачный договор, несовершеннолетний ребенок. - семейное право

2.Парламент, Федеральное собрание, Национальное собрание - органы законодательной власти

3., А. Камю, К. Ясперс философы экзистенциалисты

4. Семья, государство, производство, образование. Общественные институты

3. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации: 4 балла

2.1. Несовершеннолетний Антон устроился на работу. В отдел кадров предприятия он принес трудовую книжку, паспорт, заявление, документы воинского учета, свидетельство государственного пенсионного страхования.

Можно ли оформить с Антоном трудовой договор ? Ответ обоснуйте.. Нет, т. к.все несовершеннолетние должны пройти предварительный медицинский осмотр и предоставить справку.

2.2 Некоммерческая организация, целью деятельности которой является оказание помощи детям – инвалидам, заключила договор купли – продажи алкогольной продукции с целью ее последующей перепродажи. Полученную от реализации алкогольной продукции прибыль решено распределить между участниками некоммерческой организации .

Могла ли некоммерческая организация заниматься такой коммерческой деятельностью? Правомерно ли решение о распределении прибыли между учредителями? Обоснуйте ответ.

Не имела права, т. к. она не соответствует целям деятельности данной организации. Распределять прибыль между участниками организации не имеют права.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует. 6 баллов

1. «Когда пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить… мать девочки припрятывала ее т приберегала до тех пор, пока девочка не станет невестой. И вот тогда-то готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала ее этой нитью под всеми нарядами. Нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая как считалось особенно опасна для новой семьи.. (М. Семенова «Мы - славяне!»)

2. «Я медленно пошел по коридору, разглядывая забавные картинки на дверях лабораторий, и на углу встретил домового Тихона, который рисовал и еженощно менял эти картинки. Тихон был славный серенький домовик из Рязанской области , сосланный Вием в Соловец за какую-то провинность; с кем-то он там не так поздоровался или отказался есть гадюку вареную. Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением». (А. Стругацкий, Б. Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу».)

3. - Ну ладно, ладно… - протянул господин Шлитте. – Давайте посмотрим…

Ювелир взял лупу и принялся разглядывать сквозь нее украшения.

Ольга едва сдержала удивленный возглас. Из глаз немца исходило нечто пучка светло-синего сияния, лупа его увеличила и словно бы расширила, так, что драгоценности оказались в конусе синего света.

… Почему немец стал так уныл? Должно быть и в самом деле понял, что имеет дело с кладом, а значит не собьешь цену так, как на заведомо ворованное… (А. Бушков «Колдунья»)

4. «Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

Возьми это семечко, Алеша, - сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали». (А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».)

5. Несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Согласно традиции, во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, чтосимволизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых обычно просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. (Сергей Алексеев «Мифология Славян»)

6. В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

"Днепр мой славный! ты волнами

Скалы половцев пробил;

Святослав с богатырями

По тебе свой бег стремил,-

Не волнуй же, Днепр широкий,

Быстрый ток студеных вод,

Ими князь мой черноокий

В Русь святую поплывет". (Иван Козлов «Плач Ярославны»)

тотемизм

фетишизм

5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. 11 баллов.

«Что же мы видим, что нас поражает? Мы видим 6 , которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. 17 , ее составляющие, существовали и раньше, но каждый из них занимал свое место – в 13 , в городе. Теперь они появились все вместе, массы внезапно стали видны. Раньше они занимали задний план сцены, теперь они вышли на авансцену . 6 – понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах 15 , мы приходим к понятию 4 массы. Всякое 16 – это 9 единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства - это 8 особого достоинства. Масса – это множество людей без особых достоинств. То, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как 19 , оно становится общим социальным признаком человека без 1 , безликого «общего типа».

6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице. 8 баллов

Ответ:

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

Страта - элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок.

«Нахожусь в достатке»

Внешнеэкономические связи

Автаркия - политика экономического обособления, проводимая страной, регионом, направленная на создание изолированной, замкнутой, независимой экономики

«Корень»

Идеология

Радикализм - социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов.

«Верный»

Лояльность - верность действующим законам, постановлениям органов власти

7. Установите лишний элемент в каждом ряду. Свой выбор объясните. 4балла.

a. Производство - не относится к правомочиям собственности

b. двухпартийная система - не является избирательной системой,

c. модернизация - не относится к индивиду

d. К. Маркс - не придерживался теории локальных цивилизаций)

8. Проанализируйте приведенные факты. В них содержится информация о действии политических норм. Их типы названы в таблице. К каким типам относится каждая из описанных норм. Впишите порядковые номера в соответствующие графы таблицы . 9 баллов.

Правовые нормы

Корпоративные нормы

Нормы морали

Символы и атрибуты

9.При подготовке мультимедийной презентации по обществоведению компьютер дал сбой, и подготовленные слайды – изображения, суть философских теорий, в которых представлены философские направления XX века, оказались вперемешку в «корзине». Их необходимо систематизировать. Для этого их надо сопоставить и свести в таблицу. В первой колонке таблицы указаны философские направления XX века

За каждую правильную позицию 1 балл, всего 8 баллов.

Философия XX века

Философское направление

Главный философский интерес

Мыслители

Феноменология

Герменевтика

Аналитическая философия

Постмодернизм

10. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение .

максимальное количество 8 баллов

Юридические факты, проступок, правомерное, преступление, событие, действие, неправомерное, юридические акты.

http://pandia.ru/text/78/178/images/image002_19.gif" width="511" height="288 src=">

11. Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык . Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин. За каждую правильную позицию 1 балл, всего 10 баллов

Философия Экономика Футурология Теология Аристократия Коррупция Социология Схоластика Олигархия Демагоги

12.Решите кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке . Максимальное количество 11 баллов

По горизонтали . 1. Основное, исходное положение научной теории. 2. Возможность повелевать, распоряжаться действиями другого человека. 3 . Основной закон государства. 4 . Система исторически сложившихся норм, правил поведения. 5 . Глава государства в Российской Федерации. 6. Соглашение, устанавливающее взаимные обязательства. 7 . Нужда в чем-либо. 8 . Политическая организация, представляющая интересы тех или иных социальных групп. 9 . Изменение, рост. 10 . Представительный орган.

1. Принцип. 2. Власть 3. Конституция 4. Мораль 5. президент 6. Договор 7. Потребность 8. партия 9. Развитие 10. Парламент.

Полученное слово: патриотизм – любовь к Родине.

13.Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Назовите их. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. Максимальное количество - 6 баллов

Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею, участвующая в борьбе за власть, деятельность.

Политическая партия – организация, выражающая интересы социальных групп, активная часть общества, участвующая в борьбе за власть

Способности – индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ей успех в деятельности, легкость овладения ею.

14 Перед вами обработанные статистические данные, характеризующие роль 300 крупнейших отечественных агропредприятий в сельском хозяйстве России. Экономисты считают, что эти данные показывают преимущества крупного сельскохозяйственного производства перед мелкими. Используя цифровые данные и термины диаграммы, восстановите их аргументацию. Аргументация должна быть максимально полной.

Максимальное количество 15 баллов

Из диаграммы видно, что на долю 2% крупнейших агропредприятий приходится более 25% валового дохода и более 40% прибыли, получаемой в сельском хозяйстве. При этом доля прибыли у крупнейших предприятий выше доли валового дохода. Известно, что прибыль определяется разностью между доходом и расходом. Это значит, что расходы на производство единицы продукции у них меньше, чем у мелких производителей

15 Известный английский писатель Дж. Оруэлл обратил внимание на то, что «заповедь старых деспотий начиналась словами: «Не смей». В отличие от деспотий, тоталитарные режимы говорят человеку: «Ты должен».

В чем различия в требованиях деспотий и тоталитарных режимов? Что в них общего? Какая формула действует в отношении граждан при демократическом режиме? Максимальное количество 6 баллов.

1. Различия: деспотия запрещает человеку определенные действия, тоталитаризм требует от него определенные действия, тоталитаризм требует от него определенных поступков, апеллируя к долгу. Важно указать роль идеологии при тоталитарном режиме. 2. Общее: эти требования однотипны, поскольку навязывают человеку внешнюю волю, подавляя волю внутреннюю. 3. «Разрешено все, что не запрещено законом» («Ты имеешь право»). Важно употребление термина «общедозволенный порядок» (а не разрешительный).

В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворяющих собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина. Максимальное количество 12 баллов

1) Краткое определение термина

2) Фамилию исторического деятеля или персонажа, кем он являлся.

1 .Прудонизм – философско-социологическая концепция, выступавшего за мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией наемного труда, - за экономические реформы в сфере обращения, с помощью которых можно осуществить соц. революцию мирным путем на основе классового сотрудничества пролетариата и буржуазии .

За мирную ликвидацию государства и замену его договорными отношениями между отдельными производителями, группами.

Пьер-Жозеф Прудон – знаменитый французский мыслитель и экономист один из основателей теоретического анархизма .

Маниловщина – беспочвенная мечтательность, пассивно-благодушное к действительности.

По имени Манилова, персонажа «Мертвых душ» Гоголя.

17. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний

Максимальное количество - 6 баллов

Высказывания

Имена мыслителей

1) «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»

2) «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться»

3) «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта…»

4) «Государственная структура должна непременно учитывать традиции народа»

5) «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

6) «Люди должны получать прибыль пропорционально своим затратам и риску»

b. К. Маркс

d. Наполеон Бонапарт

f. М. Бакунин

g. Ж-Ж Руссо

h. Ф. Вольтер

Задания второго и третьего туров проверяются согласно тем рекомендациям, которые даны учащимся .

Общее количество баллов: 1 тур – 142 балла, 2 тур - 20, 3 тур – 10 баллов, итого – 172 балла.