Оформление на работу работников из белоруссии. Как принять на работу граждан Белоруссии: пошаговая инструкция

С 2015 года граждане Белоруссии, Казахстана и Армении могут получать больничные и другие виды пособий, а также бесплатную скорую медицинскую помощь (см. « »). Это связано со вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 24 мая 2014 года. Этот же договор упростил процедуру принятия указанных граждан на работу. Требуется ли иностранцам из названных республик получать патент или разрешение на трудовую деятельность в России? Обязаны ли работодатели уведомлять ФМС о заключении с ними трудовых договоров? Нужен ли нотариальный перевод документов об образовании таких работников? Давайте разбираться.

Трудоустройство иностранных работников: общий подход

Прежде чем обсудить главные вопросы этой статьи, остановимся на общих правилах трудоустройства иностранных работников в России. Напомним, что правовое положение иностранцев регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ). Российские компании вправе заключать с иностранцами трудовые договоры или выступать в качестве заказчиков работ (услуг) в рамках договоров гражданско-правового характера. Процедура оформления трудовых отношений зависит от режима нахождения иностранцев на территории России (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Режимы нахождения иностранцев в России

Постоянно или временно проживающим на территории России иностранцам (независимо от того, из какой страны они приехали) для трудоустройства не требуется получать разрешение на работу или патент. Однако, по общему правилу, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживать (п. 4 и п. 5 ст.13 Закона № 115-ФЗ). Работодателю не нужно запрашивать разрешение на наем таких работников.

Больше всего требований и ограничений предъявляется к трудоустройству временно пребывающих иностранцев. Напомним, что временно пребывать в России могут иностранцы, получившие визу, либо иностранцы, которые приехали из стран с безвизовым режимом. От этого зависит, какие действия должен совершить работодатель при оформлении трудовых отношений с иностранным работником (см. таблица).

Действия работодателя при приеме на работу временно пребывающего иностранца

Визовый режим

Безвизовый режим

Работодателю, в общем случае, требуется:

  • обратиться в службу занятости (с заявкой о потребности в специалистах);
  • получить в ФМС разрешение на привлечение и использование в работе иностранных граждан;
  • получить для иностранца разрешение на работу;
  • оформить приглашение на въезд в Россию;
  • поставить иностранца на миграционный учет (после въезда).

Если иностранец уже временно пребывает в России, то для работы ему необходим патент. В таком случае работодатель может заключить с ним трудовой (или гражданско-правовой) договор, и обязан уведомить об этом миграционную службу.

Если иностранец еще пребывает в своем государстве, но желает въехать в Россию в безвизовом порядке, то от работодателя потребуется:

  • оформить приглашение на въезд;
  • поставить прибывшего иностранца на миграционный учет.

Прибывший иностранец должен будет получить патент.

Граждане республик Беларусь, Казахстан и Армения: особый порядок приема на работу

Теперь поговорим подробнее об особенностях трудоустройства граждан из республик Беларусь, Казахстан и Армения, которые временно пребывают на территории России. Граждане этих стран могут въезжать в Россию в безвизовом порядке (письмо МИД России от 27.04.12 № 19261/кд). А вступивший в силу с 1 января 2015 года договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) предусматривает для граждан из этих республик определенные преимущества при приеме на работу.

Уведомление о прибытии иностранца

Когда иностранец прибывает в Россию, он получает миграционную карту и передает ее работодателю (принимающей стороне). Работодатель, в свою очередь, обязан направить уведомление о прибытии иностранца в миграционную службу. Такое уведомление, по общему правилу, нужно представить не позднее семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»).

Однако граждане Белоруссии, Казахстана и Армении вправе находиться на территории России без постановки на миграционный учет дольше других иностранцев. Смотрим на Договор:

«Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей этих граждан освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда» (абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора).

Если же граждане из названных республик будут находиться в России свыше 30 суток, работодатель обязан уведомить миграционную службу об их прибытии (абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора). В противном случае возможно наступление административной ответственности (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):

  • для организации — штраф от 400 000 до 500 000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

Срок пребывания иностранного работника в России

Максимальный срок временного пребывания (проживания) на территории России работника из Белоруссии, Казахстана или Армении определяется сроком действия его трудового (гражданско-правового) договора (п. 5 ст. 97 Договора).

При этом следует учесть, что в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ, граждане названных республик вправе без выезда из России в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (п. 9 ст. 97 Договора). Если же гражданин не воспользуется таким правом, то он лишится статуса трудящегося-мигранта, и ему нужно будет выехать из нашей страны (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Трудоустройство граждан Белоруссии почти ни чем не отличается от оформления на работу граждан Российской Федерации, так как с гражданами ЕАЭС установлен льготный трудовой режим.

Порядок оформления прост:

  • Проверяем документы
  • Заключаем трудовой договор
  • Уведомляем ГУВМ МВД

1. Документы для оформления гражданина Белоруссии на работу в России

1.1. Паспорт Гражданина Республики Белоруссии (Пашпарт)

1.2. Регистрация гражданина Белоруссии

Для справки. Регистрация гражданина Белоруссии в России требуется только если планируемый срок прибытия превышает 30 дней.

Регистрацию гражданин Белоруссии может получить встав на учет в ГУВМ МВД (ФМС) с помощью:

  • Гражданина Российской Федерации у которого проживает беларус
  • Лицо с видом на жительство, у которого проживает беларус
  • Организаций, в которой работает гражданин Республики Беларусь
  • Гостиницы, отеля, общежития, в которой гражданин останавливается на срок более 30 дней.

Важно! Очень часто для того, чтобы сэкономить время и деньги люди покупают регистрации за 1-2 тысячи рублей на вокзале или в переходе у не понятных граждан или организаций.

Первое что вам нужно – это проверить регистрацию по внешнему виду, так как, к сожалению, не по каким базам вы этого сделать не сможете. Основные признаки поддельной регистрации – грамматические ошибки в написании, которые официальные органы делать не будут.

В случае обнаружении такого нарушения лучше переделать документы, так как при уведомлении ГУВМ МВД вам может прийти отказ по данному сотруднику.

1.3. СНИЛС

Получить СНИЛС (Страховой Номер Индвидуального Лицевого Счета) гражданин Республики Беларусь может самостоятельно, обратившись в Пенсионный Фонд по месту проживание или, в случае, если он уже устроен на работу это должны сделать вы, как работодатель, в течении двух недель после принятия его на работу.

Форма АДВ-1 для получения СНИЛС

1.4. ИНН

В оформлении ИНН для граждан Белорусси так же нету ничего сложного – он оформляется в налоговой по месту жительства.

2. Заключаем трудовой договор с гражданином Белоруссии

2.1. Подписываем все соглашения с:

  • Правилами внтуреннего распорядка
  • Системой мотиваций и штрафов
  • Правила об охране труда
  • Любые другие акты, свзаные с профессиональной деятельностью гражданина Белоруссии

Важно: сотрудник из Республики Беларусь должен подписать все соглашения до момента подписания трудового договора!

2.2. Заключаем трудовой договор с гражданином Беларуси

3. Уведомляем ГУВМ МВД (ФМС) о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии.

Важно! Вы, как работодатель, обязаны уведомить миграционную службу о принятии на работу гражданина Белоруссии в течении 3 дней!

Существует много споров касательно того необходимо ли уведомлять миграционную службу о приеме на работу грждан Беларуссии. Вот официальынй ответ из ФМС в виде письма:

Офицальный ответ ФМС по вопросу уведомлений по гражданам Белоруссии

Из письма ясно, что уведомлять о приеме граждан Белоруссии на работу необходимо !

Существуют ли случаи отмены штрафов за гражда Республики Беларусь? Да. Но эти случаи еденичны и мы всегда уведомляем Миграционную Службу о приеме и увольнении беларусов с работы, чего и вам советуем для избежания лишней головной боли в моменты проверок.

Граждане Республики Беларусь имеют упрощенные условия трудоустройства в РФ по сравнению с порядком найма иностранных подданных других государств. Граждане РБ подлежат трудоустройству в соответствии с Договором о Евразийском Экономическом Союзе от 29.05.2014 (Договор о ЕАЭС ).

Правомочность трудоустройства и взаимосвязи с миграционной службой

Граждане РБ обладают широкими возможностями для трудоустройства в РФ. Лица трудоустраиваются без предоставления дополнительных документов.

Требование к условиям найма Описание
Наличие визы или разрешения Соискатели работы на территории РФ не представляют виз, разрешений на временное проживание в стране
Постановка на учет до 30 дней пребывания Белорусские граждане не обязаны вставать на миграционный учет до 30 дней пребывания
Необходимость в постановке на учет Постановка на учет осуществляется по истечении 30 дней нахождения в стране с целью трудоустройства. При найме регистрацию проводит работодатель
Определение срока пребывания в стране Оформление миграционной карты гражданину РБ при въезде не требуется. Срок пребывания лиц в стране определяется по проездным документам либо со слов лица, въехавшего на территорию страны личным транспортом
Ограничение передвижения Лица имеют возможность вести деятельность на территории всей РФ

Иностранцы имеют право находиться на территории страны не более 90 суток подряд. Граждане РБ имеют возможность находиться на территории стране более 90 дней при заключении трудового договора. Продолжительность законного нахождения в стране равна длительности действия трудового договора. При увольнении гражданину РБ предоставляется 14 дней на поиск работы и заключение нового договора.

Читайте так же статью:

Уведомление миграционной службы

Работодатель обязан уведомить миграционную службу о трудоустройстве в течение 3 рабочих дней, прошедших с даты приема на работу. Уведомление представляется в территориальный орган службы. Работодатель может направить уведомление:

  1. Почтовым отправлением.
  2. Через МФЦ, оказывающих государственные услуги.
  3. Непосредственно в территориальном отделении ФМС.

До направления уведомления необходимо выяснить, допускается ли иной способ представления уведомления, кроме личного. В ряде городов уведомления по почте не принимаются. После подачи уведомления на руках остается отрывной корешок, подтверждающий исполнение государственных обязанностей. Дополнительные уведомления, например, в случае предоставления отпуска без содержания сроком более месяца, в миграционную службу не представляются.

Пример о сроках уведомления

Гражданин РБ трудоустроен на российское предприятие по договору основного трудоустройства с неограниченным сроком действия. О найме работника предприятие уведомило отделение ФМС. В связи с неограниченным сроком действия договора предприятие обязано уведомить службу о наличии работника – гражданина РБ через год.

Основные документы, представляемые гражданами РБ при трудоустройстве

На трудоустроенных в РФ граждан РБ распространяются нормы трудового законодательства, применяемые к российским гражданам. Работникам положены все виды социальных льгот, предусмотренные для россиян. Перечень документов для трудоустройства определен в ст. 65 ТК РФ . Работник, являющийся подданным РБ, предоставляет:

  • Паспорт гражданина РБ.
  • Трудовую книжку. Для работников, трудоустраиваемых в РФ впервые, работодатель обязан оформить трудовую книжку. Трудовая книжка лица должна быть российского образца. При первом трудоустройстве книжку предоставляет работодатель.
  • СНИЛС. Страховое свидетельство работник может оформить самостоятельно либо обратиться за помощью к работодателю.
  • Дипломы и свидетельства об образовании и имеющейся квалификации. Представляются в случае, если к работнику предъявляются требования по уровню знаний и навыков.

Документы, выданные белорусскими учебными заведениями, действительны в России. Для ряда специальностей установлено требование о необходимости признания иностранного образования и квалификации. Подтверждение требуется для медицинских, педагогических работников, юристов и других специальностей.

Дополнительные документы для приема на работу

В отдельных случаях, если данные требования имеются по должности, представляются дополнительные документы – справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья или об отсутствии судимости. Гражданин должен предоставить документ об отсутствии судимости и уголовного преследования в Беларуси.

Полис ОМС граждане РБ оформляют самостоятельно. Участия в оформлении свидетельства медицинского страхования работодателю не требуется. Иностранные граждане других государств (Армении и остальных), участниц Договора о ЕАЭС, представляют при трудоустройстве полис ДМС. На граждан Беларуси требование не распространяется.

Граждане РБ, временно пребывающие в РФ и работающие по трудовым договорам, имеют право на получение всех видов пособий по социальному страхованию.

Директор Департамента развития социального страхования Минтруда Л.Ю.Чикмарева

Оформление трудового договора

С гражданами Республики Беларусь при приеме на работу заключают трудовой договор. Форма документа, положения, условия трудового режима аналогичны договорам, заключаемым с российским гражданами. Гражданин РБ может представить при приеме на работу открытую трудовую книжку советского образца. Документ правомочный, действует при трудоустройстве (ПП от 16.04.2003 № 225). Трудовые книжки, изданные в РБ, при трудоустройстве в РФ не используются.

Стороны определяют характер и срок действия трудового договора. Равно как и при приеме гражданина РФ белорусские подданные имеют право на заключение:

  • Бессрочного договора основного трудоустройства.
  • Контракта с ограниченным сроком действия.
  • Соглашений дополнительного трудоустройства, оформленных по совместительству.
  • Срочного договора на замещение временно отсутствующего основного работника, ведение сезонного труда.
  • Прочих форм, установленных трудовым законодательством.

Лица имеют право оказывать услуги или проводить работы в рамках договоров ГПХ.

Процедура оформления гражданина РБ

Работодатель обязан провести стандартные операции по оформлению гражданина РБ.

Операция Описание
Прием заявления от гражданина РБ о намерении трудоустройства При достижении договоренности заявление можно не представлять
Заключение договора о найме между предприятием и физическим лицом До подписания документа работника необходимо ознакомить со всеми условиями обязанностей и внутреннего распорядка
Издание приказа На основании приказа в трудовую книжку вносится текст о приеме на работу
Присвоение табельного номера, открытие личной карточки Данные личной карточки формируются на основании личных документов
Проведение инструктажа по охране труда Работник допускается к исполнению обязанностей после получения знаний о требованиях охраны труда

При желании работника может быть присвоен ИНН в соответствии с Приказом МНС РФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 .

Ошибки, допускаемые при найме граждан РБ

Работодатели при найме должны учитывать нормы ТК РФ и межгосударственной договоренности.

Условие Неверная позиция Верный подход
Отчисления взносов с доходов граждан РБ, работающих в иностранных филиалах Отчисления лиц, работающих в российском филиале за рубежом, производятся в полном объеме Доходы, полученные гражданами РБ при работе в филиале за рубежом РФ, не облагаются взносами
Указание места регистрации при его отсутствии в случае найма Гражданин РФ, нанятый на работу, должен найти адрес временной регистрации в жилой недвижимости Место регистрации работника, не имеющего иной возможности получения, указывается как юридический адрес предприятия. Регистрация осуществляется либо по месту расположения жилой или коммерческой недвижимости

Вопрос № 1. Применяется ли к гражданам РБ условие о повышенной ставке по НДФЛ для нерезидентов РФ.

На иностранных подданных, граждан РБ, распространяется требование о применении к полученным доходам ставки в размере 13% за все время нахождения на территории РФ (ст. 73 Договора о ЕАЭС). Размер ставки сохраняется, если лицо находилось на территории страны менее 183 дней в течение года.

Вопрос № 2. Производится ли отчисление в ПФР взносов на гражданина РБ, являющегося высококвалифицированным специалистом?

Иностранные подданные ВКС, включая граждан РБ, не являются застрахованными в системе ОПС. Отчисления на доходы ВСК производятся на социальное и медицинское страхование.

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Вопрос

Наша организация хочет принять на работу гражданина Белоруссии.

Какой порядок, особенности приема гражданина Белоруссии на работу?

Необходимый пакет документов для трудоустройства?

особенности налогообложения, если таковые имеются?

Ответ

Принимая на работу граждан Республики Беларусь, оформлять их на работу нужно так же, как и российских граждан, с учетом некоторых особенностей. Документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий ее граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации, трудовая книжка, выданная на территории Республики Беларусь, может быть представлена при трудоустройстве таким работником на территории Российской Федерации. Если трудовая книжка была выдана в Белоруссии по образцу 1974 г., то работодатель вправе продолжить ее заполнение.

Отметим, что о заключении трудового договора с гражданином необходимо уведомить территориальный орган ФМС России (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н).

При приеме на работу граждане Белоруссии должны представить те же документы, что и россияне. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ. Это:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отношении работников из Республики Беларусь действуют нормы Договора о ЕАЭС. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). Соответственно, можно сделать вывод о том, что временно пребывающие граждане Белоруссии относятся к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию.

Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является (п. 4 ст. 98 Договора о ЕАЭС).

В связи с этим, по нашему мнению, гражданин Белоруссии не должен представлять работодателю полис ДМС (ст. 327.3 ТК РФ), но в трудовом договоре рекомендуется указать, что работник имеет право на оказание медицинской помощи в силу международного соглашения. Также иностранный гражданин не должен предъявлять документы воинского учета.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

При исчислении НДФЛ с доходов от работы по найму, выплачиваемых гражданам государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), не признаваемым налоговыми резидентами РФ, следует учитывать положения ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

указанные доходы граждан (и одновременно налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием)) стран — участниц ЕАЭС с первого дня работы этих граждан в РФ облагаются по ставкам, установленным в отношении таких доходов налоговым резидентам РФ.

Напомним, что доходы, выплачиваемые налоговым резидентам РФ в связи с работой по найму, облагаются по ставке 13%, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.

Учитывая приведенные положения, Минфин России в Письме от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 03.02.2015 N БС-4-11/1561) указал, что доходы от работы по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются НДФЛ по налоговой ставке 13% начиная с первого дня работы таких граждан на территории РФ.

Таким образом, доходы граждан Белоруссии облагаются так же как доходы граждан РФ.

Смежные вопросы:


  1. Организация на ОСН предоставила процентный заем белорусской компании. По окончанию срока действия договора белорусская компания вернула тело займа в полном размере. Одновременно при выплате начисленных процентов белорусская компания удержала…...

  2. Уточните, пожалуйста, какие особенности есть при заключении договора с внешним совместителем.
    ✒ При заключении трудового договора с совместителем применяются те же правила, что и при приеме работника на основную…...

  3. Добрый день. С пометкой срочно. Нуден ли гражданам Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии при трудоустройстве предоставлять договор(полис) добровольного медицинского страхования? Возможно ли увольнение иностранных граждан (Украины и др…) по…...

  4. ООО планирует принять на работу граждан Киргизии. Какие документы у них должны быть для оформления на руках? Какие ставки НДФЛ, страховые взносы необходимо начислять? Подаются ли сведения на…...