Обвинительный приговор соколовский. Удалось ли Соколовскому возбудить в людях ненависть и вражду? Что за “шпионская ручка”

Сегодня в Екатеринбурге оглашен приговор видеоблогеру Руслану Соколовскому. Дело на него завели после скандального ролика о «ловле покемонов в храме». Соколовского обвинили в разжигании розни и оскорблении чувств верующих за несколько видео, а также в приобретении «шпионской ручки» со встроенной видеокамерой. Руслан Соколовский два месяца провел в СИЗО, затем был под домашним арестом.

Прокурор попросила для него три с половиной года лишения свободы, суд дал ему три с половиной года условно.

Сторону обвинения на процессе представляла Екатерина Калинина. В прошлом году она была признана лучшим государственным обвинителем Свердловской области. Процессов, получавших резонанс на всю Россию, Калинина ранее не вела. До суда над Соколовским в СМИ она упоминалась в связи с делом жителя Екатеринбурга, арматурой машины местных депутатов и местного полицейского, торговавшего российским гражданством. Калинина - неизвестно, насколько случайно - ездит на внедорожнике, в номере которого присутствует число 282.

Гомер Симпсон ловит покемонов в церкви, кадр из мультфильма

Чтобы понять, каким образом за ролики, которые даже не призывают к насилию (что Калинина признала), можно требовать лишения свободы, ОВД-Инфо собрал ее цитаты с судебных заседаний.

Цитаты приводятся по публикациям «Новой газеты» , Life.ru и Znak.com .

«Соколовский, используя интернет, создал страницу в социальной сети „Ютуб“ и совершил ряд умышленных преступлений - публичные действия, разжигающие ненависть и вражду к лицам по признаку религии».

«Он (Соколовский) - лицо, которое придерживается националистических взглядов (в суде Соколовский неоднократно заявлял, что считает себя космополитом - прим. ОВД-Инфо ), осознавал преступность своих действий. Он с целью возбуждения ненависти или вражды, а также с целью оскорбить и унизить чувства верующих создал ролики. Преступления по статье 282 совершаются только с преступным умыслом и выражаются в том, что лицо совершает действия явного неуважения к обществу. Подсудимый оспаривает наличие у него умысла. Он пояснил, что целью создания роликов явилось желание донести свои взгляды на злободневные темы. Полагаю, что такая позиция занята подсудимым с целью избежать наказания».

«Информация в ролике „Анус себе заблокируй, Роскомнадзор“, показывает, как Соколовский относится к государству, президенту, гражданам».

«Цель Соколовского - сформировать негативное мнение о женщинах, верующих. Высказывания содержат не только отрицание, но и негатив».

«Оскорбительно ли называть Бога лицом нетрадиционной сексуальной ориентации?»

«У Соколовского, где он сравнивает Иисуса Христа с зомби, то есть наделяет признаками живого мертвеца, содержатся признаки оскорбления чувств верующих».

«В своей видеозаписи „Письма ненависти верующим“ Соколовский через отрицание существования Бога и пророка Мухамеда высказал неуважение к обществу и оскорбил чувства верующих - христиан и мусульман».

«В видеоролике „Тебя поимели“ Соколовский назвал Конституцию „парашей“, а президента - пожизненным диктатором. Если человека не устраивает государство, он может переехать или что-то законодательно изменить, а не выражаться в нецензурной форме относительно того, что его не устраивает. Каких-либо конкретных предложений по улучшению ситуации Соколовский не вносил».

«Соколовский не призывает к насилию, но в этом он и не обвиняется».

«Тот факт, что часть лиц не оскорбилась, не имеет правового значения».

«Ведётся работа по подаче заявления об изъятии роликов из интернета».

«Наказание должно быть реальным. В другом случае останется ощущение безнаказанности».

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил видеоблогера Руслана Соколовского к трем с половиной годам заключения условно. Дело блогера получило известность как «процесс над ловцом покемонов в храме», поскольку уголовное преследование молодого человека началось после того, как осенью 2016 года он выложил видео с процессом игры Pokemon Go в екатеринбургском Храме-на-Крови.

Однако претензии были не столько к ловле покемонов в не предназначенных для этого местах, сколько к видеороликам блогера, где он неоднократно в резких выражениях отзывался о различных конфессиях и их приверженцах. Соколовского обвинили в нескольких преступных деяниях: «возбуждение ненависти либо вражды», «нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», а также «незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». По версии следствия и суда, к таковым относится ручка-видеорегистратор, с помощью которой он и снял ролик в Храме-на-Крови. Оборот подобных товаров в России ограничен.

Накануне оглашения решения суда

прокуратура потребовала приговорить Соколовского к трем с половиной годам реального заключения. И с первых минут чтения приговора стало ясно, что судья Екатерина Шопоняк сочла парня виновным.

«Соколовский хотел унизить людей своими видео. Такой вывод можно сделать из показаний свидетелей. Обвиняемый обладал специальными знаниями о компьютерах и использовал их, чтобы пропагандировать свои экстремистские взгляды», — заявила она.

По словам судьи, в ролике про патриарха Кирилла Соколовский уничижительно высказался в адрес главы Русской православной церкви.

«Эксперты доказали, что феминистки, мусульмане и православные — это группы лиц, а Соколовский имел цель их унизить, так как назвал их глупыми и ограниченными.

Вина блогера установлена по всем 16 эпизодам, добавила судья. Однако при этом Шопоняк усмотрела в Соколовском стремление к раскаянию, хотя официально он свою вину не признал. «Суд учел характер и степень опасности преступления, но также учел и тот факт, что отягчающих обстоятельств в деле нет. Притом там есть смягчающие обстоятельства. Соколовский не судим, у него имеются положительные характеристики с места жительства. Обвиняемый помогал пожилой матери и попросил прощения в суде», — заявила Шопоняк.

Она, вероятно, имела в виду выступление блогера на последнем слове. «Ролики, которые я создавал, я создавал в критических и полемических целях, и у меня не стояло задачи оскорбить кого бы то ни было. Если кто-то оскорбился, то, безусловно, прошу у этих людей прощения, потому что цели оскорбить у меня не было», — сказал блогер. При этом он просил судью учесть, что побывал во время процесса в СИЗО, и это — лишь «предтеча того ада, который творится в российских колониях». Отметим, что большую часть судебного следствия Соколовский сидел все же под домашним арестом, а не в следственном изоляторе.

В ходе процесса адвокаты блогера привели в суд в качестве свидетелей православных, которые заявили, что ролики и посты Соколовского не вызвали у них обиды. Дал показания и

мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который просил не отправлять парня на зону, а приговорить того к общественным работам, чтобы он, «махая лопатой, подумал над своим поведением».

По всей видимости, Шопоняк учла все это при вынесении приговора, который обвинение, в лице гособвинителя Екатерины Калининой, назвало «справедливым»

По закону блогер имеет право в течение десяти суток обжаловать нынешнее решение суда. Потом оно автоматически вступит в силу. После завершения чтения решения суда мать Соколовского Елена Чигина сказала, что у нее «эйфория от того, что сын на свободе», а остальное для нее уже не имеет значения. Поддержать блогера в суд пришли несколько его сторонников, один из которых даже оделся в костюм Пикачу — существа из мультиков про покемонов. Правда, конкретно этого сочувствующего в суд не пустили.

После освобождения Соколовский планирует стать «очень спокойным и тихим, потому что меня могут посадить на реальный срок».

Первым делом он намерен увидеться со своей девушкой, пообщаться с мамой, решить жилищный вопрос. «Все события меня разорили, я потеряли все свои деньги», — добавил блогер. Он также добавил, что займется получением высшего образования. Он пока не определился, какого именно, но не исключил, что пойдёт на факультет журналистики.

Кроме того, Соколовский уже заявил о своём намерении поработать с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом. «Попытаюсь оправдать доверие и, как я и говорил, вместе с Ройзманом поучаствую в проектах. Он мне предлагал», — заявил блогер журналистам в четверг после вынесения приговора по его делу.

«На протяжении условного срока, думаю, буду заниматься причастностью к этой деятельности», — добавил он. Что это за проекты, пока не известно, но ранее Ройзман говорил, что блогеру пошла бы на пользу работа на благоустройство города или в приютах города.

Руслан Соколовский родился в 1994 году в городе Шадринск Курганской области. Когда мальчику было 13 лет, умер его отец, и в дальнейшем его воспитывала мама. Уже с 16 лет Соколовский начал создавать веб-сайты и стал заниматься фрилансом, удаленно выполняя задания работодателей по написанию и маркетинговому анализу интернет-страниц. По окончании средней школы он поступил в Курганский государственный университет на факультет психологии. Но, проучившись там один курс, Соколовский бросил этот вуз и перебрался в Екатеринбург. В 2012 году он стал студентом юридического факультета Уральского гуманитарного института. Там он учится до сих пор.

Через какое-то время Соколовский стал делать переводы и озвучивать видеоролики, этим ему удалось привлечь внимание интернет-пользователей. За год блог Соколовского собрал более 100 тыс. подписчиков на портале YouTube и около 45 тыс. в социальной сети VK. Поклонники проекта участвуют в жизни блога и активно комментируют понравившиеся ролики.

Одним из проектов видеоблогера стал журнал «Sokolovsky!», который был создан в качестве отечественной адаптации скандального французского издания Charlie Hebdo.

Там молодой человек обсуждал в сатирическом ключе вопросы взаимоотношения общества, государства и религии, а также проблему свободы слова.

Соколовский никогда не был женат и не имеет детей, так как придерживается идеологии чайлдфри (англ. childfree), которая характеризуется сознательным нежеланием иметь детей во имя личной свободы.

Блогера Руслана Соколовского, прославившегося ловлей покемонов в екатеринбургском храме, к трем с половиной годам условно, признав виновным по всем пунктам обвинения. Среди прочего ему вменяли экстремизм, оскорбление патриарха Кирилла, феминисток и чувств верующих. Зачитывая вердикт, судья Екатерина Шопоняк цитировала выводы экспертиз, опираясь на которые она приняла свое решение: настойчивое формирование негативного образа верующих при помощи метафор; размещение понятных верующим оскорблений в интернете; формирование мнения, что в России царит мракобесие и произвол… поинтересовалась у экспертов, как этот процесс и приговор повлияет на отношения церкви, власти, общества и отечественной блогосферы.

Судя по приговору, помимо оскорбительных метафор видеоблогер наговорил в своих роликах на YouTube много всего, что нарушает ст. 148 и ст. 282 УК РФ («Оскорбление чувств верующих» и «Возбуждение ненависти либо вражды»). Неслучайно одним из пунктов приговора было удаление этих роликов. Но, возможно, впервые судья районного суда говорила о «переосмысление ситуации непорочного зачатия» и «введение в японский бестиарий», используя терминологию, более подходящую для богословских диспутов. Из уст представителя на процессе звучали указания на то, что подсудимый высказывал сомнения в существовании Бога и в божественном происхождении Иисуса Христа.

Богословы в погонах

«Богословская мотивация, похоже, плотно вошла в российскую судебную и прокурорскую практику, - считает ведущий научный сотрудник института Европы религиовед Роман Лункин. - Все началось во время процесса над Pussy Riot, когда представители прокуратуры цитировали решения вселенских христианских соборов, в частности Трулльского (проходил в 691-692 годах и принял ряд важных решений для формирования внутрицерковного права и борьбы с ересями - прим. «Ленты.ру» ), и различную православную литературу». Позже, по его словам, эта практика широко применялась в процессах над при определении их литературы как экстремистской: их обвиняли в критике , и со стороны обвинения также звучала прямая религиозная мотивация.

«Независимо от того, какие статьи Уголовного кодекса предъявляются Соколовскому, все равно получается, что прокуратура здесь защищает православие, честь православной церкви и ее православное пространство», - отмечает Лункин.

По мнению религиоведа, судебные процессы, так или иначе связанные с претензиями РПЦ к представителям иных конфессий или светским оппонентам, происходят как бы в параллельной юридической реальности, где теологические аспекты порой важнее состава преступления или нанесенного вреда.

Комментируя процесс над Соколовским, Екатеринбургская епархия заявляла , что подобного рода провокации должны решительно пресекаться во избежание повторения их в дальнейшем. Епархия была возмущена, ее духовенство обижено, отмечает Лункин. В местных СМИ появлялась информация, что у дела Соколовского в епархии был куратор, отец , он же - один из главных свидетелей обвинения. Ему принадлежит фраза: «Если Соколовский тебя не оскорбил - ты моральный урод». Лункин добавляет, что такие же «кураторы» присутствовали, например, на процессе в Белгороде, где женщину судили за то, что она от свечи в храме.

«Формально РПЦ в таких делах не участвует, но их объединяет интерес со стороны церковных иерархов и их деятельное участие в формировании общественного мнения посредством публичных выступлений», - говорит Лункин.

При этом религиовед не склонен драматизировать ситуацию. «Молодое поколение духовенства открыто говорит о том, что резкие, гневные заявления представителей РПЦ отвращают людей от веры и мешают миссионерской работе. Большинство людей все-таки ищет в церкви милосердия, открытости. Это несколько иной образ, нежели тот, который сейчас проявляется: церковь как часть государственного аппарата», - уверен Лункин.

Он прогнозирует, что в дальнейшем из-за таких случаев прямой поддержки со стороны церкви будет все сложнее поддерживать даже формальную видимость отделенности от государства. «Получается, что церковь использует государственные институты не только для принятия выгодных ей законов и для передачи имущества, но и для преследования оппонентов», - резюмирует Лункин.

Уголовное дело Руслана Соколовского, ловившего покемонов в Храме-на-Крови, наделало много шуму не только в России , но и по всему миру. История о малоизвестном блогере из Екатеринбурга дошла даже до США , где в одной из серий популярного мультфильма «Симпсоны » показали, как Гомер играет в церкви в ту самую игру "Pokémon Go". И такой резонанс с волной критики были не случайны. Ведь приговор по этому делу и вправду казался абсурдным. Человек мог впервые получить судимость за обычную компьютерную игру. Поэтому многие были уверены, что история закончится лишь пшиком.

Но дело блогера все же дошло до суда. И прокурор запросил для Руслана 3,5 года тюрьмы. Слово оставалось за представителями Фемиды . Тысячи людей со всего мира следили за процессом и гадали, какой вердикт вынесет судья за безобидную ловлю Пикачу . Но история с Русланом Соколовским оказалась не такой однозначной, как кажется на первый взгляд. Первым делом судья Екатерина Шопоняк , оглашавшая приговор, заявила: «Высказывание о том, что Соколовского судят за компьютерную игру или за ловлю покемонов в храме является неправильным», а затем приговорила блогера 3,5 годам условно. «Комсомолка» разобралась, за что же тогда Руслан Соколовский получил свой срок, и выяснила, какие слова не стоит говорить публично, чтобы потом не оказаться за решеткой.

«ОТРИЦАЛ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА»

Толчком к уголовному делу Руслана Соколовского и вправду стали те самые пресловутые покемоны. В правоохранительные органы поступило заявление об оскорблении чувств верующих после видео, как блогер ловит виртуальных зверьков в Храме-на-Крови. Тогда следователи и стали изучать тот самый ролик. Но вместе с ним в поле зрения силовиков попал весь видеоканал Соколовского, где было в общей сложности 9 видео. И преступление силовики нашли в каждом их них. А это без малого 9 эпизодов экстремизма и 7 случаев оскорбления чувств верующих. Ведь блогер зарабатывал на том, что провокационно говорил о религии, национальностях и меньшинствах. Так под каток сарказма Соколовского попали мусульмане, православные и феминистки.

Соколовский транслировал через Интернет свои экстремистские взгляды, - поясняла судья во время оглашения приговора. – Блогер возбуждал ненависть к таким группам лиц как феминистки, мусульмане и православные. Соколовский отрицал существование бога, сопровождая это нецензурными комментариями и высмеиванием ценностей верующих.

Слова об отрицании бога могут показаться странными и спорными. Ведь атеизм в светском государстве не запрещен и уж тем более не карается. Но Руслан Соколовский не просто отрицал Иисуса Христа и пророка Мухаммеда, а делал это с использованием мата и оскорблением тех, кто верует в них.

«НАЗВАЛ ИИСУСА ЗОМБИ »

Главной же ошибкой Руслана Соколовского стало вовсе не отрицание бога, а его оскорбление. В своем видео блогер назвал Иисуса Христа «зомби», а затем и вовсе сравнил его с «покемоном». Именно эти слова вызвали больше всего критики со стороны христиан, которые восприняли это как надругательство над святыней. Они и легли в основу статьи об оскорблении чувств верующих.

Соколовский использовал мат в религиозных песнопениях, - продолжала судья. – Этим он хотел унизить людей. Кроме песнопений Соколовский высмеивал также и обряды верующих: мусульман и христиан. Так, признаки оскорбления чувств верующих и экстремизма были найдены в роликах «Суицид мусульман на ЕГЭ » и «Патриарх Кирилл, ты п…».

Осокорбление Патриарха Кирилла в видео можно было бы счесть за личное. Но священнослужитель является представителем духовенства. Поэтому мат по отношению к главе церкви представители Фемиды приравняли к оскорблению всех православных христиан.

"ФЕМИНИСТКИ НЕ ИМЕЮТ ПРАВО ЖИТЬ"

При этом в своих роликах Руслан Соколовский оскорблял верующих и меньшинства не только косвенно через высмеивание святынь, но и напрямую. К примеру, Соколовский призывал к депортации мигрантов и предлагал уничтожать людей.

Соколовский унижал православных, мусульман и феминисток, говоря о том, что они ограничены своими принципами, - поясняла судья. – В частности, Соколовский оценивал женщин, объясняя, что они социально неэффективны. Блогер пояснял, что феминистки не имеют права жить. Говоря о верующих, Соколовский указывал на их интеллектуальную неполноценность, используя эпитеты «тупые».

МЕЖДУ ТЕМ

В ФРГ за оскорбление чувств верующих дают до трёх лет

11 мая Верх-Исетский районный суд огласил приговор видеоблогеру Руслану Соколовскому, ставшему известным после ловли покемонов в екатеринбургском Храме-на-Крови. Вопреки публикациям многих СМИ, 21-летнего интернет-деятеля обвиняли не только в оскорблении чувств верующих, но и в экстремистских высказываниях (например, в одном из видеороликов молодой человек заявляет: «Все деньги пошли на грёбаный хоспис, где неизлечимые больные, они и так уже сдохнут… На *** им давать деньги?»). В итоге суд приговорил Соколовского к 3 годам 6 месяцам заключения условно.

«Комсомолка» на волне скандального процесса выясняет, что могло грозить Соколовскому в странах либеральной демократии.

Германия

В ФРГ , Австрии , Швейцарии и ряде других стран возможны уголовные наказания за «помехи богослужению». Так, в Германии применяется статья 167 УК «Препятствие отправлению религиозных обрядов» (например, попытка взобраться на алтарь во время мессы) с наказанием до 3 лет, - комментирует эксперт по русско-немецким отношениям Андрей Шмидт . - В 2004 году в Эрфурте молодого человека за разбрасывание листовок во время литургии приговорили к 9 месяцам лишения свободы… Также имеется статья «Богохульство», то есть оскорбление символов веры (например, если человек публично колет распятием орехи). По ней осудили влюблённую парочку за ночную эротическую фотосессию в базилике города Оттобойрен: провинившиеся получили штраф порядка 5 тыс. евро на человека…

Согласно американскому законодательству, если преступление совершается на почве религиозной ненависти или неприязни, последнее считается отягчающим обстоятельством и подпадает под отдельную статью. Так, в феврале 2016 года суд рассматривал дело жителя Флориды Мартина Алана Шнитцлера, призывавшего сжигать мечети и расстреливать их прихожан. Мужчине грозило до 20 лет тюрьмы, - говорит политолог-американист Виктор Олевич .

Не менее серьёзно карают в Штатах и за «интернет-экстремизм». В 2014 году всю страну всколыхнуло дело калифорнийского рэпера Брэндона Дункана , выступавшего под псевдонимом Мелкий Ду (Tiny Doo). Музыканта арестовали за участие в уличных перестрелках местной афроамериканской общины, но на суде обвинение сделало упор на его песнях и публикациях в соцсетях, якобы «прославлявших бандитизм и насилие». Сам Мелкий Ду утверждал, что лишь хотел поведать о нелёгкой жизни темнокожих обитателей городских окраин. Горе-рэперу грозило от 25 лет до пожизненного, но после возмущенных статей в крупнейших СМИ парня всё-таки вытащили из-за решётки, где он успел провести целых 7 месяцев.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Приговор ловцу покемонов: между «двушечкой» и Богом

Владимир ВОРСОБИН

Российская Фемида дама чуть истеричная. Чуть подслеповатая. Но очень чувствительная. Внимательно слушает. И верх. И низ. Особенно в делах связанных с оскорблением чувств верующих. Впечатление, что тут суд идет в потьмах, наощупь. Внутренне страшась даже приговором не дай Бог кого оскорбить... ()

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга озвучил приговор блогеру - фигуранту громкого дела о ловле покемонов в Храме-на-Крови, построенном на месте расстрела царской семьи. Руслан Соколовский признан виновным и приговорен к 3,5 годам условно с испытательным сроком три года, сообщает Следственный комитет Свердловской области. Также ему запрещено без уведомления менять место жительства и посещать массовые мероприятия. Вдобавок, он должен удалить все девять видеороликов.

Известность 22-летний молодой человек получил в середине августа прошлого года, когда пользователи Сети ознакомились с его роликом, запечатлевшим процесс поимки виртуальных зверей в храме. "За ловлю покемонов в церкви ввели ответственность. Для меня это полный бред, потому что кого может оскорбить то, что ты походил со смартфоном по церкви?", - говорит блогер на камеру. Сама запись вполне невинна, но вот комментарии, которыми автор сопроводил ее позднее, уже не так безобидны - глумливое бахвальство над службой и Иисусом, стилизованная под церковные песнопения матерщина.

Ролик вызвал бурное обсуждение и послужил в итоге, основанием для уголовного преследования выложившего его блогера.

Эксперты проанализировали возмутившую общественность запись и прочие видеоматериалы. Следственный комитет Свердловской области возбудил уголовное дело по двум статьям: возбуждение ненависти либо вражды (ст.282 УК РФ) 9 эпизодов, нарушение права на свободу вероисповеданий (ст.148 УК РФ) 7 эпизодов. Блогера задержали на съемной квартире на улице Заводской в Екатеринбурге. Во время последовавшего за этим обыска силовики нашли так называемую шпионскую авторучку - устройство, подпадающее под статью о негласном получении информации (ст.138.1 УК РФ). Так в появилось третье обвинение.

"Обстоятельства указывают на то, что деятельность обвиняемого носила систематический и целенаправленный характер - это подтверждается количеством видеороликов противоправного содержания, компьютерной техники, а также использованием для своей деятельности не только квартиры, но и офиса, оснащенного аппаратурой. Только по месту жительства обвиняемого обнаружены и изъяты видеокамера и два штатива, несколько веб-камер, ноутбук, нетбук, профессиональный микрофон", - рассказали в пресс-службе регионального СК.

Известно, что подследственный родился в Шадринске в Зауралье. В 2012 году вошел в сотню лучших выпускников региона. Учился на психолога в Курганском госуниверситете, затем на юриста - в екатеринбургском Гуманитарном университете. В последнем взял академический отпуск, чтобы сконцентрироваться на бизнесе в интернете.

Гособвинитель ранее просил для Соколовского 3,5 года. Сам блогер уверял, что делал ролики ради денег и славы и не хотел оскорбить ничьих чувств. На процессе он извинился перед настоятелем храма Большой Златоуст Виктором Явичем, который проходит по делу свидетелем и считает себя оскорбленным выложенными в Сети записями.