Встать суд идет шуточный сценарий. Сценарий ролевой игры "сценарий судебного процесса по гражданскому делу"

Секретарь, доложите о явке лиц в судебное заседание.

Секретарь: В судебное заседание явились: истец – помощник прокурора г. Новотроицка _________________________, ответчик – , представитель органа опеки и попечительства.

Судья: Устанавливаются личности участников процесса.

По очереди встают, представляются.

Помощник прокурора: Помощник прокурора г. Новотроицка ________________.

За трибуну для дачи показаний выходит свидетель 3 ________________________.

Судья: Преставьтесь, пожалуйста.

Свидетель 3: ___________________________, 1964 года рождения, проживаю по адресу: ул. Мичурина, работаю участковой медицинской сестрой.

Судья: Вы предупреждаетесь об ответственности по ст. ст. 307-308 Уголовного кодекса РФ, предусмотренной за дачу ложных показаний. Расскажите суду все, что вас известно по данному делу.

Свидетель 3: Я обслуживаю участок, где проживает ребенок. С Владиком мы познакомились, когда ему полтора месяца. Я пришла с патронажем к ним в квартиру. В квартире кроме Натальи Громовой находились много незнакомых людей. Все были в нетрезвом состоянии. Ребенок лежал в коляске в каких-то лохмотьях. Когда я приходила в другие разы навещать ребенка, мне дверь не открывали. У ребенка постоянно был диагноз анемия , видимо, не было полноценного питания, он отставал в физическом развитии.

Судья: Спасибо, свидетель. Вы свободны. Секретарь, пригласите следующего свидетеля – медсестру детской поликлиники.

За трибуну для дачи показаний выходит свидетель 4 ________________________.

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Свидетель 4: _________________________, 1966 года рождения, проживаю по ул. Черемных, дом 2, кВ.2. Сосед Громовой Натальи.

Судья: Вы предупреждаетесь об ответственности по ст. ст. 307-308 Уголовного кодекса РФ, предусмотренной за дачу ложных показаний. Вы давно знаете Громову Наталью Николаевну?

Свидетель 4 : Живет по соседству уже несколько лет. Мальчик выпал из окна у меня на глазах. Шел из магазина. Владик стоял на окне. То открывал, то закрывал створку. Потом облокотился на сетку и вместе с ней выпал из окна. Упал на велосипед , который стоял под окном. Мы с проходившей мимо женщиной вызвали полицию. Пока ее ждали, успокоили малыша. Посмотрели, чем ударился. Интересно, что не было ни ран, ни царапин. Полиция приехала, стучала в квартиру, но никто не открыл, наверное, мальчик был дома один.

Ответчик: Неправда! Там был мой брат с женой. Просто они спали! А почему у ребенка не было синяков? Я думаю, что вы врете, не выпадал он из окна.

Свидетель 4: А как же он тогда в больнице оказался? А насчет синяков - мы сами удивились, он же упал на колесо велосипеда.

Судья: Ответчица, фактически, вы оставили ребенка без присмотра. (Листает материалы дела). Из материалов дела видно, что ребенок, когда его изъяли и увезли в больницу, был грязным, голодным, плакал. Вы не появлялись дома еще два дня, не интересовались судьбой мальчика. После этого вы считаете себя хорошей матерью?

Ответчик: Врут все свидетели, не выпадал он из окна. Синяки были бы.

Судья: Свидетель, вы свободны. Секретарь, пригласите следующего свидетеля – Громова Николая Ивановича.

За трибуну для дачи показаний выходит свидетель 5 ________________________.

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Свидетель 5: _________________________, 1944 года рождения, проживаю по ул. Черемных, дом 2, кВ.6.

Судья: Вы предупреждаетесь об ответственности по ст. ст. 307-308 Уголовного кодекса РФ, предусмотренной за дачу ложных показаний. А также вам разъясняется ст.51 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Будете давать показания?

Свидетель 5 : Да, буду. Громова Наталья моя дочь. Я не знаю, за что ее лишают родительских прав. Она нормальная дочь. Ребенка воспитывает отлично, и смотрит за ним, и стирает. Я не знаю, почему говорят, что он упал. У ребенка не было синяков.

Судья: Несколько человек свидетельствуют, что ребенок упал из окна. Вы радоваться должны, что он сильно не разбился, что все обошлось. Ни Вы, ни ваша дочь, видимо, выводов никаких для себя не сделали. Почему дочь не работает, на какие средства живет?

Свидетель 5: Да работала она, просто приболела, ее и уволили. Я ей помогаю, у меня пенсия.

Судья: У вас преклонный возраст, вы инвалид по здоровью. Чем дочь будет кормить ребенка, если завтра останется без вас? К тому же она склонна к употреблению спиртных напитков.

Свидетель 5 : Да нет, она не пьет. Иногда с подругами выпивает, так надо же иногда расслабляться, стресс снимать. Водку не пьет, только джин-тоник.

Судья : Откуда у нее деньги на джин-тоник, если ей еду было не на что купить ребенку и одежду?

Свидетель 5: Я ей даю. Дочь все-таки она моя. Жалко мне ее. (Уходит на место).

Судья: Представитель органа опеки, мы готовы выслушать ваше заключение.

Представитель органа опеки: Считаю, что ребенка нельзя отдавать матери. Она должна изменить жизнь, начать работать, сделать в квартире ремонт. Ребенка навестила один раз, я выезжала в «Журавушку» в этот день, Громова была нетрезвая. Я с ней поговорила, просила чаще навещать ребенка, он скучает, вспоминает маму. Но она осталась равнодушна к потребностям сына. Считаю, необходимо лишить Громову родительских прав. Возвращать ей ребенка опасно. Мальчик уже травился таблетками, падал из окна, кто возьмет на себя ответственность за то, что случится в следующий раз?

Судья: Объявляю рассмотрение дела по существу законченным. Суд переходит к судебным прениям. Помощник прокурора, вы готовы выступить в прениях?

Помощник прокурора (стоя) : Да, Ваша честь. Мы сегодня рассмотрели гражданское дело, которое оставило на душе каждого из здесь присутствующих тяжелый осадок. Я настаиваю на том, чтобы Громову лишить родительских прав. Да, тяжело, еще один ребенок останется без матери, перейдет под опеку государства. Но еще опаснее ребенка оставлять с такой матерью. Сегодня в суде было установлено, что ответчица испытательный срок не выдержала. Продолжает пить, на работу не устроилась, в квартире бардак, есть нечего. Ребенок не посещает детский сад, не развивается.

Громова, задумайтесь над своей жизнью, для кого вы ее живете, если наплевали на собственного ребенка. Пока не поздно, одумайтесь, докажите своим образом жизни, что достойны называться матерью, суд восстановит вас в родительских правах. А не поспешите одуматься, для вашего замечательного мальчика найдется любящая семья. У меня все, Ваша честь.

Судья : Ответчица, вам есть, что сказать суду?

Ответчик: Ребенок не падал. Если бы упал, были бы синяки.

Судья: Суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения. Резолютивная часть решения будет вынесена и оглашена через пять минут.

Судья уходит в совещательную комнату.

Оглашение решения.

Секретарь судебного заседания : Прошу всех встать, суд идет.

Входит судья.

Судья : Именем Российской Федерации провозглашается решение. _________2012 года Новотроицкий городской суд в составе председательствующего судьи ____________, с участием помощника прокурора ____________, при секретаре ________________ рассмотрел гражданское дело о лишении родительских прав Громовой Натальи Николаевны в отношении ее несовершеннолетнего сына. и решил:

Лишить родительских прав Громову Наталью Николаевну, 1980 года рождения, проживающую по адресу г. Новотроицк. ул. Черемных, дом 2, кв.1, в отношении сына, 2009 года рождения.

Взыскать с Громовой Натальи Николаевны алименты на содержание сына в размере 1\4 части всех видов заработка (дохода) ежемесячно до совершеннолетия ребенка.

Передать органам опеки и попечительства управления образования администрации г. Новотроицка для дальнейшего устройства.

Взыскать с Громовой Натальи Николаевны в доход государства государственную пошлину в сумме 200 руб.

Решение в части взыскания алиментов подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд г. Новотроицка в течение 10 дней.

Действующие лица:

Ответчик

Помощник прокурора

Секретарь судебного заседания

Представитель органа опеки

Свидетель 1

Свидетель 2

Свидетель 3

Свидетель 4

Подготовительная часть судебного заседания

Открытие судебного заседания

Входит секретарь.

Секретарь: - Встать, суд идет!

Входит судья.

Судья: - Прошу садиться.

Судебное заседание Ленинского районного суда города Новосибирска считаю открытым. Подлежит разбирательству уголовное дело по обвинению (ФИО) в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.105 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Секретарь, доложите о явке участников судебного разбирательства.

Секретарь: В судебное заседание явились

подсудимый (ФИО)

защитник (ФИО)

государственный обвинитель (ФИО)

потерпевший (ФИО)

адвокат – представитель потерпевшего (ФИО)

свидетели (ФИО)

эксперт (если есть) (ФИО)

Явились все.

Судья: - Судебной процедурой предусмотрено, что свидетели не могут находиться в зале судебного заседания до тех пор, пока они не будут допрошены. Напоминаю свидетелям о том, что до вызова в зал судебного заседания они не должны общаться и обсуждать какие-либо обстоятельства и детали данного дела ни между собой, ни с кем кем-либо еще.

Прошу всех свидетелей покинуть зал и не уходить за пределы суда.

Свидетели уходят.

Судья: - Подсудимый, встаньте.

Назовите свои фамилию, имя, отчество.

Ответ подсудимого.

Год, месяц, день и место Вашего рождения.

Ответ подсудимого.

Владеете ли вы языком, на котором ведется судопроизводства?

Ответ подсудимого.

Укажите свое место жительства, место работы, род занятий и образование.

Ответ подсудимого.

Ваше семейное положение.

Ответ подсудимого.

Судья: - Объявляется состав суда и участников судебного процесса:

Объявляется состав суда и участников судебного процесса: председательствующий (ФИО), судья Ленинского районного суда Новосибирска.

Государственное обвинение представляет прокурора Ленинского района г. Новосибирска (ФИО).

Интересы потерпевшего (Фамилия) представляет адвокат юридической консультации № 4 г. Новосибирска (ФИО) (если есть).

Защиту подсудимого (Фамилия) осуществляет адвокат юридической консультации № 28 г. Новосибирска (ФИО).

Протокол судебного заседания ведет секретарь суда (ФИО).

В судебном заседании участвует также эксперт БСМЭ (ФИО) (если есть).

Разъясняю подсудимым и всем участникам процесса, что вы имеете право заявить отводы суду в целом или кому-либо из судей отдельно, а также государственному обвинителю, защитникам, адвокату-представителю потерпевшего, секретарю и эксперту.

Основаниями для отводов являются сведения о том, что данные лица лично прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела. Кроме того, отвод эксперту может быть заявлен, если у кого-либо из вас есть основания сомневаться в его компетентности.

В соответствии с законом вы можете заявить отвод в ходе дальнейшего судебного разбирательства. Однако это будет возможно только в том случае, если основания для отвода в настоящий момент вам не известны.

– Подсудимый, понятно ли Вам ваше право заявлять отводы?

- Ответ подсудимого

– Потерпевший (Фамилия), понятно ли Вам ваше право заявлять отводы?

- Ответ потерпевшего

– Подсудимый (Фамилия), Вы сказали, что право заявлять отводы вам понятно. Скажите, есть ли у Вас сомнения, что кто-либо из представленных Вам участников процесса будет недостаточно объективен и беспристрастен или обладает недостаточной квалификацией?

- Ответ подсудимого

Судья: - Подсудимый (Фамилия), встаньте. Суд разъясняет вам ваши процессуальные права. На судебном заседании вы имеете право:

На защиту. Это означает, что вы можете защищаться как самостоятельно, так и с помощью своего защитника. вы можете отказаться от выбранного вами защитника в любой момент судебного разбирательства;

Знать, в чем вас обвиняют;

Дать свои объяснения по существу предъявленного обвинения;

Представлять суду какие-либо доказательства и участвовать в исследовании всех других доказательств, которые будут рассматриваться судом. Это означает, что вы можете, в частности, задавать вопросы друг другу, потерпевшему (Фамилия), свидетелям, потерпевшим, эксперту, а также просить суд огласить какие-либо документы, имеющиеся в деле;

Заявлять отводы, если в ходе судебного разбирательства вам станет известно о наличии для них оснований;

Выступить в судебных прениях, если вы откажитесь от услуг вашего защитника;

На последнее слово;

Обжаловать приговор суда.

Кроме того, обратите особое внимание на то, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников". Тем самым вы можете давать показания по существу предъявленного вам обвинения или отказаться от дачи показаний. ваш выбор не будет влиять на решение суда о вашей виновности или невиновности и на возможность воспользоваться всеми разъясненными вам правами.

Если что-то из разъяснений прав осталось вам непонятным, вы можете задать вопросы.

– Подсудимый (Фамилия), понятны ли Вам ваши права?

- Ответ подсудимого.

Судья: - Потерпевший (Фамилия), встаньте. Суд разъясняет Вам ваши права на судебном заседании. Вы имеете право:

Представлять суду какие-либо доказательства и участвовать в исследовании всех других доказательств, которые будут рассматриваться судом. Это означает, что вы можете, в частности, задавать вопросы подсудимым, свидетелям, потерпевшим, эксперту, а также просить суд огласить какие-либо документы, имеющиеся в деле;

Заявлять различные ходатайства, относящиеся к исследованию доказательств, например о вызове новых свидетелей, об истребовании каких-либо документов и т.д.;

Обжаловать в кассационную инстанцию любые действия суда, которые вы сочтете незаконными или несправедливыми;

Заявлять отводы, если в ходе судебного разбирательства Вам станет известно о наличии для них оснований;

Выступить в судебных прениях;

Обжаловать приговор суда.

Кроме того, обратите особое внимание на то, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ “никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников”. Тем самым Вы имеете возможность отказаться отвечать на вопросы, направленные на изобличение Вас или Ваших близких родственников в причастности к совершению преступления. В остальной части Ваши показания должны быть правдивыми, и Вы не вправе отказаться от дачи таких показаний.

Если что-то из разъяснений прав осталось вам непонятным, вы можете задать вопросы. Потерпевший (Фамилия), понятны ли вам ваши права?

- Ответ потерпевшего.

(если участвует эксперт) Судья: - Эксперт (Фамилия), встаньте.Назовите свою фамилию, имя, отчество.

- Ответ эксперта.

– Год, месяц, день и место Вашего рождения

- Ответ эксперта.

укажите свое место жительства, образование

- Ответ эксперта.

– Где и кем работаете, стаж Вашей работы

- Ответ эксперта.

– Ваши документы.

(Судья сверяет анкетные данные и место проживания с паспортом).

Эксперт (Фамилия), на судебном заседании Вы имеете следующие права:

Знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

Заявлять ходатайства о представлении вам дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

Присутствовать при проведении всех следственных и судебных действий, проводимых в ходе судебного следствия и задавить допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы.

Особо хочу отметить, что Вы обязаны дать объективное заключение по поставленным перед вами вопросам. В случае дачи Вами заведомо ложного заключения, вы будете привлечены к уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Эксперт (Фамилия), понятны ли Вам ваши права и обязанности?

- Ответ эксперта.

– Распишитесь о том, что Вы предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение.

Эксперт (Фамилия) подходит к секретарю судебного заседания и росписью удостоверяет факт предупреждения его об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Судья (обращаясь ко всем присутствующим):- Разъясняю всем присутствующим необходимость соблюдать порядок судебного заседания. Участникам процесса следует быть корректными, воздерживаться от постановки наводящих и повторных вопросов. Публике напоминаю о необходимости соблюдать тишину, реплики и замечания с мест во время судебного заседания не допускаются. Отмечу, что каждый, кто в судебном заседании обращается к суду, должен вставать. Обращаться к суду следует “Уважаемый суд”, а к судье – “Ваша честь”.

Суд приступает к разрешению ходатайств.

Государственный обвинитель Усов, имеются ли у Вас ходатайства?

- Ответ эксперта.

Аналогичным образом опрашиваются другие участники процесса в следующем порядке: адвокат-представитель потерпевшего, потерпевший, подсудимые, защитники.

* Если заявлено ходатайство, то Судья объявляет:

– Обсудим заявленное ходатайство.

Государственный обвинитель (Фамилия), ваше мнение?

- Ответ государственного обвинителя

Аналогичным образом опрашиваются другие участники процесса: адвокат-представитель потерпевшего, потерпевший, подсудимые, защитники.

Судья: Суд определил: заявленное ходатайство подсудимого (защитника и т.д.) удовлетворить /не удовлетворить.

Далее суд указывает на то, в чем выражается удовлетворение ходатайства (приобщить к материалам дела характеристику, допросить лицо в качестве свидетеля и т.д.). Если ходатайство не удовлетворено, суд должен указать мотивы.

Судья: Объявляю подготовительную часть судебного разбирательства оконченной. Суд переходит к судебному следствию.

Оглашается обвинительное заключение.

Судья: - Подсудимый (Фамилия), вам понятно предъявленное обвинение, признаете себя виновным?

- Ответ подсудимого

Судья: - Суд решил установить следующий порядок исследования доказательств…

Допрос подсудимого

Судья: - Подсудимый (Фамилия), предлагаю вам дать показания по поводу предъявленного обвинения и известных обстоятельств дела.

После этого его допрашивают: судья, обвинитель, защитник, другие подсудимые и их защитники.

Оглашение показаний подсудимого, данных на предварительном расследовании уголовного дела.

Оглашение его имеет место в следующих случаях:

- при наличии существенных противоречий между показаниями, данными подсудимыми в ходе предварительного следствия, и показаниями, данными ими на суде;

- при отказе подсудимых от дачи показаний на суде;

- когда дело рассматривается в отсутствие подсудимого.

Допрос потерпевшего

Потерпевший допрашивается по правилам, установленным для допроса свидетелей.

Потерпевший допрашивается, как правило, ранее свидетелей. (До допроса отбирается подписка).

Предупреждение свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний
и за дачу заведомо ложных показаний

Устанавливается личность свидетеля: фамилия, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, место жительства и работы.

Судья: - Вы обязаны правдиво рассказать суду все известное по делу. Предупреждаю вас об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. (О предупреждении берется подписка. Исключение: свидетели до 16 лет!)

Допрос свидетелей

(Выясняется отношение свидетелей к подсудимым и потерпевшим)

Судья: - Свидетель (Фамилия), расскажите, пожалуйста, суду все, что вам известно по делу.

После допроса судьей его допрашивают: обвинитель, потерпевший, защитник и подсудимые.

Оглашение показаний свидетеля

Производится в следующих случаях:

- при наличии существенных противоречий между показаниями, данными свидетелями на предварительном следствии, и показаниями, данными ими на суде;

- при отсутствии в судебном заседании свидетеля по причинам, исключающим возможность его явки в суд.

Осмотр вещественных доказательств.

Оглашение документов

Документы, приобщенные к делу или представленные в судебном заседании, если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для дела, подлежат оглашению.

Окончание судебного следствия

Судья: - Желаете ли дополнить судебное следствие, если да, то чем именно

Обвинитель?

Подсудимый?

Защитник?

Потерпевший?

Представитель потерпевшего?

Судья: - Судебное следствие объявляю законченным.

Судебные прения и последнее слово подсудимого

Судья: - Переходим к выслушиванию судебных прений. Слово предоставляется

Обвинителю...

Гражданскому истцу...

Гражданскому ответчику...

Защитнику...

Подсудимому... (если защитник в судебном заседании не участвует).

Реплики

Право последней реплики всегда принадлежит защитнику и подсудимому.

Последнее слово подсудимого

(После окончания судебных прений)

Судья: - Предоставляется последнее слово подсудимому.

(Вопросы к подсудимому во время его последнего слова не допускаются).

Удаление суда в совещательную комнату для постановления приговора. Заслушав последнее слово подсудимого, судья немедленно удаляется на совещание для постановления приговора.


Приложение

РЕЧЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ

Ваша честь! Рассматриваемое дело непростое. Вам предстоит решить судьбу молодого человека, который только-только начинает жить. Что же он совершил? Почему он находится на позорной скамье, скамье подсудимого?

Что побуждает одного человека ударить другого? Почему вообще возникает желание бить, т.е. совершать поступок, присущий животному, лишенному разума? На эти вопросы нам необходимо ответить.

Как правило, стремление к драке возникает у людей, которые раздражены, находятся в возбужденном состоянии, ведь просто так этого никто делать не будет. Она является способом разрядки эмоционального напряжения, агрессивным и, конечно, единственным.

Но спад напряжения наступает после агрессии, а во время нее - взрыв ярости!
Да, драка именно слепа. Участвуя в ней, человек не руководствуется разумом, так как находится в состоянии аффекта, то есть волевой контроль отключен, властвуют эмоции.
Ну а кто наиболее подвержен тому, чтобы стать инициатором конфликта?
Неуравновешенные по темпераменту, с так называемой высокой тревожностью люди. Они переоценивают опасность, воспринимают действия другой стороны как угрозу и нападают сами.

Повод? Примитивное понимание межличностных отношений. Каковы моральные последствия драки? После нее человек теряет уважение к себе. Он начинает сам себя ненавидеть. Происходит нравственное падение личности, подгоняемое пониманием такого падения.

Несомненно, бывают случаи, когда драки не избежать, а защиту слабого, маленького, девочки можно считать делом чести, но в любом случае нужно стараться не превышать пределов необходимой обороны.

Поскольку, кроме моральной ответственности (ее одной, конечно же, мало), существует уголовная.

Драка в Уголовном кодексе квалифицируется как хулиганство, а ответственность за нее предусматривается по статье 213 УК РФ.

Итак, из материалов дела мы видим, что...

Драка - это не петушиные бои. Это преступление, которое строго карается законом. При назначении наказания прошу учесть несовершеннолетие, признание им вины. В то же время нельзя забывать, что преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения в отношении престарелого пострадавшего. С учетом всех этих обстоятельств прошу назначить подсудимому... наказание по статье 213 ч. 2 УК РФ в виде 2 лет лишения свободы с содержанием в воспитательной колонии общего режима.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАЩИТНИКА

Ваша честь! Выслушав государственного обвинителя, защита не совсем согласна с его позицией. Обвинитель просит слишком суровое наказание моему подзащитному.
Не оспаривая квалификацию преступления, совершенного... прошу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что потерпевший не угощал его спиртным, что и явилось причиной его избиения.

Прошу учесть и семейное положение подсудимого, и то, что у него положительные характеристики, впервые привлекается к уголовной ответственности, у него на иждивении престарелые мать с отцом, он чистосердечно раскаивается в содеянном и помогал следствию.

Считаю, что исправление и перевоспитание... возможно и без изоляции от общества, назначив ему условную меру наказания.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ПОДСУДИМОГО

Уважаемый суд! Я совершил преступление. Я полностью осознал свою вину. Глубоко раскаиваюсь в содеянном. Впредь не буду нарушать закон. В меру своих возможностей обязуюсь возмещать моральный вред...

Прошу у всех прощения.

Я больше не буду!

Сценарий деловой игры по гражданскому делу

о лишении родительских прав

Действующие лица:

Судья – Оганисян Инна

Истец - Представитель органа опеки Селюкова Мария

Третье лицо на стороне истца – Бабушка-Наумова Лиза

Ответчик – Фоменко

Адвокат - Саркисов

Прокурор - Шамбетова

Секретарь судебного заседания

Свидетель 1

Свидетель 2

При выступлении в суде все, кроме судьи, встают. К судье обращаются «Ваша честь».

Секретарь: Прошу всех встать, суд идет.

Входит судья.

Судья: Прошу всех садиться. Рассматривается гражданское дело по иску органа опеки и попечительства промышленного района города Ставрополя в интересах несовершеннолетнего Киреева Артема Петровича о лишении родительских прав Киреева Петра Сергеевича.

Секретарь, доложите о явке лиц в судебное заседание.

Секретарь: В судебное заседание явились: истец – представитель органа опеки и попечительства промышленного района города Ставрополя – Селюкова Мария _________________________, ответчик – Киреев Петр Сергеевич (Фоменко).

Судья: Устанавливаются личности участников процесса.

По очереди встают, представляются.

Представитель органа опеки и попечительства: .

Третье лицо на стороне истца – Бабушка Киреева Любовь Павловна - бабушка несовершеннолетнего Киреева Артема Петровича. -Наумова Лиза

Ответчик: Киреев Петр Сергеевич (Фоменко)………………..

Адвокат…….

Судья: Гражданское дело рассматривается Промышленным районным судом города Ставрополя в составе председательствующего судьи _____Оганисян Инны Артуровны______________________, при секретаре судебного заседания …………______________________.

У истца, ответчика имеются отводы к составу суда?

(встает): Нет, Ваша честь. (Садится).

Ответчик (встает): Нет, не имеется. (Садится).

Судья : Разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Права и обязанности понятны всем участникам процесса?

Представитель органа опеки и попечительства (встает): Понятны, Ваша честь. (Садится).

Ответчик (встает): Да, понятны. (Садится)

Судья: Ходатайства у сторон имеются? (Тишина). Ходатайств нет. Подготовительная часть судебного разбирательства окончена. Суд переходит к рассмотрению дела по существу.Представитель органа опеки и попечительства, представьте суду свои исковые требования.

Представитель органа опеки и попечительства (стоя): ………….

Судья : Киреев, что Вы можете пояснить относительно предъявленных требований?

Ответчик: ……………………………………………..

Судья: Суд переходит к допросу свидетелей. Секретарь, пригласите ………

За трибуну для дачи показаний выходит свидетель 1 ________________________.

Судья: Преставьтесь.

Свидетель 1………..

Судья:

Свидетель 1:

Судья : Согласны с показаниями свидетелями, ответчик?

Ответчик:…………………… .

Судья: Спасибо, свидетель, вы свободны. Секретарь, пригласите следующего свидетеля –

За трибуну для дачи показаний выходит свидетель 2 ________________________.

Судья: Преставьтесь.

Свидетель 2: ………….

Судья: Предупреждаетесь об ответственности по ст. ст. 307-308 Уголовного кодекса РФ, предусмотренной за дачу ложных показаний. Расскажите суду все, что вас известно по данному делу.

Свидетель 2: ………………………

Судья: Известно вам, работает Кииреев в настоящее время?

Свидетель 2: …………..

Судья: Вопросов к свидетелю больше нет, вы можете быть свободны.

Судья: прокурор, мы готовы выслушать ваше заключение.

Прокурор: ……….

Судья: Объявляю рассмотрение дела по существу законченным. Суд переходит к судебным прениям.

Представитель опеки и попечительства (стоя) : ……………….

Судья : Ответчица, вам есть, что сказать суду?

Ответчик: ………………….

Судья: Суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения. Резолютивная часть решения будет вынесена и оглашена через пять минут.

Судья уходит в совещательную комнату.

Оглашение решения.

Секретарь судебного заседания : Прошу всех встать, суд идет.

Входит судья.

Судья : Именем Российской Федерации провозглашается решение. __от 8 октября_______2014 года

Промышленный районный суд города Ставрополя в составе председательствующего судьи __Оганисян Инны Артуровны__________, с участием прокурора __Шамбетовой Элины__________, при секретаре ________________ рассмотрел гражданское дело о лишении родительских прав Киреева Петра сергеевича в отношении ее несовершеннолетнего сына Киреева Артема петровича. и решил:

Лишить родительских прав Киреева Петра Сергеевича. , 1980 года рождения, проживающую по адресу г. Ставрополь. ул. Пирогова, дом 2, кв.1, в отношении сына Киреева Артема Петровича, 2009 года рождения.

Взыскать с Киреева Петра Сергеевича алименты на содержание сына Киреева Артема Петровича в размере 1\4 части всех видов заработка (дохода) ежемесячно до совершеннолетия ребенка.

Передать Киреева Артема Петровича на попечение опекуну - Киреевой Любовь Павловне - бабушке несовершеннолетнего Киреева Артема Петровича

Взыскать с Киреева Петра сергеевича в доход государства государственную пошлину в сумме 200 руб.

Решение в части взыскания алиментов подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд города Ставрополя в течение 10 дней.

Судья: Оганисян И.А.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Славянский сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка урока по учебной дисциплине

ОДП.13 Право (курс 1)

Раздел III «Отрасли российского права»

3.5. «УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»

Урок № 50

тема: «Уголовная ответственность и наказание»

Разработчик: Коваленко Марина Александровна,

преподаватель правовых дисциплин

ГБПОУ Краснодарского края

«Славянский сельскохозяйственный техникум»

Славянск-на-Кубани

    ВВЕДЕНИЕ

1. Деловая игра «Судебное заседание по уголовному делу» может проводиться преподавателями права в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в рамках общеобразовательного процесса по дисциплинам: «Право», «Обществознание», «Основы права»

2. Деловая игра представляет собой игровое моделирование правоотношений.

3. Целями проведения деловой игры «Судебное заседание по уголовному делу» являются:

Практическое изучение процесса судебного разбирательства, его стадий;

Обучение правовой оценке исходной фактической правовой ситуации (анализу материалов дела, законодательства, разработке правовой позиции по делу, принятию процессуальных решений);

Формирование практических навыков реализации полномочий профессиональными субъектами уголовного судопроизводства в ходе судебного разбирательства (составления процессуальных документов, устных выступлений в суде первой инстанции и т.д.);

Определение уровня теоретической подготовки студентов по изучаемой дисциплине.

4. Примерный состав участников деловой игры:

Председательствующий судья;

Государственный обвинитель (прокурор);

1-2 потерпевших;

Адвокат-представитель потерпевшего (по числу потерпевших);

1-2 подсудимых;

Защитник (по числу подсудимых, допускается 2 защитника у одного подсудимого);

3-4 свидетеля;

Эксперт;

Секретарь судебного заседания;

Оформительская группа.

Количество и состав участников варьируется в зависимости от фабулы выбранного уголовного дела.

5. Участие в игре и присутствие в зале судебного заседания является обязательным для студентов и учитывается как посещение семинарского занятия.

6. Обеспечением организации и проведения деловой игры «Судебное заседание по уголовному делу» занимается преподаватель

7. Руководитель деловой игры должен:

Осуществить подбор уголовного дела и участников деловой игры;

Осуществлять наблюдение и контроль за работой студентов-участников деловой игры;

Консультировать студентов по всем вопросам, возникающим в ходе подготовки к деловой игре;

Анализировать и в случае необходимости корректировать решения участников деловой игры в ходе ее подготовки;

Оценивать ход деловой игры, действия и решения отдельных ее участников.

Руководитель деловой игры должен поощрять инициативу студентов и уважать их право на самостоятельность суждений.

8. Организация и проведение учебного судебного заседания включают следующие этапы: подготовительный; демонстрационный и заключительный.

II . Подготовительный этап деловой игры

1. На подготовительном этапе осуществляется подбор дела и участников игры, распределение ролей, ознакомление участников игры с делом, его доработка, составление обвинительного заключения и сценария процесса, подготовка устных выступлений и судебных решений.

2. Подбор уголовного дела осуществляется преподавателем – руководителем деловой игры с учетом пожеланий студентов, принимающих непосредственное участие в деловой игре.

3. Критерии подбора уголовного дела:

Количественный состав участников и разнообразие процессуальных статусов. При подборе уголовного дела следует учесть, что необходимо предоставить возможность участвовать в деловой игре как можно большему количеству студентов. Вместе с тем необходимо избегать дел с чрезмерно большим количеством процессуальных ролей, поскольку в таком случае рассмотрение уголовного дела может существенно осложниться, что приведет к недостижению поставленных учебных целей деловой игры и выходу за обозначенные временные рамки проведения учебного судебного заседания;

Разнообразие процессуальных действий, доступных для апробации. Материалы отобранного уголовного дела должны предусматривать или допускать возможность проведения в ходе судебного разбирательства следующие процессуальные действия: допрос участников процесса, оглашение показаний участников процесса, данных на предварительном следствии, назначение в данной стадии уголовного процесса судебной экспертизы, осмотр вещественных доказательств, оглашение документов, рассмотрение судом ходатайств и заявлений участников процесса с вынесением соответствующих решений, предъявление потерпевшим и разрешение судом гражданского иска, изменение обвинения;

Зрелищность деловой игры для присутствующих.

4. Уголовное дело, материалы которого послужат основой для проведения деловой игры «Судебное заседание по уголовному делу» подбирается из следующих источников:

Путем индивидуального отбора уголовных дел в судах с помощью председателей судов;

Из числа уголовных дел, составляющих архив кафедры уголовного права ВГПУ;

Путем направления в суды писем - запросов кафедры с целью получения возможности отбора уголовных дел, списываемых из архивов судов за истечением сроков их хранения для пополнения и обновления архива кафедры.

5. Требования, которым должны отвечать студенты, претендующие на участие в учебном судебном заседании по уголовному делу:

Знание теории уголовно-процессуального права;

Умение работать с нормативными правовыми актами, судебной практикой, научно-практическими материалами и анализировать их;

Способность связать материально-правовые и процессуально-правовые аспекты одной и той же проблемы;

Способность моделировать проблемные юридические ситуации, ставить задачи и определять оптимальные пути их решения;

Оперативность, т.е. умение не только правильно, но и быстро отвечать на поставленные вопросы. Указанная способность позволит студенту своевременно принимать решения в неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе показательного судебного заседания по уголовному делу;

Навыки публичных выступлений, умение ясно и четко излагать свою точку зрения.

6. Исходя из фабулы уголовного дела составляется окончательный список участников учебной деловой игры. На основании этого списка осуществляется распределение ролей между студентами с учетом их пожеланий. Если на одну и ту же роль претендуют сразу несколько студентов, выбор конкретного участника осуществляется на конкурсной основе. Для этого руководитель деловой игры раздает студентам одно из следующих персональных заданий, выбор которого зависит от роли, на которую они претендуют:

Разрешить конкретную правовую ситуацию;

Составить проект сценария процесса;

Составить проект обвинительного заключения;

Составить проект речи;

Выступить с проектом защитительной или обвинительной речи и т.д.

Студент, выполнивший задание наилучшим образом, назначается на роль. Остальные студенты могут претендовать на участие в процессе в других ролях.

7. Ознакомление участников деловой игры с материалами уголовного дела осуществляется согласно графику, который составляется преподавателем - руководителем деловой игры. Контроль за передачей уголовного дела участникам судебного заседания и за соблюдением графика осуществляет студент, осуществляющий роль председательствующего судьи.

8. Материалы уголовного дела, положенные в основу учебного судебного заседания, должны быть модифицированы с учетом условий предстоящей деловой игры, а именно:

Квалификация преступления (преступлений) должна проведена в соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ;

Даты, имеющие процессуальное значение для рассмотрения уголовного дела, должны быть изменены, исходя из фактической даты проведения учебного судебного заседания.

Изменение дат и приведение квалификации преступления в соответствие с действующим законодательством возлагается на студента, осуществляющего роль государственного обвинителя, непосредственно после его ознакомления с материалами дела. Остальные участники процесса знакомятся с делом с учетом внесенных изменений.

9. Материалы уголовного дела могут быть доработаны путем изменения состава участников (увеличение или уменьшение количества подсудимых, потерпевших, свидетелей), реконструкции системы доказательств (изменение или уточнение предмета показаний подсудимых, потерпевших, свидетелей, заключения эксперта, показаний эксперта, данных, содержащихся в документах, вещественных доказательствах).

Инициатива такой доработки материалов дела может исходить от любого участника деловой игры. Решение об изменении состава участников или реконструкции системы доказательств принимается только после его согласования между всеми участниками процесса, выступающими как со стороны обвинения, так и со стороны защиты и последующего согласия на то преподавателя – руководителя деловой игры. При не достижении согласия между сторонами окончательное решение о доработке материалов дела или отказе от нее принимает преподаватель – руководитель деловой игры.

10. После окончательной доработки материалов уголовного дела студент, осуществляющий роль государственного обвинителя, составляет новое обвинительное заключение с учетом всех тех изменений, которые были внесены в уголовное дело. С составленного обвинительного заключения делается необходимое количество копий, которые получают все основные участники учебного судебного заседания.

11. Студент, осуществляющий роль председательствующего судьи, составляет сценарий судебного разбирательства. В сценарии должна быть отражена последовательность процессуальных действий участников судебного заседания на каждом этапе судебного разбирательства. Для повышения зрелищности и учебной значимости деловой игры студенты должны запланировать проблемную ситуацию, которая может возникнуть в суде: заявление об отводе участника судебного заседания (судьи, секретаря судебного заседания, государственного обвинителя и т.д.), неявка в суд кого-либо из участников судебного разбирательства, заявление ходатайства стороной (о возможности вести аудиозапись, о признании доказательства недопустимым и т.п.), разрешение судьей просьбы прессы о ведении кино-, фотосъемки и т.д.

12. Сценарий должен быть согласован с преподавателем – руководителем деловой игры.

13. Участники деловой игры, которым предстоят выступления в прениях (государственный обвинитель, защитник, потерпевший, адвокат – представитель потерпевшего) представляют преподавателю – руководителю деловой игры тексты или развернутые тезисы своих речей. В случае необходимости содержание речей разных участников прений согласовывается между собой. Все выступления участников прений сторон представляются для ознакомления студенту, осуществляющему роль председательствующего судьи.

14. Студент, осуществляющий роль председательствующего судьи, готовит и представляет для согласования с преподавателем – руководителем деловой игры проект приговора суда, основанный на обвинительном заключении, материалах уголовного дела и текстах или тезисах предстоящих выступлений участников судебного заседания в прениях сторон, а также проекты иных процессуальных решений суда (постановления об удовлетворении / отказе в удовлетворении ходатайств). Тексты судебных актов дорабатываются с учетом пожеланий преподавателя.

III . Демонстрационный этап деловой игры

«судебное заседание по уголовному делу»

1. На демонстрационном этапе осуществляется непосредственное проведение судебного заседания по уголовному делу.

2. Учебная аудитория оформляется как зал судебного заседания путем расстановки мебели, вывешивания государственной символики.

3. В ходе проведения деловой игры «Судебное заседание по уголовному делу» возможен 10–минутным перерыв по мере необходимости.

4. Во время проведения учебного судебного заседания за поддержание дисциплины в зале отвечает студент, осуществляющий роль председательствующего судьи, который может применить к ее нарушителям меры, предусмотренные процессуальным законом (предупреждение, удаление из зала заседания).

IV . Заключительный этап деловой игры

«судебное заседание по уголовному делу»

1. Непосредственно после окончания деловой игры преподаватель дает общую оценку учебному судебному заседанию с точки зрения его соответствия требованиям процессуального закона, отмечают особо отличившихся его участников, обращает внимание как на положительные моменты, так и основные недостатки в организации и проведении деловой игры.

2. Критерии оценки хода и результатов деловой игры:

а) предметные знания студентов;

б) навыки выполнения профессиональных действий, степень готовности студентов к реальной профессиональной деятельности;

в) качество работы студентов (как с точки зрения содержания деятельности - соответствие требованиям уголовно-процессуального закона, так и формы - зрелищность, актерское мастерство);

г) наличие внутригрупповой сплоченности, психологического контакта, организованность коллектива группы.

3. Этапы обсуждения:

Участники деловой игры высказывают свое мнение о форме и содержании проведенного учебного судебного заседания (с анализом собственных действий и действий других участников);

Высказываются студенты, пожелавшие дать оценку деловой игре;

Оценка деловой игры преподавателями;

Участники высказывают возражения и замечания по оценке деловой игры преподавателями, а также предложения и пожелания по улучшению организации и руководству деловой игры в будущем.

4. По результатам подведения итогов деловой игры, преподаватель – руководитель деловой игры предлагает студентам оформить высказанные замечания и возражения в надлежащей процессуальной форме: кассационная жалоба (представление); принесение замечаний на протокол судебного заседания и т.п.

5. Оформительская группа по результатам проведения учебного судебного заседания должна оформить стенд, отражающий основные этапы проведения деловой игры. Стенд вывешивается рядом с кафедрой уголовного права для всеобщего ознакомления.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

«СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ»

Цель урока: В ходе деловой игры урока-суда изучить проблему компьютерных вирусов, методы защиты информации и борьбы с компьютерными вирусами, познакомиться со статьями Уголовного Кодекса о несении уголовной ответственности за совершение компьютерного преступления.

Организация места проведения урока: Повесить перед уроком на дверь кабинета вывеску «Зал судебных заседаний» и «Тихо! Идет судебный процесс над гражданином Хакером». Организовать места для Судьи, Прокурора, Защиты, Подсудимого (оформить эти места при помощи табличек). На рабочие места слушателей положить планы-протоколы судебного заседания. Заранее определить роли и раздать их, предварительно повторив материал предыдущего урока по теме «Организация уголовного процесса»

Ход урока

Ответственный секретарь: Встать! Суд идет! Прошу всех сесть. Ввести подсудимого гражданина Хакера. (Хакер входит в сопровождении вирусов: "Троянский конь", "Бомба", "Червь"). Государственного обвинителя и защитников прошу занять свои места. Всех присутствующих прошу записывать ход судебного заседания в виде конспекта по предложенному протоколу. В конце заседания протоколы надо сдать для принятия объективного решения по слушаемому делу. Начинаем судебное заседание. Слово имеет коллегия из трех судей (фамилия, имя, отчество учеников).

Судья1: Сегодня в этом зале вершится суд над подсудимым гражданином Хакером, уроженцем города Ликино-Дулевчо. Гражданин Хакер, по преступной халатности родителей получивший в свое пользование персональный компьютер, подключенный к сети Internet (где у него есть свой сайт), приобретя некоторые навыки в программировании и в области компьютерной технологии, обвиняется: 1)В создании вредоносных программ, то есть компьютерных вирусов; 2) В распространении этих программ через свой сайт в Internet; 3) "Заражении" персональных компьютеров честных пользователей.

Суду необходимо:

    Понять состав преступления, заслушав прокурора.

    Подтвердить состав преступной деятельности гражданина Хакера показаниями свидетелей,

    Заслушать показания обвиняемого гражданина Хакера,

    Познакомиться с показаниями защитников обвиняемого.

    Принять справедливое решение.

Слово по составу преступления предоставляется прокурору отдела по борьбе с компьютерными преступлениями прокуратуры Славянского р-на Краснодарского края (Фамилия, имя, отчество ученика).

Прокурор: Прокуратура Славянского р-на Краснодарского края возбудила уголовное дело против гражданина Хакера.

Ответственный секретарь: Подсудимый! Встаньте!

Прокурор: Гражданин Хакер, используя личный персональный компьютер, освоив навыки программирования, создал вредоносные программы (так называемые компьютерные вирусы). Его компьютер был подключен к сети Internet, а сам гражданин Хакер, имея свой личный сайт, преступно распорядился этим сайтом, расположив на нем свои программы-вирусы и предложив доверчивым посетителям копировать эти файлы себе на свои персональные компьютеры. Тем самым он подверг "заражению" их персональные компьютеры и, следовательно, нанес им моральный и материальный ущерб. Прокуратурой доказано, что гражданин Хакер совершил преступление в сфере компьютерной информации. Компьютерное преступление это предусмотренное Уголовным Кодексом виновное нарушение чужих прав и интересов в отношении автоматизированных систем обработки данных, совершенное во вред подлежащим правовой охране правам и интересам физических и юридических лиц, общества и государства (личным правам и неприкосновенности частной сферы, имущественным правам и интересам, общественной и государственной безопасности и конституционному строю). Его действия подлежат уголовной ответственности по статье №273 Уголовного Кодекса Российской Федерации: (создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ). Уголовный Кодекс предусматривает ответственность за создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ или их сети, а равно использование таких программ или магнитных носителей с такими программами. Непосредственным объектом этого преступления является право владельца компьютерной системы на неприкосновенность информации (программного обеспечения). Гражданина Хакера необходимо строго наказать в соответствии с Уголовным Кодексом. К такому выводу пришла прокуратура Славянского района Краснодарского края.

Судья: Суд выслушал обвинения, выдвинутые в адрес гражданина Хакера отделом по борьбе с компьютерными преступлениями прокуратуры Славянского района Краснодарского края.

Суд приступает к слушанию свидетельских показаний. Слово имеет свидетель Программист (фамилия, имя, отчество ученика).

Свидетель Программист: Мне довольно часто приходится сталкиваться в своей работе с компьютерными вирусами, созданными такими вот хакерами. Объясню это на примере, чтобы было ясно суду. Если заменить организм – персональным компьютером, а клетки – программами, то можно провести аналогию между биологией и информатикой. Компьютерные вирусы не изобретают ничего нового. Попадая вместе с зараженной программой в организм – персональный компьютер, вирус перехватывает контроль над его управлением, и, используя его же материальные запасы (память) и энергию, начинает неограниченно размножаться, уничтожая "хозяина" и угрожая другим "клеткам". Первые программы вирусы появились, как развлечение. С помощью органов печати они стали широко известны всем желающим. ЭВМ, еще не умея думать, научились болеть. С личных дисков пользователей и программистов вирусы попадают в информационную сеть, заражают сотни персональных компьютеров. Посмотрите на окружение Хакера. (“Вирусы”, когда их называют, поочередно поднимаются). "Червь" компьютерный вирус, самостоятельно внедряющийся в другие программы, вызывая различные побочные явления. Небольшая программа, способная независимо существовать и распространяться. "Троянский конь" нормальная по внешнему виду программа, несущая в себе защитный блок, вызывающий неприятные последствия в случае неоговоренных в контракте действий пользователя. Как правило, применяется многими компаниями для защиты авторских прав и начинает работать после нескольких копирований основной программы без особого сигнала – пароля. "Бомба" – разновидность "Троянского коня", рассчитанная на уничтожение базы данных. Классическим примером является "RCKVIDEO", синтезирующая на мониторе персонального компьютера портрет рок-звезды Мадонны и одновременно стирающая с жесткого диска большую часть информации. Имеется еще одна разновидность "Бомбы" – "Мина замедленного действия" – она начинает работать по разрушению лишь после того, как заразит несколько системных файлов. Я, программист, вместо того, чтобы тратить свое драгоценное время на создание новых программ, бьюсь над тем, чтобы в мой компьютер не попали вирусы. Устанавливаю антивирусные программы, ежедневно копирую информацию, и все же нет-нет, да и появится у меня новый вирус, созданный такими вот хакерами. Прощу суд осудить его по всей строгости закона.

Судья: Слово имеет свидетель Пользователь персонального компьютера (фамилия, имя, отчество ученика).

Свидетель Пользователь : Случилось мне получить вирус с дискетой. Это оказался вирус, заражающий запускные файлы. Я взял у друга дискету с игрой, вставил в свой персональный компьютер, скопировал игру и начал играть. После этого в течение нескольких дней работы на персональном компьютере видимых изменений не произошло. Но вот наступила пятница 13, и мой компьютер оказался заблокирован. А мне срочно надо было печатать реферат. Пришлось обратиться за помощью к специалистам. Ко мне пришел программист. После антивирусной проверки он обнаружил на моем компьютере вирус под названием "Пятница, тринадцатое" и посоветовал мне срочно сообщить всем моим друзьям о найденном вирусе. Мне пришлось целый день обзванивать своих знакомых, копировать информацию на проверенные дискеты и так далее вместо того, чтобы просто сидеть за компьютером и набирать текст реферата. А теперь мне приходится еще тратить время на антивирусную проверку, резервное копирование информации и еще нести денежные расходы на покупку лицензионных антивирусных программ. Прошу суд строго наказать виновника всех моих бед!

Судья: Слово имеет свидетель Данилов Игорь Анатольевич, создатель антивирусной программы-полифага "DrWeb".

Ученик, исполняющий роль Свидетеля Данилова И.А.: Я начал заниматься антивирусами почти случайно. Как-то купил книгу Безрукова Н.Н. "Компьютерная вирусология". Придя домой, начал ее читать и до такой степени увлекся, что зачитался до глубокой ночи. Поутру, проснувшись, понял, как на самом деле нужно бороться с вирусами, и тут же решил создать свой собственный антивирус. Программа-полифаг " DrWeb " появилась как нельзя кстати, так как в нашу страну ринулись полиморфные вирусы. Сейчас в мире существует более 50000 компьютерных вирусов. Откуда же они берутся? В отличие от биологических компьютерные вирусы создает человек. Написать работающий вирус не составляет особого труда. Однако, кто бы ни писал вирусы, их "произведения" приносят массу вреда пользователям персональных компьютеров. Они могут вызвать сбои в работе машины или даже полную потерю данных на жестком диске. Для понимания способа заражения и антивирусной зашиты огромное число вирусов достаточно разбить на несколько обобщенных групп: вирусы, заражающие загрузочные секторы (загрузочные вирусы); файловые вирусы, поражающие исполняемые файлы, в том числе с расширением.bat, .com, еxe, .sys и некоторые другие; комбинированные вирусы.

Заражение жесткого диска загрузочными вирусами происходит при загрузке персонального компьютера с дискеты, содержащей вирус. Заражение может произойти и случайно, если, например, вы забыли вынуть дискету из дисковода А: и перезагрузили компьютер, Причем, эта дискета может и не быть системной. Заразить дискету можно еще проще. На нее вирус может попасть, если вы вставили дискету в дисковод зараженного, компьютера и, например, прочитали ее оглавление. Файловые вирусы заражают компьютер” если вы запустите на своей машине программу, уже содержащую вирус. В этом случае возможно заражение других исполняемых файлов. Говоря о классификации вирусов, нельзя не упомянуть о маскирующихся вирусах, получивших название стелс-вирусах (вирусы-мутанты). Авторы этих "творений" применяют весьма разнообразные способы маскировки, начиная от простейшего – перехват более 20 функций ОС (FrodoА096) и кончая маскировкой на уровне дискового драйвера (Dir – II) или даже на уровне жесткого диска (вирус Strange). Вирусы-мутанты содержат в себе алгоритм шифровки-расшифровки благодаря которому два экземпляра одного и того же вируса, заразившие два файла, не имеют ни одной общей повторяющейся цепочки байт, например, вирусы Phantion-1, Natas, One Half. Проблема поиска и удаления этих двух классов вирусов заставляет, "вирусологов" отходить от классических антивирусов и искать новые методы борьбы, реализованные в программах антивирусного полифага "Doctor Web". Многие вирусы умеют переживать "мягкую" перезагрузку при помощи клавиш Alt, Control, Delete и продолжают оставаться в памяти персонального компьютера. Обнаружены коварные вирусы, способные выполнять загрузку операционной системы с дискеты под своим управлением. Эти вирусы изменяют содержимое SMOS– памяти, отключая дисководы для гибких дисков, Наша организация А/О "Диалог-Наука" работает над созданием антивирусных программ, но, хотя мы уже создали различные программы для защиты персональных компьютеров, такие вот хакеры доставляют много хлопот и нам, и пользователям, и программистам. Прошу суд строго наказать виновника всех наших бед гражданина Хакера Йогурта и посадить рядом с ним на скамью подсудимых издателей, печатающих и распространяющих информацию о компьютерных вирусах.

Судья: Кто желает еще засвидетельствовать о преступной деятельности гражданина Хакера? Нет желающих? Суд заслушал все свидетельские показания. Подсудимый! Вы признаете свою виновность в содеянном?

Подсудимый Хакер: Мои родители подарили мне персональный компьютер на день рождения. Научившись программировать на BASICe, я решил продолжить свое образование, пошел на рынок и купил там, совершенно случайно, "Компьютерную виросологию", и увлекся созданием своих программ. Мне было очень интересно посмотреть, что получится, если сделать то или иное изменение в своих программах. Как-то случайно получилось, что я создал свою первую программу-вирус. Так как мои родители подключили персональный компьютер в сеть INTERNET, то мне удалось связаться с такими же ребятами, как и я. Мы обменялись своими программами, а потом я решил размножить свои программы в сети для всех желающих. Ведь я не жадный и еще, ведь я не знал об уголовной ответственности за свои поступки. Я хотел, чтобы всем было хорошо. После того, как я поместил свои вирусы на мой сайт, посетителей заметно прибавилось, значит, им было интересно, раз они копировали мои программы на свои компьютеры. Очень прошу суд учесть мое чистосердечное раскаяние в содеянном и, смягчив мне приговор, дать возможность искупить свою вину. Я больше не буду делать программы-вирусы. (Плачет)

Защитник (ученик, исполняющий роль Фон-Неймана) : Зашита просит слова!

Судья : Слово представляется защитнику – выдающемуся ученому XX века математику, физику, экономисту, кибернетику, лингвисту, создателю основных принципов построения компьютера, получивших в дальнейшем название "фон-неймановская архитектура ЭВМ" – Джону Фон-Нейману.

Джон Фон-Нейман: В своих исследованиях по созданию структуры персональных компьютеров я коснулся и теоретического обоснования возможности появления искусственного интеллекта и компьютерных вирусов. В 1949 году меня заинтересовала проблема роста интеллектуальной мощности и развития вычислительной техники. В том числе и возможность саморазмножения компьютеров или отдельных команд. Скажем, из-за какой-либо невероятнейшей ошибки или сбоя программы компьютер в процессе работы формирует некую команду, способную уничтожать другие программы, оставаясь при этом невредимой, а потом из-за другой системной ошибки она приобретает способность к саморазмножению. Вероятность возникновения подобной ошибки, по моим подсчетам, отлична от нуля, особенно с усложнением ЭВМ, но, как я понял, на современном уровне развития, вычислительной техники это практически невозможно. Теоретическое построение, что "вирусы – продукт развития самого компьютера" было всего лишь игрой ума. У настоящего компьютерною вируса должны быть вполне человеческие родители. Компьютерные вирусы появляются лишь с помощью человека. И один из них – наш замечательный гражданин Хакер. Я горжусь такими людьми, ведь своим пытливым умом они продолжают мое дело по созданию искусственного интеллекта. Я считаю, что Хакера следует оправдать и прошу суд смягчить ему наказание.

Судья : Слово предоставляется следующему защитнику – Представителю Общества хакеров (фамилия, имя, отчество ученика).

Представитель Общества Хакеров: Слово Hacker (хакер) в переводе с английского языка означает:

    Программист, которому изучение тонких и неочевидных возможностей системы доставляет огромное удовольствие, в отличие от большинства программистов, которые в своей работе обходятся минимально необходимыми знаниями,

    Программист-фанатик или просто программист, которому практическое программирование доставляет несравненно большее удовольствие, нежели теоретизирование на околокомпьютерные темы.

    Человек, способный понять и оценить работу хакера (зачастую, абсолютно бесполезную с точки здравого смысла).

    Программист, умеющий работать очень быстро Специалист по компьютерной системе (задаче) или программист, часто использующий эту систему (задачу) в своей работе, например, Unix-Hacker.

    Эксперт или фанат в любой области, например, астрономии.

    Человек, которому решение сложных задач доставляет огромное удовольствие; тот, кто любит действовать в обход общепринятых правил.

    Человек, готовый всюду совать свой нос в поисках защищенной информации (парольный хакер).

Место рождения хакеров – Массачусетский технологический институт (МТИ). В начале так называли не в меру проказничающих студентов, а позднее некоторых членов клуба любителей моделей железной дороги, В клубе было две секции. В первой занимались внешним оформлением макета дороги, а во второй строили хитроумную электрическую схему, с помощью которой обеспечивалось движение этой дороге. Они составили свой словарь, им нравилось наблюдать, как изменение одной части цепи влияло на все остальное. Они назвали проект, не имеющий практического значения, "хак" (забава). Ну, а все, кто им занимался, стали хакерами. Летом 1958 года у них появилась машина ТХ-0 на транзисторах, и все переменилось! Получив разрешение на использование машины, когда она была свободна, хакеры стали делать удивительные для того времени программы. Машина исполняла музыку Баха, очень быстро преобразовывала арабские числа в римские, а один профессор (тоже хакер) создал прототип компьютерной игры. Кстати, Билл Гейтс, будучи еще учеником средней школы, вступил в сообщество хакеров, увлекся программированием, созданием персональных компьютеров, а впоследствии стал главой фирмы Microsoft. Когда парк машин расширился, хакеры стали создавать настоящие компьютерные игры, ставшие всеобщим достоянием. Хакеры полагали, что все, ими созданное, должно быть достоянием всех других хакеров и не только. В начале 60-х годов три молодых программиста Дуглас Макилрой, Виктор Высопки и Роберт Моррис придумали для себя игру "Darvm", в которой по закону естественного отбора выживал сильнейший. Была создана система команд, использующих в качестве базы данных все остальные программы из оперативной памяти компьютера. В итоге она превратилась в поле битвы между программами, стремящимися во чтобы то ни стало стереть или испортить код своего противника. Со временем она усложнилась и стала называться "Стержневая война”, потому что в то время оперативная намять компьютера состояла из ферритовых стержней. Однако, из-за отсутствия рынка персональных машин эти игры распространения не получили. В дальнейшем, известность программ такого характера доставляет журнал "Sеientific American". В 1984 году Дьюдни, ведущий колонку "Занимательный компьютер" дает описание игры "Сорняк", якобы написанной обиженным программистом. С этого момента начинается повальное увлечение созданием хакерских программ. Я считаю, что, на основании вышеизложенного, гражданин Хакер Йогурт достоин своего звания "хакер" и его следует оправдать.

Судья: Суд над гражданином Хакером выслушал все показания Прокурора, Свидетелей, Подсудимого и Защиты. Для принятия объективного решения Присяжным заседателям сдать протоколы. (Суд удаляется для принятия решения и вынесения приговора).

Ответственный секретарь: Внимание! В зале судебных заседаний работают журналисты Тайшетского радио и телевидения. Они хотят побеседовать с участниками сегодняшнего заседания для подготовки своих передач. Журналисты! Пожалуйста, вы можете приступить к работе.

Первым журналист: (фамилия, имя, отчество, студия ТВС): Представтесь, пожалуйста! Говорите в микрофон! 1) Какое впечатление произвел на Вас Подсудимый?

2) (Вопрос "Ученице") Вы за то, чтобы осудить этого гражданина Хакера Йогурта?

Ученица: Я считаю, что проблема хакерства в наши дни занимает особое место. Каких только вирусов они не создали! Они распространяются по электронной почте при помощи почтовой программы "MS OutLook, используя весьма изощренный механизм проникновения на компьютеры пользователей. Сначала на ПК приходит электронное письмо, содержащее скрипт-программу, которая автоматически запускает дополнительное окно Internet Explorer и показывает хакерский Web– сайт. Этот сайт содержит другую скрипт-программу, которая открывает документ Word, находящийся в этом же сайте. В этом документе содержится макровирус, который незаметно отключает встроенную защиту от макровируса в MS Word, так что пользователь не получает предупреждения о наличии в документе макровирусов. После этого червь получает доступ к "MS OutLook", считывает из адресной книги адреса, электронной почты и рассылает по ним электронное письмо. Например “червь Davinia” имеет опасное деструктивное действие. Червь уничтожает файлы на всех обнаруженных дисках, записывая на их место файл, при запуске которого выводится следующее сообщение: "На сегодня служба технической поддержки "Лаборатория Касперского" не получила ни одного сообщения об обнаружении "Davinia" в "диком виде". Web-сайт, использовавшийся для внедрения вредоносного кода на компьютеры пользователей был закрыт практически сразу после его обнаружения. Поэтому, я за то, чтобы Хакера Йогурта осудили по всей строгости закона.

Второй журналист: (имя, фамилия, отчество, студия Арго).

1. Как Вы оцениваете работу Судьи, Прокурора, Защиты?

2. ("Молодому" хакеру) Вы хотели бы, чтобы с Хакера Йогурта, было снято обвинение и почему?

Молодой” хакер: Я за то, чтобы с Йогурта были сняты все обвинения и его оправдали! Потому, что не всегда хакеры создают только вредные вирусы. Часто за компьютерные вирусы принимаются безобидные розыгрыши, например, послания, требующие как можно скорее разослать предупреждение о новой, якобы весьма опасной заразе! Ведь частенько напуганные пользователи именно так и поступают! Вот, например, недавно появился так называемый "Уцененный вирус", известный также под названием "Вирус для честных". Тем, кто встречался с этим экземпляром, по электронной почте приходил прикол: "Только, что данный компьютер был инфицирован "Уцененным вирусом". По причине бюджетных сокращений мы вынуждены были распустить штат наших программистов. Поэтому мы рассчитываем, что Вы поступите так, как требуют в подобных делах правила чести. Пожалуйста, сотрите сами все файлы на Вашем жестком диске, а затем разошлите данное послание по 50 -ти записям в Вашей адресной книге". В том, что легковерные пользователи сами уничтожают свою информацию, ничего предосудительною нет. Сами виноваты! И, поэтому, повторяю, Хакер Йогурт не виновен и его следует оправдать.

Ответственный секретарь: Встать! Суд идет! (Входит Судья.)

Судья: Прошу всех сесть. Суд, состоявшийся в МОКИТЭУ над гражданином Хакером, принял следующее решение: __________________(зачитывает решения на все поставленные в начале заседания вопросы и выносит вердикт).

Ответственный секретарь: Внимание! Журналисты сообщили, что готов вариант радиопередачи, и предлагают ее прослушать. Пожалуйста, вам слово!

Журналист: Внимание! Сегодня в школе состоялось выездное заседание Орехово-Зуевского городского суда. Прошел процесс по делу гражданина Хакера. Учитывая все смягчающие обстоятельства, суд принял решение: "______________________________!",

Сторона обвинения располагается справа от судейского места, защиты - слева. Участники процесса садятся ближе к сцене.

Входит секретарь судебного заседания.

Секретарь : Встать, суд идет!

Входят судьи.

Председательствующий : – Прошу садиться.

Объявляется к слушанию дело по обвинению, Громова Романа Витальевича в совершении преступления, предусмотренного _________УК РФ.

Секретар ь, доложите о явке участников судебного разбирательства.

Секретарь : – В судебное заседание явились:

Подсудимый : Громов Роман Витальевич,

Защитник: Мишухин Алексей Сергеевич

Прокурор :Бурцева Анастасия Владимировна,

Потерпевшая:Кузовлева Юлия,

свидетели:__________________________________________________________________

эксперт : Жупанова Алина

Явились все.

Председательствующий: – Судебной процедурой предусмотрено, что свидетели не могут находиться в зале судебного заседания до тех пор, пока они не будут допрошены. Напоминаю свидетелям о том, что до вызова их в зал судебного заседания они не должны общаться и обсуждать какие-либо обстоятельства и детали данного дела, ни между собой, ни с кем-либо еще.

Прошу всех свидетелей покинуть зал и не уходить за пределы суда.

Председательствующий : – Подсудимый Громов, встаньте.

Назовите свои фамилию, имя, отчество,

Год, месяц, день и место Вашего рождения,

Владеете ли Вы языком, на котором ведется судопроизводство

Укажите свое место жительства, место работы, род занятий и образование.

Ответ Громова

(Судья сверяет анкетные данные и место проживания с паспортом, иные сведения - с соответствующими документами).

Подсудимый Громов, получили ли Вы копию обвинительного заключения, а если да, то когда именно?

Ответ Громова

Председательствующий : – Прошу встать подсудимый.

Объявляется состав суда и участников судебного процесса: председательствующий Ковальчук Антон Павлович

Государственное обвинение представляет прокурор г. Москвы Бурцева Анастасия Владимировна.

Защиту подсудимого Громова осуществляет адвокат юридической консультации № 28 г. Москвы Мишухин Алексей Сергеевич.

Протокол судебного заседания ведет секретарь суда Тарасов Михаил Олегович.

В судебном заседании участвует также эксперт Жупанова Алина.

Председательствующий: Разъясняю подсудимому и всем участникам процесса, что вы имеете право заявить отводы суду в целом или кому-либо из судей отдельно, а также государственному обвинителю, защитникам, адвокату – представителю потерпевшего, секретарю и эксперту.

Основаниями для отводов являются сведения о том, что данные лица лично прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела. Кроме того, от-вод эксперту может быть заявлен, если у кого-либо из вас есть основания сомневаться в его компетентности.

В соответствии с законом вы можете заявить отвод в ходе дальнейшего судебного разбирательства. Однако это будет возможно только в том случае, если основания для отвода в настоящий момент вам не известны.

Подсудимый Громов, понятно ли Вам ваше право заявлять отводы?

Ответ Громова

Потерпевшая Кузовлева, понятно ли Вам ваше право заявлять отводы?

Ответ Кузовлевой.

Подсудимый, Вы сказали, что право заявлять отводы вам понятно. Скажите, есть ли у Вас сомнения, что кто-либо из представленных Вам участников процесса будет недостаточно объективен и беспристрастен или обладает недостаточной квалификацией?

Ответ Громова.

Председательствующий : – Подсудимые Ветров. Суд разъясняет вам ваши процессуальные права. На судебном заседании вы имеете право:

на защиту. Это означает, что вы можете защищаться как самостоятельно, так и с помощью своего защитника. вы можете отказаться от выбранного вами защитника в любой момент судебного разбирательства;

знать, в чем вас обвиняют;

дать свои объяснения по существу предъявленного обвинения;

представлять суду какие-либо доказательства и участвовать в исследовании всех других доказательств, которые будут рассматриваться судом. Это означает, что вы можете, в частности, задавать вопросы друг другу, потерпевшему Смирнову, свидетелям, потерпевшим, эксперту, а также просить суд огласить какие-либо документы, имеющиеся в деле;

обжаловать в кассационную инстанцию любые действия суда, которые вы сочтете незаконными или несправедливыми;

заявлять отводы, если в ходе судебного разбирательства вам ста-нет известно о наличии для них оснований;

выступить в судебных прениях, если вы откажитесь от услуг вашего защитника;

на последнее слово;

обжаловать приговор суда.

ст. 51 Конституции РФ "никто не обязан свидетельствовать про-тив себя самого, своего супруга и близких родственников". Тем самым вы можете давать показания по существу предъявленного вам обвинения или отказаться от дачи показаний. ваш выбор не будет влиять на решение суда о вашей виновности или невиновности и на возможность воспользоваться всеми разъясненными вам правами.

Если что-то из разъяснений прав осталось вам непонятным, вы можете задать вопросы.

Подсудимый Громов, понятны ли Вам ваши права?

Председательствующий:

Потерпевшая Кузовлева, встаньте. Суд разъясняет Вам ваши пра-ва на судебном заседании. Вы имеете право:

представлять суду какие-либо доказательства и участвовать в исследовании всех других доказательств, которые будут рассмат-риваться судом. Это означает, что вы можете, в частности, задавать вопросы подсудимым, свидетелям, потерпевшим, эксперту, а также просить суд огласить какие-либо документы, имеющиеся в деле;

заявлять различные ходатайства, относящиеся к исследованию доказательств, например о вызове новых свидетелей, об истребовании каких-либо документов и т.д.;

обжаловать в кассационную инстанцию любые действия суда, ко-торые вы сочтете незаконными или несправедливыми;

заявлять отводы, если в ходе судебного разбирательства Вам станет известно о наличии для них оснований;

выступить в судебных прениях;

обжаловать приговор суда.

ст. 51 Конституции РФ “никто не обязан свидетельствовать про-тив себя самого, своего супруга и близких родственников”. Тем самым Вы имеете возможность отказаться отвечать на вопросы, направленные на изобличение Вас или Ваших близких родственников в причастности к совершению преступления. В остальной части Ваши показания должны быть правдивыми, и Вы не вправе отказаться от дачи таких показаний.

Если что-то из разъяснений прав осталось вам непонятным, вы можете задать вопросы. Потерпевшая Кузовлева, понятны ли вам ваши права?

Ответ Кузовлевой.

Председательствующий :

Эксперт Жупанова, встаньте.

Назовите свои фамилию, имя, отчество.

Год, месяц, день и место Вашего рождения.

укажите свое место жительства, образование

Ответ Жупановой.

Ваши документы.

(Судья сверяет анкетные данные и место проживания с паспортом).

Эксперт Жупанова, на судебном заседании Вы имеете следующие права:

знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

заявлять ходатайства о представлении вам дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

присутствовать при проведении всех следственных и судебных действий, проводимых в ходе судебного следствия и задавить допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы.

Особо хочу отметить, что Вы обязаны дать объективное заключение по поставленным перед вами вопросам. В случае дачи Вами заведомо ложного заключения, вы будете привлечены к уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Эксперт Жупанова, понятны ли Вам ваши права и обязанности?

Ответ

Распишитесь о том, что Вы предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение.

Эксперт подходит к секретарю судебного заседания и росписью удостоверяет факт предупреждения его об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ .

Председательствующий (обращаясь ко всем присутствующим):

Разъясняю всем присутствующим необходимость соблюдать порядок судебного заседания. Участникам процесса следует быть корректными, воздерживаться от постановки наводящих и повторных вопросов. Публике напоминаю о необходимости соблюдать тишину, реплики и замечания с мест во время судебного заседания не допускаются. Отмечу, что каждый, кто в судебном заседании обращается к суду, должен вставать. Обращаться к суду следует “Уважаемый суд”, а к судье – “Ваша честь”.

Суд приступает к разрешению ходатайств.

Государственный обвинитель Бурцева, имеются ли у Вас ходатайства?

Ответ Бурцевой.

Аналогичным образом опрашиваются другие участники процесса в следующем порядке:

Адвокат – представитель потерпевшего, потерпевший, подсудимые, защитники.

Если заявлено ходатайство, то Председательствующий объявляет:

Обсудим заявленное ходатайство.

Прокурор Бурцева, ваше мнение?

Ответ Бурцевой

Аналогичным образом опрашиваются другие участники процесса: адвокат – представитель потерпевшего, потерпевший, подсудимые, защитники.

Суд, совещаясь на месте, определил: заявленное ходатайство подсудимого (защитника и т.д.) удовлетворить /не удовлетворить.

Далее суд указывает на то, в чем выражается удовлетворение ходатайства (приобщить к материалам дела характеристику, допросить лицо в качестве свидетеля и т.д.). Если ходатайство не удовлетворено, суд должен указать мотивы.

Председательствующий:

Объявляю подготовительную часть судебного разбирательства оконченной. Суд переходит к судебному следствию.