Авторское право на фотографию мифы. Защита прав на изображение

Не секрет, что в инфобизнесе часто нужно создавать какие-то графические элементы. Это и баннеры и 3D-коробки мини-курсов и обложки для DVD, различные кнопки, а иногда и дизайны сайтов.

При этом часто получается так, что мы должны задействовать в своей работе какие-то фотоснимки не собственного авторства.

И проблема здесь в том, что любой фотоснимок — это чья-то работа, чья-то собственность и по сути — это объект авторского права.

Поэтому, если просто найти в Интернете подходящую картинку и использовать ее в своем проекте, то можно нарваться на санкции со стороны правообладателя.

Я уже несколько раз наблюдал такие истории, и недавно даже сам стал участником подобного дела.

Началось все с того, что я заказал дизайнеру обложку для одного из курсов.

Он ее сделал, я ее утвердил, подготовил тираж и курс был успешно запущен в продажу.

Через некоторое время я получил письмо от автора фотографии, которую дизайнер задействовал в обложке. Автор интересовался, где мы взяли эту фотографию, потому что по ней у него уже давно не было продаж (многие фотографы продают фотографии на фотостоках, о них вы узнаете дальше).

Первым делом я написал дизайнеру, и оказалось, что он на самом деле не приобретал указанный снимок, а просто взял его на первом попавшемся пиратском сайте с клипартами.

Для меня этот момент стал неприятным сюрпризом, потому что мне казалось, что все профессиональные дизайнеры работают только с лицензионным контентом. У меня даже в мыслях не было спрашивать его о происхождении фотографий, использованных в обложке.

В итоге ситуацию удалось разрешить быстро и без больших потерь, но урок в тот день, я получил хороший.

С того времени я стараюсь использовать только два вида изображений в своих проектах:

1. Изображения из бесплатных фотобанков, где четко прописано, что картинки распространяются по лицензии, которая дает право использовать их в своих работах.

Пример таких фотобанков:

Чтобы получить возможность скачивать изображения с таких фотобанков, там обычно нужно зарегистрироваться.

2. Изображения из платных фотобанков, где обычно сосредоточены все самые качественные фотоснимки и права на использование каждой фотографии можно купить.

Примеры таких фотобанков:

Сам я использую в основном shutterstock.com

Процесс работы там простой. Регистрируетесь, оплачиваете пакет, например, из 20 картинок, которые вы сможете затем скачивать в течение года в любое время. Затем, когда у вас появляется необходимость в качественной фотографии, вы заходите на сайт, через поиск выбираете нужную фотографию и скачиваете ее в нужном размере. С вашего пакета списывается один пункт и в нем остается 19 штук.

Пример:

То же самое, кстати, относится и к иконкам. Для поиска иконок я советую вам использовать сервис iconfinder.com . Для каждой найденной через поиск иконки там можно увидеть по какой лицензии данная иконка распространяется.

Часто, публикуя свои фотографии, люди не знают всех принадлежащих им прав. Разобраться в вопросе защиты авторских прав мы сейчас и попробуем.

Согласно действующему законодательству, авторские права на фотографии принадлежат фотографу, он априори является автором и имеет все соответствующие права. Авторские права на фотографию подразделяются на две группы – имущественные и личные права. К личным авторским правам фотографа относят следующие: право авторства, право на имя, право на обнародование и на защиту репутации. Право авторства распространяется не только на саму фотографию, но и на ее отдельные детали. Присвоение права авторства считается гражданским правонарушением, а в некоторых ситуациях – даже уголовным преступлением, и преследуется законом. Право подписать фотографию своим именем или псевдонимом, либо анонимно выпускать ее в свет входит в понятие права на имя.

Авторским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые имиджи, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются «на правах оригинала». Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, уничтожающие негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их стоимость, из-за невозможности создания дополнительных копий, становится очень высокой.

В понятие права на обнародование фотографии входит право фотографа разрешить или отказаться довести фотографию до общественности. Этим правом можно воспользоваться один раз. Если, по каким либо причинам, фотограф решил отозвать свою фотографию после обнародования – он может воспользоваться правом на отзыв. После отзыва, эта фотография не должна использоваться и упоминаться как работа фотографа. Право на защиту репутации автора включает защиту фотографии от изменения: кадрирования, добавление или урезку отдельных деталей, изменения цветового решения фотографии и т.д. Такие изменения проводятся только с согласия самого автора.

К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через воспроизведение и распространение, а также публичный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии, ввоз фотографии на территорию страны. К имущественным также относится право на изменение фотографии, т.е. на ее переработку. Из этих имущественных прав существует отрегулированные законом изъятия, в которых указанны те случаи, когда фотографию могут использоваться свободно, без согласия автора.

Любая часть оригинальной фотографии охраняется авторским правом. Причем неважно, сколь малой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.

Скажем, пожилой фотограф на склоне лет решил передать свою фототеку городскому архиву за определенное вознаграждение. В этом случае, после заключения договора между частным и юридическим лицом, происходит передача имущественных прав архиву. Теперь архив вправе распоряжаться полученной фототекой, используя снимки, скажем, для выставок и публикаций. Однако, при этом личные права фотографа должны соблюдаться: под снимками воспроизводится фамилия автора. Имущественные права закрепляют за фотографом (или иным владельцем исключительных авторских прав) право разрешать или запрещать использование фотографии. При этом использованием считается воспроизведение и распространение экземпляров фотографий, их публичный показ, в том числе по телевидению. Разрешение на использование фотографии дается в устной или письменной форме. Такое разрешение есть авторский договор, в соответствии с которым пользователь получает часть имущественных и авторских прав.

Авторские права фотографа возникают с момент создания фотографии и продолжают действовать на протяжении всей жизни автора, а также в течении 50 лет после его смерти. Однако, фотографии созданные до 1968 года или ранее, уже не подлежат охране авторским правом, так как изменилось действующее законодательство.

Если фотограф выполняет фотографию по служебному поручению, данному организацией работодателем, то такая фотография попадает в особый правовой режим и считается «служебной». Личные авторские права фотографа на эту фотографию полностью распространяются, но имущественные права переходят работодателям, на весь срок действия авторского права самого фотографа. Дополнительная плата за такую фотографию, кроме заработной платы, не предусматривается.

К «служебным» относятся только те фотографии, которые были сделаны по служебному поручению. Если работодателем установлены «нормы отработки», то фотографии, сделанные сверх этой нормы, «служебными» не считаются. В законодательстве предусматривается заключение договора между работодателем и фотографом. В договоре оговариваются авторские права фотографа на «служебные» фотографии. Содержание такого договора регулируется самим фотографом и работодателем. Подобный договор может заключаться не только с одним, отдельно взятым, фотографом, но и с коллективом фотографов. Если такого договора не заключали, то фотограф не имеет права использовать «служебные» фотографии в личных целях.

Старайтесь не передавать (даже заказчику) свои фотографии в формате RAW , а также иные исходные и рабочие файлы. Например, файл в формате Photoshopa (psd) может быть хорошим доказательством Вашей работы над фотографией.

Заносите в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить Вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес Вашего сайта или номер паспорта или др.).

На фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) размещайте на самой фотографии информацию об авторе . Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Иван Иванов, 2008). Не лишним будет дать ссылку на свой сайт, особенно если Вы публикуете фотографии под псевдонимом. Обратите внимание, что ст. 1271 Гражданского кодекса оповещает об исключительном праве (это имущественные права авторов), поэтому в случае, если Вы создаете фотографию по заказу и передаете все права заказчику (передаваться могут только имущественные права), то заказчик может обоснованно возражать против указания Вас в копирайте (в качестве правообладателя), а указать себя. Вы же можете настаивать на указании Вас в качестве автора (по закону у Вас есть такое право – ст. 1265 Гражданского кодекса), тогда вместо значка копирайта (©) Вы можете указать «Автор:». Ст.1300 Гражданского кодекса предусматривает конкретный размер компенсации за нарушение неимущественных прав (удаление информации об авторстве или правообладателе), а ведь нарушители почти всегда удаляют или обрезают информацию об авторе и/или знак копирайта.

Здесь же применимы и такие общие способы защиты авторских прав, как: распечатка фотографий в большом формате – экспертиза может определить примерное время печати, а соответственно – установить Ваш временной приоритет – приоритет обладания фотографией в определенный период времени; нотариальное удостоверение; запись файлов на одноразовый финализированный диск; «регистрация» авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами; публикация фотографий в периодических и/или иных изданиях и др.

Имущественные права автора могут быть переданы только на основании договора о передаче прав. Использование фотографий третьими лицами без договора является незаконным и подлежит ответственности. Так, статья 1301 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность правообладателю (изначально фотографу, если права на использование фотографий не переданы им другим лицам) требовать компенсации в случае нарушения его исключительного права в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. При этом согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ фотограф вправе требовать от нарушителя компенсацию за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуального деятельности (за каждое отдельное применение фотографии), либо за допущенное правонарушение в целом. Большое преимущество указания себя в качестве автора на фотографии заключается в том, что если кто-то использовал Вашу фотографию без Вашего разрешения, то по закону минимальная компенсация за такое нарушение авторских прав составит не 10 000, а 20 000 р. за одну (каждую) фотографию (хотя суд и не всегда рассматривает в качестве отдельного «случая» каждую фотографию)! Это значит, что фотограф может потребовать денежную компенсацию, как за каждое использование его фотографии, так и за совокупное использование фото.

Судебная практика

При обращении в суд за защитой авторских прав фотографа, последний должен доказать, что является автором фотографий, а также что именно ему принадлежат имущественные авторские права на фотографии, которые были незаконно использованы ответчиком.

Отмечаю, что в соответствии с законодательством, автором произведения считается гражданин, чье имя указано на оригинале или экземпляре произведения. То есть при подаче искового заявления фотографу необходимо представить распечатанные фотографии, на которых будет отмечено его имя.

И только если другая сторона оспаривает авторство, то должны быть представлены другие доказательства, подтверждающие, что фотографии сделаны именно истцом. Например, предоставление суду файлов с фотографиями в формате.RAW, который в основном используют профессиональные фотографы.

В то же время, обращаясь в суд необходимо доказать, что ответчик незаконно осуществил использование чужих фотографий. Например, если он разместил их на своем сайте в сети Интернет, то самым предпочтительным доказательством нарушения будет заверение нотариусом страниц сайта, на которых используются фотографии.

Несмотря на то, что обращаясь в суд, фотограф может самостоятельно определить размер компенсации, который он хотел бы взыскать с нарушителя, суд определяет такой размер на свое усмотрение, рассмотрев все доказательства, имеющиеся в деле и заслушав объяснения сторон.

При этом размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. Определяя размер компенсации, суд учитывает, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования фотографии, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений авторских прав именно данного автора, вероятные убытки фотографа, соразмерность компенсации последствиям нарушения и т.д.

Необходимо отметить, что в случае удовлетворения требований фотографа, суд должен взыскать с ответчика понесенные фотографом расходы, связанные с рассмотрением дела в суде. Сюда входит: оплаченная за обращение в суд госпошлина, оплата услуг нотариуса по заверению Интернет-сайта, оплата услуг юриста и другие расходы.

Часто задаваемые вопросы:

Нет, это не так. Авторское право на фотографию возникает автоматически — с момента создания фотографии и выражения ее в объективной форме, доступной для окружающих. При этом неопубликованные фотографии охраняются также, как и опубликованные.Авторское право охраняет фотографию независимо от ее художественных достоинств. Конечно, слабая в художественном отношении фотография вряд ли станет использоваться. Однако, если она используется, то это может производиться только с соблюдением авторских прав.

Для обозначения своих авторских прав владелец исключительных авторских прав может поместить на фотографии знак охраны авторских прав. Знак состоит из следующих частей: буквы С, обрамленной окружностью, имени владельца исключительных авторских прав, времени первого выхода фотграфии в свет. Конечно, отсутствие этого знака не лишает фотографа авторских прав ни целиком, ни частично.

В каких случаях фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?

Фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения исключительно в следующих случаях: — в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера может быть использована опубликованная фотография; — фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению; — фотография, опубликованная в прессе, может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях; — фотография, помещенная в сборнике или периодике, может быть репродуцирована образовательным учреждением с целью показа во время проведения аудиторных занятий. Во всех остальных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.

Фотограф занимается репродукционной съемкой живописи и графики. Являются ли слайды — репродукции объектом охраны авторских прав?

Авторское право охраняет любые оригинальные, творческие фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии. Задача фотографа, производящего фотосъемку произведения живописи и графики — добиться правильной цветопередачи, свойственной объекту съемки. Не более того. Для этого подбираются соответствующие свет и фотопленка, используются специальные приборы, определяющие цветовую температуру. Другими словами, задача фотографа, занимающегося репродукционной съемкой, не создать оригинальное авторское произведение, а добиться максимального соответствия снимаемому оригиналу. Поэтому не могут считаться оригинальными и не охраняются авторским правом так называемые «технические» фотографии: репродукции картин, графики, рисунков, гобеленов, мозаик, панно, витражей.

Долгое время фотографы не признавались обладателями авторских прав на свои произведения, хотя сегодня уже никто не сомневается, что их труд носит творческий характер и подлежит защите так же, как и любое другое произведение.

В настоящее время в гражданском кодексе закреплено положениео том, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются объектами авторских прав (ст. 1259 ГК РФ).

В последнее время с развитием печати и интернет-ресурсов фотографии стали использоваться все чаще. При этом пользователи таких фото часто нарушают права фотографов, забывая о том, что у каждой фотографии есть свой автор, обладающий всем набором авторских прав.

Некоторые еще уверены, что если вместе с фото указан его автор, то гонорар за использование такого фото платить не нужно, т.к. автору и так уже сделана бесплатная реклама, за что он должен быть безмерно благодарен.

Однако закон нам гласит однозначно, что личные неимущественные права неотчуждаемы и только автор решает, как будет указываться (или не указываться) его имя.

Кроме того, какв случае с любым другим произведением, автору принадлежит имущественное (исключительное) право на произведение, и для его использования нужно получить согласие автора и заплатить вознаграждение, если это является условием использования произведения.

Это также является нарушением личных неимущественных прав фотографов (права авторства в данном случае), т.к. читатели не имеют возможности определить, кто является автором какой фотографии.

3. Если фотограф сам передал фотографию, то у вас появляется право использовать ее по своему усмотрению, в том числе напечатать в периодическом издании и разместить в интернете.

На самом деле в данном случае автор передал вам лишь материальный носитель (определенную фотографию, слайд или фотопленку), но права на сам объект интеллектуальной собственности осталось у него. Передача снимка не является автоматической передачей авторских прав на него. Если вам подарили такой снимок, то вы можете использовать его лишь в личных целях (например, поместить в свой фотоальбом и демонстрировать родственникам), но вы не можете без разрешения фотографа опубликовать фото в СМИ.

4. Фотографию можно переделать и использовать по своему усмотрению.

В данном случае будет иметь место искажение (переработка) фотографии (путем изменения цвета, внесения дополнительных элементов, размещения надписи, текста и т.д.), которое нарушает право автора на неприкосновенность произведения. На любую переработку произведения (в том числе фото) нужно согласие автора.

Кроме того, переработка может нанести ущерб репутации автора. Тогда автор имеет право требовать защиты его чести, достоинства и деловой репутации.

5. Фотографы должны работать без договора.

Часто фотографы сами провоцируют нарушение своих прав, не заключая письменных договоров и не прописывая детально свои взаимоотношения, например, с издателем.

В соответствии с гражданским кодексом, любое использование объекта авторского права, включая фотографии, возможно только при наличии договора с правообладателем, заключенного в письменной форме. В договоре сторонам нужно указать объем получаемых заказчиком прав (например, фотограф может передать заказчику только право на воспроизведение фотографии на страницах определенного журнала и т.д.), а также условия относительно цены работы.

6. Любительское фото не охраняется авторским правом

Российское законодательство не устанавливает не устанавливает никаких критериев и условий, которые были бы необходимы для признания фотопроизведения объектом авторских прав, оно не разграничивает профессиональные фото и любительские. Следовательно, автор (фотограф) независимо от художественного значения уже в силу создания произведения обладает авторскими правами на него.

Можно выделить три основные причины:

1. Нарушения прав на фотографические произведения получили очень широкое распространение, стало для нас привычным, а все привычное кажется законным, должным.

2. Долгое время в России отсутствовала организация, которая занималась бы вопросами реализации прав на фотопроизведения наколлективной основе, а в одиночку фотографам сложно было что-то изменить.

3. Сами фотографы часто провоцируют неуважительное отношение к себе и требованиям законодательства, в том числе не заключая письменных договоров и не оговаривая условий взаимоотношений, идя на всевозможные компромиссы.

В каких случаях все-таки можно свободно использовать чужие фото?

Использование фотографий возможно, если они находятся в месте, открытом для свободного посещения, если они не являются основным объектом воспроизведения и если не используются в коммерческих целях.

Пример.

Одна известная газета опубликовала статью о фотовыставке некого автора. Статья была снабжена рядом фотографий с выставки. Разрешения у автора на размещение этих фото редакция не спрашивала. Фотограф обратился в суд за защитой своих прав. Представители редакции построили защиту на том, что поскольку фотографии находились в открытом для свободного посещения месте, газета имела право их опубликовать без разрешения автора. Суд принял позицию истца, посчитав, что его произведения являлись основным объектом такого воспроизведения, а не фоном к статье о проходившем мероприятии.

Право автора на использование и защиту собственного произведения распространяется и на фотографии, причем не только на отпечатанные снимки, но и на негативы, файлы и части изображения. В России набирает популярность составление договоров на съемку и процессы передачи изображений правильно, учитывая законы. Чем характеризуется право автора на снимок?

Как утверждено в статьях ГК РФ, авторское право закрепляется за создателем фотографии и подразумевает, что он является полным собственником, без его разрешения нельзя использовать снимок или часть его для рекламы, печати и других целей. Значит, увидев собственный снимок, размещенный в журналах, на рекламном баннере, чужом сайте, фотограф вправе заявить об инциденте нарушителю и даже подать в суд. Если докажет документально авторство, то может потребовать денежную компенсацию за незаконное использование изображения и моральный ущерб.

Понятие «творческие объекты» в фотографии включают собственно отпечатанные снимки, а также:

  • негативы фотографий, цветные и черно-белые;
  • слайды;
  • цветные имиджи и печать;
  • участок или часть снимка, детали и маленькие элементы.


Виды авторского права

Формально, автор единственный и не может измениться, по факту имеются 2 принципиально разных вида авторского права: имущественное и личное. Если первое возможно передать письменно или устно, второе навсегда закрепляется за фотографом и не подлежит изменению. Рассмотрим подробнее оба вида.

Личное авторское право. Если говорить грубо, то в нем заключается право подписи фотографии, при использовании ее в коммерческих целях. Весь «шум» создается из-за гонорара, полагающегося фотографу за создание снимка. Личное авторское право закрепляется за автором всю его жизни и 50 лет после его смерти, изображение обязательно следует подписывать.

Имущественное право. Заключается в праве использования изображения в любых целях с указанием автора. Имея разрешение на публикацию, можно размещать снимок, часть его на сайте или рекламном баннере, включать в коллажи, изменять размер, редактировать и печатать фотографию. Главный нюанс в передаче имущественного права – автор может отозвать разрешение использовать изображения.


В каких случаях разрешено использовать снимки?

Чужие фотографии использовать нельзя – запрет, регламентирующийся Гражданским Кодексом РФ, в нем имеется целая глава, посвященная авторскому праву. В правилах должны быть исключения, поэтому беспрепятственно использовать фотографии можно при соблюдении одного из условий:



Чужие снимки использовать нельзя

Обратная ситуация – если изображения брать нельзя. Очевидно, что в других случаях, кроме перечисленных в предыдущей главе. Не стоит использовать фотографию, если факт авторства или разрешение не установлен или вызывает сомнения. Лучше перепроверить несколько раз уникальность, для этого существуют специальные площадки, куда загружаете картинку или ссылку на размещение. На выходе будет записано: зарегистрированный автор, условия для желающих их использовать.

Вопреки бытующему мнению, нельзя скачивать картинки:

  • Размещенные в свободном доступе в сети, нет никакой гарантии, что не объявится автор с претензией;
  • Без отметки автора, у каждого снимка есть владелец, независимо от наличия надписи на нем;
  • Выложенные пользователями в социальных сетях, созданные владельцами страницы снимки являются его собственностью;
  • Снятые специально для вас по договору фотографии все равно являются собственностью фотографа, и разместить их без разрешения вы не имеете права.

Последняя ситуация часто становится камнем преткновения моделей и фотографов. Модели требуют исключительные права на размещение и распоряжение снимкам, фотографы выкладывают снимки на свои площадки без разрешения моделей. Кто прав в такой ситуации? Никто! Фотографы должны получить письменное разрешение модели для использования снимка в коммерческие и рекламных целей. Но и модель не имеет право полностью распоряжаться фотографиями, за автором остается личное право, независимо от ситуации.


Как защитить снимки от незаконного копирования?

Большинство случаев нарушения авторского права спровоцировано нерадивыми фотографами, размещающими собственные снимки в свободный доступ. Доказать авторство потом будет достаточно проблематично, да и отследить факт нарушения будет сложно. Защитить созданные вами фотографии достаточно просто, ведь доказательством авторства будет исходный снимок, сделанный вами. Чтобы избежать проблем, нужно сделать привычкой следующие манипуляции:

  • Никому не отдавайте снимки в исходном варианте, например в формате RAW, храните их на жестком диске или других носителях, как оригинал;
  • Выкладывайте в сеть немного измененные фотографии: можно обрезать, изменить разрешение, размер фото;
  • Заполните данные об авторе в настройках фотокамеры, там можно указать имя, фамилию, название компании, дату, иногда и место съемки, и личный сайт;
  • Поместите на все выкладываемые снимки водяной знак, или символ ©, они дадут вам дополнительную защиту от копирования;

  • Заключайте договоры с клиентами, прописывайте там все важные моменты, что могут делать заказчики со снимками, а что не имеют права;
  • Файл в формате PSD доказывает, что вы работали над снимком.

Защищенные таким образом снимки мало кто захочет скопировать и использовать в коммерческих целях, потому что это чревато неприятными последствиями.


Что делать при нарушении авторских прав?

Если необходимые манипуляции не были проведены, закон о защите автора никто не отменяет. Скопировать изображение из поиска или с другого сайта без разрешения владельца – прямое нарушение, дающее право фотографу предъявить претензию ил подать в суд.


Если вы заметили личный снимок на рекламном плакате, на страницах сайтов или печатных изданий без указания авторства и соответствующего разрешения:

  1. Первое, что нужно сделать, проверить все факты, было ли разрешение, ваш ли это снимок и так далее;
  2. Найти и подготовить доказательства авторства;
  3. Связаться с нарушителем и заявить о прецеденте;
  4. Подать заявления в суд о нарушении авторских прав.

Самым важным моментом является фиксация нарушения, особенно важно это в сети, когда можно быстро удалить фотографии. Сделайте скриншот с указанием даты и всех необходимых данных. Для возможности предоставить его в суд, нужно нотариально его заверить. Обратитесь к нотариусу, он зафиксирует факт нарушения письменно. Имея на руках такое свидетельство и доказательства авторства, можно отправляться в суд.

В суде каждая ситуация рассматривается индивидуально, исход может быть разным:

  • Требование удалить незаконно размещенный контент;
  • Материальное возмещение, штраф (его размер зависит от ситуации);
  • Возмещение морального ущерба, особенно если процесс затянулся.

Размер суммы будет зависеть от каждого конкретного случая, если кто-то на своем блоге с посещаемостью 10 человек в сутки разместил ваше фото, вряд ли получится запросить много денег. Напротив, если реклама на телевидении или на плакате в центре Москвы привлекли внимание миллионов людей и принесли солидную прибыль нарушителю, то можно рассчитывать на солидное вознаграждение.

Обратная ситуация – вы нарушили авторские права, использовав чужой снимок в коммерческих целях. Ваша цель – решить ситуацию полюбовно, удалить незаконный контент и попытаться договориться с автором. Если у истца имеются доказательства авторства, то в 90% случаев правым признают именно его.

Как избежать подобной ситуации?

Шансов заработать иск в нашей стране достаточно низкий, но рисковать все таки не стоит, особенно при использовании снимков для коммерческих целей, для рекламы бренда или товара, для долгосрочных кампаний. Каким образом можно обезопасить себя от претензий в нарушении авторского права, и что нужно делать при поиске медиа-контента.

  1. Самый простой способ получить уникальный контент и права для его использования – снимать самостоятельно, если позволяет опыт и техническое оснащение.
  2. Можно нанять штатного фотографа, тогда имущественные права на его работу будут принадлежать вам, как работодателю.
  3. Можно заключить договор с дизайнером или фотографом и получить проектные съемки и имущественные права на фотографии.
  4. Использовать бесплатные источники и сайты с изображениями, где можно скачать нужный снимок. Но тут есть нюанс, пользователи могут загрузить туда не только свои картинки, но и найденные на просторах сети. Вы не застрахованы от возможных проблем, расчет будет только на удачливость.
  5. Купить снимок у фотографа, получив на него имущественное авторское право. Обязательно указывайте в договоре разрешение на его редактирование и изменение по своему усмотрению.
  6. Платные фотобанки и фотостоки, там много красивых изображений по символическим ценам. Вы автоматически получаете разрешение на использование и редактирование снимка в коммерческих ценах. Вы сможете разместить такое фото на рекламном плакате, на сайте, напечатать в журнале.


Заключение

  • Авторское право – исключительное и не может быть передано третьим лицам, даже самим фотографом. За автором остается право подать в суд при нарушении, или закрыть глаза на несанкционированное использование. Для законной передачи снимка работодателю, заказчику, журналу необходимо составить и подписать обоюдный договор, дающий право использовать снимок в любых целях, но с указанием факта копирования. Для этого есть специальный знак ©, можно обозначить имя или псевдоним автора на картинке или в ее описании.

Все изображения, размещенные на страницах печатных изданий, в сети и на других носителях кто-то снял, он и является автором с исключительными правами на распоряжение снимком, только он может редактировать фотографию, печатать, продавать его. Любые действия без его ведома – нарушение закона об авторских правах.

Если вы хотите защитить снимки, созданные вами, настройте камеру, внесите данные о себе и сайте, сохраните исходники и внимательно следите за тем, кому вы отправляете фотографии и на каких условиях. В случае нарушения вашего личного авторского права, можно подать на нарушителя в суд, подкрепляя иск документально.

Будьте внимательны, общая безалаберность и повсеместное использование чужих снимков не дает вам право поступать таким же образом. Рост правовой грамотности населения может сыграть с нерадивыми пользователями злую шутку, заставить отвечать за несанкционированные действия морально и материально.

Несмотря на то, что авторское право действует и в интернете, далеко не многие знают, как именно оно работает в сфере защиты их интересов. Эксперты же предлагают свои инструкции и рекомендации для тех, кто желает защитить свои снимки от несанкционированного и бесплатного использования.

Каждая картинка, размещенная во всемирной паутине, является чьей-то интеллектуальной собственностью. Это касается и тех, что нарисованы от руки, и тех, что созданы при помощи различных графических редакторов, и фото.

Нюансы авторских прав на изображения в интернете

Согласно сухой букве закона, все фотографии принадлежат фотографу, который их сделал. Соответственно, он является автором и имеет все права на собственные снимки. Эти права он и может при желании предъявлять в суде. Казалось бы, все просто. Но есть и усложняющие нюансы.

Личные также имеют определенную градацию. К ним обычно относят право авторства, право на имя, на обнародование и защиту репутации. Имущественные же относятся только к снимку.

Стоит учитывать, что право авторства распространяется не только на фото в целом, но и на его детали.

Под защиту попадают негативы любой цветности, слайды, цифровые имиджи, отпечатки с них. Если какой-либо из источников-оригиналов был утрачен, но сохранились печатные экземпляры, они становятся предметами особой важности на правах оригинала. На Западе многие фотографы специально уничтожают негативы, оставляя 5-10 отпечатанных снимков, что существенно повышает ценность оставшихся экземпляров. Правда, речь идет только о ценных фото, например, изображениях звезд (особенно уже умерших).

Под защитой авторских прав понимают право фотографа разрешить или запретить предоставление фото общественности. Этим правом можно воспользоваться один раз. Однако, если фотограф сначала разрешил публикацию снимка, а затем захотел отозвать его, у него есть право на отзыв. Правда, после этого он уже больше не сможет нигде представлять данный снимок как свое произведение.

Все изменения, которые кто-то хочет сделать со снимком: урезать, уменьшить, увеличить, раскадрировать, возможны только с разрешения автора фото.

К имущественным авторским правам в интернете относят право автора на запрет или разрешение показа фото любыми способами – от воспроизведения до распространения. Сюда же относится и запрет на переработку снимка без соответствующего разрешения автора.

Личные права от авторских не отделимы, а вот отношение к имущественным обычно более лояльное – их можно передавать по наследству.

Что следует знать в связи с авторскими правами на картинки

В случае, если фотограф создает фото по служебной необходимости, например, он является фотокорром газеты, за ним сохраняются только личные права на снимки, а вот имущественные переходят к его работодателю.

Как защитить свои права

Чтобы защитить свои права на фото, нужно постараться не раздавать исходники, даже если у вас их требуют заказчики. Старайтесь хранить все исходные и рабочие файлы – это при случае станет отличным доказательством в суде.

В настройках фотокамеры обязательно устанавливайте все сведения, которые помогут установить срок давности изготовления снимка, место и т.д. Если можете поставить адрес своего сайта, воспользуйтесь такой функцией.

Размещая в сети, ставьте на них водяной знак. Если не знаете какой выбрать, просто разместите знак копирайта.