План-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему: Тема: Национально –государственное устройство. Национально-государственное устройство российской федерации и его принципы
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юрист, 1997. - С. 40. (см. Приложение 3).
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
В зависимости от этого критерия различают следующие формы государственного устройства.
Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
Оно предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
На его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
Его составные части (области, департаменты, округа, провинции) государственным суверенитетом не обладают;
Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
Все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юрист, 1997. - С. 41..
Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы Марченко М.Н.. Теория государства и права: М.: ЗЕРЦАЛО, 2004. - С. 38..
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств . Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: Юрайт, 2000. - С. - 74..
Таким образом, можно сделать вывод, форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Унитарное государство бывает централизованным и децентрализованным. Федерация бывает территориальная и национально-территориальная.
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- административно-территориальная и территориально-политическая Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 , 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений.
Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (ст. 5 Конституции РФ 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования. Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов. Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих, прежде всего, малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными среди народов РФ. В соответствии с Конституцией тот или иной на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.
Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Смотреть что такое "НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях:
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - административно территориальная и территориально политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том,… … Юридическая энциклопедия
Государственное устройство - (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… … Энциклопедия права
Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части административно территориальные единицы,… … Википедия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… … Энциклопедический словарь конституционного права
государственное устройство - в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… … Большой юридический словарь
Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Проходили 20 22 октября 2012 года. Координационный совет был избран на один год, после чего будут проведены новые выборы. Регистрация кандидатов и избирателей велась на сайте cvk2012.org. Выборы в КС были организованы после многократных массовых… … Википедия
НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства.
Основы НГУ содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя»:
Распространение суверенитета на всю ее территорию.
Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов.
Установление субъектного состава.
Государственная целостность – единство системы гос. власти.
Равноправие и самоопределение народов.
Равноправие субъектов во взаимоотношении с федеральными ОГВ.
Единство и равенство федерального гражданства.
Более детально – в главе 3 «Субъекты РФ»:
Перечислен состав субъектов.
Основы статуса каждого из видов субъектов.
Порядок изменения статуса субъектов.
Порядок изменения границ между субъектами и федерацией.
Государственный язык и право на установление родного языка.
Гарантии прав коренных малочисленных народов.
Государственная символика.
Предметы ведения РФ и субъектов.
Порядок действия федеральных законов по предметам ведения.
Основы формирования системы ОГВ субъектов.
Право РФ на участие в международных объединениях.
Принципы НГУ:
Добровольность объединения.
Суверенность и равноправие.
Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.
Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным.
Государственная целоствность.
Разграничение предметов ведения и полномочий.
Равноправие субъектов.
28. Формы нгу.
НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства .
Государственное устройство м.б. унитарным и федеративным.
Унитарное – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы. Простое – состоит только из а.т.е. Сложное – а.т.е. + автономные образования.
Федерация – добровольное объединение государств в союзное государство на основе федерального договора. Характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяется по вертикали. Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство.
Способы возникновения федерации:
Договорной – предполагает объединение добровольно и самостоятельно (СССР).
Конституционный – объединение на основе Конституции страны или иного конституционного договора, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (Россия 1918 г.)
По признаку объединения:
Национальные федерации.
Национально-территориальные .
Территориальные.
По устройству:
- Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
- Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
- Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
- Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.
- Орг. момент.
- Самостоятельная работа:
- Проверка заполнения
- Домашнее задание
- Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
- Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
- Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
- Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.
- Орг. момент.
- Повторение пройденного материала.
- Унитарная государственность. Наиболее распространена в мире унитарная форма. Характерными признаками унитарного государства являются: наличие единой конституции - основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории; единая система органов государственной власти - один парламент, один глава государства, одно правительство, - юрисдикция которой распространяется на всю территорию страны; единое гражданство; единая система права, единая система правосудия; территория состоит из административно‐территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления; суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре. Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой и другими сферами жизни страны.
- Федерация - сложное государственное устройство. состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, областями). Основные признаки государства‐федерации: Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации; Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства‐федерации заключать международные соглашения. Чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии); В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями.
- Конфедерация - добровольное объединение независимых суверенных государств для достижения конкретных целей. Каждое из входящих в конфедерацию государств проводит свою внешнюю политику, однако, создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, оборона. Примерами современных конфедераций являются Европейское союз.
- Самостоятельная работа:
- Проверка заполнения
- Домашнее задание
симметричные – по статусу все составные части равны;
Цели учебного занятия:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цели учебного занятия:
Тип: комбинированный.
Ход урока
Каковы источники власти;
3. Целевая установка.
(см. схема)
4. Изучение нового.
Линии сравнения |
|
|
|
| |||
|
| ||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
| ||
|
|
Предварительный просмотр:
Тема: Национально –государственное устройство.
Цели учебного занятия:
Тип: комбинированный.
Ход урока
Дайте определение понятия власть;
Каковы источники власти;
Назовите источник власти в РФ
Как называется власть в государстве?
Что называется государством?
Назовите функции государства: внутренние и внешние.
Что называется суверенитетом государства?
Какое понятие шире: политическая власть или государственная власть? Почему?
По какому принципу осуществляется государственная власть в РФ?
Назовите ветви государственной власти;
Что представляет каждую ветвь власти?
Дайте характеристику государства Россия в соответствии с Конституцией РФ.
3. Целевая установка.
Как вы понимаете форма государства? Форма государства -это устройство политической организации общества призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
(см. схема)
4. Изучение нового.
Национально-государственное устройство- это внутреннее строение государства, распределение власти по стране.
Современный мир знает три основных формы государственного устройства:
1. унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточены в центре;
2. федерация - союзное государство;
3. конфедерация - особый союз суверенных государств.
Современное государственное устройство.
Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным; Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы; Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.
Используя параграф 3 заполнить таблицу.
Линии сравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Революция 1905–1907 гг. сплотила буржуазию и землевладельцев национальных регионов вокруг царской власти как самой надежной своей защиты. Классовый страх был сильнее естественного национализма буржуазии. После краха монархического центра положение изменилось, стало преобладать стремление наций к самоопределению. Начался распад империи.
Прежде всего, сепаратизм поразил армию. Еще до февраля 1917 г. были созданы национальные части – латышские батальоны, Кавказская туземная конная дивизия (или Дикая дивизия), Сербский корпус. После Февраля был сформирован Чехословацкий корпус и вдруг "все языки" стали требовать формирования национальных войск.
Командование и правительство не имели определенной установки и не были готовы к этому.
Верховный главнокомандующий генерал А. А. Брусилов разрешил создание "Украинского полка имени гетмана
Мазепы". Началась "украинизация" армии. В конце лета 1917 г. разгорелась борьба за Черноморский флот, на кораблях поднимали украинские флаги, с них списывали матросов-неукраинцев.
Начался территориальный распад империи. После февраля 1917 г. Польша и Финляндия (две территории с развитым национальным господствующим классом) потребовали независимости, Польша к тому моменту была оккупирована Германией, и Временное правительство туманно пообещало признать ее независимость, а Финляндии отказало в самоопределении (разогнав в июне заседание сейма).
Временное правительство провозгласило курс на сохранение "единой и неделимой" России. Однако вся практическая политики Временного правительства способствовала децентрализации и сепаратизму не только национальных окраин, но и русских областей.
Резко усилилось сибирское "областничество" – движение за автономию Сибири. Конференция в Томске (2–9 августа 1917 г.) приняла постановление "Об автономном устройстве Сибири" в рамках федерации с самоопределением областей и национальностей и даже утвердила бело-зеленый флаг Сибири. 8 октября 1917 г. открылся I Сибирский областной съезд. Он постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Предусматривалась возможность преобразовать саму Сибирь в федерацию. Ожесточенными противниками областничества были большевики.
I и II Всероссийские мусульманские съезды (с 1 по 11 мая и с 21 по 31 июля 1917 г.) заявили, что не помышляют о выходе из России, но обнаружили две тенденции: на национально-культурную автономию при унитарном государстве и на территориально-федеративное устройство (с созданием автономных республик). Председатель Юридического совещания и Государственный контролер Временного правительства Ф. Ф. Кокошкин разрабатывал даже проект двух Дум – Государственной и Союзной.
Временное национальное управление мусульман внутренней России и Сибири провело всеобщие, прямые и тайные выборы в национальный парламент (миле-меджлис), который должен был собраться 17 ноября 1917 г. в Уфе.
Наиболее неудачно сложились отношения Временного правительства с Украиной.
Уже 4 марта 1917 г. на собрании ряда социалистических партий в Киеве была образована Центральная рада, которая требовала территориально-национальной автономии Украины. Юридическое совещание дало на это отрицательное заключение. В ответ Рада 10 июня 1917 г. провозгласила автономию, что было объявлено "открытым мятежом". В целом политика Временного правительства была непоследовательной, тактика все откладывать "на потом" (до созыва Учредительного собрания) привела к отделению Украины, хотя позиции сепаратистов там были исключительно слабы.
До самого последнего момента вопрос национальногосударственного устройства игнорировался Временным правительством, о нем не упоминается ни в декларациях, ни даже в постановлении о провозглашении России демократической республикой. Лишь в середине октября 1917 г. Особая комиссия (по разработке конституции) подготовила для будущего Учредительного собрания проект законодательного акта об автономии Финляндии и областной автономии.
Парадокс в том, что, заявляя о сохранении "единой и неделимой" России, либерально-буржуазное государство культивировало сепаратизм, а большевики, заявляя о праве наций на самоопределение, везде выступали непримиримыми противниками сепаратизма.