Если не сдали сзв м что будет. Сведения о застрахованных лицах: форма СЗВ-М

В сентябре 2016 г. при составлении отчета СЗВ-М за август 2016 г. был пропущен работник по договору ГПХ. 1 декабря 2016г были отправлен дополняющие сведения за август 2016г. Сейчас ПФР наложил штраф за неточные сведения.

Может ли ПФР штрафовать за неточность, которую организация сама обнаружила и дала сведения на исправление (в 2016 году)? Если не правомерно наложен штраф, то на какой документ можно сослаться?

Ответ

В ответ на Ваш вопрос сообщаем, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 — 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Также ст. 126.1 НК РФ (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) установлено, что налоговый агент освобождается от ответственности , предусмотренной настоящей статьей, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Для самостоятельного поиска в системе можно использовать поисковый запрос:

самостоятельное исправление сведений СЗВ-М штрафы за форму СЗВ-М

Подборка документов по вопросу

1) Статья: Отчетность за полугодие 2016 г.: проблемные ситуации («Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2016, N 25) {КонсультантПлюс}

Надо сказать, что Закон N 27-ФЗ не предусматривает возможность освобождения страхователя от ответственности в случае, если он сам обнаружит ошибку в представленных сведениях. Соответственно, к примеру, подача дополняющей формы СЗВ-М сама по себе свидетельствует о том, что первоначальный отчет содержит недостоверные сведения. А стало быть, применение финансовых санкций к страхователю вполне возможно.

В то же время практика показывает , что в территориальных отделениях ПФР лояльно относятся к страхователям, которые самостоятельно и оперативно исправляют свои ошибки. Более того, они ссылаются на п. 41 Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития от 14 декабря 2009 г. N 987н, которая отводит страхователю две недели на исправление неточностей и повторную отправку отчетности. И это, кстати говоря, вполне вписывается в положения ст. 15 Закона N 27-ФЗ, которыми установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные индивидуальные сведения на застрахованных лиц по согласованию с Фондом. Тем не менее с уверенностью на все 100 процентов можно сказать, что штрафных санкций не последует только в том случае, если ошибка будет исправлена до наступления крайнего срока сдачи СЗВ-М за отчетный месяц.

2) Статья: Возможна ли уточненка формы СЗВ-М? (как исправить поданные в ПФР сведения) (Елина Л.А.) («Главная книга», 2016, N 22) {КонсультантПлюс}

Итак, ошибки обнаружены и исправлены. Теперь надо понять, как к такому исправлению отнесется ваше отделение ПФР.

Отметим: в начале 2016 г. некоторые отделения ПФР считали, что подача любых дополняющих или отменяющих форм позднее установленного срока представления сведений влечет штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо, по которому были исправлены сведения <5>. К примеру , если дополняющая или отменяющая форма СЗВ-М за апрель 2016 г. была представлена позже 10 мая, то, по мнению инспекторов ПФР, организация не могла избежать штрафа. Логика такая: представление корректирующих данных является подтверждением того, что изначально в СЗВ-М были указаны неверные или неполные данные <6>. И Закон о персонифицированном учете не дает страхователю какого-либо времени на исправление.

Однако есть и другой подход. Если ошибку обнаружило отделение Фонда, то оно не должно сразу налагать штраф. Сначала оно должно направить уведомление об устранении имеющихся расхождений. А страхователь в двухнедельный срок после получения такого уведомления должен представить уточненные данные <7>. Если же в этот срок он не исправит ошибки, отделение ПФР само должно скорректировать индивидуальные сведения. О чем не позднее 7 дней со дня принятия решения и сообщит страхователю. Самостоятельно обнаруженные ошибки тоже можно исправить без штрафов <8>.

Подтверждает такой подход и специалист одного из региональных отделений ПФР.

Прыгова Ольга Игоревна, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

«Если организация самостоятельно обнаружит ошибку или неточность в уже сданной форме СЗВ-М , она может представить либо дополняющую форму СЗВ-М , либо отменяющую и штрафа не должно быть.

Причем не имеет значения, когда организация представляет подобную форму СЗВ-М :

(или) до истечения срока подачи СЗВ-М ;

(или) уже после истечения такого срока…

Если же ошибку обнаружит отделение ПФР, у организации есть 2 недели на то, чтобы исправить ошибку без штрафных санкций. И только по прошествии 2 недель, если ошибка не будет исправлена страхователем, его оштрафуют».

С 2017 г . будет действовать новая редакция ст. 17 Закона N 27-ФЗ. На исправление ошибок, неточностей или расхождений будет даваться 5 рабочих дней с даты получения от ПФР уведомления об устранении несоответствий/ошибок <9>.

3) Вопрос: …Можно ли уменьшить сумму штрафа за непредставление в ПФР в срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М? (Консультация эксперта, ПФ РФ, 2016) {КонсультантПлюс}

Пенсионным законодательством не определены обстоятельства, исключающие вину страхователя в связи с непредставлением им в установленный срок ежемесячной формы СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, и порядок снижения сумм штрафов за данное правонарушение.


4) Статья: Как «отбиться» от штрафов за форму СЗВ-М (Петрухина Т.) («Практическая бухгалтерия», 2016, N 11) {КонсультантПлюс}

Формальных оснований для штрафа два:

— отчет сдали не вовремя;

— отчитались в срок, но указали данные не по всем сотрудникам и людям, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.

В обоих случаях штраф составляет 500 руб. за каждого указанного в отчете человека.

Как высчитывать сумму штрафа? В частных разъяснениях специалисты ПФР предлагают такой алгоритм.

Если опоздали с отчетом хотя бы на один календарный день, штраф считают исходя из численности указанных в отчете людей. То есть если СЗВ-М за 10 сотрудников представили не вовремя, штраф будет 5000 руб. (500 руб. x 10 чел.).

Если указали сведения не обо всех застрахованных лицах, штрафуют только за «забытых» сотрудников. Например, в отчете за октябрь указали данные по 10 работникам, а про двоих уволенных в середине месяца не отчитались. Тогда штраф составит 1000 руб. (500 руб. x 2 чел.).

Это общие правила. На деле же все бывает гораздо интереснее, о чем свидетельствует судебная практика. Об этом ниже. Но сначала надо разобраться в процессуальных вопросах и выяснить, как подавать жалобы…

Если дело дошло до штрафа, тут уже надо выбирать — или заплатить, или идти судиться. В любом случае на вручение требования об уплате штрафа отводится 10 рабочих дней с даты, когда решение по итогам «камералки» вступило в силу. Если организация не заплатит штраф, Фонд спишет его со счетов принудительно.

Вся эта драма в нескольких действиях предусмотрена ч. 4 ст. 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, ст. ст. 19, 20, 29, 38, 39 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Постановлением Правления ПФР от 29.07.2016 N 684П.

Вывод простой: сначала подаем возражения. Если «отбиться» не удалось, платим штраф и идем в суд. Конечно, судиться имеет смысл, только если есть весомые аргументы.


5) Вопрос: При направлении отчета по форме СЗВ-М от Пенсионного фонда приходят сообщения об ошибках. Как правильно читать эти сообщения? Нужно ли исправлять ошибки? Может ли Пенсионный фонд оштрафовать за ошибки в СЗВ-М? («ЭЖ Вопрос-Ответ», 2016, N 10) {КонсультантПлюс}

На практике страхователи столкнулись с тем, что при сдаче отменяющих или дополняющих СЗВ-М территориальные органы ПФР начали предъявлять штрафы за недостоверные сведения. Ведь само представление дополняющих или отменяющих форм означает, что в первичном отчете была ошибка.

Необходимо помнить, что при привлечении к ответственности в такой ситуации сотрудники Пенсионного фонда должны руководствоваться Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н. Согласно п. 41 этой Инструкции при выявлении ошибок территориальный орган ПФР должен направить страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. У страхователя есть две недели на то, чтобы исправить СЗВ-М. Если он уложился в срок, установленный инструкцией, штрафа быть не должно . Если вы самостоятельно исправляли ошибки до получения уведомления на основании протокола ошибок, то при получении акта от ПФР необходимо направить возражения со ссылкой на п. 41 упомянутой Инструкции и указать на отсутствие оснований для привлечения к ответственности.

Ответ подготовлен 23.01.2017 г.

Cтатус предоставленных документов актуален на момент формирования ответа.

Ответ подготовлен в соответствии с регламентом Линии консультаций, можно заранее ознакомиться с услугой на сайте www.сайт.

Штраф за несдачу СЗВ-М — насколько реально быть оштрафованным и за какие нарушения, каков размер штрафа и как его избежать. На эти и некоторые другие вопросы попытаемся найти ответы у законодателя и в документах, выпущенных органами ПФР.

Из истории вопроса: назначение СЗВ-М

В рамках антикризисных мер, принятых Правительством на 2016 год, в закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, была введена ст. 26.1. Ею установлен новый порядок в отношении выплаты страховой пенсии и фиксированной части к ней в отношении работающих пенсионеров (ч. 2 ст. 3 закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов» от 29.12.2015 № 385-ФЗ):

  • суммы страховой пенсии и ее фиксированной выплаты выплачиваются без учета индексации в период работы пенсионера;
  • после прекращения им работы запрет на индексацию указанных сумм будет отменен.

Для ежемесячного мониторинга информации о работающих пенсионерах органами ПФР и была введена форма отчетности СЗВ-М. Она же позволила пенсионерам самостоятельно не представлять сведения о своей занятости в ПФР, эта обязанность возложена теперь на работодателя.

Однако право представить в ПФР заявление о факте осуществления (прекращения) им работы у пенсионера все же остается. Он может воспользоваться им для ускорения процесса начала индексации своей пенсии после увольнения.

Нестандартные ситуации, возникающие при заполнении формы СЗВ-М

Разберемся в нестандартных для таких случаев ситуациях, по которым и возникает у страхователей большинство вопросов.

Главным принципом при решении вопроса о включении сведений о физических лицах в СЗВ-М является следующее:

  • физические лица работают в организации по трудовым договорам или договорам ГПХ, авторского заказа, издательским лицензионным договорам и прочим договорам, перечисленным в самой форме;
  • действие таких договоров приходится на отчетный период (отдельно или в совокупности: заключены, продолжают действовать, прекращены в таком периоде);
  • выплаты по договорам в пользу физических лиц потенциально могут облагаться страховыми взносами в ПФР (п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ; п. 2.2 ст. 11 закона «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Таким образом, не имеет значения для целей заполнения формы следующее (письма ПФР от 06.05.2016 № 08-22/6356, от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581):

  • факт отсутствия выплат физическому лицу в отчетном периоде при наличии таких начислений в его адрес;
  • нахождение сотрудника на больничном, в декрете и в аналогичных ситуациях;
  • нахождение сотрудника в отпуске (в том числе в отпуске за свой счет при отсутствии деятельности в организации);
  • наличие в организации только руководителя (являющегося единственным учредителем), с которым ни трудовой договор, ни договоры ГПХ не заключены.

Такие особенности заключения договоров с физическим лицом, как работа на условиях совместительства / совмещения профессий, также значения не имеют.

Не попадают в форму разве что иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты, временно пребывающие в РФ, которые не застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 7 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

ВАЖНО! Из вышесказанного следует: отчет по форме СЗВ-М нулевым (с пустой таблицей) быть не может.

Об одной из нестандартных ситуаций, возникающих при сдаче отчетности, читайте в статье .

Штрафуют за несданную СЗВ-М, сданную не вовремя (опоздание) или с ошибками

Ст. 17 закона № 27-ФЗ установлена ответственность за следующие нарушения по форме СЗВ-М:

  • непредставление отчета;
  • нарушение срока его представления;
  • непредставление сведений о застрахованном лице;
  • неполное или недостоверное представление сведений о застрахованном лице.

За любое из указанных нарушений предусмотрен штраф в размере 500 руб. за каждого работника, сведения о котором подлежат включению в форму за отчетный период.

ВАЖНО! Любая незначительная ошибка при заполнении формы, трактуемая органами ПФР как недостоверность в представлении сведений, приведет к штрафу, начисляемому на все количество застрахованных лиц, указанных в отчетности. В случае неуплаты или неполной уплаты финансовых санкций ПФР взыскивает задолженность в судебном порядке (ч. 15, 16, 17 ст. 17 закона № 27-ФЗ).

Таким образом, значительные санкции для страхователя могут возникнуть по причине случайной ошибки, исключить которую просто невозможно вследствие технического или человеческого фактора.

Итоги

К заполнению и соблюдению сроков сдачи рассматриваемой формы стоит подходить внимательно. Штраф за отчет СЗВ-М в компаниях с большой численностью персонала может вылиться в значительные суммы. Ведь рассчитывают его по количеству застрахованных физических лиц, сведения о которых, по мнению органов ПФР, должны быть включены в форму в отчетном периоде.

800 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (7)

    получен
    гонорар 39%

    Юрист

    Общаться в чате
    • 8,4 рейтинг
    • эксперт

    Ирина, добрый день! Решение ПФР о начислении штрафных санкции в вашем случае обжалуется в арбитражный суд tatarstan.arbitr.ru/ в трехмесячный срок в порядке главы 24 АПК РФ

    ст. 198 АПК РФ

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    укажите в заявлении смягчающие обстоятельства, как правило суды идут на снижение штрафов ПФР если речь о небольшой просрочке в сдаче отчетности или предоставлении информации

    ст. 199 АПК

    3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

    ст. 53, 54 212-ФЗ

    Каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.
    1. Акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
    2. Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
    3. Судебное обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 31%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг
      • эксперт

      Каков порядок подачи иска в суд на обжалование решения ПФР?
      Ирина

      Здравствуйте. Подаете иск в арбитражный суд области где расположены.

      в иске указываете все факты с которыми не согласны, прикладываете доказательства.

      3 месяца у вас на это по ст 198 апк

      И какие шансы на положительный для нас результат?
      Ирина

      Тут надо посмотреть документы, но от ответственности вас врятли освободят - случаи такие бывают не часто. А вот снизить штрафы- думаю возможно.

      Обстоятельства для этого вы уже перечислили, только 44 ст лучше убрать.

      во внимание смягчающие обстоятельства(ст.44 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.), такие как:
      Ирина

      44 ст утратила силу уже

      Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»Статья 44. Утратила силу
      КонсультантПлюс: примечание.
      Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции РФ пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, которым статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» признана утратившей силу.

      Статья 44. Утратила силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ.
      (см. текст в предыдущей редакции)

      п.4 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и определило применение финансовых санкций в размере 73000 рублей
      Ирина

      Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ
      (ред. от 01.05.2016)
      «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 31%

      Адвокат, г. Москва

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день, Ирина.

      Вы не первый человек, кто столкнулся с такой проблемой. Уже имели место факты обращения в суд с требованием смягчить наказание. В качестве обоснования при таких обращениях действительно указываются смягчающие обстоятельства. Вместе с тем, в настоящий момент какая-либо определенная практика по данному вопросу еще не сложилась. Проблема в том, что 27-ФЗ прямо не указывает на возможность смягчения наказания при наличии смягчающих обстоятельств.

      Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц, списание безнадежных долгов по штрафам
      За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном статьей 23Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      Тем не менее, сказать, что шансов совсем нет тоже нельзя, поэтому пробуйте в любом случае, сумма немаленькая, ссылайтесь и подробно описывайте все смягчающие обстоятельства.

      С Уважением,
      Васильев Дмитрий.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист

      Общаться в чате

      Здравствуйте, Ирина.

      В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

      Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      Решение обжалуется в общем порядке, а право обжалования решения ПФ предусмотрен тем же законом:

      Статья 28. Права и обязанности плательщиков страховых взносов

      1. Плательщики страховых взносов имеют право:
      10) обжаловать в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов и действия (бездействие) их должностных лиц;

      Кроме того, в силу ст. 39 указанного закона:

      11. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются срок , в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.

      Шансы на положительное решение оценить однозначно нельзя, но попытаться стоит. Статья 44. Утратила силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • эксперт

      Ирина, приветствую!

      Возможность снижения штрафа, наложенного на основании данной статьи, законом не предусмотрена.

      При обжаловании в суде ссылайтесь на Постановление Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П. Основания: наличие смягчающих обстоятельств. Просите снизить штраф (совсем отменить в такой ситуации не получится).

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 39%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,4 рейтинг
      • эксперт

      В дополнение пример из судебной практики

      Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2015 N 309-КГ14-3170 по делу N А50-14294/2013

      Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также 278 126 рублей 95 копеек штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю,
      негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 139 открытого акционерного общества „Российские железные дороги“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Перми (далее - пенсионный фонд) от 09.07.2013 N 49 в части доначисления 855 775 рублей 52 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2011 год, 162 907 рублей 62 копеек пеней и 171 155 рублей 10 копеек штрафа по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“ (далее - Закон N 212-ФЗ), а также 278 126 рублей 95 копеек штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ).
      Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.01.2014, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014, признано недействительным оспариваемое решение пенсионного фонда в части взыскания штрафа по статье 47 Закона N 212-ФЗ, превышающего сумму 17 115 рублей 51 копейка и штрафа по статье 17 Закона N 27-ФЗ, превышающего сумму 27 812 рублей 69 копеек, в удовлетворении остальной части требования учреждению отказано.
      Установив все фактические обстоятельства по делу, в том числе связанные с получением учреждением от своего учредителя целевого финансирования на осуществление уставной деятельности в 2011 году, не подлежащего налогообложению на основании статьи 251 Кодекса, за счет которого производились выплаты заработной платы сотрудникам учреждения, суды признали правомерным оспариваемое решение пенсионного фонда в обжалуемой части, за исключением привлечения учреждения к ответственности на основании статьи 47 Закона N 212-ФЗ и статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания соответствующих штрафов, размер которых снижен судом с учетом наличия обстоятельств, смягчающих ответственность.

      Т.е. начисленные штрафы были снижены судом примерно в 10 раз

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Здравствуйте. Коллеги указали в каком порядке необходимо обжаловать. Немного судебной практики, что вправе учесть суд в Вашем случае, т.к. практика сложилась ещё 2004г..

      ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
      от 11 августа 2004 г. N 79
      ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ,
      СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
      ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ
      15. При удовлетворении требования о взыскании санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, суд счел возможным снизить размер санкций.
      Орган ПФ РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с территориального отделения общероссийской общественной организации производителей изделий медицинского и сельскохозяйственного назначения (далее - организация) штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2002 год.
      Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено частично со ссылкой на статьи 112 и 114 НК РФ, поскольку суд признал наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
      Не согласившись с принятым судебным актом, орган ПФ РФ обратился с кассационной жалобой, в которой просил отменить решение суда в части уменьшения размера взыскиваемого штрафа и удовлетворить заявление в полном объеме, мотивируя это тем, что на правоотношения в сфере персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования нормы НК РФ не распространяются, поэтому в рассматриваемом случае не могут применяться статьи 112 и 114 НК РФ. Следовательно, у суда отсутствовали основания для учета смягчающих вину обстоятельств и уменьшения размера штрафа.
      Суд кассационной инстанции оставил решение суда без изменения, отметив следующее.
      В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
      В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» <*> предусмотрено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
      - <*> Далее - Закон об индивидуальном учете.
      В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ. Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
      Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений», определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
      Статья 112. НК РФ Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
      1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
      1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
      2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
      2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
      (пп. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
      3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
      (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ)
      2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
      3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
      (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
      4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
      Статья 114. НК РФ Налоговые санкции
      3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

      Просите суд признать указанные Вами обстоятельства смягчающими и снизить штраф.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве

Фонд может оштрафовать за ошибки в СЗВ-М, если подать неполные или недостоверные сведения. Еще возможен штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году и неверный формат. Все о штрафах и как их платить - в этой статье.

Штраф СЗВ-М возможен в нескольких случаях: сведения сданы в фонд несвоевременно, данные в отчете неверные или неполные, отчет сдан на бумажном носителе вместо электронного. А с 1 января 2017 года за ошибки и опоздание СЗВ-М штрафуют по новым правилам.

Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М

C 1 января 2017 года сдавать СЗВ-М надо не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Если отчет сдать позже, фонд может оштрафовать:

  • директора или главбуха - на 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ);
  • компанию - на 500 рублей за каждого сотрудника (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Сумма, как и раньше, не зависит от того, на сколько компания опоздала: на одну минуту, пару часов или месяц. Например, страхователю со штатом 1 тыс. человек грозит штраф в 500 тыс. рублей, если сдать отчетность не в срок.

В некоторых регионах фонд выписывает штрафы компаниям, которые уточняли расчет после крайнего срока сдачи. Если вы обнаружили ошибку в одном из прошлых отчетов СЗВ-М, безопаснее уточнить в своем отделении ПФР, примут ли уточненку без штрафа.

Совсем отменить штраф за несдачу СЗВ-М в 2017 году не получится. Но снизить сумму наказания можно значительно. Например, организация из Санкт-Петербурга опоздала с отчетом на 4185 сотрудников. Фонд оштрафовал ее на 2,1 млн рублей. Судьи снизили штраф в 70 раз до 30 тыс. рублей (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 № А56-68844/2016).

Когда фонд оштрафовал, подайте возражение. Если ПФР не примет доводы, обратитесь в суд. Ссылайтесь на смягчающие обстоятельства. Например, что незначительно пропустили сроки, нарушили впервые. Судьи вас поддержат (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 № А56-92305/2016).

Сдавайте отчет заранее. Если сдадите отчет в крайний день, он может не пройти из-за сбоя у провайдера. Даже если компания докажет, что ее вины в нарушении нет, суд все равно оставит штраф. Ведь у организации было достаточно времени, чтобы подготовить и сдать СЗВ-М в срок (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 № А56-70942/2016).

Другие штрафы за несдачу СЗВ-М в 2017 году

Штраф за несдачу СЗВ-М в электронном виде. Если компания сдает сведения на 25 и более лиц, то отчет должен быть в электронном виде (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). C 2017 года фонд вправе оштрафовать страхователя на 1000 рублей, если сдать СЗВ-М на бумажном носителе вместо электронного отчета (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Если же в отчете меньше 25 человек, то представить форму СЗВ-М разрешается на бумаге либо электронно. При этом расчет на бумаге можно сдать лично, через уполномоченного представителя либо по почте (лучше заказным или ценным письмом с описью вложения).

Штрафы за ошибки в СЗВ-М. С 2017 года штраф за ошибки в отчете такой же, как и за сдачу отчета позже установленного срока, - 500 рублей (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Но за ошибки могут оштрафовать также директора или главбуха на 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Штрафа за ошибки можно избежать, если компания сама обнаружит недочеты в расчете и уточнит сведения до того, как ошибки найдут налоговики (ст. 126.1 НК РФ).

Куда платить штраф по СЗВ-М в 2017 году: образец платежного поручения

У компаний возникает вопрос по уплате штрафа за СЗВ-М: не ясно, куда платить штраф, который прислал фонд, например за несвоевременную сдачу СЗВ-М, - на КБК фонда или налоговой.

Основной реквизиты для уплаты штрафа СЗВ-М - это КБК - 392 1 16 20010 06 6000 140 , где 392 - код администратора платежа, которым является Пенсионный фонд. Данный код должны применять все категории плательщиков при уплате штрафов за нарушение законодательства о внебюджетных фондах.

Как отменить штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М

У компаний есть шанс отбиться от огромных штрафов СЗВ-М. Это показывает судебная практика.

В прошлом году сайт arbitr.ru опубликовал 11 первых дел об опоздании с ежемесячным расчетом. Компании выиграли все споры. Суды снижают штрафы, причем значительно: в десять, восемнадцать и даже сто раз (например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2016 № А60-33366/2016).

Если фонд оштрафовал, сначала надо подать возражения. На это есть 15 рабочих дней с момента, когда вы получили акт. Решение можно в течение трех месяцев обжаловать в региональном отделении (ч. 5 ст. 38, ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Если фонд не примет доводов, не упускайте возможности обратиться в суд.

Конечное решение о сумме штрафа принимает суд. Но компания может повлиять на исход. Для этого в заявлении просите отменить штраф полностью. Тогда можно надеяться на максимальное смягчение. Бывает, компания просит лишь уменьшить штраф. Суд идет навстречу, но снижает сумму незначительно. Например, в одном случае суд снизил штраф вдвое, потому что так просила компания (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.09.2016 № А47-6249/2016). Это меньше, чем по остальным делам.

Одной организации удалось отменить штраф полностью, потому что фонд нарушил процедуру. Он пригласил компанию для рассмотрения материалов на 22 июля, а принял решение 19 июля без ее участия (решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2016 № А33-17962/2016).

Если фонд ничего не нарушил, штраф полностью не отменят. Но его можно снизить во много раз. Четкая позиция и ее обоснование помогут вернуть больше денег. Приводите как можно больше доводов и по возможности представьте доказательства: подтверждение сбоя от провайдера, больничный лист и др. Аргументы, которые помогли компаниям в суде, смотрите ниже.

Три аргумента, чтобы отменить штрафы СЗВ-М

  1. Фонд должен выслать протоколы в течение четырех рабочих дней (распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р). Если протокол пришел с опозданием, компании по вине самих фондов не смогли сдать исправленные сведения в срок, установленный для сдачи расчетов.
  2. Ошибки можно исправить в течение двух недель с момента, когда получен протокол (п. 41 Инструкции, утв. приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н). Если компания получила протокол после установленного срока сдачи сведений, у нее есть 14 дней, чтобы дополнить сведения без штрафа. Такие же разъяснения разослал ПФР во все регионы.
  3. Закон не уточняет, что такое недостоверные сведения. Фонды чаще всего находят технические ошибки - лишние пробелы, дефисы, точки. Из-за этого сведения нельзя считать ошибочными. Ведь компания верно записала Ф. И. О., ИНН и СНИЛС.

Какие аргументы компании используют в суде

Компания нарушила впервые. На этот аргумент можно ссылаться, если страхователь в первый раз задержал именно отчет СЗВ-М. Так считают специалисты фонда, которых мы опросили.

Бюджет не пострадал. Он может пострадать, только если в организации работают пенсионеры и отчет задержался на 15 дней и больше. Об этом сообщили в фонде.

Просрочка незначительная. В большинстве дел компании опаздывали на один - три дня. Иногда суды признают незначительной просрочку даже на восемь рабочих дней (решение Арбитражного суда Приморского края от 15.09.2016 № А51-15102/2016).

Деятельность компании - социально значимая (печет хлеб, управляет жилым домом).

Фонд нарушил порядок взыскания штрафа, неверно составил документы, не пригласил компанию на рассмотрение материалов камералки и др.

Сломался компьютер или не было выхода в интернет.

Штраф за СЗВ-М может налагаться на основании норм, установленных несколькими законодательными актами. Однако в ряде случаев его можно избежать или обжаловать.

Кому и когда нужно сдавать форму СЗВ-М?

Данный отчетный документ сдают в ПФР все хозяйствующие субъекты, являющиеся работодателями либо заказчиками услуг физлиц по гражданско-правовым договорам. Форма сдается в срок до 15 числа месяца, что идет за отчетным. Либо в ближайший рабочий день, если крайний срок выпадает на выходной (п. 2.2 ст. 11 закона «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 №27-ФЗ). При этом не имеет значения, выплачивается ли фактически заработная плата сотрудникам — отчетность сдается в любом случае, если в течение отчетного месяца у фирмы появились новые или были действующие договоры с работниками (подрядчиками).

Если штат работодателя более 25 человек, форма сдается в ПФР в электронном виде при условии ее заверения квалифицированной ЭЦП (п. 2 ст. 8 закона 27-ФЗ). Если сдана бумажная форма, в то время как по закону требуется именно электронная, работодатель может быть оштрафован на 1000 рублей (ст. 17 закона 27-ФЗ).

Мы подобрали для вас отличные сервисы электронной отчетности !

Форма СЗВ-М не сдана вовремя: последствия

Если работодатель не предоставил вовремя СЗВ-М в ПФР, он будет должен заплатить штраф в размере 500 рублей за каждого работника, о котором фирма обязана была отчитаться (ст. 17 закона 27-ФЗ).

ВАЖНО! Закон не делает различий ответственности по несданной форме СЗВ-М: не сдана ли она совсем или отправлена с опозданием, штраф будет одинаковым.

ПФР, обнаружив, что форма СЗВ-М не сдана работодателем вовремя, составляет акт и направляет его копию нарушителю, который в течение 15 дней вправе подать в ПФР возражения (ст. 17 закона 27-ФЗ). Получив их, фонд рассматривает акт и приложенные к нему документы еще в течение 10 дней. Затем принимает решение о штрафе, которое вступает в силу через 10 дней после вручения нарушителю. При этом данное решение может быть обжаловано в вышестоящей структуре ПФР в течение 3 месяцев.

ПФР, приняв решение о наложении штрафа, направляет работодателю требование о его уплате. Оно должно быть удовлетворено в течение 10 дней (если ПФР в документе не указал иного). При неуплате штрафа его сумма взыскивается с расчетного счета фирмы-работодателя (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Еще один штраф может быть выписан должностному лицу фирмы-работодателя — в величине 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ). Но в этом случае он однократный и, как правило, выписывается на директора.

Что будет, если СЗВ-М сдана с ошибками?

Последствия зависят, прежде всего, от характера ошибок, допущенных при заполнении формы. Так, крайне нежелательно указывать в документе СЗВ-М неверные:

  • страховой номер лицевого счета работника (подрядчика по гражданско-правовому договору);
  • Ф. И. О. работника;
  • ИНН работника.

Если эти (и иные ошибки, которые фонд посчитает существенными) присутствуют в документе, то они могут рассматриваться как факты, свидетельствующие о предоставлении в ПФР недостоверных сведений. Санкции здесь те же, что и в случае с непредоставлением формы.

Однако ПФР не будет вас штрафовать, если:

  • в течение 5 дней после получения запроса вы направите в ведомство уточненные данные (п. 37 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н);
  • до обнаружения ошибки специалистами ПФР вы самостоятельно пришлете уточнения (п. 39 Инструкции № 766н).

Уточнения могут присылаться:

  • Посредством отправки в ПФР отменяющей СЗВ-М — с кодом «отмн» (например, если в форме ошибочно указаны данные об уволенном работнике).
  • Посредством отправки дополняющей СЗВ-М — с кодом «доп» (если в форме работодатель забыл указать данные о каких-либо работниках).
  • Возможны сочетания указанных форм и обычной. Например, форма с кодом «отмн» может отменить ошибочное сообщение о неверном ИНН, а отправленная вместе с ней обычная СВЗ-М — сообщить верный ИНН.

Как видим, оснований для наложения штрафов у работников ПФР немало, однако у вас в любом случае есть шанс уменьшить штраф в судебном порядке. Но для этого должны быть веские аргументы. Рассмотрим, какими они могут быть, на примере нескольких судебных прецедентов.

Как уменьшить штраф за не сдачу формы СЗВ-М?

Основаниями для уменьшения штрафа в судебном порядке могут быть:

  1. Допущенная просрочка в предоставлении формы СЗВ-М при последующей отправке полной и корректной отчетности в ПФР (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2016 № А60-33366/2016).
  2. Просрочка в предоставлении формы, которая допущена работодателем впервые и на незначительный срок (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 № А56-92305/2016).
  3. Нарушения со стороны ПФР при оформлении акта о непредоставлении формы вовремя (решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2016 № А33-17962/2016).

Прочими аргументами за принятие решения судом в пользу налогоплательщика могут быть такие:

  • выполнение фирмой социально значимых задач в регионе;
  • наличие безупречной репутации при выполнении других обязанностей перед бюджетом;
  • наличие объективных технических и организационных препятствий для отправки документов в ПФР в срок.

Но с большой долей вероятности суд не встанет на сторону налогоплательщика, если установит, что у фирмы были все возможности сдать документ задолго до крайнего срока, а при попытке сдать его в последний день возникли технические проблемы, например перебои с интернетом (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 № А56-70942/2016).

Несвоевременная сдача отчета СЗВ-М в ПФР может обернуться для работодателя немалым штрафом — в величине 500 рублей на каждого работника (или подрядчика по гражданско-правовому договору). Кроме того, в административном порядке может быть оштрафован директор на 300-500 рублей. Работодатель вправе обжаловать штраф за непредоставление отчетности непосредственно в ПФР, в вышестоящей организации или в суде.