Правовая культура, ее связь с правосознанием. Правосознание и правовая культура

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.

2.4 Пути повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан РФ

Конечно, правовая культура безжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой истории государства, но также она не будет успешно развиваться без приобщения к правовым культурам других народов. Опыт недавнего прошлого нашей страны показал, какие печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовую, лишь только собственными рамками. Правовая культура должна аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох. Вопрос только в том, как, что и во имя чего, с какой целью заимствовать из этих культур. От этого зависят результаты данного процесса. Пути повышения правовой культуры российского общества. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность. Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России. В последнее время наблюдается заметное увеличение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними. В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные институты - семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно.

Что касается взрослого населения России, здесь также в первую очередь возникает проблема «правового минимума» - обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Многие из них подвержены правовому нигилизму. Все это снижает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственной деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а также на состоянии общественного порядка и преступности. К сожалению, государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщено. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Средства массовой информации зачастую демонстрируют пренебрежительное отношение к праву, правовым принципам, законодательным нормам, во многих публикациях и выступлениях бросается в глаза низкий правовой уровень журналистов. Некоторые государственные и политические деятели нередко допускают в своих высказываниях примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. Необходимо отметить, что состояние правовой культуры общества во многом определяется степенью участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственный уровень культуры. Правовое воспитание и пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми средствами. Сегодня участие юристов в правовом воспитании практически и правовой пропаганде практически не рассматриваются как их служебная обязанность. А между тем имеет смысл вернуться к разъяснению действующего законодательства, к правовой пропаганде и правовоспитанию с непосредственным участием в них юристов путем консультирования, чтения лекций, по телевидению и радио. Успешное решение задач правового воспитания неразрывно связано с активной научной разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан.

Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам правовой культуры, правосознания, правового воспитания и юридического образования. Важное место среди них должно быть отведено конкретно-социологическим исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, Министерства юстиции РФ. При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений: от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм (пренебрежение к праву) к правовому негативизму (отвержение права). В этом усматривается основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву. В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации, было бы целесообразно: - создать определенный совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов. - разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ специального курса по изучению основ российского законодательства, восстановить практику подготовки преподавателей права; - организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам. - уделять особое внимание правовому воспитанию молодежи; - создать единые центры правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации. Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Заключение

Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание личности, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Моральное сознание - особый способ социальной регуляции, который имеет некоторые общие черты с правовой регуляцией, но в то же время имеет существенные отличия от права. Мораль представляет собой «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного». Мораль как форма общественного сознания и вид общественных отношений стимулирует утверждение и развитие чести и достоинства человека, его стремление к содержательной и счастливой жизни. В. Аллен отмечал, что порядочность и честность - это слишком дорогие подарки, и не стоит их ждать от дешевых людей.

В регулировании общественных отношений мораль взаимодействует с правом. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельств по конкретному юридически значимому делу. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления.

Власть в демократическом государстве в работе по совершенствованию права всегда учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важнейшей составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Различия между правом и моралью проявляются и в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего преступление. Но с юридической точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками.

Список использованных источников

1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995.

2. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.

3. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.

4. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. 301 с.

5. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. 141 с.

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. 701 с.

7. Гранат Н.Л. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996, 476 с.

8. Грошев А.В. Уголовный закон и правосознание. Екатеринбург: ЕВШ МВД РФ, 1994, 179 с.

10. Кабышев В.Т. Защита прав человека - главное направление правовой политики России // Государство и право. 2007. №1.

11. Комаров С.А. Основы государства и права, 4_е изд. СПб.: Питер, 2008. 199 с.

12. Королев А.И. Теория государства и права, СПб.: Юрист, 2007. 276 с.

13. Корнев Г.П. Общая теория права: Учебное пособие. Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2008. 306 с.

14. Кристофер Осакве. Американская правовая культура: родовая специфика и отраслевые разновидности // Право и управление. XX век. 2008. N 2. 105 с.

15. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 2005.

16. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. 415 с.

17. Мицкевич А.В. Теория государства и права. М., 1968. 200 с.

18. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1969. 157 с.

19. Ошеров М.С., Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. Л., 1985. 209 с.

20. Перевалов В.Д. Теория государства и права - М.: Норма. 2008.

21. Правовая реформа: Проблемы, коллизии, тенденции развития: Доклады и сообщения Международной научно-практической конференции / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2004.

22. Сырых. В.М. Теория государства и права: учебник М 2001. 385 с.

23. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. 89 с.

24. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. // под ред. В.М. Карельского и В.Д. Павлова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра. М., 2006. 561 с.

25. Теория права и государства. Учебник. Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2007. 423 с.

26. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. 307 с.

27. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 2001. 712 с.

28. Уледов А.К. Общественная идеология и психология. М., 1985. 125 с.

29. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. 245 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие правосознания, правовой культуры, правового нигилизма, идеализма и воспитания, их взаимосвязь и соотношение. Структура, уровни проявления, виды и функции правосознания и правовой культуры, пути их повышения в современном российском обществе.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2009

    Общая характеристика, понятие, структура, виды и функции правосознания, соотношение права и правосознания. Понятие правовой культуры и правового нигилизма. Место и роль правового воспитания населения в правой культуре, проблемы, стоящие перед обществом.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2010

    Состояние правовой культуры общества и необходимость создания эффективной системы формирования правового сознания. Основные элементы структуры осмысления права, его виды и функции. Деформация правосознания граждан Росси и понятие правового нигилизма.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры. Взаимодействие права и правосознания. Структурные элементы правовой культуры. Влияние правосознания на организацию общественной жизни. Правовое воспитание: понятие, методы, формы.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2016

    Определение роли правосознания и правовой культуры в обществе, с помощью которых возникает возможность регулировать общественные отношения. Характер и формы проявления правового нигилизма и правового идеализма. Природа и способы правового воспитания.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2011

    Роль правосознания в различных сферах правовой жизни. Виды правосознаний: групповое, общественное, теоретическое. Функции правосознания: познавательная, оценочная, регулятивная. Значение уровней правовой культуры, формы правового нигилизма И. Матузова.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2012

    Понятие правосознания и его функции. Эффективность законодательства правоприменительной практики. Основные виды правосознания. Сущность, цели и принципы правового воспитания. Правовая культура как непременная составная часть общечеловеческой культуры.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Правосознание как важнейший элемент правовой культуры. Историческое формирование права и правосознания в России. Деформация правосознания как признак общества. Правовое воспитание и правовое информирование как средство повышения правовой культуры.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2014

    Правосознание как юридическая категория. Ее специфика, элементы, разновидности, основные функции. Характер взаимодействия права и правосознания. Их отличительные черты. Понятие и структура правовой культуры. Методы и формы правового воспитания граждан.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2016

    Концепция правового государства. Правосознание и правовая культура. Понятие, свойства и функции правосознания. Классификация видов правосознания и формы его деформации. Структура правосознания. Правовая культура и правовая активность.

«Только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа».

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем.

  • 1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
  • 2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

  • 1. Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.
  • 2. Правовая психология - это совокупность чувств, (привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний - все это относится к области правовой психологии.

Правовое сознание может быть общественным и индивидуальным. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосознание и правовая психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

Индивидуальное правосознание - это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

В структуре правосознания выделяются уровни - обыденное, профессиональное, научное правосознание.

Обыденное правосознание - это отношение к праву, его оценки на уровне стереотипов, штампов, слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах, иногда толпе.

К обыденному уровню правосознания можно отнести, например, такие высказывания некоторых российских журналистов: «принимает Госдума тысячи законов, но читать их и понимать невозможно». В этом случае свой уровень правосознания и просто образования журналист выдает за всеобщий и с помощью средств массовой информации внедряет его в обыденное правосознание.

Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей в социально-правовой сфере.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Профессиональное правосознание в России формирует и весьма обоснованные предложения, вытекающие из знания обстановки в сфере компетенции Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Генеральной прокуратуры, Конституционного Суда. «Социологические исследования выявляют совершенно отчетливо представления юристов в целом, их структур об эффективности права, его недостатках, о том, что надо делать с правовой системой государства. Иногда профессиональное правосознание пытается за счет критики действующего законодательства объяснить недостатки в работе юридических учреждений, списать эти недостатки (рост преступности, числа имущественных споров и другие) на счет якобы несовершенного законодательства».

У юриста, как правило, есть несколько постулатов, которые складываются под влиянием всей системы юридического образования, под влиянием практической работы. Это священность закона и договора, верховенство закона, уважение к Конституции, равенство каждого перед законом, судом, властью. Но иногда именно за это юристы получают эмоциональные на уровне обыденного сознания характеристики: крючкотворы, формалисты и т.п.

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т.п.

Немалую роль играет и знание зарубежного, полезного правового опыта, когда в правосознании формируется представление «у них» и «у нас», причем «у них» со знаком «плюс», «у нас» со знаком «минус».

Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.

«Если человек обладает развитым правосознанием, - писал французский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».

Вспомним, сколь массовыми были в России обращения граждан в газеты, в административные органы в 60-70-е годы по имущественным, трудовым спорам. Редакция крупных газет даже хвасталась числом обращений трудящихся, они исчислялись сотнями тысяч.

В современной России явственно изменилось массовое правосознание и теперь суды буквально забиты разными делами, в том числе о защите чести, достоинства и деловой репутации. Волокита в судах приняла катастрофические размеры, например, средний срок рассмотрения дел по защите чести и достоинства достигает 1,5-2 лет.

Причем из-за волокиты, неявки то ответчиков, то истцов дела в конце концов прекращаются.

Но если правосознание теперь «загружает» суды, то и судебную систему надо перестраивать с учетом этой перемены в правосознании: идти на упрощение судопроизводства по несложным делам, скорейшее введение института мирового судьи, суда присяжных и т.п. При такой загрузке судов требуется укрепление их материально-финансовой базы. Необходимо обеспечить и исполнение судебных решений, охватывающих теперь почти все сферы государственного управления, регулирования экономических отношений, политическую организацию общества, избирательную систему и т.п.

Если в СССР мощным исполнительным механизмом была партийная система, то ныне таким механизмом стал суд. Происходит сдвиг в правосознании; возникает иное отношение к суду. Отставание с судебной реформой больно бьет по идеалам и практике формирования в России правового государства, демократическим началам общежития российских граждан.

Но и право формирует правосознание. Если право отвечает социальным потребностям общества, соответствует его идеалам, целям, тогда правосознание служит опорой правоприменительной деятельности, основой правотворчества. Право - структурообразующий фактор для правосознания.

Правовая культура - многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это, конечно, более высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры - один из признаков правового государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки права - юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры - политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п.

В правовой культуре развитого демократического общества судебная власть - это не третья сила, как традиционно считается (первые две - законодательная и исполнительная власти), а первая власть, обеспечивающая не только разрешение различных споров, но и управление многими сферами государственной, общественной и личной жизни.

Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

Хотя самопроизвольный характер процессов, связанных с формированием правовой культуры в обществе, является приоритетным, одним из условий этого становится также правовое воспитание. Эта деятельность также весьма широкого диапазона - от собственно образовательной, разъяснительной работы в школе, вузе, других структурах до воспитания на собственном опыте. Правовое воспитание имеет свои формы, объекты, способы, но можно выделить и несколько первостепенных ценностей. Они-то и предмет особой заботы при правовоспитательной деятельности. Прежде всего, это воспитание уважения к Конституции и иным законам. Конечно, критические подходы и замечания допустимы, а подчас и желательны даже в этой сфере. Однако уважение к Конституции, ее знание, умение пользоваться стоят на первом месте. Равно как и уважение к другим законам.

Уважение к суду - вот что общечеловеческая практика и практика многих обществ выносит на второе место. Демократия начинается не с господства большинства, а с учета мнений меньшинства и заботы об их конструктивном сотрудничестве. Начинается демократия и с умения проигрывать. Длительное время гражданин, включенный в какие-то споры, при советской власти добивался «своего», обращаясь последовательно во все более «важные» инстанции. Все органы партийной и советской власти были забиты, закупорены жалобами «проигравших».

И только теперь приходит понимание, что если тот или иной спор решил суд, то демократичнее согласиться с его решением, чем затевать бесконечную тяжбу путем подачи жалоб «все выше и выше». В прошлом, в дореволюционной России, был хороший способ останавливать бесконечный поток жалоб. Каждая жалоба должна была писаться на гербовой бумаге, с жалоб взимался при их подаче гербовый сбор. Воспитание уважения к молодым демократическим институтам России - институту президентства, Федеральному Собранию - еще одна задача правового воспитания граждан. Словом, правовое воспитание - это целенаправленная система мер, просветительских образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Своим адресатом правовое воспитание имеет граждан, должностных лиц. С учетом новой важной социальной роли средств массовой информации особое значение приобретает правовое воспитание журналистов.

Идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное - это жизненный юридический опыт каждого гражданина. И если этот опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом. Не менее важны в правовом воспитании и качество законодательства, и формы правоприменения, и соблюдение договорных обязательств, судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина.

Сочетание знания правовых принципов и разумных конформистских убеждений - мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере.

4. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды.

5. Правовая культура: понятие, структура, функции.

6. Правовое воспитание: понятие, система.

1. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды

Правосознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, оценок, установок, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности.

Черты правосознания:

1. Правосознание – это одна из форм общественного сознания.

2. Оно выражает отношение людей к праву (прошлому, современному, желаемому) и правовым явлениям.

4. Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

Структура правосознания:

Правовая психология (это совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям).

Правовая психология выражается в отдельных психологических реакциях человека на право и правовые явления.

Правовая идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям).

Она выражается в научном или философском осмыслении права и правовых явлений. Философские и научные теории формируются отдельными людьми, а затем становятся достоянием многих.

Функции правосознания:

1. Познавательная (через восприятие и осмысление права и правовых явлений происходит познание общественной жизни).

2. Оценочная (она выражается в оценке конкретных жизненных обстоятельств как юридически значимых).

3. Регулятивная (она реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок).

Виды правосознания:

1. По субъекту (носителю):

Индивидуальное (его носителями являются отдельные люди);

Групповое (его носителями являются социальные группы);

Массовое / общественное (его носителем является общество в целом).

Обыденное (его носителями являются лица, не имеющие юридического образования; оно основано на обыденных знаниях и жизненном опыте; в его структуре преобладает правовая психология);

Профессиональное (его носителями являются юристы; оно основано на специальных юридических знаниях и знании юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология);

Научное (его носителями являются ученые-юристы; оно основано на глубоких теоретических знаниях о праве, на анализе и обобщении юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология).

2. Правовая культура: понятие, структура, функции

С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура шире по содержанию, чем правосознание, так как правосознание включает в себя только совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к праву и правовым явлениям, который выражается в деятельности людей (индивидуальной или коллективной).

Структура правовой культуры:

Правовая культура личности;

Правовая культура общества.

Элементы правовой культуры личности:

1.) гносеологический (означает правовую информированность личности, знание норм права);

2.) ценностно-ориентационный (это правовые установки, правовые ценностные ориентации, определяющие направленность правовой активности личности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформированного отношения);

3.) деятельностный (это устойчивые формы правомерного поведения, направленные на реализацию правовых норм).

Элементы правовой культуры общества:

1.) состояние и уровень общественного правосознания и правовой активности общества;

2.) уровень развития права;

3.) культура юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, научной, образовательной).

Функции правовой культуры:

1.) познавательная (она заключается в освоении отечественного и зарубежного правового опыта);

2.) регулятивная (она осуществляется посредством реализации правовых норм);

3.) нормативно-ценностная (она состоит в изменении индивидуального поведения путем сопоставления с образцами поведения, установленными в нормах права);

4.) трансляционная (она состоит в передаче правового опыта);

5.) коммуникативная (она реализуется в правовом общении и способствует согласованию индивидуальных, групповых и общественных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей);

6.) прогностическая (она выражается в прогнозировании развития общества, государства, права).

3. Правовое воспитание: понятие, система

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию правосознания и правовой культуры личности и общества.

Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом.

Правовое воспитание следует отличать от правовой социализации, которая представляет собой длительный процесс формирования права, протекающий на протяжении всей жизни человека (но особенно в детские и юношеские годы) под воздействием различных факторов. Правовое воспитание представляет собой один из инструментов правовой социализации личности.

Элементы системы правового воспитания:

1.) субъекты воспитания (родители, учителя, воспитатели, преподаватели, ученые, журналисты, должностные лица и т.д.);

2.) объекты воспитания (индивиды, социальные группы, общество);

4.) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5.) формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Тема 20.


Похожая информация.


Реферат по предмету:

«Правоведение»

Тема: «Правосознание и правовая культура»

Введение

1. Понятие, структура и виды правосознания

2. Правовая культура: понятие, структура, уровень

Заключение

Список литературы

Введение

Формирование правосознания является процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума.
От утопического, мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому – так можно определить основной вектор в продвижении общественною сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла». Такое утверждение может показаться странным, но по сути в нем нет ничего удивительного. Растет роль и ценность права как основной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное общество. Соответственно, совершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида, его коллективных образований, общества.
Разумеется, правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во времени.
В данном реферате мы рассмотрим понятие правосознания, его структуру и виды, а также правовую культуру, правовое воспитание и правовую социализацию.

1.Понятие, структура и виды правосознания

Правосознание - это совокупность идей, взглядов, представлений о том, каким должно быть право с точки зрения его справедливости, а также целесообразности, эффективности в утверждении ценностей, признанных в обществе и складывающихся на их основе оценок и чувств. Правосознание - явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, с другой - определенное к нему отношение. В правосознании выражается одобрение или неодобрение существующего права, представления о том, каким должно быть хорошее, нужное, необходимое право, на каких принципах, идеях оно должно строиться.

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Правосознание - сложное по своей структуре явление. Оно складывается из знания права, правовой идеологии, оценок, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права - необходимый элемент правосознания, элемент информационный. Чтобы оценить право, выразить к нему свое отношение, необходимо обладать хотя бы минимумом информации о праве или конкретном законе. Объем этой информации, конечно, различен у разных субъектов, и зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия профессиональной юридической подготовки, места работы и т. д. В зависимости от уровня знаний право и правосознание подразделяются на виды: обыденное (любого гражданина), профессиональное (лиц, профессионально занимающихся юридической деятельностью) и научное (лиц, занимающихся наукой в сфере права).

Правовая идеология - это идеи, взгляды, представления о том, каким должно быть право с точки зрения определенной системы ценностей. В этих идеях отражается то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях отражаются прежде всего общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, его правовая безопасность и социальная защищенность, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.

Правосознание, его идеи - это форма общественного сознания. Как таковое оно, безусловно, имеет социально-экономические истоки. Оно коренится в условиях жизни самого общества, отражает ценности, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы.

Подчеркивая общечеловеческий характер многих правовых идей, не следует забывать, что есть и такие правовые идеи, которые имеют классовый характер и разделяются далеко не всеми членами общества, социальными группами. Между тем в последнее время стало модным обходить этот вопрос - вопрос о классовом характере правосознания. Однако не следует забывать, что правовая идеология остается именно идеологией, в качестве таковой она является частью политической идеологии. Политические идеи закладываются в программах политических партий, в их избирательных платформах прежде всего в виде правовых идей. Это и объяснимо: партии ведут борьбу за политическую власть для того, чтобы эти идеи воплотить в законы, чтобы с помощью законов достичь тех целей, к которым эти партии стремятся. Поскольку партии выражают интересы определенных социальных групп, классов, то и многие правовые идеи (конечно, далеко не все) носят классовый характер.

В нашей стране политическая борьба партий концентрируется (как, впрочем, и везде) вокруг основополагающих ценностей, собственности и власти. Эта борьба в определенной мере выступает как борьба правовых идей, борьба за то, какие из них следует воплотить в праве. Здесь мы встречаем зачастую противоположные идеи: установить ли право частной собственности на землю с ее свободной куплей-продажей или рассматривать ее как общенародное достояние; регулировать ли цены или оставлять их свободными; сохранить ли свободу внешней торговли или установить государственную монополию; расширить ли законодательно права парламента или предпочесть сильную президентскую власть; оставить ли республику президентской или заменить ее парламентской и т. д. Перечень идей, зачастую противоположных, которые стремятся те или иные политические силы воплотить в законах, можно было бы продолжить.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Возникает вопрос: как и на основе чего складываются, формируются правовые эмоции? Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, каким должно быть право справедливое, право эффективное в достижении определенных целей, утверждении определенных ценностей, какие правовые средства должны использоваться для их утверждения и охраны. Если тот или иной закон оценивается как закон справедливый, эффективный в утверждении желаемых для субъектов ценностей, то возникают положительные эмоции - чувства удовлетворения, радости и т. д. Если же закон находит негативные оценки, рассматривается как несправедливый, неэффективный, то, напротив, возникают негативные эмоции- чувства неудовлетворенности, огорчения, неприятия, злости и т. д.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определенное психологическое состояние субъекта, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закрепленных правом. Правовая установка - это предрасположенность личности, ее психологическая готовность к соблюдению норм права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом, выражающаяся в предрасположенности к нарушению права.

Известны различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосоз-нание не существует вне индивидуального.

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.

Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики, так как нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов, основанное на глубоком знании права и предполагающее уважительное отношение к праву.

Взаимодействие права и правосознания аналогично взаимодействию права и нравственности. Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. В ходе правотворчества законодатель неизбежно стремится воплотить господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учетом правосознания. В рамках закона выбирается то решение, которое больше соответствует сложившемуся в обществе правосознанию.

Наконец, уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права. В свою очередь право формирует правосознание членов общества, способствует внедрению в их сознание правовых идей.

2.Правовая культура: понятие, структура, уровень

Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества. Но только с субъективной стороны, с той, которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому более глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура.

Само понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура предполагает:

определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.). Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсальных обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизации. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру как на категорию, охватывающую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности. Основополагающей культурной ценностью является само право. Правы те ученые, которые уподобляют «изобретение» законов появлению, например, колеса. Закон как инструмент организации общественных отношений – пока непревзойденное и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает право. Право как дитя культуры проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка. Об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов и отправление правосудия по уголовным и гражданским делам. Если отвлечься от многообразных проявлений правовой культуры, не давать их перечень, но попытаться классифицировать, то можно выделить четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Составные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но так или иначе все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеолого-психическое; нормативное, фиксируемое совокупностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых действий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности. Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явлениям будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка – другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, и на той основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести: формирование чувств права и законности; освоение достижений логико-правового мышления; совершенствование законодательства; повышение уровня законопроектных работ; увеличение объема и качественное совершенствование право-послушного поведения; совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности; разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений; изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования. Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой – надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Было бы утопичным желание сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекает задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие: обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни; создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права; обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы; осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»; активизировать правомерное поведение. Поддержание и повышение правовой культуры требуют постоянных усилий на пропагандистском, просвещенческом и образовательном уровнях. Формы такой работы известны: лекции среди населения, пропаганда и просвещение средствами массовой информации; лектории правовых знаний; специальные циклы лекций на предприятиях, в организациях и учреждениях в системе политики – правовой учебы; преподавание в общеобразовательных учебных заведениях, в техникумах и вузах; юридическое образование; занятия в системе повышения квалификации. Особые требования в части повышения правовой культуры предъявляются к должностным лицам. Это и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказывается на уровне культуры в целом, включая и политическую, и нравственную. Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и правопорядок.

Заключение

Анализ вышеизложенного материала по выбранной теме позволяет сделать следующие выводы. Формирование правосознания и правовой культуры – сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов.Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правового сознания и правовой культуры общества. Правосознание и правовая культура – необходимые условия сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правосознания и правовой культуры выше, чем в Росси. Тем более важно обучить этому будущих юристов – профессионалов, чтобы основную цель в своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, то есть защищать слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правового сознания и правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правового сознания и правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусства.Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания и правовой культуры.

Список литературы

1.Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина. – Москва: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996.

2. Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева. - 3-е изд., переработанное и дополненное - Москва: Юристъ, 2001.

3.Теория государства и права: Учебник для вузов/Под редакциейА.Ф. Черданцева. - Москва: Юрайт-М, 2002.

1. Понятие и признаки правосознания. Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология

Ни одно явление, в том числе и мораль, не оказывает воздействия на право, если предварительно не отражается в правосознании. Правосознание - это своеобразный фильтр, через который пропускаются факторы, влияющие на право.

Правосознание - совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов в которых выражено отношение к действующем, желаемому и создаваемому праву.

Будучи одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, моралью), правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и определяется в конечном счете материальными условиями жизни общества. В тоже время оно характеризуется относительной самостоятельностью. Это выражается, во-первых, в том, что правосознание может отражать не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Во-вторых, правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает одно и тоже явление, например с нравственным сознанием оценивая право с точки зрения добра и зла. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки.

Признаки правосознания, составляющие его сущность

1) Это одна из форм (сфера, область, вид) общественного сознания, существующая наряду и в тесной взаимосвязи с политическим, экономическим и другими видами сознания.

2) Оно имеет особый предмет отражения - правовые явления (правовую действительность):

а) существующее в обществе позитивное право (своей страны и зарубежных стран);

б) должное (по мнению носителя правосознания) право (естественное право);

в) право ушедших времен (история права) и других народов (зарубежных стран);

г) деятельность людей и организаций, связанную с правом (в том числе собственную): правотворчество, реализация права, правовая политика государства, юридическая практика;

д) источники права (в нашей стране, прежде всего, законодательство);

е) правосознание других лиц и собственное (самосознание).

3) Правосознание имеет специфические средства отражения действительности: особый язык, включающий специальные юридические понятия (норма права, источник права, ответственность, вина и т.д.).

Структура правосознания

Внутри любого правосознания выделяются следующие структурные элементы, которые отражают глубину осознания правовых явлений:

1) Правовая идеология - это систематизированные правовые идеи, убеждения, представления, суждения, понятия, вырабатываемые, прежде всего, в процессе теоретического осмысления правовых явлений. Идеология может быть поверхностной, бытовой и научной (теории, выработанные юридической наукой). Идеологию называют рациональным компонентом правосознания.

2) Правовая психология - это чувства, эмоции, настроения, желания, переживания, привычки (совесть, стыд, патриотизм, гражданственность). Это непосредственное, теоретически не осмысленное, не выступающее в виде обобщенной системы отношение к праву и другим правовым явлениям.

3) Сложные поведенческие элементы, включающие как идеологию, так и психологию:

мотивы поведения (корысть, эгоизм, личная или общественная заинтересованность);

внутренние установки (предрасположенность, готовность) на какое-то поведение (нетерпимое или равнодушное отношение к правонарушениям).

Установки объединяются в систему личностных ориентаций и характеризуют жизненную позицию человека, его правовую ориентацию. Они основываются как на чувствах, так и на идеологии.

2. Виды правосознания по субъектам

1) Правосознание всего общества, т.е. то сознание, которое преимущественно господствует среди большинства членов общества. Оно представляет собой систему, состоящую из правосознания групп и лиц, входящих в это общество. Общественное правосознание включает в себя знания, накопленные уже ушедшими поколениями, зафиксированные в книгах и источниках права.

2) Правосознание отдельных социальных групп (классов) общества (буржуазии, рабочего класса, городского или сельского населения, людей определенного возраста, трудового коллектива и т.д.). Это так же система, складывающаяся из правосознания отдельных индивидов, входящих в данную социальную группу (класс).

3) Индивидуальное правосознание отдельного лица.

Виды правосознания по объему и качеству знаний

По глубине и профессиональности познания правовых явлений выделяют виды правосознания:

1) Обыденное правосознание лиц, не изучавших право специально, знакомого с ним по опыту повседневной жизни, из средств массовой информации.

2) Профессиональное правосознание лиц, получивших специальное юридическое образование (среднее или высшее) и занимающихся реализацией права в силу своей профессии.

Включает, как правило, знания о действующем праве и методах, средствах его реализации.

3) Научное правосознание лиц, занимающихся изучением права с использованием специальных научных методов. Включает сумму различных правовых теорий (естественного, позитивного, социалистического права).

3. Функции правосознания в жизни людей

1) Познавательная функция - заключается в накоплении людьми знаний о правовых явлениях.

2) Оценочная функция - заключается в выработке людьми эмоционального (психического: чувств, желаний, мотивов) отношения к правовым явлениям:

а) к праву;

б) к собственному поведению;

б) поведению окружающих, в том числе, к работе государственных органов (правоохранительных, правоисполняющих, правотворческих).

Оценки могут выражаться и в системе идеологических воззрений.

3) Регулятивная функция - заключается:

В направлении поведения людей по пути правомерности или противоправности действий;

В формировании новых норм права на основе знаний о потребностях общества.

Связь правосознания с различными явлениями общественной жизни.

Связь правосознания с позитивным правом.

1) Право является объектом, который отражается в сознании людей и тем самым определяет его характер.

2) Правосознанием может быть источником (формой) права при неразвитости писанного права (совпадает с правом).

3) Правосознание определяет развитие права в процессе правотворчества. В этом случае оно является источником права в историческом аспекте.

4) Правосознание оказывает решающее влияние на реализацию правовых норм в процессе трансформации их в правоотношения и в поведение людей.

Незнание права, нигилистическое отношение к нему порождают правонарушения, не умение реализовать закрепленные в праве субъективные права.

Связь правосознания и государства

1) Правосознание целенаправленно формируется государством. Это происходит через издаваемые государственными органами правовые акты, через правовую агитацию и пропаганду, посредством привлечения правонарушителей к юридической ответственности и поощрение правомерного поведения.

2) Правосознание, воплощаясь в правовых нормах, оказывает обратное воздействие на государство.

Связь правосознания с другими видами (формами) сознания.

Происходит взаимодействие правосознания с другими видами сознания.

2) Правосознание может непосредственно совпадать с другими видами сознания.

Таким образом, изучение права является шагом к изучению различных сфер жизни: экономики, политики. Научное познание права, отдельных его отраслей, невозможно без познания информации накопленной другими науками.

Связь правосознания с другими явлениями общественной жизни

1) Согласно материалистической концепции сознание людей во многом определяется положением людей в сложившихся исторически общественных отношениях.

2) Уровень благосостояния также определяет возможность различных групп общества пользоваться юридической помощью и тем самым приобретать правовые знания. Низкий уровень жизни обуславливает недоступность для массы людей помощи юридических консультаций, адвокатов и т.д., определяет их юридическую безграмотность.

3) Повышение правовой грамотности, рост числа юристов профессионалов, с другой стороны, позволяет гражданам добиваться реализации своих прав и свобод, в том числе социальных и экономических.

4. Деформации правового сознания

Проблемы деформации правосознания. Деформация - искажение. Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, не правовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может дойдя до крайней степени искажения, превратится в преступное сознание - это сознание несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.

Формы деформации правосознания

Правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробел правосознания. Отсутствие знаний о существенных элементах позитивного права.

Правовой нигилизм - осознание игнорирование требований закона. Отрицание того, что требует закон, может проходит как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.

Феномен перерождения правосознания

Крайняя степень искаженного, дефектного правосознания. Основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти и жестокости.

Преступное сознание. Наиболее распространенные формы деформации правосознания. Перерождение правосознания, злоупотребление служебным положением.

Правовой инфантилизм. Характеризуется безразличным, спокойным отношением к феномену права. Субъект как правило не совершает активных противоправных действий но и не стремиться активно осуществлять свою деятельность в режиме законности, активно не поддерживает правопорядок.

Правовая культура и правовое воспитание

От правового сознания следует отличать понятие правовой культуры. Правовая культура - это не просто то или иное отношение к праву (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву. Уже по этому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо обладающее правовой культурой, во-первых, характеризуется определенным уровнем знания действующих юридических норм, во-вторых, ему свойственно уважительное отношение к праву и, в-третьих, оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит. Таким образом правовая культура - это единство правовых знаний, оценок и поведения. Особое значение и связь с правовой культурой и правосознанием имеет правовое воспитание граждан. Ныне общепризнанны следующие принципы правового воспитания. Во-первых, следует учитывать особенности восприятия правовых норм различными группами населения. Во-вторых, необходимо добиваться осознания воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания во многом зависит от того, насколько оно опирается на требования нравственных норм. В-третьих, следует всемерно развивать правовую активность граждан, воспитывать у них непримиримость к нарушениям закона и правопорядка. В конечном счете цель правового воспитания - это выработка навыков правомерного поведения, чувства гражданского долга и гражданской инициативы. Гражданин, обладающий высокой правовой культурой, является активным борцом за претворение законов в жизнь. Поэтому выработка высокой правовой культуры у всех членов общества является одним из важнейших средств укрепления законности и правопорядка.

Выделяют следующие виды правовой культуры.

В зависимости от субъектов выделяют индивидуальную, групповую и общественную правовую культуру. В зависимости от уровня глубины правовая культура бывает обыденной, профессиональной и научной.