Иск о признании права на жилой дом. Исковое заявление о признании права собственности на жилой дом

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

1. Вещи, "орудия" с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования.

2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую "телесную оболочку" становясь материальными проводниками, "перевозчиками смысла".

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование-общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения, между владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно - экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.

2.3 Человек - универсальный компонент общественной системы

Всякая система, целое представляет собой органическое единство и взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня, различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с другой - сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или иную данную систему в обществе, определить ее - это значит вычленить часть (компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему, выделить и определить ее параметры причем на первое место ставит именно человеческие. «Как нам кажется,- пишет Э. С. Маркарян,- для понимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качестве целостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трех качественно различных точек зрения:

1) с точки зрения субъектов деятельности, отвечающей на вопрос, кто действует;

2) с точки зрения участков приложения деятельности, позволяющей установить, на что направлена деятельность, где она осуществляется;

3) с точки зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос, как, каким образом осуществляется человеческая деятельность».

Что касается внечеловеческих компонентов, то они членятся Э. С. Маркаряном опять-таки на два класса. Один класс охватывает «различные сферы и виды деятельности» (экономика, политика, наука, воспитание и т. д.), другой класс - различного рода проявления культуры как «специфического способа человеческого существования» (орудия труда, обычаи, социальные институты и т. д.).

Это деление не лишено смысла, поскольку па самом деле кроме людей в социальных системах имеют место и компоненты иного рода.

Что касается экономики, политики, науки и воспитания, то, на наш взгляд, их никак нельзя отнести к «внечеловеческим компонентам». Это сферы общественной жизни, проявления именно человеческой деятельности.

Весьма интересной нам представляется концепция В. М. Краснова, который дает следующий «набор» компонентов общества как социальной системы:

- социальные субъекты - общественные индивиды и их общности и объединения (классы, нации, партии, государства и т. п.);

- общественные потребности;

- человеческая деятельность - общественно детерминированная активность социальных субъектов в целях удовлетворения этих потребностей;

- общественные отношения - реальные взаимозависимости, которые складываются между людьми в процессе их деятельности;

- культура - создаваемые людьми разнообразные материальные, духовные и организационные способы и средства, при помощи которых социальные объекты опосредуют свои общественные отношения, осуществляют деятельность и удовлетворяют потребности.

Следующий, более высокий уровень представлен, по мнению В. М. Краснова, более конкретными категориями социальных «процессов и явлений», а еще более высокий - сферами общественной жизни, и так до общества в целом.

Концепция В. М. Краснова довольно легко «накладывается» на любые социальные системы, поскольку охватывает самые общие их особенности. Вместе с тем нам представляется, что эта концепция слишком абстрактна, поскольку сводит все многообразие конкретных систем к одним и тем же исходным компонентам.

Универсальным компонентом любой социальной системы всегда выступает человек как социальное существо. Человек есть последний, в известном смысле слова элементарный носитель социального системного качества.

В обществе далеко не всегда возможно отчетливо провести грань между вещественными, процессуальными, духовными и людскими компонентами, поскольку любой компонент общественной системы выступает всегда и как отношение. Товар, к примеру, сам по себе вещь, по как компонент общественной системы выступает как общественное отношение.

Человек занимает центральное место и в структуре, внутренней организации системы, ведь структура - совокупность общественные отношений, за которыми всегда стоит личность, коллектив, социальная группа, класс. Личность, как компонент системы, сложна и многообразна, обладает множеством черт, особенностей, качеств. От сюда и многообразие отношений людей из которого, по существу, вытекает и многообразие социальных систем. Производственный коллектив, к примеру, система, совокупность людей, интегрированных прежде всего производственными, экономическими связями. Но члены того же коллектива могут вступать в отношения иного, внеэкономического плана, скажем, создать коллектив спортивный. Это тоже система, но уже иного качества. Человеческие компоненты и в производственном, и в спортивном коллективе одни и те же, но в силу того, что они взаимодействуют различными сторонами, различны и социальные системы, которые они образуют. И здесь, в отношениях компонентов, в структуре, являющейся одним из важных интегративных факторов системы, человек играет центральную роль.

Человеком и коллективами людей выполняются и основные функции общественной системы, поскольку функции эти суть, деятельность. активность все тех же личностей, коллектива и т. д. Человек в процессе труда и жизни осуществляет взаимодействие системы со средой природной и социальной. Человек является главным субъектом и объектом управления, которое, как мы отмечали, является важным средством интеграции системы, сохранения ее качественной определенности, ее совершенствования и развития. Человек - носитель, преобразователь и пользователь социальной информации, выполняющей в обществе коммуникативную, управленческую, познавательную и пропагандистскую роль.

Человек не просто элементарный, далее неразложимый компонент социальной системы, но и ее центр, ее фокус, в котором концентрируются се связи и отношения и взаимодействия. Не случайно К. Маркс определял сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Каждый человек - носитель качественных: характеристик системы, к которой он принадлежит, и не только носитель, но и выразитель, поскольку эти характеристики выражаются в деятельности человека, его активности.

Будучи компонентом любой социальной системы, воплощением ее сущности, человек лишь часть социальной системы. Он не есть некий абсолютный социальный атом, вечный и неделимый, пустотой окруженный. Только через систему человек обретает свою социальную сущность.

Итак, везде и всегда, в любой социальной системе человек выступает как главный компонент.

Системы общественного порядка по набору своих компонентов весьма многообразны. Есть системы, например общество в целом, где имеется набор всех классов компонентов: людей, вещей (предметов), процессов и идей.

Другая группа систем включает в себя - только людей, связанных определенными отношениями. Таковы класс, нация, производственные коллективы. Вещи играют здесь роль опосредствующего звена, но сами непосредственно не входят в состав этого типа систем, хотя отношения к вещам, к средствам производства и определяют место человека в той или иной системе.

Третья группа систем имеет в своем составе и людские, и вещественные компоненты. Например, производительные силы есть система как вещественных элементов - средств производства, так и людских элементов-людей, овладевших и управляющих средствами производства.

III Подсистемы общества по Т. Парсонсу.

Социальные системы - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами.

Структуру социальных систем можно анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли. Ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функции по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств. Нормы, основная функция которых - интегрировать социальные системы, конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной системы, конкретизированные применительно к соответствующим уровням в структуре социальной системы, но и содержат конкретные способы ориентации для действия в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определенных коллективов и ролей. Коллективы принадлежат ук числу тех структурных компонентов, для которых наиболее важна целедостиженческая функция.

To, что социальные системы представляют собой реальность sui generis, в частности, означает, что все перечисленные типы их структурных компонентов являются по отношению друг к другу независимыми переменными. Социальные системы состоят из комбинаций этих структурных компонентов. Чтобы достичь стабильной институционализации, коллективы и роли должны «руководствоваться» конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и нормы инсти-туционализируются только постольку, поскольку они «воплощаются в жизнь» конкретными коллективами и ролями.

Понятие общества

Общество - такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточность, однако, была бы несовместима со статусом общества как подсистемы системы действия. Любое общество для сохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает в порядке взаимообмена с окружающими системами. И, значит, самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования.

Физическая среда имеет для общества адаптивное значение в том смысле, что она является непосредственным источником материальных ресурсов, которые используются обществом посредством своих производственных, технологических и экономических механизмов. Распределение доступа к материальным ресурсам, будучи связано с системой разделения труда через экологический аспект жизни общества, требует решения вопросов территориального размещения различных подгрупп населения, а также закрепления за ними различных экономических интересов. У физической среды есть и второй значимый для общества аспект (ввиду важности физической силы для сдерживания нежелательных действий), в соответствии с которым эффективное социетальное целедостижение нуждается в контроле за действиями в пределах определенной территории. Поэтому мы имеем дело с двумя проявлениями самодостаточности общества, которые относятся, соответственно, к экономическому и политическому функционированию в отношениях с физическим окружением - через технологию и организованное использование силы при исполнении военных и полицейских функций.

Третье проявление социетальной самодостаточности относится к личностным системам индивидуальных членов общества, находящихся в особого рода взаимопроникновении с его организмами. Организм непосредственно связан с территориальным комплексом по той простой причине, что действия всегда свершаются в каком-то месте. Но его основная связь с социальной системой осуществляется через личность; главная зона взаимопроникновения - это статус членства.

На социальном уровне институционализированные ценностные образцы выступают в виде «коллективных представлений», которые определяют желаемый тип социальной системы. Эти представления соотносятся с концепциями типов социальных систем, с помощью которых индивиды ориентируются при реализации себя в качестве членов общества. Следовательно, именно консенсус членов общества по поводу ценностной ориентации их собственного общества означает институционализацию ценностного образца.

Ценности находятся в определенных отношениях с другими компонентами культурной системы - эмпирическим знанием, системами экспрессивных символов и конститутивными символическими структурами, образующими ядро религиозных систем.

Подсистемы общества

Общество делится на четыре основные подсистемы (как показано в таблице). Так, подсистема сохранения и воспроизводства образца преимущественно касается отношений общества с культурной системой и через нее с высшей реальностью; целедостиженческая, или политическая, подсистема - отношений с личностными системами индивидов; адаптивная, или экономическая, подсистема - отношений с поведенческим организмом и через него с материальным миром. Эти различения носят наиболее явственный и наиболее важный характер применительно к обществам, далеко продвинутым по шкале модернизации.

Ядром общества как разновидности социальной систолы является четвертый компонент - его интегративная подсистема. Поскольку мы интерпретируем социальную систему как интегративную для систем действия в целом, то особое внимание надо уделять тому, как она обеспечивает или, наоборот, не обеспечивает различные порядки и уровни внутренней интеграции. Эта интегративная подсистема общества будет называться социетальным сообществом.

Возможно, самой общей функцией социетального сообщества является сочленение системы норм с коллективной организацией, обладающей единством и внутренней логикой.

Таблица - Общество (или более обобщенно - социальная система)*

Подсистемы Структурные Аспекты процесса Основная функция компоненты развитияСоциетальное сообществоНормы ВключениеИнтеграцияВоспроизводство образца или фидуциарная подсистемаЦенностиГенерализация ценностейВоспроизводство образцаПолитика ЭкономикаКоллективы

РолиДифференциация

Повышение адаптивного потенциалаЦеледостижение Адаптация

* В этой таблице предпринята попытка представить в несколько более развернутом виде четырехфункциональную парадигму применительно к обществу или любом другой разновидности социальной системы, играющей роль интегративнои подсистемы в общей системе действия. Социетальное сообщество, занимающее в данном анализе место главной подсистемы, помещено в левую колонку, остальные три следуют за ней. Во второй колонке этому набору соответствуют выделенные по тем же функциональным критериям четыре основных структурных компонента социальных систем. Третья колонка содержит соответствующую классификацию аспектов динамических процессов, происходящих в социальных системах, эти категории будут широко использованы в последующем анализе. Наконец в четвертой колонке повторены обозначения основных функции.

Важно не допускать трактовку структуры социентальных норм как монолитной целостности. Поэтому аналитически различаются четыре ее составляющих, хотя в конкретной реальности они в высшей степени перемешаны между собой. Различения касаются оснований обязанностей и прав, а также характера санкций за нарушение норм и вознаграждений за их соблюдение или за высокий уровень их исполнения.

Ядро: социетальное сообщество

Центральное понятие - социальное сообщество звучит несколько непривычно, вероятно из-за того, что проблемы, охватываемые им, обычно обсуждаются в терминах политики или религии, а не в социальном плане. Основная функция этой интегративной подсистемы состоит в том, чтобы определять обязательства, вытекающие из лояльности по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества. Так, в большинстве современных обществ готовность к военной службе является проверкой лояльности для мужчин, но не для женщин. Лояльность состоит в готовности откликнуться на должным образом «обоснованный» призыв, сделанный от лица коллектива или во имя «общественного» интереса или потребности. Нормативная проблема состоит в определении тех случаев, когда подобный отклик устанавливает обязанность. Обычно от имени и в интересах социетальной лояльности выступают государственные органы, они же следят за выполнением соответствующих норм.

Особую важность представляют отношения между лояльностями подгрупп и индивидов по отношению к социетальному коллективу, то есть всему обществу, и по отношению к другим коллективам, членами которых они являются. Фундаментальной чертой всех человеческих обществ является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важной составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа. Поэтому одной из значительных проблем интеграции, стоящих перед социетальным сообществом, является проблема регулирования лояльностей его членов по отношению к нему самому и к другим различным коллективам.

Социетальное сообщество представляет собой сложную сеть взаимопроникаюших коллективов и коллективных лояльностей, систему, для которой характерны дифференциация и сегментация. Так, семейные ячейки, деловые фирмы, церкви, правительственные учреждения, учебные заведения и т. п. отделены друг от друга (дифференцированы) К тому же каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных коллективов, например из множества семей, каждая из которых насчитывает лишь несколько человек, и из многих локальных сообществ.

Лояльность по отношению к социетальному сообществу должна занимать высокое место в любой устойчивой иерархии лояльностей и потому является предметом особой заботы всего общества.

С иерархической точки зрения нормативное упорядочение социетального сообщества в терминах членства подразумевает существование стратификационной шкалы - шкалы признаваемого и легитимизированного (в той мере, в какой усвоены нормы и ценности) престижа входящих в это сообщество в качестве его членов коллективов, отдельных лиц, а также статусов и ролей, распространенных в этом сообществе.

Положение коллектива или индивида в стратификационной системе измеряется уровнем его престижа или способностью оказывать влияние Последнее рассматриваеся как одно из обобщенных символических средств социетального взаимообмена, наряду с деньгами и властью Оно состоит в способности добиваться от других социальных агентов желаемых решений, не предъявляя им в качестве соблазна какого-то ценного quid pro quo и не угрожая им какими-либо пагубными последствиями. Это влияние должно действовать через убеждение объекта воздействия в том, что то решение, которое внушает ему субъект влияния, означает действие в интересах коллективной системы, с которой оба они солидарны.

Социетальное сообщество и воспроизводство образца по отношению к конкретному и случайному характеру интересов , влияния и солидарности, выступая на социетальном уровне в виде ценностных приверженностей. Нарушение ценностных обязательств определяется как совершение нелегитимного деяния; наоборот, следование долгу является делом чести и совести, которые, в свою очередь, не могут быть представлены без понятий бесчестия и вины.

Ценностные системы включают в себя категорию обязательств перед «ценностно обоснованными объединениями», солидарность в рамках легитимных коллективных взаимодействий и предприятий. Какие объединения являются ценностно обоснованными, это по-разному решается в конкретных общества.

Ha уровне культуры в качестве соответствующего аспекта ценностей выступает то, что принято называть моралью. Мораль предполагает оценку объектов опыта в контексте социальных отношений. Моральный поступок есть реализация культурной ценности в социальной ситуации, включающей взаимодействия с другими субъектами. Коль скоро речь идет о взаимодействии, здесь должны присутствовать стандарты, взаимно обязательные для его участников.

Моральные ценности - не единственный компонент ценностного содержимого культурной системы. Существуют другие, например эстетические, познавательные или собственно религиозные ценности.

Социетальное сообщество и политика

Влияние и ценностные приверженности действуют по принципу добровольности, через убеждение и апелляцию к чести и совести. Однако ни одна крупная и сложная социальная система не сможет выжить, если согласие с большей частью ее нормативных оснований не будет носить обязательного характера, то есть если к непослушанию не будут применяться по ситуации негативные санкции. Такие санкции отчасти и предупреждают непослушание тем, что «напоминают» добропорядочным гражданам об их обязанностях и служат наказанием для нарушителей. Социально организованное и управляемое применение негативных санкции, включая угрозу их применения в случаях, когда подозревается наличие намерения ослушаться, называется функцией принуждения.

Среди специальных органов, действующих в этом направлении, важное место принадлежит судам и юридической гильдии. Сложный нормативный порядок, однако, нуждается не только в принуждении, но и в авторитетной интерпретации. Очень часто судебные системы вынуждены сочетать в особых случаях определение обязательств, наказаний и пр. с интерпретацией значения норм, что подчас является довольно значительной проблемой.

В терминах принятой аналитической схемы политика включает не только основные функции правительства в его отношениях с социетальным сообществом, но и соответствующие аспекты любого коллектива. Рассматривается какое-то явление как политическое в той мере, в какой оно связано с организацией и мобилизацией ресурсов для достижения каким-либо коллективом его целей. Политические аспекты деятельности существуют у деловых компаний, университетов, церквей. В развитии современных обществ, однако, государство все более дифференцируется от социетального сообщества как специализированный орган общества, составляющий ядро его политической подсистемы.

Основные отношения между государством и социетальным сообществом могут носить аскриптивный характер. Даже в обществах ранней стадии модернизации простые люди рассматривались как «подданные» монарха, которым традицией предписано подчинение его власти. Однако при достижении уровней дифференциации, соответствующих модернизованному обществу, власть политических лидеров имеет обыкновение становиться ой от поддержки очень широких слоев населения.

Дифференциация лидерства и авторитета предполагает особый уровень обобщенности того средства социального взаимообмена, который называется властью. Власть - способность принимать и «навязывать» решения, которые обязательны для соответствующих коллективов и их членов постольку, поскольку их статусы подпадают под обязательства, предполагаемые такими решениями. Власть следует отличать от влияния, так как издание обязывающих решений совсем не похоже на меры убеждения.

Маленькая порция власти - все равно власть, подобно тому как один доллар - небольшие деньги, но все равно деньги.

Социетальное сообщество и экономика

Четвертый компонент нормативного порядка сопряжен с областью. практического. Наиболее очевидными сферами его приложения являются экономика и технология, а его руководящий принцип – желательность эффективного управления ресурсами. Даже в тех случаях, когда не затронуты вопросы лояльности, выполнения обязательных постановлений или морали, действия индивида или коллектива будут осуждаться, если они без необходимости расточительны или небрежны. В современных обществах этот нормативный аспект особенно ясен там, где речь идет о регулировании трудовых ресурсов как фактора производства в экономическом смысле этого слова.

Дифференциация автономных структур делает необходимым развитие обобщенного монетарного средства обмена в сочетании с рыночной системой. Деньги и рынок действуют там, где существует довольно широкое разделение труда и где область экономического действия достаточно отделена от политических, общинных и моральных императивов. Из всех обобщенных механизмов социетального взаимообмена деньги и рынки менее всего связаны с нормативным порядком, воплощенным в социетальном сообществе. Соответственно, практическая рациональность регулируется главным образом институциональными нормами, прежде всего институтами собственности и контракта, которые имеют другие основания для санкций.

IV Функционирование общества (К. Маркс; П. Сорокин)

Каким образом система, состоящая из многих частей, способна существовать и изменяться как единое целое, как возникают интегральные средства целого, которых лишены его части?

Представители монистического течения считают, что на каждом "этаже" социальной структуры можно видеть главный системообразующий фактор, который воздействует на все прочие явления (т.е. части системы находятся в субординационной зависимости).

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой общественной единицы, находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются на определяющие и определяемые.

Также различные точки зрения на эту проблему у материалистов (К. Маркс) и идеалистов (П. Сорокин).

"Интегральная концепция" П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическими средствами, используемыми для их воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.

Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими В истории существуют попеременно сменяя два основных вида мировоззрения - "духовный" и "чувственный", каждому из которых соответствует свой тип общественного устройства ("социокультурная суперсистема").

Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в подчинении божественному абсолюту, с презрением или снисхождением относясь ко всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом.

Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второго типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующие чувственные стороны человеческого бытия. Наконец Сорокин допускает существование промежуточного типа социокультурной организации-идеалистического, стремящегося гармонично сочетать принципы духовности и чувственности "даже общая культура индивида (как самого маленького культурного ареала) не является полностью интегрированной в одну причинно-смысловую систему. Она представляет собой сосуществование множества культурных систем-частично гармонирующих друг с другом, частично нейтральных и частично противоположенных друг другу - плюс, сосуществование множества скоплений, каким-то образом попавших в общую культуру индивида и осевших там."

Историческое развитие человечества автор книги "Социологические теории современности" рассматривает как постоянную циклическую смену "социокультурных суперсистем". Причину постоянной смены систем Сорокин видит в неспособности найти идеальный баланс ценностей существования, который мог бы обеспечить гармоничное развитие общества.

К. Маркс, в свою очередь, вполне признаёт тот факт, что отличие истории от природных процессов связано именно с наличием сознания, способностью человека "строить в голове" то, что потом будет построено в реальности. К. Маркс утверждает, что первопричиной любых человеческих действий является объективные т.е. не зависящие от желаний людей потребности, указывающие на то, что необходимо людям для существования и развития. В теории Маркса потребности понимаются как свойство человеческой природы, отношение человека к необходимым условиям существования, которое отлично от сознания и предшествует ему: "Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни".

Рассматривая сознание как реальную причину социальных изменений, Маркс категорически отказывается признать их первопричиной, как это делали и делают философы-идеалисты (например, П. Сорокин).

Однако сознание оказывается способным влиять не только на функционирование, но и на становление экономических реалий, как это происходит в современной истории (Вполне сознательной реформацией экономических основ общества является "Новый курс" президента Ф. Рузвельта в США).

Идея первенства объективных потребностей перед отражающим их сознанием последовательно проводится К. Марксом. Поэтому в основе выделения подсистем общества у него оказываются не важнейшие идеи (добро, справедливость, Красота, - у П. Сорокина), а важнейшие потребности общества в продуктах материального и духовного производства, производства непосредственно человеческой жизни и "форм общения" людей, т.е. общественных отношений. Но и в самой практике Маркс выделяет определяющую форму деятельности-материальное производство, которое тем самым становится основой функционирования и развития общества в целом.

Закон определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такого производства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой или искусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаёт материальное производство. В результате все виды деятельности, а не только духовная вынуждены подстраиваться под требования материального производства, служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования.

Так приоритетной целью и внутренней и внешней политики любого дальновидного правительства является создание и поддержание необходимых условий для нормальной работы материального производства. Очевидно, что ни один политик не в состоянии контролировать ситуацию в обществе, в котором нарушена такая нормальная работа, являющаяся важнейшим гарантом политической стабильности. Всё дело в том, что помимо технического обеспечения всех видов человеческой деятельности, именно материальное производство создаёт жизнеобеспечивающие продукты, от которых зависит не только "благополучие общества", а физическое выживание каждого конкретного человека в самой ближайшей временной перспективе. Такие продукты являются предметом не просто потребности, а такой потребности, которая должна быть удовлетворена в первую очередь, любыми средствами и любой ценой, с "мобилизацией" всех сил, способных помочь в решении этой задачи: от политиков до ученых.

Подобная ситуация характеризует как древние, так и современные общества - даже радикальная научно-техническая революция не в состоянии опровергнуть определяющей роли материального производства.

Однако не только с важностью продуктов связывает Маркс определяющую роль материального производства. Эта роль проявляется и в том, что в процессе создания вещей люди вступают в особые производственные отношения, которые определяют весь образ их жизни, формируют их в качестве социальных существ. Имеются в виду производственно-экономические отношения собственности. Характер собственности не случаен, и зависит от уровня развития производительных сил (средств производства, соединенных с рабочей силой) и профессионального разделения труда.

Собственность на средства производства играет, по убеждению Маркса, важнейшую роль в его развитии. Собственность оказывает важнейшее влияние и на общественную жизнь, взятую в целом. Связанные с экономикой особенности практической жизни людей воздействуют, в конечном счете, и на характер присущего им мышления и чувствования. Стереотипы поведения, представления о приличном и неприличном, достойном и недостойном, эстетические пристрастия, общий тип культуры, по Марксу, разняться у представителей различных слоев общества.

Итак, характеризуя материалистическое понимание истории К. Маркса, можно сказать, что оно связано с несколькими фундаментальными идеями, согласно которым:

1. В каждой из форм человеческой деятельности (включая сюда науку, искусство, религию) цели и замыслы людей, присущее им сознание детерминированы, в конечном счете, объективными потребностями и интересами субъекта;

2. Из двух типов человеческой деятельности-целенаправленного изменения мира и целенаправленного изменения представлений о мире, отражающих и моделирующих его - практическая деятельность определяет духовную подчиняет её своим целям и задачам;

3. Из существующих форм практической деятельности, материальное производство (производство вещей) оказывает воздействие на производство непосредственно общественной жизни и производство "форм общения людей";

4. В рамках коллективной деятельности людей, их отношение к предметам, средствам производства оказывает определяющее воздействие на весь образ жизни, включая сюда их отношение к механизмам власти, способ воспроизводства непосредственной жизни, склад мышления и чувствования.

Рассуждая о наиболее глубоких источниках общественных изменений, Маркс связывает их не со сменой "форм социокультурной духовности", а с неуклонным ростом общественного производства-прежде всего, производства материального.

Однако мы видим, что современная история, нарушив однозначную связь между собственностью на средства производства и благосостоянием людей, их имущественным статусом, существенно корректирует тем самым идею Маркса о зависимости между "базисом" общества и социальным укладом общественной жизни. Мы не можем более напрямую выводить образ жизни людей, способ их само воспроизводства из положения в системе производственно-экономических отношений.

Заключение

Список используемой литературы

1. Маркарян Э. С. К проблеме элементарного состава человеческого общества (Доклад на VII Международном социологическом конгрессе. Варна, Болгария, 1970). М„ 1970, с. 5.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с. 102

3. Афанасьев В.Г. «Системность и общество».– М; Политиздат. 1980.–386 с.

4. Борулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни.–М.: Изд-во Московского университета, 1982.–230 с.

5. Парсонс Т. Система современных обществ.–М.: Аспект Пресс, 1982.–270 с.

6. Социальная философия: Учебное пособие для ВУЗов / В.Н. Лавриненко.–М.: Культура и спорт, 1995.–240 с.

7. Социальная философия: Хрестоматия. Ч 1 / Г.С. Арефьева.–М.: Высшая школа, 1994.–255с.

8. Моиджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие.–М.: Высш. шк., 1997.–448с.

9. Моиджян К.Х.Социум. Общество. История.–М.:Наука, 1994.–239с.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.–М., 1992. с. 522

11. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т.1, с. 424

12.Проблемы исследования систем и структур. Материалы к конференции. М., 1965, с. 109

13. В. Шляпентох Социология для всех. «Советская Россия», М.,–1970

14. Кравченко А.И. Основы социологии. «Академпроект», М.,–2000

15. Кравченко А.И. Социология. «Академпроект», М.,–2000

16. Радугин Социология. «Центр», М.,–2000

17. Волков Ю.Г. Мостовая И.В. Социология. «Дардалика», М.,–1998

18. Руденский Е.В. Социальная психология. Москва – Новосибирск, 1997

Общество характеризуется через 2 понятия – узкое и широкое. В первом речь идёт об определённой группе индивидуумов, объединённых какой-то целью, причём такое сплочение может носить кратковременный, длительный или постоянный характер. Что же касается широкого понятия, то в этом случае под обществом подразумевается некая часть материального мира, отделившаяся от природы в процессе своего развития. И чтобы понять такое определение лучше, нужно разобраться с тем, что же именно входит в систему. Для создания общей картины, впрочем, достаточно базы.

Выделяя основные элементы общества их взаимосвязь и взаимодействие ученые пришли к выводу, что всего в мире есть 4 основных компонента социума:

  1. Политический, где все связи так или иначе направлены на власть, управление, государство, получение больших полномочий и. т. п. В ситуации, когда рассматриваются подсистемы гражданского общества, обязательной составляющей этого блока будет демократия.
  2. Экономический, иногда его называют экономико-хозяйственным. Это производство и потребление, обмен, деньги и другие ресурсы, банки, прочее.
  3. Социальный. В структуре данной сферы есть такие элементы как классы, нации, здравоохранение, образование, многое другое.
  4. Духовный. Учёные включают сюда и религию, но вообще этот блок очень обширный. К нему относится искусство, религия, народное творчество и т. д.

Стоит заметить, что важны не только основные подсистемы общества, но и взаимодействие между ними. То, как последнее организовано, на каком именно находится уровне, наглядно показывает, насколько развит социум. Обратите внимание на то, что элементы общества существовали всегда. Что-то могло изменяться, причём довольно значительно. Так, когда-то классы были сословиями, многие группы – единым целым. Но история, выделяющая и выдвигающая одни компоненты и убирающая другие, тем не менее не может убрать подсистемы общества как таковые по достаточно простой причине: это неотъемлемая часть социума.

Необходимо отметить, что подсистемы на своём уровне тоже представляют собой системы, у которых есть своя структура. При этом окружающая среда чаще всего враждебна к ним. Она воздействует на такие элементы общества как на единое целое, заставляя преобразовываться, развиваться и отвечать на вызовы времени. Что провоцирует, в свою очередь, постоянное развитие институтов.

Элементы общества разных стран часто находятся в конкуренции друг по отношению к другу. Причём самым очевидным такое противостояние кажется в плоскости, касающейся экономической и политической сфер. Однако активное социальное и духовное развитие может сказываться на других подсистемах, «подтягивая» их. В результате увеличивается жизнестойкость социума в целом.

Системное строение общества предполагает не только наличие отдельных компонентов, разбивающихся дальше, в свою очередь, на части и так далее. Важную роль здесь ещё играют и взаимоотношения между ними, а также формы, которые они принимают, раскрытие потенциала, прогресс. Развитие всегда определяется выбором людей. Но при этом важно понимать, что социум как таковой не является простой совокупностью индивидуумов. Именно устоявшиеся и появляющиеся отношения, их характер во многом определяют то, каким именно является общество, на какой стадии формирования оно находится.

У социума есть специфические черты, которые касаются не только его самого, но и всех его подсистем. Во-первых, это сложная организация. По мере развития она будет становиться всё более сложной, разветвлённой за счёт появления новых институтов, более полного раскрытия старых. Во-вторых, речь идёт о саморазвитии, которое, помимо прочего, обязательно для выживания.

Уровень социума можно определить ещё и по тому, как именно раскрывается каждая сфера, насколько разнообразно она представлена, есть ли альтернатива у каждого института (и необходимость в ней). К примеру, если духовная подсистема – это, главным образом, институт церкви, оказывающий доминирующее влияние на все остальные составляющие такой отрасли, то нередко по данному признаку можно констатировать определённую отсталость, ограниченность.

Один институт обязательно связан с другим, может им обеспечивается, но при этом в основной своей деятельности самодостаточен. Если же элементы начинают активно вмешиваться в деятельность других и, фактически, управлять ими, хотя они не являются по своему характеру подчинёнными, то такой перекос через некоторое время способен привести к возрастанию социальной напряжённости и взрыву. Аналогично и в отношении тех ситуаций, когда вмешательство даже при наличии иерархии происходит сильнее необходимого.

О развитии социума уже отчасти говорилось. Добавим, что общество отличается динамичностью, у его движения нет конечного пункта, оно никогда не будет завершено. При этом развитие может двигаться не только вперёд, но и вбок, включая альтернативные варианты. Так что одним из специфических признаков как социума в целом, так и его подсистем является нелинейность вместе с непредсказуемостью: некоторые тенденции можно с определённой вероятностью спрогнозировать, но совершенно точно сказать, каким будет выбор общества, нельзя.

Обществоведы пришли к пониманию социума как системы позже, чем учёные, занимающиеся другими науками и признающие их целостность. Возможно, именно этим обусловлены продолжающиеся до сих пор споры о том, какой именно элемент стоит считать доминирующим. Марксисты, например, полагали, что это – экономическая сфера. Существуют направления, которые уделяют внимание больше духовной стороне.

В то же время всё больше популярности приобретает комплексный подход. В его рамках говорится о таком признаке как системности, цельности, глобальности процессов. Трудно вспомнить значимое историческое явление, которое сказалось бы только на одной сфере, но при этом никаким образом бы не затронуло все остальные. Открытия меняют и экономику, и духовную жизнь, влияют, как минимум, на социальное положение учёных, их статус и репутацию. И, в конечном счёте, они определяют политику, становятся темой дискуссии.

Другим ярким примером могут быть Великие Географические открытия. Это то, что кардинальным образом перевернуло образование, повлияло на экономику ряда стран (особенно Великобритании), затронуло взаимоотношения внутри общества и нашло отражение в культуре. Таких примеров найти можно очень много, гораздо труднее назвать то, что имеет значение исключительно для одной подсистемы и никаким образом не касается всех остальных. А по мере глобализации взаимосвязь устанавливается между отдельными элементами общества разных государств.

в своем развитии. Проблемами социологии политики, власти и управления занимаются такие ведущие социологи, как А.Н. Данилов, Д.Г. Ротман, И.В. Котляров, С.В. Лапина и др. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры и социология религии, серьезные достижения получены в области социологии науки. Белорусские социологи имеют тесные творческие связи с учеными разных стран мира, и их достижения имеют не только региональное, но и международное значение.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем различие двух точек зрения ученых по вопросу «Когда появилась социология»?

2. Кого из представителей позитивизма этапа протосоциологии Вы знаете? В чем сходство и различие их подходов?

3. Какая концепция в ср. XIX века явилась альтернативной позитивистскому проекту науки об обществе? В чем ее сущность?

4. Какие основные проблемы решаются в рамках классической социологии? Кого из представителей Вы знаете? Каковы основные положения их концепции?

5. Когда и благодаря идеям, каких мыслителей в рамках социологии возникла дифференциация на теоретически и эмпирически ориентированные исследования?

6. Какова основная проблематика неоклассической социологии? Почему она стала актуальной? Кто и каким образом решал научные проблемы данного периода?

7. Когда, где и почему получила развитие прикладная социология?

8. В связи, с какой проблемой в рамках постклассической социологии возникает парадигмальный кризис? Каким образом и кем она решается? Каковы последствия кризиса научной парадигмы?

9. В чем своеобразие постмодернистской социологии? Почему? Какие интегралистские теории Вы знаете? В чем их сущность?

10.Каковы основные направления и достижения современной западной социологии?

11.Сколько этапов в развитии российской и советской социологии выделяют? Каковы основные идеи каждого из них?

12.Каковы особенности становления и развития социологии в Беларуси?

Тема 2. Общество как система

1.Общество как системное образование.

2.Основные признаки и типология обществ.

3.Социальные изменения и социальное развитие.

1 Общество как системное образование

Для изучения больших и сложно организованных объектов в середине XX века в науке стал активно разрабатываться системный анализ, или системный подход в исследованиях.

Методологическая специфика системного анализа определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и механизмов, обеспечивающих эту целостность, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Система – это такое целое, которое образовано множеством взаимосвязанных элементов, где в качестве элементов выступают сложные, иерархически организованные подсистемы, внутренние связи которых прочнее внешних.

Важнейшими характеристиками любой системы являются:

множественность элементов и уровней; структурность; организация (упорядоченность); иерархичность строения; целостность. Все эти свойства отличают систему от таких предметов и явлений, которые системами не являются и именуются агрегатами. Например, куча камней, мешок гороха и т.п.

Среди всех известных современной науке сложных систем общество (социум) представляет собой суперсложную, самоорганизующуюся и саморазвивающуюся открытую социальную систему, способом существования которой является деятельность людей, которая определяется правовыми и социокультурными нормами и ценностями.

Проблема системности общества является предметом специального исследования в трудах О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, А.Богданова, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, П.Штомпки, К.Поппера, Р.Мертона, Э.Гидденса, а также в работах отечественных исследователей В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, Е.Н. Князевой и др.

Общество – это структурно сложная, динамично развивающаяся социальная система, исторически сложившаяся на определенной территории, включающая в себя большие и малые группы людей, которых объединяет совместная, взаимозависимая деятельность, регулируемая социальными организациями и социальными институтами на основании определенных правовых и нравственных норм и ценностей.

В рамках социума можно выделить основные элементы – подсистемы : индивид – личность; социальные группы и общности (в том числе этнические); социальные организации; а такжеосновные сферы общественной жизни:экономическую , которая включает социальные институты собственности, производства, рынка и т.д., назначение которых – обеспечить условия, благоприятствующие производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ; она во многом определяет все остальные сферы, т. к. материальное производство обеспечивает условия для жизнедеятельности и развития всего общества; политико-правовую сферу, которая включает институты государства, права, политических партий и т.д., задачей которых является поддержание порядка, осуществление власти, упрочение целостности общества; она представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных

институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения;духовную сферу, включающую институты образования, науки, искусства, религии и др., которые обеспечивают создание, хранение и передачу новым поколениям ценностей духовной культуры; на современном этапе развития общества, социальных связей и отношений она приобретает все большую значимость, т.к. эффективность человеческой деятельности во многом зависит от того, на каком уровне понимания, осознания проявляет человек свою активность, насколько творчески реализует собственный потенциал;социальную сферу , которая включает институты семьи и брака, медицины, социального обеспечения и т.д., задача которых – воспроизводство человеческого рода, сохранение здоровья, помощь больным и престарелым, социализация и др.

Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных кооперативных, функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции. Общество имеет сверхсложный иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

2 Основные признаки и типология обществ

Наиболее полное определение признаков общества принадлежит американскому социологуЭ.Шилзу. По его мнению, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе и любому объединению людей, если:

объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;

оно не является частью какой-либо крупной социальной системы;

оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственностью;

у него есть собственное название и своя история;

браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения;

оно пополняется преимущественно за счет собственного прироста, т.е. рождения детей внутри объединения;

его объединяет общая система ценностей;

оно обладает собственной системой управления.

В научной литературе нередко общество понимается как исторически конкретный тип социальной системы (индустриальное общество) или как отдельный социальный организм (белорусское общество).

В основе типологии человеческих обществмогут находиться различные критерии. Если в качестве основного критерия выбирается наличие

письменности, то все общества делят на дописьменныеи письменные.

Несмотря на то, что письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор встречаются племена, незнакомые с ней.

Если критерием выступают степень социального расслоения иколичество уровней управления в обществе, то все общества делятся на

простые исложные . Простые общества, в которых практически отсутствовало социальное неравенство, появились около 40 тыс. лет назад, возникновение же сложных обществ связано с зарождением первых государств (около 6 тыс. лет назад).

Еще одна типология связана со способом добывания средств к существованию , самыми древними из которых являются охота и собирательство. Соответственно выделяются обществаохотников исобирателей . По времени существования такие общества были самыми продолжительными – появились приблизительно за 50 тыс. лет до н. э. и до настоящего времени встречаются в джунглях Бразилии и Новой Гвинеи. На смену им, начиная с XII в. до н. э., приходят более эффективные

земледельческие и скотоводческиеобщества.

В XIX в. К.Маркс предложил свою типологию обществ, где за основу периодизации берется экономическая сторона –форма собственности на средства производства . Соответственно выделяютсяпервобытнообщинный,

рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический

периоды социального развития, или общественно-экономические формации. Немецкий социологКарл Поппер ввел понятиезакрытого (СССР,

нацистская Германия, Спарта) и открытого (древние Афины, современные демократические) общества.

Существует множество типологий обществ, но наибольшей популярностью в наши дни пользуется типология, которая в качестве критерия и основной движущей силы прогрессивного социального развития предлагает научно-технический прогресс. Сегодня насчитывается целый ряд концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества (Дж. Гэлбрейт, Д.Белл, А.Тоффлер и др.), в рамках которых выделяются:

традиционное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество.

Для традиционных (аграрных) обществ характерно высокое развитие сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, основой экономики является семейное хозяйство, характерен низкий уровень технического развития. Социальные отношения и социальная дифференциация ориентированы в основном на традицию.

Индустриальное общество – это общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе. Важная черта индустриального общества – «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую, в том числе и социальную, проблему можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

Постиндустриальное (информационное) общество представляет общество, где организация теоретических знаний является первостепенной. Интеллектуальные институты являются центральными в социальной структуре. Общество переориентируется с производства предметов потребления на другие цели: чистая экология, обилие информации, информированность о человеке и

обществе, развитие сети услуг бытового и культурного назначения. Для него характерны быстрые и массовые изменения, создающие принципиально новую цивилизацию, основывающуюся на высокой технологии, информации и новых способах достижения экономических целей.

В современной Беларуси сложилась уникальная ситуация, когда коренная социально-политическая трансформация совпала по времени с революционными изменениями информационной среды. Информация в белорусском обществе становится важным ресурсом социальноэкономического, технологического и культурного развития, масштабы ее использования стали сопоставимы с традиционными (энергия, сырье и т. д.) ресурсами; величина суммарных затрат на информацию имеет макроэкономическую значимость, быстро растет количество белорусских сайтов в сети Интернет. Таким образом, есть основания говорить, что в белорусском обществе нарабатываются определенные ресурсы для перехода к информационному обществу.

3 Социальные изменения и социальное развитие Социальное изменение – происходящий с течением времени переход

социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» не содержит оценочного компонента, т.е. безразлично к направленности, в отличие от социального развития.

Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид).

Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения, т.е. изменения, касающиеся структур различных социальных образований – государства, корпораций, сословно-классовых образований, социальных слоев, массовых общностей, малой группы, семьи и т.п.;

2) процессуальные изменения, т.е. затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий;

3) функциональные изменения, касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.;

4) мотивационные изменения, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционными изменениями понимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества – экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных

мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Под революционными изменениями понимают относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества от одного качественного состояния в другое. Эволюционные и революционные изменения, по мнению ряда социологов, представляют собой сопряженные стороны социального развития и взаимосвязаны.

Социальное развитие – изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

В научной литературе существует три основных точки зрения на процессы развития общества:

1.Развитие общества имеет линейно-восходящий характер .

Предполагается, что общество в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из этих стадий используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести

К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, Ф.Тенниса, А.Тоффлера, Д.Белла и др.

2.Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер.В

данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом (период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т.д.) и природой (смена дня и ночи, смена времен года и т.д.). Одним из примеров циклических процессов в жизни общества можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода развития общества – Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.

3.Нелинейное развитие общества. Сторонниками данного подхода являютсяМ.Хечтер, Д.Коулмэн и др., которые считают, что общество как социальная система обладает всеми признаками самоорганизующихся систем: оно характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, нелинейностью

и потому непредсказуемостью, вероятностным типом развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов

и целей различных субъектов создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития.

Учение о нелинейном развитии самоорганизующихся систем представлено в новом движении современной науки – синергетике. Понятие «синергетика» древнегреческого происхождения, означает «сотрудничество, совместное действие» и по определению ее создателя, немецкого физика Германа Хакена,

– это наука о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

Под влиянием поступающих в систему ресурсов и складывающихся внешних условий в ней медленно накапливаются количественные изменения, ситуация постепенно обостряется: между ее отдельными элементами рвутся старые связи и возникают новые, разрушаются некоторые старые элементы и зарождаются новые. Происходящие изменения иногда бывают столь масштабны и значительны, что система может оказаться в неустойчивом состоянии. Этот поворотный момент в ее жизни называют точкой бифуркации (от лат. bifurcus – раздвоенный, вилка). Это состояние, хотя и неустойчиво, но имеет перспективу в плане обновления системы, это точка «выбора» дальнейшего пути развития. Его определяет соотношение между двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, ресурсные потоки провоцируют повышение неустойчивости системы, что ведет к нарастанию хаоса и, в конечном итоге, может привести к ее разрушению. С другой – система стремится сохранить устойчивость за счет переструктурирования и формирования нового порядка и таким образом снизить напряженность. Какая из них будет преобладать, зависит от множества случайных факторов и во многом определяется внешними и внутренними условиями, а также качеством поступающих ресурсов.

Принципиальное отличие социальных систем от природных состоит, прежде всего, в том, что в них самоорганизация сочетается с организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентирами. Поэтому взаимодействие самоорганизации и организации, случайного и необходимого, субъективного и объективного составляет основу развития социальных систем.

Ярким примером осуществления процесса самоорганизации в обществе является механизм, посредством которого поддерживается соответствие между спросом и предложением, производством и потреблением в рыночной экономике. Рынок в данном случае можно рассматривать как самоорганизующуюся сложную систему.

В неравновесных системах напряженность усиливается, и система не может вернуться к исходному состоянию. Тогда рыночный механизм ищет новые формы и способы существования в изменившихся условиях. Результатом процесса самоорганизации является новый спонтанный порядок в системе, который образуется самопроизвольно, только под воздействием внутренних факторов.

Однако процессы самоорганизации в рыночной экономике дополняются, как правило, государственным регулированием, выступающим в данном случае как внешняя сила. Несмотря на широко известную позицию представителей монетаризма, которые считают рыночную экономику способной выходить из кризисных ситуаций самостоятельно, в особых ситуациях экономического спада, депрессий, а также при выполнении функции социальной защиты роль государства нельзя недооценивать. Государство выполняет также функцию прогнозирования с целью не допустить обвальных кризисных явлений.

Если говорить о мировой социальной системе, то на современном этапе множество обществ, связанных с нацией и государством, хотя и не равным им, объединяются в мировое сообщество , которое также называютквазиобществом и для которого характерен процесс глобализации.

Глобализация – многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития.

В науке существует два основных подхода к процессу глобализации:

1) Глобализация – процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития и предполагает изучение глобальной проблематики (например, проблемы обеспечения населения Земли водой и продовольствием, решение проблемы болезней, парниковый эффект и т.д.).

2) Глобализация – процесс вестернизации, т.е. распространения ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. В плане оценки вестернизации нет единодушия, т.к. она рассматривается как положительная (развитие и усвоение достижений), так и отрицательная тенденция (культурный империализм).

В связи с проблемой глобализации следует упомянуть и о том, что для развитых стран, достигших стадии постиндустриального общества, этот процесс является выгодным, тогда как для стран периферии и так называемой «полупериферии» – вредным. Эти страны оказываются в значительной степени зависимыми от постиндустриальных стран, т.к. на современном этапе развитие общества определяют не столько противоречия и конфликты между разными государствами, сколько внутренние конфликты постиндустриальных государств.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем специфика системного подхода в исследованиях?

2. Что такое система и каковы ее важнейшие характеристики?

3. Что такое общество? Каковы его основные подсистемы?

4. Каковы основные признаки общества согласно концепции Э.Шилза?

5. Какие типологии обществ Вы знаете? Какая из них сегодня пользуется особой популярностью? Почему?

6. На каком основании мы можем говорить о том, что в белорусском обществе нарабатываются ресурсы для перехода к информационному обществу?

7. В чем различие понятий «социальные изменения» и «социальное развитие»?

8. Какие виды социальных изменений Вы знаете?

9. Какие точки зрения на процесс социального развития Вам знакомы?

10.Каков механизм процесса развития общества с точки зрения синергетики?