Организация коллективной творческой деятельности учащихся. Планирование и организация коллективных творческих дел в учреждении дополнительного образования

Организация коллективной творческой деятельности учащихся

  1. Коллективная или групповая деятельность

Коллективная или групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися.

Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит. Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно

рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Формы групповой деятельности отличаются от других форм, прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности воспитатель тоже ставит задачи перед учащимися, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива – старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии групповой деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.

К формам групповой деятельности во вне учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно – ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др. Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий.

II . Стадии организации КТД

ПЕРВАЯ СТАДИЯ – предварительная работа. Педагог устанавливает место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяет конкретные воспитательные задачи, выясняет различные варианты, которые затем могут быть предложены детям, продумывает способы реализации своих замыслов, намечает действия, которые помогут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяет возможности активизации деятельности каждого участника.

ВТОРЯ СТАДИЯ коллективное планирование. Теперь действуют сами учащиеся. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях): что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые в этом случае – это равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором – стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершает поиск выбором совета дела.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника.

Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет ещё способности преодолевать трудности. Здесь велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допускается открытого давления, принуждения к работе, взрослый по–товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты сможешь это выполнить». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников дл поиска и т. п.

ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИЯ – проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, осуществляемый советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.

Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует бояться и ошибок, допущенных участниками в ходе процесса выполнения и организации дела. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

ПЯТАЯ СТАДИЯ – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и с помощью других средств: опрос, анкетирование, стенгазета, творческий отчет. Главное, чтобы каждый поразмышлял над опытом (своим собственным и опытом своих товарищей), приобретённым в ходе КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи – вопросы. Воспитанники приобщаются к выработке как собственного, так и общественного мнения, созданию новых добрых традиций.

ШЕСТАЯ СТАДИЯ – ближайшие последствия КТД. На общем сборе в анкете учащиеся высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу это всё надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретённый опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на общем сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

III . Приемы проведения КТД

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно

рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).

Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо проблемы или задачи.

Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества

возможных решений, вариантов выбрать один или два – три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей. Каждый член коллектива или группа аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

IV . Условия проведения КТД.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу

необходимо соблюдать определённые условия.

Во–первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.

Во–вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В–третьих необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебновоспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

В-четвертых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.

VI . Коллективное творческое дело сегодня

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и её практической реализацией:

· Доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого к коллективной творческой деятельности;

· Выработка ценностей, идеалов, образов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;

· Определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

· Создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

· От личности к делу, а не от дела к личности; не отбор пердложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

· Создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

· Оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирование его отношений с участниками деятельности.

VII . Заключение

Коллективная деятельность учащихся - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология Коллективная деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности групповой деятельности как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. И. П. Иванов, «методика коммунарского воспитания», Москва, 1990 г.

2. Б. Т. Лихачев, «Педагогика», Курс лекций, Москва,1992 г.

3. М. И. Рожкова, «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999 г.

4. М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва,

«Высшая школа», 1972 г.

5. Л. П. Уманский, «Психология организаторской деятельности», Москва,

Просвещение, 1980 г.

6. А. Б. Добрович, «Воспитатель о психологии и психологии общения»,

Просвещение, 1987 г.

7. В. Н. Макаревич, «Групповая работа как метод конструктивной

социологии» Социальные исследования, № 10, 1993 г.

8. В. С. Агеев, «Межгрупповое воздействие: Социально – психологические

проблемы», Москва, МГУ, !989 г.

9. Г. М. Андреева, «Социальная психология», Москва, Аспект пресс, 1998 г.

10. А. В. Петровский, «Психологическая теория коллектива», Педагогика, 1979 г.

11. Н. Е. Щуркова, «Практикум по педагогической психологии», Москва,

Педагогическое общество, 1998 г.

Формы организации труда - это ее разновидности, отличающиеся друг от друга особенностями решения вопросов по отдельным элементам организации труда. Формы определяются формообразующими признаками, таких признаков несколько.

По способам установления плановых заданий и учета выполненной работы выделяют индивидуальную и коллективные (совместные) формы организации труда. Индивидуальной называют такую форму организации труда, когда производственное задание, учет выполненной работы и начисление заработной платы на предприятии осуществляются для каждого работника персонально.

Коллективной (совместной) является форма организации труда, при которой производственное задание устанавливается в целом какому-либо подразделению предприятия, учет выполненной работы ведется по конечным результатам труда работников этого подразделения, заработная плата также первоначально начисляется всему подразделению, и лишь только затем она делится между работниками.

Коллективные формы организации труда в свою очередь так же имеют разновидности:

  • 1. В зависимости от места подразделения в иерархии управления на предприятии коллективные формы организации труда могут быть звеньевыми, бригадными, участковыми и др. (по видам подразделений);
  • 2. По уровню специализации различают специализированные и комплексные подразделения. Первые объединяют работников одной профессии, вторые - работников разных профессий;
  • 3. В зависимости от способа разделения и кооперации труда в комплексных подразделениях выделяют подразделения: с полным разделением труда, когда каждый работник занят только выполнением работы строго по своей специальности и на одном рабочем месте;
  • - частичной взаимозаменяемостью, когда работники владеют двумя или большим числом профессий (специальностей) и могут выполнять работы не только по своей основной профессии (специальности), но и по совмещаемой или совмещаемым;
  • - полной взаимозаменяемостью, когда каждый работник подразделения (звена, группы, бригады и т. д.) может работать на любом рабочем месте в этом подразделении, а также меняться рабочими местами по заранее продуманной схеме с другими работниками подразделения;
  • 4. По способам планирования и учета затрат на выполнение работы подразделения могут быть хозрасчетными, с элементами хозрасчета и без хозрасчета. Хозрасчетными называют такие подразделения, которые ведут учет расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, труда при выполнении плановых заданий;
  • 5. В зависимости от способа управления различают подразделения:
    • - с полным самоуправлением, когда подразделению устанавливается производственное задание, а все остальные вопросы организации производства, труда и управления решаются самим первичным коллективом, например бригадиром и советом бригады;
    • - с частичным самоуправлением, когда часть функций управления централизована, а другая часть - делегирована подразделению;
    • - без самоуправления, с управлением подразделением централизованы.

Все указанные и другие формы организации труда и их разновидности соединяются между собой в различных комбинациях, например бригадная форма организации труда с полной взаимозаменяемостью работников и с распределением коллективного заработка при помощи коэффициента трудового участия (КТУ) и т. д.

Одной из самых распространенных форм организации труда является бригадная с ее разновидностями. Наибольшими возможностями для решения экономических и социальных проблем обладают комплексные подразделения (бригады) с полной взаимозаменяемостью.

В таких подразделениях можно организовать работу с переменой труда, т. е., с чередованием работ по разным профессиям, или с выполнением работ последовательно на разных рабочих местах, каждое из которых отличается своим набором производственных операций. Эта мера особенно эффективна на работах с большой монотонностью труда.

При переходе от индивидуальных форм организации труда к коллективным непосредственная связь между обособленными единичными работниками формируется на основе объединения первичных трудовых коллективов нового типа.

Результатом такого объединения является коренное изменение содержания и организации труда.

Коллективный труд при правильной его организации способствует наиболее полному использованию оборудования, материальных и трудовых ресурсов, повышению качества выпускаемой продукции.

Отмечая преимущества коллективной организации труда, К. Маркс писал, что численность рабочих, объединенных в коллективы, "...всегда менее числа тех рабочих, которые, работая в одиночку, произвели бы в течение того же самого времени ту же самую работу".

На расширение сферы применения коллективного труда влияют не только научно-технический прогресс, но и объективные требования создания коллективной заинтересованности в улучшении конечных результатов производства. Во всех звеньях производства (независимо от степени механизации), где при изготовлении одной и той же продукции участвует большое число работников, как организацию труда, так и его стимулирование практически целесообразно осуществлять на коллективной основе. В этих условиях оценка результатов труда отдельных работников становится или недостаточной, или просто невозможной. Коллективные формы организации труда обладают потенциальной эффективностью, но это не означает, что любой переход от индивидуальной организации труда к коллективной непременно гарантирует эффект.

В ремонтном производстве применяются как индивидуальная, так и коллективная формы организации труда рабочих. При коллективной организации труда ремонтных рабочих объединяют в специализированные или комплексные бригады . Последние чаще создают в цехах комплексного ремонта технологических линий, цехов, производств.  

В последние годы все большее распространение получает коллективная организация и оплата труда . Около 65% рабочих отрасли объединены в бригады. При бригадной организации труда применяется коллективная система оплаты труда . Ее особенность заключается в том, что заработную плату начисляют всей бригаде и распределяют между рабочими в соответствии с их квалификацией пропорционально отработанному времени с учетом (КТУ) каждого. Размер КТУ каждого рабочего определяет общее собрание бригады, а в больших бригадах - ее совет.  

Строительство силами коллективных организаций промежуточное потребление составило 72% от затрат на строительно-монтажные работы , 61,5% - от стоимости прочих капитальных работ и затрат, 70% - от стоимости капитального ремонта.  

Строительство силами населения доля промежуточного потребления равна доле промежуточного потребления в валовом выпуске коллективных организаций.  

Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение экономическими методами управления , которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.  

Политика мотивации в условиях развития коллективной организации труда (арендные коллективы, акционерные общества и т.п.) и привлечения всех сотрудников к управлению нацелена на развитие сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей . Это побуждает управленческих работников искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудиться, творчески относиться к трудовому процессу.  

Если решение продавать, принятое инвестором, принадлежащим к заданной группе размером s, было независимо от решений всех других инвесторов той же группы, то вероятность, что такая группа размером s станет активной в единичный временной интервал , будет пропорциональна числу s инвесторов в данной группе. Однако уже по определению группы, инвесторы, принадлежащие к данной группе, взаимодействуют друг с другом. Следовательно, решение инвестора распродавать, вероятно, довольно сильно связано с другими инвесторами той же группы. Отсюда вероятность в единицу времени того, что специфическая группа, состоящая из s инвесторов, станет активной, является функцией числа s инвесторов, принадлежащих к данной группе и всех взаимодействий между этими инвесторами. Понятно, что максимальное число взаимодействий внутри группы равно s x (s-l)/2 то есть для большой величины s оно становится пропорционально квадрату числа инвесторов в данной группе. Это происходит, когда каждый инвестор говорит с каждым из его s-1 коллег. Множитель Vz объясняет факт, что инвестор Энн говорит с инвестором Полом, затем Пол тоже говорит с Энн, и их двойное взаимодействие может учитываться только один раз. Конечно, можно представить себе более сложную ситуацию, когда Пол слушает Энн, но Энн не отвечает взаимностью, но это не меняет результат. Несмотря на эти сложности, можно видеть, что вероятность h(t)kt в единицу времени /V, что группа s инвесторов станет активной, должна быть функцией, растущей с размером группы s быстрее, чем s, но, возможно, медленнее, чем максимальное число взаимодействий, (пропорциональное s). Простая параметризация - взять h(t) Af пропорциональным размеру группы s, возведенному в степень а, большую чем 1, но меньшую, чем 2. Данный показатель степени а охватывает коллективную организацию в пределах группы размером s, в связи с многочисленными взаимодействиями между инвесторами. Он глубоко связан с концепцией фрактальных размерностей , о которых пойдет речь в главе 6.  

Государственный монополизм (полный захват) собственности получил такое теоретическое оправдание. Собственность на решающие средства производства оказалась в руках государства потому, что она якобы соответствует коллективной организации труда, общественному Характеру производства и общенародному присвоению. Все народное хозяйство часто изображалось в виде одной громадной фабрики, где каждый труженик - всего лишь винтик, занимающий подобающее место в государственном хозяйственном механизме.  

При коллективной организации труда порядок начисления заработной платы зависит прежде всего от формы оплаты.  

В нашей стране накоплен значительный опыт коллективной организации труда на основе выделения производственных бригад , т.е. коллективов, объединяющих работников, которые выполняют общее задание и совместно отвечают за результаты.  

В условиях широкого внедрения новой автоматической техники, повышения требований к качеству продукции , совершенствования производственных отношений коллективная организация труда становится более эффективной.  

Следовательно, задача заключается не только в расширении применения коллективной организации труда, но и в дальнейшем развитии всех элементов НОТ.  

Ч. 2 ст. 102 КЗоТ свидетельствует о необходимости применения укрупненных и комплексных норм в условиях коллективной организации и оплаты труда.  

В настоящее время определенно обозначилась тенденция возрастания значения первичного коллектива как основной производственной ячейки (достаточно сослаться на положительный опыт коллективной организации труда). Это в еще большей мере повышает значимость управления социально-психологической адаптацией. Наблюдения свидетельствуют о том, что если социально-психологическая адаптация не завершена, то отношения между членами коллектива деформируются, что отрицательно влияет на совместное выполнение производственных заданий, активность в управлении, добросовестность труда и т. п.  

Последние годы внесли много нового в этот исторический опыт выявились широкие возможности применения коллективной организации труда в самых различных условиях. В настоящее время она нашла широкое распространение на предприятиях многих отраслей.  

В то же время авторский коллектив стремился отразить п имеющиеся определенные различия в подходе к проблеме. Так, внедрение бригадной организации труда в НРБ шло несколько более высокими темпами, чем в СССР, сами бригады были нередко более крупными по численности, а в ряде случаев коллективная организация и оплата труда уже с самого начала охватывала целые подразделения предприятий (например, цехи). Отличаются и применяемые формы планирования работы бригад , оплаты труда п др. В СССР несколько шире поставлены задачи управления бригадной организацией, активней ведется научное исследование се различных сторон, более развита нормативно-методическая база, обучение специалистов основам бригадной организации.  

На основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что на начальном уровне развития бригадной организации труда управление производством в бригаде не претерпевает существенных изменений и осуществляется в основном мастером. По мере же насыщения бригад прогрессивными элементами коллективной организации труда и роста их социально-экономической зрелости значительно расширяется управленческая деятельность бригадиров.  

Обоснованы принципы выбора оптимальных форм бригадной организации труда и раскрыто значение развития коллективной организации труда в условиях самофинансирования предприятий.  

Общими чертами, характерными для двух других разновидностей внутреннего хозрасчета, а именно для коллективного и арендного подряда , являются, во-первых, коллективная организация труда с оплатой по конечному результату во-вторых, заключение договора между коллективом подразделения и администрацией предприятия , четко регламентирующего  

В условиях этой формы заработок начисляется в соответствии с результатами работы всей бригады и распределяется между ее членами в соответствии с тарифным разрядом и выполненной работой каждым членом бригады, с учетом коэффициента трудового участия (КТУ). Эта форма коллективной организации и оплаты труда в современных условиях получает широкое распространение.  

Организующую роль в развитии социалистической экономической интеграции играет Совет Экономической Взаимопомощи - первая в истории добровольная коллективная организация социалистических стран, созданная в 1949 г. В настоящее время СЭВ объединяет К) социалистических стран Европы, Азии и Америки - Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, СССР, Чехословакию. С СЭВ в тех или иных формах сотрудничают Югославия и ряд других социалистических и несоциалистических государств. Он не отделен от других государств какими-то барьерами, но и не навязывает никому своей интеграционной политики.  

Коллективная организация труда, как уже отмечалось, является одной из наиболее прогрессивных форм расстановки и использования кадров на предприятии. Именно она в наибольшей степени соответ-  

Если />1, то это свидетельствует о положительных изменениях в данном направлении. Однако следует проверить, все ли возможности бригадной формы организации труда использованы. При /комплексного анализа эффективности коллективной организации труда.  

Оценка охвата рабочих коллективной организацией труда и ее эффективности.  

В условиях НТР увеличение удельного веса машинно-автоматической работы и концентрация технологических процессов в промышленности, их неделимый характер вызывают необходимость комплексного обслуживания оборудования. Узкофункциональное разделение труда при этом не обеспечивает эффективную эксплуатацию оборудования, приводит к потерям рабочего времени у исполнителей. Возникает необходимость использования коллективной рабочей силы и, следовательно, коллективной организации труда (45).  

  • Введение
  • Этапы КТД
  • Основные виды КТД
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

«Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив. В каждом поступке должна быть мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче».

А.С. Макаренко

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться способности личности. А чтобы организовать определённый образ жизнедеятельности коллектива, надо подходить к процессу творчески.

Особого внимания заслуживает школьный возраст, потому что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

В современном мире КТД имеет огромное влияние на личность каждого ребёнка, поскольку является способом организации деятельности, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Важное значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективного творческого воспитания.

Коллективные творческие дела – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними.

Организация коллективного творческого дела

Цель коллективного творческого дела – развитие творческого потенциала, коммуникативных качеств, самовыражение, самоутверждение, самореализация, а в итоге - гармоничное развитие личности, определение жизненного пути.

Основная задача – пробудить душу ребёнка, развивать заложенные природные творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувство милосердия и сострадания.

Коллективная творческая деятельность позволяет каждому обучающемуся проявлять и совершенствовать лучшие задатки и способности, расти нравственно и духовно.

Для того чтобы создать творческий коллектив единомышленников нужно:

  • Включать каждого воспитанника в совместные действия (единство мыслей, действий, воли и чувств) стремиться к разностороннему развитию личности - развить: познавательно – мировоззренческую, эмоционально волевую и действенную сферы личности.
  • Научить его преодолевать трудности, давать оценку сделанному, извлекая уроки на будущее.
  • Вырабатывать ответственное отношение к себе и другим.
  • Научить его товарищескому уважению, вере в творческие силы единого коллектива.

В процессе коллективного творческого дела дети приобретают навыки общения, учатся работать сообща, делить успех и ответственность, развивают свои коммуникативные качества, таким образом, в КТД протекают два важнейших процесса: формирование сплочённого коллектива и формирование личности.

Любое коллективное творческое дело даёт ребёнку возможность:

  • реализовать и развить свои способности;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки;
  • формировать способности к рефлексии (анализу и самоанализу);
  • освоить культурное пространство.

Коллективное творческое дело – это возможность проявить свою творческую активность, разбудить фантазию, научиться коллективно работать, проявить свои творческие способности. Оно направлено на достижение поставленной задачи, поиску различных решений, развитию творческих способностей детей. КТД приучает коллектив к согласованным действиям, к точности и своевременности, крепкой дисциплине, воспитывает волевые качества личности, волю к победе, настойчивость – всё то, без чего не мыслим успех. Наличие этих навыков составляет основу всякого плодотворного труда. Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого ребёнка, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, способствует развитию и воспитанию.

Этапы КТД

Организация КТД имеет следующие этапы:

1. Предварительная работа коллектива. Возникновение идеи и замысла. На этом этапе определяются цели и задачи, распределяются обязанности при подготовке дела (мероприятия) и назначаются ответственные за каждый участок.

2. Коллективное планирование. Можно проводить планирование в целом коллективе, а можно разделить детей на инициативные творческие группы. Каждая группа составляет свой план и выступает с предложением на общем обсуждении. В итоге формируется общее мнение всего коллектива.

3. Коллективная подготовка. Создание творческой группы. Задача этой группы собрать и организовать всё мероприятие, игровую программу и т.д., вовлекая в работу всех участников коллектива. На этом этапе проходит разработка и написание сценария, распределение ролей, подготовка и изготовление костюмов, реквизита, подборка музыкального оформления и оформления мероприятия в целом. Для продуктивной работы лучше всего разбить весь коллектив на маленькие группы и дать им конкретное задание для подготовки отдельных участков (блоков) мероприятия. Участников творческой группы можно назначить или войти в неё по желанию. Творческая группа создаётся только на период проведения данного мероприятия, после которого она распадается, что обеспечивает смену ролей и свежий взгляд на новое творческое дело.

4. Проведение КТД. Здесь важно перед началом мероприятия собрать всех участников, ещё раз проговорить план действий, успокоить их, настроить на творческий лад и зарядить положительными эмоциями. «И мы вместе!». В конце мероприятия обязательно общее фото на память для закрепления впечатлений, для участников программы, для зрителей - непосредственных участников совместного действа.

5. Коллективное подведение итогов. По окончании мероприятия, по горячим следам, педагог собирает всех участников действа и проводит аналитический разбор проведенной работы (можно использовать видеоматериал) для выявления ошибок и подведения итогов.

6. Подведение итогов и перспективное планирование. На этом этапе, в торжественной неформальной обстановке, вручаются награды и дипломы, составляется план творческих дел на следующий год.

Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие обеспечиваются вовлечением всего коллектив в постоянную и разнообразную творческую деятельность.

Основные виды КТД

Значимость каждого КТД заключается в том, что оно требует общего поиска, даёт детям простор фантазии, развивает креативное мышление, способствует дальнейшей самореализации и саморазвитию личности. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание.

  • Трудовые КТД.
    Цель организации деятельности: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (акция «Посади дерево», субботники – уборка территории, подготовка кабинетов к следующему учебному году).
  • Познавательные КТД.
    Цель организации деятельности: формировать потребности в познании. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (семинары-практикумы, мастер-классы и открытые уроки по ДПИ и ИЗО) тематические экскурсии, интеллектуальные игровые программы, викторины на знание дорожных знаков и правил дорожного движения, литературные встречи «Литературная среда»).
  • Художественные КТД.
    Цель организации деятельности: развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, воспитывать восприимчивость, благородство души, обогащать внутренний мир человека (кукольные и игровые спектакли, театрализованные представления, тематические концерты в отделе художественной самодеятельности, театральные капустники, литературно-музыкальные композиции и вечера поэзии, выставки художников и мастеров прикладного искусства).
  • Спортивные КТД.
    Цель организации деятельности: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность («Весёлые старты», эстафеты, коллективные забеги, шахматные турниры, квесты, День здоровья и т.д.).
  • Общественно-политические КТД.
    Цель организации деятельности: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни («День первоклассника», праздничные мероприятия, посвящённые Дню города и района, акции и концерт «Международный день пожилого человека», Новогодний праздник, мастер-класс изготовление новогоднего сувенира для детей из многодетных и малоимущих семей: благотворительная акция для детей-сирот «Исполни видную мечту», конкурсы плаката и рисунка «Мир без террора», концерт к Дню Защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта, концерт, посвящённый подведению итогов единого дня голосования «В судьбе России – моя судьба», митинг в поддержку пострадавших от теракта в Петербургском метрополитене, слёты молодёжных активов, акции к Дню Победы, концерты для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, концерты в «Международный День защиты детей», «День независимости», фестиваль детской патриотической песни, акция «Согреем детские сердца», благотворительный концерт «От сердца к сердцу» и мн. др.).
  • Организаторские КТД.
    Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной и организованной деятельности. Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель, в зависимости от целей, характера и состава участников. (День именинника, День рождения коллектива, родительские собрания, совместные выезды на конкурсы и фестивали, сбор макулатуры).
  • Экологические КТД.
    Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача педагога. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помогать родной природе, осознавать ее значение, чувствовать красоту родного края. Экологические КТД: конкурс творческих работ «Земля - наш общий дом», акция «Хлам-арт» поделки из вторсырья, выставка – конкурс «Любимому городу наш букет», экологические спектакли и фотовыставки).
  • Досуговые КТД.
    Многие формы КТД, перечисленные выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные и экологические. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к самим себе. Эти КТД несут заряд веселья, бодрости, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

актеры новогоднего спектакля "Сказка волшебного Зеркала"

Заключение

Анализируя работу, я пришла к выводу, что в детском коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль, корректировка действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других, умение адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами. Педагог в детском коллективе должен быть не только высокопрофессиональным специалистом, но и другом, старшим товарищем, наставником, обладать организаторскими навыками. От профессионализма и личностных качеств педагога зависит успешность коллектива и каждого воспитанника по отдельности.

Список литературы

  1. Беляев А.Б. Формы обучения методике коллективной творческой деятельности. – М., 1989.
  2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение, 1990.- с. 59-63
  3. Иванов И.П. Два подхода к воспитанию.// Вожатый.-1980.-; №1.- с. 20-23
  4. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В. Кульневич. Воронеж, 2006. с. 266
  5. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская.- М.: Академия, 2006. с. 111-126

Спектаклm по Профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

фрагмент спектакля "Капризная принцесса или в поисках счастья"
по мотивам сказок Г.Х. Андерсена "Свинопас и талисман"

Масленичное гуляние "Алёшка, Тимошка и Масленица"
сайт 2011 г.

Детский коллектив нашего Центра – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

Как же сделать так, чтобы всемерно развить инициативу и самостоятельность каждого ребенка, а так же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим?

Каждый педагог ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня, педагога-организатора Центра, оттого, что проблемные моменты современного образования заключены в следующем:

  • в недостаточной активности и инициативности самих обучающихся в слабых навыках организаторской деятельности;
  • в равнодушии педагогических коллективов к развитию ученического самоуправления, отсутствии доверия, авторитарности педагогов, нежелании поддержать детские инициативы;
  • в негативном восприятии родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);
  • в слабости общественно-полезной направленности работы детских коллективов;
  • в использовании устаревших, примитивных форм работы, неадекватных природе современных подростков.

Эти проблемы, возможно, решить через:

  • углубление программно-целевого подхода к деятельности образовательно-воспитательного процесса;
  • создание организационно-педагогических условий для организации и проведения коллективно творческих дел.

Необходимо сразу оговориться, что из всех аспектов методики воспитания внимание в работе сосредоточено наиболее полно на одном, но ключевом – НА МЕТОДИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА, которая включает в себя: методику коллективной творческой деятельности (КТД).

Коллективные творческие делаэто, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших воспитанников, их родителей и педагогов, и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни учреждения. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает родителей, педагогов и воспитанников Центра. И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. КТД – дело творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучшего решения жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается.

Схема 1. Организация планирования коллективно – творческих дел в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»

Воспитательная работа нашего учреждения начинается с коллективного планирования. Каждое творческое объединение, клуб получает задание – подумать, что интересного, полезного для себя и для других можно сделать в этот учебный год. После коллективного обсуждения 1-2 предложения от объединений, клубов выносятся на «совет Добрых дел», в который входят представители администрации Центра, родители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования и воспитанники. Каждое из предложений строится по плану. «Что и для кого сделаем? Кому это принесет радость и пользу? Когда сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выполнение?»

Самое важное в коллективном планировании – развитие творческой, организаторской активности и самостоятельности самих воспитанников. Дети учатся жить – и жить с пользой и радостью!

Реализация коллективно-творческих дел в Центре

КТД планируются и проводятся в течение месяца, меняя названия и содержание. Все они напрямую связаны с тематическими периодами учебного года Разнообразие и периодичность проводимых мероприятий позволяют обучающимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в Центре широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры, сценки, агитбригады. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет и заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, макетами. Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, перед младшими и старшими, родителями создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.

Коллективное творческое дело имеет огромное влияние как на личность каждого человека, творческого объединения, клуба, которые являются первичным коллективом, так и на весь большой коллектив нашего учреждения. Это подтверждают результаты диагностики, анализ проведённых КТД и воспитательной работы в целом.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности воспитанников. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.

Таким образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают в учреждении периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события жизни Центра, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.

КТД – это верный путь соединения и создания общности нашего Центра на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

В нашем Центре создано и функционирует 13 творческих объединений и 10 клубов по интересам. Работа клубов и объединений строится по принципам коллективной творческой деятельности, предоставляя обучающимся возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Кроме того, участие в клубной деятельности позволяет воспитанникам отдохнуть, найти друзей. Самыми популярными являются военно – патриотический клуб «Витязь», вокальная студия «Домисолька», а среди воспитанников танцевального коллектива «Созвездие» создана команда клуба КВН. Коллективное творческое дело в нашем понимании, – это групповая деятельность, имеющая игровую инструментовку, совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности.

Организация коллективной творческой деятельности происходит в несколько этапов, которые мы видоизменили и дополнили, исходя из целей и задач нашего учреждения (расширен состав участников, создано широкое творческое пространство деятельности, введен промежуточный этап, игровая инструментовка на всех этапах).


Схема 2. Схема деятельности организации КТД

КТД проходят в Центре 5 раз в год, охватывая педагогический коллектив и всех воспитанников от младшего до старшего возраста. В подготовке и проведении участвуют руководители творческих объединений и клубов, организаторы досуга, родители и сами воспитанники Центра.

Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для ребят они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

Игра как средство воспитания выбрана нами не случайно. В процессе игры требования взрослых к обучающимся становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития. Игра – главная сфера общения воспитанников, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества; игра – это сильнейшее средство социализации.

Важнейшими воспитательными функциями игры являются:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция самореализации ребенка в игре;
  • коммуникативная;
  • диагностическая;
  • игротерапевтическая;
  • коррекционная;
  • развлекательная.

В нашем педагогическом опыте практикуются такие формы игры, которые отвечают следующим требованиям:

  1. Игра содействует сплочению коллектива.
  2. Имеет познавательное значение.
  3. Активизирует общественную деятельность воспитанников.
  4. Обеспечивает мыслительную активность участников игр.
  5. Создаёт условия для детского творчества.
  6. Соответствует принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Предметом такой игры является наслаждение ее процессом, конечный результат реализация и развитие способностей, формирующих личность.

В практике работы нашего Центра проводятся как трудовые, организаторские, так и праздничные, художественные коллективно – творческие дела.

Трудовые дела. В трудовых делах воспитанники и педагоги Центра осуществляют заботу через труд – к творчеству. Цель трудовых дел – обогатить знания ребят об окружающем, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. Традиционно в нашем Центре проходит коллективно – творческое дело Операция ПДД – «Подарок далёким друзьям». Операция ПДД проводится как для хорошо знакомых людей, так и для далёких друзей. Одно из таких дел – акция «Дети Кузбасса – солдатам России», о которой узнали активисты «совета Добрых дел» и вышли с предложением об участии в ней, разработав общий проект подготовки. Суть этого проекта заключается в следующем: сделать общий подарок солдатам воинской части п. Козюлька Красноярского края. Данная часть была выбрана не случайно. Во-первых, её возглавляет наш земляк Рунда Михаил Михайлович, выпускник Итатской средней школы, во-вторых, с этой танковой частью давно установились дружеские отношения – наши обучающиеся получали первые навыки солдатской службы на военно-полевых сборах в расположении части, в-третьих, здесь проходят службу юноши Кемеровской области и Тяжинского района в частности.

Реализация проекта проходит по следующим этапам:

1 этап. Создание микроколлективов из воспитанников учреждения, которые получают определённое задание. Микроколлектив творческих объединений декоративно-прикладного направления вяжут варежки, носки, шьют тёплые вещи, изготавливают игрушки – обереги для солдат. Микрогруппа художественно-эстетического блока разрабатывают сценарий, подготавливают концертную программу, воспитанники клуба «Витязь» занимаются сбором писем от близких родных солдат, формируют посылки с художественно – научной литературой, сладкими сюрпризами.

2 этап. Обсуждение и защита «подарка». Выбор делегации воспитанников для визита в военную часть.

3 этап. Итог проекта – поездка в воинскую часть с праздничным концертом и вручением общего подарка от воспитанников Центра. Ежегодно, 23 февраля делегация из воспитанников, педагогов и родителей Центра, выезжают в расположение части. Встречает ребят из Кузбасса заместитель командира части по воспитательной работе подполковник Лякруа Андрей Вячеславович и психолог части Пономаренко Наталья Владимировна. Ребята, показывают солдатам замечательный концерт, радуя военнослужащих своими выступлениями. Свое праздничное настроение им дарят: танцевальный коллектив «Созвездие», вокальная студия «Арго». Съемку дружеской встречи осуществляют родители воспитанников. Бурными и продолжительными аплодисментами принимают наших ребят воины. По завершению праздничного концерта подполковник Лякруа А.В. от всей души благодарит ребят и педагогов за прекрасное настроение, которое они доставляют солдатам, и приглашает к дальнейшему сотрудничеству. Также ребята с удовольствием посещают музей боевой техники, могут исследовать самостоятельно боевые машины, пообщаться с солдатами, узнать будни солдатской службы. С каждым годом крепнет сотрудничество воинской части с нашим Центром. Командир части Рунда М. М. традиционно вручает благодарственное письмо, в котором говориться: « Командование и личный состав части 54630 выражает благодарность управлению образования администрации Тяжинского района Кемеровской области, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области» за организацию культурно – досуговой работы с личным составом воинской части 54630, выражает уверенность, что и в будущем взаимное сотрудничество будет способствовать воспитанию достойных защитников Отечества».

4 этап. Оценка результатов деятельности – соотнесение полученного с запланированным.

Организаторские дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой, совместной организаторской деятельности – это когда вместе придумали, подготовили, провели и обсудили наше общее дело. Газета – «молния» «Я + друзья = семья» это непростая информация, а коллективное творческое дело, как участников её выпуска, так и всех членов детского коллектива, думающих над обсуждаемым вопросом, увлечённых поиском наиболее удачного его решения. Над созданием и выпуском этой газеты трудятся каждое творческое объединение Центра. Право на выпуск газеты переходит от одного творческого объединения к другому, в этом случае каждый детский коллектив учреждения сможет участвовать в выпуске газет – «молний». В каждом выпуске отражается информация о жизнедеятельности того или иного творческого объединения, его успехах, достижениях, новостях. Газета – «молния» не терпит шаблонов в содержании и подачи материала, новый выпуск оригинален по форме, приковывает внимание яркими, выразительными средствами оформления. Для «обратной связи» используется специальная «шкатулка мнений», помещаемая возле данной газеты. Такая форма работы даёт наибольший воспитательный эффект развивает чувство ответственности за жизнь своего коллектива, учит сопоставлять и оценивать разнообразные факты этой жизни, выделять главное, определять жизненно важную задачу, находить правильное её решение, действовать находчиво и оперативно.

Праздники – наши общие дела. Лучшей формой привлечения обучающихся к этой творческой деятельности становятся праздники: «Посвящение в гильдию творцов», «Идёт новый год», «Дом друзей», «Без матери нет ни поэта, ни героя», «Осенние посиделки» и т.д. Сколько сказочных героев здесь можно увидеть! Благодаря этим праздникам воспитанники могут реализовать свои режиссёрские, хореографические, артистические, музыкальные способности. Поэтому и цель этих праздников – развитие творческого воображения и формирование творческой личности обучающихся.

Самое увлекательное, разнообразное, творческое коллективное дело возможно при подготовке и проведении праздника «Идёт Новый год». Здесь предоставляется более широкое поле творческой деятельности для совместной работы воспитанников, педагогов, родителей. Подготовка к встрече Нового года в Центре начинается со стартовой беседы в творческих объединениях. На «совете Добрых дел» выбираются варианты организации и проведения всеми любимого весёлого праздника. Все предложения выбираются, обсуждаются, уточняются вопросами следующего типа «Для кого? С кем вместе? Где? Когда? Кто будет ведущим организатором?», совершенствуются, что-то принимается, что-то, напротив, отвергается. Так же разрабатываются и уточняются детали плана, распределяются поручения между творческими объединениями.

Данное коллективно – творческое дело даёт направление инициативе и самодеятельности каждого участника и всем вместе (младшим и старшим), позволяет определить меру своего участия в реализации замысла, выбрать поручения по душе, объединиться в группы по интересам.

Каждая группа имеет свой круг забот:

  • «хозяева» украшают ёлку, оформляют помещение, подготавливают сюрпризы;
  • «журналисты» организуют конкурсы на лучший рисунок, выпускают стенгазеты-поздравления каждому творческому объединению, оформляют итоговые статьи по проведению праздника в районную газету «Призыв» и пресс-центр администрации Тяжинского района;
  • «артисты» готовят концерты, творческие поздравления, проводят операцию «Радость малышам» с привлечением кукольного театра «Арлекин», вокальной студии «Домисолька» (показ новогоднего спектакля по детским садам посёлка);
  • «затейники» разрабатывают театрализованные представления, распределяют роли, проводят репетиции;

В период подготовки к празднику открывается «мастерская Деда Мороза». В «мастерской» создаются цеха, куда входят цех по изготовлению реквизитов и декораций (совместная работа педагогов, воспитанников и их родителей), цех по пошиву костюмов, цех по изготовлению сувениров, подарков;

Подведение итогов происходит на общем сборе «совета Добрых дел», которому предшествует письменный опрос-анкета, содержащие вопросы на размышление «Что было хорошего и почему?», «Какие чувства и мысли вызвало у вас это КТД?», «Что предлагаем на будущее?» Отмечаются успехи творческих коллективов и личный вклад каждого. Завершая далеко неполный перечень коллективно-творческих дел, можно сказать, что всё это далось не сразу и не так легко, как хотелось бы. Но особенно заметно изменились наши воспитанники, насколько они стали добрее и внимательнее друг к другу и окружающим их людям, как изменились их ролевые позиции, с какой радостью они бегут в наш Центр, где у них такая интересная жизнь, как хотят они сделать эту жизнь интереснее и полезнее.