Муниципально-правовые отношения и их субъекты. Муниципально-правовые нормы и институты

Такое определение характерно для муниципального права как относительно самостоятельной отрасли права , объединяющей нормы и публичного, и частного права.

Число отраслей публичного права и объем их норм преобладают во всей совокупности норм муниципального права над нормами частного права. В систему норм муниципального права включаются нормы финансового, налогового, экологического, земельного и иных отраслей права. Наименьшее количество составляют нормы гражданского, коммерческого и предпринимательского права . Однако они также имеют «право на жизнь» согласно концепции гражданского законодательства , которая определила в качестве субъектов гражданских правоотношений муниципальные образования и их органы.

Наличие норм муниципального права в различных дает основания делать вывод о том, что муниципальное право - это относительно самостоятельная отрасль права.

Если сравнить число норм, регулирующих отношения в системе местной публичной власти , закрепленных в Конституции РФ , с нормами, регулирующими группы других отношений, кроме конституционного права , то можно сделать вывод о том, что объем этих норм намного больше, чем объем норм других отраслей права.

Отношения, определенные Конституцией Российской Федерации в системе местного самоуправления, как раз и регулируются особой группой норм, представляющих собой в совокупности муниципальное право.

Сам факт базирования муниципального права в основном на местном самоуправлении дает основания отнести муниципальное право к относительно самостоятельной отрасли права.

Конечно же, муниципальное право граничит с другими отраслями права. Но и отдельные отрасли права точно также граничат с конституционным правом, административным правом и муниципальным правом.

Множество норм муниципального права возникли на базе основных отраслей права: гражданского, земельного, экологического и т. д.

Ближе всего муниципальное право стоит к конституционному и административному праву. Однако оно не является составной частью этих отраслей права или их продолжением. Ведь конституционное право - это государственное право. Оно так и называлось в недалеком прошлом. Следовательно, конституционное (государственное) право регулирует несколько другие отношения, чем муниципальное право.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление отделено от государственной власти и имеет систему своих отношений, которые урегулированы нормами специальных законов о местном самоуправлении, о местных референдумах , о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления и т. д.

Наличие специальной нормативной базы о местном самоуправлении на федеральном уровне, на уровне и муниципальных образований позволяет сделать вывод о том, что муниципальное право - это относительно самостоятельная отрасль права.

Муниципальное право содержит все признаки отрасли права. Среди них можно отметить следующие: понятие муниципального права, которое имеет свои отличительные особенности; предмет, составляющий обособленную группу общественных отношений, характерный только для местной публичной власти; комплексный метод правового регулирования ; принципы, присущие только публичной власти; функции; систему, предлагающую разделение муниципального права на две части - общую и особенную; наука и научная дисциплина муниципального права; источники муниципального права, собственные нормы и институты права, конструируемые на основе властеотношений и смежные; свое правоотношение , отличающееся особенностью субъектов и объекта.

Предмет муниципального права

Муниципальное право как комплексная отрасль права сочетает два метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный, присущие соответственно публичному и частному праву. Однако и муниципальное право содержит собственный диспозитивный метод правового регулирования.

В целях выявления метода правового регулирования отношений в отрасли права необходимо определить способ воздействия этих норм на общественные отношения.

По способу воздействия на группы общественных отношений нормы права делят на императивные и диспозитивные, а следовательно, и методы правового регулирования определяются этой классификацией.

Примером императивной нормы может служить ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон «Об общих принципах…» (2003 г.), в которой установлено, что принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти , их должностными лицами или органами местного самоуправления , т. е. решение должно быть исполнено без каких-либо оговорок или альтернатив. Например, на местном референдуме принято решение не приватизировать муниципальное предприятие , имеющее общемуниципальное значение. Это решение должны неукоснительно выполнять соответствующие органы местного самоуправления. Очевидно, что эта норма относится к системе норм только муниципального права.

Диспозитивные нормы характеризуют соответственно и метод правового регулирования отношений. Данный метод в теории права назван диспозитивным в силу наличия альтернативы, т. е. выбора решения. В муниципальном праве этот метод используется при формировании представительного органа муниципального района и в других случаях. Так, ст. 35 Закона «Об общих принципах организации…» (2003 г.) устанавливает два возможных варианта формирования представительного органа местного самоуправления. Он может быть сформирован из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений или может быть избран на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населением. В данном случае есть выбор из двух вариантов (или/или). То же самое относится к инициативе по проведению местного референдума.

Согласно ст. 22 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.) ее могут осуществить: граждане ; избирательные объединения; представительный орган совместно с главой местной администрации. В данном случае норма предусматривает различные способы реализации права на инициативу о проведении местного референдума.

Диспозитивный характер имеют нормы: об избрании главы муниципального образования (ч. 2 ст. 36 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.), который может быть избран непосредственно избирателями, либо из числа депутатов представительным органом; о способе назначения главы администрации (ч. 2 ст. 37 указанного Закона), которым может быть глава муниципального образования либо лицо, назначенное по контракту по результатам конкурса.

Диспозитивный характер имеют нормы избирательного права в системе местного самоуправления, которое базируется на установленных в законодательстве принципах. Избиратели, например, могут принимать, а могут и не принимать участие в выборах. Это их личное право . При голосовании избиратели вправе отдать свой голос за любую из кандидатур. Никто их не обязывает отдать голос за какую-либо кандидатуру. У них есть выбор. Что касается местного референдума, схода, собрания, то граждане также могут в них принимать участие, но могут и не принимать.

Кроме того, при решении задач граждане самостоятельно определяют, за какой поставленный вопрос на референдуме, сходе, собрании отдать свой голос. Иначе говоря, также существует выбор (или/или).

Можно ли в данном случае утверждать, что приведенные нами массовые примеры относятся к системе частного права ? Безусловно, нет.

Вообще, рассматривая проблему диспозитивного метода правового регулирования и его природу, нельзя однозначно утверждать, что его обладателем является только гражданское право .

Данный метод быстрее всего зарождается в эпоху естественного публичного муниципального права, а затем и позитивного, когда начинается становление и развитие общинного местного самоуправления. Уже в тот далекий исторический период платежи в казну общины, союза общин вносились либо в виде натурального налога , либо в денежном исчислении, т. е. очевидна диспозиция, альтернатива, выбор в системе публичного права. Об этом свидетельствуют закон, принятый в 45 г. до н. э. в Древнем Риме, - «Lex Yulia municipalis», на основе которого было построено местное самоуправление, а также более поздние нормативные акты , в том числе действовавшие на территории Древней Руси.

Поскольку упомянутые нормы закреплены в , они также относятся к системе норм только муниципального права и никакой иной отрасли права.

Таким образом, наличие собственных императивных и диспозитивных норм в системе муниципального права, которые содержатся в специальных законах о местной публичной власти , дает основания сделать вывод о том, что муниципальное право имеет два способа правового регулирования: императивный и диспозитивный. Причем эти методы не являются заимствованными от других отраслей права. Они, как и для других отраслей права (соответственно, публичного и частного), являются универсальными и не принадлежат абсолютно какой-либо одной отрасли права, как это иногда утверждается в юридической литературе. Данный метод характерен для гражданского, коммерческого, предпринимательского, семейного, муниципального и других отраслей права. Об этом свидетельствуют источники названных отраслей права. Но в публичном праве он охватывает значительно меньшую часть общественных отношений, чем в частном. Более чем убедительным является утверждение А. А. Безуглова и С. А. Солдатова о том, что многие общественные отношения являются предметом регулирования норм, относящихся к различным отраслям права.

Нормы муниципального права

4) по масштабу действия нормы бывают:

а) общефедерального масштаба, сила которых распространяется на всю территорию Российской Федерации. Например, нормы, содержащиеся в Конституции РФ и в Законе «Об общих принципах…» (2003 г.), действуют в равной степени на всей территории Российской Федерации;

б) масштаба субъекта Российской Федерации, действующие только в границах субъекта РФ. Например, законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах ;

в) масштаба муниципального образования, которые действуют только в границах муниципального образования. Таким примером может служить устав муниципального образования, как источник, содержащий нормы муниципального права, а также другие нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления;

г) международного уровня, действующие в государствах, присоединившихся к международному нормативному акту;

5) по предназначению нормы муниципального права делятся на материальные и процессуальные. В данном случае очевиден дуализм норм муниципального права.

Материальные нормы в основном закреплены в Конституции РФ и Законе «Об общих принципах…» (2003 г.). Они дают определение местной публичной власти , устанавливают перечень властеотношений, т. е. основы этой власти определяют ее сущность, закрепляют субъектный состав, компетенцию, гарантии и ответственность в системе местного самоуправления.

Процессуальные нормы закреплены в Федеральных законах «Об общих принципах…» (2003 г.), «О муниципальной службе …», в законах субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах, о местном референдуме, о собраниях и сходах, в уставах муниципальных образований, в регламентах представительных органов местного самоуправления, в положениях о бюджетном устройстве и бюджетном процессе городов, районов, поселений и т. д.

Процессуальные нормы, например, устанавливают порядок подготовки и проведения сессий представительных органов местного самоуправления, подготовки и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении; проведения выборов и местных референдумов, т. е. они устанавливают процедуру проведения этих мероприятий.

Эти и другие нормы характерны только для муниципального права, так как они сконструированы в специальных нормативных актах, устанавливающих порядок формирования и осуществления местной публичной власти.

Таким образом, муниципальное право имеет свою систему норм, которые занимают доминирующее положение по сравнению с заимствованными им нормами из других отраслей права.

Специальные источники, в которых содержатся нормы муниципального права, формируются на различных уровнях власти: федеральном; субъекта РФ; муниципального образования. При этом источники, принимаемые на муниципальном уровне, по количеству преобладают над источниками федеральными и субъектов РФ. Правовые нормы появляются в результате правотворческой деятельности государства и местного самоуправления.

Местное самоуправление, являясь публичной властью, осуществляет правотворческую деятельность, формируя тем самым собственную нормативную базу, наряду с государственной. Нормы эти имеют и императивный, и диспозитивный характер и делятся на материальные и процессуальные, присущие муниципальному праву.

Нормы императивные и диспозитивные характерны для многих отраслей публичного и частного права, в том числе и муниципального. Из этого следует, что и методы правового регулирования универсальны для многих отраслей публичного и частного права.

Институты муниципального права

В системе институтов непосредственной демократии имеется группа подинститутов, соотносящихся с основными институтами как система и ее элементы, как общее и частное. То же самое можно утверждать и об институтах в системе представительной демократии. К ним относятся институты: органов местного самоуправления, их компетенции и ответственности, должностных лиц местного самоуправления, муниципальной службы и др.

Классификация институтов муниципального права возможна не только по формам осуществления местной публичной власти.

Институты муниципального права можно разделить на две части, исходя из принадлежности к муниципальному праву. Во-первых, это институты, принадлежащие только муниципальному праву: институты местного референдума, сходов, собраний, выборов, представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, муниципальной службы, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, территориальной организации, гарантий и т. д.

Во-вторых, это институты, сформированные из группы норм и отношений различных других отраслей права: финансового, гражданского, трудового, коммерческого, предпринимательского, административного. Это касается бюджета и бюджетного процесса , унитарных муниципальных предприятий , права собственности , договорных отношений и т. д.

Муниципальное право связывает эти две крупные группы институтов - собственный и смежный, - что создает условия местной публичной власти для осуществления ею функций и компетенции.

Муниципально-правовой институт территориальной организации местной публичной власти

Это определение муниципально-правового финансового института представлено в виде общей системы, состоящей из ряда взаимосвязанных элементов, т. е. подинститутов. Оно обусловлено сложностью структуры отношений, входящих в финансовую основу местного самоуправления. Из этого следует, что существуют институт как общее, т. е. система, и пединституты как частное. В силу этого очевидна классификация внутри муниципально-правового финансового института.

Подинституты можно классифицировать:

  1. по группам общественных отношений и регулирующим их нормам;
  2. по видам финансовых ресурсов в системе местного самоуправления;
  3. по структуре местного бюджета ;
  4. по предназначению;
  5. по цели;
  6. по принадлежности.

1. По группам общественных отношений и регулирующих их норм пединституты можно разделить на касающиеся:

2. По видам финансовых ресурсов муниципально-правовые финансовые пединституты можно классифицировать исходя из структуры финансовых ресурсов местного самоуправления. К ним можно отнести следующие виды:

а) муниципально-правовой пединститут бюджетных средств, формируемых за счет собственных и регулирующих источников доходов ;
б) муниципально-правовой пединститут внебюджетных средств (самообложение, субвенции, субсидии, муниципальные заимствования).

3. По структуре местного бюджета пединституты подразделены на:

а) пединститут доходов местного бюджета;
б) пединститут расходов местного бюджета.

4. По предназначению пединституты делятся на материальные и процессуальные.

Материальные устанавливают статические величины, процессуальные - процедуру применения материальных подинститутов.

5. По цели пединституты делятся на две группы:

а) обслуживающие систему местного самоуправления в целях решения задач только местного значения;
б) нацеленные на осуществление отдельных государственных функций.

6. По принадлежности муниципально-правовые пединституты делятся на:

а) собственно муниципальные;
б) смежные с финансово-правовыми институтами.

К собственным можно отнести пединститут утверждения местного бюджета на сессии представительным органом местного самоуправления .

Смежный институт - например, формирование доходной части за счет как собственных источников, так и с помощью регулирующих источников доходов.

Социальный и организационный институты муниципального права

1. Под социальным муниципально-правовым институтом следует понимать совокупность норм муниципального права , регулирующих группы отношений, складывающихся по поводу формирования поселений, их органов власти и реализации функций в системе местного самоуправления .

Очевидным является тот факт, что социальный муниципально-правовой институт состоит также из двух слагаемых: нормы плюс общественные отношения. При этом первичными являются отношения, вторичными - нормы. Отношения - это элемент местного самоуправления, т. е. одна из его основ, без которой местное самоуправление нереально. Нормы - это элемент права , которое формируется государством и самой социальной общностью, т. е. жителями муниципального образования и избранными ими органами.

Таким образом, социальный муниципально-правовой институт есть продукт социальной общности и государства.

Что касается функционального аспекта, то здесь можно провести аналогию. В условиях догосударственного периода функции зарождались в связи с потребностью людей, т. е. они имели естественный характер, не навязывались сверху. Поэтому их появление было обусловлено только социальной общностью. При наличии государства ситуация изменяется. Государство путем принятия законов и подзаконных актов расширяет перечень функций для местного самоуправления, т. е. оно устанавливает новые функции с помощью права. Кроме того, государство обеспечивает правовое оформление уже сложившихся функций в системе местного самоуправления. Из этого следует, что и функции местного самоуправления как элемент социальной основы и муниципально-правового института есть продукт деятельности социальной общности и государства, равно как и нормы муниципального права . Институты права нацелены на реализацию функций местного самоуправления.

Социальный муниципально-правовой институт структурно состоит из норм: определяющих поселенческий характер местного самоуправления; устанавливающих статус муниципального образования в зависимости от численности населения; определяющих порядок осуществления форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления; устанавливающих право всех граждан на осуществление местного самоуправления и повсеместность его на территории Российской Федерации.

Указанные и другие группы норм регулируют определенные группы однородных общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления и являющихся его основами.

Таким образом, социальный муниципально-правовой институт формируется из собственных норм и отношений и принадлежит только муниципальному праву. Это является свидетельством того, что муниципальное право есть отрасль права .

2. Под организационным институтом муниципального права следует понимать совокупность норм муниципального права, регулирующих общественные отношения, касающиеся наименования, структуры органов местного самоуправления , порядка их формирования, форм и принципов их деятельности, а также выборных должностных лиц местного самоуправления.

В структуру организационного института муниципального права включаются: представительные, исполнительно-распорядительные, контрольные органы местного самоуправления; избирательные комиссии; должностные лица (глава муниципального образования, депутаты, глава администрации, староста).

Организационный институт имеет свои пединституты: представительных органов; исполнительно-распорядительных органов; должностных лиц местного самоуправления; контрольных органов; избирательных комиссий. Все эти пединституты как элементы единой системы, которая названа организационным институтом муниципального права, обеспечивают надлежащее осуществление своих функций в соответствии с установленной для них компетенцией. Они в рамках норм права организуют решение задач на территории муниципального образования для достижения поставленных целей.

Организационный институт является результатом деятельности государства, издающего нормы права о нем, и жителей муниципального образования, формирующих данный институт. В условиях догосударственного периода организационный институт структурно состоял из норм естественного, обычного права, творцом которого были сами общины, и отношений, которые регулировали эти нормы, т. е. муниципально-правовой институт имел самобытное, общинное происхождение. Его вполне можно назвать естественным муниципально-правовым институтом, формировавшимся в недрах общины.

Каждый подинститут имеет свое содержание, свои элементы. Например, подинститут представительных органов содержит нормы о порядке их формирования, о составе, о рабочих органах, о компетенции, о роли и месте в системе органов местного самоуправления. То же самое можно утверждать относительно исполнительно-распорядительных органов и должностных лиц местного самоуправления, за некоторыми исключениями, не присущими должностным лицам.

Эти нормы регулируют соответствующие группы однородных отношений между субъектами муниципального права по формированию, составу, компетенции и т. д. органов местного самоуправления.

Из этого следует, что организационный муниципально-правовой институт имеет многослойную внутреннюю структуру, представляющую собой единый комплекс норм и отношений, нацеленный на организационно-правовое обеспечение функционирования местного самоуправления.

При этом следует заметить, что и данный институт имеет собственные корни, т. е. формируется из собственных норм и отношений.

Система муниципального права

Таким образом, система муниципального права включает в себя элементы общего и особого характера, которые неразрывно связаны, взаимозависимы, и их существование в отдельности немыслимо. Фактическое наличие таких элементов единой системы свидетельствует о полном наборе признаков, присущих отрасли права.

Принципы муниципального права

В-третьих, принципы провозглашают перспективы становления и развития гражданского общества посредством прямой и представительной демократии.

В-четвертых, принципы муниципального права допускают возможность сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью, что позволяет сделать вывод о наличии смежного метода правового регулирования в данной отрасли права.

В-пятых, они могут быть использованы в правоприменительной практике при обнаружении пробелов в законодательстве либо в случае возникновения противоречия норм законодательства этим принципам.

Принципы муниципального права сформулированы в Конституции РФ , а также в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов, в нормативных актах органов местного самоуправления .

Кроме того, они закреплены в ряде международных нормативных актов.

К принципам муниципального права можно отнести следующие.

3. Принцип сочетания форм непосредственной и представительной демократии при осуществлении местного самоуправления. Граждане участвуют в выборах, местных референдумах, собраниях, сходах, гражданских правотворческих инициативах, принимая собственные решения по обсуждаемым вопросам, выражая при этом прямое волеизъявление.

Кроме того, они решают свои жизненно важные задачи через своих представителей в органах местного самоуправления. Муниципальное право регулирует эти группы отношений.

4. Принцип самостоятельности местной публичной власти и ее взаимодействия с государственной властью закреплен в ст. 12 и гл. 8 Конституции РФ, а также в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 3, 19, 20, 21 и др.).

5. Принцип внутренней соподчиненности решений референдумов, сходов, органов и должностных лиц в системе местного самоуправления закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Законе «О муниципальной службе в Российской Федерации».

6. Принцип сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью закреплен в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он вытекает из методов правового регулирования отношений, сложившихся в муниципальном праве. Как ранее было замечено, в муниципальном праве имеются императивные и диспозитивные нормы. Они как раз и базируются на принципе сочетания юридического равенства и соподчиненности субъектов правоотношений .

7. Принцип судебной защиты и ответственности субъектов муниципально-правовых отношений, установленный в частном и публичном праве.

8. Принцип повсеместности становления и развития местного самоуправления, установленный Конституцией РФ (ст. 2, 12, ч. 1 ст. 131) и Законом «Об общих принципах…» (ч. 1 ст. 1), гарантирует осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Важно отличать принципы муниципального права от принципов местного самоуправления. Между ними нельзя ставить знак равенства, так же как между понятиями «муниципальное право» и «местное самоуправление». Не может быть такого, чтобы принципы права были равны принципам местной публичной власти. Право - это совокупность норм, местное самоуправление - это публичная власть. Каждое из этих явлений имеет свои основополагающие начала. К тому же власть - это базис, право - надстройка. Каждый из этих элементов занимает свое место в системе «власть и право». с

Эти две функции тесно связаны между собой, так как одна является первичной, вторая - производной. Первична функция регулятивная, так как муниципальное право предназначено содействовать развитию и совершенствованию социально-экономических, управленческих и организационных отношений.

В данном случае право упорядочивает не только властеотношения, но и взаимоотношения органов местного самоуправления и муниципальных служащих с хозяйствующими субъектами и гражданами . В этом состоит особенность регулятивной функции муниципального права. Регулятивная функция оказывает фактическое воздействие на все без исключения функции общего характера (общие).

В системе муниципального права регулятивная функция формирует самоуправленческие начала и предоставляет субъектам муниципальных отношений реальные возможности для самоорганизации и саморегулирования. Согласно Конституции РФ граждане вправе самостоятельно осуществлять местное самоуправление на территории Российской Федерации. Из этого следует, что нормы муниципального права установили вид местной власти (организационно-политическая функция) и регулируют порядок ее осуществления (граждане осуществляют эту власть).

В связи с тем, что в муниципальном праве имеются собственные нормы диспозитивного характера (они ранее приведены в учебнике), можно вполне убедительно констатировать, что регулятивная функция устанавливает (допускает) саморегулирование в системе местного самоуправления (избрать народом или представительным органом главу муниципального образования; сформировать представительный орган муниципального района всенародно либо из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений) и т. д.

Охранительная функция предполагает и устанавливает основные направления воздействия на обеспечение гарантий местного самоуправления (экономических, политических и т. д.), а также судебной защиты субъектов муниципальных отношений. Так, в соответствии с гражданским законодательством и Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъекты муниципального права могут защищать свои интересы в судах общей юрисдикции и арбитражных. Кроме того, органы местного самоуправления при осуществлении своих полномочий должны действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации, охраняя при этом законные интересы других субъектов правоотношений . Охранительная функция имеет как профилактический, так и репрессивный характер.

Таким образом, функции муниципального права базируются на функциях общей теории права , равно как и функции других отраслей права, имея свои отличительные особенности, заключающиеся в специфике местной публичной власти и способах ее формирования и осуществления.

Муниципальное правоотношение: понятие, структура и содержание

Правоотношения можно классифицировать по аналогии с классификацией отношений, составляющих предмет муниципального права . Кроме того, в муниципальном праве возможна и другая классификация правоотношений, вытекающая из комплексности муниципального права как отрасли права . В силу того, что муниципальное право представляет собой совокупность норм публичного и частного права, правоотношения также имеют разные оттенки: публичного и частного права.

Чисто публичными являются правоотношения, исключающие участие субъектов муниципального права в гражданском обороте. Смешанными, или публично-частными, можно назвать правоотношения, складывающиеся в результате частноправовых действий субъектов муниципального права, выражающихся в участии последних в гражданском или коммерческом обороте.

К чисто публичным относятся правоотношения организации и деятельности субъектов муниципального права. Это формирование органов местного самоуправления , осуществление функций местной публичной власти посредством прямой и представительной демократии, а также должностными лицами местного самоуправления. Сюда включены правоотношения муниципальной службы , гарантий, ответственности и т. д. Их можно назвать властеотношениями.

К смешанным относятся правоотношения, субъекты которых участвуют в гражданском и коммерческом обороте.

Например, орган местного самоуправления от имени муниципального образования совершает сделки с другими субъектами на строительство жилых домов, объектов социально-культурного назначения, дорог, ремонт внутридворовых территорий . В данном случае правоотношение имеет гражданско-правовой характер, так как субъект публичного права включается в гражданский оборот.

Нередко органы местного самоуправления и должностные лица от имени муниципального образования совершают торговые (коммерческие) договоры по купле-продаже имущества, продовольствия, необходимых для нужд территории и населения. Здесь очевидно присутствие оттенка коммерческого правоотношения.

Не обладают таким правом также лица, осужденные по приговору суда и находящиеся в местах лишения свободы . Такое правило установлено федеральным законодательством о выборах и законодательством субъектов Российской Федерации .

В гражданском праве таких абсолютных ограничений для лиц данной категории не установлено. Конечно же, правоспособность их ограничена в какой-то мере. Но тем не менее за ними остается право собственности на свое имущество, на наследство, на дарение, на доверенность и т. д.

Итак, публичное право устанавливает более жесткий барьер относительно субъектного состава правоотношения, чем частное.

Именно в силу этого муниципальное правоотношение является самостоятельным, не похожим по составу, структуре и сущности на правоотношения других отраслей права. Кроме всего вышеизложенного муниципальное правоотношение является властеотношением, что выделяет его в системе правоотношений других отраслей права.

Структура правоотношения

Таким образом, структура муниципального правоотношения имеет свои отличительные особенности, что подчеркивает самостоятельный характер муниципального правоотношения.

  • Билет 12. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  • Билет №9 1. Нормы и правила закрепления подвижного состава тормозными башмаками.
  • Билет№5 Погрузочно-разгрузочные пункты. Требования, нормы времени, расстановка АТС, технические средства, расчёт пропускной способности.
  • МП как комплексная отрасль в системе российского права.

    Понятие «МП» новое для нашего государствоведения, хотя вопросы мун. управления являлись предметом исследования юристов земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов. Муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами СУ. В настоящее время муниципалитеты – избираемое городское и сельское СУ. В Конституции РФ используется другое понятие – МСУ. Но в качестве одной из форм собственности закрепляется мун. собственность.

    Признаки отношений, составляющих предмет:

    1) имеют локально-территориальный характер,

    2) носят комплексный характер,

    3) обязательным субъектом выступает либо население МО, либо орган или должностное лицо МСУ.

    МПРФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность прав. норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации МСУ и решения населением МО непосредственно, через выборные и др. органы МСУ вопросов мест. значения, а также в процессе реализации отдельных гос. полномочий, которыми м-т наделяться органы МСУ.

    1) императивный

    2) диспозитивный

    3) Метод гарантий – применяется на федеральном уровне правового регулирования МСУ.

    2. МП как научная и учебная дисциплина МП – отрасль российского права – регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деят-сти МСУ. Задачей научной дисциплины является раскрытие сущности МСУ.

    Научная дисциплина МП – совокупность знаний, идей, теорий о МСУ, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

    Система – логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание.

    1) введение в МП

    2) МСУ в системе народовластия

    3) основы МСУ;

    4) предметы ведения и полномочияМСУ;

    5) гарантии МСУ;

    6) ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ

    7) В дореволюционный период имелось множество исследований по вопросам земского и городского СУ в рамках гос. и АП.

    В советский период – организация и деятельность местных советов и их исполнительных комитетов регулировались нормами гос. и АП и соответственно изучались науками гос. иАП.



    На стыке этих наук возникает наука советского строительства, изучавшая всю систему Советов в целом

    Муниципально-правовые нормы и институты

    Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отн-ия, возникающие в процессе организации и деят-стиМСУ, называются мун-правовыми нормами.

    Особенности:

    1) значительная часть норм МП – общеобязательные правила поведения, издаваемые органами, не входящими в систему гос. власти,

    2) Одновременно м-т явл-ся нормами других отраслей.

    Классификация:

    1) по объекту правового регулирования – закрепляющие: МСу в системе народовластия; основы деятельности; полномочияМСУ; гарантииМСУ, ответственность органов МС и должностных лиц, контроль за их деятельностью.

    2) По характеру предписаний: управомочивающие; обязывающие; запрещающие.

    3) По степени определенности предписаний – императивные и диспозитивные.

    4) По территории действия – федеральными, субъекта, местными.

    5) По источникам

    6) Материально-правовые и процессуальные.



    Правовой институт в МП представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений.

    Муниципально-правовые отношения (понятие, структура, содержание, субъекты)

    Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами МП общественные отношения, возникающие в процессе организации и деят-ти МСУв городских, сельских поселениях и другихМО.

    Субъекты:

    1) Особым субъектом МП является МО – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осущ-сяМСУ, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органыМСУ.

    2) Субъекты мун-правовых отношений, которые наделены правом принимать решения по вопросам мест. значения.

    3) Субъекты мун-правовых отношений, которые содействуют осущ-ию МСУ, взаимодействуют с субъектами мун-правовых отн-ий, наделенными полномочиями по решению вопросов мест. значения, по различным аспектам своей деят-сти, затрагивающей права и интересы МО: органы территориального общественного СУ, ассоциации и союзы МО, гос. органы, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации.

    М-П отношения:

    1) отн-ия, связанные с организацией МСУения;

    2) отношения, характеризующие мун.деят-сть по непосредственному жизнеобеспечению населения МО;

    3) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов МСУ по осуществлению отдельных гос.полномочий.

    В зависимости от субъектов:

    1) Отношения, в которых одной из сторон выступает МО,

    2) Отношения, в которых, одном из субъектов выступает население МО,

    3) Отношения, в которых одной из сторон явл-ся орган или должностное лицо МСУ.

    вопросы: 1, 4, 21,22,24,33,39 (ну может просто ст.50 закона,если ниче и ты не найдешь), 41,42,46.

    1. Муниципальное право - комплексная отрасль права . Муниципальное право не является профилирующей (основной) самостоятельной отраслью права, поскольку у него отсутствует собственный основной метод регулирования. Согласно утвердившейся в юридической литературе позиции, муниципальное право представляет собой комплексное правовое образование.1 По мнению И.В.Выдрина и А.Н.Кокотова комплексность муниципального права обусловлена во-первых, тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер - финансов, налогов, землепользование и др., а во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых норм 2. Своеобразие норм выражается в том, что они как бы распределены "по двум адресам". С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового), а с другой - входят во вторичную правовую структуру - комплексную отрасль права. Подводя итог сказанному, можно привести определение муниципального права, данное О.Е.Кутафиным и В.И.Фадеевым. " Муниципальное право Российской Федерации - это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления".

    4. Муниципально-правовые нормы и институты

    Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

    Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов.

    Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.

    Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены "по двум адресам". Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.

    В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, уяснения их содержания нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

    По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:

    местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);

    основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);

    предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления;

    ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

    По характеру предписаний они делятся на:

    управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

    обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

    запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

    По степени определенности (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, предусматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

    По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), такими, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

    По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, действующие на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на уровне муниципальных образований.

    Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

    Например нормы конституционного права закрепляющие основные организационноправовые формы осуществления местного самоуправления правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти предприятиями учреждениями организациями различных форм собственности общественными объединениями являются также и нормами муниципального права. Вторая особенность муниципальноправовых норм состоит в том что их значительная часть содержится в нормативных актах органов местного самоуправления которые не входят в...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Муниципально-правовые нормы и муниципально-правовые отношения

    Муниципально-правовые нормы – это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет муниципального права. Для норм муниципального права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

    Вместе с тем нормам муниципального права присущ ряд специфических особенностей. Во-первых , ряд муниципально-правовых норм одновременно выступают в качестве норм основных отраслей права и в тоже время принадлежат к муниципальному праву. Всё это определяет комплексный характер муниципального права как отрасли права. Например, нормы конституционного права, закрепляющие основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями, являются также и нормами муниципального права.

    Нормами административного права устанавливаются правовое положение, функции и ответственность муниципальных служащих.

    Вторая особенность муниципально-правовых норм состоит в том, что их значительная часть содержится в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, а значит, эти нормы не являются государственно-правовыми. Это принципиально новое положение в отечественном правоведении, поскольку ранее существовала аксиома – все нормы права могут устанавливаться (санкционироваться) только государством.

    Третья особенность заключается в том, что не все отношения, возникающие в сфере организации, структуры и деятельности местного самоуправления являются предметом правового регулирования. С помощью правовых норм закрепляются, как правило, только существенные, стабильные, имеющие общее значение отношения. Но целый ряд отношений между субъектами муниципального права не может быть охвачен правовым регулированием.

    Это обусловлено двумя обстоятельствами. Первое связано с особенностями развития основных организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления как организации самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Второе обстоятельство определяется необходимостью учета исторических и иных местных традиций в организации работы органов местного самоуправления.

    Нормы муниципального права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В науке существует немало таких критериев. Так, в зависимости от объекта правового регулирования муниципально-правовые нормы можно разделить на следующие группы:

    1. закрепляющие и регулирующие территориальные, экономические, правовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления;
    2. устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (формы прямого волеизъявления, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления);
    3. закрепляющие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
    4. регулирующие отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

    По характеру содержащихся предписаний нормы муниципального права классифицируются на:

    1. управомочивающие (предоставляющие права на совершение определенных действий);
    2. обязывающие (содержащие указание на обязательное исполнение определенных требований);
    3. запрещающие (устанавливающие, что нельзя делать).

    По степени определённости (категоричности) содержащихся предписаний:

    1. императивные (не допускающие толкования) ;
    2. диспозитивные (в общем виде определяющие правила поведения)

    По юридической силе, (форме закрепления):

    1. конституционные (обладают высшей юридической силой);
    2. неконституционные, т.е. содержащиеся в иных законодательных актах.

    По территории действия :

    1. федеральные (действуют на всей территории Российской Федерации);
    2. субъектов Российской Федерации (действуют только на территории данного субъекта);
    3. местные (действуют в пределах отдельного муниципального образования).

    Нормы муниципального права могут также подразделяться на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые закрепляют конкретное правило поведения (полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан и т.д.), Процессуальные закрепляют порядок (процедуру) реализации этой нормы (порядок проведения муниципальных выборов, заседаний представительного органа местного самоуправления, принятия нормативных актов по вопросам местного значения и т.д.).

    Нормы муниципального права могут быть объединены в правовые институты. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу 1 .

    Таковыми являются: институт муниципальных выборов, институт главы муниципального образования, институт муниципальной собственности и др.

    В процессе реализации норм муниципального права в сфере местного самоуправления возникают общественные отношения. Общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права, являются муниципально-правовыми отношениями. Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами.

    Субъектами правоотношений могут быть индивиды, организации, органы и социальные общности. Субъектами правоотношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления, выступают:

    Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальный район, городской округ, поселки, станицы, деревни и др. 2 );

    Население муниципального образования (при проведении местных референдумов, муниципальных выборов, сходов, собраний и т.д.);

    Выборные и другие органы местного самоуправления;

    Органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, квартальные, уличные и домовые комитеты, товарищества собственников жилья и др.);

    Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, общественные объединения, добровольные объединения. Данные субъекты выступают участниками муниципальных отношений в тех случаях, когда они взаимодействуют с органами местного самоуправления, осуществляющими свои функции и задачи;

    Советы и объединения муниципальных образований, имеющие своей целью координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований.

    Муниципально-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами. Из курса теории государства и права известно, что в зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События – это явления, независящие от воли человека. Под действиями понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей. Так, например, инициатива населения на принятие нормативного акта по конкретному вопросу местного значения порождает возникновение муниципально-правовых отношений между населением и определённым органом местного самоуправления.

    Событиями, как юридическими фактами, могут являться, например, рождение и естественная смерть человека которые влекут за собой возникновение или прекращение муниципально-правовых отношений.

    Круг муниципально-правовых отношений весьма широк. В целях более глубокого изучения их можно условно классифицировать на отдельные группы. В качестве критериев такой классификации берут те же признаки, что и при классификации норм муниципального права. Наиболее распространёнными в науке критериями классификации являются субъекты муниципально-правовых отношений. В зависимости от субъектов все эти отношения могут быть подразделены на группы, одной из сторон в которых являются перечисленные нами выше субъекты.

    Муниципально-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные).

    1 Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: ТК Велби, 2008. С. 18.

    2 См. подробнее ч. 1 ст. 2 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    PAGE 6

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    20439. Политико-правовые отношения, правовые основы и механизмы осуществляемых преобразований в государстве и обществе 86.52 KB
    Во-вторых это право используемое как средство: а властвования и управления; б ограничения власти воздействия на нее правовыми средствами. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество уничтожить его как форму социального бытия человека и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти государство и в особой нормативной системе социальной регуляции право которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии. Государство представляет собой наиболее...
    16711. Гражданско-правовые и публично-правовые отношения в проектах ГЧП 8.59 KB
    В обозримом будущем в России можно ожидать существенного увеличения числа проектов государственно-частного партнерства Public-Privte Prtnership - PPP. Весьма актуальны вопросы ГЧП в инновационной сфере причем не только из-за расширения возможности получения финансовых ресурсов но также как условие обеспечения высокой эффективности и реальной практической значимости инновационных проектов. Активизация государственно-частного партнерства ГЧП возможна также на...
    299. Основания муниципально-правовой ответственности 17.4 KB
    В соответствии с этими нормами они несут ответственность перед населением муниципального образования государством физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами ст. население муниципального образования вправе отозвать депутатов членов выборных органов местного самоуправления выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным законом. Под неисполнением служебных обязанностей как основанием для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц понимается систематическое...
    9350. Правовые отношения 24.07 KB
    Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Будучи урегулированы нормами права экономические политически и другие общественные отношения отнюдь не утрачивают свою природу и характер не теряют свои изначальные свойства и особенности. Многие общественные отношения регламентируются с помощью норм содержащихся в обычаях традициях актах различных общественных организаций однако характер и форму правоотношения они могут...
    6135. Гражданско-правовые отношения 20.96 KB
    Понятие гражданского правоотношения и его место в системе общественных отношений В обществе между людьми складываются самые разные отношения. их отношения становятся гражданско-правовыми. Только в этих ситуациях можно применить нормы ГК РФ и иных гражданско-правовых законов.
    6886. Конституционно-правовые отношения 7.22 KB
    Субъекты участники правоотношения обладающие субъективными правами и обязанностями КПО: Многонациональный народ РФ нации этнически общности народности. Объекты правоотношений то по поводу чего возникают правоотношения или на что они направлены. Виды объектов конституционноправовых отношений: предметы материального мира материальные ценности; личные неимущественные блага жизнь здоровье честь достоинство; поведение участников правоотношения действие депутата Гос. Думы РФ внесшего законопроект в данную палату парламента...
    19599. Правовые отношения как элемент механизма правового регулирования 34.92 KB
    Правовые отношения - одна из важнейших и конкретных форм социального бытия права. Они раскрывают, опредмечивают процесс воплощения правовых норм в общественную жизнь. Право живет, действует, проявляя себя в трех основных сферах: правосознании, нормах права и правовых отношениях. Начиная с идей, представлений о правовом регулировании и кончая созданием конкретных юридических норм и их последующим претворением в поведении людей развивается социальная жизнь права.
    10011. Правовые номы, которые закреплены в римском праве, воздействующие на отношения в семье 29.77 KB
    В общем смысле брак можно определить как союз женщины и мужчины для целей совместного воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел в отношении своих детей право жизни и смерти право продажи детей и т. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей к обязанности детей оказывать уважение родителям в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих...
    15815. Нормативно-правовые акты, регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь 15.7 KB
    Нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь. Цели и задачи: установить и изучить нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь; установить связь с другими правовыми отношениями; выявить направления развития брачно-семейного законодательства. ВОПРОС 1 Нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь Законодательство Республики Беларусь о браке и семье основывается на Конституции...
    18172. 95.61 KB
    Понятие правовая природа и характерные черты лишения и ограничения родительских прав. Понятие и правовое регулирование института лишения и ограничения родительских прав. Характерные черты лишения родительских прав. Основания лишения родительских прав. Совершение родителями одним из них умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга...
  • VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  • Муниципальное право как отрасль права представ­ляет собой совокупность муниципально-правовых норм. Норма права - это наименьшая основная еди­ница отрасли права. Нормы группируются в правовые инсти­туты, а правовые институты составляют отрасль права.

    Муниципально-правовые нормы – это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.

    Традиционная структура правовой нормы включает гипо­тезу, диспозицию и санкцию.

    Гипотеза указывает, какие предпосылки необходимы для реализации нормы. Без наличия условий, предусмотренных гипотезой, на стороны не могут возлагаться обязанности, предусмотренные диспозицией, а, следовательно, за их не­исполнение не могут налагаться санкции.

    Диспозиция, которая содержит непосредственные пра­ва и обязанности субъектов соответствующих правоотноше­ний, является основной составляющей правовой нормы, но имеет смысл постольку, поскольку в наличии условия ее реа­лизации, предусмотренные гипотезой.

    Санкция содержит негативные последствия нарушения, предусмотренные диспозицией прав и обязанностей субъек­тов. Последствия нарушения диспозиции всегда негативны для субъекта и связаны с определенными лишениями.

    Муниципально-правовые нормы могут состоять из одной диспозиции, или из гипотезы и диспозиции, или из гипотезы, диспозиции и санкции. Далеко не всегда все эти составляющие нормы права группируются в одной статье нормативно-правового акта. Нередко гипотеза содер­жится в общих положениях нормативно-правового акта, а диспозиция - в специальных статьях, посвященных регули­рованию отдельного правового института. Санкция может вообще отсутствовать в части муниципального права, но пре­дусматривается уголовным или административным законода­тельством, в этом смысле муниципальное право во многом лишено деликтной составляющей, что следует признать пра­вильным.

    По-разному соотносятся между собой норма муниципаль­ного права и статья нормативно-правового акта. Возможна ситуация, когда норма права и статья совпадают, но в боль­шинстве случаев статья нормативно-правового акта содер­жит несколько норм права либо одна норма права содержит­ся сразу в нескольких статьях.

    Большое значение имеет классификация муниципально-правовых норм .

    a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:

    местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);

    основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);

    предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;

    ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;

    b) по характеру предписаний :

    управомочивающие (нормы-разрешения, что можно делать – предмет ведения МСУ);

    обязывающие (нормы-предписания, что надо делать – обязанность знакомить граждан с документами, затрагивающими права человека и гражданина);

    запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение прав местного самоуправления).

    c) по степени определенности (категоричности) предписаний :

    диспозитивные (возможность расширения вопросов ведения МСУ по инициативе самого муниципального образования – ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

    d) по территории действия :

    общие – на всей территории России;

    региональные – в масштабе субъекта Федерации;

    локальные - на местном уровне, в рамках муниципального образования.

    e) по содержанию:

    материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений); процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных референдумов и т.п.).

    В зависимости от срока действия выделяют постоянные и временные нормы. В зави­симости от уровня правового регулирования выделяют кон­ституционные нормы, нормы законодательных актов, подзаконные нормы

    Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

    Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.

    Система мп. Фадеев определяет систему мп как объединение м-п норм в м-п институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их назначения и роли в регулировании муниципальных отношений.

    Мп как отрасль права состоит из Общей, Особенной и Специальной.

    К Общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие м-п институты:

    · Правовые основы мсу. Выделяют акты федерального, регионального и местного уровня.

    · Территориальные основы мсу. При характеристике территориальных основ мсу следует отдельно рассматривать вопросы административного устройства субъектов РФ и вопросы формирования, реорганизации и ликвидации мо, поскольку процедуры очень отличаются. В последнем требуется учет мнения населения.

    · Организационные основы мсу – совокупность норм, регулирующих реализацию прав граждан на мсу через формы непосредственного народовластия, органы мсу и иные выборные органы.

    · Финансово-эк. основы мсу. При характеристике называют такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна, налоги и сборы, внебюджетные фонды.

    · Ответственность органов мсу и должностных лиц. Различают ответственность перед населением, физ. и юрлицами, государством.

    · Гарантии мсу. Это совокупность приемов, средств или способов реализации права на мсу (социальные, экономические, политические, юридические).

    К Особенной части относятся нормы, регулирующие полномочия органов мсу и их должностных лиц. Полномочия по решению вопросов местного самоуправления и государственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам мсу. Выделяют полномочия по управлению мун. хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; по обеспечению законности и правопорядка.