Что включает в себя государственная собственность. Государственная собственность российской федерации

В действующем российском законодательстве принято выделять следующие разновидности принадлежности: частная, государственная и муниципальная собственность. Целесообразным будет более конкретно рассмотреть государственную собственность как самостоятельную категорию, а также все аспекты, присущие соответствующей теме.

Понятие собственности государственного типа

Понятие государственной собственности предполагает одну из форм принадлежности. Важно отметить, что ее распорядителями, которые являются субъектами, служат органы государственной власти. В число объектов государственного типа собственности входят следующие позиции: естественные ресурсы, строения, денежные средства, территория, информация, драгоценности, духовные и культурные ценности. Все они подробным образом рассмотрены в последующих главах.

В качестве финансовой категории понятие государственной собственности подразумевает приспособление имущественных комплексов обществу в лице представительных органов государственной формы власти. Следует заметить, что избираются они в определенном порядке.

Право собственности

Интересно знать, что право государственной собственности дает масштабную совокупность юридических нормативов, которые закрепляют и оберегают принадлежность удобств вещественного характера населению (народу из соответствующей местности) в лице представительной структуры государственной власти, избранной им. Эти правовые нормативы определяют порядок приобретения, использования и, конечно же, отчуждения муниципальных имущественных комплексов.

Интересно знать, что принципиальная специфика относительно государственной собственности состоит в том, что структура, владеющая ей (иными словами, правительство), относится также к органам, осуществляющим регулирование отношений, с ней связанных. Так, система управления объектами, находящимися в государственной собственности, формируется и воспринимается лично собственником.

Что необходимо относить к государственной собственности?

Какие же объекты целесообразным будет отнести в систему государственной собственности? В настоящее время регистрации государственной собственности подлежат следующие пункты:

  • Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности России (речь идет о федеральной собственности).
  • Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности субъектам РФ (округам автономного типа, автономной области, федеральным городам, областям, краям, республикам).
  • Территория, другие естественные ресурсы (например, природные ресурсы России). Важным условием является их исключение из общественной собственности (владения городских образований, юридических и физических лиц).

Конкретные объекты

Как выяснилось, под государственной собственностью необходимо понимать имущественные комплексы, принадлежащие в соответствии с правом собственности РФ или ее субъектам. Среди объектов рассматриваемого права важно выделить следующие пункты:

  • Объекты всемирного природного наследия.
  • Ресурсы шельфа континентального значения.
  • Ресурсы морской зоны экономической направленности России.
  • Художественные ценности общегосударственного типа.
  • Исторические ценности общегосударственного типа.
  • Государственные банки.
  • Государственная казна (денежные средства бюджета государственного уровня).
  • Валютный фонд.
  • Золотой запас.
  • Государственное недвижимое имущество.
  • Алмазный фонд и так далее.

Виды государственной собственности

Важно отметить, что понятие государственной собственности предполагает определенную классификацию ее объектов, которые представлены в предыдущей главе. Так, к разновидностям государственного типа собственности относятся:

  • Объекты производства оборонного плана.
  • Объекты, составляющие основу государственного богатства (природные ресурсы России, объекты естественного и историко-культурного наследства, ценности художественные и так далее).
  • Объекты экономических секторов. Важно дополнить, что именно они обеспечивают становление и жизнедеятельность экономических секторов этнического хозяйства.
  • Объекты, необходимые для организации надлежащего функционирования федеральных структур управления и власти, а также для решения задач общероссийского значения (государственная казна, имущественные комплексы вооруженных сил и так далее).
  • Дороги для автомобилей федерального уровня единого пользования (сюда целесообразным будет отнести и структуры, их обслуживающие).

Значения государственной собственности

Понятие государственной собственности предполагает ее неоднородность. Кроме того, данное положение можно подтвердить посредством статьи 214-й действующего гражданского законодательства. Важно отметить, что в настоящее время в государственной собственности Российской Федерации принято выделять два значения:

Субъекты взаимоотношений

Необходимо знать, что субъектами представленных в предыдущей главе взаимоотношений, которые, так или иначе, наделяются правом государственной собственности, сегодня считаются:

  • Явные структуры муниципального управления районного и общегосударственного значения (управления, комитеты, министерства).
  • Руководство страны.
  • Отдельные муниципальные структуры.

Распределение имущества

Следует помнить, что казенные имущественные комплексы закрепляются за муниципальными структурами и учреждениями в оперативное управление или же экономическое ведение в соответствии со статьями 294-й и 296-й ГК РФ. Помимо этого, они формируют муниципальную казну.

Важно заметить, что имущественные комплексы, располагающиеся в государственной собственности, могут закрепляться за учреждениями и предприятиями муниципального типа на следующих условиях:

  • Право владения.
  • Право пользования.
  • Право распоряжения.

Необходимо дополнить, что денежные средства бюджета соответственного уровня, а также казенные имущественные комплексы, которые не прикреплены за учреждениями муниципального значения, формируют муниципальную казну России, казну автономных округов, автономной области, федеральных мегаполисов, областей, краев, а также республик.

Функции собственности

Муниципальный тип собственности сегодня играет немаловажную роль в деятельности Российской Федерации касательно обеспечения финансовой убежденности и устойчивости, благодаря реализации следующих функций социальной направленности:

  • Формирование вещественных предпосылок для организации стабильного производства (в достаточной степени) капитала публичного характера.
  • Разрешение государству именоваться самостоятельной единицей в плане финансовых правоотношений как за границей, так и внутри державы.
  • Наделение гарантиями функционирования различных областей и секторов экономики (финансовая защищенность, космическая индустрия).
  • Наделение гарантиями надлежащей деятельности со стороны общественной некоммерческой области.
  • Наделение гарантиями национальной сохранности.
  • Возможность оказания помощи в ускорении освоения высоких технологий.
  • Национализация собственности разорившихся структур.
  • Осуществление функций гаранта практически всех внутренних и интернациональных согласований и договоров.
  • Деятельность, связанная с обеспечением подходящих условий для становления такой категории, как частное предпринимательство.
  • Наделение разрешением в плане выравнивания кризисных ударов посредством методики понижения налогообложения. Кстати, в данном случае нередко применяются запасные фонды.

Управление собственностью

Под управлением государственным типом собственности следует рассматривать управление процессом ее действенного использования и воспроизводства в соответствии с необходимым масштабом и качеством. Помимо этого, управление можно определить как деятельность муниципальных структур; воплощение правомочий собственности, пользования, а также постановления касательно объектов государственной принадлежности; роль субъектов Российской Федерации и отношений гражданско-правового характера.

Функции управления

Важно заметить, что управление собственностью государственного значения реализуется:

  • В строгом соответствии с российским гражданским законодательством, а также иными актами нормативно-правовой природы, которые занимаются регулированием имущественных дел в Российской Федерации.
  • Системой федеральных структур исполнительного типа власти, среди которых особые органы, уполномоченные правительством; комитеты муниципальной направленности; агентства, уполномоченные правительством; министерства; Правительство РФ.

Далее целесообразным будет рассмотреть ключевые функции управления государственной собственностью, которые возложены непосредственным образом на Министерство взаимоотношений имущественной природы РФ. Таким образом, структуры, осуществляющие управление, использование, а также дающие указания относительно собственности государственного значения, реализуют следующие функции, носящие принципиальный характер:

  • Управление пакетом акций муниципальной природы.
  • Выработка и реализация стратегии, связанной с управлением развития муниципального хозяйствования.
  • Формирование муниципальных программ мотивированного плана, а также государственных заказов и проектов.
  • Создание конкурентоспособной структуры в отношении управления объектами рассматриваемого сектора, приспособленной к современным рыночным условиям.
  • Разработка политики ценообразования в случае размена между рыночными образованиями и муниципальными учреждениями.
  • Решение текущих и стратегических задач по ресурсному обеспечению муниципальных хозяйств (структур).

Приватизация и разгосударствление

В процессе перевода российской экономики на отношения рыночного типа одной из ключевых задач стала приватизация или разгосударствление собственности. Представленные категории считаются весьма сложными и в то же время противоречивыми операциями. Именно поэтому при их осуществлении правительство обязуется исполнять достаточно энергичную роль. Так или иначе, оно должно организовать баланс интересов всего общества и частных лиц.

Под приватизацией следует рассматривать процесс превращения государственного типа собственности в личный относительно юридических и физических лиц; переход прав, связанных с принадлежностью, от государства к частным лицам в соответствии с критериями продажи муниципальных структур частным лицам. Сюда же относится реализация определенного процента активов и делегирование прав, относящихся к постановлению муниципальными имущественными комплексами.

Разгосударствление следует понимать как уменьшение удельной доли государственной принадлежности в целом ее размере. Важно отметить, что основным ее направлением сегодня принято считать приватизацию городской и государственной собственности. Так, разгосударствление взаимоотношений касательно собственности целесообразно свести к трем основополагающим нюансам:

  • Формирование разных типов хозяйств (структур).
  • Преображение хозяйств, которые остались в муниципальном ведении; абсолютное освобождение их от административно-командных методов.
  • Приватизация, полноценным образом рассмотренная выше.

К государственной собственности относятся муниципальные и юридические образования, собственниками которых не являются граждане, природные ресурсы и земли. Каковы все ее функции? На какие возможные виды она подразделяется? На самом деле вопросов может быть куда больше. В этой статье мы постараемся разобрать и ответить на основные вопросы. Но прежде всего выясним, чем же отличается движимое государственное имущество от недвижимого.

Чем отличается движимое имущество от недвижимого?

На первый взгляд, ответ на этот вопрос очевиден и следует из самих названий: движимые объекты, в отличие от недвижимых, можно сдвинуть с места. Действительно, с точки зрения юридической терминологии, движимым имуществом можно назвать все то, что можно переместить с одного места на другое, не нарушив целостность и функциональность самого объекта. Сюда можно отнести различные виды автотранспорта, офисную и компьютерную технику, драгоценности, оборудование, бытовую технику, ценные бумаги и предметы обихода.

«Распределенное» и «нераспределенное» имущество государства

Имущество, находящееся в государственной собственности , подразделяется на две части. «Нераспределенное» имущество государства представляет собой казну, в которую входят средства государственного бюджета. Такая собственность не распределяется между государственными предприятиями и учреждениями. Она может использоваться как объект взыскания долга от государства-собственника.

В отличие от нее «распределенное» имущество не может использоваться в качестве покрытия государственных обязательств. Такое имущество, закрепленное за юридическими объектами, обладают ограниченными самостоятельными правами управления и ведения хозяйства.

Что относится к государственной собственности?

Недвижимое имущество связано с землей, его нельзя переместить, не нанеся объекту урон. К государственному недвижимому имуществу РФ относятся:

  • природные объекты, используемые особым образом либо охраняемые (национальные парки, заповедники, курорты, недра и т.п.);
  • ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической морской зоны РФ;
  • сооружения, здания и лесные участки, объекты незавершенного строительства;
  • морские и воздушные суда;
  • исторические и культурные объекты;
  • предприятия в качестве имущественного комплекса;
  • единый недвижимый комплекс.

Согласно экономической теории прав собственности, собственностью является не ресурс (средства производства или рабочая сила) сам по себе, а пучок или доля прав по использованию ресурса.

У истоков теории прав собственности стояли дна известных аме­риканских экономиста Р.Коуз и А.Алчиан. В дальнейшей разработке этой теории принимали участие И.Байрицель. Г.Беккер. Д.Норт, Н.С.Ченг, Р.Певзнер и др.

Полный пучок прав, называемый «перечнем Оноре »состоит из 11 элементов:

1) право владения, т.е. право исключительного физического кон­троля над благами;

2) право пользования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;

3) право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспе­чивать использование благ;

4) право на доход, т.е. право обладать результатами от использо­вания благ;

5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, из­менение или уничтожение блага;

6) право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприа­ции благ и от вреда со стороны внешней среды;

7) право на передачу прав в наследство;

8) право на бессрочность обладания благом;

10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возмож­ность взыскания благ в уплату долга;

11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушен­ных правомочий.

Права собственности понимаются как санкционированные об­ществом (законами государства, традициями, обычаями, распоря­жениями администрации и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и каса­ются их использования.

Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодей­ствиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюде­ния. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как опре­деленные «правила игры», принятые в обществе. «Права собствен­ности - это права контролировать использование определенных ре­сурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности - или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, - определяют, каким именно обра­зом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса».

Вторая отличительная черта теории прав собственности заключает­ся в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы от­носительной редкости, или ограниченности ресурсов: «Без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности». Правда, такой подход не является открытием вышеназванных авторов; впервые он был обоснован еще в 1871 г. австрийским экономистом Кар­лом Менгером в книге «Основания политической экономии». Собствен­ность, писал К. Менгер, своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравне­нию с потребностями в них. Поэтому институт собственности является един­ственно возможным институтом разре­шения проблем «несоразмерности меж­ду надобностью и доступным распоря­жению количеством благ». Такое несо­ответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключающий характер .


Таким образом, отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Иными сло­вами, обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресурсов. Но само обеспечение этого права, как отмечает известный исландский экономист Т. Эггертссон, сопряжено с издержками. В некоторых случаях эти издер­жки могут быть очень высокими. Хорошо известно, что владельцы до­мов в районах с высоким уровнем преступности «отказываются от них, когда издержки обеспечения прав собственности сводят чистую цен­ность этой собственности к нулю».

Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, или свободный дос­туп к ним, означает, что они - ничьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое, всем (общая собственность). Такие ресурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.

С точки зрения авторов теории прав собственности, исключить дру­гих из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Другими словами, спецификация прав соб­ственности - это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами. Так, перечисленные выше 11 правомочий из «перечня Оноре» могут быть закреплены не обяза­тельно за одним физическим или юридическим лицом, о чем мы подроб­нее скажем далее. Государству принадлежит особо важная роль в спе­цификации прав собственности, которые принимают вид формальных правил (законов, прописанных в различных законодательных актах и, прежде всего, в Конституции).

Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто спо­собен извлечь из них большую пользу. «Если права на совершение оп­ределенных действий могут быть куплены и проданы, - пишет Р. Коуз, - их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими воз­можности производства или развлечения. В этом процессе права будут приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятельность приноси­ла доход, имеющий наивысшую рыноч­ную ценность». Таким образом, основ­ная цель спецификации, т. е. четкой оп­ределенности прав собственности, зак­лючается в изменении поведения хозяй­ствующих субъектов таким образом, что бы они принимали наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он и оказывается заинтересованным в максимально полном их учете при принятии решений.

ΙΙ. Виды и формы собственности.

Государственная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось хозяйственной деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой спомощью налогов централизуется и пeрeраспределяется государством от 1/3 (США, Япония) до 50% с лишним (Швеция) валютного национального продукта. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 7 до 30/5 более.

Государственная форма собственности применяется в тех сферax экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Сюда от- носятся такие виды деятельности, возникшие в процессе развития общественных производительных сил, которые могут функционировать только как общие (как единое целое), благодаря чему объективно складывается государственная форма управления ими и их материальной основой (средства информации, социальная? и производственная структура, экологическая зашита, фундаментальная наука и наукоемкое производство, такое, как освоение космоса и т.д.). Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи для санациитерпя­щих банкротство негосударственных предприятии. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятии, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизацией.

Мировой опыт показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преиму­щества по сравнению с другими формами собственности, обуслов­ленные ее функциями способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентирован­ную в конечном счете на человека. В то же время независимо от экономического и социальною строя государственная собствен­ность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффективностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с разви­тием государственной собственности в сферах, где возможности Рынка ограничены и снижается мотивация к труду. С другой - эф­фективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственности и утратой предприятием рыночнойориентации. Преобладание же государственной формы собственности в экономике страны (в России 90% основных производственных фон­дов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет квозникновению государственной монополии, которая пагубно ска­зывается на развитии экономики, для удовлетворения потребнос­тей людей и является чрезвычайно выгодной и для производителя Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения "вымывается дешевый ассортимент", потребителю навязывается выгодный для производителя ассорти­мент, снижается качество товара, нарушаются сроки и объемы до­ставок, сокращается производство, возникает дефицит продукции, не удовлетворяется массовый спрос.

Таким образом, речь может идти об устранении не государствен­ной собственности, а ее монопольного положения. Резко сократив­шись, государственная собственность в виде общенациональной, республиканской и муниципальной будет играть существенную роль в экономике.

Рассматривая любой город как автономию, целостную самоуп­равляющуюся хозяйственную систему, можно сделать вполне оп­ределенный вывод: наиболее приемлемой для этой системы фор­мой экономических, коммерческих и правовых отношений являет­ся муниципальная собственность.

Муниципализация (от лат. municipium - самоуправляющаяся община) означает передачу государственной властью права соб­ственности на землю, строения, предприятия местного хозяйства органам городского (и сельского - в сельской местности) самоуп­равления.

Объектами муниципальной собственности в городах становятся, прежде всего, системы их жизнеобеспечения: водопроводная и ка­нализационная сети, газовое хозяйство, электроснабжение, транс­порт, жилой фонд и т.д. Сосредоточение этих служб в ведении го­родских властей дает немало преимуществ как самим городам, так и населению. Прежде всего это экономическая выгода: объединен­ное городское хозяйство и предоставляемые им населению услуги оказываются, как правило, значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам (или, как это нередко случалось в нашей стране, - по ведомствам). Благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной соб­ственности и городского хозяйства обходится дешевле и государ­ственному бюджету - муниципализация способствует уменьшению дотаций из последнего.

Муниципальная собственность становится той экономической базой, благодаря которой появляется возможность улучшать и об­легчать условия жизни населения. Муниципалитеты принимают на себя значительную часть затрат на содержание нетрудоспособных членов общества, особенно в сложные для страны периоды.

Экономика как наука в жизни человека.

Во-первых, экономика - как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика - как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Экономика -общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы - совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Экономика исследует проблемы, которые касаются всех людей без исключения. Все люди вовлечены в сферу экономической жизни (они трудятся, получают доходы, совершают покупки, платят налоги и т.п.). Всякий человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень жизни выше, чем в другой, что выгоднее – работать по найму или организовать собственное дело, положить деньги в банк или купить акции, и вообще, что такое деньги?

Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей.

Для жизни людей необходимы определенные благоприятные условия.

Понятие благо, широко используемое в русском языке, имеет один корень с такими словами, как: благополучие, благодарность, благосостояние, благосклонность, благородство, благословение. В толковом словаре В. Даля «благо» – все доброе, полезное, служащее нашему счастью.

Благо – необходимое жизненное условие человека. Всякое живое существо нуждается в определенных благоприятных внешних условиях. И человек испытывает нужду в пище, одежде и других необходимых для жизни условиях. Но человеческая нужда всегда выступает в определенной социально-культурной форме. Например, нужда в пище одинаково необходима и европейцу, и американцу, и миллиардеру, и нищему. Но социально-экономическое содержание нужды неодинаково. С изменением социального и экономического положения человека (индивида, семьи, народа) изменяется содержание и структура его нужды.

Такую очеловеченную нужду принято называть потребностью. Потребность является исходной и важнейшей категорией экономики. Отметим, что существует многотолкований понятия «потребность». На наш взгляд наиболее точное толкование дает экономический словарь:

«Потребность – это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, внутренний побудитель активности»

Факторы производства

Любое предприятие можно представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или услугу).

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

Земля – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов и поселков, железных дорог, предприятий и т. п.

Капитал (средства труда), или «инвестиционный ресурс», – это деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.

Предпринимательская активность и способность – свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе.

Предпринимательские способности – умение людей соединять все факторы производства для создания товаров или услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск.

Закон Энгеля

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ - зависимость доли расходов на продукты питания в доходах семьи от их уровня, установленная в XIX в. немецким статистиком и экономистом Э. Энгелем. Согласно этому закону по мере роста доходов семьи падает доля расходов на продовольствие, почти не меняется удельный вес затрат на жилище, отопление, освещение, одежду; зато растет доля расходов на прочие нужды. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг, при сокращении низкокачественных.

Виды собственности

Отношения собственности закреплены определенной юри­дической формой. В любом обществе законодательно фиксиру­ется система форм собственности. На протяжении истории су­ществовало множество форм собственности. Мировой опыт сви­детельствует, что современная рыночная экономика опирается на многообразие форм собственности.

Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность – это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность – это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

Частная собственность

Частная собственность – к ней относят собственность частных лиц: граждан – физических лиц и организаций – юридических лиц, осуществляющих обособленную от государства деятельность в собственных целях и интересах.

Часто используют расширительное понятие частной собственности как любой собственности, которая не является полностью государственной или муниципальной и не служит интересам всего народа. При таком подходе собственность общественных организаций, ассоциаций, фондов, в том числе и бесприбыльных, следует считать частной, хотя подобная точка зрения представляется спорной.

Признаки:

1.Самым существенным признаком частной собственности в классической, исторической форме является то, что в качестве ее субъекта выступает отдельный человек, свободный гражданин, который осуществляет наиболее полную власть над принадлежащими ему вещами, образующими в совокупности его имущество или объекты собственности.

2.Для отношений между частными собственниками характерно формальное, юридическое равенство субъектов в вопросах, связанных с взаимным использованием, передачей, куплей-продажей объектов собственности.

3. Основной формой таких отношений служит договор между независимыми собственниками, заключаемый по обоюдному согласию сторон и в их взаимных интересах. В договорной форме осуществляется распоряжение имуществом, его продажа, дарение, сдача в аренду, другие способы отчуждения.

4. При частной собственности происходит, согласно закону или завещанию, переход имущества по наследству.

Совокупность этих признаков в их взаимосвязи и образует понятие частной собственности.

Особый признак – суверенность прав собственника (хотя суверенны все формы).

Непосредственность (частник непосредственно владеет и собственностью, и продуктом, а акционер – опосредованно: через бумажную проекцию капитала и через коллективное распределение прибыли)

Частная собственность предполагает юридическую власть отдельного лица над вещами.

Две разновидности частной собственности:

Индивидуальная

Групповая

Главное свойство индивидуальной собственности состоит в персонификации субъекта собственности как физического лица, индивида, обладающего правом (в рамках законности) владения, распоряжения, пользования принадлежащим ему объектом собственности.

В пределах индивидуальной собственности, в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником, можно различать личную и частную собственность (не принципиально). По характеру использования. Потребляет только сам собственник или предоставляет другим в бесплатное пользование. Частная – за отдельную плату.

Вторая основная форма частной собственности – групповая.

В пределах этой формы субъект не персонифицирован как индивид, а представляет собой совокупность, сообщество, группу собственников.

Согласно ст.244 ГК РФ «Понятие и основания возникновения общей собственности» вводится следующее представление об общей собственности:

Имущество, находящееся в распоряжении двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Характерный признак общей и групповой частной собственности состоит в том, что это одновременно многосубъектная и односубъектная собственность. Многосубъектна, т.к. каждый участник обладает определенными правами и вправе считаться собственником. Односубъектна, т.к. должен существовать один субъект, которому доверено распоряжаться собственностью как единым объектом.

Групповая: кооперативная, коллективная, корпоративная, акционерная.

Государственная собственность

Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца – народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности.

Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами. Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.

Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования. Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.

Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:

· Государственная федеральная собственность (собственность Федерации);

· Государственная собственность субъектов федерации (субфедеральная собственность);

· Муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

В настоящее время государство представляет собой одновременно т политическую систему, и субъект экономической деятельности – суперпредпринимателя. В первом смысле слова оно выражено в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Как аппарат власти оно ничего материального не создает.

Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы.

По своей сути это такой же участник хозяйственной жизни, как и предприятия других секторов народного хозяйства.

Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система.

Государственная собственность включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу:

Отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства.

Отношения между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;

Отношения между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.

Государственная собственность не способна служить исключительно «интересам всего народа», ибо у государства, обладающего собственностью, формируются интересы, отличные от интересов других собственников. Следовательно, государственная собственность не может иметь общенародный характер.

Поэтому вряд ли стоит выделять такую форму собственности как общенародная на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство. Правильнее – общенародное достояние, т.к. они находятся за пределами экономики.

Государственная собственность во всех странах противопоставляется частной.

Всегда следует учитывать, что развитие частной собственности и частного сектора экономики имеет объективные границы, обусловленные материально-техническими, социальными и другими особенностями данного исторического этапа (быстрая ликвидация частной собственности в 30-х годах – привело к кризису; 90-х искусственное расширение масштабов приватизации – финансово-экономический кризис).

Установление рационального соотношения всех форм собственности – важнейшая часть социально-экономической политики государства.

8. Документальное закрепление прав собственности – органы осуществляющие эти операции

ЧТО ТАКОЕ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА?

Регистрация права осуществляется внесением государственным регистратором записи о праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правила ведения Единого реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 219. запись о праве содержит четыре основных элемента:

1) субъект права (правообладатель);

2) объект права (имущество);

3) вид права (собственность и другие вещные права;

4) основание (правоустанавливающий документ).

Запись о праве даёт ответ на вопрос: «Кто, на что, какое право и каким образом приобрёл?».

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД». В ведении Росреестра находится ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».


Похожая информация.



Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
На базе имущества, находящегося в государственной собственности могут быть образованы унитарные, а также казенные предприятия.
Унитарное предприятие - это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган - собственник имущества не несет ответственности по обязательствам унитарных предприятий. По решению Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.
Управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и другими законодательными актами, регулирующими имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство по отношению к государственной собственности в целом должно относится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной собственностью играет система федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д.
Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть своих полномочий по управлению государственной собственностью федеральным органам исполнительной власти. Важные функции управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
В рамках действующих законов и других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом государственных акций в соответствии с государственной дивидендной политикой и порядком регулирования курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предпринимательства, формируют государственные целевые программы, планы и госзаказы.
Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную структуру управления коммерциализированным сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения государственных предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии научного и кадрового обеспечения управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующийся государственным имуществом и др.
Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается при этом значимость объектов собственности для России в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления. Важнейшим критерием является соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение общенациональной экономической безопасности.
Управление государственной собственностью - одна из сложных общенациональных проблем и требует к себе самого серьезного отношения. Оно не может сводиться к поспешной “шоковой” приватизации или стихийной национализации. Отрицательные экономические результаты таких действий не требуют особых доказательств.
Процесс управления государственной собственностью нередко ограничивается лишь фрагментарными формальными мероприятиями по распоряжению собственностью и пока малоэффективным контролем за использованием государственного имущества в соответствии с его назначением. Стратегическая цель управления государственной собственностью - организация ее эффективного использования и воспроизводства в оптимальных размерах на инновационной основе. Она еще не достигнута в полном объеме. Разработка и реализация стратегии управления государственной собственностью должны осуществляться на базе научно-обоснованной методологии. Формирование и реализация научно-обоснованной стратегии управления государственной собственностью требуют учета и соблюдения основополагающих исходных положений. Что это за положения?
Управление государственной собственностью означает прежде всего управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства в необходимом масштабе и качестве. Это одна из специфических форм современного менеджмента. Поэтому его сущность и содержание обусловлены родовыми признаками и функциями общего менеджмента, с одной стороны, и спецификой государственной собственности как объекта управления - с другой. Следовательно, государство как собственник и стратегический менеджер посредством соответствующих институтов и рычагов обязано выполнять все функции менеджмента государственной собственностью: прогнозирование, планирование, организацию, стимулирование, управление персоналом, координацию.
Необходимо также учитывать не только различия, но и взаимосвязь между управлением государственной собственностью и управлением хозяйственной деятельностью вообще. Важно глубоко понимать место и роль государственной собственности в общей системе отношений собственности. Они должны определяться с учетом специфики современного периода развития России и особенностей российской модели смешанной экономики.
Одна из особенностей управления государственной собственностью состоит в необходимости органического сочетания экономических и административных форм и методов. К тому же во многих случаях по сравнению с отраслевым более эффективен межотраслевой подход к управлению собственностью государственных структур (предприятий и объединений). Он основан на использовании продуктовой структуры управления, так как конечный продукт диверсификационных комплексов теряет отраслевую принадлежность.
Эти и другие ключевые моменты методологического подхода и анализ опыта управления государственной собственностью в условиях смешанной экономики позволяют дать следующее определение данной экономической категории. Управление государственной собственностью есть система организационно-экономических отношений между ее различными субъектами и менеджерами по поводу обеспечения воспроизводства, эффективного использования и трансформации ее объектов посредством экономического механизма смешанной экономики с целью реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства. На каких же принципах организуется управление государственной собственностью? Можно выделить общие и специфические принципы. Общие принципы характерны для условий функционирующей в России смешанной экономики. Специфические - это принципы, характерные для условий переходного периода.
К общим принципам относятся обязательность оценки хода и результатов управления государственной собственностью по критериям экономической и социальной эффективности функционирования и воспроизводства, строго целевой характер управления собственностью, когда в “дереве целей” выделяется стратегическая цель и определяются пути ее достижения. Общий характер имеют мотивационная направленность управления, социальная и экономическая ответственность, комплексность и системность. В разряд общих принципов включают разделение функций взаимодействия между всеми субъектами управления, гибкую систему организации и обновления структуры управления, использование многообразных форм и методов управления, обязательность качественного правового обеспечения процессов управления. Один из важнейших принципов - признание равноправия всех форм собственности и системообразующей роли государственной собственности.
К основным специфическим принципам управления государственной собственностью можно отнести обязательное соответствие содержания и методов управления характеру реформ в переходный период, а также направленность управления государственной собственностью на преодоление экономического кризиса и выход на путь динамичного инновационного экономического развития и др.
Исходя из этих принципов, определяются цели, задачи и функции межотраслевых, отраслевых и региональных органов, непосредственно участвующих в управлении процессами использования и воспроизводства государственной собственности. Полномочия каждого исполнительного органа обусловливаются также целями, задачами управления государственной собственностью, его конкретными функциями и объектами государственного имущества, организационно-правовой формой предприятий (унитарные, казенные со смешанным капиталом). Одним из важнейших условий рационального управления государственной собственностью является дальнейшее совершенствование системы законодательных и других нормативных актов. Это обеспечит наиболее благоприятную среду для динамичного воспроизводства и эффективного использования государственной собственности.
Требует решения и ряд проблем, связанных с функционированием унитарных предприятий, пользующихся правом хозяйственного ведения. Привлекательной стороной этих предприятий является высокий уровень свободы государственного предпринимательства. Но здесь должен строго соблюдаться подход: чем выше уровень свободы, тем выше степень ответственности. Предстоит повышать экономическую ответственность и заинтересованность унитарных предприятий на основе конечных результатов работы. Часть особо важных предприятий может быть преобразована в казенные, а другая часть трансформирована в открытые акционерные общества с государственным пакетом акций.
Многое предстоит сделать по дальнейшему совершенствованию функционирования акционерных обществ (АО) с государственным капиталом. Это чрезвычайно актуально, поскольку акционерные государственные крупные корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики. В то же время организационно-правовая форма акционерных обществ дает возможность оптимально разрешать противоречия между административными и экономическими методами руководства, обеспечивая тесную взаимосвязь между управлением государственной собственностью и государственным предпринимательством.
Перспективным путем разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных обществ с государственным капиталом. Здесь многие функции использования государственной собственности могли бы передаваться от государства-собственника руководящему персоналу на контрактной основе. Соответственно, и контрольный пакет акций государства может передаваться по контракту в доверительное управление непосредственно руководству АО.
Одной из важных задач совершенствования организации управления государственной собственностью является формирование эффективного института представителей государства в акционерных обществах с государственным капиталом. Назрела необходимость кардинально повысить результативность деятельности всех представителей государства в органах управления АО с государственным капиталом. Нужно обеспечить их действенное участие в принятии важнейших решений по управлению воспроизводством и использованием государственной собственности а также разработке и выполнении комплекса функций, по реализации этих решений. При этом круг обязанностей государственных представителей или доверенных лиц должен быть четко очерчен, а система стимулов их деятельности жестко связана с достигнутыми результатами. Возможно, данные лица должны получать доходы в размере не ниже доходов непосредственных менеджеров АО. Имеется в виду, что существенную долю их зарплаты следовало бы выплачивать из валового дохода акционерного общества, а другую - из фонда оплаты того государственного органа, который назначает их представителями государства. Для государственных представителей должна предусматриваться не только дисциплинарная, но и имущественная ответственность в случае, если они своей деятельностью или бездеятельностью в органах управления АО нанесут ему ущерб.
Отбор государственных представителей и других доверенных лиц целесообразно производить на конкурсно-контрактной основе. Совмещение их деятельности в акционерном обществе с какой-либо другой работой следует разрешать в том случае, если при этом не снижается эффективность их труда в АО. Для оценки итогов деятельности представителей государства в управлении государственной собственностью необходимо пользоваться конкретными экономическими критериями. Назовем основные. Это результаты воспроизводства государственной собственности в АО, т.е. прирост основных и оборотных фондов на инновационной основе, конкурентоспособность акционерного общества, уровень рентабельности, как показатель эффективности использования капитала (основных и оборотных фондов).
Существуют и другие направления совершенствования управления воспроизводством государственной собственности в акционерных обществах с государственным капиталом, функционирующих на доверительном управлении. Например, организация выполнения в АО таких функций менеджмента как научно-обоснованное планирование и прогнозирование, координация, превентивный экономический контроль и др. Важно отработать механизм привлечения инвестиций в АО с государственным капиталом с помощью эффективной системы дополнительных эмиссий акций и распространения их на конкурсной основе. Необходимо также предусмотреть те рамки, за которыми государство теряет контрольный пакет акций.

Еще по теме Управление государственной собственностью:

  1. § 3. Особенности управления и контроля в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, при передаче акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в доверительное управление и залог
  2. § 1. Преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества и внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ как основные способы приватизации в России. Управление акциями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, как один из главных механизмов управления государственным и муниципальным имуществом
  3. 2.2. Системные принципы управления объектами государственной собственности
  4. 17. Государственная собственность, ее роль, формы, организация управления.
  5. Сущность и структура собственных средств предприятия. Управление собственным капиталом. Управление собственным капиталом.
  6. 4.3. Аренда как регионально-рыночная форма управления государственной собственностью
  7. ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
  8. 1.1. Рыночная специфика управления имущественными комплексами государственной собственности в условиях системной трансформации территориальных хозяйственных систем
  9. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕН- НЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  10. Глава 5 Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом
  11. Виды права собственности: право собственности граждан, юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -