После освобождения из мест лишения свободы нужно. Адаптация и социализация после освобождения

Как уже указывалось, отбывание наказания в местах лишения свободы, как правило, приводит к разрыву социально полезных связей с семьей, родственниками, трудовым коллективом по прежнему месту работы. Испытываемые лицом, отбывшим наказание в виде лишения свободы, трудности в бытовом и трудовом устройстве нередко толкают этих граждан к совершению новых преступлений. Поэтому законодатель совершенно справедливо включил в Уголовно-исполнительный кодекс РФ главу, посвященную вопросам помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, и контролю над ними.

На администрацию учреждения, исполняющего наказание, возлагается обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Проводится психологическая работа с осужденными, ознакомление с действующим законодательством, в частности, разъясняются их права и обязанности.

Но оказания одной лишь информационной поддержки бывает недостаточно. Необходима и материальная помощь, так как не все осужденные, содержащиеся в исправительном учреждении, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Оказание этой помощи возложено законодателем на администрацию учреждения, исполняющего наказание (ст.181 УИК РФ). Данная помощь выражается, прежде всего, в оплате транспортных расходов, в предоставлении необходимой по сезону одежды или средств па ее приобретение, снабжение освобожденного продуктами питания на время следования до места жительства или деньгами по установленным нормам.

Кроме указанных видов материальной помощи, при наличии денежных средств из специального фонда может быть выдано единовременное пособие в размере установленного законом минимального размера оплаты труда. Однако стоит заметить, что в Российской Федерации не так уж много исправительных учреждений имеет свободные денежные средства не только для выдачи указанного пособия, но и для элементарной оплаты проезда освобожденного.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ проявляет особое внимание и к осужденным, нуждающимся в постороннем уходе, обязывая администрацию исправительного учреждения заблаговременно извещать родственников осужденного об его освобождении, а в случае их отсутствия других лиц, достигших совершеннолетия и заслуживающих доверия.

При неприбытии родственников либо иных лиц, способных сопровождать освобожденного, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Не вызывает сомнения, что закрепление в законе описанных выше норм об оказании помощи осужденным, освобождаемым от наказания, способствует первоначальному вхождению в среду жизни на свободе, препятствует совершению правонарушений в течение нескольких первых дней пребывания вне пределов исправительного учреждения.

Важен и тот факт, что важнейшим фактором, устраняющим причины и условия преступлений, является труд. "В процессе труда. формируются основные нравственные качества личности; трудолюбие, потребность вести честный образ жизни". Труд является способом самовыражения личности, ее самоутверждения. Незанятость трудовой деятельностью не исключает потребности человека в самоутверждении и приводит к извращенным способам удовлетворения этой потребности, в частности, к совершению преступлений. Незанятость трудом лишает освобожденного из мест лишения свободы возможности быстро восстановить в полном объеме общественные связи. Поэтому даже если он живет на личные сбережения, средства родственников, случайные заработки отсутствие постоянной трудовой деятельности - само по себе неблагоприятный фактор, увеличивающий вероятность рецидива преступлений.

Труд важнейший фактор ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы, а их трудовое устройство - основное условие возвращения их к нормальной жизни на свободе.

Не случайно, поэтому кроме помощи предоставляемой осужденным при освобождении законодатель предусматривает возможность первоочередного трудоустройства данных граждан через центры занятости населения. Закон Российской Федерации "О занятости населения"Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации" № 1032-1 от 19. 04.1991 года (в ред. ФЗ № 11 от 23. 02.2013 года и изм., внесенными Проставлением Конституционного Суда РФ от 16. 12.1997 г. № 20-П, от 23. 04.2012 г. № 10-П) относит этих лиц к числу, пользующихся повышенной социальной защитой. Чтобы местные администрации и центры занятости населения могли оказать своевременную помощь освобожденным, закон предписывает администрацию исправительного учреждения не позднее сроков, указанных в ст.180 УИК РФ, уведомлять органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Но, не смотря на это, освобожденные не всегда обращаются в центры занятости населения в целях поиска работы, да и сами центры занятости иногда не могут помочь данной категории лиц. Так, в 2012 г. в Центр занятости населения г. Котлас Архангельской области обратилось по поводу трудоустройства 85 освобожденных из мест лишения свободы, из них нашли работу" только 15 человек. Данный вывод подтверждает и наше анкетное исследование. Только 2% респондентов устроились на работу с помощью депутатов, администрации города, центров занятости населения, 1% с помощью администрации ИУ. 12% - с помощью родственников. Подавляющее же большинство (67%) нашли работу самостоятельно. 13% респондентов так и не могли найти работу". Примечательно то, что после освобождения практически все 100% опрошенных лиц стремились трудоустроиться, и лишь 3% не хотели работать.

Можно объяснить столь низкий спрос на освобожденных па рынке труда низкой квалификацией их (59% анкетированных лиц - рабочие. 23% - вообще без определенного рода занятий), вследствие чего они не представляют интереса для производства, а обязать администрацию предприятия принять их на работу практически невозможно

В связи с этим, мы считаем верным решение законодателя предоставлять право местным, региональным и федеральным органам власти устанавливать предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых отнесены и лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Причиной же того, что некоторая часть освобожденных от отбывания наказания не стремится найти работу, скорее всего, связано с тем, что труд перестал быть конституционно закрепленной обязанностью каждого гражданина страны, поэтому "более заманчивым для них в силу глубокой нравственной деформации, является поиск легких заработков, лежащих за пределами общественного производства.

Определенной эффективностью обладают общественные работы, призванные обеспечивать сохранение мотивации к труду, социальную поддержку лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы (именно к этой категории относится большинство освобожденных из мест лишения свободы). Но надо указать на тот факт, что в настоящее время многие лица отказываются от участия в общественных работах, мотивируя это низким заработком, которые они получат за свои услуги.

С вопросом трудоустройства неразрывно связан и вопрос обеспечения освобожденных лиц жильем.

Как уже отмечалось, по результатам проведенного автором исследования выяснилось, что 95% опрошенных лиц имеет постоянное место жительства, и лишь 5% не имеют его.

Поэтому для этих 5% опрошенных и других 500 тысяч лиц без определенного места жительства и лиц, потерявших жилье вследствие отбытия наказания, поиск ночлега в первую ночь после прибытия превращается в сложнейшую, острую проблему. Решение ее во многом способствует, по нашему мнению, рецидиву.

Предоставление временного жилища нуждающимся освобожденным в день их прибытия - одна из насущных проблем организации работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

На данный момент Федеральным законом РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" Федеральный закон от 10. 12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23. 07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусмотрено создание социальных служб, действующих на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности (ст.5).

Среди перечисленных в законе социальных учреждений и служб существенную помощь могут оказать трудоспособным освобожденным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, дома ночного пребывания и отделения срочного социального обслуживания. Благодаря содействию, оказываемому сотрудниками этих учреждений - предоставление ночлега, талонов на бесплатное горячее питание, материальная помощь, выделение одежды, обуви, других предметов первой необходимости, оказание юридической помощи в целях защиты их прав, психологической поддержки, содействие в получении временного жилого помещения, предоставление иных услуг, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных региональным перечнем гарантированных государством социальных услуг - лица, освобожденные их мест лишения свободы и не имеющие места проживания, в значительной степени имеют меньше стимулов к совершению правонарушений в первое время после освобождения. Так, созданный в г. Котлас Архангельской обл. Центр социального обслуживания населения за 2011 год оказал срочную социальную помощь 34 освобожденным из мест лишения свободы. Однако в Сводной программе социальной защиты малоимущих слоев населения г. Котлас на 2012 год предусмотрено, что помощь освобожденным будет предоставляться лишь при наличии регистрации, за исключением выдачи талонов на питание лицам, следующим до избранного места жительства. Введение этого ограничения может негативно повлиять и не без того нелегкий процесс ресоциализации.

Следует отметить также то, что на территории Архангельской области действует всего лишь один дом ночного пребывания, расположенный в городе Архангельск, а отделы социального обслуживания открыты только в городах: Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе и Онеге, то есть в пяти районах области, и конечно, этого количества центров явно недостаточно для оказания повсеместного содействия освобожденным.

Представляются интересными результаты нашего анкетного исследования по поводу существования подобных центров в нашей стране. Был задан вопрос "Как вы относитесь к содержанию центров социальной адаптации?". Подавляющее большинство (57%) считают нужным существование подобных центров, 25% - бесполезным, 16% выразило желание обратиться в такой центр после освобождения и только 0,6% (1 человек из 160) имеет опыт обращения в такой центр. При этом лишь 11% респондентов знают, где находится подобный центр. В связи с этим представляется уместным, чтобы администрация исправительного учреждения сообщала освобождаемым лицам о местонахождении центров социальной адаптации, причем не только по выбранному ими постоянному месту жительства, но и находящихся на пути следования.

Особо стоит вопрос адаптации к жизни на свободе освобожденных пенсионного возраста и инвалидов 1, 2 групп. Для них законодатель предусматривает возможность направления данных лиц органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых. Кроме того, во исполнение Закона РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. ФЗ от 10. 01.2003 № 15-ФЗ, от 22. 08.2004 № 122-ФЗ, от 21. 11.2011 № 326-ФЗ) от 02. 08.1995 г. № 122-ФЗ создаются центры социального обслуживания населения, о которых уже упоминалось. Одной из главных задач их деятельности является социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Подобные центры создаются в целях оказания отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в материальном положении, а также психологического статуса.

Зачисление граждан на обслуживание центром производится приказом администрации центра на основании следующих документов:

личного заявления;

заявления попечителя:

заключения специалиста по социальной работе;

направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, общественных организаций и объединений;

справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.

В составе центра возможно создание 13 отделений, в том числе социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, дневного пребывания, временного проживания в центре.

Но, тем не менее, в связи с переполненностью домов-интернатов и непринятием органами социальной защиты действенных мер к расширению сети названных учреждений, повсеместно возникают препятствия при устройстве туда указанной категории лиц.

Очевидно, что оказание помощи лицам, отбывшим лишение свободы, в бытовом и трудовом устройстве имеет своей целью не только создание нормальных условий, но и предполагает обратную взаимосвязь - их активное включение в созидательную деятельность. Без взаимного стремления освобожденных и государства к успешной адаптации первых в условиях жизни на свободе невозможно достичь этой цели.

И оказывающие помощь государственные и общественные органы имеют право знать, насколько эффективна и достаточна оказанная ими помощь.

    КАК БЫВШЕМУ ОСУЖДЕННОМУ НЕ ОСТАТЬСЯ НА УЛИЦЕ

    А. ГАРМАШ

    Анна Гармаш, докторант ФГКУ "ВНИИ МВД России", г. Москва.

    Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем для многих жителей современной России. А для отдельных категорий граждан, в частности для бывших осужденных, она практически неразрешима. Причем речь не идет о какой-то отдельной квартире со всеми удобствами, а хотя бы о комнате в общежитии или каком-то пригодном для жилья угле.

    В порядке общей очереди

    В настоящее время, несмотря на законодательство РФ, огромная армия освободившихся из мест лишения свободы оказывается на улице, сразу становясь бомжами, совершая преступления повторно.
    Вместе с тем право на жилище является конституционным правом каждого гражданина РФ, где в п. 1 ст. 40 Конституции РФ закрепляется, что каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.
    Российская Федерация посредством Основного Закона гарантирует малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п. 3 ст. 40 Конституции РФ).
    В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 года, положения которых рекомендованы государствам - членам ООН для учета в своей законодательной деятельности и административной практике, говорится, что обязанности государства не прекращаются с освобождением заключенных. Необходимо иметь как государственные, так и негосударственные органы, способные проявлять действенную заботу об освобождаемых, борясь с предрассудками, жертвами которых являются освобождаемые, и помогая им вновь включиться в жизнь общества (п. 64 Правил).
    Вопросы помощи осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, продекларированы в главе 22 УИК РФ, однако их реализация не имеет достаточно разработанной нормативной базы. Особенно это касается права бывших заключенных на жилище.
    В законодательстве порядок предоставления жилья лицам, освобождаемым из мест лишения свободы и не имеющим жилья, специально не определен: то есть получение жилья осуществляется бывшими заключенными в общем порядке, на общих основаниях. В настоящее время ЖК РФ предусматривает право внеочередного получения жилья по договорам социального найма только детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Выбор места жительства после освобождения

    В соответствии со ст. 180 УИК РФ заключенный вправе по своему усмотрению избрать место жительства после освобождения. Администрация исправительного учреждения обязана в письменном виде запросить у заключенного, какое место жительства он изберет после освобождения. При этом в обязанности администрации исправительного учреждения входит разъяснение осужденному, что в отдельных крупных городах, например в Москве, установлены ограничения на регистрацию вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости и касаются всех граждан.
    Согласно Инструкции "Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" по избранному осужденным месту жительства администрацией исправительного учреждения направляются запросы в орган внутренних дел о возможности проживания по указанному адресу (Приказ Минюста России от 13.01.2006 N 2 "Об утверждении Инструкции..." с изменениями от 08.09.2006). Также администрация направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного (п. п. 6, 7 Инструкции).
    В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях (п. 10 Инструкции). В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.
    В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации исправительного учреждения.
    В том случае, если человек до ареста проживал в каком-либо городе, он имеет право на возвращение в этот город, независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей, основания освобождения и т.п.
    При отсутствии жилья освобожденный может обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении.
    Самый доступный вариант обеспечения жильем таких граждан - общежитие или иная жилая площадь от той работы, на которую поступит данное лицо. Сведения о предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой площадью, имеются в центрах занятости, однако, как мы уже говорили, большинство предприятий сегодня ведомственного жилья не имеют.

    Варианты решения вопроса о жилье

    Небесполезным будет знать, что в ст. 95 ЖК РФ определено пользование жилыми помещениями маневренного фонда как временным жильем до обеспечения постоянной жилплощадью. Маневренный фонд в соответствии с законом должен быть сформирован в каждом субъекте РФ, и в него могут входить как многоквартирные жилые дома в целом, так и отдельные жилые помещения в них либо в иных домах.
    Жилые помещения маневренного фонда предназначены в том числе для временного проживания граждан в случаях, предусмотренных законодательством (каковыми как раз и могут являться бывшие осужденные, для которых жилья пока не нашлось или в нем необходимо произвести ремонт).
    Кроме того, в крупных городах обычно имеются комнаты в коммунальных квартирах с ограниченными удобствами, которые не пользуются спросом у очередников. Такие комнаты (в случае их наличия и отказа от них очередников) также могут быть предоставлены освободившимся из мест лишений свободы.
    Решение жилищного вопроса инвалидов и лиц престарелого возраста, не способных обеспечить себя либо нуждающихся в уходе, чаще всего решаются (с их согласия) путем помещения в дома инвалидов и престарелых (интернаты).
    Что касается несовершеннолетних освободившихся, не имеющих родителей или других родственников, способных обеспечить надзор за ними, то они помещаются в школы-интернаты или другие детские учреждения либо передаются на попечительство.
    Следует иметь в виду, что возможность регистрации определяется наличием жилья и согласием родственников либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для проживания.
    В связи с этим хотелось бы отметить Постановление КС РФ, отменившее положение ЖК РСФСР, по которому вступление приговора в силу автоматически влекло за собой лишение осужденного права на занимаемую им жилищную площадь (Постановление КС РФ от 23.06.1995 N 8-П). В принятый в 1997 году УИК РФ не была включена норма, ранее предусмотренная в ст. 104 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, согласно которой лицу, освобожденному из мест лишения свободы, жилье предоставлялось органами местной исполнительной власти, если родственники отказывались прописать его у себя. В результате довольно большое число граждан, будучи лишенными жилья до вступления в силу Постановления N 8-П, попали в правовую ловушку. Таким образом, они, по сути, становятся бездомными. И этот вопрос, бесспорно, требует своего решения.

    Если квартира приватизирована

    В настоящее время согласно ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма, и об этом должен знать бывший заключенный.
    Довольно часто недобросовестные родственники приватизируют квартиру, не включая находящегося в местах заключения гражданина в число собственников (особенно если срок заключения большой). После чего пытаются от такого жилья избавиться. И часто им это удается. Вместе с тем здесь уже надо быть внимательным покупателям, так как, не став собственником приватизированного жилья, осужденный имеет право проживать в нем пожизненно (это касается всех граждан, не включенных в число собственников или отказавшихся от собственности по каким-либо причинам).
    В соответствии с Обзором судебной практики ВС РФ за IV квартал 2005 года указывается следующее.
    Статья 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
    Из части 2 ст. 292 ГК РФ следует, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
    В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность.
    Согласие лица, которое совместно проживает с собственником жилого помещения, является обязательным условием для приватизации. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушало бы положения ст. 40 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.
    Согласно ч. 1 ст. 558 ГК РФ перечень лиц, сохраняющих в соответствии с законом право пользования жилым помещением после его приобретения покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением является существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых эти лица проживают.
    Из данной нормы следует, что при отчуждении жилого помещения в договоре должно быть указано право лица, которое в нем проживает, на пользование данным жилым помещением, в ином случае договор не может быть заключен, поскольку не достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Следовательно, если бывший член семьи собственника на момент приватизации имел равные права с лицом, которое впоследствии приобрело в собственность данное жилое помещение, но отказался от приватизации, дав согласие на приватизацию иному лицу, то при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу он не может быть выселен из этого жилого помещения, поскольку имеет право пользования им. При этом необходимо исходить из того, что право пользования носит бессрочный характер.
    Освободившись, бывший заключенный может восстановить через суд свое право на проживание на той жилплощади, где он был прописан ранее. И это вполне реально, хотя, конечно, и очень затруднительно, так как у бывших заключенных нет элементарных правовых знаний, а услуги адвоката стоят дорого.
    О жилищных проблемах бывших заключенных говорится давно и постоянно, однако их решение до сих пор так и не найдено, несмотря на закрепленные в законодательстве права. Действительно, это не так просто, однако, учитывая опыт зарубежных стран по ресоциализации бывших заключенных, многое выполнимо. Если не выйти из этого замкнутого круга, рецидивная преступность никогда не пойдет на убыль. Нельзя требовать от бывшего заключенного интеграции в общество, не предоставив ему элементарных средств для нормальной жизни.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Поиск работы – и так-то занятие не из лёгких. Ежедневно десятки резюме рассылают вчерашние выпускники вузов и ведущие специалисты, по тем или иным причинам оставшиеся не у дел. Но есть и такая категория граждан, для которых проблема трудоустройства стоит особенно остро. Речь идёт о бывших заключённых. Rjob разузнал, почему работодатели не хотят иметь дело с теми, кто вышел на свободу из мест не столь отдалённых, кем могут работать вчерашние арестанты и на чью помощь рассчитывать.

Профпроблемы экс-заключённых

Как в России, так и за границей люди, имевшие судимость, сталкиваются с неприятием в обществе. Доказать свою порядочность, профпригодность и продемонстрировать трудовые навыки им труднее, нежели обычным гражданам. По понятным причинам работодатели относятся к бывшим заключенным настороженно, а потому, перестраховываясь, отдают предпочтение сотруднику с незапятнанной репутацией.

«Так как доверия к бывшим заключённым практически нет, то им стараются отказать при любом удобном случае. Редко бывшего заключённого оформляют в штат без лишних вопросов и проверок», – отмечает эксперт в области трансформации мышления и увеличения личного дохода, сертифицированный коуч Международной ассоциации русскоговорящих коучей, бизнес-консультант Международной консалтинговой компании Алишер Отабаев.

По сведениям эксперта, выпущенные на свободу мужчины и женщины чаще всего устраиваются на самые низшие должности на заводах и в коммерческих структурах. Они торгуют на рынках, убирают мусор, охраняют предприятия (что встречается очень редко).

Юрист МКА «Курганов и партнёры»

Проблема трудоустройства - одна из основных проблем, с которыми сталкиваются бывшие осуждённые после выхода на свободу.

Несмотря на то, что заключённый, отбывший наказание, имеет такие же права при устройстве на работу, как и все остальные, большинство работодателей не желают пересекаться в трудовых отношениях с данной категорией лиц и отказывают в приёме на работу. Безусловно, напрямую работодатель не сообщит об истинной причине отказа, поскольку отказ по такой причине запрещен законодательством. Исключение составляют лишь сферы деятельности, где такое требование, как отсутствие судимости, является обязательным при приёме на работу.

В Трудовом кодексе РФ прописано, что людям, имеющим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию, запрещено заниматься педагогической деятельностью и деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

«На деле же этот список гораздо шире. Бывшим заключённым практически невозможно устроиться на работу контролёром, экономистом, госслужащим, охранником, делопроизводителем, товароведом и даже геодезистом», – считает Алишер Отабаев.

Кто и как помогает бывшим заключённым

Николай Калмыков

Кандидат социологических наук, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

В настоящий момент в самой системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) проводится значительная работа по обеспечению трудом и предоставлению заключённым возможностей получения новых компетенций, востребованных на рынке труда.

Конечно, зачастую могут возникать предубеждения. Однако хороший мастер всегда будет нужен на производстве. Существующая тюремная система делает шаги в сторону обеспечения комфортного трудоустройства бывших заключённых. Но, к сожалению, эта задача не может быть решена только лишь ФСИН. Необходимо активнее вовлекать бизнес, как крупный, так и малый и средний. Но здесь возникает проблема недостаточного развития долгосрочного планирования работы с кадрами. А ведь это те самые трудовые ресурсы, которых порой так не хватает отечественному бизнесу и в которые обязательно нужно инвестировать.

По словам Алишера Отабаева, бывшим заключённым обязаны помогать в Центре социальной адаптации. Но есть один нюанс – если гражданин не взял направление ещё будучи в тюрьме, то в Центре в 90% случаев его не примут.

«В настоящее время, если у бывшего заключённого возникают сложности при устройстве на работу, он может обратиться в Центр занятости населения, где ему постараются помочь. Также существуют специализированные фонды, оказывающие помощь лицам, вышедшим на свободу. Одним из таких является, например, фонд «В защиту прав заключённых», помогающий лицам, освободившимся из мест лишения свободы, устроиться на работу. Если найти работу у бывшего заключённого всё же не получается, он имеет право на получение пособия по безработице», – резюмирует Екатерина Бахматова.

Тем, кто нарушил закон, но пытается реабилитироваться и зарабатывать на жизнь честным трудом, придётся прикладывать двойные усилия, чтобы доказать собственную порядочность и трудоспособность.

Алишер Отабаев

Коуч, бизнес-консультант

В первую очередь всем бывшим заключённым необходимо пройти небольшую адаптацию и взять под контроль свои эмоции, потому что они сталкиваются с сильнейшим давлением со стороны окружения и социума. Не каждый может его выдержать и продолжать идти правильным путём. Чтобы успешно устроиться в жизни, таким людям надо определить свой талант. Когда они будут заниматься любимым делом и помогать людям, они не просто смогут добиться значимых результатов, но и кардинально измениться в лучшую сторону.

До тех пор, пока в обществе не научатся относиться к экс-заключённым непредвзято, у бывших арестантов нет шансов встать на праведный путь.

В подавляющем большинстве вышедшим на свободу не дают возможность занять хорошую должность в крупной компании.

Поэтому им будет намного легче создать свое дело и развивать его. Как показывает статистика, около 15% бывших заключенных добиваются успеха в бизнесе. Я рекомендую им найти интересное дело, которое не противоречит уголовному кодексу РФ, и на его основе построить бизнес. Главной движущей силой вышедших на свободу является стремление быть востребованными. Если они увидит, что нужны в этом мире, то их отношение к миру изменится.

Добавим, что по данным ФСИН, более трети освобождённых из-под ареста возвращаются в исправительные учреждения, совершив новое преступление. Чаще всего так происходит в связи с тем, что бывший заключённый не смог адаптироваться в обществе. Именно поэтому так важно вовремя протянуть руку помощи тем, кто хочет исправиться.

В фонде «В защиту прав заключённых» совместно с ФСИН эту задачу решают посредством проекта «Ресоциализация и трудоустройство заключённых». Сейчас фонд оказывает помощь в трудоустройстве россиян, осуждённых за преступления небольшой или средней тяжести. Работать можно вахтовым методом, специального образования или особых профессиональных навыков при этом не требуется. Однако на данный момент фонд трудоустраивает только тех, кто имеет регистрацию в Москве или Московской области. Скачать анкету соискателя можно на сайте фонда «В защиту прав заключённых» . Заполненную анкету следует присылать по адресу: [email protected] .

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста РФ от 13 января 2006 г.

N 2) 1. Настоящая Инструкция*(1) устанавливает порядок оказания администрацией исправительного учреждения (далее — ИУ) содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в ИУ уголовно-исполнительной системы.

Как получить материальную помощь освободившимся из мест лишения свободы

Оказание всех видов материальной помощи осуществляется ГКУ Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются тысячи человек. Эти люди, получив свободу, нуждаются в помощи - многие не могут найти работу, зарегистрироваться по месту жительства. Иногда у них нет мобильного телефона, поэтому с ними трудно связаться.

А у некоторых - даже одежды по сезону. И нередко, не найдя работы и жилья, бывший заключенный вновь становится на путь преступления.

Право на обеспечение одеждой

Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства. В соответствии с действующим Приказом МВД РФ от 15 сентября 1997 г. N 605
«Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации»
(пункт 44) паспорт осужденному выдается на основании представленных администрациями исправительных учреждений запросов по установленной форме с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта по установленной форме и двух личных фотографий осужденного.

Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы

4.

При освобождении от отбывания принудительных работ, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

Памятка освобождаемым из мест лишения свободы «Ваши права

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых. По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания или замены ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передает необходимые материалы в отношении осужденного, прошедшего освидетельствование и лечение в порядке, установленном частью четвертой статьи 18 УИК РФ, с его согласия органам здравоохранения по избранному им месту жительства для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Адаптация и социализация после освобождения

Перед освобождением. В 1955 году на Конгрессе ООН были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Они не имеют обязательной силы норм международного договора.

Тем не менее, это, несомненно, эталонный документ, в котором переплавляется опыт национальных систем исполнения наказаний с принципом гуманизма, естественности и неотъемлемости прав человека.

Раздел, касающийся

«отношений с внешним миром и опеки после освобождения»
рекомендует «с самого начала отбывания срока думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения.

Юридическая консультация в Беларуси

Кстати, центр социального обслуживания населения, по словам Натальи Рокманс, может оказать бывшим заключенным материальную помощь (в виде государственной адресной социальной помощи). Единственное обязательное условие для ее получения — человек должен зарегистрироваться в отделе по трудоустройству в качестве безработного.

Лица, освободившиеся из мест лишения свободы, могут получить в центре и гуманитарную помощь: одеждой, постельным бельем, продуктовыми наборами.

Здравствуйте, Сергей.

К сожалению, действующее законодательство России не предусматривает обязанности государственных и местных органов по оказанию лицам, освобождающимся из мест отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, помимо предусмотренного статьёй 181 Уголовно-исполнительного кодекса РФ обеспечения их во время проезда из места лишения свободы к месту жительства продуктами питания или денежными средствами, а также (при необходимости) одеждой.

Однако статья 180 того же УИК РФ устанавливает обязанности администраций мест отбывания наказания по подготовке лиц, освобождающихся из этих мест, к их освобождению:

    Статья 180 УИК РФ. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера

    1. Не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

    2. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.

    2.1. Осужденному за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания обязана разъяснить право осужденного на освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения.

    3. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются уполномоченным на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании органом субъекта Российской Федерации в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме.

    4. По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания или замены ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передает необходимые материалы в отношении осужденного, прошедшего освидетельствование и лечение в порядке, установленном частью четвертой статьи 18 настоящего Кодекса, с его согласия органам здравоохранения по избранному им месту жительства для решения вопроса о его лечении или направлении в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

    5. По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания необходимые материалы в отношении лица, которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, признано на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и в отношении которого судом принято решение в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации, передаются администрацией учреждения, исполняющего наказание, в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному им месту жительства.

    Статья 181. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

    1. Осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    2. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

    4. При освобождении от отбывания принудительных работ, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

    5. Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

Кроме того, во многих регионах России функционируют специальные государственные и общественные органы, оказывающие названным выше лицам различную (в том числе в ряде случаев денежную) помощь по их адаптации (приспособлению) к «свободной» жизни. Узнать места нахождения этих органов (очень часто они называются реабилитационными центрами) Вы можете в органах социальной защиты населения, полиции и местных Администрациях. Эти же органы могут оказать Вам помощь в подыскании работы и жилья.

Если у Вас отсутствует жильё для проживания, Вы можете обратиться в соответствующую местную Администрацию с заявлением о постановке Вас на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении статьи 49-52 Жилищного кодекса РФ). К сожалению, стоять в этой очереди Вам, скорее всего, придётся достаточно долго в связи с недостаточным развитием в современной России строительства муниципального жилья.

Рекомендуем Вам также незамедлительно после прибытия к месту намеченного Вами и согласованного с Администрацией места отбывания наказания жительства обратиться в Службу занятости населения для подыскания Вам работы и выплаты пособия по безработицы.

Не совсем понятны Ваши слова о наличии у Вас дома, не принадлежащего к жилью. Если этот дом не поставлен на государственный учёт в качестве жилого, Вам невозможно будет зарегистрироваться («прописаться») в нём. Однако, если он принадлежат Вам на праве собственности и это право подтверждено документально, Вы можете продать его, получив от продажи некоторую денежную сумму.