Оформление ВСД на сырое молоко в Меркурий.ХС.

Оформляемые ВСД в системе “Меркурий” могут находиться в одном из следующих состояний:

  • «проект» – оформление ВСД начато, но не завершено, ВСД недействителен;
  • «действителен» – оформление ВСД завершено, ВСД не аннулирован и не погашен;
  • «погашен» – оформление ВСД завершено, процедура, в связи с которой на подконтрольный товар оформлен ВСД, завершена, данные ВСД соответствуют действительности, но погашенный ВСД не может быть использован повторно;
  • «аннулирован» оформление ВСД завершено, но при оформлении ВСД допущены ошибки, или сырье и/или продукция, на которые оформлен данный ВСД, признаны опасными в ветеринарно-санитарном отношении, или истек срок их годности.

Основное правило системы “Меркурий” – каждый электронный ВСД оформляется на основании предыдущего этапа поставки товара. При этом на один товар (номенклатурную единицу) в системе “Меркурий” оформляется один ВСД, даже если в учетной системе предприятия данный товар зарегистрирован в нескольких записях справочника. Это справедливо и для транспортных документов: в одном ВСД оформляется сопровождение перевозки с одного склада-отправителя ровно на один склад-получатель указанного груза (см. Приложение А).

Оформление заявки на ВСД

Заявка на ВСД оформляется в электронной форме в системе “Меркурий” пользователем, зарегистрированным с правами доступа «авторизованный заявитель», «оформление возвратных сертификатов», «уполномоченное лицо», «сертификация уловов ВБР» или «аттестованный специалист».

В заявке на оформление ВСД заявитель указывает данные о:

  • подконтрольном товаре, на который необходимо оформить ВСД;
  • цели оформления ВСД (оформление производственной партии, переход права собственности, перемещение);
  • транспортном средстве, используемом для перемещения (при перемещении подконтрольного товара);
  • месте отправления и месте назначения, условиях транспортировки (при перемещении подконтрольного товара).

В заявке заявитель также указывает лицо, орган или учреждение, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, уполномоченные производить оформление ВСД (уполномоченные лица), или указывает, что заявка должна быть рассмотрена системой в автоматическом режиме в случае, если ВСД оформляется лицом с правами доступа «уполномоченное лицо», «сертификация уловов ВБР», «оформление возвратных сертификатов»,
«аттестованный специалист», оформившим заявку на оформление ВСД.

Заявка на оформление ВСД рассматривается уполномоченными лицами в течение 1 рабочего дня с момента оформления заявки или системой “Меркурий” в автоматическом режиме в течение 1 часа с момента оформления заявки. По результатам рассмотрения заявки уполномоченные лица, принимают одно из следующих решений:

  • оформить ВСД без проведения лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств,
  • оформить ВСД по результатам проведения лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств;
  • отказать в оформлении ВСД.

В случае, если уполномоченным лицом принято решение оформить ВСД по результатам проведения лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств указанное лицо посредством ФГИС незамедлительно извещает заявителя о принятом решении, в котором указывает основания для принятия такого решения и назначает проведение этих исследований.

В течение суток после ввода в систему “Меркурий” результатов лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств должностное лицо оформляет ВСД или отказывает в оформлении ВСД и незамедлительно доводит это до сведения заявителя с помощью системы.

Законными основаниями для отказа в оформлении ВСД являются:

  • предоставление заявителем недостоверных или неполных данных о подконтрольном товаре;
  • несоответствие подконтрольного товара требованиям, установленным законодательством; несоответствие заявленного режима транспортировки или транспортного средства требованиям, установленным законодательством;
  • отсутствие у лица, которому направлена заявка, прав производить оформление ВСД на данный подконтрольный товар;
  • отсутствие в ФГИС требующихся для оформления ВСД данных о подконтрольном товаре в случае, если в заявке указано, что заявка должна быть рассмотрена ФГИС в автоматическом режиме;
  • отсутствие у владельца (перевозчика) или получателя (приобретателя) прав направлять (получать) подконтрольный товар;
  • наличие ограничений на вывоз с территории, откуда производится вывоз подконтрольного товара, или на ввоз на территорию, куда осуществляется ввоз подконтрольного товара; наличие запрета или ограничений на перевозку подконтрольного товара с территории
    отправления на территорию назначения.

Оформление ВСД завершается в момент присвоения ему уникального номера в системе “Меркурий”.

Аннулирование ВСД

Аннулирование оформленного ВСД производится сразу после наступления соответствующего события или установления факта, в связи с которым нужно аннулировать ВСД. Важно, чтобы лицо, аннулирующее ВСД, было зарегистрировано в системе “Меркурий” и имело право оформлять документы того же типа.

ВСД на производственную партию подконтрольного товара аннулируется:

  • по истечении срока годности (срока хранения) подконтрольного товара, при этом система “Меркурий” аннулирует документ автоматически, если он оформлен в электронной форме;
  • если самим производителем после оформления или в ходе государственного надзора обнаружено несоответствие партии установленным требованиям;
  • при наличии в оформленном ВСД ошибок, опечаток или при вводе в ВСД ошибочных данных.

ВСД на транспортную партию аннулируется при смене транспортного средства. Также аннулирование осуществляется по желанию владельца (перевозчика), если ВСД оформлен, но транспортировка не началась. Если же транспортировка началась, но владелец (перевозчик) подконтрольного товара желает ее отменить, то он оформляет возвратный ВСД, который сопровождает транспортную партию подконтрольного товара до места отправки.

Гашение ВСД

Гашение ВСД на производственную партию подконтрольного товара не производится. Гашение ВСД на транспортную партию подконтрольного товара, перемещаемого со сменой владельца (перевозчика) или без смены владельца (перевозчика), осуществляется в течение одного рабочего дня после доставки и приемки подконтрольного товара в месте назначения зарегистрированным пользователем системы “Меркурий” с правом доступа “гашение сертификатов”.

Гашение ВСД на транспортную партию подконтрольного товара, собственность на которую передается без перемещения товара, осуществляется в течение одного рабочего дня после перехода права собственности.

Возвратные ВСД

Возвратные ВСД на производственную партию подконтрольного товара, а также на транспортную партию, собственность на которую переходит без перемещения самого товара, не оформляются. В случае, если новый владелец (перевозчик) возвращает подконтрольный товар предыдущему владельцу, оформляется новый ВСД на транспортную партию подконтрольного товара, собственность на которую передается без перемещения подконтрольного товара.

Оформление возвратного ВСД осуществляется при отказе от приемки всей партии подконтрольного товара или ее части независимо от основания отказа. ВСД оформляется на объем подконтрольного товара, который возвращается в случае отказа принятия всей партии подконтрольного товара. При этом указывается основание отказа от приемки подконтрольного товара.

Оформление возвратного ВСД при перемещении со сменой собственника или без смены собственника осуществляется только в случае возврата партии (части партии) подконтрольного товара из места назначения в место отправления тем же транспортным средством, которым осуществлена доставка подконтрольного товара в место назначения.

Работа в режиме офлайн

Согласно “Ветеринарным правилам…”, в случаях временных повреждений линий электронной связи или ее отсутствия в месте, где необходимо проводить оформление, аннулирование и гашение ВСД в системе “Меркурий”, допускается удаленная работа по этим операциям. Федеральный закон от 28.12.2017 №431-ФЗ, утвердивший перенос сроков начала обязательной электронной ветеринарной сертификации с 1 января на 1 июля 2018 г., допускает оформление ВСД на бумажных бланках в случае:

  • аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые привели к невозможности эксплуатации ВетИС, до устранения их последствий;
  • отсутствия возможности использования ВетИС в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к сети Интернет;
  • если в ВСД содержатся сведения, составляющие государственную или служебную тайну так называемых силовых ведомств.

При этом список населенных пунктов, оказавшихся вне зоны доступа к Сети, должен быть утвержден в каждом регионе отдельно соответствующим высшим исполнительным органом власти (правительством или администрацией субъекта РФ) по согласованию с Россельхознадзором и затем опубликован на официальном сайте регионального правительства. Закон никак не регламентирует порядок и сроки формирования и публикации подобных списков, а также специально не оговаривает ответственность за их выполнение. Формально исполнителем является федеральный регулятор в сфере ветеринарного и
фитосанитарного контроля – Россельхознадзор, и его территориальные управления – на местах. Однако из данного закона не ясно, какими критериями необходимо руководствоваться при формировании такого перечня.

Например, для целей применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме, Минкомсвязь России Приказом от 05.12.2016 №616 установило единственным критерием определения местности как отдаленной от сетей связи численность населения – не более 10 тыс. человек. Более того, ФНС России в Письме от 03.04.2018 №ММВ-20-20/33@ разъясняет: “Если интернета нет или он часто пропадает, местность может попасть в список отдаленных от сетей связи. Его составляют и утверждают региональные власти. Ищите свое поселение в списке на сайте местной администрации”. И действительно, власти Амурской, Астраханской, Кировской, Курганской, Липецкой, Пензенской, Ростовской, Томской, Ульяновской и Ярославской областей, Забайкальского и Пермского краев, республик Коми, Башкортостан и Саха-Якутия, Чувашской республики, Чукотского автономного округа такие списки уже опубликовали.

Тем не менее, нет достаточных законных оснований (в том числе судебных прецедентов) использовать указанные перечни и критерий Минкомсвязи, чтобы правомерно отказаться от работы с системой “Меркурий”, например, сельским фермерам и пасечникам труднодоступных районов. Для этого необходимо иметь свой поселок в списке, утвержденном согласно упомянутому Федеральному закону №431-ФЗ. По неочевидным причинам при составлении такого списка должно учитываться мнение Россельхознадзора, но не Минкомсвязи, и более того – не ясно, каким образом региональное правительство составит и верифицирует перечень удаленных от сетей связи населенных пунктов, если для этого нет никакой нормативной и методической базы, и органы местного самоуправления не уполномочены собирать соответствующие заявки по своим предприятиям-резидентам. Кроме того, ряд экспертов, в частности, юристы “Консультант Плюс”, у тверждают, что, с правовой точки зрения, отсутствие перечня местностей, удаленных от сетей связи, само по себе де-юре свидетельствует о том, что в том или ином субъекте РФ таких местностей просто нет.

Вероятно, не желая попасть в ряды отстающих по темпам цифровизации экономики, региональные органы исполнительной власти не спешат публиковать перечни с конкретными наименованиями населенных пунктов, где нет выхода в Интернет. В лучшем случае можно обнаружить материалы, подобные информационному бюллетеню отрасли “Связь” Алтайского края, в котором, в частности, приводятся данные по обеспечению населения различных муниципалитетов широкополосным доступом в Сеть. Согласно бюллетеню, население только 10 из 59 районов края обеспечено таким доступом на 90-100%, и в 22 районах обеспеченность интернет-связью находится в пределах 65%, что оставляет в режиме удаленной работы с “Меркурием” порядка 25% хозяйствующих субъектов края, и это лишь по официальным оценкам. С другой стороны, в Липецкой области, по отчетам администрации, оптоволокно доведено до всех поселений региона, и в 90% малых населенных пунктов (до 500 человек) созданы зоны публичного интернет-доступа.

Согласно Росстату, на 01.01.2017 в России 1208 поселков городского типа, из них 1016 с населением менее 10 тыс. человек. Теоретически, по критерию Минкомсвязи, все юрлица этих 1016 поселков могут претендовать на право удаленной работы с системой “Меркурий” . В связи с этим возникает еще один вопрос – что законодатель понимает под “удаленной работой” в контексте информационно-коммуникационных технологий. Опираясь на текст Федерального закона №431-ФЗ, а также “Ветеринарные правила …”, можно предположить, что речь идет об учете оформленного на бумажном носителе ВСД, которая осуществляется путем ввода данных такого ветеринарного документа в систему “Меркурий” лицом, его оформившим, в течение 1 месяца с момента его оформления. Исключение составляет госбезопасность, когда бумажные ВСД оформляют ветеринарно-санитарные службы так называемых силовых федеральных ведомств: здесь при регистрации документов в “Меркурии” указывают только их номера и даты выдачи. Однако это не объясняет, каким образом уполномоченный работник предприятия, фермы, рыбного хозяйства или ветеринарный врач отдаленной сельской местности, не имея доступа к сети Интернет, сможет загружать в систему весь объем данных по своим бумажным ВСД.

Давальческая схема

Отдельно Россельхознадзор комментирует правоприменение норм нового порядка электронной сертификации в отношении производства и перемещения при использовании предпринимателем так называемой «давальческой» схемы при переработке. Данная схема имеет два основных варианта реализации.

Первый заключается в том, что один хозяйствующий субъект (“Давалец”) приобретает (или получает, или заготавливает, или добывает) сырье для переработки и доставляет его на перерабатывающее предприятие, принадлежащее второму хозяйствующему субъекту (“Производитель”). Производитель на своем предприятии перерабатывает некое сырье в готовый продукт. Сырье принадлежит Давальцу, и полученный продукт остается в его собственности. Второй вариант заключается в том, что сырье, принадлежащее третьему хозяйствующему субъекту (“Поставщик”), поступает на перерабатывающее предприятие и там приобретается Давальцем. Далее выполняется сценарий, описанный в первом варианте.

Взаимоотношения Давальца и Производителя урегулированы договором (контрактом) между ними. При этом ответственность за качество и безопасность выпущенного продукта, согласно законодательству РФ, лежит на производителе, но производитель в описываемой схеме не является собственником произведенного товара. Россельхознадзор рекомендует использовать следующий алгоритм оформления ветеринарных сопроводительных документов. При
использовании обоих сценариев в договоре (контракте) следует прямо отражать, что его предметом является оказание услуг (услуг по переработке сырья или услуг по производству продукта).

В случае первого сценария Давалец, который планирует переработать свой подконтрольный товар (сырье), оформляет транспортный электронный ВСД в адрес перерабатывающего предприятия. Поскольку собственник товара не меняется, электронный ВСД оформляется по транзакции «перевозка без смены владельца». Объект, в адрес которого направляется давальческое сырье, должен быть зарегистрирован в системе “Цербер” (как и оба юрлица), и между ним и Давальцем должна быть установлена связь – в системе должна быть запись о том, что Давалец осуществляет деятельность на этом объекте.

Необходимо отметить, что два и более юридических лица могут вести коммерческую деятельность на одном объекте. Тем не менее, объектом, на котором работает Давалец, должен быть именно тот объект, где фактически происходит переработка его сырья. Это дает возможность Давальцу (или его представителю, которым может быть, в частности, должностное лицо Производителя) осуществить гашение электронного ВСД на сырье, поступающее на объект Производителя.

Далее отображается процесс переработки. Как было указано ранее, переработка сырья в данном случае является услугой, оказываемой Производителем Давальцу, а сырье и полученный из него переработанный товар не меняют собственника и принадлежат Давальцу. Отображением процесса переработки является оформление производственного электронного ВСД. В этом случае сертификат опять же формируется Давальцем или представителем Давальца, которым может быть и должностное лицо Производителя.

В производственном электронном ВСД Давальцем (или его представителем) в поле «Производитель» указывается именно то перерабатывающее предприятие, которое оказывает услугу по переработке. Эта запись должна полностью совпадать с этикеткой переработанного товара, этим снимается вопрос о необходимости упоминания в сертификате наименования Производителя.

В случае, если Производитель в целях обеспечения качества своих производственных процессов пожелает осуществлять документарный контроль электронных ВСД, поступающих на перерабатывающее предприятие, списание сырья в производство и. т. д., оформление производственных сертификатов, его уполномоченные лица могут быть назначены доверенными лицами на осуществление «гашения» и формирования производственных сертификатов в электронных журналах Давальца, это фиксируется в дополнительном соглашении к договору на услугу переработки.

При отгрузках изготовленного товара с перерабатывающего предприятия транспортные электронные ВСД оформляются Давальцем или его представителем на перемещение со сменой или без смены владельца в зависимости от того, когда и где передается право собственности на произведенный товар.

Во втором варианте давальческой схемы следует использовать аналогичные подходы, за следующими исключениями. Сырье, поступившее на перерабатывающее предприятие, меняет собственника: до поставки на переработку собственником был Поставщик, а на перерабатывающем предприятии им становится Давалец. Соответственно, и Поставщик, и Давалец должны быть зарегистрированы в системе “Цербер”, а электронный ВСД должен оформляться по транзакции «смена владельца с перемещением» (если собственность на сырье переходит к Давальцу в момент доставки сырья на предприятие или в пути) или по транзакции «смена собственника без перемещения» (если собственность на сырье переходит к Давальцу позднее доставки сырья на предприятие). Такой ВСД гасится Давальцем, и далее выполняется такая же последовательность шагов, как описано выше.

Правовые последствия нарушений порядка ветеринарной сертификации

Хотя участники оборота продукции, перечисленной в Приказе Минсельхоза России от 18.12.2015 №648, и обязаны оформлять все ВСД через «Меркурий» с 1 июля 2018 г., строго говоря, нет достаточных юридических оснований считать документы старого образца не действительными. К примеру, если молочный завод оформил сертификат на партию сметаны на бумажном бланке на основании заключения собственного аттестованного специалиста, это не означает, что такая партия отправится на оптовый склад без сопроводительной документации. Действующая редакция КоАП РФ предусматривает штраф только за перевозку совсем без ветсертификатов – для юрлиц до 500 тыс. рублей. При этом законопроект поправок к кодексу, в котором прописаны санкции за отсутствие электронных ВСД, пока еще на стадии оценки регулирующего воздействия, проходит независимую антикоррупционную экспертизу и вступит в силу не раньше 2019 г.

Полугодовой мораторий на административную ответственность был введен в текст законопроекта по предложению Ассоциации производителей кормов для домашних животных АПК России. Следует отметить, что, согласно докладу Россельхознадзора об итогах деятельности, за 2017 г. ведомством было оформлено порядка 25 тыс. протоколов об административных правонарушениях в сфере ветнадзора (из них только 42 привели к приостановке хозяйственной деятельности), что составляет 1,2% от числа предприятий подконтрольных отраслей экономики (2041,8 тыс. юрлиц) и лишь 0,5% от общего количества коммерческих юрлиц в стране (4764,5 тыс. юрлиц), по данным Росстата. Цифры столь не значительны не потому, что исправно соблюдаются нормы ветеринарного законодательства (в 2017 г. оштрафовано каждое 20-е юрлицо на общую сумму свыше 480 млн. руб.), а из-за высокой загруженности инспекторов и тренда на сокращение количества проверок. Поэтому основной причиной опасений рынка поднадзорной продукции служат не проверки и штрафы, а ограничения со стороны крупных участников товарооборота – оптовых покупателей сырья и продукции животного происхождения.

Так, согласно сообщениям поставщиков, представители X5 Retail Group заявили, что откажутся принимать поднадзорные продукты в своих розничных сетях без ВСД, зарегистрированных в системе “Меркурий”. “Руководство для поставщиков” Metro Cash & Carry также обязывает поставщиков оформлять ВСД исключительно в системе “Меркурий”, на каждую партию каждого наименования поставляемого товара, и предоставлять перечень соответствующих этим ВСД двумерных штрих-кодов, сформированных системой. Насколько подобные действия окажутся правомерными, вероятно, покажет судебная практика после 1 июля.

Также эксперты отмечают, что одно из последствий правонарушений в сфере электронной ветсертификации возникает при выявлении расхождений в приходе и расходе продукции животного происхождения – контролирующие органы информируются об этом автоматически, формируются задания на внеочередные выездные проверки предприятий, и чем больше расхождений в учете товара, тем выше вероятность проверки.

Заместитель Руководителя Россельхознадзора Николай Власов

Вниманию :

сотрудников и руководителей органов государственной власти в сфере ветеринарии субъектов Российской Федерации

сотрудников и руководителей территориальных управлений Россельхознадзора

хозяйствующих субъектов, осуществляющих импорт, добычу, производство и оборот подконтрольных госветнадзору товаров

Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Позвольте привлечь ваше внимание к одному практически важному вопросу, связанному с осуществлением ветеринарной сертификации.

Как вам известно, летом 2015 года были приняты изменения в ФЗ «О ветеринарии». Они внесены Федеральным Законом N 243-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты российской федерации», принятым Государственной Думой 1 июля 2015 года, одобренным Советом Федерации 8 июля 2015 года, подписанным Президентом Российской Федерации 13 июля 2015 года и вступившим в силу 15 июля 2015 года.

ФЗ «О ветеринарии» с изменениями, внесенными ФЗ N 243-ФЗ, заложил основу для изменения порядка ветеринарной сертификации с целью внедрения электронной ветеринарной сертификации и на ее основе - прослеживаемости подконтрольных товаров.

Для внедрения этих изменений необходимо было принятие ряда подзаконных нормативных документов (приказы Минсельхоза России и постановления Правительства России).

Среди этих подзаконных актов есть один, на особенности правильного применения которых я хотел бы обратить ваше внимание.

Это Приказ Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648 «Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами»;

Приказ № 648 - это, фактически, «три в одном»:

это приказ , регламентирующий при обороте каких подконтрольных товаров надлежит оформлять ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) (после 01.01.18). Эта норма работает в сочетании с пунктом 1 Статьи 2.3. ФЗ «О ветеринарии», где сказано:

«Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.»

это приказ , устанавливающий ВСД на какие подконтрольные товары имеют право оформлять ветеринарные специалисты, являющиеся сотрудниками органов государственной власти в сфере ветеринарии. Эта норма работает в сочетании с пунктом 4 Статьи 2.3. ФЗ N 243-ФЗ - он же пункт 4 Статьи 2.3. ФЗ «О ветеринарии», где сказано:

«Уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на любые подконтрольные товары

это приказ , «конкретизирующий» ВСД на какие подконтрольные товары должны оформляться с момента принятия указанного перечня, а на какие с 01.01.2018. Эта норма работает в сочетании с пунктом 3 Статьи 4 ФЗ N 243-ФЗ, где сказано:

«До 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, на которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ветеринарные сопроводительные документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.»

Первые две ипостаси данного приказа ясны:

он установил перечень подконтрольных товаров, на которые с 01.01.2018 в обязательном порядке оформляются электронные ветеринарные сопроводительные документы и он сказал, что ветеринары - сотрудники госветслужбы России могут оформлять ВСД на любые товары из данного перечня, т.е. повторил норму пункта 4 Статьи 2.3. ФЗ «О ветеринарии».

А вот третья ипостась может привнести проблемы на протяжении периода от вступления в силу Приказа № 648 до 01.01.2018.

Отметим, что этой третьей ипостаси в приказе по нашему мнению не должно было быть. Однако, она появилась по настоянию Минэкономразвития России (Департамент ОРВ).

Не должно было быть, так как норма пункта 3 Статьи 4 ФЗ N 243-ФЗ предельно ясна. В этом случае любая «конкретизация» несет риск неправильного применения и, соответственно, возникновения проблем при обороте подконтрольных товаров.

Эта норма пункта 3 Статьи 4 ФЗ N 243-ФЗ простым человеческим языком говорит, что не требуется (в обязательном порядке) оформления ВСД на те товары, на которые они не оформлялись до 15 июля 2015 года (т.е. до даты вступления в силу ФЗ N 243-ФЗ).

Проблема состоит в том, норма закона, где указана необходимость создания перечня, отсылает нас через упоминание о нормативно - правовой базе ЕврАзЭс к Перечню подконтрольных товаров, утвержденных Решением №317, а он основан на кодах ТН ВЭД.

А этот основанный на кодах ТН ВЭД перечень не возможно адекватно соотнести с теми товарами, на которые до 15 июля 2015 года (т.е. до даты вступления в силу ФЗ N 243-ФЗ) оформлялись ВСД. Структура кодов ТН ВЭД - другая и создавалась для совершенно иных целей. В отдельный конкретный код ТН ВЭД зачастую входят и те товары, на которые ВСД до этого времени не оформлялись и на которые они до этого времени оформлялись. Часть таких пунктов Минсельхозу России удалось «развязать» ясно, часть - нет. Поэтому при применении этого приказа может возникнуть проблема с толкованием того как работают его нормы в сочетании со статьей пунктом 3 Статьи 4 ФЗ N 243-ФЗ.

Обращаем ваше внимание на то, что органы государственной власти с момента вступления в силу Приказа №648 НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ТРЕБОВАТЬ ОФОРМЛЕНИЯ ВСД на ту продукцию, на которую они не оформлялись до 15 июля 2015 года (т.е. до даты вступления в силу ФЗ N 243-ФЗ), даже в случаях, когда в их прочтении Приказ № 648 требует их оформления.

Не имеют, поскольку это противоречит нормам нормативного документа высшей юридической силы - ФЗ «О ветеринарии».

Второй (связанный с первым вопрос) состоит в том, могут ли требовать участники оборота (например, магазин или сетевой магазин) от других участников оборота - своих поставщиков (например, от производителя готовой, фасованной молочной продукции из пастеризованного молока) того, чтобы они поставляли им те подконтрольные товары, на которые они не оформлялись до 15 июля 2015 года (т.е. до даты вступления в силу ФЗ N 243-ФЗ), исключительно в сопровождении ВСД?

В сопровождении бумажных ВСД не могут - законодательство такого права им не дало.

А как с электронными ВСД? Этот вопрос возникает в связи с тем, что в законе есть норма разрешающая оформление электронных ВСД ПО ЖЕЛАНИЮ собственника подконтрольного товара.

Т.е., если производитель ЖЕЛАЕТ оформлять электронные ВСД - он может их оформлять. Если по каким-то причинам НЕ ЖЕЛАЕТ, то не оформляет.

Может ли упомянутый магазин (сетевой магазин) - следующий за производителем собственник этих товаров - ПОЖЕЛАТЬ чтобы на принадлежащие ему товары ВСД в электронном виде были оформлены?

Ответ: да, может - ФЗ дает ему такое право. По каким соображениям оставляю за кадром (может быть он хочет торговать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО товарами, происхождение и состав которых известны ему и через него - конечному приобретателю - потребителю, может по другой причине). Может и не пожелать.

Однако, нет возможности оформить электронный ВСД, например, на складе, если на поставляемый на склад товар такой ВСД не оформлен.

По этой причине магазин может (имеет право) потребовать от поставщика оформления ВСД в электронном виде. Но это вопрос взаимоотношений участников рынка, в который государственные контрольные органы вмешиваться (до 01.01.18) не должны, поскольку такого права законодательство им не предоставило.

Попутно позвольте дать маленький комментарий по связанным с Приказом № 648 вопросам. Дело в том, что одновременно с ним были изданы еще два Приказа Минсельхоза России:

Приказ от 18 декабря 2015 г. №647 Об утверждении перечня подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

Приказ от 18 декабря 2015 г. № 646 Об утверждении перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы.

Обращаю ваше внимание на то, что:

Приказ № 647 может начать действовать не ранее вступления в силу Постановления Правительства о порядке аттестации ветеринарных специалистов, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Это постановление сейчас существует в виде проекта, который дорабатывается и вскоре, вероятно, будет принят.

Приказ № 646 может начать действовать не ранее вступления в действие Приказа Минсельхоза России, который установит порядок аттестации таких уполномоченных лиц. Такой порядок сейчас в виде проекта разработан и дорабатывается на площадке Минсельхоза России. По предварительному решению этот порядок будет одним из приложений к Правилам оформления ветеринарных сопроводительных документов, работа над которым сейчас в завершающей стадии.

С наилучшими пожеланиями

Товаропроизводители и дистрибьюторы продукции животного происхождения обязаны с 1 июля перейти на электронные ВСД, сформированные в ФГИС Меркурий. В данной статье мы рассмотрим, что это за система, как в ней работать и чем отличаются электронные ветеринарные свидетельства от бумажных.

Законодательное регулирование вопроса

Законодательное регулирование вопроса в целом главным образом освещается двумя нормативными актами:

  1. Приказом Министерства Сельского хозяйства от 27 декабря 2016 года с номером 589 ;
  2. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30 июня 2017 года с номером 318 .

Что такое электронные ВСД

Электронные ВСД (далее по тексту ЭВСД) - это ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животного происхождения, которые сформированы в государственной системе Меркурий с помощью электронных средств. С 1 июля 2018 года все участники производства и дистрибуции таких товаров обязаны перейти с применения бумажного варианта сопроводительных документов на электронный их формат.

Кто выписывает электронные ВСД

Обязанность оформления ЭВСД лежит на уполномоченных лицах Государственной Ветеринарной службы. Они оформляют ЭВСД согласно заявке на получение ЭВСД от организации или предпринимателя, который произвел товар. Но есть и исключения, когда согласно Федеральному закону от 13 июля 2015года с номером 243 ФЗ уполномоченное лицо организации или ИП может самостоятельно оформлять ЭВСД. Эти исключения касаются следующих товаров:

  1. Уловы водных ресурсов до их поступления до места проведения вет.экспертизы;
  2. Продукция животного происхождения, которая подверглась тепловой обработке и в которой в результате обработки уничтожены все вредные микроорганизмы. Такая продукция должна быть упакована в индивидуальную упаковку.

Некоторые особенности оформления ЭВСД

Есть ряд особенностей оформления ЭВСД, которые нужно учитывать в работе:

  1. Оформление ЭВСД осуществляется на безвозмездной основе. То есть брать плату за их оформление не имеют право ни специалисты вет.службы, ни производители товаров у своих покупателей.
  2. Если собственник продукции оформит соответствующее заявление, то ЭВСД может быть выдан на бумажном носителе на соответствующем бланке;
  3. ЭВСД создаются только в федеральной государственной системе Меркурий;
  4. Каждый товаропроизводитель и дистрибьютор должен быт зарегистрирован в ФГИС Меркурий;
  5. До 1 июля 2018 года по желанию собственника возможно оформление как в электронном так и в бумажном виде сопроводительных документов.

Система ФГИС Меркурий

ФГИС Меркурий - это система сбора информации о всех товарах животного происхождения, выдачи ветеринарных свидетельств. Она содержит следующую информацию:

  1. О всей системе Государственной ветеринарной службы в России, ее органах и организациях;
  2. О специалистах вет.службы;
  3. Об объектах, которые связаны с производством, хранением, содержанием и реализацией товаров животного происхождения;
  4. Мероприятиях, проведенных вет.службой в целях профилактики и диагностики;
  5. Об учете животных;
  6. Об установлении карантина на той или иной местности;
  7. Об оформлении ЭВСД;
  8. О результатах проведенной вет. экспертизы.

Когда можно не применять электронные ВСД

С 1 июля 2018 года все экономические субъекты, связанные с продукцией животного происхождения, обязаны перейти на ЭВСД. Но есть ряд случаев, когда можно пользоваться бумажными сопроводительными документами:

  1. В случае катастрофы, аварии, стихийного бедствия, которые привело к невозможности использования ФГИС Меркурий;
  2. В населенных пунктах, в которых отсутствует точка доступа в сеть Интернет для входа в систему. Перечень таких населенных пунктов утверждается органами власти субъектов РФ;
  3. Если информация в сопроводительных документах содержит государственную тайну или относится к органам исполнительной власти, к сфере органов внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны.

Во всех остальных случаях применение ЭВСД является обязательным.

Регистрация в ФГИС Меркурий

Регистрация организаций и индивидуальный предпринимателей в данной системе происходит путем подачи заявки. Способы подачи заявки на регистрацию представлены в таблице.

Виды электронных вет.свидетельств

Есть несколько видов ЭВСД в зависимости от цели их создания. Рассмотрим каждый из них:

  1. Производственный ЭВСД - оформляется при создании из определенного сырья продукции. Например, из мяса создается фарш - при этом должен быть оформлен производственный ЭВСД. При создании производственного ВСД сырье может вообще не фигурировать. Например, случаи с созданием ВСД на надоенное молоко или в случае создания ВСД на живых животных. Также производственный ВСД может быть оформлен при утилизации сырья. Производственный ВСД не нужно гасить.
  2. Транспортный ЭВСД - оформляется при перевозке сырья. Причем здесь могут быть следующие варианты - перевозка без смены владельца, со сменой владельца, смена владельца без перевозки. В транспортном ЭВСД должны быть данные о отправителе продукции, получателе продукции, местах отправления и получения и транспортном средстве, с помощью которого производится перевозка. Транспортный ЭВСД должен быть погашен принимающей стороной как подтверждение получения продукции.
  3. Возвратные ЭВСД - оформляются только на транспортные ЭВСД и не могут быть оформлены на Производственные ЭВСД. Возвратные ЭВСД оформляются в случае отказа от приемке продукции, отправленной продавцом.

Гашение ЭВСД

Гашение ЭВСД - это операция, оформляемая в ФГИС Меркурий и означающая прием продукции от контрагента. Гасить нужно и можно только транспортные ЭВСД. Производственные ЭВСД не нужно гасить. Гашение должно производится в течение 1 дня после доставки и приемке подконтрольной продукции.

Выводы

С 1 июля 2018года все товаропроизводители и дистрибьютеры товаров животного происхождения перейдут на использование электронных вет.свидетельств. Для этого к указанной дате хозяйствующие субъекты должны быть зарегистрированы в Федеральной системе Меркурий.

Наша компания занимается производством и продажей продуктов питания, которые подлежат ветеринарному контролю. Полгода назад к нам обратилось руководство ветеринарной службы с настойчивым предложением перейти на программу для оформления ветсвидетельств. В статье содержится накопленный мною опыт. Приветствуются дополнения и уточнения .

Законодательство

01.07.15 был принят Федеральный Закон N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" . Самое интересное в Законе:

  • с 01.01.16 возможно оформление ветеринарно-сопроводительных документов, далее ВСД (ветсвидетельства или ветсправки) в бумажном или электронном виде - по желанию собственника продукции;
  • с 01.01.18 оформление ветеринарно-сопроводительных документов (ветсвидетельства или ветсправки) только в электронном виде ;
  • оформление ВСД допускается не только сотрудниками ветеринарной службы, но и сотрудниками предприятий (что это означает для компании далее по тексту)

Противостояние программ на государственном и местном уровне

Сейчас складывается очень странная ситуация.

С одной стороны , ветеринарная служба по Московской и Ленинградской области пытается продвигать программу для работы с ВСД "ВетПринт" (предыдущая версия которой называлась "ПринтБланк"). В интернете нашел упоминание о том, что в Ростовской области разработана своя программа для ветслужбы, которая интегрируется с 1С. Думаю схожие ситуации могут происходить на территории всей России.

Причина противостояния проста - деньги . Для производственных и торговых компаний работа в системе "Меркурий.ХС" бесплатна. Если хотите платить деньги ветслужбе - привлекайте ветеринаров и работайте через ВетПринт или подобную систему.

Законодательная проблема работы Меркурия

В соответствии с Законом об электронно-цифровой подписи (ЭЦП) весь обмен значимой электронной информацией между предприятиями должен быть подтвержден ЭЦП. В системе Меркурий на текущий момент работа с ЭЦП не предусмотрена .

Выгода для компаний от нового Закона

На государственном уровне принято решение ослабить бюрократический конроль за бизнесом. Конкретные шаги предпринимаются уже сейчас. Государство говорит - мы доверяем бизнесу оформлять ВСД своими силами. Т.е. один или несколько сотрудников компании будут зарегистрированы в системе Меркурий и смогут самостоятельно вести учёт ВСД без привлечения сотрудников ветслужбы . Такой порядок распространяется на переработанную и упакованную продукцию . В итоге - ветеринарный документооборот будет для компании БЕСПЛАТНЫМ .

Можете уточнить сколько денег каждый месяц тратится для оформления ВСД и сразу станет очевидна выгода новой схемы.

Насколько я знаю инициатором внедрения системы электронных ВСД выступала сеть X5. Затраты сети на обслуживание ветеринарного документооборота составляют 400 млн. руб. в год. И они выделили 120 млн руб. на развитие идеи электронных ветсвидетельств.

Мой опыт . Только компания, где я работаю, в Москве и Санкт-Петербурге платит ветеринарам 1 млн. руб. в месяц . Насколько мне известно, что компания Мираторг отказалась от работы в программе ВетПринт и будет оформлять ЭВСД в Меркурии.

Ниже фильм РосСельхозНадзора о Меркурии. Интервью берется у замруководителя РосСельхозНадзора Власова Николая Анатольевича, инициатора внедрения системы в России.

Особенности работы с электронными ВСД (ЭВСД)

Самое главное - любое перемещение грузов вне склада должно сопровождаться ЭВСД.

На уровне страны это означает, что будет организован партионный учёт движения товара между компаниями в разрезе ВСД: каждый приход товара на склад сопровождается ЭВСД и каждый расход товара сопровождается ЭВСД. Отдельное ЭВСД оформляется на каждое наименование товара с указанием дат производства (до 01.01.18 допускается оформление ЭВСД на группу товаров, например, колбаса в ассортименте).

Возможность ведения ЭСВД силами предприятий не означает отсутствие ветеринарного контроля со стороны государства. Импорт в обязательном порядке проходит ветеринарный контроль. Все пересенения товаров через границу Таможенного союза фиксируются в системе Аргус.ХС .

Последствия для бизнеса от внедрения ЭВСД

  1. Учет движения товара должен вестись в разрезе ВСД и сроков годности - это может означать необходимость внедрения WMS.
  2. Внедрение контроля за движением товара на государственном уровне - при выявлении расхождений в приходе и расходе автоматически могут направляться проверки контролирующих органов на предприятия. Правило такое - чем больше расхождений в учёте товара, тем больше вероятность направления проверки. До 01.01.18 устанавливается порог расхождения в 5%, на который контролирующие органы не будут обращать внимание.
  3. Необходимо строго контролировать инвентаризацию; возврат товара от покупателей; частичные и полные непоставки товара в торговые точки.

Последствия для 1С от внедрения ЭВСД

  1. Учет движения товара должен вестись в разрезе ВСД и сроков годности. Фактически, это запуск партионного учёта.
  2. Нужно будет наладить взаимодействие с WMS-системами , в которых возможно будет отслеживать приход и расход товара в разрезе ВСД.
Как подключиться к системе Меркурий.ХС

1. Оформить заявление на подключение к системе Меркурий.ХС.

В заявке необходимо указать:

Согласно этой заявки будет выполнена регистрация . Особенность заключается в том, что предприятие должно быть зарегистрировано в двух реестрах: "Хоз. субъекты" и "Поднадзорные объекты".

Также после предоставления доступа к системе нужно убедиться, чтобы в были указаны склады, на которых хранится продукция компании.

2. Оформить заявление на подключение к Ветис:API.

Нужно подготовить письмо на фирменном бланке и отправить его скан по адресу api @vetrf.ru .

Сначала будет предоставлен доступ в режиме тестирования и после того, как пройдете проверку в корректности передаваемых данных, будет предоставлен доступ для передачи реальных данных.

Предложение по автоматизации взаимодействия с Меркурием - Краудфандинг .

Предлагаю внести свой вклад в разработку программы по интеграции с системой Меркурий. По желанию, можете внести сумму 1, 5, 10 SM. Обработки в этой статье предоставляются как есть - они созданы для нетиповых конфигураций.

Будет разработан модуль для взаимодействия через API с системой Меркурий Ветис:API . Даже сейчас система Меркурий.ХС работает медленно. Если к системе массово начнут подключаться предприятия, то ввод данных в систему будет очень медленным. Если у компании в день более 20 накладных, взаимодействие 1С с системой Меркурий через API отличный способ ускорить оформление ЭВСД.

Участники получат возможность скачать модуль бесплатно.

Я сталкивался с несколькими предложениями по автоматизации взаимодействия с Меркурием, начиная суммами от 30 тыс. руб. и заканчивая 400 тыс. руб.


Оформление возвратного ВСД

9.1. Возвратные ВСД на производственную партию подконтрольного товара не оформляются.

9.2. Возвратные ВСД на транспортную партию подконтрольного товара, собственность на которую передается без перемещения товара, не оформляются. В случае ошибочного указания нового собственника, ВСД аннулируется и вместо него оформляется новый. В случае, если новый собственник возвращает товар предыдущему собственнику оформляется новый ВСД на транспортную партию подконтрольного товара, собственность на которую передается без перемещения товара.

9.3. Оформление возвратного ВСД на все виды подконтрольных товаров, кроме живых наземных млекопитающих и птиц, осуществляется зарегистрированным в ФГИС пользователем с ролями: «авторизованный пользователь», «гашение сертификатов», «оформление возвратных сертификатов», «сертификация умеренного ветеринарного риска», «сертификация уловов ВБР», «сертификация высокого ветеринарного риска».

9.4. Оформление возвратного ВСД на все виды подконтрольных товаров, кроме живых наземных млекопитающих и птиц, может производиться в результате взаимодействия информационной системы хозяйствующего субъекта и ФГИС. В этом случае ответственность за правильность и своевременность гашения ВСД несет оператор информационной системы хозяйствующего субъекта, который с ее помощью осуществляет (регистрирует) приемку товара.

9.5. Оформление возвратного ВСД на живых млекопитающих и птиц, осуществляется имеющим высшее ветеринарное образование зарегистрированным в ФГИС пользователем с ролями: «сертификация высокого ветеринарного риска», «сертификация высшего ветеринарного риска», «экспортная и импортная сертификация» в соответствии с его сферой обслуживания.

9.6. Оформление возвратного ВСД осуществляется при отказе от приемки всей партии подконтрольного товара или ее части по любой причине. ВСД оформляется только на возвращаемый объем подконтрольного товара. Причина отказа от приемки указывается при оформлении возвратного ВСД.

9.7. Оформление возвратного ВСД при перемещении со сменой собственника или без смены собственника осуществляется только в случае возврата партии (части партии) подконтрольного товара из точки назначения в точку отправления тем же транспортным средством, которым осуществлена доставка подконтрольного товара в точку назначения.

9.8. При оформлении возвратного ВСД данные о подконтрольном товаре автоматически экспортируются ФГИС из ВСД, оформленного для перевозки данного подконтрольного товара в точку назначения. Лицо, оформляющее возвратный ВСД не несет ответственности за данные, импортированные из ВСД, оформленного для перевозки данного подконтрольного товара в точку назначения.

9.9. Возвратный ВСД оформляется по той же форме, по которой был оформлен ВСД, оформленный для перевозки данного подконтрольного товара в точку назначения.

9.10. Оформление возвратного оформленного на бумажном носителе осуществляется до начала транспортировки возвращаемой партии (части партии) подконтрольного товара.


  1. Удаленная работа по оформлению в электронном виде заявок на оформление ВСД, оформлению, гашению и аннулированию ВСД
10.1. Удаленная работа по оформлению заявок на оформление ВСД, оформлению, гашению и аннулированию ВСД допускается в случаях временных разрывов используемых для доступа к интернет магистральных линий электронной связи или отсутствия средств электронной связи, обеспечивающих доступ к интернет в месте, где необходимо проводить эту работу.

10.2. Удаленная работа организуется посредством установления контакта между тем уполномоченным лицом, которое должно в данном месте проводить работу (сертифицирующее лицо) и иным лицом, имеющим права доступа к ФГИС, позволяющим ему проводить такую работу (временный представитель). Контакт устанавливается посредством голосовых (телефон, радиосвязь и т.п.) или иных видов связи.

10.4. Роль временного представителя может осуществлять, в том числе, и постоянный представитель организации, индивидуального предпринимателя, физического лица. Роль временного представителя сертифицирующего лица, которое является должностным лицом органа государственной власти в сфере ветеринарии или подведомственной ему организации, может осуществлять только должностное лицо этого же органа государственной власти или любой из подведомственных ему организаций.

10.3. Временный представитель, используя его собственные реквизиты доступа к ФГИС, посредством этого контакта осуществляет ввод или чтение данных в (из) ФГИС и сообщает сертифицирующему лицу ее результаты. При этом временный представитель обязан удостовериться в личности сертифицирующего лица и указать идентификаторы сертифицирующего лица.

10.5. Сертифицирующее лицо несет ответственность за правильность передаваемых им данных, используемых для оформления заявок на оформление ВСД, оформления, гашения и аннулирования ВСД, временный представитель несет ответственность за ввод этих данных в ФГИС. Сертифицирующее лицо и временный представитель при осуществлении контакта может использовать звукозапись, не предупреждая об этом друг друга.

10.6. При необходимости орган государственной власти в сфере ветеринарии субъекта Российской Федерации вправе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере ветеринарного надзора установить иной режим осуществления удаленной работы по оформлению, гашению и аннулированию ВСД на территории данного субъекта Российской Федерации в той ее части, которая касается работы должностных лиц данного органа государственной власти или подведомственных ему организаций.


  1. Учет данных оформленного на бумажном носителе ВСД в ФГИС
11.1. Учет оформленного на бумажном носителе ВСД осуществляется путем ввода данных ВСД с специальную форму, которая содержится в ФГИС.

11.2. Учет оформленного на бумажном носителе ВСД осуществляется зарегистрированным в ФГИС с любой ролью, кроме роли «неавторизованный доступ для чтения» в соответствии с его сферой обслуживания. Требований к наличию у этого лица ветеринарного образования при этом не предъявляется вне зависимости от того, какой тип подконтрольного товара сопровождается подлежащим учету ВСД.

11.3. Учет оформленного на бумажном носителе ВСД производится лицом, которое оформило ВСД на бумажном носителе, в течение 1 месяца после оформления оформленного на бумажном носителе. В случае, если ВСД оформлен должностным лицом органа государственной власти или сотрудником подведомственной ему организации, учет ВСД может производиться иным должностным лицом этого органа государственной власти или сотрудником любой из подведомственных ему организаций.

11.4. В случае, если ВСД на бумажном носителе оформлен должностным лицом органа государственной власти, входящего в систему государственной ветеринарной службы, или сотрудником подведомственной ему организации, допускается осуществление учета в те же сроки оформленного на бумажном носителе ВСД другим должностным лицом этого же органа государственной власти, которому предоставлено такое право руководителем данного органа государственной власти.

11.5. Лицо, осуществляющее учет данных оформленного на бумажном носителе, несет ответственность за соответствие данных, вводимых в процессе учета данным, указанным в ВСД, оформленном на бумажном носителе, но не несет ответственности за полноту и достоверность данных, указанных в ВСД, оформленном на бумажном носителе.
Приложение 3

ПОРЯДОК

ОФОРМЛЕНИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

НА БУМАЖНЫХ НОСИТЕЛЯХ

1. Бланки ветеринарных сопроводительных документов и бланки их корешков на бумажных носителях являются документами строгой отчетности и имеют не менее пяти степеней защиты (полиграфическая продукция уровня «A»), в том числе: цвет; водяные знаки; типографский номер; порядковый номер административно-территориального деления (республика, край, область); гильоширную рамку позитивного отображения; микротекст, размещенный по периметру гильоширной рамки.

2. На бланки ветеринарных сопроводительных документов наносятся серия, состоящая из трех цифр, и порядковый номер.

Бланки ветеринарных сопроводительных документов, выдаваемых территориальными органами Россельхознадзора, нумеруются следующей комбинацией цифр: первая цифра серии 1, вторая и третья цифры серии федеральный код территориального органа Россельхознадзора согласно Приложению 3 к настоящему Приказу, после знака «№» порядковый номер документа.

Бланки ветеринарных сопроводительных документов, выдаваемых учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, нумеруются следующей комбинацией цифр: первая цифра серии 2, вторая и третья цифры серии код региона согласно Приложению № 3 к настоящему Порядку, после знака «№» порядковый номер документа.

Бланки ветеринарных сопроводительных документов, выдаваемых ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами федеральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности, нумеруются следующей комбинацией цифр:

первая цифра серии:

федеральный орган исполнительной власти в области обороны 3;

федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел 4;

федеральный орган исполнительной власти в области исполнения наказаний 5;

федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны 6;

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности 7;

вторая и третья цифры серии - код региона согласно Приложению № 2 настоящему Порядку, после знака «№» порядковый номер документа.

При оформлении ветеринарных сопроводительных документов используются номера административно-территориального деления Российской Федерации (Приложение № 4 к настоящему Порядку).

3. При оформлении ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе они оформляются по формам № № 1, 2, 3, 4, 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l (Приложение №1 к настоящему Порядку).

Ветеринарные свидетельства форм № № 1, 2, 3 оформляют: территориальные органы Россельхознадзора, учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности.

Ветеринарные свидетельства форм № № 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы № 4 оформляют: учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности.

Ветеринарные сертификаты форм № № 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l, оформляют территориальные органы Россельхознадзора.

Ветеринарные свидетельства форм № № 1, 2, 3 оформляются при производстве, обороте, а также перевозке подконтрольных товаров за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарные справки формы № 4 при производстве, обороте, а также перевозке подконтрольных товаров в пределах района (города).

При вывозе с территории Российской Федерации подконтрольные товары сопровождаются ветеринарными сертификатами форм № 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l.

4. Ветеринарное свидетельство формы № 1 оформляется на живых животных, биологические объекты.

Ветеринарное свидетельство формы № 2 оформляется на продукцию животного происхождения.

Ветеринарное свидетельство формы № 3 оформляется на техническое сырье, корма и биологические отходы.

При перевозке кожевенно-мехового сырья ветеринарная справка формы № 4 оформляется без учета наличия клейма, но при условии обязательного биркования шкур.

Ветеринарный сертификат формы № 5a оформляется на экспортируемых из Российской Федерации убойных, племенных и других животных, птицу, пчел и расплод пчел.

Ветеринарный сертификат формы № 5b оформляется на экспортируемое из Российской Федерации фуражное зерно и другие растительные продукты для животноводства.

Ветеринарный сертификат формы № 5c оформляется на экспортируемый из Российской Федерации племенной материал (например: сперму производителей, эмбрионы, инкубационное яйцо, икру).

Ветеринарный сертификат формы № 5d оформляется на экспортируемое из Российской Федерации молоко и молочные продукты.

Ветеринарный сертификат формы № 5e оформляется на экспортируемые из Российской Федерации мясо и мясопродукты домашних и диких животных.

Ветеринарный сертификат формы № 5f оформляется на экспортируемое из Российской Федерации сырье животного происхождения.

Ветеринарный сертификат формы № 5g оформляется на экспортируемые из Российской Федерации пчелиный мед и продукты пчеловодства.

Ветеринарный сертификат формы № 5h оформляется на экспортируемые из Российской Федерации биологическое сырье, предназначенное для производства лекарственных средств, применяемых в ветеринарии (например: кровь животных и ее фракции, органы и ткани животных, культуры микроорганизмов), коллекции и образцы по зоологии, анатомии, палеонтологии.

Ветеринарный сертификат формы № 5i оформляется на экспортируемых из Российской Федерации рыбу, ракообразных, моллюсков, водных животных, других объектов промысла и продуктов их переработки.

Ветеринарный сертификат формы № 5j оформляется на экспортируемые из Российской Федерации охотничьи трофеи диких животных, птиц, рыб, рептилий, а также их частей и дериватов.

Ветеринарный сертификат формы № 5k оформляется и выдается на экспортируемые из Российской Федерации яйцо птицы столовое и яичный порошок.

Ветеринарный сертификат формы № 5l оформляется на экспортируемых из Российской Федерации в Европейский союз рыбу, ракообразных, моллюсков, водных животных, других объектов промысла и продуктов их переработки.

5. Заполненные корешки ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе и/или информация в электронном виде в ФГИС подлежат хранению в течение не менее 3 лет в органах и учреждениях, осуществивших оформление ветеринарных сертификатов. В случае, если срок годности подконтрольной продукции составляет более 3 лет, заполненные корешки ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе и/или информация в электронном виде в ФГИС подлежат хранению в течение всего срока годности подконтрольной продукции.

6. Оформленные на бумажных носителях ветеринарные сопроводительные документы подлежат учету в ФГИС в порядке указанном в Приложении 1 к настоящему Приказу.

7. Ветеринарные сопроводительные документы, оформленные на бумажном носителе, заполненные разными чернилами, почерками, имеющие исправления, неясный оттиск печати, без печати, без подписи, без полного наименования должности, без указания фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сертификат, без указания всех требуемых сведений, в том числе даты их выдачи, а также копии документов, считаются недействительными.

Подконтрольные товары без ВСД или сопровождаемый ВСД, признанным недействительным в соответствии с требованием абзаца первого настоящего пункта, не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных сопроводительных документов. В случае непредставления в пятидневный срок ветеринарных сопроводительных документов на указанный груз решение о его использовании принимается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.

8. При перевозке подконтрольных товаров между субъектами Российской Федерации в графе «Особые отметки» ветеринарного свидетельства указывают номер и дату разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, а также номер ветеринарного сопроводительного документа, в сопровождении которого подконтрольный товар поступил.