307 фз об аудиторской деятельности. Закон «Об аудиторской деятельности»: описание, последние изменения. Аудиторы и аудиты

Аудиторская деятельность представляет собой ряд законных мероприятий по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, которые осуществляются исключительно аудиторскими организациями либо индивидуальными аудиторами. Законом об аудиторской деятельности также установлено определение непосредственно такому понятию, как аудит – это независимая проверка финансовой и/или бухгалтерской отчетности конкретного аудируемого лица, целью которой является выражение мнения о достоверности подобной отчетности. При этом под бухгалтерской отчетностью следует понимать ту отчетность, предусмотренную Федеральным законом о бухгалтерском учете или другими законодательными актами, аналогичными по составу отчетности.

Недавние события российского корпоративного права

Отмена требования иметь корпоративную печать

Если они хотят иметь его или продолжать иметь, то тот факт, что компания имеет печать, должна быть указана в ее уставе. Кроме того, предусматривается, что закон может конкретно устанавливать те случаи, когда печать для компании по-прежнему является обязательной.

Дополнительные требования к компаниям с ограниченной ответственностью

Решение об увеличении уставного капитала компании должно быть заверено нотариусом. Это означает, что любые положения об обратном в уставе общества с ограниченной ответственностью не будут применяться в случае увеличения уставного капитала. Предложение участником компании продать свою долю участия в уставном капитале компании будет должны быть заверены нотариусом. Упреждающее право компании на покупку доли участия, продаваемой участником компании, будет ограничено через семь дней после истечения срока упреждающего периода, предложенного другим участникам. Однако этот срок может быть продлен в уставе общества с ограниченной ответственностью. Дополнительные требования, касающиеся нотариального удостоверения и процедуры государственной регистрации, будут применяться к залогом участия в процентах. Будущие обязательства об интересах участия потребуют, чтобы заявка на государственную регистрацию залога была подписана залогодателем.

Поправки к российскому законодательству о государственной регистрации юридических лиц

Заявка участника на выход из компании должна быть заверена нотариусом. . Теперь органу государственной регистрации разрешено проверять достоверность данных, которые должны быть включены в государственный реестр при регистрации юридического лица, если в этом отношении имеются веские опасения.

В структуре закона об аудиторской деятельности отсутствуют главы или разделы, документ состоит исключительно из 26 полных статей, одна из которых утратила силу (24). Статьи 1-4 являются своего рода общими положениями закона, они фиксируют основные правовые аспекты в этой сфере. Так, статьями определяется законодательство, регулирующие аудиторскую деятельность, аудиторские организации и аудиторы, а также раскрывается основная суть аудиторской деятельности, в том числе дается понятие ряду определений, применимых в сфере, и устанавливаются виды аудиторских услуг в настоящее время.

Орган государственной регистрации имеет право приостановить регистрацию на срок до одного месяца для проведения проверок. В государственном реестре указывается, что некоторые данные, содержащиеся в нем в отношении юридического лица, являются ненадежными. Если это так, то устанавливается конкретная процедура, за которой должны следовать как компания, так и государственный регистрационный орган для повышения надежности данных.

Федеральный закон также устанавливает дополнительные основания для отказа в государственной регистрации. Единый государственный реестр юридических лиц должен содержать не только информацию о адресе компании, но и информацию о решении компании изменить его адрес. Регистрация нового адреса компании может быть осуществлена ​​только по истечении 20 дней после того, как информация о решении об изменении адреса включена в государственный реестр.

Статьей 5 фиксирует все особенности проведенияобязательного аудита, в том числе в каких случаях может быть проведен:

Если организация имеет форму правления открытого акционерного общества;

Если организация является кредитной организаций, страховой организацией, фондовой или товарной биржей, инвестиционным фондом и т.д.

Поправки к Уголовному кодексу России и Кодексу об административных правонарушениях

Сфера применения некоторых статей Уголовного кодекса России, предусматривающих уголовную ответственность в связи с незаконным созданием и реорганизацией юридического лица, и незаконное использование документов для этой цели, в том числе использование номинантов, которые на практике не намереваются для владения или управления компанией, был расширен. В настоящее время Уголовный кодекс также делает оскорбительным представление ложных сведений в орган государственной регистрации, в результате чего информация о ложных кандидатах включена в единый государственный реестр юридических лиц.

Если объем выручки организации за предшествующий отчетный год превышает сумму в размере 50 миллионов рублей;

А такжев иных случаях, установленных законодательством.

Статьями 6-9 закона об аудиторской деятельности регламентируется аудиторское заключение, независимость аудиторских организаторов и аудиторов, стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов, а также аудиторская тайна. Контроль качества работ аудиторов и аудиторских организаций осуществляется посредством статьи 10, форму квалификационного аттестата аудиторов, а также основания и порядок его аннулирования регулируют статьи 11-12 закона. Права и обязанности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций прописаны в статье 13 документа, права и обязанности аудируемого лица – статье 14.

Поправки к законодательству о нотариальных действиях

Некоторые связанные определения были изменены. Увеличилась административная ответственность за непредставление данных или представление ложных данных о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в государственный регистрационный орган. Были внесены законодательные поправки для обеспечения более эффективного использования российскими нотариусами новейших технических и других программных разработок, а также государственных информационных ресурсов, которые позволяют нотариусам подтвердить подлинность предоставленных им документов для нотариального удостоверения.

Аудиторская деятельность строго контролируется властью, государственное регулирование возможно в соответствии с нормами статьи 15 закона, при этом свет по аудиторской деятельности регулируется статьей 16. Саморегулируемая организация аудиторов и требования к членству таких организаций зафиксированы в статьях 17-18 закона. Ведение реестра аудиторских организаций и аудиторов осуществляется согласно статьи 19, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и соответствующих организаций применяются на основе статьи 20 законодательного документа. Статья 21 регламентирует ведение реестра саморегулирующих организаций, статья 22 – государственный контроль в этой сфере.

Изменения в российском законодательстве об аудиторской деятельности

Нотариусы также смогут использовать видеомониторинг и видеозапись, но должны хранить записи. Требования к использованию вышеизложенного и процедуры, которые должны соблюдаться, должны быть изложены в законодательстве, которое еще не принято.

Дальнейшая реформа российского гражданского кодекса

Общие положения о договорах. Право «более слабой» стороны изменить или расторгнуть договор. . Если условия любого контракта определяются одной из сторон, а другая сторона сталкивается с существенными препятствиями в переговорах о благоприятных договорных условиях из-за очевидного неравенства в переговорных позициях сторон, «более слабая» сторона имеет право требовать прекращения договор или внесение изменений в контракт при условии выполнения определенных условий.

Заключительное положение закона об аудиторской деятельности регулирует статья 23 законодательного акта, однако, признание утратившим силу отдельных законодательных документов и положений, устанавливает статья 25. Вступление действующего закона в силу устанавливает статья 26.

Скачать закон об аудиторской деятельности

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ: изменения 2016-2017 года

Рамочный договор определяется как договор, который определяет общие условия взаимоотношений сторон. Эти условия могут быть расширены в отдельных контрактах или иным образом в соответствии с рамочным договором. Если какие-либо конкретные области отношений между сторонами не регулируются отдельными контрактами или если такие контракты не заключены, то положения рамочного договора должны, как правило, применяться.

Возможность заключения договора с опционным контрактом. . Предполагается, что оба варианта должны быть заключены для некоторого рассмотрения, если иное не предусмотрено соответствующей договоренностью. В соответствии с Вариантом 1 стороны заключают соглашение, которое предусматривает возможность заключения другого конкретного контракта. Вариант 1 может предусматривать, что принятие предложения о заключении договора стороной возможно только в случае определенных событий.

ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ в фигуральном смысле находится на верхушке системы правового регулирования аудиторской деятельности. Именно из его положений исходят все остальные нормативные акты. В законе № 307-ФЗ:

  • даются определения основных понятий;
  • описывается порядок организации деятельности аудиторов;
  • перечисляются права и обязанности участников аудита;
  • указывается порядок контроля за деятельностью аудиторов и т. д.

Подробнее о положениях закона № 307-ФЗ можно прочитать в статьях «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ » и «Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности ».

В соответствии с Вариантом 2 одна сторона имеет право потребовать, чтобы другая сторона выполняла определенные действия, которые предусмотрены в Варианте 2 в установленные сроки. Это отличается от варианта 1, когда стороны должны заключить отдельный договор. Если сторона не просит, чтобы какое-либо конкретное обязательство выполнялось в установленные сроки, Вариант 2 прекращается.

Как правило, любая сторона, которая делает ложные представления об обстоятельствах, на которые полагается другая сторона, должна будет возместить другой стороне за любой возникающий ущерб или заплатить контрактную штрафную санкцию другой стороне. В некоторых случаях нарушение представлений может привести к расторжению договора или даже к его недействительности.

Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ является главным регулятором аудиторской деятельности, в него частично вносятся изменения, не всегда значительные.. Одно из новшеств - замена в 2016 году термина «публикация консолидированной отчетности» на «раскрытие годовой консолидированной отчетности» - в перечне оснований для проведения обязательного аудита в ст.5 закона № 307-ФЗ.

Установлена ​​предконтрактная ответственность. . В соответствии с общим новым правилом на протяжении всего переговорного процесса стороны должны действовать добросовестно и, в частности, не должны вступать или продолжать переговоры, в которых они сознательно не намерены достичь соглашения с другой стороной. Если сторона несправедливо ведет переговоры или несправедливо их прекращает, она должна возместить ущерб другой стороне.

Дополнительные ограничения, применимые к договорам, заключенным после проведения тендера. По новым правилам победитель тендера не может передавать свои права или передавать какие-либо обязательства, вытекающие из договора, заключенного в результате такого тендера. Тем не менее, поправки к договору, заключенному после проведения тендера, теперь разрешены, если такие поправки не влияют на условия контракта, которые имеют существенное значение при определении цены или в других случаях, предусмотренных законом.

Сравнение законов об аудиторской деятельности № 119-ФЗ и 307-ФЗ

До принятия Федерального закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ в России действовал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ. Последний утратил силу 01.01.2011.

Проведем небольшой сравнительный анализ этих актов:

  1. Они отличаются количеством статей и их порядком. Закон № 307-ФЗ объемнее закона № 119-ФЗ.
  2. В законе № 119-ФЗ понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» уравнивались, в законе № 307-ФЗ они разделены.
  3. В законе № 307-ФЗ введено понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  4. В п. 6 ст. 1 закона № 119-ФЗ перечислялись сопутствующие аудиту услуги. В ч. 4 ст. 1 нового закона идет отсылка к перечню, устанавливаемому госорганом. В настоящее время это ПСАД № 30, 31, 33.
  5. Виды прочих услуг перечислены в ч. 7 ст. 1 закона № 307-ФЗ. Ранее это понятие отсутствовало.
  6. П. 2 ч. 2 ст. 14 закона № 307-ФЗ расширены полномочия аудитора: он (аудитор) имеет полное право изучать документы, содержащие коммерческую тайну. В законе № 119-ФЗ об этом ничего сказано не было, и, по сути, аудируемое лицо могло отказать в представлении таких документов.
  7. Ранее обязательный аудит могла проводить только организация (п. 2 ст. 7 закона № 119-ФЗ). Теперь таким правом наделены и отдельные аудиторы.
  8. По-разному определено понятие аудиторской организации (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ).
  9. Законом № 307-ФЗ установлено, что аудиторы обязательно должны состоять в СРО, в противном случае они не допускаются к работе. Ранее такое требование не предусматривалось.
  10. Ч. 2 ст. 23 закона № 307-ФЗ отменены все лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Теперь они не нужны.

Закон об аудиторской деятельности: последняя редакция

В последней редакции ФЗ об аудиторской деятельности ст. 23 дополнена ч. 16. Изменился порядок обмена выданных аудиторам квалификационных документов по причине изменения каких-либо сведений в них. Эта норма была введена ФЗ от 01.12.2014 № 403-ФЗ и вступила в силу с 01.08.2015.

Это особенно важно в тех секторах, где большинство или все заключенные контракты являются результатом тендерного процесса, например, недропользования и государственных закупок. Многосторонний бизнес-договор может предусматривать поправки к нему или прекращение его действия по соглашению большинства сторон договора, если иное не предусмотрено законом.

Об аудиторской тайне

В дополнение к возможности одностороннего выхода из договора сторона, осуществляющая предпринимательскую деятельность, может отказаться от конкретного права по договору, если иное не предусмотрено законодательством или договором. В то же время, чтобы избежать какого-либо злоупотребления правом на выход из договора, становится ясно, что если есть основания для одностороннего выхода из договора одной из сторон, но такая сторона подтверждает действительность договора, последующий вывод по этим основаниям ограничен.

Тем же законом № 403-ФЗ были внесены десятки поправок, которые вступили в силу на следующий же день — 02.12.2014. Перечислим некоторые из них:

  1. Четко поясняется, что является и не является аудиторской деятельностью (ч. 2 ст. 1).
  2. Минфин России устанавливает и виды аудиторских услуг, и перечень сопутствующих им услуг (ч. 4 ст. 1).
  3. Аудит теперь обязателен для акционерных обществ любого вида. Раньше это касалось только ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5).
  4. Ранее аудиторское заключение оформлялось по правилам, установленным федеральными стандартами. В последней редакции закона слово «федеральными» исключено, поскольку с 01.01.2017 вводится международные стандарты, утвержденные приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н.
  5. Ст. 6 дополнена ч. 6, в которой перечисляются лица, правомочные на обращение в суд за признанием аудиторского заключения заведомо ложным.
  6. В связи с переходом на международные стандарты аудита (МСА) ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7 прямо указывают на проведение аудита в соответствии с МСА. Ранее таким ориентиром служили ФСАД.
  7. Не может осуществляться аудит кредитных организаций, в которых у аудитора оформлен кредит, получена банковская гарантия и т. д. (ст. 8).
  8. Аннулирование квалификационного документа аудитора возможно, если аудиторская деятельность не осуществлялась им более 3 лет (раньше 2 года).
  9. Ранее услуга называлась «проведение аудита», теперь — «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ).
  10. Увеличивается минимально необходимое для регистрации в качестве СРО число членов организации аудиторов: было 700 человек и 500 организаций, стало 10 000 человек и 2 000 организаций.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что аудиторское законодательство в настоящее время претерпевает постоянные изменения. Во многом это связано с переходом на МСА, поскольку после их введения часть нормативных актов упраздняется или фактически утрачивает силу.

Общие положения об исполнении обязательств

Предыдущее ограничение на возможность взимания процентов по процентам было отменено в отношении коммерческих контрактов и некоторых других видов контрактов.

Обеспечение исполнения обязательств

В частности, они вводят новый тип безопасности, предусматривают изменение правил гарантии и устанавливают новые правила, касающиеся штрафов и поручительств, большинство из которых являются результатом судебной практики России.

Такой платеж или перевод будут рассматриваться как исполнение обязательств по соглашению при возникновении определенных событий, определенных соглашением, и должны быть возвращены, если эти события не произойдут или соглашение прекращено, если иное не предусмотрено соглашением.