Закон о такси с 1 июля. Из бомбил в таксисты

В следующем году в Москве автомобили перевозчиков будут только желтого цвета, заявил вице-мэр Москвы Максим Ликсутов. По его словам, переход к обязательной для всех цветовой гамме не доставит перевозчикам никаких проблем.

Однако эксперты утверждают, что говорить о полном вымирании «цветных» такси в столице пока рано, поскольку на территории Москвы работает большое количество подмосковных водителей, не обязанных выполнять требования о цвете кузова авто.

С 1 июля 2018 года в Москве автомобили такси всех цветов, кроме желтого, будут объявлены вне закона . Это связано с тем, что в следующем году завершится срок действия последнего разрешения на такси нежелтого цвета.

Как разъяснил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, до июня 2013 года разрешения на таксомоторную деятельность в Москве выдавали автомобилям всех цветов.

Со вступлением же в силу закона Москвы «О легковом такси в Москве» лицензии стали выдавать только таксистам на желтых машинах. Это было сделано для приведения автомобилей к единому внешнему виду, чтобы пассажиры могли легко отличить легальное такси от нелегального.

По словам Ликсутова, внедрение закона помогло легализовать столичный рынок такси.

Так, на сегодняшний день в Москве выдано 82 тыс. разрешений на таксомоторную деятельность. В то же время в 2011 году количество официальных таксистов составляло всего чуть больше 12 тысяч. А это значит, что рынок такси становится все более легальным.

На сегодня в Москве работает около 34 тыс. автомобилей такси с желтым кузовом. Для перевозчиков, которые используют не желтые автомобили, переход не вызовет никаких трудностей, уверяет заместитель столичного градоначальника.

Однако несмотря на закон в действительности «цветные» такси из Москвы пропадут гораздо позже. Такую точку зрения высказал председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов.

По его словам, в столице работает много таксистов из Московской области, где закон, вводящий обязательный белый цвет кузова автомобилей, вступил в силу только весной этого года. Соответственно, таксисты на автомобилях других цветов абсолютно законно проработают в столице и области еще пять лет.

«Говорить о полной замене автомобилей на желтые и белые можно будет только через пять лет, когда закончатся сроки подмосковных разрешений. Правильнее сказать, что действующие разрешения в Москве останутся только на желтые машины, а сами автомобили такси будут по-прежнему разных цветов», разъяснил Олег Амосов.

К тому же, по словам Амосова, провести грань между легальными и нелегальными таксистами сегодня сложно, поскольку большинство так называемых нелегалов, как правило, имеет вполне официальную лицензию.

Многие водители покупают разрешения на таксомоторную деятельность, покупают путевые листы, ставят «шашки» на крышу и спокойно работают. По факту они считаются легальными перевозчиками, но на рынок они пришли все же нелегально. К какой категории их отнести и как выделить из транспортного потока?

«Законодательство поставило нас в такие рамки, что отличий между легальными и нелегальными таксистами сегодня фактически нет»,– полагает эксперт и добавляет, что, тем не менее, водителей, которые работают без лицензии, осталось крайне мало.

Председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин полагает, что большая часть подмосковных водителей перекрасит свои автомобили гораздо раньше истечения пятилетнего срока действия разрешения.

Как объяснил Ярослав Щербинин, в Москве после вступления в силу закона о цвете большинство водителей уже через два-три года перекрасило машины в желтый. Это связано прежде всего с рядом преференций для таких автомобилей – езда по выделенной полосе и остановка под знаками такси.

По аналогии в Московской области через год–два большинство водителей, кто действительно хочет работать на рынке такси, скорее всего, перекрасят свои машины в белый.

Щербинин также подчеркнул, что внедрение ограничений на цвет автомобиля в любом случае положительно отразится на состоянии рынка таксомоторных перевозок, так как создаст дополнительные условия входа на рынок, которые отпугнут большинство нелегальных водителей.

«Человек, который решил подзаработать, не сможет просто так выехать на улицу и начать «бомбить» – для этого нужно будет приложить некоторые усилия, как минимум – перекрасить автомобиль и получить разрешение. Это своеобразное ограничение входа на рынок», – отметил Ярослав Щербинин.

Заметим, что требования к цвету кузова автомобилей – далеко не первое изменение, касающееся рынка таксомоторных перевозок. Так, с 1 июня этого года вступил в силу запрет на работу для водителей-мигрантов, не имеющих российских прав.

Новое законодательство обязывает всех иностранцев, которые работают водителями, иметь российские национальные водительские удостоверения. При отсутствии таковых нарушителю грозит штраф в 50 тыс. рублей. При этом нарушителем в данном случае считается не сам водитель, а его работодатель, который и обязан контролировать исполнение данного запрета.

Напомним, что поправки были разработаны еще в 2013 году, однако с тех пор их вступление в силу неоднократно откладывалось в связи с тем, что подавляющее большинство иностранных водителей не успело получить водительское удостоверение российского образца.

Так должно было быть и на этот раз – законопроект, переносящий вступление документа на 1 июня 2018 года, весной был принят в первом чтении, однако в итоге окончательно принять его парламентарии банально не успели.

В итоге после вступления закона в силу таксопарки в Москве и Санкт-Петербурге недосчитались примерно 20 процентов своих сотрудников, приехавших из бывших союзных республик.

В ряде регионов, к примеру в Архангельске, также столкнулись с неожиданным дефицитом водителей с российскими правами. В Подмосковье таксопарки недосчитались около 40 процентов штата.

Подписывайтесь на каналы "сайт" в T amTam или присоединяйтесь в

1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

1.1. Заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений. В заявлении указываются:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе.

1.2. Вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:

1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);

2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;

3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

1.4. В соответствии с разрешением перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение. Осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси по территориям иных субъектов Российской Федерации допускается только в случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта Российской Федерации. На основании соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации, перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов Российской Федерации, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения.

2. Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений. В случае отказа в выдаче разрешения уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает заявителю или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в выдаче разрешения с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на положения нормативных правовых актов и иных документов, являющиеся основанием такого отказа. Разрешение или уведомление о мотивированном отказе в выдаче разрешения выдается в срок, не превышающий тридцати дней со дня подачи заявления.

3. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В разрешении указываются:

1) наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность;

4) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

5) срок действия разрешения;

6) номер разрешения;

7) дата выдачи разрешения.

5. Переоформление разрешения осуществляется в случае:

1) изменения государственного регистрационного знака транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

2) изменения наименования юридического лица, места его нахождения;

3) изменения фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;

4) реорганизации юридического лица.

6. При утрате разрешения уполномоченный орган на основании письменного заявления получателя разрешения в течение десяти дней с даты получения заявления выдает дубликат разрешения.

7. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.

8. Форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.

10. В случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 настоящей статьи, уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц. В случае нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого выявлено нарушение, передает информацию о выявленном нарушении в уполномоченный орган, выдавший разрешение. В случае повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган, выдавший разрешение, обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В установленный предписанием срок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания.

12. В случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений. Срок действия разрешения на время приостановления его действия не продлевается.

13. В случае, если до истечения срока приостановления действия разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представили в уполномоченный орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия разрешения, уполномоченный орган возобновляет действие разрешения. В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не представили указанные документы в уполномоченный орган до истечения срока приостановления действия разрешения либо представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения. Приостановление действия разрешения продлевается на срок до вступления в законную силу решения суда.

14. Разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае:

1) повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, либо повторного нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 части 16 настоящей статьи, в течение срока действия разрешения;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) неисполнения выданного предписания, указанного в части 10 настоящей статьи, в течение срока приостановления действия разрешения либо в случае, если представленный до истечения указанного срока отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение;

4) совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц.

15. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения об отзыве (аннулировании) разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений.

16. В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:

1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:

(см. текст в предыдущей редакции)

б) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;

В) легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;

Д) легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;

б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;

в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

17. К правоотношениям, связанным с осуществлением контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, установленных частью 16 настоящей статьи (за исключением правоотношений, возникающих при осуществлении контроля за соблюдением указанных требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси), применяются положения Федерального 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя. настоящей статьи, если такое нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо повлекло причинение такого вреда и возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

23. В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети может устанавливаться максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории субъекта Российской Федерации. При этом максимальное количество легковых такси, устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, не может быть менее количества действующих по состоянию на 1 июля 2014 года разрешений.

24. В случае, если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превышает максимальное количество легковых такси, определенное в соответствии с частью 23 настоящей статьи, выдача разрешений осуществляется по результатам аукциона, проводимого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Организация, проведение и подведение итогов аукциона осуществляются уполномоченным органом.

Деятельность граждан, связанная с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа за определенную плату, называется таксомоторными перевозками. Закон о такси являет собой очередную попытку урегулировать этот вид заработка со стороны государства.

Статьи Федерального закона № 69-ФЗ

Такси является одним из самых легких способов заработать деньги для тех, кто умеет водить, поэтому такая работа всегда популярна. Часто она осуществляется без лицензий и с нарушениями.

В современных условиях частных таксистов, работающих в одиночку, становится все меньше, так как на рынке существуют удобные таксопарки и специализированные компании с диспетчерами и интернет-сервисами, которые берут на себя всю заботу о заказах. Изменения в законе о такси приняты с целью усовершенствования эту деятельность.

Необходимость принятия новых норм диктуется современными условиями рынка труда. На данный момент нет закона, целиком посвященного таксомоторным перевозкам. Отношения, связанные с ними регулируются нормативным актом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Наименование «закон о такси» ему можно дать лишь с натяжкой, но пока иного нет.

Краткая характеристика статей (всего 4 шт.), касающихся таксомоторных перевозок отображена в таблице:

Итак, ст. №9 самая важная и затрагивает все стороны рассматриваемой деятельности для юридических и физических лиц.

Среди всего прочего это такие пункты:

  • получение разрешений, лицензий;
  • требования к автомобилям и водителям;
  • полномочия госорганов по контролю;
  • ограничения количества такси в субъектах РФ;
  • проведение аукционов на предоставление права осуществлять услугу

Указанный акт принят в 2011 г. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2015 г. Лишь 4 из его 10 статей касаются работы такси, но они существенно реформируют всю систему этой деятельности, поэтому к нему неофициально применяют название «Закон о такси».

Небольшое количество статей, их лаконичность и простота, но, в то же время, значительная емкость является дополнительным преимуществом для использования этого документа.

Самые главные аспекты таксомоторных перевозок, действующие на данный момент такие:

  • наличие лицензии обязательное. Ее отсутствие наказывается штрафом в 50 тыс. руб., для ИП – 100 тыс. руб., для предприятий – 400 тыс. руб. Повторное нарушение – тот же штраф, но с конфискацией машины, а для юрлиц – приостановление деятельности на 90 суток;
  • за автомобиль с соответствующей раскраской, световым фонарем, но без лицензии – штраф 5 тыс. руб. с изъятием опознавательных фонарей;
  • порядок лицензии упрощен: достаточно собрать документы и отправить их отделению Комитета по транспорту РФ;
  • условия для предпринимателей упрощены: можно оформить лицензию не только на свой, но и на арендуемый автомобиль. Снижен стаж вождения до 3 лет (был 5);
  • можно осуществлять перевозки между регионами;
  • техосмотр такой же, как и для личного ТС, нет требования наличия талона ТО.

За нарушения в работе такси предусмотрены штрафные санкции. Эта сфера регулируется Административным кодексом РФ (КоАП). Санкции разные для частных таксистов, ИП и предприятий. В ближайшем будущем примут изменения в законе о такси, повышающие санкции для нелегально работающих, а также для диспетчеров, передающих им заказы.

Размер

Градация штрафов в зависимости от вида нарушения и субъекта следующая:

Нарушение Сумма, руб. Где предусмотрено в КоАП
Отсутствие лицензии.
  • 2500 – физические лица;
  • 2 тыс. – ИП;
  • 50 тыс. – предприятия.

Повторно – конфискация ТС + штраф, а для юрлиц еще и приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За автомобиль со световым оформлением и/или раскраской без лицензии. То есть, за установку цветографического оформления без разрешения. 5 тыс. с конфискацией световых приборов.
Отсутствие «шашечек» на бортах и фонаря на крыше.
  • 5 тыс. – для водителей;
  • 10 тыс. – для должностных лиц;
  • 50 тыс. – для предприятий.
Невыдача чека, квитанции, подтверждающих оплату за услуги такси. Соответственно, 1, 10, 30 тыс. руб.
Нарушение правил перевозок и фрахта. Соответственно, 5, 50, 200 тыс. руб.

Лазейки в законодательстве о такси

Вопрос об обходе норм законодательства особенно актуальный для водителей, занимающихся индивидуальной нелегальной деятельностью, и желающих работать более законно, не оформляя при этом ООО или ИП. Есть некоторые способы обойти закон о такси без административных наказаний. Следует сказать, что такие лазейки достаточно незначительные.

Можно обойти отдельные требования по специальному оборудованию машин, финансовым операциям, мерам по допуску ТС и водителей на маршрут, а именно:

  • теперь можно брать лицензию на арендованные автомобили или на оформленные по генеральной доверенности. Это позволяет фирмам сотрудничать с «частниками», имеющими личные автомобили, с которыми просто заключаются трудовые договора;
  • по цветографическому оборудованию нет никаких сложностей: все устройства съемные и недорогие. Стандартных требований к ним нет, кроме одного – это должны быть «шашечки» и традиционные обозначения (слова «такси» и пр.). Должен быть знак на крыше (фонарь) и полосы по бортам автомобиля (магнитные, простые наклейки). Исключения составляют случаи, когда в определенном регионе требуется использовать особое оформление, например, фон белого цвета (в Москве);
  • счетчик-таксометр должен быть, только, когда нет утвержденного тарифа, и цена не зависит от времени и километража поездки;
  • четких требований к техническому состоянию ТС и к медицинскому освидетельствованию водителей перед выездом на работу нет. Нет конкретных предписаний и требований к профквалификации персонала, занимающегося медицинским освидетельствованием и техосмотром.

Наказание для фирмы и оператора

Много водителей обслуживается специализированными фирмами-операторами, которые берут на себя все заботы о предоставлении заказов. Это достаточно выгодно: с помощью электронных сервисов и специальных программ таксист всегда имеет заказы, его быстро обслуживает оператор. Взамен этого водитель отдает небольшую часть заработка фирме.

Помимо фирм-операторов, которые используют труд водителей со своими автомобилями (арендованными или собственными), существуют также и полностью специализированные компании, имеющие свой собственный автопарк или оформленная сугубо на себя аренда ТС.

Поскольку указанные организации берут непосредственное участие в обслуживании клиентов, их услуги должны отвечать нормам закона.

Для диспетчеров и компаний в 2017 году предусмотрены такие штрафы (когда примут новые правила, они могут бать жестче):

  • 45 тыс. руб. – диспетчерам, передающим заказы водителям без оформленного ИП и разрешений;
  • для компаний и юрлиц то же нарушение наказывается суммой до 450 тыс. руб.;
  • альтернативная санкция для компаний – остановка деятельности на 90 дней.

В будущем планируется отдельно закрепить правило, согласно которому службы такси могут передавать заказы только при наличии лицензии юрлицам, ИП или водителями на трудовых договорах.

Как получить лицензию

Для получения разрешения на такси необходимо осуществить два простых действия: собрать документы и подать их вместе с заявлением в отделение Комитета по транспорту в регионе. На 1 ТС возможна только 1 лицензия.

Специфика выдачи

Новый закон упростил лицензирование. Вот его особенности:

  • срок разрешения – 5 лет;
  • лицензию допускается оформлять на машины в аренде и использующиеся по генеральной доверенности;
  • отказ в выдаче должен быть мотивированным и предоставленным в письменном виде на протяжении 1 мес. с даты подачи документации;
  • при изменении регистрационных данных фирмы или ИП лицензию можно переоформить;
  • при потере свидетельства его можно восстановить, для чего Комитету отводится до 10 дней;
  • уполномоченное учреждение ведет реестр всех разрешений, который размещается в свободном доступе на официальном сайте.

Пакет документов

Перечень документации окончательный.

Он действительный по всей стране и включает всего 4 пункта:

  • стандартное заявление;
  • подтверждение личности заявителя или его представителя (паспорт);
  • документ о налоговой регистрации (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП);
  • копия регистрационного свидетельства на легковое авто (ПТС, соглашения о лизинге, аренде, гендоверенность).

Заявление и документы можно подать почтой. Для подачи заявки есть также интернет-сервис: gosuslugi. ru.

Изменения в требованиях к предпринимателю

Для предпринимателей изменения в законе о такси максимально упростили требования:

  • наличие 3-летнего водительского стажа;
  • техосмотр осуществляется в том же порядке, что и для обычных ТС;
  • если машина подается в регионе получения лицензии, то допускаются межрегиональные перевозки;
  • если есть соглашение между регионами, то не имеет значения, где происходят посадки/высадки пассажиров.

Условия для работы таксистов

Требования к условиям работы такие:

  • легковое авто, предназначенное для перевозки пассажиров;
  • должно быть цветографическое оформление. Стандартно – буква «Т», полосы с «шашечками» и фонарь. Строгих правил нет, но «шашечки» обязательно должны быть по бокам машины, а на крыше – оранжевый фонарь с ними. В регионах власти могут утверждать несколько вариантов исполнения, например, в Московской области использование черных шашечек на фоне белого цвета обязательное;
  • таксометр обязательный, если нет фиксированного тарифа, и он зависит от времени поездки или расстояния перевозки;
  • действующая лицензия. Свидетельство всегда должно быть в машине и предъявляться по требованию клиента;
  • должен выдаваться кассовый чек или иной документ строгой отчетности об оплате услуги;
  • нарушения правил фрахтования, а также, если машина не собственная, то должен быть соответствующий арендный договор или генеральная доверенность.

Если выявлены нарушения

Согласно редакции закона с изменениями от 1 января 2015 г., если обнаружены нарушения, то региональным ГИБДД или другим уполномоченным органом выдается предписание устранить их в месячный срок. Иначе – аннулирование разрешения. Вместе с предписанием может налагаться штраф.

Причины отзыва разрешения

Причинами для отзыва лицензии могут служить следующие обстоятельства:

  • регулярное несоблюдение правил фрахта в иных регионах;
  • повторные нарушения требований к ТС;
  • стаж вождения до 3 лет;
  • авария с фатальным результатом или ДТП с тяжким ущербом здоровью.

Возможные поправки в закон

Когда примут новые нормы (вполне вероятно, что это будет уже в 2017 году), то возможными новшествами может стать следующее:

  • бессрочные лицензии и возможность сделать их отдельной ценностью, чтобы можно было закладывать их в банк, передавать по наследству, продавать, арендовать;
  • оформление разрешения не на ТС, а сугубо на юрлица и ИП;
  • более четкое определение правового положения диспетчерских служб;
  • ужесточение штрафов.

Ожидается, что новый закон введет отчисления в Пенсионный фонд и гибкую систему налогов и взносов в зависимости от окупаемости машин.

Ещё в апреле 2011 года президент РФ утвердил закон о такси. Затем это постановление регулярно дополнялось новыми пунктами. На сегодняшний день актуальная версия данного ФЗ датируется 2015 годом. О ней и поговорим далее.

Основные положения ФЗ о такси

Для того чтобы легковой автомобиль мог быть использован в качестве такси, необходимо получить соответствующую лицензию государственного образца. Водителей, которые будут работать без неё, ждёт солидный штраф – 50 тысяч рублей. Если же речь идёт об индивидуальном предпринимателе, сумма увеличивается вдвое.

Для юридических лиц штраф может достигать размера 400 тысяч рублей. Об этом гласит первый пункт 14 статьи КоАП РФ.

Если водитель попадается за данное нарушение повторно, ему будет грозить такой же штраф, но уже с конфискацией автомобиля. Для юридических лиц наказание может достигать приостановление деятельности на срок до 3 месяцев. Если на автомобиле имеются цветографическая краска или световые фонари, а лицензии нет, водителя будет ждать штраф в 5 т.р. и изъятие этих опознаваемых знаков — ст.12.5, п. 4.1 КоАП.

С начала 2015 года вступили в силу новые положения, которые призваны регулировать оформление автомобилей, стоящих на учете в такси. В частности, они обязывают размещать на ТС специальные опознавательные знаки. Внешний вид опознавательных знаков зависит от региона – в разных субъектах они свои. Властям регионов разрешается утверждать несколько разрешенных вариантов.

Наиболее глобальные изменения коснулись требований к желающим получить соответствующую лицензию. Правительство заинтересовано в том, чтобы не создавать слишком сложных условий. В противном случае будет неизменно расти процент «нелегальных» таксистов. Власти страны в свою очередь пытаются искоренить данный фактор, поэтому стремились облегчить процедуру получения разрешения. Далее озвучим имеющиеся нововведения, вступившие в силу в 2015 году.

Что появилось нового в ФЗ

В российских СМИ регулярно обсуждается вопрос касательно федерального закона о такси. У него есть сторонники, так и противники. Имеющиеся правовые акты в значительной мере облегчают предпринимателям регистрацию своего дела. В целом они характеризуются следующими послаблениями (относительно таксистов):

  • До нововведений минимальный водительский стаж был 5 лет, сейчас 3 года.
  • Допускается работать не только на собственном автомобиле, но и взятом в аренду. Также лицензия будет выдана, если транспортное средство находится во владении по договору лизинга (раньше было недопустимо).
  • Упразднено требование законодательства об обязательном наличии в автомобиле талона ТО (технического осмотра). До вступления в силу последних нововведений, легковые транспортные средства обязывали проходить ТО каждые полгода. Сейчас достаточно проходить стандартный тех.осмотр для личных автомобилей.
  • Сейчас допустимо заниматься перевозкой пассажиров между теми регионами, где не заключены особые соглашения. Иными словами отсутствуют региональные границы для работы такси. Сегодня можно подать такси в том городе, где было получено разрешение. Раньше перевозка пассажиров была возможна только внутри своего региона.
  • Если у разных субъектов РФ заключено соглашение между собой, то допустимо производить посадку пассажиров в любом из них.

В целом новые правила в значительной мере развязали руки службам такси и конкретно водителям. Стало значительно меньше требований и предписаний.

Что нужно сделать для получения лицензии

Новый федеральный закон обеспечивает более быструю процедуру получения разрешения. Важный момент: на одно транспортное средство можно получить лишь 1 лицензию.

Для того чтобы её получить необходимо сделать следующее (в таком же порядке):

  1. Взять выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Данная бумага свидетельствует о том, что потенциальный таксист не уклоняется от налогов и не состоит на учете в соответствующей инспекции.
  2. Составить заявление в утвержденной законом форме. Образец можно взять в любом отделении ГИБДД либо скачать на официальном сайте и самостоятельно распечатать.
  3. Снять копии с паспорта (в крайнем случае, можно заменить иным документом). Если сбором документов занимается законный представитель, составляется соответствующая доверенность, и к общим документам прикладывается копия его паспорта.
  4. Сделать копии следующих документов: свидетельство о регистрации ТС и ПТС. Если автомобиль находится в аренде, то копия снимается с соответствующего договора.

Это полный список документов, которые потребуются для составления заявления. Отправить заявку на получение лицензии можно лично в автоинспекции, либо через портал «гос. услуги». В случае одобрительного решения, полученное решение будет отправлено на почту.

Как показывает практика, быстрее будет самолично направлять всю документацию и забрать разрешения. Это связано с медленной работой «Почты России». Однако если нет временных рамок, можно воспользоваться и онлайн заявкой.

В каких случаях могут отозвать лицензию

Разрешение могут не выдать либо спустя время отозвать выданную лицензию. Происходит это в таких случаях:

  • Были выявлены какие-либо нарушения, даже после выдачи лицензии. Также будет произведен отзыв, если человек при составлении отчета указал, что нарушения исправлены, а на самом деле этого не сделал (разумеется, если автоинспекция узнает об этом).
  • Между регионами отсутствует соглашение и водитель повторно нарушил правила фрахта (на территории другого субъекта РФ). Фрахт – это регламентированная законодательством плата за перевозку (людей или груза).
  • Были неоднократно нарушены установленные требования к легковому автомобилю. Обратите внимание, что для разных регионов могут быть свои уникальные предписания.
  • За рулем такси находился человек с водительским стажем менее 3 лет.
  • Случилось ДТП по вине таксиста, которое повлекло за собой тяжкий вред одному или более лицам.

На видео о действии закона

Противники этого ФЗ высказывают мнение, что послабление правил получения лицензии негативно скажется на качестве предоставления услуг такси. Насколько это верная точка зрения, покажет лишь время.

Через год закончится срок последнего разрешения на таксомоторные перевозки для автомобилей других цветов. Желтый цвет машины будет говорить о легальности перевозчика.

В 2018 году все московские машины такси будут желтыми. Это связано с тем, что в следующем году заканчиваются последние разрешения на таксомоторную деятельность, которые компании получили пять лет назад. Их выдавали службам такси независимо от цвета их автопарка. Но начиная с июня 2013 года в соответствии с городским законом «О легковом такси в Москве» разрешения оформляются только на желтые автомобили. К единому внешнему виду машины решили привести для того, чтобы пассажиры легко могли отличить легальное такси от нелегального.

«Согласно нашим расчетам, 1 июля 2018 года закончится срок действия последнего разрешения на не желтый автомобиль», — рассказал заместитель Мэра Москвы, руководитель .

По его словам, никаких проблем с переходом на желтые автомобили у перевозчиков не возникнет.

Заммэра отметил, что рынок такси практически полностью легализован. Если в 2011 году было выдано около 12 тысяч официальных разрешений на работу в таксомоторной сфере, то на данный момент — уже более 82 тысяч. Среди компаний такси — более тысячи юридических лиц и более 6,4 тысячи индивидуальных предпринимателей.

С 1 июня 2017 года вступили в силу поправки к федеральному закону «О безопасности дорожного движения». В соответствии с ними водители, которые управляют автобусами, грузовиками, коммунальной техникой и такси на территории России, должны иметь права российского образца.

По словам Максима Ликсутова, все компании такси были заранее предупреждены о требованиях нового закона.

«В первую очередь закон коснулся водителей, которые работали нелегальными таксистами. Те, кто хотел продолжить честно трудиться на рынке таксомоторных услуг, своевременно пересдали экзамен и получили российские права», — отметил заммэра.

«Это приоритетное требование, которое Департамент транспорта предъявляет ко всем участникам рынка пассажирских перевозок», — подчеркнул Максим Ликсутов.

Департамент транспорта подписал соглашения с рядом таксомоторных компаний, среди которых «Сити.Мобил» и «Везет». Аналогичные договоренности заключены с агрегаторами-такси «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Компании-перевозчиков обязали передавать в Департамент транспорта информацию о маршрутах подключенных к системе автомобилей. Все данные анонимные — без привязки к номеру машины. Эти сведения используют для анализа пассажиропотока и загруженности столичных дорог.

За три года проезд на такси в Москве в среднем стал дешевле . Среднее время ожидания машины сейчас составляет семь минут.