Значение конституции рф в жизни страны. Понятие конституции

Конституция РФ - основной источник экологического права.

Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство гос-ва, органы гос-венной власти, их компетенция и др.

В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

Статья 2 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность гос-ва. Каждый, согласно ст.42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, говорится в ст.9 Конституции, используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, гос-венной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В Конституции РФ также закреплено (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов гос-венной власти и органов гос-венной власти субъектов РФ Так, п. «д» ст.72 предусмотрено, что в совместном ведении РФ и ее субъекта находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией РФ В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ изданным по вопросам вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Слово "Конституция" пришло к нам из Древнего Рима периода республики. В переводе с латинского оно означает "установление". Со временем его значение менялось.
В современных языках слово "Конституция" понимается как Основной Закон страны. Первая конституция в мировой истории была принята в США в 1887 году, а потом этот опыт стали применять и другие страны, выбравшие путь демократии.
В России Основной Закон появился впервые в 1918 году, в начале советского периода истории. По причине того, что это время ознаменовано построением тоталитарного государства, Конституция нашей страны носила формальный характер, довольно часто менялась. Высокие слова о свободе, равенстве людей оставались только на бумаге. События 30-50 годов прошлого века, когда осуществлялись массовые репрессии, - яркое тому подтверждение.
После распада СССР и рождения новой суверенной России 12 декабря 1993 года в ходе референдума была принята Конституция РФ. Приближается ее 20-летний юбилей. Для истории двадцать лет - срок небольшой. Тем не менее есть повод поразмышлять над вопросами: какова роль Конституции 1993 года в жизни нашего общества, жизни любого человека? Каково наше отношение к Основному Закону страны? Насколько этот государственный документ, обладающий высшей юридической силой, будет стабилен?
За годы, прошедшие с момента принятия Конституции РФ, юристы, политологи, представители различных политических сил находят в действующем Основном Законе страны много недостатков, например, дисбаланс в отношениях трех ветвей власти, где Президент РФ обладает некоторыми преимуществами над законодательной властью. С этими замечаниями нельзя не согласиться.
Много нареканий возникает у россиян по поводу соблюдения прав человека, правомерности действий государственных структур, особенно правоохранительных органов. Новости об "оборотнях в погонах", многочисленных коррупционных скандалах в высших эшелонах власти подрывают веру рядовых граждан в справедливость, законность и в целом доверие к государству. Все это наша реальность.
Но мне хотелось бы посмотреть на все происходящее с другой стороны. В силу своей профессиональной деятельности я постоянно общаюсь с молодежью, которая в основе своей - замечательная. На уроках вместе обсуждаем проблемы, которые присутствуют в нашей жизни. У молодых есть прекрасное качество - обостренное чувство справедливости. В диалогах со школьниками мы едины в понимании незрелости правового государства в России, а также гражданского общества. Ребята акцентируют внимание на том, что в нашем обществе по-прежнему процветают правовой нигилизм, низкая правовая культура. Многие россияне не имеют представления о содержании Конституции, никогда не проявляли желания ее изучить, не задумывались о ее роли и значении в нашей жизни. Это не голословные обвинения, а результаты социологических опросов, которые старшеклассники проводят.
Мне, как педагогу, отрадно отметить тот факт, что в последние годы в системе образования наметилось улучшение правового воспитания школьников. В курсе обществознания блок "Право" занимает достойное место. Профилизация обучения на старшей ступени (10-11 классы) позволяет ввести в программу социально-экономического профиля курс "Правоведение", где целый раздел посвящен изучению Конституции РФ. Когда мы обсуждаем вопрос о роли Основного Закона нашей страны, то ребята ответственно заявляют, что принятие Конституции в 1993 году спасло нашу страну от хаоса, гражданской войны, о чем свидетельствовали события начала октября 1993 года. Отсутствие правового поля, Основного Закона новой суверенной России и привело к тем трагическим событиям.
Старшеклассники видят большую роль Конституции РФ 1993 года и в том, что, обладая высшей юридической силой, она придает новое качество законам, представленных в других отраслях права, которые должны соответствовать Основному Закону страны, не нарушать права человека. Важно отметить и то, что Конституция современной России - залог стабильности нашего общества.
Хочется верить, что год от года уважение к Основному Закону будет расти, что содержание его будет качественно меняться через систему поправок, опираясь на лучший мировой опыт. Уверенность в стабильности Конституции придают заявления Президента РФ В.В. Путина, который убежден в отсутствии какой бы то ни было необходимости в изменении ныне действующей Конституции Российской Федерации.
В нашей школе юбилейная дата будет отмечена интересными мероприятиями. Пройдут классные часы, посвященные Основному Закону страны. Будут организованы конкурсы стенных газет, сочинений, эссе, дебаты. Привлечение внимания школьников к изучению Основного Закона, воспитание уважения к нему - это важное, ответственное общегосударственное дело.

Конституция Российской Федерации - основной источник земельного права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений, федеративное устройство, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового регулирования земельных отношений в нашей стране.

В ст. 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42 Конституции, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Указанные природные объекты могут находиться, согласно данной статье, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования земельных отношений имеют и конституционные положения, касающиеся определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует Федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между Федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

3. Какова роль Конституции РФ 1993 года в формировании новой российской государственности?

Конституция РФ 1993 года стала правовой основой формирования новой российской государственности. Она ввела в России смешанную (полупрезидентскую) республику, наделив Президента правом назначать и отправлять в отставку Правительство, а также в определенных случаях распускать Государственную Думу. Современным российским парламентом (законодательным органом) стало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Конституция закрепила федеративную форму государства, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие форм собственности (включая частную), права и свободы человека и гражданина.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Впервые признаны естественные права и свободы человека как субъективные права, защищаемые судом и ограничиваемые лишь законом. В Конституции Россия провозглашается государством народовластия. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно (референдум и свободные выборы), так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократия в Российской Федерации в соответствии с Конституцией осуществляется на основе принципа политического и идеологического многообразия – плюрализма, в рамках которого реализуется многопартийность.

Прошедшее с момента принятия Конституции время явилось периодом восприятия всем российским обществом ценностей подлинного конституционализма, практического воплощения – порой болезненного, драматического – всех без исключения конституционных положений. Люди стали привыкать к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция РФ вошла в жизнь каждого россиянина.

4. Какие этапы прошел в своем развитии российский федерализм?

Становление системы федеративных отношений в Российской Федерации проходило в 1990-е годы. В этом процессе можно выделить ряд этапов.

Первый этап: 12 июня 1990 года – декабрь 1991 года. В Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года подтверждалась необходимость значительного расширения прав автономных республик, автономных округов и автономных областей, а также краев, областей. В июле – ноябре 1990 года большинством российских автономных республик были приняты декларации о государственном суверенитете. Республики по существу отказывались от статуса автономных и провозглашали себя суверенными государствами. Вслед за республиками тенденция суверенизации охватила и другие составные части России.



Второй этап: декабрь 1991 года – март 1992 года. Это был период опасного усиления центробежных тенденций, когда вслед за распадом СССР появилась прямая угроза развала и Российской Федерации. Центр попытался восстановить былую стабильность не законом сверху, а на основе договоренности с регионами. 31 марта 1992 года субъекты РФ подписали Федеративный договор, который позволил остановить распад России.

Третий этап: март 1992 года – декабрь 1993 года. Это было сложное время, поскольку не все субъекты РФ согласились с положениями Федеративного договора: не подписали договор Татарстан и Чечено-Ингушская Республика.

Республики по Федеративному договору получили более привилегированное положение, чем иные территории. Неравноправие провоцировало остальных участников Федеративного договора на борьбу за уравнивание в правах с республиками. Появились проекты образования Вологодской, Уральской и других республик. Вопрос о равноправии субъектов Федерации стал источником напряженности.



Четвертый этап: декабрь 1993 года – февраль 1994 года. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция РФ определила конституционные основы российского федерализма: государственный суверенитет, единство системы государственной власти, равноправие субъектов РФ, единство конституционно-правовой системы, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Однако появление новой Конституции не устранило всех проблем в сфере государственного устройства РФ. Так, на территории Республики Татарстан референдум по принятию Конституции РФ не состоялся. Федеральный центр вынужден был пойти на заключение отдельного договора с этой республикой. В феврале 1994 года был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан. Этот договор, с одной стороны, вернул Татарстан в политико-правовое пространство страны, но, с другой стороны, создал опасный прецедент нарушения конституционных положений: согласно договору федеральный центр вопреки Конституции РФ передал республиканским органам слишком большой объем полномочий.

Пятый этап: февраль 1994 года – 1999 год. Этот этап характеризовался подписанием двусторонних договоров. Начиная с 1994 года, было заключено 42 договора с 46 субъектами РФ (в некоторых из них участвовали три или четыре стороны). Договоры закрепляли за ними такие полномочия, которые не соответствовали Конституции РФ. (Эту проблему в дальнейшем пришлось решать Президенту РФ В. Путину).

Итак, в первом десятилетии федерализации России (1990 – 1999) удалось не просто сохранить российское государство, но создать обновленную на основе Конституции 1993 года Российскую Федерацию.

5. Каковы итоги и уроки развития российского государства в 1990-е годы?

Последнее десятилетие XX в. было ознаменовано возвращением России на магистральный путь мирового развития – путь формирования гражданского общества и правового государства. В Российской Федерации утвердилась подлинная парламентская традиция. Страна на деле превратилась в федеративное государство. Она прошла первый, переходный этап экономических и политических реформ на пути к рыночной экономике, демократии, свободе и раскрепощению личности.

Этот путь оказался далеко непростым. Одни издержки обновления страны стали результатом недостатка опыта и просчетов российского руководства, другие – платой за советское наследие. Почти семь десятилетий советская страна двигалась по тупиковому маршруту, идеологизированный подход к экономике обрек ее на неуклонное отставание от развитых стран. Власть Советов не сделала страну процветающей, а человека – свободным. Надо извлечь уроки из нашего прошлого.

Опыт 1990-х годов показывает, что действительно успешное обновление России не может быть достигнуто простым переносом на российскую почву зарубежных моделей. Мы можем рассчитывать на успех реформ только в том случае, если сумеем органически соединить универсальные принципы рыночной экономики с собственной моделью преобразований, основанной на реальностях России.

Плодотворная созидательная работа невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, когда основные социальные слои и политические силы придерживаются различных базовых ценностей. На протяжении XX века Россия дважды оказывалась в таком состоянии: после Октября 1917 года и в 1990-е годы. Одна из основных причин того, что реформы в стране идут медленно, трудно, заключается, по мнению Путина, в отсутствии гражданского согласия, общественной консолидации.

Выход видится в органичном соединении универсальных, общечеловеческих ценностей (свобода слова, выезда за границу, права собственности) с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем (патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность).

6. Какие события и действия властей способствовали укреплению российской государственности в начале 2000-х годов? Какие задачи стоят перед современной Россией?

В марте 2000 года Президентом РФ был избран В. Путин. Он предпринял определенные меры по реформированию страны.

Была проведена реформа Совета Федерации, куда теперь входят не главы администраций и руководители органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, как это было раньше, а просто представители субъектов Федерации. Созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ, что позволило значительно усилить роль центральной власти. Приведено в соответствие с общефедеральным законодательство субъектов РФ.

В экономической, правовой и социальной сферах в начале 2000-х годов была начата серия преобразований: это бюджетная, налоговая, судебная, пенсионная реформы; принятие нового трудового законодательства; реформирование естественных монополий. В 2003 году состоялась реорганизация силовых структур РФ с целью повышения эффективности их действий. Проведенная в 2002 году перепись населения России показала, что в стране проживает 145 млн. человек. Некоторые позитивные моменты просматриваются и в экономике страны, однако экономические результаты, по оценке самого Путина, скромны.

Выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ в мае 2003 года, Президент отметил слишком низкий уровень благосостояния населения. В качестве важнейших он определил три задачи:

– увеличение в ближайшие десять лет валового внутреннего продукта в два раза;

– преодоление бедности;

– модернизация Вооруженных Сил.

По словам Путина, «Россия переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Пожалуй, впервые за последние 200–300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира. Чтобы этого не произошло, необходимо огромное напряжение всех интеллектуальных, физических и нравственных сил нации».

Конституция Российской Федерации - основной источник земельного права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений, федеративное устройство, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового регулирования земельных отношений в нашей стране.

В ст. 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42 Конституции, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Указанные природные объекты могут находиться, согласно данной статье, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования земельных отношений имеют и конституционные положения, касающиеся определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует Федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между Федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.



Какова роль федеральных законов в регулировании земельных отношений?

Определяющую роль в регулировании земельных отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, распространяющиеся, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Основополагающим является Земельный кодекс РСФСР , представляющий собой систематизированный свод норм права, регулирующих земельные отношения в нашей стране. Однако, принятый в самом начале земельной реформы, он уже в значительной мере устарел. Многие его статьи признаны Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» недействующими (ст. 2-23, 30-32 и др.). В этой связи возникла острая необходимость восполнения образовавшихся пробелов в правовом регулировании земельных отношений путем принятия нового Земельного кодекса Российской Федерации. Однако устранить этот недостаток земельного законодательства и восполнить образовавшийся в нем существенный пробел не удается до настоящего времени из-за противостояния различных ветвей государственной власти, в основном по вопросу купли-продажи земли.

Помимо Земельного кодекса РСФСР, в данной сфере действует много других федеральных законов, регулирующие те или иные сферы земельных отношений. Таков, например, Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» , привлекший, пожалуй, наибольшее внимание наших законодателей. В него систематически вносятся те или иные поправки, изменения, дополнения, связанные главным образом с изменением ставок земельного налога, уточнением и изменением льготных категорий налогоплательщиков.



Важное и принципиальное значение для регулирования земельных отношений имеет также Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» , расставивший все точки над « i » в вопросах права частной собственности и купли-продажи указанных категорий земель.

Принципиальное значение для регулирования земельных отношений имеет и Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. «О программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса», заложившего законодательные основы земельных и аграрных преобразований в современной российской деревне, а также Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянской (фермерском) хозяйстве» , положивший начало земельным преобразованиям в колхозно-совхозной системе и формированию нового типа землепользователя - крестьянина-фермера.

Правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, а также права и обязанности граждан и юридических лиц в данной сфере установлены Федеральным законом от 10 января 1996 г. « О мелиорации земель ». Мелиорация земель, говорится в ст. 1 Закона, осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Федеральным законам от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество а сделок с ним» определены порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также ограничения (обременения), то есть установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия запрещении, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека и др.).

Законам РФ от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» определен порядок залога недвижимости, а также законодательные основы правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Важное значение имеетФедеральный закон от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», которым определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков, в области обеспечения плодородия данной категории земель.

Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» урегулированы отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений.