Формы государства кратко самое главное. Формы государства

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2632

Форма государства – система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы :

1) форма правления – система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция;

2) форма государственного устройства – территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти. Основные виды форм государственного устройства:

а) унитарное государство – государство, которое имеет простое административно-территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований;

б) федерация – такая система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими отсюда последствиями;

в) конфедерация – временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей;

3) политический режим – методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства. К ним относятся убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Основными формами правления являются: 1) монархия – верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах: Великобритания, Швеция, Голландия,

Бельгия (в Европе), Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко (в Африке) и другие. Существуют два вида монархий:

а) абсолютная – власть монарха ничем не ограничена;

б) ограниченная – одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Формально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий. Фактически монарх обладает минимумом власти, и его функции имеют больше символический, церемониальный характер (Швеция, Дания, Великобритания, Япония и др);

2) республика – такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:

а) президентская – полномочия по формированию правительства принадлежат президенту, который реализует их при незначительном парламентском контроле. При этом президент выполняет функции как главы государства, так и главы правительства;

б) парламентская – президенту принадлежат исключительно представительские функции, правительство формируется парламентом, перед которым оно несет ответственность за свою деятельность.

в) смешанная – характеризуется тем, что в таких республиках правительство подотчетно в своей деятельности и правительству, и парламенту, которые в той или иной мере делят свой контроль над ним. В частности, подобная форма правления характерна для Российской Федерации.

При характеристике любого государства всегда обращается внимание на то, какие земельные территории в него входят, на количество и формы организационного правления, характер политического режима, уровень экономического развития. Государство тем сильнее, чем стабильнее работает его экономика, чем теснее взаимодействие между властью и народом, чем выше обороноспособность страны и научно-техническая база, поставленная на службу экономики.

Определение

Резюме

Земельные территории, плотность, количество и состав населения, государственная власть - все эти параметры являются общими для любой страны. То индивидуальное, что определяет собственно лицо государства, его суть, выражается словосочетанием «форма государства».

Понятие формы государства, таким образом, это:

  • тот порядок, при котором формируются государственные органы власти;
  • структура этих органов;
  • своеобразие территориальной обособленности населения;
  • отношения между разными органами государственной власти;
  • оттенки отношений между властью и гражданами;
  • осуществление политической власти.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Форма государства отвечает на вопросы о том, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Понятие формы государства охватывает:

1) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

2) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

3) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организационной и управленческой деятельности.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, т. е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме устройства все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Государственно-правовой режим (политический) представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.

2. Формы правления

Данная категория, является неотъемлемой составляющей формы государства и показывает, как образуются новые органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует о том, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения, уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации, за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским собором в Российской империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – форма правления, при которой:

1) государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;

2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

3) законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах, наиболее яркое проявление нашла в демократической Афинской республике. Здесь органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы и правительства выполняет президент.

Важно будет отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.

3. Формы государственного устройства

Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Существуют три общепризнанные формы государственного управления: унитарная, федеративная и конфедеративная (промежуточная).

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Так как основным признаком унитарного государства является целостность, то естественно следующее: единственный высший орган государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении центра и местных представительных органов.

Большая часть государств имеет унитарную форму государственного устройства. Население унитарного государства может быть как однонациональным, так и многонациональным.

Федеративное государство (федерация) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решении общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо использует и первое, и второе.

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательный, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенцию (предметы ведения).

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом.

Конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Конфедерацию можно назвать переходной формой государственного устройства. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США.

4. Политический режим

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности страны велико. Политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии.

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Профессор С. С. Алексеев выделяет следующие свойства политического режима:

1) политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят метода насилия, в государстве складывается режим реакционный антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала;

2) в каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

1) народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля над ее деятельностью;

2) вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;

3) устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);

4) решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;

5) личность лишена гарантий безопасности, человек не может и реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином. С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

При тоталитарном режиме власть переходит в руки диктатора, осуществляющего правление насильственными методами, происходит абсолютная концентрация власти законодательной и исполнительной в одном органе. Права и свободы человека никем не защищены.

При демократическом режиме высшие органы государства выступают от имени народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Права человека и гражданина гарантированы и защищены государством.

Тема 7 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства представляет собой комплексный институт, включающий в себя внутренне согласованную систему норм, регули­рующих в их единстве структуру и взаимоотношения основных орга-" нов государства, территориально-политическое устройство, методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. Это наиболее широкая трактовка формы государства. Количество элементов формы государства зависит от научной тра­диции, господствующей в той или иной стране. Так, отечественное государствоведение и политическая наука выделяют три элемента (форма правления, форма территориального устройства и форма по­литического режима), а ряд западных ученых (Ж.-П. Жакке, Ф. Ар-дан) придерживаются двухзвенной структуры (форма правления и форма государственного устройства).

Форму государства можно классифицировать по различным кате­гориям. Так, известный российский государствовед В. Е. Чиркин предлагает осуществить классификацию на основании специфики ме­ханизма реализации власти. С таких позиций ученый выделяет:

1. Монократическую государственную форму, характеризующу­юся высочайшей степенью централизации власти в руках одного лица или государственного органа. Признаками монократической формы являются:

Наличие обязательной идеологии;

Огосударствление экономики и жизни общества в целом;

Элитарный характер государственной власти.

Подобными чертами обладают те государства, которые возникают в экстремальной ситуации (революции, распад прежней политической системы). Кроме того, эта форма «утверждается зачастую (хотя не всегда) при слабости "среднего класса", когда узкий слой предбур-жуазии в Тропической Африке или партийная государственная номен-

клатура в странах тоталитарного социализма узурпирует государ­ственную власть. При экстремистских фашистских режимах реальная политическая, а следовательно, и государственная власть сосредото­чивается в руках агрессивной социально-политической группировки, эксплуатирующей шовинистические устремления определенных сло­ев, а то и большинства населения»".

Если обращаться к конкретным критериям, то возникновение го­сударств на территории бывших колоний Англии и Франции в Африке дает нам достаточно подробную информацию о монократической форме. Таковой, в частности, длительное время являлся Заир, быв­ший до 1960 г. колонией Бельгии 2 .

Монократическая форма государства может существовать в не­скольких вариантах, в зависимости от конкретных социально-истори­ческих условий:

Теократия (Саудовская Аравия, Оман);

Фашистская (Германия и Италия 1920-1940 гг.);

Милитаристская (военные режимы);

Тоталитарный социализм (Китай, КНДР, Куба).

2. Свгментарная государственная форма, характеризующаяся определенным разделением властей, не имеющим, однако, четкого правового закрепления. Таковыми могут быть признаны Египет, Па­кистан и Сирия. Как отмечает В. Е. Чиркин, «данная форма государ­ства предполагает известное разделение ролей по управлению между разными институтами государства. Всегда существует конституция и парламент, в республике - избираемый президент, в монархии - огра­ниченный в правах монарх. Устанавливается частичная автономия оп­ределенных административно-территориальных и иных единиц (обыч­но есть выборные местные органы, хотя выборы осуществляются под контролем назначенных государством должностных лиц). Однако при данной форме нет «баланса» властей, системы сдержек и противове­сов» 3 .

Основными чертами такого государства являются:

Решающая роль в управлении монарха или президента;

Ограниченно-соревновательный характер политической системы. Например, Конституция Египта 1971 г. формулирует объем преро­гатив главы государства настолько расплывчато, что толковать их можно как угодно. В статье 73 указывается, что главой государства

" Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 136.

^Си/.ДербишайрДж., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. М. 2004. Т. 2. С. 56-59.

3 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 138.

является президент республики, призванный защищать суверенитет народа, соблюдать конституцию и верховенство закона. Он обязан со­хранять национальное единство и социалистические завоевания, а также осуществлять контроль за разграничением властей, с тем чтобы обеспечить их роль в национальной политике".

Сегментарная государственная форма в зависимости от конкрет­ных условий может подразделяться на несколько вариантов:

3. Поликратическая государственная форма характеризуется на­личием нескольких центров власти и эффективной системой сдержек и противовесов. Основными признаками поликратии являются:

Преобладание демократических методов управления;

Социопримерительный характер политической системы;

Развитое местное самоуправление.

Поликратическая форма государства свойственна развитым стра­нам Запада (Англия, США, Франция).

Говоря об элементах формы государства, следует обратить внима­ние на различные подходы к каждому из них.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Приведем несколько определений этого элемента государства.

1. «Форма правления - это способ организации структуры и взаи­моотношений всех органов государственной власти, а также их пря­мых и обратных связей с населением» 2 .

2. «Под формой правления подразумевается юридическая харак­теристика государства, определяющая условия образования и струк­туру высших институтов власти, а также распределение полномочий между ними» 3 .

3. «Под формой правления следует понимать определенную сис­тему организации и формирования верховной власти в государстве, включающую также порядок взаимоотношений между ее представи­телями» 4 .

В сравнительном государствоведении можно выделить ряд крите­риев, по которым осуществляется типология форм правления:

" Сапронова М. А. Государственный строй и конституции арабских респуб­лик. М., 2003. С.168.

2 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 141.

3 Арановский К. В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное Государствоведение. Владивосток, 1996. С. 133.

4 Оксамытный В. В. Указ. соч. С. 241.

Юридический источник суверенитета;

Полномочия и политическая роль представительного органа власти;

Объем полномочий и политическая роль главы государства;

Условия юридической ответственности главы государства;

Тип политико-правовой связи между государством и личностью (гражданство или подданство)"

В настоящее время существуют две основные формы правления:

монархия и республика. Каждая из этих форм обладает уникальными чертами, которые и будут нами рассмотрены более подробно.

Монархия

Определять сущность данной формы правления можно с различ­ных теоретических и практических позиций. Некоторые определения монархии позволяют сразу же выделить ее характерные особенности.

1. «Монархия есть государство, руководимое физической волей. Эта воля юридически должна быть высшей, не производной от какой-либо другой воли» 2

2. «Монархия - это государство, главой которого является суве­ренное, политически и юридически безответственное лицо, приобре­тающее свой статус по собственному праву» 3 .

3. «Монархия - такая форма правления, в которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху, получающему власть, как правило, по наследству, на основании традиций, обычаев или за­конов о престолонаследии» 4 .

Можно выделить несколько систем наследования власти в монар­хических странах:

1) салическая система, допускающая наследование престола только мужчинами (Франция при «старом режиме»);

2) кастильская система, предусматривающая возможность насле­дования престола женщиной в случае отсутствия у монарха сыновей (Испания);

3) австрийская система, предоставляющая женщине право насле­довать престол при отсутствии мужчин во всех поколениях правящей династии (Австро-Венгрия до 1918 г.);

4) шведская система, позволяющая женщине наследовать пре­стол на равных основаниях с мужчинами (Дания, Норвегия, Швеция);

5) мусульманская система, предполагающая, что престол насле­дуется правящей семьей в целом, которая сама избирает монарха из своей среды (Саудовская Аравия);

" Арановский К. В. Указ. соч. С. 133 ^ЕллинекГ. Указ. соч. С. 636.

3 Арановский К. В. Указ соч. С. 150.

4 Черданцев А. Ф. Теория государства и права М., 1999. С. 125.

6) племенная система, когда монарх выступает в качестве верхов­ного вождя племени, а его наследника определяет племенной совет (Лесото, Свазиленд).

Общими для всех типов монархии признаками выступают:

Монарх персонифицирует собой государство;

Наличие дворцового хозяйства на праве личной собственности;

Единоличное правление;

Святость власти;

Наследственность власти;

Бессрочность и пожизненность власти;

Свобода монарха от юридической ответственности за принимае­мые решения.

В современном мире монархии подразделяются на два типа: абсо­лютные и ограниченные. Критерием типологии выступает наличие или отсутствие представительных органов власти.

Абсолютнаямонархия. Согласимся с мнением, что «абсолют­ной является монархия, в которой глава государства - единственный субъект суверенитета»". Характерным видом такого государства яв­ляются Оман и Саудовская Аравия. Королевский абсолютизм в этих странах опирается непосредственно на религиозные положения исла­ма, согласно которым правитель выступает вовне в качестве предста­вителя общины верующих (уммы) и обязан приложить все свои силы к сохранению ее (общины) единства. Основными чертами абсолют­ной монархии являются:

Отсутствие парламента и конституции (в европейском понима­нии);

Слияние светской и духовной власти;

Формирование правительства из числа доверенных лиц монарха. Реально, разумеется, власть абсолютного монарха ограничивается интересами различных социально-политических групп и собственной семьей правителя. В рамках исламской политической теории (о кото­рой мы говорили выше) монарх обязан прислушиваться к голосу ав­торитетных богословов и правоведов. Именно эти люди формируют общественное мнение и входят в состав законосовещательного орга­на (аш-шура) при монархе. Таким образом организовано представи­тельство в Саудовской Аравии, где «консультативный Совет, органи­зация которого регулируется специальным низамом 1992 г., является совещательным органом, высказывающим свое мнение по проектам низамов, подготовленных Советом Министров. Он назначается Коро­лем в составе председателя и 60 членов сроком на 4 года. Консульта­тивный совет также высказывает свое мнение по проектам планов со-

" Арановский К. В. Указ. соч. С. 154. 238

циально-экономического развития, обсуждает отчеты министров и международные договоры и соглашения»". Абсолютная монархия в целом - явление во многом архаичное (с позиций западного понима­ния государства). Тем не менее по ряду причин подавляющее боль­шинство населения арабских монархий поддерживает существующий порядок.

С позиций социальной антропологии восприятие существующей власти в арабском мире совершенно адекватно. Историческое разви­тие исламских стран осуществляется в рамках существующей рели­гиозно-общинной картины мира. Народы исламских монархий заим­ствуют технические достижения Запада, но в обозримом будущем не смогут и не станут воспринимать культурные парадигмы, которые со­вершенно не вписываются в традиционное мировоззрение мусульман.

Ограниченная монархия. Вторым типом монархии выступает ог­раниченная монархия, которая предстает как «форма правления, в ко­торой суверенитетом обладают два субъекта одновременно - монарх и народ. Границы суверенитета каждого из них определяют нормы го­сударственного права, конституционные нормы. Поэтому ограниченные монархии часто называют конституционными» 2 В современном мире ограниченные монархии выступают в двух формах: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическую монархию можно определить как государство, в котором верховная власть монарха ограничена представительным ор­ганом, опирающимся на принцип народного суверенитета. Такими го­сударствами являются Иордания и Марокко. Основными чертами дуа­листической монархии выступают:

Широкие полномочия монарха в сфере управления делами го­сударства;

Монарх и его правительство обладают правом издавать норма­тивные акты по вопросам, не входящим в компетенцию парламента;

Парламент обладает достаточно узкими правомочиями и не вправе по своей инициативе принимать законы;

Монарх обладает правом абсолютного вето;

В перерывах между сессиями парламента монарх вправе изда­вать нормативные акты, входящие в компетенцию законодательного органа;

Монарх обладает судебными правомочиями;

Парламент может быть распущен монархом в любое время без объяснения причин.

" Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2000. С. 561.

1 Арановский К. В. Указ. соч. С 155.

В целом же реальное осуществление властных полномочий мо­нархом и назначаемым им правительством делает представительный орган во многом декоративным. Так, «в Иордании длительное время существовало беспарламентское правление (распущенный королем парламент заменяли создаваемые им различные консультативные со­веты, иногда состоявшие из оставшихся в живых членов парламен­та), выборы проведены лишь в 1989 г., почти через два десятилетия после роспуска парламента»".

Парламентскую монархию можно определить как форму правле­ния, при которой номинально верховная власть принадлежит наслед­ственному главе государства, а фактическое управление осуществля­ется правительством и парламентом. Парламентарными монархиями в настоящее время являются Великобритания, Испания, Норвегия, Шве­ция, Япония. Основными чертами такой формы правления выступают:

Правительство формируется победившей на выборах партией;

Монарх обладает номинальными полномочиями;

Главой правительства назначается лидер парламентского боль­шинства;

Монарх является символом нации;

Право принятия законов принадлежит только парламенту;

Правительство несет ответственность перед парламентом. Во многом монархические формы правления стран Европы -лишь дань традиции. Существование монархии часто объясняется с утилитарных позиций (экономия средств на выборах президента), хотя монархические настроения, несомненно, играют определенную роль в практической деятельности государственных органов. В Великобрита­нии противники монархии составляют 5-7% населения, не более.

К тому же европейские монархи достаточно эффективно осуществ­ляют функции арбитра в процессе противоборства различных полити­ческих сил. Кроме того, монархический строй способствует стабиль­ности политической системы в целом. В результате «парламентская монархия представляет собой юридическую форму, которая, обеспечи­вая правление двух суверенитетов - народа и монарха, закрепляет ос­новные политические полномочия за народно-представительным ор­ганом (парламентом), а формально-юридические - за монархом» 2 .

Республика

Эта форма правления также имеет значительную историю в плане эволюции своих типов и политических институтов. Пройдя длитель­ный путь от полиса к современности, республика является самой рас-

" Сравнительное конституционное право / Под ред. А. И. Ковлера, В. Е. Чир-кина и Ю. А, Юдина. С. 460.

2 Арановский К. В. Указ. соч. С, 158.

пространенной формой правления в мире. Определить сущность этой формы можно следующим образом:

1. «Республика представляет собой государство, в котором вер­ховное правление осуществляется выборным органом от имени наро­да, делегирующего свои полномочия на определенный срок»".

2. «Республика - форма государственного правления, при кото­рой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреж­дениями (парламентами), а граждане обладают личными и политиче­скими правами» 2

Основными признаками республики выступают:

Существование выборного единоличного или коллегиального главы государства;

Выборность на определенный срок главы государства и иных высших органов власти;

Осуществление власти по воле народа;

Юридическая ответственность главы государства в форме им-пичмента;

Обязательность решений верховной власти для нижестоящих органов управления;

Наличие взаимных прав и обязанностей государства и граждан. Республиканская форма правления предполагает наличие опреде­ленного рационального элемента в системе восприятия такой государ­ственности населением страны. По сути, можно говорить о республи­канизме как об определенной идеологии. В современном мире есть несколько типов республиканского режима.

Президентская республика (Мексика, США) характеризуется сильной властью главы государства. Его статусу свойственны следу­ющие черты:

Избирается народом (либо коллегией выборщиков);

Осуществляет всю полноту исполнительной власти, являясь од­новременно главой правительства;

Назначает членов правительства, которые несут ответственность непосредственно перед президентом;

Вправе по собственному усмотрению издавать нормативные акты, фактически имеющие силу закона;

Обладает правом законодательной инициативы и правом вето на принятые парламентом законы;

Обладает правом созыва чрезвычайных сессий парламента и переноса очередных сессий;

" Оксамытный В. В. Указ. соч С. 248-249. 2 Большой юридический словарь. М., 1998. С. 594.

Имеет право отсрочки исполнения приговора и право помило­вания лиц, осужденных по действующим законам;

В случае возникновения внутренних и внешних кризисных си­туаций может располагать чрезвычайными полномочиями;

Обладает широкими политическими правами, являясь лидером правящей партии,

Президентская республика в современном мире представлена не­сколькими формами, развитие которых обусловлено многочислен­ными факторами. По наблюдению Н. А. Сахарова, «значительный от­печаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции го­сударственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может играть субъективный фактор в лице ведущего поли­тического лидера, под которого в значительной степени выстраивает­ся вся конструкция государственной власти и управления»". Можно выделить следующие модели президентства:

1) Американская модель

Ее основными чертами выступают следующие:

Президент, избираемый на всеобщих выборах, не зависит от Конгресса, члены которого избираются от штатов и избирательных округов;

Правительство формируется президентом, но его персональный состав утверждается одной из палат Конгресса (Сенатом);

Вся законодательная власть принадлежит Конгрессу, и принятые им законы обязательны для безусловного выполнения всеми должно­стными лицами;

Президент является полномочным главой всей федеральной ис­полнительной власти;

Президент имеет право издавать исполнительные приказы, каса­ющиеся главным образом сферы деятельности органов федеральной исполнительной власти;

Только президент имеет право ежегодно представлять проект госбюджета на рассмотрение Конгресса;

Президент является верховным главнокомандующим вооружен­ными силами;

Президент представляет страну в сфере международных отно­шений и подписывает международные договоры, но эти договоры ут­верждаются или отклоняются Сенатом Конгресса США;

Президент может по своему усмотрению использовать нацио­нальную гвардию и вооруженные силы для обеспечения обществен-

" Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 14. 242

ного порядка, но он имеет право вводить ЧП на территории всей стра­ны только с санкции Конгресса;

Верховный суд может признать неконституционным любой за­кон, принятый Конгрессом, и любой приказ, изданный президентом, но действует суд не по своей инициативе, а только в ответ на апелля­цию по поводу решения нижестоящей судебной инстанции, уже опре­делившей свое отношение к действиям законодательной или исполни­тельной власти;

Президент может уволить в отставку любого члена своей адми­нистрации, но он не правомочен увольнять в отставку высших лиц исполнительной власти штата или местных органов власти, избран­ных населением;

Конгресс не может уволить в отставку кого-либо из должност­ных лиц исполнительных органов власти, но он вправе путем проце­дуры импичмента отстранить от должности президента и других должностных лиц, включая федеральных судей;

Срок полномочий президента ограничен 4 годами, и переизби­раться он может только один раз".

Исходя из анализа Конституции США и сложившейся политиче­ской практики, «президент по этой модели наделен широкими и раз­нообразными полномочиями, но он действует лишь в пределах феде­ральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государ­ственным аппаратом. Его полноправными партнерами и противовеса­ми в этой сфере выступают независимый от президента Конгресс и не менее независимый Верховный суд. При всей силе своей власти, по­множенной на личную активность, ни один президент США не был в состоянии добиться сколько-нибудь значительных перемен во внут­ренней и внешней политике американского государства без поддерж­ки высшего законодательного органа страны» 2

История американской государственности подтверждает выше­сказанное. Даже в периоды «бурь и потрясений» (Великая депрессия 1929-1933 гг.; Вторая мировая война и т. д.) президенты США сталки­вались с активным противодействием со стороны Конгресса и Вер­ховного суда. Последний, в частности, очень долго отказывался при­знать трудовое законодательство Ф. Рузвельта, несмотря на тот бесспорный факт, что президент был ярко выраженной харизматичес-кой личностью и талантливым политиком. Система «сдержек и проти­вовесов», разработанная «отцами-основателями», не позволяет главе государства превратиться в авторитарного правителя. Пожалуй, наи-

" Сахаров Н. А. Указ соч. С. 15-17. 2 Там же. С. 17.

более выпукло ограничение возможностей президента выражается в его военных полномочиях. В 1973 г. Конгрессом была принята соот­ветствующая резолюция, на основании которой президент обязан:

Консультироваться с Конгрессом до вступления вооруженных сил США в боевые действия;

Доложить Конгрессу в течение 48 часов о каких-либо обяза­тельствах об использовании вооруженных сил США;

Прекратить использование силы в течение 60 дней, если Конг­ресс не объявит состояние войны, не пролонгирует своим законом этот период или если Конгресс не сможет собраться".

Ряд американских политологов высказывают вполне верную мысль о том, что «Конгрессу следует продолжить играть важнейшую роль во внутренней и внешней политике не потому, что он лучше при­способлен - как структурно, так и по характеру - принимать реше­ния, и не потому, что он всегда "мудрее"", нежели президент. Одна из его важнейших функций - выступать в качестве сдерживающего на­чала по отношению к президенту и выражать интересы и беспокой­ство избирателей, которые в противном случае могли бы игнориро­ваться президентом. Творцы Конституции предпочли пожертвовать некоторой действенностью ради предотвращения злоупотребления властью» 2 .

Таким образом, американская модель президентской республики показывает свою достаточную эффективность только при постоянном взаимоконтроле ветвей власти.

2) Латиноамериканская модель

Республиканская форма правления в странах Центральной и Юж­ной Америки сформировалась в совершенно иных условиях, чем в США. Большинство государств этого региона первоначально были испанскими колониями. Соответственно, состав населения и его мен-тальность формировались в процессе смешения испанцев, индейских племен и ввозимых из Африки рабов. С позиций социальной антропо­логии, перед нами - типичные «мультикультурные» сообщества, обла­дающие специфической политической культурой, в большей степени ориентированной на авторитаризм. Институт президентской власти ха­рактеризуется в этом регионе следующими чертами:

Президент одновременно является главой правительства;

Правительство формируется президентом по собственному ус­мотрению;

" Резолюция о военных полномочиях // Соединенные Штаты Америки: Кон­ституция и законодательные акты. М., 1993. С. 189-194.

2 Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между президентом и конгрессом / Под ред. Дж. Тарбера. М., 1994. С. 79.

Парламент не имеет правовых возможностей эффективно конт­ролировать действия исполнительной власти;

Президент имеет право (при федеративной форме государствен­ного устройства) вводить прямое управление субъектом федерации из центра.

Кроме того, нужно учитывать и такой фактор, как повышенная политическая активность армии в странах Латинской Америки. Ис­следователями давно отмечается, что «в политической истории прак­тически всех стран этого континента более-менее продолжительные периоды президентского правления прерывались военными переворо­тами, в результате которых армейская верхушка свергала законно избранных президентов, передавала власть военной хунте, один из членов которой провозглашался президентом. И в прошлом, и в на­стоящем Латинской Америки бывали такие случаи, когда президенты сами становились во главе государственного переворота»" Тем не менее латиноамериканский вариант президентской республики обла­дает и определенным демократическим потенциалом. Конституции ряда стран региона вводят некоторые ограничения возможностей гла­вы государства в вопросах управления.

Отметим следующие из них:

Во многих государствах региона (Бразилия, Мексика) прези­дент избирается только на один срок;

Существующие многопартийные системы предполагают нали­чие реальной оппозиции;

Судебная власть постепенно усиливает свои позиции, что выра­жается в реальной применимости импичмента по отношению к главе государства (Бразилия, Эквадор);

Усиление гражданского контроля над армией.

Типичными для стран этого региона являются и полномочия гла­вы государства. Так, президент Бразилии (крупнейшей страны регио­на) обладает следующими правомочиями:

Осуществляет помилование и уменьшает сроки наказания;

Назначает с согласия Сената судей, губернаторов и высших должностных лиц центральных органов власти и управления;

Устанавливает отношения с другими странами и дает аккредита­цию их дипломатическим представителям, а также подписывает меж­дународные договоры и соглашения;

Осуществляет право законодательной инициативы, санкциони­рует и промульгирует законы, а также имеет право вето;

Осуществляет делегированное законодательство и издает нор­мативные акты (декреты), обладающие силой закона;

" Сахаров Н. А. Указ соч. С. 21.

Является верховным главнокомандующим;

Объявляет военное и осадное положение;

Объявляет федеральное вмешательство;

Формирует правительство".

3) Афро-азиатская модель

Этот вариант президентской республики обладает наиболее ярко выраженными авторитарными чертами. Государственность многих на­родов Африки и Азии не отличается стабильностью, что только усили­вает деспотические устремления правящей верхушки. Основными чертами этой модели в целом выступают следующие:

Президент является шавой государства и правительства, а так­же лидером правящей партии;

Многопартийность часто оказывается номинальной;

Полномочия парламента крайне незначительны;

Правительство формируется президентом и ему подотчетно;

Судебная власть формируется президентом;

Местные органы исполнительной власти формируются прези­дентом 2 .

В целом же, по наблюдению ряда исследователей, «это результат отсутствия компетентности и выбора, которые четко обеспечиваются в эффективно функционирующей многопартийной системе. В этих го­сударствах нет оппозиционной партии, способной заменить находящу­юся у власти партию при желании электората изменить существую­щее положение. Многие государства с неограниченной формой организации исполнительной власти формально допускают наличие оппозиционных группировок, но избрание правящей партии настолько очевидно благодаря ее контролю за средствами массовой информации и обращению к законодательным коллизиям в области избирательного права, что существует ничтожная возможность ее поражения на вы­борах» 3 .

Президентские режимы в странах Африки и Азии достаточно час­то выступают единственным организатором эффективной государ­ственности. С позиций социальной антропологии авторитарность и внеправовые формы деятельности таких систем вполне объяснимы и нормальны. Социальная структура многих стран Азии и особенно Аф­рики еще не сформирована, черты первобытности или, во всяком случае, локализма достаточно зримы. Кроме того, те страны, которые до недавнего времени являлись колониями европейских государств (в основном Англии и Франции), после предоставления независимос-

" Правовые системы стран мира. С. 95-96.

^Сахаров Н. А. Указ. соч. С. 22.

^Дербишайр Дж., Дербишайр Я. Указ. соч. Т. 1. С. 59.

ти оставивили свои политические и правовые системы. Образован­ная верхушка новых независимых государств, сформировавшаяся под определяющим воздействием бывших метрополий, достаточно быстро отказалась от вестернизированных систем права и властво­вания. Отказ этот означал только одно: традиционный образ жизни несовместим с западными цивилизационными парадигмами. Ко­лониальный режим сглаживал многие внутренние противоречия, прежде всего в сфере формирования национального самосознания. В процессе же деколонизации, по верному наблюдению К. Гирца, на свободу вырвалась масса «внутренних националистических движе­ний, имеющихся практически во всех новых государствах и создаю­щих - в виде сепаратизма или стремления к созданию автономных образований - прямую, а в некоторых случаях (Нигерия, Индия, Ма­лайзия, Индонезия, Пакистан) и самую непосредственную угрозу не­давно продекларированной целостности нации, во имя которой и со­вершалась революция»".

Почти единственным способом предотвращения распада госу­дарства в таких условиях оказывается авторитарная президентская власть, направленная на сохранение единства страны. Опорой прези­дента выступает армия, являющаяся самой организованной частью политической системы. Поэтому конституции ряда государств и фик­сируют огромные полномочия президентов.

Если попытаться сгруппировать полномочия глав государств в странах Африки и Азии, то мы получим следующую систему:

Высшее должностное лицо государства;

Гарант конституции и ее соблюдения;

Назначение главы правительства и иных высших должностных лиц;

Наблюдение за исполнением законов;

Формирование высших судов страны;

Верховное командование вооруженными силами;

Представление государства во внешнем мире;

Право роспуска парламента.

В силу не сложившейся четкой социальной структуры общества, полиэтничности и сосуществования различных религиозных конфес­сий (или нескольких течений внутри господствующей конфессии) роль президента значительно повышается. Кроме всего прочего, «во многих арабских государствах в результате военных переворотов ус­танавливается особая форма суперпрезидентской формы правления. В этом случае парламент, как правило, распускается, правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший

" Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 272, 247

орган - военный совет (революционный совет, совет национального спасения и др.), а его председатель, как правило лидер переворота, в дальнейшем провозглашается президентом»". Существенным отличи­ем афро-азиатской модели президентских республик являются бес­срочность пребывания главы государства на своем посту и передача власти по наследству. Яркими примерами выступают Азербайджан и Сирия, где правившие президенты при жизни сделали своих сыновей «соправителями», а затем парламенты и «всенародное волеизъявле­ние» закрепили смену первых лиц. Видимо, можно говорить о фор­мировании в ряде стран такого типа властвования, как «республи­канская монархия». Отсутствие плюралистической политической системы только способствует сложившемуся положению, а формаль­но действующие конституции не могут ему воспрепятствовать.

г) Коммунистическая модель

Данная форма президентской республики опирается на едино­лично правящую партию и какую-либо разновидность марксистской идеологии (Китай, Куба, Северная Корея). Глава государства в этих странах занимает свой пост в силу принадлежности к верхушке гос­подствующей партийной номенклатуры. Выборы носят сугубо фор­мальный характер. Такая ситуация складывается прежде всего пото­му, что «коммунистическая система включает в себя партию, которая определяет цели политики и государственный аппарат, который обес­печивает выполнение этих целей. Принимая во внимание тот факт, что если в стране с либерально-демократическим режимом, такой как США, конституция устанавливает порядок распределения и ис­пользования власти, то в коммунистической стране конституция под­властна интересам государства, а следовательно, интересам правящей партии» 2 . Президентская республика коммунистического (социали­стического) типа характеризуется следующими чертами:

Формально высшим органом власти в стране является народ­ное представительство;

Исполнительные органы власти формируются представительны­ми и им подотчетны;

Конституционно закрепляется ведущая роль правящей комму­нистической партии,

Отказ от системы разделения властей.

Функции главы государства в республике социалистического типа можно рассмотреть на примере КНР. Председатель КНР (он же -Генеральный секретарь ЦК КПК) избирается ВСНП и ему подотчетен. Его полномочия сводятся к следующим:

" Сапронова М. А. Указ соч. С 40. l ДepбuuшйpД.ж., Дербиишйр Я. Указ. соч. Т. 1. С. 57.

Назначение высших должностных лиц (включая главу прави­тельства);

Награждение государственными орденами;

Назначение и отзыв дипломатических представителей;

Право помилования;

Введение ЧП и мобилизации".


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27