Художественная керамика гжель. Гжельская керамика. Художественная керамика гжели

Гжель — старинный керамический промысел, объединяющий несколько деревень в 50 километрах от Москвы по Рязанскому шоссе

Но это было позже, а сначала в Гжели были обнаружены выходящие на поверхность глиняные пласты, которые полностью перепрофилировали район на гончарное ремесло. Глинозем не позволял заниматься сельским хозяйством, и в Гжели открываются гончарные артели.

Все права сохранены в «Российской газете». Гжельский фарфор, украшенный причудливой голубой живописью, приобрел широкую популярность во всем широком мире. Его ценность заключается в его уникальности и декоративности. Изделия Гжель украшены цветами, листьями, гроздьями и гирляндами цветов. Они окрашены единственным цветом - синим кобальтом, который иногда закладывается широким и богатым мазком и другими временами с едва заметным прикосновением к щетке. Прикосновения различной интенсивности создают богатую, яркую и впечатляющую картину.

Первое упоминание о гжельских гончарах относится к XIV веку, и хотя к этому моменту промысел был уже достаточно известен, 1320 год считается официальной датой его основания — в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну.

Гжельское месторождение насчитывает более 17 видов глин, из которых выделяют два основных — один для производства фарфора и фаянса, так называемые «беложгущие» глины, другой — для изготовления майолики и красной керамики.
Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов», а в 1770 году гжельская керамическая артель была полностью прикреплена к аптекарскому приказу.

История гжельского фарфора началась в семидесятом веке. Поцелена получила название «Гжель» после деревни Гжель, которая находится в московском герионе. Там, на расстоянии 60 км от Москвы, люди долгое время занимались гончарными изделиями. Археологические открытия подтверждают существование керамики на территории Гжеля с начала четырнадцатого века.

Гжельские ремесленники всегда делали не только посуду, но и небольшую жанровую скульптуру. Эти работы изображали животных и людей в действии. Время от времени в таких скульптурах изображались целые сцены сельской или городской жизни. Например: традиционное чаепитие, красавицы, ходящие или сидящие на работе, куры, петухи, птицы и так далее. Все работы имеют единую функцию - ручную синюю картину ручной работы на белом фоне. Художник рисует каждую чашку или вазу кистью. Вот почему нет двух подобных работ, каждый из которых действительно уникален и сохраняет стиль своего создателя.

Благодаря этому в Гжели не было крепостного права, все ремесленники имели «вольную» от царя, были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

М.В. Ломоносов, высоко оценивший гжельские глины, написал о них весьма поэтические слова: «…Едва ли есть где на свете земля самая чистая и без примешания, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

Гжельские мастера - настоящие художники, которые объединяют таланты и многовековой опыт своих предшественников. Однако ручные работы трудоемкие. Они всегда бывают небольшого количества, которые часто не могут удовлетворить спрос. Даже в России у многих людей нет предметов Гжеля; и коллекционеры очень гордятся своими коллекциями. Оригинальная посуда имеет отличительную черту «Гжель», которая подтверждает ее подлинность и качество.

Все работы Гжеля создаются в гипсовых формах, отлитых из жидкой фарфоровой массы. После первого горения форма окрашивается кобальтом. Обычно фон остается белым. Затем живопись покрыта глазурью. Глазуруйте предохранители и делает поверхность работы стекловидной, придавая кобальту синий цвет. Украшения предметов гжеля обычно основаны на растениях и цветках.

В 1748 году М. В. Ломоносов и его сокурсник по Магдебурскому университету и сподвижник Д. И. Виноградов открывают на основе гжельских глин рецепт фарфора. С этой даты начинается история русского фарфора и Императорского фарфорового завода.

За почти семьсот лет истории гжельского промысла произошло много событий — изменялись мода и требования рынка, но год от года гжельские мастера осваивали новые технологии производства изделий из керамики.

Современное искусство Гжеля очаровательно, весело и оригинально. Он впитывает красоту русской природы и сдержанный, сильный и выразительный дух русского народа. Сегодня Гжель переживает свой золотой век. Там появляются великолепные работы с их таинственными темно-синими оттенками, плавающими через светлое поле. Невероятные узоры, гирлянды, свободные прикосновения в сочетании с тонкими рисунками - все это делает оригинальную, декоративную и привлекательную одежду Гжеля. В последнее время он стал очень популярным.

Многие коллекционеры собирали его. Белые и синие предметы украшают дома в разных уголках мира. В наше время штампованной моды жажда оригинальных вещей - сделанная не машиной, а руками человека - постоянно увеличивается. Значение таких вещей, несомненно, будет возрастать со временем. Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о национальном характере России, об истории России, об популярном идеале счастья и красоты. Большая часть мастерства появилась в древние времена, ее корни - крестьянское ремесло.

Сначала это были достаточно традиционные изделия крестьянской утвари, поливная и терракотовая керамика, посуда, строительные и печные материалы. Чуть позже на белых гжельских глинах была освоена технология производства фарфора. А в середине XIX века гжельцы изобрели опак — разновидность фаянса отличного качества, использование которого сделало возможным производство особо тонкой чайной посуды.

Сама природа показала человеку предметы и темы. В лесных районах разрабатывалось ремесло токарного станка, резьбы по дереву или бересты. В богатых районах жирной глины родилось керамическое искусство. В северных районах европейской части России, в которых они выращивали лен, появилось кружевное искусство. Урал, природные запасы железа, полудрагоценные камни и производство славятся своим литейным искусством, украшением оружия, искусством работы с камнями.

Типичным ремеслом является гжельская керамика, которая носит название села Гжель в Московской области. Кружки и игрушки имеют оригинальный двухцветный синий дизайн на белом фоне. Гьель - это район, охватывающий 27 деревень в шестидесяти километрах от Москвы, где находится один из традиционных российских глиняных центров. Фарфор с кобальтовой краской и майоликой многих цветов известен не только в России, но и за рубежом. Гьель - это колыбель и главный центр русской керамики. Именно здесь были созданы их лучшие характеристики, и они оказались истинными шедеврами народного искусства.

К XIX веку ассортимент гжельских керамических изделий был разнообразнейшим. Посуду возили на продажу в Москву, Харьков и Киев, география распространения гжельского фарфора и фаянса охватила всю страну — от Архангельска до Астрахани, от Вильно до Иркутска.
Однако, большой оборот никогда не влиял на качество продукции. В архивах "императорской конторы" хранится бланк заказа на посуду для дворцового обихода, что является доказательством высочайшего качества гжельского фарфора. Заказ был сделан гжельскому мануфактурщику Степану Афанасьеву "на фасон заморских самоилутчей доброты" .

В течение сотен лет крестьяне Гьеля делали предметы повседневного пользования: плитки и плитки. Со второй половины века, Они представляют собой глиняные объекты цвета, окрашенные в разные цвета на белом фоне эмали. Дерево и кость гравюры, кружева и вышивка, дерево и металлическая роспись, керамика, узорчатые ткани, кожаные кусочки и шкуры - это десятки кустарных промыслов. Тем не менее, не все из них получили всемирную известность, знаменитые ремесла: матриушка, живопись Хохломы, глиняная посуда Гжель, миниатюра Палех, лотки Йостово, плащ Павловского повята, кружева Вологда, игрушки Демково, живопись Городец, отливки Каслина.

Только в первой трети XIX века Гжель меняет свои цвета — с изумрудно-зеленого, охристого и коричневого она переходит на кобальтовые монохромные оттенки.

В 1735 году шведский минералог Георг Бранд выделил из кобальтового колчедана, названного так горняками по имени древнего горного духа Кобальда, неизвестный ранее металл, который так и назвал кобальтом. Именно Бранд выяснил, что соединения этого металла окрашивают стекло в синий цвет, хотя этим свойством пользовались ещё в древней Ассирии и Вавилоне.

Самым известным сувениром России является кукла Матриушка, окрашенная в различные яркие цвета. Внутри Матриушки есть несколько кукол. Каждый из них меньше, чем предыдущий, подгоняя друг к другу. Матриушка - самый распространенный российский сувенир и довольно «молодой» чуть более 100 лет. Это произошло от японской куклы - буддийского мудреца Фукурумо. Спустя несколько лет после появления на свет матриушка уже была представлена ​​на Международной выставке в Париже, где она завоевала медаль и мировое признание.

Даже там, в Париже, много отливок Каслина. Чугунная сигарета Каслина была даже оценена как равный серебряный портсигар по весу. Миниатюра Палеха имеет свой след на старом искусстве рисования икон. В 1920-х годах, в период «атеизма боевиков», этому ремеслу удалось выжить. Знаменитые мастера стали изготавливать ювелирные коробки, броши, старомодные сигареты, заменяющие сцены картин мастерами майя, соответствующие советской ререйме - сцены из советской жизни, сказочные сцены, легендарные, исторические и литературные сцены.

Кобальт в гжельском фарфоре начинает доминировать, а в сюжетах преобладать известные всему миру сине-белые стилизованные букеты цветов.

Характерная манера гжельского письма восходит к народному творчеству. Именно стилизованная плоскостная манера письма с объемностью, достигаемой приемами кистевого мазка, свойственная и другим российским народным промыслам, является визитной карточкой промысла, хотя композициями, орнаментами и цветом Гжель может быть сходна и с Гарднеровскими и с Мейсенскими изделиями.

Было очень удивительно смешивать тонкую и «духовную» живопись с «материалистическим содержанием»: тракторами, женами и красными флагами. Помимо цветов и животных, мастера Городец любили рисовать аттракционы, вечеринки, люди, пили чай и т.д. главными героями этих сцен являются богатые крестьяне, граждане и торговцы - веселые, богатые и хорошо одетые.

В настоящий момент россияне ценят и любят произведения мастерства. Почти в каждом доме вы можете найти статую Каслина или совет Городец, или деревянную ложку Хохломы или бочку Полховомайдана, среди детских игрушек наверняка найдется матрешка и раскрашенная пирамида. Часто встречаются коллекции фарфора Гжеля, Хохломские работы или игрушки Демково.

Также гжельской особенностью является рисунок, выполненный в смешанной технике подглазурной и надглазурной живописи, где кобальтовый рисунок пишется по бисквиту, а уточняющий орнамент — по глазури, с последующей позолотой, что делает живопись более глубокой, многослойной и очень декоративной. Этот прием полностью сложился к 1850 году, когда в искусстве господствовал ренессанс рококо. Однако, формы изделий упрощаются, поскольку гжельская керамика перестает быть роскошью и входит в повседневный обиход.

Произведения ремесла продаются во всех туристических центрах, и, выйдя из России, невозможно покинуть страну без кустарного промысла. Мягкие цветы и прекрасные картины, гладкие кружевные и забавные игрушки напоминают огромную страну, щедрые люди с большой добротой и талантом.

Давным-давно название Гжель ассоциируется с регионом, расположенным на юго-востоке от Московской губернии, который состоит из десятков городов и деревень. Его жители были мастерами керамики, и процесс приготовления глины в конечном итоге дал название самому региону. Гжель - это мастерство людей, которые сохранили свои родные традиции и обеспечили им преемственность с поколениями; Он создал свои нынешние особенности стиля и основал собственную школу.

Гжельские фабрики выпускают в основном сервизы из множества предметов — тарелки, блюда, супницы, соусники, масленки и т. д. В Гжели к тому моменту работает более 30 предприятий, которые производят свою продукцию до начала XX века.
После революции большинство предприятий закрылось и только с 1943 года промысел в Гжели начал восстанавливаться. Возрождение старых традиции было подвижничеством искусствоведов и художников, но местные гончары присоединились к этому начинанию.

Слово гжель в наши дни невероятно популярно, оно связано с красотой, гармонией и загадочностью историй. Фарфор, украшенный синими рисунками, и майолика многих цветов имеет большую известность и не только в России, но и во многих странах мира. Статьи Гжеля привлекают всех, кто ценит замечательных и фантастических и знатоков международной живописи.

Земли Гжеля всегда были богаты лесными массивами, реками и глинами так же хорошо, как каолин. На протяжении веков крестьяне Гжеля делали разные предметы, такие как плитка и плитка. Многочисленные небольшие фабрики и крупные компании начали производить фарфор.

Главный вклад в возрождение керамики Гжели внесли Н. И. Бессарабова и А. Б. Салтыков.Н. И. Бессарабова — художник, керамист-скульптор, А. Б. Салтыков — известный искусствовед, керамист-теоретик. Под их руководством разрушенный промысел был восстановлен и вновь стал всемирно известным.

Стоит отметить большую чуткость и понимание этими людьми особенностей гжельского колорита и ремесленного уклада. Высочайшая культура, эрудиция и тонкость этих людей позволили восстановить на месте разрушенного производства не привычный сегодня «новодел», а настоящий аутентичный гжельский промысел, не только точно повторяющий традиционные мотивы и технологии керамики, но и развивающийся так, как развивался бы прежний керамический промысел.

Казалось, что искусство Гжеля умрет навсегда. После войны профессия всплыла и поиск собственного стиля. Для этого нам пришлось много работать и обучать новых учителей. Созданные группы создали новые статьи и разработали новые способы. Картина стала более полной и теперь отвечает всем требованиям современного искусства.

Баночки, статуи, игрушки, камины, лампы и многие другие фарфоровые объекты являются результатом не только кропотливого производственного процесса, но и многовековой традиции ремесла и популярной культуры. Регистрация и идентификация пользователя на сайтах Спутника через одну из его учетных записей в социальных сетях свидетельствует о принятии этих правил.

Именно Н. И. Бессарабова изучала старые рисунки и особенности художественной техники, именно она обучила новых мастеров безукоризненно четкому и живому традиционному гжельскому рисунку. Именно ее заслуга в том, что сегодняшняя Гжель существует и процветает даже в наше непростое время, когда большинство российских промыслов оказались ненужными и забытыми.

Пользователь обязан не нарушать своими действиями национальное и международное законодательство. Пользователь соглашается уважительно обращаться к другим участникам дискуссии, читателям и людям, упомянутым в статьях. В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователя невозможен. Блокада в этом случае является окончательной.

Погонщики Гьеля поставляют Гребенчикова в глину и работают в мастерских, где они изучают ремесло. Тем не менее, область Гьель затем усеяна множеством независимых мастерских, производящих майоликовые изделия, пользующиеся высоким спросом в России. Майолика Гьель является оригинальным художественным феноменом, глубоко национальным, связанным с культурой древней Руси и популярной философией, и отличается оригинальностью своих подданных и ее формальными и пластическими процессами.

Гжель вызывает гордость за свое искусство, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской культуры в сочном сплаве лазури и белоснежной керамики.

Аптеки" href="/text/category/apteki/" rel="bookmark">аптекарских и алхимических сосудов применять глины, которая глина сгодится к аптекарским сосудам». свидетельствовал: «Если есть земля самая чистая и без примешивания где на свете, кою химики девственною называют, разве между глинами для фарфора употребляемыми, какова у нас гжельская...» Не удивительно поэтому, что едва ли не все население почти трех десятков окpeстныx деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в топливе недостатка не было - вокруг тянулись дремучие леса. В одном из документов конца XYIII века, так описывалась Гжельская волость: «Земля песчаная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов...» Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь».

Украшения всех этих предметов окрашены на сырую эмаль. Контуры, выполненные с помощью темного красителя, разграничивают цветные поверхности лилового, желтого, зеленого, синего или коричневого. сплав эмали и цветов фиксировал их. Этот метод требует от мастера подлинной виртуозности, любое редактирование практически невозможно. Плоская краска сочетает переменный рисунок с геометрическими фигурами, все организовано в горизонтальных регистрах. Объекты Гьеля всегда имеют надписи, указывающие их назначение, дату изготовления и имя мастера или владельца.

Благодаря творческому характеру гжельского крестьянина гончара, постоянному поиску новых керамических материалов, иных форм и выразительных средств, на протяжении очень короткого времени, менее полувека, в Гжели было создано четыре самостоятельных отрасли художественной керамики - майолика, полу фаянс , фаянс и фарфор.

Майолика

Слава крупного гончарного района, специализирующийся на выпуске не просто бытовой, а художественной керамики, пришла к Гжели в XVIII веке, когда её мастера усвоили производство майолики. Эти изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной «крестьянской» росписью, в России называли ценной. Гжельская волость именовалась в документах того времени «весьма славной», а гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Расцвет Гжельской майолики приходится на 70-80-е годы XVIII века, а в 90-х годах уже начался ее упадок.

Полуфаянс

В это время в России уже познакомились с фаянсом, изобретенным в Англии и экспортировавшимся оттуда. Он пленял воображение тонкостью и сравнительной белизной черепка, изяществом формы, необычными печатными рисунками и прочностью. Однако цены на фаянс, не говоря уже о «Короле керамики» - многокрасочном фарфоре, были так высоки по сравнению с майоликой, что приобрести столь дорогие изделия могли лишь немногие. Узнать, разработать рецепт фарфора или фаянса - вот та заветная цель, к которой стремились гжельские гончары. После многочисленных экспериментов на местной глине в самом начале XIX века гжельские мастера, добавив в глину известь, получили довольно белый керамический материал, названный полуфаянсом, или простым фаянсом.

Полуфаянс - такое же замечательное художественное явление в истории русской керамики, как и майолика. Изделия из него имели все еще толстый черепок, но расписывали их по обожженному черепку, а не по эмалевому покрытию, что значительно облегчало работу мастеров.

Сочетание белого фона черепка и синей росписи становится характерным признаком гжельского полуфаянса. Если в росписях на ранних полуфаянсовых изделиях еще встречаются коричневая и зеленая краски, то в период расцвета (20-30-е годы) и вплоть до 60-х годов XIX века торжествует синий цвет. Собранные вместе, полуфаянсовые гжельские изделия представляются единым «синим семейством». Гжельский полуфаянс стал самобытным явлением не только русского, но мирового керамического искусства.

Фаянс

С изобретением полуфаянса гжельцы не прекратили поиска рецепта тонкого фаянса. Ведущая роль в экспериментах принадлежала крестьянину Афанасию Леонтьевичу Киселеву. Он работал на фабрике братьев Тереховых в деревне Речицы, а впоследствии стал их компаньоном. потратил почти десять лет, чтобы создать и усовершенствовать тонкий фаянс,. который своими техническими качествами не уступал фаянсу лучших российских фабрик - казенной Киево-Межигорской и купеческой Ауэрбаха. Из всех заведений Гжели завод Тереховых и Киселева был единственным, чьи изделия допускались к участию во Всероссийских Промышленных выставках, а владельцы , в связи со своими достижениями, удостаивались наград. После участия в первой выставке в 1831 году по распоряжению императора Тереховы и Киселев получили «нарядные». Награда давалась им «за усовершенствование выделки фаянсовой посуды и в поощрение прочих удельных крестьян гжельского приказа к распространению фаянсовой сей посуды в улучшенном виде».

Получить полный текст

Гжельская художественная фаянсовая продукция составляла значительную долю в фаянсовом производстве страны. Это означало, что подавляющая часть населения познакомилась с фаянсовой посудой благодаря гжельцам. «...Фаянсовая посуда не есть предмет роскоши: она идет во вседневное употребление...» - писал современник в начале 1830 годов. Действительно, за исключением заказных сервизов, посуда из фаянса считалась обычной, расхожей. Гжель в XIX веке стала одним из главных поставщиков трактирной посуды.

К концу века гжельский фаянс перестал существовать как явление декоративно-прикладного искусства.

Фарфор

Фарфор является высшим достижением керамического искусства. Просвечиваемый, белоснежный, легкий, прочный, способный принять тончайшую живопись, фарфор многие столетия пленял воображение гончаров всех стран.

В России его появление относится к середине XVIII столетия. Два крупных фарфоровых предприятия того времени - Императорский фарфоровый завод (под Петербургом) и завод купца Гарднера (под Дмитровом) могли удовлетворить спрос лишь аристократических слоев населения страны. Изделия их отличались высокими художественными достоинствами и стоили очень дорого. Остальное население России познакомилось с фарфором только в XIX веке. Заслуга в этом принадлежит главным образом заводам Гжели, где была сосредоточена большая ИХ часть.

Фарфор Гжели - самобытное художественное явление. Так же как и тонкий фаянс, фарфор этого района соединяет в себе западноевропейские черты с русскими.

Первые попытки создания фарфора в Гжели теряются еще в конце XVIII века. Легенда гласит, что первым создателем настоящего фарфора в Гжели был Павел Куличков, который основал завод в деревне Володино в 1802 году. Ранее он работал на фарфоровом заводе Отто под Москвой, откуда и привез секрет изготовления фарфора. Через некоторое время после смерти Куличков а гжельский крестьянин Иван Копейкин пробрался на завод Куличкова и подсмотрел устройство фарфорового горна. Открытие секрета сделало возможным изготовление фарфора еще в нескольких заведениях, а во втором десятилетии XIX века уже многие в Гжели выпускали фарфор.

Фарфоровые заводы в Гжели существовали наряду с фаянсовыми и полуфаянсовыми, но большая их часть выпускала одновременно и фарфор и фаянс.

Простейшие приемы традиционной гжельской росписи вполне доступны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Данное пособие поможет педагогу построить учебный процесс, сообразуясь с возрастом и уровнем подготовки детей.

Мы надеемся, что приведенная здесь информация о промысле, позволит педагогу интересно рассказать детям о Сказочной Гжели, сопровождая рассказ показам изделий, плакатов. Показывая гжельские изделия или плакаты с их изображением, нужно обращать внимание детей на удивительной сочетание белоснежного фарфора и сине-голубой росписи, на соответствие узора и формы предмета, на типовые сюжеты в росписи.

Дети младшего возраста учатся азам гжельской росписи на бумаге. Аля работы нужна гуашь или акварель синего цвета и кисти разных размеров.

В пособии даны трафареты гжельских изделий с той целью, чтобы педагог мог их размножить и раздать каждому ребенку для росписи. Контурное изображение можно вырезать, тогда будет более полная имитация «готового изделия».

Большую помощь в обучении окажет рабочая тетрадь «Сказочная Гжель» издательства «Мозаика-Синтез», где дана система занятий по начальному ознакомлению с гжельской росписью, приведены упражнения на повтор элементов росписи и упражнения на импровизацию по росписи готовых изделий.

ЭЛЕМЕНТ «КАПЕЛЬКА». Простейший элемент растительного орнамента - это «капелька».

Она напоминает дождевую каплю или лепесток ромашки, может иметь прямую или наклонную форму. Трудно отыскать работу, в которой не было бы этого элемента; бордюры, розетки, цветочный орнамент - везде органично присутствует «капелька». Для выполнения «капельки» берется круглая беличья кисть N 5-7. Кисть смачивают водой, набирают краску, и затем аккуратно касаются бумаги и ведут кисть вниз, немного приподнимая ее и проворачивая по оси так, чтобы начало мазка было полукруглым, а к концу - след утончался. При этом бумагу нужно повернуть так, чтобы рисовать капельку сверху вниз.

Мазок с тенями. Мазок с тенями это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного оттенка синего к светлому, почти белому. Мазок выполняется одним движением кисти. Секрет мастерства в следующем: краску набирают на одну сторону кисти, так что с одного краю краски много, а другой край - почти без краски. Кисть кладут плоско на поверхность бумаги и ведут, поворачивая. Получается живописный мазок с постепенным переходом от темного к светлому. Мазок с тенями рисуется как в одну, так и в другую сторону.

Бордюры и сеточки. В гжельской росписи широко используются орнаментальные полосы, бордюры, выполненные с использованием тонких, широких, прямых и волнистых линий, точек, сеточек.

Гжельская роза. Один из мотивов гжельского фарфора - роза. Выполняется роспись, начиная с середины цветка. Мазки кладутся симметричными парами.

Простые растительные узоры. На таблице представлены элементы растительного орнамента - веточки, листочки, усики, цветочки. Эти элементы позволяют хорошо увязать орнамент с формой предмета, гармонично завершить композицию. В нижней половине таблицы представлены некоторые формы цветов, которые используются в росписи наряду с гжельской розой.

Образ птицы . Птица - излюбленный мотив гжельских мастеров. Умение выполнять простейшие элементы гжельской росписи, такие как мазок с тенями, капелька, сеточки, точки, усики, завитки и т. д., поможет детям повторить за мастером, а затем и выполнить самостоятельно очень популярный в народном творчестве мотив птицы.

Декоративно-сюжетные композиции. Несколько выделяются из общего ряда сюжетная и портретная росписи фарфоровых изделий. Бурная историческая жизнь России приводила к созданию новых сюжетов. Все более популярными становились исторические мотивы, сюжеты на военные и патриотические темы. Всегда были популярны сказочные сюжеты и архитектурные мотивы.

Жанровая композиция. С особой любовью во все времена писались жанровые сцены из повседневной жизни и пейзажи, особенно зимние.

Изделия современных мастеров. Мастера и художники Гжели с большой любовью сохраняют традиционные формы изделий: квасники, кумганы (высокие сосуды для напитков), чашки, тарелки, масленки. Неизменна и старинная образная система и характер декоративных средств. Однако, как любое живое дело, промысел все время развивается. Современное искусство Гжели впитало художественный опыт и технологию обработки материала, выработанное не одним поколением мастеров. Ассортимент изделий составляет более пятисот наименований - это вазы, шкатулки, подсвечники, различные наборы посуды и многое другое.

Мелкая пластика и игрушка. Особый интерес представляет гжельская скульптура малых форм - фигурки сказочных персонажей и на современную тематику. Забавные животные и сценки крестьянского быта очень выразительны и вызывают живой отклик в душе детей и взрослых.

1. Алексахин сказка. - М., Народное образование, 1996.

2. Алексахин глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. - М., Агар, 1 и др. Гжель. Фотоальбом. - М., Планета, 1989.

4. , Скальский звонкая сказка Гжель. - М., Сварог, 1994.

5. Сказочная Гжель.. Рабочая тетрадь. - М., Мозаика-Синтез, 2002.

Материал подготовлен воспитателем МАДОУ д/с №75,