Решения по делу о признании действий незаконными, отмене решения об отказе в выдаче гражданства российской федерации. Отмена решений по вопросам гражданства российской федерации

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Комментарий к статье 22

Комментируемая статья устанавливает основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.
Такая позиция законодателя не случайна, поскольку представление заявителем подложных документов является преступлением, предусмотренным ч. 3 ст. 327 УК РФ, в которой используется понятие «подложный документ».
При этом под подложным подразумевается документ явно фальшивый, фальсифицированный.
Официальный документ — это предмет, имеющий официальный источник происхождения. Он должен исходить от юридического лица, иметь определенную форму, реквизиты и издаваться в соответствии с установленной процедурой. По общему правилу из содержания документа должно быть ясно, кто его оформил (штамп, наименование и необходимые данные организации, данные должностного лица), кому адресуется документ, чем удостоверяется (печать, штамп, оттиск, подпись и т.п.). Важное значение имеет и регистрация документа. Делается это обычно в соответствующих журналах, специальных книгах и т.п. В необходимых случаях в делах остаются копии.
Документ, составленный частным лицом либо от имени несуществующей организации, не может считаться официальным и не является предметом преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ. Однако в случае официального заверения, удостоверения какого-либо частного документа (доверенности, заявления, договора, завещания и др.) должностным лицом, нотариусом и иным компетентным органом данный документ должен признаваться официальным, поскольку уже исходит от официального органа и приобретает юридический характер.
К официальным документам, являющимся предметом подделки, согласно ст. 327 УК РФ следует относить те из них, которые выданы предприятиями и учреждениями (юридическими лицами) независимо от их организационно-правовой формы, зарегистрированными в установленном порядке.
Официальный характер документа связан с определенной его формой, пригодной для восприятия адресатом.
Кстати, в УК РСФСР 1960 г. регламентировалась подделка удостоверения или иного выдаваемого государственным или общественным предприятием, учреждением, организацией документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей (ч. 1 ст. 196). Под удостоверением в строгом (буквальном) смысле следует понимать именной документ, удостоверяющий личность, право, статус физического лица (удостоверение личности, пенсионное удостоверение, удостоверение водителя, удостоверение ветерана ВОВ и т.п.), выданный и оформленный соответствующим образом. Обычно документ содержит и сам этот термин «удостоверение».
Выделяя удостоверение из иных предметов подделки, законодатель подчеркивает важность защиты прежде всего документов, удостоверяющих личность, правовой статус лица. Основной же круг документов, являющихся предметом преступления, очерчивается понятием «официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей».
Использование поддельного документа, несомненно, не охватывается ни понятием сбыта, ни понятием подделки. Подделка документов и использование поддельного документа составляют самостоятельные составы. Ответственность за использование поддельного документа не может ставиться в зависимость от того, данным лицом изготовлен фальшивый документ либо иным субъектом, не участвующим в его использовании. Поэтому действия виновного должны квалифицироваться по совокупности ч. 1 и ч. 3 ст. 327 УК РФ (в этом случае мы имеем дело с реальной совокупностью, складывающейся как итог совершения двух деяний, предусмотренных различными частями уголовно-правовой нормы).
В соответствии с ч. 3 ст. 327 УК РФ использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность использования заведомо подложного документа, осознает, что использует заведомо подложный документ и это позволит ему приобрести какие-либо права или освободиться от каких-то обязанностей, и желает этого.
Субъектом преступления является лицо, которое не подделывает, а лишь использует заведомо подложный документ. Использование заведомо подложного документа самим подделывателем охватывается ч. 1 ст. 327 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 3 не требует.
В правоприменительной практике возникают сомнения при квалификации подделки документов, выдаваемых органами иностранных государств. В последнее время такие случаи получили широкое распространение.
В статье 327 УК РФ не конкретизируется принадлежность официальных документов российским государственным органам, организациям или предприятиям. Однако в отношении другого предмета подделки — государственных наград — происхождение их указывается.
Правоприменительная практика реализации ст. 195 УК РСФСР «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей, бланков» признает заграничные паспорта и т.п. документы предметом данного преступления. Полагаем, что такой же подход уместен и в отношении подделки иных официальных документов. В соответствии с нормами международного права на территории Российской Федерации принимаются к обращению, используются, легализуются различные документы иностранных государств. Отсюда очевидно: нарушение действующего порядка посредством подделки указанных документов образует состав преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ.
В Уголовном кодексе не раскрывается значение термина «подделка». Между тем имеется законодательное определение служебного подлога (ст. 292 УК РФ) и описание отдельных действий по фальсификации различных видов документов (ст. ст. 170, 185, 187, 287 УК РФ).
Полагаем, что подделкой следует считать: изготовление полностью фиктивного документа с помощью средств копировальной, множительной техники, незаконно изъятых бланков, поддельных печатей, штампов, подписей; внесение исправлений или полное изменение подлинного документа путем уничтожения части текста (подчистки, травления, смывания, вырезки), внесения новых записей (дописки, вставки, подклейки).

Начнем с главного: лишить гражданства Вас не могут т.к. это указано в Конституции.

Статья 6 Конституции РФ.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В связи с последними событиями лишены гражданства РФ лица, обвиняемые в терроризме. Мы решили выпустить цикл статей, где мы постараемся осветить все нюансы лишения гражданства РФ. Эта первая статья.

С экранов нам заявляют, что в РФ прецедент – лишили гражданства РФ . Все это не так, заявляют это люди, не имеющие ничего общего с юриспруденцией. Лишали и в период СССР и в период России.

Люди постарше вспомнят, как в СССР лишали гражданства многих неугодных власти людей. Вспомним пример с Войновичем В.Н., когда Брежнев лишил писателя- «за действия, подрывающие престиж и несовместимые с высоким званием» и т.д. То есть был человек гражданином СССР до поры до времени, а потом его лишили этого гражданства. Примеров таких была масса.

Но сейчас не все так просто. Да, взять и просто так лишить Вас гражданства без никаких оснований нельзя. НО! можно отменить решение, на основании которого Вам было выдано гражданство. Вы спросите — «а в чем отличие?» Постараемся разобраться.

Как заявили наши госорганы — «это не лишение гражданства РФ, а отмена решения о присвоении гражданства». По логике законодателей, если Вы получали гражданство РФ на основании того, что один из Ваших родителей является гражданином РФ, то Вас не могут лишать гражданства РФ (прием в гражданство по рождению), а если Вы приобрели гражданство по каким-либо иным основаниям, то это решение о выдаче Вам российского гражданства может быть отменено МВД, либо другим госорганом, который заявит об этом.

  1. брак с гражданином/гражданкой РФ;
  2. жили в СССР, но гражданство какой-либо страны не принимали;
  3. носитель русского языка;
  4. получившие после прохождения обучения в РФ;
  5. получившие по программе переселения соотечественников;
  6. получившие как квалифицированный специалист;
  7. получившие как инвесторы;
  8. иные основания.

Причины для лишения гражданства РФ (отмена решения о предоставлении гражданства). Даже причина – она одна и единственная, указана четко в ст. 20 ФЗ «О гражданстве РФ»

Статья 22.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений . Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Два пункта, на которые следует обратить внимание:

  1. существует одно единственное основание, по которому могут лишить гражданства РФ;
  2. это должно быть судебное решение.

На практике не всегда все так, такое решение принимается Главным управлением по вопросам миграции МВД. И это решение должно направляться Вам по почте, либо вручаться лично под подпись. С этого момента у Вас будет ровно 3 месяца, чтобы обжаловать это решение. Именно в этом мы Вам поможем. Обжаловать эффективнее в судебном порядке. Естественно, что на то нужны основания, основания, которые доказывают, что решение об аннулировании гражданства принято незаконно.

По закону ФМС (ныне МВД) должно обратиться в районный суд с требованием об установление юридического факта предоставления Вами заведомо ложных сведений. Районный суд должен согласиться с доводами МВД, потом вышестоящий суд должен подтвердить это решение, и только после этого Вы уже не будете гражданином РФ. У нас будет как минимум два этапа для обжалования и возражения: районный суд и вышестоящий суд. По нашей статистике, далеко не каждый иск МВД удовлетворяется в суде. Судебной практики сейчас мало по таким решениям, но мы уверены, что в ближайшее время она появится.

Следует еще упомянуть об одной особенности: изъятие паспорта – это не лишение гражданства. Это два разных юридических действия, которые имеют различные правовые последствия. Об изъятии паспорта речь пойдет в следующих статьях.

Стоимость наших услуг по юридической помощи при лишении гражданства – 100 000 рублей. Срок исполнения услуги – около 3 месяцев. В течение этого времени Вы имеете право находиться в РФ и будете являться гражданином РФ.

Решил свой первый пост здесь начать с обсуждения такой проблемы. К написанию данного текста, меня подтолкнуло прочтение статьи "Вправе ли чиновник ФМС лишить россиянина паспорта и гражданства РФ", которая была опубликована на сайте lenta.ru 24.09.2009 года.

Как известно срок давности (как исковой, так и привлечения к уголовной ответственности), явдяется одним из важнейших институтов различных отраслей права. Его значение довольно трудно переоценить. Поскольку сроки исковой давности в гражданском праве играют важную роль в упорядочивании гражданского оборота, создают определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинируют их участников, способствуют соблюдению хозяйственных договоров, обеспечивают своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений.
В последнее время в Гражданский Кодекс РФ были внесены изменения в данный институт.

Можно так же вспомнить о таким институте уголовного права, как срок давности привлечения к уголовной ответственности, по истечении которого по мнению законодателя преступление утрачивает общественную опасность.

Однако при прочтении норм статьи 22 "Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации" ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" я с удивлением обнаружил, что в нормах закона отсутствует какое-либо упоминание о сроке давности в течении которого может быть отменено решение по вопросу гражданства. То есть, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством решение по вопросам гражданства РФ может быть отменено, даже через несколько десятков лет после его принятия.

Надо отметить, что действовавший ранее Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" а именно 24 статья предусматривала, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема в гражданство РФ.

В современной отечественной литературе и публицистике данная проблематика освещена недостаточно широко. Фактически нигде не анализируется то обстоятельство, что отсутствие срока исковой давности при отмене решений по вопросам гражданства

Судебная практика судов общей юрисдикции по вопросам об отмене решений по вопросам гражданства РФ довольно однообразна. Из ее анализа следует, что в основном граждан РФ лишают гражданства за невнесение сведений о ближаших родственниках (несовершеннолетние дети, жены) в заявление о приеме в гражданство РФ.

Конституционный Суд РФ рассмотрел ряд жалоб граждан, в которых оспаривалась конституционность статьи 22 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Имею ввиду следующие определения:

- Определение КС РФ от 21.04.2011 г. №544-О-О

- Определение КС РФ от 22.04.2010 г. №664-О-О

- Определение КС РФ от 25.10.2016 г. №2211-О

Одним из основных мотивов, по которым гражданам было отказано в удовлетворении их жалоб, судьи Конституционного СУда РФ указывалио, что статья 22 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает обязательный судебный контроль по вопросам такого рода, а следовательно не может рассматриваться как допускающая произвольное лишение гражданства РФ.

Однако тут можно вспомнить еще одно постановление Конституционного Суда, а именно.

Постановление КС РФ о N 7-П т 10.03.2016 г.

В своем постановлении КС подчеркнул, что по закону возбужденное производство может быть окончено приставом в связи с исполнением требований и при возвращении взыскателю исполнительного документа. В обоих случаях судебный пристав-исполнитель обязан окончить производство и вернуть взыскателю исполнительный документ, что не является препятствием для повторного обращения взыскателя в пределах установленного законом трехлетнего срока.

Вместе с тем в законе говорится, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению может прерываться и впоследствии возобновиться, причем время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. При этом от взыскателя не требуется указания мотивов своего решения об отзыве и новом взыскании. Это обещает должнику бесконечное пребывание под угрозой применения к нему мер принудительного исполнения, что приводит к нарушению прав должника, в том числе неопределенному по времени выведению его имущества из сферы гражданского оборота, ограничению его права собственности и препятствиям эффективной судебной защите.

То есть по смысле данного постановления КС РФ такое бессрочное пребывание должника под угрозой применения к нему принудительных мер ограничивает его прав собственности

С учетом вышеизложенного становится непонятным, почему законоадатель избегает правовой определенности в данном вопросе и почему из дейтсвующего ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" исклчен срок давности. Ведь по сути это довольно серйозное ограничение, которое нависате над гражданином как дамоклов меч фактически всю жизнь.

P.S. На мой взгляд текст получился нескольку сумбурным, так как опыт написания статей у меня практически отсутствует. В следующей статье постараюсь привести анализ механизмов отмены решений по вопросам гражданства в других странах и сравнить его с дейтсвующим на территории РФ

Отмена решения о приеме в гражданство - действие компетентного должностного лица, направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшего гражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства.
Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Следует отметить, что ранее действовавший закон о гражданстве предусматривал отмену решения только о приеме в гражданство. Сейчас законом предусмотрена также отмена решения о прекращении гражданства, которая производится при установлении в судебном порядке факта предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений. Также, закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отмену решений о приобретении гражданства, но не распространял отмену решений на супруга и детей лица, совершившего подлог документов или сообщившего ложные сведения, если их осведомленность не доказана. Сейчас же законом предусмотрена отмена решения в целом, без оговорок относительно супруга и детей.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Согласно Конституции РФ ст.89 п. «а», Президент РФ решает вопросы гражданства РФ. Таким образом, и отмена решений по вопросам гражданства должна относиться к его компетенции. Также, полномочными органами являются территориальные органы внутренних дел. Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. Если в порядке прохождения процедуры изменения гражданства у полномочных органов возникает сомнение в подлинности документов либо в правдивости представленных сведений, они могут обратиться с заявлением в суд для решения вопроса в порядке уголовного (гражданского) производства.



Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации составляется по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации или Министерством иностранных дел Российской Федерации. В заключении указываются основания принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств, а также статья Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации. Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение. Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения. Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов. Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных. В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением. При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации

29. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Российского закона, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пока нет. В бывшем Союзе ССР 24 июня 1981 г. был принят Закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР».* В нем закреплены общие принципы их правового положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность. До принятия соответствующего закона в Российской Федерации он действует на ее территории в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации характеризуются демократическими, интернационалистскими началами.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. В федеральных законах назначение на определенные должности или занятие отдельными видами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью к российскому гражданству.

Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры. Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.

Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируются свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.

Иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

К числу особенностей статуса иностранных граждан в Российской Федерации относится отсутствие у них права избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах). При определенных условиях они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления и местном референдуме.

Иностранные граждане не несут обязанности военной службы врядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускаются передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

При соблюдении установленных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Статьи 26–28 определяют основания, по которым въезд и выезд могут быть не разрешены.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц.

Принятие федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации является актуальной задачей в связи со все возрастающим притоком в страну иностранных граждан как легальным, так и нелегальным путем.

В ст. 63 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Основанием предоставления политического убежища является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежносги или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При наличии ряда оснований политическое убежище не предоставляется: если действия, явившиеся поводом для преследования, признаются в России преступлением, или лицо виновно в совершении действий, которые признаются в России преступлением, или противоречат целям и принципам ООН; если лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; если лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; если лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»); если лицо представило заведомо ложные сведения; если лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Ходатайство на имя Президента о предоставлении политического убежища направляется в территориальный орган Федеральной миграционной службы России. Этот орган рассматривает вопрос, запрашивает заключение Министерства Внутренних Дел, Министерства иностранных дел, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением. Комиссия вносит свои предложения Президенту для принятия им решения. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Лицу, которому предоставлено политическое убежище, выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством и оформляется вид на жительство.

Получившее политическое убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Право на политическое убежище утрачивается в случаях возврата лица в страну, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территотии России; приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции).

30. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо­ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на­циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре­ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право­вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:

· работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,

· приобре­тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),

· ходатайствовать о получении российско­го гражданства.

Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус­ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде­лы России на постоянное жительство, при умышленном пред­ставленииложных сведений, добровольном принятии защиты го­сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го­сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст­ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото­рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за­коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо­гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе­ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права­ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно­сти органов государственной власти, органов местного само­управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

31. Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.

Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляют собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.

Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Правам человека присущи следующие признаки:

они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;-

складываются объективно и не зависят от государственного признания;-

принадлежат индивиду от рождения;-

являются непосредственно действующими;-

имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);-

признаются высшей социальной ценностью;-

выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;-

представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;-

их признание, соблюдение и защита являются обяза-нностью государства.

Каждый индивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству имеются следующие права:

– права российских граждан;

– права иностранных граждан;

– права лиц с двойным гражданством;

– права лиц без гражданства.

Основные права и свободы гражданина – прежде всего конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст. 17, п. 2 Конституции РФ).

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции РФ выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело – свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождественен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле.

Отмена решения о приеме в гражданство - действие компетентного должностного лица, направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшего гражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Следует отметить, что ранее действовавший закон о гражданстве предусматривал отмену решения только о приеме в гражданство. Сейчас законом предусмотрена также отмена решения о прекращении гражданства, которая производится при установлении в судебном порядке факта предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений. Также, закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отмену решений о приобретении гражданства, но не распространял отмену решений на супруга и детей лица, совершившего подлог документов или сообщившего ложные сведения, если их осведомленность не доказана. Сейчас же законом предусмотрена отмена решения в целом, без оговорок относительно супруга и детей.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Согласно Конституции РФ ст.89 п. «а», Президент РФ решает вопросы гражданства РФ. Таким образом, и отмена решений по вопросам гражданства должна относиться к его компетенции. Также, полномочными органами являются территориальные органы внутренних дел. Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. Если в порядке прохождения процедуры изменения гражданства у полномочных органов возникает сомнение в подлинности документов, либо в правдивости представленных сведений, они могут обратиться с заявлением в суд для решения вопроса в порядке уголовного (гражданского) производства.

Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения.

Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов.

Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.

В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации

Оптация также является одним из оснований прекращения российского гражданства.