Исправительные работы ук. Наказание в виде исправительных работ

Обвинительный приговор выносится в России исключительно судебной инстанцией. Только она может признать виновность человека. Соответственно, суд назначает Оно зависит от тяжести совершенного преступления. Далее в статье рассмотрим некоторые виды основных наказаний, предусмотренных уголовно-правовой системой.

Ответственность

В УК предусматриваются различные наказания за преступления. Их можно подразделить на:

  1. Основные.
  2. Дополнительные.
  3. Комплексные. Они могут выступать как дополнительными, так и основными.

К первой группе относят:

  1. Разные виды обязательных работ.
  2. Ограничение свободы.
  3. Арест.
  4. Принудительные работы.
  5. Тюремное в том числе).
  6. Ограничение в военной службе.
  7. Разные виды исправительных работ.
  8. Содержание в дисциплинарной части.

Список наказаний указан в 44-й статье УК. Санкции, включенные в систему, действуют в определенном соотношении и соподчинении. Некоторые могут назначаться только в качестве основных, другие - только как дополнительные. Определенные санкции применяются к любым виновным, иные - только к специальным субъектам.

Обязательные работы как вид уголовного наказания

Они предусматриваются в ст. 49 УК. В ходе отбывания этой меры пресечения осужденные могут пользоваться всеми правами и выполнять обязанности наравне с прочими гражданами, но с некоторыми ограничениями. Их устанавливают обвинительный приговор и условия исполнения данной санкции. Осужденному вменяется в обязанность безвозмездно выполнять в свободное время общественно-полезную деятельность. Конкретные действия, которые должен осуществлять гражданин, определяются структурами местной власти по согласованию с исполнительной инспекцией.

Продолжительность

Срок обязательных работ устанавливается в часах. Он не может быть меньше 60 и больше 240 часов. Закон допускает привлечение к общественно-полезной деятельности не более чем на 4 и тогда, когда осужденный не занят на основном рабочем месте. В рабочее время допускается привлекать гражданина не более чем на 2 часа после окончания профессиональной деятельности на предприятии. С его согласия продолжительность работ в такие дни может быть увеличена вдвое.

Несовершеннолетние

Обязательные работы как вид уголовного наказания применяются к лицам, которые не достигли 18 лет. Для них продолжительность их отбывания сокращена и составляет 40-160 часов. В ч. 3 статьи 88 УК разъясняется, что несовершеннолетним назначается посильная деятельность в соответствии с их индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Привлечение к общественно-полезным мероприятиям допускается в свободное от обучения или основной работы время. Длительность занятости не должна превышать 2 ч/день для 15-летних и 3 ч/день для лиц старше 15 лет.

Режим исполнения

Обязательные работы как вид уголовного наказания преследуют цель исправления субъекта и предотвращения совершения новых преступлений как непосредственно им самим, так и другими гражданами. Исполнение санкции, назначенной судом, осуществляется уполномоченными органами. В их функции входят:

  1. Учет осужденных.
  2. Разъяснение порядка, в соответствии с которым виновные отбывают наказание.
  3. Согласование с местными органами власти списка объектов, на которых будет осуществляться общественно-полезная деятельность.
  4. Контроль над поведением осужденных.
  5. Суммарный учет отработанного времени.

Исполнительная инспекция, получив решение и распоряжение суда, заводит на осужденного личное дело. В нем отражается процесс выполнения субъектом вмененного наказания. Инспектор вызывает гражданина на беседу. В ходе нее разъясняются правила осуществления общественно-полезной деятельности, уточняются и проверяются данные анкеты осужденного, выясняется информация, которая имеет значение для обеспечения контроля его поведения. В конце беседы гражданин получает предписание. Обязательные работы как вид уголовного наказания могут назначаться не позже 15 дней с даты поступления в исполнительную инспекцию распоряжения и копии решения суда.

Определение объекта

При установлении вида обязательных работ учитываются:

  1. Место проживания.
  2. График учебы/основной работы.
  3. Состояние здоровья.
  4. Профессиональные навыки.
  5. Возрастные особенности.

Инспекция согласовывает с местными органами власти, в какую именно организацию следует направить осужденного, а также перечень обязательных работ, которые он может выполнять. После этого на предприятие отправляется извещение вместе с копией судебного акта. В уведомлении администрации организации разъясняются ее права и обязанности, условия отбывания осужденным наказания, ответственность за неисполнение постановления.

Задачи предприятия

Администрация организации, в которую направлен осужденный, осуществляет:

  1. Контроль исполнения гражданином вмененных ему работ.
  2. Информирование исполнительной инспекции о количестве часов или уклонении осужденного от общественно-полезной деятельности.

Администрация предприятия должна:

  1. Утвердить приказ о приеме гражданина на работу по постановлению суда.
  2. Ознакомить осужденного с правилами, действующими на предприятии, под расписку.
  3. Вести ежедневно табель, в котором отражается количество часов, отработанных осужденным, отправлять его копии в инспекцию каждый месяц.
  4. Уведомлять контрольный орган о непосещении гражданином места деятельности и нарушениях, которые были им допущены.

Обязанности осужденных

Граждане, привлеченные к обязательным работам, должны:

  1. Следовать на предприятии на протяжении всего периода, указанного в судебном решении.
  2. Извещать исполнительную инспекцию о смене места проживания.

Предоставление гражданину на основном месте занятости ежегодного отпуска не избавляет его от обязанности отбывать обязательные работы.

Ст. 50 УК

В этой статье разъясняются особенности исправительных работ. Они считаются традиционными для отечественного УК. могут назначаться осужденному, который не имеет основного места занятости. Они отбываются в местах, которые устанавливаются местным органом власти по согласованию с исполнительной инспекцией в пределах территории проживания гражданина. Суть санкции состоит в психологическом воздействии на субъекта, ограничении ряда его трудовых прав, удержании из его зарплаты от 5 до 20% в пользу государства.

Принудительные работы

Они были включены в УК в декабре 2011 года. Применять их непосредственно на практике предполагалось в 2013 году. Исполнительная система, однако, оказалась к этому не готова (из 30 планировавшихся было создано менее 10 специализированных центров для осужденных). В связи с этим принудительные работы было решено ввести в 2014 году. В сентябре 2013 г., однако, Минюст подготовил законопроект, в соответствии с которым из-за нехватки финансирования на создание специализированных центров введение этой санкции в действие предполагается отложить до 2017 г.

Суть меры

Принудительный труд применяется как альтернатива тюремному заключению. Его назначают в случаях, установленных в статьях особенной части, - за совершение деяний средней либо небольшой тяжести, а также за первое в жизни осужденного тяжкое преступление. Если суд приходит к выводу, что исправление субъекта возможно без реального заключения в тюрьму, то лишение свободы может быть заменено более мягкой санкцией. Продолжительность ее - от 2 месяцев до 5 лет. Принудительный труд не назначается, если суд вменяет виновному тюремное заключение длительностью более пяти лет.

Дополнительно

Принудительные работы предполагают привлечение осужденного к деятельности в местах, устанавливаемых органами и учреждениями уголовно-исполнительной структуры. Из зарплаты гражданина в пользу государства осуществляются удержания. Они перечисляются на р/с соответствующего территориального подразделения УИС. Размер удержания устанавливает суд в пределах 5-20% от суммы заработка. При уклонении гражданина от отбывания наказания их заменяют тюремным заключением из расчета 1:1 (день прогула равен дню лишения свободы). Данная мера не применяется к военнослужащим, несовершеннолетним, беременным и женщинам, имеющим на иждивении детей до 3 лет, лицам, которые признаны инвалидами 1 или 2 группы, мужчинам после 60 и женщинам после 55 лет.

Курсовая по уголовному праву(общая часть) на тему «исправительные работы как вид уголовного наказания»

Введение……………………………………………………………………....3

I) Понятие исправительных работ……………………………….................4

II) Цели исправительных работ как вида уголовного наказания................8

III) Порядок исполнения наказания……………………………...................14

Заключение……………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………….25

Введение

Достижение целей наказания, как меры воздействия на того, кто совершил преступление, во многом, как уже отмечалось, обеспечивается соблюдением принципа индивидуализации. А это, в свою очередь, возможно лишь при наличии в законе широкого спектра разных видов наказаний. Именно в законе, поскольку перечень наказаний определяет закон (ст. 2 УК). Значение исчерпывающего перечня состоит в том, что суд не может назначить осужденному такое наказание, которого в нем нет.

По возможности определения срока все виды наказаний можно разделить на две группы: срочные (исправительные работы, обязательные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе, ограничение свободы, лишение свободы) и разовые (одноактные - штраф, конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь). При исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ.

Исправительные работы - традиционный для уголовного права нашей страны вид наказания. В новом УК РФ исправительные работы предусмотрены в санкции 83 составов преступлений. Кроме того, в 20 составах против военной службы указаны санкции в виде ограничения по военной службе, назначаемые вместо исправительных работ. Рассмотрим более подробно вид уголовного наказания - исправительные работы.

Понятие исправительных работ

Исправительные работы как вид уголовного наказания заключаются в принудительном привлечении осужденного к труду по основному месту его работы на срок, указанный в приговоре, с удержанием в доход государства определенной доли его заработка (ст.50УК). Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы применяются, как правило, когда данный вид наказания предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК. В содержании этого наказания предметно реализуется принцип гуманизма уголовного права. Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает работать в той же организации (учреждении, предприятии), где он работал до осуждения. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным со стороны администрации и трудового коллектива, а при благоприятных семейных условиях и со стороны близких. В то же время данный вид наказания обладает несколько большей репрессивностью по срав­нению с обязательными работами, главным образом за счет ущемления материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства части его заработка. Таким образом, карательный характер исправительных работ проявляется, во-первых, в обязательности труда осужденного в прежней или иной организации. В период отбывания наказания труд осужденного носит принудительный характер. Во-вторых, как уже было сказано, в материаль­ном воздействии - удержании части его заработка.

Указание уголовного закона на то, что исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, не означает оставления его в прежней должности. Преступления нередко бывают связаны именно с занимаемой должностью. Поэтому лицо может быть, а в ряде случаев и должно быть, переведено на другую должность, на новое место работы. Важно лишь то, чтобы приговор исполнялся там, где работает осужденный. Уголовный кодекс устанавливает предельные сроки исправительных работ - от двух месяцев до двух лет (ч. 1 ст. 50). Регламентируются в УК и размеры удержаний из заработка осужденного: они установлены в пределах от пяти до двадцати процентов (ч. 2 ст. 50).

Предусмотрена также ответственность за злостное уклонение от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам: суд в таких случаях может заменить неотбытую часть наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. З ст.50УК). Как видно из текста закона, при замене исправительных работ другим, более строгим наказанием соотношение их (кратность) определяется степенью тяжести того наказания, которым они заменяются. Поскольку наиболее суровым из них является лишению свободы, закон устанавливает соотношение один к трем.

Исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции. Порядок их исполнения регулируется уголовно-исполнительным законодательством. Приговоры обращаются к исполнению не позднее 15 дней со дня поступления в инспекцию распоряжения суда. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет, осужденные контролируют соблюдение ими условий отбывания наказания и исполнение предписаний приговора. Администрация по месту работы осужденного осуществляет контроль за поведением осужден­ных, производит удержания из зарплаты осужденного и перевод удержанных сумм в установленном порядке, уведомляет инспек­цию о переводе осужденного на другую работу или увольнении, об уклонении его от отбывания наказания и т.п., применяет меры поощрения и взыскания.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать ус­тановленный порядок и условия отбывания наказания, добросо­вестно трудиться, выполнять дополнительные обязанности и запре­ты, наложенные на них уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться само­стоятельно либо встать на учет в центре занятости. Он не вправе отказываться от предложенной центром занятости работы. Осуж­денному в период отбывания наказания запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения инспекции. Во время отбывания наказания осужденному админи­страцией предприятия, где он работает, по согласованию с инспек­цией предоставляется очередной отпуск продолжительностью 18 дней.

Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает возможность возложения на осужденных к данному виду наказа­ния дополнительных обязанностей и запретов. К их числу относят­ся (с учетом степени и характера опасности преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания): запрещение пребывать вне дома в определенные часы, выезжать с места жительства в выходные дни, а также в период отпуска, пребывать в определенных местах города (округа); обязанность до двух раз в месяц являться в орган внутренних дел на регистрацию (обязанности и запреты устанавливаются на срок до 6 месяцев). В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам; при длительной болезни инспекция входит с представлением в суд об освобождении его от отбывания наказания. В то же время в срок наказания не засчитывается время, когда осужденный не работал (кроме случаев болезни), а также время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением. За хорошее поведение и добросовестный труд осужденным могут быть сокращены сроки и объем обязанностей и запретов (см. ст. 45 УИК).

Осужденные, доказавшие свое исправление, могут быть представлены к условно-досрочному освобождению от наказания, за нарушение порядка и условий отбывания данного наказания к осужденным может применяться взыскание в виде предупреждения о замене исправительных работ ограничением свободы о злостном уклонении от отбывания наказания инспекция на­бавляет в суд представление о замене этого наказания другим. Злостным уклонением уголовно-исполнительный закон считает: повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после письменного предупреждения либо если осужденный скрылся с целью уклониться от отбывания наказания. В Федеральном законе “О введении в действие Уголовного ко­декса Российской Федерации” от 13 июня 1996 г. в связи с тем, что новый УК предусматривает отбывание исправительных работ только по месту работы, предписано, что лицам, осужденным к исправительным работам не по месту работы осужденного (по ст. 27 УК 1960 г.), назначенное наказание заменяется штрафом в размере суммы, подлежащей удержанию в доход государства. Выплаченные на момент введения в действие УК суммы подлежат зачету. Назначенный в этом случае штраф не может превышать максимального размера штрафа, предусмотренного в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. По содержанию исправительные работы относятся к подсистеме наказаний, ограничивающих трудовые и связанные с ними экономические права. По самостоятельности назначения - к основным, по срочности - к срочным видам наказания. Исправительные работы отнесены законодателем к основным видам наказания. Как таковые они могут применяться лишь в случаях, когда предусмотрены санкцией статьи Особенной части. Кроме того, исправительные работы могут быть определены осужденному в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе (ст. 64), и при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65). При отбывании исправительных работ труд является принудительным, о чем свидетельствуют соответствующие нормы УИК РФ, предусматривающие ряд ограничений в процессе трудовой деятельности осужденного.

Исправительные работы могут отбываться только трудоспособными осужденными. Поскольку Трудовой кодекс РФ устанавливает, что привлекаться подростки, как правило, начиная с 16-летнего возраста, следует признать, что данное наказание не может назначаться лицам моложе этого возраста. Достоинство данного наказания в том, что оно приведет к трудоустройству неработающих осужденных. Вместе с тем, большинство осуждавших к этому наказанию к моменту осуждения имели работу. Им нельзя будет назначить исправительные работы. Суд фактически встает перед дилеммой: лишение свободы или штраф, ибо предусмотренные в УК обязательные работы, ограничение свободы и арест, помещенные между штрафом и лишение свободы, не применяются, поскольку ни арестных домов, ни исправительных центров, ни полноценных уголовно-исполнительных инспекций, способных исполнять контроль за исполнением обязательных работ, в уголовно-исполнительной системе пока еще нет. Не предусмотрено для этого и финансовых ассигнований. Если учесть финансовое положение многих осужденных, которые попросту не смогли бы заплатить штраф, становится ясно, что многие из них окажутся в местах лишения свободы. В итоге применение исправительных работ может сократиться.

Цели исправительных работ как вида уголовного наказания

Цель наказания – восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого и предупреждение совершения новых преступлений, т.е. достижение социальных результатов, к которым стремится законодатель и суд, устанавливая в санкциях статьи Уголовного кодекса и применяя к виновному лицу конкретную меру наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ).

Согласно ст.43 УК Уголовного Кодекса РФ 1996 года «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений». Причём, «наказание не ставит перед собой цель причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах). Впервые подобное определение целей уголовного наказания было дано в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Согласно Уложению наказание должно преследовать три цели:- восстановление социальной справедливости,- исправление,- устрашение.

Цель восстановления социальной справедливости заключается в том, чтобы оградить государство, общество и каждую личность в отдельности, от произвола преступности. Наказание виновного должно свидетельствовать о торжестве справедливости и законности в обществе; сама деятельность правоохранительных органов ориентирована, прежде всего, на восстановление справедливости, нарушенной в результате противоправного деяния, носящего общественно-опасный характер.

Цель исправления осуждённого заключается в том, чтобы лицо, в отношении которого применяется наказание, стало добропорядочным членом общества, уважающим его законы. На цель исправления обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда от 11.07.72 г. №5 «О практике применения судами исправительных работ без лишения свободы»- наказание в виде исправительных работ имеет важное предупредительное и воспитательное значение в отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, исправление которых возможно без изоляции их от общества; подчёркивается, что назначение этого наказания является эффективным средством исправления правонарушителей. А в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971 года «О судебной практике условно-досрочного освобождения осуждённых от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким» имеются указания – в пункте 2 говориться, что «доказательством исправления осуждённого служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних – и к обучению».

Новый УК от 1996 года не связывает цель исправления с перевоспитанием, т.к. воспитание – это длительный процесс, который длится всю жизнь и поэтому нереально ожидать от осуждённого перевоспитания за 3-5 лет. Важно, чтобы он не совершал новых преступлений, а по какой причине – из-за боязни наказания или в силу внутренней нравственной переоценки – не столь важно. Традиционно наиболее важными целями наказания считается общее и специальное предупреждение преступления. Учёные считают, что предупредительная значимость наказания – не в его жестокости, а в его неотвратимости. Предупредительное воздействие наказания состоит из общего и частного предупреждения. Общее предупреждение подразумевает, что принудительное воздействие на осуждённого имеет следствием то, что другие лица удержаться от такого же преступного посягательства в дальнейшем. Под частным предупреждением понимается профилактика совершения новых преступлений самим осуждённым.

Существуют две точки зрения о задачах частного предупреждения:1) её задача состоит в создании особых условий во время отбывания наказания, исключающих мысль о возможности совершить новое преступление;2) под частной превенцией понимается создание условий, устраняющих возможность совершить преступления только во время наказания. Частное предупреждение следует отличать от исправления. При исправлении основная задача заключается в том, чтобы впредь не совершались преступления, а при частном предупреждении главным является показать преступнику, что за его противоправное поведение он в обязательном порядке будет наказан.

В современной уголовной политике в области применения наказания существуют три направления, по которым реализуется цель предупреждения:1) сокращение реального применения лишения свободы;2) расширение возможностей исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, прежде всего исправительных работ и штрафа;3) дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы.

Цели наказания достигаются органическим единством его назначения и исполнения. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности виновного. Только тогда оно будет максимально способствовать достижению поставленных перед ним целей. Также не менее значимо и надлежащее исполнение назначенного наказания. На сегодняшний день законодатель закрепил ставшую традиционной в теории уголовного права концепцию наказания - меры государственного принуждения. Исправительные работы предусмотрены санкциями ст.115,118,125,129 и др. за нетяжкие преступления (умышленное причинение легкого вреда здоровью, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности и др.). Исправительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка в доход государства определенной части. В связи со сложностями экономического развития в России применение данного вида наказания в последние годы уменьшается. Например, если в 1992 г. этот вид наказания был назначен 19,5% осужденным, то уже в 1993 г. - 18,1%. В 1994г. - 14,8%. в 1995 г. - 9,4%. в 1996 г. - 8,2%.Так, в 2002 г.-5% .

Серьезные изменения в системе наказаний произошли с принятием УК РФ 1996 года. Видами наказания теперь являются: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) конфискация имущества; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

Следует сказать, что уголовное законодательство Российской Федерации содержит наибольшее количество наказаний по сравнению с другими развитыми странами мира. В зарубежных государствах применяются два - четыре основных наказания, в их числе лишение свободы, штраф и смертная казнь (там, где она не отменена). В УК РФ - тринадцать видов наказания. Теоретические исследования, анализ практики исполнения отдельных наказаний, изучение истории и опыта применения зарубежного уголовного законодательства позволяют заявить, что обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и арест в рыночных условиях, которые сложились в России, реальной перспективы для применения в борьбе с преступностью не имеют.

В ст. 21 УК РСФСР 1960 года виды наказаний перечислялись от более строгих к менее строгим, а в УК РФ 1996 года они расположены в обратном порядке. На первый взгляд, ничего тут особенного нет, от перемены мест ничего не меняется. Однако это не так. В уголовном законодательстве порядок размещения видов наказания имеет важное правовое значение. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 80 УК РФ при замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК. Часть 1 ст. 60 УК предписывает, что при назначении наказания суд должен соблюдать требования закона: "...более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания". Закон предусматривает, что исправительные работы являются более суровым видом наказания, чем штраф. Казалось бы, что это аксиома, но на практике она подвергается сомнению.

Так, по ч. 1 ст. 158 УК судом может быть назначен в качестве основного вида наказания как штраф от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда, так и исправительные работы от одного года до двух лет .Возьмем минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 158 УК, т.е. 200 минимальных размеров оплаты труда. Представим, что минимальным размером оплаты труда является 100 руб. Значит, осужденный должен будет заплатить штраф в размере 20 тыс. рублей. Возьмем и нижнюю границу удержания при исправительных работах, т.е. пять процентов от месячной заработной платы.

Представим, что средняя месячная зарплата составляет 800 руб. Поэтому осужденный к исправительным работам будет ежемесячно платить 40 руб. Если он осужден к одному году исправительных работ, то уплатит всего 480 руб. Рассмотрим другой вариант: виновное лицо осуждено к максимальному размеру штрафа - к 700 минимальным размерам оплаты труда, т.е. ему придется уплатить 70 тыс. рублей штрафа. Если же виновный будет осужден к двум годам исправительных работ с удержанием из заработной платы двадцати процентов ежемесячно, то за два года он выплатит всего 3840 руб. Эти несложные расчеты говорят о том, что штраф для лица, совершившего преступление (например - кражу), является более строгим видом наказания, чем исправительные работы, и материальные последствия для него при штрафе более серьезны. Существующее положение противоречит еще и следующему. Согласно ч. 5 ст. 46 УК в случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется исправительными работами. По замыслу законодателя замена штрафа исправительными работами является мерой, усиливающей наказание. Приведенный расчет свидетельствует об обратном. Изучено более 50 приговоров, вынесенных по ч. 1 ст. 158 УК, по которым назначено наказание в виде исправительных работ. При этом ни в одном приговоре суд не объяснял, почему им был избран такой вид наказания, а не более мягкий, т.е. штраф. Нет сомнения, что суд поступает так именно потому, что исправительные работы - фактически более мягкий вид уголовного наказания, чем штраф.

Рассмотрим более подробно вид уголовного наказания - исправительные работы.Карательный характер этого вида наказания связан с определенным ограничением трудовых и экономических прав осужденного. Это проявляется прежде всего в том, исправительные работы предполагают принудительный труд, что не всегда может совпадать с трудовыми интересами виновного. Например, в процессе отбывания наказания осужденный к исправительным работам не может по собственному желанию уволиться без письменного разрешения уголовно- исполнительной инспекции, срок отбывания исправительных работ не засчитывается в общий непрерывный трудовой стаж. Дополнительные ограничения может наложить и уголовно-исполнительная инспекция - с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности осужденного и других обстоятельств, в частности, запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, обязать его являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Такие ограничения также входят в карательную составляющую исправительных работ как вида уголовного наказания.

В юридической литературе встречается мнение о том, что исправительные работы представляют собой замаскированный штраф, взимаемый в рассрочку. Внешне это действительно выглядит так. Однако есть и существенные различия. Так, если штраф - это обычно единовременное взыскание, то исправительные работы протяженны по времени; штраф не сопряжен с ограничениями трудовых прав, а исправительные работы, как было показано, сопряжены; штраф может быть и основным, и дополнительным видом наказания, в то время как исправительные работы - только основным; штраф может назначаться и нетрудоспособным лицам, а исправительные работы - только трудоспособным лицам. Соответственно не могут быть идентичными и специфические цели штрафа и исправительных работ. Не могут совпадать такие цели исправительных работ и лишения свободы, несмотря на то что в обоих случаях имеет место принудительный труд, так как отбывание наказания в случае исправительных работ отбывается без изоляции осужденного от общества.

С учетом изложенного полагаю, что специфической целью исправительных работ как вида уголовного наказания является привлечение осужденного к принудительному труду, сопряженное с частичной компенсацией как прямого материального ущерба, так и ущерба нематериального характера, причиненного преступлением, и исправительным воздействием на осужденного.

Порядок исполнения наказания

Исполнение наказания в виде исправительных работ регламентируется ст. 39-46 УИК РФ и реализуется уголовно-исполнительными инспекциями. Инспекция не позднее 15 дней со дня получения соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) обязана привлечь осужденного к отбыванию наказания по основному месту работы.

Исправительные работы сейчас существуют лишь одного вида - по месту работы осужденного и выражаются в ряде право ограничений лица, отбывающего данный вид наказания (удержания из заработной платы в размере, установленном приговором суда, запрещение увольнения с работы по собственному желанию, ежегодный отпуск предоставляется лишь в размере 18 рабочих дней). Осужденный может уволиться с работы по собственному желанию лишь с письменного разрешения инспекции (с проверкой обоснованности причин увольнения); отказ в увольнении должен быть мотивированным, он может быть обжалован осужденным в установленном порядке.

Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней. Если осужденный не имеет работы, то он обязан устроиться на работу самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им, а также администрации организаций, где работают осужденные, порядок и условия отбывания наказания и требования приговора. Инспекции проводят с осужденными воспитательную работу, контролируют их поведение, применяют меры поощрения и взыскания, а также устанавливают дополнительные обязанности и запреты. В необходимых случаях они направляют осужденных в службы занятости для трудоустройства, дают разрешение на увольнение по собственному желанию, принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин. Инспекции проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных, готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Кроме того, инспекции в случае злостного уклонения осужденных от отбывания исправительных работ могут входить в суд с представлением о замене исправительных работ другим более строгим видом наказания. Для осужденных, отбывающих исправительные работы, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, их личности, поведения во время отбывания наказания в целях предупреждения совершения новых правонарушений, уголовно-исполнительная инспекция вправе запретить пребывание осужденного вне дома в определенное время суток, запретить ему покидать место жительства в выходные дни, а также во время отпуска либо пребывать в определенных местах района, города. Кроме того, может обязать осужденного до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации. Все эти обязанности и запреты могут быть установлены на срок до шести месяцев, а в случае необходимости продлены на такой же срок в пределах срока отбывания исправительных работ.

Отсутствие работы у осужденного не освобождает его от исполнения возложенных на него обязанностей и соблюдения запретов. Основными обязанностями осужденных к исправительным работам являются соблюдение порядка к условий отбывания наказания, добросовестное отношение к труду, исполнение возлагаемых на них дополнительных обязанностей и устанавливаемых запретов, а также являться по вызову в инспекцию.

Закон определяет, что срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания . Осужденный обязан отработать все рабочие дни, приходящиеся на календарный месяц, если он этого не сделал без уважительных причин, то отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки количества рабочих дней. Уважительными причинами признаются все случаи невыходов на работу, при которых сохраняется заработная плата, либо лицо было признано безработным. Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, из инспекции копии приговора суда и других документов. При суммарном учете рабочего времени срок наказания исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов. В срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал без уважительных причин, а также время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним. Не засчитывается в срок наказания, кроме того, и время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время пребывания под стражей по другому делу.

Если осужденный заболел тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, инспекция направляет в суд представление об освобождении от отбывания наказания. В случае наступления беременности осужденной, инспекция также входит в суд с представлением об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Закон возлагает на администрацию организации, в которой работает осужденный, определенные обязанности: правильно и своевременно производить удержания из его заработной платы и перечислять удержанные суммы в соответствующий бюджет, осуществлять контроль за поведением осужденного на производстве и содействовать инспекции в проведении воспитательной работы; соблюдать условия исполнения и отбывания наказания, установленные правовыми нормами. Кроме того, администрация обязана уведомлять инспекции о примененных мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительно сообщать о переводе осужденного на другую должность или о его увольнении с работы. За неисполнение указанных обязанностей соответствующие должностные лица могут быть привлечены к ответственности. В случае ухудшения материального положения осужденного инспекция, сам осужденный, администрация организации, в которой он работает, могут обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного. Суд принимает решение о таком снижении с учетом всех доходов осужденного.

В качестве мер поощрения инспекция может сократить сроки и объем обязанностей и запретов, которые были применены к осужденному. Кроме того, к осужденным, доказавшим свое исправление, может быть применена такая мера поощрения, как представление к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. Нарушениями порядка и условий отбывания наказания являются: не поступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение того же срока; неявка в инспекцию без уважительных причин; нарушение установленных обязанностей и запретов; прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В качестве взыскания инспекция может в письменной форме предупредить о замене исправительных работ другим более строгим видом наказания. Если осужденный повторно после объявления ему предупреждения нарушил порядок и условия отбывания наказания либо скрылся с места жительства и местонахождение его неизвестно, то такой осужденный признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск к может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток. В отношении таких осужденных инспекция направляет в суд представление о замене не отбытой части исправительных работ другим видом наказания - ограничением свободы (из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ), арестом (из расчета один день ареста за два дня исправительных работ) и лишением свободы (из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ).

Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Статья 42 УИК РФ регламентирует исчисление срока исправительных работ. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу. Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.

В случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от отбывания наказания. В случае наступления беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов. В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

Статья 43 УИК определяет обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам. На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются: · правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке; · контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных настоящим Кодексом; · уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы. Неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 44 УИК определяет порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Статья 46 УИК РФ определяет ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются: · неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; · неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; · прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в части первой настоящей статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ в случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ. Согласно ч.5 ст. 50 исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Существенной новеллой в новой редакции УК РФ является то, что исправительные работы назначаются только лицам, не имеющим постоянного места работы. Данная новелла направлена на увеличение эффективности применения уголовного наказания. Работающим лицам в этом случае может быть назначена более действенная мера наказания, которая окажет на них более ощутимое воспитательное воздействие. В данном случае возможно назначение обязательных работ, которые осужденный обязан отбывать во время свободное от основной работы на различных муниципальных объектах. В то же время, работающим лицам может быть назначено наказание в виде штрафа, которое по замыслу законодателя окажет более существенное воспитательное воздействие на осужденного, чем ранее применяемое наказание в виде исправительных работ, которое осужденные отбывали по основному месту работы. Назначение наказания в виде исправительных работ лицам, не имеющих постоянного места работы имеет своей целью обеспечить их социальную адаптацию с одной стороны, и оказать помощь органам местного самоуправления в укомплектовании малопрестижных вакансий на предприятиях муниципальной сферы, для работы на которые по замыслу законодателя должны направляться лица осужденные к исправительным работам. В данном случае законодатель по своему содержанию в плане места отбывания наказания приблизил исправительные работы к обязательным работам. Хотя возможно, было более бы целесообразным исключить их вообще из системы наказаний, полностью заменив обязательными работами как это делается и очень эффективно в странах Европы. В данном случае по отношению к осужденному наряду с карательной функцией выполняется социальная функция, заключающаяся в трудоустройстве. В данном случае законодатель не сделал никаких ограничений по профилю организаций, куда трудоустраивается осужденный – унитарное предприятие, коммерческое предприятие (ООО, АО и т.д.) или ПБОЮЛ. Подразумевается, что главным фактором в данном случае является факт заключения трудового договора. Весь вопрос в том, захочет ли работодатель заключить с таким работником трудовой договор.

В теории российского уголовного права исправительные работы оценивались неоднозначно. Так, М.М.Исаев считал исправительные работы, отбываемые по месту работы, имущественным взысканием, замаскированным штрафом . В.Д.Меньшагин также называл исправительные работы замаскированным штрафом, взимаемым в рассрочку. Он пришел к выводу, что исправительные работы - более мягкое наказание, чем собственно штраф, так как соответствующая сумма уплачивается осужденным не сразу . Вместе с тем исправительные работы отличаются от штрафа следующими признаками: · По характеру исполнения - штраф, как правило, единовременное взыскание (за исключением рассрочки платежа), исправительные работы, протяженные во времени. · По социально-правовым последствиям - исправительные работы влекут за собой некоторые ограничения в трудовой деятельности, штраф таких ограничений не влечет. · По порядку исполнения этих видов наказания в случае уклонения от них осужденного - исправительные работы могут быть заменены ограничением свободы или лишением свободы, штраф этими видами наказания заменен быть не может. · Исправительные работы - только основной вид наказания, в то время как штраф может быть и основным, и дополнительным. · Исправительные работы не могут назначаться нетрудоспособным, штраф может быть назначен и таким лицам.

Заключение

Итоги сравнительного анализа криминогенной ситуации и практики применения норм УК невольно наводят на мысль, что преступность в России развивается сама по себе; законодатель творит законы, пытаясь привести их в соответствие со сложившейся обстановкой, а судебная практика идет своим путем.

Поэтому требуется постоянная координация законотворческой и правоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состояния преступности, ее общественной опасности. И одним из важнейших направлений является повышение эффективности использования санкций. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, неосторожных.

При характеристике служебной роли уголовно - правовой санкции как юридической гарантии достижения целей правового регулирования, предупреждения преступлений следует выделить прежде всего ее сдерживающую функцию. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел его совершить. Поэтому так важно при принятии соответствующей нормы тщательно сопоставить минимальный и максимальный пределы санкции с возможными уровнями опасности преступлений, ответственность за совершение которых устанавливается. Однако даже самая точная санкция может остаться декларацией при ее неправильном, не учитывающем сложившихся реалий применении.

1. Дементьев С.Н. Исправительные работы как меры уголовного наказания. Краснодар.2000.

2. Здравомыслов Б.В., Красиков Ю.А., Рарог А.И. "Уголовное право", М.: Мунускрипт,2003.

3. Здравомыслов В.М. Уголовное право. Общая часть. М.2005.

4. Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. - М.,2006.

5. Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Общая часть./ Учебник для вузов М., 2003

6. Конституция РФ 1993. М.,2007.

7. Костюк М. Объект уголовно-правовой охраны в исправительных учреждениях / Законность. 1999. № 10.

8. Куринов "Научные основы квалификации преступле­ний. Учебное пособие для студентов", М.: Издательство МГУ 1984

9. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М.2006.

10. Прожоров Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминогенная ситуация / Российская юстиция. 1999. № 8.

11. Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. Т. 2. М.,2007.

12. Уголовное право. /Под редакцией Козаченко И. Я. - М.: НОРМА,2006.

13. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ

14. Уголовный Кодекс РФ

15. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.2006.

С. 6 - Таганцев Н.С. Русское уголовное право./ Лекции. Часть общая: В 2 т. М., 2006

Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Общая часть./ Учебник для вузов
М., 2003

С. 4 - Сергеевский Н.Д. Русское уголовное право: Пособие к лекциям. Часть общая.
СПб, 2005

Уголовно- исполнительный кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 08.01.1998 N 11-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 16.03.1999 N 49-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 19.06.2001 N 85-ФЗ, от 11.06.2003 N 75-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ). "Российская газета" от 16.01.1997.

Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М., 1927. С. 165.

Меньшагин В.Д. О принудительных работах по месту работы//Социалистическая законность. 1938. N 12

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 50 УК РФ

Статья 50 УК РФ. Исправительные работы (действующая редакция)

1. Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

2. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

3. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

4. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

5. Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 50 УК РФ

Судебная практика по статье 50 УК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 45-О12-40, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Вместе с тем, в соответствии со ст. 308 ч. 1 п. 4 УПК РФ в резолютивной части обвинительного приговора должны быть указаны вид и размер наказания, назначенного подсудимому за каждое преступление, в совершение которого он признан виновным. Согласно ст. 50 УК РФ исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет, из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов...

  • Решение Верховного суда: Определение N 89-О11-6, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Вместе с тем, приговор подлежит изменению ввиду нарушения требований ст.50 УК РФ о назначении наказания в виде исправительных работ. В соответствии с положениями ст. 50 УК РФ наказание в виде исправительных работ устанавливается на срок от двух месяцев до двух лет при этом из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов...

  • Решение Верховного суда: Определение N 47-УД16-1, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Как следует из приговора, признав Кузьмина А.Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 139 УК РФ, суд назначил ему наказание в виде исправительных работ сроком на 6 месяцев. Вместе с тем согласно ст. 50 УК РФ исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет, из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов...

+Еще...

Если суд выносит определение в виновности подсудимого, а в качестве наказания принуждает его к работе, возникает вопрос для чего и что такое исправительные , а ответ заключен в сути и получении доходов в пользу государства.

Навигация по статье

Что представляет собой наказание

Существуют различные наказания за преступления на основании фактов изложенных в ходе судопроизводства, судья может назначить отработку подсудимому для искупления вины.

Что такое исправительные работы по решению суда – это принудительный труд на пользу общества, как основной вид наказания, который не может выражаться дополнением к штрафу или заключением под стражу. Из заработка на присужденной работе высчитывают определенную часть в казну .

Полезность такого искупления вины преступником оценили задолго до основания современного общества. Даже каторжане в царской России не изолировались в закрытых помещениях, они трудились, а заработанное перечислялось в государственную кассу. Таким же методом решались вопросы о невыплаченных .

Советские юристы часто применяли принудительный труд в виде своеобразного наказания. Что такое исправительные работы по УК РФ могут поведать многие осужденные до 2002 г. с их зарплаты велись перечисления в государственную пользу, и для этого не нужно было менять работу.

Согласно 50 статье УК РФ, в нее часто вносились поправки после 2003 г., то позволялось привлекать осужденных на основной работе или разрешалось наказывать всех имеющих должность, и совершенно неработающих.

Где можно отработать

Законодатели определили, что исправительные работы могут состоять на местах:


Если назначается исправительный труд на основной работе преступника, по сути, он является штрафной санкцией, которую постепенно выплачивает приговоренный.

С помощью психологического воздействия и ограниченных правовых свобод воспитывают у гражданина, преступившего , уважение к законодательным актам.

Разумеется, не все так радужно для преступника, когда он будет работать не на своей работе.

Трудиться на селе почти не возможно, так как там нет необходимых организаций, способных эффективно использовать труд осужденного, к тому же ему придётся выполнять действия в обществе совершенно незнакомых людей.

В каком порядке выполняют приговор

Только судья может определить степень преступления, насколько опасен преступник для окружающих и если посчитает, что нет необходимости его изолировать назначают принудительные работы. Часто виновнику нечем платить штраф за проступок, тогда он в качестве альтернативы может долг отработать.

Подобное наказание иногда служит заменой заключения в тюремную зону. Гражданин, отбывающий срок, должен знать в полном объеме о возложенных на него обязанностях с ответственностью,по выполнению судебных решений.

Законодателями определены, в каких условиях должен исполняться порядок приговора. Добросовестность и честность, своевременная отметка у контролирующего инспектора характерные признаки правильного поведения.

Для осужденного оговорены определенные ограничения:

  • нет возможности отказываться от предложенного труда
  • уволиться можно только по специальному письменному разрешению от контролирующего органа
  • изменения в постоянном месте проживания или работе необходимо уведомлять инспектора, осуществляющего надзор за наказанным

Инспекция осуществляет рассмотрение на пожелание осужденного уволиться с прежнего места работы и если найдет обоснованные причины, может разрешить или отказать в увольнении по собственному желанию. У приговоренного есть право на обжалование в судебном порядке неправомерность отказа надзирающих органов.


Наказанный имеет обязательства обо всех новшествах, о своих перемещениях, уведомлять контролирующую организацию, не превышая 10 суток.

Его не лишают прав воспользоваться очередным отпуском, ограничивая 18 рабочими днями, однако такую необходимо согласовать с инспекторами.

Тяжелая болезнь принимается судьями во внимание, и обвиняемый может своим заявлением попросить досрочно освободить от исправительного труда.

Такое послабление положено и забеременевшим осужденным, своим обращением в судебную инстанцию определяется отсрочка на время декретного отпуска, по истечении его женщина обязана продолжить трудиться.

Исчисление сроков и в каких условиях проводятся работы

По законам РФ срок наказания определяют протяженностью от 2 до 24 месяцев. После года осужденному на общих основаниях положено отгулять трудовой отпуск, который оплачивается организацией, где он трудится.

Кроме этого исправительные работы могут, заменены на заключение при:

  • злостном уклонении в исполнении приговора
  • нарушении условий, пропусках работы, вредительстве
  • переезде жить в другое место без предупреждения

Юристы, изменяя меру наказания, производят перерасчет исполнения, который равен один к трем. Добавляют одни сутки отсидки за три неотработанных дня.

Первый прогул или выход на работу пьяным только порицается, если недостойное поведение повторяется, наступает момент на замену другим наказанием с помощью пересмотра прежнего приговора.

Последствия для уклонистов

Иногда судьи, рассматривая правонарушения и посчитав, что на первый раз нарушителю достаточно отработать с вычетами из зарплаты, чтобы искупить провинность.

Комфортность пребывания на свободе и труд на прежних условиях может прекратиться, если обвиняемый не внял серьезности своего положения в следующих случаях:

  • 5 суток пропуска на рабочем месте, выбранном инспекцией
  • игнорирование отметок у контролера
  • прогулы
  • употребление на работе алкоголя и наркотиков

Злостным уклонистом от исполнения приговора считается , не реагирующий должным образом на предупреждения, повторяя свои проступки, несмотря на письменные уведомления.

Главной целью трудового наказания является направить людей на правильный путь, дать возможность искупления вины на свободе не в местах заключения, осужденному необходимо только вести образ жизни законопослушного гражданина.

Что обязаны выполнить руководители предприятия

Когда в организации появляется человек с необычной судимостью, ее администрация обязана:

  • правильно начислять, удерживать и перечислять деньги по определенному адресу
  • осуществлять первоначальный контроль над поведением, с соблюдением норм по условиям
  • помогать осуществлять воспитательные действия контролирующим инстанциям
  • сообщать инспекторам о происшедших дополнительных денежных начислениях в виде премиальных или наоборот, какие взыскания применялись к обвиненному человеку

Руководство предприятия постоянно общается с контролирующей организацией, уведомляя их о каждом проступке осужденного, независимо негативный он или благовидный. Сообщает о перемещениях в должностном порядке, если администрации нужно будет уволить работника.

Инвалиды первых групп, женщины с несовершеннолетними детьми, военнослужащие не принадлежат к лицам, кому присуждают принудительные работы. Самое верное избавление от наказания любой категории это не преступать черту закона.

О том, где трудятся осужденные на исправительные работы, можно узнать из видеоматериала:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Исправительные работы применяются только к преступникам и только по приговору суда. Исправительным работам отводится роль наказания для лиц, которые, по мнению суда, должны ответить за свои деяния, работая на благо общества.

Исправительные работы как вид уголовного наказания

Преступника могут наказывать разными способами, хотя в большинстве случаев потерпевшие ожидают от суда вынесения приговора, которым обидчика лишили бы свободы. Но целью применения санкции является не только выдворение преступника из общества. Должно иметь место также его перевоспитание.

Места лишения свободы не всегда положительно воздействуют на попавших туда заключенных. Во многих случаях достигается как раз обратный эффект и увеличивается риск рецидива. А вот трудовая повинность как раз может способствовать исправлению.

Принуждение к трудовой деятельности в рамках уголовного наказания осуществляется несколькими способами: направлением на обязательные, принудительные или исправительные работы . При помощи этих видов наказания государство, с одной стороны, вводит в действие определенные ограничения для преступника, а с другой — получает небольшую выгоду в виде бесплатной рабочей силы или части заработка.

Решая привлечь обвиняемого к исправительным работам , суд должен учитывать характер совершенного правонарушения и личность преступника. Когда речь идет о преступлении небольшой тяжести, исправительные работы могут рассматриваться как адекватное наказание. А вот когда исправительные работы назначают за более тяжелые преступления, этим судья пытается дать правонарушителю шанс отказаться от своего криминального прошлого, что будет трудно сделать после пусть и недолгого пребывания в тюрьме.

Кому назначаются исправительные работы

Скачать форму памятки

Раз исправительные работы являются одним из видов наказания за совершение преступления, логично предположить, что назначаются они лицам , признанным в ходе уголовного процесса виновными в совершении правонарушения.

По общим правилам уголовного производства к уголовной ответственности может быть привлечено только физическое лицо, достигшее 16 лет. При этом в ст. 20 УК РФ перечислен ряд преступлений, возраст привлечения к уголовной ответственности за совершение которых снижен до 14 лет. К примеру, к ним отнесены убийство, похищение человека, грабеж, кража, изнасилование и другие преступления, опасность которых очевидна в любом возрасте.

В законе есть также обстоятельство, которое продляет возраст, до которого привлечение к уголовной ответственности невозможно. Имеется в виду отставание в психическом развитии. Но это отставание не должно быть связано с психическим расстройством. Чтобы уголовной ответственности не подлежало лицо с психическим расстройством, выясняется, понимал ли больной, что совершает противоправное деяние. Лицо, признанное невменяемым, даже не имеющее психического расстройства, не подлежит уголовному преследованию.

Это были общие основания для невозможности назначения исправительных работ. Но есть и специальные основания, которые исключают привлечение преступника к исправительным работам . Так, их нельзя назначить:

  • инвалидам 1-й группы;
  • женщинам, которые беременны или уже имеют ребенка в возрасте до 3 лет;
  • призывникам;
  • контрактникам в звании рядового или сержанта, если они еще не отслужили срок по призыву.

Получается, чтоисправительные работы в силу своего характера не могут быть назначены лицам с ограниченной трудоспособностью, а также тем, кто не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме основной.

Исправительные работы как наказание используются в 2 случаях: когда судья сразу указывает их в приговоре или если исправительными работами заменяется более жесткий вид наказания — лишение свободы.

Как проходят исправительно-трудовые работы

К исправительным работам может быть приговорен гражданин, имеющий место работы, или безработный. Когда исправительные работы назначаются сразу после признания вины, преступник на тот момент еще может сохранять за собой рабочее место. Если осужденный работал как индивидуальный предприниматель, на себя, проблем с возобновлением трудовой деятельности возникнуть не должно.

В таких случаях осужденному необходимо встать на учет в уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства. Порядок учета осужденных и правила отбывания исправительных работ регулируются главой 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В инспекции осужденному нужно указать свое место работы, чтобы туда могли направить решение суда об удержании установленного процента от зарплаты в счет государства. Как только администрация предприятия получает решение суда, начинается отсчет срока отбывания наказания.

Тем осужденным, у которых нет работы, ее подбирают в инспекции. Причем осужденный не может отказаться от выбранного места и обязан выйти на работу.

Исправительные работы могут назначить на срок от 2 месяцев до 2 лет. Для осужденного важно ежемесячно отработать все рабочие дни в месяце. Если были пропуски, они должны быть обоснованны, например осужденный находился на больничном, но эти дни в срок исполнительных работ не засчитываются. Если срок исполнительных работ больше года, осужденному могут предоставить отпуск в размере 18 рабочих дней.

Последствия уклонения от исправительных работ

Прогулы, как, кстати, и другие нарушения, могут стоить приговоренному к исправительным работам комфортных условий отбывания наказания. В УИК РФ перечислены следующие виды нарушений:

  • невыход на работу в течение 5 дней после того, как в инспекции будет выбрано место работы;
  • пропуск визитов в инспекцию;
  • прогул;
  • появление на работе в нетрезвом виде или под действием наркотиков.

После 1-го такого нарушения приговоренному к исправительным работам выносят предупреждение. А вот повторное нарушение порядка отбывания наказания теми осужденными, которые уже имеют письменное предупреждение, считается злостным уклонением. Суд может пересмотреть свой выбор наказания по отношению к злостным уклонистам и заменить его более строгим. В данном случае могут быть использованы принудительные работы или лишение свободы.

Как следует из названия такого вида уголовного наказания, как исправительные работы , их основная цель — направить осужденного на путь исправления, дав ему возможность работать, но при этом находиться по месту своего жительства, а не в тюрьме. У осужденного с началом исполнения наказания появляется обязанность постоянно вести трудовую деятельность с перерывами только по уважительным причинам. Но в целом отношения между осужденным и работодателем продолжают регулироваться трудовым законодательством.