Конституционное право. Реализация принципа народовластия в Российской Федерации

    Понятие конституционного (государственного) права как ведущей отрасли российского права. Соотношение терминов "конституционное право" и "государственное право".

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки. Конституционное право России как отрасль права - составная часть национальной правовой системы страны, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей». Найти баланс свободы народа и власти государства - главная задача и смысл конституционного права России. Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны. Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права, борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов. Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. После 1917 г. название «государственное права» стало более распространенным скорее всего из-за малозначительной и формальной роли социалистических конституций и тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.

    Своеобразие предмета конституционного (государственного) права как отрасли российского права.

Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать, фундамент этих отношений. Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений: а)охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства); б)устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти). Своеобразие всех этих отношений заключается в следующем: 1 . Конституционно-правовые нормы закрепляют, прежде всего, основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества. Все это обобщается понятием «основы конституционного строя. 2 . Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязей государства, общества и гражданина. Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми. 3. В России существует широкая сфера отношений между Федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права. 4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом. К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Методы конституционно-правового регулирования.

Методы конституционно-правового регулирования - это способы, при помощи которых регулируются конституционно-правовые отношения. Существуют два диаметрально противоположных способа правового регулирования - императивный и диспозитивный. Императивный, или авторитарный, метод правового регулирования характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для этих сторон правил, исключающих свободу выбора собственного поведения. Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равенством сторон общественных отношений и свободой выбора поведения каждой из них. Этот метод характерен для регулирования общественных отношений, связанных с правами и свободами человека и гражданина, но только в сфере пользования этими правами и свободами. Человек может пользоваться или не пользоваться ими, например избирательными правами, т. е. имеет свободу выбора поведения.В то же время все остальные граждане, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. В остальном метод конституционно-правового регулирования является императивным. В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

    Система конституционного права России. Понятие, своеобразие, структура и виды норм конституционного права. Понятие и виды институтов конституционного (государственного) права.

Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними. Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила по­ведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что нормам конституционного права присущи общие признаки право­вых норм, они обладают своей спецификой. Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства. Нормы конституционного права принято классифицировать по следующим основаниям: в зависимости от функциональной роли: регулятивные и охра­нительные; в зависимости от характера воздействия на субъекты права: управомочивающие, обязывающие и запрещающие; в зависимости от характера регулируемых общественных отно­шений: материальные и процессуальные; по методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные; по времени действия: постоянные и временные. Особенностью конституционного права является большое количе­ство декларативных и дефинитивных норм. Нормы конституционного права объединяются в отраслевые инсти­туты. Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты: основы конституционного строя, права и свободы Ч и Г, федеративное устройство, избирательная система, президентская власть, законодательная власть, исполнительная власть, гос. власть в субъектах РФ, судебная власть и прокуратура, местное самоуправление, порядок внесения поправок и пересмотр конституции.

    Понятие, виды и субъекты конституционно-правовых отношений.

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают

конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами

правоотношений состоит в следующем:

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойствен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом. По существу они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями.

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений - материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий, т. е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых - реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых - права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.)- Таким образом, мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности. Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования. Рассмотрим каждую категорию более подробно. Физические лица:1. Граждане Российской Федерации, 2. Лица без гражданства, 3. Иностранцы и 4. Лица с двойным (и более) гражданством. Негосударственные образования: 1. Органы местного самоуправления, 2. Ассоциации граждан - общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т. п., 3. Общности людей - народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления. Государственные образования: 1. Государство в целом (Российская Федерация), 2. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии), 3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.), 4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т. п.).

    Понятие и виды источников конституционного (государственного) права Российской Федерации.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды. Прежде всего следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования. Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К источникам конституционного права относятся федеральные конституционные законы: «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.; федеральные законы: «Об общественных объединениях», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О выборах Президента Российской Федерации» и др. К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства. Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти. Особое место среди источников конституционного права занимают Декларации: например. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода Декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры. Можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

    Предмет, методы и система конституционного (государственного) права России как отраслевой юридической науки. Источники конституционного (государственного) права России как отраслевой юридической науки.

Наука конституционного права относится к отраслевым юридиче­ским наукам. Отраслевой она называется потому, что КП является самостоятельной отраслью российского права. Наука конституционного права как раз и изучает эту отрасль, нор­мы которой выступают юридическим источником познания. К предмету науки российского конституционного права относится следующее: сущность, система отрасли российского конституционного пра­ва, -правовые ин­ституты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания. Наука конституционного права России включает в себя следую­щие разделы: исследование соответствующего понятийного аппарата ее источники; фактические отношения, регулируемые нормами конституци­онного права России; практика реализации норм российского конституционного права; история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы. Таким образом, наука конституционного права России - это от­расль правоведения, которая изучает конституционно; учение о Конституции России в ее историческом развитии; сущность, структура, принципы и юридические свойства дейст­вующей Конституции РФ; системный анализ норм, закрепляющих основы конституцион­ного строя Российского государства; изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина; анализ формы правления и национально-государственного устройства РФ. Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых. Источниками науки являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимосвязи. Источником научного познания является практика, то есть те процессы, которые происходит в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений.

    Понятие и предмет конституционного (государственного) права России как учебной дисциплины. Источники конституционного (государственного) права России как учебной дисциплины.

Учебные планы юридических высших учебных заведений Российской Федерации предусматривают изучение студентами всех отраслей права, в том числе конституционного права России. Изучение отрасли конституционного права осуществляется на базе теоретических разработок, составляющих содержание науки конституционного права Российской Федерации. Система теоретических положений науки, которые по своему объему считаются минимально необходимыми и достаточными для познания студентами сущностных характеристик отрасли и содержания ее институтов, для выработки умения применять на практике нормы отрасли, составляет содержание учебного курса конституционного права России. Универсальным отражением системы и содержания учебного курса является учебник, рекомендованный в таком качестве компетентными государственными органами. Однако с учетом специфических задач подготовки юристов различного профиля содержание и система курса могут претерпевать те или иные изменения, что получает отражение в программе по данному курсу.

    Понятие, юридические свойства и социально-политическая сущность писаной конституции.

Под конституцией в общем понимают основной закон гос-ва, имеющий высшую юр.силу. Этот закон закрепляет основные принципы гос. строя, высшие правовые гарантии прав и свобод Ч и Г, а также структуру и взаимоотношения органов гос. власти и форму правления. Конституция очерчивает круг функций гос-ва, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Под писаной конституцией понимают единый кодифицированный основной закон гос-ва, изложенный в определенной логической системе. Первые писаные конституции появились в 18 веке в США, а затем во Франции и Польше. В большинстве современных развитых стран мира действуют писанные конституции, лишь в Великобритании до сих пор не принят единый основной закон.

    Основания классификаций конституций.

Существуют несколько основных классификаций конституций. По способу принятия конституция может быть утверждена: всенародным голосованием (референдумом); высшим представительным органом (парламентом); специальным органом, уполномоченным на то конституцией или высшим представительным органом (конституционное собрание, уч­редительное собрание и др.); и дарована народу монархом (октроированная конституция). По форме выражения конституция может быть представлена: в виде единого правового документа - консолидированная консти­туция); в виде нескольких правовых документов - неконсолидированная конституция (например, Конституция Швеции, Конституция Фин­ляндии); в виде совокупности нескольких источников права - правовых ак­тов, судебных решений и конституционных обычаев, т. е. часть та­кой конституции не имеет форму писаного источника права. Такие конституции называют неписаными или комбинированными (на­пример, Конституция Великобритании, Конституция Новой Зелан­дии). По способу внесения поправок конституции бывают гибкие и жест­кие. Гибкими считаются конституции, внесение поправок в которые производится в том же порядке, что и принятие обычных законов. Жест­кие - это те конституции, в которые поправки вносятся в более услож­ненном порядке, чем в обычные законы. По соответствию формы и содержания выделяют конституции юридические и фактические. Содержание юридической конституции выражено в конкретном правовом документе под названием конститу­ция. Фактическая - это та конституция, которая представляет собой фактические общественные отношения, сложившиеся под воздействи­ем юридической конституции. Оценка соотношения формы и содержания конституции (юридиче­ской и фактической) обусловливает выделение реальной и фиктивной конституций. Если фактическая конституция соответствует юридиче­ской, то конституцию данного государства называют реальной, если не соответствует, то - фиктивной. Бывает так, что фактическим отноше­ниям соответствует не вся конституции страны, а только ее часть. В за­висимости от того, насколько значима эта часть конституции для всего общественного развития, эту конституцию признают или реальной с учетом фиктивности отдельной части, или полностью фиктивной.

    Основные черты конституционного развития России (СССР) до 1993г.

В настоящий момент действует Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. До ее принятия конституционный строй российского государства прошел сложный путь развития, начиная с Конституций СССР. Впервые Конституция была принята в 1918 г. Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию – республикой Советов. Именно эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918 г., которая тем самым закрепила завоевания Советской власти в октябре 1917 г. Последующая Конституция СССР принята в 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик. В 1936 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равноправное избирательное право при тайном голосовании, расширенные права и свободы граждан СССР. Она просуществовала довольно долго, но в 1959 г. Советская власть пришла к выводу о полной победе социализма и потому возникла необходимость в принятии новой Конституции СССР, которая появилась только в 1978 г. Данная Конституция СССР стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, таким образом, Конституция 1978 г., хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие Конституции СССР. С этого момента начинается история развития Конституции РФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту. Так, в 1990–1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1 990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным,которая впервые занялась разработкой новой Конституции. Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России, поэтому в начале 1993 г. было созваноКонституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.

В референдуме по вопросу обсуждения проекта Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе юридического образования. Выбирая один из этих двух терминов, мы должны применять его ко всем трем аспектам, если хотим избежать терминологической путаницы.
Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».
При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении. Впрочем, для обозначения учебной дисциплины в германских юридических вузах часто используются термины «публичное право» или «государственное право в широком смысле», которые охватывают и административное право, и судебное право, и некоторые другие отрасли права. Государственное же право в узком смысле – аналог конституционного права – рассматривается как основополагающая часть публичного права. Например, выдержавший десяток изданий учебник д-ра А. Катца (Германия) так и называется: «Государственное право. Основной курс в публичном праве»*. Другой германский автор – профессор университета в Кельне Клаус Штерн подчеркивает в своем капитальном пятитомном труде, что конституционное право образует центральную сферу государственного права и его можно характеризовать как государственное право в узком смысле**.
* Katz A. Staatsrecht. Grundkurs im offentlichen Recht. Heidelberg: C.F. Muller Jur. Verl., 1991. См. особенно: S. 8 f. См. также: Stern K. Das Staatsrecht der Bundesrepublik Deutschland. Bd. 1. Grundbegriffc und Grundlagen des Staatsrechts, Strukturprinzpien der Verfassung. Munchen: C.H. Beck"sche Verlagsbuchhandlung 1984, S. 7 ff.
** См.: Stern K. a.a. O., S. 11.
Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах, а также в Монголии, как и у нас, развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права, хотя там это движение находится еще в самой начальной стадии и возможны разные варианты развития.
В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «"конституционное" право более объемлюще, чем право "государственное", которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" право включает в себя, например, административное и процессуальное право...»*.
* Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981. С. 29. Этот перевод сделан с 11-го немецкого издания книги, вышедшего в свет в 1978 году. Мы в дальнейшем будем пользоваться позднейшим изданием: Hesse K. Grundzuge des Verfassungsrechts der Bundesrepublik Deutschland. 18., erg. Aufl. Heidelberg: Muller, Jur. Verl., 1991.
В нашей отечественной литературе еще в советские времена высказывалось мнение, в частности В.А. Кикотем, И.П. Ильинским, что конституционное право – это система собственно конституционных норм, которые не образуют отрасли права, будучи его ядром, включающим принципы всех отраслей*. В этой позиции есть немалый резон, однако идея эта, к сожалению, не получила у нас основательной научной разработки, и поэтому в настоящем учебнике вряд ли целесообразно пользоваться такой неустановившейся научной категорией, как «ядро права». Ограничившись сообщением читателю этой идеи, мы продолжим все же характеризовать изучаемую нами систему правовых норм как отрасль права, которая в каждой стране имеет основополагающее значение для других отраслей.
* См.: Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. М.: ИГП АН СССР, 1976. С. 180–182, 216–220. Следует отметить, что в советской литературе неоднократно возникали споры о названии данной отрасли права. Последний их всплеск приходится на 60-е годы, когда была предпринята не завершившаяся тогда ничем попытка разработать и принять новую Конституцию СССР (см. работы защитников «государственного права» профессоров С.С. Кравчука, А.И. Лепешкина, и сторонников «конституционного права» профессоров В.Ф. Котока, И.Е. Фарбера). В 1975 году коллектив ленинградских авторов под руководством проф. В.А. Рянжина издал даже учебник под названием «Советское конституционное право», однако традиция именовать отрасль государственным правом тогда устояла и пала лишь в последние годы.
Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет. Поэтому в целях облегчения текста в учебнике в дальнейшем, как правило, рассматриваемую отрасль права мы называем только конституционным правом.

Среди ученых ведутся споры о названии рассматриваемой отрасли. Одни называют ее конституционным правом, другие – государственным. Третьи отождествляют эти понятия либо употребляют двойное название «конституционное (государственное) право».

Отождествление этих терминов приемлемо в странах, где выбор того или иного названия обусловлен национальной традицией словоупотребления без придания дополнительного различного смысла этим понятиям: так, в Германии, Швейцарии исторически сложилась традиция использовать термин «государственное право».

Ю.А. Дмитриев пишет: «Понятие «государственное право» употребляется в Германии наряду с термином «конституционное право». Отмечая сходство этих понятий, немецкие юристы проводят и различие между ними. В энциклопедиях, обобщающих… работы Т. Маунца, К. Деринга, Е. Штейна и других авторов, говорится, что «государственное право в самом узком смысле слова совпадает с конституционным, в самом широком – оно включает все, что относится к государству» (Brockhaus Enzyclopadia. B. 17. Wiesbaden, 1973. S. 810). В то же время подчеркивается, что «государственное право не идентично конституционному, так как последнее относится не только к государству, но и к общественной жизни в целом (собственность, семья, достоинство человека), хотя, с другой стороны, в конституционном праве содержатся основы государственного»; это – «право основных законов».

Интересной представляется трактовка соотношения конституционного и государственного права К. Хессе, западногерманского конституционалиста. Он полагает, что конституционное право регулирует принципы не только государственной, но и общественной жизни, поэтому в строгом смысле слова конституционное право – более широкое и всеобъемлющее понятие, чем государственное. С другой стороны конституционное право уже государственного, так как последнее включает в себя административное, процессуальное право и т.д.

В некоторых государствах выбор термина зависел от роли государства в жизни общества, политического режима, установления конституционного строя и т.д. (например, СССР). Хотя это не является абсолютным правилом, так как существуют недемократические государства, которые используют термин «конституционное право».



Среди российских ученых нет единого подхода к данному вопросу. Однако более распространенным названием рассматриваемой отрасли является «конституционное право». Н.А. Богданова пишет: «Раньше во взаимосвязи власти и права приоритетная роль признавалась за первой, и отрасль, а следовательно, и наука, соответственно закрепляющая и изучающая организацию власти, не могли называться иначе как «государственное право». Теперь, когда конституционное воплощение получила идея правового государства, означающая подчинение власти праву, верховенство конституции и закона, обеспечение свободы личности, наименование «конституционное право» более точно отражает предмет рассматриваемых отрасли и науки».

Ю.А. Тихомиров отмечает, что правовое государство меняет ориентация отрасли и науки, уводя от сугубо государствоведческой проблематики и в большей степени обращаясь к правам и свободам человека и гражданина, институтам гражданского общества. Все это свидетельствует о «повороте к конституционному праву».

Вот как излагает свою позицию по данному вопросу А.С. Автономов : «Начиная с рубежа 80-90-х гг. в России весьма широкое распространение получило критическое отношение к термину «государственное право» и стремление заменить его термином «конституционное право». Сторонники «смены имен» обосновывают свою позицию различными аргументами. В частности, считается, что само словосочетание «государственное право» подчеркивает главенствующую роль государства и более присуще тоталитарным политическим режимам. А «конституционное право», вроде бы, сразу же во главу угла ставит конституцию и конституционность как принцип жизнедеятельности общества и государства. Вряд ли с этим можно однозначно согласиться. Термин «государственное право» весьма распространен в современной Германии, в которой после второй мировой войны существует демократический режим. В России наука государственного права складывалась на рубеже XIX и XX вв. При этом многие русские юристы подчеркивали значение государственного права (как отрасли) для ограничения произвола каких бы то ни было государственных органов. Так, В.М. Гессен отмечал, что «до тех пор пока монарх может сказать о себе «государство – это я» – науке государственного права нет и не может быть места». В то же время на заре становления науки конституционного права в романоязычных странах ученые часто указывали на то, что в центре внимания данной науки находится государство. В частности, труд французского юриста Л. Дюги «Конституционное право» в подзаголовке содержит уточнение названия – «Общая теория государства». В демократической Швейцарии в работах, выходящих на французском языке, используется термин «конституционное право», а в работах, изданных на немецком языке, – «государственное право». В то же время в годы существования фашистских режимов в Испании и Португалии использовалось словосочетание «конституционное право», так же, как и после установления демократии. Поэтому представляется неоправданным говорить о том, что использование терминов «государственное» либо «конституционное» право имеет какое-либо особое значение, выявляя приверженность использующего термин к тоталитаризму или демократии.

Другим аргументом в пользу перехода от применения термина «государственное право» к термину «конституционное право» считается неудачность словосочетания «государственное право», неадекватно отражающего характер регулируемых данной отраслью права общественных отношений. То, что термин «государственное право», возможно, неудачен (с чем можно было бы согласиться), не может служить поводом для замены его иным неудачным термином. «Конституционное право» непосредственно привязано к слову «конституция»… Исторически конституция появилась намного позже государства, причем рассматриваемая отрасль права существовала и существует независимо от наличия конституции. В то же время конституции, имеющиеся в различных странах, весьма разнообразны, и споры по поводу того, что входит или, по крайней мере, должно входить в круг регулируемых конституцией вопросов, не утихает… Но если конституционное право любой страны ориентировать только на конкретную конституцию, то на чем можно строить науку и как сравнивать «конституционное право» разных стран? Разный круг регулируемых конституцией вопросов не позволит говорить об одной и той же отрасли в различных странах. А ведь отрасль права существует.

… Во Франции, в особенности в последнее время, широкое распространение получает точка зрения, согласно которой конституционное право представляет собой часть политического права, регулирующего отношения при осуществлении публичной (в том числе и государственной) власти и основы правового статуса человека.

Словосочетание «государственное право», хотя и не отражает в полной мере специфику регулируемых данной отраслью права отношений, все же подчеркивает довольно существенный элемент этих отношений, поскольку политика так или иначе связана с государством (а, как уже отмечалось, государственное право как отрасль регулирует политические отношения внутри какой-либо страны). Кроме того, традиция применения термина «государственное право» в отечественной юриспруденции насчитывает более ста лет. Стоит ли ломать традицию, чтобы заменить один не очень удачный термин другим неудачным (а может быть, даже более неудачным) термином?

Термин «конституционное право», впрочем, не был совершенно чужд отечественной юридической лексике… Так, в 60-е гг. в Саратове выходила научная литература, посвященная советскому конституционному праву, а в 70-е гг. в Ленинградском университете был издан учебник «Советское конституционное право». Но все же для отечественной юридической теории и практики вплоть до начала 90-х гг. характерным оставался термин «государственное право».

1.5. Соотношение государственного права и конституционного права

Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба эти термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии - «государственное право». В дореволюционной России использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что вызывало спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным, скорее всего, из-за тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии .

В юридических вузах Российской Федерации преподается курс «Конституционное право». Он базируется на результатах исследований В. Карпико, В. Чернецкого по предмету и системе конституционного права, В. Ф. Котока по конституционно-правовым отношениям, И. Е. Фарбера, В. А. Ржевского, Б. С. Крылова по сущности конституционного права, С. А. Авакьяна, И. П. Ильинского, Л. А. Морозовой, О. Е. Кутафина по теории конституционного регулирования, Г. В. Барабашева, М. И. Пискотина, В. И. Фадеева, И. Я. Шеремет по проблемам муниципального права и местного самоуправления.

Сторонники термина «государственное право» считают, что это название более соответствует требованиям исторической преемственности в обозначении отрасли. Но им возражают, ссылаясь на книги дореволюционного и советского периодов, изданные под заголовком «Конституционное право».

Есть и более основательные споры против именования учебной дисциплины конституционным правом. По мнению ученых, в России еще не сложился конституционный строй, нет приоритета человека, его прав и свобод.

На наш взгляд, данное утверждение нуждается в конкретизации, поскольку очевидны тенденции к компромиссу и сотрудничеству государственных органов различных уровней, к соблюдению прав человека, к экономическим и культурным переменам.

Вопрос о разграничении предметов государственного и конституционного права действительно проблемный. Каждая из названных отраслей имеет собственный предмет, объем регулируемых отношений, набор нормативных документов. Однако как в государственном, так и в конституционном праве они имеют единый источник - Конституцию России.

Следует согласиться с утверждением о том, что предмет государственного и конституционного права включает принципы и нормы, регулирующие форму государственной организации, а также формирование, строение и осуществление государственной власти .

Противники термина «конституционное право» мотивировали свою позицию тем, что предлагаемое наименование не является новым, что его широко используют буржуазные государствоведы. В литературе подобный взгляд был подвергнут справедливой критике. При этом совершенно справедливо отмечалось, что термин «государственное право» также взят из буржуазной литературы.

Отдельные авторы объясняли нецелесообразность замены курса «Государственное право» на «Конституционное право» тождественностью государственного права и конституции и необходимостью определения отрасли права спецификой общественных отношений, регулируемых ею, а не характером основного источника права - конституции .

Практически до 1992 г. конституционное право как отрасль права и как самостоятельная юридическая наука не выделялось в общей системе советского законодательства, поэтому и в юридических вузах оно не преподавалось. Были отрасль права, наука и учебная дисциплина под названием «Государственное право СССР и зарубежных стран». Хотя специфика государственного права, в сущности, есть конституционное право, ибо оно рассматривает главным образом основы конституционного строя, которые закрепляются конституцией (основным законом) государства.

Уместно подчеркнуть, что не все юристы-ученые и в прежние годы считали термин «государственное право» удачным. Это подтвердила острая дискуссия по конституционным проблемам, которая развернулась в конце 50-х - начале 60-х гг. В частности, некоторые авторы в качестве компромисса предлагали употреблять двойное наименование «государственное (конституционное) право». И все же со временем в привычное употребление вошел термин «государственное право».

Главная причина, по которой конституционное право не признавалось, состоит в том, что объективно недооценивалось значение самой Конституции для жизни общества, ибо правовое государство фактически не строилось (эта цель даже не провозглашалась до 1988 г.).

Можно высказать ряд соображений в пользу термина «конституционное право»:

    любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась (государственному, гражданскому, трудовому, уголовному праву и т. д.), всегда устанавливается государством, и по этой причине все отрасли права можно назвать «государственными». Но тогда теряется специфика собственно «государственного права»;

    специфика государственного конституционного права существует и состоит в том, что нормы государственного права определяют основы политической и экономической систем общества, основы деятельности государства в области социального развития, закрепляют символы государственного суверенитета - гербы, флаги, гимны и столицы;

    правовую основу демократических преобразований формирования современного гражданского общества и правового государства может представлять лишь Конституция, как Основной Закон государства;

    термин «конституционное право» употребляется в трех значениях: как отрасль права (или отрасль законодательства), как отрасль правовой науки, как учебная дисциплина. Каждая из этих категорий имеет свою функцию и свой объект.

Наука конституционного права имеет свой предмет изучения. Она представляет собой совокупность (систем) методов, способов, средств познания общественного строя, государственного устройства и основ правового положения граждан . Отрасль права имеет свой предмет регулирования. Посредством конституционно-правовых норм она закрепляет основы конституционного строя. Поскольку эти нормы составляют особую отрасль права, следует признать, что конституционное право является предметом как правоведения, так и государствоведения в целом.

Конституционное право как учебная дисциплина характеризуется следующими признаками.

    Оно является основой всех иных отношений, поскольку именно в нем выражаются основы устройства общества и государства, определяющие содержание всех общественных связей.

    В конституционных отношениях утверждается власть народа, воплощаются в жизнь воля и интересы народа, всех наций и народностей.

    Общественные отношения выражают устройство общества и государства как целостного организма, как единой экономической и политической жизни.

    Отношения, составляющие предмет конституционного права, характеризуются особым кругом субъектов, в число которых входят народ, нации, Российская Федерация, республики, национально-территориальные образования.

    Отличительной чертой этих отношений является особая правовая форма их закрепления. Основные из них регулируются конституциями РФ и республик, а также законами конституционного значения.

Таким образом, «государственное» и «конституционное» право употребляются в наименовании соответствующей отрасли национального права. Выбор названия для рассматриваемой правовой отрасли конкретного государства зависит от ряда факторов: во-первых, от подхода к объему регулирования отрасли; во-вторых, от позиции по вопросу о значимости для характеристики отрасли качественных сторон общественного и государственного строя конкретной страны; в-третьих, от выделения приоритета во взаимосвязи: государство и право; в-четвертых, от исторических и правовых традиций конкретной страны.

Вопрос «Конституционное» или «Государственное» был объектом научного спора как в досоветской государственно-правовой литературе, так и в советском государствоведении. Не решен он и сегодня. Данная проблема приобретает характер «вечной». А связано это с различными подходами к объему правового регулирования рассматриваемой отрасли права и с неодинаковой позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли и науки существующих сторон общественного и государственного строя; также в качестве аргумента приводят такой формальный довод как необходимость отражения в наименовании отрасли названия ее основного источника. 2

Существует три основных точки зрения (теории) на соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право:

  • 1) эти два понятия являются тождественными, употребляются как идентичные;
  • 2) термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым;
  • 3) понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право».

Сторонники широкого видения предмета государственного права относят к нему не только устройство государства, но и государственное управление, значительно при этом расширяя область государственно-правового регулирования. Такая трактовка отрасли и науки была характерна для немецкой школы государственного права и получила широкое распространение в досоветской России. Следуя этой концепции учебники по русскому государственному праву наряду с разделом о государственном строе (устройстве) России, включали проблемы формы управления, государственного единства, прав подданных, основные начала государственного властвования, вопросы организации верховной власти (законодательной и правительственной), содержали главы о «подчиненном управлении» (функционировании, формах, элементах административной деятельности, организации центральной и местной администрации) и самоуправлении.

Приверженцы государственного права в советской правовой науке имели все основания отстаивать свою позицию ввиду сложившегося понимания всеохватывающей роли государства в обществе, принятого в науке широкого видения государственной власти, распространяющейся как на высший, так и местный уровень управления и скрепленной единством системы Советов, соединяющих законодательные и управленческие функции, нормотворчество и исполнительно-распорядительную деятельность. Кроме того, советская Конституция имела в большей мере ценность идеологического и политического документа, чем высшего правового акта, и не могла стать реально действующим, непосредственно применяемым источником права и тем более дать имя отрасли.

Примечателен анализ западных авторов: «Как правовое основное устройство общежития конституция не ограничивается устройством государственной жизни. Ее регулированием охватываются также основы устройства негосударственной жизни, что особенно очевидно в таких ее гарантиях, которые относятся к браку и семье, собственности, образованию и действиям социальных групп или свободе искусства и науки. Поэтому «конституционное» право, с одной стороны, имеет более широкое поле действия, чем «государственное» право, которое по смыслу слов и по существу обозначает только право государства; с другой стороны, конституционное право более ограниченно, поскольку государственное право может охватывать также право государства, которое нельзя отнести к основному устройству общежития. Эти понятия, следовательно, идентичны лишь отчасти». 3

Подобный взгляд можно встретить и у другого немецкого автора - профессора П. Бадуры, который пишет: «Под конституцией государства понимают собранные в одном конституционном законе («конституционной хартии») основополагающие правовые предписания относительно организации и осуществления государственной власти, государственных задач и основных прав. Включенные в конституционный закон правовые предписания образуют конституционное право, которое отличается от прочих норм правопорядка усложненной изменяемостью, связывает публичную власть во всех формах ее проявления и обладает приоритетом по отношению к другим правовым предписаниям, особенно законам». 4 Современная тенденция российской науки, заключающаяся в расширении предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него отношений, связанных с различными аспектами устройства и функционирования гражданского общества, направленных на ограждение его от вмешательства государства, является доводом в пользу наименования соответствующих науки и отрасли - Конституционным правом. При этом шире становится сфера его регулирования и изучения, которая выходит за рамки традиционного предмета государственного права, смещаются акцепты в понимании роли современного государства во взаимоотношениях «государство - общество - человек».

Представляются обоснованными суждения профессора Н.В. Витрука, много лет работавшего судьей Конституционного Суда РФ, о том, что предмет и содержание конституционного права в нашей науке неоправданно расширены за счет государственного права, включающего парламентское право, административное (регулятивное) и судебное право, которые регулируют отношения, связанные с организацией и функционированием законодательной, исполнительной и судебной власти. 5

Особенностью конституционного права является широта регулирования общественных отношений. Оно охватывает все сферы жизнедеятельности общества: экономическую, социальную, политическую и духовную, в то время как остальные отрасли охватывают своим регулирующим действием лишь отдельные стороны социальных связей. Однако такая широта регулирования не исключает специфичности тех общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права. Иногда их специфику видят в том, что данные отношения возникают и развиваются в связи с организацией государства в целом, охватывают все стороны его устройства. Соответственно считается, что государство составляет тот единый стержень, вокруг которого складывается целостный комплекс общественных отношений. Именно они подвергаются такому правовому регулированию, результатом которого является создание самостоятельной отрасли права. Те, кто придерживается такой позиции, называют данную отрасль «государственное право». Но подобное наименование не отражает полностью характера регулируемых общественных отношений, оно страдает узостью подхода к процессу регулирования, поскольку исключает из него гражданское общество и исходит из примата государства над личностью. 6 Разумеется, государство как явление общественной жизни входит в сферу конституционного регулирования, поэтому наименование «государственное право» применимо и используется в литературе наряду с наименованием «конституционное право». Но в любом случае государство не может выступать приоритетной категорией, оно связано правом и должно быть рассмотрено с позиции организации общества и первичности статуса человека и гражданина. Это означает, что государство составляет особым образом организованное общество, которое состоит из людей. Следовательно, в основе отношений, которые складываются в сфере государственной организации общества, стоит человек, что и является одним из необходимых условий существования правового государства.

Именно человек со всеми присущими ему качествами и особенностями общественной деятельности, а также коллективы людей (нации, социальные группы, весь многонациональный народ и т.д.) и их объединения (общественные организации, партии, религиозные конфессии, а в конечном итоге - государство в целом) являются участниками тех отношений, которые кристаллизуются в виде особой отрасли. Такие отношения нацелены на осуществление фактической власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности в процессе деятельности людей, их социальных групп и объединений во взаимоотношениях с государством. Подобного рода массовые и наиболее значимые для общества отношения получили названия конституционных отношений, поскольку в них воплощается фактическая конституция общества, выражающая его структуру и характер. Впервые концепция конституционных отношений была рассмотрена авторами Фарбер И.Е., Ржевский В.А.: между фактической и юридической конституциями существует необходимая связь, и суть этой связи в том, что фактическая конституция (соотношение общественных сил) отражается в конституционном праве и регулируется им, т.е. составляет предмет правового регулирования. 7

Итак, именно предметом регулирования определяется конституционный характер данной отрасли, которая является конституционным правом не столько по своему основному источнику - юридической конституции (это имеет значение как вторичный, дополнительный фактор), сколько по своему предмету, который составляют конституционные отношения (фактическая конституция).

Исходным и важнейшим ориентиром конституционного права признается человек, его права и свободы, а общество рассматривается как основное опосредующее звено между человеком и государством. Конституционное право складывается и укрепляется в государстве, для которого характерен широкий круг не только провозглашенных, но и гарантированных прав и свобод человека, реальное народное представительство и прямое осуществление народовластия, последовательное проведение принципа разделения властей. Развитие Конституционного права возможно лишь в Конституционном государстве, являющемся реальным воплощением государства правового.

ООО «Лилия-М» и ЗАО «Трест» получили разрешение от Администрации области N. на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна областиN.. Прокурор внес в Администрацию области представление о нарушении Устава областиN., поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа областиN., и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятельности. Одновременно против ЗАО «Трест» и Администрации городаN. было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна областиN. композитораA.

Нормы каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации? В чем отличия публично-правового от частно-правового метода регулирования? Каков предмет регулирования конституционного права?

Предметом регулирования конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения, которые, с одной стороны, способны поддаваться нормативно-правовому воздействию и, с другой стороны, в интересах общества требуют такого воздействия.

Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, имеют свои характерные особенности, позволяющие выделить их из всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом:

  • 1. Отношения, регулируемые конституционным правом, возникают во всех сферах общественной жизни : политической, экономической, социальной, нравственной.
  • 2. Конституционное право регулирует не все общественные отношения в этих сферах, а только базисные, фундаментальные отношения, составляющие основу построения всей правовой системы, других отраслей права. Данные отношения являются своеобразным «каркасом», соединяющим в единое целое все многообразие правовых норм разных отраслей права, определяя основные задачи и принципы их функционирования, направленность их воздействия на общественные отношения.

Базовые общественные отношения, регулируемые конституционным правом, касаются двух крупных областей правового регулирования. Это, во-первых, принципы отношения человека и государства и, во-вторых, устройство государства и организация государственной власти. Важность именно этих отношений определяется тем, что на современном этапе развития общества государство является абсолютно преобладающим способом его организации, необходимым условием существования человеческой цивилизации. Однако государство как фактор социального существования не заложено в человеческой природе, поэтому концептуальное значение приобретает регулирование отношений между человеком и государством, регулирование, способное поместить функционирование государства в определенные рамки, ограничить его, чтобы оно не возобладало над личностью. Государство существует для человека, а не человек для государства - вот стержневой принцип организации государства и принцип конституционного права как системы норм, определяющих основы этого государства и рамки его деятельности на благо человека.

Регулирование отношений человека и государства происходит путем закрепления приоритета человека в системе ценностей общества, признания, соблюдения, гарантирования и защиты его естественных и неотъемлемых прав. Права, принадлежащие человеку от рождения, приобретают качественно новую характеристику - они защищаются силой государства. Кроме того, существование государства обусловливает существование комплекса прав человека, прежде всего политических, которые напрямую связаны с государством и без него не существуют. Регулирование отношений человека и государства находит отражение в таких институтах конституционного права, как основы конституционного строя и основы правового статуса человека и гражданина.

Метод правовогорегулирования - это совокупность и сочетание (система) способов и приемов юридического воздействия норм права на общественные отношения.

Метод правового регулирования выражается в трех основных способах воздействия на общественные отношения: дозволение, позитивное обязывание и запрещение. Дозволение - это предоставление субъективных прав, прав на свои собственные действия. Позитивное обязывание- возложение обязанности совершить определенные действия. Запрещение - возложение обязанности воздерживаться от определенных действий.

Своеобразие метода конституционно-правового регулирования определяется двумя основными моментами. Во-первых, конституционное право является частью публичного права (публичное и частное право - две основные части системы права, в основе разграничения которых лежит характер интереса. Для частного права преимущественное значение имеют интересы отдельных лиц, для публичного - общественные и государственные интересы), для которого характерен императивный метод регулирования общественных отношений (Вторым основным методом правового регулирования является диспозитивный метод, основанный на координации (равенстве) участников общественного отношения. Этот метод является преобладающим в частноправовых отраслях), основанный на субординации (подчинении) между участниками общественного отношения. Во-вторых, как уже отмечалось, конституционное право регулирует определенный (базовый) слой отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому естественно, что разнообразные отношения должны регулироваться различными способами правового регулирования. Таким образом, метод конституционно-правового регулирования сочетает в себе черты императивного и диспозитивного методов.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что в данной ситуации применены нормы конституционного права.