Герб помогает отличать государства, города, людей. Что такое знамя и чем оно отличается от флага

В Эрмитаже 20-22 февраля пройдет конференция «Геральдика: исследования и практика» | 11.02.2019
С 20 по 22 февраля в Санкт-Петербурге в Зале Совета Государственного Эрмитажа пройдет научная конференция «Геральдика: исследования и практика». Организаторы конференции - Государственный эрмитаж и Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.

Конференцию с приветственным словом откроют генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский и его заместитель по научной работе, Государственный герольдмейстер РФ Георгий Вадимович Вилинбахов. После чего в утренних и дневных заседаниях запланированы доклады в соответствии с программой конференции.

Организаторы приглашают всех желающих принять участие в конференции.

Регистрация участников начнется 20 февраля 2019 г. с 9.00 (Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34).


10.01.2019
«Герб Севастополя не должен стать средством политической борьбы», - об этом заявила 09 января 2019 года журналистам спикер Законодательного собрания Севастополя Екатерина Алтабаева.

Флаг и герб являются важными символами, принадлежащими той или иной общности. Каждый из них имеет собственные характеристики и назначение. Выясним, чем отличается герб от флага.

Определение

Гербом называется специальная эмблема. Она представляет собой совокупность элементов, имеющих символическое значение.

Герб

Флаг – полотнище, преимущественно прямоугольное, с нанесенным на него особым изображением.


Изображение на флаге

Сравнение

Прежде всего следует сказать о содержании каждого из этих символов. В чем состоит отличие герба от флага? В том, что герб является более информативным. Он часто заключает в себе сложный рисунок со множеством деталей. На гербе могут быть изображены какой-либо сюжет или ключевые характеристики определенной местности. Большинству гербов присущ оттенок торжественности. Этот символ нередко выражает величие того образования, которому он принадлежит.

Гербом может называться только знак, выполненный в соответствии с правилами геральдики. Согласно им, в герб должны быть включены специальные элементы. В зависимости от того, в какой мере они используются, определяется ранг герба. Малый герб из обязательных элементов содержит щит с короной или только щит. Большой – включает в себя все предусмотренные детали. Средний – это герб, в котором заложено несколько основных компонентов.

Герб, являясь опознавательным знаком, кратко рассказывает о своем владельце (стране, городе, сословии и т. д.) и выражает некую идею. Флаг – это тоже опознавательный знак. Но в плане содержания он не настолько детализирован по сравнению с гербом. Это связано с тем, что функция флага имеет более практическую направленность. Он часто информирует о каких-либо действиях или указывает на местоположение объектов особой значимости. Кроме того, существуют сигнальные флаги, используемые для передачи сообщений.

В связи с такими возлагаемыми на флаг задачами важно, чтобы он был хорошо заметен издалека. В чем разница между гербом и флагом? Пожалуй, в том, что флаг – это прежде всего функциональный предмет. Поэтому он выполняется в виде способного развеваться полотнища, закрепленного на специальном стержне – флагштоке. Герб ценен в первую очередь своим смысловым содержанием. Он размещается на разных основах, например на дереве или металле. Иногда изображению герба отводится место и на флаге.

Любой символ обязательно что-то значит. Наша держава, Российская Федерация, тоже имеет свои символы – герб и флаг. Известно ли нам их значение? Исследования, проведённые по этой теме, показали полное сокрытие всей информации…

Закон и мораль требуют почтительного отношения к символам государства, по крайней мере, уважения. В противном случае, дело пахнет судом. Разумеется, общество должно знать символы своей державы, и, конечно, понимать их значение. Если у нас нет объяснения собственной символики, то мы становимся похожими на неграмотную толпу, которая свято чтит незнамо чего . Осознав эту простую истину, я срочно решил заполнить пробел в образовании. У меня и мысли не было, что наша символика может и вовсе не иметь толкования.

Ещё недавно был Советский Союз со своим рабоче-крестьянским молоткастым и серпастым гербом, и флагом цвета крови, пролитой за свободу угнетённых. Каждый советский человек хотя бы приблизительно знал их толкование. В народе даже ходила такая шутка: «Справа молот, слева серп. Это наш Советский герб. Хочешь жни, а хочешь куй. Всё равно получишь…» ну и т.д. Вроде побасенка, но она показывает, насколько широко в народе было распространено знание символики своей страны. А особо любопытные могли догадаться и о значении земного шара, изображённого на советском гербе. Это нам напоминание о претензиях интернационала на мировую революцию .

Тогда мы знали, что почитаем, ну, а что сегодня?

Одним из самых авторитетных и насыщенных информацией источников по данной теме оказался сайт Геральдического совета при Президенте РФ. Там своим мнением поделился Михаил Медведев, Соучредитель и Председатель Гильдии геральдических художников, член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации III класса, член-корреспондент Международной академии геральдики (AIH). В общем, не последний человек. Его статья «Российский герб (личное мнение профессионала)» производит впечатление. В начале автор даёт нам понять, что в геральдике ничего не изображают просто так :

«Для того, чтобы вчитаться в герб, недостаточно здравого смысла. Надо ориентироваться в нормах геральдики, существующей уже восемь с половиной веков… Герб – это не только упорядоченность цветов и форм, это не только мир взаимосвязанных образов, это и совершенно особенный строй понятий о предназначении эмблем… Использование земельного герба выражает и идею права, и идею служения. Эти основы государственной геральдики не стареют; поэтому не стареет и она сама…».

Вот, оказывается, как всё непросто и глубокомысленно. Сейчас-то нам и откроется смысл нашей государственной символики. Но вот что мы читаем дальше о гербе РФ:

«Вопрос о том, хорош ли двуглавый орёл для новой России, уже решался в 1917 году комиссией Временного правительства под председательством Горького; участвовали самые разные люди, от серьёзных гербоведов (Тройницкого, Лукомского, Нарбута) до Рериха. Тогда пришли к выводу: ни монархического, ни династического подтекста символика орла не содержит ; раз он не виноват, незачем его и упразднять: на то и есть презумпция невиновности… В 1990 году снова собралось совещание при правительстве – представительный круглый стол, Ноев ковчег мнений. Честно искали альтернативу орлу – не нашли. Честно выясняли, почему неприемлем орёл; и снова оказалось, что приемлем…»

То есть двуглавый орёл стал символом Российской Федерации не в ознаменовании чего-то, не для выражения каких-то идей и устремлений, а потому что другого на ум не пришло – просто так, для геральдической «галочки». Раз оно и раньше тут было, раз никому не мешает, то пусть и дальше стоит. Михаил Медведев признался и в том, что при серьёзном изучении вопроса, значение этого символа и в прошлом выглядит весьма спорным :

«Что же касается двух голов орла, то о них спорят мало; все или почти все знают, что вторая голова появилась у римского орла при разделении Римской империи в 395 году на Восточную и Западную… Между тем, это далеко не так. Римский двуглавый орёл появился лишь через несколько веков после разделения. В XII веке германские монархи Священной Римской империи приняли герб с чёрным одноглавым орлом в золотом поле (подражая орлу Юпитера – знаку древнеримских легионов и высших чинов). Почти сразу появилась идея подчеркнуть всеохватные полномочия императора (формально стоявшего во главе крещёного мира), придав орлу исключительную особенность телосложения – второй клюв на затылке или вторую голову. Окончательно и официально императорский гербовый орёл стал двуглавым лишь при Сигизмунде I Люксембургском около 1400 года…»

Получается, что самое распространённое толкование двухголовости орла – чистой воды липа . Тут же сам автор проговаривается, что двухголовая птица это гораздо более древний символ, и германские монархи здесь ничего нового не открыли:

«Воспоминания о древнеримском орле сохранились и в Византии, а в XIII веке в константинопольском придворном обиходе стало появляться изображение орла с двумя головами (вероятно, заимствованное не от западных соседей, а из Передней Азии, где двуглавая птица издревле служила священным символом)… Так или иначе, гербом Византийской империи орёл отнюдь не был…»

Теперь уже становится понятным, что не только народ не в курсе значения двуглавого орла, но и главный геральдист страны. Спрашивать надо у древних персов или ассирийцев, которые, кстати, нам родня. Ну, а как же это чудо появилось в России:

«Разные правители использовали орла на свой лад, по временам подчиняя его геральдическим нормам. В XV веке этот процесс затронул и Россию: двуглавый царь птиц появился на московских и тверских монетах, а в конце столетия – на печати Иоанна III, Государя «Всея Руси». Обычно это связывают с тем, что жена Иоанна III была наследницей византийского престола, и с концепцией Москвы – «третьего Рима».

Эта версия звучит по любому удобному случаю, но на самом деле всё не так очевидно:

«В действительности вторая жена Иоанна III Зоя (Софья) Палеолог наследницей не была, права на престол принадлежали её старшему брату, дважды посещавшему Россию… Сама Зоя-Софья, отрочество которой прошло в Италии, среди оживлённой геральдической практики, вполне могла считать орла своим девичьим гербом, но это не подразумевало передачу герба супругу… Иоанн действительно претендовал на титул царя, но не в знак династического преемства по отношению к императорам Византии, а в знак собственного полного суверенитета (ибо в те времена предполагалось, что любой правитель хотя бы формально зависит от императора). Что же до концепции «третьего Рима» – она была сформулирована уже после смерти Иоанна III и опять-таки апеллировала не к его браку с Зоей, а к значению московского государства в православном мире…»

И опять оказывается, что нас всех ввели в заблуждение . Причина существования двухголового орла в символике Московского княжества 15 века неизвестна. Гипотеза о правах наследования символики из Византии, надумана. Это вовсе не значит, что использование двухголовой птицы на Руси было случайным. Просто нам, как, по-видимому, и ведущим геральдистам, неизвестны истинные причины.

Всадник на груди орла действительно не Георгий Победоносец . Вот что об этом говорится в статье:

«Множество пересудов вызвал всадник на груди орла. Прежде всего, необходимо учесть, что это – не Святой Георгий. … Нимба вокруг головы ездец не имел. Со Святым Георгием его путали иностранцы…»

Тогда кто он? Согласно высокоучёной традиции, считающей князей и царей прошлого исключительно моральными уродами, сегодня полагают, что таким образом Иван III увековечил себя любимого (аллегорически). То есть опять тупик , про всадника официально ничего не известно. Хотя по многочисленным свидетельствам можно судить, что это один из древнейших символов Руси. Про три короны над головами орла Михаил Медведев пишет следующее:

«Короны в гербах символизируют не монархию (хотя многие по невежеству убеждены в этом), а суверенитет и высокое достоинство. Лишив орла традиционных корон, мы заявили бы о зависимости и унижении России…»

О значении корон на гербах, «по невежеству» не знают также геральдисты США и Румынии, поскольку на их гербах нет корон, и они всё-таки считают себя независимыми. А вот в Германии, в республиканские времена корона (именно как символ монархии) навсегда исчезла из герба. Это говорит, как минимум, о больших разночтениях в геральдических традициях. Странно, что наши специалисты не подравнялись на западных коллег. Уж что-что, а традиции рыцарства в Германии есть.

Красное (червлёное) поле герба в геральдике обозначает кровь, пролитую за сюзерена (правителя) или за идею. Кровушки нашей пролито немало, но за какую идею, или какого правителя? О чём вопиёт залитое кровью поле Российского герба? По мнению Медведева цвета выбраны случайно : «Причина была проста: в придворном византийском быту орёл обычно появлялся вышитым золотыми нитями на алой ткани, то есть попросту роскошным материалом и на роскошном материале…»

Это просто отговорка , чтобы не искать истинный смысл.

С флагом всё намного проще. Там даже удовлетворительной гипотезы нет. Во всех официальных документах значится, что официальной трактовки цветов Российского флага нет . Это моё личное мнение, но если цвета флага безсмысленны (нет трактовки), то они подобны цифровому коду. Например, код России мог быть 6-5-2, а код Франции 2-5-6. И, тем не менее, согласно статье 329 Уголовного кодекса России, надругательство над Государственным флагом Российской Федерации карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Тут бы надо определиться – или дойти до полного маразма, и начать сажать за надругательство над цифрами, или всё-таки углубить значимость (в буквальном смысле) государственной символики для общества. Желательно перестать утаивать её значение , если таковое есть. Если сегодня значение забыто, то вспомнить, каким оно было. А на худой конец, придумать заново, сообразно сегодняшним реалиям.

Однако самым правильным, на мой взгляд, было бы восстановить преемственность с богатейшим миром образов и символов Руси. Тем более, что и ездец, и, похоже, двуглавый орёл, родом именно оттуда. Почему до сих пор этого не произошло? Потому что те, кому поручено этим заниматься, не любят свою страну, свой народ и его прошлое. Вот, что по этому поводу пишет член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Медведев :

«Можно было бы противопоставить геральдике собственную эмблематическую систему – дошедшую через века, цельную и тщательно разработанную (как это сделала Япония). В России такой системы нет. А на фоне безупречно-рыцарских щитов в гербах Сингапура, Нигерии и Барбадоса очередная неграмотная виньетка смотрелась бы как признание в собственном варварстве…»

О нем писали стихи Владимир Высоцкий и Роберт Рождественский, потеря этого атрибута была позором, а человек, утративший его, наказывался смертью. Все это о знамени. Кажущееся сегодня обычным предметом, когда-то оно играло важную роль в жизни общества, особенно во время войн. Однако сегодня многие забывают, что слово «знамя» означает, путая его с флагом. А между тем эти понятия хотя и родственны, но имеют различную этимологию и сущность.

Слово «знамя»: значение

Знамя – это отрез ткани с изображением, надписью или эмблемой на двух его сторонах. Знамя крепится на специальное древко. Первоначально оно использовалось во время сражений, в качестве указателя воинам, для места сбора. В старину знамя также называли стяг, прапор или хоругвь .

Знамя и флаг: в чем разница

Достоверно не зная, что такое знамя, люди иногда путают его с флагом. Однако эти два термина имеют четкие различия.


5. Оформление флага обычно незамысловатое, в старину его сшивали из нескольких отрезов ткани, сегодня просто печатают. Знамя же всегда делалось из дорогих тканей, украшалось вышивкой и бахромой.

Изучением знамен и флагов занимается специальная наука вексиллология (от латинского названия знамени vexillum). Ученые-вексиллологи занимаются изучением вопросов о том, что такое знамя, флаг, каковы их подвиды. Кроме того, они исследуют эволюцию этих предметов и людских представлений о них в разные времена.

Стяг, хоругвь, вымпел, штандарт и прапор

Зная, что такое знамя, нелишним будет ознакомиться и со значением таких родственных слов, как стяг, хоругвь, штандарт, вымпел и прапор .

Стяг – это древнее название знамени. Большинство стягов были столь длинны, что их приходилось отдельно везти на телеге, вслед за войском.

Хоругвь – это вид знамени, на котором обычно изображали Иисуса Христа или святых, покровительствующих войску. Этот вид знамен вывешивался вертикально.

Вымпел – крохотного размера флажок треугольной формы (иногда прямоугольной), которым украшали вершину копья рыцари в Средневековье.

Штандарт – прикрепленный к древку военный символ, сродни знамени, но меньший. Использовался в Средневековье. Чаще всего на штандартах изображали львов, грифонов и других геральдических животных.

Прапор – небольших размеров знамя с длинными хвостиками. Персональный знак дворянина. В Европе назывался штандартом.

Происхождение слов «знамя» и «флаг», а также их синонимов

Разобравшись с тем, что такое знамя и чем оно отличается от флага, интересно будет узнать, откуда взялись эти слова.

Слово «знамя» произошло от древнерусского глагола «знать» (в значении "отличать, замечать"). Однокоренными к нему были также возникшие в тот же период слова «знаменье» и «признак». Само название говорит о том, что знамя означает отличительный знак.

А вот слово «флаг» пришло в русский язык благодаря Петру I, страсть как любившему все заморское. В конце XVII века по его велению слово «флаг» (от латинского flagrum - "плеть") стало активно использоваться военными и моряками.

Небезызвестное слово «стяг» возникло от стягиваться (к кому-то). А вот «прапор» произошло от старославянского слова «поропоръ», обозначающего что-то легкое, невесомое. Кстати, от лексемы «поропоръ» также произошли слова «перо» и «парить». Примечательно, что поначалу прапорщиками именовали носителей прапоров, и лишь намного позже слово стало названием офицерского чина.

Что входит в знаменный комплекс

Если в старину знамя было просто богато расшитым куском ткани, то теперь для него создан целый знаменный комплекс. В его состав входят:

  1. Непосредственно само знамя, состоящее из двух отрезов ткани, сшитых между собою.
  2. Запас – часть знамени, на которой нет изображения. Это просто ткань, предназначенная, чтобы обернуть ее вокруг древка.
  3. Деревянное древко, на которое крепится знамя с помощью специализированных знаменных гвоздей. Внизу древко вставляется в специальный металлический подток.
  4. На вершине древка, как правило, ставится навершие в виде стрелы или шара. К навершию крепятся кисти, ленты или другие декоративные элементы.
  5. Скоба – металлическая пластина (или кольцо), расположенная на древке чуть ниже полотнища знамени.
  6. Защитный чехол для знамени.
  7. Специальная перевязь, на которой знаменосец несет знамя. Обычно повязывается черед плечо.

Знаменные ряды

Также существует устаревшее на сегодняшний день понятие – "знаменные ряды". Раньше так называли пехотинцев нижних чинов, расположенных вблизи знамени. Их функцией была защита символа в бою.

Сегодня для обычного человека знамя и флаг – это лишь красивая традиция и признак принадлежности к коллективу, части, тому или иному государству. Однако для людей, участвующих в военных действиях, и флаги, и знамена родной страны являются священными, как и для предков.

Каждый город и регион нашей страны имеет свою символику. Москва как древняя столица России наделена не только наиболее узнаваемыми, но и исторически значимыми знаками - её гербом и флагом, которые знакомы каждому россиянину.

Зачем нам нужны флаги и гербы

Издревле с возникновением государств появлялись и их обозначения. Со своими знаменами выходили воевать, защищали свои интересы и отстаивали родные места от нападений врагов. Хотя традиция иметь флаг и герб уходит в далекое прошлое, представление о том, что для каждого государства необходимо обязательно иметь собственные символы, связано с началом 20-го века. Для чего же это нужно?

Флаг и герб страны, города или государства являются не только его символами, но и особой формой определения. Они связывают нас с историей и культурой нашей Родины, являются выражением патриотизма. Именно флаг и герб страны определяют нас в мире, по ним нас узнают в других странах.

Как выглядит герб Москвы

На темно-красном фоне изображен воин-всадник на белом коне. В руках у него копье золотого цвета. Под копытами устилается хищный черный дракон, которого рыцарь обезоруживает, протыкая зверя в голову.

Чем отличается флаг и герб Москвы

Флаг - это полотно, имеющее специфическую гамму цветов, которые указываются в качестве различных символов. Герб - это эмблема или знак города, района или государства, на изображении которых указываются самые значительные характеристики той или иной местности с помощью символических значений.

История герба

Первое появление символа, напоминающего современный флаг Москвы, относится ко времени после победы на Тогда всадник, убивающий дракона, стал гербом Считалось, что он олицетворяет правителя. Только с начала 18-го века изображение воина отнесли к Святому Георгию, такое значение было предложено под влиянием европейских мыслителей.

С приходом Советской власти флаг Москвы на время канул в лету. Вместо него появилось изображение серпа и молота, обозначающее победу рабочего класса. Уже в 1993 году флаг города Москвы снова приобрел дореволюционные черты, и привычный всадник, поражающий чудовище, снова ознаменовал столицу.

Кто этот воин

Георгий Победоносец - это выходец из древнего греческого рода, состоящий на верной службе у императора. Во времена страшных гонений на христиан этот воин встал на их защиту, за что был подвергнут страшным пыткам. Георгий просил помощи у Бога, чтобы тот дал ему силы выстоять перед всеми сложностями. Однако жители велели казнить борца, и в 303 году он погиб от рук палача.

С тех давних событий 6 мая считается памятным днем Великого мученика, погибшего за свои убеждения и желание защитить христианский мир.

О Георгии слагали множество легенд и преданий. Одна из них повествует о чуде воина и змее, которого он победил. Некогда, согласно легенде, в окрестностях города Ласия обитал монстр-змей, нападающий и уничтожающий местных жителей. В городе тогда правил глупый и жестокий царь, который беспощадно относился к христианам. Когда люди пожаловались ему на проделки змея, тот предложил жителям отдавать чудовищу своих детей по очереди. У самого правителя была прекрасная дочь, но ради справедливости и её пришлось поставить в список на съедение чудовищу. Когда настал её черед, царевна отправилась на смерть. Но тут её застиг Георгий. Узнав о страшном змее, он сам без своего войска отправился сразиться с ним, чтобы спасти дочь царя и жителей от мучений. Взмолив Бога о помощи, Георгий смог одолеть врага с помощью верного удара копьем в голову. Притащив пораженную тушу, воин поведал местным жителям, что вера - их главная сила, которая способна противостоять любым сложностям.

Как же эта история соотносится с Москвой? Как известно, Юрий Долгорукий был основателем Москвы, благодаря его делам и настойчивости Москва впоследствии стала столицей Руси. Имя Юрий на греческий лад обозначает Георгий. Это интересное совпадение для двух значимых персон для русской культуры и истории послужило отличным символом, так что недаром именно Георгий Победоносец представляет флаг города Москвы. Ведь это сердце нашей Родины.

Где можно встретить флаг Москвы сейчас

Символ столицы можно обнаружить почти на каждой улочке. Вот флаг на высотке в Москве, а вот он изображен на автобусе. Неоднократно его можно встретить в метро и на объявлениях. Для многих этот герб является символом чего-то, принадлежащего столице. Очень часто мы можем встретить флаг Москвы на билбордах, оповещающих о предстоящих мероприятиях при поддержке столичного правительства.

Любой житель России может заприметить Победоносца на российском гербе, в самой его сердцевине. Эта традиция восходит ещё к шестнадцатому веку, на протяжении всей дореволюционной истории двуглавый орел с Победоносцем считались символом Российской империи, а затем и современной России.

Также очень часто изображение московского герба используется на правительственных сайтах или тех, что посвящены чему-либо столичному. В таких случаях используется флаг Москвы в векторе, чтобы картинку можно было гармонично наложить поверх фона.