Кто должен проходить аттестацию рабочих мест. Кто должен сдавать, когда подается в трудовую инспекцию декларация о соут? Внеплановая специальная оценка условий труда

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Аттестация проводится на основании Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Основываясь на части второй ст. 212 ТК РФ аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели без исключений. Основная цель и задача данной процедуры - улучшение условий труда, а также выявление вредных и опасных производственных факторов. Процесс проведения аттестации включает в себя:

Инспекция проводится самой организацией-заказчиком или через государственные учреждения для такой проверки, например, Государственной инспекцией труда, Финансовым управлением, Полицейской полицией и т.д. выдача окончательного решения, подтверждающего нарушение вышеуказанных правил, может быть основанием для принятия мер по исправлению положения или санкций.

Границы этой темы могут в ряде аспектов переплетаться с проблемой. Организация-заказчик может использовать следующие варианты процедуры в зависимости от специфики предмета, контекста реальной ситуации и целей организации-заказчика, а также для поощрения достойных условий труда в рамках.

  • Сроки аттестации
  • Кто проводит аттестацию?
  • Порядок проведения аттестации
  • Стоимость аттестации рабочих мест
  • гигиеническую оценку условий труда работников;
  • оценку травмобезопасности на предприятии;
  • оценка соответствия нормам безопасности труда используемых инструментов и оборудования на предприятии;
  • обеспеченность работников организации средствами индивидуальной защиты.

Сроки аттестации

Организация сама определяет, когда ей нужно проводить аттестацию. Однако по закону, проводить её нужно не реже одного раза в 5 лет! Важно знать, что если на вашем предприятии появляется новое рабочее место или изменено производственное оборудование рабочего места, то его необходимо аттестовать в течении 60 дней.

Соблюдение установленного законом минимума или соблюдения более законного минимума. На практике требование поощрения уважения к достойным условиям труда в процедуре закупок может поощряться следующим образом. Даже в этом случае значения, указанные в заявке, и значения, которые были оценены организацией-заказчиком при оценке, должны выполняться во время выполнения исполнения, а их несоблюдение является причиной принятия корректирующих действий или штрафов в соответствии с условиями контракта.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Большинство договаривающихся органов, по-видимому, оценивают уровень вознаграждения сверх требования минимальной заработной платы, установленного в соответствии с критерием оценки, поддерживающим достойные условия труда. Однако уместно, чтобы этот критерий оценки не был единственным критерием оценки в дополнение к самому низкому участнику торгов и что организация-заказчик поддержала оценку всего диапазона положительных воздействий на условия работы. Другие критерии оценки связаны с характером и условиями работы, такими как особая забота во время высоких летних температур, дополнительные стандартные перерывы и т.д.

Многие работодатели путают аттестацию рабочих мест с аттестацией работников. Важно понять, что аттестуется именно рабочее место, а не работник! Например, в вашей организации может работать 5 человек, а рабочих мест может быть 2, 3 или даже 8. Некоторые работники могут выполнять разные задачи и занимать соответственно несколько рабочих мест, каждое из которых обязан аттестовать работодатель!

В настоящее время ведется обсуждение вопроса о вознаграждении региональных водителей автобусов. Эти конструкции совершенно не подходят для этой цели. Это тот факт, что лестницы и особенно этапы этой категории предназначены для случайного использования. С огромным ежедневным развертыванием это может случиться, и часто случается так, что практическая продолжительность жизни и, следовательно, гарантированная безопасность этих лестниц и ступеней могут быть короче, чем предписанная проверка цикла.

Почему лестницы проверяются?

Воздействие на безопасность труда очевидно. текущая тенденция в области охраны труда в законодательстве такова, что разрешенная работа на лестницах ограничена в пользу других и более безопасных рабочих средств. Если производитель неизвестен или если сопроводительная документация недоступна, объем контроля оборудования работодателем определяется местным регламентом безопасности эксплуатации.

Аттестация рабочих мест и штрафы

За нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест могут применяться различные санкции: от выдачи предписаний на устранение нарушений до привлечения руководителей и должностных лиц к административной ответственности. Осуществить проверку аттестации рабочих мест может как прокуратура, так и инспекция по труду и занятости. Визит данных структур, как правило, не сулит ничего хорошего.

Что должно содержать вышеупомянутую рабочую документацию по лестнице?

В проверках есть еще одна особенность: этапы, а не рабочие платформы и платформы собственной конструкции. Производственные требования часто настолько сложны и разнообразны, что ни один из продуктов на рынке не отвечает потребностям конкретного трафика. Многие пользователи решают эту проблему, делая свои устройства такими индивидуальными. Это означает, что эксплуатационные требования выполняются, но как приступить к проверке такого оборудования и можно ли его использовать на законных основаниях вообще?

На сегодняшний день максимальный штраф за не проведение аттестации рабочих мест составляет 50 тысяч рублей. Или может проводится административное приостановление деятельности предприятия или организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). Штраф для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей. Однако в планах Министерства здравоохранения и социального развития стоит увеличение данной суммы в несколько раз. Увеличение штрафов позволит повысить степень ответственности работодателя за жизнь и здоровье работников и призовет многие организации провести аттестацию своих рабочих мест.

Кто может проверить лестницы?

С другой стороны, нет положения, которое бы прямо запрещало это. Поэтому эксплуатационная документация такого устройства должна включать статический расчет с указанием разрешенной нагрузки и инструкций по использованию. Как получить доказательство профессиональной компетентности решается §.

Как выполнить конкретный тур по лестницам

Это, на наш взгляд, неверно, поскольку этот стандарт предназначен для производителей лестниц и, кроме того, некоторые из перечисленных здесь испытаний являются разрушительными, что означает, что тестируемая лестница так сильно повреждена во время теста, что ее больше нельзя использовать.

Кто проводит аттестацию?

Для того, чтобы провести аттестацию, в соответствии с законодательством, необходимо иметь аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда согласно приказу Минздравсоцразвитие N205н от 01.04.2010. Как правило, такие организации обладают собственной лабораторией и всем перечнем измерительного оборудования для проведения измерений. Привлечение таких организаций происходит на договорной основе.

Поэтому применение такого теста на конкретной лестнице не имеет смысла независимо от требования к специальному машинному оборудованию и методам измерения. Поэтому должно быть достаточно, если пользователь выполняет визуальный осмотр всех лестниц, ориентируясь на управление движущимися частями, индивидуальные функции безопасности и правила безопасного использования. В частности, необходимо выявлять потенциальные риски и предлагать меры по их минимизации.

Наконец, мы можем определить основную задачу пользователя лестницы, чтобы проверить лестницы следующим образом: установить и соблюдать условия регулярных проверок. Назначить лицо, ответственное за безопасность используемых лестниц, составить местное предписание о безопасности эксплуатации, которое определяет правила безопасной работы с лестницами.

Порядок проведения аттестации

Порядок проведения аттестации рабочих мест включает в себя:

  1. Формирование приказа по организации, в рамках которого создается специальная аттестационная комиссия, в которую входят специалисты аттестующей фирмы и сотрудники аттестуемой организации.

2) Определяется список рабочих мест, подлежащих аттестации. Далее устанавливается перечень опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и рассчитывается стоимость аттестации.

Вести учет лестниц и проверять их, чтобы они были доступны на рабочем месте, надзорные и контрольные органы. Обязательство проводить инспекции компетентным лицом не реже одного раза в 12 месяцев, работодатель может проводить периодические проверки, если у него есть необходимые знания или, при необходимости, его сотрудники, если он компетентен это делать. Если у него нет такого сотрудника, он обязан предоставить их другим квалифицированным персоналом.

Проверки должны проводиться в соответствии с сопроводительной документацией изготовителя, если это невозможно, чтобы определить степень проверки в соответствии с местным регламентом безопасности эксплуатации. Архив, сопровождающий, оперативную и контрольную документацию на протяжении всего срока службы объекта.

3) Процесс исполнения аттестации рабочих мест по условиям труда, в рамках которого проводится оценка степени травмоопасности каждого рабочего места и определяется:

  • безопасность применяемого оборудования, инструментария и материалов, участвующих в процессе труда;
  • обеспеченность работников СИЗ и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
  • уровень информированности каждого работника о мероприятиях по обеспечению безопасности труда.

4) Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с приложением соответствующего пакета документов:

Этот материал был подготовлен на основе законов, постановлений правительства, декретов и стандартов, действующих весной. Этот материал не является обязательным юридическим руководством, как действовать, он служит лишь основной ориентации в этом вопросе. Настоящим автор отказывается от какой-либо ответственности за любые убытки, которые могут возникнуть, когда информация, упомянутая выше, учитывается и, напротив, рекомендует, чтобы вся содержащаяся в ней информация была должным образом сертифицирована в соответствии с уровнем техники.

В то же время, заранее заблаговременно за любые комментарии, которые помогут уточнить представленную здесь информацию. Трудовой кодекс в целом относится к обязательствам работодателей следующими словами. Работодателю постоянно требуется искать опасные факторы и процессы в рабочей среде и условиях труда, выяснить их причины и источники. Основываясь на этом нахождении, выявлять и оценивать риски и принимать меры по их устранению и принимать меры для обеспечения того, чтобы из-за более благоприятных условий труда и критических уровней которые до сих пор классифицировались в соответствии с специальным правовым регулированием, поскольку риск может быть включен в нижнюю категорию и должен регулярно контролировать уровень безопасности и гигиены труда, в частности состояние производства и рабочего оборудования и оборудования на рабочем месте, а также уровень факторов риска условий труда, и метод выявления и оценки факторов риска в рамках специального правового регулирования.

  • протоколы произведенных измерений;
  • карты аттестации рабочих мест на предприятии;
  • план мероприятий, направленный на улучшение санитарно-бытовых условий труда работников;
  • ведомости, приложения и прочие документы.

5) После проведения аттестации работодатель отправляет её результаты в государственную инспекцию труда.
Полученные документы по результатам аттестации используются в рамках.

Работодатель может выполнять задачи оценки риска и профилактики, если он / она компетентен или компетентен это сделать, в противном случае он / она должен выполнять эти задачи профессионально квалифицированным сотрудником, нанятым им / ею в трудовых отношениях. Важную роль также играет число сотрудников. Работодатель может выполнять задачи оценки риска и предотвращения рисков, если у него есть необходимые знания для этого. Работодатель может выполнять задачи оценки риска и предотвращения рисков, если он профессионально компетентен или способен это сделать. один или несколько квалифицированных специалистов. Более 500 сотрудников - работодатель предоставляет задачи по предотвращению рисков одним или несколькими квалифицированными специалистами.

  • До 25 сотрудников.
  • От 26 до 500 сотрудников.
Как вы можете видеть, если вы нанимаете более 25 сотрудников, вы больше не нуждаетесь в знаниях.

29.09.2016 10:00:00

В предлагаемом вашему вниманию статье рассмотрена специальная оценка условий труда в 2017 году (последние изменения): новые сроки для внеплановой спецоценки, больше поводов для декларации соответствия, критерии организаций, проводящих спецоценку...

В предлагаемом вашему вниманию статье рассмотрена специальная оценка условий труда в 2017 году (последние изменения): новые сроки для внеплановой спецоценки, больше поводов для декларации соответствия, критерии организаций, проводящих спецоценку. Спецоценка - это комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах (ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если не проведена специальная оценка условий труда, штраф для компаний — от 60 000 до 80 000 руб., а для руководителя и предпринимателя — от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Вам нужна так называемая профессиональная компетентность, которая обусловлена ​​тремя предположениями. На практике для оценки риска используются различные методы, общее правило не выдается Универсальным руководством. Независимо от того, решаете ли вы для любого из них, наиболее важно приносить полезные и полезные результаты. В качестве примера мы представляем хорошо организованный и довольно популярный метод, состоящий из нескольких точек. Для крупных предприятий мы рекомендуем разделить зону обследования на разные рабочие места и проанализировать каждый отдельно.

ДЛЯ КОГО СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Плановая спецоценка. В самые кратчайшие сроки нужно провести спецоценку «вредных» рабочих мест. Речь о рабочих местах, по которым, во-первых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Во-вторых, если работающим на них сотрудникам положены гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда. Спецоценку этих рабочих мест можно отложить, только если компания меньше пяти лет назад провела по ним аттестацию (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Все остальные рабочие места можно оценивать постепенно. Главное успеть до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). А рабочие места сотрудников, которые трудятся на дому или дистанционно, оценивать вообще не надо (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

На первом этапе мы фокусируемся на выявлении всех потенциальных опасностей. Лично, медленно пройдитесь по всем пространствам, попросите мнения и опыт сотрудников, ознакомьтесь с книжкой аварий, прочитайте сопроводительную документацию для машин, вдохновляйтесь правовыми нормами и техническими стандартами. Рассматривайте менее очевидные риски как психосоциальные факторы. Важно не забывать о какой-либо, даже банальной, деятельности, проводимой в данном месте. Для каждой опасности также необходимо четко идентифицировать тех, кто может подвергнуться риску.

Внеплановая спецоценка. Важно помнить о нескольких особых условиях. Во-первых, есть ситуации, когда проводят внеплановую спецоценку (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Вот они:

Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований Закона № 426-ФЗ;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

С накопленным списком опасностей, мы садимся и индивидуально определяем риски, которые возникают от них. Мы фокусируемся на вероятности того, что опасность может нанести ущерб здоровью, серьезность ущерба здоровью и интенсивность воздействия на работников. Подсчет очков идеален. Таким образом, мы сможем определить приоритеты в принятии мер безопасности.

Решение о превентивных мерах. Следующим этапом является решение о том, можно ли полностью устранить риск. Если мы решили не делать этого, то вопрос заключается в том, как контролировать риски, чтобы не снижать уровень безопасности и здоровья людей, которым они подвергаются. Имейте в виду, что риски необходимо устранить у источника и что меры коллективной защиты предпочтительнее индивидуальных мер защиты.

В первых двух случаях на спецоценку есть 12 месяцев, в остальных — шесть месяцев. Срок отчитывается с даты наступления этих случаев.



КАК СОЗДАЕТСЯ КОМИССИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель образует специальную комиссию и утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

В комиссию должны войти:

Представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

На малых предприятиях в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

Руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
- другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда.

Возможно, что в компании штатный специалист отсутствует. Тогда в комиссию включают представителя организации или эксперта, который занимается вопросами охраны труда по гражданско-правовому договору. Возглавляет комиссию руководитель организации или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии директор компании утверждает приказом.

КАК ОТБИРАЮТ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ СПЕЦОЦЕНКИ-2017: АНАЛОГИЧНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА

Перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в 2017 году (в том числе аналогичные рабочие места), определяет комиссия (ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки (ст. 9 Закона № 426-ФЗ):


- одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- профессии или должности одного наименования;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то спецоценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.



ЭКСПЕРТЫ КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОГУТ ПРОВОДИТЬ СПЕЦОЦЕНКУ В 2017 ГОДУ

Проводить специальную оценку своими силами нельзя. Обязательно нанимать по гражданско-правовому договору стороннюю организацию. Причем она должна быть независимой по отношению к вашей компании. В частности, спецоценку не может проводить дочернее предприятие или если сотрудники вашей компании и оценочной организации являются близкими родственниками.

Организации, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных лабораторий и центров, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. Посмотреть список предприятий, которые могли проводить аттестацию, можно на официальном сайте Минтруда России (rao.rosmintrud.ru). Требования же к оценочным организациям перечислены в статье 19 Закона № 426-ФЗ.


Вот они:

В уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;
- в организации не менее пяти экспертов, имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по специальности «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования»;
- организация и эксперты должны занесены в специальный реестр;
- есть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована на проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.


В качестве экспертов в организации, которая проводит специальную оценку условий труда, допускают лиц, прошедших аттестацию на право выполнения работ по спецоценке и имеющих сертификат эксперта. Чтобы получить сертификат эксперта, необходимо иметь:

Высшее образование;
- дополнительное профессиональное образование, программа которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
- опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда не менее трех лет.

ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ПРОХОДИТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой, изложенной в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. К некоторым рабочим местам применяют особый порядок проведения оценки (Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290).

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляют испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, которая проводит специальную оценку условий труда. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая специальную оценку условий труда, определяет самостоятельно.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляют протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.

По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.


Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

1-й класс - оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника.

2-й класс - допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время
регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

3-й класс - вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда.

4-й класс - опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В 3-м классе вредных условий выделяют следующие подклассы:

Подкласс 3.1 - вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья.

Подкласс 3.2 - вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет.

Подкласс 3.3 - вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Подкласс 3.4 - вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.



КАК ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Отчет о проведении спецоценки. Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включает:


- перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
- карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
- сводная ведомость специальной оценки условий труда;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете указывают:

Сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
- заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.


Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению приведены в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, не согласный с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

С результатами проведенной оценки работодатель обязан ознакомить сотрудников, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда в 2017 году. Сделать это нужно под подпись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха работника.

Информация о спецоценке на сайте работодателя. Сводную информацию о результатах проведенной оценки нужно разместить на официальном сайте в Интернете. Размещать данные следует с учетом требований законодательства о персональных данных и государственной или иной охраняемой законом тайне. То есть опубликовать требуется не полный отчет, а только сведения в части установленных на рабочих местах классов и подклассов условий труда, а также перечень запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Разместить сведения нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения итогового отчета о результатах оценки.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. При этом их решения могут быть обжалованы в судебном порядке. Работодатель или сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения спецоценки и в обход трудовой инспекции, сразу направив свои претензии в суд. Также в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в Минтруд России для проведения экспертизы качества оценки условий труда (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).



КОГДА ПОДАЕТСЯ ДЕКЛАРАЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО СПЕЦОЦЕНКЕ - 2017

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых подлежат декларированию, передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона № 426-ФЗ).

Организация-работодатель подает в трудовую инспекцию по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Правда, только в том случае, если специальная оценка условий труда в 2017 году не выявила вредных или опасных факторов или подтвердила, что условия труда оптимальные или допустимые. Форма и порядок подачи такой декларации утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Декларацию надо подать не позднее чем через 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке. Если компания не уложится в срок или вообще не сдаст декларацию, возможен штраф от 60 000 до 80 000 руб., штраф для директора — от 5000 руб. до 10 000 руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Декларация соответствия действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Но если в период действия декларации с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц или у него выявлено профзаболевание, причиной которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места данная декларация прекращает свое действие и организация должна провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Решение о прекращении действия декларации соответствия нормативным требованиям охраны труда принимает трудовая инспекция по местонахождению организации. Запись о таком решении вносят в специальный реестр деклараций не позднее 10 календарных дней с момента наступления несчастного случая на рабочем месте или выявления профзаболевания с учетом вышеназванных условий.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев и профзаболеваний срок ее действия считается продленным на следующие пять лет (ст. 11 Закона № 426-ФЗ).



КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для целей, указанных в статье 7 Закона № 426-ФЗ. Это следующие мероприятия:

Разработка и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
- контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;
- организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;
- установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- подготовка статистической отчетности об условиях труда;
- решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
- определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
- принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ СНИЖАЕТ РАСХОДЫ

Компания, в которой проведена специальная оценка условий труда в 2017 году, может сэкономить дополнительные взносы в Пенсионный фонд и взносы на травматизм.

Как уменьшить дополнительные взносы в ПФР. Дополнительные тарифы по взносам на обязательное пенсионное страхование у компаний, которые не провели спецоценку и аттестацию рабочих мест, выше. Имеются в виду взносы, которые надо начислять на выплаты работникам с вредными профессиями из списков 1 и 2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Тарифы составляют 9 и 6 процентов (ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Для компаний, которые провели спецоценку, установлены дифференцированные тарифы - от 2 до 8 процентов. А с выплат сотрудникам с допустимыми и оптимальными условиями труда дополнительные взносы в ПФР платить не надо. Все тарифы для компаний, у которых есть результаты спецоценки, можно посмотреть в таблице ниже.



Компаниям, у которых есть результаты аттестации, тоже выгодно провести спецоценку. С выплат сотрудникам на вредных и опасных работах такие организации вправе платить взносы по дифференцированным тарифам. Но если условия труда допустимые или оптимальные, чиновники требуют применять повышенный тариф — 6 или 9 процентов (письмо ПФР от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707). В то время как при таких же условиях, но со спецоценкой компании вправе вообще не платить дополнительные взносы.

Как уменьшить взносы на травматизм. От безопасности условий труда зависит скидка к тарифу взносов от несчастных случаев на производстве. Максимальный размер скидки составляет 40 процентов от общего тарифа, установленного ФСС РФ для компании (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524). Но на скидку могут рассчитывать только те компании, у которых есть действующие результаты аттестации рабочих мест или которые провели спецоценку.


Скидку на 2017 год получить уже невозможно. Обращаться за скидкой на 2017 год надо было во втором полугодии 2016 года. К этому моменту у вас на руках должны быть результаты спецоценки.

Кроме того, в счет взносов на травматизм можно зачесть расходы на спецоценку (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Зачесть можно до 20 процентов от суммы взносов, начисленных за 2017 год. Или за три предшествующих года, если численность работников компании меньше 100 человек и в течение двух прошлых лет она не получала из ФСС РФ средства на финансирование мероприятий по улучшению условий труда. Чтобы ФСС РФ разрешил зачесть расходы на спецоценку в счет взносов на травматизм, надо подать заявление в фонд. Крайний срок - 1 августа.

Сокращение расходов на персонал. Компания должна платить работникам надбавки за вредные условия труда, выдавать молоко, заменять его деньгами и т.д. Но если спецоценка покажет, что в действительности на рабочем месте оптимальные или допустимые условия труда, то все эти гарантии и компенсации можно отменить. Например, если о денежной компенсации за молоко издавался приказ, то надо издать еще один - о том, что работникам на такой-то должности молоко больше не положено. Если условие о надбавках было включено в трудовой договор, то надо заключить дополнительное соглашение к нему.