Методы науки конституционного права российской федерации.

Эти рекомендации в полной мере относятся и к экстраполяции, которая родственна аналогии и в главном основывается на одинаковых с ней методологических установках. Но ей присущи и определенные особенности. Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части одной части явления (процесса) на другую ее часть. Соответственно, экстраполяция содействует научному прогнозированию, особенно в той его части, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования уже свершившейся ступени развития, помогает понять его настоящее и, по меньшей мере, предвидеть основные контуры обозримого будущего. Причем степень обоснованности полученных таким образом выводов, во многом зависит от знания общих закономерностей, присущих всей данной пространственно-временной сфере развития.

Сравнительно-правовой метод.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

«Конституционная наука России сможет занять достойное место в мировой конституционно-правовой науке при условии ее включения в компаративистские (сравнительно-правовые) исследования. Компаративизм в области конституционного права – одно из перспективных направлений государствоведения» .

Национальное конституционное право всегда развивает те или иные идеи, формирует конституционные институты с учетом положительной или отрицательной практики зарубежного конституционного строительства. Труды дореволюционных русских ученых-государствоведов всегда отличались широтой сравнительно-правового кругозора, отсутствием национальной замкнутости.

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

Примером применения сравнительно-правового метода исследования может служить следующее высказывание:

«Основополагающие начала конституционализма в различных государствах именуются по-разному. Так, западноевропейское государствоведение для их характеристики использует термины “конституционные принципы” или “принципы конституционализма”. Некоторые из американских правоведов (А.Е.Дик Ховард) придерживаются термина “элементы конституционного развития”. Конституция РФ закрепила основы конституционного строя, выделив их в отдельную главу и гарантировав их от пересмотра. Такая практика нехарактерная для европейских государств свидетельствует о стремлении предотвратить возможность авторитарных тенденций. При этом важно наличие не только формальных, но и институциональных гарантий, а также социальной политики, направленной на смягчение неравенства ».

Так же сравнительно правовой метод имеет большое практическое значение в конституционном праве в связи с тем, что положения различных нормативных актов не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, а достигнуть этого можно лишь сопоставляя, сравнивая с правовой точки зрения нормы конституции и нормы других нормативных актов.

Системный метод.

В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выделению места отрасли конституционного права в общей системе права РФ, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Система конституционного права – это объединение конституционно-правовых норм в институты в определенной последовательности в зависимости от их содержания и характера регулируемых отношений.

Система конституционного права включает в себя следующие институты:

1. Основы конституционного строя РФ;

2. Федеративное устройство;

3. Организация органов государственной власти и местного управления;

4. Правовой статус человека и гражданина; и др.

Статистический метод.

Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых этой отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

Применяются такие статистические приемы, как: статистические группировки, обобщающие показатели, а также отношение части к целому – или отношение интенсивности.

Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

Статистический метод помогает исследователю отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями, называемыми обычно «статистическими ансамблями».

Любой результат статистического исследования, будь он положительным или отрицательным не абсолютизируется. Подлинное познание сути явлений, и особенно в конституционном праве, достигается путем сочетания количественных исследований с качественными. Статистический метод в праве всегда должен применяться в сочетании с другими методами познания.

Метод конкретно-социологических исследований.

Используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

Социология права исследует реальное состояние правовой действительности. И исследователю права, и законодателю важно знать, насколько эффективным оказалось то или иное решение. Именно это соотношение между целью, поставленной законодателем, и конкретным полученным результатом выявляет социология права. Социология осуществляет как бы обратную связь юридической практики с теорией и законодателем. Результаты социологии права используются для дальнейшего развития и совершенствования нормативной базы права.

В данном методе применяются такие приемы, как: анкетирование, наблюдение, интервью, тестирование, социальный эксперимент, экспертная оценка.

Анкетирование- это способ исследования путем опроса лиц или обобщения сведений по специально разработанной анкете.

Различают анкеты закрытые, т.е. те в которых необходимо выбрать один из вариантов имеющихся ответов, и открытые, где анкетируемый выражает свое мнение рассуждениями, а также открыто-закрытые анкеты.

Преимуществами данного приема являются возможность в короткий срок и при небольших затратах охватить значительную группу лиц; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени; достичь эффекта анонимности опрашиваемых. Недостатком данного приема является то, что он дает сведения о мнениях, касающихся явления, но не о самих явлениях; возможность ошибочных записей из-за непонимания характера вопроса.

Интервью – беседа, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинством приема является то, что он позволяет получить информацию быстро и полно. Разновидности интервью – свободное и стандартизированное.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующей стандартные вопросы. В тестировании, как правило, выделяют три этапа – выбор теста, проведение и интерпретация результатов.

Наблюдение – процесс визуального восприятия обстановки (ситуации).

Социальный эксперимент применяется при изучении определенных условий общественной жизни, например, эффективности деятельности суда присяжных.

Экспертная оценка – необходима для прогнозирования тех или иных явлений. Используется мнение соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются и анализируются.

В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений.

Логический метод.

Важное место в конституционном праве занимает логический (или как его называют, формально-логический или догматический) метод. Обще логические методы - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование.

Правовая наука постоянно имеет дело с текстами законов и других правовых норм. Логический метод, опираясь на приемы формальной логики, позволяет анализировать тексты правовых норм, сопоставлять их друг с другом, отыскивать связи между частным и общим. На логический метод опираются не только теоретики-правоведы. И законодатели, разрабатывающие тексты новых законов, и государственные служащие-управленцы, и судьи, и другие правоприменители используют логический метод для разработки, применения и истолкования правовых норм.
Этот метод позволяет выявить несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой.

К предмету науки российского конституционного права относятся:

  • 1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;
  • 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России, в том числе в сфере местного самоуправления;
  • 3) практика реализации норм конституционного права;
  • 4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы.

Таким образом, наука конституционного права России это отрасль правоведения, которая изучает конституционно- правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания.

Исходя из своего предмета, наука конституционного права выполняет ряд функций. К их числу относится прогностическая функция , направленная на осуществление квалифицированного анализа государственно-правовых тенденций, прогнозирования оптимальной модели властных отношений, соответствующей публичным интересам общества.

Другой важной функцией науки конституционного права, присущей и другим наукам, является познавательная функция, обеспечивающая исследование (познание) политических и конституционных институтов, что в итоге приводит к повышению уровня правовой культуры специалистов-юристов и населения в целом.

Практически-прикладная функция помогает применять конституционно-правовые знания при функционировании государственных институтов, органов местного самоуправления, политических партий, других общественных объединений. Широкое использование рекомендаций, выводов и предложений исследователей-правоведов позволяет повысить качество всей государственной деятельности, и не только правотворчества.

И наконец, следует назвать коммуникативную функцию этой науки, информационное содержание которой способствует эффективной совместной деятельности различных органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, граждан и других участников конституционных отношений, правильному пониманию их истинных целей, намерений.

Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:

Российская наука конституционного права основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и др.), которые носят методологический характер, тесно связана с отечественной историей государства и права, изучающей процесс исторического становления и развития институтов российской государственности. Она взаимодействует с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права согласно Конституции РФ включены в российскую правовую систему и имеют приоритет над внутренним законодательством.

Методы науки показывают, как, каким способом она исследует (познает) свой предмет. Любая наука имеет общефилософскую и общенаучную методологию. Наука конституционного права использует разнообразные методы познания, апробированные практикой: системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и др.

Системный метод дает возможность обеспечить целостное и достаточно полное восприятие тех или иных явлений и процессов, проанализировать институт (проблему) в контексте разнообразных социальных отношений, как часть целого в системе права или конституционного права, выявить характер (тип) связи между ними. Он опирается на логический прием "расчлененного целого", широко использует такие понятия, как "элемент", "структура", "система", "функция", "целостность".

Исторический метод позволяет прояснить процессы возникновения и становления конституционных идей, норм, отношений, в том числе как анализируемое явление появилось, развивалось и чем является в данный период. Знание исторических фактов способствует лучшему пониманию закономерностей и тенденций развития в конституционно-правовой сфере, выяснению связей с современностью. Большое значение имеет привлечение отмененных актов, материалов обсуждений законопроектов, а также учет совокупности всех действовавших в тот период социально-исторических факторов. Историзм как принцип и метод научного познания обеспечивает связь прошлого (исторического) с настоящим (современностью).

Формально-юридический метод направлен на выявление и уяснение смысла нормативных источников, содержащих нормы права, прежде всего законов. Принципиальное значение имеет правильное понимание специальных понятий и терминов и их интерпретация, недопущение двусмысленных трактовок.

Сравнительно-правовой (компаративный ) метод на основе сопоставления конкретных норм и институтов различных стран делает возможным выявление общего и особенного в их возникновении и функционировании, показ позитивных и негативных черт (свойств). В условиях глобализации социально-экономических и политических процессов роль данного метода возрастает.

Социологический метод многообразен и связан с проведением опросов граждан, других категорий физических лиц, переписей населения, интервью, осуществлением анкетирования. В результате его применения изучаются общественное мнение, правовое сознание различных слоев (в том числе специалистов-юристов, депутатов, политиков), эффективность норм и институтов конституционного права. Этот метод исследует материал прежде всего на основе конкретного эмпирического опыта. Так, во второй половине 90-х гг. прошлого века во многом благодаря этому методу были осмыслены результаты эксперимента по введению упрощенной системы налогообложения муниципальных образований, проводившегося в Новгородской области, а также по учреждению института мировых судей в Архангельске, Владивостоке, Омске, Самаре.

Эти и иные методы могут быть использованы не только в конституционном праве, но и других отраслях правоведения и обществоведения.

Источники науки конституционного права связаны с предметом этой отрасли знания и по содержанию разнообразны. Их можно подразделить на четыре группы.

  • 1. Труды отечественных и зарубежных правоведов, а также работы политологов, социологов, философов, историков, относящиеся или связанные с предметом конституционного права. Они представлены в таких научных изданиях, как индивидуальные и коллективные монографии, журнальные статьи, альманахи (ежегодники) научных статей, ученые записки вузов, научных организаций, материалы научных и научно-практических конференций (совещаний, семинаров, симпозиумов). Особое значение имеют диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук, а также авторефераты диссертаций.
  • 2. Нормативные источники, содержащие нормы конституционного права: Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, конституционные и другие законы, акты исполнительных органов государственной власти, международные и внутригосударственные договоры, принятые и введенные в действие в установленном порядке.
  • 3. Официальные документы: послания президентов, законопроекты, проекты ведомственных актов и правоприменительных решений, стенограммы заседаний представительных (законодательных) органов государственной власти, совещаний глав государств, правительств, председателей высших (верховных) судов, ранее отмененные нормативные акты, являющиеся памятниками права (например, Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг.). Существенное значение имеют архивы государственных органов и органов местного самоуправления.
  • 4. Практика реализации норм конституционного права и деятельность институтов публичной власти, субъектов конституционного права, в том числе политических партий. Одна из важных задач исследователей как раз и состоит в критическом анализе конституционных, политических процессов, протекающих в сфере осуществления государственного строительства, публичной власти. Объективная оценка практической деятельности (в том числе результатов правореализации) позволяет выяснить позитивные и негативные стороны, прогнозировать сложные и противоречивые явления правовой и общественно-политической жизни, обобщить и осмыслить накопленный опыт, исправить ошибки, устранить недостатки.
Если конституционное право как отрасль права выражено действующими нормами конституционного права и представлено в виде нормативно-правовых актов, прежде всего конституцией, законами страны, актами главы государства и другими источниками конституционного права, то наука конституционного права представлена в книгах (учебниках и монографиях), в статьях, научных докладах и сообщениях и т. д.

Наука конституционного права изучает нормы этой отрасли права, практику и закономерности их реализации, широкую сферу общественных отношений, которые регулируются ими. Наука изучает источники конституционного права и, прежде всего, основной его источник - конституции, их виды, форму, содержание, юридические свойства, порядок принятия и изменения.

Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти. Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния отрасли конституционного права.

При изучении норм, источников и институтов конституционного права выявляются общие тенденции и закономерности в их развитии, показываются особенности отдельных стран и, прежде всего, Российской Федерации.

Содержащиеся в этом учебнике сведения о науке конституционного права носят обобщающий характер. В связи с этим ее можно назвать наукой общего конституционного права. В ее рамках складываются две отрасли знаний: об общем конституционном праве на примере в основном ряда демократических стран - США, Великобритании, Германии, Российской Федерации, Франции, Италии, Испании, Японии и других и о конституционном праве отдельно взятой страны - Российской Федерации.

Однако может быть и другое деление науки общего конституционного права: она развивается в исследованиях зарубежных ученых и в исследованиях отечественных специалистов в области конституционного права.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них - метод формально-юридического анали-

1. Предмет, методы и источники науки конституционного права

за. позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала; сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования; исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии; системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т. д.

Используя названные методы изучения общественных явлений, наука конституционного права играет активную роль в развитии конституционного права, ибо на основе достигнутого она выдвигает предложения по совершенствованию конституционно-правовых норм и институтов.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Учеными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам ученых относятся многочисленные монографии и статьи, в которых дается критическое осмысление различных категорий и институтов. Ученые спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые научные концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов ученых является важнейшей стадией научного познания.

Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания ученых, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. Именно поэтому в нормотворчес-ком процессе многих стран все более активную роль играют представители науки (эксперты, консультанты и т. п.).

Практика - неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изу-

Глава II. Наука конституционного права

чает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.

1. Понятие, предмет и метод науки конституционного права.

2. Место науки конституционного права в системе юридических наук. Основные задачи науки конституционного права.

3. Источники науки конституционного права.

4. Возникновение и развитие науки конституционного права. Современное состояние науки конституционного права.

1.Понятие, предмет и метод науки конституционного права.

Конституционное право как наука является составной частью всей правовой, юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук.

У каждой из наук есть свой особый предмет. С учетом этого среди юридических наук различают общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного права относится к числу отраслевых, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли. Эти науки составляют наиболее многочисленную группу в системе юридических наук, их число равно количеству отраслей права.

Наука конституционного права раскрывает закономерности, присущие отрасли конституционного права, формирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и конституционно-правовые институты.

Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, составляющие отрасль, но и процессы, связанные с реализацией конституционно-правовых норм, поэтому ее предметом являются также конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия конституционно-правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

С этими целями наука конституционного права рассматривает практику деятельности государственных органов, относящихся к предмету отрасли, формы их взаимодействия. Все конституционно-правовые институты она исследует в их историческом развитии на общем фоне развития общества.

Наукой конституционного права разрабатываются такие крупные комплексы теоретических проблем, как теория народного представительства, сущность государственного, народного и национального суверенитета. Она исследует проблемы правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной ответственности государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества. Значительное место занимают теоретические исследования, связанные с познанием системы государственной власти, принципа разделения властей, лежащего в ее основе.

Изучение всех вышеназванных проблем, связанных со сферой регулируемых отраслью конституционного права отношений, составляет предмет науки конституционного права, а сами же полученные выводы и теоретические положения - ее содержание.

Наука конституционного права, как и всякая иная, представляет собой систему знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, теорий. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой, но и находятся в силу единства предмета отрасли в определенном соподчинении. Одни выводы и положения служат основой для других.

Таким образом, конституционное право как наука - это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в научных трудах ученых-юристов.

Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, их соподчиненность, логическую взаимосвязь между ними.

Система науки не формируется произвольно. Ее основу определяет структурность самого предмета изучения. Поскольку в данном случае таким предметом является одноименная отрасль права, то и система науки отражает ее закономерности.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны и включают:

Исторический; сравнительно-правовой;

Системный;

Статистический;

Конкретно-социологический и другие методы.

Наука конституционного права, как и отрасль, постоянно развивается.

2.Место науки конституционного права в системе юридических наук. Основные задачи науки конституционного права.

Для определения объема предмета науки, обоснования тенденций его развития важное значение имеет определенное соотношение с родственными науками, прежде всего с теорией государства и права. В структуре теории государства и права, как известно, выделяются две относительно самостоятельные ветви научного знания - теория государства и теория права. Содержание теории в значительной мере созвучно той действительности, которая является объектом внимания конституционно-правовой теории.

Предмет теории государства охватывает следующий круг вопросов: происхождение, сущность, социальное назначение, ценность государства; типология, функции и механизм государства; соотношение государства, права и экономики; государство в политической системе общества, государство и гражданское общество; правовое и социальное государство. Однако же эти вопросы (во всяком случае, преобладающая их часть) являются предметом общего конституционного права - составной части единого конституционного права.

Очевидно, если признавать общее конституционное право составной частью единой научной дисциплины «конституционное право», то в таком случае государствоведческие проблемы теории государства и права должны стать предметом изучения теории конституционного права. Возникает вопрос: полностью ли перекрывает предмет общего конституционного права предметную область теории государства. По мнению Н.А. Богдановой, специально исследовавшей эту проблему, различие между теорией государства и общим конституционным правом изначально строится на разных подходах к изучению государства, которое в равной мере входит в предмет той и другой дисциплин. Теория государства выявляет и исследует функциональные, сущностные характеристики государства, создавая учение о государстве. Общее конституционное право, как и в целом наука конституционного права, изучает институциональные стороны государства, получающие конституционно-правовое закрепление. Здесь на первый план выдвигаются статусные характеристики субъектов конституционно-правовых отношений и в том числе государства. Цель и результат, на достижение которых направлено общее конституционное право, - это построение и изучение теории конституционного права.

Суждения В.Е Чиркина о различиях между теорией государства и государствоведением требуют некоторого уточнения. Государствоведение, в понимании указанного автора, есть научная дисциплина, призванная конкретизировать положения теории государства. С этим трудно согласиться. Если государствоведение претендует на роль самостоятельной научной дисциплины, то это должно находить подтверждение в ее особом объекте и предмете, особенных закономерностях, собственной системе понятий. Очевидно, что при таком понимании предмета государствоведения статуса научной дисциплины оно не приобретает. Представляется, что к государствоведению есть все основания отнести все то, что сейчас составляет предметную область теории государства. Государствоведение в этом смысле призвано стать общей частью национального и иностранного конституционного права, т.е. общим конституционным правом. Логичен вопрос относительно статуса теории государства. Понятно, что в том виде, в каком она представлена в теории государства и права, она утрачивает свое значение. При этом политическая составляющая теории государства «уходит» в политологию, а государствоведческая проблематика - в государствоведение. Вместе с тем теория государства не растворяется в государствоведении. Присущий теории государства и права высокий уровень осмысления государствоведческих проблем указывает на необходимость изучения субстанционального в государстве: его происхождения, сущности, перспектив развития, места в современном изменяющемся мире. Теория государства, таким образом, сводится исключительно к философии государства. В таком качестве эта проблема приобретает действительно философско-юридическое звучание. Следует заметить, что глубиной анализа и уровнем обобщения многих государствоведческих проблем подчас как раз в большей степени отличаются отдельные представители государствоведения. Приходится констатировать резкое падение интереса к собственно государствоведческим проблемам среди представителей теории государства и права. Проводимые в этой сфере исследования, учебные издания общетеоретической направленностью не отличаются.

Таким образом, в структуре конституционно-правового знания можно выделить следующие составляющие:

1) государствоведение или общее конституционное право (введение в конституционное право);

2) конституционное право;

3) иностранное конституционное право (конституционное право зарубежных стран).

Отмеченным научным дисциплинам соответствуют учебные курсы: государствоведение; конституционное право (конституционное право Республики Беларусь); иностранное конституционное право (конституционное право зарубежных стран). Представляется, что в означенной последовательности эти учебные дисциплины должны преподаваться в юридических вузах страны. При этом целесообразно, чтобы государствоведение предшествовало чтению курса теории государства (по отношению к ней оно выступает своего рода энциклопедией государства).

От науки конституционного права следует отличать одноименную учебную дисциплину. Отличия у них прежде всего в объеме материала. Учебная дисциплина полностью базируется на науке конституционного права и, как правило, представляет часть этой науки. Система науки определяется государственно-правовой практикой, реальностью действия конституционно-правовых норм. Система учебной дисциплины производна от составителей учебной программы, объема отведенных часов на ее изучение, отношения. Отличия касаются целей научной и учебной дисциплин. Цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых через учебный процесс уже полученных наукой и апробированных практикой знаний; цель науки - накопление новых знаний о праве и государстве.

Задачи, стоящие перед наукой конституционного права:

Используя потенциал теоретических исследований как советского так и нынешнего развития наука, необходимо освободиться от догматического подхода к исследованию проблем отрасли;

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования гражданского общества в противовес социалистическому этапу развития страны;

Необходимо изменить и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества;

Теоретические разработки будущего нашего государства в рамках СНГ и Союзного государства.

3.Источники науки конституционного права.

Формируя теоретические выводы, наука конституционного права использует обширную систему источников, которые характеризуют факторы, составляющие основу научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционного права как науки.

Концепции, отраженные в них, очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их практическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является необходимой предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития человеческой цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, основное место среди которых занимает Конституция Республики Беларусь. Она выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, вырабатывает трактовку основных понятий, используемых в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

4.Возникновение и развитие науки конституционного права. Современное состояние науки конституционного права.

1 этап. Наука о государстве возникла еще в Древней Греции и развивалась во все последующие века. В связи с этим нельзя не упомянуть имена Аристотеля, Платона, Гуго Гроция и других.

2 этап. Наука государственного (конституционного) права возникла значительно позднее других юридических наук. Её образование самым тесным образом было связано с отпочкованием от философии, социологии и других наук в первой половине 19 века. (Это связано с именами многих выдающихся мыслителей того времени – Б. Спинозой, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, Ж. Боденом и другими авторами, которые сформулировали основные концепции конституционного права того времени:

Конституционализма;

Суверенитета;

Разделения и уравновешивания властей;

Естественных и неотчуждаемых прав гражданина и человека. К.Н. КУНЦЕВИЧ

Одновременно в 19 веке были созданы доктрины парламентаризма, правового, социального и демократического государства(?). Одним из влиятельных направлений в буржуазном государствоведении (конституционализме) была так называемая «юридическая школа», с которой собственно и началось развитие науки государственного (конституционного) права как самостоятельной отрасли знания (науки). Становление этой школы содействовали труды юристов Г.Еллинек, А. Эсмен, В. Орландо, А. Дайси. Её сущность в том, что государство трактуется как чисто юридическое явление, при анализе механизма власти юридический (формально-логический) метод, т.е. исследуются лишь сами юридические нормы в отрыве от политической практики. На смену этой школе в первой половине XX в. в зарубежной науке конституционного права стало складываться социологическое направление, ведущими представителями которого стали Л. Дюги, М. Ориу, Л. Гумплович и др. В их трудах нашли обоснование идеи социального права и социальной солидарности, учение о господстве права и подзаконности самого законодателя и т. д.

Наука конституционного права XX столетия представлена такими известными государствоведами, как М. Прело, Ж. Ведель, X. Филлипс, Д. Маккинтош, Д. Маршалл, Г. Кельзен, К. Хессе и другими. В трудах этих ученых разработаны теории конституционного права, обусловленные современным состоянием развития общества и государства.

Современные исследования в области конституционно-правовой науки отличаются большим разнообразием концепций, философских течений, школ. К сожалению, лишь немногие из этих работ изданы на русском языке, и вообще нет ни одной монографической работы, в которой бы с демократических позиций был дан анализ учений современных западных ученых-конституционалистов.

Российская школа конституционного (государственного) права развивалась в тесной взаимосвязи с наукой в зарубежных странах. Юридическая школа второй половины XIX - начала XX в. была представлена выдающимися учеными-государствоведами. Это Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, А.С. Алексеев, И.Е. Андриевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.И. Лазаревский, А.Д. Градовский, В.М. Гессен, М.И. Свешников и другие.

Яркими представителями социологического направления в науке конституционного права дореволюционной России были М.М. Ковалевский, В.В. Ивановский и другие.

Теории и доктрины, созданные примерно сто лет назад, заслуживают пристального внимания и изучения, во-первых, потому, что в любой науке есть свои классики и своя история, знание которой обогащает науку, а во-вторых, потому, что конституционно-правовые теории прошлого во многом актуальны и для современной науки. По глубине анализа и фундаментальности исследования многие работы являются до настоящего времени непревзойденными. К сожалению, все они стали библиографической редкостью, их можно найти только в крупных научных библиотеках.

3 этап. Советская наука конституционного (государственного) права по существу прервала развитие конституционно-правовой мысли в стране. Опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма, советские государствоведы обосновывали необходимость диктатуры пролетариата, доказывали обреченность капиталистического строя и буржуазного государства и права, историческую неизбежность установления во всем мире социализма и советской власти.

Естественное происхождение прав и свобод человека не признавалось и фактически обосновывалась необходимость вмешательства государства во все сферы жизни общества.

Такие категории конституционного права, как демократия, государство, права граждан и другие, рассматривались исключительно с классовых позиций. Были отброшены все разработанные в науке конституционного права демократические принципы организации власти, избирательной системы и др. Принцип разделения властей был отвергнут, советы объявлены работающими корпорациями, обладающими всей полнотой власти. Но и это было лишь прикрытием диктатуры коммунистической партии и самой кровавой в истории тирании. Естественно, что с этих позиций парламентаризм был отброшен как буржуазный институт власти, многопартийность и свобода печати запрещены.

Конституционные положения, закреплявшие отдельные права граждан, ничего не значили в условиях чудовищной борьбы аппарата со своим собственным народом.

В условиях сверхцентрализации и монополизации власти провозглашенный конституцией федерализм был чистейшей фикцией.

Советская наука государственного (конституционного) права в условиях тоталитарного режима сводилась к расхваливанию идеологических постулатов, обоснованию по существу диктатуры, насилия и бесправия. Методология науки сводилась к диалектическому материализму, а в годы сталинской диктатуры - к комментированию и восхвалению его высказываний. А коллеги - зарубежные ученые были объявлены апологетами империализма.

Однако сказанное не дает оснований зачеркнуть все итоги исследований государствоведов того периода. Если снять чисто идеологические, политические оценки, в рамки которых была поставлена наука, то бесспорны большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем отрасли государственного права. Это относится, прежде всего, к общетеоретическим проблемам отрасли, к исследованию ее специфики, особенностей ее предмета, способов реализации государственно-правовых норм, видов государственно-правовых отношений, их субъектов и т. д. Имеются серьезные исследования по проблемам источников государственного права, обоснования юридического значения такого акта, как Конституция, ее функций, юридических свойств.

Обстоятельно разработаны проблемы ответственности в государственном праве, санкций, присущих этой отрасли.

Серьезные исследования проведены по таким узловым концепциям государственно-правовой науки, которые касаются сущности государственного суверенитета, общих вопросов народного представительства, форм непосредственной демократии, проблем правового статуса личности.

Большой вклад в науку внесли такие известные государствоведы, как И.П. Трайнин, И.Д. Левин, В.Ф. Коток, А.А. Аскеров, АИ. Лепешкин, И.П. Ильинский, Г.В. Барабашев, М.Г. Кириченко, Б.В. Щетинин, B.C. Основин, Г.И. Петров, В.А. Пертцик и многие другие.

Рамки общеидеологических установок оставляли известный простор для дискуссий по государственно-правовым проблемам, критики действовавшего государственно-правового законодательства, в том числе и конституционных положений. Наука делала выводы о путях развития государственно-правового регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов.

Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование основных теоретических понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и текущее государственно-правовое законодательство, научное обоснование их содержания.

Научные разработки способствовали практической деятельности, связанной с разработкой конфетных законодательных актов, проблем систематизации государственно-правового законодательства, планов законодательных работ. Научные проблемы разрабатывались учеными всех союзных республик, входящих в состав бывшего Союза ССР. К таким проблемам относились как общетеоретические аспекты государствоведения, так и специфические, присущие каждой данной национальной республике.

Научные разработки концентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканских академий наук, в высших юридических учебных заведениях.

Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В Беларуси утверждается ее наименование как науки конституционного права. Ее становление связано с отказом от приоритетов названных выше социалистических принципов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми. Значительный вклад в развитие науки конституционного права внесли следующие белорусские учёные: А.Головко, А. Тиковенко, В. Шабайлов, А. Матусевич, А. Марыскин.

Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, она освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узко классовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего «социалистическому» этапу развития страны, отказ от монополии одной марксистско-ленинской идеологии, либо любой другой, от принципа однопартийное, становятся отправными принципами конституционно-правовых исследований.

Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, признание множественности форм собственности, в том числе, частной собственности, требует новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.

4 этап. В современный период наука конституционного права развивается в русле общепризнанной идеи верховенства и торжества Конституции как ядра всей правовой системы. Ученые и практики спорят (и это их право, что свидетельствует о наличии свободы слова, суждений) о содержании Основного Закона, демократичности его норм. Представители науки стремятся оперативно реагировать на потребности общественного развития и высказывать свои рекомендации. Научные исследования направлены на развитие политической системы общества, конституционного строя, гражданского общества, правового статуса личности, нахождение оптимального баланса интересов государства, общества и отдельного человека. Перед наукой конституционного права стоят огромные задачи, обусловленные особым, главенствующим местом конституционного права среди иных отраслей права.

Существенный вклад науки конституционного права проявился в период подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь (1990-1994 годы), а затем и уточнения ее редакции (1996 г.,2004г.). Именно благодаря новым научным достижениям как в Республике Беларусь, так и за рубежом был подготовлен принципиально новый текст Конституции, учитывающий общемировые тенденции развития конституционного права (политический плюрализм, свобода предпринимательства и развитие частной собственности, разделение властей, внедрение системы сдержек и противовесов, реальное народовластие и др.).

Понятие методологии

В связи с процессами отделения юридической науки от других областей знаний в конце XIX начале XX веков вопросы методологической науки о праве оказались в числе приоритетных среди исследователей.

К числу основных научных категорий можно отнести понятие методологии, однако в научном сообществе нет единой трактовки данного понятия. В правовой науке нет единого понимания систем и содержания методов познания науки, методов его практического использования.

Современные ученые считают, что понятие методологии науке о праве тесно переплетены с методологическими научными знаниями других наук, методология права занимает значительное место в общенаучной методологической системе.

Замечание 1

Здесь следует отметить, что понимание методологии как межотраслевой науки предполагает не только ее универсальность, но и ассимиляции к специфике объекта конкретного научного направления. Основываясь на том, что методология науки – это универсальная область знаний, можно привести следующее определение.

Определение 1

Методология науки – это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность.

Классицикация методологии

Составной частью методологии науки являются:

  • Общие научные методы, которые объединяют основные подходы, которые применяются во всех науках в ходе процессе исследования.
  • Частные научные методы, в состав которых включены методы исследования , характерные только для конкретной области научного знания.
  • Частные научные методы исследования права.

Методы права

Исследователи выделили ряд методов характерных для права как отрасли научного знания.

  • Статистический метод.
  • Социологический метод.
  • Формально-логический метод.
  • Правовой эксперимент.
  • Моделирование.
  • Синергетический метод.
  • Исторический метод.
  • Системный метод.
  • Сравнительно-правовой метод.

Особую роль в понятие методологии права играет рассмотрение проблем методологии с точки зрения конституционного права. Конституционное право как отрасль права не имеет своего специального метода правового регулирования.

Определение 2

Метод в конституционном праве подразумевает совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

В конституционном праве применяется совокупность двух групп методов:

  • Императивного;
  • Диспозитивного.

Методы обвязывания и запрещения входят в состав императивной группы методов. Однако основным методом конституционно-правового регулирования отношений между субъектами конституционного права является метод обязывания. Метод дозволения входит в группу диспозитивных методов. В качестве примера данного метода можно привести ч.2 ст. 27 Конституции РФ, где закреплено право каждого покидать пределы Российской Федерации.

Помимо этой классификации методов в юридической литературе встречается деление как методов конституционного права на:

  • Частно-правовой (гражданско-правовой);
  • Публично-правовой.

Черты гражданско-правового метода

Гражданско-правовой метод имеет свои специфические черты.

  • Признается равноправие участников правовых отношений.
  • Констатируется автономия участников правовых отношений.
  • За участниками правовых отношений признается их самостоятельность.
  • Институт избирательного права является ярким примером применения гражданско-правового метода регулирования отношений в рамках конституционного права.

Публично-правовой метод

Публично-правовой метод базируется на системе подчинения одного субъекта правоотношений другим. Этот метод так же имеет свои характерные черты.

  • Использование принципы «команда-исполнение» среди субъектов правоотношений.
  • Субъекты правоотношений, наделенные властью, действуют самостоятельно в рамках их властных полномочий.
  • Позитивное обязывание является одной из основных черт данного метода.
  • Характерно использование запрещение в нормативно-правовом значении.