Предмет теории государства и права ее функции. Методы ТГП

ТГП как наука, ее предмет, функции.

ТГП это наука об общих закономерностях возникновения, развития, и функционирования ГиП как социальных явлений и связанных с ними иных государственно правовых явлений. Особенности: 1. ТГП – фундаментальная юр.наука в силу того, что в ней изучаются основы юриспруденции, изучаются закономерности развития, функционирования ГиП. 2. ТГП – гуманитарная наука (наука о человеке). 3. ТГП – обобщающая наука, формируется на основе обобщения данных, полученных из других юр.наук: адм. право, уг. право и т.д. 4. ТГП – прогностическая наука. 5. ТГП – методологическая наука.

Предмет ТГП (то, что изучает ТГП) – явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия ГиП.

К ним относятся: ГиП как явления цивилизации и культуры; основные понятия гос-ва и основные понятия права; основные правовые принципы; основные ценности ГиП; основные закономерности развития ГиП. ГиП изучаются в связи с обществом, экономикой, политикой, человеком, культурой. Все юр.науки имеют один объект изучения – ГиП.

Функции – основные направления исследования. Функции ТГП – направления теоретической деят-ти, отражающие общее и специфическое значение данной науки. Они подразделяются на: онтологическую (дает представления о ГиП; онтология – учение о бытии), гносеологическую или теоретико-познавательную (дает результат исследования, используются методы – средства познания; гносеология – учение о познании), методологическую (выражает связь ТГП с другими юр. науками, создает понятийный аппарат), политико-управленческую (связь ТГП с практикой), идеологическую (формирует юр.мировоззрение), прогностическую.

ТГП в системе юр.наук.

Все юр.науки объединяются общим понятием - правоведение. Их можно разделить на 4 группы:

1) теоретико-исторические науки: ТГП; ИГиПЗ; ИОГП; история политических и правовых учений.

2) отраслевые юр.науки - регулируют сферу общественных отношений:

а) материальные: конст.; гражд.; уг.; муниц.; семейн. и т.д. б) процессуальные: гражд. процесс; уг. процесс; арб. процесс;

3) специальные юр.науки (прикладные): криминалистика; суд. Мед. психиатрия, психология, бухгалтерия и т.д.

4) международное право: международное публичное право; международное частное право.

Для рассмотрения соотношения названных групп юр.наук с ТГП необходимо использовать следующую методологическую схему:

1) выявить, в чем их сходство; 2) выявить признаки, определяющие различия этих наук; 3) установить, каким образом взаимодействуют рассматриваемые науки.

Значение ТГП для формирования политической и правовой культуры.

ТГП представляет собой такую отрасль знаний, без освоения которой невозможно эффективно решать практические задачи и адекватно познавать явления окружающего нас мира в социально-экономической, политической и правовой сферах жизни людей. Это обусловлено тем, что:

1 ) ТГП является непременным атрибутом комплекса знаний о человеке, его поведении и активно способствует правомерному общению людей друг с другом, а, в конечном счете, их воспроизводству; 2) ТГП выступает в качестве своеобразной квинтэссенции всей юр.науки, в ней аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции. 3 ) ТГП исследует и освещает в обобщенном виде наиболее крупные, и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации. 4 ) ТГП сочетает прагматическое и теоретическое предназначение человеческих знаний в области ГиП. Оснащая политических работников необходимыми обобщенными гос.-правовыми знаниями, ТГП во взаимодействии с другими науками способствует выработке основополагающих идей и принципов, которые должны лежать в основе жизни социума. В этом отношении ее данные важны для каждого человека, его воспитания, выработки жизненной позиции. 5) ТГП не только вбирает в себя философские, экономические, психологические и иные научные разработки, но и сама доказывает необходимость и полезность правового воздействия на различные виды обществ.отношений. В частности, аксиоматичным представляется теоретическое положение о невозможности легального существования экономических отношений без правового оформления. 6) То же самое можно сказать и о политических отношениях, когда они выходят за рамки корпоративных политических организаций и затрагивают интересы других лиц, их объединений или всего гос-ва.

7) ТГП является обобщающей наукой. Она подводит итоги конкретных исследований, «выводит за скобки» общие, повторяющиеся в этих дисциплинах положения и данные, причем применительно как к определенному ГиП, так и к ГиП любого общества. 8 ) ТГП содержит элементы предвидения и занимает особое место среди юр.наук, взаимодействуя с другими естественными и общественными науками, обобщая данные отраслевых юр.наук и используя свой методологический инструментарий, она открывает новые явления в гос.-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития.

ТГП стоит ближе других наук ко всему новому, неизученному и в силу абстрактного характера и общенаучного потенциала быстрее реагирует на это.

Методология и методы ТГП.

Методология – часть юр.науки, изучающая закономерности научного познания ГиП.Методология – учение о методах; набор методов, используемых при исследовании. Методологии характерны философские подходы: материалистический (гос-во – результат развития объективных причин, не зависящих от человека), идеалистический (гос-во – итог человеческого творчества).

Методы юр.науки – средства, способы получения знаний о ГиП. Методы разнообразны, различны:

1.Философские . Философские подходы, использование философских категорий: форма и содержание, сущность и явление, структура и функция, причина и следствие, общее и единичное, свобода и необходимость.

2.Общенаучные. Выработаны в иных неюридических науках, используются в юр.науках (ТГП): исторический; методы, разработанные кибернетикой (управленческий: гос-во – организация, занимающаяся управлением. В ТГП право рассматривается как средство управления; информационный: гос-во должно информировать о своих целях задачах, действиях. Право имеет информационную сущность (в законе содержится информация)); теория моделирования (явление изучается по некоторому объекту, модели); социологический (метод социального эксперимента, наблюдение и т.д.).

3.Частнонаучные – методы, разработанные конкретной наукой и используемой в рамках данной науки. Специально-юр.метод – использование юр.понятий, конструкций; метод сравнительного правоведения и гос-воведения (ученые занимаются сравнением своего гос-ва с гос-вами других стран).

5. ТГП как учебная дисциплина, ее место и значение в юридическом образовании.

Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину.

1.Учебная дисциплина полностью базируется на ТГП - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. 2. различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. 3. Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею гос.-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

ТГП - одна из наиболее сложных учебных дисциплин. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения, которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Как учебная дисциплина ТГП выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.

1.реализуется, когда изучаются основы ТГП. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями гос-воведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юр.дисциплин - конституционного, гражданского, трудового, административного, уг. права и др.

2.развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.

Понятие и признаки гос-ва.

Гос-во -политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Признаки: 1.неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие ГиП;2.наличие у гос-ва публичной власти, которая предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом;3.разделение население по территориальному признаку (административно-территориальное деление гос-ва на области,край,районы,города; установление гос.границ);4.система налогов,сборов,займов для содержания публичной власти и др.различных соц.программ;5.гос.суверенитет-политико-правовое св-во гос-ва, выражающее верховенство и независимость гос.власти.

Сущность гос-ва

В научной литературе сущность гос. обычно рассматривается в двух аспектах:

1)С общефилософских позиций-как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия гос. как орг., например, от родового строя или от пол. партии;

2)С позиций соц. сущности, доминирования той или иной определенной соц. группы, чьи интересы прежде всего выражает гос.(например, интересы среднего класса во многих современных дем. Гос-х). В этом случае может быть осуществлена типология различных гос-в по соц. признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.).

В настоящее время используются следующие основные подходыв к анализу сущности гос.:

1) теологический подход рассматривает гос. как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундаменталистов); 2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, который особенно широко используется в работах специалистов по международному публичному праву, гос. - это совокупность трех элементов: власти, терр. и населения; 3) сторонники юридического подхода к понятию гос., господствовавшего в юр. науке до Первой мировой войны, анализировали гос. с позиции совокупности правоотношений, нормативного единства; 4) соц. подход, господствующий. Ученые либерального направления (в нем много течений) в общем рассматривают гос. как юр. персонификацию нации.

5) Классовый, в рамках к-рого гос-во можно определить как организацию политич.власти эк.господствующего класса. Гос-во -ср-во обеспечения интересов этого класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов этого класса может привести к сопротивлению других классов. Отсюда проблема в постоянной необходимости «снятия» сопротивления с помощью диктатуры, насилия.6) Общесоциальный, в рамках к-рого гос-во можно определить как орг-цию пол. власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и соц.групп. Здесь гос-во используется как ср-во для обеспечения главным образом общ.интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

Также можно выделить и религ., национальный, расовый и иные подходы к сущности гос-ва. Иначе говоря, сущность гос-ва многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.

Важнейший признак гос., хар-изующий его сущность, - гос.власть. Вследствие этого гос.-единственный орган легализованного и легитимного принуждения, насилия (лишь определенные полномочия этого рода оно может передать некоторым общ-ым институтам).

Орган гос-ва

Гос.орган – учреждение, наделенное властными полномочиями для выполнения возложенных на него функций в рамках своей компетенции. Признаки: имущество в своем распоряжении, финансовые средства (счет в банке), источник финансирования из бюджета, опред.структура, штат сотрудников, наделяется компетенцией, которая законспектирована в НА. Компетенция – совокупность прав, обязанностей, функций, которыми наделяется гос.орган и его должностные лица. Классификация. По принципу разделения властей – законодательные (право издавать законы, утверждение бюджета, налогов. Обычно двух палатные), исполнительные (правительство, состоящее из главы правительства, его заместителей и членов правительства. Они бывают однопартийные или коалиционные. В пределах компетенции издают указы, распоряжения и т.д.), судебные (реализуют правосудие посредством судопроизводства), контрольно-надзорные органы (прокуратура) и органы непосредственного принуждения (милиция, армия). По способу возникновения – первичные (не создаются другими органами – избираются или возникают в порядке наследования) и вторичные (создаются первичными органами, которые наделяют их компетенцией, например органы прокуратуры). По порядку принятия решения – коллегиальные (прокуратура, армия) и единичные. По объему властных полномочий – центральные (распространяются на всю территорию гос-ва) и местные (в пределах своей административно-территориальной единицы). По широте компетенции – органы общей компетенции (решает широкий круг вопросов – правительство) и органы специальной компетенции (специализируются на выполнении одной функции одного вида деятельности (Минфин, Минюст). ОМС не входят в структуру гос.управления.

Сущность права

Сущность права – это воля гражданского общ-ва, направленная на регул-ние наиб. важных общ-ых отн-ий с целью поддержания порядка и обеспечения стабильн. в д-ти различных S обществ.жизни. В основе любого общ-го явления, в т.ч. и права, лежит соц. воля – стремление Sв обществ. жизни достичь опред-х целей. Опр-ить сущность права – значит понять, волю каких соц. Sв оно выражает и какие цели они реал-ют через право в своей деят-ти.

Подходы к сущности права. 1. классовый. Право – система гарантированных гос-вом юр норм, выражающих возведенную в закон гос.волю экономически господствующего класса (здесь право исп-ся в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса).

2. общесоциальный. Право – выражение компромисса между различными соц. слоями общ-ва (право исп-ся в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гр-на, эк-кой свободы, демократии.). В пределах своих прав человек уверен и свободен в своих действиях, общество в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств.

3. дуалистический подход пытается соединить противоположности классового и общесоц. подходов. Соц. воля имеет 2 стороны: классовую и общесоц. Право как выражает волю эк-ки господствующего класса, так и несет в себе элементы воли всех осн-ых соц групп. В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изм-ся соотношение между классовой и общесоц. сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания совр. цивилизованного общ-ва СП все более меняется в сторону ее общесоц-ной направленности.

Также можно выделить др. подходы: религиозный, нац-ый, расовый, когда опред-ые интересы доминируют в законах, правовых обычаях и нормативных договорах.

39. Право и закон, их соотнош-е, значение этой проблемы д\правопонимания.

Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных гос-вом и охраняемых им от нарушений.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом гос.власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Два подхода:

1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. право = закон; вне закона права нет и быть не м. НО если под правом понимать т! N права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. N не сущ-ют.

2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); П – нормы, ест права, субъективные права. Содерж-е созд-ся общ-ом и лишь придание этому содерж-ию норм-й формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется г-вом

«Право созд-ся общ-ом, а закон - г-вом» Д.Б. ед-во прав-го содерж-ия и правовой формы. Прав-е содерж-е, не возвед-ое в закон, не имеет гарантий реализации => не явл-ся правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправ-ым, если содержанием его становится произвол гос. власти (тоталитарное г-во).

В наст. t господ-во узконормативного подхода ослаб-ет, но некот-е ученые его придерж-ся.

Гуманистический смысл разграничения: П – критерий кач-ва З, уст-еи того, насколько последний признает права Ч, его интересы и потребности.

Нормы права и морали.

Мораль – исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

Сходство: 1.нормативность морали и права заключается в том, что они служат эталоном и критерием оценки поведения людей; 2. универсальность проявляется в том, что они распростр. на все обществ. отношения; 3. общность заключается в том, что эти соц.институты обслуж. общий экономич.базис, идеологию и политику.

Различия: 1. по происхождению – нормы права устанавливаются гос-м, а нормы морали складываются в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедлив. и несправедлив. и т.д.; 2. по сфере действия – нп. регулируют обществ.отношения, имеющие гос.значимость, а нм. не имеют обособленной сферы воздействия; 3. по форме закрепления – н.п. получают закрепл. в офиц. НА, а н.м. не закрепляются с пец. актах, они содержатся в сознании людей и находят отражение в лит-ре; 4. по содержанию – н.п.-детализованные правила поведения, которые предписывают кто и что должен делать, каким образом и т.д., а н.м. выступают в виде обощенных правил и принципов; 5. по способу обеспечения – реализация н.п. поддерживается принудит.силой гос-ва, а мораль обращается к совести индивида.

Взаимодействие: 1. взаимопроникновение – право основывается на морали. Право закрепляет моральные принципы в кач-ве правовых требований; 2. взаимовлияние – мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации н.п. В свою очередь право поддерживает требования морали юридич. санкциями и тем самым защищает необходимый минимум нравственности.

Нормы права и обычаи.

Обычай-общие правила, возникающие в рез-те постоянного воспр-ва конкретных образцов поведения и в силу длительн. своего суще-ия вошедшие в привычку людей.

Гос-во, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать сильные стороны обычая, такие как: 1. устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерционной силе и повторяемости привычных форм поведения; 2. массовость обычаев проявляется в их широком распростр. среди населения в кач-ве образцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межличностного общения; 3. привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Связь обычаев и норм права прослеживается исторически. Гос-во по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам гос-ва, и налагает запрет на обычаи, которые явл. пережитками прошлого(тормозят обществ.развитие или носят негативный хар-р). Юр.поддержка обычаев или их вытеснение – основные формы взаимодействия обычного права и привычных форм поведения, ставших обычаями, традициями и т.п.

46.Право и корпоративные нормы.

К/Н – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества., ех: нормы полит/партий, профсоюзов, клубов разного рода. К/Н специфичны, создаются в процессе орг-ции и деят-ти сообщества людей, распр-ся на его членов, закреплены в соотв-х док-х, принимаются по опред-й процедуре, систематизированы. Но они не обладают свойством общеобязательсноти права, не обеспечиваются гос. принуждением. Предмет их регулирования – отн-ния не урегулированные юр-ки (в силу невозможности или нецелесообразности).

К/Н отличаются от норм, сод-щихся в локальных НА, последние, хотя и действуют в опред-й орг-ции, явл-ся юр-кими, т/к при их нарушении сущ-ет возможность суд-й защиты (ех: нарушение положений учред-х док-в АО – порядка распределения прибыли – решения м. обжаловать в суд-м порядке).

К/Н – структурные единицы гражданского общества и отражают специфику природы отношений в нем.

Сходство состоит в том, что: 1.и правовые, и КН определяются общественно-экономическим строем общества.2.имеют формально-опред. характер.

Различие: 1.Правовые нормы характеризуются единством, целостностью; КН имеют разноречивый характер, локальный характер. 2.Правовые нормы защищаются гос-вом; КН защищаются организациями, их создающими.

Взаимодействие: 1.Некоторые КН регулируют отношения, не рассматр. нормами права (внутренняя жизнь организации). 2.Некоторые КН регулируют отношения, в которых заинтересованно гос-во, т.е. КН приобретают юр.направленность.

КН, имеющие юридический характер:- Имущественные отношения; регулируются гражданским правом (негос. организации в сфере бизнеса).

Трудовые отношения; (порядок оплаты труда, соц. пакет, отдых и т.д.). - Жилищные отношения; (товарищество для управления жилищных фондов).

3.Корпоративные нормы – часть права. 4.Корпоративные нормы имеют подзаконный характер, должны соответствовать действующим законодательствам.

Корпоративное право – совокупность корпоративных норм, регулирующих юридические отношения и функционирование данного сообщества.

Корпоративное право объединяет нормы, регулирующие вышестоящие отношения.

Закон. Виды законов.

Закон – это НА, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшими представительными органами гос.власти или народа и, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главное отличие заключается в том, что

1.закон обладает высшей юридической силой, т.е. прочие НА не могут ему противоречить, невозможна его отмена другим органом, кроме принявшего. Все акты делятся на законы и подзаконные акты: - законы принимаются верховным органом законодательной власти - законы выражают общенародную волю, т.е. как бы принимаются от имени всего народа.

2.законы принимаются в особом порядке, т.е. установлена особая процедура его принятия, чтобы отразить волю всего народа. Закон является результатом правовой деятельности высшего представительного органа или народа.

3.Важными являются те отношения, которые относятся к правам и свободам человека, собственности, земельные, трудовые отношения и т.д. Регулируются типичные, устойчивые отношения в обществе.

4.Закон – это фундаментальный юр. документ, служащий базой, ориентиром правотворческой деят-ти иных гос.органов.

Виды законов: 1.По юридической силе: 1) Конституция – основной закон. 2) Конституционные законы.

3)Обыкновенные законы. Отличаются процедурой применения: для принятия конституционного закона требуется конституционное большинство, для принятия обыкновенных законов требуется обыкновенное большинство голосов. 2. Связано с гос.устройством: а) федеральные законы; б) региональные законы.

3. Связана с временем действия: 1) постоянные – действуют до отмены. 2) временные – принятые на определенный срок. 3) чрезвычайные законы, которые могут действовать при объявлении чрезвычайных ситуаций или военного положения

61.НПА Президента РФ .

НА (это источник права) – это офиц.документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр.нормы (правила поведения).

Президент РФ - глава гос-ва, принимаемые им НПА (указы) занимают следующее после законов место в иерархии НПА федерального законодательства.

Юридическая сила указов такова 1) они, как и законы, обязательны для исполнения на всей территории РФ,

2) в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики,

3) в случае противоречия указа КРФ и законам РФ на основании заключения КС РФ, указ Президента РФ может быть отменен.

По сравнению с законами указы имеют преимущества относительно быстрой процедуры их принятия. Перечень S подготовки проектов указов законодательно не установлен, поэтому многие проекты указов подготавливаются Правительством РФ или соответствующими ФОИВ.

НПА Правительства РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение российских законов.

Акты ФОИВ - могут издаваться в пределах компетенции фоив, издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов. Виды: приказы и инструкции, постановления, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяснения, они издаются в рамках реализации функций гос.управления в разных сферах обществ. жизни, они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.

НА ФОИВ, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат гос.регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие гос.регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения ФОИВ; проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. НА ФОИВ вступают в силу с момента их официального опубликования в газете «Российские вести». Такое опубликование должно последовать не позднее 10 дней после гос.регистрации акта.

НА органов гос.власти S РФ.

НА (это источник права) – это офиц. документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр. нормы (правила поведения).

ОГВ S РФ, решая задачи, которые встают перед ними в соответствии с компетенцией, принимают решения, облекая их в правовую форму.

Издаваемые НА распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно зак-ву, решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного НА в силу.

Действие НА во времени.

Действие НА во времени определяется 2 моментами: 1.временем вступления в законную силу и 2.временем утраты законной силы. По общему правилу НА вступает в силу со времени принятия либо с того времени, которое указано в акте. НА.которые не содержат таких указаний, вступают в силу по истечении опред.срока после опубликования. Законы РФ вступают в силу по истечению 10 дней. Акты Президента и Правительства-7 дней. Ведомственные НА вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос.регистрации.

НА утрачивают силу в 3х случаях: 1.по истечении срока действия, на который издан НА; 2.в результате отмены акта путем публикации решения об отмене в спец.перечне отменяемых актов; 3.в связи с изданием нового НА заменяющего прежний акт. Утрата силы НА может быть временной. Основанием такой утраты явл. Приостановление действия НА. По общему правилу НА не имеют обратной силы. Исключение составляют уг.законы и НА админ.законодательства, смягчающие ответственность либо устраняющие наказуемость деяния.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание - это целенаправленная деят-ть по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека (Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в обществ.жизни, осознание правовой действ-ти, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.) и правовой культуры общества в целом (Правовая культура общества - это состояние правосознания, законности, совершенства зак-ва и юр.практики, выражающее утверждение и развитие права как соц-ной ценности. Правовая культура – важное условие и ср-во укрепления законности и правопорядка в об-ве).

Обычно говорят о правовом воспитании

В широком смысле - речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юр.практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей гос.аппарата в правовой сфере.

В узком смысле - оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект.

Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

Виды правоотношений

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.

1.Прежде всего правоотношения, как и юр. нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

2.По характеру содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Общерегулятивные правоотношения появляются непосредственно из закона. Они возникают на основании юр.норм, гипотезы которых не содержат указаний на юр.факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные нормы, содержащие в гипотезе указание на юр.факты, также порождают у всех адресатов одинаковые право-субъектные возможности, гарантируемые гос-вом. Возможность иметь субъективные права и нести юр.обязанности представляет собой право особого рода, элемент общерегулятивного правоотношения. Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юр.фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами. Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юр.ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

3.В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон) правоотношения могут быть относительными и абсолютными. В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). Вабсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона - это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

4.По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой - лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юр. нормами

Способы толкования права.

1. Филологический заключается в грамматическом анализе текста правовой нормы и в уяснении лексического значения терминов, словосочетаний и оценочных признаков, а также смыслового соотношения различных частей нормы в рамках синтаксической конструкции.

2. Логический заключается в использовании правил формальной и диалектической логики для уяснения смысла норм путем становления логических связей и соотношений ее частей.

3. Систематический состоит в установлении места нормы в системе права, отрасли, института и уяснение ее смысла, исходя из содержания связанных с ней правовых норм.

4. Историко-политический заключается в анализе правовых норм путем изучения конкретных исторических условий издания НА и установления соц-политич. Целей, которые преследовал законодатель.

5.Специально-юр. представляет собой особый способ уяснения смыслового содержания правовых норм. Он предполагает применение научных познаний и технико-юр.средств, посредством которого выражена воля законодателя.

6. телеологический толкование с помощью установления целей издания НА;

Виды толкования по S

Понятие и функции теории государства и (ТГП) как науки и учебной дисциплины:

1) ТГП (в широком смысле) – это всё учение о государстве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как

    1. юридическая наука;
    2. юриспруденция;
    3. правоведение.

2) ТГП (в узком смысле) – один из видов юридической науки, представляющей совокупность о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

Теория государства и права как наука

ТГП как юридическая наука представляет собой систему объективных, обобщённых теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью.

ТГП как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и неразрывной взаимосвязи.

Предмет ТГП - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности.

В системе юридической науки теория государства и права – общетеоретическая методологическая наука. Она обобщает выводы и данные юридической науки с целью более глубоких теоретических изысканий, вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие науки.

Функции теории государства и права (ТГП):
    1. познавательная (познание и объяснение явлений государственно-правовой жизни общества. Объясняет объективные процессы её развития, выявляет закономерности, определяет их сущности и содержание);
    2. эвристическая (проникая вглубь познанных закономерностей, уясняет их тенденции в развитии изучаемых ею явлений; истинность выдвигаемых гипотез проверяется практикой).

Основу современного подхода к изучению общественной жизни составляет системный и комплексный подходы .

Методическую основу ТГП составляют общенаучные принципы:

    1. историзма;
    2. объективности;
    3. конкретности;
    4. плюрализма.

При выработке научных понятий о государстве и праве применяют разнообразные логические приёмы:

    1. анализ;
    2. синтез;
    3. индукция;
    4. дедукция;
    5. метод аналогии;
    6. гипотезы и т.д.

Теория государства и права как учебная дисциплина

В учебной дисциплине рассматривается лишь часть общетеоретического материала, который излагается в максимально доступной форме, для того, чтобы получить необходимый минимум научных знаний.

ТГП как учебная дисциплина призвана.

2. Теория государства и права в системе юридических наук.

3. Функции теории государства и права.

4. Методы теории государства и права.

Наука теории государства и права, ее предмет

Определение . Наука – это система знаний о наиболее существенных свойствах (признаках) изучаемых явлений действительности, закономерностях их существования и развития. Наука о государстве и праве – это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Значение теории государства и права. Ценностный смысл теории государства и права состоит в том, что она повышает общую и профессиональную культуру, а именно:

– расширяет общий политический кругозор, помогает лучше разобраться в политической обстановке;

– дает знания о системе законодательства в целом, его принципах и механизмах функционирования, таким образом, дает возможность стать более квалифицированным юристом;

– дает знания в области правотворчества (подготовка нормативных актов, юридическая техника, принципы правотворчества и т. п.);

– дает знания в области применения норм права (толкование норм права, аналогия права, юридическая ответственность и т. п.).

Особенности теории государства и права как науки . Они состоят в том, что теория государства и права является наукой:

– гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления – государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

– политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

– теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

Предмет науки . Предмет науки – это область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование. Предметом теории государства и права являются различные стороны государственно-правовой реальности.

Значение предмета теории государства и права. Знание предмета теории государства и права позволяет:

1) выявить отличия теории государства и права от других наук;

2) определить содержание науки теории государства и права, сформулировать познавательные задачи и направления исследования;

3) определять наиболее важные участки исследования и концентрировать на них научные силы;

4) прогнозировать тенденции развития теории государства и права;

5) оценить место, роль и функции теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право.

Предмет свидетельствует о самостоятельности теории государства и права как науки.


Особенности предмета теории государства и права :

1) он складывается из двух предметов, хотя и тесно связанных, но тем не менее самостоятельных теорий – общей теории государ­ства и общей теории права, т. е. двуединый предмет;

2) теория государства и права изучает правовую надстройку в целом;

4) предмет теории государства и права имеет собственный состав.

Состав предмета теории государства и права . Предмет теории государства и права является сложным образованием, в состав которого входят:

1) государственно-правовые явления;

2) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

4) юридические отношения и связи, государственно-властные отношения;

5) правовое сознание и правовая культура;

6) закономерности познания государства и права.

В ряде учебников называются и другие элементы предмета теории государства и права:

1) принципы, аксиомы, презумпции, фикции теории государства и права; практику правотворческую, правоприменительную, интерпретационную; прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права (В.К. Бабаев, В.М. Бара­нов, В.А. Толстик);

2) проблемные вопросы (С.А. Комаров, Н.Л. Гранат, А. Пиголкин);

3) единство науки (М.И. Байтин);

4) основные коренные вопросы (М.И. Байтин);

5) особенности правового регулирования (В.М. Корельский).

Объект теории государства и права. В юридической литературе объект науки редко выделяется в качестве ее самостоятельного компонента. Авторы, которые разграничивают предмет и объект теории государства и права, едины в суждении о том, что объект есть некая целостность, которая изучается многими науками, и каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, т. е. определенный участок, "срез", сферу, проблематику, выделенные в данном объекте. Объектом теории государства и права является государство и право. Некоторые авторы объектом считают всю юридическую практику и сферы социальной политики (А.С. Пиголкин).

Структура теории государства и права . Оставаясь единой наукой, теория государства и права имеет внутри себя относительно самостоятельные, автономные части:

– теорию государства (государствоведение) и

– теорию права (правоведение).

Два главных подразделения в свою очередь имеют внутреннюю структуру (которая не всегда выражена в относительном обособлении тех или иных ее частей). Например, в рамках теории права есть: философия права (специфические вопросы методологии права, социальная ценность права и др.); социология права (эффективность права, условия и причины правонарушений, структура и уровни правосознания и т. д.); специально-юридическая теория (классификация юридических норм, юридических фактов, приемы толкования и т. д.) (С.С. Алексеев).

При наиболее подробном рассмотрении в науке выделяются частные теории: происхождение государства и права, их сущности, формы, функций, классификации по разным основаниям, правотворчества, толкования и реализация права, механизма правового регулирования.

Теория государства и права в системе юридических наук

Теория государства и права входит в систему юридических наук, объединенных общим названием "юриспруденция". Некоторые учебники используют другое название – правоведение.

Система юридических наук . Юридические науки можно подразделить на следующие виды:

1) теория государства и права;

2) историко-правовые науки (история государства и права, история политических учений);

3) отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права);

4) прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т. п.).

– общетеоретические или историко-теоретические (теория государства и права; история политических и правовых учений; история государства и права); межотраслевые науки (хозяйственное право, природоохранительное право, прокурорский надзор, организация правосудия, криминология и др.); международное право и науки, изучающие зарубежное право (международное публичное право; международное частное право; римское право; конституционное право зарубежных стран; иные зарубежные отраслевые науки) (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик);

– науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (А.Б. Венгеров).

Особенности теории государства и права как юридической науки . Теория государства и права является наукой:

– общетеоретической,

– методологической,

– интегративной,

– вводной.

Общетеоретический характер науки выражен в том, что она:

– исследует общие закономерности государственно-правовых явлений, а не отдельные их части, сферы;

– разрабатывает общие понятия государственно-правовой действительности (государство, право, закон и т. д.), т. е. создает юридический язык;

– исследует проблемы, общие для отраслевых наук (правоотношения юридической ответственности и т. п.);

– исследует проблемы, имеющие значение для многих стран, а не для отдельно взятой.

Методологический характер науки выражается в том, что отраслевые юридические науки используют разработанные теорией государства и права:

2) идеи, выводы, государственно-правовые концепции;

3) методы исследования.

Интегративный характер теории государства и права проявляется в том, что она связывает все юридические знания, объединяет их в стройную систему за счет общетеоретических выводов.

Вводный характер науки. Теория государства и права играет роль теоретического введения в правоведение. Она дает понятийный аппарат – знакомит с юридическими терминами. Дает цельное представление о государстве и праве в действительности.

В учебной литературе называются и другие особенности теории государства и права:

– мировоззренческий характер науки (М.И. Байтин);

– наиболее высокий уровень абстракции науки (В.К.Бабаев);

– фундаментальный характер науки (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Теория и история государства и права. Для истории государства и права характерны следующие особенности.

1. Ее предметом является лишь то, что стало, оказалось в прошлом. Теория государства исследует материал и прогнозирует будущее в развитии государства и права.

2. Она рассматривает государственно-правовые явления в их исторической конкретности. Теория же абстрагируется, уходит от указанной конкретности.

3. История рассматривает становление и развитие государственных и правовых систем в строгой хронологической последовательности, учитывает исторические случайности. Теория государства и права такой хронологической последовательностью не связана.

4. История изучает развитие государственно-правовых систем, с учетом особенностей, присущих им в той или иной стране. Теория же концентрирует внимание на общих закономерностях развития государства и права.

Наука и дисциплина теории государства и права. Данные понятия не совпадают. Они отличаются:

1) по объему. Рамки дисциплины более узки. В нее включается только часть материала науки: наиболее важный и тот, который прошел социальную апробацию. Наука – это база для дисциплины;

2) по цели. Цель науки – исследование государства и права, накопление новых сведений. Цель дисциплины – передача знаний изучающим теорию государства и права;

3) по приемам получения знания. Наука опирается на методологию, имеет свои методы исследования. Дисциплина опирается на методику – методы передачи знания;

4) по строению. Наука более объективна. Она максимально приближена к явлениям государства и права. Дисциплина более субъективна. Зависит от составленных программ.

Функции теории государства и права.

Функции науки – это основные направления научной деятельности, выражающиеся в ее задачах, целях.

Виды функций. Общепризнанными функциями теории государства и права являются:

1) познавательная,

2) объяснительная,

3) методологическая,

4) учебная.

Познавательная функция выражается:

– в познании бытия государства и права;

– в познании закономерностей возникновения и развития государства и права;

– в описании с помощью специальных понятий, категорий.

Объяснительная функция раскрывает, объясняет:

– признаки, свойства государственно-правового явления (атрибутное объяснение);

– причины и условия, вызвавшие к жизни эти явления (генетическое объяснение), действие;

– функционирование государственно-правовых явлений (функциональное объяснение);

– структурный состав исследуемых явлений, их взаимодействие (структурное объяснение).

Методологическая (оценочно-нормативная) функция состоит:

– в формулировании идей и выводов, имеющих принципиальное значение для юриспруденции в целом;

– в определении подходов к изучению государственно-правовых яв­лений, т. е. в разработке теоретических положений, которые на­правляют решение специальных вопросов в отраслевых науках.

Учебная функция состоит в том, что:

– вооружает изучающих теорию государства и права системой понятий государственно-правовых явлений;

– формирует профессиональное мировоззрение, вырабатывает умение логически правильно выражать и обосновывать свою позицию по проблемам государства и права (В.М. Сырых).

– прикладную (практико-организаторскую), которая выражается в выработке рекомендаций в решении проблем государственно-правового строительств (В.М. Корельский);

– воспитательную (В.М. Сырых);

– политическую, выраженную в содействии формированию у специалистов юридического профиля правильных политических ориентаций (В.М. Сурилов, Е.И. Темнов) или в формировании внутренней и внешней государственной политики, обеспечения научности в государственном управлении (В.М. Корельский);

– прогностическую – предвидение развития соответствующего государственно-правового явления, качественных и количественных изменений (А.Ф.Черданцев);

– идеологическую (концептуально-мировоззренческую) – разработка обобщающих взглядов на государство и право, на отношение к ним людей, формирование общечеловеческих ценностей в их сознании (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик); выработка интегрирующих идеологических установок, аккумулирование и приведение в систему идей о государстве и праве (В.М. Корельский); утверждение общедемократических, гуманных идеалов (А.Б. Венгеров);

– эвристическую – открытие новых закономерностей в развитии государства и права (Е.И. Темнов).

Тема 1

Предмет и методология теории государства и права

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет теории государства и права.

2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук.

3. Современное состояние теории государства и права.

4. Методология теории государства и права.

Дополнительная литература:

1. Брызгалов А.И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Государство и право. – 2004. – № 4. – С. 17-22.

2. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. – 2004. – № 7. – С. 5-11.

3. Панов Н.И. Методологические аспекты формирования понятийного аппарата юридической науки // Правоведение. – 2006. – № 4. – С. 18-29.

4. Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. – 2004. – № 12. – С. 61-64.

5. Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. – 2003. – № 1. – С. 103-106.

6. Соколов Н.Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 22-30.

1. Теория государства и права как наука. Предмет теории государства и права

В познании окружающего мира особое место занимает наука , т.е. система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития. Ее цель – получение и систематизация знаний о действительности.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Понятие объекта исследования шире понятия предмета.

Объект исследования науки – это те явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей.

Предмет исследования – часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Объект может быть общим для ряда наук, а вот предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

Наука имеет сложную структуру и делится на естественные (математика, астрономия, химия и др.) и гуманитарные (общественные) науки – история, философия, политология, экономическая теория и др.

К гуманитарным наукам относится и юридическая наука – область человеческой деятельности, изучающей государство и право как самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества.

Юридическая наука имеет свою собственную структуру, организованную по предмету изучения:

1. Общетеоретические и исторические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений).

2. Отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового права, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права и т.д.).

3. Науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор и др.)

4. Науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право).

5. Прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, криминология).

В теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками.

Предмет теории государства и права составляют:

1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

Теория государства и права как юридическая наука представляет собой систему объективных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанных с ними и сопутствующих им иных социальных явлениях и процессах.

Теория государства и права как учебная дисциплина призвана на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции.

Теория государства и права как учебная дисциплина полностью базируется на данных теории государства и права как науки и в главном отличается от последней только своим обучающим характером. Полученные научные знания систематизируются и в концентрированном виде укладываются в рамки учебного курса. При этом обращается внимание на краткость и четкость формулировок, логику изложения, доступность языка.

2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук

Теория государства и права взаимосвязана со многими гуманитарными науками.

Прежде всего она связана с историей , изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Принцип историзма является одним из основных принципов теории государства и права. Он означает, что государственно-правовые явления и процессы надо изучать в развитии, т.е. рассматривать то, как возникают государство и право, какие основные этапы проходят в своем развитии, чем они стали в настоящее время, каковы их дальнейшие перспективы.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой . Теория государства и права рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией . Основываясь на политических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками . Она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития и занимает ведущее место в системе юридических наук. Теория государства и права является методологической основой для других юридических наук. Иными словами, систему методов, с помощью которых изучаются на теоретическом уровне государство и право, используют и другие юридические науки, прежде всего отраслевые.

С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал других юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам. Происходит, таким образом, процесс взаимообогащения и взаимовлияния теории государства и права и других юридических наук.

3. Современное состояние теории государства и права

В связи с переходом России в новую систему экономических, политических и социальных отношений изменяются и научные основы теории государства и права.

Длительное время отечественная теория государства и права базировалась на марксистко-ленинском понимании государственно-правовых явлений и процессов, опиралась на классовый подход к государству и праву.

В современной теории государства и права, с одной стороны, произошел отказ от догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов.

Произошло обогащение теории государства и права новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании классового и общечеловеческого в сущности государства и права. Появились новые знания о функционировании и эволюции социалистических государств. По-новому стали осмысливаться современные буржуазные государства. Появились и новые знания о гуманистических и демократических ценностях в развитии современной государственности. Стала понятна демократическая ценность конституционной законности и верховенства законов в борьбе с произволом, тоталитаризмом. По-иному выглядит и вся проблематика прав и свобод человека, приоритет прав отдельного индивида, личности над правами коллективных образований – государства, нации, народа.

4. Методология теории государства и права

Если знание предмета теории государства и права позволяет четко отвечать на вопрос, что изучает эта наука, то знание методологии позволяет дать ответ на другой важнейший вопрос: как наука это делает, с помощью каких приемов и методов.

Методология науки представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности.

Метод науки – это способ по­стижения и исследования реальной действительности.

Метод теории государства и права представляет собой объективно существующую совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет данной науки.

Методы подразделяются на общие , которые распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные (частнонаучные) , используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон интересующей нас науки.

К общим методам изучения теории государства и права можно отнести:

1) исторический материализм , т.е. распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Согласно требованиям метода материалистической диалектики все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. И изучаться они должны не в статике, а в динамике, развитии;

Наука (от греч. episteme, лат. scientia - это высшая форма познания и специфический тип духовного производства, в целом это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности (т.е. природе, обществе, человеке и самом знании).

Вообще познание и изменение окружающего мира возможно в следующих формах: миф, религиозные представления, обыденные знания, интуиция, наука. Науку от других форм познания отличают:

  • 1. Объективность научных знаний, их независимостью от субъекта познания и способностью быть верифицированными, т.е. поддающимися проверке при помощи определенных методов познания (верификация от лат. venus - истинный и facio - делаю).
  • 2. Истинность знаний (греч. aletheia, букв. - нескрытость) - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
  • 3. Систематичность знаний - внутренняя связанность различных положений, их обоснованность.
  • 4. Специальный язык, за которым стоит система понятий, законов, обобщающих устойчивые причинно-следственные связи. Эти понятия - абстракции, не исчерпывающие объективную действительность.
  • 5. Особый набор объектов реальности.

Наука отражает мир и подразделяется на множество отраслей знания (наук, научных дисциплин), которые отличаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. Так, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные).

Любая наука включает в себя элементы:

  • 1. Цель.
  • 2. Объект и предмет исследования.
  • 3. Методы исследования.
  • 4. Структура науки.
  • 5. Функции науки.

Последовательно описывая названные элементы можно охарактеризовать науку, показать ее отличия и взаимосвязь с другими отраслями научного знания. Далее попытаемся описать теорию государства и права как науку, дадим ей общую характеристику, а затем последуем заданной схеме.

Но вначале о названии. Термин теория государства и права употребляется в двух значениях: широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все юридические науки в целом. В этом значении термин теория государства и права употребляется редко, обычно используют понятия юридическая наука, правоведение, юриспруденция. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую именуют теорией государства и права. Иногда эту науку обозначают и такими терминами, как теория права и государства, общая теория государства и права, общая теория права и государства.

Заметим, что теория государства и права наука теоретическая, что следует из ее названия. Теория (греч. theoria - рассмотрение, исследование) - наиболее развитая форма научного знания, система обобщенного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, в данном случае государственно-правовой действительности. Ключевым элементом теории считается закон (закономерность), поэтому теорию государства и права можно рассматривать как систему закономерностей, выражающих сущность государственно-правовой организации общества.

Теория государства и права - социальная (гуманитарная) наука, т.к. изучает социальные явления, в центре ее внимания человек с его правами и свободами, группы людей с их потребностями и интересами, удовлетворение которых возможно через опосредование правом и государством.

Теория государства и права - наука политическая, т.к. государство и право политические институты общества, происхождение и функционирование которых связано с осуществлением власти в социально неоднородном обществе (т.е. политикой).

Теория государства и права - наука юридическая, т.к. государство рассматривается как социальный институт, происхождение, развитие и функционирование которого тесно связано с правом, законами, опосредовано ими. Нельзя рассматривать государство вне его юридических аспектов, особенно в теории правового государства, гражданского общества.

Теория государства и права - наука фундаментальная и методологическая. Фундаментальность ее в том, что она: а) изучает базовые социальные явления - государство и право, без которых не может существовать человеческое общество; б) выступает квинтессенцией юридической науки в целом, аккумулирующей в сжатом виде все знания юриспруденции в виде глобальных теоретических моделей, закономерностей, принципов, категорий и понятий.

К методологическим относятся науки, формирующие мировоззрение, прежде всего философия. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права. Методологический характер теории государства и права выражается в том, что она разрабатывает фундаментальные философские основания, принципы и методы научного познания государства и права для всей юриспруденции в целом.

Универсальный характер теории государства и права в том, что она аккумулирует философские, исторические, политологические, экономические, психологические и другие научные знания в области государства и права. Также обобщает конкретные исследования государствоведения и правоведения, фиксирует постоянно воспроизводящиеся в разных дисциплинах данные, тем самым выводя универсальные, пригодные для характеристики всех или многих государственно-правовых предметов знания.

Теория государства и права - это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право - явления разнопорядковые, тем не менее они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве.

Теория государства и права - это наиболее общая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. Последние изучаются и другими юридическими науками, которых, как уже было отмечено, достаточно много. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен её общий характер.

Цель (то ради чего осуществляется познание, какие законы, закономерности стремится открыть наука) теории государства и права - познание и формулирование основных закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества.

Что такое научная закономерность? Заметим, что законы устанавливаются в естественных науках, в социальных (гуманитарных) науках - закономерности. Первые действуют в ста случаях из ста, вторые устанавливаются как тенденции, действуют не всегда, могут проявляться как склонность, направление. Термин «закон» в юридическом смысле (уголовный закон, гражданский закон) имеет иное значение, чем в естественных науках. Юридический закон - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Это внутренняя, объективная, необходимая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства. Закономерность выявляет сущность государства и права, их внешние и внутренние связи. Эти связи:

  • а) объективные, независимые от сознания и воли людей;
  • б) необходимые, неизбежные, т.е. не могут не возникать;
  • в) общие, т.е. имеющие распространение у разных народов в разные эпохи;
  • г) устойчивые, т.е. существуют неопределенно длительное время и е разрушаются при взаимодействии с другими явлениями.

Открытие закономерностей (законов) есть основная цель научного познания. Например, в государственно-правовой сфере проявляются закономерности: соответствие типов государства и типов права; обусловленность формы правления государственно-политическим режимом; соответствие типа правовой системы правовой культуре и менталитету общества и т.д.

Следующие элементы науки теории государства и права - это объект и предмет.

Объект науки - то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектом изучения теории государства и права являются:

  • 1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. (Так, определяя сущность государства и права, приходится прибегать к религии, морали, политике, экономике, которые, однако, неправовые, негосударственные, метаюридические явления).
  • 2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации.

Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами.

В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Значит ли это, что теория государства и права и отраслевые юридические науки направлены на изучение одних и тех же сторон государственно-правовой действительности? Нет. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения.

Предмет науки не сводится в объекту, это часть объекта стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. (Есть другие определения предмета науки: то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует. Или: объект науки - это то, что известно до изучения, а предмет науки - это то, что нам известно изучения объекта).

Таким образом, в предмет теории государства и права включаются:

  • 1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества.
  • 2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем.
  • 3. Понятия и категории теории государства и права.
  • 4. Терминология, язык науки теория государства и права.

Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государств и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.

От других юридических наук ТГП отличается тем, что изучает не все, а наиболее общие закономерности, выражающие сущность, социальное назначение государства и права в целом, а не специфические закономерности развития и функционирования отдельных государственно-правовых институтов данной страны, правовую систему данной страны (как конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право и т.д.).

Понятия в науке - форма научного мышления, фиксирующая главные признаки изучаемого явления, выявляющие сущность; остальные признаки выделены и построены в систему; это знания, которыми мы обладаем о предмете.

Категории - предельно общие понятия, образуются как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов и их особенных признаков. Для категорий уже не существует более общего, родового понятия. Оно фиксирует минимум признаков охватываемых предметов, однако это содержание охватывает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения (например, сущность государства, сущность права)

  • а) они общие для всех юридических наук (например, функция государства, норма права, правоотношение, юридическая ответственность);
  • б) абстрактные, т.е. не имеющие эмпирического аналога (государства и права вообще не существует, существуют лишь конкретные государства и правовые системы: государство и право Российской Федерации, ФРГ, США и т.д.);
  • в) универсальные для всех времен и народов, в обобщенном виде содержащие характеристики всех государств и правовых систем, независимо от пространства и времени (например, родовая община, правовой обычай, иск, истец, юридическая ответственность).

Терминология, язык науки - это слова, фиксирующие определенные понятия науки. Язык теории государства и права является специальным и отличает ее от языка других социальных и юридических наук: юридический факт, правоотношение, юридическая сила, механизм государства, государственный орган и т.д.

Теория государства и права - это социальная политико-юридическая наука, целью которой является создание теоретических моделей государственно-правовой организации общества на основе познания наиболее общих закономерностей происхождения, развития, функционирования государства и права.

Основные функции теории государства и права. Функции теории государства и права - это основные направления воздействия данной науки на общество в целом и государство и право, в частности. Эти направления связаны с достижением целей и решением задач, стоящих перед этой наукой. Можно назвать следующие основные функции теории государства и права.

Онтологическая функция (философ. онтология - учение о бытии). позволяет ответить на вопросы что есть государство и право, какова их сущность, социальное назначение, генезис (возникновение), действие в обществе т.д.

Гносеологическая функция (философ. гносеология - учение о познании) теории государства и права состоит в обосновании того, как возможно истинное знание о государстве и праве и выработке научного инструментария такого познания: теоретических подходов, концепций, понятий, категорий, приемов, способов.

Эвристическая функция (эвристика - нахождение нового истинного знания) теории государства и права проявляется открытии новых закономерностей в генезисе, развитии, функционировании государства и права, новые понятия и категории, создает новые модели государственно-правовой организации общества.

Прогностическая функция теории государства и права помогает выдвигать гипотезы о характере развития государства и права в среднесрочной и долгосрочной перспективе, осуществлять предвидение изменений государственно-правовой организации общества в будущем.

Методологическая функция теории государства и права реализуется в выработке фундаментальных, общих для всех юридических наук понятий, категорий, способов и методов познания государства и права.

Идеологическая функция теории государства и права осуществляется в формировании системы государственных и правовых ценностей, идей в сознании людей, в формировании их правовой культуры и правового сознания.

Праксеологическая (практически-организаторская) функция теории государства и права проявляется в разработке научных рекомендаций и предложений для реформирования государственно-правовой практики, для конструктивного решения проблем государственного управления и правового регулирования в обществе.

Все вышеуказанные функции взаимосвязаны и комплексно воздействуют на государственно-правовую действительность.