Лицензия creative commons attribution license v 3.00. Действие лицензий Creative Commons на территории Российской федерации

Лицензия Creative Commons – наверняка, вы слышали о такой и даже все о ней знаете, равно как и о стандартной лицензии YouTube. Ну а если эти слова для вас загадка, тогда читайте дальше. В этой статье я подробно расскажу об используемых YouTube лицензиях.

Что такое лицензия, вы, конечно же знаете. Это разрешение на право пользования, в данном конкретном случае – право пользования (или использования) видео.

По умолчанию используется стандартная лицензия YouTube. Любое видео, которое вы загрузите на свой канал, будет опубликовано по стандартной лицензии, если не выбрано иное.

YouTube не приемлет пиратского контента и в целом, очень четко следит за репутацией, авторскими правами. Соответственно, нарушение правил чревато последствиями — от страйка до блокировки канала.

Именно поэтому каждое видео имеет лицензию – стандартную или Creative Commons.

В чем их принципиальное отличие?

Лицензия Creative Commons

Начну с Creative Commons. Если автор опубликовал свое видео по этой лицензии, значит, он официально разрешает использование своего контента всеми желающими . Такие ролики можно размещать на своем канале путем «перезалива», т.е., скачали и залили на свой канал от своего имени.

Кроме того, с помощью видеоредактора вы можете делать ремиксы из таких роликов, изменять их и использовать по своему усмотрению.

Однако, есть здесь и свои подводные камни. Изменить лицензию можно в любой момент . Для этого достаточно перейти в раздел «информация и настройки видео», а дальше открыть расширенные настройки и внести изменения, сделав несложный выбор.

Что в этом плохого? В общем-то, ничего, кроме того, что автор, решивший изменить лицензию своего видео с общедоступной (Creative Commons) на стандартную, никого уведомлять об этом не должен. Соответственно, если вы ранее воспользовались таким роликом (когда у него еще была лицензия Creative Commons), то теперь вы становитесь нарушителем авторских прав .

А это уже, как говорится, совсем другая история.

Что же касается стандартной лицензии YouTube, то, думаю, вы уже поняли, такие видео изначально защищены авторским правом . Использование их в своих целях запрещено.

Хотя, довольно часто можно наблюдать использование чужих роликов на своих каналах. Особенно это распространено в сетевом маркетинге. Ролики компании или других дистрибьюторов загружаются на свой канал и используются.

Но все это до поры – до времени. В своей практике я столкнулась уже с двумя случаями, когда за это пострадали дистрибьюторы (сама полтора года активно занималась сетевым маркетингом). У одного пострадала репутация канала и были наложены временные ограничения (сроком на полгода). У другого ситуация оказалась хуже – канал был заблокирован.

Конечно, не всегда это может закончиться так плачевно. Но, лучше знать о последствиях заранее и в теории, чем столкнуться с ними неожиданно и на практике. Кстати, большинство именитых ютуберов категорически против использования чужого видео на своем канале даже по лицензии Creative Commons и именно по причине, которую я описала выше.

Таким же образом вы можете разрешить использование и своих собственных видео, если посчитаете нужным.

Интернет, как общечеловеческое системообразующее явление не только открывает массу возможностей для творческого человека, но и порождает проблемы, решение которых не очевидно. Одна из таких проблем — защита авторского права на произведения выложенные в сеть. Многие считают, что попав в сеть творение становится общественным достоянием и с ним можно делать все, что угодно, но это не так. Копипастинг распространен не только среди блоггеров-одиночек, но и характерен для многих вполне солидных СМИ. На фоне широких возможностей распространения и преобразования информации это порождает обратную волну — попытку спрятать результаты своего творческого труда от общества, опасаясь, что они могут появится в нежелательном контексте, дискредитирующем автора. Кроме того, несанкционированное использование может нанести вполне реальный материальный ущерб. Поэтому споры вокруг защиты авторских прав не прекращаются с момента появления интернета в массовом использовании до сегодняшнего дня. И это не есть хорошо.

Creative Commons — наиболее удачная на текущий день попытка разрешить противоречие между требованиями законодательства и богатейшими техническими возможностями для использования творений, выложенных в сеть. Если дословно перевести с английского Creative Commons, то это Творческий фонд или, что более точно передает смысл, Творческое наследие. Название говорит само за себя. Познакомимся подробнее с этой современной концепцией защиты авторских прав.

Для чего созданы лицензии Creative Commons

Лицензии и инструменты Creative Commons в рамках традиционного понятия «All Right Reserved» («Все права защищены») создают баланс защиты авторских прав и использования творческих произведении без нарушения законодательства. Любому, и автору-одиночке, и огромной компании или организации, эти инструменты предоставляют простой, понятный и стандартный способ формирования условий использования своего творения. Почитатели инструментов Creative Commons создали , совокупный контент которого можно совершенно легально и без нарушения закона .

Логика и архитектура лицензирования

Все лицензии Creative Commons имеют общие принципы. Каждая лицензия позволяет создателям, которых называют лицензиаторами, используя инструменты Creative Commons, защитить свои авторские права, предоставив другим возможности копирования, распространения и использования созданных произведений, по крайней мере, в некоммерческих целях. Каждая лицензия Creative Commons гарантирует лицензиарам указание авторства произведений, то, чего ни безусловно заслужили. Каждая лицензия Creative Commons работает по всему мире и будет действительна до тех пор, пока существует авторское право. Это базовые общие принципы, но кроме них в любое время лицензиары по своему усмотрению могут добавить любые права на использование своих произведений.

При выборе лицензии Creative Commons лицензиару необходимо ответить на несколько простых вопросов - во-первых, разрешает ли он коммерческое использование результатов своей работы, да или нет; во-вторых, разрешает ли он производные произведения, да или нет? Если лицензиар позволяет использовать свои произведения за основу для дальнейшего развития, то он может потребовать от того, кто пользуется его произведением, называемого лицензиатом, новое произведение распространять на тех же условиях. Такая идея, называемая «ShareAlike» («распространение на тех же условиях»), — один из механизмов, помогающий цифровому сообществу постоянно расти и развиваться. Вдохновителем «ShareAlike» была , которая используется многими Open Source проектами или открытыми образовательными проектами, например, такими как Wikipedia.

Лицензии не ограничивают свободы использования творческих произведений за пределами законодательства о защите авторских прав, например, таких как исключения и добросовестное использования. Лицензии Creative Commons требуют от лицензиатов получать разрешения только на то, что законодательство сохраняет исключительно за лицензиаром и то, что лицензия явно не разрешает. Лицензиаты обязаны указывать авторство лицензиара, сохранять уведомления об авторских правах в неприкосновенности и делать ссылку на саму лицензию на всех копиях произведения. Лицензиаты не имеют права технически ограничивать доступ к произведению правообладателей.

Базовые требования лицензий

Все лицензии представляют собой набор базовых требований к использованию произведения, которые Автор выбирает по своему усмотрению. Вот они:

Разрешается копировать, распространять, воспроизводить, исполнять и изменять произведение, защищенное законом об авторских правах, при единственном условии — указание автора произведения. Все лицензии Creative Commons содержат это требование.

SA — Share Alike («Копилефт»)

Разрешается создавать переработанные версии и новые произведения на основе творческой работы лицензиара, при условии их распространения под такой же лицензией, что и опубликованный оригинальный первоисточник.

NC — Non-Commercial (Некоммерческое использование)

Разрешается копировать, распространять, воспроизводить, исполнять и изменять произведение только в некоммерческих целях. При желании использовать произведение в коммерческих целях, необходимо обратиться к лицензиару за соответствующим разрешением.

ND — No Derivative Works (Без производных)

Разрешается копировать, распространять, воспроизводить, исполнять произведение только в неизмененном виде, нельзя использовать в качестве основы для производных творений. При желании изменить, преобразовать, развить или переработать оригинал необходимо запросить разрешение у лицензиара.

Лицензии

Как уже было сказано, лицензии представляют собой набор базовых требований, которые комбинируются по ранее описанному алгоритму. Ниже приведены все шесть основных лицензий, которые можно выбрать для публикации своих произведения с использованием лицензии Creative Commons. Мы перечислили их все, начиная с наиболее удобной для распространения произведения лицензии и заканчивая лицензии с наибольшими ограничениями.

CC ○ BY
Attribution (Указание авторства)

Лицензия разрешает распространение, редактирование, изменение, а также разрешает использовать произведение, как основу для производных, даже на коммерческой основе с обязательным указанием авторства. Это самая удобная из всех предлагаемых лицензий. Рекомендуется для максимального распространения и использования лицензированного материала.

CC ○ BY○SA
Attribution Share Alike(Копилефт)

Лицензия позволяет редактировать, править и брать произведение за основу для производных, даже в коммерческих целях, но при условии указания авторства и лицензируют свои новые произведения на тех же условиях. Эта лицензия часто сравнивается с «копилефтом», лицензиями на свободное ПО и ПО с открытым исходным кодом. Все новые произведения, основанные на вашем произведении, должны лицензироваться на тех же условиях, на которых лицензируется ваше произведение, т.е. любые производные также разрешается использовать в коммерческих целях. Это лицензия, которую использует Википедия, и которая рекомендуется для материалов, подобных материалам Википедии и других аналогичных лицензированных проектов.

CC ○ BY ○ ND
Attribution No Derivatives (Указание авторства – Без производных)

Лицензия позволяет распространение, коммерческое и некоммерческое использование исходного произведения, при условии, что произведение передается с указанием авторства, неизмененным и сохраняет свою целостность.

CC ○ BY ○ NC
Attribution Non-Commercial (Указание авторства – Некоммерческая)

Лицензия позволяет перерабатывать, изменять и брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях. Хотя новые произведения должны размещаться с указанием вашего авторства и распространяться на некоммерческой основе, лицензирование производных на тех же условиях не обязательно.

CC ○ BY ○ NC ○ SA
Attribution Non-Commercial Share Alike (Указание авторства – Некоммерческая – Копилефт)

Лицензия позволяет редактировать, исправлять и брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указано авторство и новые произведения лицензируются на тех же условиях.

CC ○ BY ○ NC ○ ND
Attribution Non-Commercial No Derivatives (Указание авторства – Некоммерческая – Без производных)

Самая запретительная лицензия из шести, позволяющая только загрузку произведений и обмен ими с другими при условии указания авторства, неизменности каким-либо образом и невозможностью использовать в коммерческих целях.

Три «слоя» лицензий

1) Обратите внимание — публичные лицензии по защите авторского права построены с использованием уникальной инновационной «трёхслойной» архитектуры. Каждая лицензия начинается традиционно для текстовых правовых документов тем языком, который знают и оперируют большинство юристов. Этот «слой» называется «Legal Code» («Юридический текст») каждой лицензии.

2) Однако, большинство авторов — педагоги и учёные, которые в действительности далеки от юриспруденции, и для них лицензии доступны в простом формате, предназначенном обычным людям - Commons Deed Краткое описание»), также известное под названием «версия лицензии для обычных людей». Краткое описание - удобный справочник для лицензиаров и лицензиатов, обобщающий и показывающий некоторые самые важные условия и требования. Воспринимайте «Краткое описание» как дружественный пользовательский интерфейс, к юридическим текстам, хотя «Краткое описание» само по себе не является лицензией, а его содержание не есть часть собственно юридического текста.

Давайте вначале разберемся, что значит лицензия Creative Commons ?

Лицензия Creative Commons означает, что автор разрешает использовать свой контент всем желающим. На YouTube можно отметить, что видео публикуется по лицензии Creative Commons CC BY. На основе таких роликов другие пользователи могут создавать собственные работы, в том числе в коммерческих целях.

Итак, с лицензией разобрались. Теперь я расскажу, где брать ролики. Скачивать такие ролики можно на самом YouTube через поисковый фильтр.

Заходите на YouTube, и вбиваете поисковый запрос, например «приколы с животными ». После того, как будет выполнен поиск, появится чуть ниже поиска кнопка «Фильтр ». Поисковый фильтр имеет много дополнительных фильтров, но нас на данный момент интересует фильтр «Creative Commons ».

Просто кликните «лицензия Creative Commons », и фильтр отберет нужные видеоролики. По запросу «приколы с животными », мне показало 18 800 видеороликов с лицензией Creative Commons . Теперь все популярные ролики нужно скачать себе на компьютер.

Как узнать, ролик популярный или нет? Это можно определить по количеству просмотров и по времени, как давно его добавили. Если ролик добавили 2 года назад, а у него всего 500 просмотров, значит этот ролик не популярный. Многое, конечно, зависит от оптимизации самого ролика.

А сейчас я расскажу, как правильно добавлять видеоролики на свой канал:

2. Не стоит скачивать все ролики подряд. Скачивайте только самое популярное, которое имеют большее количество просмотров, например 100-200 тысяч. Обратите внимание, в какое время этот ролик добавлен. Если ролику 2 года, а просмотров всего 2000, значит, этот ролик не стоит скачивать, хотя многое зависит от его оптимизации.

Если Вы не знаете, как скачивать ролики с YouTube, тогда читайте статью « ». Но один простой совет, как скачать видео с YouTube, я дам сейчас.

Допустим, Вы нашли ролик, который хотите скачать. Адрес ролика, например, https://www.YouTube.com/watch?v=Q5FQC9HYpv0 . Подставьте в адресной строке перед словом YouTube две буквы ss, чтобы получилось так https://www.ssYouTube.com/watch?v=Q5FQC9HYpv0 , и нажмите «Enter ». Вас перекинет на сайт http://ru.savefrom.net/... Выберите нужный формат видео, и скачивайте.

Посмотрите короткое видео, где брать видеоролики с лицензией Creative Commons, есть ответ

____________________________
К уроку 191. (эффективные способы раскрутки)

Конечно же, все мы знаем фразу «All rights reserved» - «Все права защищены». Означает она, что все права на произведение принадлежат автору, и без его предварительного согласия вы не можете не то что редактировать, например, клип, а даже не имеете права загрузить его на свой телефон.

История копирайта началась в Европе вместе с массовым книгопечатанием, и первым упоминанием об авторском праве было… проклятие. В книгах указывалось, что тот, кто будет перепечатывать их, будет проклят.

Скорее всего, это не могло остановить «пиратов» того времени. И именно тогда, в 1710 году, был принят первый в мире закон об авторских правах.

Чем это стало сейчас, всем известно: кинопрокаты, платные музыкальные сервисы и т.д. До недавнего времени такое положение вещей, при котором автор, а, вернее, издательство, купившее его права, могли предъявлять претензии любому, незаконно использующему элементы их произведений, было обычным и, в общем-то, всех устраивало. Но постепенно это стало выливаться в довольно странные случаи. Вот несколько примеров. Руководство компании «Уолт Дисней» подало в суд на один детский сад, так как на стене внутри него был изображён Микки-Маус. Организация ASCAP, которая охраняет права композиторов, подала в суд на скаутов-девочек за «нелегальное» использование песен, которые они пели у костра.

Таких примеров можно найти немало, а смысл у них один - деньги. Но ведь есть авторы, которым нравится, что их произведения вдохновляют людей или просто поднимают им настроение, они не против, чтобы эти люди свободно пользовались их произведениями, делились ими с друзьями, создавали на их основе новые. Ведь массовое и совместное творчество позволяет культуре развиваться гораздо быстрее. Но, согласно законам, ещё до недавнего времени, чтобы внести любое(!) изменение в материал, защищённый авторским правом, и при этом не оказаться вне закона, нужно было получить письменное согласие автора.

Представьте себе композитора, создавшего прекрасную мелодию, вдохновившую многих певцов, которую миллионы людей решили сделать рингтоном своего телефона. Он вовсе не против, если они сделают это бесплатно. Но каково ему отвечать согласием на тонны письменных обращений? А все эти люди - законопослушные пользователи, и не хотят попасть в тюрьму или получить штраф. Как быть в таком случае?

Повсеместное распространение интернета усугубило проблему, и необходимо было находить решения. Для программного кода была создана GNU GPL - свободная лицензия, позволяющая производить действия с программным обеспечением при указании авторства. Но она решала лишь часть вопроса. Применять её к музыке, видео, фото и т.д. было нельзя.

Появление Creative Commons

Поэтому в 2001 году в США была зарегистрирована некоммерческая организация «». Она объявила своей целью расширение авторских прав, что реализуется в принципе «Some rights reserved». У проекта есть несколько основных идей. Например, позволить людям совместно и в рамках закона создавать произведения, заимствуя части других произведений или изменяя их по своему усмотрению. Также организаторы решили, что обычно юридическая документация слишком сложна для восприятия многих людей. Действительно, многие ли читали «Лицензионное соглашение», прежде чем принять его? Поэтому ещё одной идеей стало создать такую процедуру лицензирования, которая была бы достаточно проста и понятна широкому кругу пользователей и авторов.

Отдельно нужно упомянуть о создателе проекта Creative Commons Лоуренсе Лессиге. Этот человек стал идейным вдохновителем проекта. Он занимается тем, что борется за изменение существующего законодательства в пользу более свободного авторского права. Кроме того, он является профессором права Стэнфордском университете, а его книга «Свободная культура», выпущенная и на русском языке, стала важным источником идеологии движения, которое поддерживает уже огромное количество как отдельных значимых личностей, так и корпораций. Он является сторонником свободного ПО, входит в совет директоров Фонда Свободного ПО и активно продвигает свои взгляды в массы.

Для реализации планов Creative Commons было создано несколько типов лицензий, определяющих различные действия, которые вы можете производить с контентом. Их относительно немного, всего шесть, но с их помощью можно сделать использование своего произведения таким, каким вы хотите его видеть, например, разрешить или запретить коммерческое использование, предоставить возможность изменять или дорабатывать продукт вашего интеллектуального труда и т.д.

Чтобы основные принципы каждого типа лицензий были понятны и доступны большинству пользователей, организация Creative Commons сделала их «трёхслойными».

  • Первый слой - это стандартный юридический текст лицензии, основывающийся на законе об авторском праве и других законодательных актах.
  • Второй - это так называемый «дружественный к обычному человеку» текст. В нём просто и ясно сформулированы все основные принципы юридического текста. Это сделано для того, чтобы упростить использование лицензий.
  • Третий слой - «машинный» текст, позволяющий поисковым системам и программам использовать и находить информацию о лицензированных продуктах.

Кроме того, на площадках продвижения лицензий и идей Creative Commons (таких как Википедия и сайт компании) опубликованы информационные ролики, рассказывающие о том, что такое Creative Commons , почему необходимо изменить сложившуюся ситуацию в сфере интеллектуальной собственности и чем организация может в этом помочь.

Как получить лицензию Creative Commons

Прямо на сайте организации можно лицензировать своё произведение. Для этого есть инструмент «Конструктор лицензий». Процесс получения лицензии крайне прост. Нужно выбрать условия, которые вы хотите применить к произведению, затем указать информацию о нём и выбрать тип лицензии. После этого вы получите html-код, который можно вставить на сайт. С этого момента вы считаетесь лицензиатом, и можете беспрепятственно предоставлять свой продукт людям на условии выбранной лицензии. Мы решили опробовать этот инструмент на практике, зарегистрировав «Интернет-гид» в CC.

Это оказалось действительно просто. Проблемой стало лишь указание ссылки для получения дополнительных разрешений, но это только из-за того, что пока у нас нет подобной страницы на сайте. В любом случае, это было необязательным условием, так что теперь «Интернет-гид» распространяется на условиях лицензии CC BY-SA. Это значит, что вы можете редактировать, поправлять и брать за основу наши материалы даже в коммерческих целях до тех пор, пока вы указываете авторство и лицензируете свои новые творения на тех же условиях.

Конечно, идея сделать интернет свободным для творчества прекрасна, но всё же у проекта Creative Commons есть несколько ощутимых недостатков.

Недостатки Creative Commons

  • Во-первых, соответствие законодательству. Система лицензирования изначально создавалась для законодательной базы США, и лишь потом появился проект iCommons, продвигающий систему по всему миру. Конечно, благодаря стараниям юристов, лицензии CC не противоречат российским законам, но реальных судебных прецедентов, показывающих их работу, у нас не было. И по всему миру их известно совсем немного.
  • Во-вторых, проблема контроля. Далеко не всегда, даже при обнаружении нарушения условий лицензии можно найти и наказать нарушителя. Ведь в интернете всё ещё нет отлаженного механизма регулирования таких процессов. Так что в том виде, в котором они есть сейчас, лицензии CC скорее акт доброй воли, чем реальная защита прав. Как говорится, замок - он от добрых людей.
  • В-третьих, естественное противодействие сторонников копирайта и принципа «Все права сохранены». Никто из них не хочет терять огромные прибыли, отдавая право пользоваться продуктами интеллектуального труда бесплатно. А так как действующие законы об авторских правах защищают именно их, то и борьба получается сложной.

Несмотря на трудности, организаторы и сторонники Creative Commons продолжают верить в проект, развивать его и возлагать большие надежды на него как на одну из основ свободного интернета по всему миру.

Конечно, не во всех случаях нужно использовать CC, и вряд ли проект заменит имеющуюся сегодня систему копирайта, всё-таки это скорее «надстройка» над стандартным авторским правом. Но тенденция отказа от части прав в пользу других людей постепенно обретает популярность.

Например, в России, на встрече Президента РФ Дмитрия Медведева с представителями рунета, ему рассказали о CC и проблемах, стоящих перед проектом в нашей стране. Дмитрий Анатольевич сказал, что, хотя он раньше и не слышал о CC, идея ему интересна, и он не против поддержать проект на законодательном уровне. А такая поддержка могла бы существенно продвинуть деятельность Российского представительства Creative Commons, которое было впервые открыто в 2008 году Сибом Груневельдом, который приехал в Москву в качестве посланника Creative Commons. Однако в мае 2010 года Сиб уехал из РФ и прекратил свою деятельность в качестве посланника CC.

После этого проект в России поддерживается ИРИО (Институт развития информационного общества). ИРИО старается донести проблемы авторского права до законодателей путём проведения форумов, круглых столов, дискуссий с ними и т.д. И результаты его деятельности уже видны. На данный момент в РФ немало ресурсов, работающих с лицензиями CC. Например, МГИМО, который использует CC с 2005 года, сайт Президента РФ (www.kremlin.ru - Прим. ред.), Википедия, проект «Где казино», а также писатели, блоггеры, фотографы, подкасты, музыкальные сервисы и многие другие производители контента.

В итоге можно сказать, что, несмотря на большое количество проблем и недоработок проекта Creative Commons в России и мире (например, у русскоязычной версии сайта «хромает» орфография), идея и реализация могут считаться и считаются перспективным направлением. Creative Commons, несомненно, ещё один шаг на пути к цивилизованному и свободному обществу. Главное на данном этапе - массовая поддержка. Ведь только продолжая развивать и совершенствовать проект с помощью общества, можно добиться его стабильной работы по всему миру.

Издание: журнал «Интернет гид»