Ранее привлекался к административной ответственности. Процедура подготовки к рассмотрению дела

Правовая система России предусматривает разные виды ответственности за проступки, противоречащие законодательству, попирающие права отдельных лиц, общественные интересы. За опасное преступление гражданин отвечает в соответствии с Уголовным кодексом, также существуют нормы гражданского права, которые, среди прочего, призваны регулировать взаимоотношения между обидчиком и пострадавшим. Но есть еще такое понятие, как административная ответственность. Разберемся в ее специфике детальнее.

Понятие и черты административной ответственности

Если говорить простыми словами, то административная ответственность наступает при совершении деяний, которые относительно неопасны для общества. Ввиду малозначительности преступления, за него грозит и сравнительно несерьезное наказание. Типичными являются финансовые взыскания, но возможны и более строгие меры.

Об административной ответственности говорят при нарушении норм административного права. Но меры применяются не столько в качестве санкций, призванных наказать, сколько с превентивной целью. Поскольку важно предупредить новые правонарушения.

Значимая отличительная черта разрешения таких ситуаций: за эти проступки могут привлекать не только через суд. Такие компетенции возложены на должностных лиц государственных органов. Самый яркий и понятный пример - таковыми полномочиями обладают инспекторы ГИБДД. Они имеют право выписывать нарушителям квитанции, по которым те оплачивают штрафы за нарушения правил дорожного движения. Хотя административные дела часто рассматриваются и судебными инстанциями. Есть определенные признаки проступков, при наличии которых можно говорить о наступлении административной ответственности. Это такие черты:

  • попирание интересов - государственных, общественных либо личных;
  • осознанность деяния либо бездействие;
  • виновность.

После привлечения к административной ответственности не стоит опасаться судимости. Но при этом бояться ответа за свои деяния предстоит и в случае, если виновник действовал по незнанию/неосторожности, а не только по злому умыслу. Если назначается такое наказание, то оно считается действующим в течение года.

Классификация административных наказаний

Сфера административных правонарушений достаточно широка и разветвленна. Они отличаются и по степени тяжести последствий, и по другим критериям. Поэтому действует и обширная система мер, которая позволяет в определенных случаях наказывать нарушителей, а в иных - и предупреждать прецеденты. Разные виды административной ответственности преследуют свои цели. Для детального ознакомления с ними следует обратиться к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).

Выделяют меры, нацеленные на наказание лица, которое совершило противоправное деяние - репрессивные. Это система штрафов, которые могут применяться и по отношению к простым гражданам, и к должностным лицам, и к организациям. Отдельно действует превентивная система: она создана для профилактики административных правонарушений. Также могут приниматься меры, нацеленные на восстановление порядка и возмещение ущерба.


Когда наступает административная ответственность, могут применяться следующие наказания. При отсутствии тяжелых последствий нарушения, когда виновное лицо не является злостным нарушителем, то возможно предупреждение. Его выносят компетентные органы в письменном виде, опираясь на форму, установленную КоАП. При более серьезном административном правонарушении законы позволяют наказывать виновника финансово. Каким будет штраф, зависит от ситуации. Об этом подробно изложено в статьях, которые описывают размер взыскания для каждого конкретного преступления.

Еще одна мера, применяемая по отношению к виновному - изъятие орудия либо предмета административного правонарушения с последующим возмещением. Такую вещь обычно продают, а субъекту ответственности отдают деньги, за вычетом расходов, которые были понесены в связи с ее реализацией. Возможна и полная конфискация в рамках действующих законов. Тогда предмет забирают, а виновник не получает за него никакого возмещения.

В КоАП предусмотрена такая мера воздействия, как лишение гражданина/юридического лица какого-либо особого права. Яркий пример - это когда у водителя забирают его удостоверение, запрещая садиться за руль. Допустим по закону и арест. Максимальный срок - 15 суток. Иностранцам же грозит административное выдворение из страны.

По отношению к отдельным лицам может применяться такое наказание, как дисквалификация. Чаще всего это касается граждан, которые занимают руководящие должности в компаниях. Юридическому лицу же грозит административное приостановление деятельности. Но для такой меры должны быть веские основания: угрозы жизни и здоровью людей либо экологии. Также прекращается работа организации, если выясняется, что она способствует терроризму, участвует в обороте наркотиков, привлекает к труду незаконных мигрантов.

Особенности привлечения к административной ответственности

Иногда компетентные органы или их сотрудники допускают нарушения, назначая несправедливое административное наказание. Широко распространены злоупотребления среди сотрудников ГИБДД, которые выписывают штрафы направо и налево. Но возможны аналогичные спорные ситуации и в других сферах, ведь административная ответственность может наступить не только для простого гражданина, а и для организации или должностного лица. Поэтому важно знать законный порядок привлечения к ней.

Первое, о чем нужно помнить: при совершении административного правонарушения любой субъект ответственности не может быть наказан его же руководителем или иным лицом, у которого он находится в подчинении. Это ключевой момент, которым отличается административная ответственность от дисциплинарной.

Чтобы понимать специфику административных правонарушений, важно разобраться, что может выступать их объектом. Это практически любые общественные отношения. Причем они могут регулироваться не только административными нормами права. За нарушения налогового и трудового, земельного и гражданского законодательства привлекаются к административной ответственности разные категории правонарушителей, если только их преступления не заходят за границы этой сферы, переходя в иную правовую плоскость.

Отдельно следует сказать и о субъектах в административном деле. Законы России позволяют привлекать к ответу граждан с 16 лет и юридических лиц, а иногда и их филиалы. При этом специфика разбирательства предопределяется тем, является ли ответчик общим или же он относится к особой категории. Яркий пример - должностное лицо, военнослужащий будут отвечать по специальным статьям. В КоАП предусмотрены «персональные» санкции в зависимости от категории ответчика.

Кодекс также прописывает алгоритм действий в случае нарушения того или иного правонарушения. Если инспектор просто остановил автомобиль на дороге за незначительный проступок в вопросах соблюдения ПДД, то он имеет право сразу выписать штраф. Но когда речь идет о приостановлении работы предприятия/компании, то механизм намного сложнее. Сначала компетентное лицо (инспектор, например) фиксирует нарушение. Далее на основе протокола происходит судебное разбирательство, и только если суд находит субъекта разбирательства виновным, то выносит соответствующее постановление. И далее на его основе судебные приставы выполняют волю суда.

Сроки привлечения

Иногда должностными лицами не соблюдается порядок привлечения к ответу виновного после совершения административного правонарушения. Поэтому важно понимать свои права и полномочия компетентных органов. А особенно необходимо изучить положения КоАП, которые оговаривают срок давности привлечения к административной ответственности. Такие моменты указаны в статьях 4.5-4.6.

Однозначного ответа на вопрос, какова давность привлечения к административной ответственности, нет и быть не может. Поскольку слишком разного рода деяния подпадают под КоАП. Соответственно, от характера административного правонарушения зависит, в какой срок виновного могут привлекать к ответу. В большинстве своем постановление выносят в течение двух месяцев. Если же речь идет о передаче дела в суд, то процесс затягивается как минимум на три месяца.

Давность начинает отсчитываться с момента совершения проступка. Когда он повторяется неоднократно, его называют длящимся. Во втором случае срок начинают считать с момента, когда противоправное деяние было обнаружено. Яркий пример - гражданину отправляют штраф за штрафом за нарушение ПДД. Но стоит понимать, что правонарушитель, который повторяет деяние вновь и вновь, будет наказан с большей строгостью. Так как повторное правонарушение закон считает отягчающим обстоятельством.

Поскольку простые граждане чаще всего попадают в ситуацию, когда им грозит административное наказание за нарушение ПДД, полезно узнать более детально о сроках давности по таким делам. Закон устанавливает период в 12 месяцев. Но стоит напомнить, что после получения постановления водитель имеет право его обжаловать. И это необходимо сделать в четко ограниченный срок: в течение 10 дней. Если же нет оснований или желания приступать к обжалованию, лучше поспешить с оплатой штрафа. Так как при неисполнении обязательства с виновного взимают взыскание в большем размере.

Если речь идет об административных правонарушениях в природоохранной сфере, касается защиты детей, авторского права, срок давности по таким делам - 1 год. То же самое касается и преступных деяний, влекущих за собой дисквалификацию. При нарушении таможенного законодательства административная ответственность наступает еще в течение 2-х лет. Для особой категории преступлений предусмотрен максимальный срок давности. Это все дела, которые связаны с коррупционерами и пособниками террористов. По ним могут привлекать в течение шести лет.

Как обжаловать наказание по КоАП

Согласно российским законам, правонарушитель имеет возможность оспорить постановление, если считает его несправедливым или незаконным. На практике самые спорные дела - это санкции, применяемые сотрудниками ГИБДД по отношению к водителям. Но могут возникать прецеденты и в других сферах. Если есть основания для оспаривания, нужно в установленный законом срок подать соответствующую жалобу. В какие именно органы ее направляют, зависит от ситуации.

Например, если постановление вынесено инспектором ГИБДД, есть смысл жаловаться его начальнику. При судебном разбирательстве дела ходатайство подают в вышестоящие судебные органы. Для грамотного оспаривания стоит изучить положения КоАП, а именно статьи 30.1-30.8.


Гражданин имеет право жаловаться на несправедливое/неправомерное наказание в течение 10 суток. Жалоба должна быть небезосновательной. Поэтому к ходатайству важно приложить доказательство своей правоты. Можно просить как о полной отмене взыскания или иной меры воздействия, так и о ее пересмотре.

Иногда ходатайства рассматриваются компетентными органами, даже если сроки, выделенные законом на обжалование, упущены. Но это при условии, что у гражданина были весомые основания их пропустить. Такой причиной может быть тяжелая болезнь или иная ситуация, которая не позволила своевременно обжаловать наказание. Компетентные органы рассматривают жалобу в течение 10 дней.

Освобождающие обстоятельства

В КоАП есть также статьи, которые предусматривают, что в некоторых случаях административная ответственность не наступает, точнее, виновного от нее освобождают. В первую очередь это касается незначительных проступков. Компетентный чиновник/орган изучает ситуацию, обращая внимание на обстоятельства дела. Его интересуют как отягчающие, так и смягчающие факторы.

Если рассматривается вопрос об освобождении от ответственности, то должностное лицо, судья или же компетентный орган имеет право вынести просто устное замечание. И в таком случае проступок не повлечет за собой никаких последствий.

Также не стоит забывать об амнистии. В случае смерти субъекта ответственности его уже никак к ней не привлекут. Возможен аналогичный исход и в случае, если вдруг будут отменены статьи КоАП, регулирующие правоотношения по конкретной ситуации. Иногда наказание заменяют: чаще всего это дисциплинарные меры.

Особого подхода придерживаются суды и иные компетентные органы в решении дел по несовершеннолетним. Их рассматривают специальные комиссии. Они вольны вовсе не наказывать подростка, если на то есть основания. Но возможно и применение особых мер, предусмотренных для несовершеннолетних, вместо привлечения к административной ответственности.

В некоторых случаях не применяют определенные меры воздействия по отношению к особым категориям лиц. Например, если водитель-инвалид пользуется машиной для передвижения и реализации базовых потребностей, у него не заберут транспорт. Также у охотника не отнимут ружье, когда он этим промыслом добывает на жизнь. Арест и вовсе недопустим по отношению к беременным, несовершеннолетним, гражданам с детьми до 18 лет.

Административная ответственность налагается не только на юридических лиц (предприятия, организации, учреждения), но и на их должностных представителей.

Обычно таким способом наказываются различные , допущенные работодателями в отношении своих работников.

Причины для наказания руководителей бывают самим разными.

Например, штраф может быть наложен за неправильное ведение трудовых книг или их отсутствие, за ущемление прав работников, за неправомерное увольнение с рабочего места или на вакантное место. Для каждого нарушения в Кодексе об административных нарушениях предусмотрено своё наказание и меры воздействия.

Под должностными лицами следует понимать работников, занимающих руководящие посты и наделённых временно или на постоянной основе властными и распорядительными полномочиями (согласно статье под номером 2.4).

Такими лицами решаются различные хозяйственные, финансовые, экономические, организационные и административные вопросы, связанные с деятельностью организации или предприятия, а также находящихся в подчинении работников или служащих.

В Уголовном кодексе определение должностных лиц несколько уже. К ним относят руководителей государственных и муниципальных учреждений, командиров силовых структур и военных частей.

Преступлениям упомянутых граждан отводится отдельная статья кодекса (30-я глава).

Уголовной ответственности, как одному из видов юридической ответственности, подлежат руководители, допустившие особые нарушения, перечисленные в УК. В большинстве случаев к ним применяются лишь административные санкции и штрафы.

Если суммировать все законодательные нормы, к лицам, занимающим высокое должностное положение, следует относить:

  • руководителей государственных или муниципальных учреждений и организаций;
  • руководителей силовых ведомств, структур и подразделений;
  • руководителей военных частей (командиров);
  • руководителей гражданских и коммерческих предприятий и организаций;
  • работников низшего звена, занимающих ключевые должности с распорядительными, организационными, административными и хозяйственными функциями (например, к должностным лицам можно отнести начальника одного цеха);
  • лиц, занятых предпринимательской деятельностью (учитываются также предприниматели, не зарегистрированные в качестве юридического лица согласно примечанию к статье КоАП под номером 16.1).

Несмотря на возражения со стороны предпринимателей концепция преобразования их в юридических лиц (даже без соответствующей регистрации) будет развиваться. Так, в статье КоАП под номером 7.34 прямо указывается, что за нарушения в переоформлении прав пользования землёй (участком) предприниматели несут ответственность наряду с другими юридическими лицами.

Ответственность по законодательству

Из 442 статей Кодекса ответственность для лиц, занимающих высокие должностные посты, указана в 330 законодательных , то есть приблизительно 75% КоАП (в его основной части) относится к нарушениям, совершённым руководителями разных уровней.

Нарушения обычно связаны с участием указанных лиц в предпринимательской, административной или хозяйственной деятельности разных юридических субъектов:

  • Руководители посягают на права работников или граждан, зависящих от их деятельности. Такие нарушения отражены в пятой главе КоАП (50 статей из 55).
  • Допускают нарушения в сфере частной или государственной собственности. Этому посвящена седьмая глава Кодекса (29 статей из 33).
  • Нарушают правила пользования природными ресурсами и грубо попирают охрану природной среды. Перечень наказания для этого вида нарушений можно обнаружить в восьмой главе Кодекса (38 статей из 41).
  • Допускают нарушения в промышленной деятельности, строительстве объектов, в энергетическом пользовании. Ответственность для таких нарушителей указана в девятой главе Кодекса (14 из 14 статей).
  • Нарушают правила сельскохозяйственной и ветеринарной деятельности. Неправильно осуществляют и контролируют мелиорацию земель. Таким нарушения посвящена десятая глава Кодекса (также 14 статей из 14).
  • Допускают нарушения в сфере связи и информационных технологий. Перечень наказаний для этой категории руководителей можно увидеть в тринадцатой главе Кодекса (этой теме посвящено 23 статьи из 24).
  • Нарушают правила предпринимательской деятельности. Такие нарушения отображены в четырнадцатой главе Кодекса (32 статьи из 32).
  • Допускают нарушения в сфере оборота ценных бумаг, а также в финансовой и налоговой сфере. Это достаточно грубые нарушения, к которым, например, относится уклонение от своевременной уплаты налоговых сумм за работников предприятия или организации. Перечень наказаний можно увидеть в пятнадцатой главе Кодекса (27 статей из 28).

Нарушения в таможенной сфере также достаточно распространены в нашей стране.

На какой максимальный срок можно рассчитывать при получении больничного, вы узнаете, если пройдете по ссылке и прочтете наш .

Особенности привлечения

На практике помимо наложения штрафа используется такой метод наказания, как дисквалификация.

Средний размер штрафа колеблется в пределах 5 000-50 000 рублей (его размер во многом зависит от вида и характера допущенного нарушения).

А в отдельных случаях конфискуется предмет правонарушения. Например, из продаж изымается вся продукция, не соответствующая техническим или гигиеническим требованиям (согласно статье КоАП под номером 6.14). Или изымается судно, с борта которого велась незаконная ловля рыбы.

Ещё один вид наказания - это временное приостановление деятельности сроком до девяноста суток. В отдельных случаях отстранение от должности может быть установлено на больший срок.

По общему правилу КоАП РФ привлечение к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, не допускается.
Однако, необходимо разграничивать случаи, где есть два административных правонарушения и к административной ответственности привлекают дважды, а где есть только одно административное правонарушение и имеется повторная административная ответственность.
Можно говорить о таком явлении как повторное привлечение к административной ответственности в связи с наличием в Кодексе РФ об административных правонарушениях нескольких норм.

Во-первых, повторное привлечение к административной ответственности регулируется частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это значит, что повторная административная ответственность по закону не возможна. Напомним, лицо считается подвергнутым административному наказанию в течении одного года с момента исполнения постановления (оплаты штрафа).
Во-вторых, привлечению к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, посвящен пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Согласно данной норме, если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, либо его только собираются возбудить и будет установлено, что уже имеются:
1. постановление о назначении административного наказания по тому же самому факту, или
2. постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по тому же самому факту, или
3. постановления о возбуждении уголовного дела по тому же самому факту, в таком случае производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено либо подлежит прекращению.
На практике возникают большие вопросы относительно применения данных норм. Отсутствуют общие разъяснения, которые бы оговаривали бы все проблемы повторного привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, существует достаточно большой объем судебной практики, которая помогает найти ответ на данный вопрос, когда есть привлечение к административной ответственности два раза за одно и то же административное правонарушение, а когда нет.
Позиция Верховного суда РФ по вопросу повторного привлечения к административной ответственности содержится в ответе на вопрос № 21 в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Вопрос № 21: В течение какого срока с момента привлечения лица к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно повторное привлечение его к административной ответственности, если лицо продолжает совершать данное правонарушение, например проживает без паспорта или без регистрации?
Ответ: В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Верховный суд в ответе на вопрос указал, что привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Здесь имеется в виду, что прекращает правонарушение формально юридически, потому что после выявления нарушений никто не вправе и не может запретить вам продолжить совершать административное правонарушение. Например, нарушать правила пожарной безопасности или санитарные нормы и правила. Далее Верховный суд пишет, что если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.
То есть, Верховный суд не говорит о том, что возможно повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Суд говорит о том, что если прошел достаточный период времени для устранения нарушения и постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу, то возможно привлечение к административной ответственности по той же самой статье за те же самые действия (бездействия). Правонарушение будет новое, а значит и новая административная ответственность виновного лица.

И ответственности за них, очень актуален, причем не только в части применения к юридическим и должностным лицам, но и к обычным гражданам. Достаточно привести пример о том, что сейчас практически каждый человек является обладателем автомобиля, а ведь существенная доля административных правонарушений касается именно соблюдения правил движения на дороге.

Это одна из причин, по которой стоит обратить внимание на вопрос о том, какая ответственность административная и какие санкции предусмотрены за нарушение положений КоАП РФ. Как известно, незнание закона не является оправданием. Гражданская и административная ответственность - это то, с чем мы сталкиваемся практически ежедневно. Особое внимание стоит обратить на такое понятие, как давность административной ответственности, сроки всегда играют важную, а иногда и решающую роль.

Понятие административной ответственности и ее основные черты

Прежде чем говорить о процессуальных сроках, штрафных и иных санкциях необходимо уяснить суть административной ответственности. Она заключается в том, что органы или применяют административное наказание в отношении лица, которое совершило правонарушение. Она обладает признаками, которые характерны для юридической ответственности в целом. Но, кроме того, ей присущи специфические, особенные черты:

  1. Порядок привлечения к административной ответственности, как правило, по большей части носит внесудебный характер, то есть наказание назначается лицами, занимающими должности в государственных органах исполнительной ветви власти Российской Федерации.
  2. Наказание правонарушителям назначается должностными лицами, у которых они не находятся в подчинении. В этом отличие административной ответственности от дисциплинарной. Так как при последней нарушитель, как правило, находится в непосредственном подчинении должностного лица, который налагает меры взыскания.
  3. Привлечение к административной ответственности не ведет за собой судимости для лица, которое решилось на противоправное деяние.
  4. Существенной особенностью является и то, что привлечены могут быть не только физические лица, но и юридические.
  5. Привлечение к административной ответственности происходит за деяния, которые не так опасны, как преступления. Например, правонарушения, которые посягают на санитарные эпидемиологические нормы, касающиеся благополучия населения и его здоровья, а также в области безопасности движения на дороге, в строительстве и т.д. Следовательно, и наказания менее суровые, чем за уголовные преступления.
  6. Устанавливается административная ответственность КоАП РФ и Федеральными законами субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с ним.

Административное правонарушение: что это такое?

Административное правонарушение и административная ответственность - это два тесно взаимосвязанных понятия. Первое неизменно является основанием для второго и влечет его наступление. В научной литературе под административным правонарушением понимают действие (виновное бездействие) юридических и физических лиц, являющееся противоправным и за которое КоАП Российской Федерации или же законами, принимаемыми ее субъектами, устанавливается административная ответственность.

Как известно, действие и бездействие - это две стороны противоправного деяния. Под первым понимается активное, осознанное нарушение установленной нормы или невыполнение какой-либо обязанности, предписанного в законе РФ требования. Бездействие же предполагает безучастие, невыполнение обязанностей, возложенных на лицо.

Например, следующая ситуация: какая-либо организация или индивидуальный предприниматель открывает счет в банке. Но не предъявляет свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. Это нарушение закона со стороны должностного лица банка, предусмотренное статей КоАП РФ (15.7).

Признаки противоправного административного деяния

Всего принято выделять три признака:

  • противоправность деяния, под которой подразумевается обязательное нарушение какой-либо нормы права;
  • виновность, этот признак предполагает наличие умысла или неосторожности при совершении противоправного деяния; в первом случае лицо понимает и осознает характер своих действий, противоречащих закону и предвидит наступление вредного последствия и желает этого или осознанно допускает их, либо относится к происходящему безразлично (к примеру, проезд водителя на красный свет); в случае неосторожности человек осознает возможность но наивно и самонадеянно рассчитывает на их предотвращение; умысел может быть прямым или косвенным, самый элементарный пример в первом случае - это нецелевое использование средств из бюджета;
  • наказуемость деяния заключается в том, что за совершенное противоправное деяние предусмотрена и установлена законами субъектов России либо КоАП административная ответственность.

Состав административного правонарушения

Под данным термином понимается совокупность признаков, наличие которых характеризует конкретное деяние как административное правонарушение. И административная ответственность за него предусмотрена КоАП РФ. Однотипные признаки состава образуют его элементы. К ним относятся:

  1. Объект - это всегда общественные отношения, регулируемые исключительно нормами права, не только административного, но и экологического, финансового, налогового, трудового, земельного и других отраслей, административная ответственность наступает за их нарушение.
  2. Объективная сторона выражается в системе признаков, предусмотренных нормами права, которые определяют внешнее проявление правонарушений (действие или бездействие и наступившие опасные последствия). К примеру, нарушение водителем ПДД может выражаться в различных деяниях: обгон, проезд на запрещающий красный свет т.д. При этом могут быть последствия опасные для общества, например, формирование аварийной ситуации на дороге, учинение дорожно-транспортного происшествия, угроза другим водителям.
  3. Субъект - это юридическое или которое вменяемо и достигло шестнадцати лет. Именно с этого возраста допустимо привлечение лица к административной ответственности. Субъект может быть общий (любое лицо) или специальный, например, водитель, чиновники и особый - военнослужащие. Для различных категорий данного элемента состава правонарушения могут быть предусмотрены отличающиеся санкции по одной и той же статье КоАП Российской Федерации. Ситуация с военнослужащими служит прямым примером, в большинстве случаев административную ответственность они несут не на общих основаниях.
  4. Субъективная сторона характеризует восприятие лицом совершенного им противоправного деяния и его последствий. Обязательный признак данного элемента состава - это наличие вины, которая может быть в форме умысла или по неосторожности. Различные составы административных правонарушений характеризуются факультативными признаками субъективной стороны, к ним относят мотив и цель. Под первым термином понимается то, что толкает лицо на совершение правонарушения. А цель - это его представление о конечном желаемом результате, к которому он стремился.

Элементы состава противозаконного деяния одинаковы вне зависимости от того, какая ответственность (административная, уголовная) предусмотрена.

Понятие и разновидности административных наказаний

Под административным наказанием понимается мера ответственности, которая установлена государством, за совершение правонарушения, прописанного в КоАП РФ и применяемая с целью предупреждения совершения новых нарушений.

В данный момент КоАП РФ утверждает такие виды наказаний, как:

  • предупреждение, иначе говоря, официальное порицание, оформленное в письменном виде;
  • (наиболее распространенная мера, которая предусмотрена большей частью статей КоАП РФ и, как показывает практика, наиболее эффективная);
  • конфискация (либо возмездное изъятие) орудия либо предмета совершения правонарушения;
  • лишение права, которое было специально предоставлено физическим лицам;
  • административный арест;
  • выдворение гражданина иностранного государства или лица, не имеющего гражданства за пределы РФ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Назначение большей части перечисленных наказаний - это исключительная юрисдикция судей.

Данный вопрос предусматривает отечественное законодательство, речь в нем идет о вынесении постановления по делам об административном правонарушении, на что дается срок не более двух месяцев, исчисляющийся с момента его совершения. Таков общий порядок привлечения к административной ответственности. Но, как известно, у каждого правила есть исключения, все они указаны в КоАП РФ, части первой статьи 4.5. Например, это нарушение законодательства об авторских и смежных правах, о внутренних морских водах, об исключительной экономической зоне и других, давность привлечения к административной ответственности за них составляет один год.

В КоАП РФ дозволен только один случай, когда данный срок может быть приостановлен. Это ситуация когда лицо, производство в отношении которого ведется, подает ходатайство (в письменном виде) о рассмотрении дела непосредственно по месту его жительства и уполномоченные органы его удовлетворяют. Срок приостанавливается с того момента, когда вынесено постановление об удовлетворении ходатайства и до времени получения материалов по делу судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать данные материалы. Таким образом, время пересылки документов не входит в давность административной ответственности

Освобождение от административной ответственности

Данная ситуация возможна в трех случаях:

  1. Малозначительность деяния - один из основных факторов снятия административной ответственности. Во внимание принимаются признаки субъективной и объективной стороны, смягчающие и Данный вопрос решает должностное лицо, орган или судья, который уполномочен рассматривать это дело. Ими может быть вынесено замечание в устной форме, которое не повлечет за собой юридических последствий.
  2. Второй вариант - это замена другим видом наказания, к примеру, дисциплинарной ответственностью.
  3. Иные основания. В частности, если правонарушение совершено лицом в возрасте от шестнадцати лет и до совершеннолетнего возраста, специальная комиссия может вынести решение об освобождении от административной ответственности и прибегнуть к мерам воздействия, предусмотренным федеральным законодательством, защищающим права несовершеннолетних.

Порядок привлечения к административной ответственности: процессуальные сроки

Вопрос о процессуальных сроках имеет особое значение и важность. Знать об этом и помнить должен каждый гражданин, так же как срок давности административной ответственности, тем более что в жизни со статьями КоАП РФ сталкиваются практически все.

Первое, что нужно знать - в течение трех суток протокол, составленный о совершении административного правонарушения, должен быть передан лицу или органам, уполномоченным его рассматривать, так заявлено в КоАП РФ (ст.28.8). Если в нем найдены какие-либо ошибки, то на их устранение дается срок, не превышающий 72 часов.

После рассмотрения вопроса выносят постановление. На рассмотрение дела уполномоченным органам дается срок до 2 месяцев, судье - до трех. Оглашается постановление немедленно.

Его в обязательном порядке отправляют тому, кто составил протокол, не позднее трех дней с момента вынесения.

Важно помнить, что постановление о назначении административного наказания не исполняется в том случае, если это не было сделано в течение двух лет.

Обжалование постановления об административном правонарушении

Очень часто, особенно в делах, касающихся дорожного движения и правил его нарушения, постановления суда обжалуют. Если оно вынесено судьей, то жалобу нужно писать в вышестоящий суд. В ней указываются полные данные (ФИО, адрес по прописке и фактическому проживанию, номер телефона). Далее описывают сложившуюся ситуацию, подробно аргументируя причины несогласия с постановлением и ссылаясь на ст. 30.1-30.8 КоАП РФ просят его отменить. К жалобе следует приложить доказательства, подтверждающие все описанные обстоятельства. Срок подачи - десять суток. Если он упущен, то можно при наличии уважительных причин (болезнь, тяжелая жизненная ситуация) написать ходатайство о его восстановлении. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней.

Юридические и лица, занимающие государственные должности: привлечение к административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности регулируется КоАП РФ, нормами которого установлено весьма значительное количество правонарушений и ответственность за их совершение, которая возлагается на юридические лица. В математическом выражение эта цифра составляет 58% относительно всего количества статей Особенной части КоАП. Привлечение к административной ответственности может повлечь за собой наложение штрафных санкций, которые могут достигать достаточно внушительной суммы, конфискацию орудия, которым совершено правонарушение, приостановление на срок до 90 суток деятельности. КоАП РФ говорит о том, что юридическое лицо будет признано виновным в совершении административного правонарушения, если установлено то, что оно имело возможность для соблюдения установленных законодательством норм и правил, но не были предприняты все зависящие от него меры по их выполнению и соблюдению.

Кроме того, в законодательстве отдельно отмечена административная ответственность должностных лиц, привлечение которых осуществляется в случае совершения правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением или просто неисполнением служебных обязанностей. Под должностными понимаются лица, которые уполномочены государством осуществлять функцию представителей власти (постоянно или на временной основе). К ним же, согласно законодательству, относятся граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированные в качестве юридического лица. Административные нарушения и административная ответственность должностных лиц предусмотрены больше чем в 2/3 статей КоАП РФ (Особенная часть).

Административная ответственность.

Помимо уголовной ответственности, руководители организации могут столкнуться с привлечением их к административной ответственности. Такая ответственность позволяет наложить штраф, иногда в значительных размерах не только на саму организацию, но и на должностное лицо этой организации, признанное виновным в совершении административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда России от 24 октября 2006 года № 18, к административной ответственности за нарушения в области предпринимательской деятельности могут быть привлечены руководители и иные работники организации в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

В первую к административной ответственности привлекаются. руководители. Однако возможность привлечения к административной ответственности не исключается и главного бухгалтера или иного должностного лица организации. Это обосновано тем, что наступление административной ответственности «привязано» к понятию должностного лица и зависит от того, какие именно функции возложены на него и какие действия им совершались.

Руководитель может быть привлечен к ответственности по ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля – штраф от 300 до 500 руб., или по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности – штраф от 2 000 до 3 000 руб.

Предположим, что организация в лице ее руководителя передала ведение бухгалтерского учета сторонней организации. В случае допущения правонарушений в ведении бухгалтерского учета кто будет отвечать? Сторонняя организация? Нет. Ответственность остается за руководителем, потому что руководителем остается лицо, которое по закону отвечает за организацию бухгалтерского учета. А передача функций по ведению бухгалтерского учета сторонней организации это и есть реализация руководителем своих организационных полномочий. Поэтому нести административную ответственность за ошибку, допущенную сторонней организацией, все равно придется руководителю.

В случае, если ведение бухучета в организации ведется на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законом срока или грубо нарушали правила ведения бухучета и представления отчетности – все это не освобождает руководителя организации от административной ответственности по ст. ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ. На этом факте делает акцент и Верховный Суд России.



В то же время, когда руководитель возложил на себя полномочия по ведению бухгалтерского учета в организации, он становится, наверное, самым уязвимым лицом в организации: ведь от нарушения правил ведения бухгалтерского учета недалеко и до уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога.

Вообще, следует отметить, что руководитель организации – это то лицо, которое осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Соответственно, чаще всего именно руководители организации привлекаются к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, без лицензии или с нарушением условий лицензии. В частности, если деятельность осуществляется без лицензии, когда такая лицензия необходима, то на руководителя налагается штраф от 4 000 до 5 000 руб. Практически такой же по размеру штраф может быть наложен на руководителя в случае нарушения, включая грубое нарушение, лицензионных требований.

Разумеется, Кодекс РФ об административных правонарушениях ведет речь не только о руководителе как об ответственном лице. По данному основанию могут быть привлечены и иные лица в компании, но «предпочтения» отдаются руководителю и именно он в первую очередь находиться под подозрением. То же касается практически всех правонарушений, предусмотренных главами 14, 15 КоАП РФ, за исключением случаев, когда «главным подозреваемым» будет являться, например, главбух исходя из его полномочий и функций в организации. Однако, как уже указывалось выше, поскольку руководитель имеет влияние на бухгалтера, то именно руководитель станет крайним лицом при выявлении виновного.