Методы исследования используемые в науке конституционного права. Методы науки конституционного права российской федерации
Наука конституционного права изучает нормы этой отрасли права, практику и закономерности их реализации, широкую сферу общественных отношений, которые регулируются ими. Наука изучает источники конституционного права и, прежде всего, основной его источник - конституции, их виды, форму, содержание, юридические свойства, порядок принятия и изменения.
Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти. Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния отрасли конституционного права.При изучении норм, источников и институтов конституционного права выявляются общие тенденции и закономерности в их развитии, показываются особенности отдельных стран и, прежде всего, Российской Федерации.
Содержащиеся в этом учебнике сведения о науке конституционного права носят обобщающий характер. В связи с этим ее можно назвать наукой общего конституционного права. В ее рамках складываются две отрасли знаний: об общем конституционном праве на примере в основном ряда демократических стран - США, Великобритании, Германии, Российской Федерации, Франции, Италии, Испании, Японии и других и о конституционном праве отдельно взятой страны - Российской Федерации.
Однако может быть и другое деление науки общего конституционного права: она развивается в исследованиях зарубежных ученых и в исследованиях отечественных специалистов в области конституционного права.
Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них - метод формально-юридического анали-
1. Предмет, методы и источники науки конституционного права
за. позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала; сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования; исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии; системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т. д.
Используя названные методы изучения общественных явлений, наука конституционного права играет активную роль в развитии конституционного права, ибо на основе достигнутого она выдвигает предложения по совершенствованию конституционно-правовых норм и институтов.
Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.
Учеными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам ученых относятся многочисленные монографии и статьи, в которых дается критическое осмысление различных категорий и институтов. Ученые спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые научные концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов ученых является важнейшей стадией научного познания.
Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания ученых, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. Именно поэтому в нормотворчес-ком процессе многих стран все более активную роль играют представители науки (эксперты, консультанты и т. п.).
Практика - неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изу-
Глава II. Наука конституционного права
чает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.
Предмет науки конституционного права
Наука конституционного права - система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как правовой отрасли и регулируемых его общественных отношениях.
Особенность данной науки: по сравнению с другими отраслями и правовыми науками она выступает отраслью и правоведения и государствоведения.
Предмет исследования: важнейшие стороны жизни государства и общества, основы его существования и развития, т.е. вся сфера общественных отношений. Прежде всего это вопросы принадлежности всей полноты власти народу, самоуправление наций, экономической, политической и социальной основ самоуправления, определение положения (статуса) личности в обществе, а также организации государства, системы государственных органов, институтов демократии. Таким образом, наука "конституционного права" изучает вопросы, связанные с высшими интересами общества и государства, что и обуславливает ее особое место среди других юридических наук. Многие ее категории, понятия, выводы являются основополагающими для других правовых отраслей административного, гражданского, трудового права.
Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.
Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников.
Источники науки конституционного права:
1. Нормативные правовые акты, в том числе и ранее действовавшие.
2. Теоретические (труды ученых, создавающие необходимые общие суждения по конституционно-правовым проблемам.
3. Результаты социологических исследований и практики, конституционно-правовой деятельности (эксперимент, практика отношений области, автономных округов).
Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти. Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния отрасли конституционного права, выявляет общие тенденции и закономерности.
Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них:
Метод формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала;
Сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования;
Исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии;
Системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей;
Статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов;
Конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.
Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука КП опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.
Функции науки Конституционного права.
Понятие и предмет науки Конституционного права.
Наука Конституционного права Российской Федерации.
Наука Конституционного права – это система знаний об устройстве государства, положения в нем человека, закрепленных в нормах Конституционного права, и об отношениях, складывающихся между государственными структурами, общественными институтами и гражданином в сфере конституционного регулирования.
В предмет Конституционного права как науки включаются:
1. Конституционное право как отрасль;
2. история становления конституционных институтов;
3. практику реализации конституционных институтов на современном этапе;
4. анализ достоинств и ошибок законодателя;
5. анализ недостатков в реализации конституционно-правовых норм;
6. обоснование конкретных мер, направленных на исправление существующей ситуации.
Система науки – это обособленная внутренней логикой упорядоченная совокупность самостоятельных теоретических комплексов и логическая связь между ними.
Система науки включает в себя следующие знания:
1. об отрасли права;
2. о сущности Конституции, этапах ее развития, особенностях структуры и особенностях ее содержания;
3. основы Конституционного строя;
4. взаимодействие государства и личности, права и свободы человека;
5. о государственном и административно-территориальном устройстве;
6. о системе органов государства и местного самоуправления.
Функции науки Конституционного права – это основные направления воздействия науки на действующие норма и общественные отношения.
Функции науки Конституционного права:
1. аналитическая;
2. познавательная;
3. регулятивная;
4. прогностическая;
5. идеологическая;
6. охранительная;
7. коммуникативная.
Методология науки – это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность.
Методологи включает в себя:
· Общие научные методы – это общие подходы к исследованию, используемыми всеми науками. Основой этого научного метода являются материализм и диалектика .
· Частные научные методы , которые применимы только к нашей системе:
1. статистический метод предполагает выявление качества конституционного явления при наличии качественного показателя;
2. социологический метод – обобщение государственной практики с помощью анкетирования и т.п.;
3. формально логический метод – это классификация видов норм с помощью различных критериев;
4. правовой эксперимент предполагает исследования явлений путем создания новых условий и изучение возникающих при этом результатов;
5. моделирование – идеальное мысленное воспроизведение какого-либо объекта, позволяющее сформулировать научные понятия;
6. синергетический метод – рассмотрения самоорганизацию явления как системы;
7. исторический метод ;
8. системный метод – рассмотрение информации с точки зрения соотношения взаимосвязи между этими явлениями;
9. сравнительно правовой метод – сравнение правовых систем других стран для определения оптимального результата для нашего государства.
Рассмотрим понятие, предмет, методологию и функции конституционного права .
Конституционное право является частью системы юридических наук, которая включена в состав системы общественных наук.
Для любой юридической науки характерен особенный подход к изучаемому объекту, разная степень абстрактности, свой предмет. С учетом данных обстоятельств выделяют следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые и прикладные.
Конституционное право принято относить к отраслевым наукам , основной характерный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права . Указанные сферы составляют наибольшую часть в системе юридических наук, равную количеству отраслей права.
Конституционное право наделено своим предметом изучение отрасли конституционного права, то есть оно раскрывает присущие этой отрасли закономерности, обозначает основные понятия и категории, которые применяет действующее конституционно-правовое законодательство, а также раскрывает роль и функции соответствующих правовых институтов.
Конституционное право определяет эффективность действия правовых норм, вырабатывает советы по её увеличению. Для этого оно рассматривает деятельность государственных органов и формы их взаимодействия.
Предметом науки конституционного права выступает вся область общественных отношений, которая подлежит конституционно-правовому регламентированию.
В результате анализа общественных отношений научное направление должно выводить теоретические обоснования пределов его правового регулирования для того, чтобы оно не было чрезмерным или слишком узким.
Все конституционно-правовые институты исследуются в их историческом развитии с учетом присущих ему тенденций и противоречий.
Заметное место в предмете рассматриваемой области занимают изучение проблем правового статуса личности, прав и свобод человека и гражданина, взаимосвязи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы о познании системы государственной и муниципальной власти, принципа разделения властей и т.д.
Изучение вышеуказанных проблем составляет предмет науки , а сами выводы и теоретические положения - её содержание.
В характеристике конституционного права огромное значение имеет вопрос о её методах и методологии. Они характеризуются заметным разнообразием: исторический метод, сравнительно-правовой метод, системный метод, статистический метод, социологический метод и др.
Наука исследует все конституционно-правовые процессы в закономерности их исторического развития . Это нужно для выявления преемственности в правовом регулировании. Исторический метод познания постоянно расширяет свои границы.
Конституционное право широко применяет сравнительно-правовой метод исследования. Суть данного метода проявляется в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, которые регулируют однородные сферы общественных отношений в разных странах.
При глубоких научных исследованиях следует применять системный подход к изучаемому предмету. Наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает её структуру и элементы, их взаимосвязи, анализирует систему каждого правового института.
Статистический метод позволяет проанализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, выявить уровень их влияние на общественные процессы. Конституционное право подвергает анализу статистические показатели, характеризующих все сферы регулируемых общественных отношений, и на основе этих данных делает выводы. После их обработки, оно обосновывает правовые, политические и организационные меры и действия, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал правовых норм.
Метод социологических исследований применяется для изучения социальной и политической сфер, в которых отмечается реализация конституционно-правовых норм. При использовании данного метода выявляются условия, которые воздействуют на развитие общественного сознания и формирование общественного мнения.
В число задач науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, которые затрагивают сферу конституционно-правовых отношений.
Наука конституционного права реализует свои задачи при помощи функций .
Функции науки конституционного права - это основные направления проведения научных исследований, которые направлены на решение её целей и задач. Функции определяются предметом и целями конституционного права.
Принято выделять общие и специальные функции науки конституционного права . Под общими функциями следует понимать те направления науки конституционного права, которые свойственны всем юридическим наукам. К ним можно отнести следующие функции : гносеологическая, методологическая, эвристическая, прогностическая, сравнительная, коммуникативная, практико-прикладная, воспитательная, экспертная и другие. При этом фундаментальными в науке принято считать гносеологическую, методологическую, прогностическую и сравнительную функции. Именно они и составляют основу системы общих функций науки конституционного права, тогда как другие общие функции имеют дополнительный характер.
Выяснив, что непосредственным объектом науки конституционного права является конституционное право как специфическая отрасль национального права, и получив пока хотя и общее, но достаточно развернутое представление об этой отрасли, мы получаем возможность четко определить предмет указанной науки. Объект и предмет науки, несомненно, тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если определение объекта науки позволяет ответить на вопрос, на что направлен в ней познавательный процесс, и тем самым раскрытьсодержание данной науки, то определение предмета науки должно ответить на вопрос, что именно в данном объекте изучает или призвана изучать данная наука, и тем самым более глубоко охарактеризовать ее через выявлениесущности этой науки. Не случайно у разных наук может быть общий объект, но никогда не бывает одного и того же предмета. Очень часто говорят о науке зарубежного конституционного права (или о науке конституционного права зарубежных стран), о науке конституционного права развивающихся стран, о науке конституционного права РФ (или другой отдельной страны), о науке конституционного права стран СНГ (или о науке конституционного права зарубежных стран СНГ) и т.д. Но, по сути дела, речь здесь идет не о разных науках, а о различных областях научного знания, его ответвлениях внутри одной и той же науки конституционного права. Ясно, что объекты изучения у них существенно отличаются, хотя все они исследуются с позиций одного и того же предмета единой, общей науки конституционного права.
Предмет науки конституционного права. Не подлежит сомнению, что правильное определение объекта науки конституционного права значительно приближает нас к научному определению ее предмета, но не может его заменить. Поэтому нам представляются неудачными нередкие попытки уйти в учебной литературе от прямого, четкого и специального рассмотрения вопроса о предмете науки конституционного права, ограничиваясь лишь выяснением объекта (предмета) регулирования конституционного права как отрасли права.* Обращает на себя внимание, что в этом обновленном и в целом удачном учебнике была снята специальная глава «Наука конституционного права», содержавшаяся в предшествующем издании 1996 г., и оставлена только глава «Конституционное право как отрасль национального нрава». Не находит читатель четкого определения предмета науки конституционного права и во многих других учебниках и учебных пособиях, хотя практически везде справедливо подчеркивается необходимость разграничения понятий «конституционное право как отрасль права» и «конституционное право как отрасль правовой науки» (см. указанные выше учебники М.В. Баглая, В.Е. Чиркина, К.В. Арановского и др.).
* См, напр.: Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1998. Гл. 1.
Конституционное право как отрасль национального права направлено на регулирование фактических (экономических, политических, социальных и духовных) общественных отношений, а наука конституционного права - непосредственно на исследование конституционного права как отрасли права, т.е. системы конституционно-правовых норм и отношений. И лишь постольку, поскольку наука конституционного права не может не изучать при этом действие этих правовых норм и отношений в реальной общественной жизни, она опосредованно, сквозь призму этих норм и отношений изучает и фактические (в смысле неправовые) общественные отношения, ими регулируемые.
Но даже тогда, когда особо выделяется проблема предмета науки конституционного права, она опять-таки нередко сводится, по существу, к вопросу о предмете (объекте) регулирования конституционного права как отрасли права. Так, К.В. Арановский, говоря о науке государственного права зарубежных стран, пишет, что «это отрасль знания, предметом которой является юридическое регулирование организации и деятельности государства, его отношений с лицами, общественными и религиозными движениями, территориальными образованиями и другими субъектами в связи с осуществлением политической власти. Иными словами, в предмет этой науки входит отрасль государственного права, государственно-правовые отношения».*
* Арановский К.В. Указ. соч. С. 6.
Во-первых, здесь допущено характерное для многих изданий неправомерное смешение объекта и предмета науки, ибо «отрасль государственного права, государственно-правовые отношения» - это объект, а не предмет науки конституционного (государственного) права. Во-вторых, правовая наука, в том числе и наука конституционного права сама по себе, непосредственно не осуществляет «юридическое регулирование организации и деятельности государства», ибо, как показано выше, это - задача конституционного (государственного) права как отрасли права, а не соответствующей науки. В-третьих, включать в предмет рассматриваемой науки отрасль государственного права означает не видеть того, что при всей взаимосвязи этих явлений они носят разнопорядковый характер, поскольку одно относится к праву, а другое - к знанию, учению о нем, которое объективируется непосредственно не в правовых нормах и отношениях, а в научных трудах, учебниках, статьях, докладах и т.д.
В другом случае предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран признается «государственное право конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовые системы, изучаемые как в аналитическом, так и в синтетическом плане».* Спору нет, прежде чем браться за определение предмета науки, необходимо выяснить, каков ее объект, в данном случае «национальные государственно-правовые системы». Но можно ли ограничиваться только этим и сводить, например, вопрос об определении предмета науки конституционного права лишь к разъяснению того, что такое конституционное (государственное) право как отрасль национального права, как это делается в данном и во многих других учебных изданиях. Здесь опять-таки мы имеем дело с ошибочным отождествлением объекта и предмета науки. А в итоге получаем хотя и верное в принципе, в конечном счете, но мало что дающее для углубленного понимания сути этой науки определение: наука конституционного права - это наука о конституционном праве как отрасли права конкретных стран. К этому следует добавить, что вряд ли правомерно отождествлять саму науку и ее предмет.
*Мишин А.А. Указ. соч. С. 5.
Не может удовлетворить в этом отношении и такой подход, когда под видом определения предмета науки конституционного права дается простое (более или менее подробное) перечисление разделов, макротем или макропроблем этой науки. Это типично для такого рода суждений: конституционное право - это наука об основах конституционного строя, основных правах и свободах человека и гражданина, о формах государства, его избирательной системе, организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. По сути дела, здесь речь идет о более или менее обобщенном перечислении главных элементов системы конституционного права различных стран и соответствующих основных разделов науки и учебного курса. Но перечисление структурных элементов, раскрывающее содержание объекта науки, никогда не заменяло и не могло заменить определения предмета науки, призванного схватить и отразить ее сущность.
Да, наука конституционного права, несомненно, изучает указанные конституционно-правовые институты, как и многие другие конституционно-правовые нормы и отношения. Но ее главный смысл и задача состоят в том, чтобы за огромным многообразием соответствующих явлений и процессов выявить глубинные свойства, связи, взаимодействия, отношения, тенденции и закономерности их организации, функционирования и развития, не лежащие на поверхности общественной жизни. Поэтомупредмет науки конституционного права - это исследование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функционирования и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.
Метод науки конституционного права. Если определения объекта и предмета науки позволяют понять,что изучает данная наука, то выяснение ее метода, как известно, направлено на общее понимание того,как, каким образом, какими способами она это делает. Как и другие науки, наука конституционного права использует не один, а целый ряд методов. Поэтому в названиях как данного параграфа, так и его подраздела понятие «метод науки конституционного права» используется по традиции в собирательном, обобщающем смысле. Еще одно общее предварительное замечание состоит в том, что, говоря о методе науки конституционного права, необходимо всегда помнить, что, как и другие науки, она опирается в своих исследованиях на общефилософскую и общенаучную методологию, а также на методы других, в том числе и неправовых, наук (например, системный метод, метод структурно-функционального анализа, статистический метод и др.). Здесь же акцент будет сделан на выяснении специфичности метода конституционного права, которую тоже нельзя понимать в абсолютном смысле, поскольку этими же методами могут пользоваться в той или иной мере и другие, особенно другие правовые, науки.
Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, вырабатывает и свой метод исследования, которым она пользуется наряду с общефилософскими, общенаучными и иными методами. Специфичность метода науки конституционного права, как и метода каждой науки, определяется прежде всего особенностями ее предмета. Эта специфичность может выражаться и в том, что хотя тем или иным конкретным методом могут пользоваться и другие науки, тем не менее в данной науке этот метод занимает особо важное место и играет, например, определяющую роль. Применительно к науке конституционного права все это означает следующее.
Во-первых, наука конституционного права широко использует, как и другие юридические науки,метод формально-логического (или формально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного нормативного акта, исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще и формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Ограниченность, недостаточность использования лишь этого метода, необходимость привлечения и других методов не должны приводить к отказу от данного метода. Другое дело, что недопустима абсолютизация роли и значения этого метода, свойственная юридическому позитивизму. Этот метод может и должен применяться в сочетании с другими методами исследования.
Во-вторых, очень важную роль в науке конституционного права играет широко используемый в нейсравнительный (компаративный) метод. Поскольку в целом нет всемирного конституционного права (если не считать некоторых общепризнанных принципов и норм международного права), а есть лишь национальные конституционно-правовые системы отдельных стран с их специфическими особенностями и индивидуальным своеобразием, то одной из важнейших задач науки конституционного права (прежде всего ее общей части) является выявление общего и особенного в развитии этих систем. И достигается это в первую очередь путем сравнительного сопоставления конституционно-правового строя различных стран. С помощью этого метода облегчается и объективная оценка места и роли опыта каждой страны в развитии конституционного права и науки о нем. На этой же основе наука конституционного права имеет возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства в соответствующей стране. Недаром в народе говорят, что все познается в сравнении.
В-третьих, сравнительный метод дополняетсясравнительно-историческим методом, значение которого состоит прежде всего в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникновения и развития. Конечно, наука конституционного права придает первостепенное значение изучению того, что достигнуто на современном этапе развития конституционализма в мире и отдельных странах. Но она, несомненно, включает в качестве очень важного компонента исследование того, какой исторический путь прошло это развитие. Именно на этой базе лучше всего выявляются общие тенденции и закономерности такого развития и особенности их проявления.
В-четвертых, немаловажное значение в науке конституционного права имеет иметод конкретного социально-правового исследования, особенно когда необходимо досконально, с учетом уникального своеобразия отразить конституционно-правовой опыт конкретной страны или специфические особенности какого-либо ее конституционно-правового института. Наука конституционного права - это не только ее «скелет» (теоретические схемы, принципы, классификации, категории, законы и т.д.), но и «плоть» и «кровь» (конкретная характеристика конституционно-правовой системы данной страны и ее отдельных элементов). Здесь особенно незаменим метод конкретного социально-правового анализа, в использовании которого наука конституционного права имеет возможность достаточно широко использовать и методы эмпирического исследования социальных явлений, наиболее полно и глубоко разработанные в социологии. Особенно важно их применение при изучении реального действия конституционно-правовых норм и их эффективности.
Конституционное право как учебная дисциплина. Наука конституционного права и соответствующий учебный курс, как уже отмечалось, с одной стороны, очень близки и во многом совпадают по содержанию, поскольку в основе учебной дисциплины лежит данная наука; а с другой - существенно отличны друг от друга, ибо решают качественно различные задачи своеобразными путями и методами. Отличие состоит прежде всего в том, что учебный курс конституционного права по своему содержанию носит значительно более узкий характер, нежели наука конституционного права. Ни один даже самый большой по выделенному количеству часов учебный курс не в состоянии вместить в себя весь огромный объем знаний, накопленный наукой конституционного права за столетия. По существу, в вузах изучаются лишь более или менее широкиеосновы конституционного права. Особенно наглядно большое различие в объемах знания между наукой и учебной дисциплиной проявляется в том, что наука призвана заниматься конституционным устройством более двухсот стран мира, а в учебном курсе (даже если в нем выделяется его особенная часть) обычно речь идет лишь о 10-15 странах, характер и уровень развития конституционного строя которых наиболее полно и рельефно способен отразить современное состояние конституционализма в мире.
Поскольку главной задачей науки является изучение действительности ради получения нового научного знания, то и изложение материала в ней носит исследовательский характер. В учебном курсе основная задача иная - помочь слушателям овладеть уже добытыми наукой знаниями и методами, средствами их получения. Поэтому и способ изложения материала здесь носит более обобщенный и рафинированный характер. Даже если взять общую часть курса конституционного права, в которой рассматриваются важнейшие конституционно-правовые институты безотносительно к той или иной конкретной стране, то нетрудно заметить, что наука конституционного права анализирует их значительно более широко, полно и глубоко по сравнению с соответствующей учебной дисциплиной.
В заключение рассмотрения данного вопроса попытаемся хотя бы кратко и обобщенно ответить на вопрос: почему необходимо и важно изучать курс конституционного права? Во-первых, данный курс имеет большоепознавательное значение. Он позволяет значительно расширить общий и профессиональный кругозор каждого его изучающего прежде всего за счет научного анализа таких важнейших вопросов жизни личности и общества, как народовластие, демократия и пути ее реализации, права и свободы человека и гражданина, гражданское общество, правовое государство, социальное государство, разделение властей, парламентаризм, авторитаризм, тоталитаризм, федерализм, автономия и местное самоуправление, гражданство, и многих других. Конечно, любой учебный курс, имея свою «нишу» в системе подготовки специалиста-юриста, расширяет кругозор слушателя, ибо несет новое для него знание. Но и при этом нельзя не видеть особой значимости курса конституционного права, определяемой в первую очередь значимостью объекта его изучения - конституций, конституционного права, регулирующих фундаментальные основы государственной и общественной жизни.
Во-вторых, изучение курса конституционного права имеет немалоепрактически-политическое значение. Известно, например, что в процессе разработки и принятия Конституции РФ 1993 г. очень важную роль сыграли анализ и обобщение зарубежного опыта развития конституционализма, особенно в передовых демократических странах, тем более что в истории самой России его почти не было. Это нашло свое прямое отражение как в структуре, так и в содержании многих разделов и статей нашей конституции. Был общепризнан и весомый вклад в разработку и принятие проекта этой конституции многих известных российских ученых-конституционалистов.
Возьмем теперь другую сторону дела. Очень часто граждане нашей страны многое теряют в своей жизни и практической деятельности только потому, что не знают или плохо знают свои права, свободы и обязанности, закрепляемые прежде всего в Конституции РФ и других конституционно-правовых актах. Изучение курса конституционного права позволяет устранить этот серьезный недостаток общественно-политической жизни, создает возможность более твердо и последовательно отстаивать законные права и интересы личности, бороться против бюрократических и иных извращений демократии и гуманизма. Сравнительный анализ конституционно-правового устройства разных стран учит выработке правильной политико-правовой ориентации и оценке конституционных установлений как в своей, так и в других странах, что особенно важно для тех специалистов, работа которых проходит за рубежом или связана с выездами туда. Чрезвычайно важное практическое значение изучение этого курса представляет для тех, кто уже занят или будет занят в сфере государственного управления и местного самоуправления, поскольку именно в нем концентрированно излагаются самые фундаментальные основы прав и свобод человека, статуса, компетенции и взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления и т.д. В этом отношении курс конституционного права особенно тесно связан с курсами политологии и административного права.
В-третьих, трудно переоценитьидейно-воспитательное значение изучения курса конституционного права. Оно состоит прежде всего в том, что овладение знанием этого курса направлено на серьезное повышение политико-правовой культуры слушателей и рост их гражданственности, на успешное формирование гражданского общества, правового государства и демократического правосознания в нашей стране. В результате усвоения данного курса достигается лучшее понимание социальной ценности демократических политико-правовых институтов, что не может не сказаться положительно на повышении гражданской активности и инициативы, прежде всего молодежи и студентов. Особенно велик идейно-воспитательный потенциал изучения таких важнейших тем и проблем курса, как конституционно-правовой статус личности, правовые основы конституционного строя, государство и его политический режим, судебная власть и ее органы, местное управление и самоуправление и др.