Является ли завод режимным объектом. Офис — объект «режимный
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне
В связи с совершенствованием структуры федеральных органов исполнительной власти
постановляю:
Изложить перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст.4775), в новой редакции (прилагается).
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
ПЕРЕЧЕНЬ сведений, отнесенных к государственной тайне
ПЕРЕЧЕНЬ
сведений, отнесенных к государственной тайне
I. Общие положения
1. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций (далее именуются - государственные органы), наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.
Каждый из указанных в настоящем перечне государственных органов наделяется полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.
Настоящий перечень пересматривается по мере необходимости.
2. В настоящем перечне применяются следующие понятия:
"специальные объекты" - пункты управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в военное время;
"военные объекты" - боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения;
"режимные объекты" - военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности;
"предприятия и организации" - юридические лица независимо от форм собственности, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их филиалы и представительства;
"войска" - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренные Федеральным законом "Об обороне" ;
"вооружение" - средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия;
"военная техника" - технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия;
"объекты оборонной промышленности" - предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники или снаряжения;
"оружие массового поражения" - ядерное, химическое, биологическое или иное оружие большой поражающей способности, применение которого вызывает массовые потери и (или) разрушения.
3. В настоящем перечне применяется сокращение: ГУСП - Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.
4. В позициях 59, 60, 68 и 69 настоящего перечня указаны государственные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Сведения, отнесенные к государственной тайне | Государственные органы, |
II. Сведения в военной области
1. Сведения, раскрывающие стратегические планы применения войск, оперативные планы, документы боевого управления, документы по приведению войск в различные степени боевой готовности | МВД России |
2. Сведения о стратегическом и оперативном развертывании войск | МВД России |
3. Сведения о планах строительства, развитии, численности, боевом | МВД России |
|
4. Сведения, раскрывающие состояние оперативной (боевой) подготовки войск, обеспеченность их деятельности, состав и (или) состояние систем управления войсками | МВД России |
|
5. Сведения о мобилизационном развертывании войск, их | МВД России |
|
6. Сведения, раскрывающие направления, долгосрочные прогнозы или планы развития вооружения и военной техники, содержание или результаты выполнения целевых программ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по созданию или модернизации образцов вооружения и военной техники, их тактико-технические характеристики | Минатом России |
|
7. Сведения, раскрывающие направления разработки, конструкцию, | Минатом России |
|
8. Сведения, раскрывающие производственные мощности, плановые или фактические данные о выпуске и (или) поставках (в натуральном выражении) средств бактериальной или медицинской защиты | Минздрав России |
|
9. Сведения о разработке, технологии, производстве, об объемах | Минатом России |
|
Сведения, раскрывающие содержание ранее осуществлявшихся работ в области оружия массового поражения, достигнутые при этом | Минатом России |
|
10. Сведения о проектировании, сооружении, эксплуатации или | Минатом России |
|
11. Сведения, раскрывающие достижения атомной науки и техники, | Минатом России |
|
12. Сведения, раскрывающие свойства, рецептуру или технологию | Минобороны России |
|
13. Сведения, раскрывающие дислокацию, действительные наименования, организационную структуру, вооружение, численность войск, не подлежащие открытому объявлению в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации | Минатом России |
|
14. Сведения об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах | МВД России |
|
15. Сведения о дислокации, назначении, степени готовности или | Минатом России |
|
Те же сведения применительно к специальным объектам органов | ||
16. Сведения об использовании или перспективах развития | МВД России |
|
17. Сведения, раскрывающие распределение или использование полос радиочастот радиоэлектронными средствами военного или специального назначения | МВД России |
|
18. Сведения, раскрывающие организацию или функционирование всех видов связи, радиолокационного, радиотехнического обеспечения войск | МВД России |
|
19. Сведения, раскрывающие содержание, организацию или результаты основных видов деятельности органов пограничной службы ФПС России,построение охраны государственной границы Российской Федерации,исключительной экономической зоны и континентального шельфаРоссийской Федерации или государств - участников СНГ | ФПС России |
|
20. Сведения, раскрывающие направления развития средств, технологий двойного назначения, содержание, результаты выполнения целевых программ, научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ по созданию или модернизации этих средств, технологий. | Минатом России |
|
21. Сведения о перспективах развития и (или) об использовании | Минобороны России |
|
22. Сведения, раскрывающие состояние и (или) направления развития гидронавтики в интересах обороны и безопасности государства | Минобороны России |
23. Сведения по вопросам внешней политики, внешней торговли, | МВЭС России |
24. Сведения по политическим, военным, научно-техническим или | Минатом России | ||
25. Сведения о переговорах между представителями Российской | МВЭС России | ||
26. Сведения о подготовке, заключении, ратификации, подготовке | Минатом России | ||
27. Сведения о российском экспорте и импорте вооружения и военной техники, их ремонте и эксплуатации, об оказании технического | МВЭС России | ||
Сведения, раскрывающие планы (задания) государственного | МВЭС России | ||
28. Сведения, раскрывающие существо или объем экономического | МВЭС России | ||
29. Сведения, раскрывающие содержание мероприятий по обеспечению взаимных поставок сырья, материалов, топлива, оборудования, медикаментов между Российской Федерацией и государствами - участниками СНГ на расчетный год или мероприятий по оказанию последним технического содействия в строительстве предприятий и объектов на расчетный год в целом по Российской Федерации | МВЭС России | ||
30. Сведения, раскрывающие объемы перевозок экспортно-импортных грузов между Российской Федерацией и государствами - участниками СНГ на расчетный год в целом по Российской Федерации | МВЭС России | ||
IV. Сведения в области экономики, науки и техники | |||
31. Сведения о показателях, определяющих подготовку экономики | Минатом России |
||
32. Сведения, раскрывающие существо новейших достижений в области науки и техники, которые могут быть использованы в создании | МВЭС России |
||
33. Сведения, раскрывающие содержание и (или) направленность | Минатом России |
34. Сведения о подготовке или распределении кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в интересах обеспечения безопасности государства | Минобороны |
35. Сведения, раскрывающие результаты работ в области гидрометеорологии или гелиогеофизики, а также результаты | Минобороны |
36. Сведения, раскрывающие планы (задания) государственного | Минатом России |
37. Сведения, раскрывающие состояние метрологического обеспечения вооружения и военной техники, технические или метрологические характеристики военных эталонов или средств метрологического обеспечения, определяющие качественно новый уровень вооружения и военной техники. Сведения, раскрывающие основные направления или программы развития стандартизации, а также содержание стандартов в области вооружения и военной техники | Минобороны |
38. Сведения, раскрывающие прогнозные оценки научно-технического прогресса в Российской Федерации и его социально-экономические последствия по направлениям, определяющим обороноспособность государства | Минобороны |
40. Сводные сведения о государственных запасах драгоценных металлов (кроме золота), природных алмазов в натуральном или денежном выражении в целом по Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти | Минфин России |
41. Сведения, раскрывающие прогнозные данные о производстве золота, добыче природных алмазов, а также отчетные данные о добыче природных алмазов за период от одного года и более в натуральном выражении в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти | Минфин России |
42. Сведения, раскрывающие прогнозные или фактические объемы | Минфин России |
43. Сводные сведения о поступлениях драгоценных металлов и | Минфин России |
44. Сводные сведения об объемах потребления или отпуска драгоценных металлов и природных алмазов в сопоставлении с объемами их добычи в натуральном или денежном выражении за период от одного года и более в целом по Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти | Минфин России |
46. Сведения о балансовых запасах в недрах страны природных алмазов от 25 млн. карат и выше, золота от 100 тонн и выше, платины, 47. Сведения о себестоимости серебра, платины, металлов платиновой группы (палладия, иридия, родия, рутения, осмия), природных алмазов в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, а также сведения, применяемые для расчета кондиций, необходимых при подсчете разведанных запасов золота в его месторождениях или месторождениях комплексных руд в размерах, указанных в позиции 46 настоящего перечня | МПР России |
48. Сведения, раскрывающие ресурсный потенциал, балансовые запасы в недрах или данные о добыче стратегических видов полезных ископаемых в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации | МПР России |
49. Сведения о расходах федерального бюджета, связанных с | МВЭС России |
50. Сведения, раскрывающие затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы по созданию вооружения, военной техники. | Минатом России |
Те же сведения применительно к работам, проводимым в интересах специальных объектов | |
51. Сведения, раскрывающие ассигнования или фактические затраты на заказы, разработку, производство или ремонт вооружения и военной техники, режимных объектов. | Минатом России |
Те же сведения применительно к специальным объектам | |
52. Сведения по неурегулированным расчетам Российской Федерации с иностранными государствами (кроме обобщенных показателей по внешней задолженности) | МВЭС России |
53. Сведения о финансовой и (или) денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства | Минфин России |
54. Сведения, раскрывающие расходы денежных средств на содержание войск по отдельным статьям смет федеральных органов исполнительной власти | МВД России |
55. Сведения о денежных банкнотах нового образца или проектах монет (кроме юбилейных и памятных) до официального опубликования | Банк России | ||
56. Сведения о производстве банкнот Банка России в натуральном или денежном выражении, способах, обеспечивающих защиту этих банкнот и других изделий Гознака от подделок, а также о способах определения их подлинности | МВД России | ||
57. Сведения, раскрывающие объемы выпуска или поставок | Минобороны России | ||
58. Сведения, раскрывающие объемы поставок и запасов стратегических видов топлива | Минобороны России | ||
59. Сведения о мобилизационных мощностях по изготовлению (ремонту) вооружения, военной техники, о создании и (или) развитии | федеральные органы | ||
60. Сведения о мобилизационных мощностях по производству продукции общего применения, стратегических видов сырья, материалов, о создании и (или) развитии (сохранении) этих мощностей | федеральные органы | ||
61. Сведения, раскрывающие работы, проводимые в целях создания средств индикации, дегазации, химической или биологической защиты от оружия массового поражения или новых сорбционных и других материалов для них | Минздрав России | ||
62. Сведения, раскрывающие результаты топографической, | Минобороны России | ||
63. Сводные данные о российском экспорте и импорте немонетарного золота, драгоценных металлов и камней или изделий из них | МВЭС России | ||
64. Сведения, раскрывающие состояние, оборудование, подготовку для военных целей транспортной сети, средств транспорта, объемы | МВД России | ||
65. Сведения, раскрывающие возможности и (или) мобилизационные резервы железных дорог и МПС России по обеспечению железнодорожных перевозок грузов, организацию и объемы воинских перевозок, объемы перевозок и маршруты транспортировки стратегических видов энергетического, минерального, сельскохозяйственного сырья, топлива, материалов, отдельных видов вооружения или военной техники, организацию и (или) функционирование системы связи или управления, а также специальные меры по обеспечению безопасности железнодорожного движения или сохранности грузов | МВД России | ||
66. Сведения, раскрывающие дислокацию, специализацию, мощности и (или) пропускную способность пунктов погрузки или выгрузки войск, данные об их продовольственном, медико-санитарном обслуживании | Минобороны России | ||
67. Сведения, раскрывающие мобилизационную потребность в | Минздрав России | ||
68. Сведения, раскрывающие состояние сил или средств гражданской обороны в целом по Российской Федерации | федеральные органы | ||
69. Сведения, раскрывающие структурную организацию или показатели мобилизационного плана экономики Российской Федерации, а также состояние мобилизационной подготовки федеральных органов исполнительной власти или отдельных организаций | федеральные органы | ||
70. Сведения, раскрывающие дислокацию, фактические запасы | МВД России | ||
71. Сведения, характеризующие состояние страхового фонда | Минатом России | ||
72. Сведения, раскрывающие планы, содержание или результаты | Минобороны России | ||
73. Сведения, раскрывающие платежный баланс Российской Федерации с зарубежными странами в целом на военный период | МВЭС России | ||
74. Сведения о горных выработках, естественных полостях, | Минобороны Росси | ||
75. Сведения о физико-химических явлениях (полях), сопутствующих | Минатом России |
V. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности и организации защиты государственной тайны |
|
76. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной деятельности и защиты информации, раскрывающие организацию или фактическое состояние защиты государственной тайны | органы |
77. Сведения, раскрывающие методы и средства защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, планируемые и (или) проводимые мероприятия по защите информации от несанкционированного доступа, иностранных технических разведок и утечки по техническим каналам | Минобороны России |
78. Сведения о системе президентской, правительственной, | Минобороны России |
79. Сведения, раскрывающие организацию, силы, средства или методы обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения | ФСО России |
80. Сведения, раскрывающие силы, средства, методы, планы, состояние или результаты разведывательной, контрразведывательной или оперативно-разыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения. | Минобороны России |
Сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц | |
Сведения, раскрывающие состояние, результаты, а также | |
81. Сведения, раскрывающие силы, средства, источники, методы, Сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к Сведения, раскрывающие состояние и результаты оперативно- | Минобороны России |
82. Сведения, раскрывающие силы, средства, методы, планы и | МВД России |
83. Сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к 84. Сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к | МВД России |
85. Сведения, раскрывающие силы, средства и методы ведения | МВД России |
86. Сведения, раскрывающие силы, средства, методы, планы, состояние и результаты деятельности органов радиоэлектронной разведки средств связи, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения | Минобороны России |
87. Сведения, раскрывающие силы, средства, методы, планы или результаты разведывательной, контрразведывательнои, оперативно-разыскной деятельности органов пограничной службы ФПС России, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения. Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на |
Специфика деятельности организаций и учреждений обороннопромышленного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения обусловливает необходимость реализации комплекса мер, обеспечивающих порядок их функционирования, для чего оптимальным признается установление специальных административно-правовых режи-мов 1 . Режим охраняемых объектов, как и другие специальные административно-правовые режимы, характеризуется дополнительными запретами и обязанностями, устанавливаемыми в отношении субъектов, обеспечивающих действие режимов, и в отношении лиц, осуществляющих какую-либо деятельность на охраняемых объектах, специальными административными мерами, разрешительным способом реализации прав и свобод, организационно-техническим обеспечением и т.д. 2 Вместе с тем первое, что выделяет режим охраняемых объектов, - это связь обстоятельств, послуживших причиной его установления в отношении тех или иных объектов, с административно-правовыми статусами субъектов, обеспечивающих действие таких режимов. Способом обеспечения административно-правового режима охраняемых объектов является административное принуждение, выражающееся в применении административно-предупредительных, процессуально-обеспечительных мер и мер административного пресечения. Как отраслевой вид государственного принуждения административное принуждение представляет собой «метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности» 3 . Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение «используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере госу- См., напр.: Самощенко И.С. Указ. соч. С. 154; Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 412 (глава о режимах написана в соавторстве с С.Д. Хазановым); Румянцев Н.В. Указ. соч. С. 9; Лиманская А.П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Дону, 2014. С. 103-127; Зырянов С.М. Разрешительные режимы в российском административном праве //Журнал российского права. 2012. № 11. С. 39-48. См., напр.: Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 414; Лиманская А.П. Указ. соч. С. 9; Майдыков А.Ф., Мелехин А.В. Проблемы формирования законодательства об особых правовых режимах в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 99-101. См. подробнее: Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 123, 124. дарственного управления, т.е. выполняет карательную функцию» 1 . Содержание административного принуждения сводится к установлению ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера . Административное принуждение может рассматриваться «как совокупность предупредительных мер, мер пресечения начавшегося правонарушения, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административного наказания, применяемых главным образом органами исполнительной власти, а также судами (судьями) к нарушителям административного законодательства в целях поддержания должных отношений в сфере государственного управления» . Как разновидность государственного принуждения административное принуждение выражается в негативном властном воздействии на волю субъектов в целях понуждения к должному поведению в случае невыполнения ими правовых предписаний, недопущения противоправного поведения, наступления опасных событий, а также их последствий. В соответствии с законом данный режим в установленном порядке обеспечивается различными субъектами на определенных объектах. Административное законодательство использует разную терминологию, определяя в качестве таковых: объекты, подлежащие обязательной охране, объекты на коммуникациях, охраняемые объекты, важные государственные объекты, особо важные и режимные объекты. Так в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» органы государственной охраны обеспечивают режим охраняемых объектов, к которым относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории (акватории), защита которых осуществляется в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также объекты, используемые самими органами государственной охраны. К органам государственной охраны в соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Закона относится федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. Раскрывая специфику деятельности органов государственной охраны, А. В. Пахомов отмечает, что деятельность ФСО России осуществляется по двум направлениям: обеспечение безопасности (жизни, здоровья) объектов государственной охраны, а также находящихся с ними членов их семей, и охрана материальных объектов, на которых (в которых) находятся объекты государственной охраны 1 . Реформирование структуры федеральных органов исполнительной власти, перераспределение функций и полномочий затронуло рассматриваемую сферу. Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии РФ и преобразованы внутренние войска Министерства внутренних дел РФ в войска национальной гвардии РФ, входящие в структуру указанной Службы. Федеральная служба войск национальной гвардии РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны. В числе задач войск национальной гвардии, установленных ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» , охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утв. Правительством РФ ; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны; охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам. Статья 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» определяет общие полномочия войск национальной гвардии. В соответствии с п. 21 ч. 1 указанной статьи войска национальной гвардии наделены полномочиями охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, имущество граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется при помощи технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия. Следует отметить, что в настоящее время действует перечень объектов, подлежащих обязательной охране, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р . К ним относятся в том числе административные здания, занимаемые судами 2 ; административные здания органов государственной власти субъектов РФ, занимаемые высшим должностным лицом субъекта РФ; административные здания Центрального банка РФ (Банка России) 3 ; здания и хранилища федеральных государственных музеев (музеев-заповедников), здания федеральных государственных архивов и федеральных библиотек. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагается в том числе обязанность обеспечивать во взаимодействии с органами Федеральной службы безопасности РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» 1 защите силами ведомственной охраны от противоправных посягательств подлежат «охраняемые объекты»: здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество. Статьей 8 данного Федерального закона к таким объектам отнесены охраняемые объекты, являющиеся государственной собственностью и находящиеся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, объекты государственных корпораций «Росатом», «Роскосмос», «Ростех». Для каждой группы объектов характерно свое содержание специального режима, который обеспечивают разные субъекты охраны. Относительно некоторых охраняемых объектов законодательство РФ предусматривает участие одновременно нескольких субъектов охраны. Например, в соответствии со ст. 83 Воздушного кодекса РФ охрану аэропортов осуществляют службы авиационной безопасности, подразделения ведомственной охраны Минтранса России. Отдельными постановлениями Правительства РФ предусмотрено участие различных субъектов в охране некоторых объектов. Так, в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.11.2005 № 690 Положением об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования охрана указанных объектов осуществляется соответствующими подразделениями ведомственной охраны Минтранса России, органов внутренних дел РФ и организациями, находящимися в ведении МВД России. Охрана специальных учреждений 1 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 № 250 «Об осуществлении охраны специальных учреждений Федеральной миграционной службы или ее территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» осуществляется подразделениями вневедомственной охраны полиции, в том числе совместно с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» МВД России или частными охранными организациями на основании договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны, включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России передано в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Кроме того, функции и полномочия упраздненной Федеральной миграционной службы переданы МВД России . В связи с этим указанные постановления необходимо привести в соответствие с действующим законодательством. Обязательность охраны таких объектов, как образовательные организации, театры, кинотеатры, музеи, стадионы законодательно не установлена, хотя на практике организуется повсеместно на основании требований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Охрана такого рода объектов может осуществляться на договорной основе частными охранными организациями, деятельность которых регламентируется Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» или подразделениями войск национальной гвардии, так как одной из задач Федеральной службы войск национальной гвардии РФ является осуществление вневедомственной охраны, а одной из задач войск национальной гвардии РФ является охрана имущества физических и юридических лиц по договорам. Анализ законодательных актов показывает, что субъектами, уполномоченными обеспечивать рассматриваемый режим, могут быть органы государственной охраны, войска национальной гвардии РФ, ведомственная охрана 2 , частные охранные организации. Федеральным законом «Об оружии» введено общее понятие юридических лиц с особыми уставными задачами - предприятия и организации, на которые законодательством РФ возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия. К такому виду юридических лиц Федеральный закон «Об оружии» относит: Банк России (в том числе Российское объединение инкассации), Сбербанк России, главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, а также иные юридические лица с особыми уставными задачами 3 . Оценивая уровень предоставленных в этой части полномочий субъектов, уполномоченных обеспечивать рассматриваемый режим, можно сделать вывод, что у должностных лиц Федеральной службы охраны наиболее широкая компетенция, так как указанные лица вправе осуществлять оперативно-разыскные, технические, информационные и иные мероприятия. Полномочия, права и обязанности, а также организационная деятельность Федеральной службы охраны закреплены Положением, утв. Указом Президента РФ 1 . В соответствии с п. 12 указанного Положения ФСО России осуществляет в том числе следующие полномочия: организует и проводит охранные, режимные, технические и иные мероприятия, а также мероприятия, обеспечивающие поддержание общественного порядка на охраняемых объектах; разрабатывает и осуществляет в установленном порядке меры, связанные с допуском лиц к работе на охраняемых объектах; обеспечивает предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; осуществляет в установленном порядке пропускной режим на охраняемых объектах. Кроме того, ФСО России в целях реализации своих полномочий имеет право в том числе проводить оперативно-разыскные мероприятия на охраняемых объектах; приостанавливать осуществление работ, хозяйственной и иной деятельности на охраняемых объектах, в зонах охраняемых объектов. Правовое положение сотрудников федеральных органов государственной охраны определяется военнослужебным статусом 2 . Следует отметить, что ст. 27 Федерального закона «О государственной охране», устанавливающая порядок применения и использования оружия, не определяет вид оружия, которое уполномочены носить и применять в необходимых случаях сотрудники федеральных органов государственной охраны. В целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов сотрудники федеральных органов государственной охраны наделены правом ношения и применения как служебного, так и боевого оружия. В части осуществления охраны военнослужащие войск национальной гвардии наделены полномочиями: производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах; производить в пунктах пропуска личный досмотр работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов; требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых войсками национальной гвардии объектах; производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий); при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению указанных условий; беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, а также в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии вправе в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 10 указанного Закона задерживать до передачи в полицию лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на территории охраняемых войсками национальной гвардии объектов. В отношении организации ведомственной охраны следует уточнить, что право на создание таких подразделений предоставлено ст. 5 Федерального закона «О ведомственной охране» федеральным государственным органам и организациям органов управления. Работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия в соответствии с указанным Законом. Подразделения государственной ведомственной охраны вправе создавать включенные в перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 № 514 «Об организации ведомственной охраны» 1 , федеральные органы исполнительной власти . Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации. Правовое положение подразделений ведомственной охраны организаций устанавливается Федеральными законами от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”» , от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех”» , от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и др., а также положениями о ведомственной охране утверждаемыми Правительством РФ . Основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. Анализ задач перечисленных субъектов обеспечения рассматриваемого режима позволяет сделать вывод, что содержание данных задач во многом совпадает. Более того, в целом совпадает и содержание полномочий указанных субъектов по применению мер административного предупреждения, мер административного пресечения, включая применение физической силы, специальных средств и оружия, а также мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В отношении применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия следует отметить, что военнослужащие ФСО России, войск национальной гвардии РФ и сотрудники полиции имеют максимальные полномочия в этой части. Работники ведомственной охраны в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О ведомственной охране» имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах. Специальные средства работники ведомственной охраны вправе применять: для отражения нападения на охраняемые объекты; для отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах; для задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если эти лица пытаются скрыться или имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны; для пресечения противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел; при необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны. Условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности установлены ст. 16-18 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». На частную охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством РФ для органов внутренних дел РФ. Огнестрельное оружие частные охранники вправе применять для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности, для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество и для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. В части применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях субъекты, уполномоченные обеспечивать режим охраняемых объектов, за исключением частных охранников, вправе осуществлять доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов. Статья 20.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение пропускного режима охраняемого объекта, в том числе за самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.17 КоАП РФ, вправе: сотрудники органов внутренних дел (полиции); должностные лица ФСО России; должностные лица подразделения воинской части, органа управления войск национальной гвардии РФ; должностные лица органов ведомственной охраны и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ. В случае нарушения режима охраняемого объекта к правонарушителям применяются рассмотренные выше меры административного принуждения, предусмотренные КоАП РФ. Федеральным законом от 30.12.2015 № 441-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» УК РФ был дополнен ст. 215 4 «Незаконное проникновение на охраняемый объект» 2 , предусматривающей уголовную ответственность за незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране, совершенное неоднократно, а также за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну. Наделение субъектов, обеспечивающих режим охраняемых объектов, специальными полномочиями и правами по применению мер административного принуждения предопределено особенностями содержания данного режима, заключающегося, как отмечалось выше, в установлении дополнительных ограничений, запретов, обязанностей, которые распространяются на всю территорию охраняемого объекта в пределах установленных границ. Исключение составляют объекты, на которых находятся объекты государственной охраны. В таких случаях охраняемым объектом могут оказаться любые территория, здание, сооружение в определенный период времени. Обычно границы охраняемого объекта являются стабильными и обозначаются на местности специальными ограждениями, знаками, табличками. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» внешний периметр военного объекта представляет собой границу земельного участка, занимаемого военным объектом, используемого федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба. В случае если такой земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, внешний периметр военного объекта образуется прямыми линиями, соединяющими характерные точки внешних границ контуров зданий, строений и сооружений военного объекта, строительство которых не завершено, таким образом, чтобы все здания, строения и сооружения военного объекта располагались в границах единой территории . Элементами режима охраняемых объектов являются пропускной режим и внутриобъектовый режим, устанавливаемые для всех охраняемых объектов. Федеральный закон «О ведомственной охране» определяет пропускной режим как порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов. В соответствии с указанными правилами необходимо разрешение от соответствующего должностного лица подразделения ведомственной охраны на проход (проезд) на территорию охраняемого объекта, т.е. оформление пропуска, который должен быть сдан при выходе (выезде) из охраняемого объекта. Пропускной режим устанавливается в целях исключения неконтролируемого пересечения охраняемых пределов объекта. При этом может быть установлен более строгий режим для входа (въезда) на отдельные участки (в помещения) охраняемой территории (здания). Пропускной режим обеспечивается техническими средствами, физической охраной, установлением постов, караулов. Внутриобъектовый режим представляет собой порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности. Режимные правила как элемент режима охраняемого объекта представляют собой особое сочетание правовых средств, создающих нормативную модель поведения и регламентирующих порядок пользования субъективными правами, полномочиями, обязанностями и ограничениями. Внутриобъектовый режим обеспечивается установлением маршрутов патрулирования, использованием технических средств наблюдения. В соответствии с режимными правилами охраняемого объекта на нем проводятся организационно-практические и инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение противоправных действий в отношении имущества, находящегося под охраной. Лица, осуществляющие охрану, уполномочены требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов. Режим охраняемых объектов обеспечивается посредством выполнения мероприятий по инженерно-технической укрепленности, антитеррористической защищенности, обустройства ограждений, контрольно-следовых полос, специальных технических средств наблюдения, охранной, тревожной сигнализации, пунктов пропуска, контрольно-пропускных пунктов, установления постов и маршрутов патрулирования. При этом субъекты обеспечения режима охраняемых объектов не участвуют в обеспечении иных специальных режимов, устанавливаемых на данных объектах в целях обеспечения безопасности их функционирования иными федеральными законами, например, федеральными законами от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». На основании изложенного можно сделать вывод, что функционирование охраняемых объектов может обеспечиваться различными специальными режимами, цели установления которых различаются. Административно-правовой режим охраняемых объектов выступает с этой точки зрения как общий, обеспечивающий защиту указанных объектов от противоправных посягательств. Административно-правовой режим охраняемых объектов можно охарактеризовать как первичный по отношению к режимам объектов, охраняемых органами государственной охраны, объектов, охраняемых национальной гвардией РФ, объектов, охраняемых ведомственной охраной, а также объектов, охраняемых частными охранными организациями. Деятельность уполномоченных субъектов, обеспечивающих указанный режим, связана с предупреждением нарушений пропускного режима, установленных правил поведения, устранением причин, способствующих этим нарушениям, пресечением выявленных нарушений установленных правил поведения на территории охраняемых объектов. Режим охраняемых объектов рассматривается как комплекс административно-правовых средств, обеспечивающих выполнение установленных нормативными правовыми актами РФ требований, определяющих правила поведения граждан и организаций, в целях функционирования и защищенности объектов в пределах установленных границ. После выявления и классификации всех возможных угроз следует выявить все потенциальные уязвимости объекта, а также произвести его категорирование. Рассмотрим более подробно вопрос, связанный с категорированием. Под категорированием объекта понимается комплексная оценки его состояния, учитывающая экономическую или другую значимость (оборонную, культурную и др.) в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой безопасности. Законодательство РФ определяет, что ведомства (МО, МСЧ, МВД, ФСБ и др.), призванные обеспечить защиту сведений, составляющих ту или иную тайну, издают свои руководящие документы, по которым объекты категорируются по степени их важности. Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) разработан ряд нормативных документов но категорированию объектов и определению режимных зон внутри объектов. В соответствии с ними объект может быть отнесен к одной из следующих групп: Отнесение объекта к той или иной категории важности регламентируется специальным перечнем, утверждаемом Правительством РФ. Местные органы власти могут дополнять этот перечень. В ряде случаев можно ограничиться тремя зонами (зоны 1, 4 и 6). Для категорирования объектов по группам безопасности в качестве критерия вводится показатель характера и масштаба возможного ущерба в случае реализации основных угроз безопасности для данного объекта в результате несанкционированного доступа нарушителей. Рис. 1. Зоны безопасности внутри объектов На основе этого показателя выделяют следующие категории объектов (табл. 1.) А - особо важные; Б - важные; В - промышленные и коммерческие; Г - культурно-исторические. Оценка возможных угроз объекту проводится по следующим направлениям: Безопасность персонала и посетителей: неэффективная защита может привести к ущербу здоровью и даже угрозе жизни людей на объекте; Безопасность информации, сохранность государственной и коммерческой тайны; Угрозы материальным ценностям, имуществу и оборудованию. К высшей категории А относят особо важные объекты, на которых возможный ущерб в случае реализации основных угроз безопасности максимален по характеру и масштабам. Последствия такого ущерба выходят за пределы территории объектов и не могут быть локализованы в пространстве и во времени за счет принятия немедленных ликвидационных мер. Характер ущерба заключается в создании угрозы для жизни и здоровья персонала и населения, а также в негативном воздействии на природную среду. К категории Б относят важные объекты, на которых характер возможного ущерба заключается в угрозе для жизни и здоровья персонала объекта, а его последствия не выходят за пределы территории объекта и могут быть локализованы путем принятия ликвидационных мер. К этой же категории предлагается отнести объекты, возможный ущерб на которых носит материальный характер, но его масштабы имеют региональное значение. К особой группе относятся культурно-исторические объекты (категория Г ), где возможный ущерб имеет свою специфику и по масштабу может иметь как региональное, так и международное значение. В свою очередь, каждую категорию объектов можно классифицировать по масштабу или размеру нанесенного ущерба в результате действий нарушителей. Так, особо важные объекты предлагается дополнительно разделить на три группы безопасности. Номер группы определяет масштаб возможного ущерба, который может иметь последствия соответственно трансграничного, федерального и регионального значений. Для других категорий объектов можно использовать предложенную в таблице классификацию по группам значимости и уровням защищенности. При установлении уровня защищенности необходимо дополнительно учитывать возможные угрозы безопасности для конкретного объекта, которые определяются в основном сложившейся криминогенной обстановкой в данном регионе. Принадлежность объекта к соответствующей категории и группе необходимо определять на начальной стадии проектирования системы защиты, так как от этого зависят не только уровень его (защищенности, но и планируемая тактика действий сил охраны, от которой также зависят общие затраты на создание СЗ. Например, для объектов категорий А и Б задачей сил охраны является предотвращение диверсионной акции нарушителем, т.е. нарушитель должен быть обнаружен и обезврежен еще до совершения акции. Для других категорий объектов допускается задержание нарушителя после совершения им акции хищения, а в некоторых случаях даже после того, как он покинул территорию объекта. Очевидно, что силы охраны объектов категорий А- Г имеют неодинаковый запас времени для нейтрализации нарушителя. Таблица 1. Разница в тактике действий сил охраны должна учитываться в процессе создания системы безопасности: при определении структуры, количественного состава и оснащенности сил охраны, а также при выборе типов и взаимного расположения инженерных и технических средств защиты. МВД, в соответствии с РД 78.36.003-2002 разработало свою систему категорирования объектов, где за основу взяты значимость и концентрация материальных, исторических, культурных и культовых ценностей, размещенных на объекте. По этой схеме все объекты делят на две большие группы (категории): А и В, каждая из которых делится на две подгруппы: AI, AII и БI, БII соответственно. Объекты подгрупп AI и АII - это особо важные объекты, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия на которых (кража, грабеж, разбой, терроризм и др.) в соответствии с УК РФ могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества. Объекты подгрупп БI и БII - это объекты, хищение на которых в соответствии с УК РФ могут привести к ущербу определенного размера. Своя инструкция по категорированию объектов имеется в Росатоме: «Об утверждении правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов». Согласно этой инструкции все объекты делятся па 4 категории: 1. Высшая (ядерно-опасные объекты: ядерные установки, ядерные материалы и изделия из них). 2. Первая (хранилище специального вооружения, испытания секретной техники, обучения личного состава работе на такой технике, боеприпасы и др.). 3. Вторая (хранилища и объекты спецтехники, ВВ, ГСМ, мат-ценностей). 4. Третья (объекты, не вошедшие по признакам в предыдущие категории). Объекты высшей категории оборудуются многорубежным периметром с использованием датчиков охранной сигнализации, работающих па различных физических принципах; системами видеонаблюдения и физическими барьерами. Несколько слов следует сказать об аттестации объектов информатизации. Под этим термином понимается комплекс организованно-технических мероприятий, подтверждающих, что объект соответствует требованиям стандартов РФ или иных нормативно-технических документов по безопасности информации. Порядок проведения аттестации и выдачи «Аттестата» соответствия устанавливает «Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации», утвержденное 25 ноября 1994 года председателем ГТК (сейчас ФСТЭК). После проведения категорирования объектов и выявления уязвимостей следует провести количественную оценку уязвимостей. Единой методики для проведения такой оценки пока не существует. На каждом предприятии имеются свои методики, представляющие, как правило, конфиденциальные документы. Наиболее часто при количественной оценке уязвимости применяют: методы экспертных оценок, аудит безопасности системы и отдельных подсистем; методы моделирования; метод порядковых шкал и др. В методе порядковых шкал в качестве показателя уязвимости объекта используют степень уязвимости: очень высокая, высокая, средняя, ниже средней, низкая или вероятность успешного воздействия нарушителя Р в Обратным показателем в этом случае является показатель эффективности защиты Р о. Эти показатели связаны соотношением P о = 1 - Р в. При разработке моделей оценки показателей уязвимости необходимо составлять отдельные схемы для каждого возможного маршрута нарушителей. Так как число маршрутов может быть большим, ограничиваются выбором типовых или наиболее опасных маршрутов. При этом слишком велика роль субъективного фактора при проведении оценок. Анализ этих моделей позволяет выделить общие принципы их построения и используемые подходы и методы. Действия нарушителей определяют маршрут (маршруты) движения на объекте и способы действий при преодолении физических барьеров, технических средств охраны и при взаимодействии с силами охраны, а также персоналом объекта. Первые модели были созданы для оценки показателей уязвимости по отдельным маршрутам нарушителей. Маршрут условно отображается отрезками прямой линии с рубежами защиты между отрезками, На рис. 2 Р1 - рубеж защиты периметра территории объекта; Р2 - рубеж защиты периметра локальной зоны объекта; Р3 - рубеж проникновения в здание; Р4 - рубеж проникновения в помещение здания; Y1...Y4 - участки движения нарушителей между рубежами защиты к цели. Время движения нарушителей к цели является суммой времени преодоления рубежей защиты и движения между рубежами. Время движения по участку определяется скоростью движения нарушителей и длиной участка. Скорость движения обычно берется средней или максимально возможной, но может моделироваться и Рис. 2. Условное отображение маршрута нарушителя и преодолеваемых рубежей защиты как случайная величина с некоторым законом распределения. Время преодоления рубежа защиты является функцией от способа его преодоления нарушителями, оснащения нарушителей и от характеристик физических барьеров на рубеже. Последние зависят от типа каждого из барьеров рубежа или конструкции из нескольких барьеров, а также технических средств охраны на рубеже. Рубеж защиты характеризуется вероятностью формирования сигнала (сигналов) срабатывания средств обнаружения рубежа и возможностью оценки обстановки на участке срабатывания оператором системы охраны с помощью средств дистанционного наблюдения или тревожной группой, направляемой на участок при отсутствии в системе средств наблюдения. Вероятность обезвреживания нарушителей рассчитывается как произведение вероятности перехвата нарушителей тревожной группой и вероятности нейтрализации нарушителей при оказании последними сопротивления. Вероятность перехвата вычисляется путем моделирования движения нарушителей по маршруту и действий сил охраны по сигналам тревоги. Для расчета вероятности нейтрализации используется модель нейтрализации (боестолкновения) - обычно отдельный модуль программы. Рис. 3. Схема объекта с системой охраны в виде совокупности зон (участков) и элементов защиты (Э3) между этими зонами На следующем этапе создаются модели, отражающие структуру объекта в целом и позволяющие осуществлять перебор всех возможных маршрутов, определять наиболее слабо защищенные маршруты и элементы защиты па этих маршрутах, планировать решения по усилению защиты и т.д. Схема объекта с системой охраны в таких моделях представляет собой совокупность зон (участков) и элементов защиты (ЭЗ) между этими зонами (пример на рис. 3). На схеме отображаются элементы защиты, расположенные между смежными зонами. Примерами типов элементов защиты являются: периметровое ограждение с комплексом технических средств охраны (ЭЗ-1, ЭЗ-4), проходная (ЭЗ-2), транспортные ворота (ЭЗ-3), шлюз прохода людей со средствами контроля и управления доступом (СКУД) (ЭЗ-5, ЭЗ-8), транспортный шлюз со средствами СКУД (ЭЗ-В), дверь (ЭЗ-9, ЭЗ-12), окно (ЭЗ-10, ЭЗ-13), стена здания (ЭЗ-11), внутренняя стена комнаты (ЭЗ-14), внешняя стена комнаты (ЭЗ-7 - случай, когда помещение выходит на фасад здания), сейфы (ЭЗ-15). После создания собственно схемы объекта для зон и элементов защиты вводятся характеризующие их параметры. Кроме того, задаются параметры, определяющие модель действий нарушителей. Алгоритм оценки показателя уязвимости обычно реализует перебор каким-либо образом всех возможных маршрутов нарушителей, расчет значений показателя для каждого маршрута, определение наиболее уязвимых маршрутов, точек перехватов нарушителей. Часто в модели реализуются процессы определения слабых элементов защиты, которые нарушители преодолевают без существенной задержки или с низкими вероятностями обнаружения, и оценки обстановки, направленного перебора вариантов усиления этих элементов с выдачей рекомендаций по методам их усиления и комплексирования. Основная проблема при создании таких моделей - формирование базы исходных данных по значениям параметров, характеризующих зоны, элементы защиты, нарушителей и силы охраны. Получение таких данных экспериментальным путем требует больших затрат времени и ресурсов, часто затруднительно, особенно при учете разных способов действий нарушителей и сил охраны (примеры сложных для определения данных: вероятность прохода человека по поддельному пропуску, вероятность нарушения работоспособности средств охраны без выдачи сигналов отказа и т.д.). Для получения этих данных требуется разработка специальных частных моделей. Но эти проблемы вполне разрешимы. Практика применения подобных моделей показала, что они весьма удобны и полезны при обосновании проектных решений. Уже сам процесс создания и применения моделей оценки, анализа получаемых результатов дает исключительно богатую информацию для специалистов. Едва ли не главное в использовании моделей - формализация процедур оценок и анализа, снижения субъективного фактора в оценках, ясное представление эффекта реализации конкретной системы охраны. Для объекта необходимо определить все зоны и помещения, при проникновении в которые нарушители могут нанести объекту ущерб определенной категории. Эти зоны, здания и помещения являются целевыми зонами нарушителей. К ним относятся зоны доступа к особо ценным материалам, оборудованию, носителям информации, а также применения оптовых или диверсионных средств и т.д. Указанные зоны следует разделить по категориям ущерба. Примерами категорий ущерба являются: неприемлемый ущерб, когда нарушители могут вызвать крупную аварию, похитить особо важные документы, информацию, оборудование; существенный ущерб, когда последствия хищения или диверсии парализуют работу объекта на определенное время; материальный ущерб (большой, средний, малый), когда последствиями будут материальные потери соответствующих масштабов. Категории ущерба упорядочиваются по своей опасности. В целом же категорию зданий и объекта определяет самая опасная категория ущерба особо важных зон в здании и па объекте. Наверняка все когда-то проходили мимо неприметного здания с колючей проволокой по забору. Понятие режимного объекта раскрывается в Указе № 61 Президента России, изданном 24 января 1998 года и носящем название "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Это: На этих объектах ведутся засекреченные разработки, сведения о которых представляют собой государственную тайну. Кто охраняет важнейшие сведения страны?К органам по защите государственной тайны относятся как структуры исполнительной власти, так и организации, которые назначаются в специальном порядке:
Главная тайна государстваЧто же относится к секретным сведениям? В рамках Указа номер 61, названного выше, государством определены данные, распространение которых угрожает причинением ущерба безопасности нашей страны. Эти сведения затрагивают:
В Указе также определены органы власти государства, имеющие допуск к распоряжению теми или иными сведениями. Например, данными о стратегических планах применения войск и всего, что связано с приведением войск в боеготовность, могут распоряжаться МЧС, Минобороны, а также, конечно, МВД, ФАПСИ и ФПС. Между тем данные по долгосрочным планам развития вооружения, результаты выполнения научно-исследовательских и опытных работ по созданию образцов оружия поступают в распоряжение уже большего количества госорганов России. Не только тех, что перечислены выше, но и Минздрава, Минобразования, МПС, Минтопэнерго, Минтранса и Минэкономики, а также Росгидромета. Кто допускается к секретным данным?Как же работает система допуска к секретным сведениям? Не всем гарантирован допуск к государственным сведениям секретного характера, но его могут получить граждане или должностные лица после определенной комплексной проверки. Допуск осуществляется в добровольном порядке. Существует три типа сведений:
Для обеспечения максимальной защиты государственной тайны тем лицам, которым оформляется допуск к этим сведениям, предстоит предоставить согласие на проведение проверок в отношении них. Эти проверки проводятся полномочными органами в зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущено лицо. Проверяемый человек дает согласие на некоторое ограничение в плане неприкосновенности его частной жизни при проведении проверочных мероприятий. Решение о допуске, вынесенное по результатам проверки, может быть обжаловано гражданином или должностным лицом в суде. С гражданином или должностным лицом, допускаемым к гостайне, заключается контракт в рамках сотрудничества с режимным объектом. Обладающие допуском принимают на себя обязательства перед своим государством по нераспространению доверенных им секретных сведений. Люди соглашаются на временные ограничения их прав, например, ограничивается выезд за рубеж на срок, указанный в подписанном договоре. Бонусы за секретностьЕсли вы имеете доступ к государственным секретным сведениям, вы имеете и привилегии. Для хранителей государственной тайны устанавливаются надбавки к зарплате и определенные льготы в зависимости от уровня неразглашения сведений, доступ к которым они получают. ЛицензииПредприятиям, получившим допуск к государственной тайне, выдается лицензия на работу со сведениями той или иной степени секретности. Выдачей подобных лицензий занимается ФСБ. ОтветственностьЕсли речь заходит о нарушении законодательства допущенного к секретным сведениям лица, в том числе должностного, этот человек в зависимости от степени тяжести нарушения несет ответственность, в том числе уголовную, в рамках законодательной базы нашей страны. Режимный объект ГЦСС - "кровь" страныИменуемый сегодня ФГУП "Главный центр специальной связи" - ГЦСС - является правопреемником ранее созданной Службы специальной связи, начавшей работу еще в 1939 году. В 1964 году она была преобразована, с 1991 г. организация перешла в подчинение Министерству РСФСР по связи. В 2002 году учреждение спецсвязи приобрело статус ФГУП, и сегодня ГЦСС находится в подчинении у Федерального агентства связи, именуемого Россвязью. ФГУП осуществляет перевозки разных категорий грузов по России и миру. Организация имеет лицензию на работы, связанные с секретными сведениями, до 2019 года. У нее имеется бессрочная лицензия на перевозку наркотических средств. С 2012 года этот режимный объект находится под руководством Олега Рыбалкина, являющегося выпускником Высшего военно-политического общевойскового училища, расположенного в Новосибирске. О. Рыбалкину сегодня 49 лет. Запасы родиныНаше государство имеет стратегические резервы на случай возникновения обстоятельств, представляющих угрозу для страны и ее жителей. Эти запасы тщательно оберегаются в хранилищах госрезерва, они не заметны для обывателей, но обязательно присутствуют в каждом регионе. Склады с жизненно необходимыми товарами на случай возникновения чрезвычайных ситуаций распределены по всей стране, чтобы не терять времени на их транспортировку в случае необходимости. В 1999 году Комитет РФ по государственным резервам был переформирован в Российское агентство по госрезервам. В 2004 году оно получило новое название и сегодня именуется Федеральным агентством по государственным резервам - Росрезервом. Снимать разрешено
|