Какая правовая система в россии. Правовая система российской федерации

Система права - совокупность правовых норм государства и её внутреннее строение, которое выражается в согласованности и упорядоченности норм права, в её единстве, и разделении на относительно самостоятельные части.

В системе права можно выделить три уровня : первый (низший) уровень составляют нормы права , второй - правовые институты , третий (высший) - отрасли права .

Первичным, исходным элементом системы права являются правовые нормы . Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права.

Институт права представляет собой совокупность (обособленный комплекс) взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённый вид общественных отношений (например, институт собственности).

Институты права объединяют нормативные правовые акты и правовые нормы.

Отрасль права представляет собой совокупность (относительно самостоятельную подсистему) взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений (например, гражданское право), причём правовые нормы образуют отрасль через институты.

Вся система права подразделяется на отрасли .

Отрасли принято подразделять на материальные (основное их содержание составляет установление прав и обязанностей субъекта) и процессуальные (нормы процессуального права устанавливают порядок реализации норм материального права).

Отрасли права включают институты и могут включать подотрасли (например, избирательное право - подотрасль конституционного права), причём материальные отрасли могут включать процессуальные подотрасли и институты.

В современной российской системе права выделяются следующие основные отрасли : конституционное, гражданское, уголовное, административное, трудовое, семейное, финансовое, экологическое, земельное, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право. Конституционное (государственное) право является ведущей отраслью российской системы права, оно устанавливает основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, его нормы составляют основу для других отраслей права.

Особое место занимают международное публичное право и международное частное право

1. конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. Основным источником конституционного права Российской Федерации является конституция РФ;

2. административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). Важнейший источник административного права - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

3. гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Отношения в сфере гражданского права регулируются гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством;

4) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. В основе семейного права Российской Федерации лежит семейный кодекс РФ ;

5. Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Основным нормативно-правовым актом трудового права является трудовой кодекс РФ;

6. Финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений.

Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, законе о государственном бюджете, налоговом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах;

7) уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. Источником уголовного права является уголовный кодекс РФ .

Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права наблюдается активный процесс формирования и развития новых отраслей, таких как экологическое право , торговое право , право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др.

Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права , так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права , содержащим правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

1) гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата.

Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируются гражданско-процессуальным и арбитражным кодексами ;

2) уголовно-процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Основным источником права данной отрасли является уголовно-процессуальный кодекс РФ .

Особой отраслью права является международное право , которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международного права служат международные договоры, соглашения, конвенции , заключаемые между государствами, а также уставы международных организаций .

Предмет правового регулирования - совокупность общественных отношений, регулируемых нормами права. Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования - соответствующие общественные отношения, предмет правового регулирования является основным критерием разграничения отраслей права.

Метод правового регулирования - совокупность способов, которыми право регулирует общественные отношения людей. Метод правового регулирования является дополнительным основанием разграничения права на отрасли.

Для императивного метода характерны подчинение, запрещение и обязывание (императивные нормы), для диспозитивного метода - равноправие сторон, дозволение, возможность выбора варианта поведения (диспозитивные нормы).

Императивный метод правового регулирования характерен для публично-правовых отраслей, таких, как конституционное, уголовное, административное право. Диспозитивный метод правового регулирования характерен для частно-правовых отраслей, в первую очередь для гражданского права.

  • < Назад
  • Вперёд >

Выделяют несколько видов отраслей, составляющих основу системы права Российской Федерации: базовые, профилирующие, специальные и комплексные. Профилирующие, базовые отрасли охватывают основные правовые режимы. Базовая отрасль всей системы права РФ - конституционное право. К профилирующим материальным отраслям относится гражданское, административное и уголовное право и соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.

Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества - это трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право, право прокурорского надзора, морское право.

Конституционное право - это первая и ведущая отрасль, определяемая совокупностью юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ведения входят, например, такие вопросы как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности; политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение граждан, их права, свободы, обязанности, общественный строй. Это и является предметом Конституционного права. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие. Матузов Н.И., Малько А.В. Указ соч. С.406-407. Главным нормативным актом данной отрасли является Конституция (Основной Закон) государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Связь между конституционным правом и другими отраслями нельзя сводить только к его ведущему положению в правовой системе России. В свою очередь, нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права.

Гражданское право как отрасль права - это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права включает в себя имущественные отношения (в основном, это рыночные отношения, предполагающие товарно-денежный обмен), личные неимущественные отношения, и личные неимущественные отношения, например, защита чести, достоинства и деловой репутации), связанные с имущественными (например, возникшие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства, и последующего получение вознаграждения за авторство)

Важной особенностью гражданского права является субъектный состав: гражданское правоотношение возникает между равноправными и независимыми друг от друга субъектами. Если перед нами имущественные отношения, основанные на власти и подчинении, то они не относятся к предмету гражданского права и регулируются другими отраслями права (административным, финансовым и др.).

Основной нормативный акт - Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли тоже кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). Главный метод регулирования - диспозитивный. В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает.

Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами в силу заключения брака, состояния в браке или его прекращения, а также в связи с рождением детей и их воспитанием, родством, усыновлением, опекой и попечительством над несовершеннолетними. Из данного определения вытекает, что семейное право регулирует отношения между гражданами, являющимися членами одной семьи либо состоящими в близких родственных отношениях, либо между другими лицами, проживающими в одной семье. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ. Ведущие методы - равенство сторон и диспозитивный.

Трудовое право регулирует трудовые отношения всех лиц, работающих по трудовому договору (контракту), включая тех, которые связаны отношениями членства и собственности. Предметом трудового права являются индивидуальные и коллективные общественные отношения, возникающие при применении труда рабочих и служащих в процессе производственной деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также некоторые другие, связанные с ними отношения. Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации и профсоюзы. Важнейший источник трудового права - Конституция РФ и конституции субъектов федерации. Ведущим общефедеральным трудовым законом является Трудовой кодекс РФ. Метод регулирования - поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

Уголовное право представляет собой самостоятельную отрасль права, т. е. совокупность уголовно-правовых норм как общеобязательных правил поведения, установленных государством, адресованных неопределенному кругу лиц, рассчитанных на неоднократное применение и обеспечиваемых в случае необходимости принудительной силой государства.

Вопрос о предмете уголовно-правового регулирования является дискуссионным. Ряд российских авторов высказали мнение о том, что уголовное право не имеет собственного предмета правового регулирования (А.А. Пионтковский, В.Г. Смирнов), а лишь охраняет те отношения (семейные, трудовые, гражданско-правовые и прочие), которые регулируются другими отраслями права. Другие авторы (Н.С. Таганцев, Н.Д. Дурманов, А.В. Наумов) полагают, что уголовное право регулирует такие общественные отношения, которые не составляют предмет регулирования ни одной из других отраслей права. Общая теория права и государства./ Под ред. В. Лазарева - М., 1994. С.36. В подтверждение этой точки зрения обычно приводят пример с регламентацией уголовной ответственности за посягательства на личность, государственные интересы и т. п. Запрет таких действий, как шпионаж, захват заложника, бандитизм, изнасилование является сугубо уголовно-правовым и не содержится в других отраслях права.

Мы разделяем вторую точку зрения и определяем предмет уголовного права как общественные отношения, во-первых, направленные на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, во-вторых, связанные с освобождением от уголовной ответственности и наказания и, в-третьих, связанные с профилактической и стимулирующей функцией уголовного закона. Метод уголовно-правового регулирования - императивно-запретительный. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-исполнительное право устанавливает порядок исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных в Уголовном кодексе РФ, порядок освобождения от наказания и в этой части непосредственно взаимодействует с уголовным правом. Так, например, в уголовном праве установлено такое наказание, как конфискация имущества, однако перечень предметов, не подлежащих безвозмездному изъятию в собственность государства, следует искать в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Уголовно-исполнительное право использует свои специфические методы регулирования такие как воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс.

Уголовно-процессуальное право представляет собой совокупность норм, определяющих порядок и формы деятельности органа дознания, следователя, прокурора и суда при расследовании преступлений, разбирательстве уголовных дел в судах и обжаловании решений судов. Соотношение уголовного и уголовно-процессуального права проявляется, в первую очередь, в том, что уголовное право определяет те правовые категории, которые составляют предмет доказывания в уголовном процессе. Если уголовное право определяет содержание правоотношений, то уголовный процесс - форму.Общая теория права и государства./ Под ред. В. Лазарева. - М., 1994. С. 218-232. Основной нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования - императивный и метод равенства сторон.

Гражданское процессуальное право - отрасль, регулирующая деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методе регулирования. В состав гражданского процессуального права входят также нормы, регламентирующие работу нотариальных и арбитражных органов. Главный нормативный акт - Гражданско-процессуальный кодекс.

Административное право - отрасль права, регулирующая сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Для осуществления своих оперативных функций, все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и другое.

Источниками административного права являются: Конституция РФ, и другие законы; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; кодексы (например, Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный кодекс, Воздушный кодекс); уставы (Дисциплинарный устав, Устав внутреннего водного транспорта и другие); приказы, постановления и инструкции нормативного содержания, издаваемые министерствами, ведомствами и другое. Основной метод регулирования построен на принципе власти и подчинения.

Как видим административно-правовое отношения имеет следующие существенные моменты: а) одним из обязательных участников является орган государственного управления или его должностное лицо; б) этот орган наделен правом предписывать, в пределах своей компетенции, определенное поведение другим участникам административно-правового отношения; в)для возникновения административно-правового отношения не требуется обязательного согласия обеих сторон, а оно может происходить по воле одного лица. Споры, возникающие из административно-правовых отношений, разрешаются в основном путем обращения к вышестоящему государственному органу управления, то есть в административном, а не судебном порядке.

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Методы регулирования включают контроль, ревизию, властные предписания. Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, а также развитием системы коммерческих банков.

Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества. Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, горное и водное. Основной нормативный акт - Земельный кодекс РФ, методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты.

Основное назначение экологического права (как комплексной отрасли права) - обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение.Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000.

Основной нормативный акт - Закон РФ "Об охране окружающей природной среды".

Сельскохозяйственное право регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства. Основные нормативные акты - Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и другое. Основной метод регулирования - диспозитивный (закрепление, охрана, рекомендации, содействие, помощь).

Выделяют также комплексные отрасли: хозяйственное право, военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие сложные "конгломеративные" отношения. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и другие.

Система российского права - это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права.

Различают следующие основные отрасли системы российского права:

государственное (конституционное)

административное

финансовое

земельное

водное и др. отрасли природоохранного права

гражданское право

трудовое

семейное

сельскохозяйственное

отрасли, регулирующие охрану правопорядка, прав и свобод граждан и организаций

уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора

арбитражно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право

исправительно-трудовое право.

В юридической науке все отрасли права принято подразделять:

- напрофилирующие , базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право; три материальные отрасли - гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли - гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. В этой группе сконцентрированы главные, первичные с точки зрения правовой стороны юридические средства регулирования;

- специальные отрасли , где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое, земельное, финансовое, семейное, уголовно-исполнительное право;



- комплексные отрасли , для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское, экологическое, морское, коммерческое право, право прокурорского надзора.

Некоторые крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент - подотрасли.Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Внешним выражением подотрасли служит наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от института права подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли не является.

Материальное и процессуальное право: понятие и их соотношение.

Материальное право – совокупность прав.норм, обеспечивающих регулятивные и охранительные нормы права: угол-прав., гражд-прав, админ-прав.

Нормы материального права закрепляют формы собственности, юрид.положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру гос.органов, устанавливают прав.статус граждан, основание и пределы отв-ти за правонарушение и т.д.

Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. Фактическое содержание данных отношений составляет объективную основу, применительно к которой нормы материального права определяют взаимные права и обязанности их участников.

Процессуальное право – совокупность прав.норм, определяющих процедуру, процессы применения материального права. Это те нормы, которые регламентируют порядок рассмотрения и разрешения угол, гражд, арбитр, дел об админ.правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Другими словами недостаточно иметь в системе права лишь норму материального права, надо иметь еще и соответствующее взаимосвязанные с ними нормы, определяющие порядок и процедуры их применения.

Взаимосвязь материальных и процессуальных начал обеспечивает важнейшее свойство права – его системность. Только в сочетании материальное и процессуальное право обеспечивают регулятивную роль права, позволяют в необходимых случаях реализовать санкции прав.нормы, иные ее элементы.

3. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегиче-ского назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, й это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя риско вать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со сто роны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?

1. Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференци-ации на отрасли и институты. В системе права мож-но выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права; второй - правовые инсти-туты; третий (высший) - отрасли права. Первичным, исходным элементом системы йрава являются нормы права. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права. Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Разделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны и соответственно юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-то вида общественных отношений. По этой причине они относительно обособляются друг отдруга.

Современная система российского права включает в качестве подсистем следующие отрасли права.

1. Констшпуционное (государственное) пра во - совокупность правовых норм, закрепляю-щих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и де-ятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. Основным источником конституционного пра-ва Российской Федерации является Конституция РФ 1993г.

2. Административное право - совокупность правовых норм, регулйрующих управленческие от-ношения, складывающиеся в сфере исполнительной

власти (в деятельности органов государственного уп-равления). Важнейший источник административно-го права - Кодекс РФ об административных право-нарушениях.

3. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые лич-ные неимущественные отношения. Отношения в сфере гражданского права регулируются Граждан-ским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, феде-ральным гражданским законодательством.

4. Семейное право - отрасль права, регулирую-щая имущественные и личные неимущественные от-ношения в сфере брачно-семейных отношений. В ос-нове семейного права Российской Федерации лежит Семейный кодекс РФ.

5. Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникйовения, изменения и прекращения трудовых отношений, продол-жительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Основным норматив-но-правовым актом трудового права является Трудо-вой кодекс РФ.

6. Финансовое право - отрасль права, регули-рующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учрежде-ний. Нормы финансового права содержатся в Конс-титуции РФ, Бюджетном кодексе РФ, законах о го-сударственном бюджете, налогах и сборах и иных нормативно-правовых актах.

7. Уголовное право - совокупность юридиче-ских норм, установленных высшими органами госу-дарственной власти и определяющих, какие общест-венно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть на-значены. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

8. Земелъное право - отрасль права, регули-рующая общественные отношения, объектом кото-рых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

Все указанные отрасли относятся к отраслям ма-тпериалъного права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуалъного права, содержащи-ми правила применения государственными органа-ми, должностными лицами норм материального пра-ва, являются следующие.

1. Гражданско-процессуалъное право - сово-купность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возни-кающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность ар-битражных судов и нотариата. Отношения в сфе-ре гражданского судопроизводства регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ.

2. Уголовно-процессуалъное право - совокуп-ность юридических норм, регулирующих деятель-ность правоохранительных органов и судов по рас-следованию и рассмотрению уголовных дел. Основ-ным источником права данной отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокуп-ность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международно-го права служат международные договоры, соглаше-ния, конвенции, заключаемые между государства-ми, а также уставы международных организаций.

2. Полипгическая партпия - это специализироорядоченная группа, объ-единяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров и служащая для борьбы за по-литическую власть.

Признаками партии являются:

1) наличие программы, в которой сформулирова-ны цели и стратегия партии;

2) наличие устава, содержащего важнейшие нор-мы внутрипартийной жизни;

3) фиксированное членство;

4) разветвленная сеть первичных местных орга-низаций.

История политических партий в современном по-нимании этого слова начинается с XVIII-XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством. Первоначалыю политические партии формировались в результате объединения парла-ментских фракций с комитетами по поддержке кан-дидатов на местах. Сейчас, наряду с этим «парламентским» путем создания партий, существует еще несколько. Партии возникают в результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). До-вольно часто партии создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собст-венные.кандидатуры, Особой разновидностыо поли-тических партий стали массовые партии, формирующиеея «снизу», в результате оформления стихий-ных социальных движений.

Среди функций политических партий выделяют:

1) политическую - овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2) социального представительства - каждая пар-тия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытаетея создать себе прочную опору в обществе;

3) социальной интеграции - примирение интере-еов различных социальных групп, достижение кон-сенсуса в обществе;

4) политического рекрутирования - подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

5) идеологическую - разработка партийной иде-ологии и программ;

6) электоральную - организация и участие в из-бирательных кампаниях;

7) набора новых членов в партию и их политиче-ское воспитание.

Таким образом, партия является одним из важ-нейших институтов гражданского общества, осу-ществляющих связь между ним и государством.

Существуют несколько классификаций политических партий в соответствии с различными крите-риями:

1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Кадровые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр - парламентские фракции. Массовые партии имеют сложную организацион-ную структуру, они многочисленны, основным ис-точником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламент-скими фракциями. В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в подитической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ она должна иметь региональные отделения числен-ностью не менее 500 чел.;

2) в зависимости от степени участия в осуществ-лении политической власти партии делятся на пра вящие и оппозиционные. Последние могут быть легалъными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегалъными (запрещенные государством и действующие подпольно);

3) по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабилъные и неустой чивые;

4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и за крытыми (с болыним количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и слож-ным механизмом приема);

5) по характеру целей и отношению к существую-щему общественно-политическому строю партии де-лятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего об-вдественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих поряд-ках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразова-ния, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

6) по месту в политическом спектре общества пар-тии можно условно подразделить на левые (комму-нистические, социалистические, социал-демократи-ческие и другие партии, которые выступают за инте-ресы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), пра- вые (партии, отстаивающие неприкосновенность ча-стной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытающиеся примирить крайние интересы в поли-тике).

Совокупность всех существующих и действую-щих в стране партий называется партийной сис- темой. При авторитарных и тоталитарных ре-жимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей партии.

Одним из признаков демократического режима является многопартийностъ, под которой пони-маются существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократиче-ская партии -в США, Консервативная и Лейбори-стская партии - в Великобритании). Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исклю-чает свободного функционирования и участия в по-литической жизни других партий (например, ком-мунистических).

В Конституции РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 г.) признаются политическое много-образие и многопартийность (ст. 13). Все обществен-ные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических пар-тий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика числен-ность. В то же время интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.

3.. Этот спор носит мировоззренческий характер и не может быть разрешен однозначно. Позицйи каждой из сторон уязвимы. Противники размещения базы по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения оперируют категория-ми экологического мышления, поскольку масшта-бы возможной угрозы окружающей среде действи-тельно велики. С одной стороны, требования эколо-гической безопасности заставляют задуматься о негативных последствиях для жизни и здоровья на-селения. Но с другой - решение проблем утилиза-ции вредных веществ также необходимо. Надо от-метить, что требования различных экологических движений часто становятся преградой на пути про-мышленного развития. Лидерьг этих движений не принимают во внимание интересы отдельных терри-тррий в размещении производственных ресурсов/ко-торые не только обеспечат работой значительную часть населения, но и смогут стать дополнительным источником пополнения доходов местного бюджета. Кроме того, нельзя забывать и о техническом про-грессе в сфере средств нейтрализации негативных экологических последствий техногенного вмеша-тельства человека в природную среду.

Сторонникам размещения экологически вредных производств хотелось бы напомнить о необратимости многих отрицательных последствий непродуман-ных экономических решений. Необходим жесткий государственный контроль за действиями крупных предприятий, хищнически относящихся к окружающей среде. В природе нельзя видеть лишь неисчзрпаемую кладовую естественных богатств. Самим же предпринимателям стоит максимально нейтрализовать негативное общественное мнение, осуществ-ляя экологические программы.

Введение

Вопрос о системе права - это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.

Системой права называется внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.

Система права характеризуется следующими чертами:

1) единством, согласованностью и непротиворечивостью составляющих его норм. Все нормы права, из которых складывается его система, тесно связаны между собой и представляют части единого целого, взаимодействующие друг с другом;

2)Объективность означает, что система права не сконструирована юристами произвольно, а обусловлена закономерностями общественной жизни и теми реально существующими отношениями, которые она регулирует;

3)Иерархичностью построения составляющих ее правовых норм. В системе права есть нормы высшей юридической силы и подчиненные им нормы, обладающие меньшей юридической силой. Иерархия норм системы права строится в соответствии с иерархией государственных органов - субъектов правотворчества.

В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты, третий (высший) - отрасли права. Первичным, исходным элементом системы права являются правовые нормы. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права.

Отраслью права называется совокуп-отрасль права ность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Подразделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны, и соответственно юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-либо вида общественных отношений. По этой причине они относительно обособляются друг от друга.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права, а под методом правового регулирования - способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права. В методе правового регулирования отражается степень самостоятельности субъектов права при возникновении у них прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти - подчинения).

Институт права

Институтом права называется обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в конституционном праве важнейшим институтом является институт прав и свобод человека и гражданина, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха и др., в гражданском праве выделяется институт собственности, в уголовном праве - институт соучастия и др.

Систему права следует отличать и от системы законодательства. Под системой понимается совокупность источников права (законов и подзаконных актов) в их взаимосвязи. Система права и система законодательства хотя и тесно связаны между собой, но все-таки это две разные системы. Как уже указывалось выше, система права характеризует внутреннее строение права, его структуру и элементы, система законодательства - виды и строение носителей правовой информации, внешние формы выражения права. Структура системы права обуславливается объективно существующими в обществе отношениями, структура системы законодательства является результатом специальной деятельности правотворческих органов. Элементами системы права являются правовые нормы, правовые институты и отрасли права, элементами системы законодательства -нормативно-правовые и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи и т. п.), а также отрасли законодательства. Некоторые из отраслей законодательства совпадают с отраслями права (например, земельное, семейное, уголовное), другие включают в себя нормы нескольких отраслей права (например, хозяйственное законодательство сочетает в себе нормы административного, гражданского и некоторых иных отраслей права).

Современная система российского права

Система включает в себя в качестве подсистем российского права следующие отрасли права:

1) Конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. В конституционном праве доминирует императивный метод правового регулирования, который в качестве основного юридического средства использует властное предписание субъекту права делать то, что установлено правовыми нормами, не допуская каких-либо отступлений. Основным источником конституционного права российской федерации является конституция РФ;

2) Административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). В административном праве преобладает метод прямого распорядительства (или властного предписания), при котором отношения между субъектами права строятся на подчинении одного участника правоотношения другому. Важнейший источник административного права - кодекс российской федерации об административных правонарушениях;

3) Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотношений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством;

4) Семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Семейно-правовой метод является императивно-дозволительным; дозволительность проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников правоотношений определенными правами, однако содержание этих прав определяется императивно (т. е. однозначно). В основе семейного права российской федерации лежит семейный кодекс РФ;

5) Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Особенностью трудового права является сочетание договорного, рекомендательного и императивного методов правового регулирования. Основным нормативно-правовым актом трудового права является трудовой кодекс РФ;

6)Финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений. Финансово-правовые отношения регулируются при помощи метода властных предписаний. Нормы финансового права содержатся в конституции рф, законе о государственном бюджете, налоговом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах;

7) Уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, опре­деляющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. В уголовном праве используется императивный метод правового регулирования. Источником уголовного права является уголовный кодекс РФ.

8) Налоговое право - отрасль российского права, регулирующая властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права наблюдается активный процесс формирования и развития новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др.

Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права, содержащим правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

1) Гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата. Гражданско-процессуальное право регулирует общественные отношения методом диспозитивно-разрешительным. Это означает, что инициатива возникновения гражданских дел принадлежит заинтересованным лицам, а не суду, но в течение процесса эти лица могут совершать только такие действия, которые разрешены нормами процессуального права. Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируются гражданско-процессуальным и арбитражным кодексами;

2) Уголовно-процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Основным источником права данной отрасли является уголовно-процессуальный кодекс рф.