Днем принятия конституции рф является. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан! Кто принял действующую Конституцию рф


Термин «конституция» имеет латинское происхождение и обозначает свод незыблемых правил, определяющих административно-правовое устройство государства и характер взаимоотношений между государством и его гражданами. Конституция имеет высшую юридическую силу. Ни один закон, противоречащий статьям конституции, не может быть принят.

Принятие и утверждение конституции осуществляется учредительным собранием либо на народном референдуме (свободное голосование граждан), что определяет уровень демократии в стране. Именно в конституции отражены права и обозначена ответственность граждан во всех сферах общественно-политической и социальной жизни. Знание ее норм и основных положений говорит о правовой грамотности человека и является одним из гарантов гражданской защищенности. В РФ в настоящее время действует конституция 1993 года, которая была принята в сложное для государства время и стала важным этапом на пути смены формы правления и переформирования всех государственных структур.

События, предшествующие принятию Конституции РФ 1993 года

Разработка нового проекта конституции РФ была острой необходимостью, диктуемой политической обстановкой в стране. В 1991 году РСФСР вышла из состава СССР и провозгласила о своей независимости. За год до событий 1993 года на съезде Народных депутатов начинается открытая критика правительства Гайдара. Уже в декабре 1992 года президент Б. Н. Ельцин выступает с предложениями о всероссийском референдуме. Так, 12 декабря было принято решение о народном референдуме, который запланировали на 11 апреля 1993 года. Возникший конфликт между правительством во главе с Б. Н. Ельциным и парламентом, состоявший в разделении власти и выборе путей экономического развития, необходимо было урегулировать путем конституционного закрепления полномочий. На референдуме планировалось обсуждение основных положений нового проекта конституции, составленного Съездом народных депутатов и утвержденного президентом.

Однако при составлении проекта возникло много сложностей, некоторые положения противоречили друг другу. Разногласия между исполнительной и законодательной властью снова обострились. В итоге поставили вопрос о конституционной реформе в РФ. 29 марта после неудачной попытки отстранить Ельцина от власти Съезд народных депутатов заявил о переносе даты референдума на 25 апреля. В весеннем референдуме приняли участие чуть более 60% избирателей. Основным направлением голосования стали вопросы доверия населения действующему правительству РФ. Решение было принято лишь по одной части поставленных вопросов.

Первая публикация нового президентского конституционного проекта вышла 30 апреля. Начинаются демонстрации и жесткая критика в адрес правительства. К осени 1993 года ситуация в стране становится кризисной.

Политическая обстановка в стране в сентябре-ноябре 1993 года

21 сентября 1993 года Ельциным был подписан указ о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и назначении на 11-12 декабря выборов в Государственную Думу. Этот указ, согласно действующей тогда конституции, был неправомерен и приводил к отстранению президента от выполняемых обязанностей. Тем не менее, Ельцин продолжает подписывать указы, противоречащие конституции, игнорируя требования об отставке.

В результате конфликт выливается в вооруженное столкновение 3-4 октября, после которого Ельцин, беря на себя полномочия законодательной власти, выпускает указ о проведении поэтапной конституционной реформы. И уже 15 октября, нарушая закон о референдуме, датой всенародного голосования по новому проекту конституции назначается 12 декабря 1993 года.

За новую конституцию на референдуме проголосовали около 60% избирателей. Таким образом, считается, что ныне действующая конституция принята 12 декабря 1993 года на Всероссийском референдуме, признанном правомерным. Всего за период с 1992 по 1993 год было составлено 4 проекта конституции. Принятый проект значительно изменил структуру и полномочия органов государственной власти, внедряя принцип разделения властей.

Поправки к конституции РФ 1993

Последняя Конституция РФ является комбинированной. Это означает, что в ней допускается изменение ряда пунктов путем внесения поправок, при этом есть установленный список положений, изменение которых невозможно.

Таким образом, не стоит полагать, что Конституция РФ до сегодняшнего дня сохранилась именно в том виде, в котором ее приняли 12 декабря 22 года назад. Б. Н. Ельциным неоднократно вносились поправки о переименовании некоторых субъектов РФ. Важной поправкой, внесенной Д. А. Медведевым, стало увеличение срока правления Президента РФ до 6 лет вместо 4. Также серьезные реформы коснулись Верховного суда и прокуратуры. Несколько поправок усилили влияние законодательной власти над исполнительной.

Полная замена существующей Конституции должна быть обусловлена значительными изменениями политического и экономического развития государства, а новый проект должен быть утвержден на народном референдуме.

Структура конституции РФ и ее особенности

Конституция РФ состоит из двух разделов: в первом расписана организация государственной власти, административно-правовая структура государства, политический строй, отражены все права и обязанности граждан, как единицы общества и государства в целом; во втором находятся положения о действии и прекращении действия данной конституции, о порядке отмены нормативно-правовых актов и внесения поправок. Федеральный

Закон, содержащий поправку к Конституции, рассматривается в трех чтениях, для его принятия необходимо одобрение 66% депутатов Думы и 75% членов Совета Федерации. Когда закон одобрен, его публикуют и отправляют на рассмотрение в субъекты Федерации, рассмотрение на местах длится один год. Официальное принятие закона возможно лишь в том случае, когда количество субъектов, где получено одобрение, превышает 66 %.

Принципы и нормы, изложенные в Конституции, являются основой для всего законодательства. Именно Конституция РФ устанавливает иерархию прочих нормативно-правовых актов и определяет границы их действия.

Личные права и свободы, прописанные в Конституции, не противоречат Всемирной Декларации прав человека.

Государственный праздник в честь принятия Конституции 1993 года

С 1994 г. 12 число в декабре было признано нерабочим днем, а сам праздник получи статус государственного. Но в декабре 2004 г. после внесения поправок в Трудовой Кодекс 12 число окрасилось на календаре в черный цвет. Этот день перестал быть официальным выходным. Однако такие изменения не означают желание преуменьшить значимость референдума и основополагающую роль самой Конституции. С 2004 г. 12 день в декабре считается памятной датой России.

Конституции разных стран могут сильно отличаться своей основой, не все представлены в одном завершенном документе (кодифицированная конституция, состоящая из одного документа, имеется во Франции, США и России). Они гарантируют разную степень защищенности граждан и стабильности государства, в редких случаях документ можно считать совершенным. Тем не менее, этот основополагающий нормативно-правовой акт служит неким гарантом демократии и свободы для граждан конкретного государства.

Конституционное развитие России длилось десятки лет начиная с дореволюционных проектов и заканчивая конституцией 1978, ставшей базовой основой действующей Конституции. С изменением экономического и политического устройства будет возникать необходимость и в изменении конституционных норм, поэтому принятие новых поправок вполне ожидаемо.

Видео конституция РФ была принята

«С днём рождения», А. Сажин, 1 класс Воздвиженской школы

12 декабря 2013 года отмечается юбилей Конституции РФ. Подготовка к нему началась ещё в начале года: 14 февраля Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Основные мероприятия были намечены на второе полугодие и закончатся 12 декабря. Викторины, соцопросы, встречи, приёмы граждан, открытые уроки в школах, посвящённые Дню Конституции, прошли и в Заволжском районе.

Викторина

Основной закон страны

Победительницей викторины на знание основ Конституции, которую провела Молодёжная избирательная комиссияпри территориальной избирательной комиссии Заволжского района, стала А.С. Кириченко, студентка Кинешемского филиала Ивановской государственной текстильной академии. Анна считает, что знать основные положения Конституции должен каждый гражданин.

1. Как с латинского переводится слово «конституция»?

Конститу́ция — от латинского constitutio - устройство.

2. В какой стране и когда появилась самая первая конституция?

3. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

4. Сколько разделов в Конституции РФ?

В Конституции РФ два раздела: «Основные положения » и «Заключительные и переходные положения »

5 Что, по Конституции РФ, является высшей ценностью?

Высшей ценностью, по Конституции РФ, является человек, его права и свободы.

6 С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности?

7 Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является многонациональный народ.

8. Что такое избирательное право? Кто его лишён?

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

9 Со скольких лет человек может стать избирателем?

Право избирать и быть избранным наступает с 18 лет.

10. По Конституции, органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) самостоятельны.

11. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

12. Правительство РФ в качестве нормативных актов издаёт постановления и распоряжения.

13. Конституционный суд РФ является высшим судебным органом России по решению дел о соответствии федеральных законов Конституции РФ.

14. Конституция РФ имеет верховенство на всей территории России.

15. Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?

Конституция 1993 года была принята референдумом. Референдум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

16. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ?

Главнокомандующим является Президент РФ.

Для большинства жителей нашей страны единственной возможностью выразить своё мнение и волю являются выборы. Будь то выборы в муниципалитеты, парламент или выборы Президента. Значение и важность избирательной системы трудно переоценить.В 2013 году избирательной системе Российской Федерации исполнилось 20 лет.

В переводе с латинского языка слово конституция обозначает устройство , то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но основные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к главному закону страны слово Конституция пишется с заглавной буквы.

Конституция РФ является основным законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство. В ней утверждены свобода и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защита семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – важнейшая обязанность государства.

На уроке

«Мы – россияне!»

В преддверии 12 декабря в школах повсеместно были проведены классные часы в рамках Всероссийского урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации. Один из таких уроков на тему «Мы – россияне!» провела М.А. Межакова, классный руководитель 5в класса Заволжского лицея, член Заволжской молодёжной избирательной комиссии.

«В ходе урока учащиеся познакомились с основным законом нашей страны, узнали о его истории, назначении и структуре, — рассказывает Мария Алексеевна. — Ребята решили кроссворд по теме «Конституция», нарисовали Российский флаг, слушали и анализировали гимны нашего государства разных лет. С помощью видеоролика учащиеся подробно познакомились с историей герба Российской Федерации. Ребята узнали, что Россия — многонациональная, поликультурная, поликонфессиональная страна, познакомились с правами и обязанностями гражданина, искали ответ на вопрос «Кто такой патриот?» В конце урока мы с пятиклассниками немного поиграли, продолжая фразы: «В школе я имею право…», «В школе я должен…», «Дома я имею право…», «Дома я должен…».

Соцопрос

О Конституции РФ

Как показал социологический опрос в одной из социальных сетей, большая часть опрошенной молодёжной аудитории читала Конституцию РФ и знакома с её основными положениями.

В преддверии праздника мы решили провести небольшой опрос заволжской молодёжи, задав несколько вопросов, касающихся основного закона страны. Выяснилось, что 92% опрошенных помнят, какого числа День Конституции, а 83% — безошибочно указали год принятия закона – 1993. Правда, 62% респондентов праздником этот день не считают.

70% опрошенной молодёжи знают, что Конституция была принята Всероссийским референдумом, несколько человек ошибочно считают, что её приняли Указом Президента РФ, лишь один затруднился ответить.

Кстати, из предложенных основных прав и свобод, закреплённых Конституцией РФ, важными для себя опрошенные считают право на свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова, право на жизнь, право избирать и быть избранным.

Вопрос — ответ

Общероссийский день приёма граждан

В апреле В.В. Путин, Президент России,предложил официальным органам власти России всех уровней (исполнительной, законодательной, судебной) провести в День Конституции РФ приём граждан. Он должен пройти с 12.00 до 20.00 по местному времени во всех органах власти: общегосударственных, областных и представительствах на местах.

По поручению Президента все официальные представительства должны обеспечить максимальную доступность для граждан России. Для заволжцев будут организованы приёмы в Межрайонной ИФНС России № 5 по вопросам налогового законодательства.

12 декабря состоится приём граждан руководящим составом отделения полиции № 8 межмуниципального отдела МВД России «Кинешемский: А.В. Макарычевым, начальником, и Р.Р. Голенищевым, временно исполняющим обязанности заместителя отделения полиции № 8,с 12.00 до 16.00 и с 16.00 до 20.00 соответственно, по адресу ул. Фрунзе, дом 49.

13, 16, 17, 18, 19, 20, 23 декабря с 9.00 до 12.00 продолжится приём граждан руководящим составом отделения полиции № 8.

Также 12 декабря в общественной приёмной по адресу: г. Заволжск, ул. Мира, дом 7, с 10.00 до 12.00, проведёт приём член Общественного Совета Заволжского муниципального района А.В. Смирнов, председатель комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства.

Творчество

Образовательные учреждения района приняли участие во Всероссийском конкурсе школьных проектов, посвящённых 20-летию Конституции РФ.

Полосу подготовила Светлана Курганова

О.А. Лупандина

Пересмотром Внесение поправок направлено на изменение гл.

3–8 Конституции РФ. Чисто внешне может показаться, что критерием различия этих терминов является формальное распределение глав Конституции по разным процедурам. Но на самом деле Конституция проводит здесь фундаментальное различие между главами, которые в силу их характера изменяться не должны или, во всяком случае, сделать это должно быть очень трудно, и главами, которые могут быть изменены сравнительно (только сравнительно) в облегченном порядке.

Субъекты права

1. Президент РФ.

2. Совет федерации.

3. Государственная Дума.

4. Правительство РФ.

нет

Таким образом,

Новая Конституция РФ может быть принята :

более половины

Поправки к главам 3–8

специального правового акта

. Положение ст. 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к гл. 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований ч. 2 ст. 108 особое условие

Конституционный Суд также установил , что законодатель вправе урегулировать порядок

следующие поправки :

Контрольные вопросы по теме 10

Кто принял действующую Конституцию рф?

Вопросы и ответы викторины

1 . Кто принял действующую Конституцию РФ?
Ответ: многонациональный народ

2. Кто осуществляет Государственную власть в Российской Федерации?
Ответ:

Президент Российской Федерации;

— Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

— Правительство Российской Федерации;

— Суды Российской Федерации

3.
Какая религия установлена в Российской Федерации в качестве государственной?
Ответ: Никакая. Российская Федерация – светское государство.

4. Кто должен заботиться о нетрудоспособных родителях?
Ответ: трудоспособные дети, достигшие 18 лет.

5. Какое образование в российской Федерации является обязательным?
Ответ: Основное общее

6. Кто в России является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина?

7. На какой срок избирается Президент Российской Федерации?
Ответ: на 6 лет
8. Кто в Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации?
Ответ: Президент Российской Федерации

9. Кто временно исполняет обязанности Президента России, во всех случаях, когда он не в состоянии выполнять свои обязанности?

Ответ: Председатель Правительства Российской Федерации

10. Кто может распустить Государственную Думу?
Ответ: Президент РФ
11. Сколько разделов содержит Конституция Российской Федерации?

Ответ: 2 раздела

12. Власть в Российской Федерации делится на…
Ответ: власть в РФ делится законодательную, исполнительную, судебную.

13. Какие нормативные правовые акты издаёт Президент Российской Федерации?
Ответ: указы и распоряжения

14. Что является представительным и законодательным органом Российской Федерации?
Ответ: Федеральное Собрание, состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума

15. Кто может присваивать власть в Российской Федерации?

Ответ: Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

20-летие конституции России — американский праздник?

Статья 3 Конституции РФ.

16. Кто в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства?

Ответ: Президент Российской Федерации

17. В каком году была принята действующая Конституция РФ?
Ответ: в 1993 году.

18. Назовите правильное расположение полос на Российском триколоре?

Ответ: Белая, синяя, красная

19. Что означают цвета нашего флага, по мнению российских геральдистов?

Ответ: Белый – означает откровенность, благородство, совершенство.

Синий – верность и честность

Красный – мужество, отвагу, героизм.
20 . Что символизирует двуглавый орел на гербе Российской Федерации и что означают короны, над его головами?
Ответ: двуглавый орел — символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Короны над его головами означают, прежде всего, суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.
21. Какие институты гражданского общества вы знаете?

Ответ:

производственные организации, потребительские и профессиональные союзы;

семья, образовательные и научные учреждения, церковь, творческие союзы, спортивные общества;

политические партии и движенияДобавить документ в свой блог или на сайт

О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.

Тема 10. Порядок принятия и изменения Конституции РФ

Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение поправок». Пересмотром являются изменения положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Внесение поправок направлено на изменение гл. 3–8 Конституции РФ. Чисто внешне может показаться, что критерием различия этих терминов является формальное распределение глав Конституции по разным процедурам. Но на самом деле Конституция проводит здесь фундаментальное различие между главами, которые в силу их характера изменяться не должны или, во всяком случае, сделать это должно быть очень трудно, и главами, которые могут быть изменены сравнительно (только сравнительно) в облегченном порядке.

Положения гл. 1 и 2 устанавливают основы конституционного строя и правовой статус личности, и естественно, что учредительная власть установила для них столь высокие гарантии. Еще в ст. 16 и 64 Конституция как бы предупредила законодателей, что положения, связанные с основами конституционного строя и правовым статусом личности, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Глава 9 вошла в этот круг «неприкасаемых» потому, что она как раз закрепляет эти гарантии и устанавливает порядок пересмотра и внесения поправок.

Порядок пересмотра и внесения поправок отличается намеренной усложненностью, которая призвана отбить охоту у кого бы то ни было к изменению Конституции без серьезных оснований. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициативу, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционного Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются не обычным законом и не в обычной законодательной процедуре. Тем самым учредительная власть подчеркивает свое верховенство над законодательной. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:

1. Президент РФ.

2. Совет федерации.

3. Государственная Дума.

4. Правительство РФ.

5. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

6. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень этих органов государственной власти уже тех, которые согласно ст. 104 Конституции РФ обладают правом законодательной инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания.

В Конституции РФ не указывается, каким образом должны приниматься решения органов государственной власти, связанные с внесением предложений о пересмотре или поправке к Конституции. Следовательно, такие решения принимаются в соответствии с регламентом каждого органа, т. е. требуют проведения голосования при наличии кворума и оформляются постановлением.

Установление порядка пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции начинается (ст. 135) с ясного указания на то, что положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Такое выражение «недоверия» законодательному органу преследует цель не допустить положения, при котором этот орган сам принял решение о пересмотре и в том же вихре страстей сам осуществил этот пересмотр. Однако Федеральное Собрание отнюдь не отстраняется от процесса пересмотра. Во-первых, как отмечалось, оно обладает правом внесения предложений о пересмотре, а во-вторых, без его поддержки да еще большинством в три пятых парламентариев обеих палат, ни одно предложение о пересмотре не может привести к созыву Конституционного Собрания.

Таким образом, для созыва Конституционного Собрания , которое единственное имеет право пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, требуется наличие двух условий:

1) внесение предложения надлежащим органом,

2) поддержка этого предложения Советом Федерации и Государственной Думой.

Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок избрания, порядок работы и принятия решений остались за пределом конституционного текста. Указано только (ч. 2 ст. 135), что об этом должен быть принят федеральный конституционный закон (а процедура принятия таких законов, как отмечалось выше, тоже непроста). Такой федеральный конституционный закон пока не принят, однако компетенция Конституционного Собрания Конституцией закреплена.

Конституционное Собрание вправе принять только одно из двух решений:

1) подтвердить неизменность Конституции РФ;

2) разработать проект новой Конституции РФ.

Новая Конституция РФ может быть принята :

1) при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания или:

Однако условие для принятия новой Конституции РФ весьма жесткое. Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конституции РФ, имеющих наибольшее значение для установления конституционного строя и защиты прав и свобод граждан.

Поправки к главам 3–8 . Конституция РФ (ст. 136) определяет, что поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Приведенная формулировка ст. 136 породила неопределенность в понимании того, какими должны быть наименование и правовая форма документа, содержащего поправку к Конституции РФ. Это послужило основанием для ходатайства о толковании этой конституционной нормы, с которым Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что положения статьи 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. указывается, что поправки в смысле ст. 136 Конституции принимаются в форме особого правового акта – Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ . Положение ст. 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к гл.

КОНСТИТУЦИЯ

3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований ч. 2 ст. 108 Конституции РФ об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ, кроме того, должно быть соблюдено положение ст. 134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ.

Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Конституционный Суд также установил , что законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ, порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопроса о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

На данный момент в Конституцию Российской Федерации, в статью 65, были внесены следующие поправки :

Указ Президента РФ от 9 января 1996 года, Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 года, Указ Президента РФ от 9 июня 2001 года, Указ Президента РФ от 25 июля 2003 года;

ФКЗ от 25 марта 2004 года: Пермская область и Коми-Пермяцкий АО изменили свой конституционно-правовой статус, став единым субъектом Российской Федерации — Пермским краем; ФКЗ от 14 октября 2005 года: Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО и Эвенкийский АО изменили свой конституционно-правовой статус, став единым субъектом Российской Федерации — Красноярским краем; ФКЗ от 12 июля 2006 года: Камчатская область и Корякский АО изменили свой конституционно-правовой статус и с 1 июля 2007 года стали единым субъектом Российской Федерации — Камчатским краем; ФКЗ от 30 декабря 2006 года: Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО с 1 января 2008 года стали единым субъектом Российской Федерации — Иркутской областью.

Контрольные вопросы по теме 10

1. Как и кем была принята Конституция РФ 1993 года?

2. Когда была принята Конституция РФ 1993 года и когда она вступила в силу?

3. Как изменяется Конституция Российской Федерации?

4. Какими способами могут быть внесены поправки в Конституцию РФ?

5. Каков порядок формирования и полномочия Конституционного Собрания?

6. Разграничьте понятия: пересмотр Конституции и внесение поправок в Конституцию.

7. Какие субъекты имеют право инициировать процесс пересмотра Конституции или внесения в нее поправок?

История Конституции Российской Федерации

История Конституции России - это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года .Она состояла из 6 разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Общие положения Конституции РСФСР», «Конструкция советской власти», «Активное и пассивное избирательное право», «Бюджетное право», «О гербе и флаге РСФСР».

После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР , которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году . Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин , а ответственным секретарем - Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок . В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой - Анатолием Александровичем Собчаком и Сергеем Сергеевичем Алексеевым, а в 1993 году - общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало большинство - 58,43 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

День 12 декабряобъявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря - памятная дата России.

Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

Подробную информацию Вы можете узнать

по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересуют другая информация по данной теме,

задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Информацию подготовила Елисеева И. С.

ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИЙ В РОССИИ

Как указывают исследователи, впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.

Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Конституция по Сперанскому - закон, "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой".

Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций.

Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его "Русская правда" была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.

Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. 1 марта 1881 года Царь-Освободитель был убит народовольцами, которые уже неоднократно покушались на его жизнь.

Манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось.

С этого момента до лета 1918 года в России действует неписаная конституция - свод основных декретов большевистского государства. Декреты провозглашали диктатуру пролетариата и закрепляли полновластие Советов. Они ликвидировали частную собственность, узаконивали национализацию помещичьих земель и крупной собственности. В ожидании близкой победы социализма во всем мире и скорейшего установления коммунизма Советы принимали утопичные декреты. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, впоследствии ставшая одной из основных частей первой конституции РСФСР, выражала решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма". Исторической задачей советской власти провозглашалось "беспощадное подавление эксплуататоров".

ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ

Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов.

Конституция состояла из шести разделов. В нее, по предложению Владимира Ленина, была включена в полном объеме Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа.

Первая российская конституция документально закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах.

Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности. Но очень зависели от классовой. Непролетарские слои населения - а это "эксплуататорский класс", духовенство, бывшие служащие полиции, жандармерии и охранки - были лишены избирательных прав. В эту же категорию попали члены дома Романовых, осужденные и душевнобольные.

Конституция 1918 года закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, который созывался два раза в год. Между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный комитет.

Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР.

В декларации говорилось исключительно о политических аспектах образования нового государства. В частности была такая формулировка: "Со времени образования советских республик, государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма, национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма, взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов".

Целая глава была посвящена работе Объединенного главного политического управления (ОГПУ). Раздел о правах и свободах человека отсутствовал.

Для всех республик СССР Конституцией 1924 года устанавливалось единое гражданство - "смотрите, завидуйте, я гражданин - Советского Союза".

В народе ее называли "сталинской" и "конституцией победившего социализма" - начальной стадии коммунизма. По мнению Сталина, эта конституция была самой демократической в мире.

Ограничения и неравенство в избирательных правах ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование.

В отличие от предыдущей Конституции 1924 года, где не было ни слова о правах человека, здесь гарантировалась свобода совести, слова и печати, митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и тайна переписки. Все судебные заседания должны были быть открытыми.

Статья 127: "Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора". Это 36-й год... Открыто в государстве диктатуры не существовало.

Сталинская конституция закрепила за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование землю, заложила главные принципы социализма: "Кто не работает, тот не ест" и "От каждого по его способности - каждому по его труду".

С этого момента 5 декабря стал выходным праздничным днем. Таким он останется на протяжении 40 лет до принятия Конституции 1977 года.

Хотя там были некоторые основы, некоторые идеи, опираясь на которые, скажем, правозащитники могли выйти на площадь с плакатом "Соблюдайте хотя бы эту свою Конституцию!" Но инструмента для ее соблюдения не было. Она была чистой декларацией, потому что ни одна ее норма напрямую не могла действовать. Для этого нужны были законы, подзаконные акты, инструкции. Была масса благих пожеланий, которые просто не могли реализоваться. Скажем, было записано право граждан на жалобу на административные органы в суды. Много лет эта норма не действовала, потому что закона не было. Никто никаких жалоб не принимал на основании прямой нормы Конституции. Никто, потому что не было закона.

Брежневская конституция - 1977 год. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного совета СССР 7 октября. С этих пор выходной день не пятое декабря - День сталинской конституции, а седьмое октября - День брежневской конституции.

В этой советской конституции впервые появляется преамбула. В ней рассказывается об историческом пути Советского Союза за 60 лет, дается характеристика "развитого социалистического общества".

Конституция 1977 года назвала Советский Союз общенародным государством, то есть "государством при развитом социализме". Это, кстати, и было причиной принятия новой конституции - новое государство построено, нужна новая конституция.

Тем не менее, основная часть брежневской конституции взята из сталинской. Только брежневская, по сравнению с предыдущими тремя, более четко утверждает ведущую роль коммунистической партии.

КПСС - по новой конституции - руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций. Она определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа.

В 1985 году генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев объявил курс на перестройку. Одновременно начался процесс существенного изменения конституции РСФСР образца 1978 года.

С учетом поправок 1989-1992 годов конституция совершенно преобразилась. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "советская" и "социалистическая". Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Изменилась государственная символика России. Теперь в Конституции подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики. В обновленном варианте конституция фактически закрепляла отказ от единовластия компартии. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. Были учреждены институты Президента, и 30 октября 1991 года - Конституционный суд РФ.

Идея создать Конституционный суд, наверное, витала в воздухе, потому что теория уже давно считала, что разделение властей до конца никогда не может быть осуществлено, если судебная власть не уравновешивает законодательную власть, не проверяет ее акты на соответствие Конституции. До 1991 года в России и бывшем СССР эта идея никогда не получала должного развития. Считалось, что контроль за содержанием законов - это функция парламента. И поэтому в СССР уже в последние годы, в 1989 году, был создан парламентский орган конституционного надзора, который давал рекомендации законодателю о том, что какие-то акты, принимаемые им, не соответствуют Конституции. Для законодателя эти акты, если это касалось проектов законов, рассматриваемых законов, не имели обязательного значения. И комитет конституционного надзора не являлся судебным органом. Это была немножко другая организация, организация парламентского контроля за содержанием законов. Общепризнанная модель требует, чтобы это делала судебная власть. Это случилось впервые в России в 91-м году .

Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 г., шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.

Напомним основные вехи конституционного процесса в России в 1990–1992 гг.:

– принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР;

– создание Конституционной комиссии;

– подготовка, принятие за рабочую основу и опубликование ею проекта новой Конституции России;

– проведение референдума по учреждению поста Президента РФ; введение в действующий Основной закон глав (статей) о Президенте РФ, Конституционном Суде РФ, правах и свободах человека и гражданина;

– принятие пятым Съездом народных депутатов РФ решения о делегировании Президенту России указного права по вопросам радикальной экономической реформы;

– подписание Федеративного договора, включение его содержания в Конституцию и начало непростого строительства конституционной Федерации;

– постатейное рассмотрение проекта новой Конституции Верховным Советом РФ и его принятие шестым СНД РФ фактически в первом чтении;

– политический компромисс, выработанный совместно Президентом России и седьмым Съездом при участии КС РФ о проведении в апреле 1993 г. всероссийского референдума по основным положениям новой Конституции РФ .

Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" и "О выборах народных депутатов РСФСР", принятыми в 1989 г.

Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. наличие в бюллетене не менее двух кандидатов), но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:

а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного; отказ и от таких определений, как "социалистическая собственность", "социалистическая демократия", "социалистическая законность", и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;

б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

в) признание приоритета прав человека и гражданина;

г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;

д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны .

В апреле 1993 года был известный всероссийский референдум, который состоялся по инициативе президента Ельцина, - о доверии президенту, политике правительства, о доверии парламенту - Верховному совету. "Да, да, нет, да" - известные ответы на вопросы. После этого образовался какой-то политический тупик. Референдум стали толковать и так и сяк. И тогда возникла идея Конституционного совещания. По указу Президента с начала мая 1993 года до начала июля проект Конституции в основе своей был уже подготовлен. Он разрабатывался на основе пактов о правах человека, начиная с ООН 1948 года.

На фоне разработки новой Конституции России к осени 1993 года после указа Ельцина о роспуске Верховного Совета в России разразился кризис власти…

После октябрьских событий 1993 года стало понятно всем, что России нужна новая конституция.

12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

9 сентября 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал указ, в соответствии с которым 12 декабря объявлялся государственным праздником.

Ныне действующая Конституция - пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием.

Первая из девяти глав - глава об основах конституционного строя. Высшей ценностью по Конституции образца 93-го года является человек, его права и свободы, их незыблемость и неотчуждаемость.

В основном законе закреплено народовластие, разделение властей, светский социальный характер государства, верховенство права.

Конституция гарантирует равноправие всех субъектов федерации и обеспечение прав всех наций. Президент России - гарант Конституции.

В ней указано, что он избирается всенародным голосованием на четыре года, не более двух сроков подряд. Правда, есть в России люди, которые уверены, что эти нормы немного устарели. Как вносить поправки в Конституцию, оговорено в ее девятой главе. С подобными предложениями могут выступать Президент, Федеральное собрание, правительство и законодательные органы субъектов федерации.

Со школьной скамьи мы знаем, что Конституция - это Основной Закон государства, что он обладает высшей юридической силой. И, наверное, есть смысл иметь государственный праздник в честь этого важного документа. Хотя бы для того, чтобы подчеркнуть его значимость, значимость правовых актов для нашего общества.

Теперь какое бы дело не рассматривал суд, всегда рассматриваются права граждан. Любой гражданин может обратиться в Конституционный суд, у него просто фантастическое право - он равен законодателю. Он может обжаловать закон, принятый высшей федеральной властью: Государственной думой, Федеральным собранием, но в том случае, если этот закон был применен в его конкретном деле, если этим законом его права нарушены, если есть сомнения в том, что этот закон противоречит Конституции. Огромное количество дел, которые касаются вопросов судебной защиты граждан, вопроса равенства сторон в процессе, вопросов применения разного рода репрессивного воздействия на граждан и т.д. Очень много вопросов по налоговому законодательству, прав собственности или свободы предпринимательской деятельности, проблемой прописки, когда гражданин был прикреплен к какому-то определенному месту, и от этого места зависели большинство его прав…

Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.). Том 4: 1993 год. Книга первая (январь–апрель 1993 года)/Под общей редакцией кандидата юридических наук О.Г. Румянцева

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ. Издание третье, переработанное и дополненное. Е.И. КОЗЛОВА, О.Е. КУТАФИН