Смягчение наказания по коап рф. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

За совершенные противоправные действия в большинстве случаев наступает расплата. Лица, нарушившие закон, несут наказание. Довольно часто люди, совершившие административные нарушения, или их адвокаты предоставляют суду смягчающие вину обстоятельства. КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) - это основной документ, которым руководствуются служители закона, решая судьбу провинившихся людей. В нем есть ряд статей, регламентирующих, какие обстоятельства могут быть признаны смягчающими, а какие отягчающими.

На основании этих данных подсудимому могут уменьшить либо увеличить наказание. В Уголовном кодексе также имеется статья, в которой перечислены обстоятельства совершения преступления, влияющие на суровость вынесенного приговора. Не нужно смешивать уголовную и административную ответственность. Хотя некоторые пункты, касающиеся смягчающих обстоятельств в этих двух видах нарушений, совпадают, между ними есть довольно существенные отличия.

Административные правонарушения

К таким противоправным действиям причисляются проступки, способные нанести вред природе, экологии, здоровью окружающих. Сюда не входят кражи, разбой и убийство, но некоторые действия могут быть признаны как административными, так и уголовными нарушениями закона. Например, плагиат, некоторые виды хищений, нанесение вреда окружающей среде и так далее. К какому виду нарушений причисляют подобные деяния, а какие назначают меры наказания, зависит от масштабности нанесенного ущерба. Так, человек или целое промышленное производство могут нанести такой вред окружающей среде, который повлечет за собой ухудшение здоровья и даже смерть граждан, а могут просто ухудшить природные ландшафты. Разумеется, ответственность и меры пресечения в этих двух случаях будут разными.

То же можно сказать о вождении автомобиля в нетрезвом виде, об учиненной драке в общественном месте, о распространении наркотиков, занятии проституцией и многих других проступках. Кроме величины ущерба, на суровость наказания могут оказать влияние смягчающие обстоятельства. КоАП четко определяет их состав для нарушений административных, а УК - для уголовных. Правонарушители должны знать, что они могут не просто предоставить суду или общественности истории, способные разжалобить служителей закона, а обязаны доказать с помощью документов либо своими действиями, что в их деле действительно имеют место смягчающие обстоятельства.

В КоАП имеется полный перечень действий граждан, которые могут повлечь за собой несение административной ответственности. В нем более 80 пунктов, касающихся области медицины, строительства, сельскохозяйственной деятельности, транспорта и дорожного движения, информации и связи, предпринимательской деятельности, управления, таможенного дела, окружающей среды и других сфер нашей жизни.

Административная ответственность

В зависимости от того, какой ущерб нанесен отдельным гражданам или обществу, определяется вид наказания, уменьшить которое могут смягчающие обстоятельства.

В КоАП (ст. 3.2 ч. 1) представлен их перечень, в который входят:

  • общественное порицание (устно);
  • предупреждение (в письменной форме);
  • штраф;
  • конфискация (изымают орудие совершения проступка, например, ружье за его хранение без соответствующего разрешения);
  • лишение специального права;
  • административный арест (например, всем известные 15 суток за дебош в пьяном виде);
  • из страны (применяется к лицам без российского гражданства);
  • дисквалификация;
  • отстранение от работы (для организации - приостановление ее деятельности).

Что говорит закон

Большинство правонарушителей, которых привлекают к ответственности, стараются предоставить судебным заседателям смягчающие обстоятельства. В КоАП статья 4.2 подробно описывает ситуации и положения, согласно которым можно виновному уменьшить меру пресечения. Кроме того, существуют и другие правовые документы, на основании которых суд (общественный или процессуальный) могут вынести окончательное решение. Так, если проступок совершен несовершеннолетним гражданином, в статье 2.3 КоАП есть положение, которое классифицирует данный факт, как смягчающее обстоятельство. Наказание к провинившемуся, не достигшему 18 лет, может быть применено в соответствии с ФЗ № 120.

Кроме КоАП, смягчающие обстоятельства указываются в Налоговом кодексе ст. 112. В данном документе перечислены действия и ситуации, повлекшие финансовые преступления.

Перечень

Существуют самые разные обстоятельства, смягчающие наказание. В КоАП можно увидеть такой список:

  • раскаяние виновного;
  • прекращение противоправной деятельности по собственному желанию правонарушителя (до того, как его привлекли к ответственности);
  • добровольное и абсолютно искреннее признание в совершении антиобщественной деятельности, а также сообщение полезной информации, касающейся рассматриваемого дела;
  • оказание содействия органам;
  • совершение поступка, предупредившего тяжкие последствия совершенного правонарушения;
  • тяжелые семейные обстоятельства;
  • возраст нарушителя;
  • беременность;
  • наличие у нарушителя маленьких детей, престарелых родителей, тяжелобольных членов семьи.

Рассмотрим подробнее эти пункты.

Раскаяние

Многие люди имеют не признанный обществом актерский талант, выражающийся в умении разжалобить слушателей или заставить их поверить в какие-либо ужасные ситуации из жизни рассказчика. В случае несения административной ответственности за проступок подобные личности могут изобразить сильное переживание по поводу случившегося, даже пустить слезу. Но такая игра на публику не проходит. Чтобы раскаяние было квалифицировано, как смягчающее обстоятельство, КоАП РФ (в Комментариях к ст. 4.2) четко регламентирует действия виновного.

Этот человек не просто должен сказать, что сожалеет о случившемся. Он обязан это доказать, например, деятельностью, возмещающей причиненный ущерб. Также он может на добровольной основе (по собственной инициативе) заняться устранением последствий своей негативной деятельности, общественными работами, предотвращающими совершение подобного правонарушения другими лицами (имеется в виду проведение бесед с населением). Кроме того, он может по собственной воле сообщить правоохранительным органам важную информацию, которая поможет избежать других нарушений закона. Такого рода деятельность возможна при совершении практически любого вида административных правонарушений.

Состояние аффекта

В судебной практике часто виновные пытаются объяснить свои действия тем, что во время их совершения они находились в невменяемом состоянии и просят считать это смягчающими обстоятельствами. В КоАП РФ этот пункт статьи 4.2 применим только к психически здоровым людям. Если проступок совершил человек, страдающий слабоумием (что подтверждается медицинской справкой), то вступает в силу ст. 2.8 КоАП, гласящая, что административная ответственность к таким людям не применяется. Все остальные правонарушители, чтобы доказать состояние аффекта, должны пройти освидетельствование экспертов. Если у судебных исполнителей возникнут сомнения по поводу выданного специалистами заключения, они могут назначить повторную процедуру. Состояние аффекта может наблюдаться по самым разным причинам:

  • смерть близкого человека;
  • увольнение;
  • значительная материальная потеря;
  • медицинский диагноз (например, человек узнал, что он болен СПИДом);
  • сообщение об измене.

Проведение медицинской экспертизы - обязательный акт.

Семейные обстоятельства

При совершении некоторых проступков тяжелое в семье также может квалифицироваться, как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В КоАП не обозначены четкие критерии, при каких среднемесячных доходах членов семьи данное положение имеет законные основания.

К нарушениям, в отношении которых могут рассматриваться данные причины совершения проступков, относятся браконьерство, занятие проституцией, подлог документов, сокрытие неучтенных доходов, любые противоправные действия, способные улучшить материальное положение ответчика, если они не повлекли за собой тяжких последствий. Если виновники не могут предоставить суду справки о своих ежемесячных доходах (например, они являются безработными), во внимание принимаются свидетельства соседей, знакомых, участкового. Их сообщения о положении дел в данной семье должны быть оформлены документально (с подписями и печатью).

Административная ответственность для женщин

Представительницы прекрасного пола также совершают противоправные действия, за которые предусмотрено наказание. Закон идет женщинам навстречу, учитывая их особое положение, предначертанное природой. Так, беременность классифицируется как обстоятельство, смягчающее ответственность. В КоАП не оговаривается срок беременности, при котором наказание за проступок может быть уменьшено или отменено, но в обязательном порядке требуется официальная справка от врача, подтверждающая физиологическое состояние ответчицы.

Такие меры вполне справедливы, так как родители обязаны следить за своими детьми.

Административная ответственность для несовершеннолетних

Согласно закону, в юриспруденции человек, которому не исполнилось 18 лет, считается несовершеннолетним (не путайте с уголовной ответственностью, которая наступает с 16 лет). Если такое лицо совершает противоправный поступок, его возраст является смягчающим обстоятельством. В КоАП об этом гласит статья 2.3. Если несовершеннолетний не совершил тяжкого преступления, которое расценивается как уголовное, к нему не применяется административное наказание. Однако в ФЗ № 120 определен ряд воздействий, которые могут быть применены к подросткам за их незаконные действия. Такими мерами являются:

  • порицание;
  • требование публично раскаяться, извиниться;
  • предупреждение (официально оформленное);
  • возмещение ущерба (если подросток работает);
  • общественные работы, с помощью которых устраняется нанесенный вред;
  • передача подростка под надзор соответствующих органов.

В отдельных случаях за совершение ребенком какого-либо противоправного действия административная ответственность возлагается на его родителей или опекунов. Мерами наказания могут быть:

  • возмещение ущерба за причиненный ущерб (например, требуется оплатить ремонт разбитой подростком витрины);
  • работы, устраняющие причиненный вред (например, от родителей могут потребовать вставить разбитое стекло);
  • изъятие орудия нарушения (могут конфисковать ружье, которое взял ребенок, хотя у отца есть разрешение на его хранение);
  • наложение штрафа, если подросток, не имея прав, сел за руль автомобиля (в статье 12.7 КоАП отмечено, что размер штрафа может быть от 5000 до 30000 рублей. То же относится и к ситуации, если подросток управляет байком или скутером.

Смягчающие обстоятельства, не указанные в КоАП

Наша жизнь многогранна и непредсказуема. Учесть все ситуации, которые каждый день происходят с людьми, и которые могут негативно повлиять на их поступки, невозможно. Поэтому законодательством предусматривается возможность существования смягчающих обстоятельств, не отмеченных в КоАП. Принять их во внимание или нет, решают судебные представители. Такие обстоятельства в каждом конкретном случае могут быть разные, но наиболее часто в судебной практике встречаются следующие:

  • нет опыта работы (для нарушений в области предпринимательства, финансов, бухучета);
  • хорошие характеристики с места учебы/работы;
  • состояние здоровья нарушителя (часто болеет);
  • престарелые родители;
  • положительные отзывы соседей о нарушителе.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства в КоАП РФ

В каких случаях виновному в совершении административного нарушения могут уменьшить наказание, мы рассмотрели.

Повторим, перечень таких обстоятельств приведен в статье 4.2 КоАП и в ряде других статей, которыми руководствуются служители закона. Однако ситуации, при которых совершено противоправное действие, бывают не только смягчающими, но и отягчающими. Это регламентируется в статье 4.3 КоАП. Перечень таких обстоятельств является исчерпывающим и обязательным для принятия во внимание при назначении меры пресечения. То есть служители закона не имеют права решать, учитывать их или нет. Если в деле имеются отягчающие означает, что лицо, совершившее нарушение, представляет для общества повышенную опасность, поэтому должно понести более строгое наказание.

В каких случаях увеличивают меру воздействия на нарушителя закона

Каждый желающий может изучить и смягчающие, и отягчающие обстоятельства. В КоАП приведен четкий список, когда наказание виновному увеличивают:

  • повторное административное нарушение, идентичное предшествующему (например, оштрафовали за незаконную медицинскую практику, а человек, не имея диплома врача, снова занялся лечением больных);
  • нарушитель не подчиняется требованиям прекратить противоправные действия;
  • привлечение к совершению незаконных поступков детей и подростков;
  • групповые нарушения;
  • незаконная деятельность в период стихийного бедствия (например, мародерство);
  • совершение проступка в состоянии алкогольного опьянения, которое нужно подтвердить соответствующим документом.

На практике случается, что соседи описывают ответчика с плохой стороны. Такая характеристика, даже заверенная печатями и подписями, не может служить отягчающим обстоятельством.

Если в деле об административном нарушении подтвержден хотя бы один пункт из приведенного выше списка, судебные представители должны квалифицировать противоправные действия виновного как умышленные.

При выборе должностными лицами вида и размера наказания важно установить наличие предусмотренных ст. 4.2 и 4.3 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Они способствуют правильному определению меры наказания, влияют на выбор конкретного его вида и размера в пределах санкции конкретной статьи Кодекса или иного предусматривающего ответственность закона.

Представляется, что к обстоятельствам, смягчающим и отягчающим ответственность за совершение административного правонарушения, законодатель отнес лишь те, которые влияют на уровень общественной опасности правонарушения или правонарушителя. Данные обстоятельства должны быть распознаны, вычленены и должным образом зафиксированы должностными лицами. Следовательно, к смягчающим и отягчающим относятся обстоятельства, лежащие вне состава правонарушения, но прямо или косвенно касающиеся проступка и совершившего его правонарушителя.

Включение в общие правила наложения административных наказаний необходимости учета смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств объясняется чисто практическими соображениями: законодатель стремится обеспечить объективную, полную и всестороннюю оценку.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • - раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • - предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • - совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • - совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • - совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные настоящим КоАП РФ, законами субъектов РФ. Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например, сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна должностным лицам, судье, осуществляющим производство по делу. Таким образом, наличие факта раскаяния, признания, возможного оказания помощи правоприменительному органу при осуществлении производства по делу свидетельствует о стремлении загладить и искупить свою вину и, следовательно, заслуживает смягчения административного наказания.

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда заключается в полном или частичном устранении физических или моральных последствий административного правонарушения. С определенной долей условности это поведение можно сравнить с отказом от совершенного правонарушения. Добровольное выполнение указанных действий виновного, естественно, заслуживает снисхождения при определении вида и размера наказания.

Добровольное возмещение ущерба может проявляться как в материальном, так и в моральном плане. Виновное лицо может компенсировать причиненный ущерб деньгами, личным трудом, покупкой испорченной вещи или предмета. Возможно также возмещение ущерба в моральном плане - принесение извинений в письменной или устной форме.

Следует отметить ту особенность, что некоторые смягчающие обстоятельства, названные в законе, могут толковаться должностными лицами органов внутренних дел расширительно либо, напротив, ограничительно. Так, признак «добровольное возмещение причиненного ущерба» подменяется неравнозначным признаком «возмещение ущерба». В итоге ответственность смягчается в ситуациях, когда ущерб возмещен виновным не по своей инициативе, а в результате мер, принятых органами административной юрисдикции. При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует руководствоваться положением, что возмещение ущерба проявляется в добровольном, инициативном, без напоминаний со стороны третьих лиц, возмещении потерпевшему причиненного ущерба. Анализ правоприменительной практики свидетельствует об игнорировании в ряде случаев выяснения обстоятельств ущерба. При решении вопроса о выборе вида и размера предполагаемого наказания в обязательном порядке следует выяснить, было ли возмещение ущерба полным или частичным.

Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных либо семейных обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП. Данное обстоятельство представляет собой сочетание трех элементов, каждый из которых сам по себе рассматривается в качестве смягчающего. Однако характеризуя данное положение, следует заметить, что совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) неверно оценивать как смягчающее обстоятельство, ибо это - кратковременное расстройство психики (пусть и протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением), которое в соответствии со ст.2.8, 24.5 КоАП является признаком невменяемости, исключающим административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении. На этот факт противоречия уже сейчас следует обратить внимание законодателя с тем, чтобы впоследствии исключить факты незаконного привлечения к административной ответственности.

Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение, поскольку они могут создать такие условия, при которых сдерживающие факторы под влиянием весьма значимых для виновного ценностей перестают оказывать на него воздействие, побуждают к совершению административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Необходимо учитывать, что несовершеннолетний правонарушитель из-за недостатка жизненного опыта порой не способен осознать вредные последствия своего противоправного поведения, дать им объективную оценку. Не вызывает сомнения, что в данном случае нет нужды налагать на него административное наказание как на взрослого нарушителя. Действия и решения должностных лиц органов внутренних дел должны преследовать прежде всего воспитательные, а не репрессивные цели. К тому же при решении вопроса о применения наказания к несовершеннолетнему следует использовать педагогические приемы в общении с подростками. Законодатель предусмотрел рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, специальными органами административной юрисдикции - комиссиями по делам несовершеннолетних. При рассмотрении дела об административном правонарушении, комиссия по делам несовершеннолетних, в целях определения необходимой меры воздействия принудительно-воспитательного характера на несовершеннолетнего, должна учитывать его возраст, устойчивость психики и др. факторы. Например, если несовершеннолетний имеет заработок, то на него может быть возложена обязанность загладить причиненный вред. В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия.

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Забота государства и общества о материнстве и детстве обусловливают смягчающее воздействие этого обстоятельства. Состоянию беременности присущи психическое изменение в поведении, повышенная раздражительность, критическая оценка окружающего мира, что способствует, в ряде случаев, ослаблению контроля над собой. К тому же вызванные действиями и решениями органов правоприменения переживания беременной женщины могут отразиться на физическом и психическом здоровье будущего ребенка. Основанием применения смягчающего обстоятельства в данном случае, в первую очередь, являются явные признаки беременности, а в других - наличие подтверждающего документа (справка женской консультации, выписка из истории болезни или амбулаторной карты и пр.).

В правоприменительной практике следует руководствоваться здравым рассудком, и «вообще при рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных женщинами, имеющими детей дошкольного, даже и школьного возраста, необходимо избирать такую меру ответственности, которая не отрывала бы мать от детей и сильно не отражалась на материальном положении семьи» См.: Комментарий к Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях/Под ред. Б.М. Лазарева. М., 1983. С. 72..

Содержательная часть п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП России не конкретизирует, находится ли ребенок при матери или в другом месте, что на практике вызывает определенного рода трудности. Например, во время проведения специальных мероприятий сотрудниками милиции в ночное время в г. Москве задерживаются женщины за занятие проституцией (ст. 6.11). Во время рассмотрения протоколов за совершение указанных административных правонарушений не единичны случаи заявлений женщин о наличии у них детей. Разбирательство же по делу позволяет установить, что дети находятся на фактическом содержании бабушек (дедушек), причем как в городах Российской Федерации, так и ближнего зарубежья. Представляется, что наличие малолетних детей как смягчающее вину обстоятельство, должно применяться только в случаях личного, фактического воспитания матерью своего ребенка.

В практической деятельности важно помнить, что данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко обращается с ними.

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является закрытым. Согласно ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Анализ правоприменительной практики (г. Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Волгоградская и Калужская обл.) свидетельствует, что смягчение административной ответственности применяется при совершении правонарушений:

  • · бывшими сотрудниками органов внутренних дел;
  • · ветеранами войны и труда;
  • · инвалидами и участниками боевых действий в «горячих точках»;
  • · многодетными родителями.

В КоАП предусмотрены обстоятельства, отягчающие ответственность за совершенные административные правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях не дает юридического определения отягчающего обстоятельства. Представляется, что под ним следует понимать сведения о нежелательных для общества особенностях совершения правонарушения, а также данные о личности виновного, представляющие общественную опасность, свидетельствующие о чрезмерно высокой степени вредности и устойчивой установке нарушителя на противоправное поведение.

В данном случае применяется более суровое административное наказание в повышенном размере. При этом нельзя выходить за рамки наказания, предусмотренного санкцией конкретной статьи Кодекса об административных правонарушениях или иного законодательного акта.

Ст. 4.3 КоАП дает исчерпывающий перечень обстоятельств, наличие которых предполагает наложение более сурового наказания за совершенное административное правонарушение. К ним относятся:

  • - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • - повторное в течение года совершение однородного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6;
  • - вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц;
  • - совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • - совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Из текста статьи 4.3 КоАП РФ следует, что перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, претерпел некоторые изменения в сравнении с КоАП РСФСР. В частности, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление, не указывается в числе обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его. Игнорирование требований уполномоченных должностных лиц прекратить противоправное поведение свидетельствует о стойком нежелании лица отказаться от нарушения установленного в обществе порядка поведения, устранить возможные его вредные последствия. Отказ выполнить законные требования о прекращении противоправного поведения свидетельствует о неуважении к обществу, явной, направленной против окружающих агрессивности. Устойчивая противоправная ориентация правонарушителя заслуживает адекватного административного наказания в пределах санкции соответствующей правовой нормы.

В то же время следует помнить, что содержательная часть рассматриваемой нормы КоАП предусматривает: правом требования прекращения противоправного поведения обладают только компетентные лица, наделенные определенными властными полномочиями. Во всех остальных случаях невыполнение требований прекратить противоправное поведение не может рассматриваться как отягчающее ответственность обстоятельство.

При этом важно помнить, что в ряде случаев неисполнение требований отдельных должностных лиц и представителей общественности о прекращении правонарушения может образовать самостоятельный состав административного правонарушения (напр.: неповиновение законному распоряжению работника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы - ст.19.3; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) - 19.4).

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за первое лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 Кодекса годичный срок. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что наложенное административное наказание не возымело должного предупредительно-воспитательного результата, виновный не сделал правильных выводов для изменения противоправного поведения, а, следовательно, очередное строгое наказание должно предоставить ему такую возможность. Повторность совершения административного правонарушения свидетельствует об устойчивости антиобщественного поведения. При этом отягчающим обстоятельством признается только совершение однородного административного правонарушения, за которое нарушитель привлекался к административной ответственности. Например, гражданин совершил мелкое хулиганство (ст. 20.1) и был привлечен к административной ответственности; в данном случае только повторное совершение мелкого хулиганства в течение года может признаваться обстоятельством, отягчающим ответственность. Совершение же других административных правонарушений не является основанием для признания факта проступка отягчающим обстоятельством.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения. Законодательством об административных правонарушениях это обстоятельство предусмотрено с целью ограждения подростков от разлагающего влияния взрослых правонарушителей. Характерной особенностью является то, что в данном случае имеется в виду лишь совершеннолетний правонарушитель, то есть достигший 18-летнего возраста. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения усиливает административную ответственность, независимо от того, в какой форме оно осуществлялось: обман, уговоры, угрозы, использование зависимого положения и др. При этом следует учитывать, что в КоАП содержатся юридические составы, в диспозиции которых вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения рассматривается в качестве квалифицирующего признака (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ - ст.6.10).

Совершение административного правонарушения группой лиц. Отягчающее значение данного обстоятельства объясняется повышенной общественной опасностью и значительными вредными последствиями административного правонарушения, содеянного группой лиц. При этом имеется в виду разовое, спонтанное объединение усилий нескольких лиц для совершения одного и того же правонарушения. Оно представляет повышенную, нежелательную для общества опасность, так как совершается, как правило, по предварительному сговору. По общему правилу групповым признается правонарушение, совершенное более чем двумя лицами, действующими совместно. В данном случае протокол об административном правонарушении составляется в отношении каждого субъекта. Очевидно, что размер ответственности этих лиц устанавливается индивидуально в зависимости от степени участия каждого из них в совершении административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, как и в прежнем КоАП, остается в числе условий, влияющих на усиление административной ответственности. К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, наряду со стихийными бедствиями, непосредственно указанными в данной статье, относятся:

Как правило, при указанных обстоятельствах люди часто оставляют без присмотра дома, имущество. Правонарушитель знает об этом и использует беспомощность людей, их растерянность, панику, страх в своих противоправных интересах. Совершение правонарушения при подобных обстоятельствах указывает на пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, к элементарным требованиям морали, что, несомненно, должно заслуживать повышенную административную ответственность в пределах санкции соответствующей правовой нормы.

Совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайных ситуаций представляет собой повышенную общественную опасность. Поэтому законодателем предусмотрены и самостоятельные юридические составы, в диспозиции которых указанные условия являются квалифицирующими признаками (нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - ст.20.6).

Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Повышенная наказуемость за совершение административных правонарушений в состоянии опьянения преследует цель ограничить, а в идеале - может быть даже искоренить наиболее распространенные условия совершения правонарушений. Под состоянием опьянения следует понимать наличие в организме алкоголя или наркотических средств. Проблема употребления спиртных напитков в последнее время приобрела особую актуальность, в том числе и по причине ее усугубления в подростковой среде.

Не вызывает сомнения, что обозначенная проблема уже давно из чисто криминологической переросла в социальную, имеющую, к сожалению, реальную возможность сыграть свою негативную роль в демографическом неблагополучии нашего общества в недалеком будущем.

Изложенные факты послужили основанием для того, чтобы отнести совершение правонарушения в состоянии опьянения к обстоятельствам, отягчающим ответственность. При этом поведение правонарушителя направлено также на оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности, что не должно проходить незамеченным для правоприменительного органа. Рассматриваемое обстоятельство должно быть подтверждено актом медицинского освидетельствования или показаниями свидетелей. Освидетельствование производится как с использованием технических средств, так и путем направления данных лиц в медицинские учреждения в порядке, установленном КоАП РФ. В то же время орган (должностное лицо), налагающий административное наказание, в зависимости от характера правонарушения и личности правонарушителя, может не признать рассматриваемые обстоятельства отягчающими. Это означает, что признание условия, указанного в данной статье в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, является правом лиц, уполномоченных налагать административные наказания.

Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является квалифицирующим признаком (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст.12.8), невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - ст.12.26).

лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

Наказание за совершение административного правонарушения налагается в пределах и в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, т. е. не допускается применение наказания ниже низшего предела .

Административные наказания должны налагаться полномочным органом (должностным лицом) с учетом характера совершенного правонарушения: объекта посягательства, последствий, распространенности деяния и состояния борьбы с ними, обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. Кроме того, если субъектом правонарушения выступает физическое лицо, учитывается также личность виновного, его имущественное положение, для юридических лиц – имущественное и финансовое положение.

§ 5. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, относятся (ст. 42 КоАП РФ):

а) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

б) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

в) добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

г) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

д) совершение правонарушения несовершеннолетним;е) совершение правонарушения беременной женщиной или жен-

щиной, имеющей малолетнего ребенка. Орган (должностное лицо), решающий дело, вправе признать смягчающими и другие обстоятельства. Ими могут являться возраст, состояние здоровья и т. д.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся (ст. 43 КоАП РФ):

а) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

б) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения административного наказания;

в) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

г) совершение правонарушения группой лиц;д) совершение правонарушения в условиях стихийного бедст-

вия или при других чрезвычайных обстоятельствах; е) совершение правонарушения в состоянии опьянения (в зави-

симости от характера административного правонарушения данное обстоятельство может быть и не признано отягчающим).

Перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим. Отягчающие обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они являются квалифицирующими признаками административных правонарушений в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах только одной санкции.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлены сроки давности привлечения к административной ответственности. Административные наказания могут быть назначены:

1) не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения;

2) за ряд административных правонарушений, указанных в законе (ст. 45 КоАП РФ), например за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континенталь-

ном шельфе, за совершение таможенных, налоговых и других правонарушений – не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня обнаружения;

3) при применении дисквалификации – не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня обнаружения;

4) в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Сроки давности могут быть приостановлены до передачи материалов дела уполномоченному органу (должностному лицу) при удовлетворении ходатайства гражданина о рассмотрении дела по месту жительства. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Указанный срок (один год) учитывается при квалификации правонарушения как повторного, что служит обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

При малозначительности совершенного административного правонарушения правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности. Если в результате административного правонарушения нанесен имущественный вред, то судья, рассматривая дело, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В случае если дело рассматривается иным уполномоченным органом (должностным лицом), спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом по правилам гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются также в судебном порядке.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К ТЕМЕ VIII

1. Какие общественные отношения регулирует административное право?

а) отношения, связанные с совершением преступлений; б) отношения в сфере государственного управления;

в) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

г) отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2. Предельный возрастной срок нахождения на государственной службе, который определен законодателем:

а) 55 лет; б) 60 лет; в) 65 лет; г) 70 лет.

3. Административным правонарушением признается:

а) виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность;

б) противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность; в) противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная

ответственность.

4. Размер административного штрафа по действующему законодательству не может быть менее:

а) 1/3 минимального размера оплаты труда (МРОТ);

Административные правонарушения – распространенное явление в нашей жизни. К ним относится основная масса нарушений закона в любой сфере, которые не представляют серьезной общественной опасности. Это, например, нарушения в потребительской, налоговой сферах, несоблюдение ПДД и многое другое. А правонарушителя ждут конкретные меры воздействия на основании Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Однако далеко не все при этом знают, что в законе определены и смягчающие административную ответственность обстоятельства.

Что минимизирует уровень общественной опасности

Детальный перечень смягчающих обстоятельств при административном правонарушении можно найти в ст. 4.2 КоАП РФ. Это позволяет реализовать один из важнейших принципов любой юридической ответственности, то есть индивидуализацию наказания при нарушении закона. Его мера выбирается на основании исследования всех выявленных данных.

Правоприменитель (которым выступает по таким делам не только суд) получает возможность наиболее четко квалифицировать уровень общественной опасности исследуемых действий/бездействия и мер воздействия с учетом индивидуального подхода к провинившемуся. Более либо менее жесткая ответственность за совершенный проступок при этом выбирается в пределах обозначенных санкций конкретной статьи, которая имеется в КоАП РФ.

Смягчающими закон признает следующие обстоятельства.

  1. Несовершеннолетний возраст правонарушителя.
  2. Беременность либо воспитание женщиной маленького ребенка.
  3. Состояние аффекта (чрезмерного душевного волнения) при совершении противоправных действий или сопутствующие тяжелые условия частной жизни; для установления соответствующего душевного состояния при рассмотрении дела необходима экспертная оценка.
  4. Проявление раскаяния.
  5. Добровольное информирование гражданином соответствующих органов о том, что им совершено административное правонарушение.
  6. Содействие правонарушителя в проведении расследования и установлении всех фактов.
  7. Выполненный на добровольных началах отказ от любых действий, которые противоречат требованиям закона.
  8. Стремление правонарушителя предотвратить наступление возможных негативных последствий совершенного деяния.
  9. Возмещение в добровольном порядке последовавшего ущерба.
  10. Самостоятельное устранение допущенного нарушения, не дожидаясь вынесения официального постановления по делу в соответствующих органах.

Кроме того, правоприменитель, который рассматривает дело об административном правонарушении и должен определить меру наказания для виновного, вправе исследовать и иные обстоятельства.

Он имеет право признать их смягчающими, даже если они не входят в перечень, определенный кодексом либо региональными нормативными актами. Перечень норм ст. 4.2 КоАП РФ не является закрытым. Например, при административных правонарушениях в налоговой сфере смягчение ответственности часто применяется при доказательстве факта угроз либо принуждения к нарушению закона в силу служебной зависимости.

Какие обстоятельства относятся к отягчающим

Однако в КоАП РФ имеется также и другой перечень. Он содержится в ст. 4.3 данного кодекса. Речь идет об отягчающих обстоятельствах административного правонарушения. Это те условия, которые в рамках санкций конкретной статьи дают возможность меру административной ответственности сделать более жесткой.

Но, в отличие от статьи с перечнем смягчающих ответственность обстоятельств, здесь неприменимо расширенное толкование. Список оснований является закрытым и исчерпывающим. По сравнению с ранее применявшимся КоАП РСФСР от 1984 года, в него внесены некоторые существенные поправки. Так, отягчающим обстоятельством теперь не признается совершенное ранее гражданином преступление.

К отягчающим действующий закон относит следующие условия:

  • если повторно совершается правонарушение аналогичного характера;
  • правонарушитель вовлекает в свое деяние несовершеннолетнего;
  • нарушение закона осуществляет группой лиц;
  • правонарушитель совершает свои незаконные деяния при чрезвычайных обстоятельствах (например, в условиях различных стихийных бедствий);
  • правонарушитель продолжает свое незаконное деяние, несмотря на требования соответствующих органов и должностных лиц о прекращении таких действий;
  • правонарушитель находится в момент совершения противоправного деяния в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения; отягчающим считается также отказ пройти медицинское освидетельствование.

Однако указанные в данной статье условия не могут быть отнесены к отягчающим, если они сами по себе являются квалифицирующими признаками соответствующего административного правонарушения.

Например, таким нарушением является управление автомобилем в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Кроме того, правоприменитель обязан тщательно рассмотреть все обстоятельства совершенного нарушения закона и по итогам такого расследования вправе принять решение о непризнании их отягчающими.

Что позволит исключить ответственность

Далеко не всегда предполагаемые правонарушители привлекаются к юридической ответственности. Действующим российским законодательством предусмотрены условия, которые вообще исключают возможность привлечения к ответственности. Это может быть связано как с состоянием гражданина в момент совершения правонарушения, так и с определенными условиями этого деяния. Перечень таких исключающих обстоятельств сосредоточен в основном в ст. 24.5 КоАП РФ. В их числе:

  • не имеется как такового события правонарушения;
  • нет состава правонарушения, определенного законом;
  • возраст нарушителя не достиг уровня привлечения к ответственности;
  • невменяемое состояние гражданина либо состояние аффекта на момент совершения правонарушения (этот факт устанавливается психиатрической экспертизой);
  • совершение противоправного деяния в условиях крайней необходимости (таковыми считаются, например, угроза жизни, здоровью, прочим законным интересам правонарушителя или третьих лиц);
  • истечение сроков давности, которые могут составлять в соответствии с положениями КоАП РФ от двух месяцев до шести лет;
  • кончина виновного гражданина либо ликвидация юрлица, в отношении которого возбуждено административное дело;
  • возбуждение уголовного дела в отношении того же деяния;
  • объявленная амнистия, под которую попадают соответствующие статьи КоАП РФ;
  • объявление утратившим силу того положения закона, на основании которого возбуждено административное дело.

Правоприменитель вправе рассмотреть и иные обстоятельства, заявленные в ходе рассмотрения административного дела. Однако такое дело может быть вообще не открыто, если предварительно установлено хотя бы одно из положений ст. 24.5 КоАП РФ. Если информация о соответствующих исключающих обстоятельствах была получена уже в процессе расследования, то процесс должен быть немедленно прекращен.

В современном мире приобретает все большее значение. Она ориентирована на обеспечение правопорядка и законности в рамках общественных отношений.

Привлечение к административной ответственности: общие сведения

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством издания норм, которые определяют основания применения мер к нарушителям, инструменты принуждения, порядок рассмотрения проступков и реализации санкций. В правовой доктрине под юридической ответственностью понимают применение наказания. Оно присутствует во всех мерах, используемых по отношению к нарушителю в рамках законодательства. Привлечение к административной ответственности допускается при наличии правонарушения. В этом случае активируется механизм санкции нормы. Из потенциальной возможности наступления негативных последствий для виновного она преобразуется в действительную меру.

Какая ответственность административная?

Действующее законодательство не формулирует точного определения. Глава вторая КоАП содержит в названии такие понятия, как "административная ответственность" и "правонарушение". При этом в ст. 2.1 разъясняется только понятие проступка. В качестве него выступает виновное, противоправное поведение юрлица либо гражданина, за которое КоАП предусматривает санкции. Юридические лица привлекаются к ответственности в случае, если доказано, что они имели возможность соблюсти установленные нормы и правила, но не предприняли все зависящие от них меры для предотвращения нарушения. Применение санкций к организациям не освобождает от них физлиц, равно как и наоборот.


Исходя из указанных признаков, можно заключить, что административная ответственность выступает в качестве способности виновного лица при совершении им правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия имущественного/личного характера, которые предусматриваются в соответствующих нормах КоАП.

Важный момент

Особое значение при реализации мер принуждения в отношении виновных имеют отягчающие и смягчающие обстоятельства. При их наличии варьируется размер санкций. Следует отметить, что эти признаки предусматриваются не только в КоАП. Отягчающие и смягчающие обстоятельства играют существенную роль при рассмотрении уголовных дел.

Критерии для уменьшения размера санкций

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:


Указанные критерии, таким образом, включают в себя признаки, по которым можно квалифицировать степень опасности проступка. Эти признаки учитываются, когда в рамках рассматриваемого дела происходит назначение наказания. При смягчающих обстоятельствах применяются менее суровые санкции.

Раскаяние

Оно предполагает наличие отрицательной оценки у самого виновного лица совершенного проступка и нанесенного вреда. В данном случае субъект исходит из собственного мировоззрения. Именно оно характеризует негативное отношение к нарушению. Раскаяния, полученные под влиянием физического или морального принуждения, не будут выступать как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Последствия

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются добровольные действия лица по предотвращению вреда, возмещению или устранению ущерба. Оценивая эти признаки, необходимо учесть ряд моментов. В частности:


Опасные последствия нарушения КоАП отождествляет с физическим, моральным или имущественным вредом, который нанесен гражданину или организации.

Ущерб

Такие обстоятельства, смягчающие наказание, как возмещение или устранение причиненного вреда, возможны только при совершении нарушения. Добровольность действий субъекта означает, что он действовал самостоятельно и без внешних принуждений. Данные обстоятельства, смягчающие наказание, относятся к юридическому лицу или гражданину, умышленность поведения которых доказана постановлением, вступившим в силу. При применении санкций должны учитываться факты возмещения или устранения нанесенного вреда.

Состояние аффекта

Противоправные действия гражданина в отдельных случаях могут стать следствием неосознанной реакции. В этом случае должностное лицо либо уполномоченный орган квалифицирует содеянное в состоянии аффекта как смягчающее обстоятельство. В качестве важнейших критериев неосознанной реакции выступают сиюминутный порыв, нестандартное психоэмоциональное состояние, внезапность действий, которые могут привести к нанесению ущерба. Для доказательства наличия в составе проступка признаков сильного волнения обычно необходима экспертиза. Заключение специалиста может учитываться в ходе административного разбирательства. При несогласии с оценкой эксперта уполномоченный орган или должностное лицо может назначить повторное исследование.

Прочие факторы

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут относиться к тяжелому жизненному положению лица. Под ним в большинстве случаев следует понимать имущественные (денежные) проблемы. Вследствие неблагополучного материального состояния субъект совершает правонарушение. В качестве фактора, влияющего на уменьшение размера санкций, выступает недостижение лицом совершеннолетия. Как правило, такие граждане не могут адекватно оценить степень опасности поведения. Нахождение женщины в беременном состоянии или наличие у нее малолетнего иждивенца также выступают как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В данном случае при рассмотрении дела учитываются физиологические особенности, которые не всегда позволяют предвидеть вероятный вред от поведения.

Дополнительно

При рассмотрении дела о правонарушении должностное лицо или уполномоченный орган принимают во внимание не только указанные в КоАП и прочих нормативных актах обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Они вправе учесть и иные существенные факторы, которые могли, по их мнению, повлиять на поведение субъекта. Данное право закреплено непосредственно в КоАП.

Схема применения санкций

Административная ответственность наступает по трем основаниям:


Чтобы наступила реальная ответственность, необходимо, чтобы указанные основания возникли именно в такой последовательности. В первую очередь появляется норма. Она устанавливает определенную обязанность и предусматривает санкцию за нарушение. При наличии соответствующей нормы и поведения, противоречащего предписанию, уполномоченное лицо/орган может наложить взыскание в сформулированном в законе порядке.

Расширение действия КоАП

В течение многих лет значение административной ответственности постепенно становилось выше. Во второй половине 80-х гг. усиление ее роли стало проявляться активнее. В этот период участилось использование многих составов правонарушений. При этом сама ответственность стала строже, усилились санкции за проступки. Сегодня перечень действий, за которые могут применяться меры принуждения, существенно расширен. В первую очередь это обусловливается возникновением ответственности за деяния, которые ранее не считались нарушениями. Среди них следует отметить, например, неуважение к суду, неисполнение требований прокурора и иных должностных лиц и так далее. Кроме этого в КоАП добавлены составы, которые ранее считались преступлениями, гражданско-правовыми нарушениями, дисциплинарными проступками. В законодательстве сегодня присутствуют нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц.

Предпосылки к ужесточению законодательства

По мнению ряда авторов, расширение сферы действия КоАП обусловливается в первую очередь негативными последствиями НТР. Достаточно широко сегодня используются компьютеры, ресурсы, радиоактивные элементы, сложная техника. Это все требует от общества заботы о противопожарной, информационной, санитарной и другой безопасности. Многие знают, какой ущерб может причинить дорожное происшествие или загрязнение окружающей среды. Охрана граждан, материальных ценностей природных ресурсов регламентируется законодательством. И в этой сфере КоАП играет существенную роль.

Кроме этого приняты нормы, устанавливающие ответственность за невыполнение актов муниципальных и государственных структур, представителей власти, за неуважение к суду. Они призваны сформировать благоприятные условия для реализации уполномоченными органами и лицами их обязанностей по обеспечению дисциплины и правопорядка в обществе. Немаловажно и то, что административные нормы охраняют таможенное, налоговое дело, работу по борьбе с монополиями и многие экономические отношения, которые возникли и продолжают возникать в процессе преобразований в государстве.

Заключение

Административное наказание выступает в качестве установленной на государственном уровне меры ответственности за совершенные правонарушения. Оно применяется главным образом в воспитательных целях. Административная ответственность направлена на предотвращение совершения новых проступков. Она оказывает влияние на самих нарушителей и на остальных членов общества. Законодательство учитывает вероятность возникновения разных жизненных факторов и обязывает уполномоченных субъектов принимать во внимание обстоятельства, смягчающие вину. Санкции в рамках КоАП не могут использоваться для унижения достоинства гражданина либо причинения ему физического страдания, равно как и для нанесения вреда репутации организации.

К административной ответственности могут привлекать органы, имеющие соответствующие полномочия по закону. Они выступают как субъекты функциональной власти. При реализации своих обязанностей они вправе налагать взыскания. По действующему законодательству такими субъектами выступают суды и многие исполнительные структуры. Административная ответственность регулируется норами права, в которых содержатся исчерпывающие перечни нарушений, санкций и органов, а также порядок привлечения лиц.