148 ук рф оскорбление чувств верующих. Что делать верующим при оскорблении в их адрес? Как определить, являются ли конкретные высказывания оскорблением

В Ставрополье судят первого человека, который может получить реальный тюремный срок за оскорбление чувств верующих - за диалог «ВКонтакте». «Сноб» изучил практику применения статьи 148 УК РФ, пообщался с автором законопроекта депутатом Ярославом Ниловым, с противниками и сторонниками статьи, советом атеистов, фондом «Здравомыслие» и верующими в Летающего макаронного монстра, чтобы узнать, зачем сажать за оскорбление чувств верующих

Забрать себе

Иллюстрация: РИА Новости

11 октября 2014 года в группе «ВКонтакте» «Подслушано. Ставрополь» появился пост, под которым разгорелся спор, закончившийся судебным разбирательством, которое, в свою очередь, возможно, закончится первым реальным тюремным сроком за оскорбление чувств верующих. «Моя мама говорит, что в семье должна быть я главной, т. к. я женщина, а брату, что он должен жену свою держать в ежевых рукацах, т. к. он мужчина. Никто из нас не выполняет мамины наставления», — говорилось в записи. (Здесь и далее — орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред. ).

— Чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог, — оставил комментарий ставропольский юрист в сфере ЖКХ Дмитрий Бурняшев.

— Откуда такая херня? Домострой что ли? — В разговор вступил ставропольский кузнец Виктор Краснов под ником «Виктор Колосов».

— Библия, Новый завет, а именно «Первое пославние св. Ап. Павла к Коринфянам», — ответил Бурняшев

— Дмитрий, согласен, даже в Библии об этом говорится, — написал военнослужащий Александр Кравцов.

— В следующий раз аккуратнее с выводами и громкими фразами, — написал Бурняшев.

— С какими выводами и фразами? Если я говорю, что сборник еврейских сказок под названием «Библия» — полная ***, значит так и есть!) По крайней мере для меня!))), — прокомментировал Краснов.

— Виктор, будь ты в реале моим собеседником, я бы вразумил тебя, — ответил Дмитрий Бурняшев.

— Дмитрий, ню ню) много вас сдесь таких ПГМнутых (скорее всего, сокращение от выражения «православие головного мозга». — Прим. ред. ) вразумлявцев. Боха нет!) — Виктор Краснов.

— Виктор, вера не нуждается в доказательстве, ей достаточно разумного обоснования, — сказал Дмитрий Бурняшев.

— Вперёд и с песней. Помолится не забудь, а то вдруг боженька силы тебе не даст супротив поганого язычника!))))

— Виктор, не засоряй группу, пиши в личку. «Глупых же состязаний, и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся; зная, что таковой развратился и грешит будучи самоосуждён (Тит.3:9-11)».

— Дмитрий, а смысл в личку? Так веселее.

— Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт (Гал.6:7) Невозможно осмеять Бога, Церковь и Его служителей, — Дмитрий Бурняшев.

— Дмитрий, твой бох настолько слаб, что нуждается в защитниках из людей?)

— И.А. Бунин сказал про Русского человека: «Из нас как из древа — и дубина и икона». Актуально и на сегодня, — снова вклинился в разговор Александр Кравцов.

— Виктор, «Кто ты такой, чтобы судить чужого раба? (Рим. 14:3)» — написал Бурняшев.

После этого Александр Кравцов спросил, почему Виктор Краснов позволяет себе подобные высказывания, и приложил текст статьи 5.26 Административного кодекса «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Текст этой статьи очень похож на статью 148 Уголовного кодекса, но она подразумевает ответственность не за оскорбление чувств верующих, а за воспрепятствование богослужению и осквернение религиозной атрибутики и литературы.

— Дмитрий, а, раба? Тогда у меня предьява к твоему хозяину!) Я ему стрелку хочу забить. Передай, чтоб приходил, перетереть пару непоняток надо! Незабудь!)))) — написал Краснов. — А я кому-то препятствую в вероисповедании? Хм, не заметил! Оскорбление? Где?) А вот твоему кенту можно статью за угрозу физической расправы по религиозному признаку повесить!)))

— Виктор, почитай 2 пункт статьи, ты публично оскорбляешь богослужебную литературу, — написал Александр Кравцов. — «А вот твоему кенту можно статью за угрозу физической расправы по религиозному признаку повесить!)))» а это вряд ли)))))

— Александр, на эту бохаслужебную макулатуру и на чуйства верующих — насрать! Кому не нравится, могут подать на меня в суд! — закончил Виктор Краснов спор.

Э та переписка может стоить Виктору Краснову года в колонии.

В апреле 2015-го, через полгода после виртуальной перепалки, по заявлению Кравцова и Бурняшева против Виктора Краснова было заведено уголовное дело по статье 148 Уголовного кодекса «Нарушение права на свободу совести и вероисповедания». В 2013 году Госдума приняла скандальные поправки об усилении ответственности «за оскорбление чувств верующих» и установлении уголовной ответственности за эти оскорбления. Поправки, широко обсуждавшиеся в прессе, были реакцией на выступление панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя и акции движения Дмитрия Энтео «Божья Воля», члены которого срывали футболки с поклонников Pussy Riot. Судебная практика по статье 148 — редкость. Но Виктор Краснов не первый проходящий по ней. Жители Сосновки Вятскополянского района Казанцев К. Н. и Шайдуллин Р. Р. сделали чучело , саморезами прикрутили его к православному кресту на въезде в деревню, а на кресте маркером написали «Аллах Акбар Смерть Неверным». Они приговорены к 230 часам обязательных работ. Некто Демин Р. А. был оштрафован за размещение «ВКонтакте» картинки, на которой изображен молящийся мусульманин и позади него свинья. Суд Ижевска Удмуртской Республики решил, что свинья стоит позади мусульманина «…таким образом, что общее положение фигур и их взаимное расположение могут привести к интерпретации данной ситуации как полового акта между свиньей и молящимся, при этом молящийся находится в пассивной позиции».

Виктора Краснова на месяц отправили в психиатрическую больницу и признали вменяемым. По словам Краснова, после возбуждения уголовного дела сотрудники центра «Э» убеждали работодателя уволить его маму, а ему стали приходить угрозы. В Северо-Кавказском центре судебных экспертиз два психолога и лингвист провели лингвистический анализ переписки; по словам адвоката Краснова, в экспертизе были допущены ошибки. Например, эксперты назвали предложение «Дмитрий, твой бох настолько слаб, что нуждается в защитниках из людей?» утверждением, хотя это вопрос. Высказывания Краснова изучались в отрыве от комментариев Бурняшева и Кравцова, хотя это был диалог.

Андрей Сабинин, член правозащитной организации «Агора» и адвокат Виктора Краснова, сказал «Снобу», что у него вызывает сомнение, верующие ли вообще истцы Бурняшев и Кравцов: «Поймите, это назначенные люди, назначенные потерпевшие. Это молодые парни, которые с большой долей вероятности такие же верующие, как и Краснов. Их заявления никто не видел, в материалах дела его нет. Можно сказать, что суд сам подал заявление, а потом подтянули Кравцова и Бурняшева и сделали их потерпевшими». Потерпевшие появились на заседании суда всего один раз — их привели судебные приставы, чтобы они подали ходатайство о неучастии в судебном разбирательстве. В одном из своих интервью Андрей Сабинин рассказывал, что истцы не смогли ответить на простые вопросы о вере.

По словам адвоката, статья 148 УК РФ не дает определения, что такое «чувства» верующего и что значит «верующий», и из-за этого не работает. «Водораздел проходит по вопросу: как определить, что было совершено преступление? Что такое явное неуважение к обществу? В Институте государства и права считают, что это не только, например, мат, но именно поведение, которое нарушает порядок в общественных местах и на культовых мероприятиях. Это не интернет, согласитесь. Что думали законодатели? Ведь они готовили законопроект в отместку Pussy Riot, которые совершили действие в общественном и культовом месте. Может, здесь надо разграничить места культовых мероприятий и интернет, где число верующих значительно меньше, чем собирается в культовых местах? Ведь есть очевидная разница. Еще вы не найдете определения “верующего”. Это главная проблема статьи 148. Как можно было в уголовно-правовую норму, которая подразумевает самую суровую реакцию власти на поступки людей, вводить понятие, которое нельзя пощупать? Это же самое главное! Поэтому статья сырая и в данном виде она работать не может».

Зачем судят за оскорбление чувств верующих?

Ярослав Нилов Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости

Одним из инициаторов поправок был Ярослав Нилов, заместитель руководителя фракции ЛДПР, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. В разговоре со «Снобом» он сказал, что и сейчас, через три года после принятия поправок, уверен в их необходимости.

Что побудило вас принять участие в разработке законопроекта о защите чувств верующих?

Законопроект был написан в 2012 году, а начало 2012 года — это период обострения религиозного вопроса у нас в стране. Это касалось не только РПЦ, хотя она и была подвержена серьезным атакам. Так называемый крестоповал стал проявляться в разных регионах, случались теракты, были убиты духовные лидеры . Протестанты ощутили серьезную угрозу — был уничтожен их храм. Иудеи получили различные надписи на синагогах. Все это, учитывая пробелы в законодательстве, потребовало серьезного вмешательства. Граждане начали заниматься самосудом, чего мы допустить не могли. Те молодые люди, которые шли с изображением оскверненной Божией Матери на футболках, они нарушали административное законодательство. Да, они получали штраф 1000 рублей — и это их не останавливало. Но при этом они провоцировали православных активистов. Поэтому мы разработали поправки вместе с религиозными организациями.

В Уголовном кодексе в статье 148 были меры ответственности за нарушение законодательства о свободе совести. Мы решили усилить ответственность за публичные действия, которые совершаются в неприличной форме и с целью оскорбления религиозных чувств. Если есть умысел прямой или косвенный, если есть желание оскорбить и есть неприличная форма, то за это человек может понести ответственность. Важно, чтобы эти три составляющие совпали. Статья сдерживающая, чтобы неповадно было. Идут, например, разъяренные фанаты после матча. Да, они имеют право высказать свою точку зрения. Но если ты будешь фанатам что-то кричать, провоцируя их, ты предполагаешь, какая будет реакция. Они будут нарушать закон. Так и здесь. Зачем мы позволяем в обществе провокации, тем более в таком личном и деликатном вопросе, как религия? Аналогичная ответственность есть в разных странах. Эта ответственность — вплоть до смертной казни (за святотатство казнят в Афганистане и Пакистане. — Прим. ред. ).

Но именно после принятия статьи деятельность радикальных православных активистов стала более агрессивной.

Я с вами не соглашусь. В инциденте с Манежем (в августе 2015 года Дмитрий Энтео из движения «Божья воля» устроил на выставке Вадима Сидура. — Прим. ред. ) я, как председатель Комитета, осудил действия православных активистов, за что подвергся жесткой критике со стороны этих активистов, что якобы я богохульствую, я либерал и так далее. Либерал — это на самом деле не плохое слово. Изгадили в последнее время его, либерал стал обзывательством. Я направил обращение, чтобы проверили, имеются ли нарушения со стороны тех, кто эту выставку организовал, и имеются ли нарушения у православных активистов. Была жесткая проверка, меры были приняты. Спустя год я не слышал о каких-либо агрессивных проявлениях со стороны православных активистов. К тому же подобные действия со стороны активистов наносят репутационный ущерб РПЦ. Еще год назад активисты праздничное мероприятие у «Серебряного дождя». Я не связываю это с законом о защите религиозных чувств, а с их сиюминутным пониманием, что им можно.

Но православные активисты в данном случае чувствовали себя защищенными статьей 148?

Нет, эта статья к ним не имеет никакого отношения. Если они ведут себя противоправно — эта статья совершенно о другом. Им никто не давал те функции, которые должны выполнять правоохранительные органы.

Вы говорили, что 148-я статья заполняет пробелы в законодательстве. Но из-за трудности с определением понятий «верующий» и «чувства» возникает, наоборот, еще больший пробел.

Хорошо, у нас есть выезд на встречную полосу. Что считать выездом на встречную полосу? Когда одно колесо выехало или два?

Но в этом случае можно написать: два колеса. А что писать в случае с верующими?

Именно поэтому во втором чтении установлена поправка не за чувства, а за действия, совершенные с целью оскорбить, унизить человеческое достоинство в неприличной форме, которые касаются мировоззренчески-религиозных представлений, — за это и есть ответственность.

Свобода совести, свобода слова — это не оправдание действиям, которые выходят за рамки разумного, возможного, дозволенного. Последствия от таких действий могут быть самыми разными. Вспомните фильм о пророке Мухаммеде, который бросил вызов всему исламскому миру. Начались беспорядки в разных странах мира, начали гореть посольства , и в Ливии был убит посол. А журнал Charlie Hebdo? Это же явная выходка провокационного характера. Конституция гарантирует определенные права. Реализуя свое право, ты не имеешь права нарушать право другого. Зачем стравливать людей, раскалывать общество? Мы должны понимать, что на одной чаше весов — творчество, самовыражение, кураж и так далее, а на другой — человеческие жизни. Вы же понимаете, что верующий человек может таким образом отреагировать, что пострадает любой из нас с вами или наши близкие люди. Кто этого хочет? Я этого не хочу.

У полномоченный по правам человека в Ставропольском крае, где судят Краснова, Алексей Селюков в разговоре со «Снобом» поддержал статью 148: “Издеваться над религией, над большой религией, да даже и небольшой, исповедующейся определенным кругом лиц, просто так взять и измываться — я считаю правильным введение ответственности за это, в том числе уголовной. Статья 148 прав человека не нарушает. Потому что мы знаем, к чему приводит безграничная свобода на критику, на оспаривание». Селюков не считает проблемой, что сама статья не дает внятного определения понятия «верующий»: «Трудность определения понятия “верующий” только лишний раз говорит, что юриспруденция — сложная наука и практика. Потому что каждое слово требует расшифровки. И не всегда она совпадает с общепринятым понятием. Мы знаем, что такое кража. По-житейски мы понимаем. А в законе записано: тайное похищение чужого имущества. Одним словом не выразишь, чтобы потом практика не выходила за правовое поле. Что такое верующий — в самом деле? Ну, для этого есть комментарии, есть научное толкование, есть Президиум Верховного суда, который должен отслеживать практику, давать толкование, чтобы практика не выходила за правовое поле. Но это лишний раз подтверждает, что не все можно выразить одним словом. Как-то собрались уважаемые люди, стали требовать бороться с коррупцией. Встают, может, и те, кто не заинтересован в том, чтобы бороться, и задают вопрос: а что такое коррупция? Вы дайте определение. А его нет. Нужно огромную научную статью писать. Но это ученые пусть пишут, а практики должны реагировать на реальную жизнь».

Почему статья 148 не работает?

Сопредседатель Совета атеистов Рунета Михаил Степанцов сказал «Снобу», что «статья ни на что больше не направлена, кроме как на ограничение критики церкви. Если она есть, то это означает, что политика государства нацелена на то, чтобы дать больше прав одной стороне». Степанцов говорит, что российских атеистов беспокоит не только конкретная статья: «Главное даже не безобразные законы, а общий подход нынешней власти к тому, что религия — это хорошо, но, разумеется, не всякая. Хорошо только то, что называется традиционной религией, а атеизм — это плохо. Даже СМИ освещают религиозные события не как сугубо религиозные. Сошел благодатный огонь — и это будто действительно сошел благодатный огонь, никто в этом не сомневается. Подразумевается, что религия — это хорошо, а в условиях нашей страны, если начальство сказало, что что-то хорошо, то чиновники способствуют распространению этой точки зрения. Если религия нетрадиционная — хотя и странно называть язычество в России нетрадиционным, — им вообще лучше не показываться».

Александр Голомолзин, президент фонда «Здравомыслие», который отстаивает идею светскости государства, сказал «Снобу», что видит в статье 148 способ защиты коммерческих интересов РПЦ: «Я думаю, что закон разрабатывался с конкретной целью — и это не защита метафизических чувств верующих, а прикрытие коммерческих интересов. Здесь конкретные финансовые конфликты из-за застройки церквями площадок, которые не предназначены для застройки вообще. Закон нужен, чтобы запугивать людей. Каждый раз, когда люди начинают возмущаться: “Почему вы здесь строите?” — им можно сказать: “Да вы против церкви, вы оскорбляете чувства верующих! Мы вас будем судить”». Александр Голомолзин продолжает развивать мысль о финансовых целях статьи: «Мы можем говорить, что судьи часто заинтересованы в приговоре. Стоит поставить вопрос о том, раз мы говорим о защите чувств верующих, что судьи должны быть незаинтересованными. Если судья причисляет себя к какой-то религиозной конфессии, он или она не может судить в деле, касающемся религиозных вопросов. Потому что сейчас уже есть случаи, когда идут суды по поводу строительства церквей, и судья говорит людям, которые защищают свой парк от строительства: чем это вам не понравилась церковь? Она демонстрирует свои чувства верующего человека, который заинтересован в строительстве церкви».

Не все в РПЦ поддержали статью 148. Священник Андрей Дудин в одном из своих интервью сказал , что закон бесполезен, потому что «Бог поругаем не бывает», а «люди, которые оскорбляют Бога, оскорбляют прежде всего самих себя». Также член Межсоборного присутствия РПЦ протоиерей Борис Даниленко говорил , что административных норм законодательства по защите религиозных чувств вполне хватало.

Как статья работает на деле?

29 апреля у московских пастафарианцев было запланировано открытие первого храма в Москве — паста-бара на улице Ленинская Слобода. На открытие собралось около 20 человек, к ним подошли сотрудники полиции и попросили уйти, потому что, по оперативной информации, ожидались провокации со стороны православных активистов. Кто, кого и чем оскорбил и кому нужны были провокации, полицейские пояснять не стали. А пастафарианцы решили поверить полиции и ушли. Несмотря на то что пока официально пастафарианство не зарегистрировано в России как религия, последователей и интересующихся у него достаточно. Павел Дуров ввел «ВКонтакте» возможность указать пастафарианство в качестве религиозных взглядов, когда сам стал симпатизировать этой религии, и сегодня «пастафарианство» как религиозное предпочтение отметили 140 тысяч россиян. Ни одного иска по статье 148 пастафариане не подали.

Андрей Филин, координатор пастафарианского движения и первый в России человек, который добился разрешения сфотографироваться на водительское удостоверение в дуршлаге, поделился со «Снобом» своим видением ситуации: «Когда пастафарианцев называют религией атеистов — они в чем-то правы. Потому что атеисты стали в наше время очень уязвимы. Если атеист говорит, что Бога нет — к нему подходит верующий, бьет по голове и почему-то оказывается прав. Мало того, атеист еще попадает под действие уголовной статьи. Но почему тогда под действие статьи не попадают люди с кадилами и толстыми талмудами? Если атеисты существуют, то они должны иметь право на защиту. И в этой несправедливой ситуации атеисты могут сказать: а вот теперь у нас есть религия, мы верим в Летающего Макаронного Монстра, но никогда не скажут, что других богов нет. А представители многих конфессий говорят: то, во что вы верите, — это какая-то чушь... Гонения — это плохо, если это не гонения на что-то совсем злое. Я за то, чтобы люди могли совершать свои религиозные обряды, но без особого ущерба для окружающих. Когда ради крестного хода, привоза какой-нибудь копии Богородицы или другой реликвии перекрывают половину центра — это все хорошо, но это как раз то, против чего должны бороться власти. Они заявляют, что вокзалы надо убрать из центра Москвы за МКАД, чтобы пробок и скученности не было. То же самое надо сделать и с храмами. Если хотите прикоснуться к своей священной доске — пожалуйста. Но когда полцентра перекрыто — это дискомфорт для всех».

В прессе часто пишут, что Краснова судят за слова «Бога нет» и «Библия — сборник еврейских сказок». Это не совсем так: ведь кроме этих фраз Краснов не раз нецензурно выразился. Андрей Сабинин приложил к документам дела лингвистический разбор переписки Краснова — Кравцова — Бурняшева Елизаветы Колтуновой, эксперта-лингвиста из Нижнего Новгорода. Она, несмотря на негативное отношение к мату, сказала, что высказывания Краснова — лишь «способ экспрессивного выражения отношения к окружающей действительности». Максимум за такие слова — административная ответственность.

Александр Голомолзин из фонда «Здравомыслие» поделился с «Снобом» своим открытием: прошлым летом чеченский суд закрыл более 30 пабликов и групп «ВКонтакте» за то, что они оскорбляли чувства верующих, в число которых мог попасть известный паблик «Бога нет», о котором много писали. Но «Бога нет» существует до сих пор, за год число подписчиков выросло с 25 000 до 40 000. Голомолзин говорит, что то, как именно находили паблики и материалы, которые нужно заблокировать, — это показательная история.

Отчеты о делах грозненский суд выкладывает вот сюда . В отчетах фигурируют группы и материалы, запрещенные в силу их оскорбительности; есть дела уже завершенные, есть незавершенные. Из всего этого массива нужно обратить внимание на дела №2-1628/2015 ~ М-1531/2015 и №2-1582/2015 ~ М-1471/2015. В обоих случаях истец — это прокурор Старопромысловского района Грозного. Прокурор объяснил суду, что в ходе мониторинга интернета были обнаружены материалы, которые могут оскорбить чувства верующих. Судя по url, который вписан в документ, этот материал — видео. Что за видео — неважно, главное здесь то, как прокурор искал это видео. Вот url — http://vk.com/search?c%5Bq%5D=сжигание%20корана&c%5Bsection%5D=video &c%5Bsort%5D=2&z=video225400392_170239778.

Когда вы ищете видео «ВКонтакте», то url у вас выстраивается по принципу: куча символов, задача — например, search — и поисковые слова. Исключая кучу символов, в запросе прокурора есть слова search, «сжигание», «корана». Выходит, что прокурор вводил в поиске «сжигание Корана», находил материалы, оскорблялся и немедленно заводил дело. Другой поисковой запрос, который использовал прокурор Старопромысловского района Грозного, — «аллах п***рас». Почему заблокированным в «ВКонтакте» оказалась только одна картинка из более чем 9000 найденных по этому словосочетанию — неизвестно.

Что будет со 148 статьей дальше?

Адвокат Андрей Сабинин говорит, что «недостаток статьи может быть устранен только законодателем — Федеральным собранием, либо принятием постановления Пленума Верховного суда, но постановления пока быть не может, потому что нет практики применения статьи. А правила таковы, что постановления основаны только на практике. Если статья и изменится, то изменится нескоро. В силу обновления состава Госдумы, в силу того, что нет практики по этой статье».

Поправки или отмена статьи не решит всех проблем, считает сопредседатель Совета атеистов Рунета Михаил Степанцов. На примере жителя Бердска Максима Кормелицкого, которого приговорили к 15 месяцам колонии-поселения за перепост «ВКонтакте» снимка с купающимися в проруби православными с негативной подписью, видно, что можно привлечь к ответственности за критику религии и без 148-й статьи. Кормелицкого посадили по части 1 статьи 282 Уголовного кодекса, устанавливающей ответственность за разжигание ненависти по религиозному признаку. Депутат Ярослав Нилов говорит, что ни ужесточение, ни смягчение статьи 148 не планируется по той же причине, которую назвал Андрей Сабинин — практически полное отсутствие практики.

Зато по аналогии с этой статьей чиновники уже предлагали ввести уголовное наказание за оскорбление патриотических чувств (сейчас это законопроект о дискредитации России),

Отношение к религии и обрядам у каждого из нас свое собственное, при этом отношение к иному мнению в этом вопросе должно быть уважительным. Россия – многонациональная страна, здесь люди беспрепятственно используют свое конституционное право свободы вероисповедания.

Конституцией РФ установлен запрет на преследование по религиозным мотивам, что характерно для любого цивилизованного государства. Поэтому любое кощунство по отношению к какой бы то ни было религии недопустимо и влечет ответственность. Об этом мы расскажем в нашей статье.

Ответственность за оскорбление чувств верующих – ст. 148 УК РФ

Эта статья в уголовном праве России не всегда была в таком виде, в каком сейчас. На протяжении 1993-1996 годов подобная норма существовала в несколько другой редакции и на практике применялась крайне редко. С принятием УК РФ в 1996 году ответственность за неуважение к религиозным убеждениям стала административной, уголовное наказание возможно было назначать только за воспрепятствование деятельности религиозных организаций.

Лишь с 2013 года в Уголовном кодексе РФ была изменена статья 148 УК РФ, которая в таком измененном виде довольно активно применяется на практике с 2014 года. В настоящее время эта норма позволяет привлекать тех, кто выражает неуважение к вероисповеданию других людей. Есть мнение специалистов, что такая статья не нужна законодательству России, поскольку в во многих статьях УК есть специальные квалифицирующие признаки «по религиозным мотивам», и этого вполне достаточно.

Действительно, в таких преступлениях, как убийство, хулиганство, причинение тяжких телесных повреждений и т.д. предусмотрен дополнительный признак «по мотивам религиозной ненависти», который является основанием для усиления наказания. Вместе с тем, оскорбление отношения к вероисповеданию того или иного человека может случиться и без насилия. В таких случаях виновника привлечь к уголовной ответственности возможно исключительно по ст. 148 УК РФ за следующие действия:

  • публичное неуважение к обществу с оскорблением чувств верующих . Такое неуважение может проявляться в демонстративных жестах, действиях (плевках, рисунках, карикатурах, безнравственных интерпретациях религиозных учений), в высказываниях, публикациях, в том числе и в сети Интернет. Для возбуждения уголовного дела необходимо, чтобы неуважение было именно публичным, то есть не скрытым от посторонних лиц (независимо от их количества);
  • эти же действия, совершаемые виновным лицом в специально отведенных для богослужений местах – церквях, храмах, молельнях и т.д.;
  • незаконное препятствие деятельности религиозных организаций, а также проведению служб, церемоний (например, во время религиозных праздников). Состав преступления будет лишь в том случае, если препятствие оказывалось работе законной религиозной организации.

Для обвинения человека в совершении перечисленных преступных действиях правоохранительным органам необходимы доказательства наличия умысла у человека и понимания им, что своим поведением он оскорбляет чувства других верующих. Отметим, что такие доказательства иногда довольно трудно добыть. Практически по всем делам религиозной категории назначаются сложные психолого-лингвистические экспертизы, которые выявляют скрытый смысл сказанного или написанного.

Наказание за оскорбление чувств верующих зависит от наличия дополнительных признаков:

  • публичное неуважение к религии может повлечь штраф в размере до 300000 рублей , обязательные работы до 240 часов , лишение свободы на срок до 1 года ;
  • те же действия в специальных местах могут стать основанием к назначению штрафа в размере 500000 рублей , а также обязательных работ на срок до 480 часов , лишения свободы на срок до 3 лет ; в качестве дополнительного наказания может быть назначено ограничение свободы до 1 года;
  • препятствование богослужениям и деятельности религиозной организации может повлечь назначение штрафа в размере до 300000 рублей , обязательных работ на срок до 360 часов , исправительных работ до 1 года .
    Если те же действия совершены с одновременным применением насилия или с использованием своего служебного положения, штраф может быть в размере до 200000 рублей , а также могут быть назначены обязательные работы на срок до 480 часов , исправительные работы на срок до 2-х лет или лишение свободы на срок до 1 года.

Исходя из практики, по делам религиозной направленности наказание, в основном, в виде различных работ или условное. К примеру:

  • приговором Элистинского городского суда виновный был осужден по ст.ст. 148, 282 УК РФ к лишению свободы условно за оскорбление чувств верующих в буддийском храме .
  • к обязательным работам двое лиц были приговорены за надругательство над православным крестом .
  • за размещение в интернете фотографий с сигаретой в церкви осужденной назначили штраф.

Обычно оснований для того, чтобы за оскорбление религиозных чувств верующих назначили реальное лишение свободы и посадили в тюрьму, не имеется. Вместе с тем, если помимо статьи 148 УК РФ в действиях виновного есть и другие преступления экстремистской направленности, обвиняемому могут избрать заключение под стражу до приговора . К сопутствующим преступлениям, к примеру, относятся составы преступлений, предусмотренных ст. 280 и ст. 282 УК РФ.

Ненависть и вражда из-за отношения к религии

В соответствии с положениями ст. 282 УК РФ предъявляют обвинение за более дерзкие действия, чем за нарушения закона об оскорблении чувств верующих. Так, обвиняемым по ст. 282 УК РФ может стать человек, активно распространяющий информацию, возбуждающую ненависть, вражду, унижающую достоинство людей из-за их веры.

Наказуемо именно публичное распространение – это могут быть рассуждения, высказывания, сделанные с использованием СМИ или в Интернете. Например, если пользователь пишет вконтакте, насколько негативно он относится к той или иной вере, вполне возможно судебное разбирательство по обвинению в разжигании ненависти по религиозному признаку по ст. 282 УК РФ и за оскорбление чувств верующих по ст. 148 УК РФ.

Из Постановления Пленума ВС №11 от 28.06.2011 следует, что распространение может быть и в форме листовок, газет, надписей, а также в форме общения в социальных сетях. Тем не менее, практика привлечения к ответственности по ст. 282 УК РФ за репосты в сетях общения становится противоречивой – получается, копируя запись антирелигиозного содержания, человек тут же становится обвиняемым?

Санкция ст. 148 УК РФ - «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», в зависимости от квалификации уголовным законом совершенного преступления, предусматривает наказание от штрафа до лишения свободы на срок до 3 лет.

Споры о необходимости подобной статьи в Уголовном кодексе продолжаются по сей день. При этом необходимо заметить, что уголовное наказание за «богохульство» существует отнюдь не только в России, Иране и Саудовской Аравии. Подобные законы действуют более чем в 40 странах мира, правда, в европейских странах реально применяются они нечасто.

За последние 3 года при применении данной части уголовного кодекса у многих возникают целесообразные вопросы: «Что такое религиозные чувства и каковы критерии их истинности? Что конкретно из себя представляет процесс оскорбления религиозных чувств? Каков метод оскорбления религиозных чувств?»

С нескрываемым разочарованием сообщу Вам, что судебная практика, нормативное регулирование, конкретизация противоправных деяний, попадающих под действие вышеназванной статьи, в нашем законодательстве практически отсутствует. Данные вопросы привычным способом ставятся на повестку экспертам, которые в своих заключениях отражают мнение по поводу наличия или отсутствия в деяниях лица оскорбительных действий и т.п.

Предстоящие приговоры судов по недавним резонансным делам в сфере защиты прав верующих как раз и начнут непосредственно формировать правоприменение в такой непростой ситуации.

Сложность объективного применения закона заключается в том, что затрагивается моральная и нравственная часть взаимоотношений нашего общества, где у каждого человека наравне со свободой вероисповедания есть право свободы мысли и слова. Как мы видим, эти конституционные свободы могут пониматься людьми по-разному, не говоря уже об их применении.

Не позволю себе обойтись без сравнения двух ярких примеров, в которых, по мнению законодателя, имеются признаки преступлений, предусмотренных ст. 148 УК РФ:

1. В Ставрополе к уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих, выразившееся в фразе «Бога нет» и нецензурной характеристику Библии как «сборника еврейских сказок» в социальной сети, привлекли Виктора Краснова.

Всё началось 11 октября 2014 года, когда в 19:00 в группе социальной сети «ВКонтакте» под названием «Подслушано Ставрополь» некая девушка разместила пост следующего содержания:«Моя мама говорит, что в семье должна быть я главной, т. к. я женщина, а брату, что он должен жену свою держать в ежовых рукавицах, т. к. он мужчина. Никто из нас не выполняет мамины наставления».

Это невинное житейское наблюдение, не требующее, в общем, никакого комментария, неожиданно стало причиной дискуссии между тремя пользователями-мужчинами - Виктором Красновым, Дмитрием Бурняшевым и Александром Кравцовым.

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог», - написал Дмитрий Бурняшев. После паузы Краснов поинтересовался: «Дмитрий, откуда такая х*рня? Домострой что ли?)» «Виктор, Библия, Новый завет, а именно „Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам“», - пояснил Бурняшев. На этом, собственно, разговор подошёл к концу, однако Бурняшев решил напоследок выступить с назиданиями: «Виктор, в следующий раз аккуратнее с выводами и громкими фразами». Это высказывание вывело Краснова из равновесия. «Дмитрий, с какими выводами и фразами? Если я говорю, что сборник еврейских сказок под названием «Библия» - полная....... (вырезано нецензурное слово), значит, так и есть!) По крайней мере, для меня!)))» - заявил он.

В апреле 2015 года домой к Краснову постучали сотрудники Следственного комитета, отдела по противодействию экстремизму и бойцы СОБРа с оружием. Так интернет-пользователь узнал, что в отношении него, по заявлению его оппонентов в соцсети, возбуждено дело об оскорблении чувств верующих. Был произведён обыск, в ходе которого были изъяты компьютер и мобильный телефон. Сам Краснов, по его словам, был помещён на месяц в психиатрическую клинику для прохождения экспертизы на вменяемость. Экспертиза установила, что Виктор Краснов не страдает расстройством психики.

2. Резонансный случай произошел в Калмыки, где дагестанский спортсмен в свободное от соревнований время вместе с товарищами по команде зашел в буддистский храм, справил там нужду и ударил ногой в нос статую Будды, поделившись своим поступком в социальных сетях.

Инцидент может быть так и остался незамеченным, но гости из Дагестана все это снимали на видео, да еще транслировали через социальную сеть Periscopе. В итоге, увидев оскорбительные кадры, жители Элисты стали собираться возле отеля, где проживали дагестанские спортсмены.

В какой-то момент толпа ворвалась внутрь отеля и вытащила спортсмена на улицу. К счастью, к тому времени на место прибыли уже представители полиции. Они не дали толпе совершить самосуд, однако не препятствовали тому, чтобы дагестанец извинился за свои действия, как того потребовали люди. На видеоролике, который снял кто-то из очевидцев на телефон, видно, как борец просит прощения и говорит, что не знал о том, что это памятник основателю религии. В толпе после этого послышались возмущенные возгласы. Люди потребовали, чтобы он извинялся от души и на коленях.

Два вышеназванных и совершенно различных (на мой взгляд) по степени общественной опасности деяния регулируются УК РФ. Думается, что индикатором состоятельности, а может и наоборот - неспособности справедливого применения уголовного закона как раз и будут дальнейшие приговоры и постановления по данным делам.

Граничат рассматриваемые нами в ст. 148 УК РФ деяния с преступлением, определяемым ст. 213 УК РФ – «Хулиганство». Хулиганство также выражается в явном неуважении к обществу и также может быть совершено по мотивам религиозной ненависти или вражды. Однако по объекту посягательств законодатель их различает – первое деяние посягает на конституционные права и свободы человека и гражданина, преследуя именно оскорбление религиозных чувств верующих (субъективная сторона), а второе - на общественную безопасность. Уголовная ответственность за такие преступления тоже, соответственно, разная.

3. Справедливости ради привожу пример возбуждения в Архангельской области уголовного дела за оскорбление чувств атеистов (информация опубликована на сайте СК РФ - http://arh.sledcom.ru/news/item/1005246/)

В Архангельской области на жителя города Котласа завели уголовное дело за публичное оскорбление атеистов, сообщает пресс-служба следственного управления области. 19-летнего молодого человека обвиняют по части 1-й 282-й статьи (возбуждение ненависти и унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии, совершенные публично) за комментарий в социальной сети «ВКонтакте».

По версии следствия, в августе 2014 года молодой человек разместил на стене одного из сообществ «ВКонтакте» комментарий, «в котором содержатся унизительные характеристики и отрицательные эмоциональные оценки ряда религиозных групп и социальной группы «атеисты». Сейчас ведется следствие.

Важным моментом является именно определение цели оскорбления религиозных чувств и воззрений. Что мы можем считать религиозным чувством на сегодняшний день? Точный ответ на этот вопрос вы не получите даже от настоящих специалистов в области применения уголовного права, поскольку термин этот мало кому известен.

Как определяется верующий человек? Как определить степень его веры? Можно ли принять веру за какое-либо иное чувство?

На мой взгляд, ст. 148 УК РФ – это целый инструмент для домыслов, вольной трактовки, необоснованных обвинений и прочих злоупотреблений в отношении субъектов правоотношений, ведь она практически целиком состоит из оценочных понятий и признаков, предел и критерии которых, как я уже сказал, назвать Вам будет сложно.

Под оскорблением мы обычно понимаем унижение чести и достоинства, иные негативные действия (за исключением других составов преступлений), совершенные в отношении конкретного лица, группы лиц. В этом общепринятом контексте данный термин я и предлагаю использовать. Оскорбление, сопряженное с действиями осознанно и непосредственно направленными на унижение чести и достоинства лица, группы лиц с определенными религиозными взглядами как раз и является предметом нашего исследования.

Основными проблемами применения института защиты прав верующих мне видятся: - определение понятия «веры»; -разграничение таких понятий как демонстрация собственного мнения и оскорбление религиозных чувств верующих; - определение потерпевших как истинно верующих, тех кому действительно преступным деянием нанесен вред; - возможность злоупотребления таким механизмом защиты, неправомерное привлечение лиц к уголовной ответственности; - вероятный конфликт данной нормы уголовного закона с нормами Конституции РФ; - напряжение взаимоотношений между слоями населения, чьи религиозные взгляды различны.

Давайте разберемся в ст. 5.26. КоАП РФ:

« Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»

Можно сделать вывод о возможности произвольного применения к действию лица УК РФ и КоАП РФ. На практике возможны случаи как чрезмерно сурового наказания, так и избежание преступником уголовной ответственности, когда к нему применяется только лишь административная ответственность.

В своих статьях я всегда стараюсь давать практические советы, полезные для моих читателей и подписчиков. Чтобы не нарушать эту традицию дам только один совет, который достаточно опосредованно касается юридических тонкостей рассматриваемых правоотношений - воздерживайтесь от резких заявлений и комментариев касаемо религиозных взглядов своих собеседников в повседневности. Вера, религия – крайне интимные стороны жизни человека. Не собираюсь никого заставлять молчать и держать свое мнение при себе, поэтому пускай каждый сам решит – стоит ли давать возможность своим мыслям и взглядам превратиться в серьезный конфликт, который может быть чреват негативными последствиями для любой из сторон.

В России и во всем мире распространено понятие об оскорблении чувств верующих и предусматривается свое уголовное наказание. Что входит в это понятие и какое наказание грозит виновному лицу?

Что понимать под чувствами верующих

Законом об оскорблении чувств верующих не идет речь обо всех чувствах. Там говорится только о тех, которые относятся к вероисповеданию и религиозной принадлежности. Общим определением чувств верующих может служить благоговение перед религиозными предметами, храмами и действиями, а также устоями религии.

Оскорблением считается проявление неуважения или высмеивание канонов или догм религии, а также проявление негативного отношения или высмеивание религиозного человека, приверженца какого-либо религиозного течения.

Важно! Оно может быть выражено в устном или письменном виде, а также в виде интервью или заметки в СМИ. Кроме того, к оскорблению причисляется прилюдно намеренное уничтожение религиозного атрибута.

Оскорбление чувства верующих

Какие действия считаются оскорблением чувств верующих

Действия, направленные на оскорбление чувств верующих статья 148 ук рф, попадают под понятие преступление. Данные действия могут быть совершены в публичном месте или в храме, во время совершения таинств или богослужения.

После внесения изменений в закон от 2013 года список признаков, по которым можно обозначить действия как преступления, был расширен. Теперь публичность совершения злодеяния - один из главных признаков.

Лица, которые насмехаются над религией и проявляют свое девиантное поведение ко всему, что связано с ней, в узком кругу друзей, которые имеют схожие мнения, не могут стать обвиняемыми по данному закону.

Обратите внимание! Обвиняемым в совершении правонарушения можно стать за оскорбления и вандализм в храме или в любом публичном месте, в частности в интернете и СМИ.

Действия, оскорбляющие чувства верующих

Особенности статьи 148 УК РФ

По статье 28 Конституции Российской Федерации каждый человек свободен выбирать религию, а также свободно следовать ей. За его неотъемлемый выбор его не имеют права оскорблять. Ответственность за нарушение этих привилегий гражданина предусматривается нормой 148 УК РФ и комментариями к ней. Но тут стоит ввести в оборот то, что охране по закону подлежит лишь организации и действия, которые не запрещены законом.

Обратите внимание! Объективной стороной правонарушения является противоправное вмешательство в работу церковного объединения или совершения им обряда.

При этом способ этого воспрепятствования не уточняется. Это может быть вмешательство в работу исповедующего человека или всей церкви в виде применения насилия, надругательства либо угрозы его совершения, ограничения прав и свобод, истребление или нанесение вреда церковной утвари для отказа исповедующего лица от исполнения церковных обрядов или участия в службе, отказа регистрироваться в церкви или для умышленного уничтожения имущества церкви.

По составу правонарушение относят к формальному. Оно оканчивается тогда, когда совершается само деяние, вне зависимости от достижения вмешательства в работу церкви или совершения обряда.

Субъективной стороной правонарушения является вина и прямой умысел. Субъектом его является человек без психических отклонений, которому исполнилось 16 лет.

Комментарии к статье 148 УК РФ

Наказание за оскорбление религиозных чувств

По данному закону за оскорбление чувств верующих есть статья. По ней предусмотрены разного рода наказания:

  • Денежный штраф;
  • Общественные работы;
  • Тюрьма.

За оскорбительные действия чувств исповедующего религию или всей церкви вне помещения для совершения таинств предусматривается штрафная санкция до 300 000 рублей*, исправительные работы или тюрьма до года.

Если все противоправные деяния совершаются в храме во время обрядов, поступает наказание в виде штрафной санкции до полумиллиона рублей*, а также уголовный срок или общественные работы до 3 лет. В случае незаконного ограничения деятельности церкви предусматривается такая же мера наказания.

Если лицо совершает такие же действия и использует свое служебное положение, на него накладывается штрафная санкция до полумиллиона рублей* или его заключают под стражу либо отправляют на общественные работы до 3 лет. Также человек лишается прав работать на подобной должности на протяжении двух лет.

Наказание по 148 статье УК РФ

Сколько дают за оскорбления - в зависимости от характера оскорбления

Если противоправное лицо совершил действия, которые воспрепятствовали ходу службы в храме или провел соответствующие мероприятия, которые помешали функционированию религиозного объединения, то предусматриваются наказания в виде:

  • Заключения под стражу до трех месяцев;
  • Выполнения общественных работ до 365 дней;
  • Исполнения принудительных работ до 15 суток;
  • Штрафной санкции до 300 тыс. рублей* или в объеме ежемесячной оплаты труда до 2 лет.

В случае если человек использовал свое положение для препятствия службе или работе церкви и применял угрозы с принуждением, чтобы оскорбить или осудить действия церкви или ее приверженца, тогда ему грозит:

  • Тюрьма на 2 года;
  • Выполнение общественных и принудительных работ на судебный срок до 2 лет;
  • Уплата штрафной санкции до 200 тыс.рублей* или суммарный доход за 1 год.

Когда препятствовать религиозным объединениям допустимо

Есть такие ситуации, когда воспрепятствовать действию религиозной организации стоит и нужно. Примером служит то, когда сотрудники совершают противоправные действия:

  • Вынуждают разрушить брак и посягают на свободу и права граждан;
  • Совершают экстремистские действия, препятствуют получению образования, склоняют к самоубийству или к отказу от медицинских услуг при необходимости;
  • Нарушают социальный порядок с мерами, которые предпринимаются государством, чтобы обеспечить безопасность людей;
  • Наносят ущерб нравственной среде или здоровью участников, заставляя употреблять наркотические с психотропными, гипнотическими средствами;
  • Угрожают либо насилуют участников, заставляют принять какие-то нелегитимные действия.

Представленные действия - незаконные деяния, которые могут послужить основой, чтобы привлечь участников и организаторов к уголовной ответственности.

Когда нужно препятствовать церкви

Что делать верующему при оскорблении

Если верующего человека публично оскорбили или унизили, тогда он может сразу обратиться в часть полиции, так как подобные действия считаются нарушением прав и свобод гражданина. При обращении в полицию, верующему нужно написать письменное заявление со сноской на статью уголовного кодекса. При нападении, физическом насилии и издевательстве требуется позвонить в правоохранительные органы и вызвать патруль.

Куда подавать жалобу, как составить

Жалоба подается в правоохранительные органы напрямую или через их интернет-сайт. При ее составлении нет строго установленных нормативов, однако в ней должна присутствовать информация:

  • О лице, который нарушил правопорядок (если лицо неизвестно, его нужно подробнее описать);
  • О действиях, словах или поступках, которые были конкретно совершены в адрес потерпевшего;
  • О пострадавших лицах.

Не факт, что обвиняемый человек или группа лиц получат наказание по ряду статей из российского уголовного кодекса, не только за оскорбление чувств верующих.

Как доказать факт оскорбления

Чтобы доказать факт оскорбления религиозных чувств ук РФ по норме 148, требуется опросить потерпевших, найти основных свидетелей или предоставить в отделение правоохранительных органов фото-, видео-материалы, свидетельствующие о факте правонарушения.

Дополнительная информация! Также в случае физического насилия, может пригодиться медицинское заключение о нанесенном вреде организму. При нанесении вреда имуществу, потребуется предъявить поврежденные вещи или материалы, свидетельствующие об этом.

Как доказать факт оскорбления

В целом, чувства верующих - благоговение перед атрибутами и таинствами церкви. За их оскорбление предусматривается уголовное наказание, в зависимости от состава преступления: штраф, общественные работы или тюремное заключение. При нарушении прав подается жалоба в правоохранительные органы.

*Цены актуальны на сентябрь 2018 г.

Религия на протяжении веков играет особую роль в жизни граждан. Законодательство РФ защищает право на вероисповедание. На территории федерации живут люди разных национальностей, рас и народностей, и у всех есть возможность исповедовать любую религию или быть атеистом. Когда один человек унижает другого на почве религиозных взглядов и предубеждений, использует некорректные высказывания и оскорбления в адрес чужой веры - это уголовное преступление, за которое предусмотрено наказание по статье 148 УК РФ «Оскорбление чувств верующих».

Дела о привлечении к ответственности являются довольно сложными и запутанными, поскольку в уголовном законодательстве существуют и другие статьи с похожим составом преступления. Чтобы разобраться с тем, кого и когда можно привлечь, какая мера ответственности будет применена за оскорбление религии, необходимо вникнуть в положения статьи 148 УК, проконсультироваться с опытным юристом и разработать персональный план действий.

По какой статье привлекают за оскорбление религиозных чувств

В настоящее время за оскорбление, высказанное публично и выраженное в виде открытого пренебрежения к представителям какого-либо религиозного сообщества, придется отвечать по статье 148 Уголовного кодекса. Ранее (до 2013 г.) к ответственности привлекались лишь лица, препятствующие какой-либо деятельности организаций, исполнению обрядов (к тому же за подобное правонарушение отвечали по КоАП).

Сейчас же список преступных деяний максимально расширен. Безусловно, это не единственная статья, регламентирующая ответственность за неуважение к религии и оскорбления в адрес верующих. В УК РФ также действуют и другие нормы, а именно:

  • статья 213 «Хулиганство» - в п. 2 ч. 1 говорится об ответственности за хулиганские поступки, совершенные на почве религиозных разногласий и ненависти;
  • статья 214 «Вандализм» - предусматривает наказание за осквернение и порчу собственности, предназначенной для обрядов и других религиозных мероприятий;
  • статья 282 - устанавливает меры взыскания за разжигание вражды, унижение достоинства представителей другой веры.

Согласно статье 148 УК за оскорбление чувств верующих предусмотрено наказание, строгость которого зависит от квалифицирующих признаков. Часто к лицам, допускающим некорректные высказывания в отношении религии, применяется штраф на сумму до полумиллиона рублей, а также принудительные (до 3 лет) или обязательные работы (на 480 часов), арест на 90 дней, лишение свободы на один год.

Чтобы пожаловаться на оскорбление религиозных чувств, следует обратиться в полицию и написать заявление, указав персональные данные и описав обстоятельства и детали дела. Не лишним будет привлечение свидетелей, способных подтвердить то, что указанное лицо нарушило закон и высказывалось некорректно в отношении религии потерпевшего.

Как различить оскорбление это или нет

Призвать к ответственности можно только при наличии веских оснований и доказательств того, что действия лица нанесли действительный ущерб и нарушили права и свободы граждан. Важно отличать данное преступление от других. Практика показывает, что для этого следует ориентироваться на ряд признаков, свойственных такому виду правонарушений:

  • публичность - закон не запрещает высказывать свое мнение о религии в любой форме конфиденциально, однако недопустимо действовать подобным образом при других людях;
  • конкретность - высказывания выражают явное неуважение к обществу (конфессии), возможно с помощью нецензурной лексики;
  • цель и умысел - по закону лицо, позволяющее себе утверждения против религии, делает это, чтобы оскорбить верующих.

При обвинении человека в оскорблении чувств верующих последний пункт - наиболее важный. Чтобы лицо понесло должное наказание, прокурору предстоит доказать, что гражданин осознавал и понимал, к какому результату приведут его слова и поступки, ожидал такого эффекта. Если преступление совершалось без намеренного умысла, т. е. косвенно, нарушителю правопорядка удастся уйти от ответственности или добиться смягчения наказания за оскорбления, связанные с вероисповеданием лиц.

Когда человек просто высказывает свое мнение о религии, далеко не всегда оно расценивается как оскорбление чувств верующих. Статья 148 УК будет применяться только, если выражения имеют неприличную форму, приносят вред, оскорбляя честь и достоинство, нарушают свободы граждан. Согласно судебной практике дела об оскорблении в отношении религии решаются сложно и долго, так как законодательство не дает четкой оценки этим понятиям. Выиграть судебное разбирательство удастся только при поддержке опытного адвоката по уголовным делам.

За какие проступки ждет наказание

Чтобы избежать уголовной ответственности, следует понимать, какие действия квалифицируются по статье 148 УК. Все случаи индивидуальны и требуют персонального подхода. Что конкретно подразумевается под религиозными чувствами, нормативные правовые документы не поясняют, однако за некоторые поступки, оскорбления, суждения точно ждет наказание.

Если оскорбление грубое, бестактное и некорректное, гражданин препятствует проведению религиозных обрядов и мероприятий, виновного можно привлечь к ответственности. Когда срыв церемонии происходит по вине должностного лица или человека, использовавшего свои служебные полномочия, наказание за преступление будет ужесточено.

Чтобы определить степень ответственности за оскорбление чувств верующих и назначить наказание, суд должен располагать максимально достоверными сведениями. Для уточнения фактов иногда применяется лингвистическая экспертиза.

Законодательство регламентировало, что все верующие в России разделены на две категории - религиозные группы и организации. Первые объединяют единоверцев, владеющих определенным имуществом на праве собственности, вторые - это группа людей более чем из 10 человек, существующая не менее 15 лет.

На практике оскорбление чувств верующих, нарушение их прав (свобод) признается уголовным преступлением, если лицо, которому высказывания нанесли моральный вред, унизили его честь и достоинство, входит в официальную организацию. Люди, состоящие в религиозных группах, могут отстоять свои права и свободы, но на основании положения Гражданского и Административного кодекса, а не уголовного законодательства.

Равноправие религий перед законодательством

Согласно Конституции все религии в стране отделены от государства. Каждая из них имеет равные права. Никто не вправе навязывать лицу вероисповедание или использовать оскорбления. В пределах федерации живут люди разной веры. Большинство россиян - православные христиане, но эта религия не выделяется среди остальных и не имеет привилегий.

Если законодательство будет выделять одну веру, это приведет к дисбалансу и серьезным последствиям, нарушению прав других жителей. Несмотря на это существует Федеральный закон от 26.09.1997 № 125, где прописано, что православие и другие религии, имеющие историческую ценность, играют особую роль для населения.

Правоохранительные органы призваны защищать права (свободы) всех жителей страны, пресекать всякие оскорбления против религиозных убеждений. Кроме христианства, в России распространены и другие мировые религии, существуют развитые общины лиц, исповедующих:

Все нормы и правила будут действовать только в отношении религий, которые признаны законными. Сатанизм, например, не считается верой, так как несет опасность и не является законным. И отстаивать свои интересы, привлекая лиц к ответственности за оскорбление религиозных чувств, сатанисты не вправе.