Отличие дознания предварительного следствия таблица. Основные отличия дознания от следствия

Действующее уголовно-процессуальное законодательст-во РФ предусматривает в две формы производства предвари-тельного расследования :

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест-вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо-сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв-ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея-тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за-дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

И доз-наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль-ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон-троля, а также прокурорского надзора.

Доказательства, полу-ченные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Поэтому, в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание про-водится по тем же правилам, что и предварительное следст-вие, но за исключением некоторых процессуальным особенно-стей.

Предварительное следствие считается основной формой расследования , так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и га-рантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование боль-шинства уголовных дел осуществляется именно в форме пред-варительного следствия и регулируется положениями отдельной гл. 22 УПК РФ. В свою очередь, дознание является уп-рощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях неболь-шой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании.

Отличия предварительного следст-вия от дознания:

1) В методе уголовно-процессуального регулирования . Так, со-гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст-вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис-ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания. Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

2) В субъектах. Предварительное следствие по уголовным делам осуществ-ляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела предварительное следствие согласно ст. 163 УПК может быть поручено сразу нескольким следователям (следственной группе). Лишь при необходимости быстрого обнаружения и закреп-ления следов преступления, незамедлительного собирания до-казательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает так-же и орган дознания (ч. 1-3 ст. 157 УПК).

3) В сроках. Для предварительного следствия по сравнению с дознанием законодатель устанавливает более длительные , которые к тому же не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК).

4) В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем — . В зависимости от характера совершенно-го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де-ла привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет-ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого.

5) В способе формирования позиции стороны обвинения для по-следующего судебного разбирательства. Предварительное след-ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение. В случаях, требующих изменения или дополнения предъявленного обвинения в порядке ч. 1 ст. 175 УПК, проце-дура привлечения лица к уголовной ответственности должна быть повторена применительно к каждому новому обвинению. Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини-тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

6) В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель-ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея-тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые соблюде-ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф-фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Законодатель устанавливает различные полномочия проку-рора и правила прокурорского надзора за дознанием и предвари-тельным следствием. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име-ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно-го следствия устранения нарушений федерального законо-дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно-мочия.

Предварительное следствие

Дознание

Субъекту

следователь

дознаватель

2 месяца со дня возбуждения УД

Объем процессуальной деятельности

Следователь возбудив УД, добыв достаточное кол-во доказательств – выносит постановление о придании статуса обвиняемого.

При производстве дознания отсутствует самостоятельная процедура привлечения лица в качестве обвиняемого, его заменяет обвинительный акт, который одновременно является итоговым документом, завершающим дознание

При производстве дознания обвиняемый, его защитник, законный представитель, протерпевший, его представитель, гражданский истец/ответчик их представители знакомятся с материалами УД одновременно с ознакомлением (вручения) обвинительного акта в то время как при производстве предварительного следствия существует самостоятельная отдельная процедура ознакомления с материалами УД, где участники процесса имеют возможность заявлять ходатайства, направленные на проведение предварительного расследования и проведение судебного разбирательства.

По объему процессуальных гарантий участников процесса предварительное следствие выгодно отличается от дознания Дознание ведется в отношении подозреваемого т.к. обвиняемый появляется с момента составления обвинительного акта, т. Е. после завершения расследования, следовательно обвиняемый лишен возможности осуществить своё право на защиту в стадии предварительного расследования ввиду отсутствия самостоятельной процедуры ознакомления с материалами УД в процессе предварительного расследования обвиняемый, его защитник, законный представитель, потерпевший, его представитель, гражданский истец/ответчик, их представители лишены возможности реализовать свои права на этом этапе расследования.

Указанные гарантии в полном объему действуют на предварительном следствии.

По форме окончания производства по делу

Предварительное расследование заканчивается:

Вынесением постановления о направлении УД в суд для применения мер принудительного медицинского характера

Дознание заканчивается:

Составление обвинительного акта

Составлением постановления???

По уровню самостоятельности

Дознаватель обладает меньшими гарантиями независимости, если он не согласен с указаниями прокурора, либо начальника органа дознания, он вправе их обжаловать но не приостанавливая исполнение.

Следователь вправе обжаловать указание руководителя следственного органа по важнейшим вопросам следствия, а также постановление прокурора о возвращении дела на дополнительное расследования не исполняя их требования

Сходства дознания и предварительного следствия

    Основывают свою деятельность в соответствии с одними и теми же принципами уголовного производства.

    Применяют одни и те же общие условия производства предварительного расследования, а также следственные действия

    Результаты полученные в процессе дознания имеют такое же юридическое значение, что и результаты предварительного следствия

Общие условия производства предварительного следствия. Подследственность.

Общие условия – это закрепленные в УПК правила, определяющие наиболее важные требования, предъявляемые к порядку производства процессуальных действий и принятий решения (гл. 21 УПК).

Их значение:

    Устанавливают единый порядок производства по УД, т.е. направлены на обеспечения единообразия и законности

    Способствуют исполнению задач уголовного судопроизводства

Подследственность – это совокупность юридических признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания.

Выделяют 5 признаков подследственность:

    Предметный (родовой) – подследственность УД определяется в зависимости от состава преступления т.е. квалификации по статье УК, по этому признаку разграничивается подследственность между следователями и дознавателями различных ведомств. Например в п.1 ч.1 ст. 151 отнесены составы преступлений, отнесенные к компетенции следователей РФ, п. 2 - следователям органов ФСБ, и т.д.

    Альтернативный – выражается в том, что согласно УПК ПС по одной и той же категории дел в зависимости от определенных обстоятельств осуществляется следователями различных ведомств. Перечень таких составов закреплен в ч. 5 ст. 151 УПК.

    Персональный (личный) – выражается в указании закона на специфику субъекта преступления в зависимости от чего определяется компетенция расследования, эти составы закреплены например в пп. В п.1 ч. 2 ст. 151 УПК

    Территориальный (местный) - позволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предварительного следствия в зависимости от территории, на которую распространяется их юрисдикция

    По связи дел – установлено для ограниченного круга уголовных дел, например ст. 150 УК вовлечение несовершеннолетнего в преступление будет расследоваться следователем того органа к чьей подследственность будет относится то преступление, в которое вовлечен несовершеннолетний

В данной статье исследуются отличительные стороны дознания от предварительного следствия. Рассматриваемая тема является актуальной, потому что данные две формы предварительного расследования имеют как схожие, так и отличительные стороны.

Исследование вопросов осуществляется путем анализа имеющихся научных работ авторов по данной тематике.

Еще одной отличительной особенностью двух форм предварительного расследования является тот факт, что расследование в форме дознания заканчивается составлением обвинительного заключения, прекращением разбирательства. Согласно Э.Н. Алимамедову, «предварительное следствие заканчивается обвинительным заключением, обвинительным заключением с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, прекращением производства, постановлением о направлении уголовного дела в суд для подачи заявления несовершеннолетнему об обязательных мерах воспитательного характера» . Особенностью обвинительного акта, в отличие от обвинительного заключения, является то, что с момента составления данного документа подозреваемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого. Таким образом, обвинительное заключение по своему правовому характеру приравнивается к решению о привлечении лица в качестве обвиняемого, составленному следователем.

Расследования. Формы предварительного расследования и их соотношение

Предварительное расследование – это стадия уголовного процесса, являющаяся основной формой досудебного производства, в ходе которой компетентные органы и должностные лица(следователи и дознаватели) осуществляют деятельность по расследованию уголовных дел.

Назначение предварительного расследования — подготовка уголовного дела для судебного разбирательства, а при отсутствии оснований для судебного разбирательства- его прекращение.

Цели предварительного расследования : раскрыть преступление; изобличить виновного либо реабилитировать невиновного; сформировать доказательственную базу; обеспечить участие обвиняемого в суде и возможность исполнения решения суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Формы предварительного расследования: следствие и дознание (общий порядок и сокращенное)

Предварительное следствие — это основная, наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса.

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Дознание может проводиться в общем порядке, либо в сокращенной форме.

Критерий Предварительное следствие Дознание
Категория дел Тяжкие и особо тяжкие Небольшой и средней тяжести
Уто осуществляет Следователи дознаватели
Органы К следственным органам относятся: -Следственный комитет; -МВД; -ФСБ -ФСКН (который теперь входит в состав нац. Гвардии) Дознание осуществляют дознаватели -органов внутренних дел, -пограничных органов ФСБ, — органов службы судебных приставов, -таможенных органов, -органов федеральной противопожарной службы, Следствие также могут одушевлять следователи СК РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. А также капитаны морских судов, руководители экспедиций и дипломатических представительств.
Сроки 2 месяца со для ВУД, продлить можно до 3 месяцев и до 12 мес.

Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия

30 суток, потом еще на 30 суток в дальнейшем продление до 6 мес, до 12 месяцев
Акт по окончанию расследования Обвинительное заключение Обвинительный акт (обвинительное постановление по делам сокращенного дознания)

20.Общие условия предварительного расследования: понятие, значение и

Система.

Общие условия предварительного расследования — это установленные законом правила, к-е выражают характерные черты предварительного расследования и определяют наиболее существенные требования, предъявляемые к порядку пр-ва след­ственных действий и принятию решения.

Общие условия предварительного расследования как система правовых правил содержат такие правовые требования, к-е обеспечивают в этой стадии осуществление принципов уг. процесса.

К общим условиям относятся решения таких процес. вопросов, как:

1. форма предварительного расследования (таблица – следствие и дознание)

2. подследственность;

3. место пр-ва предварительного расследования;

4. соединение уголовных дел; \/ выделение уг. дела;

5. выделение в отдельное пр-во материалов уг. дела;

6. начало пр-ва предварительного расследования;

7. пр-во неотложных следственных действий;

8. окончание предварительного расследования;

9. обязательность рассмотрения ходатайства;

10. меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

11. недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

2.Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

Правила подследственности устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) — ст. 151 УПК РФ и территориальную (местную) — ст. 152 УПК РФ.

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. Остальные признаки подследственности являются исключениями для предметного признака, которые применяются в силу: особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная , или личная подследственность); связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность).

Итак, согласно положениям статьи 151 УПК РФ предварительное следствие по большинству составов преступлений осуществляется следователями органов внутренних дел РФ .

Ряд особо тяжких и тяжких преступлений (направленных против жизни человека, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности, преступлений террористической направленности, преступлений направленных против основ государственного строя и общественной безопасности) отнесены к компетенции следователей Следственного комитета РФ . Кроме того, к подследственности последних (в том числе при проведении дознания) отнесены преступления совершенные некоторыми должностными лицами (депутаты различных уровней, лица занимающие выборные должности, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и т.д.), а также совершенные в отношении этих лиц, в связи с их служебной деятельностью; тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

Следователи органов федеральной службы безопасности уполномочены проводить предварительное следствие по ряду преступлений, направленных против общественной безопасности и государственной власти, основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества. При этом большинство составов, отнесенных к их компетенции, имеет альтернативную подследственность (указаны в компетенции следователей СК и ОВД), однако, если преступления, предусмотренные статьями 275, 276, 283, 283.1 и 284 УК РФ, совершены должностными лицами Слественного комитета, органов внутренних дел, органов службы внешней разведки и т.д.., следствие проводят следователи ФСБ.

Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ уполномочены проводить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ.

Поскольку значительное количество составов преступлений имеет альтернативную подследственность, ч.5, 6 ст. 151 УПК РФ уполномочивает вести предварительное следствие по этим преступлениям, органу их выявившему, либо органу, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором, который также уполномочен разрешать споры о подследственности. Кроме того, прокурор вправе передать любое уголовное дело, независимо от квалификации деяния следователю Следственного комитета, обосновав свое решение (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК – УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ).

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152).

Согласно ст.152 УПК РФ, как правило, предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

3.Производство предварительного следствия следственной группой детально регламентировано ст. 163 УПК РФ, аналогичного содержания норма-ст.223.2 УПК РФ определяет порядок производства дознания группой дознавателей.

Основанием для создания следственной группы (группы дознавателей) является сложность или большой объем расследования

Решение о создании следственной группы, о назначении ее руководителя, и изменении ее состава принимает руководитель следственного органа (руководитель органа дознания в отношении группы дознавателей), о чем выносится либо отдельное постановление, либо указывается в постановлении о возбуждении дела. К работе следственной группы (группы дознавателей) могут быть привлечены должностные лица органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Состав следственной группы (группы дознавателей) объявляется подозреваемому и обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям, им разъясняется право заявить отвод любому ее участнику.

Руководитель следственной группы (группы дознавателей) принимает дело к своему производству, организует ее работу, направляет деятельность следователей (дознавателей) и принимает важнейшие процессуальные решения по делу: о направлении дела в суд, о выделении, прекращении, приостановлении или возобновлении дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого (о вручении уведомления о подозрении — для дознания), об объеме предъявляемого ему обвинения, о направлении содержащегося под стражей обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар, о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока следствия и перед судом — о получении разрешений на применение соответствующих мер принуждения.

В данной статье исследуются отличительные стороны дознания от предварительного следствия. Рассматриваемая тема является актуальной, потому что данные две формы предварительного расследования имеют как схожие, так и отличительные стороны. Исследование вопросов осуществляется путем анализа имеющихся научных работ авторов по данной тематике.

В теории уголовного процесса, большое количество научных работ различных авторов посвящено теме дознания и предварительного следствия. Основными вопросами исследуемых тем являлось место этих двух форм уголовно-процессуальной деятельности в предварительном расследовании, их отличия друг от друга и особенности каждого как формы предварительного расследования, и все эти вопросы, так или иначе, переплетаются между собой.

Ныне действующая УПК РФ в п. 8 ст. 5 рассматривает дознание, как разновидность предварительного расследования, осуществляемую дознавателем, по уголовным делам в которых осуществление предварительного следствия необязательно. Хотя ранее дознанием именовалось и деятельность, по которым обязательно предварительное следствие. Сейчас же, п. 19 ст. 5 УПК РФ причисляет данную форму к неотложным следственным действиям. В отличие от дознания, предварительное следствие понимается как форма предварительного расследования, состоящая из процессуальных действия и решений, включающая в себя осуществление следственных действий, применение мер уголовного принуждения, привлечение лиц как обвиняемых по делу и т.д.

По словам Н.Н. Апостоловой, «дознание - это только производство неотложных следственных действий (и соответствующих решений)» . Как правильно отмечает В.В. Дронов, «дознание всегда является лишь первым этапом (частью) расследования, а так называемое дознание в полном объеме - это проводимая деятельность органом следствия, при этом ограничивая права граждан» . Вполне оправданно, именовать эти две формы деятельности одинаково, в том числе и уголовно-процессуальную практику дознания.

А вот о существенных различиях в дознании и предварительном следствии, говорит Ю.Н. Кабанцев. Он отмечает, что «дознание - это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем, чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии» . По его мнению, дознание играет роль «раскачки» для дальнейшего, более полного и всестороннего предварительного следствия.

При производстве дознания, орган, осуществляющий данную деятельность, принимает меры по установлению обстоятельств, которые подлежат доказыванию в уголовном деле, руководствуясь при этом, процессуальными правилами предварительного следствия. У этих двух видов деятельности есть много общих сторон: начиная от момента начала и окончания, заканчивая основания производства процессуальных действий. Основными отличиями дознания от предварительного следствия является:

  1. Срок дознания меньше сроков предварительного следствия. Он составляет 30 дней, а первоначальный срок предварительного следствия-2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов продлении срока предварительного следствия нет. Срок дознания, проводимого органом дознания, продлевается прокурором, а срок предварительного следствия продлевается руководителем следственного органа. Существуют различия в причинах продления.
  2. Дознание обычно проводится дознавателем, статус которого отличается от правового положения следователя. Прокурор может давать дознавателю обязательные письменные указание. Донное лицо имеет право обжаловать любое указание прокурора, но в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного распоряжения прокурора, ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения.
  3. При дознании, лицо может быть уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 уголовно-процессуального кодекса, после чего он становится подозреваемым. Если в ходе расследования подозреваемый задержан, расследование должно быть закончено, либо подозреваемому предъявлено обвинение не позднее 10 дней со дня избрания указанной меры пресечения. Если в течение этого срока невозможно составить обвинительный акт, подозреваемому предъявляется обвинение в общем порядке, после чего производство дознания продолжается или отменяется.

Еще одной отличительной особенностью двух форм предварительного расследования является тот факт, что расследование в форме дознания заканчивается составлением обвинительного заключения, прекращением разбирательства. Согласно Э.Н.

Отличительные черты дознания от предварительного следствия

Алимамедову, «предварительное следствие заканчивается обвинительным заключением, обвинительным заключением с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, прекращением производства, постановлением о направлении уголовного дела в суд для подачи заявления несовершеннолетнему об обязательных мерах воспитательного характера» . Особенностью обвинительного акта, в отличие от обвинительного заключения, является то, что с момента составления данного документа подозреваемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого. Таким образом, обвинительное заключение по своему правовому характеру приравнивается к решению о привлечении лица в качестве обвиняемого, составленному следователем.

Исходя из всего вышеотмеченного, две формы расследования имеют как схожие черты, так и отличительные стороны. Основными отличительными чертами дознания и предварительного следствия являются правила проведения расследования, регламентация сроков проведения расследования, наличие исключительной процедуры уведомления о подозрении в совершении преступления. Существенное различие, в зависимости от формы процедур расследования, проявляется в документировании завершения предварительного следствия обвинительным заключением или обвинительным актом.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

1. Приостановление предварительного расследования

Разница между дознанием и предварительным следствием

Розыск обвиняемого и возобновление предварительного расследования

3. Прекращение уголовного дела

4. Окончание предварительного следствия и направление уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения

5. Дознание

1. Приостановление предварительного расследования

Приостановление производства по уголовному делу — это прекращение производства следственных и иных процессуальных действий по уголовному делу на время, до устранения причин его приостановления, предусмотренных ч.1 ст. 208 УПК РФ.

При расследовании уголовного дела порой возникают ситуации, вследствие возникновения которых необходимо предварительное расследование по делу приостановить в целях сохранения сроков следствия.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие основания приостановления предварительного следствия (ст. 208 УПК РФ):

1) в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

2) в случае, когда обвиняемый скрылся от следствия либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;

3) в случае, когда местонахождение обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (например, находится за пределами Российской Федерации);

4) в случае временного тяжкого заболевания обвиняемого, препятствующего его участию в следственных и иных процессуальных действиях, удостоверенного медицинским заключением.

В случае возникновения одного из перечисленных оснований следователь выносит мотивированное постановление о приостановлении предварительного следствия, копию которого направляет прокурору.

Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых. Однако необходимо помнить, что выделение допускается лишь в случае, если этим не будет нарушена полнота и объективность расследования и последующего рассмотрения дела.

В случаях, если лицо, совершившее преступление, не установлено, либо обвиняемый скрылся от следствия, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении срока его производства. В иных случаях оно может быть приостановлено и до окончания срока предварительного следствия.

До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого (допросы свидетелей, производство экспертиз, обыски, выемки и т.д.) и принимает меры к его розыску, используя в том числе и оперативно — розыскные методы, либо установлению лица, совершившего преступление.

Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования. В случае приостановления предварительного следствия по основаниям тяжелого заболевания обвиняемого, при отсутствии реальной возможности его участия в деле по основаниям, об этом уведомляются также обвиняемый и его защитник.

После приостановления предварительного следствия следователь:

1) в случае приостановления предварительного расследования в связи с неустановлением лица, совершившего преступление, принимает меры к установлению лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого;

2) в случае, если местонахождение обвиняемого неизвестно, устанавливает местонахождение обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры к его розыску.

Проведение следственных действий по уголовному делу, приостановленному производством, не допускается. Необходимо также отметить, что если производство по уголовному делу приостановлено в связи с тем, что обвиняемый скрылся от следствия или суда, течение срока давности приостанавливается и возобновляется с момента задержания разыскиваемого лица (ч.3 ст.78 УК РФ). В остальных случаях срок давности не прерывается, и если основания приостановления дела не отпали до истечения срока давности, то по его окончанию, дело подлежит прекращению производством в соответствии с п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Если основания приостановления производства по уголовному делу отпали, либо возникла необходимость проведения следственных действий, которые возможно провести в отсутствие обвиняемого, следователь выносит постановление о возобновлении производства по уголовному делу, о чем извещает заинтересованных лиц: подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, а также прокурор (ч.3 ст.211 УПК).

2. Розыск обвиняемого и возобновление предварительного расследования

В соответствии со статьей 210 УПК РФ, если местонахождение обвиняемого неизвестно, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. К постановлению о розыске прикладывается справка о личности разыскиваемого обвиняемого с указанием всех его анкетных данных, если имеется — то и фотография или дактокарта.

Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.

При наличии оснований, перечисленных в ст.97 УПК РФ (основания избрания меры пресечения), в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случае, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, либо им нарушена ранее избранная мера пресечения, или обвиняемый скрылся, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. По приостановленному в связи с розыском обвиняемого делу следователь регулярно направляет запросы органу, которому поручено производство розыска, о результатах предпринятых розыскных мероприятий, осуществляет координационную работу по направлению розыска.

Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней (после вынесения постановления) передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. При получении материалов объявления обвиняемого в розыск, сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку о происшествиях и преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В оперативно-розыскные органы, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки.

Кроме того, проводится проверка по учетам лиц, содержащихся в ИВС, СИЗО, спецприемниках для административно арестованных, а также по учетам неопознанных трупов и лиц, по состоянию здоровья не могущих сообщить о себе сведения. Если первоначальные проверочные мероприятия не дали результатов, по истечении 10 суток принимается решение о заведении розыскного дела (ст.10 ФЗ об ОРД). При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы формулируются розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указываются необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Если местный розыск не дает результатов, объявляется федеральный розыск. Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска.

Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. Этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее этого срока, если имеются достаточные данные полагать. Что меры местного розыска полностью исчерпаны. Если имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны в страну СНГ, объявляется межгосударственный розыск. На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления.

Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью. По общему правилу, лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска.

Сроки и формы дознания и отличие от предварительного следствия

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Полномочия следователя в уголовном процессе вправе осуществлять следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам, старшие следователи по особо важным делам, служащие в следующих органах:

— Следственный комитет

— следственные органы при МВД

— следственные органы при ФСБ

— следственные органы при ФСКН

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке,

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Основной гарантией этих полномочий является процессуальная самостоятельность следователя , которая выражается в следующем:

1. следователь вправе не согласиться с любым надзорным указанием прокурора

2. следователь в отношении руководителя СО является подчиненным субъектом, а поэтому по общему правилу обязан исполнить все его письменные указания, данные по уголовному делу.

Следователь вправе не согласиться с указаниями руководителя СО по следующим вопросам, касающимся:

— изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю

— привлечения лица в качестве обвиняемого

— квалификации преступления

— объема обвинения

— избрания меры пресечения

— производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению

— направления дела в суд

— прекращения уголовного дела

При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа, который либо утверждает эти указания, либо отменяет их.

20.Орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель в уголовном процессе.

Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Полномочия по производству дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Возбуждение уголовного дела Где учиться на следователя

Предварительное расследование - вторая стадия уголовного процесса, в которой органы предварительного следствия и дознания в установленном законом порядке осуществляют деятельность, направленную на раскрытие преступления, всесторонне и объективно исследуют обстоятельства дела, изобличают лиц, виновных в совершении преступления, обеспечивают их привлечение к уголовной ответственности и подготавливают материалы уголовного дела к судебному разбирательству.

Начинается стадия предварительного расследования с вынесения постановления о принятии уголовного дела к производству и заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, постановлением о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

цели : а) раскрыть преступление; б) изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства; г) обеспечить личное участие обвиняемого в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.
Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи : а) поиск, собирание и исследование доказательств по делу; б) обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер процессуального принуждения; г) передача уг. дела в суд либо прекращение уг. дела или уг. преследования.

виды предварительного расследования предусмотрены УПК РФ. По действующему законодательству предварительное расследование может осуществляться только в двух формах : предварительное следствие и дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие . Это объясняется, во-первых , тем, что законодатель относит к данной сфере производство по большинству уголовных дел (ч. 3 ст. 150 УПК РФ); а, во-вторых , допуская по перечисленным в п. 1 ч. 1 ст. 150 УПК РФ составам преступлений возможность производства дознания, законодатель в то же время и это исключение ограничивает предписанием о том, что по письменному указанию прокурора уголовные дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие обязательно также по всем делам в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания либо его исполнение (ч. 1ст. 434 УПК РФ).

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел, следователями прокуратуры, следователями ФСБ, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств.

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст. 5 УПК РФ).

Дознание производится дознавателями и следователями различных государственных органов.Дознание производится в течение 30 суток. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. Далее срок дознания может быть продлен до 6 месяцев при необходимости производства судебной экспертизы прокурором района, города и их заместителями. В исключительных случаях, связанных с запросом о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта до 12 месяцев

ОТЛИЧИЯ: Дознание– это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.

Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

заключается в следующем:

1. Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.

2. Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.

3. Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.

4. Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 20 дней.

5. Продление сроков. Срок следствия может продлеваться до 6 месяцев (прокурорами района, города), до 1 года (прокурором субъекта РФ), и более (Генеральным прокурором). Дознание продлевается максимум на 10 суток.

6. Субъект. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН, дознание – дознавателями ОВД, ФССПР, ГПН.

40!! Общие условия предварительного расследования (сроки, подследственность, соединение и выделение уголовных дел и др.).

Общие условия предварительного расследования - правовые положения (требования) организационно-правового характера, выражающие наиболее важные и специфические черты расследования и обеспечивающие эффективную деятельность по установлению истины.Общими условиями они называются потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок производства по уг. делу на стадии предварительного расследования. Любое отступление от их предписаний является нарушением процедуры досудебного уг. процесса и влечет ряд негативных последствий как для должностных лиц, допустивших это нарушение, так и для расследования по делу в целом.
Значение состоит в том, что их соблюдение способствует всестороннему, полному и объективному расследованию уг. дел в максимально короткие сроки и с наименьшими затратами сил и средств правоохранительных органов.
Общие условия предварительного расследования образуют определенную систему правил (положений), закрепленных в действующем уголовно-процессуальном законе. В эту систему входят правила, в соответствии с которыми определяются :

1) формы предварительного расследования; 2) подследственность уг. дел; 3) место производства предварительного расследования; 4) порядок соединения уг. дел; 5) порядок выделения уг. дела; 6) процедура выделения в отдельное производство материалов уг. дела; 7) начало производства предварительного расследования; 8) производство неотложных следственных действий; 9) порядок и форма окончания предварительного расследования; 10) процедура восстановления уг. дел; 11) обязательность рассмотрения ходатайства; 12) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; 13) недопустимость разглашения данных предварительного расследования.
Подследственность означает совокупность установленных уголовно-процессуальным законом признаков уг. дела, в зависимости от которых определяется форма предварительного расследования и компетенция органа или должностного лица, полномочного вести расследование по данному делу.
Уг. процессу известны следующие признаки подследственности : предметный (родовой); территориальный (местный); персональный; альтернативный; по связи уг. дел.
Родовой (предметный) признак подследственности определяется характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, что находит отражение в его квалификации.
В УПК предусмотрено, какие преступления и кем должны расследоваться исключительно в форме предварительного следствия, а по делам о каких преступлениях можно ограничиться производством дознания. Причем по преступлениям небольшой и средней тяжести прокурор может признать необходимым проведение дознания по уг. делу, по которому оно не признано обязательным.
Местный (территориальный) признак подследственности устанавливает пространственные пределы действия полномочий органов предварительного расследования или должностных лиц и определяется местом совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Персональный признак подследственности, в свою очередь, способствует разграничению компетенции по расследованию уг. дел в зависимости от особых качеств субъекта, совершившего преступление (его возраста, состояния здоровья, служебного положения и т.п.). В частности, УПК предусматривает, что предварительное расследование преступлений «Гос. измена», «Шпионаж», «Разглашение гос. тайны» «Утрата документов, содержащих гос. тайну» УК, является исключительной прерогативой следователей органов фед. службы безопасности.
Альтернативный признак определяет подследственность в тех случаях, когда обязанность производства расследования может быть возложена на один из органов в зависимости от определенных обстоятельств.
Подследственность по связи уг. дел имеет место в случаях, когда предварительное расследование одного дела связано с расследованием другого.
Соединение уг. дел . В соответствии с данным условием в одно производство могут быть соединены уг. дела в отношении:
1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;
2) одного лица, совершившего несколько преступлений;
3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уг. делам;
4) соединение уг. дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.
Основанием для соединения нескольких уг. дел в одно производство является мотивированное постановление руководителя следственного органа.Следует иметь в виду, что после соединения уг. дел срок производства по ним определяется по уг. делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уг. делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.
Выделение уг. дела . В целях оптимального регулирования объема следственного производства и успешного завершения расследования преступлений в возможно краткие сроки дознавателю, следователю предоставлено право выделения уг. дел в отдельное производство, однако при условии надлежащего обеспечения прав участников уг. судопроизводства.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом выделение из уг. дела в отдельное производство другого уг. дела допускается в отношении:
1) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уг. делам о преступлениях, совершенных в соучастии. То есть когда существует необходимость приостановления уг. дела в отношении одного из обвиняемых. Такая необходимость возникает в случаях, когда по уг. делу установлены не все лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, когда один из подозреваемых или обвиняемых скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уг. деле отсутствует, а также в случае временного тяжкого заболевания одного из подозреваемых или обвиняемых, препятствующее его участию в следственных и иных процессуальных действиях;
2) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного по одному уг. делу со взрослым;
3) иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уг. делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.
Уг. дело может быть выделено в отдельное производство и в том случае, если в ходе расследования будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников психическое расстройство наступило после совершения преступления.
Кроме того, по возможности данный вопрос должен быть решен положительно и в том случае, когда уг. дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей, однако один или несколько обвиняемых отказываются от рассмотрения их дела таким судом.
Выделение уг. дела производится на основании мотивированного постановления следователя или дознавателя. Если уг. дело выделено в отдельное производство для расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уг. дела.
Срок предварительного следствия по уг. делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уг. дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уг. дела, из которого оно было выделено в отдельное производство.

41!! Система предварительного следствия.Предварительное расследование - вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда - и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела.

значение стадии предварительного расследования является процесс по собиранию, проверке и оценке доказательств для последующего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом

Целями являются:

  • раскрытие преступления;
  • изобличение виновного в совершении определенного преступления либо реабилитация невиновного;
  • формирование достаточной доказательственной базы для проведения судебного разбирательства;
  • обеспечение личного участия обвиняемого в суде;
  • гарантирование исполнения возможного решения суда о конфискации имущества или возмещении вреда, причиненного преступлением.

задачи:

  • поиск, собирание и исследование доказательств по делу;
  • обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;
  • применение при необходимости мер процессуального принуждения;
  • передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования

Система предварительного расследования складывается из трех его классических этапов:

1) Общего расследования, которое ведется в отношении общего - неопределенного круга лиц). В российском процессе этот этап осуществляется от момента возбуждения уголовного дела до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

2) Суммарное расследование, которое включает в себя суммирование добытых доказательств, предъявление обвинения и выяснение доводов обвиняемого.

3) Специальное расследование, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном этапе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты еще раз проверяется обоснованность обвинительных доказательств и определяется окончательное обвинение. В российском предварительном следствии этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением обвинительного заключения.

Согласно УПК существует и четвертый этап досудебной подготовки - деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.

42. Основания и порядок приостановления и возобновления предварительного следствия. Приостановление предварительного расследования - это временный перерыв процессуальной деятельности лица, осуществляющего производство по уголовному делу, вызванный объективной невозможностью продолжить и закончить расследование в связи с отсутствием подозреваемого или обвиняемого, или лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; начинается с момента вынесения постановления о приостановлении и заканчивается вынесением о его возобновлении или прекращении уголовного дела. После приостановления предварительного расследования такая либо процессуальная деятельность по делу не допускается

Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:
1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уг. деле отсутствует;
4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.
О приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору.
Если по уг. делу привлечено 2 или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уг. дело в отношении отдельных обвиняемых.
По 1 и 2 основанию предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям 3 и 4 предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока.
До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.
Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления предварительного следствия по основаниям 3 и 4 об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник.
После приостановления предварительного следствия следователь:
1) в случае, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого;
2) в случае, если подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам, устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.
После приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается.
Возобновление предварительного расследования означает снятие ограничений.

Предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя после того, как:
1) отпали основания его приостановления;
2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого;
3) прокурором отменено постановление о приостановлении предварительного следствия.
Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении предварительного следствия незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уг. дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уг. дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также на основании постановления руководителя следственного органа в связи с отменой соответствующего постановления следователя.
О возобновлении предварительного следствия сообщается подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору.

43.(точно не уверена в этом вопросе) Основания и порядок прекращения дела (ст. ст. 24 и 25 УПК РФ). Основания и порядок прекращения уголовного преследования (ст. ст. 27, 28, 28.1 УПК РФ). Одной из форм окончания предварительного расследования может стать его прекращение. Во многих случаях оно проявляется в принятии решения, влекущего за собой отказ от производства, как правило, всех следственных действий по конкретному уг. делу, независимо от того, кто привлекался к уг. ответственности. В таких случаях принято говорить о прекращении дела.
Но нередки жизненные ситуации иного плана: не подтверждается достаточными доказательствами причастность определенного лица, привлекаемого к уг. ответственности, к совершению состоявшегося преступления либо выявляются связанные с личностью данного лица обстоятельства, в силу которых дальнейшее производство по делу невозможно или не имеет смысла. Другими словами, речь идет не о прекращении дела в целом, а о прекращении уг. преследования, т.е. об отказе совершать процессуальные действия по изобличению конкретного подозреваемого, обвиняемого.
В УПК основания подразделены на 2 группы: основания прекращения уг. дела и основания прекращения уг. преследования.
Реабилитирующие (влекут полное восстановление репутации конкретного лица, поставленной под сомнение фактом привлечения к уг. ответственности, и служат одной из гарантий возмещения вреда, причиненного незаконными решениями и действиями гос. органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уг. делам): отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; отсутствие заявления потерпевшего, если уг. дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления; наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уг. дела по тому же обвинению; наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя о прекращении уг. дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уг. дела;
Нереабилитирующие: истечение срока давности; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уг. делу необходимо для реабилитации умершего; вследствие акта об амнистии; в связи с примирением сторон; в связи с деятельным раскаянием; в связи с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия; в связи с психическим расстройством лица, совершившего преступление.
Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям :
непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления. Непричастность - неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления.
если уг. дело не может быть возбуждено.
в связи с недостижением возраста уг. ответственности;
в связи с не связанным с психическим расстройством отставанием в психическом развитии, из-за которого несовершеннолетний не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уг. законом.

Прекращение уг. преследования с учетом названных обстоятельств может повлечь за собой применение принудительных мер воспитательного воздействия, в том числе помещение в специальное воспитательное учреждение закрытого типа.
акта амнистии, на основании которого привлекаемое к уг. ответственности лицо освобождается от такой ответственности;
наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или вступившего в законную силу постановления судьи о прекращении уг. дела по тому же обвинению;
отказа Гос. Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказа Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
К числу оснований данной группы относятся также :
деятельное раскаяние подозреваемого или обвиняемого. Под ним понимаются заявление и поступки (поведение) такого лица, свидетельствующие недвусмысленно о его сожалении относительно совершенного им преступления. Поступками такого рода могут быть добровольная явка с повинной, содействие раскрытию преступления, возмещение причиненного ущерба или иное заглаживание вреда, причиненного в результате преступления.
возможность исправления несовершеннолетнего обвиняемого с помощью принудительных мер воспитательного воздействия. По данному основанию в стадии предварительного расследования уг. преследование может быть прекращено в случаях, когда несовершеннолетний привлечен в качестве обвиняемого по делу о преступлении небольшой или средней тяжести.
случаи, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда. Прекращение уг. преследования по данному основанию становится возможным тогда, когда к моменту окончания предварительного следствия выясняется: во-первых, что привлекаемое к ответственности лицо в силу болезненного состояния или иного психического расстройства в момент совершения деяния, запрещенного уг. законом, было невменяемым либо что оно в связи с подобным болезненным состоянием или расстройством, обнаружившимся в ходе расследования дела, не может подвергаться наказанию; во-вторых, что такое лицо по характеру своего психического состояния и поведения не представляет - по заключению судебно-психиатрической экспертизы - опасности ни для себя, ни для окружающих.
Порядок прекращения уг. дела или уг. преследования на стадии предварительного расследования. Для этого порядка характерны следующие положения:
решение о прекращении дела оформляется процессуальным документом, именуемым постановлением о прекращении уг. дела (уг. преследования). Постановление это должно быть мотивированным - с обязательным указанием фактических обстоятельств дела и предусмотренного законом конкретного основания его прекращения. В нем также обязательно должны быть разрешены вопросы о вещественных доказательствах, об отмене меры пресечения, ареста, наложенного на имущество, или иной меры процессуального принуждения;
выносится такое постановление самостоятельно должностным лицом, расследовавшим дело, или прокурором. Изъятием из этого правила являются случаи, когда постановление выносится в связи с примирением подозреваемого или обвиняемого с потерпевшим, деятельным раскаянием подозреваемого или обвиняемого, а также в связи с признанием возможности исправления несовершеннолетнего обвиняемого с помощью принудительных мер воспитательного воздействия. В этих случаях для вынесения постановления дознавателем или следователем требуется согласие прокурора;
в случаях, когда прекращение дела или преследования допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего, в постановлении должно быть отмечено наличие такого согласия;
следователь или дознаватель, прекратив дело или преследование, обязан направить копию постановления осуществляющему надзор за расследованием прокурору, который может отменить его в случае признания незаконным или необоснованным и возобновить производство;
лицу, в отношении которого прекращено уг. преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику вручается либо направляется копия постановления о прекращении уг. дела или уг. преследования. При этом потерпевшему, гражданскому истцу может быть разъяснено право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства в случаях, когда закон допускает это. При прекращении производства по реабилитирующему основанию лицу, незаконно привлекавшемуся к уг. ответственности, вручается соответствующее извещение.
Постановление о прекращении уг. дела или уг. преследования, как и другое процессуальное решение, принимаемое в стадии предварительного расследования, может быть обжаловано не только прокурору, но и в суд.
Прокурор по результатам проверки законности и обоснованности постановления вправе отменить его и своим решением возобновить производство по делу. Несколько иной порядок предусмотрен для случаев, когда жалоба рассматривается судьей: если он признает постановление незаконным или необоснованным, то направляет свое решение (постановление) прокурору для исполнения. Последний при согласии с судьей возобновляет производство по делу и поручает его органу дознания или следователю. В случае несогласия с судьей прокурор вправе войти в кассационную инстанцию с представлением об отмене или изменении постановления судьи.

44. Порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением. Обвинительное заключение: содержание и значение Соотношение обвинительного заключения и постановления о привлечении в качестве обвиняемого ..Прежде чем следователь приступит к составлению обвинительного заключения, он должен выполнить ряд процессуальных действий :

· уведомление об окончании предварительного следствия обвиняемого и разъяснение ему права на ознакомление с уголовным делом как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол (ч. 1 ст. 215 УПК РФ );

· уведомление об окончании предварительного следствия защитника, законного представителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей (ч. 2 ст. 215 УПК РФ);

· ознакомление с уголовным делом потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей (ст. 216 УПК РФ);

· ознакомление обвиняемого и его защитника с уголовным делом (ст. 217 УПК РФ);

· разрешение ходатайств, поступивших от участников уголовного процесса (ст.ст. 122, 121, 219 УПК РФ);

· предъявление участникам уголовного процесса дополнительных материалов, если они появились в результате удовлетворения заявленных ходатайств (ч. 2 ст. 219 УПК РФ);

· составление обвинительного заключения (ст. 220 УПК РФ).

Обвинительное заключение - это последний процессуальный акт, в котором формулируется обвинение, где следователь, основываясь на доказательствах, делает вывод о необходимости привлечения лица к уголовной ответственности, в связи с чем передает уголовное дело прокурору, который после утверждения направляет уголовное дело с обвинительным заключением в суд для рассмотрения по существу. После утверждения прокурором оно получает юридическую силу.

Обвинительный акт - процессуальный документ, в котором дознаватель, основываясь на доказательствах, делает вывод о необходимости привлечения лица в качестве обвиняемого и последующего привлечения его к уголовной ответственности и после утверждения акта начальником органа дознания направляется прокурору для последующего утверждения и направления в суд для рассмотрения (ст. 225 УПК РФ).

Прокурор, получив от следователя уголовное дело с обвинительным заключением, принимает решения, указанные в ст. 221 УПК РФ. После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд (ст. 222 УПК РФ).Решения, принимаемые прокурором по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом, регламентированы в ст. 226 УПК РФ.

Предварительное следствие завершается составлением обвинительного заключения. Что касается обвинительного акта, составляемого в ходе проведения дознания, то он к наступлению данного момента уже должен быть составлен и подписан дознавателем.

Значение названных процессуальных документов определяется тем, что они должны содержать детальное изложение обстоятельств совершенного преступления и четкую формулировку предъявляемого конкретному лицу обвинения. Именно эти процессуальные документы определяют предмет и пределы предстоящего судебного разбирательства . Поэтому они должны быть объективными (опираться на всю совокупность собранных и проверенных доказательств), определенными (а не альтернативными), юридически обоснованными (содержать четкие ссылки на нормы уголовного и уголовно-процессуального законов).

В связи с таким значением названных документов уголовно-процессуальное законодательство детально регламентирует их содержание. В частности ч. 1 ст. 220 УПК РФ указывает на обязательные компоненты обвинительного заключения.

Неотъемлемым приложением к обвинительному заключению являются :

1) список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты с указанием их места жительства и (или) места нахождения;

2) справка о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по40б обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев – о принятых мерах по обеспечению их прав.

Практически таким же образом определены требования и к содержанию обвинительного акта (ч. 1 ст. 225 УПК РФ). Но по некоторым параметрам эти требования не похожи на требования, предъявляемые к содержанию обвинительного заключения. Это выражено, к примеру, в трех не поддающихся четкому объяснению положениях:

1) закон не обязывает указывать в обвинительном акте данные о гражданском истце и гражданском ответчике;

2) он также не обязывает прилагать к обвинительному акту упомянутую справку о мерах пресечения, вещественных доказательствах и т. п.;

3) список вызываемых в суд лиц должен включаться в содержание обвинительного акта.

После подписания следователем или иным лицом, расследовавшим дело, обвинительного заключения и приложений к нему дело направляется прокурору. Обвинительный акт после подписания его дознавателем, ознакомления с ним обвиняемого и его защитника передается вместе с материалами дела для утверждения сначала начальнику органа дознания, а затем – прокурору

Соотношение :Постановление о привлечении в качестве обвиняемого - это процессуальный акт, который порождает правоотношения с определенным лицом, совершившим преступление. Поэтому независимо от числа лиц, привлекаемых в качестве обвиняемых в рамках одного уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого выносится в отношении каждого из них отдельно. При этом формулировка обвинения в постановлении относительно каждого обвиняемого должна конкретизировать действия каждого лица, а также его роль в совершенном преступлении. Является нарушением уголовно-процессуального закона, когда следователь составляет единое постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а затем размножает по числу соучастников, изменяя лишь их личные данные.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого приобретает юридическую силу после его подписания следователем. Именно с этого момента лицо приобретает статус обвиняемого, а в уголовном процессе появляется новый участник с определенными правами и обязанностями. После вынесения постановления следователь обязан предъявить ему обвинение.

Вопросы уголовного права и процесса занимают многих специалистов, а также людей, которые хотят лучше разобраться в тонкостях этой темы. Отличия дознания от предварительного следствия очень существенны. Они напрямую влияют как на статус подозреваемого (обвиняемого) лица, так и на сроки проведения проверочных мероприятий.

Определение

Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.

Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

Сравнение

Таким образом, важнейшее отличие – это составы уголовно-наказуемых деяний и наличие виновного лица. Дознаватели могут расследовать лишь те преступления, которые перечислены в ч.3 ст.151 УПК РФ и по которым имеется подозреваемый, в то время как следователи – любые, помимо тех, что указаны в ч.2 ст.151 УПК РФ.

Дознание проводится в течение 20 дней, при необходимости продлевается на срок до 10 суток. Если до этого времени подозреваемый не установлен, либо он не ознакомился с обвинительным заключением, проводится предварительное следствие.

Выводы сайт

  1. Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.
  2. Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.
  3. Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.
  4. Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 20 дней.
  5. Продление сроков. Срок следствия может продлеваться до 6 месяцев (прокурорами района, города), до 1 года (прокурором субъекта РФ), и более (Генеральным прокурором). Дознание продлевается максимум на 10 суток.
  6. Субъект. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН, дознание – дознавателями ОВД, ФССПР, ГПН.