Российская федерация незаконна.

Активный поток внешних мигрантов, выходцев из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, наблюдается в РФ с начала XXI века. Это связанно с целым рядом причин, начиная от мировой глобализации, и заканчивая банальной потребностью в зарубежных кадрах. Поэтому правовое положение иностранных граждан в РФ в настоящее время является весьма актуальной проблемой.

Правовой статус

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ, а также прочими актами и договоренностями с другими странами.

Начнем с основ правового положения иностранцев. В главном законе России четко прописано, что мигранты имеют одинаковые с россиянами права и обязанности, кроме исключительных случаев:

  • Иностранцы не вправе занимать посты на городской и государственной службе;
  • Иностранцы не имеют избирательного права и не могут сами выбираться на должностные посты в государственные структуры. Эти лица не вправе принимать участие как федеральных, так и региональных референдумах;
  • Иностранцев не призывают на военную или гражданскую службу. Но они могут поступить на контрактную службу или трудиться в ВС РФ и других войсках в качестве наемного персонала;
  • Гражданско-правовое положение иностранцев не позволяет им командовать воздушными судами и входить в состав экипажа военного корабля.

В целом, есть обширный список должностей, на которые запрещено принимать иностранцев.

Правовые режимы

Согласно федеральному закону, мигранту присваивается один из следующих статусов:

  1. Временное пребывание. Относится к иностранцам, в визовом или безвизовом порядке;
  2. Временное проживание. Такой статус определен для иностранцев с ;
  3. Постоянное проживание - иностранцы, оформившие . Эта категория мигрантов имеет аналогичные с россиянами права, вплоть до получения пенсии и разного рода социальных пособий и льгот;
  4. Обладающие дипломатическим иммунитетом;
  5. Получившие статус беженца.

Правовое положение иностранцев в каждой из представленных категорий имеет свои особенности. Всем без исключения иностранцам гарантируется основные права и свободы. Иностранцы с ВНЖ имеют равные россиянами права: на получение пенсий и пособий, на охрану здоровья и прочее. Одними из немногих прав, в которых иностранцы значительно ограничены, являются политические права. Но эти ограничения вытекают из самого понятия гражданства, под которым понимается стойкая связь между лицом и государством.

Въезд в РФ

На законодательном уровне закреплено, что иностранцы вправе приезжать в РФ только с визой. Посетить Россию без обязательного получения въездного документа имеют право граждане ряда стран, с которыми РФ заключила соглашение о безвизовых поездках. Выходцы из Белоруссии, Украины, Казахстана, Киргизии вообще могут посещать РФ по своему национальному паспорту.

Виза открывается в дипмиссии РФ после предоставления пакета документации, соответствующей цели путешествия в Россию. При въезде заполняется миграционная карточка, на которой проставляется дата приезда и допустимый срок проживания в РФ.

Согласно закону «О правовом положении иностранцев» в обязанности мигранта входит обязательная в течение 3 дней с даты въезда в РФ. Для граждан ряда государств ближнего зарубежья установлены другие сроки. К примеру, гражданам Таджикистана разрешено 15-дневное проживание в РФ без постановки на учет, Казахстана - 30 дней. Особый режим действует для Белоруссии, граница с которой практически отсутствует. Граждане этой страны не заполняют миграционные карты и имеют ряд значительный привилегий в РФ перед другими иностранцами.

Временное пребывание

Этот статус получает гражданин другого государства, въехавший в безвизовом или визовом порядке и не имеющий РВП или ВНЖ. Жить в России данное лицо может либо на протяжении действия визы, либо на время, определенное безвизовым периодом. В последнем случае этот срок ограничен 90 днями в каждом полугодии, кроме некоторых случаев.

Когда действие визы или срок безвизового периода заканчивается, иностранец обязан покинуть пределы России, исключение составляет ряд ситуаций:

Стоит учитывать, что срок проживания иностранца может быть как продлен, так и сокращен. Последний вариант возможен при разного рода нарушениях, допущенных мигрантом в во время своего проживания в РФ:

  1. Сообщение ложных сведений и предоставление подложных бумаг для выдачи визы;
  2. Два и более раза за три года мигрант привлекался к административной ответственности (сюда относятся и штрафы от ГИБДД);
  3. Во время своего предыдущего приезда мигрант несвоевременно покинул РФ без уважительных причин, то есть нарушил миграционные правила;
  4. Решение о невозможности проживания иностранца принято в связи с обеспечением государственной безопасности;
  5. Принято решение о ;
  6. Мигрант имеет непогашенную судимость за преступные деяния, совершенные на территории РФ либо другого государства;
  7. Иностранец своевременно не оформил полис ДМС;
  8. Мигрант не предоставил на границе доказательства наличия у него денежных средств для проживания в РФ;
  9. Иностранец включен в ;
  10. Во время своего прошлого приезда в РФ мигрант не оплатил налоги либо расходы, связанные с его выдворением;
  11. Закончился срок допустимого проживания в РФ, то есть иностранец превысил норму в 90 дней на протяжении полугода.

Иностранцы с РВП

Получение РВП - это промежуточный этап между временным пребыванием и постоянным проживанием иностранца или лица без гражданства в РФ, так как следующей миграционной ступенью становится оформление ВНЖ. РВП выдается на 3 года в пределах установленных правительственных квот. Вне системы квотирование его вправе получить некоторые категории иностранцев:

  • Рожденные в РСФСР и имевшие гражданство Советского Союза;
  • Рожденные в России;
  • Имеющие нетрудоспособных родителей или детей - граждан РФ;
  • Состоящих в браке с россиянином;
  • Поступившие на военную службу;
  • Являющиеся участниками Госпрограммы.

РВП не является отдельным документом, а проставляется в виде отметки в паспорте иностранца. Однако , получают РВП в виде самостоятельного документа, который в дальнейшем становится их удостоверением личности. В РВП содержатся основные сведения о мигранте: его ФИО, гражданская принадлежность, дата и место рождения, пол, срок действия.

фото: РВП для иностранных граждан (слева) и лиц без гражданства (справа)

Для оформления РВП иностранец обращается:

  1. В ФМС (с апреля 2016 года — ГУВМ МВД) по месту проживания;
  2. Дипломатическое представительство за рубежом;
  3. Консульство в стране проживания мигранта.

При принятии решения направляются запросы в здравоохранительные органы, МВД, службу судебных приставов, ФСБ и другие госструктуры. По полученным ответам рассматривается возможность выдачи РВП конкретному иностранцу. Этот процесс может растянуться на срок до 6 месяцев. При отклонении заявки подать следующую можно только через год.

В обязанности иностранцев, получивших РВП, входит ежегодное подтверждение своего права на проживание в РФ путем информирования ФМС о своих доходах. К бланку уведомления прикладывается справка о доходах или налоговая декларация.

Плюсы получения РВП для иностранцев очевидны:

  • Легальное проживание в РФ на протяжении 3 лет;
  • Трудоустройство без патента или разрешения на работу;
  • Возможность регистрации ИП или ООО для ведения собственного бизнеса;
  • Свободный въезд и выезд из РФ на протяжении всего срока действия РВП;
  • Получение бесплатного медицинского обслуживания.

Иностранцы с ВНЖ

Стать обладателем ВНЖ мигрант может после года проживания в РФ на основании РВП. Процедура получения ВНЖ начинается со сбора определенной документации и передачи ее в ФМС за полгода до окончания срока действия РВП. Заявка рассматривается на протяжении полугода с даты принятия документации. Но для некоторых групп мигрантов этот вопрос решается в более сжатые сроки:

  1. Участники Госпрограммы и носители русского языка могут получить ВНЖ уже через 60 дней;
  2. Граждане Белоруссии и специалисты высокой квалификации становятся обладателями ВНЖ через 90 дней;
  3. Беженцы - всего через 15 дней.

ВНЖ иностранного гражданина

С момента оформления ВНЖ мигрант приобретает аналогичные с россиянами права, кроме голосования на выборах. Единственным ограничением является необходимость проживать в РФ не меньше 180 дней в году, иначе ВНЖ аннулируется. Иностранцы, получившие этот документ, вправе выезжать из России и возвращаться без ограничений и оформления виз. Для ведения трудовой деятельности не требуются специальные документы. Работодателю, нанимающему иностранцев с ВНЖ, также не нужны дополнительные разрешения.

ВНЖ выдается на 5 лет, в будущем его можно продлить.

Особые категории иностранцев

Ряд иностранцев имеют особые правовые статусы. В первую очередь это специалисты высокой квалификации - иностранцы, имеющие необходимый опыт и знания для работы в определенной сфере деятельности. На таких лиц не распространяется система квотирования, ВКС получают рабочую визу на 3 года и вправе оформить ВНЖ, минуя стадию получения РВП. Основным и по сути единственным условием получения статуса ВКС является размер заработной платы - не меньше 2 млн в год (для научных сотрудников и преподавателей не меньше 1 млн в год).

Еще одна категория иностранцев - лица, обладающие дипломатическим иммунитетом . Это работники дипломатических миссий иностранных государств, расположенных на территории РФ. Под дипломатическим иммунитетом понимается право иностранцев не подчиняться решениям другого государства, его представителей или структур, сюда относится:

  • Налоговый иммунитет. Финансовые операции, которые проводят дипмиссии для своих нужд, не облагаются налогами и сборами;
  • Неприкасаемость дипломатической почты;
  • Неприкосновенность помещения, имущества и транспортного средства. Имущество дипработников нельзя арестовать и подвергнуть обыску;
  • Таможенные преимущества. Багаж, направляемый на адрес дипмиссии, не облагается пошлинами, его не досматривают на общих основаниях.

Особыми правами пользуются иностранцы, которые были вынуждены покинуть свою родину и искать убежища в другом месте, - это лица, получившие статус беженцев . Такие граждане работают без спецразрешений, патентов и квот, проходят бесплатное лечение и получают пенсии.

Сфера труда

Иностранцы могут устраиваться на работу в компании или к частным лицам, самостоятельно выбирать себе специализацию, подписывать трудовые контракты. Работодатель, нанимающий иностранца обязан получить соответствующее разрешение, кроме исключительных ситуаций.

На мигранта также возлагается обязанность получить разрешительную документацию на работу. Однако нужно учитывать, это что условие не касается достаточно обширного круга зарубежных сотрудников:

  1. Иностранцев с ВНЖ и РВП;
  2. Специалистов высокой квалификации;
  3. Беженцев;
  4. Участников Госпрограммы по переселению;
  5. Дипломатического персонала;
  6. Аккредитованными журналистами;
  7. Ученых и педагогов, приглашенных в РФ для занятия научной и преподавательской деятельностью.

Выдача разрешений на работу строго квотирована как по регионам РФ, так и по профессиям. Также квоты устанавливаются при выдаче работодателю разрешения на наем иностранцев. В некоторых областях экономической деятельности трудоустройство иностранца вообще исключено. К примеру, в 2018 году зарубежные сотрудники не могут работать в сфере торговли медицинскими препаратами.

Есть некоторые требования для трудовых мигрантов:

  • Совершеннолетний возраст;
  • Подтвержденные знания русского языка;
  • Срок трудового договора ограничен периодом действия документа, позволяющему иностранцу проживать в РФ;
  • Работать разрешается только в регионе, где было выдано разрешение (за некоторыми исключениями).

На работодателя также накладываются дополнительные требования. Компания обязана проинформировать ФМС о приеме на работу или увольнении иностранного сотрудника. За нарушение этого требования работодатель несет ответственность в виде штрафных санкций, их размер составляет:

  1. до 1 млн - для юридических лиц;
  2. до 70 000 - для ответственных лиц;
  3. до 7 000 - для физических лиц.

08 Декабря 2016, 18:31, вопрос №1467474 Александр , г. Санкт-Петербург

489 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (2)

получен
гонорар 50%

Общаться в чате

Федько Мария

Юрист, г. Москва

Бесплатная оценка вашей ситуации

    2087 ответов

    583 отзыва

Здравствуйте, Александр.

Что является территорией РФ, границы территории РФ.
Александр

Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» государственная территория - это суши, воды, недра и воздушное пространство РФ. В статье первого данного закона есть понятие гос. границы:

Статья 1. Государственная граница Российской Федерации
Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Почему в уставе ООН не фигурирует РФ, но фигурирует СССР?
Александр

В Уставе ООН указаны первоначальные члены ООН на момент его принятия(Устав ООН был принят в 1945 году).

В настоящий момент РФ является правопреемником СССР, что закреплено, например, в данной норме:

Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего Федерального закона
3. Настоящий Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерацияявляется стороной в качестве государства - продолжателя СССР.

Соответственно СССР не является субъектом права в настоящий момент времени.


Александр
Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 04.08.2016) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»
Документы, удостоверяющие наличие гражданства
Российской Федерации
45. Наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами:
а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом;
б) дипломатическим паспортом;
в) служебным паспортом;
г) утратил силу с 1 января 2014 года. - Указ Президента РФ от 22.10.2009 N 1180;
д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации;
е) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 настоящего Положения);
ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).

Да, паспорт гражданина РФ удостоверяет гражданство.

получен
гонорар 50%

Здравствуйте Александр!

Действует ли сейчас конституция РСФСР, СССР?
т.к. конституция РФ отменяет конституцию Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, чего быть не может, т.к. РФ появилось в 1991 году.

Согласно «Раздела второго. Заключительные и переходные положения» Конституции РФ

1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.

Дело в том, что в 1992 году В Конституцию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики были внесены изменения и дополнения. Согласно Закона РФ от 21 апреля 1992 года № 2708- I (раздел 1)

В связи с изменением наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика на наименование Российская Федерация - Россия внести в Конституцию (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики следующие изменения:
1. Статью 1 Конституции изложить в следующей редакции:
"Российская Федерация - Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.
Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.
Наименования государства Российская Федерация и Россия равнозначны.".
2. В названии Конституции и преамбуле слова «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» заменить словами «Российской Федерации - России». В наименованиях разделов I, III - VIII, X, XI и глав 8, 13 - 16, 19 - 21, в статьях 2, 4, 7, 10 - 12, 17 - 19, 22, 24, 27, 30, 71, 75, 80, 81 - 84, 86, 87, 92, 97, 102 - 123, 125, 127 - 136, 140, 146, 149, 152 - 157, 160 - 165, 167, 168, 171, 173, 176 - 185 слова «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика», «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» заменить соответственно словами «Российская Федерация», «Российской Федерации»

И в связи с внесенными в 1992 году изменениями в Конституцию РСФСР в Конституции, принятой в 1993 году указано о прекращении действия Конституции Российской Федерации - России 1978 года, а не Конституции РСФСР 1978 года.

Подтверждает ли паспорт РФ гражданство лица? Или паспорт определяет только личность человека.

Паспорт гражданина РФ является одним из основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, и паспорт является также одним из документов, удостоверяющих гражданство РФ.

Многие иностранцы, большая часть которых подданные стран СНГ, едут в Россию не только с целью туризма, но и для трудоустройства и дальнейшего проживания на ее территории. Чтобы регулировать незаконный поток мигрантов, правительством страны разработаны специальные правила пребывания иностранных граждан на территории РФ. Данные нормы регламентируют процедуру въезда в страну, регистрацию мигрантов по прибытии в государство, а также устанавливают перечень документов, подтверждающих легальное нахождение иностранных подданных в РФ.

Следует отметить, что согласно миграционному законодательству России требования относительно легализации в стране не одинаковы для всех иностранцев, все зависит от категории лиц, к которой принадлежит мигрант.

  1. Лица, которым для въезда в РФ требуется виза;
  2. Граждане, которые вправе пересекать границу России без наличия разрешительного документа. К таким лицам относятся подданные тех стран, которые заключили международные соглашения с Россией, дающие право иностранцам на безвизовый въезд на территорию РФ. Помимо этого, безвизовый режим доступен для граждан государств бывшего союза.

Итак, начнем с условий въезда в Россию.

Условия въезда в Россию

Первым делом необходимо сказать, что выполнение требований относительно легализации в России - обязательное условие пребывания на ее территории. Миграционное движение находится под постоянным контролем специальных органов. Нарушение установленных правил грозит привлечением нелегала к ответственности в виде штрафов и даже депортации, как правило, наказание зависит от серьезности проступка.

Если вы хотите свободно находиться в России и, соответственно, не иметь проблем с правоохранительными органами, следуйте предписаниям законодательства, соблюдайте общественные устои, а также проявляйте уважение к традициям и обычаям ее жителей.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Согласно правилам миграции иностранцы, которым для пересечения российской границы не нужна виза, въезжают на территорию РФ при наличии национального паспорта, скажем, как граждане Украины, или же на основании заграничного удостоверения личности (подданные Узбекистана). Все представители данной категории обязаны заполнить и предъявить карту мигранта во время прохождения пограничного контроля.

Особыми привилегиями пользуются граждане тех государств, которые, как и Россия, входят в зону единого экономического пространства. К таким странам относятся:

  1. Беларусь;
  2. Казахстан;
  3. Армения;
  4. Кыргызстан.

Подданные вышеперечисленных государств могут не только свободно перемещаться в пределах этих четырех стран, но и устраиваться на работу, не имея дополнительных разрешений на трудоустройство.

Благодаря существованию Договора о дружбе и сотрудничестве, заключенного между Беларусью и Россией, в отношении белорусских граждан не выдвигается требование о соблюдении правил пребывания на территории РФ. Кроме этого, белорусы при пересечении границы освобождены от таких обязанностей, как:

  1. Прохождение паспортного контроля;
  2. Внесение данных в миграционную карту.

В дальнейшем они имеют право свободно проживать в России и работать в любом ее регионе. При этом получать патент, чтобы устроиться на работу, не нужно.

Требования относительно периода пребывания иностранцев в России

Вторым по важности правилом, невыполнение которого влечет к наложению санкций, является соблюдение дозволенного периода пребывания в стране. На протяжении какого срока можно находиться на территории РФ на законных основаниях, устанавливается соответствующими разрешительными документами.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию по визе , должны покинуть пределы страны в соответствии со сроками, прописанными в разрешении. То есть, период нахождения в РФ напрямую зависит от срока действия визы.

Что касается безвизовой категории иностранцев , то здесь существует несколько правил, исчисления сроков по которым зависит от содержания международного договора, заключенного между правительствами России и той страны, гражданином которой является мигрант. Согласно общему правилу, находиться на территории РФ, не регистрируясь, можно в течение 7 дней . Если обстоятельства складываются таким образом, что необходимо задержаться, тогда мигранту придется зарегистрироваться по месту временного проживания.

Особенности процедуры регистрации мигрантов:

  • Ответственность за прохождение регистрации берет на себя представитель принимающей стороны;
  • От мигранта требуется копия паспорта и миграционная карта;
  • Владельцу дома (квартиры), расположенному по адресу временной регистрации мигранта, нужно представить правоустанавливающие документы на жилье, а также паспорт гражданина РФ.

Согласно правилу 90/180 в 2016 году срок пребывания иностранных граждан в России не может превышать 3 месяцев на протяжении полугода, поэтому после прохождения мигрантом процедуры регистрации он сможет находиться на территории РФ не дольше этого периода.

Основания для продолжительного пребывания мигрантов в России

Для длительного нахождения в стране сроком от 90 дней и более потребуется оформить разрешение на временное пребывание (РВП), что позволит легально проживать в России в течение 3 лет. Разрешение выражено в виде штампа, который проставляется в паспорте мигранта сотрудниками миграционной службы.

  1. Белорусские подданные;
  2. Граждане Туркменистана;
  3. Апатриды;
  4. Высококвалифицированные специалисты и члены их семей.

Следует отметить, что на предоставление РВП существует квота. Однако есть лица, имеющие право на получение разрешения вне квотирования. Это:

  1. Подданные бывших советских стран;
  2. Недееспособные граждане, дети которых - российские подданные;
  3. Лица, родители которых являются недееспособными российскими гражданами;
  4. Супруг (супруга) гражданина (гражданки) РФ;
  5. Граждане, несущие службу в рядах российской армии;
  6. Инвесторы;
  7. Участники программы «Соотечественник»;
  8. Дети, родители которых подали заявление на получение РВП.

Для более длительного нахождения в России потребуется оформить ВНЖ . Документ дает право жить на территории РФ на протяжении 5 лет. По прошествии этого срока его можно пролонгировать, если для этого есть соответствующие основания.

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Комментарий к Статье 74 Конституции РФ

1. Закрепленные в ч. 1 ст. 8 Конституции в качестве основ конституционного строя единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств конкретизируются в комментируемой статье в контексте федеративного устройства России. Названные основы обеспечиваются запретом на установление внутренних таможенных границ, в которых располагались бы таможенные территории. Как указал Конституционный Суд РФ, положения ст. 74 Конституции регламентируют отношения по перемещению финансово-экономических ресурсов в пределах территории РФ и не распространяются на отношения, возникающие в связи с перемещением соответствующих ресурсов через Государственную границу РФ (Определение КС РФ от 16.01.2007 N 22-О*(924). Таможенная граница в Российской Федерации может быть только внешней, она призвана отделять единое экономическое пространство РФ от экономических пространств других государственных образований. Именно поэтому таможенная граница, в принципе, совпадает с Государственной границей РФ. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с ее законодательством (п. 2 и 5 ст. 2 Таможенного кодекса). Особые экономические зоны являются частью таможенной территории РФ: помещенные на их территории товары рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей таможенных платежей, а также применения запретов и ограничений экономического характера (п. 3 ст. 2 Таможенного кодекса). Такие зоны создают более льготный таможенный режим для внешнеторговых операций и каких-либо барьеров на пути движения товаров, работ и услуг на внутреннем рынке не создают.

Не могут на территории РФ устанавливаться пошлины или сборы, ограничивающие свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Это означает, что субъекты РФ не вправе устанавливать какие-либо публичные платежи без санкции федерального законодателя. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.07.1998 N 22-П*(925), подтвердив его позднее в отношении платы за проезд с владельцев или пользователей автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования Республики Татарстан (Определение КС РФ от 19.01.2005 N 40-О*(926).

К иным препятствиям для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств могут относиться, например, выдача органами государственной власти субъектами РФ и органами местного самоуправления разрешений или лицензий на осуществление какой-либо экономической деятельности, ее обязательное согласование ими, а также обязательная сертификация товаров, если это осуществляется без санкции федерального законодателя либо вне надлежащего контроля (включая право преодоления соответствующих решений названных органов) со стороны органов государственной власти РФ. Так, например, Конституционный Суд признал неконституционным такое законодательное регулирование, при котором решение субъекта РФ об отказе в даче согласия на получение федеральной лицензии являлось безусловным препятствием для федерального лицензирующего органа в разрешении вопроса о лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Как указал Суд, подобное регулирование означает ограничение свободы предпринимательской деятельности; перемещение товаров и услуг в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может осуществляться исходя из критериев, определяемых не Российской Федерацией в лице федерального законодателя, а непосредственно субъектом РФ, что приводит к нарушению принципа юридического равенства хозяйствующих субъектов, неправомерному ограничению конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (Постановление от 12.11.2003 N 17-П*(927).

2. Как уже отмечалось, субъекты РФ вправе устанавливать ограничения перемещения товаров и услуг с санкции федерального законодателя. В комментируемом конституционном положении прямо указано, что такие ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом. В то же время такие ограничения возможны не во всех случаях, а лишь тогда, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Например, в условиях чрезвычайного положения на период его действия может предусматриваться установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости (ст. 11 Закона о ЧП). В целях защиты безопасности и здоровья граждан могут устанавливаться меры по стандартизации и сертификации продукции в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании". Целями защиты здоровья граждан оправдываются и ограничения оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"). В целях охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории РФ могут вводиться запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения (ст. 6 Федерального закона "О карантине растений").

Принятие же мер, целью которых является создание конкурентных преимуществ для хозяйствующих субъектов (промышленных предприятий, перевозчиков, посреднических организаций и т.д.), действующих на территории отдельных субъектов РФ (например, обязательная дополнительная сертификация на платной основе продовольственных и иных товаров, поступающих из других регионов), недопустимо.

Современные ученые трактуют территорию государства по-разному. В.С. Борисова определяет ее как признак и часть государственной организации, которая представляет собой пространство, где юридически оформленная в суверенное государство общность людей (социально дифференцированный народ) осуществляет свою власть. По мнению М.Ф. Орловой, территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Будучи пространственной сферой осуществления государственной власти, указывает она, территория государства предполагает территориальное верховенство его власти, то есть исключительное право государственной власти распространять свое действие на людей, предприятия, учреждения и организации в пределах территории государства. Таким образом, по ее мнению, территория как признак государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.

В Конституции РФ неоднократно упоминаются термины "территория" (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 4, ч. 1 ст. 68, п. "б" ст. 71), "целостность Российской Федерации" (ч. 5 ст. 13), "территория Российской Федерации" (ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 74) и "территории ее субъектов" (ч. 1 ст. 67), "целостность и неприкосновенность... территории" (ч. 3 ст. 4), "территориальные органы" (ч. 1 ст. 78), "государственная целостность" (ч. 2 ст. 80), "целостность государства" (ч. 1 ст. 82), "границы территорий" (ч. 2 ст. 131).

Непосредственное понятие государственной территории раскрывается ч. 1 ст. 67 Конституции России: "Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними". Следует обратить внимание, что Конституция РФ, фиксируя составные части государственной территории Российской Федерации, не включает в ее состав недра. "Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает", - пишет И.С. Яценко. Тем не менее, как верно указывает М.В. Баглай, по сложившемуся обычаю до технически доступной глубины они тоже входят в понятие государственной территории. Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2 "Собственность на недра" устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Кроме того, Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. В Конституции говорится, что "Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права" (ч. 2 ст. 67).

В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.

К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:

  • - воды портов;
  • - воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;
  • - воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству
  • - воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.

Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ.

Высотный предел воздушной территории не установлен. В литературе высказывается мнение, что он достигает 100 - 110 км. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отделяет его от космического пространства, подчиненного международному режиму.

Государство может односторонне или по договору ограничить свою территориальную юрисдикцию, передав определенные права другому государству. Наиболее часто встречающиеся случаи представляют соглашения о прямом и транзитном воздушном сообщении и о пребывании иностранных вооруженных сил. Соглашения о статусе своих вооруженных сил на территории других стран Российская Федерация заключила с рядом государств СНГ. По Соглашению с Киргизией 1993 г. Россия получила в аренду места дислокации своих Вооруженных Сил на территории Киргизии. В этих местах установлена юрисдикция России (ст. 14).

В состав государственной территории входят соответствующие участки международных и пограничных рек, а также пограничных водоемов (озер, каналов).

Таким образом, изучив элементный состав территории РФ, можно констатировать, что территорию Российской Федерации образуют:

  • а) сухопутная территория Российской Федерации (17075,4 тыс. кв. км);
  • б) водная территория, включающая установленную Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. 12-мильную зону территориальных вод;
  • в) земные недра в пределах сухопутной и водной территории;
  • г) воздушное пространство до его границы с космосом.