Досудебное уголовное судопроизводство включает в себя стадии. Досудебное производство в уголовном процессе

Уголовный процесс представляет систему. Bсякая система - это такая совокупность составляющих ее элементов, которые имеют определенные связи между собой и со средой. Как система уголов­ный процесс представляет совокупность стадий уголовного процесса.

Следует различать семь обычных стадий:

1) возбуждение уголовного дела;

2) предварительного следствия и дознания (предварительного расследования);

3) подготовки дела к судебному разбирательству;

4) судебного разбирательства;

5) апелляционного производства;

6) кассационного производства;

7) исполнения приговора.

Кроме того, законодательством предусмотрено две исключитель­ные стадии - надзорного производства и производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Исключительность этих стадий объясняется тремя обстоятельствами:

1) проверкой законности и обоснованности уже вступивших в за­конную силу судебных решений;

2) возможностью их отмены и изменения;

3) узким кругом должностных лиц, полномочных возбудить производство в этих стадиях процесса.

Стадии уголовного процесса отличаются от других его частей тем, что, будучи связаными единством общих задач и принципов, характеризуются пятью признаками:

1) непосредственными задачами, решаемыми в соответствую­щих стадиях;

2) особым кругом субъектов, участвующих в той или иной стадии;

3) специфическими процессуальными действиями, проводимы­ми в определенной процессуальной форме;

4) определенными временными границами;

5) своими итоговыми процессуальными решениями.

Стадия возбуждения уголовного дела и стадия предварительного расследования охватываются понятием «досудебное производство».

Стадия возбуждения уголовного дела - это первая стадия уго­ловного процесса, потому что именно в ней решается основной во­прос о том, начать ли производство по уголовному делу. Это первая и обязательная стадия, которая не только предшествует производст­ву по уголовному делу в других стадиях уголовного судопроизводст­ва, но и неминуема ни для одного уголовного дела. Производимые в ней действия и возникающие при этом правовые отношения, бу­дучи урегулированными уголовно-процессуальными нормами, при­обретают процессуальный характер. Этой процессуальной по своей правовой природе стадии может предшествовать или одновременно с ней вестись оперативно-розыскная, административно-служебная или иная государственная деятельность.

Как всякая самостоятельная стадия, возбуждение уголовного дела имеет свои непосредственные задачи, особый круг субъектов, свои процессуальную форму, временные границы и особые итого­вые решения.

Непосредственными задачами первой стадии являются:

Обнаружение признаков совершенного или подготовляемого преступления;

Определение правовых оснований и выбор соответствующего порядка дальнейшего уголовного производства;

Предотвращение предварительного следствия и дознания, ко­гда в них нет необходимости (ст. 21 и 144 УПК).

Задачи полного раскрытия преступления, изобличения лица, его совершившего, установления всех признаков состава преступления не входят в круг непосредственных задач этой стадии, поскольку они относятся к числу общих задач и решаются главным образом в последующих стадиях уголовного процесса.

Общие и непосредственные задачи, решаемые в стадии, адресо­ваны прокурору, следователю, органу дознания, дознавателю (ст. 21 и 144 УПК). Эти субъекты в пределах своей компетенции наделены полномочиями принимать заявления и сообщения о преступлениях, рассматривать их, при необходимости проверять и разрешать по существу. Иные субъекты, наделенные государственно-властными правами, могут по уполномочию соответствующего должностного лица выполнять вышеперечисленные обязанности.

Начало стадии возбуждения уголовного дела закон связывает с моментом получения заявления и сообщения о преступлении или обнаружения соответствующими органами уголовного судопроиз­водства следов преступления. Такие заявления и сообщения назва­ны поводами для возбуждения уголовного дела (ст. 140 УПК). Сре­ди них заявления о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Структурно производство в стадии представляет собой следую­щие, последовательно сменяющие друг друга, части:

Прием заявления или сообщения о преступлении и его регист­рация;

Рассмотрение и оценка поступивших материалов, проверка с целью получения дополнительных материалов (доказательств);

Разрешение материалов по существу (принятие итогового ре­шения);

Исполнение принятого решения, контроль и надзор за закон­ностью и обоснованностью совершенных и совершаемых дей­ствий и принятых в стадии решений.

Кроме того, при рассмотрении и при проверке заявления или сообщения может приниматься промежуточное решение о направ­лении материалов по подследственности и подсудности с одновре­менным принятием мер к предотвращению или пресечению престу­пления, а равно закреплению следов преступления.

Обычно заявления и сообщения поступают в дежурную часть структурного подразделения органа внутренних дел, работающую круглосуточно. Устные заявления заносятся в протокол, в котором делается отметка о разъяснении ответственности за заведомо лож­ный донос. Такая же отметка должна делаться в случае обращения граждан с письменным заявлением (на этом же заявлении) в от­дельном протоколе.

Убедившись в наличии всех необходимых реквизитов (даты, подписей и т.п.), должностное лицо дежурной части регистриру­ет поступившее заявление в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (Книга № 1), проставляет на заявлении штамп с ука­занием произведенной регистрации. Затем заявителю выдается та­лон-уведомление с указанием в нем даты принятия заявления, ре­гистрационного номера и лица, принявшего заявление.

Завершается работа по приему и регистрации поступившего за­явления докладом дежурного начальнику структурного подразделе­ния органа внутренних дел. Начальник структурного подразделения органа внутренних дел поручает подчиненному должностному лицу проведение предварительной проверки (при необходимости тако­вой) и (или) составление соответствующего промежуточного или итогового решения.

Аналогично регулируется рассматриваемая деятельность и иных органов исполнительной власти, наделенных в соответствии с фе­деральным законом полномочиями по осуществлению оперативно­розыскной деятельности и отнесенных к органам дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК). Особенность процессуального порядка такой проверки заключается в возможности ее проведения с помощью таких прове­рочных действий, как требования, поручения, запросы (ст. 21). Следственные действия в этой стадии по общему правилу не раз­решаются, за исключением осмотра места происшествия (ст. 178).

Каждое поступившее заявление и сообщение о преступлении должно быть рассмотрено, при необходимости проверено и разре­шено в срок до трех суток, в исключительных случаях - до 10 суток со дня получения заявления или сообщения. Эти сроки не подле­жат ни продлению, ни восстановлению.

B пределах общего или исключительного сроков процессуальное решение должно быть не только составлено и подписано, но и в не­обходимых случаях утверждено. Имеются в виду случаи, когда про­изводство по заявлению или сообщению велось дознавателем, чьи постановления, чтобы приобрести юридическую силу, нуждаются в утверждении начальником органа дознания.

Итоговые решения, принимаемые на данной стадии, таковы:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела.

Стадия предварительного расследования - это вторая стадия уголовного процесса, она предваряет производство в суде, предше­ствует его судебному следствию. Выводы, сделанные на данной ста­дии, носят для суда обязательный характер, поскольку жестко опре­деляют пределы последующего судебного разбирательства по делам, направляемым в суд. При прекращении уголовных дел в этой ста­дии выводы являются окончательными.

Стадия предварительного расследования обладает всеми при­знаками самостоятельной стадии уголовного процесса. Ее главное содержание определяется непосредственными задачами. Перечни задач, приводимые в учебной литературе, у разных авторов неоди­наковые и, кроме того, обычно страдают подменой их задачами бы­строго и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных и другими общими целями - задачами уголовного судопроизводст­ва. Главное содержание, суть предварительного расследования - производство следственных действий, преследующих цели собира­ния доказательств. Основной задачей этой стадии является собира­ние доказательств в целях раскрытия преступления, изобличения виновных, привлечения их к уголовной ответственности, огражде­ния от нее и реабилитации невиновных, а также решения других общих задач уголовного судопроизводства.

Стадия предварительного расследования является обязательной по всем делам о преступлениях, за исключением дел частного об­винения, по которым предварительное расследование проводится лишь в факультативном порядке (т.е. если его производство при­знает необходимым суд или прокурор).

Следует различать производство предварительного расследования в собственном смысле слова и производство в одноименной стадии, являющимся более широким понятием.

Производство в стадии на­чинается после возбуждения уголовного дела, а собственно предва­рительное расследование - с момента принятия уголовного дела следователем или органом дознания к своему производству. При возбуждении дела одним органом и при принятии его к производ­ству другим органом временной разрыв между этими актами может быть весьма значительным - чреватым опасностью утраты следов преступления. Это обстоятельство побудило законодателя ввести правило о немедленном после возбуждения дела принятии его к производству расследования (ст. 156 УПК).

Структура стадии складывается из следующих основных этапов (частей):

1) деятельность, связанная с принятием к производству рассле­дования возбужденного уголовного дела;

2) производство неотложных следственных и иных процессуаль­ных действий в целях предотвращения и пресечения преступлений, обнаружения и закрепления следов преступлений, а также вовлече­ния в дело заинтересованных и иных участников расследования;

3) привлечение лица в качестве обвиняемого, предъявление ему обвинения и избрание мер уголовно-процессуального принуждения;

4) производство следственных и иных процессуальных действий с целью уточнения обвинения, вовлечения в дело оставшихся не привлеченными заинтересованных участников процесса;

5) процессуальные действия, связанные с окончанием предвари­тельного расследования, принятием и исполнением итоговых решений;

6) итоговый надзор прокурора за законностью и обоснованно­стью произведенного расследования по делу.

Оставлением в силе принятых итоговых решений органов пред­варительного расследования (полностью или частично) и направле­ния прокурором дела в суд завершается стадия предварительного расследования.

Ввиду особенностей процессуального порядка производства предварительного расследования принято различать две его формы: предварительное следствие и дознание. По этому признаку саму стадию справедливо называют стадией предварительного следствия и дознания.

Предварительное следствие представляет собой урегулированную законом государственную деятельность следователя, выражающуюся в производстве следственных и иных процессуальных действий, на­правленных на раскрытие преступлений, изобличение и привлече­ние виновных к уголовной ответственности, на защиту нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общест­ва и государства, ограждение от неосновательного обвинения и реа­билитацию каждого невиновного.

Предварительное следствие производится по большинству уго­ловных дел о наиболее сложных преступлениях. В законе преду­смотрены дела, по которым предварительное следствие обязательно, и дела, по которым оно проводится факультативно, т.е. только в тех случаях, когда это признают необходимым суд или прокурор (ст. 151 УПК). Предварительное следствие ведется в основном сле­дователями органов внутренних дел, федеральной службы безопас­ности и прокуратуры. Предварительное следствие может проводить­ся также начальниками и заместителями начальников следственных подразделений этих служб, пользующимися при этом полномочия­ми следователя. В ходе следствия участвуют граждане, юридические и должностные лица, наделяемые этими органами особым статусом участников предварительного расследования, обладающих опреде­ленными процессуальными правами и обязанностями (свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые и др.).

Производство предварительного следствия складывается из не­скольких частей, представляющих собой систему процессуальных действий и решений, связанных с принятием дела к производству, выполнением неотложных следственных и иных процессуальных действий, предъявлением обвинения, применением мер уголовно­процессуального принуждения, уточнением обвинения, приоста­новлением (не всегда) и окончанием следствия, а также исполнени­ем итоговых решений по делу.

Дознание проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти государства - органами дознания. Для них производство предварительного следствия - деятельность произ­водная, обусловленная их основными функциями.

К органам дознания относится прежде всего милиция. Это ос­новной и универсальный орган дознания, поскольку милиция осу­ществляет дознание по подавляющему большинству уголовных дел и по любым преступлениям, независимо от сферы общественных отношений, на которые они посягают, и независимо от квалифика­ции преступлений.

B настоящее время оба вида милиции (криминальная милиции и милиция общественной безопасности) являются органами дозна­ния. Милиция является одним из двух элементов (наряду с внут­ренними войсками) системы органов внутренних дел. Законодатель, отказавшись от использования термина «милиция», оперирует тер­мином «орган внутренних дел» (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК). Такими же универсальными органами дознания являются капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок в период отсутствия транс­портных связей, главы дипломатических и консульских представи­тельств (п. 3 ч. 3 ст. 40).

Иные учреждения, органы и должностные лица, уполномочен­ные законом на производство дознания, осуществляют дознание лишь по делам, отнесенных к их ведению. К этим органам дозна­ния относятся:

Командиры воинских частей, соединений и начальники воен­ных учреждений - по делам обо всех преступлениях, совер­шенных подчиненными им военнослужащими, а также воен­нообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных работниками Bооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в располо­жении части, соединения, учреждения (п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК);

Органы ФСБ России - по делам, подследственным следовате­лям этого ведомства (п. 2 ч. 2 ст. 151);

Начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России - по делам о преступлениях, со­вершенных сотрудниками этих учреждений и органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по де­лам о преступлениях, совершенных в расположении этих уч­реждений (п. 5 ч. 2 ст. 157);

Органы Государственной противопожарной службы МЧС Рос­сии - по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 УК;

Органы пограничной службы - по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режи­ма в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континен­тальном шельфе России (п. 3 ч. 3 ст. 157 УПК);

Таможенные органы - по делам о преступлениях, предусмот­ренных ч. 1 ст. 188, ст. 194 УК (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК);

Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Кон­ституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Ар­битражного Суда РФ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312, 315 УК (п. 2 ч. 1 ст. 40, п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК).

Руководители учреждений и органов обладают всеми полномо­чиями органов дознания. Непосредственное расследование обычно ведут специально уполномоченные должностные лица, именуемые дознавателями (ст. 41 УПК). Эти субъекты обладают меньшими процессуальными полномочиями. Процессуальные решения, со­ставляемые этими лицами, приобретают юридическую силу после утверждения актов начальником органов дознания.

Каждая из них имеет большое значение для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших в результате преступлений, а также для охраны невиновных от необоснованного уголовного преследования.

Замечание 1

Главная цель досудебного производства – выявление лица, нарушившего закон, определение его мотива и всех обстоятельств дела. От эффективности и обоснованности деятельности правоохранительных органов на данном этапе уголовного процесса часто зависит судьба конкретного человека.

Досудебное производство в уголовном процессе

Согласно пункту 9 статьи 5 УПК РФ, досудебное производство – это часть уголовного процесса, которая охватывает период с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд.

Досудебное производство подразделяется на две стадии:

  1. возбуждение уголовного дела;
  2. предварительное расследование.

Конституция России возлагает на государство обязанность обеспечить признание, соблюдение, защиту прав и свобод человека и гражданина. Работа полиции и прокуратуры гарантирует охрану наиболее важных общественных отношений и ценностей от преступных посягательств.

Деятельность правоохранительных органов имеет следующие особенности:

  1. нацеленность на защиту законных интересов граждан;
  2. правовосстановительный характер и ориентированность на возмещение вреда;
  3. направленность на привлечение преступника к уголовной ответственности;
  4. использование юридических мер воздействия;
  5. осуществление указанной деятельности уполномоченными органами и должностными лицами исключительно в рамках предоставленной им компетенции;
  6. реализация действий и принятие решений в установленном законом порядке с обязательным соблюдением определенных процедур.

Уголовно-процессуальная деятельность следователя и дознавателя не является лишь механическим выполнением разрозненных действий и принятием отдельных решений. Все действия и решения сотрудников правоохранительных структур объединены общей целью – расследованием совершенного преступления.

В ходе досудебного производства должностные лица компетентных органов вступают в правоотношения, как друг с другом, так и с другими участниками уголовного процесса: подозреваемым, свидетелем, защитником. У них также есть свои права и обязанности, установленные законом.

интернет-биржа студенческих работ">

Рисунок 1. Возбуждение уголовного дела. Автор24 - интернет -биржа студенческих работ

Возбуждение уголовного дела

В соответствии с действующим в России законодательством, уголовное судопроизводство начинается с момента получения правоохранительными структурами сообщения о совершенном преступлении.

Иными словами, как только возникает соответствующий повод, у сотрудников компетентных органов появляется процессуальная обязанность выполнить действия, связанные с разрешением вопроса о возбуждении или отказе от возбуждения уголовного дела.

Непременным условием законности и обоснованности принимаемых решений является строгая регламентация деятельности всех участников уголовного процесса.

Порядок рассмотрения сообщений о преступлении установлен частью 1 статьи 144 УПК РФ. В соответствии с законом, дознаватель или следователь обязан принять и проверить информацию о любом совершенном или готовящемся преступлении.

Уголовно-процессуальная деятельность, связанная с рассмотрением сообщения о преступлении, состоит из следующих элементов:

  1. прием и регистрация заявления о преступлении;
  2. проверка достоверности поступившей информации;
  3. принятие процессуального решения о возбуждении или об отказе от возбуждения уголовного дела.

Непосредственное назначение рассматриваемой стадии судопроизводства заключается в обнаружении следователем или дознавателем признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Замечание 2

Главное значение процессуальной деятельности, связанной с возбуждением уголовного дела, состоит в том, что она служит правовым основанием для всех дальнейших действий и решений, направленных на расследование совершенного преступления и наказание виновных лиц.

Предварительное расследование

Расследование называется предварительным, так как оно предшествует разбирательству конкретного дела в суде. Основу данной стадии уголовного процесса составляет сложный и многообразный комплекс действий и решений следователя или дознавателя.

Структура предварительного расследования включает в себя три этапа:

  1. от возбуждения уголовного дела до привлечения лица в качестве обвиняемого;
  2. от привлечения лица в качестве обвиняемого до принятия решения о прекращении сбора доказательств;
  3. окончание предварительного расследования.

На каждом из вышеназванных этапов перед следователем или дознавателем стоят относительно самостоятельные задачи, решение которых служит непременным условием перехода производства на следующий этап.

Процедура процессуальной деятельности различается в зависимости от того, какое преступление зафиксировано сотрудниками правоохранительных органов. Согласно части 1 статьи 150 УПК РФ, на данной стадии производства по уголовному делу предусмотрено две формы процессуальной деятельности:

  1. дознание;
  2. предварительное следствие.

Разграничение терминов «Предварительное следствие» и «Дознание» всегда было непростым делом. В соответствии с пунктом 8 статьи 5 УПК РФ, дознание – это форма процессуальной деятельности, осуществляемой по уголовному делу, не требующему производства обязательного предварительного следствия.

Дознание включает в себя следующие действия:

  1. установление признаков преступления;
  2. производство неотложных мероприятий по закреплению следов преступления в рамках возбужденного уголовного дела;
  3. расследование преступления в полном объеме, произведенное дознавателем.

От предварительного следствия дознание отличается тем, что оно осуществляется в более короткие сроки и без составления обвинительного заключения.

Таким образом, на стадии предварительного расследования решаются следующие задачи:

  1. создание необходимых предпосылок для разрешения судом уголовного дела;
  2. самостоятельное разрешение уголовного дела в случае его прекращения.

Замечание 3

Следовательно, непосредственным назначением предварительного расследования является установление всех обстоятельств совершенного преступления, а также изобличение виновного лица или лиц.

Досудебное производство в системе уголовного судопроизводства

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс) представляет собой одно из направлений реализации государственной власти, специфика которого обусловлена необходимостью защиты граждан, общества и государства от преступлений как наиболее общественно опасного вида правонарушений. В системе государственного противодействия преступности уголовное судопроизводство имеет приоритетное значение, поскольку признавать лицо виновным в совершении преступления и назначать ему наказание возможно лишь в результате законно проведенного расследования и судебного разбирательства при строгом соблюдении надлежащей правовой процедуры.

С позиции этимологии «судопроизводство» есть производство, осуществляемое судом, что полностью соответствует рассмотрению гражданских, административных и арбитражных дел. Этот же термин законодатель использует и применительно к уголовному производству, где, наряду с судебным разбирательством, осуществляется значительное и продолжительное досудебное производство.

Понятия «уголовное судопроизводство» и «уголовный процесс» тождественны, хотя по буквальному толкованию судопроизводство означает производство в суде, а УПК РФ устанавливает процессуальные нормы, регулирующие деятельность не только суда, но и органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора. Пункт 56 ст.5 УПК РФ в содержание термина «уголовное судопроизводство» включает досудебное и судебное производство по уголовному делу.

В юридической литературе уголовное судопроизводство (уголовный процесс) трактуется по-разному. Авторы акцентируют внимание на тех или иных чертах данной дефиниции. Так, М.А. Чельцовым уголовный процесс определяется только как деятельность суда, прокуратуры, следствия и дознания. Процессуальные отношения не только не включаются в определение, но и прямо утверждается, что они в уголовном процессе не играют существенной роли. При таком понимании уголовного процесса его участники, на которых распространяется деятельность ведущих уголовный процесс органов и должностных лиц и к которым применяются принудительные меры, выступают в качестве объектов односторонних властных полномочий, а не в качестве субъектов права, осуществляющих свои права и выполняющих свои обязанности.

Однако, чаще всего в определения отечественного уголовного процесса включаются три элемента:

  • 1) деятельность (систему упорядоченных действий) органов предварительного расследования, прокурора, суда и других участников уголовного судопроизводства;
  • 2) правоотношения этих органов и должностных лиц как друг с другом, так и с участвующими в деле лицами; 3) обязательную правовую регламентацию деятельности и возникающих на ее основе правоотношений.

Исходя из сказанного, уголовное судопроизводство (уголовный процесс) - это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора, судьи, суда и других участников уголовного судопроизводства при возбуждении, расследовании, судебном рассмотрении и разрешении уголовных дел, исполнении приговоров, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения этих органов и должностных лиц как между собой, так и с другими участвующими в деле лицами.

Досудебное производство, охватывающее в соответствии с п.9 ст.5 УПК РФ период с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу, является частью уголовного судопроизводства. Следовательно, досудебное производство также возможно рассматривать как единство уголовно-процессуальной деятельности и уголовно-процессуальных правоотношений.

Основанная на уголовно-процессуальном законе деятельность дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора и судьи составляет основное содержание досудебного производства. Она имеет определяющее и организующее значение при возбуждении уголовных дел и их предварительном расследовании. Государственные органы и должностные лица несут ответственность за законное производство по уголовному делу, законность и обоснованность принимаемых ими решений.

Конституция Российской Федерации, как известно, возлагает на государство обязанность обеспечить признание, соблюдение, защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.2), частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч.2 ст.8); гарантирует государственную, в т.ч. судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Уголовно-процессуальная деятельность следователя, органа дознания и дознавателя гарантирует государственную защиту названных прав и свобод от преступных посягательств, как наиболее опасной разновидности правонарушений.

Уголовно-процессуальная деятельность является частью более широкого понятия - «правоохранительная деятельность», которое достаточно распространено в теории и практике юриспруденции. Однако отсутствие необходимой ясности в нормативных актах о понятии и содержании этой деятельности, множественность нормативных документов, ее регламентирующих, споры в теории, привели к тому, что данное наименование носит весьма условный характер.

Поскольку исследованию подвергается уголовно-процессуальная деятельность следователя, органа дознания и дознавателя, полномочия начальника следственного отдела, прокурора и судьи на досудебном производстве рассматриваются в контексте осуществления контроля и надзора за уголовно-процессуальной деятельностью указанных субъектов.

Понятие «правоохранительная деятельность» получило освещение в основном с позиций теории государства и права, хотя и здесь единого мнения среди ученых так и не достигнуто. Некоторые из них дают неоправданно широкие определения, к примеру, рассматривая под правоохранительной деятельностью форму осуществления функций государства по охране норм права от нарушений; другие - необоснованно сужают это понятие, ставя знак равенства между правоохранительной деятельностью и борьбой с преступностью либо поддержанием общественного порядка и т.д.

Следует согласиться с А.П. Гуляевым в том, что правоохранительная деятельность - это деятельность специально созданных или уполномоченных на то государственных органов и негосударственных организаций, направленная на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов общественных отношений и осуществляемая в соответствии с законом.

Вместе с тем вполне очевидно, что правоохранительная деятельность характеризуется: направленностью на защиту прав и законных интересов лиц от конкретных посягательств и угроз; правовосстановительным характером и ориентацией на возмещение вреда; направленностью на привлечение правонарушителя к юридической ответственности; использованием юридических мер воздействия; осуществлением указанной деятельности органами и должностными лицами, уполномоченными на то законом и в рамках принадлежащей им компетенции; наличием определенной законом формы этой деятельности, т.е. реализацией ее в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур.

В сфере уголовного судопроизводства реализуется ряд направлений (видов) правоохранительной деятельности: правосудие; судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органа дознания, следователя и прокурора; обеспечение исполнения приговоров; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи, которые можно обозначить общим термином - «уголовно-процессуальная деятельность».

Названные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя и выполняются разными органами и должностными лицами. Это в значительной степени обусловлено единством назначения уголовного судопроизводства, существованием системы принципов, регламентацией уголовно-процессуальным законом. Поэтому уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая на досудебном этапе уголовного судопроизводства, обладает теми же признаками, которые присущи правоохранительной деятельности в целом.

Необъемлемой характеристикой уголовно-процессуальной деятельности, в том числе на досудебном этапе, является ее публичность.

Большинство процессуалистов относит публичность уголовного процесса к его принципам, хотя в УПК РФ данное положение среди принципов уголовного судопроизводства не обозначено. Вместе с тем, установление в качестве базового, основного именно публичного порядка осуществления уголовного преследования (глава 4 УПК РФ) демонстрирует определяющее значение указанного института для уголовного судопроизводства. досудебный прокурор уголовный

Выше отмечалось, что уголовное судопроизводство как разновидность государственной деятельности защищает личность, общество и государство от преступных посягательств, а органы и должностные лица осуществляют свои уголовно-процессуальные полномочия от имени государства.

Надо сказать, что содержание понятия публичности уголовного судопроизводства всегда было дискуссионным. Обычно в литературе указанный принцип определялся требованиями ст.3 УПК РСФСР 1960 года: суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.

Вместе с тем публично-правовую природу уголовного судопроизводства нельзя связывать только с обязанностью возбуждения уголовного дела, установления виновных и т.д. Применительно к досудебному производству следователь, орган дознания, дознаватель обязаны независимо от воли и желания потерпевших и иных заинтересованных лиц выполнить все возложенные на них законом функции. На стадии возбуждения уголовного дела указанные органы и должностные лица должны быстро и обоснованно реагировать на каждый случай обнаружения признаков преступления; на стадии предварительного расследования - выяснить все обстоятельства по делу, проверить все версии о способе преступления, лице, его совершившем, мотивах преступной деятельности, установить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства и т.д.

В этом смысле правомерно сделать акцент на том, что принцип публичности выражается в невозможности для следователя отказаться от производства действий, нужных для правильного разрешения дела, лишь на том основании, что заинтересованное лицо не просит об этом.

Публичность уголовного судопроизводства к тому же означает, что способы и порядок возбуждения и предварительного расследования уголовных дел не могут быть произвольными, они строго определяются законом и составляют общее правило досудебного производства. В этом смысле не будут иметь процессуального характера действия потерпевшего, предпринимаемые им для изобличения виновного по собственной инициативе, без ведома органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, поскольку такой способ уголовного преследования не составляет общего правила, установленного законом.

С публичным характером уголовно-процессуальной деятельности связан ряд обязанностей, который возложен на граждан и должностных лиц. Так, закон обязывает всех граждан оказывать всяческое содействие уголовному судопроизводству (вызов на допрос является для любого лица обязательным и его неявка влечет применение мер принуждения; все учреждения, предприятия, организации, должностные лица и граждане должны исполнять требования, поручения и запросы следователя, органа дознания, дознавателя - ч.4 ст.21 УПК РФ).

Исходя из сказанного, публичность уголовно-процессуальной деятельности на досудебном этапе следует рассматривать как обязанность следователя, органа дознания, дознавателя и других должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, выполнить возложенные на них уголовно-процессуальным законом функции, независимо от воли и желания заинтересованных лиц, в целях реализации назначения уголовного судопроизводства.

Понятие диспозитивности в уголовном судопроизводстве лишь в последние годы подвергается активной научной разработке, поскольку в советский период считалось, что данная категория противоречит принципу установления объективной истины. Основываясь на латинском происхождении термина (dispositio-усмотрение), диспозитивность следует определить как возможность по собственному усмотрению распоряжаться своим субъективным правом.

В литературе одни авторы рассматривают диспозитивность в широком смысле (как свободу любого участника распоряжаться предоставленными законом правами при осуществлении уголовного правосудия) и в узком смысле (как свободу распоряжения правами теми участниками уголовного судопроизводства, которые имеют в деле публичный либо частный интерес). Другие процессуалисты полагают, что диспозитивность - это «право сторон распоряжаться своими правами на уголовный иск (материальная диспозитивность) и процессуальными правами, включая право по доказыванию, в своих процессуальных интересах (формальная диспозитивность)».

Наиболее существенным элементом диспозитивности выступает осуществление уголовного преследования в частном и частно-публичном порядке, когда возбуждение уголовного дела возможно соответственно по заявлению потерпевшего, его законного представителя и представителя либо - по заявлению потерпевшего (ч.2 и 3 ст.20 УПК РФ). Конституционный Суд Российской Федерации признает жалобу потерпевшего не только исключительным поводом к возбуждению уголовного дела частного обвинения, но и в качестве обвинительного акта, в рамках которого осуществляется уголовное преследование.

Закон существенно ограничивает диспозитивное начало уголовного процесса, допуская возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения по усмотрению прокурора, следователи или дознавателя и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч.4 ст.20 УПК РФ). В таких ситуациях частное или частно-публичное уголовное преследование приобретает публично-правовой характер, чем подчеркивается ведущая роль публичности как черты уголовно-процессуальной деятельности.

Исходя из сказанного, диспозитивность уголовно-процессуальной деятельности на досудебном этапе представляет собой право участников уголовного процесса, имеющих интерес в уголовном деле, по собственному усмотрению в пределах, установленных уголовно-процессуальным законом, распоряжаться своими субъективными правами, связанными с началом, ходом или окончанием судопроизводства, в целях реализации своих прав и законных интересов.

Публичный характер уголовно-процессуальной деятельности обуславливает наличие системы контрольных и надзорных полномочий, призванных служить барьером на пути возможного произвола со стороны должностных лиц, осуществляющих досудебное производство, оградить граждан от необоснованного обвинения, осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод. Действительно, реализация задач уголовного судопроизводства достижима лишь при максимальном снижении числа злоупотреблений и ошибок, допускаемых следователем и дознавателем при возбуждении и расследовании уголовных дел.

Тем не менее на практике уровень нарушений закона из года в год остается высоким, о чем может свидетельствовать целый ряд показателей. Так, по 38,4% изученных нами уголовных дел и «отказных материалов» допускались те или иные нарушения закона. Некоторые из них существенно затрудняли, а иногда и препятствовали эффективному осуществлению производства по делу. Наиболее типичными нарушениями закона являлись: принятие необоснованных решений по ключевым вопросам расследования, а также о применении мер принуждения (35,1 % от количества нарушений); несоблюдение процессуальных сроков (53,7%); несоблюдение процессуальной формы при производстве следственных действий (49,5 %); нарушения прав участников процесса (61,8 %).

Как показывает практика, некоторые из таких правонарушений носят преступный характер. Так, по данным Следственного комитета при МВД России, в 2008 году увеличилось количество зарегистрированных должностных преступлений, совершенных лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство (прокурорами было возбуждено 215 уголовных дел в отношении 223 следователей, что на 40 % больше, чем в 2007 году и на 80 % - в 2006 году).

Именно поэтому характерной чертой уголовно-процессуальной деятельности и на досудебном этапе, и в суде является контрольно-надзорный аспект деятельности соответствующих участников уголовного судопроизводства (начальника следственного отдела, начальника органа дознания, прокурора, судьи и суда), который выступает как неотъемлемая часть внутренней структуры всего уголовного процесса.

Содержание уголовно-процессуальной деятельности следователя, органа дознания, дознавателя не есть механическое соединение отдельных разрозненных процессуальных действий и решений. Все эти действия и решения регламентированы законом и направлены на выявление всех обстоятельств совершенного преступления и на реализацию назначения уголовного судопроизводства. Иными словами, уголовно-процессуальная деятельность следователя, органа дознания и дознавателя представляет собой урегулированную уголовно-процессуальным законом систему процессуальных действий и процессуальных решений по рассмотрению сообщений о преступлении и предварительному расследованию уголовных дел.

Содержание досудебного производства, как отмечалось, не исчерпывается системой действий и решений участников уголовного судопроизводства. Оно включает в себя также правоотношения названных органов и должностных лиц с другими лицами, в том или ином процессуальном положении вовлекаемыми в производство по уголовному делу. Для такого участия закон наделяет их процессуальными правами или обязывает к совершению конкретных действий. В содержание досудебного производства включаются также правовые отношения органов предварительного расследования, а также прокурора и судьи между собой.

В свете изложенного очевидно, что действия обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства не совершаются помимо процесса, а включаются в него; что участники судопроизводства, на которых распространяется деятельность органов и должностных лиц, не являются объектами их властных полномочий, а выступают как субъекты, своими действиями реализующие свои права и выполняющие обязанности. Таким образом, досудебное производство не может рассматриваться как деятельность должностных лиц с односторонними властными полномочиями. Концепция односторонних властных полномочий неправильна в своей основе и противоречит гуманистической природе отечественного уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальные правоотношения как составляющая досудебного производства есть возникающие на основе закона конкретные связи между участниками уголовно-процессуальной деятельности, характеризующиеся наличием субъективных прав и обязанностей. Правоотношения пронизывают все стадии уголовного процесса, в т.ч. досудебный этап; нет действий, совершаемых помимо правоотношений, как нет участников уголовного судопроизводства, которые могли бы реализовывать свои права или исполнять обязанности вне правоотношений.

Уголовно-процессуальные правоотношения имеют важное значение для механизма правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности. Следует согласиться с В.П. Божьевым в том, что процессуальные правоотношения представляют собой средство реализации нормы права и являются связующим звеном между нормой и тем результатом, для достижения которого принята та или иная процессуальная норма.

В силу публично-правового характера уголовно-процессуальной деятельности уголовно-процессуальные правоотношения обладают спецификой, которая наиболее наглядно проявляется на досудебном производстве, где действие состязательности ограничено. Во-первых, одним из субъектов правоотношений всегда выступает орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями. Без властного начала в уголовно-процессуальных отношениях не будет движения производства по уголовному делу и реализации назначения уголовного судопроизводства. Во-вторых, властным полномочиям органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, противостоят не только обязанности участвующих в деле лиц, но и права этих лиц для защиты своих прав или прав представляемых. В-третьих, самостоятельные уголовно-процессуальные правоотношения между участвующими в деле лицами, в том числе между обвиняемым и его защитником, отсутствуют. Эти лица связаны непосредственно правоотношениями не друг с другом, а с соответствующими органами или должностными лицами. Наконец, специфика уголовно-процессуальных правоотношений состоит в особенностях отношений между органами и должностными лицами, осуществляющими досудебное производство.

Для уголовного судопроизводства вообще, и досудебного производства, в частности, первостепенное значение имеет вопрос о задачах данной деятельности. Дело в том, что формы судопроизводства на каждой из стадий уголовного процесса приспособлены к выполнению единых задач, сформулированных для всех участников, осуществляющих уголовное судопроизводство. При этом законодатель, конструируя такие формы уголовно-процессуальной деятельности, выбирает такие процессуальные средства, которые позволили бы реализовать задачи в кратчайший срок, наиболее эффективно с точки зрения решения основного вопроса уголовного процесса, а также с максимальным обеспечением прав участников уголовного судопроизводства. Иными словами, задачами уголовного судопроизводства, наряду с принципами, определяется все его содержание, построение отдельных этапов, стадий и институтов.

В отличие от УПК РСФСР 1960 года, где в ст.2 определялись задачи уголовного судопроизводства, в ст.6 УПК РФ вместо формулировки задач вводит новый термин - «назначение уголовного судопроизводства».

Нельзя не признать, что в прошлом произошло смещение задач уголовного судопроизводства в сторону борьбы с преступностью; все внимание акцентировалось на быстром и полном раскрытии преступлений, снижении показателей преступности, что приводило к обвинительному уклону в деятельности следователя и органа дознания. В то же время проблемы правовой защищенности личности, охраны интересов общества оставались в стороне.

Приоритет общечеловеческих ценностей, провозглашенный Конституцией Российской Федерации, обусловил корректировку задач уголовного судопроизводства. При анализе ст.6 УПК РФ не трудно убедиться в том, что законодатель формулирует назначение уголовного судопроизводства, сгруппировав их в два блока. От осуществляющих производство по уголовным делам органов и должностных лиц требуется, чтобы они обеспечивали по каждому уголовному делу: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. При такой трактовке назначения уголовного судопроизводства законодатель подчеркивает не карательную, а правозащитную, гуманистическую сущность этого вида правоохранительной деятельности.

В п. 1 ч. 1 ст.6 УПК РФ сформулирована главная задача уголовного судопроизводства - защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. На протяжении многих десятилетий механизмы уголовной юстиции совершенствовались в системе «государство - преступник», тогда как проблемы правового положения жертвы преступления оставались без внимания государства. Как отмечалось, в течение последних лет криминогенная ситуация в России остается достаточно сложной: по данным МВД России только в 2008 году в результате преступных посягательств погибли и получили тяжкий вред здоровью около 150 тысяч человек, всего пострадали от преступлений более 2 миллионов человек. По данным независимых экспертов в 2008 году от преступлений пострадали более 38 миллионов человек.

Регламентация в качестве первостепенной задачи уголовного судопроизводства защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений отражает требования международных документов и Конституции Российской Федерации.

В законе сделан акцент также и на защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (п.2 ч.1 ст.6 УПК РФ), что служит не менее важной задачей уголовно-процессуальной деятельности.

Названные задачи конкретизируются в ч.2 ст.6 УПК РФ. Действительно, защита лиц от преступлений, в частности, находит выражение в уголовном преследовании лиц, совершивших эти преступления. Поскольку реализация уголовной ответственности, предусмотренной уголовным законом, невозможна без уголовного преследования, в ч.2 данной статьи подчеркнуто, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Исходя из смысла ч.2 ст.6 УПК РФ, к средствам достижения задач уголовного судопроизводства отнесено:

  • 1) уголовное преследование виновных;
  • 2) назначение виновным справедливого наказания;
  • 3) отказ от уголовного преследования невиновных;
  • 4) освобождение невиновных от наказания;
  • 5) реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Важно отметить, что закон не просто называет, но и подробно регламентирует каждое из указанных средств, устанавливая виды уголовного преследования и обязанность его осуществления; основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования; основания возникновения права на реабилитацию, виды и порядок возмещаемого вреда реабилитированному и т.д.

В рамках реализации назначения уголовного судопроизводства в целом непосредственной задачей досудебного производства является создание необходимых предпосылок для последующих судебных стадий. Рассматривая проблему соотношения досудебного производства и судебного разбирательства, нельзя не отметить, что для современного отечественного уголовного судопроизводства характерно отделение процессуальной деятельности на досудебных стадиях от производства в суде. Эта деятельность осуществляется различными государственными органами, независимыми друг от друга, хотя и связанными единством задач. Однако это обстоятельство не должно служить основанием для утверждения о том, что вся уголовно-процессуальная деятельность на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, не будучи отправлением правосудия, имеет вспомогательный, субсидиарный по отношению к судебному разбирательству характер. Каждая досудебная стадия обладает самостоятельным значением и занимает свое, достойное место в системе уголовного процесса. Уголовный процесс не перестает быть процессом, если уголовное дело пройдет лишь часть его стадий, найдя окончательное на законных основаниях разрешение в досудебном производстве - в стадиях возбуждения уголовного дела или предварительного расследования.

Так, непосредственное назначение стадии возбуждения уголовного дела состоит в обнаружении следователем, органом дознания и дознавателем признаков преступления, для чего они принимают, рассматривают и разрешают сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Иными словами, конкретные задачи стадии возбуждения уголовного дела можно обозначить следующим образом: установление повода и основания для возбуждения у головного дела; проверка наличия или отсутствия оснований отказа в возбуждении уголовного дела; принятие мер по сохранению следов преступления.

Задачи предварительного расследования заключаются в создании необходимых предпосылок для разрешения судом уголовного дела, а также в самостоятельном его разрешении в случае принятия решения о прекращении уголовного дела. Следовательно, непосредственным назначением данной стадии служит установление обстоятельств совершения преступления, изобличение лица или лиц, виновных в его совершении.

Список использованной литературы

  • 1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.
  • 2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. - М, 1993.
  • 3. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью от 29 ноября 1985 года // Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека: Пособие для российских судей. - М., 1993.
  • 4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст.607. №51.Ст.4824.
  • 5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» //СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1; 2001. № 51. Ст.4825.
  • 6. Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 года // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.8. М., 1991.
  • 7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года// СЗ РФ. 2001. № 52. Ст.4921; 2002. № 22. Ст.2027; № 30. Ст.3015, 3020, 3029; № 44. Ст.4298.
  • 8. Федеральный закон от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности»//СЗ РФ. 1995. № 33. Ст.3349; 1999. № 2. Ст.233.
  • 9. Якубович Н.А. Теоретические основы предварительного следствия. М., 2007.

Возбуждение уголовного дела. Уголовное судопроизводство Кыргызской Республики - уголовный процесс смешанного типа. Досудебное производство в таком процессе имеет самостоятельное значение и играет значительную роль в осуществлении назначения уголовного судопроизводства.

Досудебное производство по уголовному делу включает: проверку оснований для возбуждения уголовного дела, принятие решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела; проведение предварительного следствия, которое заканчивается направлением дела в суд, прекращением производства по нему или приостановлением следствия по делу. По мнению многих ученых и практикующих работников, именно эта часть уголовного процесса в настоящее время нуждается в существенном преобразовании.

Первой стадией уголовного судопроизводства является стадия возбуждения уголовного дела, что придает ей одну из главенствующих ролей во всей структуре уголовного судопроизводства, поскольку именно от успехов в данной стадии судопроизводства зависит разрешение цели и задач всего уголовного процесса. Возбуждение уголовного дела в отношении лица является значимым актом, во многом определяющим дальнейший порядок досудебной деятельности.

Несмотря на высокую важность разрешения поставленных перед данной стадией задач, она как зона первичного соприкосновения государства и криминала по-прежнему является слабым звеном современного уголовного судопроизводства. Именно здесь происходит значительное количество случаев нарушения прав граждан и организаций, пострадавших от преступлений, что снижает гражданскую активность населения. Объясняется все это не только злым умыслом и халатностью сотрудников правоохранительных органов, но и внутренними противоречиями стадии возбуждения уголовного дела и регламентирующего ее правового института.

Термин «возбуждение уголовного дела» можно встретить в исторических правовых актах Кыргызской Республики. В законодательстве большинства зарубежных стран отсутствует четкое обособление начального этапа уголовного процесса, и ему не придается такого значения, как, например, стадии производства в суде первой инстанции или стадии предварительного производства (УПК Германии, УПК Франции, Уголовно-процессуальный закон Латвийской Республики и др.) Муравьев К. Сущность процессуального акта о возбуждении уголовного дела в отношении лица // Уголовное право. - 2013. - № 1. - С. 178. .

Вопрос о том, что же следует понимать под возбуждением уголовного дела и является ли оно стадией уголовного процесса в уголовно-процессуальной литературе, ставился и обсуждался неоднократно. В ранних учебных руководствах по советскому уголовному процессу, как отметил Н.Н. Полянский, возбуждению уголовного дела не придавалось значения самостоятельной стадии, о нем говорилось только как о начальном моменте уголовного процесса.

Повод для возбуждения уголовного дела - одно из центральных понятий процессуально-правового института возбуждения уголовного дела. Четкое определение в законе формы и содержания поводов к возбуждению уголовного дела важно для понимания сути и назначения начального этапа уголовного судопроизводства и для совершенствования правового регулирования осуществляемой на данном этапе процессуальной деятельности Шамурзаев, Т.Т. Проблемные вопросы досудебного производства по уголовным делам в Кыргызской Республике [Текст] / Т.Т. Шамурзаев // Казахстанский журнал международного права. - Алматы, 2010. - Вып. 4 (40). --С. 51 -55..

В последние годы в юридической литературе все чаще высказывается идея о необходимости ликвидировать стадию возбуждения уголовного дела. Как правило, обосновываются такие предложения тем, что сохранение рассматриваемой стадии уголовного процесса отвлекает силы и забирает время, необходимые для производства полноценного предварительного расследования. Так, по мнению Л.М. Володиной, стадия возбуждения уголовного дела является «нагромождением правил и сроков проверки, которые лишь мешают оперативному ходу расследования, ведут к утрате доказательственного материала и к тому же постоянно нарушаются». Ненужной считает стадию возбуждения уголовного дела и А.П. Кругликов, который отмечает, что порой за время проверки утрачиваются важные доказательства по делу, что может серьезно затруднить расследование преступления, а иногда сделать невозможным его раскрытие. Соглашаясь с высказанными суждениями, хотелось бы подойти к данной проблеме несколько с иной стороны. Стадию возбуждения уголовного дела действительно необходимо ликвидировать, но не потому, что она порождает определенные проблемы, а потому, что эти проблемы в современных условиях ничем не оправданы, ведь стадия возбуждения уголовного дела более не выполняет тех задач, ради которых она была введена в уголовный процесс.

Внимательный анализ правоприменения позволяет выявить целый комплекс проблем, возникающих в следственной и судебной практике в связи с включением в систему уголовного процесса стадии возбуждения уголовного дела. Начнем с того, что эта стадия занимает отрезок времени, непосредственно следующий за моментом обнаружения преступления, в связи с чем именно в этот период поиск и закрепление следов преступления наиболее плодотворны. Однако познавательные средства стадии возбуждения уголовного дела весьма ограничены, вследствие чего значительная часть информации, содержащейся в следах преступления, которые удается обнаружить органам дознания и предварительного следствия, не может быть закреплена в виде доказательств. Лишь незначительная часть результатов познавательной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела оформляется доказательствами (протоколы осмотра места происшествия, осмотра трупа и освидетельствования). Остальные материалы, полученные в ходе предварительной проверки без соблюдения процессуальной формы (объяснения, различные акты и т.п.), нуждаются в перепроверке в ходе предварительного расследования, что, по сути, означает дублирование деятельности органов расследования, сопряженное со значительными потерями времени и сил Шамурзаев, Т.Т. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве Кыргызской Республики [Текст] / Т.Т. Шамурзаев // Вестник КРСУ. - Бишкек, 2011. Т. 11, №1. - С. 109.

Из-за упущенного времени некоторые следы преступления, обнаруженные в стадии возбуждения уголовного дела, к началу предварительного расследования оказываются утраченными, вследствие чего органы публичного уголовного преследования лишаются возможности сформировать важные для установления обстоятельств преступления и выяснения личности виновного доказательства.

Наконец, нередко правоохранительные органы выносят незаконные и необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела для того, чтобы не расследовать «бесперспективные», с их точки зрения, уголовные дела. Перечисленные проблемы общеизвестны, они возникли не сегодня и, конечно, о них осведомлены не только практические работники, но и законодатель. Не ясно, почему несмотря на все сложности, порождаемые включением стадии возбуждения уголовного дела в систему уголовного процесса, законодатель все же считает необходимым ее сохранять.

«Возбуждение уголовного дела, - писал М.С. Строгович, - правовое основание для всех дальнейших процессуальных действий при расследовании и разрешении уголовного дела. Органы следствия и дознания, прокуратура и суд могут совершать предусмотренные законом процессуальные действия (допросы, избрание мер пресечения, предание суду и т.п.) только в связи с конкретным уголовным делом. Поэтому лишь возбуждение уголовного дела, произведенное правомочным государственным органом с соблюдением установленных законом условий, дает этому органу право совершать все необходимые действия, связанные с расследованием и разрешением дела». Данный подход к пониманию значения стадии возбуждения уголовного дела разделяется многими учеными-процессуалистами и является в настоящее время общепризнанным в юридической науке. Даже Конституционный Суд КР в своих решениях прямо указывает на то, что постановление о возбуждении уголовного дела выступает в качестве законного основания для производства дознания или предварительного следствия по этому делу, в том числе для выполнения процессуальных действий по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Предварительное расследование. На сегодняшний день вряд ли можно найти более дискуссионный в кыргызском юридическом сообществе вопрос, чем проблема реформирования досудебного производства. Вместе с тем затянувшаяся дискуссия по поводу совершенствования предварительного расследования вызывает уже не столько интерес, сколько серьезную тревогу, поскольку многочисленные предложения по реформированию этой стадии уголовного процесса никак не складываются в стройную систему ввиду того, что они порой слишком разноплановы и затрагивают сразу несколько «болевых точек» предварительного расследования Хромова Н.М. Особенности возмещения вреда в судебной деятельности // Журнал российского права. - 2013. - № 11. - С. 184..

Предварительное расследование - это обычно самая продолжительная по времени и насыщенная по количеству произведенных действий и принятых процессуальных решений стадия уголовного процесса. В течение этой стадии производится основное количество процессуальных действий, составляется большинство процессуальных документов, до суда решаются задачи уголовного судопроизводства, реализуются его принципы.

Цель стадии предварительного расследования - на основе достаточных собранных по делу доказательств сформулировать вывод о наличии или отсутствии состава преступления и предварительный вывод о виновности (или окончательный - о невиновности) лица, привлеченного в качестве обвиняемого. Основная задача стадии предварительного расследования - предварительное (досудебное) собирание, проверка и оценка доказательств обо всех обстоятельствах, перечисленных в ст. 82,392, 404 УПК КР. Еще до начала судебного разбирательства следователь (дознаватель и др.) принимает меры к раскрытию преступления, сбору доказательств, достаточных для привлечения к ответственности виновных, а равно для установления отсутствия события (состава) преступления или других оснований прекращения уголовного дела. Тем самым он облегчает последующий ход судебного следствия и освобождает суд от напрасных затрат времени и сил на рассмотрение уголовных дел, по которым бесспорно нет необходимости назначения наказания.

Предварительное следствие является формой расследования, которая регламентируется целой совокупностью уголовно-процессуальных норм. Она направлена на установление события преступления, изобличение лица или лиц, виновных в совершении преступления, сбор, проверку и оценку доказательств, выяснение иных значимых вопросов, с целью создания необходимых предпосылок для раскрытия и расследования преступления, предания обвиняемого суду и разрешения дела по существу.

Действующий уголовно-процессуальный закон закрепляет две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. Оба они направлены на реализацию целей уголовного судопроизводства, основаны на единых принципах судопроизводства, а общие условия предварительного расследования распространяются и на дознание, за отдельными исключениями, предусмотренными УПК КР.

Предварительное следствие объективно занимает центральное место в досудебном производстве, от которого во многом зависит качество судебного производства, законность, обоснованность, справедливость судебных решений по уголовным делам.

Значительная часть уголовных дел, расследуемых в порядке дознания, - это уголовные дела, которые не представляют особой правовой и фактической сложности.

Субъект производства предварительного следствия - следователь (ст. 5 УПК КР).

Реформирование предварительного расследования не завершено и должно быть связано с отделением дознания от предварительного следствия; возложением на дознание функции уголовного преследования под контролем суда и надзором прокурора, а на следствие - функции предварительного разрешения дела с передачей следствия под юрисдикцию судебных органов, лишением его прокурорской опеки и расширением состязательных начал. Более того, прокурорское дознание должно характеризоваться сокращенными сроками, упрощенной процедурой, сочетанием процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляться органами дознания под руководством и надзором прокурора Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.08.2015 г.).

Уголовный процесс- это правовой термин, который связан с правосудием и деятельностью следственных органов при совершении преступления. В каждой стране уголовный процесс ведется по определенным правилам и законам, при этом защищается имеющийся в данном государстве правопорядок от каких-либо преступных посягательств.

Понятие довольно сложное, так как вмещает в себя не только сам процесс, но и стадии, который он проходит. Стадиями называют самостоятельные, но взаимосвязанные части процесса, которые отделяются итоговым решением и характеризуются определенными задачами, кругом лиц и органами, участвующими в деле, процессуальной процедурой и характером уголовных отношений.

Все стадии уголовного процесса имеют ряд свойств, которые являются общими для каждой из них. К этим общим свойствам относятся:

1) Наличие непосредственных задач, которые вытекают из общих заданий судопроизводства.

2) Наличие определенного круга лиц и органов, участвующих в данной стадии.

3) Процессуальная форма (порядок) деятельности, зависимая от содержания задач стадии и особенностей выражения в ней определенных правил и закономерностей.

4) Особый характер уголовных отношений между субъектами уголовного дела.

5) Итоговое решение, завершающее все и отношения, которое влечет за собой переход дела на следующую стадию или на стадию завершения.

Все стадии образуют целостную систему сложного уголовного процесса. Они идут по очереди в определенной последовательности. Итак, рассмотрим основные этапы уголовного процесса детальнее.

Досудебные стадии уголовного процесса

К таким стадиям относятся и процедура предварительного расследования. В первой стадии и полномочные государственные органы устанавливают основания для производства по делу, результатом чего является акт возбуждение уголовного дела. Этот этап является неотъемлемой частью любого дела.

Следующий этап - предварительное расследование. Его производят по возбужденному делу для исследования доказательств с целью установить наличие или, напротив, отсутствие событий преступления, круг лиц, вовлеченных в преступление, размер и характер нанесенного ущерба и другие важные обстоятельства. Бывают случаи, когда стадия предварительного расследования отсутствует. В случае же ее наличия она может закончиться либо прекращением дела, либо направлением такового в суд.

Судебные стадии уголовного процесса

После досудебного расследования дело направляют в суд первой инстанции, где судья знакомится с материалами и принимает определенное решение. Судья может назначить судебное заседание, вернуть дело для дополнительного расследования, приостановить производство, направить дело по подсудности или прекратить его.

Если имеется ходатайство обвиняемого о направлении дела в оно должно пройти предварительное слушание согласно правилам, прописанным в УПК.

После подготовки к заседанию следует одна из самых важных стадий уголовного процесса - это судебное разбирательство. Здесь судом рассматривается дело и решается вопрос о невиновности или виновности подсудимого и о применении определенного уголовного наказания. Как правило, судебное разбирательство завершается вынесением приговора, однако может быть и другой исход: прекращение дела, направление на дополнительное расследование и другие.

В случаях наличия кассационных протестов и жалоб возбуждается кассационное производство, которое состоит в проверке вышестоящим судом обоснованности принятых решений. Далее следует стадия исполнения вынесенного приговора, которая наступает или после рассмотрения дела или сразу же после объявления принятого решения.

Существуют также дополнительные стадии уголовного процесса, такие как возобновление дел по новым обстоятельствам и производство в порядке надзора.