Подход сперанского к решению проблемы политических и гражданских прав в россии. Идеи м.м

Либерализм – политическое течение дворян средней буржуазии, помещиков, перешедших на путь капитализма.

М.М. Сперанский (1772–1839 гг.) – автор плана либерального переустройства России, основные работы: «План государственного преобразования», «Свод законов», «Введение к Уложению государственных законов».

Политическая доктрина М.М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Он отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени:

1) в Средние века – Удельщина;

2) в Новое время – абсолютная монархия;

3) в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав).

Основные позиции:

1. О происхождении государства.

По его мнению государство возникло как общественный союз. Это надклассовая организация для пользы и организации людей. Всякое законное правительство своим происхождением обязано общей воле. Народ является источником силы правительства.

2. Задача государственного преобразования:

а) Россию необходимо подготовить к принятию Конституции;

б) ликвидировать крепостное право немедленно, ибо пока оно есть и сословную конституционную монархию устранить невозможно.

Ликвидацию крепостного права необходимо провести в два этапа:

а) начать с ликвидации земель помещичьих угодий;

б) капитализация земельных отношений;

в) Преобразование следует начать с учреждения умеренных, но коренных законов. Главным законом является закон о земле, выборах, государственном управлении.

3. Система представительных органов:

1) низшее звено – волостная дума в составе помещиков, горожан, имеющих недвижимость и государственных крестьян;

2) Окружная дума – состоит из депутатов волостной думы, первая избирает депутатов в губернскую думу;

3) государственный совет – назначается императором.

4. Высший судебный орган: Сенат, которому подчинены все нижестоящие сенаты. Министры несут двойную ответственность: перед государственной думой и императором или за нарушение принципа законности. Министры скрепляют своей подписью акты государственной власти. Вся полнота власти принадлежит монарху.

В государстве должно быть три группы сословий:

1. Дворянство – несут военную и государственную службу по своему выбору.

2. Среднее сословие – купцы, однодворцы, поселяне, имеющие недвижимость.

3. Народ рабочий – поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Однако данная категория лиц может и не иметь избирательного права.

Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно.

Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно и поэтому монарх не может ни уничтожить законов, ни обезобразить их.

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

М. М. Сперанский (1772–1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему "прозвания" Сперанский (от лат. speranto – надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г. – академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он становится ректором этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника. Александром I Сперанский был приближен к двору, где занимал ряд высоких должностей, последняя из которых – государственный секретарь. Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он получил назначение губернатором в Пензу, а в 1819 г. по ходатайству графа А. А. Аракчеева стал губернатором Сибири. Только в 1820 г. Сперанскому было позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой.

Умер Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного деятеля, сказал о нем: "чиновник огромного размера".

Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал "мрачную систему чувственного материализма" и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, "через правильные законы", жалованные императором народу. "Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года" ("О постепенности усовершенствования Российского").

В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила "правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. – Н. 3.) учредить на непременном законе". Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе". Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может "ни уничтожить законов, ни обезобразить их".

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, "коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой", утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством.

Он полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе положений Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская.

Под политическим рабством он понимал такое состояние, "когда воля одного – закон для всех", а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права.

Под гражданским рабством он понимал подчинение одного класса ("в повинностях личных или вещественных") другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе.

Анализируя связи между этими понятиями, Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. "Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической", и напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. "Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического". Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. "К чему гражданские законы, – восклицает Сперанский, – когда скрижали их могут быть разбиты о камень самовластья!" Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей. Для России настало время переменить существующее положение вещей и установить новый порядок; имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что "темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах".

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее функциональную деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: "О придворных званиях" (3 апреля 1809 г.) и "Об экзаменах на чин" (6 августа 1809 г.). Этими узаконениями вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно.

На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические – в зависимости от размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. "Крепостничество, – писал он, – несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры". "Каким образом, – спрашивал он, – ремесла в городам могут совершенствоваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в рабстве?"

Однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся "к кочевому образу жизни". Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается "древнее право перехода" (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках, ущемлявших их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав (не без основания). На него посыпались обвинения в "возжигании 6yнтов" и даже в «способствовании истребления дворянства».

В конечном итоге судьба "великого чиновника" была решена и он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

К сожалению, реализация его проектов растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II (Сперанский читал цесаревичу Александру Николаевичу курс политических наук), а ограничение верховной власти "на непременном законе" опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II в Манифесте 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и Основных законах Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г., но они, к сожалению, уже не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни, как того хотел великий реформатор.

Анализ развития российской государственности показывает, что в течение столетий государство реализовывало не национальные, а наднациональные проекты. Начиная с московского и до имперского периодов государство принимало вселенские, мессианские роли спасения, причем не своего народа, а человечества. От одного исторического этапа к другому перестраивалась, обновлялась мессианская государственность, но не нация. В ущерб абсолютистской державности была проведена лишь реформа 1861 г., нацеленная сформировать нового субъекта империи уже не в виде дворянства, а просвещенной интеллигенции и свободного народа, однако и она была половинчатой.

На этом фоне реформы Сперанского представляются выделяющимся в отечественной истории примером одной из первых глубоко проработанных и значительных попыток внедрения начал гражданственности и прав человека в условиях самодержавно-крепостного режима.

Сперанский проектировал такие преобразования социально-политического порядка, устройства государства, которые задавали импульс становлению нормального гражданского общества, с равными правами для всех граждан.

Сперанский выступал за постепенное ограничение прав дворянства путем установления права первородства и введения законов, которые уничтожат классовое различие. Должны остаться только «различия мест и должностей». «Дворянин будет носить имя и, если угодно ему, будет им и гордиться. Но правами, ему равными, будет пользоваться вся Россия». Сперанский настаивал на уничтожении привилегии дворян владеть крепостными, крепостного права. На пути к его уничтожению он выделял два этапа: на первом крестьяне должны перейти из личной крепостной зависимости в «приписные», помещик же будет вправе требовать лишь ограниченного набора повинностей; на втором крестьяне должны получить право свободного перехода от одного помещика к другому. Необходимо учитывать, что Сперанский достаточно осторожно высказывал идеи, принципы и правила, которые были предназначены для создания доктрины реформ российского государства и права. Философия реформ Сперанского не была результатом поверхностным заимствования зарубежного опыта, переписыванием европейских конституций, а была продуманным стратегически и тактически планом постепенного внедрения начал конституционализма и гражданства.

Источниками информации о взглядах Сперанского на проблему помещичьих крестьян являются прежде всего два проекта реформ государственных органов и законодательства. Первый обширный трактат Сперанского о пути государственной реформы в России - «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» - был составлен в 1803 г. во время его службы в Министерстве внутренних дел под руководством графа В.П. Кочубея; «Введение к Уложению государственных законов», в котором изложена программа конституционных преобразований, создано в 1809 г. Сперанский участвовал в разработке предложений по изменению положения крепостных в 1808 -1812 гг. В этот период он курировал составление проектов Гражданского уложения и Устава гражданского судопроизводства, в которых не было места для крепостного права. В архиве Сперанского сохранились многочисленные документы, посвященные тому, «каким образом доставить вольность и недвижимую собственность крестьянам». Проблема крепостничества неоднократно возникала в докладных записках, официальной и частной переписке Сперанского.

В 1826 -- начале 1830 гг. Николаем I были предприняты некоторые организационные меры для подготовки проектов реформ. Был создан Комитет 6 декабря 1826 г. для анализа состояния государственного управления. Именно в этой связи Сперанский обратился к своей «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» 1803 г. Документы Комитета 6 декабря 1826 г. непосредственно затрагивали земельный вопрос.

В докладе Николаю I от 31 августа 1827 г. говорилось о необходимости изучить и изложить подробно всю историю правового регулирования крепостничества для того, чтобы иметь возможность принять необходимое решение. Данная задача была выполнена в обширной статье «Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и состояния крестьян». В личном фонде Сперанского хранится ее писарская копия, датированная 3 октября 1836 г. Статья стала итогом размышлений над проблемой рабского положения земледельцев, над правовой основой грядущего освобождения. Сочинение было завершено в то время, когда автор читал курс лекций по теории права наследнику престола.

Таким образом, на протяжении всей своей государственной деятельности Сперанский не раз возвращался к проблеме крепостного права.

В России, как и в Европе, правовое положение крестьян имело два сложных аспекта: личную и имущественную зависимость крестьян от землевладельцев, которая была несоразмерна обязательствам владельцев земли перед крестьянами. Для европейских реформаторов и для Сперанского ключевым принципом было единство прав и обязанностей. Как указывал Сперанский, основой общества были «свободы располагать лицом и собственностью в связи с другими»66. Эти связи нарушались крепостничеством, поскольку, согласно Г.Гегелю, раб как объект права не может иметь обязанностей, их имеет только свободный человек. Воля человека свободна, но она ограничена нравственным и государственным законом. Свобода распоряжения собой составляет суть взаимосвязи «права одного - обязанности другого», на которой основывается гражданское общество.

Крепостное состояние есть отсутствие свободной воли -- естественных прав и обязанностей человека. Противоестественность крепостничества многократно подчеркивалась И.П. Пниным, А.С. Кайсаровым и другими. Отрицание принципа крепостничества было высказано и Екатериной И. Императрица употребила такие понятия, как «раб» и «освобождение», что давало наглядную юридическую характеристику статусу крестьян.

В крепостном праве видели причину экономических трудностей и неурожаев, на что указывала Екатерина II в статье 296 своего наказа, об этом писали Малиновский в 1802 г. и Кайсаров в 1806 г. Мысль о том, что личная свобода -путь к решению земельной проблемы, была зафиксирована цесаревичем Александром Павловичем в дневнике за 1798 - 1800 гг.

Крепостное право осуждалось именно потому, что оно основывалось на силе и принуждении, тогда как насилие не может быть основой права, о чем писал Монтескье, классики европейской философской мысли.

Социально-экономические реформы в Европе были основаны на принципе свободы человека в имущественных отношениях. По мнению либеральных политиков, главное в изменении сословных отношений было предоставление личной свободы и прав на имущество сельским жителям. Проблемы утраты земельного надела, отсутствия собственной земли, неразвитости арендных отношений на континенте отходили на задний план.

Принципиальная особенность русского права первой половины XIX в. состояла в том, что сам человек воспринимался как объект собственности. Изучение и опровержение этого принципа - человек как вещь - была центральной проблемой для Сперанского.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

1. М. М. Сперанский

1. М. М. Сперанский

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) родился в деревне Черкутино Московской губернии, ныне Владимирской области, в семье священника по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимирскую семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto - надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербург в Александро-Невскую семинарию (с 1797 г. - академия) для продолжения образования, по завершении которого был оставлен в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он становится префектом (начальником) этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника. Александром I Сперанский был приближен ко двору, где занимал ряд высоких должностей, последняя из которых - государственный секретарь, получил чин тайного советника. Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он получил назначение губернатором в Пензу, а в 1819 г. по ходатайству А. А. Аракчеева стал генерал-губернатором Сибири. Только в 1821 г. Сперанскому было позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой и пожаловал графским титулом.

Умер Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного деятеля, сказал о нем: «чиновник огромного размера».

Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал Бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли Бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века - удельщина; в Новое время - абсолютная монархия, а в настоящий период - промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенствования Российского»).

В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. - Н. 3.) учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей.

В государстве должны быть три власти («силы»), одна из них «действует в образовании закона, другая - в исполнении, третья - в части судной». Законодательная власть вручается Государственной думе; власть управления - министрам и правительству; судебная - Сенату и судебной системе. Но у Сперанского есть и четвертая власть, которая заключена в особе императора. Он называет эту власть державной и предусматривает для нее всеохватывающий диапазон действия: «...в порядке законодательном никакой закон не может иметь силы, если не будет утвержден державной властью. В порядке исполнительном все уставы и учреждения воспринимают силу и действие от утверждения державной власти. В порядке судном охранение правосудия и утверждение судей, избранием предназначенных, принадлежат державной власти. Державная власть на всем пространстве заключается в особе императора». Однако при всей силе державной власти Сперанский все-таки утверждает, что законодательная власть вручается двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава державной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их».

Три власти управляют государством подобно тому, как человек - своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Все они соединяются в Государственном совете. Государю необходимо «иметь Совет, сочиненный из мудрейших и более знания имеющих в делах» людей, которые смогут давать ему полезные советы и «отсоветовать колико возможно в вещах предосудительных государству и клонящихся к самовластью».

Формируется Государственный совет из «особ высочайшей доверенностью в сословие сие призываемых». В него входят четыре департамента: «законов, дел военных, гражданских и духовных, государственной экономии». Заседает Совет под председательством императора или кого-либо из членов по его личному назначению. Он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной думой.

По форме государственного устройства «Российская империя есть государство нераздельное, монархическое, управляемое державной властью по законам государственным».

По своей административно-территориальной структуре Россия делится на области и губернии. Название «областей присвояется тем частям империи, которые по пространству и населению своему не могут войти в общий распорядок управления». Таких областей пять: Сибирь; край Кавказский и Астраханский с Грузией; край Оренбургский; земли донских казаков и край Новороссийский. Вся остальная территория России делится на губернии, а они, в свою очередь, на округа и волости. Каждая административно-территориальная единица управляется выборным органом - думой, избранной местным населением из числа владельцев недвижимости. Дума заседает сессионно и обладает распорядительными полномочиями, а исполнительные функции вручаются избранному правлению. Систему дум завершает Государственная дума. Выборы в думы, за исключением волостной, многостепенные.

Судебная власть реализуется посредством судебной системы, отделенной от администрации и имеющей самостоятельный статус. Организации и осуществлению правосудия Сперанский придавал большое значение. Судебная власть, по его проекту, независима, и даже действие державной власти в этой области «должно быть ограничено одним установлением власти надзирающей и охраняющей судебные органы».

Судебная система состоит из волостного, окружного и губернского судов и завершается Верховным судилищем - Сенатом. Все действуют на коллегиальной основе.

Для рассмотрения особо важных преступлений (государственная измена, бунт и т. п., а также преступлений, совершенных членами Госсовета и Госдумы) предусматривается создание особого суда при Сенате - Верхового уголовного суда, состав которого формирует сам император из числа сенаторов, членов Госсовета и депутатов Госдумы.

Все дела слушаются публично, при открытых дверях, включая и заседания Сената.

Судебный процесс носит состязательный характер, с участием прокурора и защитника (стряпчего).

Сперанский неоднократно подчеркивал, что для установления правого суда в государстве предполагается наличие «не только просвещенных судей, но и просвещенной публики», а также определенное состояние юридической науки {«искусные законоведы и методической части учение»).

Кроме того, он отмечал, что «в государстве монархическом, конечно, должен быть известный класс людей, особенно предуставленных к охранению законов». Свобода людей определяется только как «зависимость от положительного закона», да и сам престол держится «на твердых столпах закона и всеобщего порядка».

Для соблюдения законности большое значение имеет нравственное состояние общества, ибо «законы без нравов не могут иметь полного действия». Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством.

Законы государства (положительные) «объемлют деяния, кои подлежат внешней силе понудительной, постановляемые властью, и возвещаемые порядком, для сего установленным».

Сперанский приводит несколько вариантов классификации законов, но «лучшим из них является тот, который различает их на три рода: законы государственные, законы гражданские и законы уголовные».

В состав законов государственных (он называет их конституционными или коренными) входят «три главных предмета: права державной власти; закон, возникающий из прав державной власти; права подданных».

Сперанский не возражает против заимствования чужого опыта при составлении законов, но призывает делать это с осторожностью и пониманием того, что «государство, которое может с пользой занять и приложить законы чужестранные, стоит на той череде, что и само могло бы сей закон составить». Законодатель должен знать свой народ, чувствовать свое время и «помнить, что каждая страна и каждый век имеют свою физиономию».

Он полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе положений Монтескьё о правах политических и гражданских Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская.

Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного - закон для всех», а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам.

Гражданское рабство рассматривал как подчинение одного класса в «повинностях личных или вещественных» другому, а гражданскую свободу - как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе.

Анализируя связь между этими понятиями, Сперанский отмечал, что политическая свобода является фундаментом для свободы гражданской. «Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», и, напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой.

Политические права определяют степень участия подданных «в силах (властях. - Н. 3.) государственных... права гражданские определяют степень их свободы в лице и имуществе». Права гражданские должны быть основаны на правах политических «точно так же, как и закон гражданский, вообще, не может быть тверд без закона политического». Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. «К чему гражданские законы, - восклицает Сперанский, - когда скрижали их могут быть разбиты о камень самовластья!» Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей. Для России настало время переменить существующее положение вещей и установить новый порядок. Имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что «темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах».

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин» (1809). Этими законами вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно.

На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические - в зависимости от размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. Гражданских прав в государстве не может быть лишен никто.

Вместе с тем он считал, что между сословиями нет непреодолимых границ. «Так, дворянство личное (в отличие от потомственного. - Н. 3.) связует первое состояние (сословие) со вторым. Приобретение недвижимой собственности связует второе сословие с третьим, и, таким образом, те самые лица, кои по положению их не имеют прав политических, могут их иметь и надеяться от труда и промышленности их получить». Право приобретения недвижимости он предоставлял всем сословиям. Правда, «высшее малочисленное сословие дворянства» он выделял особо, снабжая дополнительными правами и привилегиями и ограничивая доступ в это сословие только «первородными детьми», а остальные вместе с личными дворянами приписывались ко второму сословию и таким образом соединяли дворянство с народом.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно, полагая, что оно «противно разуму общему, что должно рассуждать о нем, яко временно и непременно перейти долженствующем». В России, по мнению реформатора, все идет к тому, чтобы оно было отменено. «Крепостничество, - писал он, - несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры... Каким образом ремесла в городах могут совершенствоваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в рабстве?»

Однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что она потребует «особенных сноровок». Он боялся, что раздел земель между крестьянами может привести к серьезному снижению урожайности. «Раздробленное обрабатывание полей в нашем краю не может иметь такого успеха, который имеет соединенное в большом виде». Кроме того, Сперанскому представлялось, что ликвидация крепостного права «без приготовлений» может обратить «крестьян к некоторому роду кочевой жизни», которая «по пространству наших земель и малочисленности народа» будет пагубной как для самих крестьян, так и для «государственной экономии». Поэтому он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются и точно определяются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков и они приписываются к земле, а не к личности помещика, подушная подать заменяется на поземельную. Затем крестьянам возвращается «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны защитников самодержавия и крепостничества. На него посыпались обвинения в «возжигании бунтов» и даже в «способствовании истребления дворянства». В конечном счете судьба «великого чиновника» была решена, он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

К сожалению, реализация его проектов растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II, а ограничение верховной власти «на непременном законе» опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II, но эти запоздалые меры уже не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни, как о том мечтал Сперанский.