Закон о клиринге и клиринговой деятельности. Д

Расчеты безналичного типа – это суть клиринга как экономического инструмента. Клиринг проводится между государствами, финансовыми учреждениями, предприятиями. Предметом обмена становятся товары, услуги и пр. То, как должен осуществляться клиринг в законном порядке, регулирует акт № 7 российского права.

Общие сведения

Упоминаемый в статье Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» от 07.02.2011 N 7-ФЗ служители власти приняли и одобрили 28.01 и 2.02.2011 соответственно. Его дополнили поправками 18.07.2017.

Задача документа – контроль над юрлицами, предоставляющими услуги клиринга, и контрагентами.

Структура ФЗ – шесть глав и 31 статья:

  • Гл. первая – общие утверждения, прописанные в законе;
  • Гл. вторая – перечисляет требования к расчетным учреждениям;
  • Гл. третья – описание сути клиринга;
  • Гл. четвертая – информация о совокупности ценных бумаг и прочего имущества;
  • Гл. пятая – процесс регламента клиринговой деятельности;
  • Гл. шестая – приводятся итоги настоящего документа.

Основные положения закона о клиринге

Обозначим главнейшие принципы расчетной деятельности:

  • Критерии для допуска или непринятия участия центрального лица, берущего на себя обязательства по договору;
  • Список требований, которые выдвигаются для лиц, участвующих в клиринге;
  • Сведения о принятии обязательств к операциям по расчету;
  • Отображение процесса проведения клиринга;
  • Полномочия и обязанности участников безналичного расчета;
  • Положения соблюдения обязательств при завершении клиринга;
  • Способы гарантирования обязательств;
  • Типология торговых счетов, порядок осуществления сделок;
  • Регламент страхования ответственности;
  • Порядок отчетности;
  • Веб-адрес домена, где содержатся данные о клиринговом учреждении;
  • Сведения о регулировании потенциальных рисков;
  • Остальные требования, предусмотренные законодательством.

Ознакомьтесь с основными положениями закона о банках и банковской деятельности в РФ 2018

Закон номер семь утверждает, что создателем организации по безналичным расчетам не может являться:

  1. Зарегистрированное в государствах с преференциальным налоговым режимом юрлицо;
  2. Юрлицо, имеющее регистрацию в офшорах;
  3. Юрлицо, лишенное лицензии на клиринговую деятельность;
  4. Физическое лицо (см. положение пятое ст. 6 ФЗ № 7).

Также вам будет интересно узнать о внесенных изменениях в закон о защите прав юридических лиц. Подробности

Последние поправки, внесенные в 7 ФЗ

Как и любой закон, акт № 7 со временем претерпел некоторые изменения. Последняя версия увидела свет в июле 2017-го (18.07). Ниже мы рассмотрим статьи, дополненные уточнениями и поправками.

Упорядочивает термины, к которым прибегает описываемый закон. Изменения от 2017-го распространили пункт первый дополнением под номером 1.2, объясняющим термин «выделенный капитал центрального контрагента».

Описывается договор о клиринговых услугах. Статья поясняет требование к организациям и участникам клиринга. Последние вправе игнорировать положения договора, если организация по расчетным услугам не исполняет установленные обязательства. Это же правило действует в обратном направлении.

Декларируется перечень требований следующего характера:

  • Осуществление услуг клиринга могут проводить только коммерческие организации с долевым уставным капиталом его участников;
  • Клиринговые организации не могут вести производственную, торговую, страховую и другие виды деятельности, не предусмотренные в актуальном законе;
  • Контрагент не может вести расчеты, если в них непосредственно задействована клиринговая организация;
  • Учреждения подобного рода должны принимать максимальные усилия по урегулированию возникающих споров и разногласий;
  • Организация, ведущая параллельно торговую и расчетную деятельность, не может быть контрагентом, брокером, дилером, депозитарием и пр.;
  • Каждый год данные учреждения представляют обязательный отчет.

Скачать закон о клиринге, клиринговой деятельности

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» от 07.02.2011 N 7-ФЗ содержит сугубо специфическую профессиональную информацию, актуальную для юридических лиц и финансовых организаций. Его полная версия доступна

В настоящем издании представлен полный текст и постатейный комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», появление которого стало очередным важным шагом на пути по созданию в России международного финансового центра. В книге систематизированы и разъяснены основные положения Закона «О клиринге и клиринговой деятельности», регулирующие отношения, связанные с осуществлением клиринговой деятельности на организованных рынках. При подготовке комментария авторы стремились показать, в чём заключается значение той или иной нормы, как понимать значение употребляемых в норме понятий, какие нормативные акты должны применяться в процессе реализации комментируемого законодательного акта. Издание адресовано широкому кругу читателей, в том числе представителям органов исполнительной власти различных уровней, Банка России, участникам организованного финансового и товарного рынков, а также преподавателям, студентам и аспирантам юридических и экономических вузов, изучающим курсы «Гражданское право», «Рынок ценных бумаг», «Биржевое дело» и др.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону «О клиринге и клиринговой деятельности» (постатейный) (Д. А. Вавулин, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления клиринга, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и (или) функции центрального контрагента, а также правовые основы государственного регулирования клиринговой деятельности и государственного контроля за ее осуществлением.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении клиринга в соответствии с законом о национальной платежной системе, на отношения, возникающие в связи с осуществлением централизованных расчетов по обязательствам, возникающим из сделок, заключаемых на оптовом рынке электрической энергии и мощности в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также на клиринг обязательств, возникающих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и не связанных с размещением государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнением обязательств по таким ценным бумагам.

1. Комментируемая статья определяет предмет и сферу применения Закона № 7-ФЗ.

2. Предваряя рассмотрение предмета и сферы применения Закона № 7-ФЗ, отметим, что в тексте комментируемого законодательного акта отсутствует указание на его цель.

Справедливости ради укажем, что с точки зрения правил юридической техники описание цели федерального закона в его тексте и не является строго обязательным. Тем не менее указание конкретной цели федерального закона в его тексте достаточно широко распространено в отечественном законодательстве.

Среди российских законов, имеющих определенную прописанную цель, можно назвать:

Закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»;

Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;

Закон «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

Закон «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков»;

Закон «О кредитных историях» и др.

В качестве противоположного примера, когда в федеральном законе не оговаривается его цель, можно привести Закон «О рынке ценных бумаг», являющийся основным нормативным правовым актом, регулирующим отечественный фондовый рынок. Нет указания на цель и в Законе «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также в целом ряде других федеральных законах.

Вместе с тем формулирование цели закона совершенно необходимо на стадии разработки концепции законопроекта, так как это способствует уходу разработчиков закона от ложных целей.

Целью любого закона может быть только разрешение соответствующей общественно значимой проблемы. Применительно к клирингу и клиринговой деятельности таковой, во-первых, выступала неопределенность их правовой основы. Во-вторых, ярко выраженный фрагментарный (отраслевой) характер законодательства, регулирующего клиринг и клиринговую деятельность. В частности, это выражалось в том, что на каждом из сегментов финансового и товарного рынков складывается различное регулирование сходных отношений. И, наконец, за пределами законодательного регулирования оставались механизмы управления рисками при осуществлении клиринга. В результате этого существенно повышались риски участников финансового и товарного рынков – участников клиринга. Недостатки правового регулирования клиринга препятствуют развитию финансового и товарного рынков РФ, сохраняя высокие издержки и риски их участников.

Таким образом, основной целью принятия Закона № 7-ФЗ является формирование правовых условий для осуществления клиринга и клиринговой деятельности на организованных товарных и финансовых рынках.

Отдавая должное разработчикам законопроекта, отметим, что именно эта цель была указана ими в концепции проекта федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности». При этом как задачу законопроекта они установили определение правовой природы клиринга, общих условий его осуществления, прав и обязанностей участников клиринга и организаций, осуществляющих клиринговую деятельность (клиринговых организаций).

Возвращаясь же к рассмотрению предмета и сферы применения Закона № 7-ФЗ, отметим, что вообще предмет регулирования любого законодательного акта – это наиболее общие группы вопросов, которые включены в сферу его действия.

Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона № 7-ФЗ, применительно к комментируемому законодательному акту таких групп вопросов четыре: вопросы, связанные с осуществлением клиринга; требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и (или) функции центрального контрагента;

вопросы, связанные с государственным регулированием клиринговой деятельности;

вопросы, связанные с государственным контролем за осуществлением клиринговой деятельности.

В отличие от предмета сферу применения законодательного акта составляют общественные отношения, возникающие в связи и по поводу предмета его регулирования.

Из смысла ч. 1 ст. 1 Закона № 7-ФЗ следует, что в сферу его применения входит весь спектр отношений, возникающих в ходе осуществления юридическим лицом клиринговой деятельности и (или) функций центрального контрагента, за исключением изъятий, установленных в п. 2 ст. 1 Закона № 7-ФЗ.

3. В части 2 ст. 1 Закона № 7-ФЗ установлен ряд изъятий из предмета и сферы его применения.

Так, Закон № 7-ФЗ не распространяется:

на отношения, возникающие при осуществлении клиринга в соответствии с законом о национальной платежной системе;

на отношения, возникающие в связи с осуществлением централизованных расчетов по обязательствам, возникающим из сделок, заключаемых на оптовом рынке электрической энергии и мощности в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике;

на отношения, связанные с клирингом обязательств, возникающих в соответствии с бюджетным законодательством РФ и не связанных с размещением государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнением обязательств по таким ценным бумагам.

4. Закон № 7-ФЗ относится к сфере действия гражданского права, а также, в части определения полномочий органа (органов), осуществляющего нормативное регулирование и надзор за клиринговыми организациями, – к сфере действия административного права.

5. Комментируемая статья Закона № 7-ФЗ не носит какого-либо практического характера, а ее значение состоит в определении предмета Закона № 7-ФЗ и перечислении отношений, которые могут возникнуть между субъектами в процессе его применения.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) внутренний учет клиринговой организации – учет обязательств участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также учет информации об имуществе, предназначенном для исполнения обязательств, имуществе, являющемся предметом обеспечения, в том числе индивидуального и коллективного клирингового обеспечения;

2) индивидуальное клиринговое обеспечение – предусмотренный статьей 23 настоящего Федерального закона способ обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, а также иных обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом или договором (соглашением);

3) клиринг – определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств;

4) клиринговая услуга – услуга по осуществлению клиринга;

5) клиринговая деятельность – деятельность по оказанию клиринговых услуг в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков;

6) клиринговая организация – юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности;

7) клиринговый пул – совокупность обязательств, допущенных к клирингу и подлежащих полностью прекращению зачетом и (или) иным способом в соответствии с правилами клиринга и (или) исполнением;

8) клиринговый брокер – участник клиринга, который является стороной по договорам, заключенным на основании заявок, поданных не в его интересах другим лицом – участником организованных торгов;

9) коллективное клиринговое обеспечение – способ обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона;

10) контролирующее лицо – лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации;

11) неттинг– полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга;

12) организованные торги – торги, которые проводятся фондовыми биржами или иными организаторами торговли на рынке ценных бумаг, товарными биржами, валютными биржами (далее – организатор торгов);

13) оператор товарных поставок – организация, осуществляющая проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, получившая аккредитацию на осуществление указанных функций;

14) правила клиринга – документ (документы), утвержденный (утвержденные) клиринговой организацией и содержащий (содержащие) условия договора об оказании клиринговых услуг и требования к участникам клиринга;

15) подконтрольное лицо (подконтрольная организация) – юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица;

16) участник клиринга – лицо, которому клиринговая организация оказывает клиринговые услуги на основании заключенного с ним договора об оказании клиринговых услуг;

17) центральный контрагент – юридическое лицо, соответствующее требованиям настоящего Федерального закона, являющееся одной из сторон всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул.

1. В комментируемой статье содержатся определения основных понятий, которые применяются для целей Закона № 7-ФЗ.

Таких понятий, которые носят специальный характер и имеют приоритет при толковании норм Закона № 7-ФЗ, в общей сложности семнадцать.

2. В пункте 3 ст. 2 Закона № 7-ФЗ представлено определение одного из ключевых целей Закона № 7-ФЗ понятий, каким является понятие «клиринг».

Вообще же клиринг представляет собой обособившуюся часть сделки, состоящую в вычислении взаимных обязательств ее сторон; установление того, в какие сроки эти обязательства необходимо выполнить. Клиринг – это совокупность расчетных (вычислительных) операций по сделке, осуществляемых специализированными организациями (клиринговые организации) на основе использования современных вычислительных компьютерных систем и методов.

Необходимость клиринга вытекает из современной организации рыночных сделок. Дело в том, что на современных организованных рынках продавец и покупатель не встречаются непосредственно. Они разделены между собой во времени и пространстве. Связующим звеном между продавцами и покупателями являются посредники, которые, выступая в роли то продавцов, то покупателей, также разделены пространством и временем. Указанные обстоятельства приводят к тому, что имеет место обособление всех частей рыночной сделки. Клиринг является третьим этапом проведения сделки (1 – заключение сделки; 2 – сверка параметров заключенной сделки; 3 – исполнение сделки). В процессе клиринга организуются все вычисления по сделке, а также выявление взаимных обязательств сторон, задействованных в ней.

Этап клиринга включает в себя несколько последовательных процедур или подэтапов, в том числе:

1) анализ итоговых сверочных документов на их подлинность и правильность оформления;

2) вычисление денежных сумм, которые подлежат переводу, и количества ценных бумаг, которые должны быть поставлены по итогам сделки;

3) оформление расчетных документов.

Отметим, что в Законе № 7-ФЗ клиринг впервые получил четкое легитимное определение. Ранее таковое не было представлено в законодательстве РФ. Лишь из смысла ст. 6 Закона «О рынке ценных бумаг», а если быть точнее, то из названия этой статьи, можно было сделать вывод, что клиринг – это определение взаимных обязательств. При этом обращает на себя внимание тот факт, что данное определение не содержит критериев, позволяющих определить правовую природу клиринга. В результате этого клиринг с правовой точки зрения часто сводился к зачету требований, что является неправильным для некоторых видов клиринга.

Из пункта 3 ст. 2 Закона № 7-ФЗ следует, что клиринг – собой определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств.

3. В пункте 11 ст. 2 Закона № 7-ФЗ представлено определение понятия «неттинг».

Как было указано выше, одним из подэтапов клиринга является вычисление денежных сумм, которые подлежат переводу, и количества ценных бумаг, которые должны быть поставлены по итогам сделки. Так, помимо суммы платежа непосредственно за купленный актив также уплате могут подлежать биржевые и прочие сборы. Может также применяться взаимозачет встречных требований, которые возникли по разным сделкам и должны быть исполнены одновременно.

Взаимозачет встречных требований практикуется на большинстве современных организованных рынках. Оборот крупных организаторов торговли составляет десятки тысяч сделок в день. Если эти сделки исполнять «один к одному», то с таким документооборотом с трудом бы справлялись организаторы торговли и обслуживающие их клиринговые организации. Применение взаимозачета снижает количество и упрощает алгоритм осуществления платежных операций и поставок актива по сделкам, заключаемым на организованном рынке. Вместе с тем процедура клиринга резко усложняется. Однако затраты участников на организацию и поддержание функционирования системы клиринга, предусматривающей возможность взаимозачета, оказываются меньше по сравнению с их возможными накладными расходами на раздельное осуществление платежей и поставок по каждой конкретной сделке.

Взаимозачет может быть двусторонним и многосторонним. На организованных рынках, а Закон № 7-ФЗ регулирует клиринг, осуществляемый на организованных рынках, применяется в основном многосторонний взаимозачет или неттинг (англ. netting).

В ходе неттинга вычисление (вторая процедура клиринга) начинается с того, что для каждого участника клиринга производится калькуляция его собственных чистых требований или чистых обязательств по всем включаемым в расчет сделкам за установленный период. При этом из всех требований данного участника вычитаются все его обязательства и таким образом определяется чистое сальдо.

Полученное сальдо именуется «позицией». Позиция «закрыта», если сальдо равно нулю, и «открыта», если сальдо не равно нулю. При положительном сальдо, т. е. объем требований данного участника превышает его обязательства, говорят, что у участника клиринга открыта «длинная позиция». Когда сальдо отрицательное, т. е. участник клиринга должен больше, чем должны ему, говорят, что у участника «короткая позиция».

По итогам взаимозачета среди участников клиринга отдельно по каждому виду актива и по денежным средствам выявляются те, кто имеет короткие позиции (нетто-должники) и имеющие длинные позиции (нетто-кредиторы).

Сальдо встречных требований (позиция), определенное путем их взаимозачета, показывает, какую сумму денежных средств или активов по итогам клиринга каждый участник должен дать или получить на завершающем этапе сделки. Такой окончательный платеж или поступление именуется «ликвидацией позиции» или «урегулированием позиции». После урегулирования позиции сделки, включенные в расчет этой позиции и прошедшие процедуру клиринга, являются завершенными, а обязательства по ним – исполненными.

Пункт 11 ст. 2 Закона № 7-ФЗ определяет неттинг как полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга.

4. В пункте 17 ст. 2 Закона № 7-ФЗ дается определение понятия «центральный контрагент».

В этой связи отметим, что неттинг может быть двух видов:

без участия центрального контрагента в качестве стороны в расчетах;

с участием центрального контрагента в качестве стороны в расчетах.

Два типа неттинга отличаются друг от друга тем, каким образом предполагается урегулировать рассчитанную на этапе клиринга позицию.

При использовании неттинга без участия центрального контрагента после вычисления позиций всех участников клиринга производится определение пар участников «кредитор – должник» таким образом, чтобы свести к минимуму число платежей (поставок актива) от должников к кредиторам. Сторонами в окончательных расчетах по урегулированию позиций являются те же лица, которые были участниками сделок. При этом набор пар «кредитор – должник» от одного цикла клиринга к другому может меняться.

Обычно технологию торгов без централизованного контрагента применяют для торговли менее ликвидными активами или специфических сегментов, например для торговли иностранными ценными бумагами. При этом выход на рынок без центрального контрагента может быть существенно затруднен для участников, исповедующих политику «знай своего клиента» (англ. know your customer, KYC) и процедуры по борьбе с отмыванием незаконных доходов (англ. antimoney laundering, AML). На рынках, не использующих центрального контрагента, сделки заключаются непосредственно между участниками торгов, а значит, каждый участник торгов должен быть готов заключить сделки с любым другим участником. При большом числе участников предварительная проверка всех контрагентов практически невозможна, поэтому такие рынки или создаются для узкого круга участников, или в них допускаются только участники, проверенные регулятором, который и ввел требования KYC/AMK.

При неттинге с участием центрального контрагента в качестве стороны в урегулировании позиций участников торговли выступает центральный контрагент (англ. central counterparty, ССР).

История создания первого центрального контрагента насчитывает более 100 лет. Уже в 1888 г. в Англии заработал London Clearing House, который проводил клиринг по товарным сделкам. Сегодня институт центрального контрагента по сделкам успешно используется всеми ведущими биржами мира, как товарными, так и фондовыми. Кэтому есть две основные причины: во-первых, этот институт обеспечивает анонимность расчетов, а во-вторых, позволяет построить юридически безупречную систему централизованного клиринга.

При этом методе урегулирование позиции каждого участника осуществляется против центрального контрагента. Он выступает единым кредитором для всех должников и единым должником по отношению ко всем кредиторам. Таким образом, урегулирование позиций всех должников производится путем платежа (поставки) в пользу центрального контрагента, а урегулирование позиций всех кредиторов – путем получения денежных средств (активов) от центрального контрагента. Урегулирование позиции участников торговли против центрального контрагента, а не против друг друга, т. е. полная смена сторон на этапе исполнения по сравнению с этапом заключения сделок, именуется в иностранной литературе как «новейшей» (англ. novation).

Метод «новейшей» более удобен, так как у каждого участника на этапе исполнения сделок оказывается только один контрагент – центральный контрагент, в пользу которого надо перечислить сумму задолженности или от которого надо получить сумму причитающихся средств (активов). Именно метод «новейшей» нашел себе применение в большинстве клиринговых систем. Это объясняется его относительной простотой, удобством и независимостью от числа участников, а также возможностью создания надежных систем контроля за возникающими рисками.

Центральный контрагент гарантирует исполнение обязательств перед каждым добросовестным (т. е. исполнившим свои обязательства) участником клиринга по заключаемым с ним сделкам вне зависимости от исполнения своих обязательств другими участниками клиринга. Это позволяет избавить участников от необходимости оценивать риски и устанавливать лимиты друг на друга, что, в свою очередь, позволяет снизить издержки участников и сделать рынок более ликвидным и объемным. При этом центральный контрагент становится стороной по сделке с каждым участником и соответственно принимает на себя риски неисполнения обязательств каждым из них, что требует построения надежной и эффективной системы управления рисками.

Во многих странах мира институт центрального контрагента функционирует как в форме кредитных организаций, так и в специализированной форме, обеспечивая надежное клиринговое обслуживание участников финансовых рынков с предоставлением широкого спектра услуг, связанных с осуществлением клиринга и расчетов. Для ССР установлены пониженные требования к размеру собственного капитала (Базель-П).

Одной из важнейших задач организации биржевого рынка является формирование эффективного механизма, обеспечивающего исполнение заключаемых участниками биржи сделок. Мировая практика функционирования организованных рынков убедительно показывает, что наиболее надежно решает эту задачу институт центрального контрагента.

В пункте 17 ст. 2 Закона № 7-ФЗ центральный контрагент определяется как юридическое лицо, соответствующее требованиям Закона № 7-ФЗ (ст. 5), являющееся одной из сторон всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул. Таким образом, центральный контрагент является стороной по сделке для каждого продавца и каждого покупателя инструмента, обращающегося на организованном рынке (товарном или финансовом).

5. Еще одним ключевым понятием, представленным в ст. 2 Закона № 7-ФЗ, является понятие «клиринговая деятельность».

Это понятие, как и понятие «клиринг», ранее также было определено лишь в ст. 6 Закона «О рынке ценных бумаг». В ней под клиринговой деятельностью понималась деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Недостатком такого определения понятия «клиринговая деятельность» специалисты, как и в случае с определением клиринга, признавали отсутствие критериев, позволяющих определить правовую природу такой деятельности. В результате этого клиринговая деятельность, как и сам клиринг, с правовой точки зрения часто сводилась к зачету требований. Это создавало проблемы при осуществлении некоторых разновидностей клиринговой деятельности

Теперь же в п. 5 ст. 2 Закона № 7-ФЗ определено, что клиринговая деятельность – это деятельность по оказанию клиринговых услуг в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Такой подход к определению понятия «клиринговая деятельность» позволяет решить имевшие ранее место проблемы с правовым статусом клиринговой деятельности на организованных рынках (товарных и финансовых).

6. Клиринговую деятельность осуществляют специализированные организации. Такие организации именуются клиринговыми организациями. В пункте 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ клиринговая организация определяется как юридическое лицо, которое на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности осуществляет клиринговую деятельность.

Из приведенного выше определения следует, что клиринговой организацией может быть только юридические лица, являющиеся хозяйственными обществами, созданными в соответствии с законодательством РФ. Такие организации могут осуществлять клиринговую деятельность как на исключительной основе, так и на условиях совмещения ее с разрешенными видами деятельности. При этом юридическое лицо приобретает право на осуществление клиринговой деятельности только после получения соответствующей лицензии.

На практике клиринговые организации могут иметь различные наименования, например расчетная палата, клиринговый центр, клиринговая палата и т. п.

Клиринговая организация помимо собственно клиринговой деятельности может осуществлять и функции центрального контрагента.

7. Очевидно, что клиринговая организация призвана оказывать своим клиентам клиринговую услугу. В пункте 4 ст. 2 Закона № 7-ФЗ такая услуга определяется как услуга по осуществлению клиринга.

8. Клиентом клиринговой организации является участник клиринга. В пункте 16 ст. 2 Закона № 7-ФЗ участник клиринга определяется как лицо, которому клиринговая организация оказывает клиринговые услуги на основании заключенного с ним договора об оказании клиринговых услуг.

9. В пункте 8 ст. 2 Закона № 7-ФЗ определено понятие «клиринговый брокер».

Институт клирингового брокера является значимой стороной процесса клиринга. Западная практика доказывает, что без него невозможно снижение рисков до приемлемого уровня. Клиринговый брокер – это организация, которая предоставляет услуги по включению обязательств и требований участников рынка в клиринговый пул. При этом он не является стороной по сделкам, которые включаются в клиринговый пул. Клиринговый брокер – его гарант. В случае если клиент окажется неплатежеспособным, клиринговый брокер несет гарантийные обязательства перед клиринговой организацией. Наличие клиринговых брокеров, которые концентрируют активы участников рынка, снижает количество прямых участников клиринга и тем самым повышает эффективность управления рисками, в том числе путем переноса на них части рисков.

Пункт 8 ст. 2 Закона № 7-ФЗ определяет клирингового брокера как участника клиринга, который является стороной по договорам, заключенным на основании заявок, поданных не в его интересах другим лицом – участником организованных торгов.

10. Как следует из п. 7 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, совокупность обязательств, допущенных к клирингу и подлежащих полностью прекращению зачетом и (или) иным способом в соответствии с правилами клиринга и (или) исполнением, представляет собой клиринговый пул.

11. В статье 2 Закона № 7-ФЗ приводятся определения понятий «индивидуальное» и «коллективное клиринговое обеспечение» (п. 2 и 9 ст. 2 Закона № 7-ФЗ соответственно).

Клиринговое обеспечение (и индивидуальное, и коллективное) является способом обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, а также иных обязательств, предусмотренных Законом № 7-ФЗ.

Клиринговое обеспечение формирует клиринговая организация. Индивидуальное клиринговое обеспечение регламентируется ст. 23 Закона № 7-ФЗ. Коллективное клиринговое обеспечение регламентирует ст. 24 Закона № 7-ФЗ.

12. В статье 2 Закона № 7-ФЗ даны определения понятий «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо».

Из смысла определения понятия «контролирующее лицо» следует, что в качестве такового может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом можно выделить признаки, являющиеся основанием для признания физического или юридического лица контролирующим лицом. Такое лицо вправе: 1) прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более 50 % голосов в высшем органе управления подконтрольной организации; 2) назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Причем реализовывать указанные права контролирующее лицо может как в силу непосредственного участия в подконтрольной организации, так и на основании договоров доверительного управления имуществом и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями подконтрольной организации.

Что касается подконтрольного лица (подконтрольной организации), то таким лицом признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

Отметим, что рассмотренные выше понятия аналогичным образом определены в ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг». Оба эти термина были введены в Закон «О рынке ценных бумаг» Законом № 264-ФЗ. При этом используются они исключительно для целей раскрытия и представления информации в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг».

13. В пункте 12 ст. 2 Закона № 7-ФЗ представлено определение понятия «организованные торги», из смысла которого следует, что это торги финансовыми (ценные бумаги, валюта и др.) и товарными активами (зерно, нефть и т. д.), проводимые:

фондовыми биржами и организаторами торговли на рынке ценных бумаг, не являющимися фондовыми биржами;

валютными биржами;

товарными биржами.

Все они в Законе № 7-ФЗ обобщенно именуются «организатор торговли».

14. Статья 2 Закона № 7-ФЗ определяет ряд и других понятий, которыми оперирует комментируемый законодательный акт, в том числе:

внутренний учет клиринговой организации (п. 1 ст. 2 Закона № 7-ФЗ) – учет обязательств участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также учет информации об имуществе, предназначенном для исполнения обязательств, имуществе, являющемся предметом обеспечения, в том числе индивидуального и коллективного клирингового обеспечения;

оператор товарных поставок (п. 13 ст. 2 Закона № 7-ФЗ) – организация, осуществляющая проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, получившая аккредитацию на осуществление указанных функций;

правила клиринга (п. 14 ст. 2 Закона № 7-ФЗ) – документ (документы), утвержденный (утвержденные) клиринговой организацией и содержащий (содержащие) условия договора об оказании клиринговых услуг и требования к участникам клиринга.

Статья 3. Договор об оказании клиринговых услуг

1. По договору об оказании клиринговых услуг клиринговая организация обязуется в соответствии с правилами клиринга оказывать участнику клиринга клиринговые услуги, а участники клиринга обязуются оплачивать указанные услуги.

2. Заключение договора об оказании клиринговых услуг осуществляется путем присоединения к указанному договору, условия которого предусмотрены правилами клиринга.

3. Участник клиринга вправе отказаться от исполнения договора об оказании клиринговых услуг только при отсутствии у него имущественных обязательств по указанному договору, а также не исполненных им обязательств, допущенных к клирингу.

4. Клиринговая организация вправе отказаться от исполнения договора об оказании клиринговых услуг с участником клиринга в случае нарушения им требований, предъявляемых правилами клиринга к участникам клиринга. При этом возмещение убытков, связанных с таким отказом, клиринговой организацией участнику клиринга не осуществляется.

1. Комментируемая статья Закона № 7-ФЗ определяет нормы, касающиеся договора об оказании клиринговых услуг.

2. Из смысла ч. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ следует, что в основе всей совокупности взаимоотношений клиринговой организации с участниками клиринга лежит договор об оказании клиринговых услуг.

При этом ч. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ определяет основные обязанности сторон по договору об оказании клиринговых услуг.

Так, по такому договору клиринговая организация обязывается в соответствии с правилами клиринга оказывать участнику клиринга услуги по осуществлению клиринга, в том числе:

определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств;

подготовку документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств и др.

В свою очередь, участник клиринга обязан оплачивать услуги, предоставляемые ему клиринговой организацией.

3. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 7-ФЗ договор об оказании клиринговых услуг по своей сути является договором присоединения.

Гражданским законодательством РФ (п. 1 ст. 428 ГК РФ) договором присоединения признается договор, условия которого определены лишь одной из сторон, причем таким образом (в формуляре, типовом бланке или иной стандартной форме), что другая сторона лишена возможности участвовать в их формировании и может их принять лишь путем присоединения к договору в целом.

Отметим, что название договора отражает его сущность, которая состоит в том, что к предложенному одной стороной договору со стандартными условиями вторая сторона просто присоединяется, не влияя на его содержание (условия). Таким образом, признаки договора присоединения сводятся к следующему:

договор разрабатывает одна сторона, используя формуляр или иную стандартную форму; другая сторона в определении условий договора не участвует;

формуляр или иная стандартная форма договора разрабатывается самой стороной, предлагающей (использующей) договор присоединения. Такой формуляр, иная стандартная форма в отличие от типового или примерного договора не подлежит утверждению и не требует опубликования в печати;

оферентом выступает сторона, разработавшая договор присоединения;

акцептом договора присоединения признается согласие заключить такой договор, выраженное путем подписи на формуляре (стандартной форме) либо совершения конклюдентных действий;

как правило, договор присоединения принимается целиком, т. е. к нему не может быть составлен протокол разногласий (представлены возражения в другой форме). При разногласиях хотя бы по одному из условий договора присоединения он признается незаключенным;

условия договора присоединения должны соответствовать ГК РФ, другим законам или иным правовым актам, отражать права, обычно предоставляемые по договорам такого вида.

Очевидно, что при таком способе заключения договора интересы присоединяющейся стороны могут оказаться ущемленными и потому требуют специальной, дополнительной защиты.

Сам по себе способ заключения договора путем предварительного формулирования его условий в определенной стандартной форме может оказаться весьма полезным, упрощая и облегчая процедуру оформления договора. Такие ситуации встречаются, например, в массовых договорах в сфере бытового обслуживания населения ^отношениях различных клиентов с банками, страховыми и транспортными организациями, традиционно использующими типовые бланки договорной документации (заявление об открытии банковского счета, страховые полисы, товарно-транспортные накладные и т. п.). От них следует отличать ситуации, когда предложение одной из сторон использовать заранее растиражированный образец текста договора отнюдь не исключает согласование и переформулирование изложенных в нем условий.

Сторона, подписавшая предложенный ей контрагентом договор присоединения, вправе требовать его изменения или расторжения по особым основаниям, не допускаемым в отношении иных, обычных договорных обязательств. Такие основания не являются следствием незаконности условий договора – они становятся следствием появления у стороны, разрабатывавшей договор, односторонних льгот и преимуществ либо наличия чрезмерно обременительных для присоединившейся стороны условий. Тем самым они лишают одну из сторон возможности злоупотребить принципом договорной свободы, а для другой как бы восполняют отсутствие этой свободы в отношении формирования условий договора.

Поэтому присоединившаяся сторона получает право требовать изменения или расторжения такого договора даже при формальной законности его содержания в следующих случаях:

если она при этом лишается прав, обычно предоставляемых по аналогичным договорам;

если другая сторона исключает или ограничивает свою ответственность по договору;

если в договоре содержатся иные, явно обременительные для присоединившейся стороны условия (п. 2 ст. 428 ГК РФ).

Данные последствия, однако, практически не применяются в договорах между предпринимателями, поскольку профессиональный предприниматель в качестве присоединившейся стороны обычно осознает (или должен осознавать), на каких условиях он заключает договор (п. 3 ст. 428 ГК РФ), и уже на этой стадии может прибегнуть к квалифицированной защите своих интересов. Будучи, по сути, особым способом заключения договоров, договор присоединения даже при его использовании в отношениях между предпринимателями и потребителями не сливается с понятием публичного договора. Ведь последний предполагает возможность его принудительного заключения по требованию потребителя, тогда как смысл договора присоединения, напротив, состоит в предоставлении потребителю более широкой, чем обычно, возможности добиваться его изменения или расторжения.

Договор об оказании клиринговых услуг заключается на условиях, предусмотренных Правилами клиринга.

4. В части 3 ст. 3 Закона № 7-ФЗ оговорено условие, при котором участник клиринга вправе отказаться от исполнения договора об оказании клиринговых услуг.

Таким правом участник клиринга может воспользоваться только при отсутствии у него:

имущественных обязательств по договору об оказании клиринговых услуг;

не исполненных им обязательств, допущенных к клирингу.

5. Часть 4 ст. 3 Закона № 7-ФЗ определяет, что клиринговая организация может отказаться от исполнения договора об оказании клиринговых услуг с участником клиринга в случае нарушения им требований, предъявляемых правилами клиринга к участникам клиринга. При этом установлено, что возмещение убытков, связанных с таким отказом, клиринговой организацией участнику клиринга не осуществляется.

Статья 4. Правила клиринга

1. Правила клиринга утверждаются клиринговой организацией и подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков.

2. Правила клиринга должны содержать:

1) требования кучастникам клиринга;

2) указание на то, что клиринг осуществляется безучастия центрального контрагента и (или) с участием центрального контрагента, а также наименование лица, осуществляющего функции центрального контрагента, если это лицо не является клиринговой организацией, утвердившей правила клиринга;

14) размер и порядок оплаты услуг клиринговой организации;

15) иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Требования к содержанию положений, указанных в части 2 настоящей статьи, определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

4. Правилами клиринга может быть предусмотрено, что при совершении сделок клиринговой организацией, участниками клиринга, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, и (или) организациями, указанными в пунктах 4–7 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, и (или) при обмене документами между указанными в настоящей части лицами могут использоваться аналоги собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие, что документ исходит от уполномоченного на это лица. В этом случае правилами клиринга должен быть определен порядок использования аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что документ исходит от уполномоченного на это лица.

5. Если в соответствии с правилами клиринга клиринговая организация не осуществляет функции центрального контрагента, между клиринговой организацией и лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, заключается договор, определяющий обязанности сторон по управлению рисками и порядок их взаимодействия при осуществлении клиринга (далее – договор об осуществлении функций центрального контрагента). Заключение указанного договора означает присоединение лица, осуществляющего функции центрального контрагента, к правилам клиринга. Плата за определение подлежащих исполнению обязательств и подготовку документов (информации), являющихся (являющейся) основанием прекращения и (или) исполнения обязательств, с лица, осуществляющего функции центрального контрагента, может не взиматься.

6. Договор об осуществлении функций центрального контрагента не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Действие указанного договора прекращается со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций или аннулирования лицензии на осуществление клиринговой деятельности, отзыва аккредитации лица, осуществляющего функции центрального контрагента.

7. Правила клиринга могут содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

8. Клиринговая организация вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила клиринга.

9. Правила клиринга и вносимые в них изменения подлежат регистрации федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

10. Правила клиринга и вносимые в них изменения вступают в силу не ранее чем через пять дней после раскрытия информации об этом в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. Установление и изменение положений об ограничении размера ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также изменения правил клиринга, связанные с исключением из указанных правил положений третейского соглашения или изменением третейского суда, вступают в силу не ранее чем через три месяца после раскрытия информации в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

11. Если правилами клиринга предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, заключение отдельного соглашения об обеспечении не требуется.

1. Комментируемая статья Закона № 7-ФЗ, устанавливает требования к правилам клиринга.

2. Как следует из п. 14 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, правила клиринга представляют собой документ (документы), утвержденный (утвержденные) клиринговой организацией и содержащий (содержащие) условия договора об оказании клиринговых услуг и требования к участникам клиринга.

Таким образом, Правила клиринга представляют собой основной документ или комплект документов клиринговой организации, регламентирующий порядок оказания ею клиринговых услуг участникам клиринга.

Правила клиринга разрабатываются самой клиринговой организацией, но устанавливают права и обязанности не только для себя, но и для других лиц – участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента. Таким образом, правила клиринга не являются локальным нормативным актом. На условиях, предусмотренных в них, заключается договор об оказании клиринговых услуг.

Как следует из ч. 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ, формально процедура принятия правил клиринга начинается с их утверждения клиринговой организацией, а заканчивается регистрацией правил клиринга в ФСФР России.

Однако на практике этому предшествует большая работа по разработке проекта правил клиринга. Поэтому, по нашему мнению, процедура принятия правил клиринга должна состоять из пяти взаимосвязанных этапов:

1) разработка проекта правил клиринга клиринговой организацией. На первом этапе клиринговой организацией подготавливается проект правил, удовлетворяющий требованиям Закона № 7-ФЗ, а также нормативным правовым актам ФСФР России;

2) утверждение правил клиринга клиринговой организацией. На втором этапе проект правил клиринга утверждается уполномоченным органом клиринговой организации. Согласно ч. 1 ч. 3 ст. 6 Закона № 7-ФЗ таковым является совет директоров (наблюдательный совет), который обязательно должен быть в клиринговой организации. Порядок принятия решений советом директоров (наблюдательным советом) клиринговой организации устанавливается уставом. Как правило, решение по вопросам исключительной компетенции принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов;

3) регистрация правил клиринга в ФСФР России. Указание на необходимость регистрации правил клиринга содержится в ч. 9 ст. 4 Закона № 7-ФЗ. Общие положения, касающиеся порядка регистрации ФСФР России правил клиринга, установлены в ст. 27 Закона № 7-ФЗ. ФСФР России принимает решение о регистрации правил клиринга либо об отказе в их регистрации не позднее 45 дней со дня принятия соответствующих документов. Регистрация правил клиринга осуществляется ФСФР России в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФСФР России (на момент подготовки комментария не принят). При выдаче лицензии на осуществление клиринговой деятельности регистрация правил клиринга осуществляется одновременно с выдачей соответствующей лицензии. Основаниями для отказа в регистрации документов являются: несоответствие правил клиринга требованиям Закона № 7-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов ФСФР России; наличие в правилах клиринга, представленных на регистрацию, неполной или недостоверной информации;

4) раскрытие правил клиринга клиринговой организацией. Согласно ч. 2 ст. 19 Закона № 7-ФЗ правила клиринга являются одним из документов, которые клиринговая организация обязана раскрывать. Иными словами клиринговая организация обязана обеспечить свободный доступ к ознакомлению с информацией, содержащейся в правилах клиринга, всем заинтересованным в этом лицах независимо от целей получения такой информации. Правила клиринга раскрываются клиринговой организацией путем размещения их текста на сайте клиринговой организации в сети «Интернет»;

5) введение правил клиринга клиринговой организацией в действие. Это последний этап рассматриваемой процедуры. Согласно

ч. 10 ст. 4 Закона № 7-ФЗ правила клиринга вступают в силу не ранее чем через пять дней после их размещения на странице клиринговой организации в сети «Интернет».

3. В части 2 ст. 4 Закона № 7-ФЗ приведен открытый перечень положений, которые в обязательном порядке должны быть включены в правила клиринга. При этом прямо перечислено 14 положений, подлежащих включению в правила клиринга, в том числе:

1) требования к участникам клиринга;

2) указание на то, что клиринг осуществляется без участия центрального контрагента и (или) с участием центрального контрагента, а также наименование лица, осуществляющего функции центрального контрагента, если это лицо не является клиринговой организацией, утвердившей правила клиринга;

3) порядок и условия допуска обязательств к клирингу;

4) порядок проведения клиринга, в том числе порядок и условия включения обязательств в клиринговый пул (исключения обязательств из клирингового пула);

5) права и обязанности клиринговой организации, участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента;

6) порядок исполнения обязательств по итогам клиринга;

7) способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, в случае использования такого обеспечения;

8) в случае использования торговых и (или) клиринговых счетов – виды торговых и (или) клиринговых счетов и порядок совершения операций по ним;

9) перечень используемых клиринговой организацией форм внутреннего учета обязательств, допущенных к клирингу, форм внутреннего учета имущества, предназначенного для исполнения таких обязательств, и имущества, являющегося предметом обеспечения, в том числе индивидуального и коллективного клирингового обеспечения (клиринговых регистров, разделов клиринговых регистров и иных форм внутреннего учета), их назначение, а также порядок их ведения;

10) условия страхования ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, по обязательствам, допущенным к клирингу, если указанная ответственность застрахована;

11) порядок представления клиринговой организацией участникам клиринга отчетов по итогам клиринга;

12) адрес сайта в сети «Интернет», на котором осуществляется раскрытие информации клиринговой организацией (далее – сайт клиринговой организации);

13) описание мер, направленных на управление рисками при осуществлении клиринга, а также на распределение обязанностей по управлению рисками между клиринговой организацией и лицом, осуществляющим функции центрального контрагента;

14) размер и порядок оплаты услуг клиринговой организации.

Правила клиринга должны содержать и иные положения, установленные Законом № 7-ФЗ.

Так, согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 7-ФЗ правила клиринга должны определять порядок использования аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что документ исходит от уполномоченного на это лица.

Такое положение включается в правила клиринга в том случае, если при совершении сделок и (или) обмене документами клиринговая организация, участника! клиринга, центральный контрагент, организатор торговли, расчетный депозитарий и другие лица используют указанные выше средства.

Часть 2 ст. 11 Закона № 7-ФЗ определяет, что правила клиринга должны устанавливать требования к финансовой устойчивости участников клиринга, осуществляемого с участием центрального контрагента.

4. В части 3 ст. 4 Закона № 7-ФЗ установлена норма, согласно которой требования к содержанию положений правил клиринга определяются нормативными правовыми актами ФСФР России.

5. Часть 5 ст. 4 Закона № 7-ФЗ обязывает клиринговую организацию, правила клиринга которой не предусматривают осуществление ею функции центрального контрагента, заключить договор об осуществлении функций центрального контрагента с лицом, осуществляющим такие функции.

Этот договор определяет обязанности сторон по управлению рисками и порядок их взаимодействия при осуществлении клиринга. Его заключение означает присоединение лица, осуществляющего функции центрального контрагента, к правилам клиринга. Плата за определение подлежащих исполнению обязательств и подготовку документов (информации), являющихся (являющейся) основанием прекращения и (или) исполнения обязательств, с лица, осуществляющего функции центрального контрагента, может не взиматься.

Согласно ч. 6 ст. 4 Закона № 7-ФЗ договор об осуществлении функций центрального контрагента не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Его действие прекращается со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций или аннулирования лицензии на осуществление клиринговой деятельности, отзыва аккредитации лица, осуществляющего функции центрального контрагента.

6. Как следует из ч. 7 ст. 4 Закона № 7-ФЗ, правила клиринга помимо обязательных положений, рассмотренных выше, а также иных обязательных положений могут также содержать иные положения, не противоречащие Закону № 7-ФЗ и нормативным правовым актам ФСФР России.

7. Частью 8 ст. 4 Закона № 7-ФЗ клиринговой организации предоставляется право в одностороннем порядке вносить изменения в правила клиринга.

8. В части 9 ст. 4 Закона № 7-ФЗ установлена норма, предписывающая клиринговой организации регистрировать правила клиринга и вносимые в них изменения в ФСФР России.

Общие положения, касающиеся порядка регистрации ФСФР России правил клиринга и вносимых в них изменений, установлены в ст. 27 Закона № 7-ФЗ.

ФСФР России принимает решение о регистрации правил клиринга и вносимых в них изменений либо об отказе в их регистрации не позднее 45 дней со дня принятия соответствующих документов.

Регистрация правил клиринга осуществляется ФСФР России в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФСФР России (на момент подготовки комментария не прият). При выдаче лицензии на осуществление клиринговой деятельности регистрация правил клиринга осуществляется одновременно с выдачей соответствующей лицензии.

Основаниями для отказа в регистрации документов и вносимых в них изменений являются:

несоответствие правил клиринга требованиям Закона № 7-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов ФСФР России;

наличие в правилах клиринга, представленных на регистрацию, неполной или недостоверной информации.

9. Часть 10 ст. 4 Закона № 7-ФЗ определяет порядок вступления в силу правил клиринга и вносимых в них изменений.

И правила клиринга, и вносимые в них изменения в общем случае вступают в силу не ранее чем через пять дней после их размещения на странице клиринговой организации в сети «Интернет».

Не ранее чем через три месяца после размещения на странице клиринговой организации в сети «Интернет» вступают в силу:

установление и изменение положений об ограничении размера ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента;

изменения правил клиринга, связанные с исключением из указанных правил положений третейского соглашения или изменением третейского суда.

10. Согласно норме, установленной в ч. 11 ст. 4 Закона № 7-ФЗ, если правилами клиринга предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, то заключение отдельного соглашения об обеспечении не требуется.

1. Клиринговой организацией может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Клиринговая организация не вправе передавать полномочия единоличного исполнительного органа другому лицу (управляющему, управляющей организации).

2. Требования, установленные настоящим Федеральным законом к клиринговой организации, распространяются на центрального контрагента.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торговли клиринговая организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента, а также совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При совмещении клиринговой деятельности с брокерской, дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами клиринговая организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана создать для осуществления клиринга одно или несколько отдельных структурных подразделений.

7. Центральный контрагент не вправе осуществлять расчеты по банковским счетам по обязательствам, стороной которых он является, по итогам клиринга, а в случае совмещения своей деятельности с депозитарной деятельностью также не вправе осуществлять расчеты по счетам депо по обязательствам, стороной которых он является, по итогам клиринга, если иное не установлено нормативными актами Банка России.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у клиринговой организации в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов клиринговой организации, совмещающей клиринговую деятельность с иными видами деятельности, о котором участники клиринга не были уведомлены заранее, привел к действиям клиринговой организации, нанесшим ущерб интересам участника клиринга, клиринговая организация обязана за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

11. Годовой отчет клиринговой организации или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность.

13. Использование слова "клиринг", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными юридическими лицами, кроме клиринговых организаций, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

13.1. Использование словосочетания "центральный контрагент", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными юридическими лицами, кроме центральных контрагентов, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

14. Клиринговая организация обязана осуществлять хранение информации и документов, связанных с клирингом, и ежедневное резервное копирование такой информации в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не вправе привлекать иных лиц для осуществления своих функций, прав и исполнения своих обязанностей.

16. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке и сроки, которые установлены Банком России.

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Требования к формату, порядку и каналам передачи центральным контрагентом информации в Банк России и составу такой информации устанавливаются нормативным актом Банка России.

17. Клиринговая организация вправе без ограничений распоряжаться собственным имуществом, в том числе совершать сделки с ценными бумагами и заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.

18. Клиринговая организация вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

19. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, допущенных к клирингу.

20. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе являться участником организованных торгов без лицензии, являющейся в соответствии с федеральным законом основанием для участия в таких торгах.

2. Торговым счетом является или отдельный банковский счет (далее - торговый банковский счет), или отдельный счет депо (далее - торговый счет депо), или товарный счет (далее - торговый товарный счет), соответствующий следующим требованиям:

1) на указанном счете учитываются (находятся) соответственно денежные средства, драгоценные металлы, ценные бумаги, иное имущество, которые могут быть использованы для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, а также обязательств по уплате вознаграждения клиринговой организации и организациям, указанным в пунктах 4 - 7 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона;

2) операции по указанному счету осуществляются на основании распоряжений клиринговой организации без распоряжения лица, которому открыт данный счет, и (или) на основании распоряжений лица, которому открыт указанный счет, с согласия клиринговой организации.

3. Торговые счета открываются с указанием клиринговой организации, которая вправе давать распоряжения по этим счетам.

4. Торговый банковский счет может открываться в рублях, в иностранной валюте или в драгоценных металлах. Торговым банковским счетом может являться специальный брокерский счет или специальный торговый счет участника клиринга.

4.1. Денежные средства и (или) драгоценные металлы, переданные клиентами участнику клиринга, являющемуся кредитной организацией, для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, должны направляться на отдельный банковский счет (счета), открываемый (открываемые) участником клиринга в другой кредитной организации (далее - специальный торговый счет участника клиринга). При этом денежные средства и (или) драгоценные металлы, переданные участнику клиринга каждым клиентом, должны учитываться участником клиринга во внутреннем учете отдельно. Участник клиринга обязан вести внутренний учет денежных средств и (или) драгоценных металлов, переданных ему клиентом для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, отдельно по каждому клиенту. На денежные средства, драгоценные металлы клиентов, учитываемые (находящиеся) на специальном торговом счете участника клиринга, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника клиринга. Участник клиринга не вправе зачислять собственные денежные средства, драгоценные металлы на специальный торговый счет участника клиринга, за исключением случаев их возврата клиенту.

4.2. По требованию клиента участник клиринга, являющийся кредитной организацией, обязан открыть в другой кредитной организации отдельный специальный торговый счет участника клиринга для совершения операций с денежными средствами, драгоценными металлами такого клиента. Денежные средства, драгоценные металлы, учитываемые (находящиеся) на указанном специальном торговом счете, могут использоваться только для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу и возникших из договоров, заключенных за счет такого клиента.

5. Согласие клиринговой организации на совершение операций по торговому банковскому счету дается способом, предусмотренным договором банковского счета в соответствии с правилами клиринга, в том числе путем подписания клиринговой организацией платежного документа, в соответствии с которым лицо, которому открыт такой счет, дает распоряжение кредитной организации о совершении операций по этому счету.

6. Особенности порядка и условий открытия и закрытия торгового счета депо, порядок осуществления операций по указанному счету определяются нормативными актами Банка России.

7. Списание ценных бумаг с торгового счета депо номинального держателя или с субсчета депо номинального держателя к клиринговому счету или зачисление ценных бумаг на торговый счет депо номинального держателя или субсчет депо номинального держателя к клиринговому счету является основанием для проведения операций, связанных с таким их списанием или зачислением, по торговым счетам депо, открытым этим номинальным держателем, в том числе по торговым счетам депо владельцев ценных бумаг, без поручения лиц, которым открыты такие счета.

8. Торговым товарным счетом, в том числе специальным торговым товарным счетом, является учетный регистр, на котором оператор товарных поставок учитывает имущество (за исключением денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг). Торговый товарный счет, за исключением торгового товарного счета центрального контрагента, совмещающего свои функции с деятельностью оператора товарных поставок, открывается оператором товарных поставок, если учет указанного имущества осуществляется на основании договора хранения, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона, либо на иных основаниях в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России.

8.1. В случае, если центральный контрагент совмещает свои функции с деятельностью оператора товарных поставок, торговый товарный счет такого центрального контрагента открывается в порядке, установленном условиями оказания услуг оператора товарных поставок.

8.2. Операции по торговому товарному счету приравниваются к передаче (получению) имущества. С момента совершения записи о получении имущества риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет лицо, по торговому товарному счету которого внесена соответствующая запись о получении имущества.

9. Особенности порядка и условий открытия и закрытия торгового товарного счета, порядок осуществления операций по указанному счету определяются нормативными актами Банка России.

10. Имущество клиентов (за исключением денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг), переданное ими участнику клиринга для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, учитывается на отдельном специальном торговом товарном счете участника клиринга. Участник клиринга обязан вести отдельный внутренний учет указанного имущества. На имущество клиентов, учитываемое на специальном торговом товарном счете участника клиринга, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника клиринга. Участник клиринга не вправе зачислять собственное имущество на специальный торговый товарный счет участника клиринга, открытый для учета имущества его клиентов, за исключением случаев его возврата клиенту.

11. По требованию клиента участник клиринга обязан открыть отдельный специальный торговый товарный счет участника клиринга для совершения операций с имуществом такого клиента. Имущество, учитываемое на таком специальном торговом товарном счете участника клиринга, может использоваться только для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу и возникших из договоров, заключенных за счет такого клиента.

А также Федеральный закон от 07.02.2011 N 8-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности" устранили имевшиеся в законодательстве пробелы и противоречия в данной сфере правового регулирования. Закон о клиринге вступит в силу с 01.01.2012.

В упрощенном виде клиринговая деятельность представляет собой более удобный порядок расчетов по сделкам, заключаемым на организованном рынке. При этом все сделки со стандартным товаром и по стандартным ценам осуществляются через клиринговую организацию, подсчитывающую итоговую сумму проданного и купленного товара в отношении каждого отдельного участника торгов. Клиринг позволяет не осуществлять расчеты по каждой сделке, которых могут быть десятки и сотни за каждый торговый день, а проводить общее суммирование их результатов и выставлять итоговый счет каждому участнику торгов по окончании периода заключения сделок.

Так, продав пять раз по 10 акций одному контрагенту и купив 17 и 49 таких же у других, участник торгов не должен исполнять все семь сделок непосредственным продавцам и покупателям ценных бумаг, а может просто оплатить стоимость 16 купленных акций клиринговой организации. Участник торгов может даже не знать своих контрагентов, так как все расчеты будут осуществляться непосредственно через клиринговую организацию.

В ст. 6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) установлено, что под клиринговой деятельностью (клирингом) следует понимать "деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним".

В то же время в Законе о клиринге указано, что клиринг - это "определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств".

То есть Закон о клиринге допускает оказание клиринговых услуг не только в отношении сделок с ценными бумагами, но и по иным обязательствам. С даты вступления в силу указанного Закона клиринговую деятельность можно будет осуществлять в отношении валюты, денежных средств, ценных бумаг, а также товаров и имущественных прав, вытекающих из срочных сделок (п. п. 2, 4, 8 ст. 15 Закона о клиринге).

Следует отметить также законодательное закрепление термина "неттинг". В пп. 11 п. 1 ст. 2 Закона о клиринге под неттингом понимается "полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга". Таким образом, упрощенно неттинг означает многосторонний зачет обязательств. Исходя из того, что расчеты на организованном рынке осуществляются исключительно в отношении стандартных товаров и по стандартным условиям, проводить многосторонний зачет обязательств исключительно удобно.

Закон о клиринге предусматривает введение правового института центрального контрагента. В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 2 Закона о клиринге центральный контрагент не только будет осуществлять расчеты с каждым участником клиринга, но также будет являться стороной всех договоров в системе клиринга. Следовательно, осуществление сделок на организованном рынке с участием центрального контрагента означает заключение всех договоров исключительно с ним, а не между участниками клиринга.

Такая юридическая конструкция договорных отношений в большей степени отвечает интересам участников торгов, права которых обеспечены специальными требованиями (ст. 5 Закона о клиринге) к центральному контрагенту. В случае неисполнения обязательства участника клиринга с участием центрального контрагента последний вправе заключать и исполнять соответствующие договоры от своего имени и без согласия такого участника (ст. 13 данного Закона).

В соответствии с п. п. 2 - 3 указанной статьи убытки центрального контрагента могут быть распределены между участниками клиринга, а размер его ответственности может быть ограничен правилами клиринга. Однако ответственность такого лица не может быть ограничена в случае, если все обязательства участников клиринга были исполнены или если его требования могут быть полностью удовлетворены за счет индивидуального или коллективного клирингового обеспечения (п. 4 ст. 13 Закона о клиринге).

Законом о клиринге вводятся специальные способы обеспечения исполнения клиринговых обязательств - индивидуальное (ст. 23) и коллективное (ст. 24) клиринговое обеспечение.

Индивидуальным клиринговым обеспечением могут обеспечиваться обязательства участника торгов перед другими участниками клиринга и (или) перед клиринговой организацией. Предметом такого обеспечения могут быть денежные средства, валюта, ценные бумаги и иное имущество, определяемое ФСФР (п. 6 ст. 23 Закона о клиринге).

В п. 15 ст. 23 Закона о клиринге установлено, что удовлетворение требований из индивидуального клирингового обеспечения осуществляется клиринговой организацией по ее выбору следующими способами:

1) путем передачи указанного имущества кредитору в счет исполнения неисполненного (полностью или частично) обязательства;

2) путем продажи указанного имущества с передачей вырученных средств кредитору по неисполненным (полностью или частично) обязательствам, или приобретения за счет указанных средств иного имущества и передачи его кредитору;

3) путем приобретения за счет индивидуального клирингового обеспечения ценных бумаг либо иного имущества с передачей их кредитору по неисполненным (полностью или частично) обязательствам;

4) путем заключения договоров репо и иных договоров, предусмотренных нормативными правовыми актами ФСФР, и путем передачи имущества, полученного по договорам, кредитору.

В соглашении об индивидуальном клиринговом обеспечении может быть предусмотрено право участника клиринга осуществить замену имущества в обеспечении с согласия клиринговой организации. Также п. 12 ст. 23 Закона о клиринге установлено, что в таком соглашении может быть оговорено право клиринговой организации пользоваться денежными средствами, находящимися в обеспечении, и обязанность возвратить их в сумме и срок, которые необходимы для удовлетворения требований, обеспеченных индивидуальным клиринговым обеспечением.

В соответствии со ст. 24 Закона о клиринге участники клиринга вправе обеспечить исполнение своих обязательств путем формирования коллективного клирингового обеспечения, составляющего гарантийный фонд. Он формируется непосредственно клиринговой организацией за счет взносов участников клиринга.

Гарантийный фонд, как и индивидуальное клиринговое обеспечение, может включать денежные средства, валюту, ценные бумаги и иное имущество, определенное ФСФР (п. 4 ст. 24 Закона о клиринге). При неисполнении или ненадлежащем исполнении участником своих обязательств клиринговая организация удовлетворяет обеспеченные требования так же, как при индивидуальном клиринговом обеспечении. Также клиринговая организация вправе использовать денежные средства из гарантийного фонда в своих интересах с обязанностью их возвратить к моменту удовлетворения обеспеченных коллективным клиринговым обеспечением требований, если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении (п. 8 ст. 24 Закона о клиринге).

Как можно заметить, данные виды обеспечения не предусматривают судебного порядка взыскания при нарушении обязательств, что делает их очень удобными для активного торгового оборота.

Также следует отметить, что обращение взыскания по обязательству, обеспеченному клиринговым обеспечением, возможно, в том числе, и на денежные средства на банковском счете. Такой способ обеспечения может прийти в противоречие с нормами законодательства о залоге, не допускающими в настоящее время залог денежных средств.

В Законе о клиринге установлен минимальный размер собственных средств клиринговой организации - не менее 100 млн. руб. В соответствии со ст. 8 указанного Закона клиринговая организация также должна выполнять обязательные нормативы, установленные ФСФР.

К кредитным организациям, осуществляющим клиринговую деятельность, будут предъявляться иные требования. Им также запрещено привлекать денежные средства физических лиц во вклады (п. 9 ст. 5 Закона о клиринге).

Клиринговая деятельность по-прежнему будет лицензироваться (ст. 26 Закона о клиринге). Лицензия будет выдаваться на неограниченный срок. Документы и сведения, представляемые для получения лицензии, перечислены в ст. 26 Закона о клиринге. Однако этот список открытый, и он будет уточняться в подзаконных актах ФСФР, которые предстоит принять в соответствии с указанной нормой.

Клиринговая организация обязана иметь совет директоров и коллегиальный исполнительный орган. В ст. 26 Закона о клиринге установлены особые требования к должностным лицам и работникам клиринговых организаций. Избрание (назначение) должностных лиц происходит в разрешительном порядке: клиринговая организация обязана письменно информировать о предполагаемом избрании (назначении) ФСФР, которая может отказать в согласовании предложенной кандидатуры (п. 9 ст. 26 Закона о клиринге).

В ст. 7 Закона о клиринге установлен запрет на участие в клиринговой организации (для долей, равных или превышающих 5 процентов уставного капитала) юридических лиц, зарегистрированных на оффшорных территориях или имеющих аннулированную лицензию, а также физических лиц, которые не могут быть должностными лицами в органах управления клиринговой организации (п. 5 ст. 6 Закона о клиринге). Такие лица обязаны уведомлять ФСФР о превышении ими указанного ограничения в 5 процентов уставного капитала. При голосовании на общем собрании указанные лица не смогут использовать принадлежащие им голоса, превышающие 5 процентов.

Клиринговая организация обязана составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (п. 10 ст. 5 Закона о клиринге).

Организации, оказывающие клиринговые услуги, вправе совершать любые сделки с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами. Такие организации могут самостоятельно и без каких-либо ограничений распоряжаться собственными средствами. Для клиринговых организаций не предусматривается специальная правоспособность.

Допускается заключение клиринговыми организациями договоров страхования ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (п. п. 18 - 19 ст. 5 Закона о клиринге).

Клиринговая организация обязана разработать правила осуществления клиринговой деятельности (правила клиринга), в которых указаны условия осуществления клиринговых услуг. Правила клиринга, а также все изменения к ним подлежат обязательной государственной регистрации в ФСФР. Подробные требования к содержанию правил клиринга изложены в ст. 4 Закона о клиринге.

В целях установления договорных правоотношений с клиринговой организацией участники клирингового обслуживания должны заключить договоры об оказании клиринговых услуг путем присоединения к стандартным условиям, изложенным в указанных правилах.

В соответствии со ст. 3 Закона о клиринге участник клирингового обслуживания вправе отказаться от договора только при отсутствии каких-либо неисполненных обязательств перед клиринговой организацией. Последняя, в свою очередь, вправе отказаться от договора только в случае нарушения участником правил клиринга или обязательств по договору. Однако следует помнить, что в соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о клиринге клиринговая организация вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила.

Правила клиринга и вносимые в них изменения вступают в силу по истечении пяти дней с момента раскрытия информации об их государственной регистрации (п. 10 ст. 4 Закона о клиринге). Это условие должно защитить интересы участников клиринга от односторонних изменений правил.

Обязанность раскрытия информации клиринговыми организациями установлена в ст. 19 Закона о клиринге.

Информация о деятельности клиринговой организации должна быть представлена на ее сайте. В Законе о клиринге содержится лишь примерный перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию. Конкретный перечень такой информации, а также порядок и сроки ее раскрытия будут установлены в соответствующих подзаконных актах ФСФР.

Клиринговая организация осуществляет свою деятельность путем формирования клирингового пула - одного или нескольких. Под клиринговым пулом в ст. 2 Закона о клиринге понимается "совокупность обязательств, допущенных к клирингу и подлежащих полностью прекращению зачетом и (или) иным способом в соответствии с правилами клиринга и (или) исполнением". Порядок включения обязательств в клиринговый пул устанавливается правилами клиринга.

Осуществление внутренних расчетов с использованием системы клиринга, а также проведения взаимозачетов, неттинга и заключения сделок с центральным контрагентом, происходит "внутри" такого клирингового пула. Таким образом, несмотря на то, что клиринговая организация может организовывать сразу несколько клиринговых пулов, в них не может входить одно и то же обязательство.

Для получения клиринговых услуг участникам клиринга открывают торговые счета в соответствии со ст. 15 Закона о клиринге. Эти счета бывают трех видов:

1) банковский счет,

2) отдельный счет депо,

3) товарный счет.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 15 Закона о клиринге операции по указанному счету осуществляются либо на основании распоряжений клиринговой организации без распоряжения владельца счета, либо на основании распоряжений лица, которому открыт такой счет, но с согласия клиринговой организации.

Для клиринговой организации могут быть открыты особые клиринговые счета для учета имущества ее клиентов, которые также бывают трех видов: банковский счет, отдельный счет депо и товарный счет. Эти счета используются клиринговой организацией для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, а также обязательств по уплате вознаграждения клиринговой организации.

Для защиты интересов участников клиринга предусмотрено, что на имущество, учитываемое на клиринговых счетах, не может налагаться арест. В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о клиринге операции по такому счету не могут быть приостановлены.

Также не может быть обращено взыскание на имущество участника клиринга, находящееся на торговых или на клиринговых счетах, если оно необходимо для исполнения обязательств, допущенных к клирингу. Однако эта временная защита средств участника клиринга действует только на день получения клиринговой организацией документов, являющихся основанием для подобных действий (п. 2 ст. 18 Закона о клиринге).

Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-фз "О клиринге и клиринговой деятельности" , можно