Сенсорные модальности.

Модальность – одно из многофункциональных понятий, нашедших применение в различных научных сферах. Категории сенсорной модальности активно используются в психологии и являются опорными точками для способов взаимодействия с реальностью клиента в нейролингвистическом программировании (НЛП).

Что такое модальность?

Модальность - это (лат. modus – наклонение, способ, мера) – способ действия или отношение, выраженное к действию. Модальность - термин, изначально использовался в лингвистической среде Шарлем Балли и обозначал субъективную оценку (модус) по отношению к диктуму (излагаемому материалу, тексту, выражению). В дальнейшем, понятие модальности стали использовать в психологии для объяснения категорий сенсорной системы человека и в философии – как отражение способов бытия, явлений. Модальность используется и в таких сферах, как:

  1. Компьютерные системы – многооконный интерфейс программы, где одно из окон является центральным, на нем происходит фокусирование пользователя.
  2. Музыка – использует модальный звукоряд, от которого строятся другие лады.
  3. Социология. В социологической типологии людей - модальный человек или модальная личность это - реально преобладающий тип в данном обществе.

Модальность в философии

Вид бытия в связи с обусловленными обстоятельствами. Что значит модальность в философии – этим вопросом занимался российский профессор философии М.Н. Эпштейн. В своем труде «Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре» ученый предложил разделить модальности на 3 вида, в зависимости от употребляемых в речи предикатов:

  1. Оптические (бытийные) – «мочь» и «быть». Это разные степени могущества по отношению к бытию (может быть или случиться, а может не быть и не случиться).
  2. Чистые (потенциальные) – модальности способностей: «мочь» – «не мочь» (может не есть, может не пить, может не играть на инструменте)
  3. Эпистемические (познавательные) – образованы предикатами «мочь» и «знать». Модальные суждения древнегреческих философов: Сократа «знаю, что ничего не знаю» и Платона «знаю то, чего никогда не познавал (не знал)» отражают суть познавательной модальности в философии.

Модальность в психологии

Репрезентативная система человека представлена каналами восприятия или сенсорными рецепторами. Модальность в психологии это качественный спектр ощущений и внутренняя переработка полученной информации посредством задействования определенных органов чувств. В - определение ведущей модальности человека является важным этапом для успешной подачи информации клиенту.

Модальности восприятия

Существуют следующие модальности восприятия в психологии:

  • рациональная модальность (мыслительные операции);
  • кинестетическая (прикосновения, движения в пространстве, );
  • слуховая (аудиальная);
  • зрительная (визуальная).

Модальность ощущений

Все живое в природе обладает чувствительностью. Модальность - получение информации из внешнего мира через сенсорные анализаторы:

  • зрение (цвет и яркость);
  • слух (колебания звуковых волн);
  • осязание (давление,тепло-холод, температура,боль);
  • обоняние (запах);
  • вкус (качество пищи).

Каждая личность уникальна, но есть общие составляющие, которые позволяют отнести отдельного человека к той или иной группе или описательной характеристике. Психологи, проведя ряд исследований, обнаружили, что у каждого человека есть ведущая сенсорная система, что позволило составить классификацию:

  1. Аудиал – поступающая информация лучше анализируется слуховыми анализаторами. Такой человек, часто в речи употребляет выражения «Я слышал, что…», «звучит заманчиво/впечатляюще», «режет слух», «даже слушать это не хочу!».
  2. Визуал – мыслит образами. Визуальный тип использует слова, связанные со зрительными действиями, цветовой гаммой: «ярко/сочно/красочно/тускло», «мне кажется», «заметил/сфокусировал».
  3. Кинестетик – телесные ощущения и прикосновения очень важны для кинестетического типа. таких людей очень богата. В выражениях можно услышать слова: «приятно», «тепло», «мурашки» «мне невыносимо противно».

Модальность мышления

Принцип модальности мышления – умение мыслить в различных параметрах. Для человека модальность восприятия и мышления являются одинаково значимыми и постоянно задействованными. Классификация модальностей мышления Я. Старцева по видам:

  1. Рациональная модальность – задействует категории «истинно – ложно». Понятие истинность используется как фильтр в отборе, структурировании и преобразовании информации.
  2. Эстетическая модальность - художественные образы. Формирование образов происходит в психической реальности, затем отображается в физическом мире через произведения искусства, литературу.
  3. Инструментальная модальность – манипуляции с объектом в физическом мире и мысленно. Навыки, связанные с трудовой деятельностью, закрепление полезного опыта и отделение бесполезного.
  4. Магическая модальность – мышление иррациональное, ориентировано на символы, знаки, чудеса. Совпадения при этом подтверждают у человека верность его суждений, за счет наглядности.
  5. Этическая модальность – поведение, намерения и установки людей. Взаимодействие субъект-субъект. Любой поступок или намерение оценивается с позиции принятых обществом норм. Этическое мышление «мыслит» категориями: «добро- зло», «хорошо-плохо».

Модальность эмоций

Эмоции принято делить на положительные, отрицательные и двойственные (амбивалентные). Эмоциональная модальность – это переживание субъектом той или иной эмоции. К. Изард (амер. психолог) разработал теорию базовых дифференциальных эмоций или модальностей:

  • радость – позитивное отношение к миру и себе;
  • интерес – способность воспринимать и усваивать информацию;
  • удивление – внезапные изменения;
  • печаль – переживание, связанное с утратой объекта удовлетворения потребностей;
  • отвращение – эмоция отвержения;
  • гнев – готовность к нападению в ответ на причинение дискомфорта;
  • презрение – чувство превосходства, обесценивание другой личности;
  • стыд – переживание человеком неполноценности;
  • страх – эмоция связана с ситуаций угрозы, готовность к бегству;
  • вина – самобичевание и осуждение в результате проступка.

Модальность памяти

Ведущая модальность человека не означает, что он не пользуется остальными сенсорными каналами. Все системы в разной мере задействованы. По типу основных модальностей восприятия, существуют типы памяти:

  1. Зрительная – запоминание поступающих зрительных образов.
  2. Слуховая - запоминаются поступающие звуки, шумы, музыка.
  3. Вкусовая – человек помнит разные вкусы.
  4. Осязательная – память образов, сохранение и воспроизведение действий/движений;
  5. Двигательная – формирование и запоминание двигательных навыков.
  6. Обонятельная – память на запахи.
  7. Эмоциональная – запоминаются все пережитые .

Чем субличности отличаются от модальностей?

Понятие субличности в психологии - метафора о нескольких существах внутри человека. Субличности привязаны к ролям человека: социальным, профессиональным, семейным, и задействуют по своему усмотрению различные модальности. При сравнении субличности с модальностью, уместнее использовать термин субмодальность. Модальность и субмодальность – взаимодополняющие понятия. В отличие от модальностей, субмодальности - это нюансы и различия внутри определенного типа модальности: светлее-темнее, тише-звонче, движение-статика.

МОДАЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ - термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной системе, во втором - адекватность раздражения определенному анализатору. От выделения семи модальностей (Г. Гельмгольц, И.П. Павлов) в современном варианте перешли к пяти основным сенсорно-перцептивным системам: зрительной, слуховой, кожно-мышечной, обонятельно-вкусовой, вестибулярной. Кроме того, выделяются интермодальные ощущения (напр., вибрация), неспецифические ощущения и синестезии (ощущения какой-либо модальности - напр., зрительные - при действии раздражителей др. модальности - напр., слуховой).

  • - распространение болевых ощущений за пределы патологического очага...

    Большой медицинский словарь

  • - Этимология. Происходит от лат. absolutus - неограниченный. Автор. Г.Фехнер. Категория. Вид сенсорного порога. Специфика...
  • - их закономерности показывают, как изменяются пороги восприятия при одновременном действии нескольких стимулов...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - различные формы логической группировки ощущений. К. о. тесно связаны с классификациями рецепторов, органов чувств и сенсорных систем...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - разделение ощущений по критерию соотнесения с анализаторами, ответственными за их появление...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Категория. Качественные показатели чувствительности анализатора. Виды: абсолютный порог, дифференциальный порог, оперативный порог...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Этимология. Происходит от лат. emovere - возбуждать, волновать. Категория. Переживания позитивного знака. Специфика. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Гештальтпсихологическая концепция ощущений - представление о том, что единицей чувственного познания, как и познания вообще, выступает восприятие - , а ощущение лишь абстракция - , результат ""препарирования"" образа...

    Психологический словарь

  • - Дифференциальный порог ощущений - минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений...

    Психологический словарь

  • - Классификация ощущений - разделение ощущений по критерию принадлежности к анализаторам - , ответственным за их возникновение...

    Психологический словарь

  • - Поиск ощущений - элемент мотивационно - потребностной сферы. Поведение, в котором могут быть выделены следующие составляющие: - поиск опасностей и приключений, - поиск переживаний,  ...

    Психологический словарь

  • - Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора - . Выделяют абсолютный, дифференциальный - и оперативный пороги - ощущений...

    Психологический словарь

  • - Эмоциональный тон ощущений - переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые...

    Психологический словарь

  • - Истолкование больным испытываемых им ощущений, истинных и мнимых, в соответствии с бредовыми переживаниями. Чаще всего наблюдается при шизофрении...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - "...Дифференциальный порог: минимальное изменение количества стимула, вызывающее изменение интенсивности ощущения..." Источник: "ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. МЕТОДОЛОГИЯ...

    Официальная терминология

  • - Вид модальности, выражаемый лексикой с модальным значением, входящей в состав сказуемого: должен; обязан; мочь; хотеть; надо; нужно и т.п.: Завтра должно быть ясно...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"модальность ощущений" в книгах

Визуальная модальность

автора Браун Санни

Визуальная модальность Обучение в визуальной модальности можно описать следующим образом: идеи, понятия, факты и другая информация обрабатываются и осмысляются через наглядные образы и методы визуализации. Использование дудлов в этой ситуации представляется

Аудиальная модальность

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Аудиальная модальность Учащийся-аудиал наилучшим образом воспринимает информацию на слух. Работая с разными учащимися, я поняла, что здесь существует возможность для двоякого использования дудлинга.Во-первых, многие люди особенно активно дудлят, когда слушают, – будь

Кинестетическая модальность

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Кинестетическая модальность Линда Барри, писательница и художник-иллюстратор, сказала однажды, что худшее, что можно сделать, когда иссяк поток творческой фантазии, – это начать думать и перестать двигать руками. Дудлеры знают, что она имела в виду. Казалось бы, такая

Модальность суждений

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

Модальность суждений Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.Традиционно в логике выделяется три вида

3. Экстраекция и модальность

Из книги Феноменология галлюцинаций автора Руднев Вадим Петрович

3. Экстраекция и модальность В книге «Психология шизофрении» А. Кемпинский пишет по этому поводу следующее: Главной чертой шизофренической космологии является фантастика и магия <…>. Шизофренический мир наполняют таинственные энергии, лучи, силы добрые и злые, волны,

§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ Эпистемическая модальность - это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.Обмен информацией между людьми в процессе общения предполагает отчетливое понимание оснований принятия или

§ 3. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 3. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ Деонтическая модальность - это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.Среди предписаний следует выделить нормативные предписания, включающие и нормы права.Норма права -

§ 4. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 4. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ Алетическая модальность - это выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности либо возможности-невозможности информация о логической или фактической детерминированности (обусловленности) суждения.Истинность или ложность

3. Экстраекция и модальность

Из книги Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

3. Экстраекция и модальность В книге «Психология шизофрении» А. Кемпинский пишет по этому поводу следующее: Главной чертой шизофренической космологии является фантастика и магия. <…> Шизофренический мир наполняют таинственные энергии, лучи, силы добрые и злые, волны,

31. Модальность суждений

Из книги Логика автора Шадрин Д А

31. Модальность суждений Модальное суждение – это отдельный вид суждений, имеющий свои особенности и характеризующийся как наличием общих с ассерторическими суждениями признаков, так и отличием от последних.Изучаются модальные суждения в рамках модальной логики,

§ 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие Если в отношении описанных выше в высшей степени примечательных ситуаций мы говорим об интенциональности, с помощью которой вторичные модусы устанавливают свое обратное сопряжение с прадоксой, то

1. Модальность суждений

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

1. Модальность суждений Модальное суждение - это отдельный вид суждений, имеющий свои особенности и характеризующийся как наличием общих с ассерторическими суждениями признаков, так и отличием от последних.Изучаются модальные суждения в рамках модальной логики,

Модальность языка и иконографическая модальность

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Модальность языка и иконографическая модальность Язык – это тоже модальность, но «более специфическая». Лингвистические модели вполне распространены в искусствознании, в чем мы уже имели возможность убедиться. Но тем не менее, остаются открытыми две проблемы:

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и

Александр Любимов


Люди могут воспринимать мир разными способами: видеть, слышать, чувствовать. Вот эти способы восприятия мира как раз и называются в психологии модальностями .

На самом деле более правильно «сенсорная модальность» . Вообще, в лингвистике термин «модальность» обозначает отношение или оценку информации, и может касаться как канала получения информации: увидел, прочитал, вспомнил; так и отношения или эмоции: восхищён, нравится, важно; и определения границ: можно, нельзя, должен, законно. Сенсорная модальность относится к каналу получения информации.

Визуальная модальность (В): т о, что мы видим. Образы, картинки, кино.

Аудиальная модальность (А или Ат): то, что мы слышим. Свист ветра, звук капающий воды, шорох. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Кинестетическая модальность (К): то, что мы чувствуем. К кинестетике в НЛП относят:

  • тактильные ощущения : ощущения кожи, осязание;
  • внутренние ощущения : мышечное напряжение, ощущения в желудке;
  • вкус ;
  • запах ;
  • мета-ощущения : - оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции.
Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

Дигитальная модальность (Ад): внутренний диалог, фокус на содержание.

Дигитальная модальность больше связана с речью, с процессом проговаривания. Но при этом это всё касается слуха, так что аудиальная система делится на аудиально-тональную (отсюда как раз Ат), которая связана с аналоговыми характеристиками звука: высота, тон, тембр и т.д. И на аудиально-дигитальную (Ад), которая связана с содержанием речи.

В НЛП, когда речь идёт о поступлении информации «снаружи», говорят о каналах восприятия . А если описываются внутренние процессы - о репрезентативных системах.

«Презентация» - показ, приставка «ре» обозначает повтор, всё вместе - что-то вроде «воспроизведения».

На данном этапе это разделение нам не очень важно, поэтому просто будем говорить о сенсорных модальностях.

А полезно знать о модальностях вот почему:

когда человек преимущественно находится в какой-то модальности, у него будет соответствующая этой модальности невербалика: поза, жесты, высота и скорость речи.

И тогда можно к невербалике этой модальности присоединиться : то есть при подстройке использовать не конкретные жест, позу или тон голоса, а просто визуальные (кинестетические, аудиальные, дигитальные) жесты, позы или характеристики голоса. Что даёт, как вы понимаете, кучу преимуществ: если человек сидит в кресле откинувшись в кинестетической позе, то вам совершенно не обязательно сидеть в той же позе (и даже сидеть не обязательно), достаточно что ваша поза тоже будет кинестетической. А голос не должен быть именно такой же высоты и скорости, а достаточно того, что он тоже визуальный (если собеседник сейчас в визуальной модальности).
Итак, а какие же у нас невербальные признаки модальности.

То есть когда человек в данный момент больше сосредоточен на чувствах (то есть у него сейчас преобладает кинестетическая модальность ), то его поза будет более расслабленная, либо с наклоном вперёд, либо откинувшись на спинку (это если сидя), если стоя - то ссутуленная или опершись на стену. Жесты в нижней части туловища, передающие состояние или демонстрирующие действие. Голос более хриплый и медленный. Дышать он будет, скорее всего, животом.

Если же ваш собеседник сосредоточен на образах (преобладает визуальная модальность ), то поза будет прямой, расправленной. Жесты указующие, скорее всего в верхней части туловища. Голос более быстрый и высокий. А дыхание грудное.

При концентрации на звуках (преобладает аудиальная модальность ). Поза нечто среднее между визуальной и кинестетической: достаточно прямая, но расслабленная. Жестов мало. Зато голос постоянно меняется, и по высоте, и по скорости. Дыхание полное.

А если человек больше внимания обращает на содержание речи или обсуждение какого-то вопроса с самим собой (внутренний диалог, дигитальная модальность ), то поза будет отстранённой, зажатой, движений будет мало, дыхание верхнее, а голос монотонным.

Как тренироваться

Когда мы подстраиваемся присоединением, нам нужно не просто заимствовать элементы поведения - жест или позу, - а полностью перейти в соответствующее состояние. Ну, продемонстрировать по крайней мер.

Первый способ (изнутри - наружу): просто сосредоточьтесь на внутреннем образе (для визуальной модальности), мелодии (для аудиальной), ощущении (кинестетической) или разговоре с самим собой (дигитальная модальность). А после этого «отпустите» своё тело. Скорее всего вам захочется сесть в соответствующую позу, изменится дыхание, голос, движения.

Второй способ (снаружи - внутрь): выберите модальность, в которую хотите перейти; начинайте последовательно менять свою позу, жесты, дыхание, голос пока не обнаружите, что фокус вашего внимания сместился на чувства (К), образы (В), звуки (А) или внутренний диалог (Ад).

При этом многие изменения пойдут одно за другим: для того, чтобы начать дышать животом, вам нужно слегка ссутулиться, прямо сидя дышать животом довольно сложно; если же вы выпрямитесь, то автоматически перейдёте на грудное «визуальное» дыхание. Для того, чтобы дышать и грудью, и животом («аудиальное дыхание», вам придётся сидеть прямо, но слегка ссутулено - отсюда и аудиальная поза).

Как подстраиваться

После того, как вы научитесь переходить в нужную модальность, начинайте тренироваться на людях. Сначала калибровка - вам нужно определить, в какой сенсорной модальности сейчас находится человек. Потом просто сами переходите в соответствующую модальность. Тренироваться можно в самых разных местах, где у вы по ситуации «зависаете»: в магазинах, автобусах, метро, аэропортах и т.д.

Модальность (психология)

Мода́льность (от лат. modus - способ) - принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе ; качественность определенности ощущений. Модальность обусловлена строением органов чувств и особенностями среды, воздействующей на них.

Список модальностей:

  • Визуальная
  • Аудиальная
  • Кинестетическая
  • Болевая
  • другие

Модальность - одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика. Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн - как тон и т. д.). Понятие модальности наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных (познавательных) образов любого уровня и сложности. С другой стороны, является ли модальность свойством раздражителя или рецептора - большой вопрос. В философии он формулируется так: пахнет ли роза, если нет рядом человека?


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мода в Древнем Риме
  • Модан

Смотреть что такое "Модальность (психология)" в других словарях:

    Модальность - (от лат. modus размер, способ, образ) в разных предметных областях категория, характеризующая способ действия или отношение к действию. Модальность (лингвистика) Модальная логика Модальность (программирование) Модальность (психология)… … Википедия

    психология памяти - ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ - абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Кант Иммануил - Жизненный путь и сочинения Канта Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с… … Западная философия от истоков до наших дней

    Логика - Гр … Википедия

    Логик

    Логика (философия) - Логика (др. греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος «речь», «рассуждение») наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это… … Википедия

    Логическое мышление - Логика (др. греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος «речь», «рассуждение») наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это… … Википедия

    Логичность - Логика (др. греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος «речь», «рассуждение») наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это… … Википедия

    внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия

МОДАЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ - термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной системе, во втором - адекватность раздражения определенному анализатору. От выделения семи модальностей (Г. Гельмгольц, И.П. Павлов) в современном варианте перешли к пяти основным сенсорно-перцептивным системам: зрительной, слуховой, кожно-мышечной, обонятельно-вкусовой, вестибулярной.Кроме того, выделяются интермодальные ощущения (напр., вибрация), неспецифические ощущения и синестезии (ощущения какой-либо модальности - напр., зрительные - при действии раздражителей др. модальности - напр., слуховой).

МОТИВАЦИОННЫЕ СОСТОЯНИЯ

Любое психологическое или физиологическое состояние, любое изменение организма в какой-то мере связано с мотивацией, в каком-то смысле есть мотивационным состоянием. Если мы говорим, что человек чувствует себя отверженным, то что это означает? Статическая психология спешит после этого заявления поставить точку, в то время как динамическая психология поставит двоеточие, ибо это заявление неизбежно влечет за собой множество других, каждое из которых требует эмпирической проверки. Чувство отверженности охватывает всего человека, оно сказывается на его соматическом и психическом состоянии. В частности, мы можем сказать, что человек, чувствующий себя отверженным, напряжен, что он несчастен. Его чувство воздействует не только на его физическое состояние, оно автоматически и неизбежно пробуждает к жизни иные чувства и желания самой разнообразной окраски, такие, например, как неотступное желание завоевать любовь окружающих, всевозможные защитные реакции, нарастающее чувство враждебности и т.п.

Следовательно, подлинное понимание состояния, которое мы описали словами "он чувствует себя отверженным", возможно только в том случае, если мы расширим его длинным рядом прочих заявлений, каждое из которых обрисует отдельный аспект состояния отверженного индивидуума. Говоря иначе, уже само чувство отверженности мы должны понимать как мотивационное состояние. У меня складывается впечатление, что современные теории мотивации исходят, как правило, из ошибочной трактовки мотивационного состояния как особого, специфического, обособленного от процессов, происходящих на соматическом и личностном уровнях. А между тем любая претендующая на убедительность теория мотивации должна исходить из противоположного допущения, должна предполагать, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, что она выступает универсальной характеристикой практически любого организмического состояния.


Эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние - понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции. Обида, раздражение, возбуждение, истерика, упадок сил, мечтательность, хочу или не хочу, - все это эмоциональные состояния.

По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:

стенические - повышающие жизнедеятельность организма и

астенические - понижающие их.

Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.

От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.

В повседневной жизни люди расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию.

Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием.

Волевое состояние

Волевое состояние – это временное психическое состояние, которое сопровождает волевое действие и выражает специфику этих действий.

Волевые состояния носят временный характер.

Впервые это понятие ввел Левитов. Но перечень волевых состояний у него широкий, мы их сузим:



1. Состояние мобилизационной готовности (проявляется в самонастраивании на полную мобилизацию своих возможностей для достижения цели).

2. Состояние сосредоточенности. Основа этого состояния – произвольное внимание. А внимание является базой для протекания других психических процессов, внимание улучшает их работу. Функция воли – тормозная.

3. Решимость, как волевое состояние, более ярко проявляется на этапе «Решение, его принятия». Способность быстро, без колебания принять решение. Решимость – скорость перехода к реальному действию.

4. Сдержанность – это особое психологическое состояние, благодаря которому поведение человека подчиняется разумному контролю Þ умение подавить ненужные эмоции и желания («хочу, но вынужден отказаться»). Отражает соотношение волевой и эмоциональной регуляции поведения. Часто Воля и Эмоции выступают как антиподы в регуляции поведения. Сильная эмоция часто подавляет волю Þ безрассудные поступки. Но в то же время воля может оказать давление на эмоцию. В этом случае, поведение приобретает позитивный характер.

Пример: Тревога чаще всего мешает деятельности: блокируется решительность. Страх также мешает настойчивости.

Вмешательство воли улучшает нашу деятельность.

Для характеристики волевых усилий говорят о силе воли, отражающей длительность и интенсивность волевых усилий.

Сила воли – слабая или сильная. В это понятие вкладывается разное содержание. Существует 3 подхода к его трактовке:

1 точка зрения: сила воли = сила мотива (у человека сильная мотивация поведения).

Но это не так, так как воля – это не столько проявление мотива, волей мотив подавляется или усиливается.

2 точка зрения: сила воли = борьба мотивов связывается силой воли, иногда воля требуется в ситуации, когда нет борьбы мотивов, но на пути достижения цели возникают серьезные препятствия. Влияние интеллекта.

3 точка зрения: сила воли = свойство личности, волевое качество.

Но сила воли для современной психологии – пустое слово, так как воля м. проявляться различными качествами человека. Нужно говорить о конкретных волевых качествах личности. Þ Нужно говорить об отдельных волевых качествах. Нет силы воли, а есть отдельные волевые качества.


Темперамент и виды

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический»

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работ