Нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с семьёй. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи

Педагогика должна стать наукой для всех

- и для учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский

О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между семьей и школой, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит в конечном счете к безнравственности.

Но какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

На каких условиях должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка? На этот вопрос отвечает В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание".

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Очень часто можно слышать от родителей: "В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю нет до наших детей никакого дела". Безусловно, в начальной школе классный руководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива.

И родителям пятиклассников, и восьмиклассников необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе на всех этапах обучения учащихся нельзя недооценивать. Поэтому главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики. А для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение вызывало у родителей интерес, я, как классный руководитель, не только предлагаю темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитываю предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения, которые они за месяц до очередного родительского собрания пишут на листочках и опускают в специальный конверт.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие:

    Индивидуальные консультации

    Беседа

    Посещения на дому.

Индивидуальные консультации могут проводиться поинициатива родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдения педагога за ребёнком, проблемы в общении ребёнка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведению индивидуальной работы с семьёй:

    Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.

    Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.

    Время консультации должно быть оговорено.

    Родители не должны ждать под дверью своей участи.

    Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.

    Необходимо четко формулировать цели консультации, её актуальность.

    Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

    Все доводы родителей, их аргументы "за" и "против"должны быть внимательно выслушаны.

    В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.

    Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребёнка.

    Если присутствие ребёнка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Если в детском коллективе есть проблемы, которые касаются нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Однако нужно помнить, что такая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их пригласили. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребёнку и привести к печальным последствиям. Классный руководитель не должен увлекаться тематическими консультациями. Если вопросы, которые он хочет вынести на консультацию, касаются большинства родителей класса, то лучше обсуждать их на родительском собрании.

Огромное значение в воспитательном арсенале классного руководителя имеет беседа. Беседу лучше проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьёй. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из её участников этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать

Посещение ребёнка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения или навестить больного ребёнка вместе с его одноклассниками. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в своих семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские клубы, родительские собрания. Все эти формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание . На ней я остановлюсь более подробно.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими и итоговыми.

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости триместра, результаты проводимых мероприятий и праздников.

Тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме. Это могут быть праздники, костры, походы.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.

Часто слышишь от коллег, что родители на собрания не приходят: кто-то объясняет это занятостью или плохим самочувствием, кто-то тем, что "не видит в этом смысла", а третьи:просто не хотят, "чтобы их ругали" (и такое, к сожалению, бывает). Заглянешь в иной класс, а там - несколько мам так называемых благополучных семей, те, кто приходит всегда. Какой смысл в таких собраниях? Разве что для "галочки":

Вдумаемся в лексическое значение слова "собрание", производное от глагола собрать. Толковый словарь так объясняет последнее: 1) соединить, сложить, поместить в одно место; 2) создать, сделать что-нибудь путем соединения разных частей. И действительно, собрание родителей предполагает соединение усилий для создания дружного коллектива единомышленников, способных сосредоточить все свое внимание на серьезных вопросах воспитания. На собрании идет разговор со всеми родителями вместе и с каждым в отдельности.

Как же сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно, носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начала работы с классом педагог будет формировать традиции проведения родительских собраний, что позволяет вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива.

Очень важным для меня является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому еще одной традицией на наших собраниях рефлексия . В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это и высказывания родителей, и выпуск газеты, и оформление коллажа, и интервью.

Все традиции родительского собрания приживутся только в том коллективе, где в них заинтересованы взрослые. А заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.

Очень важно, чтобы все собрания заканчивались "на положительной ноте", чтобы каждый из родителей осознал свою роль в общем разговоре и решил для себя, что в следующий раз он обязательно придет:

Спросив однажды родителей, что значит для них родительское собрание, убедилась из ответов в том, что только в союзе семьи и школы можно решать проблемы воспитания.

    "На собраниях я учусь быть родителем"

    "Я понимаю, что мои проблемы с сыном - это общие проблемы и решать их надо общими силами: одна голова - хорошо, а тридцать - лучше"

    "Верю учителю, учусь смотреть на себя со стороны"

классный руководитель родитель школьник

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу .

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения .

Формы работы:

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. После посещения семьи учитель делает краткие записи своих наблюдений, выделяет главное, намечает пути работы с данной семьей.

Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства, поведение ученика в классе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы. При повторном посещении семьи учитель уже знает, что нужно посоветовать именно этим родителям в организации жизни и воспитательном воздействии на ученика дома.

Главная его задача - выяснить, все ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребенка. Получив дополнительные сведения, учитель уточняет для себя индивидуальные особенности ученика и в зависимости от этого может дать родителям какие-то новые рекомендации .

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения .

Анкетирование как метод исследования позволяет, учителю одновременно получить массовую информацию. Например, нужно знать, какие трудовые поручения дети имеют, каков их характер (разовые, постоянные) и др. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать выврд о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные с данными предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.

Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов. Мы уже говорили о том, что не всегда в анкете родители; дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения. Тогда учитель одновременно дает анкету для заполнения родителям, их детям (или проводит устный опрос) и сам отвечает на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением ребенка. Так, например, учителю интересно будет узнать, как семья занимается вопросами нравственного воспитания детей. Одновременно дается анкета для заполнения родителям (можно это сделать на классном собрании), затем детям (можно и устно опросить родителей и детей по этим вопросам)

Анкета родителям

  • 1. Какие положительные качества хотите воспитать у вашего ребенка?
  • 2. За что хвалите, за что наказываете?
  • 3. Как поощряете? Как наказываете?
  • 4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
  • 5. Чем увлекается ваш ребенок, его любимое занятие?

Анкета детям:

  • 1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
  • 2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
  • 3. Как тебя поощряют, за что? Как наказывают и за что?
  • 4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
  • 5. Что ты любишь делать, твое любимое занятие?

Получив ответы на эти вопросы от родителей и их детей, имея свою характеристику каждого ребенка, учитель может сделать определенные выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании .

Сочинения как метод изучения учитель применяет в тех случаях, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно поговорить с родителями о том, как надо намечать перспективу в воспитании ребенка, подумать о его завтрашнем дне. Для этого можно попросить родителей написать небольшое сочинение на тему «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или «Хороший сын (дочь), по-моему, это…». Сочинения можно поручать и детям: «Как я провел лето», «Как мы отдыхаем в выходные дни», «Наша любимая книга, в семье» и др. .

Метод обобщения независимых характеристик используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, где родители работают, членами родительского комитета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влияние на воспитание школьников. Но этим методом надо пользоваться очень осторожно, тактично .

Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности ребенка можно договариваться с родителями о ведении дневника наблюдения за ребенком. Этот дневник родители ведут на протяжении продолжительного времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые перспективы и конкретные задачи на ближайшее время .

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблемы .

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач .

Организация совместных досуговых мероприятий.

Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров .

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», и т.п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации .

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы .

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против»

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий .

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность .

Таким образом, работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Школа и семья преследуют единую цель в образовании и воспитании ребенка, поэтому они должны работать совместно. Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

Совместная деятельность классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы вза-имодействия с семьями своих учеников.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, кото-рые учебное заведение предъявляет к семье. Немаловажным условием взаи-модействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ре-бенку.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руко-водитель должен обсудить те правила общения, которыми он хо-тел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правило эффективного взаимодействия классного руководителя с се-мьями учащихся могут быть примерно следующими:

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

Групповые формы работы уместны для организации психо-логического просвещения родителей, для встреч с администраци-ей учебного заведения по самым насущным проблемам.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских уни-верситетов и других различных форм взаимодействия с учебным заведением.

Самой распространенной формой групповой работы с родите-лями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в семестр, в зависимости от особенностей группы, возраста учащихся, контингента родителей.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учеб-ной год. Это очень дисциплинирует родителей и дает понять, что учебное заведние целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести 1-2 обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными про-блемами и ситуациями, которые требуют проведения дополни-тельных родительских собраний.

Первое родительское собрание является, как правило, органи-зационным и проводится в сентябре-октябре.

Последующие собрания являются тематическими. Их темати-ка определяется потребностями родителей, классного руководи-теля, актуальностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания — это собрания, посвящен-ные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано аб-солютное большинство родителей группы. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспита-ния детей.

Итоговые родительские собрания — это собрания, в задачу кото-рых входит подведение результатов развития коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся группы, собственно-го ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различ-ной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить ди-агностический материал для родителей или статистический мате-риал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него осо-бенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

  • «Из истории воспитания детей в семье»;
  • «Великие педагоги мира»;
  • «Традиции воспитания народов мира»;
  • «Крылатые фразы о воспитании»;
  • «Азбука воспитания детей в семье»;
  • «Советуем прочесть»;
  • «Книжная полка родителей»;
  • «Обсудите вместе с ребенком»;
  • «Шкатулка мудрости»;
  • «Творческая мастерская семьи»;
  • «Взрослые дети — взрослые проблемы»;
  • «Куда пойти учиться»;
  • «Закон и порядок» и др.

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание нео-бычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет cnособствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в си-стеме «учитель — ученик — родитель».

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний.

Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель мо-жет отправить как домой ученику, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а. также признанием заслуг самих родите-лей в воспитании детей.

Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный ана-лиз результатов собрания, оформление коллажа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них ог-ромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен по-мнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, кото-рый его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Взаимодействие классного руководителя и семьи в воспитании ребёнка

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

В настоящее время, благодаря государственной политике в сфере образования, наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу. Сегодня под воспитанием понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка.

От успешности работы классного руководителя зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.

Ставя главной задачей раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире строю свою работу с классом по методике КТД, где каждый ребёнок получает реальные возможности для самореализации, а также созданы условия для всестороннего развития их личности. Успешность воспитательной работы в классе зависит от много. Нужно помнить, что «ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». При составлении воспитательной программы учитываю всё до мелочей.

Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

Сегодня мы говорим о преемственности: детский сад – начальная школа –переход в среднее звено. Переход детей в среднее звено – важный этап в жизни детей и родителей. Старый школьный афоризм гласит:»Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями». Как же привлечь родителей к совместному воспитательному процессу? С первых дней необходимо выстраивать взаимоотношения с родителями учащихся.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи.Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с классным руководителем.

Одним из разделов воспитательной программы является раздел «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ». Всё начинается с первого родительского собрания (5 класс, добиваюсь 100% явки родителей, на котором я представляю родителям свою воспитательную систему. К собраниям необходимо готовиться так, чтобы у родителей было желание их посещать. И только деловое сотрудничество с родителями. Традиционными становятся ежегодные конференции отцов. Разные формы проведения (круглый стол, дискуссия).

Совместные мероприятия с родителями, вылазки на природу, поездки в театр, планетарий, вылазки на природу, привлекаю родителей к подготовке классных часов, бесед.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. К выбору родительского комитета подхожу очень серьёзно.

Вам понравился рецепт?Ставьте "Класс!", чтобы сохранить рецепт на своей страничке

Именно так, подходя к работе с семьёй, я нахожу ключик к каждой семье, взаимопонимание и поддержку и система, по которой я работаю, очень значима и престижна как для детей, так и для родителей.

Работа с родителями

Цель – психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Сентябрь

Родительский всеобуч

Нравственность как основа успешности образовательного процесса

Конференция отцов

Истинное воспитание ребенка в воспитании самих себя

Дискуссионный клуб

Нелёгкий разговор о требовательности

Жизненные цели подростка

Круглый стол

Проблемы формирования здоровья современного подростка

Консультации для родителей: (родительская суббота)

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика.

О себе: стаж работы 30 лет. Увлечение – чтение исторической и художественной литературы. Педагогическое кредо «Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять» Р. Декарт.

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А. Сухомлинским: «Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться»,- и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, — всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой, и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей.

Одна из важнейших задач классных руководителей – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка.
Для того, чтобы правильно спланировать и организовать работу с родителями, необходимо выявить: какое взаимопонимание существует между ними и их детьми. Для этого был проведен социологический опрос.

Итоги анкетирования показали, что представление о семье у детей такое:
— 96% — понимают семью как совместный коллектив, где должна быть любовь;
— 2% — семья как ограничение в чём-то;
— 2% — семья – это семейные конфликты.
Среди родителей:
— 100% — семью понимают как «орган семейного благополучия».

На вопрос: « Какие семейные традиции существуют в вашей семье?» ученики ответили:
— 56% — это празднование дней рождений и другие праздники;
— 44% — не дали конкретных ответов.
Родители:
— 43% — проведение праздников в семейном кругу,
— 21% — совместное времяпровождение,
— 36% — нет конкретных ответов.

По итогам анкетирования среди детей на «Доверие к окружающему миру» выяснилось, что делятся успехами: с мамой – 68%, с папой – 5%, с друзьями -27 %.

В трудную минуту обращаются за помощью: к маме — 48%, к папе – 9%, к друзьям – 43%.
Из анкет видно, что подростки идут в трудную минуту к матери, к друзьям, а роль отца в семье незначительна.

Анкета «Проблема в отношениях с родителями» показала, что:
у 35,6% — не совпадает мнение с родителями, 28,8% — родительское непонимание.
И отсюда причиной конфликтов в семье подростки ставят:
успеваемость — 35 %, работа по дому — 30%, отношение к личным вещам — 20%, характер времяпровождения -10%, поздний приход домой – 5 %.

Анализируя анкеты, можно увидеть, что для многих подростков авторитет семьи невысок, а авторитет отца занижен. Поэтому роль учителя по установлению взаимопонимания родителей и детей очень важна. А успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Суть творческого сотрудничества классного руководителя и семьи заключается в том, чтобы обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. Именно это создаст условия для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей.

Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью.
Из древнего Китая известна притча «Ладная семья»:
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Глава семьи взял лист бумаги и стал что-то писать. Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:
— И всё?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, — и, подумав, добавил, — мира тоже».

Поэтому очень важно, когда коллектив живет как единое целое. А для этого необходимо организовать совместную деятельность педагога, родителей и детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:
— все стороны положительно настроены на совместную работу, осознают её цели и находят в ней личный смысл;
— осуществляют совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности;
— отсутствует навязывание, давление на детей и родителей;
— действия, стиль педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности;
— создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе.

В каких формах может осуществляться сотрудничество педагогов, учащихся и родителей? Как показывает опыт, недостаточно выстраивать взаимоотношения семьи и школы только через родительские собрания. Уже в среднем звене, а порой и в начальных классах родители реже ходят в школу. Анализируя ситуацию, можно прийти к выводу, что основными проблемами являются, прежде всего, устаревшие формы работы с родителями и их однообразие, где нет активного общения с детьми, с учителями.
Поэтому современному учителю необходимо применять разные формы работы: конференции, лекции, диспуты, коллективное творческое дело, смотры знаний, творческие отчеты, дни открытых уроков, научно-исследовательская деятельность, познавательная деятельность, совместные праздники, проведение соревнований, трудовые десанты, практикумы и т.д. Перечисленные формы совместной деятельности зарекомендовали себя с положительной стороны.

Давайте рассмотрим подробно некоторые из них.
Лекция – форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явления, ситуаций.
Родительские конференции – имеют огромное значение, идёт обсуждение насущных проблем общества.
Индивидуальные тематические консультации – обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, его проблемах.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребёнка, вечер воспоминаний детства, это поиск на вопросы, которые ставит перед родителями жизнь и собственный ребёнок.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с сыном или дочерью.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей. Проводится ринг в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи, у которых разные точки зрения на поставленную проблему.

Все перечисленные формы работы и традиционные, и нетрадиционные ставят одну общую цель – создать обстановку сотрудничества. Их можно проводить отдельно и совместно с детьми. Главное проработать методику проведения этого мероприятия.
На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, быть сориентированным на интересы детей, при обсуждении полезно формировать отдельные группы детей и родителей.

Любая работа начинается с составления плана своей деятельности, и, если этот план составлен правильно, с учетом возрастных особенностей детей, с возможностью привлечения родителей, то результат будет положительный.

Но нельзя не сказать, что учитель должен быть заинтересован и в педагогическом образовании родителей. Ведь встречается и такое, когда родители и классные руководители не понимают друг друга, а отсюда происходят конфликты.

Обучение родителей целесообразно начинать с того момента, когда, поступая в первый класс, ребёнок переходит определенный социальный рубеж и взрослые полны решимости дать ему достойное образование: у них появляется много вопросов по поводу выполнения домашних заданий, как ребёнок общается с одноклассниками. Родители в это время очень доброжелательно относятся к школе. Нельзя упустить этот момент! По всем проблемным вопросам надо привлекать всех: и психологов, и школьного библиотекаря, и социального педагога, и администрацию школы. С чего начинать обучение родителей? Ведь многие родители имеют высшее образование и кругозор их знаний очень высок. Но как показывает опыт, родителям не хватает практических знаний.

Давайте разберёмся, каких практических навыков не хватает современным родителям? Прежде всего, это навыки помощи ребёнку при освоении образовательных программ; освоение навыков эффективного общения с ребёнком, использование правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приёма в школу и ВУЗы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности образовательного учреждения и т.д.)

Таким образом, в обучении родителей выделяются три направления:
1.Обучение родителя как воспитателя.
2.Обучение родителя как учителя своего ребёнка.
3.Обучение родителя как союзника, партнёра, соуправленца.

Серьёзные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают всех. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации. И эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционным способом. Необходимы интересные проекты и изыскания не только в содержании образования, но и в отношениях между педагогами, учащимися и родителями. И основой должно стать тесное сотрудничество и равноправное партнерство классного руководителя и семьи ученика.

Литература:
1. Истоковедение. Том 5, издание 3-е, дополнительное – М.: Издательский дом «Истоки»,2007. – 208 с.
2. Взаимодействие семьи и школы (педагогический всеобуч)/ Авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2005. -91 с.
3. Родительские собрания: 4 класс / Авт.-сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО,2008. – 224 с. – (Учебный год)
4.Классному руководителю. Учеб.-метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1999.- 280 с.
5.Пантин В.Семья и семейные ценности в сознании россиян. Воспитание школьников, 2008, №10.