Что такое «пограничная ситуация. Истинное знание

На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли , а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина. Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы истины абсолютной, является ступенью на пути к ней. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.



Вера и знание: проблема взаимоотношений.

Причины конфликта

Проблема взаимоотношений веры и знания возникла, не так давно, в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Как до этой эпохи, так и после нее, подавляющее большинство людей, занимающихся добывани­ем знаний - ученых, - были людьми верующими. Их обширные познания нисколько не противоречили их вере и не умаляли ее. Напротив, новые открытия о мире и человеке приводили их в восторг, потому что свидетельствовали о величии и премудрости Творца.

Однако серьезные искажения в вере и церковной жизни за­падных христиан привели к тому, что для многих Бог перестал быть фактом жизненного опыта. Когда Бог перестает быть реальностью в личной жизни человека, то сам человек начинает понимать веру, как принятие без доказательств того, что говорит о Боге церковь. Не имея личного опыта общения с Богом, такой человек не пред­ставляет себе, что другие люди этот опыт могут иметь. Когда же людей, не знающих Бога, становится много, они, общаясь друг с другом, приходят к мысли о необоснованности и ненужности ве­ры. Если при этом они, ради сохранения своего положения в об­ществе, не разрывают своих связей с христианской общиной, то­гда, действительно, церковь для них становится обременительной безжизненной формальностью. Изначальная любовь к церкви у таких людей превращается в ненависть. Это чувство толкает их на поиск любых средств для уничтожения того, что ненавистно.

В XVIII веке такими средствами стали философия, литература, политика и наука. Наука, благодаря своим успехам, стала самой популярной областью человеческой деятельности, и именно она была объявлена врагом веры. Несмотря на то, что вплоть до наших дней большинство крупных ученых заявляют о своей вере в Бога, в атеистических кругах продолжаются споры о том, что вера в Бога есть следствие недостатка знания и что наука опровергает веру.

Знание - это убежденность в истинности чего-либо, основанная на опыте и логических выводах из него, поверяемых тем же опытом. А вера, согласно Тертулиану, сказавшему "Верую, потому что нелепо", есть нечто противоположное знанию. И этого взгляда придерживаются очень многие религиозные люди, как из рядовых, так и из богословов. Но ошибаются. Есть, конечно, отличие, но есть и общее.

Вера - это система постулатов, принимаемых как данность без экспериментальных доказательств их истинности.

Почему человек верит? Почему он может или должен поверить, если до этого был неверующим?

Человек начинает верить во что-то, потому что убеждается, что это - истина. Но убеждается не так, как в случае знания, тем более, научного. Кроме рационального, в частности научного, познания есть и другие виды, в частности познание, даваемое нам искусством. Искусство тоже дает нам истину, хотя и не всегда. Точнее настоящее искусство дает истину, не настоящее - обманывает, что, впрочем, имеет место и в науке: там тоже есть лженаука.

Итак, и знание и вера есть убежденность в том, что нечто есть истина, имеющая рациональное обоснование и художественное (или близкое ему по природе).

1. Аврелий Августин: "Верую, чтобы понимать" (Догматы веры есть фундамент для рациональных выводов).
2. Пьер Абеляр: "Понимаю, чтобы верить" (Истины веры нуждаются в рациональном фиософском обосновании).
3. Тертуллиан Септимий: "Верую, ибо нелепо" (Расхождение веры и разума может дойти до их полной несовместимости).
4. Фома Аквинский: Вера и разум (знание и интуиция) - предметы разных, параллельных, наук: вера - теологии, разум - философии

25. Многообразие формы знания и познавательной деятельности. Познание и практика.

Человек постигает окружающий его мир, и овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетический исходный) - материально-технический - производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный (идеальный) , в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта - лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.

Классификация (типология) форм знания и по сей день остается сложной и во многом дискуссионной проблемой для разных философских направлений..

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как научная, которого не “покрывает” собой познание как таковое. Поэтому гносеология не может строить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной только сферы - научной и даже только из “высокоразвитого естествознания”.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание . Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д. В последнее время было выяснено (особенно в философии структурализма), что мифологическое мышление - это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.

Мифологическому мышлению свойственно его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождение (генезиса) и сущности явлений и т.д. Объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении (генетизм).

Некоторые современные исследователи полагают, что в наше время значение мифологического познания отнюдь не уменьшается. Так, П. Фейерабенд убежден, что достижения мифа несравненно более значительны, чем научные- изобретатели мифа, по его мнению, положили начало культуре, в то время как рационалисты только изменяли ее, причем не всегда в лучшую сторону.

Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания , которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Более того, например, в герменевтике, как уже было сказано, искусство считается важнейшим способом раскрытия истины. Хотя, конечно, художественная деятельность несводима целиком к познанию, но познавательная функция искусства посредством системы художественных образов - одна из важнейших для него. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.

Одной из древних форм познания, генетически связанной с мифологией является религиозное познание . Особенности его определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами (природными и социальными). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не воспроизводили знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный самоценностный и доказательный характер.

Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания - рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции и веру. Но о соотношении знания и веры, об особенностях научного познания будет сказано ниже.

В настоящее время, хотя и усиливается интерес к проблеме иррационального, т. е. того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств, все более укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые мысли, идеи, творения. Взаимопереход рационального и иррационального - одно из фундаментальных оснований процесса познания. Однако значение внерациональных факторов не следует преувеличивать, как это делают сторонники иррационализма.

Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т. п.

Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе.

Важнейшие формы практики :

1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей.

2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.).

3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой исследователь искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе научного познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно "по заказу" практики.

2. Практика выступает как основа научного познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, моменты, формы, ступени от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается в конечном счете задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой научного познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, инструментами, приборами, научным оборудованием и т.п., без которых - особенно в современной науке - оно не может быть успешным.

3. Практика является опосредованно целью научного познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Научные знания (как и все другие его формы) возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве "руководства к действию" по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий истины научного знания. Проверка знания "на истину" практикой (в той или иной ее форме) не есть какой-то одноразовый акт, или "зеркальное сличение", она есть процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и не определен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Истинность любого знания и объекта можно доказать или подвергнуть сомнению. Кантовская антиномия, которая говорит о том, что можно логически обосновать даже две противоположные гипотезы, ставит истинное знание в ранг мифического животного.

Такой зверь, может, и вовсе не существует, и Карамазовское «ничто не истина, все дозволено» должно стать высшим постулатом человеческой жизни. Но обо всем по порядку.

Философский релятивизм, а уже позднее - солипсизм указали миру на то, что истинное знание не всегда является таковым. Проблема того, что в философии можно считать подлинным, а что - ложным, поднималась уже очень давно. Самым известным античным примером борьбы за истинность суждений является спор Сократа с софистами и известное изречение философа: «Я знаю, что ничего не знаю». Софисты, кстати, были одними из первых, кто подвергали сомнению практически все.

Времена теологии немного усмирили пыл философов, дав «единственно верный» и праведный взгляд на жизнь и сотворение мира Богом. Но Джордано Бруно и Николай Кузанский, благодаря своим научным открытиям, эмпирически доказали, что Солнце не крутится вокруг Земли, и сама планета не является центром мироздания. Открытие философов и ученых XV века заставило снова разразиться споры о том, что значит истинное знание, поскольку планета, как оказалось, несется в неизведанном и пугающем космическом пространстве.

В то время начинают появляться новые философские школы и развиваться наука.

Итак, истинным является знание, по мнению Аристотеля, которое полностью соответствует действительности. Такой подход достаточно легко раскритиковать, поскольку он не учитывает как намеренные заблуждения, так и сумасшествие. Р. Декарт же считал, что истинное знание отличается от ложного тем, что обладает ясностью. Другой философ полагал, что истина - это то, с чем согласно большинство. Но, как бы там ни было, самым важным является ее объективность, то есть независимость от человека и его сознания.

Нельзя сказать, что человечество, усложняя технологии, настолько подошло к отрицанию всякого заблуждения, что истинное знание уже находится на расстоянии вытянутой руки.

Современные технологии, компьютеры и интернет оказались в руках необразованных и неготовых обществ, что привело к информационной интоксикации и обжорству. В наше время информация сочится из всех щелей, и обуздать этот поток может только настоящий Моисей от программирования и социальных наук. Эту картину довольно ярко описывали уже 50 лет назад, а именно в книге «1984», написанной Дж. Оруэллом, и в романе «О, Дивный новый мир» Олдоса Хаксли.

Истинное знание может быть житейским, научным или художественным, а также нравственным. В целом истин существует столько, сколько существует в мире профессий. Например, проблема для ученого является проблемой, требующей систематизированного подхода, а для верующего - это наказание за грехи. Именно поэтому вокруг множества явлений ходит так много неутихающих споров, и, к сожалению, скоростные технологии, наука и глобализация пока не смогли подвести человечество даже к решению простейших моральных вопросов.

Истина - 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимо* действительностью, в правильном понимании и знании объективной дёй~ тельности. // Адекватное отражение предметов и явлений действительи познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне независимо от сознания. 2. То, что есть в действительности, соответствует правда 3. Утверждение, суждение, положение, основанные на житейском о те (5).

«Мыслимое» - это тоже «действительность».

Определения 2 и 3 неверны, так как «действительным» и «основанным житейском опыте» может быть не только истина.

Истина - понятие илн знание, соответствующее, познаваемому екту, объективной действительности.

Истина - это материальное, нереальное знание, бытующее и сущег щее в памяти.

Истинными или неистинными могут быть только конкретные по знания.

Истинное понятие (истина) не может быть неопределённым, абстрактным; истина это - конкретное понятие (вывод, мысль), соответствующее познаваемой действительности, проверенное практикой, опытом или доказанное логически, не искажённое представление, воображение объекта.

Истина может быть абсолютной и неабсолютной (неполной).

Примером абсолютной (предельной) истины является знание того, что солнце светит и греет, мир вечен и бесконечен, земля вращается и т. д. Примером неабсолютной истины является, например, понятие о том, что ведро пол- ное, если его можно дополнить хотя бы немного, или знание того, что земля имеет форму шара, если она вытянута к полюсам.

Абстрактные знания и вера не могут быть истинными и абсолютно истинными, поэтому верующие не могут быть истинно и абсолютно верующими. Верующие могут быть, фанатично или бездумно верующими, но не истинно

верующими.

Истина не может быть реальной, так как истина - это бытующее в памяти, нереальное знание или представление об объекте.

Ленин дал такое определение истины: «объективная истина - это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человеческих представлений, ни от человечества» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений. Т. 8, с. 123).

Но понятия и знания не могут быть не познаваемыми. Истинное (истина) н неистинное «содержание человеческих представлений» не может быть «независимым от субъекта, человеческих представлений н человечества», так как это - знания человека и человечества. Материальные, реальные явления, «независимые от субъекта» (например, светящее солнце, Земля, снег), не являются «объективной истиной», а являются объективной реальной действительностью, то есть это ленинское определение является абсолютно бессмысленным.

Бытие неабсолютной и абсолютной истины обусловлено бытнем памяти, существа, реальности, многими явлениями, как и всякое явление сознания.

Истинные знания невозможны без ошибочных, неистинных знаний.

Правда и неправда - это реальная информация в устной, знаковой или письменной форме, в речи, книгах, газетах, поэтому газеты называют «Правдами», а не «Истинами». Правда и неправда бытует в написанных и произносимых реальных фразах, рассказах, книгах как обусловленная реальность.

Без установления истины, познание свелось бы к созерцанию и бессмысленной фиксации чувств, без выводов, вопросов и ответов, без установления соответствия известному, нужному, желаемому; без анализа, обобщения, сравнения существующей действительности.

Воображение неистинного, нереалистичного, фантастичного развивает, обогащает память человека, может вызывать интерес, волнение, переживание, Также как и истинное, поэтому люди с интересом слушают сказки, читают художественные и религиозные книги, смотрят художественные фильмы и

Истинные и неистинные знания бытуют (есть) не только в памяти чело ка, но ив памяти других существ.

Животные также устанавливают истину, сравнивают воспринимав чувства с имеющимися в их памяти знаниями, иначе бы они не искали сво детей, свое жилище, пищу, хозяина, не принюхивались и не прислушивали бы в поисках того, что им нужно.

Животные также ошибаются при чувствовании: принимают чучело за птицу, звук манка за ее голос, идут на приманку и т.

Истина - это неискажённое отражение объективной действитель сти, зафиксированное в памяти, знание соответствующее объекту поз ния.

Книги, газеты и реальные устные фразы содержат не знания, а инфор цию, поэтому не содержат истины, но при их прочтении человек обр истинные и не истинные знания, также как при чувствовании органами чув не обусловленной словами реальности.

Правдивая устная или письменная информация - это обусловленная _ альность, а не нереальные знания, поэтому - не истина.

Реальные произведения искусства - картины, скульптуры, литератур произведения не могут быть истинными, но могут быть реалистичными, та~ как идеи, мысли, знания.

Все нереалистичные знания состоят из элементов реалистичных зиа так, например, нереалистичное представление о русалках состоят из pea стачного представления о женщинах и рыбах, нереалистичное представле о чертях состоит из реалистичного представления о человеке и реалистичн представления о рогах и длинных хвостах и т. п.

Истину, правду и реалистичные знания не нужно называть «объектив ми», так как не истина, неправда и нереалистичные знания, тоже могут б" «объективными» (см. гл. «Объективная действительность»).

Истина может быть абсолютной и не абсолютной, не полной.

Критерием абсолютности истины может быть, чувствование, опыт гика, например, знание того, что солнце светит и греет, снег падает, вода ся. Оно обосновано чувствованием и опытом; знание того, что «время ве так как не имеет начала и конца»; «пространство бесконечно, так как за лю ограничением начинается новое пространство»; «палка имеет два конца, как оиа не бесконечна» - обосновано логически.

Махарадж: Есть тело. В теле есть наблюдатель, а вне его – наблюдаемый им мир. Наблюдатель и его наблюдение, как и наблюдаемый мир, появляются и исчезают вместе. Вне всего этого находится пустота. Эта пустота едина для всех.

Вопрос: Ваши слова кажутся простыми, но мало кто мог бы сказать то же самое. Вы и только вы говорите о трёх и о пустоте за их пределами. Я вижу только мир, включающий в себя всё.

М: Даже «я есть»?
В: Даже «я есть». «Я есть» существует, потому что существует мир.

«Есть Одна Истина - истинное знание нашего существа внутри и вовне, что составляет суть всей мудрости».

Хазрат Али говорит: «Познай себя, и ты познаешь Бога». Это знание своего «я», которое расцветает знанием Бога. Знание себя дает ответ на вопросы: откуда я пришел; существовал ли я до того, как стал осознавать свое теперешнее существование; если я существовал, то в каком качестве я существовал?

Как личность, подобная той, что я есть теперь, или как некое множество, или как насекомое...

Первая благородная истина

И что такое Благородная Истина о Страдании? Рождение - это страдание, старение - страдание, болезнь - страдание, Расставание с любимыми - это страдание, Неполучение желаемого - страдание.

Коротко говоря, пять групп привязанностей есть страдание.

Это Благородная Истина о Страдании: Таковы были видение, понимание, мудрость, свет и знание вещей, о которых я не слышал прежде. Эта Благородная Истина должна быть полностью постигнута через понимание страдания: Таковы...

Интеллект против человека

Необходимо понять причину, почему события или вещи, имевшие для нас огромное значение, внезапно теряют смысл? Или наоборот, нас несоизмеримо сильно тянет к людям, которых мы никогда не видели или до недавнего времени отрицали своим богатым человеческим разумом.

Что, в конечном счете, заставляет нас менять свой жизненный путь, насыщая его новыми событиями и персонажами? Где таится неведомая сила нашего бытия с источником решения всех жизненных ситуаций?

Существует...

Хасидизм - религия. Суфизм - религия. Дзен - религия. Они отличаются только именами, в остальном это одно. Отличается их язык, но не содержание. Все они видят Луну, но называют ее по-разному. Это совершенно естественно. Но они не смотрят на отражение.

Они не верят в догматы, вероучения, священные писания. Они знают истину, а когда вы знаете истину, нет нужды в священном писании. Вы носите священное писание в голове, когда истина известна. Теории, составленные из частей, мертвы. Истина всегда...

Истинное Учение Христа, восстановленное по Священным Писаниям и сохранившимся Священным Преданиям. Каждое слово и предложение пропитано величайшей мудростью, истиной, любовью, так необходимыми для становления Новой Светлой Личности.

1. Самые маловерные из вас те, кто более других молятся и думают, что от того им более других дано будет. Ибо сами не разумеют, во что верят. Словно попрошайки, ни на что иное не способные...

Можно верить ментальному суждению, что я - не тело, не мысли и не эмоции. Но это не помогает разрушить «я» - ведь на нём основана вся наша жизнь. Болезни и здоровье, горести и радости мы переживаем через тело. Мысли, как нам кажется, возникают в голове, эмоции и чувства, делающие жизнь живой и насыщенной, ощущаются внутри тела.

Когда мы говорим «я», «моё», то имеем в виду семью, учёбу и работу, увлечения, достижения и разочарования, прошлое, думы о будущем – всю свою личную историю, свои...

Обычная человеческая жизнь – бесконечное множество нерешенных задач на коротком отрезке времени. Вечные вопросы человеческого бытия, бесконечного смысла всех происходящих событий, порядка вещей и многочисленных жизненных проявлений.

Созданная реальность, какая она на самом деле? Та, что осознается разумом или скрытая от нашего воображения? Понятие времени и пространства. Бесконечный поток мыслей, формы и проявления сознания. Что это все такое? Огромные человеческие усилия для поиска своего...

Полное законченное знание изложено в Ведах. Происхождение Вед имеет Божественную природу. Веды включают в себя знания о четырёх ступенях развития общества: религии, экономическом развитии, законах счастья и полной свободе от законов материи. В настоящий момент эти знания полностью не раскрыты, а используются лишь частично.

На использовании этого частичного знания и держится до сих пор современный мир: они используются в медицине (Аюр-Веда) как акупунктура, фитотерапия; в физике как наука о торсионных полях; в архитектуре (Стхапатьяведа), как градостроительство (Вастушастра), фэн-шуй; есть еще астрология и астрономия (Джьотиша-шастра); математика (Схулба-сутра); химия (Расаяна-шастра); этимология (Нирукта-Веданга); грамматика (Вьякарана-Веданга); экономика (Артха-шастры); политика и юриспруденция (Ману-самхита); воинское искусство (Дханур-Веда); гражданские законы (Нити-шастра); философия (Упанишады, Веданта-сутра), а также логика, социология, психология, история и другие.

Задача ученической преемственности - раскрыть всю полноту знаний, содержащихся в Ведах. Законченное знание, связывающее в единое целое все энергии и направления деятельности, - называется Божественным и проявляется оно в осознанности собственной Миссии в гармонии с Полным Целым.

Благодаря этому в обществе устраняются все противоречия и конфликты. Проблема современного мира заключается не в том, что у людей не хватает профессионализма, денег или других источников энергии, а в том, что люди действуют независимо друг от друга, каждый в личных интересах, иногда сбиваясь в организованные группы и партии, забыв о том, что они живут в Полном Целом. При такой ситуации конфликты между людьми, семьями, обществами, нациями неизбежны.

Знание Вед не принадлежит какой-то отдельной группе людей, знание Вед имеет вселенские масштабы, потому что оперирует вселенскими энергиями, за которыми стоит Вселенский Разум. Именно это знание мы и хотим раскрыть людям при помощи ученической преемственности, идущей от учителя к ученику.

Мы чтим ученическую преемственность, принимая оттуда изначальные основы знаний, которые давным-давно забыты современной культурой, наукой и религией. Как выяснилось, древняя цепь ученической преемственности никогда не прерывалась и до сих пор существует в наши дни. Наша цель, получив знания, передавать их дальше, не искажая их ради выгоды и славы.

Истинное знание подобно огню: оно очищает сердца тех, кто принимает его или передает. Но сложность заключается в том, чтобы передать глубочайшие знания Вед в простой и доступной форме, не потеряв при этом цель всего процесса познания - Абсолютную Истину, которая никогда не достигается легким способом. Это тоже задача цепи ученической преемственности - передавать знание согласно месту, времени и обстоятельствам.

В течение одной жизни человек проживает разные периоды, внутри которых он меняет свой образ жизни: то, что хорошо для юноши, совершенно неприемлемо для старика, а, значит, и знания нужны разные. Однако все этапы жизни у человека должны быть предназначены для достижения одной цели - обрести любовь к Богу или, другими словами, очиститься от всех пороков, поэтому знания, как средство очищения, необходимо получать и передавать в течение всей своей жизни. К сожалению, этот принцип, в современном мире утрачен.

В наше время единственный способ получить духовное знание - это начать применять его на практике. Таково окончательное доказательство истины, которая познается через чистый образ жизни, чистые ум и слова. Наша задача сделать эти знания применимыми на практике, таким образом, мы возродим науку чистоты, которой люди будут пользоваться во всех сферах деятельности - общественной, культурной и личной. Чистота - это основа Божественной цивилизации, и источник силы, которую должен иметь каждый человек.

Истинное знание ничего не отнимает, а только добавляет. Заблуждение большинства людей заключается в том, что они думают, будто духовная жизнь противоречит материальной. Но на самом деле материальная среда изначально духовна. Сугубо материальной ее сделали люди, утратившие чистоту и способность управления материей. Такие люди, игнорирующие Высшие Законы называются материалистами. Материальная природа каждую секунду находится под управлением согласно Высшему Плану - и в этом смысле она духовна.

Человек, понимающий Высший Замысел, может стать частью плана Всевышнего и таким образом сотрудничать с Ним. Можно доказать научно, что эгоизм и чувство собственности преобразовывают творчество и любовь в эксплуатацию, и порождают бесконечные страдания, несмотря на все законы и конституции государств. Сейчас перед нами стоит самая трудновыполнимая задача - научно внедрить в образ жизни людей самые полезные и чистые знания. Так появятся долгожданные духовные лидеры, которые гармонизируют мир.

Так же, как современная наука внедрила в умы людей представление о человеке только как о совокупности атомов и молекул, назвав это органической химией, точно так же при помощи ведической науки можно разъяснить любому разумному человеку, чем отличаются материя и дух, и что сознание не материально. В результате такого образования у людей появится возможность действовать осознанно на более высоком, духовном уровне, и никогда не деградировать. Таким образом, страдания людей значительно уменьшатся, а их жизнь изменится к лучшему и одухотворится.