Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты штраф. Как будут штрафовать работодателя, не выдающего работникам средства индивидуальной защиты? Штраф за необеспечение работников сиз

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации , наниматель обязан снабдить работников своей организации спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ), если им приходится трудиться в сложных или угрожающих здоровью условиях. Допуск сотрудников на рабочее место без необходимой защиты или с неисправными СИЗ строго запрещен. Рассмотрим, как регулирует законодательство вопросы обеспечения работников защитными средствами.

Можно ли учесть расходы на СИЗ при расчете налогов

Изменения при расчете налога на прибыль работодателя, в соответствии с Письмом Минфина от 16.04.2009 № 03-03-06/1/244, зависят от срока использования и стоимости защиты:

  • если срок полезного использования спецодежды превышает 12 месяцев и первоначальная стоимость больше 40 000 руб., то спецодежда включается в состав амортизируемых основных средств, и ее стоимость списывается в течение нормативного срока носки (п. 1 );
  • если срок полезного использования меньше 12 месяцев или стоимость не более 40 000 руб., то стоимость приобретенной спецодежды включается в материальные расходы единовременно в момент передачи работнику (подп. 3 п. 1 ).

Вариант учета выбирается работодателем самостоятельно и закрепляется в учетной политике. Если на предприятии требования по СИЗ повышены, по сравнению с нормативами, при расчете налогов можно использовать разъяснения Минфина России, позволяющие при расчете налоговой базы по прибыли компании учесть расходы по выдаче спецодежды в соответствии с самостоятельно утвержденными нормами (если, конечно, по закону организации обязаны обеспечивать сотрудников средствами индивидуальной защиты) (Письма Минфина России от 23.04.2007 № 03-04-06-01/128, от 14.11.2007 № 03-03-05/254).

Поскольку спецодежда не передается работникам в собственность, операции по ее выдаче не являются объектом обложения НДС. Начисления нужно будет сделать, если при увольнении или переводе на должность, не предусматривающую выдачу средств защиты, сотрудник или выкупит спецодежду, или получит ее безвозмездно (подп. 1 п. 1 , подп. 1 п. 1 ).

Поскольку СИЗ являются собственностью организации и выдаются работникам временно на возвратной основе, удерживать НДФЛ со стоимости спецодежды не требуется. Если при увольнении (переводе на должность, не требующую обеспечения средствами защиты) работник не вернет СИЗ и работодатель решит не взыскивать ее стоимость (т. е. передаст ее сотруднику безвозмездно), НДФЛ придется удержать, поскольку в этой ситуации стоимость невозвращенной спецодежды будет натуральным доходом работника. Причем налог нужно будет рассчитать с рыночной стоимости спецодежды с учетом ее амортизации. Если работодатель решит не заниматься ни взысканием стоимости одежды, ни удержанием НДФЛ, можно оформить списание такой спецодежды как изношенной.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Работник отказывается получать средства индивидуальной защиты. Какие меры к нему можно применить? Какую ответственность может понести за него работодатель?

Если работник отказывается получать средства индивидуальной защиты (СИЗ), работодатель обязан не допускать его к исполнению трудовых обязанностей. Работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. При допуске работника без положенных СИЗ работодатель несет административную ответственность. Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом в силу ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Так, в соответствии со ст. 209 ТК РФ к требованиям охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда) отнесены в том числе требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (далее - Правила).

Согласно п. 5 Правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда. Пунктом 26 Правил обеспечение обязательности применения работниками СИЗ отнесено к полномочиям работодателя, при этом работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ. Таким образом, на время исполнения трудовых обязанностей работник, профессия (должность) которого предусмотрена типовыми нормами, обязан применять соответствующие СИЗ. В случае отказа работника получать и использовать СИЗ работодатель должен не допускать его к работе. Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За отказ работника получать СИЗ он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ как за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Действующим законодательством установлена ответственность работодателя как за нарушения государственных нормативных требований охраны труда (допуск к работе работника, необеспеченного положенными СИЗ), так и за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 1 и 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

П. С. Сергеев
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Бизнес-консультанта по управлению персоналом и трудовому праву

По статистике Роструда, 48% штрафов при проверках - это именно штрафы за нарушения в сфере охраны труда. Конечно, некоторые положения и нормы ТК РФ могут и не распространяться на конкретную компанию. Например, не все работники подлежат медосмотрам, не всем работникам нужна спецодежда, не всем выплачивается компенсации за работы во вредных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников.

Рассмотрим, за какие нарушения инспекция, скорее всего, оштрафует компанию.

Если в компании никто не отвечает за охрану труда

Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность компании превышает 50 человек, то вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек - руководитель может заниматься охраной труда самостоятельно либо привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому договору. Поэтому, если у вас в компании больше 50 человек, а специалиста по охране труда (хотя бы совместителя на 0,25 ставки) нет, то штраф от 50 до 80 тыс. рублей по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ неизбежен. В случае если в компании менее 50 человек, необходимо приказом назначить ответственного по охране труда.

Инструктажи по охране труда обязательны для всех

Вводный инструктаж по охране труда обязателен абсолютно для всех работников (ст.212 ТК РФ, Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России от 13.01.2003 № 1/29). Кроме того, в отдельных случаях может понадобиться первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый инструктажи. Отсутствие в компании документов, подтверждающих проведение инструктажей работников по охране труда (журналы регистрации инструктажей) может повлечь привлечение к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в размере от 110 до 130 тыс. рублей.

Всех ли надо обучать по охране труда

Проведением вводного инструктажа обучение по охране труда не оканчивается. Согласно п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда, работники должны пройти специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца. При этом директор и начальники отделов проходят обучение и проверку знаний по охране труда в учебном центре, а рядовые работники - внутри компании. Для этого необходимо создать комиссию из тех сотрудников, которые прошли обучение в учебном центре. Чем подтвердить инспектору труда, что работники прошли обучение? Протоколами и удостоверениями проверки знаний требований охраны труда. Если таких документов к проверке не окажется, то, скорее всего, компанию накажут штрафом в размере до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

Без инструкций по охране труда не обойтись

Согласно ст.212 ТК РФ работодатель должен разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников. Таким образом, разработка инструкций по охране труда является для работодателей обязательной. При разработке инструкций по охране труда следует пользоваться следующими документами: Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004 г., Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80, межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда. С инструкциями работники знакомятся до заключения трудового договора при приеме на работу (ст.68 ТК РФ). Если у компании не будет листов ознакомления с росписями работников (или журналов ознакомления, или росписей на инструкциях), то компанию могут наказать штрафом по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ до 80 тыс. рублей.

Спецоценка: затраты меньше, чем штраф

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливает обязанность проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, кроме дистанционных работников и надомников.

Почему работодатели не проводят спецоценку? Понятно: это дополнительные затраты. Но сравним эти затраты со штрафами. Если стоимость спецоценки составляет несколько тысяч рублей, то штраф - несколько десятков тысяч, а точнее 80 тыс. рублей, согласно ч.2 ст.5.27 КоАП РФ. По итогам спецоценки оценивающая компания составит для организации отчет, который необходимо будет показать инспектору. Если у компании ранее не было «вредников», то спецоценку можно проводить до 2018 года, это подтвердил Верховный суд РФ, но в этом случае компании придется доказать в суде, что она проводит спецоценку поэтапно, согласно плану, и уже приступила к реализации плана (например, заключила договор с оценивающей организацией).

А что с медосмотрами?

Проверьте еще раз, действительно ли вашим работникам не надо проходить медосмотр.

Для этого обратитесь прежде всего к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, а если у вас только офисные работники, еще и к СанПиНу 2.2.2/2.4.1340-03. Ведь согласно этому документу медосмотры должны проходить работники, которые работают за компьютером более 50% рабочего времени. Если окажется, что медосмотры все-таки полагаются, то следует заключить договор с медицинским учреждением, выдавать работникам направления, получать медицинские заключения и акты и предъявлять их инспектору при проверке. Иначе - штраф до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

Проверьте, нужна ли спецодежда

Также компании необходимо проверить, нет ли в штате компании работников, которым необходимо предоставлять спецодежду, например, уборщиц, водителей. Для этого необходимо изучить в правовых системах Типовые нормы для конкретных профессий (должностей), например, Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.

В случае если должности, указанные в типовых нормах, имеются в штатном расписании компании, то таким работникам компания должна за свой счет предоставлять спецодежду, согласно Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н. Если спецодежда обязательна, а ее нет, штраф по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ составляет от 130 до 150 тыс. рублей.

Если руководитель не соглашается выделить средства на мероприятия по охране труда, покажите ему эту таблицу с ответственностью за нарушения требований охраны труда, обратите его внимание на то, что наказывают не только компанию, но и самого руководителя. Стоит также иметь в виду, что, как показывает судебная практика, инспектора вправе не только складывать штрафы за различные нарушения, но и перемножать их на количество проверенных работников.

Таблица. Ответственность за нарушения требований охраны труда

Нарушение

Штраф на руководителя

Штраф на компанию

Статья

Нарушение требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 - 4 ст. 5.27.1

Штраф в размере от 2 до 5 тыс. рублей

Штраф в размере от 50 до 80 тыс. рублей

Ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ

Нарушение работодателем порядка проведения спецоценки или ее непроведение

Штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей

Штраф в размере от 60 до 80 тыс. рублей

Ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ

Допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медосмотров, или при наличии медицинских противопоказаний

Штраф в размере от 15 до 25 тыс. рублей

Штраф в размере от 110 до 130 тыс. рублей

Ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Штраф в размере от 20 до 30 тыс. рублей

Штраф в размере от 130 до 150 тыс. рублей

Ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 ст. 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Штраф в размере от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Штраф в размере от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Ч.5 ст.5.27.1 КоАП РФ

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены


Письмо Федеральной службы по труду и занятости
№ПГ/31983-03-3 от 28.11.2016

Федеральной службой по труду и занятости рассмотрено в пределах компетенции обращение, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Согласно пункту 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, Роструд осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового права. Мнение Роструда по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением к нормативным правовым актам.

В соответствии с пунктом 5.5 технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;

2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Под средствами индивидуальной защиты в части 4 указанной выше статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к статье 5.27.1 КоАП РФ).

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 44 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Таким образом, полагаем, что за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 2 класса по степени риска причинения вреда пользователю предусмотрена ответственность по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, а за необеспечение средствами индивидуальной защиты 1 класса по степени риска причинения вреда пользователю ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Учитывая изложенное, полагаем, что если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 3, 4 статьи 5.27.1 КоАП, то работодатель несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 1, 2 статьи 5.27.1 КоАП, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.


Врио начальника Управления государственного надзора в сфере труда Л.В.КОВАЛЬ

Вопрос:

Какие средства индивидуальной защиты относятся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику? Согласно статье 5.27.1 КОАП РФ: ч.4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Ответ:

По общим правилам за нарушение требований охраны труда, установленных законодательством, работодатель привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а в случае повторного совершения аналогичного правонарушения - в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Например, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ за неисполнение обязанности по обеспечению работников СИЗ первого класса или обязанности по своевременному ремонту и замене СИЗ. Такой вывод следует из анализа ч. 1, 2 ст. 211, абз. 7 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 221 ТК РФ, ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В случае необеспечения работников СИЗ второго класса работодателю может грозить административная ответственность. Это следует из ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и примечания к указанной статье. При повторном совершении аналогичного правонарушения работодатель привлекается к административной ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Чтобы определить, к какому классу относятся СИЗ, следует руководствоваться п. 5.5 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 019/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878, а также Приложением N 4 к этому регламенту.

Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Организация охраны труда {КонсультантПлюс}

При выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;

2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

Средства индивидуальной защиты в зависимости от степени риска причинения вреда пользователю (класса) подлежат подтверждению соответствия согласно формам, приведенным в приложении N 4 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза (см. приложение к ответу).

Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 (ред. от 13.11.2012) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (вместе с "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты") {КонсультантПлюс}

Разъяснение дано в рамках услуг "ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ" консультантом по правовым вопросам ООО НТВП "Кедр-Консультант" Макшаковым Игорем Борисовичем, июль 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.сайт).