Кадровое дело в детском саду. Особенности делопроизводства в дошкольных образовательных учреждениях

От того как организовано в учреждении делопроизводство напрямую зависит качество управления. Вопрос эффективности документационного обеспечения управления не теряет своей актуальности, и причиной тому рост дошкольных образовательных учреждений и увеличение численности работников в этих организациях. Таким образом, от того, какой уровень делопроизводства в учреждении, зависят, и культура его управленческой деятельности и ее эффективность.

Организация делопроизводства - это определенная деятельность (процессы), направленная на формирование документов и последующую работу с документацией.

Понятие Документ специалистами трактуется - как средство закрепления при помощи разных способов на специальном материале информации о фактах, явлениях, событиях, происходящих в окружающей человека действительности. Документ обладает соответствующими реквизитами, способствующими его идентификации.

Документирование административной распорядительной деятельности, как руководящих органов, так и отдельных должностных лиц является обязательным и предписывается действующим в стране законодательством.

Положение о делопроизводстве в ДОУ

Весь информативный объем, накапливаемый в ДОУ, разделяется на внешнюю информацию, включающую поступающие извне директивные и нормативные документы и внутреннюю, включающую самостоятельную , организационно-распорядительного характера разработанную непосредственно в ДОУ.

Положение о делопроизводстве в ДОУ - это нормативный акт, регулирующий организацию делопроизводства в конкретном дошкольном учреждении.

Положение устанавливает:

  • единую систему делопроизводства в ДОУ,
  • порядок подготовки документов, их оформления, контроля над исполнением, хранением документации ее учетом, копированием и печатанием.

Разработка Положения о преследует цели совершенствовать документационное обеспечение управления, повысить его результативность через унификацию состава и форм управленческих документов, технологий работы с документацией. Пункты положения определяют перечень общих требований предъявляемых к документированию, деятельности касающейся управления, а также организации работы с документами в учреждении.

Кадровое делопроизводство в ДОУ

Отрасль, отвечающая за документирование трудовых отношений в учреждении и называется кадровым делопроизводством. Все что касается информации о персонале детского учреждения, отображается и фиксируется кадровой документацией, в итоге подвергаются оформлению документальному все кадровые процедуры (к примеру, его перевод, поощрение, применение дисциплинарного взыскания, отпуск, командировка, увольнение и другие).

Каждый юридически значимый факт являющийся основанием корреспондирующих друг другу прав работника и работодателя фиксируется любыми кадровыми документами.

В перечень документов кадрового делопроизводства по функциональному назначению входят:

  1. Документация организационно-правовая по кадровому делопроизводству (правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, график отпусков и другое).
  2. Документация персонального плана (трудовая книжка, личное дело, личная карточка работника).
  3. Документация договорная (коллективный договор, соглашение).
  4. Распорядительная документация (приказы по личному составу).
  5. Учетная кадровая документация: учетные формы по кадровой документации (книги, журналы), документация по учету рабочего времени и расчетов с персоналом.

Делопроизводство в ДОУ и его приказы

Приказы входят в распорядительную сторону делопроизводства в ДОУ. Посредством издания приказов руководитель ДОУ регламентирует распорядительную деятельность детского учреждения.

Приказ принято считать нормативным документом, который напрямую затрагивает интересы и права сотрудников учреждения. В качестве правового акта, приказ издается руководителем, чтобы решать основные и оперативные вопросы. Действие приказа начинается с конкретной даты его подписания, если сам текст документа не называет иные сроки. Подписывает приказы заведующий ДОУ либо лицо, которое исполняет его обязанности в том случае, если руководитель отсутствует.

Все изданные в ДОУ приказы должны фиксироваться в книге приказов (отдельном журнале), листы которого пронумерованы и прошнурованы. На последнюю страницу книги приказов вносится запись следующего содержания: «В книге (журнале) все листы пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью» (указывается количество листов). Запись скрепляется печатью дошкольного учреждения и ставится подпись руководителя.

Принципы, которые необходимо соблюсти при издании приказа

Описываемую в приказе ситуацию следует подавать объективно и достоверно, а принимаемые меры обосновываются полнотой необходимых сведений. Содержание краткое и точное, соответствующее правовым нормам и компетенции руководителя, которую определяет устав учреждения. Текст документа строится на соблюдении норм официально-делового стиля.

Приводим перечень обязательных реквизитов, которые включает любой приказ, вне зависимости от наполняющего его текста:

  • Обязательно должно быть указано наименование конкретной организации, учреждения, предприятия;
  • указан вид данного документа (приказ);
  • место и дата издания, указывается регистрационный номер;
  • затем следует заголовок, текстовое содержание приказа;
  • подписи руководителя и сотрудников в ознакомлении; соответствующие визы.

Приказы разделяют на:

  • приказы, касающиеся личного состава
  • приказы по основной деятельности.

Инструкция по делопроизводству в ДОУ входит в категорию основных нормативных актов регламентирующих технологию работы с документами в детском учреждении.

Для совершенствования делопроизводства в ДОУ необходимо разработать качественную инструкцию, устанавливающую единые правила и порядок составления документов и работы с документацией. Большинство задач (информационных, касающихся учета и хранения), при наличии такого документа будут успешно решаться.

Созданная для конкретной организации инструкция устанавливает порядок и правила оформления документов и работы с ними в любом ДОУ. Все ее пункты должны основываться на нормативно-методической базе делопроизводства с отображением специфики детского учреждения. Руководитель ДОУ своим приказом утверждает и вводит в действие инструкцию. Текст инструкции раскрывает порядок применения законодательных и нормативных актов, устанавливает последовательность необходимых действий.

Заведующий, принимая в коллектив нового работника, должен ознакомить его с положениями, должностной инструкции, и если возникнут вопросы ответить на них.

Составляется должностная инструкция на основе нормативных документов:

  • Трудового кодекса РФ,
  • Закона РФ «Об образовании»,
  • Устава учреждения,
  • иной документации, в которой содержатся сведения об обязанностях работника и его правах.

Необходимо, провести ознакомление с инструкциями каждым сотрудником учреждения под роспись. Затем один из экземпляров выдается сотруднику на руки, а второй хранится в его личном деле. Являясь документом постоянным и долговременным, инструкция действует до тех пор, пока ее не заменят новой.

При составлении текста должностной инструкции используется логическое построение, согласно которому содержание документа формируют разделы, пункты и подпункты. Порядок заполнения инструкции следующий: общие положения, функционал, обязанности работника по должности, его права, ответственность.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Делопроизводитель детского сада — служащий, заведующий канцелярскими делами, делопроизводством в учреждении. На ставку делопроизводителя назначается лицо, имеющее среднее специальное или высшее экономическое образование и стаж работы от 1 года на аналогичных должностях по делопроизводству.

Обязанности делопроизводителя

Делопроизводитель в детском саду свои обязанности выполняет строго по должностной инструкции. В зависимости от устава учреждения они могут быть дополнены или сокращены.

  1. Главная и приоритетная функция — ведение документооборота (упорядоченное перемещение внутренней входящей и исходящей документации в процессе работы с ними должностных лиц), контроль исполнения, создание информационно-поисковой системы по документам организации (регистрация, индексирование документов, система оперативного хранения, поиска и учета), создание номенклатуры дел.
  2. Делопроизводитель работает в тесном контакте с заведующим ДОУ и его заместителями, педагогическими работниками, руководителями структурных подразделений и вышестоящими инстанциями, например департаментом образования города.
  3. Организовывает подготовку необходимых актов для руководства, отвечает за качество их подготовки, правильности составления и оформления. Согласует и оформляет документы, которые рождаются в процессе деятельности детского садика;
  4. Подготавливает и отправляет служебную отчетную документацию, справки и заявления для вышестоящих учреждений и администраций.
  5. Составляет и печатает приказы по основной деятельности и иные приказы детского сада. Ознакомляет сотрудников с их содержанием в день издания, берет подпись.
  6. Принимает поступающую в образовательное учреждение корреспонденцию, в т. ч и по электронной почте, передает ее в соответствии с указаниями заведующего ДОУ в структурные подразделения или исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов.
  7. Выдает по запросу справки по зарегистрированным документам и регистрирует их в системе документооборота.
  8. Ведет работу по оформлению, хранению и трудовых договоров, трудовых книжек и личных карточек всех сотрудников детского сада.
  9. Ведет необходимую документацию воинского учета и сдает по данному направлению своевременную отчетность в военкомат.
  10. Участвует в качестве секретаря заведующего детского учреждения на собраниях, где ведет запись происходящего и оповещение всех его участников. Контролирует их своевременное прибытие.

  11. Производит архивное делопроизводство: хранение, учет, систематизацию, регистрацию и контроль выдачи всей документации детского сада под подпись. Несет обязанности по ее полной сохранности.
  12. Занимается учетом табельного времени других работников, в который входит обязанности делопроизводителя по контролю за соблюдением рабочего графика других сотрудников. Сдача к положенному сроку табеля учета рабочего времени для начисления в бухгалтерии детского садика заработной платы (зарплата включает себя оклад и премии). И своевременное оповещение об изменениях в кадровом расписании, графике работы детского сада.
  13. В пределах своей компетенции участвует в разработке программы развития делопроизводства и электронного документооборота. Вносит свои предложения по совершенствованию.
  14. С помощью программистов выполняет работу по обработке и систематизации информации, проводит необходимые технических расчеты, разрабатывает несложные проекты и простые схемы, обеспечивает их соответствие техническим заданиям, действующим стандартам и нормативным актам.
  15. Оформляет личные дела воспитанников ДОУ, заполняет алфавитную книгу воспитанников образовательного учреждения, обрабатывает и регистрирует сдачу личных дел в архив.

  16. В десятках детских садов делопроизводитель выполняет еще одну функцию — прием родителей (законных представителей) каждый вторник в рабочие часы с 16:00 до 18:00.
  17. Оформляет договоры, дополнительные соглашения с родителями (законными представителями) и своевременно ознакомляет с ними родителей (законных представителей) воспитанников детского сада.
  18. Должностная обязанность делопроизводителя ДОУ включает в себя один важный момент — строгую конфиденциальность персональных данных работников сада и воспитанников. Не допускает распространения информации без официального согласия.
  19. Проходит плановое профессиональное обучение или переобучение, повышает квалификацию, если этого требует должностные обязанности.
  20. Участвует в организационных и общественных мероприятиях коллектива.
  21. Строго соблюдает должностную инструкцию и регулярно проходит медицинские осмотры.
  22. Обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей». Соблюдает нормы и правила по охране труда, санитарно-гигиенические требования, технику безопасности, противопожарную защиту, электробезопасность и антитеррору.

Вывод

Работа любого дошкольного учреждения связана с большим потоком различного рода документов. Классифицировать ее и превращать в бесперебойный механизм документооборота должен непосредственно делопроизводитель.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л. М. МАНЕВЦОВА, С. А. БАБАК

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

2 е издание, исправленное

Ð å ö å í ç å í ò û:

кандидат педагогических наук С.А.Езопова, кандидат педагогических наук Н.Н.Скресанова

Маневцова Л.М.

M23 Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М.Маневцова, С.А.Бабак. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.

ISBN 5-7695-1806-5

В пособии раскрываются вопросы делопроизводства в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы историче- ский аспект проблемы, номенклатура документации, принципы и средства механизации документальных процессов. Представлены образцы документации в соответствии с номенклатурой дел ДОУ.

Для студентов высших педагогических учебных заведений, а также практических работников системы дошкольного образования.

ÓÄÊ 35.077.1(075.8) ÁÁÊ 65.050.2ÿ73

3. Нормативные документы по обеспечению делопроизводства в дошкольном образовательном

учреждении................................................................................

Номенклатура документов дошкольного образовательного

учреждения................................................................................

Подготовка к составлению служебных документов...............

Основные документы управления. Особенности

подготовки и оформления отдельных документов.................

Организация документооборота...............................................

Организация хранения документов.........................................

9. Использование персонального компьютера в делопроизводстве. Программное обеспечение

делопроизводства.......................................................................

10.Средства составления текстовых документов. Средства

копирования и размножения документов. Средства

передачи информации..............................................................

Краткий терминологический словарь..........................................

Приложения....................................................................................

1. Организационные документы...........................................................

Устав Государственного образовательного учреждения

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа-детский сад ¹ 672 Красногвардейского

административного района (новая редакция) .........................

Свидетельство о государственной регистрации............................

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе............

Лицензия на образовательную деятельность.................................

Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения

с учредителями............................................................................

Договор о регулировании взаимоотношений между ГОУ

«Начальная школа-детский сад ¹ 672» и родителями

воспитанников детского сада....................................................

2. Документы по учебно-воспитательной работе................................

Концепция создания инновационного образовательного

учреждения..................................................................................

Программа развития 2001-2004 гг. ..............................................

План работы на 2002/03 учебный год..........................................

Должностная инструкция на воспитателя высшей

План работы совета учреждения на 2002/03 учебный год.........

Перечень платных образовательных услуг на 2002/03 уч. год.......

3. Документы по финансово-хозяйственной деятельности.............

Положение о расходовании внебюджетных средств...................

Положение о выплате персональных надбавок и доплат...........

Положение о порядке установления доплат...............................

Положение о материальном поощрении работников................

Отчет о расходовании спонсорской помощи..............................

Приказ об утверждении Положения о комиссии по

рассмотрению установления доплат, надбавок и о

материальном поощрении работников...................................

Приказ об утверждении состава комиссии

по рассмотрению установления доплат, надбавок и

материального поощрения работников..................................

Смета расходования внебюджетных средств, полученных

по изостудии..............................................................................

Типовой договор о полной индивидуальной материальной

ответственности..............................................................................

Договор аренды..............................................................................

Книга складского учета материалов (форма М-17) ....................

Инвентаризационная опись (форма ¹ 401)................................

Договор на оказание дополнительных платных

образовательных услуг с родителями

учащихся/воспитанников.........................................................

4. Документы по питанию...................................................................

План работы совета по организации питания............................

Примерное десятидневное меню..................................................

Выполнение натуральных норм за десятидневку........................

Карточка-раскладка (Форма ¹ 1-85) ..........................................

5. Медицинская документация...........................................................

Медицинская карта ГОУ...............................................................

Медицинские журналы..................................................................

Журнал контроля санитарного состояния ГОУ..........................

Журнал переписи детей, посещающих дошкольное

учреждение................................................................................

Журнал дегельминтизации............................................................

Журнал учета движения детей по группам здоровья.................

Журнал профилактики прививок.................................................

Журнал бракеража сырых продуктов...........................................

Журнал регистрации медицинских осмотров сотрудников,

работающих с готовыми продуктами......................................

Журнал бракеража готовой пищи................................................

Журнал учета инфекционных заболеваний.................................

Журнал учета детей, направленных в туберкулезный

диспансер...................................................................................

Тетрадь оценки питания................................................................

6. Документы по кадрам......................................................................

Заявление о приеме на работу......................................................

Приказ о назначении на должность.............................................

Трудовой договор (контракт) ........................................................

Заявление в городскую аттестационную комиссию...................

Аттестационный лист.....................................................................

Приказ о присвоении квалификационной категории................

Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей

ê íèì ..........................................................................................

Акт списания испорченных бланков трудовых книжек.............

7. Документы по охране труда............................................................

Приказ об охране труда.................................................................

Соглашение по охране труда.........................................................

Журнал регистрации вводного инструктажа

по охране труда.........................................................................

Журнал инструктажа учащихся по охране труда при

проведении внеклассных и внешкольных мероприятий......

Журнал регистрации несчастных случаев на производстве........

Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте................

Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися

(воспитанниками) .....................................................................

Акт о несчастном случае (форма Н-2) .........................................

Акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1) ............

8. Другие документы............................................................................

Акт сдачи-приемки дел..................................................................

Опись...............................................................................................

Справка............................................................................................

Справка-подтверждение................................................................

Письмо............................................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современное дошкольное образовательное учреждение становится все более сложной системой. Руководителю приходится работать в постоянно меняющихся условиях: экономических, социальных, правовых и т.д., что, в свою очередь, предъявляет все возрастающие требования к уровню его квалификации.

Система подготовки заведующих дошкольными образовательными учреждениями в России берет свое начало в 60-х годах XIX века. До 90-х годов XX века основной путь подготовки руководителей детских садов заключался в постепенном и поступательном продвижении в процессе работы от должности воспитателя до должности заведующей. На основании «Устава детского сада» (1944) заведующим мог стать специалист, имеющий среднее педагоги- ческое образование, специальную дополнительную подготовку и стаж работы не менее 2 лет.

Развитие общественного дошкольного воспитания и усложнение деятельности заведующих изменило требования к их профессиональной подготовке. В нормативных документах 1970-х годов указывается, что эту должность может занять только человек, имеющий высшее педагогическое образование, окончивший специальные медицинские курсы и стаж работы которого составляет не менее 3-5 лет («Квалификационные характеристики должностей руководящих работников детских дошкольных учреждений» 1977 г.). В тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования РФ 1995 г. эти требования в основном сохранены.

Раньше основной формой подготовки заведующих являлись курсы повышения квалификации после окончания специальных учебных заведений. Такая подготовка имела ряд преимуществ: она обеспечивала глубокое понимание ребенка, владение системой психолого-педагогических знаний, освоение педагогических умений. Однако при такой подготовке обнаруживались и многие недостатки: отсутствие знаний в области теории управления, слабое владение основными функциями руководства образовательным учреждением, в том числе организацией делопроизводства.

К 1990-м годам назрела необходимость обновления содержания подготовки студентов педагогических вузов к управленческой деятельности в ДОУ.

Большую роль в решении проблемы подготовки высококвалифицированных руководителей системы образования сыграл Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования России по специальности «менеджер образования» (2000 г.). В соответствии с ним в число учебных дисциплин в учебные планы были введены предметы, способствующие целенаправленному освоению знаний, необходимых будущим менеджерам дошкольного образования, в том числе «Организация делопроизводства в дошкольном учреждении».

Управленческий труд в дошкольном образовательном учреждении связан с ведением большого числа документов разной направленности и назначения. В настоящее время управленческая деятельность образовательных учреждений еще невозможна без большого числа бумажной документации, необходимой для принятия правильных управленческих решений. Четко организованное делопроизводство позволяет руководителю и вышестоящим организациям вовремя получать информацию о состоянии дел в учреждении и своевременно на это реагировать.

Отсутствие четкой организации работы с документами, напротив, не позволяет руководителю принимать юридически и организационно грамотные решения, из-за чего в конечном итоге такое учреждение не сможет стать конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Поскольку в учреждении отсутствуют специальные службы, работающие с документами, вся ответственность за правильное ведение делопроизводства лежит на руководителе.

Данное учебное пособие, во-первых, содержит номенклатуру дел в образовательном учреждении, и во-вторых, показывает организацию и процесс делопроизводства, оформления документов, их движение, контроль за их исполнением.

В Приложении даны образцы документов конкретного образовательного учреждения - школы-детского сада ¹ 672 г. СанктПетербурга (директор С.А.Бабак). Документы составлены с уче- том нормативных документов и отражают основные направления деятельности любого образовательного учреждения: работу с кадрами, организационно-педагогическую, финансово-хозяйствен- ную (в том числе осуществляемую самостоятельно) и др. и потому будут полезны как студентам, так и практическим работникам образования.

Пособие разработано с учетом требований государственного образовательного стандарта к подготовке специалиста по специальности 031100 - «Педагогика и методика дошкольного образования», с получением квалификации «организатор-методист дошкольного образования».

1. ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО КУРСА «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Управление - одна из ролей менеджера, связанная с ответственностью за разработку и реализацию программ функционирования и развития учреждения (организации), достижением поставленных перед ним целей.

Управление дошкольным образовательным учреждением в настоящее время неизбежно сопряжено с подготовкой многих видов документов, без которых невозможно своевременно и грамотно принимать управленческие решения, а следовательно, невозможно обеспечить качественное функционирование и развитие учреждения.

Предметом учебной дисциплины «Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении» является документационное обеспечение управления. Поскольку в штатах дошкольных образовательных учреждений отсутствует специальная профессиональная служба по работе с документами, делопроизводство - составление и организацию работы с документами - осуществляет руководитель учреждения.

 документах фиксируется и учитывается деятельность учреждения, поэтому качество его функционирования проверяется прежде всего по документам.

Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с определенными реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Совокупность документов, оформленных по единым правилам, соответствующих государственным стандартам, принято называть документацией.

Документирование управленческой деятельности - это процесс создания, записи (фиксации) и оформления информации на различных носителях по установленным правилам.

 специальной литературе по делопроизводству используется еще и термин документационное обеспечение управления. Это - процесс производства, передачи и переработки документированной информации, необходимой в управлении тем или иным учреждением (организацией).

Источниками данного курса являются: история делопроизводства в нашей стране и за рубежом, нормативные документы, современная практика делопроизводства, обеспечивающая документирование, а также современные научные исследования в области делопроизводства.

Необходимость отражать деятельность людей в различных документах появилась еще в глубокой древности. Способы фиксации информации и носители информации изучаются документоведением.

Делопроизводство в нашей стране регламентируется нормативными документами, позволяющими с позиций науки подойти к разработке комплекса правил, нормативов, рекомендаций, определяющих организацию данных процессов в учреждениях и организациях. Одним из важнейших нормативных документов, разработанных в нашей стране, стала Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД), опубликованная в 1973 г. В связи с массовым внедрением в управление аппаратов вычислительной техники данный документ был усовершенствован. Новая редакция этого документа была утверждена Главархивом СССР в 1988 г. Он назван Единой государственной системой документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). В 1991 г. ЕГСДОУ была преобразована в Государственную систему документационного обеспечения управления (ГСДОУ).

Повышение качества подготовки управленческих документов было связано с появлением государственных стандартов в делопроизводстве (ГОСТ). Первые ГОСТы на организационно-распо- рядительную деятельность были изданы в 1972 г. (ГОСТ 6.38-72) и впоследствии перерабатывались и совершенствовались в 90-е годы (ГОСТ 6.38 -90, ГОСТ Р 6.30 -97).

Основные требования к оформлению организационно-распо- рядительных документов изложены в ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированная система документации. Требования к оформлению документов» (М.: Издательство стандартов, 1997).

В процессе документационного обеспечения управления используются государственные и ведомственные нормативные акты, отражающие специфику деятельности учреждений (организаций).

Важнейшими нормативными документами, используемыми в делопроизводстве дошкольных образовательных учреждений, являются: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», Письмо Министерства образования Российской Федерации «О направлении пакета образцов документов, реализующих новое положение о ДОУ в РФ» ¹ 212/19-12 от 30.03.94 г., Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений и др.

При подготовке документов, связанных с деятельностью персонала, все без исключения организации и учреждения, незави-

симо от формы собственности опираются на Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).

Практические пособия по делопроизводству разработаны для специалистов, непосредственно отвечающих за организацию работы с документами, и основаны на действующих в Российской Федерации законодательных актах и нормативно-методических документах. Материалы пособий представляют интерес и для менеджеров образования.

В последние годы особенно интенсивно ведутся научные исследования в области делопроизводства.

Основные задачи учебного курса «Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении»:

освоение системы знаний по основным вопросам, связанным с документационным обеспечением управления дошкольным образовательным учреждением;

приобретение навыков грамотной работы с документами.

Вопросы и задания

1. Что является предметом учебного курса «Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении»?

2. Выделите ключевые понятия данного раздела и дайте их определе-

3. Каковы основные задачи данного учебного курса?

4. Какие положения Закона РФ «Об образовании» и «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» можно использовать в делопроизводстве ДОУ?

2. СТАНОВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Делопроизводство имеет длительную историю. Документы вна- чале возникали как свидетельства происходивших событий, а затем - как способ закрепления имущественных отношений между людьми. Рождение документов связано с возникновением письменности.

Письменные источники, обнаруженные в Египте (литературные памятники, надписи на гробницах, храмах, царские надписи, документы царских хозяйств), позволяют судить о том, что фиксация событий жизни и общественных отношений стала производиться довольно давно. Сохранились обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. В летописи перечислялись египетские цари. Первые документы Шумера представляют собой законы о коммерческих сделках, переписку и др. Они также отно-

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Знание и применение законодательно-правовых и нормативно-методических актов общегосударственного и регионального масштаба, в которых отражены требования к документированию и работе с документами является одним из важнейших условий работы документационного обеспечения управления в МБДОУ ДСКВ «Солнышко».

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об образовании» и ст. 8 Трудового кодекса РФ в дошкольном учреждении создаются локальные нормативно-методические документы по организации работы с документами, кадрами, которые составляют область корпоративного регулирования документационного обеспечения управления дошкольного учреждения «Солнышко».

ГЛАВА 3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КАДРОВОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА МБДОУ ДСКВ «СОЛНЫШКО» Г. ПОКАЧИ

кадры документация деловой работник

Ответственным за ведение делопроизводства в МБДОУ «Солнышко» является делопроизводитель, который относится к категории вспомогательного персонала, назначается и освобождается от должности и подчиняется заведующему МБДОУ.

В своей деятельности делопроизводитель руководствуется:

законодательными и нормативно-методическими документами, рассматривающими вопросы делопроизводства и регламентирующими правила составления и оформления документов и организацию работы с ними;

Уставом МБДОУ ДСКВ «Солнышко» Устав МБДОУ ДСКВ «Солнышко», утвержден постановлением администрации города Покачи от24.08.2009 № 597.;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

приказами и распоряжениями заведующего МБДОУ ДСКВ «Солнышко».

Делопроизводитель дошкольного образовательного учреждения должен знать: трудовое законодательство, основные правила постановки документальной части общего делопроизводства; инструкцию по делопроизводству; структуру учреждения; Правила внутреннего трудового распорядка.

Для выполнения возложенных на него функций делопроизводитель обязан: принимать и регистрировать корреспонденцию, передавать руководителю дошкольного учреждения документы; осуществлять документационного обеспечение кадровой деятельности дошкольного учреждения; организовывать подготовку необходимых документов для руководства; отвечать за качество подготовки, правильности составления, согласования и оформления документов, образующихся в процессе деятельности дошкольного учреждения; осуществлять контроль исполнения документов, поручений и заданий руководства, систематически докладывать руководителю о состоянии их исполнения; следить за сроками исполнения обращений граждан; вести учет получаемой и отправляемой корреспонденции, систематизировать и хранить документы текущего архива, картотеку учета прохождения документов; подготавливать и сдавать в архив документальные материалы, законченные делопроизводством, и регистрационную картотеку; обеспечивать сохранность проходящей служебной документации.

Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании» Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1. (с последн. изм. от 17.07.2009 № 148-ФЗ). получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.

Принятые руководителем и его заместителями решения фиксируются в определенном порядке и конкретных формах документов. Данный вид деятельности называется документационным обеспечением управления, а издаваемые документы - управленческой документацией. Управление любым дошкольным образовательным учреждением должно быть документально обеспечено, и от качества документационного обеспечения управления зависит качество управленческой деятельности.

Управление документацией - создание условий, обеспечивающих хранение необходимой информации и снабжение ею потребителей в установленные сроки и с наименьшими затратами.

В управленческой деятельности МБДОУ «Солнышко» можно выделить следующие виды документов:

организационные документы (устав, структура и штатная численность, штатное расписание, должностные инструкции, проч.);

распорядительные документы (приказы по основной деятельности, распоряжения, указания, решения, проч.);

информационно-справочные документы (акты, письма, справки, докладные и служебные записки, протоколы, проч.);

документы по личному составу;

предложения, заявления, жалобы граждан;

финансово-бухгалтерские документы;

технико-технологические документы;

контрольно-ревизионные документы.

На каждого сотрудника образовательного учреждения ведется личное дело - совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности. Личное дело оформляется после издания приказа о приеме на работу. Порядок расположения документов при заведении личного дела следующий:

внутренняя опись документов дела;

заявление о приеме на работу;

выписка из приказа о приеме на работу;

листок по учету кадров;

копии документов об образовании;

выписки из приказов о перемещении, совмещении профессий, о присвоении квалификационной категории, увольнении;

аттестационный лист (копия).

Внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле, содержит сведения о порядковых номерах документов дела, датах их создания, заголовках. При нумерации листов дела листы внутренней описи нумеруются отдельно.

Внутренняя опись составляется на отдельном листе, подписывается ее составителем с указанием должности (на данный момент - заведующим детским садом), расшифровки подписи и даты составления описи.

Основу личного дела составляет личный листок по учету кадров, который представляет собой перечень вопросов о биографических данных работников, образовании, выполняемой ими с начала трудовой деятельности работе, семейном положении и др. Личный листок заполняется от руки самим работником при поступлении на работу. Сокращения, прочерки, исправления и помарки не допускаются. При заполнении личного листка используются следующие документы: паспорт, трудовая книжка, диплом, удостоверения, свидетельства и пр. Особое внимание необходимо обращать на некоторые графы личного листка, при заполнении которых часто допускаются ошибки. Так, в графе «Образование» применяются следующие формулировки: «высшее», «незаконченное высшее», «среднее специальное», «среднее», «неполное среднее», «начальное» -- в зависимости от того, какой документ об образовании имеется у работника.

В графе «Выполняемая работа с начала трудовой деятельности» сведения о работе отражаются в соответствии с записями в трудовой книжке. В указанную графу вносятся сведения и о перерывах в работе в связи с учебой, болезнью и др. Кроме того, если работник в одном учреждении в разные периоды занимал различные должности, то следует указывать время пребывания на каждой из них.

Заведующий, принимая от поступающего личный листок по учету кадров, проверяет полноту его заполнения и правильность указанных сведений в соответствии с предъявленными документами.

Наряду с заполнением личного листка по учету кадров поступающий на работу пишет автобиографию -- документ, содержащий краткое описание в хронологической последовательности основных этапов жизни и деятельности данного лица. Автобиография составляется работником собственноручно, в произвольной форме, без исправлений и помарок. В автобиографии должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество; число, месяц, год и место рождения; полученное образование (где, когда, в каких учебных заведениях); с какого времени началась самостоятельная трудовая деятельность; сведения о семейном положении и близких родственниках, паспортные данные; домашний адрес и телефон; дата составления автобиографии, подпись работника.

На личном листке проставляется присвоенный личному делу порядковый номер. Под этим номером личное дело регистрируется в книге учета личных дел. После увольнения работника его личное дело извлекается из папки и в освободившуюся обложку, под тем же номером, помещается личное дело нового работника.

В целях обеспечения сохранности личных дел их регистрируют в книге учета, где предусматриваются следующие графы: порядковый номер дела, фамилия, имя, отчество работника. Дата постановки дела на учет, дата снятия с учета.

Личные дела не выдаются на руки работникам, на которых они заведены.

Аттестационный лист (копия) хранится в личном деле педагогических кадров, прошедших аттестацию. После успешного прохождения аттестации заведующий МБДОУ «Солнышко» издает приказ (не позднее одного месяца после заседания аттестационной комиссии) о присвоении квалификационной категории работнику и сделать соответствующую запись в трудовой книжке. Оплата по новой квалификационной категории производится со дня присвоения категории - даты принятия решения аттестационной комиссией.

Личная карточка заполняется от руки, все записи формулируются полностью, без сокращений. Основанием для записей являются: паспорт, трудовая книжка, документы об образовании. Личные карточки хранятся отдельно от личных дел.

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, ведется на всех сотрудников, проработавших свыше пяти дней, если работа в этой организации является основной.

Прием на работу без трудовой книжки не допускается. В работе с трудовыми книжками заведующий руководствуется Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек. В этой же Инструкции предусматривается ведение книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. В указанной книге регистрируются все трудовые книжки работников при поступлении на работу с записью серии и номера книжек. Форма книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним прилагается к Инструкции.

Информационно-справочная документация содержит информацию о фактическом положении дел в учреждении и служит основанием для принятия распорядительных документов. К информационно-справочным документам относятся: справки, докладные и объяснительные записки, акты, письма, телеграммы и телефонограммы. Информация, содержащаяся в них, может побуждать к действию или лишь принята к сведению.

Его непосредственным руководителем. В результате проведенного анализа обозначенной группы документов выявлены значительные нарушения в их оформлении со стороны сотрудников отдела кадров. Например, в приказе (распоряжении) о приеме работника на работу в графе «Основание» указано личное заявление работника, что противоречит Трудовому Кодексу РФ, где сказано, что основанием для издания данного вида документа может быть только заключенный между этим работником и работодателем трудовой договор.

Исследовав порядок оформления личных дел сотрудников Детского сада выявлено, что сотрудники отдела кадров формируют в личные дела не копии приказов о приеме на работу, переводе или увольнении, а их оригиналы. В соответствии с правилами ведения кадрового делопроизводства все оригиналы приказов по личному составу должны подшиваться в соответствующее дело.

Наличие таких нарушений недопустимо, т.к. большинство трудовых конфликтов возникает из-за неграмотного составления кадровых документов. Ошибки, допускаемые при подготовке документов, отсутствие в них отдельных реквизитов нередко приводят специалистов кадровой службы к неудаче в споре с работником даже при хорошем знании трудового законодательства и правильном его применении. Но руководство МБДОУ не придает особого значения существенным нарушениям в оформлении кадровой документации, результатом этого является отсутствие полноценной нормативно-методической основы, регламентирующей работу с кадровыми документами.

С целью повышения качества составления кадровых документов в МБДОУ «Солнышко» и организации деятельности отдела кадров в целом, предлагается разработать Инструкцию по кадровому делопроизводству, к которой должны прилагаться: Табель форм документов отдела кадров, Альбом форм документов, График документооборота отдела кадров.

Разработка Инструкции по кадровому делопроизводству в МБДОУ «Солнышко» необходима для решения комплекса практических задач. Во-первых, в инструкции утверждаются шаблоны всех документов по личному составу, очередность их оформления и порядок прохождения внутри учреждения. Все это снижает временные затраты на обработку кадровых документов и помогает избежать ошибок в оформлении документации по личному составу. Во-вторых, при разработке Инструкции учитывается специфика организации, которая определяется не только сферой деятельности, организационной структурой и численностью сотрудников, но и особенностями ведения кадрового делопроизводства.

Табель форм документов отдела кадров и Альбом форм документов должны содержать образцы оформления обязательных кадровых документов, предусмотренных действующим трудовым законодательством. Наличие Табеля и Альбома позволит быстро и правильно документировать работу с кадрами.

Составление Графика документооборота отдела кадров позволит определить круг должностных лиц, в обязанности которых входит согласование, подписание и утверждение кадровой документации, а также выявить периодичность создания кадровых документов, порядок их обработки (регистрация, передача на исполнение, ознакомление работников).

Таким образом, разработка и использование этих документов в деятельности отдела кадров Детского сада «Солнышко» позволит регламентировать правила, приемы и процессы создания кадровых документов, определить порядок работы с ними, что в конечном итоге приведет к исключению ошибок в оформлении кадровой документации и повысит культуру управления в целом.

Для того чтобы повысить качество оформления кадровых документов в отделе кадров также необходимо регулярно проводить мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников отдела кадров (семинары, курсы повышения квалификации, тренинги, курсы дополнительного образования). Эксперты в области кадрового делопроизводства помогут проанализировать сложные случаи заполнения унифицированных и неунифицированных форм кадровых документов с учетом последних изменений в трудовом законодательстве.

Таким образом, применение разработанных документов и выполнение всех обозначенных рекомендаций позволит совершенствовать всю систему кадрового делопроизводства, что в свою очередь повысит качество составления и оформления кадровых документов, сократит трудовые затраты на работу с ними и систематизирует кадровый документооборот. От грамотной и четкой работы отдела кадров, соответствия его действий федеральной и локальной нормативно-правовой основе зависит авторитет в целом.

Обосновывается вывод о том, что постоянное увеличение объема и разнообразие состава информации, циркулирующей и используемой в сфере дошкольного образования, свидетельствует о взаимосвязи и взаимовлиянии документационного и информационного обеспечения управления образованием. Информационная составляющая является неотъемлемой частью эффективного документационного обеспечения управления образованием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность любой кадровой службы, в том числе и отдела кадров, связана с созданием большого массива кадровых документов, к оформлению которых предъявляются особые требования. Кадровая документация играет социально значимую роль в жизни каждого человека, поэтому их составление, оформление и ведение требуют особой тщательности и аккуратности. Кадровая документация - совокупность форм (документов), отражающих наличие и движение трудовых ресурсов. Итак, кадровое делопроизводство - это отрасль деятельности, документирующая трудовые отношения. Кадровая документация фиксирует информацию о наличии и движении персонала, в результате все кадровые процедуры приобретают документальное оформление (например, прием, перевод, поощрение, применение дисциплинарного взыскания, командировка, отпуск, увольнение и другое). О важности кадровой документации свидетельствует, прежде всего, то, что любой кадровый документ фиксирует юридически значимые факты, которые являются основанием совокупности корреспондирующих друг другу прав и обязанностей работника и работодателя. Например, должностная инструкция является документом, подтверждающим правомочия того или иного должностного лица на совершение юридически значимых действий, входящих в его должностные обязанности.

Многие формы документов в кадровом делопроизводстве унифицированы постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Документы, для которых нет унифицированных форм, необходимо оформлять в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

В деятельности отдела кадров Детского сада «Солнышко» создается большое количество кадровых документов, регулирующие трудовые отношения между работниками и его непосредственным руководителем. В результате проведенного анализа обозначенной группы документов выявлены значительные нарушения в их оформлении со стороны сотрудников отдела кадров. Например, в приказе о приеме работника на работу в графе «Основание» указано личное заявление работника, что противоречит Трудовому Кодексу РФ, где сказано, что основанием для издания данного вида документа может быть только заключенный между этим работником и работодателем трудовой договор. Сотрудники отдела кадров Детского сада формируют в личные дела не копии приказов о приеме на работу, переводе или увольнении, а их оригиналы. В соответствии с правилами ведения кадрового делопроизводства все оригиналы приказов по личному составу должны подшиваться в соответствующее дело. Наличие таких нарушений недопустимо, т.к. большинство трудовых конфликтов возникает из-за неграмотного составления кадровых документов. С целью повышения качества составления кадровых документов в МБДОУ «Солнышко» и организации деятельности отдела кадров в целом, предлагается разработать Инструкцию по кадровому делопроизводству, к которой должны прилагаться: Табель форм документов отдела кадров, Альбом форм документов, График документооборота отдела кадров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета, № 7, 21.01.2009.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 3.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с последующими изменениями и доп.)// Российская газета. - 2001. - №30. - ст.1231.

4. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»// Собрание законодательства РФ. 2006. - №500.

5. Федеральный закон РФ от 08.07. 2006 г. №149-ФЗ. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07. 2006) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31 (1ч).

6. Федеральный закон РФ от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле» (ред. от 13.05.2008)// Собрание законодательства. 2008. №112.

7. Федеральный закон РФ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»// Собрание законодательства. 2004. - № 105.

8. Федеральный закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 01.12.2007г.) // Собрание законодательства. 2004. - № 105.

9. Федеральный Закон РФ от 10.01.2002 г.№1-ФЗ «Об электронной цифровой печати» (ред. 08.11.2007г) // Собрание законодательства РФ. 2007. - №350.

10. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1. (с последн. изм. от 17.07.2009 № 148-ФЗ).

11. Постановление. О трудовых книжках (ред. от 06.02.2004) (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей от 16.04.2003 N 225// Собрании законодательства РФ - 23.02.2004. - №30.

12. Постановление Госкомстата России от 06.04.01 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты и письмо Минюста России» от 27.04.01 № 07/4328-ЮД.

13. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная приказом Федеральной архивной службы России от 27 октября 2000 г. № 68. - М., 2002.

1. Должностная инструкция инспектора по кадрам, утвержденная заведующим МБДОУ ДСКВ «Солнышко» от 01.03.2007. № 46.

2. Должностная инструкция секретаря-машинистки, утвержденная приказом заведующего МБДОУ ДСКВ «Солнышко», от 01 марта 2007 г. № 58.

3. Устав МБДОУ ДСКВ «Солнышко», утвержден постановлением администрации города Покачи от 24.08.2009 № 597.

Учебная и специальная литература

1. Алексеева, Е.В., Афанасьева, П.П., Бурова, Е.М., Осичкина, Г.А. Архивоведческие аспекты в делопроизводстве: организация документов и дел в пределах архива // Секретарское дело. 2000. № 4. С. 81-85; Их же. Архивоведческие аспекты в делопроизводстве: перечни документов // Секретарское дело. 2001. № 2. С. 90-101.

2. Алексеева, Е.В. Архивоведческие аспекты в делопроизводстве: каталоги и другие информационно-поисковые справочники в архиве организации / Алексеева, Е.В., Афанасьева, П.П., Бурова, Е.М., Осичкина, Г.А. // Секретарское дело. 2002. № 1. С. 86-93.

3. Андреева, В.И. Работа с документами в делопроизводстве. Документооборот фирмы (на основе ГОСТов РФ) / В.И. Андреева. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 144 с.

4. Артамонова, И.Л. Из опыта внедрения автоматизированной системы регистрации /И.Л. Артамонова // Секретарское дело. - 1997. - № 3. - С. 23-26.

5. Андреева, В.И. Делопроизводство в кадровой службе. Справочник кадровика/ В.И. Андреева. 2003. - №5.

6. Бадьина, А.В. Электронный документооборот фирмы / А.В. Бадьина // Делопроизводство. - 1999. - №1. С. 34-39.

7. Базовые локальные акты дошкольного образовательного учреждения: Сборник документов и материалов / Авт.-сост.: Т.А.Данилина, В.Я. Зедгенидзе, М.Б. Зуйков, Т.С. Ладога. - М.:АРКТИ, 2005. - 240с.

8. Бардаев, Э.А. Документоведение: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э.А.Бардаев, В.Б. Кравченко. - М., 2008. - 230 с.

9. Басакина, Н.В. Организация подготовки и передачи на архивное хранение документов учреждений различных форм собственности // Секретарское дело. 2000. № 3. С. 87-90.

10. Белов, А.Н. Делопроизводство и документооборот: учебное пособие/ А.Н.Белов, А.А. Белов. - М.,2005. - 624с.

11. Березина, Н.М. Современное делопроизводство / Н.М. Березина, Е.П. Воронцова, Л М. Лысенко. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 272 с.

12. Белоусова, Л.Г. Делопроизводство в образовательных учреждениях: Практическое пособие / Л.Г. Белоусова - Х. - М., 2006. - 118с.

13. Бобылева, М.П. Вопросы анализа документооборота организации в условиях использования автоматизированных систем / М.П. Бобылева // Делопроизводство. - 2001. - № 1. - С. 36-41.

15. Волобуева, Л.М. Структура управления дошкольным образовательным учреждением // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. Научно-практический журнал. - 2004. -№ 1. - С. 8-15.

16. Вялова, Л.М. Унифицированные формы: оформляем отпуск/ Л.М. Вялова. - Справочник кадровика. 2005. - №6.

17. Данилина, Т.А. «Базовые локальные акты ДОУ: сборник документов и

материалов» / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, М.В. Зуйков. - М.:АРКТИ, 2004. - 239 с.

18. Данилина, Т.А. Делопроизводство в детском саду// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2005. - № 8. - С.4-13; Кошелева, Г.В., Расходчикова, И.А. Документоведение деятельности заведующего дошкольного учреждения// Делопроизводство. - 2004. - № 4. С. 45-57.

19. Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов.- 3-еизд., перераб. и доп. / В.В. Галахов, И.К. Корнеев и др.; под ред. И.К. Корнеева, В.А. Кудряева. - М.,2008 - 267с.

20. Делопроизводство организации: подготовка, оформление и ведение документации: 75 образцов основных документов/ А.В. Непогода, П.А.Семченко. - М.,2008 - 480с.

21. Делопроизводство в образовательном учреждении. Кн.1: Справочник. - 4-е изд., доп. - М. : ИФ Образование в документах, 2003 . - 200 с.

22. Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Под ред. проф. Т.В.Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

23. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов / Редактор-составитель Т.И. Оверчук - М.: Гном и Д, 2001. - 472с.

24. Демин, Ю. М.: Делопроизводство. Подготовка служебных документов / Ю.М. Демин. - СПб.: Питер, 2003.

25. Еремченко, В.А. О проблеме электронных документов / В.А. Еремченко // Секретарское дело. - 2001. - № 3. - С. 23-26.

26. Ефимова, О.А. Современные технологии работы с документами:

автоматизация делопроизводства / О.А. Ефимова // Секретарское дело. - 1998. - № 3. - С. 24-29.

28. Казуто, А. Шесть вопросов на тему автоматизации делопроизводства // Делопроизводство. 1998. № 1. С. 35-39.

29. Кузнецов, С.Л. Автоматизированный контроль исполнения - важное условие успешной работы офиса // Секретарское дело. - 1997. - № 1. -С.31-37. Кузнецова, Т.В. Ведение контроля за сроками исполнения - важнейшая задача секретаря // Секретарское дело. - 1999. - № 4. - С.3-5.

30. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) / Т.В. Кузнецова - М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез»», 2002. - 270с.

31. Комышев, А.Л. Основы документационного обеспечения: Учебное пособие для экономистов, бухгалтеров, аудиторов и менеджеров / А.Л. Комышев - М., 2000. - 350с.

32. Кузнецов, С.Л. Делопроизводство на компьютере: Компьютерные

технологии в делопроизводстве /С.Л. Кузнецов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел - Синтез», 2000 - 232 с.

33. Кузнецов, С.Л. Применение современных технологий в работе с документами /С.Л. Кузнецов // Секретарское дело. -1996. - №3. - С. 23-29.

34. Кузнецов, С.Л. Новые программы для современного офиса / С.Л. Кузнецов // Секретарское дело. -1999. - №3. - С. 27-31.

35. Кузнецов, С.Л. Правовая основа внедрения и использования электронно-цифровой подписи в делопроизводстве / С. Л. Кузнецов // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2007. № 5. С. 34-41.

36. Кузнецова, Т.В. Регистрация - ключевой момент организации работы секретаря с документами // Секретарское дело. 2000. № 1. С. 5-6.

37. Крюкова, Н.П. Документирование управленческой деятельности / Н.П. Крюкова - М.: ИНФРА-М, 2008. - 258с.

38. Кукарина, Ю.М. Формирование понятий «электронный документ» и «электронная цифровая подпись» в законодательных и нормативно-методических актах Российской Федерации // Делопроизводство. 2003. № 1. С. 43-52.

39. Килякова, Д.А. Как организовать работу службы персонала?/ Д.А. Килякова. - Справочник кадровика. 2004. - №8.

40. Кошелева, Е.А. Организация хранения архивных документов. / Е.А. Кошелева. - Справочник кадровика. 2005. - №2.

41. Курапова, Е.Р. Документация по личному составу: взаимодействие кадровых и архивных служб / Е.Р. Курапова. - Справочник кадровика. 2006. - №11.

42. Ларьков, Н.С. Документоведение: учебное пособие/Н.С. Ларьков. - М.,2006. - 427с.

43. Максимович, Г.Ю. Как создать информационную документальную систему / Г.Ю. Максимович, В.П. Берестова // Секретарское дело. -2000. - №1. - С. 42-47.

44. Максимович, Г.Ю. Компьютерные сети передачи данных - современное средство коммуникации / Г.Ю. Максимович, В.П. Берестова // Секретарское дело. -1997. - №2. - С. 31-35.

45. Маневцева, Л.М., Бабак, С.А. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении: Учебное пособие / Л.М. Маневцева, С.А. Бабак - М.,2002. -240с.

46. Маскин, В.В. «Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации: Сборник документов и материалов / В.В. Маскин - М., 2004. - 108с.

47. Митченко, О.Ю. Форматы электронных документов, применяемых в управленческой деятельности / О.Ю. Митченко, О.И. Рысков // Секретарское дело. - 2004. - № 10. - С. 28-32.

48. Мосягина, О.В. Современные требования к формированию и оформлению дел / О.М. Мосягина, Е.М. Емышева // Секретарское дело. - 1996. - №4. - С. 32-36.

49. Митрофанова, В.В. Личная карточка Т-2: рекомендации по заполнению / В.В. Митрофанова. - Справочник кадровика. - 2004. - №3.

50. Пшенко, А.В. Распорядительная документация по личному составу / А.В. Пшенко // Справочник кадровика. - 2007. - №2.

51. Семеникин, В.В. Кадровый документооборот/ В.В. Семеникин, - М.: Эксмо. 2010. - 384 с.

52. Честнова, Н.Ю. Настольная книга заведующего детского сада / Н.Ю. Честнова - Р-н-Д., 2003. - 640с.

Периодическая литература

1. Кадровик/ Журнал. - Кадровое делопроизводство, 2009, - № 7.

2. Педченко, Л. Предисловие / Л. Педченко. - Справочник кадровика. 2005. - №1.

3. Щур-Труханович, Л. В. Составление графика отпусков на 2009 и последующие годы/ Л.В. Щур-Труханович. - Специальный выпуск журнала «Кадры предприятия». - Изд-во: Финпресс, 2009.

4. Яновская, Ю.М. Перспективы развития службы персонала / Ю.М. Яновская. - Справочник по управлению персоналом. 2004. - №8.

Приложение 1

Графическая схема структуры аппарата управления МБДОУ ДСКВ «Солнышко»

Размещено на http://www.allbest.ru/

Приложение 2

Схема службы МБДОУ ДСКВ «Солнышко»

Участники

Первый уровень

Заведующий МБДОУ ДСКВ «Солнышко»

Осуществляет руководство и контроль за деятельностью всех структур

Второй уровень

Заместитель заведующего по УВР,

Заместитель заведующего по АХР,

Старшая медсестра

Осуществляет руководство учебно - воспитательным процессом учреждения

Отвечает за сохранность здания дошкольного учреждения и имущества, организует материально - техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и на участке, противопожарную безопасность и организацию труда обслуживающего персонала.

Контролирует санитарное состояние помещений и участка дошкольного учреждения, выполнение требований СанПиНа, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, обеспечивает медицинское обслуживание детей, проводит санитарно - просветительскую работу среди работников учреждения и родителей, принимает участие в организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми.

Третий уровень

Воспитатели,

Педагоги дополнительного образования,

Обслуживающий персонал

Осуществление учебно-воспитательного процесса в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Раскрытие сущности системы управления персоналом, определение направлений работы с персоналом организации. Методы оценки эффективности управления работниками организации. Исследование системы управления персоналом в дошкольном образовательном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2014

    Специфика педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Нормативно-правовые документы, определяющие процедуру аттестации педагогических и руководящих работников дошкольного учреждения. Механизмы и методы проведения аттестации.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2016

    Определение понятия и сущности кадровой работы, её цели в органах муниципального управления. Изучение системы законодательного регулирования кадровой политики в муниципальной службе. Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию кадровой работы.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2018

    Характеристика ОАО "Санаторий-профилакторий "Энергетик"". Нормативные акты, внутренняя структура, организация деятельности структурных подразделений общества. Законодательство, регулирующее деятельность отдела кадров. Ведение кадровой документации.

    отчет по практике , добавлен 11.10.2008

    Подходы к определению и классификация конфликтов. Основные характеристики управленческой деятельности в образовательном учреждении. Анализ конфликтных ситуаций в условиях работы "МКОУ Нижнечирской СОШ" и разработка рекомендации по их предотвращению.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2016

    Задачи кадрового учета, система документации; внедрение информационных технологий в делопроизводство. Процесс автоматизации работы кадровой службы, выбор программного обеспечения для работы с документами по личному составу; ведение кадровых баз данных.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2012

    Понятие и основные направления деятельности кадровой службы, ее функции и полномочия. Организация работы современной кадровой службы в ООО ПКФ "Антек". Взаимоотношения отдела кадров с другими подразделениями предприятия. Работа с документацией отдела.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2011

    Организационная структура и система управления ООО "Модерн" и место в ней отдела кадров. Классификация и информационная характеристика кадровой документации. Разработка должностной инструкции. Организационное проектирование кадровой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2009

    Организация контроля за деятельностью подчиненных. Особенности управления персоналом. Характеристика детского сада "Буратино". Недостатки и особенности организации контроля в дошкольном образовательном учреждении. Значение "человеческого фактора".

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Понятие кадровой документации. Состав и структура документации кадровой службы. Место кадровой службы в структуре организации. Планирование и организация работы по обеспечению кадрами. Организация хранения документов по кадрам (личному составу).

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель профкома Заведующий МКДОУ « Сказка»

С.В.Алеева ____________В.Г.Ефимова

Протокол № ____

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

В МУНИЦИПАЛЬНОМ КАЗЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТСКОМ САДУ

« СКАЗКА» ПГТ РУДНИЧНЫЙ

ВЕРХНЕКАМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Данное положение разработано для муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида « Сказка» пгт Рудничный Верхнекамского района Кировской области (МКДОУ « Сказка») в соответствии с Законом РФ "Об образовании», Государственным стандартом РФ ГОСТ 51141 - 98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. № 28), Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 6.30 - 2003 Унифицированные системы документации «Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. № 65 - ст).

1.2. Настоящий Порядок регламентирует организацию и ведение делопроизводства, хранение и использование печати и штампа МКДОУ « Сказка».

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Документационное оформление и обеспечение деятельности и развития детского сада;

Отражение в документах его индивидуальности и самобытности;

Обеспечение полного соответствия документального оформления действующему законодательству и организационно-правовым нормам на основе использования современной техники и автоматизации.

2.2. Задачи:

Создание базы для грамотного составления, оформления, хранения официальных документов;

Обеспечение хранения и применения печати и штампа в соответствии с нормативными требованиями;

Повышение уровня текстовой управленческой культуры членов администрации.

  1. ПРИНЦИПЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Доступность и сопоставимость учетных данных;

Своевременность первичной обработки информации;

Систематизация документов детского сада.

  1. ФУНКЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Документирование управленческой деятельности;

Документирование трудовых правоотношений;

Обработка и перемещение документов;

Регистрация документов, обеспечение документной информации, учет и анализ документооборота;

Контроль исполнения документов;

Компьютерное изготовление, копирование и размножение документов.

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

5.1 . Организационно-правовые документы (обеспечивают организационно-правовую деятельность МКДОУ « Сказка»:

Договор с Учредителями;

Свидетельство о государственной регистрации;

Свидетельство о государственной аккредитации;

Лицензия на образовательную деятельность;

Технический паспорт;

Коллективный договор /с приложениями/

Трудовые договора;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Положение об оплате труда работников /с приложениями/

Положение о комиссии по регулированию споров между участниками образовательных отношений;

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме:

Положение о родительском комитете;

Положение о сайте;

Положение о самообследовании;

Положение о родительском собрании;

Положение о порядке приема на обучение по образовательной программе дошкольного образования;

Положение о Совете педагогов;

Положение об организации и проведения аттестации педагогических работников;

Положение о комиссии по противодействию коррупции;

Положение о порядке привлечения и расходования внебюджетных средств;

Положение об организации делопроизводства

Положение об организации работы с персональными данными воспитанников и их родителями;

Положение об организации работы с персональными данными работников;

Положения по пожарной безопасности;

Инструкции по охране труда;

Инструкции по технике безопасности;

Инструкции по гражданской обороне»

Штатное расписание;

Тарификационные списки;

5.2. Документы оформляются печатью МКДОУ « Сказка», положения, инструкции согласуются с профсоюзным комитетом.

5.3. Распорядительные документы:

Приказы: по личному составу; по основной деятельности; по движению воспитанников;

Распоряжения по различным направлениям деятельности коллектива.

5.4. Информационно-справочные документы:

Протоколы, акты: по фактам; событиям; разбору конфликтных ситуаций и др.

Справки: удовлетворяющие юридические факты; по воспитанникам; для сотрудников; о фактах или событиях в жизнедеятельности МКДОУ « Сказка»;

Докладные;

Объяснительные записки;

Служебные письма;

Телефонограммы;

Книги регистрации входящей и исходящей документации.

5.5. Учебно-педагогические информационные документы:

Книга движения воспитанников;

Личные дела воспитанников;

Личные дела сотрудников;

Журналы учёта выполнения образовательной программы педагогами;

Приказы по основной деятельности (папки, подшивки);

Книги приказов по личному составу;

Документы по аттестации сотрудников;

Книги учета личного состава педагогических работников;

Аналитические справки по результатам проверок образовательного процесса;

Книга учёта;

Книга протоколов педсоветов.

5.6. Документы по трудовым правоотношениям:

Приказы о приеме на работу и увольнении;

Приказы об изменении учебной нагрузки, условий труда, объема работы и др.;

Приказы на отпуск;

Приказы на поощрение

Приказы по аттестации педагогов;

Приказы по тарификации;

Ведение трудовых книжек, карточек Т-2.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ

6.1 . К реквизитам документов:

единство правил документирования управленческой деятельности обеспечивается применением унифи-цированных форм документации в соответствии с требованиями. ГОСТа, а также разработанных инструкций.

6.2 . К содержанию документов:

оформление в виде связного текста, таблиц, графиков, анкет или в виде соединения этих структур.

6.З. К текстам документов:

  • следование нормам официально-делового стиля речи:
  • краткость и точность изложения информации, исключение двоякого толкования;
  • объективность и достоверность информации;
  • составление, по возможности, простых (т. е. содержащих один вопрос) документов для облегчения и ускорения работы с ними;
  • структурирование текста на смысловые части (исходя из цели и задач документа);
  • использование трафаретных и типовых текстов при описании повторяющихся управленческих ситуаций.
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

7.1 . В МКДОУ « Сказка» виды документов:

Документы, поступающие из других организаций (входящие);

Документы, отправляемые в другие организации (исходящие);

Документы, создаваемые в МКДОУ « Сказка» и используемые в управленческом процессе (внутренние).

7.2. Регистрации подлежат все документы, требующие исполнения, использования в справочных целях:

  • Входящие
  • Исходящие.

7.З . Результаты учета и документооборота ведутся заведующим для выработки мер по совершенствованию работы с документами.

7.4. Документы группируются по видам, хранятся в папках с относящимися к ним приложениями.

7.5. Классификация документов закрепляется в номенклатуре дел и фиксируется в приказе.

8. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ (прилагается)

9.ОТБОР ДОКУМЕНТОВ

По окончании учебного года производится отбор документов для постоянного, временного хранения

(протоколы педсоветов, личные дела уволившихся работников и т. д.), которые оформляются в дела и хранятся в архиве МКДОУ « Сказка».

10. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ПЕЧАТИ

10.1 . Печать и штамп МКДОУ « Сказка» хранятся в сейфе заведующего.

10.2. Ответственность за ее сохранность возложена на заведующего.

Печать Детского сада ставится на следующие документы:

  • документы финансовой отчетности;
  • уставные документы;
  • трудовые книжки;
  • характеристики, справки;
  • акты сдачи-приемки и списания;
  • выписки из документов Детского сада и их копии;
  • гарантийные письма и их копии;
  • договоры, калькуляции и протоколы к ним;
  • сметы, счета и накладные.

11. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ К УТВЕРЖДЕНИЮ ЗАВЕДУЮЩИМ

Годовой план учебно-воспитательной работы;

Образовательная программа ДОУ;

Расписание;

Расписание кружков (в том числе и платных дополнительных образовательных услуг);

Правила внутреннего трудового распорядка работников;

Должностные инструкции работников;

Инструкции по охране труда;

Другие локальные акты.