Ix какой век. Перевод римские, индийские, арабские цифры (числа)

1. Слабость королевской власти во Франции.

Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела. Современники давали королям унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый. В конце X века крупные феодалы Франции избрали королем богатого и влиятельного графа Парижского - Гуго Капёта (прозвище дано по названию любимого им головного убора - капюшона). С тех пор до конца XVIII века королевский трон оставался в руках династии Капетингов или ее боковых ветвей - Валуа, Бурбонов.

Французское королевство состояло тогда из 14 крупных феодальных владений. Многие феодалы имели более обширные земли, чем сам король. Герцоги и графы считали короля лишь первым среди равных и не всегда подчинялись его приказам. Королю принадлежало владение (домен) на северо-востоке страны с городами Париж на реке Сене и Орлеан на реке Луаре. Но король не был хозяином в остальных землях, где возвышались замки непокорных вассалов. По выражению современника, обитатели этих «осиных гнезд» «пожирали страну своим разбоем».

Король тогда не имел власти над всей страной. Он не издавал общих для страны законов, не мог собирать налоги с ее населения. Поэтому у короля не было ни постоянного сильного войска, ни оплачиваемых чиновников. Его военные силы состояли из отрядов вассалов, получавших феоды в его владении, а управлял он при помощи своих придворных1.

2. Образование Священной Римской империи. В Германии власть короля сначала была более сильной, чем во Франции. Единое государство было необходимо для защиты от внешних врагов.

Очень часты были нападения венгров (мадьяр). Эти племена кочевников-скотоводов двинулись в конце IX века от предгорьев Южного Урала в Европу и заняли равнину между реками Дунай и Тисса. Оттуда легкая конница венгров совершала набеги на страны Западной Европы и Балканский полуостров. Она прорывалась за Рейн и доходила даже до Парижа. Но больше всего страдала Германия: венгры разоряли и угоняли в плен многих ее жителей.

В 955 году немецкие и чешские войска во главе с германским королем Оттоном I наголову разгромили венгров в битве на юге Германии. Вскоре вторжения венгров прекратились, и они стали переходить к оседлой жизни. Около 1000 года венгры приняли христианство. Образовалось королевство Венгрия.

В 962 году, пользуясь раздробленностью Италии, Оттон I совершил поход на Рим, и папа провозгласил его императором. Кроме Германии, под власть Оттона I попала часть Италии. Так Римская империя была восстановлена еще раз. Позднее это образование стали называть Священной Римской империей германской нации.


Император желал, чтобы его считали главой всех правителей Европы. Но реальная власть была ограниченной. Даже германские герцоги постепенно добились независимости от него. Население Италии не прекращало борьбы с захватчиками. Каждому новому германскому королю, чтобы короноваться императорской короной, приходилось совершать поход за Альпы и вновь покорять Италию.

И Германия, и Италия в это время также не были едиными государствами. Подобно Франции, они состояли из множества отдельных самостоятельных герцогств, графств, баронств и т. п., каждое из которых имело свой главный город, своего государя, свой флаг и герб. Феодальная раздробленность в этих странах существовала на протяжении всего Средневековья.

3. Легенда и быль в истории Англии. В Средние века были широко известны сказания о храбром и могучем короле английском Артуре и его сподвижниках - рыцарях Круглого Стола. Рыцари совершали много подвигов в борьбе с волшебниками, великанами и другими чудовищами. Эти сказания легли в основу многих средневековых поэм и романов. Из сказаний о короле Артуре пришла идея круглого стола: во время переговоров и совещаний она обозначала (и обозначает по сей день) равноправие и достоинство каждого участника встречи.

Вероятно, Артур действительно существовал в VI веке, но был не королем, а вождем бриттов - древних жителей острова. Артур руководил сопротивлением бриттов вторжению в Британию с континента германцев - англов и саксов, которое началось после ухода с острова римских войск.

Около двух столетий сражались бритты за свою свободу, но в конце концов были либо истреблены, либо оттеснены в западные районы острова, частично превращены в зависимых людей. Часть бриттов переселилась на север Галлии и обосновалась на полуострове Бретань. Со временем племена англов и саксов образовали на территории Британии семь королевств англосаксов. Они постоянно между собой враждовали.

Еще с IV века в Британию стали прибывать миссионеры - посланцы папы римского для распространения христианства. На острове было основано множество монастырей. Но переход населения в христианство длился не одну сотню лет.

4. Кто такие норманны. В один из июньских дней 793 года обитатели небольшого монастыря на острове у северо-восточной Англии увидели в море паруса незнакомых кораблей. Суровые воины с боевыми топорами в руках напали на монастырь, ограбили его и сожгли; одних монахов убили, других увезли в неволю.

С этого времени около двух с половиной веков на Британию и другие страны Европы совершали нападения норманны («люди севера») - северные германцы: норвежцы, шведы, датчане.

Они населяли Скандинавский и Ютландский полуострова, острова Северного моря и западной Балтики. Множество горных хребтов, густые леса, каменистые и бедные почвы - все делало Скандинавию малопригодной для земледелия. Им занимались только в долинах рек. На горных пастбищах разводили скот. Жители прибрежной полосы ловили рыбу, охотились на китов и моржей.

Многие скандинавы покидали родину. Они отправлялись в морские походы ради захвата добычи или плодородных земель. Сами скандинавы участников походов называли викингами. Викинги выступали то как грабители, то как торговцы добычей, то как завоеватели или мирные переселенцы.

5. «Боже, избави нас от ярости норманнов!»

Нападения норманнов застали население Западной Европы врасплох. Завидев издали их длинные беспалубные корабли, вмещавшие до сотни человек каждый, под четырехугольным шерстяным красным или полосатым парусом, с устрашающими резными головами драконов или змей на носах, жители побережья спешили укрыться в лесах вместе со скотом и домашним скарбом. Не успевшие спрятаться погибали под ударами боевых топоров или вывозились как пленники из родных мест. Все, что нападавшие не могли забрать с собой, они сжигали. Люди в то время часто молились так: «Боже, избави нас от ярости норманнов!»

От нападений на побережья- небольшими отрядами норманны перешли к крупным походам. Их вожди устраивали стоянки в устьях больших рек, здесь собирали силы, а затем, двигаясь вверх против течения, проникали в глубь страны. Несколько раз норманны осаждали Париж, нападали и на другие города Франции. Королям приходилось откупаться от них серебром.

Норманны с юга и с востока Скандинавии, известные на Руси как варяги, совершали походы в Восточную Европу. Они добирались до верховьев Волги и спускались по ее течению в Каспийское море, где торговали с арабами и другими народами Востока. По Днепру варяги двигались в Черное море и добирались до Константинополя. Это был великий путь из варяг в греки. Варяги, особенно шведы и норвежцы, нередко оседали на Руси (служили в качестве дружинников) и смешивались со славянами. От одного из их предводителей - Рюрика вели свой род князья Древней Руси (Рюриковичи).

Норманны огибали Пиренейский полуостров, проникали в Средиземное море, нападали на города Южной Франции и Италии, на острова.

Норманны были великолепными мореходами и воинами. Но, конечно, успехи норманнов были вызваны главным образом слабостью стран Европы, раздираемых междоусобными войнами и взаимной борьбой.

6. Борьба англосаксов с норманнами. Выходцы из Скандинавии, главным образом из Ютландии, массами поселялись в Ирландии и Восточной Англии. Датчанам (их называли тогда данами) удалось захватить значительную часть Англии вместе с городом Лондоном. Положение страны стало отчаянным.

Возглавил борьбу англосаксов против датчан король одного из государств Альфред, которого позже назвали Великий (871-899). Он был образованным человеком и приглашал в Англию ученых монахов из других стран Европы; по его указанию был составлен первый общеанглийский сборник законов.

Сначала Альфред терпел от датчан поражения. Ему пришлось со своими отрядами укрываться в лесах и тайком собирать военные силы. Наряду с ополчением из крестьян Альфред создал конное войско. Для обороны от датчан он сооружал крепости, строил морской флот, чтобы мешать высадке врагов на побережье.

Альфред остановил натиск датчан и отбросил их за реку Темзу, освободив Лондон. При преемниках Альфреда англосаксы подчинили себе местных датчан и Англия объединилась в единое государство.

7. Государства норманнов. В IX-XI веках в Скандинавских странах образовались королевства Дания, Швеция, Норвегия. Но еще долго королям пришлось укрощать мятежную знать. После того как в Дании укрепилась королевская власть, в Англию были направлены большие армии. Английские короли были вынуждены еще долгие годы платить норманнам дань золотом и серебром - так называемые датские деньги.

В начале X века одному из отрядов норманнов удалось закрепиться на севере Франции. Занятая ими территория стала называться герцогством Нормандия.

Теперь уже выходцы из Нормандии начали совершать плавания в Средиземном море. Предводители норманнов, завоевав южную часть Италии и Сицилию, объединили их в единое Сицилийское королевство.

Как и многие завоеватели, норманны со временем, оседая на новых землях, прекращали грабежи и разбои, превращались в мирных людей, начинали заниматься торговлей и пользоваться благами европейской культуры. Воины-норманны приняли христианскую веру и смешались с местными жителями.

С XI века походы норманнов в другие страны прекратились: европейские государства уже могли дать им отпор.

А (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь

Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… … Толковый словарь Дмитриева

ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова

См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… … Словарь синонимов

ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова

Век неспокойного солнца … Википедия

Век вековать

Век свековать - ВЕК ВЕКОВАТЬ. ВЕК СВЕКОВАТЬ. Устар. Экспрес. 1. Долго жить; проживать жизнь. Так и осталась Алёна одна век вековать (Бажов. Ермаковы лебеди). Ну, брат, сказал Кустоломов, квартирка у тебя, конечно, незавидная, да ведь тебе не век здесь вековать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

век - вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

The Age of Stupid Жанр … Википедия

Книги

  • Век Джойса , И. И. Гарин. Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса -…
  • Век надежд и крушений , Олег Волков. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Главным произведением в сборнике "Век надежд и крушений" одного из…

Во многих учебных и научно-популярных материалах рапространено представление, что Киев стал столицей в 882 году, после того как город захватил князь Олег. Это утверждение, как правило, опирается на рассказ из «Повести временных лет», в котором, под 882 годом говорится: «И седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: се буди мати градом Русьским». На первый взгляд, все очевидно, но последние исследования специалистов по истории Древней Руси показывают, что формирование представлений о Киеве как столице было значительно более сложным и продолжительным процессом.

Примеры использования

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси . (Википедия, Столицы России)

В 882 году Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование «матери городов русских» . (Материал на сайте «Потому.Ру»)

В.М. Васнецов . Крещение Руси. 1885-1896.

Действительность

Довольно подробный анализ того, как формировались представления о Киеве как столице дал в своей статье «Была ли столица в Древней Руси» А.В. Назаренко.

Сам по себе термин «столица», пишет исследователь, в древнерусском языке не зафиксирован. Известен его аналог, «стол», или «стольный город». Однако «столом» был не только Киев, но и целый ряд других городов Руси, которыми владели представители древнерусского княжеского семейства, например, Новгород. Киев, будучи столицей, должен был бы по крайней мере выделяться каким-то специфическим определением, или вообще именоваться как-то иначе.

Такие эпитеты действительно возникают в источниках, но лишь в XI-XII веках. Одно из них, «старейший град», зафиксировано в «Повести временных лет», в рассказе о событиях 1096 года: о приглашении киевского князя Святополка Изяславовича и переяславского, Владимира Всеволодовича (Мономаха), их двоюродному брату Олегу Святославовичу, в Киев, для заключения договора. В другом тексте, «Слове на обновление Десятинной церкви», датируемом серединой XII века, Киев назван «старейшинствующим во градех», киевский князь — «старейшинствующим в князех», а местный митрополит — «старейшинствующим в святителех».

Другое определение, то самое «мати городов», является прямой калькой с греческого mHtropolis, с одного из эпитетов Константинополя и употребляется для «уравнивания» статуса Киева с царьградским, отмечает Назаренко. По его словам, это выражение встречается уже не столь часто; помимо летописного рассказа о взятии Олегом Киева обращает на себя внимание лишь его употребление в службе на память освещения в 1051/3 г. церкви святого Георгия в Киеве; здесь город назван еще и «первопрестольным».

Понятие общерусской столицы сложилось в XI-XIII веках, отмечает автор статьи. Сама по себе идея единого, главного «стольного града», по мнению А.В. Назаренко, органически принадлежит комплексу имперских политических представлений; попытки сформировать и воплотить ее неоднократно предпринимались в западном, латинском мире. Планы устройства единой столицы неоднократно предпринимались франкскими, а впоследствии германскими правителями, пишет он. Так, Карл Великий пытался создать параллельный Риму общегосударственный центр с элементами сакрализации в Аахене. Такую же, по сути «римоцентричную» идею пытался воплотить Оттон III, пытавшийся организовать империю с центром в Риме по позднеантичному образцу. Апологетом империи, управляемой из Рима, был и Фридрих I Барбаросса. Однако ряд таких важных факторов, как раздробленность феодального периода, политическая и церковная полицентричность (а также противостояние этих центров) не давали этой идее воплотиться на Западе.

На Руси, где подобная концепция могла сложиться в опоре на Константинопольскую, а не на римскую модель, ее формированию значительно поспособствовала эпоха единовластия Владимира Святого и Ярослава Мудрого, в течение которой вокруг Киева успел сложиться довольно развитый столичный идейный комплекс, способствовавший, по словам А.В. Назаренко, дальнейшей, более отчетливой кристаллизации идеи старейшинства Киева. Кроме того, отмечает исследователь, принципиальная связь, которая существовала между церковно-административным единством страны и идеей политического суверенитета ее правителя, делала наличие общерусской Киевской митрополии важнейшей предпосылкой для становления идеи государственного единства Руси и ее сохранения в условиях политического партикуляризма, что, в свою очередь, стабилизировало представление о Киеве как столице Руси в целом. Все вместе это образовывало прочный идейный комплекс, который и обусловил удивительную историческую выживаемость идеи и чувства общерусского единства, заключает А.В. Назаренко.

Источники и литература

Назаренко А.В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // А.В. Назаренко. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год). М., 2009. С. 103-113.

С VIII в. при Аббасидах, арабы, стремясь расширить свою торговлю, проникли в восточную Европу. У них было два главных пути: один на судах через Каспийское море от северного края Персии, другой на верблюдах от Хо-варезма (Хивы) по нынешним киргизским степям.

Той и другой дорогой они достигали большого государства хазар, занимавших низовья Волги и Дона и восточное Предкавказье. Хазары, представлявшие смешение финских и турецких племен, соединяли у себя быт бродячий и оседлый; жители столицы И т и л я, расположенного по обе стороны Волги (немного выше
Арабский диргем (из русских кладов).
нынешней Астрахани), жили в городских домах только зимою, а весной и летом уходили в степи на кочевья. Хазары подчинялись двум властителям: кагану, принимавшему божеские почести, но также отвечавшему жизнью за бедствия страны, и б е г у, который был настоящим правителем, командовал войсками, собирал подати, управлял городами. Плывя по Волге вверх, арабские купцы доезжали до города Б о л г а р а, недалеко от впадения Камы, где и вступали в торговые сношения с народом, родственным дунайским болгарам. На волжские рынки арабам привозили множество всякого рода товаров славяне и финны из нынешней средней и северной России; арабские серебряные диргемы доходили до Балтийского моря и проникали в Скандинавию.

Главным товаром, вывозившимся арабами из восточной Европы, были шкуры пушных зверей: соболей, горностаев, бобров, куниц и др.; из них ни один мех так не ценился, как черно-бурая лисица. Арабский географ и путешественник Масуди рассказывает: «темный лисий мех — самый модный на востоке; из него делают себе шапки, кафтаны, шубы и накидки цари и князья арабские и персидские, перебивая друг друга своим роскошеством. Один из халифов захотел определить, какой мех всего теплее: для этого он велел в холодную зимнюю ночь завернуть бутылки с водою в различные шкуры; оказалось, что-единственно под чернобурой лисицей вода не замерзла.»

Переправляясь с Волги на Дон и дальше по левым притокам Днепра, арабские купцы доезжали до Киева; дальше к западу посредниками в торговле мехами и невольниками были евреи, доставлявшие пушной товар в мусульманскую Испанию и в М а -гриб (северозападную Африку, нын. Марокко и Алжир), а рабов из Богемии на рынок в Итиле. В IX в. торговые сношения арабов начали как бы кольцом охватывать христианские страны старой римской империи, Италию и Византию. Сама Византия находилась в это время, благодаря тяжелым внутренним волнениям и внешним неудачам, в расстройстве и слабости.

Вслед за Никифором, опрокинувшим правление Ирины, три императора, один за другим, достигли власти насильственным путем, опираясь или на мятежных солдат или на столичное население, среди которого выдавались мастера художественных ре-месл, работавшие на двор и на церкви, литейщики, ювелиры, скульпторы, иконописцы, драпировщики, парфюмеры и особенно изготовители шелковых материй, главной гордости Византии со времени Юстиниана, добывшего от китайцев тайну шелководства. В Константинополе уживались рядом две крайности: с одной стороны, сомневаться в правильности решений божественной власти императора считалось кощунством, с другой — константинопольский народ и войско, по примеру пролетариев и легионов старинного Рима, присуждали пурпур людям своего избрания.

Провозглашенный павликианской армией, Лев V Армянин возобновил войну против икон. «Вы видите — говорил он своим сторонникам — что все государи, которые признавали иконы и покланялись им, погибли или в изгнании, или на войне. Только иконоборцы умерли своей смертью на престоле и погребены с почетом в храме Апостолов. Я также хочу подражать им, чтобы после долгой жизни моей и моего сына царство наше удержалось до четвертого и пятого поколения». По его настоянию собор 815 г. воспретил возжигать свечи и курить ладан перед «бездушным деревом» и осудил «бесполезное и несогласное с преданиями церкви» производство икон. Спять началось преследование монахов, разгром церквей. Однако иконоборство держалось лишь угрозой, которую представляло еретическое войско. Как только удалили солдат из столицы, императрица Феодора, правившая в малолетство Михаила III, в 843 г. восстановила почитание икон; новый собор установил праздник православия в память избавления от иконоборческой и всех других ересей.

Спор об иконах очень ослабил Византию и понизил ее умственную жизнь. В то время, как иконоборцы разрушали произведения искусства, монахи со своей стороны, желая укрепить веру, уничтожали книги и громили науку за то, что она питает дух сомнения и критики. Наиболее талантливый и смелый защитник икон Федор Студит (т. е. монах студийского, строгого общежития) призывал папу, чужестранного владыку: «услышь нас, апостольский глава, богоизбранный пастырь христианских овец, клю-ченосец неба, скала веры, на которой построена католическая (вселенская) церковь; ты еси Петр, украшающий собой престол Петра. Покори еретических зверей волшебством чарующих звуков слова Божия». После таких обращений, папы, действительно, стали вмешиваться в дела византийской церкви, и она как бы утратила самостоятельность.

Извне Византия терпела одну неудачу за другой. Испанские сарацины завладели на пороге Эгейского моря островом Критом: его новое имя, Кандия, происходит от арабского хандак, глубокого рва, которым завоеватели окружили построенную ими крепость. В то же время начались нападения мусульманских моряков на Сицилию и южную Италию. Византийская торговля в Средиземном море пришла в упадок. С севера империя также не имела покоя. Болгарский хан Крум, победитель императора Ники-фора, отнял у византийцев С а р д и к у (нын. Софию) и подступил к столице, желая «вонзить копье в Золотые ворота». Хотя этот преемник помирился с империей, но пограничная черта прошла уже недалеко от Константинополя. На северозападе у Византии появился новый враг—Р у с ь: они беспокоили греческий X е р с о -нес в Крыму, нападали на малоазийский берег Черного моря. В 860 г. на 200 кораблях русские подплыли к Константинополю, разграбили и сожгли предместья столицы; с трудом удалось отбить эту «северную страшную грозу», «грубый варварский народ». как выражались византийцы.

План
Введение
1 События
1.1 Начало века
1.2 Середина века
1.3 Конец века

2 Персоны
3 Открытия
Список литературы

Введение

Девятый (IX) век длился с 801 по 900 годы по григорианскому календарю. В Европе царит раннее Средневековье. Предположительное начало средневекового потепления.

1. События

· Основаны Муром, Полоцк, Ростов, Смоленск, Ужгород, Житомир

· Викинги заселяют Фарерские острова

· Заключён Верденский договор

· Объединение королевств Астурии и Галисии. Образование графства Арагон.

· Распад Албании Кавказской на феодальные княжества.

· Строительство города Паган в Бирме.

· Гана подвергается нападениям берберов Лемтуна.

1.1. Начало века

· Гегемония Уэссекса в Англии.

· Присоединение Трансильвании к Болгарии.

· Христианизация хорватов.

· Образование Тао-Кларджетского царства в бассейне реки Чорохи и в Картли.

· Открытие пути «из варяг в греки».

· Русское войско воевало в Крыму от Судака до Керчи.

· Пратихары вторглись в Доаб (Джамна-Гангское междуречье) и овладели Канауджем, а затем распространили свою власть на всю территорию от Канауджа до Бенареса.

· Возникновение Кашмирского шиваизма.

1.2. Середина века

· Захват датчанами Северо-Восточной Англии.

· Граф Анжу Фульк I Рыжий, основатель Анжуйской династии.

· Образование герцогства Бретань.

· Появление новых центров христианского наступления на мусульман: Наварры и Арагона.

· Под властью Саманидов объединен весь Мавераннахр.

· Длительные войны между Пратихарами и бенгальскими князьями из рода Пала.

· Отпадение Явы от Шривиджайи.

· Третья четверть века - движение павликиан.

1.3. Конец века

· Адемар (Эмар), первый герцог Бурбонский.

· Борьба в Ирландии между норвежцами и датчанами, явившимися из восточной Англии.

· Освобождение всего Леона от арабов королем Астурии Альфонсом III.

· По 1306 год - династия Пржемысловичей в Чехии.

· Династия Тулунидов подчиняет Палестину и Сирию.

· Печенеги перемещаются из долины Волги в долину Днепра.

· Из Хазарского каганата выделилась Алания в центральной части Северного Кавказа.

· Усиление киданьского племенного союза в Западной Монголии и части Маньчжурии.

· 890 год - свидетельство о том, что у племени чигилей было государство.

· Распад Кореи на государства Силла на северо-востоке, «Второе Пэкче» на юго-западе и Тхэбон на севере.

· Города майя в южной части Юкатана прекратили свое существование.

2. Персоны

· Князь Травунии Фалимер, сын Краины.

· Карл Великий - король франков и лангобардов.

· Фотий I - константинопольский патриарх.

· Николай I - папа римский.

3. Открытия

· Открытие Исландии викингом Гардаром Сваварсоном

· Первые ветряные мельницы

Список литературы:

1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. стр.685-755