Федеральный закон 271 о розничных рынках. Закон «О розничных рынках» могут отменить

На сегодняшний день около трети многоквартирных домов нуждаются в капремонте. Порядок его финансирования регламентирует нормативный акт, вступивший в действие 25.12.2012. Рассмотрим далее основные его положения.

"О капитальном ремонте"

Когда вступил в силу указанный нормативный акт, финансирование мероприятий по устранению неисправностей в изношенных конструктивных элементах общего имущества осуществляется средствами собственников. Ранее эта обязанность возлагалась на фонд по реформированию ЖКХ. В настоящее время его деятельность переориентирована на переселение людей из аварийного и Величина оплаты варьируется в зависимости от региона.

Нормативные обязательства

Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте" (с изменениями) установил, что до 2014 г. органами местного самоуправления должны быть сформированы фонды и определены региональные операторы. В обязанность последних входит проведение надлежащих мероприятий в многоквартирных домах и своевременное предоставление отчетов в Интернете. Несмотря на то что вроде бы все ясно в формулировке, на практике возникает достаточно много вопросов. Большая часть из них связана с процессом сбора и расходования средств собственников.

Специфика положений

С какой целью был принят Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте"? Изменения, которые вносятся этим нормативным актом в ЖК, по своей сути, не являются чем-то новым. Дело в том, что в ГК прямо установлена обязанность собственников содержать жилые помещения за свой счет. "О капитальном ремонте", признавая оплату за выполнение работ в многоквартирном доме обязательной для владельцев помещений, устанавливает четкий механизм для проведения их в плановом режиме.

Актуальность вопроса

В конце 2011 г. в стране насчитывалось более 20 млн кв. м и около 80 млн кв. м - ветхого. Доля таких сооружений в общем объеме жилфонда 3 %. Примерно еще столько же зданий фактически находятся в аварийном состоянии, но официально ветхими не признаны. Это обуславливается отсутствием у местных властей средств на расселение граждан из таких сооружений. В сложившейся ситуации вполне логично был принят Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте". Полный текст нормативного акта содержит ряд положений, устанавливающих гарантии для населения.

Реестры

Вопрос целевого использования средств, собранных с собственников, Закон "О капитальном ремонте" (ФЗ 271) решает двумя способами. В соответствии с первым вариантом, до окончания 2013 г. региональные органы должны сформировать фонды и учредить госпредприятие - оператора. Он будет выполнять ремонтные работы на средства, собранные с населения. Деньги в фонд должны отчисляться по плану, в который включается каждое многоквартирное сооружение. Местные органы будут формировать соответствующие списки. Реестры должны находиться в публичном доступе, чтобы каждый гражданин мог отследить продвижение очереди. В каждом субъекте для собственников устанавливается конкретный размер суммы, которую необходимо вносить в фонд. При этом региональный и федеральный бюджеты будут его софинансировать. Этот вариант сбора денег, по своей сути, противоречит Конституции и ГК. В соответствии с нормативными положениями, владелец жилья несет бремя по содержанию собственного имущества, а не чужого. Закон "О капитальном ремонте" (ФЗ 271) фактически допускает использование средств, собранных с одного дома, на проведение работ в другом по утвержденному графику.

Открытие специального счета

Закон "О капитальном ремонте" (ФЗ 271) предусматривает и другой вариант сбора средств. В соответствии с нормами, ТСЖ может открыть специальный счет. На него собственники будут отчислять свои взносы. Из них, соответственно, будет формироваться фонд капремонта. Эти средства имеют целевое назначение. Это значит, что они могут списываться со счета исключительно для проведения ремонта. Если ТСЖ самовольно решит поднять размер взноса, собственники вправе обратиться в суд. Положительным моментом при использовании этого варианта будет то, что капремонт не привязывается к плану, составленному местной властью. Соответственно, провести необходимые мероприятия можно раньше, чем это предусматривается по графикам. Кроме этого, собственники помещений самостоятельно определяют величину взноса. Закон "О капитальном ремонте" (ФЗ 271), однако, делает оговорку о том, что его размер не должен быть меньше минимального, установленного региональным нормативным актом. Собственники также самостоятельно выбирают исполнителя работ. Им может выступать как сама управляющая компания, так и иная организация. Банк осуществляет перевод средств подрядчику только после предоставления владельцем счета Этот документ, в свою очередь, должен быть подписан представителями владельцев жилплощадей, а также органов местной власти.

Владелец счета

В качестве него, по ст. 175 ЖК, может выступать ТСЖ, которое осуществляет управление многоквартирным домом и сформировано собственниками в одном либо нескольких МКД. При этом число квартир в последних в сумме должно быть не больше 30, если сооружения располагаются на участках, имеющих общую границу, инженерные коммуникации и прочие компоненты инфраструктуры, предназначенные для общего использования. Если полномочия управляющей компании выходят за установленные рамки, то счет должен открываться у регионального оператора либо ТСЖ должно разделиться на несколько отдельных.

Важный момент

Если до 2014 г. собственники не смогли определиться с вариантом сбора средств, то они автоматических будут включены в региональный фонд. Взносы являются обязательными платежами. В случае просрочки будет назначаться пени 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ. Если на собрании жильцы примут решение об отказе во внесении взносов, оно будет признано незаконным. Средства с собственников могут взыскиваться и в судебном порядке.

Дополнительные сведения

Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте" устанавливает, что решение о выполнении необходимых мероприятий принимается собственниками на собрании. Владельцы могут провести его в любое время по инициативе лица, управляющего домом или предоставляющего услуги по его содержанию, регионального оператора или одного из жильцов. Если вдруг окажется, что средств на выполнение капремонта недостаточно, можно взять в банке кредит под поручительство фонда, затем перейти в него и отчислять ему взносы, пока не будет выплачена израсходованная сумма. Следует отметить еще один момент. ТСЖ, перечислявшее взносы в региональный фонд, вправе выйти из него, открыв специальный счет. Если ремонт еще не выполнен, то деньги будут перечислены на него. Если же он был произведен, но средств было недостаточно, и региональный фонд доплачивал за работы, ТСЖ сначала погашает задолженность, а затем открывает счет.

Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте": льготники

Нормами определяются категории лиц, которые освобождаются от обязанности отчислять взносы. По общему правилу, Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте" льготы для собственников не предусматривает. Однако они могут устанавливаться региональными нормативными актами в отношении малоимущих, инвалидов, людей преклонного возраста и ряда других нуждающихся лиц. Полное освобождение от обязанности уплачивать взносы предусматривается для нанимателей муниципального жилья. В данном случае в качестве собственника выступает МО. Соответственно, по закону, именно муниципалитет должен обеспечивать своевременное проведение капремонта.

Ипотечное кредитование

Не все граждане имеют возможность купить квартиру на свои деньги. Многие сегодня обращаются в банки за ипотекой. При этом на такое жилье не выдается необремененное св-во о праве на собственность до полного погашения задолженности. Соответственно, возникает вопрос о том, кто должен осуществлять взносы на капремонт. Судебная практика не дает однозначного на него ответа. Некоторые инстанции считают, что взимание платы является незаконным, другие принимают противоположную позицию. По мнению ряда экспертов, вполне логичен второй вариант, при котором отчисление взносов - обязанность владельцев. В данном случае фактически граждане, имеющие кредит, пользуются квартирой - банк держит ее только в залоге и эксплуатацию не осуществляет. Бремя по содержанию жилплощади, таким образом, возлагается на приобретателя. Однако данная позиция не закрепляется законодательно.

Признание дома аварийным и изъятие

Согласно положениям ЖК, взносы на капремонт не выплачиваются собственниками квартир в сооружении, подлежащем сносу. В такой ситуации региональный оператор направляет средства из фонда на выполнение соответствующих мероприятий с домом. Граждане также освобождаются от обязанности вносить плату за капремонт при принятии нормативного акта об изъятии участка, на котором находится сооружение, для муниципальных/государственных нужд, каждого помещения, кроме тех, которые принадлежат на праве собственности региону, муниципалитету или РФ. В этом случае региональный фонд должен вернуть владельцам квартир отчисленные ими средства. Кроме этого, граждане могут воспользоваться правом на получение выкупной стоимости изымаемого жилья.

Заключение

Необходимо отметить, что собственники квартир в новостройках также обязаны осуществлять отчисления в счет капремонта. Это обуславливается тем, что со временем все конструктивные элементы, в том числе инженерно-коммуникационные сети приходят в негодность и требуют замены. Собственникам квартир в новостройках выгоднее создавать фонд средств на капремонт на специальном счете. На взносы, кроме прочего, могут зачисляться проценты за пользование деньгами. До принятия рассмотренного Федерального Закона в стране не был предусмотрен четкий порядок реализации обязанности собственников по содержанию общего имущества в жилом многоквартирном сооружении. Установленные в нормативном акте правила позволяют владельцам самостоятельно решать, кода выполнять работы и в каком объеме, а также выбирать их исполнителя. Таким образом, состояние зависит сегодня от собственников.

В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Для сельскохозяйственных рынков требования распространяются с 1 января 2015 года. В целях приведения розничных рынков в соответствие с требованиями действующего законодательства постановлением Правительства Рязанской области от 19.12.2012 №390 внесены корректировки в План организации розничных рынков на территории Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 16.04.2007 №99. Таким образом в настоящее время Планом предусмотрено 37 розничных рынков, из них 30 рынков являются действующими, 7 находятся в стадии строительства и реконструкции. На действующих рынках организовано всего 8453 торговых места, в том числе 2667 мест – на 16-ти универсальных рынках, 5156 мест – на 12-ти сельскохозяйственных, 630 мест – на 2-х специализированных по продаже непродовольственных товаров.

По результатам проведенных проверок на ряде рынков были отмечены нарушения законодательства со стороны управляющих компаний, прежде всего такие как:

Отсутствие схем размещения торговых мест, утвержденных в установленном порядке;

Предоставление торговых мест вне капитальных зданий, строений, сооружений на срок, превышающий срок, установленный Федеральным законом;

В реестр продавцов своевременно не внесены полные и достоверные сведения о ИП, осуществляющем реализацию продукции животноводства; в карточках продавцов осуществляющих деятельность по реализации мяса и мясопродуктов не внесены сведения о правовых основаниях привлечения их к деятельности по продаже товаров.

По всем нарушениям составлены протоколы об административном правонарушении по различным составам статьи 14.34 КоАП РФ и вынесены постановления о наложении штрафа на должностных лиц управляющих рынками компаний.

Специалистами Управления Роспотребнадзора по Рязанской области в рамках документарных проверок проведены экспертизы схем размещения торговых мест сельскохозяйственных рынков: ООО «Сфера» (г.Рязань, ул.Спартаковская, 30); ООО «Бастион» (г.Рязань, ул.Спартаковская, 30); ООО «Ореол» (г.Рязань, ул.Московское шоссе, 49, стр.1, 2).

В настоящее время по представлениям Управления Роспотребнадзора по Рязанской области большинство вышеперечисленных нарушений устранены. С учетом требований Федерального закона управляющими рынками компаниями разработаны, откорректированы и утверждены новые схемы размещения торговых мест. Проводится работа по приведению организации торговли в соответствие схемам.

Принимая во внимание приближающийся период увеличения объемов реализации плодоовощной продукции управляющими компаниями сельскохозяйственных рынков необходимо акцентировать внимание на строгое соблюдение требований Федерального закона о предоставлении на рынках не менее 50% торговых мест для продажи товаров товаропроизводителями.

Контроль за выполнением Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области продолжается.

Никто не станет спорить, что организация торговли на наших рынках еще далека от цивилизованной, и с этим надо что-то делать. Но вот что? Федеральный закон №271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ", ряд положений которого вступит в силу с 1 января 2012 года, призван усовершенствовать сложившуюся систему, в частности, за счет перевода торговли в капитальные сооружения. Однако заместитель генерального директора Союза оптовых продовольственных рынков России, Президент Союза рынков РТ, кандидат экономических наук Наиль СУЛЕЙМАНОВ уверен: кроме проблем с реализацией продукции местных сельхозпроизводителей, снижения налоговых поступлений, роста безработицы, угрозы продовольственной безопасности мы от нового закона ничего не получим. Наиль Сулейманов согласился прокомментировать свою позицию в беседе с нашим корреспондентом.

- Наиль Наруллинович, что плохого в новых требованиях Закона? Все рынки должны перейти в капитальные помещения, торговля примет цивилизованный вид.

Должен отметить, что строительство крытых рынков в небольших городах, районных центрах - нерентабельно. И просто не под силу управляющим компаниям рынков - очень дорого. В малых городах и райцентрах товарооборот рынков небольшой. Инвестору невыгодно строить капитальное здание, проекты стоимостью в десятки миллионов рублей. Местные бюджеты не в состоянии взять на себя эти затраты. Для строительства капитальных помещений нужны не только значительные средства, но и оформление массы документов на строительство, согласование проекта... Для сельских рынков это катастрофа. Небольшие рынки работают, в основном, раз в неделю, и средств для таких мероприятий у них нет. Значит, на селе рынков не останется? Тогда каким образом, согласно закону ФЗ №271, должна будет организовываться торговля?

Между тем рынки - это не атавизм, это реальная и вполне насущная потребность современной жизни. Понимание сущности экономики в нынешних условиях требует не закрытия, а развития и стимулирования форматов подобной "встречной" торговли. Розничный рынок - это место, где тот же сельхозпроизводитель может продать собственную продукцию и здесь же совершить покупки промтоваров, одежды, обуви, в конце концов, запчастей к трактору. Это своего рода агропарк, где возможно совершать все торговые операции, удовлетворить все потребности сельхозпроизводителя.

- А как, по вашим прогнозам, требования закона скажутся на самочувствии рядового продавца-сельхозпроизводителя?

Расчеты экономистов подтверждают тот факт, что издержки продавца-сельхозпроизводителя сегодня и так велики: обязательное оформление санитарных книжек, разрешение от служб санэпиднадзора на торговлю и многое другое. Эти издержки фермерами еще как-то покрываются. Но дополнительные расходы, которые неминуемо возникают при смене форматов торговли, повлекут за собой повышение розничной цены тех же экологически чистых продуктов. Это приведет к тому, что цена на зарубежные генномодифицированные продукты аналогичного торгового сегмента будет существенно ниже. О каком здоровье нации может тогда идти речь?

Кроме того, на крытых рынках непременно возникает ненужный посредник между продавцом и покупателем, что ведет к росту цен. Сельхозпроизводитель справедливо опасается, что места в крытых рынках будут ему не по карману. Масса людей, занятых в мелкорозничной торговле, потеряют свои рабочие места, а малый бизнес разорится и как массовое явление в России может исчезнуть.

Это неверное представление. В то время как весь цивилизованный мир жестко ограничивает сетевую торговлю, на российском рынке складывается тенденция к развитию сетевой экспансии и искусственного поглощения открытого рыночного формата торговли. В результате объективно существующего потребительского спроса населения на качественные и относительно дешевые продукты и товары, реализуемые на рынках, которые вдруг стали у нас неправильными, открытый формат торговли вынужден будет приобретать не самые лучшие формы.

Это явление наблюдается сегодня в виде ярмарок: сезонных, сенных, выходного дня. При этом они не обеспечивают гарантированного качества продукции и имеют ограниченный режим работы. Ярмарки не могут заменить рынки. Производителя сельхозпродукции нельзя лишать возможности сбывать продукцию в любое удобное для него время - это право дано ему Конституцией. С принятием закона крестьянину некуда будет идти. В системе сетевой торговли его никто не ждет. Поставщиками сетевых компаний являются крупные животноводческие комплексы, которые используют технологии ускоренного выращивания свиней и птицы. Полученное мясо и произведенная из него продукция значительно уступает по качеству продукции местных хозяйственников.

Отказываться от добротного местного продукта в угоду зарубежным, менее качественным аналогам? Зачем? Это удар по нашей продовольственной безопасности! Как патриот и хозяйственник не могу согласиться с подобной перспективой, и мою позицию разделяют все здравомыслящие граждане. Посмотрите, какими темпами развивается аграрная отрасль Татарстана! Но ведь все, что производится, надо еще продать! Союз рынков РТ поддерживает и будет поддерживать местных сельхозпроизводителей, и у нас одна просьба - не мешайте!

- К чему, на ваш взгляд, приведет введение в действие норм ФЗ №271?

К тому, что мы вновь вернемся в 90-е годы, когда бизнес работал только в полулегальных схемах, не платил налоги, а растущий дефицит бюджетов приводил к сворачиванию социально значимых программ. В этих условиях страна не решит задачи по преодолению демографической проблемы, не сумеет обеспечить полноценную социальную поддержку пенсионерам, многодетным семьям, социально незащищенным категориям граждан. Роль малого предпринимательства, создающего рабочие места и обеспечивающего уверенность в завтрашнем дне, в структуре среднего класса общеизвестна, а роль последнего - в экономической и социальной стабильности любого государства. Сколько рабочих рук высвободится в результате закрытия колхозных (розничных) рынков - десятки тысяч! Хорошо это или плохо?

Если бы экономика страны интенсивно развивалась, в промышленности создавались новые рабочие места, сельское хозяйство требовало бы новые рабочие руки, а уровень зарплат в реальном секторе экономики был бы выше доходов государственных служащих, тогда - другое дело. К сожалению, наблюдается иная картина.

Куда с рынков идти? Только на площадь. В масштабах страны число безработных может увеличиться не на один миллион граждан. Об этом важно помнить не только накануне выборов в Государственную Думу 2011 года и Президента России 2012 года. Закон в той форме, в которой он существует сегодня, способен дестабилизировать общество. И нельзя вести разговор только о моратории. Нужно менять сам Закон.

- Давайте поэтапно рассмотрим претензии к положениям Закона и к каким последствиям может привести их введение.

Начнем с участников процесса торговли. Теперь с каждым продавцом, независимо от его статуса, рынку нужно заключать договор, для чего продавец должен написать заявление, представить определенные документы, после чего его включат в реестр и выдадут карточку продавца. Но основные поставщики продукции - фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, местные мелкие сельхозпроизводители - имеют ограниченное время для реализации выращенного урожая, особенно в летний период. И если процедура доступа к прилавку настолько усложнена, многие на рынок просто не придут.

Добавится работы и рынкам. Чтобы организовать ведение реестра и процедуру выдачи карточек, мы должны вести базу данных. Значит, потребуются дополнительные затраты, которые частично будут вынуждены перенести на плечи продавцов, а они, в свою очередь, - на покупателей. В итоге цены на продукцию повысятся.

Если брать Россию в целом, то у организаторов рыночной торговли прежде был выход в организации поставок продуктов от сельхозпроизводителей: работали собственные торгово-закупочные предприятия, представители системы потребкооперации, покупали продукцию у населения и реализовывали по цене ниже рыночной. Наценку делали минимальную, рентабельность была невысока, но мы восполняли ее за счет иных видов деятельности. Сейчас управляющей рынком компании эта деятельность запрещена. Закупать продукцию у селян станут самостоятельные предприятия, которые будут у нас же арендовать помещения. Издержки у них будут больше, чем у рынка, значит, и это тоже приведет к повышению цены для конечных потребителей.

А дополнения, внесенные в Административный кодекс? Согласно ему, и штрафные санкции за правонарушения ужесточаются: штрафы составят от 800 тыс. рублей до 1200 тыс. рублей. Многие рынки просто не имеют такой, даже годовой, выручки. К чему это приведет? К банкротству, переделу собственности. Это ударит и по крупным рынкам. Ведь деньги мы должны вкладывать в реконструкцию, развитие. А если их будут "съедать" такие штрафы, то за счет чего же развиваться?

Думаю, нужно было не загонять рынки в рамки чрезмерно строгого регулирования, а создать условия для нормальной организации торговли. Теперь же пострадают не только производители, но и потребители продукции.

- Предполагается, что принимаемые законы должны опосредованно создавать условия для увеличения доходной базы страны, региона за счет активизации работы налогоплательщика.

К сожалению, последствия ФЗ №271 ведут к уменьшению налогооблагаемой базы. Признаться, даже цифры называть не рискну, но это сотни миллионов рублей только по нашей республике. Даже самый несложный экономический подсчет позволяет утверждать, что с 1 января 2012 года прямые потери бюджетов всех уровней лишь по подоходному налогу составят многие миллионы рублей. Будут недоимки по ЕНВД, Пенсионный фонд и фонды страхования недополучат сотни миллионов рублей. Это только предварительные расчеты. А еще учтите косвенные потери…

И, подчеркиваю, вырастет напряжение на рынке труда, ведь никто не в состоянии за столь короткий период разработать и представить программу по трудоустройству граждан, которые потеряют рабочие места вследствие введения положений ФЗ №271.

Союз рынков Республики Татарстан выражает консолидированное мнение, что переходные положения о сроках перевода рынков в капитальные строения необходимо отменить, разрешив управляющим компаниям использовать на рынках временные сооружения (киоски, павильоны), при условии подведения к ним инженерных коммуникаций, отвечающих санитарным и эстетическим требованиям. Это шанс не столько на выживание, сколько на развитие российского производителя и возрождение сельского хозяйства.

- Сегодня все, кто так или иначе причастен к этой сфере, считают, что Федеральный закон "О розничных рынках" был принят в спешке.

На этапе обсуждения закона его проект был разослан по регионам. Мы, как и все наши российские коллеги, подготовили свои предложения. Но они не были учтены, возможно, по причине слишком скорого принятия закона - всего за две недели. Предложения были направлены в Общественную палату России, но никаких результатов нет. Надо было прислушаться к мнению профессионалов. Ведь понятно, что закон этот в полной мере работать не будет. И понимание этого есть не только у участников рынка, но и у региональных административных органов. Мы сегодня с Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ готовим свои предложения в этой части. Мы готовы выступить с обращением к Госсовету Татарстана рассмотреть проблемный вопрос на пленарном заседании и принять решение о направлении законодательной инициативы в Государственную Думу СФ РФ об исключении норм права, установленных в ч. 3 и 4 ст. 24 Федерального закона № 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ". Только совместные с администрацией Президента РТ и парламентом республики усилия будут иметь определенный результат.

17.07.2012

Проект
Внесен депутатами
Государственной Думы

Г.В.Куликом,
Н.В.Панковым,
И.Н.Руденским,
А.Н. Хайруллиным,
Н.В.Школкиной,
И.А.Яровой,
И.И. Гильмутдиновым,
Э.Г.Глубоковской.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Статья 1

Внести в статью 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 34; № 23, ст. 2692; 2009, № 29, ст. 3593; 2011, № 50, ст. 7338) следующие изменения:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона.»;

2) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона.»

3) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, сроки вступления в силу указанных требований устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.»;

4) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Сельскохозяйственные и сельскохозяйственно-кооперативные рынки независимо от места их расположения, являются комплексными торговыми объектами, на которых кроме продажи сельскохозяйственных и продовольственных продуктов может продаваться поголовье молодняка скота и птицы, зерно, комбикорма, минеральные удобрения и ядохимикаты, рассада и саженцы плодовоовощных культур и цветов, сельскохозяйственный инвентарь, строительные материалы и оборудование для строительства жилья и производственных объектов, сельскохозяйственных объектов, хозяйственные и бытовые товары и товары личного пользования, а также мелкооптовая торговля сельскохозяйственной продукции, торговля со специально оборудованных транспортных средств, в ларьках и с прилавков, продажа отдельных видов сельскохозяйственной и другой продукции, указанной в части 4, переводится в капитальные здания и сооружения, в сроки, устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, где расположены указанные рынки.".

Статья 2

Установить, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2020 года предоставление торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», при этом применяется упрощенная форма договора о предоставлении торгового места.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

В.В. Путин




Сроки перевода розничных рынков в капстроения уточнят осенью

11.07.2012 ИТАР-ТАСС

Совет Госдумы накануне перенес на осеннюю сессию 2012 года рассмотрение в первом чтении законопроекта о передаче региональным и местным органам власти права устанавливать сроки перевода розничных рынков в капитальные строения, здания, сооружения. Первоначально документ планировалось рассмотреть на пленарном заседании 11 июля.

Как сообщил ИТАР-ТАСС председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, перенос носит чисто технический характер. "Дело в том, что законопроект был внесен в достаточно сжатые сроки и поэтому нет отзыва правительства, - пояснил депутат. - И мы, соответственно, чисто по техническим причинам перенесли его на осень для того, чтобы дождаться отзыва правительства и отзывов от наших регионов, куда он будет разослан". Глава профильного комитета надеется, что "в сентябре уже будет отзыв правительства" и законопроект может быть рассмотрен на пленарном заседании.

Проект закона входит в пакет законодательных инициатив, внесенных депутатами из фракции "Единая Россия" и призванных нивелировать для АПК последствия присоединения России к Всемирной торговой организации.

Действующая редакция закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предусматривает перевод сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков в капитальные строения с 1 января 2015 года. Несельскохозяйственные рынки на территории Москвы и Санкт-Петербурга должны быть переведены в капитальные сооружения с 1 июля 2012 года, административных центров субъектов РФ и крупных городов, население которых превышает 500 тыс человек, и других населенных пунктов - с 1 января 2013 года.

Законопроектом органы исполнительной власти субъектов РФ наделяются полномочием по определению срока начала использования капитальных строений для организации деятельности по продаже товаров /выполнению работ, оказанию услуг/ на розничных рынках. При этом для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков такие сроки должны будут устанавливаться органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых такие рынки расположены. Кроме того, законопроект устанавливает, что до 1 января 2020 года договоры о предоставлении торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, будут заключаться в упрощенной форме. Таким образом, упрощенный порядок предоставления таким гражданам торговых мест, который сейчас существует только на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках, вводится для любых розничных рынков.

Авторы законопроекта обращают внимание, что в условиях жесточайшей конкуренции российских и иностранных товаропроизводителей, действующие розничные рынки выполняют стратегическую функцию по обеспечению отечественным продовольствием граждан. Невысокая плата за торговое место на рынке и простота его получения сельхозпроизводителем, по их мнению, позволяет на сегодняшний день обеспечивать на рынках наличие доступных по цене и качеству отечественных сельскохозяйственных продуктов. А запрет на торговлю вне капитальных зданий, сооружений и строений с 1 июля 2012 года повлечет существенное удорожание стоимости торгового места для сельских товаропроизводителей. В результате они не смогут реализовать выращенную продукцию, считают думские законодатели.

Как ранее передавал ИТАР-ТАСС, комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, признавая имеющиеся проблемы перевода деятельности розничных рынков в капитальные строения и поддержав законопроект, тем не менее, отметил необходимость его доработки. Так, из общих норм, уточняющих порядок оборудования /застройки/ рынков и организации деятельности по продаже товаров, выведены розничные рынки, расположенные в городах с численностью населения более 500 тыс человек и являющиеся столицами или административными центрами субъектов РФ. Однако положений, определяющих особенности организации деятельности розничных рынков на территориях таких городов, законопроект не содержит.

Профильный комитет также предлагает определить, будет ли переход единовременным для всех розничных рынков, расхоложенных на территории отдельного региона /муниципального района/, или решение о переходе в капитальные строения будет приниматься отдельно по каждому из рынков по мере их готовности. При этом предлагается уточнить, каким органом будет регламентирован /утвержден/ этот порядок.

Действующей редакцией закона определены окончательные даты перевода розничных рынков в капитальные строения. Законопроект исключает конкретные даты. В связи с этим комитет опасается, что после наделения органов местного самоуправления данными полномочиями, сроки могут быть сокращены и, соответственно, положение сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков ухудшится.

15) реестр договоров о предоставлении торговых мест - формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям настоящего Федерального закона перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест.


Судебная практика по статье 3 ФЗ от 30.12.2006 № 271-ФЗ

    Определение от 4 апреля 2019 г. по делу № А62-3133/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    Постановление от 24 декабря 2018 г. по делу № А25-1792/2018

    Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (16 ААС)

    В размере от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. В соответствии с пунктом 3 . 3 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3 . 2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, ...

    Постановление от 14 декабря 2018 г. по делу № А63-18236/2017

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

    Обеспечивается их предоставление в порядке, установленном Законом № 271-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 14 Закона № 271-ФЗ). Торговым местом в силу части 8 статьи 3 Закона № 271-ФЗ считается место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже...

    Решение от 10 декабря 2018 г. по делу № А25-1795/2018

    Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (АС Карачаево-Черкесской Республики)

    Или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3 . 3 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи. В силу части 2 статьи 3 . 4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения...

    Решение от 6 декабря 2018 г. по делу № А14-14014/2018

    Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)

    Числа, предшествующего расчетному. При заключении договора на срок до одного месяца плата вносится арендатором единовременным платежом в полном объеме в день заключения договора (пункты 2. 3 . договоров). Кроме того, между СПОК «СРКР «Центральный» (управляющая рынком компания) и индивидуальным предпринимателем Великородных В.Т. (арендатор) заключены договоры о предоставлении холодильного оборудования №000016592 от 07.07....

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А62-3133/2017

    Арбитражный суд Центрального округа (ФАС ЦО)

    Привлечения для реализации данных целей без согласия арендодателя любых третьих лиц по своему усмотрению, с правом размещения торговых павильонов, иных других нестационарных объектов (пункт 1. 3 договора). При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора за 30 дней до истечения его срока, договор считается продленным на срок 5 лет (пункт 1.5). ...