Кто контролирует ЖКХ и управляющие компании: надзорный орган куда и как можно жаловаться. Проверка финансово-хозяйственной деятельности тсж контролирующими органами К правам, согласно относятся

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Деятельность жилищной инспекции заключается в рассмотрении жалоб и заявлений граждан и решении их вопросов и проблем. Статья поможет разобраться в функциях и полномочиях ГЖН, узнать как избежать отзыва лицензии из-за возможных нарушений и что делать, если жители подают жалобу в жилинспекцию на управляющую компанию.

Как законодательно регулируются полномочия государственной жилищной инспекции

Каждое территориальное управление жилищной инспекции наделено полномочиями выполнять свои функции относительно определенного субъекта федерации.

К примеру, государственный орган в Новосибирской области исполняет свои обязанности только на данной территории. По аналогии осуществляется деятельность и в других регионах России.

Законодательная база , которую использует инспекция при выполнении своих обязанностей, довольно обширна. В первую очередь она руководствуется:

  • Конституцией РФ.
  • Гражданским кодексом.
  • Жилищным кодексом.
  • Кодексом об административных правонарушениях.

Также муниципальные и городские инспекции придерживаются ведомственных положений и актов.

Вышеуказанные законы содержат в себе задачи, права, обязанности и полномочия государственной жилищной инспекции.

Данная служба обязана:

  • своевременно выявить и пресечь нарушения законодательства;
  • защитить права потребителей на получение коммунальных услуг.

Основные функции жилищной инспекции

Государственная жилищная инспекция является самостоятельным структурным подразделением системы органов исполнительной власти. Ее главная задача заключается в осуществлении контроля за соблюдением и обеспечении интересов и прав граждан в процессе предоставления населению услуг, которые должны соответствовать всем нормам и требованиям стандарта качества. Также инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за сохранностью жилищного фонда.

Главная ГЖИ РФ в совокупности с региональными органами образуют единую систему.

Жилищная инспекция наделена полномочиями, согласно законодательным актам РФ, в которых прописаны способы и формы осуществления контроля.

Главная государственная инспекция выполняет ряд функций :

  • организует и координирует деятельность ГЖИ, направленную на контроль за надлежащим ремонтом, эксплуатацией и содержанием жилищного фонда;
  • анализирует статистические данные, результаты плановых проверок и другие материалы;
  • подготавливает, основываясь на них, предложения по оптимизации использования объектов ЖКХ. Также ГЖИ стимулирует население принять участие в управлении жилфондом с целью улучшения его содержания, сохранности и ремонта.

Основные функции и полномочия государственной жилищной инспекции включают в себя:

  • реализацию указов высших органов власти в сфере жилищных вопросов;
  • осуществление контроля за использованием и сохранностью объектов ЖКХ в соответствии с установленными нормами;
  • признание жилого дома непригодным для использования и проживания;
  • прием заявлений на управление многоэтажными зданиями и предоставление услуг по капитальному ремонту;
  • регулярный надзор за состоянием жилых домов;
  • контроль за перечислением платежей в бюджет;
  • прием населения и их заявлений.

В полномочия государственной жилищной инспекции входит включение в список на улучшение жилищных условий тех граждан, чьи дома находятся в аварийном состоянии.

Исполнение прямых обязанностей ГЖИ контролируется со стороны службы Главного управления государственной жилищной инспекции. Существуют специально разработанные критерии для всесторонней оценки деятельности данной организации. В первую очередь отмечают выполнение мероприятий по плану, предоставленному вышестоящей инстанцией, а также количество жалоб граждан.

По окончании проверки обязательно фиксируют выявленные нарушения. При этом устраняется тот вариант, при котором управляющие компании, обслуживающие большую часть жилых домов, окажутся в убытке.

Каковы права жилищной инспекции

Наряду с полномочиями жилищная инспекция наделена следующими правами :

  • проведение обследования объектов ЖКХ;
  • требование о предоставлении необходимой для выполнения своих функций информации от юридических и физических лиц, а также предпринимателей;
  • выдача предписания с указанием нарушений нормативов жилищного законодательства;
  • составление административных протоколов;
  • участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика;
  • заключение различных контрактов на поставку необходимых продуктов;
  • проведение разъяснительной работы с гражданами.

Население должно понимать, что специалисты инспекции реализуют свои права как самостоятельно, так и с его помощью. Наглядным образом это демонстрирует рассмотрение обращений и жалоб жильцов.

Жилищная инспекция наделена не только правами и полномочиями, но и рядом обязанностей , к которым относятся:

  • наблюдение и контроль за выполнением жилищными фондами своих функций, таких как ремонт, содержание и возобновление домов;
  • разработка алгоритма действий и планов, направленных на повышение качества и уровня обслуживания зданий.

Также в полномочия жилищной инспекции входит контроль за:

  • эксплуатацией объектов ЖКХ и придомовых территорий;
  • состоянием зданий и инженерного оснащения;
  • осуществлением своевременного капитального ремонта и обслуживанием технических устройств;
  • нормами потребления определенных коммунальных услуг гражданами;
  • проведением периодических работ, направленных на оптимизацию эксплуатации коммунального оборудования;
  • экономным потреблением ресурсов;
  • своевременным предоставлением необходимой информации собственникам квартир;
  • надлежащим состоянием помещений и их пригодностью для нормальной жизнедеятельности.

Любой гражданин имеет право на самостоятельное обращение с тем или иным запросом в жилищную инспекцию. Для это нужно только написать заявление, а затем отправить его по почте или на электронный адрес вышеуказанной организации.

Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний и ТСЖ

Жилищная инспекция обладает достаточно широкими полномочиями. К ней нередко обращаются граждане с жалобами на то, что их управляющая компания не выполняет свои обязанности надлежащим образом.

Подчеркнем, что ГЖИ проводит проверки как плановые, так и по просьбе жильцов многоквартирных домов. Деятельность данных служб направлена на осуществление контроля и наведение порядка посредством инспектирования. Таким образом, если вы обращаетесь с жалобами в адрес управляющей компании или ТСЖ, вы в некоторой мере проявляете недовольство самой жилищной инспекцией.

Необходимо юридически грамотно составлять письменные заявления, в которых должна быть указана конкретная проблема, а не абстрактное рассуждение на тему беспорядков в сфере ЖКХ.

Выделяют следующие виды полномочий жилищной инспекции:

  • контроль за надлежащим исполнением УК своих обязанностей по использованию жилищного фонда и проведению своевременного ремонта в многоквартирных домах;
  • проверка документов, их всесторонний анализ, а также предоставление рекомендаций, направленных на оптимизацию деятельности;
  • контроль за осуществлением и финансированием ремонтных работ многоквартирных домов и их элементов, таких как крыша, подвал, фасад, фундамент и т. д.

Также жилищная инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за:

  • состоянием многоквартирного здания;
  • придомовой территорией;
  • техническим состоянием дома;
  • инженерными коммуникациями;
  • соблюдением сроков, отведенных на проведение тех или иных работ;
  • соблюдением правил противопожарной безопасности;
  • обоснованностью требований оплаты коммунальных услуг;
  • соблюдением санитарных норм проживания.

В полномочия жилищной инспекции также входит проведение административной работы, направленной на правовое обеспечение определенных технических процедур, а именно:

  • признание состояния многоквартирного дома аварийным;
  • предоставление субсидий на проведение капитального ремонта;
  • перевод статуса помещения в нежилое;
  • работа с договорами подряда и субподряда;
  • контроль за осуществлением работ с их последующей приемкой и т. д.

В любой ситуации, когда управляющая компания выполнила свои обязанности ненадлежащим образом либо вовсе не исполнила, собственники многоквартирного дома имеют право обратиться в жилищную инспекцию.

На основании постановления Правительства от 11 июня 2013 г. №493 полномочия жилищной инспекции существенно расширились. Теперь данная служба также ответственна за разрешение всех вопросов, связанных с платежами.

Более того, на базе жилищной инспекции создается лицензионная комиссия, которая экзаменует руководителей управляющих компаний на предмет их профессиональных знаний. Далее УК подвергается проверке на соответствие необходимым требованиям. Если отклонений не было выявлено, тогда управляющей компании выдают лицензию, позволяющую вести трудовую деятельность. Жилищная компания наделена полномочиями осуществлять контроль за качеством управления МКД. Если будут выявлены какие-либо нарушения, тот или иной многоквартирный дом исключат из реестра лицензии. В таком случае указанный объект будет передан другой управляющей компании. Если количество исключенных домов будет увеличиваться, тогда УК лишат лицензии на право управления.

В том случае, когда в ходе проверки выявляются те или иные нарушения, жилищная инспекция обладает небходимыми полномочиями, чтобы выдвинуть требования об их устранении. Если обнаружен факт административного правонарушения, тогда составляют соответствующий протокол и принимают меры, направленные на разрешение возникшей ситуации. Когда управляющая компания не выполняет предписания жилищной инспекции, тогда нарушителям грозит серьезный штраф или профессиональная дисквалификация. Наказание также может носить уголовный характер. Во всяком случае, инспектор обязан предоставить материалы в правоохранительные органы для дальнейшего рассмотрения либо самостоятельно обратиться в суд с целью защиты прав жильцов многоквартирных домов.

Мнение эксперта

Для эффективного использования инструмента лицензирования необходимо четко видеть конечные цели государственного жилищного контроля

Н. А. Васютин ,

президент Ассоциации компаний ЖКХ содействия развитию жилищного контроля

Действующее законодательство ЖКХ наделило жилищную инспекцию серьезными полномочиями, а именно: лицензировать деятельность по управлению МКД. Так, ГЖИ субъектов, расположенных на территории России, осуществляют всесторонний контроль за УК, ведущими свою трудовую деятельность.

Для того чтобы вышеуказанная инстанция с максимальной эффективностью реализовывала свои полномочия, нужно четко определить цели и задачи государственного жилищного надзора. В первую очередь следует навести порядок в жилфонде страны, а также обеспечить неукоснительное соблюдение требований жилищного законодательства со стороны всех участников данных взаимоотношений. Для того чтобы достигнуть вышеперечисленных целей, необходимо постоянно контролировать текущую ситуацию.

Согласно постановлению Правительства РФ № 1115 от 29 октября 2014 г., в полномочия жилищной инспекции входит периодический мониторинг эксплуатации многоквартирных домов, а также поддержание их состояния, независимо от формы собственности. Полученную информацию каждый год предоставляют в орган субъекта Федерации для последующего обобщения и анализа, затем передают в соответствующую инстанцию исполнительной власти.

Ассоциация контрольно-надзорных органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (АСЖКН) каждый квартал анализирует и делает выводы об эффективности деятельности инспекций, расположенных на территории РФ. Она осуществляет сбор, обновление и анализ необходимой информации о текущей ситуации в регионах, оказывая, таким образом, практическую помощь жилищным инспекциям в выполнении их обязанностей.

Полномочия, возложенные на ГЖИ, крайне важны и зачастую требуют незамедлительного и адекватного реагирования на возникающие проблемы. В связи с этим АСЖКН публикует в журнале результаты проделанной работы по лицензированию и привлекает общественность к содействию для максимально эффективного урегулирования данного процесса. Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми статьями государственных инспекций, где есть подробное описание текущего состояния регионального жилищного фонда, и содержатся сведения о том, как вышеуказанная служба выполняет свои обязанности.

Так, благодаря опубликованной информации, органы муниципальной и государственной власти, а также общественность объединяются в одно целое. Такой принцип работы способствует формированию продуктивного взаимодействия между всеми участниками этой системы и, соответственно, улучшению качества предоставляемых коммунальных услуг в стране.

Полномочия жилищной инспекции в отношении жителей и их жалоб

Зачастую решить спорный вопрос или проблему между управляющей компанией и собственниками квартир возможно только посредством написания жалобы в соответствующую инстанцию.

Обычно граждане направляют заявление в инспекцию только в той ситуации, когда неоднократные обращения в УК или ТСЖ остались без ответа, а возникшие проблемы так и не были решены.

В этом случае необходимо составить жалобу в письменной форме, где вкратце описывается причина обращения, какие конкретно пункты жилищного законодательства были нарушены.

Прежде чем обратиться в органы государственного жилищного надзора, собственнику необходимо собрать документальные доказательства того, что он неоднократно предъявлял жалобы в обслуживающую управляющую компанию, но там его запросы были проигнорированы.

В качестве подтверждения можно предоставить заявление с входящим номером организации, выписку от операторов телефонной компании и т. д. Сегодня каждая обслуживающая УК записывает входящие разговоры, поэтому можно указать только точное время звонка.

Жалобу в жилищную инспекцию составляют в двух экземплярах, один из которых остается в приемной указанной организации, а в другом секретарь фиксирует дату обращения и входящий номер, а также подпись лица, принявшего это заявление, и возвращает его гражданину, предъявляющему запрос.

Жильцы могут обращаться в жилищную инспекцию с жалобами на УК, ТСЖ и даже соседей:

  • Жалоба на управляющую компанию

Жилищная инспекция наделена полномочиями, направленными на урегулирование отношений между населением и УК. При составлении заявления гражданин обязан предоставить в жилищную инспекцию неоспоримые доказательства того, что управляющая компания, обслуживающая многоквартирный дом, оставила запрос без внимания. К таким документам относятся:

  • бланк жалобы, предоставленный в управляющую компанию, который был ею проигнорирован;
  • вещественные доказательства, например фотографии, видеозапись, подтверждающие тот факт, что УК нарушила жилищный кодекс.

При этом жильцы могут быть недовольны как неверными начислениями платежей за предоставляемые коммунальные услуги, безосновательными требованиями дополнительных финансовых расходов на ремонт и т. д., так и безразличным отношением УК к выполнению своих обязанностей, к примеру, когда не вывозится мусор, не произведен ремонт..

Жильцы также имеют право обратиться в жилищную инспекцию, если собственники квартир или арендаторы не соблюдают правила проживания в МКД, к примеру загромождают жилые территории, используют недвижимость с коммерческой целью либо нарушают права соседей на сон и отдых.

Решение подобных вопросов входит не только в полномочия инспекции государственного жилищного надзора, также можно обращаться с жалобами в такие инстанции, как:

  • Роспотребнадзор.
  • Городская администрация.
  • Участковый.

Если вопрос так и останется нерешенным, тогда итоговыми контрольными инстанциями являются прокуратура и суд, которые также наделены соответствующими полномочиями для решения данных проблем. Жильцы имеют полное право обращаться с жалобами во все вышеперечисленные службы.

Тем не менее, если у вас не будет достаточно доказательств и фактов подтверждения бездействия управляющей компании, то обращаться в суд или прокуратуру бессмысленно.

  • Жалоба на ТСЖ

ТСЖ означает товарищество собственников жилья. Руководящие органы данной организации представлены:

  • председателем;
  • правлением;
  • ревизионной комиссией;
  • собранием жильцов.

Прежде чем обратиться с заявлением в инспекцию государственного жилищного надзора на бездействие представителя власти ТСЖ, собственники квартир могут постараться решить возникшую проблему внутри организации:

  • для начала обратитесь со своим запросом к председателю ТСЖ;
  • если заявление будет проигнорировано, тогда к правлению или ревизионной комиссии;
  • каждое заявление и жалобу необходимо оформить в письменном виде, поскольку данные документы будут выступать в качестве основания для проведения разбирательств жилищной инспекцией, Роспотребнадзором, судом и прокуратурой;
  • жильцы имеют право на обращение во все вышеперечисленные инстанции одновременно, тем не менее целесообразнее сначала найти механизмы воздействия на ТСЖ в органе надзора;
  • жалобу составляют по общему шаблону: указывают данные о товариществе, о бездействующих лицах и о сути возникшей проблемы;
  • автор заявления должен предоставить проигнорированную жалобу и другие вещественные доказательства;
  • если жильцы пишут коллективное заявление, тогда необходимо предоставить подписи участников ТСЖ или проживающих на данной территории лиц, недовольных работой представителей товарищества.
  • Жалоба на соседей

Как правило, жильцы сначала пишут жалобу на соседей в УК или ТСЖ. Но если со стороны данных организаций никаких мер предпринято не было, тогда собственники квартир обращаются с претензиями в инспекцию государственного жилищного надзора, которая наделена соответствующими полномочиями для решения данного вопроса.

В зависимости от типа правонарушения, совершенного соседями, следует обращаться в ту или иную инстанцию.

Например:

  • когда в квартире стоит шум от 30 децибел в дневное время и от 40 - в ночное, тогда жильцу необходимо обратиться к участковому;
  • если сосед не соблюдает санитарные нормы, у него развелись тараканы либо он содержит большое количество кошек и собак, пренебрегая надлежащим уходом за ними, следует написать заявление в Роспотребнадзор либо СЭС;
  • в том случае, когда кто-то из собственников квартир занимает места общего пользования или загромождает входы другим жильцам, обращайтесь в инспекцию.

Тем не менее вовсе не обязательно соблюдать данную иерархию. Если соседи ведут себя неподобающим образом, нарушая жилищное законодательство, собственники квартир могут напрямую обратиться в жилищную инспекцию, которая наделена всеми полномочиями для урегулирования этого вопроса.

Если возникнет необходимость, документация будет передана в соответствующие инстанции, которые произведут проверку.

Полномочия жилищной инспекции в отношении ТСЖ и УК в ходе проверок

Если управляющая компания ненадлежащим образом содержит общее имущество собственников квартир жилого дома, то в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ данное правонарушение является поводом для привлечения этой организации к административной ответственности. Для должностного лица размер штрафа в данном случае составит от 4 000 до 5 000 руб., а для юридического - от 40 000 до 50 000 руб.

В процессе проверки специалисты жилищной инспекции наделены полномочиями фиксировать выявленные нарушения, не выясняя причин их возникновения. Представители УК должны иметь четкое понимание, виновны ли они в ненадлежащем содержании данного многоквартирного дома.

В соответствии с общими правилами договор управления должен включать в себя перечень услуг, направленных на сохранение и ремонт мест общего пользования в многоквартирном доме, порядок его изменения, а также размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения. Вышеперечисленные моменты должны быть предварительно согласованы на общем собрании. Важно понимать, что, даже если в перечне не указаны те или иные услуги, которые тем не менее были утверждены собственниками квартир и являются неотъемлемой частью нормативно-правовых актов, это не освобождает управляющую компанию от их выполнения. Этот вывод подтверждается в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 6464/10. Толкование данных правовых норм является общеобязательным.

Вышеуказанное Постановление подтверждает, что перечень всех текущих, сезонных и неотложных работ и услуг является предусмотренным в договоре, поскольку соответствует обязательным условиям содержания многоквартирного дома.

УК - это специализированная коммерческая организация, осуществляющая обслуживание многоквартирных домов. В этом заключается основа ее предпринимательской деятельности. Поэтому указание в договоре фиксированной стоимости за предвидимое обязательное содержание дома и текущие ремонтные работы с учетом естественного износа оборудования представляет собой финансовый риск для УК. В экстренной ситуации, когда требуются материальные вложения на услуги, необходимость которых возникла по не зависящим от управляющей компании обстоятельствам, дополнительные расходы должны компенсировать собственники помещений за свой счет.

Исходя из этого, УК должна детально проработать условия договора управления МКД и процесс сбора документации, подтверждающей сознательный отказ жильцов от проведения тех или иных мероприятий по содержанию дома.

Мнение эксперта

Штрафы жилищной инспекции не должны негативно влиять на деятельность УК

И. Н. Левченко ,

исполняющий обязанности руководителя управления Госжилстрой - техинспекции Пензенской области

Согласно результатам проверок, при обнаружении любого, даже незначительного нарушения, Инспекция по лицензированию обладает полномочиями выдать предписание, а также открыть судебное производство по факту административного правонарушения по части второй статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафных санкций.

В последние годы отмечается существенное увеличение размера взысканий за подобные нарушения, в соответствии со статьей 722 КоАП РФ. Этот факт вызывает опасения как за новичков, только что появившихся на рынке коммунальных услуг, так и опытных управляющих.

Административный штраф, наложенный на юридическое лицо организации во время отопительного сезона или подготовки к нему, способен существенно нарушить ход работы по управлению многоквартирным домом.

Зачастую наказанию подвергаются новые УО, «унаследовавшие» нарушения еще от предыдущей компании, которая во время своей деятельности не смогла обеспечить надлежащего ухода за объектом.

Более того, иногда возникают проблемы при смене управляющих организаций, когда нарушается процедура проведения общих собраний собственников квартир по вопросу изменения метода управления МКД. Иногда некоторые жильцы даже не информированы о происходящих событиях. В такой ситуации собственники квартир могут получить двойные квитанции по оплате коммунальных платежей. Контроль за такими объектами ЖКХ входит в полномочия жилищной инспекции. Собственники квартир должны выбрать новый способ управления МКД в течение достаточно короткого срока времени.

В подобной ситуации увеличение размера штрафов является причиной скорейшего банкротства управляющих компаний, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере ЖКХ. И страдать от этого в первую очередь будут жильцы многоквартирных домов.

Вложенные файлы

  • ЖАЛОБА на бездействие управляющей организации.docx

Инспекция Жилищного надзора по САО в ответ на обращение членов ТСЖ провела внеплановую документарную проверку Товарищества собственников жилья «Янтарный». На основании проверки было подготовлено предписание на устранение выявленных нарушений. Если в установленный срок предъявленные требования выполнены не будут, инспекция имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ «Янтарный».

Председатель Правления ТСЖ «Янтарный» Карыхалина О.В. от встречи с представителями Жилищной инспекции, которые действовали строго в рамках своих полномочий, закрепленных в новой редакции статьи 20 Жилищного Кодекса РФ (части 5 и 6), отказалась. Многочисленные попытки инспекторов вручить ей предписание лично в руки успехом не увенчались - в ходе визитов в ТСЖ их всегда ожидали закрытые двери офиса администрации, в котором находится кабинет председателя Правления. Сама Карыхалина О.В. и поддерживающий ее ревизор Колмаков Б.И., как известно, неоднократно заявляли, что никаких предписаний Жилищной инспекции не существует вовсе, и все это выдумки Инициативной группы. Нижеприведенные документы подтверждают наличие у ТСЖ «Янтарный» серьезных проблем, дальнейшее игнорирование которых может привести к ликвидации Товарищества в судебном порядке.

Комментарий юриста к предписанию Жилищной инспекции .

Для осуществления контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг образована Государственная жилищная инспекция (Положение о ней утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.09.94. №1086).

Государственная жилищная инспекция, в числе прочего, осуществляет контроль за:

  • использованием жилищного фонда и придомовых территорий;
  • техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
  • обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • санитарным состоянием жилых помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
  • соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
  • наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;
  • проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов.

В рамках исполнения своей деятельности государственная жилищная инспекция имеет право:

  • проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями;
  • давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
  • давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда.

Пунктом 6 Статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что «Органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения».

В чем заключаются основные требования Государственной жилищной инспекции к ТСЖ «Янтарный»?

1. Привести положения глав Устава ТСЖ «Янтарный» в соответствие требованиям законодательства.

Речь идет о несоответствии Устава ТСЖ «Янтарный» действующему Жилищному кодексу РФ и игнорировании председателем Правления ТСЖ Карыхалиной О.В. требований федерального законодательства устранить это несоответствие и в срок до 1 марта 2012 года предоставить текст Устава ТСЖ в Госжилинспекцию.

Пояснение: Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в срок до 1 марта 2012 года все ТСЖ должны были предоставить в Госжилинспекцию свои уставы. При выявлении в случаях, указанных в части 3 статьи 20 Жилищного кодекса РФ несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, направляют товариществу предписание с указанием нарушений норм законодательства Российской Федерации и с требованием об устранении выявленных нарушений в шестимесячный срок с момента направления такого предписания. В случае неисполнения такого предписания в установленный срок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества.

В предписании разъясняется, почему была проведена проверка.

Согласно п.4. ст.20 ЖК РФ «Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль», основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения обязательных требований к уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.

Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

2. Представить по ТСЖ «Янтарный» ряд документов, в том числе, реестр членов товарищества собственников , который согласно п.4. статьи 143 ЖК РФ «Членство в товариществе собственников жилья» должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Напомним, что согласно п. 9, введенному Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, копия реестра членов товарищества ежегодно в течение первого квартала текущего года должна направляться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 ст. 20 Жилищного Кодекса, однако это требование председателем Правления Карыхалиной О.В. не исполняется.

Согласно п.4. статьи 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, до 1 марта 2013 года уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров. В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации указанные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

3. Представить документы, подтверждающие избрание членов Правления на Общем собрании и на заседании Правления его председателя.

Данные вопросы регламентируют следующие статьи Жилищного кодекса: ст. 145 «Общее собрание членов товарищества собственников жилья», ст. 146 «Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья», ст. 147 «Правление товарищества собственников жилья» и ст. 149 «Председатель правления товарищества собственников жилья».

Контролирующий орган деятельности ЖСК

Согласно ст. 123.1. ЖК России контролирующим органом является орган исполнительной ветви власти субъекта РФ, на чьей территории производится возведение многоквартирного дома, который уполномочен совершать государственный надзор в сфере долевого строительства недвижимости, в том числе для минимизации рисков банкротства ЖСК.

Статья 123.2. ЖК России регулирует порядок осуществления контроля над функционированием жилищного кооператива. Согласно данному закону контролирующий орган осуществляет контроль над ходом деятельности ЖСК, которая связана с заключением договоров с пайщиками для привлечения их финансов, используемых для возведения многоквартирного дома (в том числе контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета), а также за тем, чтобы жилищно-строительный кооператив соблюдал требования, изложенные в статье 110 пункте 3 ЖК, кроме последующего содержания дома, что предполагает:

  • после вступления в кооператив участие его членов собственными средствами в строительстве и проведении реконструкции согласно положениям заключенного договора и действующего законодательства;
  • законодательство о градостроительной деятельности определяет, что кооператив выступает в качестве застройщика и на участке земли, который ему принадлежит, обеспечивает проведение строительных работ или реконструкции дома согласно с разрешением, которое ему выдано;
  • ЖСК по закону не имеет права проводить одновременное строительство больше чем одного дома, количество этажей в котором больше трех. Исключение составляют кооперативы, основания для создания которых предусмотрены Федеральным Законом «О содействии развитию жилищного строительства».

Кроме того, ЖСК должен соблюдать требования, указанные в статье 123.1. ЖК, которая определяет, что он должен размещать в системе статут кооператива, для подготовки которого обязан использоваться типовой устав ЖСК, а также другие документы и данные, а именно:

  • число членов организации;
  • разрешение на возведение многоквартирного дома;
  • права кооператива на участок земли;
  • расположение дома, который строится, и описание, которое соответствует проектной документации;
  • число жилых помещений в доме, которые будут переданы пайщикам после выполнения условий договора, и описание технических характеристик этого имущества;
  • срок ввода в эксплуатацию и т.д.

ЖСК должен предоставлять членам организации по требованию:

  • при проведении экспертизы проектных документов - ее заключение;
  • проектную документацию со всеми внесенными изменениями;
  • документацию, которая подтверждает права на участок земли;
  • протоколы общего собрания; заседаний правления, подписанные председателем; а также ревизионной комиссии ЖСК; документы по бухгалтерскому учету и т.д.

ЖСК должен проводить учет своих членов, ведя соответствующий реестр, в котором указывается:

  • ФИО или название физического или юрлица, номер договора с ним, который подтверждает факт вступления в кооператив;
  • определение конкретного имущества, собственнические права на которое перейдут к определенной особе при полной выплате паевого взноса;
  • размер взносов, закрепленный в договоре каждой особы, в отношении которой ведется учет, выплата которого является обязательной для получения имущества в собственность.

Права государственного жилищного надзора

Контролирующий орган, осуществляя надзор, по закону имеет право:

  • запрашивать у органа исполнительной власти, который уполномочен формировать официальную статистическую информацию, документацию, которая необходима для выполнения его функций;
  • получать от структуры местного самоуправления документацию, необходимую для контроля над деятельностью ЖСК;
  • проводить плановую проверку деятельности ЖСК, включая проверку ведения бухгалтерского учета;
  • выдвигать требования председателю правления и его членам устранить выявленные нарушения, в том числе в ведении бухгалтерского учета;
  • рассматривать жалобы физических и юрлиц, которые связаны с нарушением ЖСК статьи 110 и 123.1 ЖК России;
  • направлять в судебную инстанцию заявления для защиты прав и интересов пайщиков и третьих сторон, которые определены законом и договором с кооперативом, если они нарушаются, что может привести к банкротству кооператива;
  • направлять в ЖСК предписания об устранении нарушений, в том числе тех, которые выявлены в ведении бухгалтерского учета, и устанавливать сроки их ликвидации;
  • принимать меры, которые необходимы для привлечения ЖСК, председателя правления и иных должностных лиц, к установленной законом ответственности.

Если жилищная организация в лице председателя правления в термин, установленный органом контроля, не выполняет его предписания и не устраняет выявленные нарушения, а также в том случае, если такие нарушения представляют угрозу интересам и правам членов некоммерческой организации, которые установлены законом и договором, такой орган имеет право приостановить своим предписанием деятельность ЖСК по вступлению новых пайщиков до момента, когда председатель правления обеспечит устранение выявленных нарушений, среди которых может быть неверное ведение бухгалтерского учета, что может привести к банкротству или ликвидации кооператива.

В случае если председатель правления и органы управления не обеспечат выполнение предписания контролирующего органа, в том числе в вопросах, которые касаются бухгалтерского учета, он имеет право обратиться в судебную инстанцию, требуя ликвидировать эту организацию или инициируя процедуру ее банкротства.

При проведении процедуры банкротства ЖСК несет ответственность перед пайщиками, с которыми заключены договора, и кредиторами своими активами и другим имуществом.

Предмет проверки деятельности жилищно-строительного кооператива

По закону предметом надзора за деятельностью ЖСК, которая связана с привлечением по договорам с пайщиками финансов для возведения многоквартирного дома с целью получения имущества в собственность, следует считать соблюдение всех требований, которые содержатся в ст. 110 п. 3 и ст. 123.1. ЖК России.

Существует две формы проверки:

  • документарная;
  • выездная.

Первая проводится по месту расположения контролирующего органа и предполагает изучение документов организации, которые есть в распоряжении органа надзора, актов предыдущих проверок, отчетов председателя правления ЖСК об устранении выявленных в их ходе нарушений и т.д.

Если у представителей контролирующего органа есть основания сомневаться в достоверности сведений, они по закону имеют право направить на имя председателя правления ЖСК запрос с просьбой предоставить дополнительные документы (договора, документацию по ведению бухгалтерского учета и т.д.).

Если полученный ответ не удовлетворит проверяющий орган, может быть назначена выездная проверка. Неудовлетворительные результаты проверки и невыполнение предписаний контролирующего органа могут привести к банкротству или ликвидации ЖСК.

Основания для проведения плановой проверки

Плановая проверка проводится контролирующим органом по истечение 12 месяцев с даты получения ЖСК разрешительной документации на строительство или с момента завершения последней такой проверки.

Такие проверки проводят, основываясь на ежегодном плане проведения плановых проверок, в котором указывается:

  • название юрлица и место осуществления их деятельности;
  • цель проведения проверки;
  • дата начала, термины проведения проверки;
  • все органы, которые принимают участие в данной проверке.

План утверждается председателем соответствующего госоргана и размещается на сайте структуры для доведения до сведения заинтересованных сторон.

Основания для проведения внеплановой проверки

Внеплановая проверка может проводиться контролирующим органом на основании:

  • невыполнения в установленный термин ЖСК выданного предписания о ликвидации нарушений и предоставления соответствующего отчета председателем правления кооператива;
  • поступления в этот орган обращений граждан и юрлиц, а также размещения в СМИ, Интернете и других официальных источниках информации о фактах несоблюдения требований, изложенных в статье 110 пункте 3 и 123.1. ЖК России;
  • требований прокурора о проведение такой проверки для осуществления надзора за выполнением законов согласно материалам и обращениям, которые поступили в органы прокуратуры.

Обнаружение нарушений в деятельности ЖСК может привести к его банкротству или ликвидации.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

внеплановая проверка мосжилинспекцией жск

имеет ли право мосжилинспекция проверять ЖСК?

Алекс 03.07.2019 02:39

Да, Мосжилинспекция имеет на это право.

Согласно положений о государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. № 336-ПП:

Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее также - Инспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Инспекции:

По региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции;

По лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

По предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

По предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

По управлению системой мониторинга многоквартирных домов и особых объектов нежилого фонда города Москвы;

По муниципальному жилищному контролю в пределах своей компетенции;

По осуществлению контроля за соблюдением требований к содержанию особых объектов нежилого фонда города Москвы;

По осуществлению контроля за соблюдением требований к проведению переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах в городе Москве.

03.07.2019 12:52

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна 04.07.2019 08:30

Задать дополнительный вопрос

Передача персональных данных

После 30 лет членства в ЖСК правление требует расписку на право обработки персональных данных включая номер СНИЛС?

Алек 10.06.2019 16:51

Добрый день! Законом предусмотрена необходимость предоставления согласия на обработку персональных данных на основании ст. 7 Федерального закона «О персональных данных»: Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. При наличии решения собрания по данным вопросам, такое требование вполне законно и наоборот.

Сайботалов Вадим Владимирович 10.06.2019 16:59

Задать дополнительный вопрос

Оплата капитального ремонта.

Как быть в такой ситуации. если председатель ЖСК на общем собрании не захотела участвовать в региональной программе капитального ремонта не открывать специальный счёт в сбербанке. Нам стали приходят платёжки с МосОблЕИРЦ для оплаты кап ремонта региональному оператору, председатель ЖСК тоже присылает оплату кап ремонта на счёт кооператива. Председатель всё время мотивирует решением общего собрания.

Рапопорт роман 02.05.2019 08:55

Добрый день! Если Ваш дом не включен в региональную программу,Вы можете не уплачивать взносы. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса).

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса).

Если деятельность председателя ТСЖ вызывается сомнения и есть основания полагать о нарушении закона, ВЫ можете обратиться в прокуратуру для проведения соответствующей проверки.

Сайботалов Вадим Владимирович 20.06.2019 17:39

Задать дополнительный вопрос

О правомочности занимаемой должности председателя ЖСК.Как доказать его неправомерность занимаемой должности?Куда обращаться?

ЖСК 1963 года.Председатель,при регистрации в ЕГРЮЛ, указал себя одним из учредителей. По- факту, к созданию кооператива отношения не имеет, появился, спустя 20 лет с момента постройки дома, в кооператив не вступал, пай не вносил,решения о его принятие в члены кооператива нет, жилая площадь ему не выделялась.Для регистрации ЖСК, как юридическое лицо, достаточно подделать три подписи учредителей,составить протокол решения собрания учредителей, чем собирать собрание собственников для выбора способа управления домом.Число членов ЖСК он незнаек.

Елена 17.04.2019 10:31

Где можно увидеть протоколы Жск, кроме Правления.

Здравствуйте! Председатель ЖСК отчитывается перед жилищной инспекцией? Отправляет протоколы собраний для учета в жилищную инспекцию? Жск находится в Ленинградской области.

Валерия 05.04.2019 07:17

Проверяющие органы

Можно узнат конаретнее,какие именно проверяющие органы по жск в москве есть? Мжи-нет,обэп-нет, куда обратиться для жалобы по несоответствию работы УК?

Густав 09.03.2019 18:58

Добрый день!
Вопросы контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива регламентирутся ст. 123.2 ЖК РФ.
Вы вправе обратиться в Мосжилинспекцию: https://www.mos.ru/mgi/contacts/
Мосжилинспекция занимается региональным государственным жилищным надзором, лицензированием и лицензионным контролем за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами. Инспекция проводит мониторинг многоквартирных домов и особых объектов нежилого фонда столицы, а также согласовывает переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах.
Также в этой ситуации будет эффективной жалоба в прокуратуру.
Примерный образец жалобы в прокуратуру можно найти по этой ссылке: https://про-боно.рф/sample_document/complaints/

Сайботалов Вадим Владимирович 10.03.2019 09:20

Задать дополнительный вопрос

Федорова Любовь Петровна 11.03.2019 08:24

Задать дополнительный вопрос

Жск

Как правильно написать в Исковом заявлении в суд на возврат денег при выходе из жск, чтобы вернули всю внесенную сумму 1. Приняла решение выйти из жск в связи с утратой доверия (дом не построен в срок) или 2. Прошу признать договор недействительным тк при заключении договора не была представлена достоверная информация о положение дел в жск и дом на момент заключения договора не строился?

Галина 20.02.2019 20:34

Дубровина Светлана Борисовна 07.03.2019 10:26

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 08.03.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

Жск

Какой конкретно! (Конкретное название)орган контролирует финансовую (в том числе бухгалтерскую) деяьельность ЖСК

Ольга 18.02.2019 19:16

Здравствуйте. Комитет по тарифу определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 от 30.12.2004г.«О основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Ицков Дмитрий Игоревич 01.03.2019 09:00

Задать дополнительный вопрос

Ольга 01.03.2019 19:40

Здравствуйте. я имела ввиду какой конкретно орган (конкретное название) контролирует учет паевых взносов в ЖСК (НЕ ревизионная комиссия) - внесение паевых взносов, перенос паевых взносов на другого члена семьи, возврат взносов при выходе из ЖСК

Паевые взносы

Добрый день! Я являюсь членом ЖСК с 1992 г, проживаю в 3-х комнатной квартире. Паевые взносы выплачивал, в 1995г кооператив рассчитался с городом и председатель сказал что взносы выплачены и мы ничего больше не должны. В 2014 году после смены трёх председателей самовыбрался четвёртый,который поднял сохранившиеся некоторые журналы где отсутствовала запись о моём последнем взносе в1993году на 75000 рублей. Квитанции дома некоторых я тоже не нашёл (не сохранял).Сейчас председатель требует заплатить эти деньги, но в стат управлении пересчитали эти деньги на сегодняшний курс по формуле и оказалось что я должен около 7000руб. Председатель с этим не согласен и требует погасить уже 750000рублей, иначе он не выдаёт справку для оформления квартиры в собственность. Куда мне следует обратиться на неправомерные действия председателя. Заранее спасибо.

Сергей 13.12.2018 07:04

Дубровина Светлана Борисовна 13.12.2018 10:49

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 14.12.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

Долевое строительство ЖСК, невыполнение условий договора ЖСК.

Добрый день. Мы вступили в строительство ЖСК (всего строилось 4 корпуса). В проектной документации значился сетевое газовое отопление. Когда построили первые 2 корпуса - пристроили котельную и стали топить соляркой - сказав что газ будет, как только достроят еще 2 корпуса. Сейчас достроили еще 2 корпуса, сдали дома все 4 в эксплуатацию, газ обещают, но он так и не проведен. 1)Могут ли принять в эксплуатацию дома - если по проекту газ есть- а на деле нет 2) в какие надзорные организации обращаться в таком случае? 3) какой правильный алгоритм действий наших членов ЖСК, так как боимся, что как только выдадут всем ключи - они ликвидируются и мы не сможет даже через суд, потребовать выполнения обязательств? 4) могли ли ЖСК поменять проект при строительстве (например заменив газовое сетевое отопление - на автономное) без уведомления членов ЖСК и согласования эл. Почта olenka_pusya@mail,ru Ольга Воронина (спасибо заранее) 5) нужно ли нам самим проводить оценку газовых работ перед подачей в суд на ЖСК?

Ольга 09.10.2018 15:08

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Федорова Любовь Петровна 09.10.2018 15:13

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 10.10.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

оплата коммунальных платежей

Почему разница сумм в квитанции, выданных на руки и сумм в квитанци в интернете "гос.услуги "

Галина 17.08.2018 13:49

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Малов Дмитрий Владимирович 07.10.2018 13:00

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 08.10.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

Счет на оплату-возмещение ущерба причиненного жск

Я убрала приклеенную на стекле двери липкую наклейку-рисунок, мне включили в расчетный лист возмещение ущерба причиненного жск в размере 300 руб, якобы стоимость этой наклейки, в следующий расчетный лист вновь включили те же 300 руб, законно ли это?Кто то контролирует финансовую деятельность свыше?

лидия 29.07.2018 09:46

Добрый день! При удержании из заработной платы средств в пользу возмещения вреда за порчу имущества, работодатель должен издать документ о взыскании, где будет данная сумма прописана. Работодатель обязан при выплате заработной платы в письменной форме известить работника о размерах и основаниях удержаний. Если Вас не известили, пишите жалобу в Трудовую инспекцию Вашего района. Если вам необходима консультация по данному вопросу, приходите в офис, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - "МИП-Консультация".

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Федорова Любовь Петровна 30.09.2018 15:42

Задать дополнительный вопрос

Да, полностью согласен с коллегой в данном вопросе

Царюк Владимир Ростиславович 01.10.2018 20:53

Задать дополнительный вопрос

Претензия к председателю жск.

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, куда обратиться за справедливостью. Купили квартиру в начале ибня этого года, председатель дала спрпвку об отсутствии задолженности по апрель включительно и расписку, что обязуется оплатить К.У. за счёт бывшей хозяйки. Т.к. квартира после ремонта, счётчики новые, в квитанциях она ставила нулевые показания. Мы в этой квартире не живём, она стоит пустая. 25.06 мы подали действующие показания. Нам пришла квитанция, в которой электричество насчитано на 2033р. вода на 374 р. Что делать? Оплачивать эту квитанцию я отказалась, а другую она выписывать отказывается. Куда обратиться за справедливостью?

Аудиторская проверка ТСЖ кто может инициировать? Деятельность столь популярного в последнее время объединения собственников жилья должна быть прозрачна и подконтрольна конечным потребителям услуг. Одним из инструментов достижения данной цели является аудиторская проверка ТСЖ. Кто может её начать и кто правомочен её проводить, сколько стоит аудиторская проверка ТСЖ, кто защитит от злоупотреблений правления – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый собственник жилья.

Кто может инициировать аудиторскую проверку и как проверить ТСЖ на воровство?

С ненадлежащим содержанием придомовой территории и некачественным оказанием коммунальных услуг может столкнуться любой житель мегаполиса, вне зависимости от того, кто обслуживает дом - ТСЖ или управляющая компания.

В случае образования товарищества собственников жилья многоквартирного дома все денежные средства жителей, перечисляемые в счёт оплаты коммунальных услуг, аккумулируются на счетах товарищества. Доступ к расчётному счету есть у правления этой организации.

Единственный механизм контроля эффективности текущей деятельности ТСЖ и выявления фактов воровства со стороны недобросовестного правления – это егопроверка в плане финансовых и бухгалтерских показателей деятельности.

Инициировать проведение проверки могут следующие лица:

  • общее собрание членов товарищества (созвать внеочередное собрание даже при сопротивлении правления вправе любой собственник жилья. Для кворума при принятии такого решения достаточно более 50% голосов);
  • инициативная группа членов ТСЖ;
  • ревизионная комиссия;
  • само правление;
  • любой жилец дома (путём подачи жалобы в компетентные органы).

Проводить непосредственно саму проверку может довольно широкий круг лиц и их объединений, но инициатива подобного мероприятия всегда исходит от собственников жилья.

Стоимость аудита и работа счётной комиссии ТСЖ

Образование счётной комиссии на постоянной основе в структуре объединения собственников необязательно.

Назначение этого органа заключается в двух функциях:

  1. Подсчёт голосов на очередных и внеочередных собраниях собственников жилья.
  2. Организация сбора результатов заочного голосования.

Комиссия формируется из числа членов ТСЖ, не входящих в правление. Исполнение обязанностей члена счётной комиссии осуществляется на безвозмездной основе. Если в штате этой структуры нет, при проведении внеочередного собрания первыми на голосование выносятся вопросы о назначении членов счётной комиссии.

Когда решение принимается правлением или общим собранием по вопросунеобходимости экспертизы финансово-хозяйственной деятельности, уполномоченные лица начинают поиск организаций, которые вправе проводить аудит ТСЖ.

Стоимость услуг аудиторских фирм не имеет тарифов и зависит от сложности и объёма предполагаемых работ. Как правило, размер вознаграждения аудиторов находится в диапазоне от 25 до 70 тысяч рублей. Значение может иметь срочность проведения работ и квалификация специалиста-эксперта.

Необходимость контроля

Руководство избирается из числа членов товарищества, однако этот факт не гарантирует их честную и добросовестную работу. Часто бывает с точностью до наоборот: правление стремится как можно полнее и быстрее наполнить собственные карманы в ущерб остальным жителям.

Существует несколько легальных и полулегальных схем, к которым прибегают нечистые на руку председатели правления:

  • привлечение аффилированных правлению организаций для выполнения работ по завышенным ценам;
  • оказание услуг «на бумаге»;
  • выполнение ненужных работ с последующим их переделыванием;
  • помещение средств отдельных фондов дома на срочный вклад с присвоением процентов;
  • необоснованное повышение заработной платы членам правления;
  • отчуждение или сдача в аренду общего имущества по заведомо заниженным ценам, с выплатой денежного бонуса лично председателю;
  • намеренное нарушение финансовой и налоговой дисциплины в виде взимания взносов в наличной форме с целью сокрытия реального размера накопленных средств для дальнейшего присвоения.

Неудовлетворительное исполнение обязанностей по управлению общим имуществом может явиться следствием не столько махинаций со стороны правления, сколько некомпетентностью или небрежностью.

В этом случае состав уголовного или административного правонарушения в действиях правления отсутствует. Однако от гражданско-правовой ответственности за нарушение прав жильцов как потребителей, председатель не освобождён.

Кто может проводить инспектирование?

Инициирование проверки – прерогатива самих жильцов, однако непосредственное осуществление экспертизы и определение правомерности оценки законом возложено на несколько специальных субъектов:

Аудиторская проверка ТСЖ не всегда преследует цель покарать за проступок.

В идеале – это эффективный инструмент для повышения качества работы правления ТСЖ, повышения финансовой и налоговой грамотности бухгалтеров, снижения рисков неосторожного нарушения законодательства.

Как выявить воровство?

Способов, как быстро проверить ТСЖ на воровство, чтобы своевременно пресечь противоправную деятельность, практикующими юристами выработано немало.

Обычно достаточно совершить основные шаги:

  • самый простой способ при наличии подозрений - не разбираясь самостоятельно, направить жалобу в соответствующее ведомство и ждать результатов, о которых государственный орган обязан сообщить в 30-дневный срок со дня окончания;
  • за свой счёт нанять аудиторов и поручить проведение проверки им;
  • обратиться в ревизионную комиссию с указанием конкретных фактов ненадлежащего содержания жилья и управления общим имуществом;
  • самостоятельно запросить и сверить инвентаризационные списки, бухгалтерские отчёты и перечень контрагентов. После чего провести аналитическую работу по выявлению аффилированных лиц и конечных бенефициаров по сделкам. Проверить соответствие заключённых договоров современным рыночным условиям. Выяснить на электронном сервисе ФНС взаимное соответствие реквизитов контрагентов. Проверить тарифы ЖКХ.

По итогам проведения проверки правоохранительными, налоговыми или надзорными органами на ТСЖ может быть наложен штраф, который подлежит уплате за счёт общего имущества.

Ревизионная проверка ТСЖ

Законом предусмотрена одна обязательная ежегодная проверка деятельности товарищества – ревизионная. Полная ревизия деятельности ТСЖ осуществляется силами специально созданного постоянного органа товарищества. Как её назначить и провести,решают собственники жилья на общем собрании при утверждении Устава.

Ревизионная проверка товарищества является плановым внутреннимрегламентом с некоторыми особенностями:

  1. Проверяет только финансовую деятельность правления за один календарный год.
  2. Не вправе влиять на осуществление такой деятельности или давать обязательные для исполнения рекомендации.
  3. Составляет итоговый отчёт финансовой деятельности, смету доходов и расходов и заключение по проверке.

Документы ревизионная комиссия предоставляет на очередном общем собрании или по требованию инициативных жильцов.

Аудит со стороны председателя

Аудит деятельности ТСЖ - процедура объективно необходимая больше для правления, чем для рядовых членов товарищества.

Благодаря своевременно проведённой проверке правление получает ряд преимуществ:

Все эти нюансы позволят правлению избежать ответственности за допущенные ошибки в налоговом и бухгалтерском учёте, уйти от штрафов, увольнений и запрета занятия должности председателя в дальнейшем.

Порядок аудиторской проверки

Проверка сторонней организацией, оказывающей аудиторские услуги, начинается с согласования цены, и заключения договора на оказание услуг. Сроки, место и период проверки оговариваются в договоре.

Сама процедура проверки включает в себя несколько последовательных этапов:

  1. Согласование перечня документации, передаваемой на проверку. Передача осуществляется по описи.
  2. Ознакомление с финансовой и налоговой отчётностью за проверяемый период. Контроль правильности бухгалтерских проводок по счетам и субсчетам.
  3. Сопоставление текущих коэффициентов с плановыми маркерами. Выяснение причин расхождения.
  4. Составление заключения аудитора по итогам проверки. Подписывается два экземпляра акта – по одному для каждой из сторон.

Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ содержит подробное описание хода аудита, сделанные выводы и рекомендации на будущее. Документ содержит элементы коммерческой тайны, в связи с чем считается конфиденциальным и хранится по определённым правилам.